Оптимизация творческого развития учащихся среднего школьного возраста объединений дополнительного образования: на примере традиционного промысла филимоновской игрушки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Выдрина, Наталья Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 227
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Выдрина, Наталья Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГРАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОГО ПРОМЫСЛА
ФИЛИМОНОВСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ.
1.1. Творческое развитие учащихся среднего школьного возраста объединений дополнительного образования средствами традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки.
1.2. Принципы этнопедагогического процесса и их значение в становлении народной художественной культуры.
1.3. Функции регионального компонента в процессе изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННОГО ПРОМЫСЛА ФИЛИМОНОВСКОЙ
ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Моделирование педагогического процесса в объединении дополнительного образования, направленного на оптимизацию творческого развития обучаемых средствами промысла филимоновской игрушки.
2.2. Содержание экспериментальной программы «Филимоновская глиняная игрушка» с учетом регионального компонента.
2.3. Экспериментальная проверка эффективности процесса изучения традиционного промысла филимоновской игрушки в оптимизации творческого развития учащихся.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Народная глиняная игрушка как эстетическая модель современного дизайна: На примере филимоновской игрушки2002 год, кандидат искусствоведения Карасева, Елена Михайловна
Народные промыслы Тульского края. Их культурно-историческая и художественная ценность: Истоки, развитие, перспективы2004 год, кандидат искусствоведения Павлова, Татьяна Васильевна
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на внеклассных занятиях средствами народной игрушки2008 год, кандидат педагогических наук Егупова, Наталья Валерьевна
Развитие творческих способностей школьников (5-11 класс) на занятиях художественной керамикой1998 год, кандидат педагогических наук Саляева, Татьяна Владимировна
Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы2010 год, доктор педагогических наук Губанова, Елена Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимизация творческого развития учащихся среднего школьного возраста объединений дополнительного образования: на примере традиционного промысла филимоновской игрушки»
Актуальность исследования. В современных условиях развития Российского общества, связанных с общественно-политическими, экономическими и социокультурными изменениями, возникает необходимость совершенствования системы образования. Придается особая значимость дополнительному образованию, которое отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение новых социальных ролей, формирование познавательных интересов, приобщения к культурным ценностям на основе свободного выбора обучающимися видов и форм деятельности.
Проблема развития творческих способностей и качеств личности обучаемых в образовательно-досуговой деятельности привлекает пристальное внимание ученых в течение уже достаточно продолжительного времени. Творческое развитие личности является одной из важных задач педагогической теории, практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения. Педагогика обращает особое внимание на внутренние факторы развития и ведет поиск дидактических средств согласованного и взаимообусловленного влияния на различные сферы личности. Исследованиям проблем творческого развития детей средствами разных видов искусства посвящены работы А.В.Бакушинского, В.С.Кузина, Д.С.Лихачева, В.К.Лебедко, Н.Н.Ростовцева, С.Т.Шацкого, Е.В.Шорохова, ТЛ.Шпикаловой.
Большой вклад в становление и развитие современной научно-методической подготовки в области изобразительного искусства внесли художники-педагоги и исследователи: В.С.Кузин, В.И.Козлов, В.К.Лебедко, Б.Ф. Ломов, С.П.Ломов, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов и др.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определено, что дополнительное образование детей было и остается одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов. Законом РФ "Об образовании" и "Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей" определены основные задачи: "обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга".
Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранение и приумножение культуры своего народа. Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный в России и за рубежом. Ее духовная наполненность и сила выразительности постоянно вызывает интерес. Черты национального характера, обусловленного окружающей природой, укладом жизни, историей, эмоциональный, психологический склад народа всегда предоставляют духовное содержание и самобытный характер рукотворных предметов. Поэтому сегодня, наиболее верным направлением оптимизации творческого развития учащихся объединений дополнительного образования Тульской области является изучение традиционного промысла филимоновской игрушки, с учетом гармоничного сочетания общепедагогических требований и региональных традиций. Решение этих вопросов невозможно без глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого. Региональная направленность образования, ориентирующая на потребности личности, реализуемой в конкретной социальной и социокультурной среде, за счет местных особенностей в повседневной деятельности, тем более важна, что в последние годы в йашей стране сложилась неординарная ситуация: с одной стороны, демократизация общества привела к всплеску национального самосознания, повышению интереса к национальным обычаям и культуре, с другой стороны, происходит забвение нравственных идеалов, смена ценностных ориентиров, особенно в среде молодежи. В трудах таких авторитетных исследователей народного творчества, как А.Б.Бакушинский, В.А. Барадулин, Г.К.Вагнер, В.М.Василенко, М.А.Некрасова, А.Б.Салтыков отражены база, коллективная сущность становления и развития народного декоративно-прикладного искусства, которые позволяют рассматривать его потенциал в качестве огромной воспитательной силы, способствующей творческому развитию обучаемых.
Мы разделяем точку зрения большинства исследователей и ученых -психологов, таких как - JI.C. Выготский, H.H. Волков, А.Н. Леонтьев, Е.И. Игнатьев, Я.А.Пономарев, Б.М. Теплов, которые характеризуют художественно - творческий процесс как воплощение максимального человеческого мышления. Составляющими факторами его являются воображение, связанное с объективным восприятием действительности, интуиция, вдохновение, которое ведет к максимальной реализации и самовыражению в творческом процессе.
