Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на внеклассных занятиях средствами народной игрушки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Егупова, Наталья Валерьевна

  • Егупова, Наталья Валерьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Орел
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 228
Егупова, Наталья Валерьевна. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на внеклассных занятиях средствами народной игрушки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Орел. 2008. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Егупова, Наталья Валерьевна

Введение. Общая характеристика работы.

Глава Г.Теоретические аспекты формирования основ нравственно-эстетического воспитания сельских школьников на материале использования народной игрушки.

§ 1 .Историко-культурные и педагогические традиции народной игрушки

§2.Социально-педагогические условия нравственно-эстетического воспитания учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы.

§3.Психофизические особенности нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на занятиях народной игрушкой.

Выводы по материалам I главы.

Глава И.Опытно-экспериментальная работа по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ средствами народной игрушки.

§ 1. Методические основы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ.

§2. Содержание, формы и организация внеклассных занятий народной игрушкой в условиях сельской школы.

§3.Экспериментальное исследование нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ средствами народной игрушки.

Выводы по материалам II главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на внеклассных занятиях средствами народной игрушки»

Общая характеристика работы.

В условиях развития современной системы образования предметы эстетического цикла всё чаще выступают как средство развития творческих способностей, необходимых человеку во всех сферах деятельности. Широкое развитие в этом направлении по достоинству должно получить декоративно-прикладное и народное искусство.

Народное искусство в нравственно-эстетическом воспитании имеет огромное значение. В процессе общения с ним у ребёнка формируются высокие идеалы, приобретаются нравственные ценности и эстетические впечатления, необходимые для всестороннего развития личности. Произведения народного искусства, вызывая эстетические эмоции, в яркой, образной форме убеждают, доносят до сознания детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую культуру человека, стимулируют познавательный интерес к народному творчеству, утверждают чувство гордости за свою принадлежность нации.

Многие исследователи, среди которых Г.Л.Дайн, М.А.Некрасова, И.И.Борисова, отмечают, что народная игрушка, как никакой другой вид народного искусства, донесла до нас наиболее древние и глубокие его художественные образы и мотивы. Изучение её стилистических особенностей в младшем школьном возрасте, в котором заложены огромные возможности нравственно - эстетического развития детей средствами народного искусства, безусловно, способствует формированию у детей национального типа восприятия культуры и развитию их интереса к образной форме освоения действительности.

В настоящее время утрачиваются многие традиции, духовная связь поколений, а народное искусство уходит из села, где оно просто необходимо для возрождения русской культуры. И это особенно заметно при использовании народной игрушки в системе нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских школ.

По проблеме нравственно-эстетического воспитания средствами народного искусства накоплен значительный опыт в области искусствоведения, культурологии, педагогики и психологии.

В начале XX века замечательные исследователи В.С.Воронов,

A.И.Некрасов, Н.Д.Бартрам, А.В.Бакушинский, А.И.Денынин, Л.Г.Оршанский открыли игрушку как самобытную область русского народного искусства. Тогда же были собраны первые ее коллекции, написаны о ней первые книги, ставшие сегодня библиографической редкостью. С тех пор игрушка получила право называться произведением искусства.

Особенности народного декоративно-прикладного искусства, в частности, народной игрушки, его история и стилистические направления освещаются в работах искусствоведов, этнографов, археологов: И.А.Богуславской, В.С.Воронова, В.М.Василенко, Г.П.Дурасова, Г.С.Масловой, Б.А.Рыбакова, Б.А.Фролова и др.

Нравственным, эстетическим, социальным аспектам в структуре народного художественного творчества, семантике его образов, анализу традиций, преемственности, современности народного искусства и, в частности, народной игрушки, посвящены труды Г.Л.Дайн, В.И.Белова,

B.М.Василенко, М.А.Некрасовой, И.И.Борисовой и др. Психологические характеристики нравственно-эстетических чувств, влияние на поведение ребёнка различных факторов, в том числе общения с искусством, и как следствие, развитие морального облика личности, разработаны в трудах Л.С.Выготского, В.А.Крутецкого, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, В.П.Зинченко, В.С.Кузина.

Вопросы формирования нравственно-эстетических качеств личности в процессе приобщения детей к ценностям отечественной культуры освещаются в наследии выдающихся педагогов-исследователей Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, В.И.Андреева, И.С.Марьенко, Б.Т.Лихачёва, Б.М.Неменского и др.

Особый интерес с точки зрения темы настоящей диссертации представляют исследования по методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства Н.Н. Ростовцева, Г.В.Беда, B.C. Кузина, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.Н. Анисимова, Е.П. Титова, Т.Я. Шпикаловой, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова и др.

Теоретический анализ состояния проблемы, изучение практического опыта системы дополнительного образования показал, что к проблеме использования народного декоративно-прикладного искусства обращаются многие авторы, но только часть из них затрагивает при этом аспекты нравственно-эстетического воспитания. В частности, незначительная часть исследователей освещает методику организации кружковых занятий по народному декоративно-прикладному творчеству Орловщины (С.Н.Новиков, С.М.Мурзина, И.В.Свиридова, А.П.Даниленко, Е.А.Борисова, Е.Н.Сухолецева).

В современных условиях процесс нравственно-эстетического воспитания требует проведения радикальных мер, направленных на переосмысление школьной воспитательной работы, следовательно, на создание новой, современной методической системы организации воспитательного процесса в системе кружковой работы.

Повышенное внимание к предметам художественно-эстетического цикла привело к созданию в Орловской области сети объединений дополнительного образования, опирающихся на традиции народного творчества края и апробирующих инновационные формы воспитательной работы с детьми средствами народного искусства. Однако в рамках общеобразовательной школы большинство педагогов строят воспитательный процесс в соответствии с традиционной классно-урочной системой, не применяя новых форм работы. Обучение в основном направлено на овладение технологиями выполнения изделий, формирование умений и навыков. Практические занятия сводятся к выполнению элементарных упражнений и заданий, без ориентации на нравственно-эстетическое развитие детей.

Вместе с тем, творческое освоение народного искусства в условиях сельской общеобразовательной школы требует на современном этапе эффективных форм организации занятий, методик, средств обучения, программ, опирающихся на национальные художественные традиции, построенных в соответствии с требованиями современности.

Проблема разработки эффективной методической системы нравственно-эстетического воспитания средствами народного искусства, предназначенной для образования в сельской местности, не решена полностью до настоящего времени и требует дальнейших теоретических, экспериментальных исследований и практических разработок, направленных на дальнейшее совершенствование нравственно-эстетического воспитания детей.

Это обусловило возникновение проблемы исследования - поиска содержания, принципов, форм, методов и средств совершенствования процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной игрушки в условиях сельской общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что без изучения, разработки и внедрения эффективной на современном этапе модели нравственно-эстетического воспитания на основе многовековых традиций народного искусства, в частности, средствами народной игрушки, невозможно полноценное и всесторонне развитие подрастающего поколения.

