Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гребенщиков, Андрей Григорьевич

  • Гребенщиков, Андрей Григорьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Елец
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 217
Гребенщиков, Андрей Григорьевич. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Елец. 2005. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гребенщиков, Андрей Григорьевич

Введение.

Глава 1. Теоретико-педагогические аспекты развития ху- 17 дожественно-творческих способностей учащихся.

1.1. Педагогическая значимость народного художествен- 17 ного промысла Гжель. История открытия и становления русского фарфора.

1.2. Педагогические аспекты развития художественно- 23 творческих способностей учащихся.

1.3. Педагогические условия построения системы непре- 49 рывного художественного образования учащихся.

1.4. Педагогическая направленность развития художест- 65 венно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования.

1.5. Педагогическое моделирование процесса развития 73 художественно-творческих способностей учащихся

Выводы.

Глава 2. Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях системы непрерывного образования.

Дошкольное учреждение как первоначальный этап художественного образования.

Педагогические функции средней общеобразователь- 97 ной школы по развитию художественно-творческих способностей школьников.

Педагогические условия развития художественно- 108 творческих способностей учащихся в период начальной профессиональной подготовки.

Педагогическая сущность развития художественно- 111 творческих способностей учащихся в период средней профессиональной подготовки.

Педагогические особенности развития художествен- 115 но-творческих способностей студентов в вузе.

Педагогические условия построения модели развития 119 художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования.

2.1. 2.2.

Выводы.

Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка эффектив- 137 ности развития художественно-творческих способ-Ф ностей учащихся в условиях непрерывного образования

3.1. Постановка цели и задач опытно-экспериментальной 137 работы.

3.2. Методика проведения опытно-экспериментальной 144 работы.

3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной рабо- 163 ты.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования»

Актуальность исследования определяется потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов декоративно-прикладного искусства с развитыми художественно-творческими способностями, обладающих высокими профессиональными умениями и навыками, эрудицией, являющихся развитыми личностями, способными к творческой профессиональной деятельности, самоопределению, саморегуляции и саморазвитию.

Потребность общества актуализировала необходимость реорганизации системы художественного образования через модернизацию системы непрерывного образования, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов для предприятий народных художественных промыслов и других отраслей народного хозяйства России. Сложившаяся практика подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства недостаточно обоснована с научно-педагогической точки зрения, зачастую вне связи с художественной культурой бытования народных художественных промыслов, в отрыве от производства, когда не в полной мере используются традиции и самобытность национального искусства. Теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей нашли отражение в работах философов: Б.С.Гершунского, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко и других; психологов: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других; педагогов, рассматривающих развитие художественно-творческих способностей в русле общеобразовательной и профессиональной подготовки: В.С.Кузина, В.И.Козлова, Т.А.Кобцевой, Г.В.Лабунской, Н.Н.Ростовцева, Л.Г.Савенковой, Н.Н.Фоминой, Л.В.Школяр; худоэ/сников, раскрывающих проблему взаимодействия культуры, художественного воспитания и развития личности: М.С.Соколова, М.Н.Семенова, С.А.Федорова, В.С.Щербакова.

Исследования педагогов и социологов показывают, что налицо комплекс социально-педагогических, экономических противоречий между потребностями предприятий народных художественных промыслов в специалистах с высокоразвитыми художественно-творческими способностями и реальной действительностью этих предприятий и жизненными планами современной молодежи.

С одной стороны, повышаются требования к качественной художественно-эстетической подготовке учащихся (создаются новые типы учебных заведений - художественные лицеи, колледжи, гимназии; открываются учреждения начальной, средней и высшей художественно-эстетической профессиональной подготовки; разрабатываются сквозные учебные планы и учебные программы, альтернативные учебники по предметам художественно-эстетического цикла), а с другой стороны, явно ощущается невостребованность молодых специалистов, особенно с художественным образованием, на предприятиях народных художественных промыслов. Это в значительной степени снижает качество подготовки молодых специалистов и эффективность работы учебно-воспитательных заведений.

Развитию художественно-творческих способностей учащихся препятствуют в немалой степени и разрушение прежних обычаев, традиций, художественных ценностей и крайне медленное воссоздание новых. Развитие художественно-творческих способностей — длительный процесс, который начинается с раннего детства и продолжается вплоть до получения высшего профессионального образования, на практике же все еще не отработана преемственность между ступенями системы художественного образования. Сама же система непрерывного художественного образования (детский сад - школа с углубленным изучением ДЛИ колледж - вуз) недостаточно интегрирована с производствами народных художественных промыслов России.