В последние годы написан ряд кандидатских диссертаций, посвященных проблемам изучения декоративно-прикладного искусства, как вполне самостоятельной части изучения художественной культуры, обращается особое внимание на развитие национальной художественной культуры, исследованы вопросы самоопределения и самосуществования личностного потенциала. В их числе исследования М.Н. Афасижева, Е.Е. Литвиновой, М.В. Галкиной, М.С. Мырзаканова, В.А. Березиной, З.К. Герюговой, А.Н. Семеновой. Мы поддерживаем точку зрения М.В. Галкиной, которая освещает в научных трудах проблемы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Она утверждает, что народные традиции как базовое явление русской культуры и образования универсальны по своим адаптивным и воспитательным возможностям. В системе образования они мягко приобщают ребенка к традиционной родной культуре и искусству.
Вместе с этим в настоящее время в научных исследованиях наступает качественно новый этап, характеризующийся более глубоким анализом педагогических явлений, требующих применения методов, обладающих как прогнозирующими возможностями, так и возможностями гарантировать результат обучения декоративно-прикладному искусству в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
В этой связи установлен ряд противоречий:
- между возрастающей потребностью общества в решении задач современной гуманизации дополнительного образования, где важнейшим фактором является изучение народного искусства, и недостаточной разработанностью проблемы исследования;
- между необходимостью определения содержания, специфики народного промысла и неразработанностью организационных форм, методов изучения промысла филимоновской глиняной игрушки;
- между реальными возможностями объединений дополнительного образования и изменением социального заказа на образовательные и социокультурные услуги, что связано с изменением общественной среды, предъявляющей повышенные требования к творческим качествам подрастающего поколения.
- между возросшими возможностями расширения кругозора учащихся объединений дополнительного образования о региональном своеобразии условий их жизни, формирования общечеловеческих ценностей и неразработанностью методических основ реализации регионального компонента в процессе изучения народного промысла;
Возникает необходимость изучения, систематизации, использования основ народного художественно-педагогического опыта, традиционно сложившегося в данном историческом и культурном регионе, передачи навыков традиций, принципов народного творчества, что и определяет актуальность исследования.
Основной функцией образования в современной ситуации выступает функция превращения образования в реальный механизм развития личности.
Проблема исследования. Научная разработка и обоснование теоретических и методических основ процесса изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки, направленного на творческое развитие обучаемых объединений дополнительного образования с учетом регионального компонента.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить условия изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки в контексте региональной культуры в творческом развитии обучаемых среднего школьного возраста объединений дополнительного образования.
Объект исследования. Процесс изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки учащихся среднего школьного возраста объединений дополнительного образования, направленного на творческое развитие обучаемых.
Предмет исследования составляют содержание, формы, методы изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки, направленного на творческое развитие обучаемых среднего школьного возраста объединений дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.Выявить оптимальные условия, способствующие совершенствованию процесса изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки с учетом регионального компонента, направленного на творческое развитие учащихся объединений дополнительного образования;
2.Дать теоретическое обоснование функций регионального компонента содержания изучения традиционного промысла филимоновской игрушки в объединениях дополнительного образования;
3.Теоретически обосновать и эмпирически подтвердить эффективность модели педагогического процесса в объединении дополнительного образования, направленного на оптимизацию творческого развития обучаемых средствами промысла филимоновской игрушки;
4.Разработать экспериментальную программу изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки учетом регионального компонента;
5.Разработать учебно-методические, дидактические материалы для проведения занятий по изучению традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки;
6.Выделить критерии и показатели творческого развития обучаемых среднего школьного возраста, формируемого в условиях объединений дополнительного образования средствами филимоновского промысла.
Гипотеза исследования. Процесс изучения традиционного промысла филимоновской игрушки учащихся объединений дополнительного образования, будет более эффективным и качественным, при соблюдении следующих условий:
1 .Целенаправленный процесс изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки, в рамках предложенной в исследовании модели, рассматривать как фактор развития и совершенствования творческих качеств обучаемых;
2.Определение оптимальных условий организации процесса изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки, направленного на творческое развитие обучаемых;
3.Содержание процесса изучения народного промысла обладает тесной структурной связью различных предметов (лепки и росписи глиняной игрушки), взаимосвязанных между собой и представляющих единую дидактическую систему, где каждый вид деятельности предоставляет свои специфические качества для творческого развития обучаемых;
4.Региональная направленность объединений дополнительного образования предполагает подготовку учащихся, владеющих системой знаний о своем регионе, культурном наследии, обычаях и традициях. Методологическую основу исследования составили: общая теория обучения (С.А.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, И.Я.Лернер); общие положения о роли психических процессов в активном познании и личностном развитии (Дж.Брунер, А.Р.Лурия, Д.И.Фельдштейн и др.); современные теории гуманизации и демократизации образовательного процесса (М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, Б.Л.Вульфсон, Н.Д. Никандров и др.); совокупность философских положений и педагогических идей развития деятельности дополнительного образования (П.П.Блонский, В.А.Горский, В.А.Зеленко, А.В.Мудрик, Е.Н.Медынский, С.В.Сальцева и др.); проблемы регионализации образования в контексте гуманизации освящены в работах Г.К.Вагнера, П.В.Занкова, Я.А.Коменского, К.Д. Ушинского и др.; научные труды, посвященные проблем творческого развития детей средствами разных видов искусства (А.В.Бакушинский, С.Т.Шацкий, Н.Н.Ростовцев, В.С.Кузин).