Цель исследования - решение данной проблемы.

Объект исследования - процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ средствами народной игрушки.

Предмет исследования — содержание, закономерности, принципы, формы, методы и средства нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной игрушки в условиях сельских общеобразовательных школ.

Изучение теоретических основ нравственно-эстетического воспитания и проведённые нами предварительные исследования позволили сформулировать гипотезу, которая заключается в следующем: занятия народной игрушкой в условиях сельской школы могут служить эффективным средством нравственно-эстетического воспитания младших школьников, если воспитательный процесс будет осуществляться в системе кружковой работы при условии использования эффективной методической системы, включающей в себя: а) цели, задачи и содержание занятий народной игрушкой; б) воспитательные и дидактические принципы, формы, методы и методические приёмы; в) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях по народной игрушке (наглядные пособия, ТСО и т.д.), так эта методическая система обладает следующими качествами:

1. Единство процессов воспитания, обучения и развития;

2. Последовательное усложнение учебно-воспитательных задач;

3. Широкое применение средств наглядности и использование различных моделей самостоятельной творческой деятельности детей.

В соответствии с поставленной целью и рабочей гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить историко-культурные и педагогические троадиции народной игрушки.

2. Обосновать социально-педагогические условия нравственно-эстетического воспитания учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы.

3. Проанализировать психофизические особенности нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на занятиях народной игрушкой.

4. Обосновать методические основы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ.

5. Разработать содержание, формы и организацию занятий народной игрушкой в условиях сельской школы. б.Экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ средствами народной игрушки.

Для решения поставленных задач используются методы исследования:

1. Изучение и анализ исторической и научно-методической литературы по проблеме исследования (монографий, диссертаций, учебных пособий, методических рекомендаций, программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству).

2.0бъективное наблюдение (непосредственное и опосредованное).

3.Анкетирование воспитанников и педагогов.

4.Беседы с детьми и педагогами.

5.Тестирование младших школьников.

6.Измерение и сравнение диагностических данных.

7.Шкалирование результатов исследования.

8.Психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Методологическая основа исследования: труды ведущих учёных, философов, искусствоведов, педагогов, психологов, инновационные разработки по проблеме нравственно-эстетического воспитания и преподавания народного декоративно-прикладного искусства.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 2004 по 2008 гг. и включало в себя три этапа:

1 этап (2004-2005гг.): изучение и обработка материалов по проблеме исследования; определение цели, объекта, предмета исследования; формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части; проведение объективного наблюдения за деятельностью детей, анкетирование, тестирование и беседы с воспитанниками, педагогами; анализ творческих работ младших школьников;

2 этап (2005-2006гг.): констатирующий эксперимент, по результатам которого была составлена программа нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной игрушки;

3 этап (2006-2008гг.): формирующий и сравнительный эксперименты; апробация и внедрение экспериментальной программы, анализ результатов исследования, корректировка текста диссертации.

Научная новизна:

1. В диссертационном исследовании обобщён материал по истории становления и развития народных игрушечных промыслов.

2. Обобщены философские и психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания.

3. Определено значение кружковой работы в приобщении младших школьников к народному декоративно-прикладному искусству в условиях сельской общеобразовательной школы.

4. Разработана и экспериментально проверена методическая система нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ средствами народной игрушки.

Теоретическая значимость:

1. Внесён вклад в теорию и методику обучения и воспитания — решена значительная научно-педагогическая задача: нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ средствами народной игрушки. 2. Разработаны теоретические основы и педагогические условия процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников на кружковых занятиях по народной игрушке в сельских общеобразовательных школах. Практическая значимость:

1. По результатам исследования издан ряд учебно-методических пособий по народной игрушке, направленных на оказание практической помощи учителям сельских общеобразовательных школ.

2. Полученные результаты могут быть использованы при разработке, корректировке новых учебно-воспитательных программ, пособий для сельских общеобразовательных школ.

3. Результаты исследования могут оказать помощь в разработке смежных проблем в других диссертационных исследованиях.

Достоверность и аргументированность результатов исследования обеспечивается исходной теоретико-методологической базой, комплексом методов изучения проблемы, соответствующих цели и задачам исследования, опытно-экспериментальной работой. Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась:

-на Всероссийских научно-практических конференциях (2004-2005гг.); -на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета (2004-2005гг.);

-на областных конкурсах педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», на основании чего диссертант был награждён дипломом третьей степени (г.Орёл, 2001г.), дипломом за возрождение промыслов Орловщины Управления общего и профессионального образования администрации Орловской области (г.Орёл, 2005г.); -за успехи в организации и совершенствовании работы по дополнительному образованию детей и подростков диссертант был награждён грамотой Отдела общего и профессионального образования администрации Колпнянского района Орловской области (п.Колпны, 2005г.);

-за руководство в подготовке серии работ по истории родного края на областном конкурсе детского художественного творчества «Здесь для меня начало всех начал.» диссертант был награждён благодарственным письмом Управления общего и профессионального образования администрации Орловской области (г.Орёл, 2007г.). На защиту выносится теоретически обоснованная, разработанная и экспериментально проверенная методическая система нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной игрушки, предназначенная для сельских общеобразовательных школ, включающая в себя: а) цели, задачи и содержание занятий народной игрушкой; б) воспитательные и дидактические принципы, формы, методы и методические приёмы; в) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях по народной игрушке (наглядные пособия, ТСО и т.д.).

Структура и объём диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения и содержит в себе таблицы, диаграммы, отражающие результаты опытно-экспериментальной работы, а также фотоматериал и диагностические методики.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Егупова, Наталья Валерьевна

Выводы по материалам II главы:

Проведённая опытно-экспериментальная работа по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ средствами народной игрушки позволяет сделать следующие выводы:

1. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки тесно связано с образованием и обучением по другим предметам, а его эффективность во многом зависит от организационно — методического уровня постановки учебно - воспитательного процесса.

2. Кружки, приобщающие сельских учащихся с раннего возраста к декоративно — прикладному искусству способствуют более успешному решению задач по развитию современной культуры села и в целом, по развитию национальной художественной культуры, трудовому и художественному воспитанию детей.

3. Занятия декоративно - прикладным искусством в кружках по художественной обработке материалов в общеобразовательных школах, удаленных от районов народных художественных промыслов имеют особые цели:

1) Развитие общих способностей и творческих дарований учащихся.

2) Развитие и углубление интересов школьников, расширение знаний учащихся о декоративно - прикладном искусстве.

3) Развитие художественного вкуса детей, расширение художественного кругозора.

4) Формирование правильных взаимоотношений детей в коллективе на основе совместной творческой деятельности.

5) Воспитание умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

4. Успех работы кружка зависит от следующих факторов: 1) увлеченность руководителя и учащихся;

2) продуманный план занятий;

3) обеспечение материалом;

4) регулярность занятий;

5) организация итоговых выставок.