Еще недавно проблематика развития художественно-творческих способностей учащихся и профессиональная подготовка специалистов определялись госзаказом государственных предприятий и организаций, а с изменением социального и экономического курса страны (государственного и негосударственного сектора экономики) определяется и потребность в диверсификации системы образования. Поэтому при подготовке специалиста, наряду с реализацией новой парадигмы образования, возникла необходимость реализации экономической составляющей рыночных отношений и новых потребностей рынка труда.

В педагогической науке недостаточно разработаны научно-педагогические положения подготовки специалистов с развитыми художественно-творческими способностями в соответствии с историко-культурными ценностями, с территориальными особенностями народных художественных промыслов и производств по изготовлению высококачественной художественной продукции.

Проблема исследования заключается в разрешении вышеперечисленных противоречий, поэтому был сделан выбор темы, проблему которой можно сформулировать вопросом: каковы теоретико-педагогические особенности художественно-творческих способностей учащихся в процессе непрерывного образования, модель и педагогические условия, обеспечивающие их дальнейшее функционирование? Решение проблемы составляет цель исследования.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования - «Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования».

Цель исследования заключается в научном обосновании теоретико-педагогических аспектов развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе непрерывного образования и построении модели, обеспечивающей их функционирование и дальнейшее развитие.

Объект исследования — теория и практика развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования.

Предмет исследования - педагогический процесс развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования (детский сад - школа - колледж - вуз) и производства.

Гипотеза исследования. Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования заметно повысится, если:

- будут определены теоретико-педагогические предпосылки и условия развития художественно-творческих способностей учащихся на разных уровнях и ступенях учебных заведений художественной направленности;

- будет разработана и апробирована многоуровневая модель системы непрерывного образования, в которой традиционная структура системы образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования) будет дополнена учреждениями художественного образования и отвечать требованиям комплексности, целостности, преемственности и непрерывности обучения и воспитания учащихся;

- налажены структурно-функциональные и содержательные связи между учебно-воспитательными заведениями и учреждениями дополнительного образования, обеспечивающие последовательность педагогических воздействий, направленных на развитие художественно-творческих способностей учащихся в интеграции с предприятиями народно-художественных промыслов, их историей становления и бытования;

- система непрерывного образования будет ориентирована на созидательную творческую деятельность и развитие художественно-творческих способностей посредством реализации содержания художественного образования (учебные планы, учебные программы), государственного стандарта образования, применения профессионально-деятельностного подхода х учетом саморазвития, самосовершенствования учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

- определить теоретико-педагогические предпосылки, факторы и условия профессиональной ориентации и развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования;

- разработать и апробировать модель многоуровневой системы непрерывного художественного образования, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей: детский сад - школа — колледж - вуз;

- обосновать педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;

- опираясь на результаты исследования, разработать рекомендации развития художественно-творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся в условиях непрерывного художественного образования.

Общая методология исследования определяется потребностью выявления наиболее значимых философских и педагогических теорий, взглядов, обеспечивающих целенаправленное развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования:

- художественно-педагогический аспект: развитие творческих способностей в процессе гуманитарно-художественного воспитания и обучения (И.В.Марченко, В.В.Давыдкина, Р.А.Данилина и др.);

- системно-целостный подход к развитию личности, в котором художественно-творческие способности формируются на основе идей современной дидактики развивающего обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.П.Саксонова, О.Г.Радомская и др.), личностно-дея-тельностного подхода (Е.В.Бондаревская, М.А.Данилов, В.И.Загвя-зинский, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, З.И.Равкин, Е.Н.Шиянов);

- педагогические аспекты проблемы художественного воспитания (Г.В.Лабунская, Б.П.Юсов, А.А.Мелик-Пашаев, Е.М.Торшилова, А.А.Дмитриева, Н.А.Кушаев и др.);

- инновационные технологии подготовки учителя изобразительного искусства в вузе (В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Л.В.Школяр, Л.Г.Савенкова и др-);

- системно-структурный подход построения и функционирования учебно-воспитательной системы художественного образования в интеграции с производством (А.А.Андреева, В.М.Логинов, Н.М.Таланчук, Ю.А.Кустов, В.НМещеряков, Е.М.Торшилова и др.).

Методологически значимыми для нашего исследования в аспекте искусствознания, теории и практики художественного творчества, декоративно-прикладного искусства явились фундаментальные исследованиях академика.В.С.Кузина, с позиций историзма развития изобразительного искусства раскрывающего искусство древнего мира, искусство средних веков, искусство Возрождения, искусство западноевропейских стран, русское и советское искусство и архитектуру.