Методы исследования. Для решения обозначенной проблемы исследования использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ и синтез научной литературы, нормативных и методических материалов, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование, наблюдение, диагностика, мониторинг, педагогический эксперимент. С помощью методов математической статистики осуществлялся количественный анализ полученных данных.
База исследования. Научно-исследовательская работа проведена в объединениях дополнительного образования Тульской области - Центре Внешкольной работы п. Волово, Одоевской детской школе искусств п. Одоева, в средних общеобразовательных школах №1, №2 п. Волово, г.
Тулы. Использовался опыт работы Областного Центра Эстетического воспитания детей МГОУ. В эксперименте приняли участие около 400 человек: обучаемые среднего школьного возраста, педагоги и слушатели. Этапы экспериментального исследования. В исследовании выделяются четыре взаимосвязанных этапа с 2004г. по 2008г. Эксперимент заключался в проведении занятий по росписи и лепке филимоновской глиняной игрушки в объединении дополнительного образования для апробации учебной программы, с целью разработки методических основ изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки, направленного на оптимизацию творческого развития учащихся.
На первом этапе (2004-2005 гг.) изучались философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные работы, сопряженные с темой исследования, опыт работы объединений дополнительного образования: проводились наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, констатирующий эксперимент, обработка исследовательских материалов. Определялась цель, объект и предмет. Формулировалась рабочая гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе (2005-2006 гг.) продолжалась теоретическая работа, направленная на поиск эффективных путей изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки учащихся объединения дополнительного образования. Разрабатывалась модель педагогического процесса в объединении дополнительного образования, направленного на оптимизацию творческого развития обучаемых средствами промысла филимоновской игрушки, уточнялись организационно - педагогические условия ее успешной реализации. Разработана программа, с учетом регионального компонента. Проводился формирующий эксперимент.
Третий этап (2006-2007 гг.) включал в себя основной объем опытно-экспериментальной работы. Проводился контрольный эксперимент, внедрение в практику объединения дополнительного образования экспериментальной программы "Филимоновская глиняная игрушка", в рамках разработанной модели. Уточнялось содержание занятий, отрабатывались методы педагогического воздействия на учащихся с целью оптимизации творческого развития учащихся. Продолжалось изучение передового педагогического опыта, изучение философской, психолого-педагогической, методической, социологической, • культурологической, исторической, искусствоведческой литературы и литературы по народному искусству.
Четвертый этап (2007-2008 гг.) - заключительно-обобщающий. Формулировались основные выводы. Выполнялась аналитическая работа по результатам теоретического и экспериментального исследований по систематизации и обобщению полученных результатов. Оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования.
- Определена результативность предложенной в исследовании модели педагогического процесса в объединении дополнительного образования, направленного на оптимизацию творческого развития обучаемых средствами промысла филимоновской игрушки;
- разработана и экспериментально проверена программа изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки учащихся объединений дополнительного образования, включающая учебно-методические пособия, комплекс учебных заданий, на основе межпредметной интеграции, направленной на развитие творческих качеств личности обучаемых;
- раскрыты функции регионального компонента в процессе изучения традиционного промысла филимоновской игрушки в реализации поставленных целей;
- определены оптимальные условия изучения промысла филимоновской глиняной игрушки учащихся объединений дополнительного образования.
Теоретическая значимость. 1.Определены условия эффективного развития творческих качеств личности обучаемых объединений дополнительного образования посредством включения регионального компонента в процесс изучения традиционного промысла филимоновской игрушки;
2,Обогащены теория и практика гуманизации дополнительного образования в области изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки учащихся, с учетом регионального компонента, который открывает большие возможности для творческого развития обучаемых;
3.Теоретически обоснована и эмпирически подтверждена модель педагогического процесса в объединении дополнительного образования, направленного на оптимизацию творческого развития обучаемых средствами промысла филимоновской игрушки, повышает эффективность всей учебно-воспитательной работы.
Практическая значимость. ¡.Разработаны и внедрены методические рекомендации по диагностике творческого развития обучаемых среднего школьного возраста объединений дополнительного образования и совершенствования процесса изучения традиционного промысла;
2.Экспериментально проверена и качественно доработана программа "Филимоновская глиняная игрушка", в контексте региональной культуры, которая может оказать практическую помощь педагогам объединений дополнительного образования;
3.Выводы и рекомендации исследования могут быть непосредственно использованы в объединениях дополнительного образования по совершенствованию методов работы педагогов; при разработке учебных программ и создании учебных пособий; для изучения смежных научно-педагогических проблем изучения традиционных народных промыслов.
Достоверность и обоснованность выводов, и научных результатов исследования обеспечиваются использованием методологических и теоретических положений в области философии, педагогики, психологии, народном искусстве; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; всесторонним анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью выборки; достаточным статистическим материалом и корректной обработкой результатов исследования.