5. На занятия кружка в начальных классах выполняются разнообразные виды творческой деятельности с преобладанием самостоятельных работ, сочетанием умственных и практических действий по изготовлению игрушек во всех проявлениях творчества. Работы обсуждаются, лучшие представляются на конкурсы, выставки, а также используются для украшения интерьера школьных кабинетов.

6. Анализ существующих на сегодняшний день программ по изобразительному искусству показал, что они основаны на художественно - образной системе разных типов художественного творчества: изобразительного и народного искусства, музыкально — поэтического фольклора, обрядово - календарных праздников. Это позволяет по - новому раскрыть связь искусства с другими учебными дисциплинами, причем основным системообразующим компонентом выступает народное искусство.

7. Учащимся начальных классов сельских школ надо знать секреты народного мастерства, которые многими формами, технологиями оказались в настоящее время современными. Предлагаемая программа работы кружка «Народная игрушка» включает в себя педагогические приёмы, в средствах учебно-воспитательной работы, технологии появившиеся в процессе педагогической практики. Данная программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 7-10 лет. Цель её - сформировать нравственно и эстетически развитую личность средствами народного декоративно-прикладного искусства.

8. Для проверки эффективности разработанной нами методической системы нравственно - эстетического воспитания младших школьников, направленной на развитие личности средствами народной игрушки, было проведено экспериментальное исследование, которое предусматривало три этапа: констатирующий (поисковый), формирующий и контрольный (сравнительный).

9. Для определения уровня нравственно-эстетического развития детей в контексте нашего исследования нами были определены следующие критерии: знания о народной игрушке; интерес к народным промыслам; эстетические суждения об особенностях народной игрушки; художественный вкус; потребность к творческому действию. На основе выделенных критериев были определены уровни нравственно-эстетического развития (низкий, средний, высокий) и выявлены количественные показатели этих уровней. Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали недостаточный уровень нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

10. В обучающем этапе экспериментального исследования была определена модель нравственно - эстетического развития младшего школьника, критерии нравственно-эстетического восприятия народных игрушек, уровня формирования нравственно-эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства. При проведении опытно-экспериментальной работы использовались методы, методические приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса, средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающихся процессов, соответствующие приоритетным принципам специального образования и учитывающие психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.

11.В результате проведенных этапов эксперимента направленного на выявление исходного уровня и качества нравственно - эстетического воспитания младших школьников сельских школ средствами народной игрушки на внеклассных занятиях доказало что: а) организация творческой деятельности по народной игрушке с младшими школьниками в условиях сельской школы, необходима и возможна, успех ее зависит от следующих факторов: методического обеспечения учебного процесса, материально — технического оснащения занятий, высококвалифицированного специалиста по предмету. б) предложенное нами содержание образования может быть принято за основу для организации внеклассных занятий в сельской школе в различных регионах страны (с учетом исторических, культурных, национальных и художественных традиций декоративно - прикладного искусства, социально - экономического и природного окружения). в) различные задания программы позволяют применять в процессе обучения учебно — творческие задания разного уровня сложности, ориентированные на развитие личности ученика. г) в условиях особенности разновозрастного детского коллектива сельских школ лучше всего применять тематический принцип планирования. д) чтобы сохранять интерес и познавательную активность учащихся необходимо чаще менять изучаемые техники и технологии создания игрушек. е) для успешного развития творческих способностей школьников необходимо в основу построения учебного процесса заложить метод проблемного изложения и комбинированный тип занятий, где большая часть времени отводится практической работе, опирающейся на частично поисковую, а далее на творческую деятельность учащихся. ж) занятия народной игрушкой развивают способности младших школьников, раскрывают способности для самосовершенствования и самореализации, воспитывают нравственно и эстетически, приобщает к труду.

172

Заключение.

В результате проведённого нами исследования, мы пришли к следующим выводам:

Игрушка - один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства и одно из важнейших средств народной педагогики. Она помогает воспитывать ребёнка нравственно и эстетически, формировать его сознание и характер.

Русская народная игрушка отличается художественным своеобразием. Она характеризует специфику народного художественного творчества, которая определяется единством утилитарных и художественных качеств. Игрушка традиционно рассматривалась как эталон рукоделия.

Традиционные материалы для изготовления игрушек - дерево (русский Север, Поволжье, Подмосковье), ткань и солома (центральные губернии России), глина (Каргополь, Дымковская, Плешковская, Чернышенская игрушки). Характерные сюжеты - изображения людей, животных, птиц, сюжетных сценок. Форма обобщённая, лаконичная. Образы яркие, выразительные. Пластика, цветовой и орнаментальный строй характерны для культуры конкретного региона. Отличия определяются и социальной природой промысла.

Искусство народной игрушки возникало на ее ремесленной основе. Мастера старшего поколения сохранили живую историческую память, донесли до нас фольклор, обычаи, религиозные обряды, ремесла. Отсюда и содержательная полнота, и эстетическая емкость образов в народной игрушке. В индивидуальном творчестве мастеров особенно ярко проступают духовные нравственные ценности народного сознания.

Анализ социально-педагогических условий нравственно-эстетического воспитания учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы показывает, что:

• на воспитание оказывает большое влияние характер национальных особенностей, история, быт и искусство народа;

• нравственно-эстетическое воспитание средствами народного искусства осуществляется в предметно-практической деятельности усвоения норм социально-этических отношений, заложенных в культуре народа;

• нравственно-эстетическое воспитание основано на принципе природосообразности, предполагающем соответствие воспитания человека природным закономерностям;

• главное требование нравственно-эстетического воспитания в условиях сельской школы - связать нравственное и эстетическое с учебой, с определенным производственным уклоном учащихся, умением развивать и совершенствовать художественные запросы детей через их практическую творческую деятельность.

Основные факторы воспитательной работы учителя начальных классов сельской школы:

- социальные (образовательный уровень сельских жителей, культурная среда села, возможности народной педагогики и др.)

- экономические (сельскохозяйственное окружение, взаимоотношение с базовым хозяйством, наличие домашних подсобных хозяйств и др.)

- организационно-педагогические (малая наполняемость школьного класса, малочисленность педагогического коллектива школы, разобщенность школьного микрорайона и др.)

- экологические (близость природы, охрана растительного и животного мира и др.).

Направлениями деятельности по нравственно-эстетическому воспитанию в условиях сельской школы на наш взгляд могут быть:

- воспитание гражданина России через изучение истории страны, жизни замечательных людей;

- разнообразие форм и приемов учебной и внеучебной работы, видов деятельности;

- сохранение и расширение творческих объединений согласно интересам детей, родителей, усиление воспитывающей функции дополнительного образования;

- консультирование и обучение детей и родителей, организация досуговой деятельности;

- создание условий для самовыражения личности при наличии педагогического сотрудничества;

- вовлечение семьи в активный процесс воспитания и образования.

