Общественно-государственный идеал в русской консервативной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Седаев, Павел Валерьевич

  • Седаев, Павел Валерьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 145
Седаев, Павел Валерьевич. Общественно-государственный идеал в русской консервативной философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Нижний Новгород. 2006. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Седаев, Павел Валерьевич

Введение

Глава I. Идейные источники и особенности консервативного общественно-государственного идеала

1. Идейные источники русского консерватизма

2. Самодержавная монархия как общественно-государственный 30 идеал отечественных консерваторов

Глава II. Национальный характер и государство как важнейшие факторы формирования общественно-государственного идеала

1. Особенности русского национального характера

2. Русская консервативная философия о социально-политических 72 правах и обязанностях

Глава III. Идеи отечественной консервативной философии в свете актуальных проблем общественно-государственного развития России

1. Критика либерально-демократических идей в отечественной консервативной философии

2. Общественно-государственный идеал русской консервативной философии и современная Россия

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общественно-государственный идеал в русской консервативной философии»

Актуальность темы. Сейчас как никогда ранее востребовано изучение основополагающих принципов концепции общественно-государственного идеала отечественных консерваторов необходимых для разработки концептуально обоснованных подходов к решению проблем социально-политического и духовного развития современной России. Важность сохранения национальной идентичности, историко-культурных традиций и ментальности российского суперэтноса заставляет обратиться к идеям русских мыслителей консервативного толка, которые считали, что основой позитивного развития общества является многовековой национальный опыт организации общественно-государственного устройства страны, вобравший в себя богатство и особенности духовности и нормы социальной жизни народа.

Реалии российской действительности, последствия реформ 90-х годов XX века, наглядно свидетельствуют о том, что либерально-демократические ценности западного образа жизни не принесли ожидаемых положительных результатов. Идеологи реформ не сочли возможным опереться на российские историко-культурные традиции, особенности организующей и защитной роли российской государственности. Не была учтена важность последней в формировании национального самосознания и российской культуры. При проведении реформ не был учтен и тот факт, что в основе философии либерализма лежит иная парадигма, во многом чуждая российской историко-культурной традиции, российскому менталитету, не приемлющему индивидуализм, прагматизм, рационализм. В России же исторически сформировались иные установки и приоритеты - такие как духовность, соборность, коммуникативная открытость.

Интерес к идеям консерватизма проявился в настоящее время и со стороны зарубежной философской мысли. Так, «новые» консерваторы например: Б. Вильяме, В. Вайденфельдт, А. Молер, Г. Рормозер, А. Френкин, Г. Шварц и т.д.) считают, что появление современного «неоконсерватизма» - закономерное явление, которое связано со всеобщим структурным кризисом мировой экономики. В философских системах представителей европейской консервативной мысли религиозные и духовно-нравственные ценности, приоритеты интересов государства, постепенность и осторожность перемен, культ традиции и обращение к национальной культуре всегда были определяющими. К сожалению, в нашей отечественной литературе все еще недостаточно изучена проблема влияния консервативных идей на массовое сознание молодежи Западной Европы и США в бурные 60-70-е гг. прошлого века. Тогда на волне неуправляемых процессов анархо-синдикалистского уклона («новые» левые и др.) идеологи западноевропейских стран были вынуждены обратиться к ценностям консервативной мысли и соответствующим принципам организации общественной жизни, что во многом обеспечило этим странам стабильность развития на все последующие годы вплоть до настоящего времени.

В современных условиях цивилизационного развития российского общества сохранение целостности страны и ее общественно-государственных идеалов, обеспечение эффективности выбранного ею пути развития становятся насущно необходимым подтверждением значения исследования консервативного течения в русской философской мысли. Однако эффективность будущего развития российской государственности во многом будет зависеть от того, как мы будем понимать и относиться к нашему прошлому, исследовать тот социокультурный опыт, который был накоплен в практике развития и укрепления российской общественно-государственной системы. Все это придает еще большую актуальность обращения к теме исследования проблемы общественно-государственного идеала русских консерваторов.

Степень научной разработанности темы. В основу диссертационного исследования были положены философско-методологические разработки наиболее значимых социально-политических проблем, представленных в сочинениях представителей отечественной консервативной мысли. Такие вопросы, как развитие и становление монархии в России, отличие русской государственности от европейской, особенности духовно-нравственного состояния русской нации, как одного из важнейших условий функционирования самодержавия в России, оказались в зоне пристального внимания современных исследователей-философов (В.А. Аверьянов, О.В. Парилов, С.Н. Пушкин, JLE. Шапошников и т.д.), историков (В.Я. Гросул, Г.С. Итенберг, В.А. Твардовская, Р.Г. Эймонтова и т.д.).