Апробация и внедрение. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, заседаниях кафедры живописи и народно-художественных ремесел факультета Изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ, на педагогических совещаниях Областного Центра эстетического развития детей МГОУ, Центра внешкольной работы Тульской области п. Волово. Результаты работы с учащимися, мастер-классы по изготовлению филимоновской игрушки показывались на семинаре Областного центра эстетического воспитания детей МГОУ в январе 2008г. в доме детского творчества г.Пушкино, на фестивале "Мастера" в музее декоративно-прикладного искусства г.Москвы в мае 2007г., на детском фестивале "Поляна" в июле 2007г. в Одоевском районе Тульской области. Материалы исследования, экспериментальная программа "Филимоновская глиняная игрушка" апробированы и внедрены в практику объединений дополнительного образования Тульской области.
Положения, выносимые на защиту. 1 .Результаты научного анализа исторического и культурологического аспектов традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки;
2.Психолого-педагогическая концепция творческого развития учащихся объединений дополнительного образования в процессе изучения традиционного промысла глиняной игрушки;
3.Функции регионального компонента в процессе изучения традиционного промысла глиняной игрушки;
4.Модель педагогического процесса в объединении дополнительного образования, направленного на оптимизацию творческого развития обучаемых средствами промысла филимоновской игрушки включает следующие структурные ■ элементы: социальный заказ, условия функционирования объединения дополнительного образования, цели, функции, содержание, методы и формы, критерии и уровневые показатели творческого развития обучаемых, результаты взаимодействия педагогов и обучаемых;
5.Экспериментальная программа изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки с учетом регионального компонента и учебно-методический комплекс, создающие объективную базу для оптимизации творческого развития учащихся.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Традиционная отечественная керамика. Особенности развития, художественное своеобразие: вторая половина XIX - 1980-е годы2012 год, доктор искусствоведения Мусина, Раиля Рифгатовна
Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России2005 год, доктор педагогических наук Бадаев, Вячеслав Семенович
Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования2005 год, кандидат педагогических наук Гребенщиков, Андрей Григорьевич
Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников: На материале Республики Дагестан2000 год, кандидат педагогических наук Гамзатова, Гульпери Кадыровна
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки1998 год, кандидат педагогических наук Игнатьева, Алла Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Выдрина, Наталья Владимировна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод, что модель позволяет видеть процесс изучения промысла филимоновской игрушки комплексно, что повышает целостность системы и позволяет определить эффективность всех аспектов. Реализация предложенной модели в объединении дополнительного образования способствует успешной оптимизации творческого развития обучаемых среднего школьного возраста.
Жизнеспособность нашей модели педагогического процесса подтверждает результативность изучения промысла в объединении дополнительного образования, направленного на оптимизацию творческого развития обучаемых, которая проявляется:
- в личностном росте обучаемых (активная субъектная позиция); в восоком уровне оказания индивидуальной помощи и поддержки ребенка (адекватность содержания, методов, форм образовательно-воспитательного воздействия возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка);
- включении обучаемых в различные виды деятельности (наличие условий, возможность выбора интересующего вида деятельности);
- в уровне нравственной воспитанности обучаемых и их отношении к базовым социальным ценностям (сформированность среди учащихся значимых норм, ориентации и ценностей).
Модель построена с учетом ориентации на реальный контингент обучающихся и конкретный социальный заказ. Она обеспечивает создание общности педагогов, детей и родителей и способствует непрерывной, педагогически целесообразной организации образовательного процесса, представляет собой сложную многоплановую структуру, основу которой составляют педагогические функции, формируемые на основе поиска их оптимального сочетания, с учетом интересов государства, личности, коллектива, всех категорий работников, обучающихся, их родителей и общественности. Но модель не является простым соединением составляющих ее функций, а образует целостную интегративную систему, создающую комплекс условий для удовлетворения социального спроса на развитие их творческих способностей обучаемых, формирования личности, обладающей высоким творческим потенциалом.
Анализ результатов по всем заданиям, а также продуктов деятельности обучаемых объединений дополнительного образования показал, что на завершающем этапе эксперимента учащиеся экспериментальных групп используют в своей деятельности по сравнению с контрольными группами творческие приемы работы с материалом, они находят новые своеобразные, оригинальные подходы к поиску формы изделия, разрабатывают интересный орнамент, повышается их самостоятельность в приобретении знаний и умений работать с литературными источниками. Обучаемыми экспериментальных групп отмечалось, что организация занятий с демонстрацией кинофильмов и слайдов по народному искусству, участие в народных праздниках, играх повышает их эмоциональный настрой, потому все практические занятия проходят на "подъеме". В этом смысле характеристика творчества вполне отражает условия, в которых развиваются творческие качества обучаемых экспериментальных групп.
Народные традиции как базовое явление русской культуры и образования универсальны по своим адаптивным и воспитательным возможностям. В системе образования они мягко приобщают ребенка к традиционной родной культуре и искусству. Воплощение декоративного, изобразительного замысла учащегося в материале естественным образом воспитывает у него чувство любви к природному, художественному материалу, понимание его и декоративных качеств, технологических особенностей и достоинств, а это в свою очередь способствует развитию художественного вкуса и творческому развитию обучаемых.
Таким образом, система дополнительного образования предоставляет широкие возможности для интеграции деятельности различных социальных институтов, расширяет возможности реализации социально-педагогических функций и отвечает интересам государства, личности.