В младшем школьном возрасте, как ни в каком другом заложены огромные возможности нравственно - эстетического развития детей средствами народного искусства. Оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Учет психофизических особенностей обеспечивает успешное решение задач нравственно-эстетического воспитания младших школьников сельских школ на занятиях по использованию и изготовлению народной игрушки.

На наш взгляд для укрепления характера младшего школьника важно учитывать следующие рекомендации, необходимые в индивидуальной творческой деятельности:

- В выборе вида деятельности для ребенка необходимо постепенно переходить от более к менее привлекательным занятиям. При этом значимость должна постепенно возрастать. На заключительном этапе деятельность, напротив, должна быть малоприятной, но зато крайне необходимой для психологического развития или для достижения какой -либо отдаленной значимой цели.

- Степень трудности деятельности также должна постепенно возрастать. Вначале это может быть сравнительно легко выполняемая работа, на 100 % обеспечивающая успех ребенка без особых усилий с его стороны, а в конце трудная деятельность, гарантирующая успех лишь при настойчивости и выраженном старании.

- Вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, затем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному выбору деятельности. Задача руководителя сформировать сплоченный, влиятельный коллектив кружка и этому будет способствовать изучение и творческое исполнение народной игрушки.

Проведённая опытно-экспериментальная работа по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ средствами народной игрушки показывает, что:

Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки тесно связано с образованием и обучением по другим предметам, а его эффективность во многом зависит от организационно - методического уровня постановки учебно — воспитательного процесса.

Кружки, приобщающие сельских учащихся с раннего возраста к декоративно - прикладному искусству способствуют более успешному решению задач по развитию современной культуры села и в целом, по развитию национальной художественной культуры, трудовому и художественному воспитанию детей.

Занятия декоративно - прикладным искусством в кружках по художественной обработке материалов в общеобразовательных школах, удаленных от районов народных художественных промыслов имеют особые цели:

6) Развитие общих способностей и творческих дарований учащихся.

7) Развитие и углубление интересов школьников, расширение знаний учащихся о декоративно - прикладном искусстве.

8) Развитие художественного вкуса детей, расширение художественного кругозора.

9) Формирование правильных взаимоотношений детей в коллективе на основе совместной творческой деятельности.

10) Воспитание умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Успех работы кружка зависит от следующих факторов: а. увлеченность руководителя и учащихся; б. продуманный план занятий; в. обеспечение материалом; г. регулярность занятий; д. организация итоговых выставок.

На занятия кружка в начальных классах выполняются разнообразные виды творческой деятельности с преобладанием самостоятельных работ, сочетанием умственных и практических действий по изготовлению игрушек во всех проявлениях творчества. Работы обсуждаются, лучшие представляются на конкурсы, выставки, а также используются для украшения интерьера школьных кабинетов.

Учащимся начальных классов сельских школ надо знать секреты народного мастерства, которые многими формами, технологиями оказались в настоящее время современными. Предлагаемая нами программа работы кружка «Народная игрушка» включает в себя педагогические приёмы, в средствах учебно-воспитательной работы, технологии появившиеся в процессе педагогической практики. Данная программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 7-10 лет. Цель её - сформировать нравственно и эстетически развитую личность средствами народного декоративно-прикладного искусства.

В результате проведенных этапов эксперимента направленного на выявление исходного уровня и качества нравственно - эстетического воспитания младших школьников сельских школ средствами народной игрушки на внеклассных занятиях доказало что: а) организация творческой деятельности по народной игрушке с младшими школьниками в условиях сельской школы, необходима и возможна, успех ее зависит от следующих факторов: методического обеспечения учебного процесса, материально — технического оснащения занятий, высококвалифицированного специалиста по предмету. б) предложенное нами содержание образования может быть принято за основу для организации внеклассных занятий в сельской школе в различных регионах страны (с учетом исторических, культурных, национальных и художественных традиций декоративно — прикладного искусства, социально — экономического и природного окружения). в) различные задания программы позволяют применять в процессе обучения учебно — творческие задания разного уровня сложности, ориентированные на развитие личности ученика. г) в условиях особенности разновозрастного детского коллектива сельских школ лучше всего применять тематический принцип планирования. д) чтобы сохранять интерес и познавательную активность учащихся необходимо чаще менять изучаемые техники и технологии создания игрушек. е) для успешного развития творческих способностей школьников необходимо в основу построения учебного процесса заложить метод проблемного изложения и комбинированный тип занятий, где большая часть времени отводится практической работе, опирающейся на частично поисковую, а далее на творческую деятельность учащихся. ж) занятия народной игрушкой развивают способности младших школьников, раскрывают способности для самосовершенствования и самореализации, воспитывают нравственно и эстетически, приобщает к труду.

Таким образом, в результате нашего исследования:

1. Изучены историко-культурные и педагогические традиции народной игрушки.

2. Обоснованы социально-педагогические условия нравственно-эстетического воспитания учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы.

3. Проанализированы психофизические особенности нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на занятиях народной игрушкой.

4. Обоснованы методические основы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ.

5. Разработаны содержание, формы и организацию занятий народной игрушкой в условиях сельской школы.

6. Экспериментально проверена эффективность разработанной методической системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ средствами народной игрушки.

Экспериментальные исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и показали, что процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ средствами народной игрушки будет более эффективным, если применять на кружковых занятиях научно обоснованную методическую систему целенаправленных воспитательных действий.

179

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Егупова, Наталья Валерьевна, 2008 год

1. Алексеева, В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа / В.В. Алексеева. М.: Советский художник, 1965. - 72 с.

2. Алексеева, Е.М. Учить детей творчеству / Е.М. Алексеева // Дополнительное образование. 2003. - №7. - С.23-26.

3. Алехин, А.Д. Когда начинается художник: Книга для учащихся / А.Д Алехин. -М.: Просвещение, 1993. 160 с.

4. Андреев, A.JI. Место искусства в познании мира / A.JI. Андреев. М.: Политиздат, 1980. -255 с.

5. Асенин, С.В., Немцов, И.Б. Познавательная и воспитательная роль искусства / С.В. Асенин, И.Б. Немцов. — М.: Высшая школа, 1967. -144 с.

6. Астахов, А. И. О школе, земле и хлебе / А. И. Астахов. М.: Педагогика, 1984. - 112 с.

7. Аристова, У.В. Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников: дис. . на соискание ученой степени канд. пед. наук / У.В. Аристова. Москва, 1999. - 230с. - РГБ ОД, 61: 99 — 13/1089-1.

8. Афасижев, М.Н. Западные концепции художественного творчества / М.Н Афасижев. М.: Высшая школа, 1990.- 175с.

9. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К Бабанский. — М.: Просвещение, 1985.-208с.

10. Ю.Бабаян, А.В. Н.Г.Дебольский о нравственности и нравственном воспитании / А.В.Бабаян // Педагогика 2005 — №2 — С.67-78.11 .Бакушинский, А.В. Исследования и статьи / А.В. Бакушинский. М.: Искусство, 1981.-351 с.