Источниковой базой при написании данной работы послужили труды видных представителей русской консервативной философской мысли. Одним из первых отечественных консерваторов, разрабатывавших концепцию общественно-государственного идеала, был М.М. Щербатов. В своей работе «О повреждении нравов в России» он приходит к мысли, что основой любого государства должны являться духовно-нравственные ценности. В начале XIX века свое видение общественно-государственного идеала представил Н.М. Карамзин. В статье «О древней и новой России» он рассматривает проблемы взаимодействия народа и власти и приходит к выводу, что самодержавие - есть «палладиум» России. Дальнейшее развитие русская философия консерватизма получила в трудах М.П. Погодина, А.С. Шишкова и др. Родилась знаменитая уваровская консервативная триада «Православие, Самодержавие, Народность».

Во второй половине XIX - начале XX века появилась целая плеяда выдающихся представителей отечественного консерватизма в лице П.Е. Астафьева, Н. Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, М.Н. Каткова, К.П. Победоносцева, JI.A. Тихомирова и др. В этот период в философии русского консерватизма активно разрабатывались идеи уникальности пути развития России. Получила философское обоснование и идея самобытности самодержавной власти. Однако для многих представителей отечественной консервативной мысли русская самодержавная монархия - отнюдь не идеальным типом общественно-государственного устройства, а только наиболее приближенной к данному идеалу.

Важной в методологическом плане работой до настоящего времени остается книга JI.A. Тихомирова «Монархическая государственность», явившаяся, на наш взгляд, наиболее полным и глубоким исследованием самодержавной монархии, как идеального общественно-государственного устройства для России. Автор обосновывает мысль, что российское самодержавие наиболее близко к идее истинной монархии как общественно-государственного идеала.

В последние годы интерес к отечественной консервативной философии заметно возрос. Вышло достаточное количество философских работ, посвященных анализу воззрений представителей отечественной консервативной философии. Исследованию творчества отдельных представителей русского консерватизма посвящены работы многих современных авторов (JI.P. Авдеева, Т.В. Артемьева, С.И Бажов, А.В. Гулыга, А.Ф. Замалеев, А.А. Корольков, А.А. Корнилов, В.И. Косик, В.Н. Костылев, Л.Г. Кислягина, Н. Никандров, О.В. Парилов, С.Н. Пушкин, В.Ф. Пустарнаков, М.Б. Смолин, А.Ф. Сивак, Л.Е. Шапошников и др.). Ими было проанализировано наследие таких мыслителей, как П.Е. Астафьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, М.М.

Щербатов, К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков, JT.A. Тихомиров, И.Л. Солоневич и т.д.

Исследование нравственно-религиозных и политических аспектов русской консервативной философии представлено в работах В. Аверьянова, А.П. Андреева, Н.А. Бенедиктова, К.С. Гаджиева, Б.Т. Григорьяна, А. Дугина, А. Игнатова, Л. Люкса, В.А. Малинина, A.M. Миграняна, В.И. Мильдона, А. Назаренко, А.И. Новиковой, Ю. Пивоварова, П.Ю. Рахшмира, Э.Н. Соколова, Д.А. Шишкина и др. В работах вышеуказанных авторов рассматриваются различные подходы к пониманию духовно-нравственного наследия представителей консервативной отечественной мысли в социально-философском, духовно-нравственном и историософском аспектах. Современными исследователями ставится вопрос о тех ценностях консерватизма, которые могут быть востребованы в условиях сегодняшней России, а в результате происходит осознание того, что «консерватизм русских философов - это одна из онтологических и религиозных основ, без которых общество нормально существовать не может». Настоящее осознается благодаря пониманию прошлого.

В предлагаемой диссертационной работе осуществляется анализ идей отечественных философов-консерваторов при формировании общественно-государственного идеала, коим для них является неразрывное единство государства, Церкви, а также духовно-нравственных традиций. Анализ творчества отечественных мыслителей-консерваторов поможет, на наш взгляд, объяснить многочисленные проблемы современного этапа развития России. В философско-методологическом плане данный подход к исследованию идейного наследия русских философов-консерваторов будет способствовать более глубокому пониманию феномена русского консерватизма, возможности исследования его продуктивных идей при разработке некоторых практических решений, в осуществлении ряда актуальных проблем современной России, укрепления российской государственности и реанимации духовно-нравственного потенциала русского народа.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ особенностей отечественной консервативной философской традиции, осмысления ее места и роли в разработке концепции общественно-государственного идеала, формирующегося на приоратах общественных интересов над частными, ответственности человека перед государством, Богом и другими людьми. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать идейные источники русской консервативной общественно-государственной мысли;

- проследить преемственность идей мировой и русской консервативной философской мысли;

- обобщить вклад выдающихся представителей русского консерватизма в развитие философской концепции общественно-государственного идеала; исследовать консервативные ценности общественно-государственного развития России, представленные в трудах отечественных мыслителей;

- рассмотреть религиозно-духовные ценности российского социума, которые, по мнению отечественных представителей консервативной философии, послужили основой для развития и функционирования самодержавной власти в России, как наиболее приближенной к идеальному общественно-государственному устройству;

- выявить степень актуальности основополагающих идей представителей русской консервативной философии для современной российской действительности.