Результаты и анализ, выводы и рекомендации этих исследований являются основополагающими в теории и практике изучения молодыми художниками России основ изобразительной грамоты (рисунка, живописи, композиции, лепки) и декоративно-оформительского искусства.

Исследования В.М.Логинова раскрывают условия социально-профессионального становления молодежи в образовательном комплексе, на примере города Гжель, в котором раскрываются основные тенденции развития художественных способностей учащихся среднего профессионального художественного образования. В работах Л.П.Саксоновой художественное образование рассматривается как фактор развития профессионально значимых, творческих качеств студентов педагогического колледжа. В публикациях В.В.Давыдкиной анализируются современные подходы развития художественных знаний, умений и навыков в контексте единства содержания и формы. В монографиях А.В.Морозова и Д.В.Чернилевского раскрываются педагогическая сущность, структура и содержание креативной педагогики и психологии, формулируется концептуальная модель формирования креативной индивидуальности педагога в современной высшей школе России, показываются особенности развития мотивации педагогического творчества в условиях непрерывного образования.

Для решения поставленных задач (и в соответствии с методологической основой исследования) были использованы следующие методы исследования: теоретического исследования (анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы); эмпирического исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, изучение художественного творчества учащихся, констатирующий и формирующий эксперименты, экспертная оценка, тестирование, табличное представление уровней сформированности художественно-творческих способностей учащихся).

База исследования. Разными формами исследования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель». Экспериментальные работы проводились в ходе построения системы непрерывного художественного образования в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, Гжельском художественно-промышленном колледже, Гжельской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, учебно-культурного научно-производственного центра «Гжель», студии изобразительного искусства средней школы № 6 Раменского района Московской области.

Объектом специального изучения и эксперимента явились учебно-воспитательные учреждения народного художественного промысла «Гжель» Раменского района Московской области.

Организация и этапы исследования. Исследование состояло из трех основных этапов, которые проводились в течение 2000 — 2005 годов, различавшихся по характеру решаемых задач и методам их решения.

На первом, подготовительном, этапе исследования (2000 - 2001 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования, проводился анализ педагогической практики художественного образования, констатирующий эксперимент, разрабатывались методологические положения, а также модели системы непрерывного образования с программным обеспечением.

На втором, основном, этапе (2002 - 2004 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент, выявлялись педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся, определялся уровень эффективности разработанной модели функционирования системы непрерывного образования, оценивались результативность и условия ее сопряжения с производством, осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, уточнялись теоретические положения исследования.

На третьем, заключительном, этапе исследования (2004 — 2005 гг.) осуществлялись качественная и количественная обработки полученных результатов, корректирование педагогического обеспечения развития художественного творчества учащихся в системе непрерывного образования и внедрения обобщенных материалов в практику, оформление диссертационной работы. На этом этапе исследования диссертант выступал не только в роли организатора и педагога, но и непосредственного участника учебно-воспитательного процесса по художественно-эстетическому воспитанию учащихся.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- определены теоретико-педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;

- на основе опытно-экспериментального исследования выявлены и научно обоснованы основные факторы и направления построения системы непрерывного художественного образования;

- представлена многоуровневая система непрерывного профессионального образования, ориентированная на развитие художественно-творческих способностей учащихся;

- разработана и апробирована модель, раскрывающая этапы развития художественно-творческих способностей учащихся;

- разработаны методические материалы, рекомендации развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования в интеграции с производством.