11. Баланюк, М.Г. Роспись деревянной матрешки / М.Г. Баланюк // Начальная школа. 1989. - №10 - С.88-92.

12. Барадулин, В.А., Сидоренко, В.Т. Подсобные художественные промыслы России / В. А. Барадулин, В.Т. Сидоренко. — М.: Россельхозиздат, 1983. 112 с.

13. Барта, Ч. 200 моделей для умелых рук / Ч. Барта. СПб.: Сфинкс СПб, 1997.-224 с.

14. Бартрам, Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике / Н.Д Бартрам. М.: Советский художник, 1979. - 173 с.

15. Барышева, Т. А. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева. Ростов на Дону, 2004. -127с.

16. Беженова, О.В. Кукла вашими руками / О.В. Беженова // Юный художник. 2001. - №4. - С.46 -47.

17. Белоусов, Д. А. Литературно краеведческий кружок в сельской школе: из опыта внеклассной работы / Д. А. Белоусов. - М.: Просвещение, 1987. - 48с.

18. Блинов, Г.М. Русская народная игрушка / Г.М. Блинов. М.: Радуга, 1983.- 163 с.

19. Блинов, Г.М. Чудо кони, чудо - птицы. Рассказы о русской народной игрушке / Г.М. Блинов. -М.: Детская литература, 1977. - 190с.

20. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П.П.Блонский; под ред. А.В.Петровского. — М.:Педагогика, 1979.- Т.1.-1-169с.; Т.2.-168-399с.

21. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. -М.: Просвещение, 1971. 544 с.

22. Богуславская, И.Я. Добрых рук мастерство / И.Я. Богуславская. Л.: Искусство, 1981.-311с.

23. Богуславская, И.Я. Русская глиняная игрушка / И.Я Богуславская. Л.: Искусство, 1975. - 142 с.

24. Большакова, Е.И. Русская тряпичная кукла. Русская традиционная культура / Е.И. Большакова // М.: Родник. 1996. - №3. - С.95 —111.

25. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. — Ростов на Дону.: РГПП, 1991. -30с.

26. Бореев, Ю.Б. Эстетика: в 2т. / Ю.Б. Бореев. — Смоленск: Русич, 1997. — Т.1-580с.; Т.2-640с.

27. Борисова, И. И. Орловская игрушка / И.И. Борисова // Декоративное искусство СССР. 1970. - № 9. - С.35-37.

28. Борисова, И.И. О народном искусстве Орловского края. -Изобразительное искусство Советской России глазами критиков / И.И.Борисова. М.: Просвещение, 1979. - 32с.

29. Борисова, Л.Г. Сельская школа: Проблемы и перспективы / Л.Г.Борисова. -М.: Знание, 1978.-48 с.

30. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. Волгоград, 2001. - 98с.

31. Ванеева, С.Г. Нравственно эстетическое воспитание в процессе внеучебной деятельности учащихся: дис. .на соискание ученой степени д-ра пед.наук./ С.Г. Ванеева - Владикавказ, 2002. - 417с. — РГБ ОД, 71:03- 13/114-7.

32. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. -М.: Советский художник, 1976. 118 с.

33. Василенко, В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве. X XX вв. / В.М. Василенко. - М.: Советский художник, 1974.- 294 с.

34. Василенко, В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество / В.А. Василенко. М.: Просвещение, 1978. - 132 с.

35. Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П. Ващилин // Социально -гуманитарное знание. 2003.- №2.- С.240-250.

36. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. М.: Педагогика, 1982. -88с.

37. Воробьёв, Н.Е. Система нравственного воспитания И.Канта / Н.Е.Воробьёв, А.Ю.Шачина // Педагогика. 2005. - №5- С.109 -117.

38. Воронов, B.C. Крестьянское искусство / В.С Воронов. М.: Советский художник, 1972. - 350 с.

39. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л.С.Выготский. 3-е изд.- М.:Просвещение, 1991.-92с.

40. Выготский, JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / JI.C Выготский // Вопросы психологии. 1966. - №6. - С. 112-118.

41. Выготский, JI.C. Психология искусства / Л.С.Выготский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998,- 479с.

42. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К.В. Гавриловец, И.И.Казимирская. Минск: Нар.асвета, 1988.-128с.

43. Гадамер, Г. Актуальность прекрасного / Г. Гадамер- М.: Искусство, 1991.-3 67с.

44. Галанин, Д.Д. Игры игрушки / Д.Д Галанин М.: Вестник воспитания, 1919.-27с.

45. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45с.

46. Геронимус, Т.М. Учимся мастерить: Учеб. тетрадь № 1 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. нач.шк / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 32с.

47. Глезерман, Г.Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности / Г.Е.Глезерман // Вопросы философии. 1976 — №4 — С.27-42.

48. Гульянц, Э.К., Базик, И .Я. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. -М.: Просвещение, 1983. — 175 с.

49. Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р.Г Гурова // Педагогика. 2000. - №10.-С.32-38.

50. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов / М.П. Гурьянова. Минск: Амалфея, 2000.- 448с.

51. Гутникова, М.Н. Динамические игрушки самоделки / М.Н. Гутникова// Начальная школа. - 1992. - №1. — С.61 -64.

52. Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся / Г.Л. Дайн. -М.: Просвещение, 1994. 287 с.

53. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Г.Л. Дайн. М.: Легкая пищевая промышленность, 1981. - 192 с.

54. Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод.пособие: В 2ч./ под ред. Т.Я.Шпикаловой. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.-4.1.-208с.

55. Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод.пособие: В 2ч./ под ред. Т.Я.Шпикаловой. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.-4.2.-272с.

56. Дондурей, Д.Б. Особенности восприятия искусства школьниками / Д.Б. Дондурей // Советская педагогика 1975 - №8. - С.21-26.

57. Дорогова, Л.Н. Декоративно прикладное искусство / Л.Н. Дорогова.- М.: Знание, 1970.-48 с.

58. Каргопольская глиняная игрушка / Г.П. Дурасов — Л.: Художник РСФСР, 1986.-245 с.

59. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г.Дробницкий -М.:Наука, 1977. -127с.

60. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий. М.: Педагогика, 1989. - 176с.

61. Елатомцева, И.М. Роль декоративно — прикладного искусства в эстетическом воспитании учащихся / И.М. Елатомцева Минск: Нар.асвета, 1965. — 145с.

62. Жильцов, П.А., Величкина, В.М. Учитель сельской школы / П.А Жильцов, В.М. Величкина. М.: Просвещение, 1985. - 160 с.

63. Журавлев, В.И. Сочетание методов и средств воспитания / В.И. Журавлев // Советская педагогика. 1985. - №6.- С.38-47.

64. Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И Игнатьев. М.: Знание, 1968. - 32 с.

65. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. -М.: УЧПЕДГИЗ, 1961. 223с.