Объектом исследования является феномен русской консервативной философии в многообразии ее проявлений в социально-политических процессах России.

Предмет исследования составляет историко-философский анализ проблемы общественно-государственного идеала, выдвинутой выдающимися представителями отечественной консервативной мысли, определяющейся значением разрабатываемых ими идей для современного этапа развития российского общества.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектический подход, опирающийся на принципы диалектики, в частности, принцип взаимосвязи общего и единичного. Принцип единства исторического и логического помогает вскрыть преемственность во взглядах представителей отечественной консервативной мысли. Сравнительно-исторический метод позволяет рассмотреть многообразие подходов русских философов-консерваторов к различным социально-политическим проблемам жизни общества. Междисциплинарный характер ряда проблем, затрагиваемых в работе, определил необходимость использования метода сравнительного анализа.

Научная новизна исследования. В диссертации проведен целостный анализ взглядов русских мыслителей-консерваторов на основные проблемы общественно-государственного идеала. Разработана система теоретических положений, рассматривающих значение консервативной концепции общественно-государственного идеала для современности. В результате диссертантом разработан ряд положений и выводов, характеризующихся научной новизной:

- выявлена преемственность идей западноевропейских и отечественных представителей консервативной философской мысли;

- рассмотрены основные подходы в русской консервативной философии к проблеме соотношения прав и обязанностей как необходимого условия формирования общественно-государственного идеала;

- исследованы основные положения концепции общественно-государственного идеала представителей русского консерватизма под углом зрения организующей и консолидирующей роли государственности и особенностей ее функционирования в истории России;

- проведен сравнительный анализ консервативных и либеральных взглядов на основные принципы формирования общественно-государственного идеала; предпринята попытка методологического обоснования актуальности концепции общественно-государственного идеала, разработанной представителями русской консервативной философской мысли для понимания особенностей развития современной России.

Положения, выносимые на защиту.

1. Русская консервативная философия, вобравшая в себя идеи ведущих представителей западноевропейского консерватизма( Э. Берк, де Местр, Ф.Р. Шатобриан, де Токвиль и др.), разработала свое видение общественно-государственного идеала, которым для большинства отечественных философов-консерваторов явились Самодержавная монархия, Православие и Народность;

2. Представители русской консервативной мысли исходили из концепции, согласно которой любое право должно пониматься как обязанность, что является неотъемлемым признаком общественно-государственного идеала, представленного в трудах отечественных мыслителей консервативного направления.

3. Представители консервативной отечественной мысли, разрабатывая свое видение концепции общественно-государственного идеала, не были фанатичными приверженцами самодержавной монархии как идеального государственного устройства. По их мнению, для каждого народа присуща та форма правления, которая наиболее органически подходит для его религиозно-духовного состояния.

4. Мыслители консервативного направления поставили вопрос о религиозно-духовной ответственности людей, наделенных властными полномочиями, что приобрело особую актуальность для современного этапа развития России.

5. В методологическом плане идеи русских консерваторов о совершенном общественно-государственном строе, способствуют не только пониманию особенностей развития современного российского государства в контексте мировых общественных процессов, но и служат ориентиром для практической реализации программы построения гражданского общества в России с учетом ее историко-культурного своеобразия.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость работы определяется необходимостью уточнения и систематизации источниковой базы русской консервативной философии, актуальностью исследования взглядов русских философов-консерваторов на проблему общественно-государственного идеала, а также особенностей русского национального характера, сформировавшегося под влиянием монархической традиции. Практическая значимость работы обусловлена ее обращенностью к кругу актуальных проблем современной жизни нашего общества в российском общественно-государственном контексте. Данные проведенного исследования и полученные выводы могут быть использованы в культурно-просветительской работе с молодежью, в подготовке вузовских лекционных курсов и спецкурсов по философии, социологии, а также при разработке семинарских занятий, в работе методологических семинаров.