Теоретическая значимость результатов выполненного исследования обусловлена его вкладом в теорию развития художественно-творческих способностей и в обоснование целенаправленного развития художественно-творческих способностей учащихся, разработку научных основ создания ■ педагогических условий для построения непрерывной системы художественного образования. Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблем развития креативности учащихся в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретико-педагогические положения и разработанные научно обоснованные рекомендации функционирования учебно-воспитательного комплекса системы непрерывного художественного образования обеспечивают развитие художественно-творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся, а также начальной, средней и высшей профессиональной подготовки специалистов посредством интеграции содержания, форм и методов обучения с производством и рынком труда.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на ежегодных научно-практических конференциях Гжельского государственного художественно-промышленного института (2003 г., 2004 г.), НИИ общего образования Минобразования и науки Российской Федерации (2003 -2005 гг.), Борисоглебского государственного педагогического института (Воронежская область, 1999 - 2001 гг.); выступления автора по проблематике диссертационного исследования на Всероссийском конгрессе «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспективы» г. Орел (ОГУ, 2005 г.), XXIV ЮжноРоссийских психолого-педагогических чтениях по теме: «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г. Волгоград, 2005 г.), научно-практической конференции «Инновационные проблемы педагогического образования» г. Таганрог (ТГПИ, 2005 г.), городских и районных педагогических семинарах-совещаниях г. Раменское (Московская область); персональных художественных выставках картин автора: г. Воронеж (2002 г.), г. Борисоглебск (Воронежская область, 1998 г., 2001 г.), Гжель (Московская область, 2002 г., 2003 г.), выставочных залах художественно-графических произведений искусств «Итера» г. Москва (2004 г.), Гжельской общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (2004 г.) Разными формами исследования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель». Экспериментальные работы проводились в ходе построения системы непрерывного художественного образования в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, Гжельском художественно-промышленном колледже, Гжельской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, учебно-культурного научно-производственного центра «Гжель», студии изобразительного искусства средней школы № б Раменского района Московской области.

Достоверность исследования обеспечивается:

- научно-теоретическим обоснованием работы, основу которой составили исследования по философии, педагогике, психологии, теории изобразительного искусства;

- научно обоснованными показателями экспертных оценок учебных рисунков, лепки, графики, художественных картин и художественной керамической продукции (фарфор, фаянс, полуфаянс) «Гжель»;

- опытно-экспериментальной проверкой основных положений развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных и художественных школ, студентов художественно-промышленного колледжа и института, репрезентативностью выборки участников эксперимента. Разными формами исследования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель».

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается наиболее эффективно в условиях непрерывной системы образования целенаправленным, комплексным педагогическим воздействием в местах бытования народного художественного промысла, в русле его историко-культурных традиций и ценностей, в оптимальном сочетании теоретической и практической подготовки на учебно-производственной базе учебного заведения, при совместной и комплексной педагогической деятельности педагогов, художников-наставников, мастеров художественно-производственного обучения.

2. Педагогические условия характеризуются степенью интеграции уровней начального, среднего и высшего профессионального образования и определяются: содержанием, формами и методами обучения и воспитания обучаемых; организацией и управлением образования, а также средствами промышленного производства продукции декоративно-прикладного искусства, при котором развитие художественно-творческих способностей (общих способностей и специально-художественных способностей) есть целостный процесс художественной деятельности, активного вовлечения учащихся в процесс художественного творчества по развитию природных художественных задатков ребенка, имеющим своим направлением художественно-эстетическое мастерство подготовки специалиста.

3. Синтез знаний, практических умений и навыков, направленный на развитие художественно-творческих способностей учащихся, наиболее успешно обеспечивается в системе непрерывного образования на основе органического сопряжения учебных планов, учебных программ, учебнометодических пособий и материалов и организации учебного процесса в интеграции с производством народного художественного промысла, реализующих общеобразовательную и профессиональную художественно-эстетическую подготовку учащихся.

4. Разработанная модель системы непрерывного образования закладывает основы художественно-эстетического и духовного воспитания ребенка, обеспечивает развитие художественно-творческих способностей учащихся. Построение системы непрерывного образования с ориентацией на целостность, комплексность, обеспечивает педагогическую эффективность обучения и воспитания учащихся, развитие личности на принципах исторических и духовных народных традиций, национального декоративно-прикладного искусства, бытования народного художественного промысла «Гжель». Инновационное образовательное пространство народного художественного промысла в интеграции с содержанием, формами и методами практической художественной подготовки учащихся обеспечивает развитие художественно-творческих способностей, становление и развитие профессиональных качеств будущих специалистов.

Структура работы состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гребенщиков, Андрей Григорьевич

Выводы

Как показывают приведенные выше данные, проводимой нами опытно-экспериментальной работы, результативность развития художественно-творческих способностей учащихся достаточно высока. В течение последних трех лет все учащиеся, которые обучались в системе непрерывного образования на разных уровнях, построенной на теоретико-методологической базе по развитию художественно-творческих способностей учащихся, показывали высокую профессиональную художественную подготовку. Это свидетельствует о педагогической валидности теоретических расчетных данных и полученных результатов на практике, а также о высокой результативности рекомендованной системы непрерывного образования, как фактора развития художественно-творческих способностей учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая направленность развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается, с одной стороны теоретико-педагогическим обоснованием форм, методом, средств и методикой художественного воспитания, с другой, потребностью производства, рынка труда в специалистах с художественным образованием. Эффективность развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается в системе непрерывного образования посредством выбора типа учебного заведения, содержания обучения, применением современных инновационных технологий.