Особо важно отметить, что посредством произведений фольклора -сказаний, песен, игрушек, изделий мастеров художественных ремесел, привычных с детства бытовых предметов, передается культурный и художественный опыт поколений, осуществляется живая и непосредственная связь между прошлым и настоящим. Использование в художественно-образовательном процессе разнообразных дидактических возможностей с учетом национального колорита, заметно влияет на творческое развитие учащихся, их эстетическое отношения к миру природы. Результаты эксперимента показали, что внедрение в художественно-педагогический процесс объединений дополнительного образования Тульской области разработанных методических материалов и экспериментальной программы с учетом регионализации образования повышает эффективность процесса изучения промысла филимоновской глиняной игрушки. Взаимосвязь промысла филимоновской игрушки с народными праздниками несомненно способствует оптимизации творческого развития учащихся.
Это означает, что можно вести речь о перспективности предлагаемой методики в решении вопросов оптимизации творческого развития учащихся средствами традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки, с учетом регионального компонента на основе систематизации, расширении и углублении имеющихся у обучаемых представлений о народной культуре и искусстве родного края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы необходимо отметить, что представленные в настоящем исследовании материалы дают основания рассматривать творческое развитие обучаемых объединений дополнительного образования как целенаправленный, организуемый и контролируемый педагогический процесс.
Путем экспериментального обучения подтвердилась правильность выдвинутой гипотезы.
Анализ теоретического и экспериментального материала дал основание сформулировать общие выводы по исследованию:
1.Реализация предложенной в исследовании модели предполагает эффективность целенаправленного педагогического процесса в объединении дополнительного образования, направленного на развитие и совершенствование творческих качеств обучаемых средствами традиционного промысла филимоновской игрушки;
2. Выявлены и обоснованы оптимальные условия организации процесса изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки, направленного на творческое развитие обучаемых: использование высококвалифицированных кадров, целесообразное информационно-методическое обеспечение, внедрение экспериментальной программы "Филимоновская глиняная игрушка" с учетом регионального компонента содержания обучения.
3.Содержание процесса изучения традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки включает межпредметную интеграцию, ориентировано на становление и творческое развитие учащихся, реализацию поставленных целей;
4.Региональная направленность объединений дополнительного образования рассматривается как фактор творческого развития учащихся. Она предполагает учет в проектировании содержания обучения объединений дополнительного образования историко-культурологических, природно-географических, психолого-педагогических, социально-экономических знаний и особенностей данной местности, способствующих развитию, а также совершенствованию творческого потенциала обучаемых; построения такой системы образования, которая удовлетворяла бы образовательные потребности как конкретного региона, так и страны в целом.
Опытно-экспериментальная работа позволила сформулировать рекомендации педагогам объединений дополнительного образования по оптимизации творческого развития обучаемых средствами промысла филимоновской глиняной игрушки.
Данная работа явилась результатом педагогической работы в объединениях дополнительного образования Тульской области - Центре Внешкольной работы п. Волово, Одоевской детской школе исскуств п. Одоева, в средних общеобразовательных школах №1, №2 п. Волово, г. Тулы. Использовался опыт работы Областного Центра Эстетического воспитания детей МГОУ, что позволило автору иметь достаточно полное представление о состоянии образовательно-воспитательного процесса, а также оптимизации творческого развития обучаемых средствами промысла.
Научно-экспериментальная работа автора исследования дает практическое подтверждение теоретических аспектов оптимизации творческого развития обучаемых объединений дополнительного образования средствами традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки.
Проблема оптимизации творческого развития обучаемых объединений дополнительного образования средствами промысла филимоновской глиняной игрушки многогранна и включает общепедагогические, специальные, методологические, психологические аспекты. В данном исследовании предпринята попытка разобраться в многообразии различных аспектов и подходов, на которых базируются сновные концепции и теории творческого развития учащихся, уровни и критерии творческого развития обучаемых объединений дополнительного образования. Изучено общее состояние этнокультуры, проблема взаимосвязи художественно-эстетических аспектов народного искусства и мировоззренческих представлений древних славян. Определены исторические истоки и художественное своеобразие традиционного промысла филимоновской глиняной игрушки.
Вместе с тем, диссертационная работа не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Проведенное нами исследование, может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса, связанного с проблемой оптимизации творческого развития учащихся объединений дополнительного образования средствами народного промысла; в поиске новых условий реализации предложенной в исследовании модели; во внедрении инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс объединений дополнительного образования; в развитии художественно-творческих способностей обучаемых объединений дополнительного образования на основе практикума по основным промыслам и ремеслам Тульского края.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Выдрина, Наталья Владимировна, 2008 год
1. Абакумова E.B. Развитие художественно-творческих способностей учащихся. (На материале детских художественных школ искусств Республики Адыгея): Автореф. дис.канд. пед. наук.-Майкоп, 2004.-27 с.
2. Алферов Л. Технологии росписи. Учебный курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 335 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.-М.: Политиздат, 1980.-486с.
4. Антонов В.П. Народные художественные промыслы России. М.: Интербук Бизнес, 2000. - 241 с.
5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития// Внешкольник. 1997. - № 9. - С. 6-8.
6. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. Л.: Художник РСФСР, 1988.-110 с.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982.-192 с.
8. Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Изб.искусствовед.тр. М.: Сов.художник, 1981.-351 с: ил.
9. Баутрук Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7-11 классов. (На примере нижегородских промыслов): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 23 с.
10. Березина В.А. Духовно навственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт // Внешкольник. - 2002.-№ З.-С. 2-23. М.Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов. // Вопросы психологии. 1968. - № 4, с.51-66.
11. Берулава Г.А. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. № 5. -С. 21-25.1 б.Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика.-М.-Просвещение, 2001.-234 с.
12. Блинов Г.М, Гарибова Т. Волшебный мир игрушки. Липецк, "Ленинское знамя", 1976.
13. Блинов Г.М. Сказки без слов.-Тула: Приокское, 1974.-127 с.
14. Блонский П.П. Избранные педагогики и психологии.-Соч. 2.т /П.П.Блонский.-М.:Педагогика, 1979.-352 с.
15. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-496 с.
16. Боголюбов НС. Формирование творческих возможностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. кандидата пед.наук.- М., 1993. 390 с.
17. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л.: Сов. художник, 1968.- 160с: ил.
18. Билькенов Ж. Традиции народного искусства в системе навыков изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. - 18 с.
19. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Л.: Художник РСФСР, 1988. -332 с.
20. Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей РФ: поиск, опыт, находки.-Принципы обновления программного обеспечения в учреждении дополнительно образования. Тезисы конференции.-С.-Петербург,1995. -С. 4-11.
21. Бруднов A.K. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей.- М.гГуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 544 с.
22. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение.-М.:Ин-т. практ.психологии, 1996.-392 с.
23. Буева И.И. Научное обеспечение развития учреждения дополнительного образования //Бюллетень.-2001.-№1.- С.2-5.
24. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании/ЛЗнешкольник.- 1999.-№№ 7-8.-С. 37-39.
25. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания. Пособие для студентов ВУЗов.-М.: АО "Аспект Пресс", 1994.-304 с.
26. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977, -464с: ил.
27. Величко Н. Энциклопедия. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. -М.:Арт-Пресс, 1999. 172 с.
28. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
29. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1972.-350 с.
30. Воробей Ю.Л. Диалектика художественного творчества.-М.: Изд.МГУ, 1983,- 197 с.
31. Вощенкова Н.С. Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002.-23 с.
32. Выготский Л.С. Психология искусства /Под ред Ярошенко М.Г.-М.:Педагогика.- 1987.-344 с.
33. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М.; Л; Госиздат, 1930.- 79 с.
34. Внешкольные учреждения: сигнал тревоги //Воспитание школьников.-1991.-№4.-С. 2-3.
35. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: изд-во Академии пед.наук, 1960. - 500 с.
36. Галкина М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1999.-17 с.
37. Галкина М.В. Солнце юной Московии / Под ред. Поповой Г.Н.Мытищи: МГОУ, 2005.-71с.
38. Гальперин П.Я. Введение в психологию.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-150с.
39. Герасимов С.А. Культура и воспитание // Вопросы философиию М.: 1978.-№1.-198 с.
40. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 328 с.
41. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998.-203 с.
42. Гершунский Б. С. Философия образования для 21 века //Мир образования.-1996.-№ 4.-С.49-54.
43. Герюгова З.К. Стимулы эстетического воспитания школьников в деятельности центра детского творчества: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Карачаевск, 2004.-23 с.
44. Гиниятуллин Р.Х. Педагогические условия реализации региональной направленности образовательного процесса в сельской школе: Автореф. дис.канд. пед. наук.- Уфа, 2004.-27 с.
45. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности //Дополнительное образо-вание.-2002.-№ 8.-С.6.
46. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1996.-126 с.
47. Горошко А. Я. Методика формирования художественного интереса сельских школьников 1-4 классов на материале русского народного декоративно-прикладного искусства. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1992.- 16 с.
48. Горский В. А. Концепция дополнительного образования детей //Внешкольник.-1996. -№ 1. С.6-11.
49. Горский В.А. Игра и деятельность //Дополнительное образование.-2000.-№ 9.-С.31.
50. Горский В.А. Становление и социальное самоопределение личности в системе дополнительного образования //Дополнительное образование.-2001.-№ 9.-С.З-7.
51. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю. Требования к программам дополнительного образования //Дополнительное образование.-2002.-№ 2.-С.3-8.
52. Горячева H.A., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Учебник по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 2000. - 175 с.
53. Горячева Н. А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991 .-18 с.
54. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы" // Внешкольник.- 2001.-№ 5.-С 7-10.
55. Гриншпун С.С. Воспитание творческой личности //Внешкольник.-2000.-№№7-8.-С.48-51.
56. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования //Педагогика.-1994.-№ 6. С.31-37.
57. Громыко Ю.В.,Давыдов В.В, Лазарев В.,Рубцов В.Слободчиков В Концепция прогноза развития образования до 2015г //Народное образование.-1993 .-№№ 1,2.-С. 17-27.
58. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретическогои экспериментального исследования.- М.: Педагогика, 1989.-96с.
59. Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. - 176 с.
60. Даги И. А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детских художественных школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. -16 с.
61. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности // Сов. пед. 1961. №8
62. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера.-М.: Просвещение, 1993. -124 с.
63. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192 с.