66. Изергина, А.Н. Игрушки из ткани. 2-е изд./ А.Н. Изергина. М.: Государственное издательство местной промышленности РСФСР, 1947.-42 с.

67. Изергина, А.Н. Мягкая игрушка / А.Н. Изергина. М.: Государственное издательство местной промышленности РСФСР, 1944.-72 с.

68. Илиади, А.Н. Природа художественного таланта / А.Н. Илиади. М.: Советский писатель, 1965. - 535 с.

69. Ильина, Т.В. Игрушка не игрушка / Т.В. Ильина. - JL: Искусство, 1964.-71 с.

70. Иоганзен, Б.Г. Сельская школа и охрана природы / Б.Г. Иоганзен. -М.: Просвещение, 1976. 143с.

71. История куклы.// Игрушечное дело. М. 1912. 22 с.

72. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления / Д.Б. Кабалевский — М.: Педагогика, 1973. 334 с.

73. Кабуш, В.Т. Воспитание школьников в условиях обновленного общества / В.Т. Кабуш. Минск, 1994. — 241с.

74. Калуженина, С.В. Кустарные промыслы конца XIX XX вв. Века над Окой / С.В. Калуженина. - Орел, 1998. - 226 с.

75. Канцедикас, А.С. Народное искусство / А.С. Канцедикас. М.: Знание, 1975.- 55 с.

76. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. — Народные художественные промыслы: Учебное пособие для средних профессиональных технических училищ / Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. М.: Высшая школа, 1980. - 176 с.

77. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно воспитательного процесса / В. А Караковский. - М.: Новая школа, 1993. - 80с.

78. Кассиль, JI. Ребенок и игрушка / JI. Кассиль // Советская игрушка. -1935. №4.

79. Киселева, Г.З. Нравственно эстетическое воспитание детей 5-7 лет средствам детской игрушки: дис. . на соискание ученой степени канд. пед. наук / Г.З. Киселева. - Уфа, 2001. - 174с. - РГБ ОД, 61: 02 -13/482-9.

80. Киященко, Н.И., Лейзеров, Н.И. Эстетическое творчество / Н.И. Киященко, Н.И Лейзеров. М.: Знание, 1984. - 112 с.

81. Клепиков, В.Н. Диалог как средство формирования этической культуры школьника / В.Н. Клепиков // Педагогика. 2007. — №1. — С.39-46.

82. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. — М.: «Академия», 2001. 176с.

83. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., рук. худ. студий / подред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2000. -256 с.

84. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений / Т.С. Комарова. М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

85. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е переработанное и дополненное / Т.С. Комарова. М.: АО Столетие, 1994,- 152 с.

86. Комаровский, Б.Б. Русская педагогическая терминология / Б.Б. Комаровский. М.: Просвещение, 1989. - 311 с.

87. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. 335с.

88. Конухова, Е.Н. Из истории работы русских и советских музеев с детьми/Е.Н. Конухова. М.: Советский художник, 1987. —239с.

89. Конышева, Н.М. Секреты мастеров (ремесла древние и современные): Учебник по трудовому обучению для 4- го класса / Н.М. Конышева. -М.: Линка-Пресс. 1997. 128 с.

90. Чудесная мастерская: Учебное пособие по труду для уч ся 1 кл./ Н.М Конышева. -М.: Линка-Пресс. 1995. - 160 с.

91. Корнилова, В.А. Педагогическое образование. Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Вып.1./В.А Корнилова. М.: Прометей МГПИ им.Ленина, 1990. - 118с.

92. Корешков, В.В. Эстетическое воспитание, начальное художественное образование и социальная активность школьников / В.В. Корешков // Советский художник. 1988.- №5. - С.424-428.

93. Краснов, Н.В. Беседы по искусству в начальной школе / Н.В. Краснов. М.: Искусство, 1965. - 210 с.

94. Кривцун, О.А. Психология искусства / О.А. Кривцун. — М.: Литературный институт, 2000. 311с.

95. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. М.: Институт психологии РАН, 1999. - 289с.

96. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976.-303 с.

97. Кузин, B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / B.C. Кузин. М.: Просвещение, 1972. -270 с.

98. ЮО.Кузин, B.C. Психология / B.C. Кузин. М.: Агар, 1997. -304с.

99. Кузнецова, JI.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя / JI.B Кузнецова М.: Просвещение, 1988.-224 с.

100. Кузнецова, JI.A. Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольных учреждений средствами народной игрушки: дис. . на соискание ученой степени канд. пед. наук / JI.A. Кузнецова. -Орел, 2005. 214с. РГБ ОД, 61: 05 - 13/1568.

101. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие /И.Ю. Кулагина.-М.: Издательство РОУ, 1996. 180 с.

102. Лабунская, Г.В. Работа над игрушкой / Г.В Лабунская, И.С. Пихтерева, А.В. Ефимова. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. - 88 с.

103. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. — М.: Педагогика, 1971. 279 с.

104. Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства/ Д.А. Леонтьев-М.: МГУ, 1998.-267с.

105. Ю7.Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.

106. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. -М.: Просвещение, 1985. 175с.

107. Лобачевская, О. А., Кузнецова, Н.М. Возьми простую соломку/О. А. Лобачевская, Н.М. Кузнецова. Минск: Полымя, 1988. - 138 с.

108. ПО.Лотман, Ю.М. Об искусстве /Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 2005.- 702с.

109. Ш.Лук, Н.А. Мышление и творчество / Н.А. Лук. — М.: Политиздат, 1976.-73 с.

110. Лукьянов, Б.Г. По законам красоты / Б.Г. Лукьянов. М.:

111. Современник, 1988. 475 с. ПЗ.Лында, А.С. Методика трудового обучения / А.С. Лында. М.:

112. Просвещение, 1977. 145с. 1 М.Максимов, Ю.В. Родник творчества / Ю.В. Максимов. — М.: Просвещение, 1988. - 124 с.

113. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства / Ю.В. Максимов. М.: Просвещение, 1983. - 159 с.

114. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. -М.: Педагогика, 1989. 141 с.

115. Маленькие чудеса. Л.: Детская литература, 1981. — 207с.

116. Мамонова, 3.А. Засушивание растений с сохранением их цвета и формы / З.А Мамонова. М.: Сельхозиздат, 1959. - 182 е.: ил.

117. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. 2000. - №7. - С.36-41.

118. Масленникова, Р.А. Русское устное народное творчество. Детский фольклор / Р.А Масленникова. Орел: тип.Труд, 2005. - 135 с.

119. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина,-М.: Педагогика, 1984. 144с.

120. Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественного воспитания / Мейлах, Б.С. -М.: Искусство, 1985. 318 с.

121. Мелик Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик - Пашаев. - М.: Педагогика, 1981. - 276 с.

122. Методика эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства. Методические рекомендации к спецкурсу / отв. ред. Т.Я. Шпикалова. М.: ЦИУУ ИМЦ, 1990.- 94 с.