Формирование художественно-творческих способностей осуществляется на основе индивидуальных природных задатков и с учетом индивидуальных особенностей психофизиологического развития учащихся.

Организация учебно-воспитательного процесса строится в системе непрерывного образования с учетом принципов соответствия потребностей учащихся в развитии художественно-творческих способностей и возможностей теоретической и практической реализации, обусловленных постепенным переходом от простого к сложному, от репродуктивной деятельности к продуктивной и творческой деятельности.

Интеграция компонентов системы художественного образования (дошкольного воспитания, общего среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования) при тесном взаимодействии с производством художественных изделий и рынком труда, обеспечивает создание непрерывной системы образования и выступает важным педагогическим условием развития художественно-творческих способностей учащихся.

Развитие художественно-творческих способностей осуществляется успешно при условии формирования положительной мотивации школьников, органического сочетания научно-теоретической подготовки с практической самостоятельной работой и получением конечного положительного результата. Это достигается посредством воспитания трудолюбия, усидчивости, работоспособности учащихся в выполнении заданий оптимальной трудности, дозированием с высоким уровнем творческих требований со стороны педагога.

Интегрированные педагогические технологии обучения, воспитания, и развития художественно-творческих способностей обеспечивают органическое взаимодействие содержания обучения с практической художественной деятельностью учащихся. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается педагогической направленностью историко-культурного наследия и традиций народных художественных промыслов.

Разработанная модель системы непрерывного художественного образования, реализующая педагогические условия целостности, непрерывности и комплексности учебно-воспитательного процесса, обеспечивает художественно-эстетическое, духовное воспитание и развитие художественно-творческих способностей учащихся.

Таким образом, разработанные в исследовании педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся представляют собой как целостную совокупность мотивационно-целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов системы непрерывного образования, охватывающие данный образовательный процесс от целевых установок до сформированной с профессиональными художественными умениями и навыками и творчески развитой личности студента. Следовательно, данная технология является концептуальной, эффективной, системной, комплексной, что подтверждается опытно-экспериментальной работой.

Данное диссертационное исследование не может претендовать на завершенное научное описание всех аспектов такого сложного и многогранного процесса как развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования. К важнейшим проблемам, требующим дальнейших исследований, следует отнести разработку теоретико-педагогических основ рисунка, живописи, композиции, архитектуры в развитии художественно-творческих способностей учащихся; разработке диагностических методик и критериев определения художественных и творческих способностей учащихся; применения современных инновационных технологий совершенствования учебно-воспитательного процесса художественно-эстетического цикла; разработке путей создания сквозных, интегра-тивных учебных планов и учебных программ всех уровней системы непрерывного художественного образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гребенщиков, Андрей Григорьевич, 2005 год

1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. СПб.: Лань, 1998. - 159 с.

2. Аверин В.А. Психология личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.-89 с.

3. Аминов H.A. Диагностика педагогических способностей /Под ред. М.Р.Гинзбурга. М. - Воронеж, МОДЭК, 1997. - 80 с.

4. Андреева A.A. Гжель: от игры к профессии. ТОО «Гжель». М.: 1994. -160 с.

5. Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. - 156 с.

6. Апполон. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура / Под ред. А.М.Кантора. М.: Эллис Лак, 1997. - 775 с.

7. Арнольдов А.И.Человек и мир культуры. М.: МГИК, 1992. -237с.

8. Арутюнов В.В., Волковысский И.В., Кадария, Ф.Д., Шепелев Е.М. Управление персоналом. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 448 с.

9. Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры / Под ред. В.С.Кукушина. — Ростов-на-Дону: Новый бизнес, 2004. -264 с.

10. Ахметзянов М.Г. Формирование художественно-эстетических ориен-таций старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы. Автореф. дис. . док. пед наук. М.:, МПГУ, 1996.

11. Бабанский Ю.К. Избр. педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560 с.

12. Батаршев A.B. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999.-175 с.

13. Бине А. Измерение умственных способностей. Пер. с фр. / А.Бине. -СПб.: Союз.-431с.

14. Безбородов М.А., Петров Л.К. Д.И.Виноградов выдающийся керамик XVIII века. - Гос. из-во. литературы по строит, материалам. М., 1953. - 89 с.

15. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 19.81. - 96 с.

16. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1984.-496 с.

17. Большой психологический словарь / Сост. общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. СПб, Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

18. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С.Роботовой. М.: Академия, 2002. 208с.

19. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся — М.: Центр «Педпоиск», 1999. -144с

20. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Под ред. А.Г.Габричевского. -М.: Всесоюзн. академ. архитектуры. Т. 1. - 1936. - 332 с.

21. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986.-573 с.

22. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. М.: Академия, 1999.- 160 с.

23. Вы начали эксперимент.Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент! / Под ред. Е.С.Комракова, А.С.Сиденко. М.: Центр «Валера», 1996. - 100 с.

24. Вьюжек, Том. Логические игры, тесты, упражнения для усиления концентрации внимания, увеличения объема памяти, развития пространственного воображения, повышения скорости мышления, расширения творческого потенциала. -М.: Эксмо, 2003. -296с.

25. Гребенщиков Г.Ф. Система образования малого города России. Монография. М.: МПГУ, Прометей, 2000. - 180с.

26. Гребенщиков Г.Ф., Богданов И.Е. Проблемы развития культуры и образования. Монография. Борисоглебск, БГПИ, 1998. - 156с.

27. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. М.: Владос-Пресс, 2003.- 384 с.

28. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Современные образовательные теории. — М.: Университетская книга, 2004. 256 с. .

29. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.

30. Давыдкина В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: ИХО РАО, 2004.

31. Данилина P.A. Гуманитарно-художественное воспитание как приоритетное направление современной образовательной школы. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: ИХО РАО, 2001.

32. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999.-200 с.

33. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. — М.: Владос-Пресс, 2004. 400 с.

34. Душков Б.А. Психология типов личности. М.: Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 503 с.

35. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение, 1991.-223 с.

36. Жуков В.И. Российские реформы: социология, экономика, политика. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. - 508 с.

37. Занков J1.B. Избр. педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с.

38. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологи в систематическом изложении. М.: Академия, 1999. — 216 с.

39. Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Материалы пед. чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии» (Москва 4-9 февраля 2002г) / Ред.-составитель Л.Г.Савенкова. М.: ИХО РАО, 2002. - 356 с.

40. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. Материалы Межд,. конф. «Искусство и дети: Проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке». Ред.-составитель Л.Г.Савенкова. М.: ИХО РАО, 2003. 275 с.

41. История художественного образования в России XX века (в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков). T.I. М.: Педагогика, 2002. - 474 с.

42. История художественного образования в России (проблема культуры XX века). Под ред. Н.Н.Фоминой. М.: Изд. дом РАО, 2003. 445с.

43. Изобразительное искусство в подготовке учителя. Программа с метод, реком. для спецкурсов и спец. «Педагог дополнительного образования». Сост. Э.Т.Ардаширова, Ю.В.Куделько. Уфа.: Башкирский госпедунивер-ситет, 2000. - 42 с.

44. История русского искусства: в 3-х томах. T.I / Под ред. М.М.Раковой и И.В.Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1991. - 508 с.

45. Кемешев Д.А. Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана. Автореф. дис. . .докт. пед. наук. М.: Mill У, 2001.

46. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: концептуальное, программное и методическое обеспечение. 4.2. М.: ЦГЛ, 2004. - 192 с.

47. Колесникова Т.И. Педагогическая оценка рисунков с натуры в I IV классах детской художественной школы. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М.: НИИ худож. воспитания АПН СССР, 1987.

48. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. -656 с.

49. Косов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. -М.: МОДЭК, 1998. 128с.

50. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: 1977.

51. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.-М.: Просвещение, 1984. 319 е., ил.

52. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. Что и как преподавать в современной школе. М.: Академия, 2001. - 120 с.

53. Кустов Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1990. 120 с.

54. Кульневич C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Монография. Воронеж, 1997. - 236 с.

55. Красная книга культуры. /Сост. В.Л.Рабинович. М.: Искусство, 1989. -423 с.

56. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, 1999.-384 с.

57. Кроль В.М. Психология и педагогика. — М.: Высшая школа, 2001.-319с.

58. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года М.: АПК и ПРО, 2002.-24 с.

59. Ковалева О.А. Формирование художественного мышления подростков в условиях общеэстетического отделения ДГТТИ. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М. : НИИ эстетического воспитания РАО, 1995.

60. Кубе А.Н. История фаянса. Берлин.: Гос. изд-во РСФСР, 1923. - 128 с.

61. Лазарев B.C. Системное развитие школы. М.: Педобщество России, 2002. - 304 с.

62. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли. -М.: Гардарики, 2003. 603 с.

63. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М.: Университетская книга, 2004. — 136 с.

64. Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М.: АПН СССР, 1988.-203 с.

65. Леднев В.С.Содержание образования. М.: Выс. школа, 1989. — 360 с.

66. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-305 с.

67. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия,• 2001.-320 с.

68. Лейтес Н.С. .Возрастная одаренность и индивидуальные различия. -М.: МОДЭК, 2003.-463 с.

69. Лисов В.И. Совершенствование управления территориальной образовательной системой: Организационно-экономические и информационные аспекты. М.: Академия, 2003 .-368 с.

70. Линскотт К. -Акварель. Первые шаги. М.: Апрель ACT, 2004. — 35 с.

71. Логинов В.М. Новь древней Гжели. М.: Московский рабочий. 1986. -^ 112 с., ил.

72. Логинов В., Скальский Ю. И ваши дни благословенны./Из истории российской керамики. М.: Алгоритм, 2001. - 336 е., с ил.

73. Логинов В.М. Социально-профессиональное становление молодежи в образовательном комплексе малого города (на примере города ГЖЕЛЬ). Ав-тореф. дис. . докт. пед. наук. Казань, НИИ СПО РАО, 2000.

74. Марченко И.В. Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену. Автореф. дис. . .канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 1999.

75. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству. М.: Просвещение,• 1991.-128 с.

76. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997. - 23 8 с.

77. Мухаметзянова Г.В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в. регионе. Казань, ИСПО РАО, 1998.-128 с.

78. Морозов A.B., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.

79. Морозов A.B. Формирование креативности педагога в условиях непрерывного образования. М.: Изд-во ИГУМО, 2003. - 192 с.

80. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе. Под ред.

81. A.П.Фомичева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 361 с.

82. Народный промысел «Гжель». Сб. метод, материалов / Под ред.

83. B.М.Логинова, А.А.Андреевой. М.: НМЦ СПО, 1995.-137 с.

84. Новиков A.M. Методология образования. М., 2002. - 320 с.

85. Непрерывное педагогическое образование. Вып. 3. ВГПУ, Волгоград: Перемена, 1994. 77 с.

86. Непрерывное педагогическое образование. Вып. 4. СПб, Образование, 1994.- 84 с.

87. Образование, которое мы можем потерять. Сб. статей. Под ред. В.А.Садовничего. -М.: МГУ 2002. 288 с.

88. Олесина Е.П. Педагогические условия совершенствования художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры. Автореф. канд. дис. М.: ИХО РАО, 2004.

89. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. 2-е изд. -М.: Флинта-Наука, 2002. - 88 с.

90. Профессиональное образование // № 10, 2000.

91. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового типа. /Под ред. АЛ.Тряпицыной. СПб, Образование, 1995. - 171с.

92. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. 530 с.

93. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С.Гершунского. М.: Педагогика, 1990. - 224 с.

94. Проблемы непрерывного профессионального образования: региональный аспект: Материалы региональной научно-практической конференции. -М., 1997.-224 с.

95. Попова О.С. Русская народная керамика. Гжель. Скопин. Дымково. -М.: Всесоюзн. кооперат. изд-во, 1957. 131 с.

96. Приобщение детей и юношества к истокам традиционной народной культуры как эффективное средство их воспитания и адаптации в социальной среде. Сб. статей. Архангельск: АО ИППК РО, 2001. - 120 с.

97. Перлз Ф. Теория гештальттерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 384 с.

98. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб, Питер, 2004. - 560 с.

99. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство IV-VI классы. Под ред. П.А.Стеллиферовской. М.: Минпрос. РСФСР, 1985. -18 с.

100. Программы факультативных занятий для средней школы с углубленным изучением изобразительного искусства 7-10-е классы. М.:, НИИ художественного воспитания АПН СССР, 1985. -16 с.

101. Педагогика. Под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия, 2002. - 576 с.

102. Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2003.-608 с.

103. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева. М.: Академия, 1998. -512 с.

104. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом.

105. М.: Просвещение, 1982. — 160 е., ил.

106. Радомская О.И. Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: ИХО РАО, 2004.

107. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.- 607 с.

108. Робу М.М. Формирование творческой педагогической деятельности у студентов в процессе освоения ими традиций народного декоративно-прикладного искусства. Автореф. дис. .канд. пед. наук. НИИхудож. воспитания АПН СССР, 1992.

109. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2004.-480 с.

110. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. -М.: Владос-Пресс, 2003. 333 с.

111. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. - 239 е., ил.

112. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / Под ред.

113. A.М.Прохорова. Т.2. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. 675 с.

114. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А., Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах

115. B.А.Сухомлинского. -М.: Педагогика, 1991. 112 с.

116. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс, 2004. — 224 с.

117. Рубинштейн JI.C. Основы общей психологии: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

118. Саксонова Л.П. Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа. Авто-реф. дис. . .канд. пед. наук. Тольятти, 1997.

119. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: Монография. Волгоград: Перемена, 2003.-260 с.

120. Сафонцев С.А. Образовательная квалиметрия в системе повышения квалификации. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. - 160 с.

121. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность. — Волгоград: Перемена, 2003. 181 с.

122. Симановский А.Э. Развитие способностей к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.: МОДЭК, 2003. - 271 с.

123. Советский фарфор. Под ред. А. В .Луначарского и др. М.: Московск. худ. изд-во, 1927. -48 с.

124. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию -М.: Академия, 2003. 192 с.

125. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2004. - 576 с.

126. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001.-304 с.

127. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

128. Сергеев A.A. Учебный натюрморт. — М.: Искусство, 1955. — 64 с.

129. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. 4.3. Обнинск, 2001. - 80 е., цв. ил.

130. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: технология народных художественных промыслов. М.: Владос, 2002. — 304 с.

131. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. -М.: Флинта, 1998.-364 с.

132. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. -207 с.

133. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.-286 с.

134. Сухарев А.И. Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (первый-второй курсы художественно-графического факультета). Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Омск: Омский госпедун-т, 1999.

135. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2003. -288 с.

136. Тестирование детей. Сост.В.Богомолов. Ростов н/Д. Феникс, 2005. -352 с.

137. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. /Под ред. Н.К.Сергеева, Н.М.Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - 420 с.

138. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. -Ярославль, Академия развития, 1996. 221 с.

139. Торпшлова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольников. М.: ИХО РАО, 1998. — 225 с.

140. Управление инновационной деятельностью и опытно-экспериментальной работой в муниципальной системе образования Рамен-ского района. Сб. метод.-управл. материалов / Под ред. Т.А.Сергеенковой, Н.М.Уваровой. -Раменское, методкабинет, 2001. 96 с.

141. Тестирование детей / Автор-сост. В.Богомолов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. 352 с.

142. К.Д.Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге /Под общей ред.Е.Белозерцева. М.: Роман-газета, 1994. - 192 с.

143. Ушинский К.Д. Избр. педагогические сочинения в 2-х т. / Под ред.

144. A.И.Пискунова. Т.2. - Педагогика, 1974. - 438 с.

145. Федоров С.А., Семенова М.Н. Изобразительное искусство. IV класс. -М.: Просвещение, 1970. 160 с.

146. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Изида, 2004.-339 с.

147. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960. - 212 е., ил.

148. Фомина H.H. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины XX века. М.: ИХО РАО, 2002.

149. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Сост. Д.И.Донской,

150. B.Ф.Круглянский. Мн.: ООО Попурри, 2003. - 608 с.

151. Харт К. Анатомия для художника: совсем просто / Перев. С англ. В.И Кашкан. М.: «Попурри», 2002. - 144 с.

152. Художники народов СССР: в 6-ти т. Т.1. / Отв. ред. Т.Н.Горина. - М.: Искусство, 1970. — 445 с.

153. Шамова Т.И., ДавыденкоТ.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. — М.: Академия, 2002. — 384 с.

154. Шадриков В.Д. Деятельность и способности- М.: «Логос», 1994. -320 с.

155. Шадриков В.Д., Черемошкина JI.B. Мнемические способности: развитие и диагностика. -М.: Педагогика, 1990. 176 с.

156. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 768 с.

157. Шиянов E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1999. - 288 с.

158. Школа и учитель в зеркале модернизации образования. Сб. научно-метод. работ: / Под ред. В.В.Серикова, Т.В.Черниковой. -М.: Межд. педакадемия, 2003. 320 с.

159. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969. 272 с.

160. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. СЛ.Батышева. Т.2 М., АПО, 1999. - 440 е., ил.

161. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. /Под ред. С.Я.Батышева. Т.З. М.: АПО, 1999. - 490 с.

162. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: / Сентябрь, 1996. - 96с.

163. Яподский Б.Г. Основы технического творчества. — Тольятти, Форум, 1996.-152 с.

164. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. - 224 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.