Апробация основных положений диссертации. Результаты исследования докладывались на российских и международных научных конференциях:

IV межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н.Новгород, 2004);

Международной научно - практической конференции «Французский язык и культура Франции в России в XXI веке» (Н.Новгород, 2004);

Межвузовской научной конференции «Мировоззренческая парадигма в философии: философия как теоретическое мировоззрение» (Н.Новгород, 2004);

Международной научно-практической конференции по региональной культуре «Нижний Новгород в историко-культурной традиции России» (Н.Новгород, 2005);

V межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования, производства» (Н. Новгород, 2005);

Научной конференции «Социальное творчество и культурные коммуникации в прошлом и настоящем» (Н.Новгород, 2005).

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав (по два параграфа), Заключения и списка использованной литературы. Общей объем диссертации составляет 131 страницу. Список использованной литературы включает 207 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Седаев, Павел Валерьевич

выводы:

1 Евстегнеева Л.П., Евстегнеев Р.Н. Неотвратимость либерализма в России // Вопросы философии. - № в.- 1996.-С. 158.

2 Мигранян A.M. Переосмысливая консерватизм // Вопросы философии, - 1990. - № 11. - С. 122.

Во-первых, представителями русской консервативной философии была сформулирована идея о том, что каждое государственное устройство имеет своей основой определенный тип мировоззрения, правосознания, присущих народу, населяющему данное государство. Простой заменой одних государственных институтов на другие невозможно добиться создания нормальной работоспособности государства. Любой политический строй имеет своей основой в первую очередь внутреннее состояние общества. При проведении тех или иных реформ необходимо ориентироваться на то, как те или иные институты власти будут соответствовать духовно-нравственному состоянию нации. При реформировании общества необходимо ориентироваться не на копирование западноевропейских политических институтов, а создавать свои собственные властные структуры, которые бы наилучшем образом отражали духовно-нравственные особенности, присущие национальному самосознанию россиян.

Во-вторых, некоторые положения концепции общественно-государственного идеала представителей отечественной консервативной мысли, выраженная в триаде С.С. Уварова «Православие, Самодержавие, Народность», могут и должны быть использованы в построении современной российской государственности с учетом конкретной исторической ситуации начала XXI века. Это поможет сохранению, уникальности российской культуры и обеспечит процесс вхождения России в коммуникативное пространство современной цивилизации.

В-третьих, представителями философии русского консерватизма, разрабатывая концепцию общественно-государственного идеала, исходили из того, что любые серьезные изменения в политической жизни российского государства возможны только в условиях сильной централизованной верховной власти. Можно сказать, что эти идеи воплощаются в современной России, где в последние время наметились тенденции к усилению роли государства, как в политической, так и в экономической жизни страны. Организующая и консолидирующая роль российской государственности, вбирающей в себя ценности либерализма, особенно заметна в процессе построения гражданского общества. Эти и многие другие тенденции современного развития страны в обязательном порядке предполагают усиление роли духовно-нравственных начал в образе жизни российского социума.

Заключение

В последнее время заметно возрос интерес к проблеме общественно-государственного идеала в русской консервативной мысли. Это связано с тем, что реформирование России по западному либерально-демократическому образцу не принесло стране и народу того процветания, на которое рассчитывали авторы данных реформ. Более того, сегодня Россия с трудом преодолевает последствия глубочайшего политического, экономического и духовного кризиса, результаты которого едва не поставили страну на грань катастрофы. Очевидно, что на протяжении всей свой истории для России это не первый кризис.

Но спасением для страны на протяжении всей ее многовековой истории было сильное государство, организующая и охранительная роль которого определила ту иерархию ценностей, то своеобразие историко-культурных традиций и национального самосознания народа, которые в концепции общественного идеала русской консервативной философии были обозначены как «Православие, Самодержавие, Народность». И хотя эти ценности и получили весьма разнообразную трактовку, именно они определили менталитет русского суперэтноса, характерной чертой которого была установка, определяющая духовно-нравственную направленность деятельности россиян в любой сфере социальной реальности.

Велика заслуга представителей русской консервативной философской мысли и в том, что в обоснование общественно-государственного идеала они постарались заложить веками складывающиеся историко-культурные традиции государства российского, его народа. Основная идея, которую разработали и отстаивали представители отечественной консервативной мысли, сводилась к признанию определяющей роли сильной власти, способной объединить все национальные силы на основе приоритетов, объединяющих и сплачивающих народ.

В этой связи изучение духовного наследия отечественной консервативной философской мысли, представленной, в концепции общественного идеала, ведет к пониманию такого болезненно важного для россиян вопроса, как - «Почему либерально-демократические реформы 90-х годов XX века едва не закончились трагедией для России?».