123. Миловский, А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки / Фотогр. автора / А.С. Миловский. М.: Дет.лит., 1982. - 191с.

124. Могилевская, И.С. Беседы, простейшие наблюдения и опыты на внеурочных занятиях по труду младшими школьниками. Метод, рек. / Вып.1/ И.С. Могилевская М.: МИГИ им.Ленина, 1984. - 71 с.

125. Мэр Энн Грин. Шитье из лоскутков. Пер. с англ / Грин Мэр Энн. — М.: Просвещение, 1981. -64 с.

126. Народное творчество Орловской области. Вып.1./ под ред. Л.С.Афанасьева. Орел, 1988. - 277 с.

127. Народные мастера. Традиции. Школы / под. ред. М.А. Некрасовой. — М.: Изобразительное искусство, 1989 296 с.

128. Народные художественные промыслы Орловщины. Авт. сост. Е.НСухоленцева. Орел, 2003. - 31 с.

129. Народные художественные промыслы / под ред. И.Я. Попова-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. 191 с.

130. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

131. Некрасова, М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности /М.А. Некрасова.-М.: Советская Россия, 1983.-219с.

132. Неменский, Б.М. Мудрость Красоты: О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. / Б.М. Неменский. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1984. - 225с.

133. Новикова, В.И. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социально культурной ситуации: дис. .на соискание ученой степени д-ра пед. наук / В.И. Новикова. - Ростов-на-Дону, 2004. - 496с. - РГБ ОД, 71:05 - 13/266.

134. Новиков, Н.И. Избр. Соч. /Н.И.Новиков/. M.-JL, 1951. 458с.

135. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория / Л.И.Новикова // Педагогика. 2000. - №6. - С.28-35.

136. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 32 с.

137. Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства / Д.А.Леонтьев. — М.: МГУ, 1998.-267с.

138. Лихачёв, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т.Лихачёв. — М.: Педагогика, 1972. -159с.1420 мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов: Постановление Совета Министров СССР// Правда. -1968,- 14 августа.

139. Образцов, С.В. Волшебное искусство куклы / С.В. Образцов М.: Искусство, 1938. - 95 с.144.0рганова, О.Н. Специфика эстетического восприятия / О.Н. Органова. М.: Высшая школа, 1975. - 224 с.

140. Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов / Э. И. Орловский. Л.: Лениздат, 1974. - 199 с.146.0сновы декоративного искусства в школе / под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. -М.: Просвещение, 1981. 175с.

141. Основы художественного ремесла / под ред. Барадулина В./ ч.1. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.

142. Островский, К.С. Воздействие искусства на человека / К.С. Островский Минск: Наука и техника, 1969. - 275 с.

143. Павлова, Н.П. Работа с природным материалом как средство развития познавательной деятельности учащихся классов вспомогательнойшколы: автореф. дис. . на соискание ученой степени канд. пед. наук / Н.П. Павлова. М., 1973. - 16с.

144. Педагоги и художники Орла обсуждают проблемы эстетического воспитания: круглый стол // Юный художник. 1987. - №.1. - С.28-32.

145. Педагогика: учебник / под ред. Ю.К.Бабанского. — М.: Просвещение, 1988.-497с.

146. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: кн. для учителя нач. классов по внеклассной работе / Г.И. Перевертень. — М.: Просвещение, 1985. 112 с.

147. Пестерева, О. А. Социальная адаптация младших школьников средствами искусства: дис. . на соискание ученой степени канд. пед. наук / О.А. Пестерева. Улан - Удэ, 2006. - 163с. - РГБ ОД, 61: 07 -13/566.

148. Петрова, JI.H. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности: дис. . на соискание ученой степени канд. пед. наук / JI.H. Петрова. Москва, 1997. — 166с.-РГБ ОД, 61: 97- 13/848-4.

149. Петров, С.Г. Тайны творчества / С.Г. Петров. М.: Искусство, 1964. — 128с.

150. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник. В 2 ч. / И.П. Подласый. -М.: Владос, 1999. Т.1-576 е., Т.2-256с.

151. Полунина,В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя /В.Н. Полунина. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

152. Попова, О.С., Каплан, Н.И. Русские художественные промыслы / О.С. Попова, Н.И. Каплан. -М.: Знание, 1984. -144с.

153. Потапов, А.Б. Технология творчества / А.Б. Потапов. М.: Радио и связь, 1992.- 120 с.

154. Программа педагога дополнительного образования /сост. Н.К.Беспятова. М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.

155. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (14). По системе Л.В.Занкова. — М.: Центр общего развития, 2000. -224с.

156. Пряник, прялка и птица Сирин: Кн. для учащихся ст. классов / С.К. Жегалова, С.Г. Жижина, З.П. Попова, Ю.С. Черняховская. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1983. - 192с.

157. Пряхин, В.П. История советской игрушки за 60 лет / Пряхин, В.П. -М.: Просвещение, 1979. 122 с.165 .Психологическая диагностика: учебник для вузов/ под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. СПб.: Питер, 2003. - 652с.

158. Психологические исследования общения: сб.научных трудов/ под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Наука, 1985. - 344с.

159. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми: сб.статей / под ред. М.Г.Маралова. -М.: Парадигма, 2005.- 282с.

160. Психология воспитания / под ред.Н.В.Петровского. — М.: Педагогика, 1995.-437с.

161. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов, /составитель и ответственный редактор А. Радугин -2-е изд., испр. и доп. М.: Центр, 1999.-256 с.

162. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов / О.В.Афанасьев, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др. Под ред. Ю.В. Наумкина. -М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. 350 с.

163. Рабинович, Р.Г., Крупник, Е.Г. и др. Роль искусства в развитии способностей школьников / Р.Г. Рабинович, Е.Г. Крупник. М.: Педагогика, 1985. - 132 с.

164. Разина, Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства / Т.М. Разина. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 225 с.

165. Разумный, В.А. Воспитание нравственной культуры в процессе творческой любительской деятельности / В.А. Разумный. — М.: ВНМЦНТИКПР, 1986. 86с.

166. Рождественская, Н.В. Психология художественного творчества: учеб.пособие / Н.В. Рождественская. СПб.: Языковой центр СПбГУ, 1995.-272с.

167. Рождественский, К.И. Советское декоративное искусство / К.И. Рождественский. М.: Советский художник, 1975. - 295с.

168. Роль искусства в развитии способностей школьников / под ред.Е.К.Чухман. М.: Педагогика, 1985. 144 с.

169. Рондели, Л.Л. Народное декоративно прикладное искусство / Рондели, Л.Л. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.

170. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.-2-е изд., допол. и перераб/ Н.Н. Ростовцев, — М.: Просвещение, 1987.- 156

171. Рыбаков, Б.А. Русское прикладное искусство X XIII веков / Б.А. Рыбаков, - Л.: Аврора, 1971. - 128 с.