64. Демин М.В. Проблемы теории личности.-М.: МГУ, 1977.- 240с.
65. Деятельность внешкольных учреждений в помощь школе: Метод. Рек. /АПН СССР, НИИ общих проблем воспитания; Под ред.М.Б.Коваль.-М.: Просвещение, 1986.-52 с.
66. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития // Педагогика.-1995.-№ 5.- С.39-44.
67. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. Условность декоративного искусства. М.: Искусство, 1970. - 125 с.
68. Жегалова С.К. Росписи хохломы. М.: Детская литература, 1991.-50с.
69. Журавлев В.И. Методы педагогического исследования. Лекции (для педагогических институтов). М.: Просвещение, 1972. - 159 с.
70. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика,1990.-164 с.
71. Вопросы психологии, 1971, № 6. 27-42 с.
72. Зубов В.И. Основы этнологии. М.: Сигналь, 1999. - 150 с.
73. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.-М.: Знание, 1968.-26 с.
74. Информационно-справочные материалы о дополнительном образовании детей в РФ: Сб.-М., 1993.-30 с.
75. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.-144 с.
76. Каменский A.A. О смысле художественной традиций // Сб.статей: Критерии и суждения в искусствоведении. М.: 1986. - 280 с.
77. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства.-Л., 1980.-68 с.
78. Кленова Н.В., Ломов В.Ф. Меренков A.B. Методика отслеживания и стимулирования саморазвития ребенка в досуговой деятельности.-//Дополнительно образование.-2001.-№ 2.-С.22-28.
79. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М.: Изобразительное искусство, 1993. - 222 с.
80. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения.- Оренбург, 1993.-62 с.
81. Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство как одна из основ художественно-педагогического образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1959.- 19 с.
82. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь.-М.: Издательский центр "Академия", 2000.-176 с.
83. Колесников Л.Ф, Турченко В.Н.,Борисова Л.Г. Эффективность образова-ния.-М.:Педагогика, 1991.-272 с.
84. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-302 с.
85. Концепция художественного образования в Российской Федера-ции. // Внешкольник.-2002.-№4.-С.2-4.
86. Концепция освоения окружающего мира в прогулках, экскурсиях, походах//Дополнительное образование.-2001.-№ 10.-С.56-59.
87. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Внешкольник.-2002.-№6.-С.2-15.
88. Юб.Крамар П.П. К определению понятия "творчество"/ Вопросы общественных наук.- Киев. Наукова думка, 1982.-102с.
89. Краевский В.В. Методология педагогической науки. Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов.-М.: Школьная книга, 2001. 248 с.
90. Краткий философский словарь /Под ред.А.П.Алексеева М.: Проспект, 1997.-397С.
91. Крупская Н.К. Нашей смене всестороннее развитие /Из выступления на всероссийском совещании по внешкольной работе /Лед.соч. в 6-ти т. Т.5.-М.: Госиздат, 1980.-С.398-403.
92. Ю.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
93. П.Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Агар, 1999. - 318 с: ил.
94. Кузин ВС. Психология. Издание 3-е перераб. и дополн. М.: Агар, 1997. - 303 с.
95. ПЗ.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: 1982. -17-23 с.
96. Курнешова Л.Е. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования.-М.- Воронеж. ¡Институт практ.психологии, 1996.-112 с.
97. Лебедев O.E. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. O.E. Лебедева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-256 с.
98. Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во вне учебной деятельности: Автореф.дис.доктора пед.наук. -М., 1978. 26 с.
99. Леонова Е.В. Возможности дополнительного образования по развитиюинтеллектуального и творческого потенциала детей // Дополнительное образование-2001.-№5.-С.45-50.
100. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
101. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1981.-185 с.
102. Лернер И.Я., Скаткин М.Н.Современный урок.-М.:МИРОС, 1992.-38 с.
103. Литвинова Е.Е. Формирование нравственно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. Дис.канд. пед.наук.- М., 2002.-206 с.
104. Лушников В.И. Совершенствование системы повышения квалифицированных кадров дополнительного образования в институтах усовершенствования: Автореф. канд.пед.наук.- М., 2001-18 с.
105. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность.-Л: Наука, 1971.-186 с.
106. Логинов В. М. Организационно-педагогические условия развития эстетического образования молодежи в регионе народного промысла (на примере промысла Гжель). Дис.канд. пед. наук. М., 1995. - 31 с.
107. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1958. 272 с.
108. Ломов С.П. Формирование художественных потребностей школьников на уроках изобразительного искусства. Автореф.дис.кандидата пед.наук. -М., 1986.-19 с.
109. Ломов С.П., Крылов В.П. Орнаментальная композиция. М.:Молодая гвардия, 1997. - 63 с.
110. Львова Г.Л. Некоторые условия развития воспитанников в учреждении дополнительного образования //Дополнительное образование.-2002.-№ 7.-С.40-42.
111. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с анг. Под общ.ред.Г.А.Балла и др.-М.:Смысл, 1999.- 424с.
112. Макаренко A.C. О воспитании.- 2-е изд. Перераб. и доп. -М.:Политиздат, 1990.- 414 с.
113. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. 1982. - №4. - С.5-17.
114. Медынский E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника, 4-е издание. М.: Наука, 1918.-288 с.
115. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы //Внешкольник.- 2003.- № 3.- 10-16 с.
116. Мещерова Е.В. Обучение приемам экспериментально-исследовательской деятельности как средство развития творческой активности старшеклассников: Дис.кандидата пед.наук.-Челябинск, 1998.-187 с.
117. Мотков О.И. Развитие творчества у детей. //Дополнительное образование,- 2000.-№ 4.-С.9-13.
118. Мудрик A.B. Социализация и воспитание,-М.: Сентябрь, 1997.-96 с.
119. Мырзаканов М.С. Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства. Дис.кандидата пед. наук.- Омск, 2000.- 232 с.
120. Народные промыслы СССР. Альбом. М.: Советский художник, 1982.-365 с.
121. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып.4. М.: Наука, 1991. - 167 с. МО.Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
122. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.
123. Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении. / Под ред. Занкова Л.В. М.: изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. -148 с.
124. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; под ред. Ю.К.Бабанского.- 2-е изд.,доп. и перераб.-М.'.Просвещение, 1988.479 с.
125. Педагогика. Учебное пособие. Журавлев И.В., Пидкасистый П.И.,Портнов М.Л. и др./ Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Рос.пед.агенства, 1996. - 602 с.
126. Педагогика:педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова.-М.:Академия, 1999.-509 е., ил.
127. Петракова Т.Н. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЭТО, 1997.-137 с.
128. Петровский А.В. О психологии личности.-М.:Знание, 1971.-64 с.
129. Петровский A.B. Личность, деятельность, коллектив,- М.: Политиздат, 1982. 255 с.
130. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981, т. 1. - 336 с.
131. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать материал самим обучать своих детей. 2-е изд. Б.м. и г. 560 с.
132. Пигилова Т.А. Народная культура. М.: Русское поле, 1993. -95 с.
133. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М.: Педагогика, 1972. 230 с.
134. Пилипенко Д. Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1976. - 25 с.
135. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.
136. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: в 2-х кн.: Учебник для студ.вузов.обуч. по пед.спец.-М.: ВЛАДОС, 2000.- 574 с.
137. Полная энциклопедия быта русского народа. В 2-х томах. М.: Олмо-Пресс, 1998. - 750 с.
138. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.:Просвещение, 1982.-191с.
139. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. - 264 с.
140. Попова Г.И. Содержание дополнительного образования: региональный компонент//Педагогический поиск.-1997.-№ 5.-С. 3-6.
141. Практикум по психологии. Под редакцией Леонтьева А.Н. М.: МГУ, 1972.-248 с.
142. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы. / Науч.руководитель Кузин B.C. М.: Просвещение, 1994. - 160 с.
143. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративноприкладного искусства. 1- 11 классы / Науч.рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение, 1995. - 87 с.
144. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края.-М.: Родник, 1998.-159 с.
145. Прокопец О.Н. Традиции народной масленицы.(В помощь организаторам народных праздников). Тула: Тулупрполиграфиздат, 1991.-21 с.
146. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1975. - 206 с.
147. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии /Под ред.П.Я.Гальперина.-М.:Изд-во МГУ, 1986. 344 с.
148. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т / Гл.ред.В.В.Давыдов.-М.: Болышая российская энциклопедия, 1993. 60 с.
149. Ростовцев H.H. О педагогической деятельности и методах преподавания (мемуарные записи). Омск: 2002, 247 с.
150. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981.- 208с.
151. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. Академия пед.наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 698 с.
152. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: Искусство, 1948. - 135 с.
153. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Искусство, 1948. - 135 с.
154. Рябчиков А. В. Методика обучения народной глиняной игрушке в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников (1-8 классы): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1996. -24 с.
155. Сальцева C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образовани: Авто-реф.дис.доктора пед.наук,- М., 1996.- 38 с.
156. Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым.-Тула: Приокское, 2000.- 480 с.
157. Скачков A.B. Дополнительное образование как социальнопедагогическая проблема: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Ростов-на-Дону, 1996.-24 с.
158. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150с.
159. Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МПТИ им. Ленина, 1982.-220 с.
160. Советский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1986.-1600с.
161. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2003.-368 е.: ил., 12 л.ил.
162. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении / Под ред. Л.В. Занкова.-М.:Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1958.-380 с.
163. СухомлинскийВ.А.О воспитании.-4-e изд.-М.:Политиздат, 1982.-270 с.
164. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.
165. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.-М., 1947.Вып.2.
166. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образоания детей (с изменениями и дополнениями) от 22 февраля 1997г. №212.-/О.Е.Лебедев. Дополнительное образование детей.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-С.46-54.
167. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.5.- М.: Педагогика, 1989.- 527 с.
168. Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества //Мир психологии.- 2002.- № 1.- С. 14-22.
169. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова.-М.: Республика, 2001.719 с.
170. Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
171. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.-М.: Издательский центр "Академия", 2001.-198 с.
172. Хворов H.A. Народные обычаи и обряды Троицкого праздничного комплекса.- Тула: Автограф, 2005.-184 с.
173. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. Изд. 2-е, перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 1988. 176 с.
174. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. т 166 с.201 .Шпикалова Т. Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1965.- 19 с.
175. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.-144с.
176. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. - 112с.
177. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.:Педагогика, 1979.-144 с.
178. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.