Исследование истоков и содержания общественно-государственного идеала русских консерваторов наглядно свидетельствует о том, что именно данному направлению российской общественно-политической и философской мысли удалось не только определить своеобразие исторического развития России, особенностей ее государственного устройства и ментальности ее народа, но и доказать их неразрывное единство и взаимосвязь, обеспечиваемых духовно-нравственным и организующим воздействием Русской православной церкви.

Представителями отечественной консервативной мысли была разработана и обоснована теория о том, что только сильная государственная власть будет способствовать развитию и процветанию русского государства. В своих философских исканиях представители русской консервативной мысли на первое место всегда ставили духовно-нравственные ценности социально-политической деятельности. Для них неоспоримыми истинами являлись приоритет интересов общества и государства в сравнении с интересами индивида, постепенность и осторожность перемен, культ традиций, сохранение исторических корней и национальной культуры. Все это, для представителей русской консервативной мысли считалось важнейшими факторами успешного функционирования и государства и общества, что позволяло примирить между собой все социальные слои российского социума.

На представления русских консервативных мыслителей об общественно-государственном идеале во многом оказала влияние западноевропейская консервативная мысль. Впитывая идеи зарубежных мыслителей консервативного направления, представители отечественной консервативной философии разработали собственную теорию общественно-государственного идеала, получившую философское и общественно-политическое обоснование в их трудах.

Важной в методологическом плане является, представленная в воззрениях русских консервативных мыслителей, идея о тесной связи особенностей сформировавшегося в ходе исторического развития типа государственного устройства и национального характера народа. Менталитет русских, по мнению представителей отечественной консервативной философии, вобрал в себя все особенности развития российского государства. Он ориентирован на ценности и установки, присущие вековым традициям страны, в силу чего очевидна невозможность механического перенесения опыта западноевропейских социально-государственных институтов в условия исторической и социокультурной реальности России.

Исходя из особенностей исторического развития России, представителями русской консервативной мысли была разработана теория «тяглового» государства, согласно которой приоритет в общественном развитии отдается не правам, а обязанностям граждан. Каждый член общества несет определенную функцию и является служителем «общественного бытия», включая монарха, главная обязанность которого - личная ответственность за жизнь каждого члена общества.

Исходя из разработанной представителями русской консервативной философии концепции общественно-государственного идеала, следует признать, что в России использование либерально-демократических институтов парламентаризма, выборности органов законодательной и исполнительной властей, необходимо осуществлять с учетом политических и культурных традиций страны, роли государственного начала в ее историческом развитии, а также своеобразия менталитета россиян, ориентированного на ценности веками складывающегося определенного социально-государственного устройства.

Следует отметить, что представителями русской консервативной философии в разработанной ими концепции общественно-государственного идеала, были учтены и историческое своеобразие России, и ее особенности как пограничного между Востоком и Западом государства, и специфика ее природно-климатичеких условий. Важнейшим же моментом, представляющим особую актуальность для современного этапа развития России, являются взгляды представителей русской консервативной философии о роли Православия в формировании национального самосознания, укреплении российской государственности, ее могущества и культуры.

На основании анализа основных трудов русских консервативных мыслителей можно сделать выводы о том, что разработанная ими концепция общественного идеала, основанная на признании факта соблюдения не внешних принципов общественного устройства, а внутренних, прежде всего нравственных начал, является актуальной для современной России, где особенно остро стоит вопрос о морально-нравственной ответственности людей, наделенных властными полномочиями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Седаев, Павел Валерьевич, 2006 год

1. Авдеева Л.Р. Проблема «Россия и Европа» в воззрениях Н.Я Данилевского и К.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1982. № 3.

2. Аверьянов В. Природа русской экспансии. М.: Изд-во «Лепта-пресс», 2003. -512с.

3. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. 320 с.

4. Андреев А.П., Селиванов А.И. Западный индивидуализм и русская традиция // Философия и общество. 2001. № 4. С. 98-126.

5. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: «Аграф», 2000. -640с.

6. Алексеева Т.А. Демократия как идея и процесс // Вопросы философии. 1996. № 6. С. 16-35.

7. Артемьева О.В. Демократия в России и в Америке // Вопросы философии. 1996. № 6. С.164- 171.

8. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему. Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. СПб.: Алатея, 2005.-496 с.

9. Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000. 544с.

10. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта. М., 1991.

11. Бажов С.И. Проблемы культуры и цивилизации в философско-историчеекой концепции Н.Я. Данилевского // Социальная философия в России в 19 веке. М., 1985.

12. Балуев Д.Г., Колобов О.А. Управление демократическим обществом: американский вариант. Н.Новгород: Фонд стратегической инициаивы, 1994. - 164с.