172. Рыбин, В.А. Педагогика нравственно гуманистического воспитания Дж.Локка / В.А. Рыбин // Педагогика. - 2005. - №7. - С.67-75.

173. Рыбников, Н.А. Детские игрушки и их выбор. 3-е перераб/Н.А. Рыбников. М.: Работник просвещения, 1927. — 52 с.

174. Салтыков,А.Б. Самое близкое искусство / А.Б.Салтыков. -М.:

175. Просвещение, 1969.- 295 с.

176. Саратова, JI.A. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства / JI.A. Саратова // Педагогика. 2004. - №5. - С.46-50.

177. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. -М.: Академия, 1998.- 328с.

178. Селиванов, В.В. Средство воспитания как педагогическая категория / В.В.Селиванов // Педагогика. 2000.- №9.- С.34-36.

179. Селиванова, H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве / H.JI. Селиванова // Педагогика. 2000. - №6. - С.35-39.

180. Семенова, Т.С. Народное искусство и его проблемы / Т.С. Семенова. -М.: Советский художник, 1977. 246 с.

181. Сиротенко, Т.А. Методические основы проведения кружкового занятия по декоративно прикладному искусству / Т.А. Сиротенко. — М.: Педагогика, 1991.-с.58.

182. Славянский мир / сост. Р.Н.Андреева, В.В.Буданов, Л.Ф. Попова.-Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001.272 с.

183. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин. -М.: Академия, 1997.- 437с.

184. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. М.: Магистр, 1997. -222 с.

185. Смирнов, Б. А. Художник о природе вещей /Б.А. Смирнов.-Л.: Художник РСФСР, 1970. 186 с.

186. Смольянинов, И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания/ И.Ф. Смольянинов. М.: Просвещение, 1984. —205 с.

187. Созонов, В.П. Педагогическая система на основе потребностей человека / В.П. Созонов // Классный руководитель. 1998. - №3.1. С.54-57.

188. Сущенко, Т.И. Педагогический процесс во внешкольных учреждениях: Учебно-метод. пособие / Т.И. Сущенко. К.: Рад. шк., 1986.- 118 с.

189. Тагильцева, Н.Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников: дис. . на соискание ученой степени д -ра пед.наук / Н.Г. Тагильцева. М., 2002. - 230с. - РГБ ОД 71:03- 13/127-9.

190. Темерин, С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки / С.М. Темерин. М.: Советский художник, 1960. - 458с.

191. Третьякова, Г.В. Народное искусство Орловщины.Искони было слово / Г.В. Третьякова. Орел, 1997. - 49 с.

192. Трудовое обучение в начальных классах. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1978. 270с.

193. Л.Н.Толстой и художники: письма./сост. и автор вступ. статьи И.А.Бродский. М.: Искусство. 1978. 228 с.

194. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. Т.2./ К.Д.Ушинский /. М.,1978. 173 с.

195. Федотов, Г.Я. Дарите людям красоту / Г.Я. Федотов. М.: Просвещение, 1985.- 255 с.

196. Фельдштейн, Д.И. Психологическое становление личности / Д.И. Фельдштейн. -М.: Педагогика, 1994. -240с.

197. Филонов, Г.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований / Г.Н Филонов // Педагогика. 2000. - №9. - С. 11-17.

198. Флерина, Е.А. Педагогика народной игрушки. Сб.: Игра и игрушка / Е.А. Флерина. -М. 1973. -90с.

199. Фохт — Бабушкин, Ю.У. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность / Ю.У. Фохт — Бабушкин. — М.: Знание, 1982.- 112 с.

200. Хворостов, А.С. Декоративно прикладное искусство в школе. — 2-еизд., перераб. и доп / А.С. Хворостов. — М.: Просвещение, 1988. — 174с.

201. Хворостов А.С., Хворостов Д.А., Новиков С.Н., Свиридова Н.В.

202. Традиционные промыслы и ремесла. Учебные программы /

203. A.С.Хворостов, Д.А. Хворостов, С.Н. Новиков, Н.В. Свиридова. С.: Родник, 1997.- 101 с.211 .Художественная обработка материалов, доступных сельской школе / под ред. А.С. Хворостова. Пособие для учителей. Орел, 1995. — 232с.

204. Чепурных, Е.Е. Воспитание подрастающего поколения общая задача современной России / Е.Е. Чепурных // Внешкольник. - 2001. - №2. — С.10-14.

205. Чередов, И.М. Сельская школа / И.М. Чередов. Омск: Омскоекнижное изд., 1989. 88 с. 214.Чернышов, С.В. Основные мотивы декора крестьянского жилища / С.В. Чернышов. - Брянск, 1997. -20 с.

206. Шадриков, В.Д. Основные периоды и факторы развития духовности/

207. B.Д.Шадриков//Вечное слово. 2000, №5. С.32-41

208. Шевчук, JI.B. Дети и народное творчество. Книга для учителя / JI.B. Шевчук. М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

209. Школа ремесел: Моя народная кукла. Декоративно-прикладная работа с соломкой. М.: ВЦХГ, 1999. - 80 с.

210. Шоломицкая, Н.Д. Народная игрушка терских поморов как средство социализации детей среднего дошкольного возраста: дис. . на соискание ученой степени кандидата пед. наук / Н.Д.Шоломицкая. -Мурманск, 2002. 141с. -РГБ ОД, 61: 03 - 13/916 -5.

211. Шорохов, Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож .- граф. фак. пед.ин-тов. 2-е изд., перераб и доп / Е.В. Шорохов - М.: Просвещение, 1986.-207с.

212. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на урокахизобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб /Е.В. Шорохов. — М.: Просвещение, 1977.- 112с.

213. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство: Учеб. для 1 кл. нач. шк./Т.Я. Шпикалова. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2004. - 94 с.

214. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство: Учеб. для 2 кл. нач. шк./Т.Я. Шпикалова, JI.B. Ершова. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2002.- 112 с.: ил.

215. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство: Учеб. для 3 кл. нач. шк./Т.Я. Шпикалова, JI.B. Ершова, Г.А. Величкина. М.: Просвещение, 2003. - 112 е.: ил.

216. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. -М.: Педагогика, 1971. 352с.

217. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры / Н.Е. Щуркова. М.: Рос.пед.агенство, 1997. - 203с.

218. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб.пособие / Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005. -366с.

219. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. М.: Знание, 1971. - 48 с.

220. Arieti S. Creativity / S. Arieti. London, 1979. p.385.

221. Davis G.H. Creativity is Forever / G.H. Davis. Badger Press, 1981. p. 138.

222. Duffey, Judith, Ford, Phyllis. The soft toy workbook. A unique new approach combining quilting a patchwork with traditional soft toy techniques / Judith Duffer a Phyllis Ford/. London, 1990. p. 103.

223. Foster J. Creativity and Teacher Macmillan / J. Foster. London, 1971. p.293.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.