13. Бачинин В.А. Национальная идея для России. СПб.: Алатея, 2005. -364 с.

14. Бенедиктов Н.А., Пушкин С.Н., Шапошников Л.Е., Шаталин Е.Н. Философия истории в России XIX век. Н. Новгород, 1994.

15. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2005. 620с.

16. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2003.-679с.

17. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. 701 с.

18. Бердяев Н.А. Русская идея. Харьков, М.: Фолио, ACT, 2002. 624с.

19. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М., 1993.

20. Берк Э. Правление, политика и общество. М, 2001.

21. Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 448 с.

22. Берлин И. История свободы. Россия. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 544 с.

23. Болдырев Н.В.; Болдырев Д.В. Смысл истории и революция. М.: Изд-во журнала «Москва», 2001. - 400 с.

24. Бьюкенен П.Дж. Правые и не-правые: Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейганавской революции и повлияли на президента Буша. М.: ACT, 2006. 348 с.

25. Бюкенен П.Дж. Смерть Запада. М.: «Изд-во ACT», 2004. 444 с.

26. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. 352с.

27. Вейдле В.В. Россия: и Запад // Вопросы философии. 1991. № .1.0.

28. Владимиров В.В. Смысл русской жизни. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. 544с.

29. Войков Н.Н. Церковь, Русь и Рим. Мн.: Лучи Софии, 2000. 656с.

30. Володихин Д., Алексеев С., Бенедиктов К., Иртеньева Н. Традиция и русская цивилизация. М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2006. 282с.

31. Восстание декабристов в 3-х тт. М.: Наука, 1958.

32. Гаврюшин Н.К. Забытый русский мыслитель // Вопросы философии 1996. № 12.-С. 75-83.

33. Гаджиев К.С, Консерватизм: современные интерпретации. М, 1990.

34. Гаджиев К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996. № 9. - С. 3-22.

35. Гайденко ГШ. Под знаком меры (либеральный консерватизм П.Б. Струве) // Вопросы философии. 1992. Ш 12.

36. Галкин А.А., Рахшмир ШО, Консерватизм в прошлом и настоящем. О социальных корнях консервативной волны. М. 1987.

37. Гоббс Т. Левиафан. М,, 1936.

38. Григорьян Б.Т. Просвещенный консерватизм // Вопросы философии, 1979. № 12.

39. Гросул В.Я.; Итенберг Б.С.; Твардовская В.А.; Шацило К.Ф.; Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм 19 столетия. Идеология и практика. М.: Изд-во «Прогресс традиция», 2000. 440 с.

40. Гулыга А.В. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006. -316с.

41. Гудзенко А.И. Русский менталитет. М.: АиФ Принт., 2003. 444с.

42. Гусев В.А. Консервативная идеология. // Социс. 1994. № 11. С. 129-135.

43. Давлетшина Е.А., Кимлика Б.Б., Кларк Р.Дж., Рей Д.У. Демократия. Государство и общество. М.: Институт педогагичеких систем, 1995. 304 с.

44. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Эксмо, Алгоритм, 2003. -640с.

45. Колобов О.А. Демократия в меняющемся мире. Н.Новгород: Изд-во Волго-вятского кадрового центра, 1995. 150 с.

46. Дегтярева М.И. «особый русский путь» глазами «западников»: де Месстр и Чаадаев // Вопросы философии. 2004. № 8. С. 97-105.

47. Де Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997.

48. Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и мировоззрение Константина Леонтьева. М., 1997.

49. Доусон К.Б. Боги революции. СПб.: Алетейя, 2002. 332с.

50. Евстегнеева Л.П., Евстегнеев Р.Н. Неотвратимость либерализма в России//Вопросы философии. 1996. № 6. С. 158-163.

51. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во «Летний сад», 2001. 396с.

52. Замелеев А.Ф. Лепты. Исследования по русской философии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - 320с.

53. Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М.: Изд-во журнала «Москва», 2002. 392 с.

54. Захаров А.А. Россия в философско-исторической концепции Н.Я. Данилевского. Томск, 1986.

55. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Изд-во «Республика», 2005. 368с.

56. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Изд-во «Республика», 1994. -430с.

57. Игнатов А. Русская философия истории: романтический консерватизм//Вопросы философии. 1999. № 11. С. 102-121.

58. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. В 3-х тт. М.: Наука, 1951.

59. Иловайский Д.И. Начало Руси. М.: ООО «Издательский дом Астрель», 2003. - 629 с.

60. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт. М.: Русская книга, 1993.

61. Иоанн (Снычев), митрополит. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Царское дело, 1994. 352с.

62. Иоанн (Снычев), митрополит. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб.: Царское дело, 1995. 248с.

63. Иоанн (Снычев), митрополит. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб.: Царское дело, 1996.- 349с.

64. Казанский П.Е. Власть всероссийского императора. М.: 1999, Изд-во журнала «Москва». 507 с.

65. Кантор В.К. Демократия как историческая проблема России // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 32-51.

66. Карамзин Н.М. Сочинения в 2-х т. Л.: Худ. лит., 1983.

67. Карамзин Н.М. О древней и новой России. М.: «Жизнь и мысль», 2002.-480с.

68. Карсавин Л.П. Жозеф де Местр. // Вопросы философии. 1989. № 3.

69. Карсавин .Л.П. Путь православия. М.: Изд-во ACT; Харьков: «Фолио», 2003.-557с.

70. Катков М.Н. Имперское слово. М.: Москва, 2002. 512с.

71. Кацапова И.А. Русская школа права: П.И. Новгородцев о необходимости этико-нормативного анализа права // Вопросы философии. 2003. № 4. С. 152-162.

72. Кесседи Ф.Х. О парадоксе России // Вопросы философии. 2000. № 6.-С. 87-91.

73. Конкард Н.И. Запад и Восток. Статьи. М., 1966.

74. Консерватизм в России. «Круглый стол» // Социологические исследования. 1993. № 1.

75. Костылев В.Н. Лев Тихомиров на службе царизма // Новая советская литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография. 1985. № 2.

76. Костылев В.Н. Выбор Льва Тихомирова // Вопросы истории. 1992. № 6-7.

77. Кошен О. Малый народ и революция. М.: Айрис-пресс, 2004. 288с.

78. Китаев В.А. От фронды к охранительству. М.: Наука, 1972.

79. Ключевский В.О. О государственности в России. М.: Мысль, 2003. -606 с.

80. Кутырев В.А. Традиция и ничто // Философия: и общество. 1998. № 6.

81. Лавричев В.Я, «Беседа» и тенденции к консолидации консервативных сил в России конца 19 начала 20 века // Отечественная история. 1994. № 3.

82. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

83. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. М.: Республика, 1996. 799 с.

84. Локк Дж. Избранные философские произведения в 2-х. тт. М., 1967.

85. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

86. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция // Вопросы философии. 1996. № 3. С. 57-69.

87. Малахов B.C. Русская духовность и немецкая ученость // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 111-114.

88. Малинин В.А. Смысл русской истории: ответ корифеев // Философия и наука. 1997. № 4. С. 63-75.

89. Мангейм К. Консервативная мысль // Социологические исследования, 1993. № 1, 4, 9, 11.

90. Манхейм К, Консервативные идеологии // Социологические исследования. 1994. № 1.

91. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

92. Маслин В.В., Жуков В.Н. В.В. Зеньковский как историк русской философии и культуры // Философия и наука. 1997. № 4. С. 76-92.

93. Меньшиков М.О. Письма к русской нации. М.: Изд-во журнала «Москва», 2002, 558 с.

94. Местр Жозеф де. Петербургские письма. 1803 1817. СПб., 1995.

95. Местр Жозеф де. Размышления о Франции. М., 1997.

96. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Мысль, 1955.

97. Монтескье Ш. Персидские письма; Размышления о причинах падения и величия римлян. М.: «КАНОН-прес-Ц», «Кучково поле»,2002.-512с.

98. Мигранян A.M. Переосмысливая консерватизм // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 114-122.

99. Мильдон В.И. Русская идея в конце 20 века // Вопросы философии. 1996. № 3. С. 42-56.

100. Мир и Россия на пороге 21 века: Вторые Горчаковские чтения. М.: РОССПЭН, 2001.-576с.

101. Николай Михайлович Карамзин. 1766 1826. Сб. статей. М., .1992.

102. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб.: Алетейя, 2000. 320с.

103. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

104. Новик В. Демократия как проблема меры // Вопросы философии. 1996. №7.-С. 83-91.

105. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ООО «Изд-во ACT» 2001. -509с.

106. Ю9.Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.:

107. Изд-во Экмо, 2003. 544 с. НО.Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим» (Парадоксы европеизма в современной России) // Вопросы философии. 1996. № 10.-С. 19-31.

108. Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006.-352с.

109. Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. М., 1970.

110. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Захаров, 2004. 496с.

111. Парилов О.В. Роль самобытников в развитии русского самосознания. Н. Новгород, 2001.

112. Парилов. О.В. Русская идея: от Древней Руси к Новому времени. Н.Новгород, 2005. 256с.

113. Пейн Т. Избранные произведения. М., 1959.

114. Песков A.M. У истоков философствования в России: русская идея СЛ. Шеверева//Новое лит. Обозрение. 1991. № 7.

115. Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 76-84.

116. Пивоваров Ю.С. Николай Данилевский: в русской культуре и мировой науке // Мир России. 1992.

117. Победоносцев К.П. и его корреспонденты: Воспоминания. Мемуары: В 2 т. Мн.: Харвест, 2003.

118. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996. 510с.

119. Поссенти В. Демократия и христианство // Вопросы философии. 1996. №7.-С. 92-102.

120. Путь России: ценности и святыни. Приложение к альманаху «Вече». СПб., Н. Новгород, 1995. 128с.

121. Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Н. Новгород, 1998.

122. Рабкина Н.А. Константин Петрович Победоносцев // Вопросы истории. 1995. № 2.

123. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., М.: «Университетская кника», ACT, 1997.-380с.

124. Рассел Б. История западной философии. СПб.: Азбука, 2001. -960с.

125. Рахшмир П.Ю. Эволюция консерватизма в новое и новейшее время // Новая и новейшая история. 1990. № 1.

126. Рогов А.П. Наш путь (русская культура). М.: АиФ Принт, 2003. -287с.

127. Розанов В.В. Русское государство и общество (Статьи 1906 1907 гг.). М.: Республика, 2003. - 527 с.

128. Розанов В.В. Литературные изгнанники Н.Н. Страхов. К.Н. Леонтьев. М.: Республика, 2001. 477с.

129. Розанов В.В. Около народной души (Статьи 1906-1908 гг.) М.: Республика, 2003. 447с.

130. Рормозер Г. К вопросу о будущем России // Вопросы философии. 1993. №4.-С. 15-25.

131. Российские консерваторы. М., 1997.

132. Русский мир. Геополитические заметки по русской истории: Сборник. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. 864с.

133. Русская философия права: философия веры и нравственности (антология). СПб.: Алетейя, 1997. 340 с. /

134. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: ТЕРРА -Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000. 544 с.

135. Савицкий В.Д. Три века российского самовластия: Сомнения, недоумения, коррективы. СПб.: Алетейя, 2004. 656с.

136. Савруцкая Е.П. Образ жизни и исторические формы общения. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. 262с.

137. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.

138. Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. СПб.: Изд-во им А.В. Суворина, 1992.- 104 с.

139. Сербиненко В.В. О перспективах демократии в России // Социс. 1994. №4.-С. 17-28.

140. Сергеева А.В. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта; Наука, 2005. 320 с.

141. Селезнев Ф., Смолин М.Б Великий страж империи // Катков М.Н. Имперское слово. М.: Москва, 2002. С. 5-44.

142. Семенов Ю.И. О русской религиозной философии конца 19 начала 20 века // Философия и наука. 1997. № 4. - С. 113-138.

143. Семенникова ЛИ. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996.

144. Сендеров В.А. Неоеврозийство: реальность, опастности, перспективы // Вопросы философии. 2004. № 6. С. 22-37.

145. Смолин М.Б. Метафизик и гусар // Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000. С. 5-24.

146. Смолин М.Б. Государственные идеи Льва Тихомирова // Апология веры и монархии. М.: Изд-во журнала «Москва», 1999. С. - 5-18.

147. Смолин М.Б. Публицистика государственной самобытности. // Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М.: Изд-во журнала «Москва», 2002. С. 5-28.

148. Смолин М.Б. Путь имперского юриста. // Казанский П.Е. Власть всероссийского императора. М.: Изд-во журнала «Москва», 1999, -С. 5-18.

149. Смолин М.Б. Всеобъемлющий идеал Льва Тихомирова // Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.: Изд-во журнала «Москва», 1997. С.5 -14.

150. Смолин М.Б. Меньшиков М.О. Имперское мышление и национализм М.О. Меньшикова // Письма к русской нации. М.: Изд-во журнала «Москва», 2002. С.5 - 26.

151. Смолин М.Б. О демократии и критике ее Львом Тихомировым // Тихомиров. Л.А. Критика демократии. М.: Изд-во журнала «Москва», 1997. С. 5-20.

152. Соловьев Э.Г. С.Л. Франк «От тьмы к свету» // Социс. 1994 - № 3. -С. 123-126.

153. Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Эксмо, Алгоритм, 2003. -608с.

154. Солоневич И.Л, Наша страна. 20 век. М.: Изд-во журнала «Москва», 2001.-448 с.

155. Солоневич И.Л. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия. М.: Издание журнала «Москва» и Благотворительного фонда «Попечительство о нуждах российских репатриантов», 2003. -406 с.

156. Сорокин П.А. О русской общественной мысли. СПб.: Алетейя, 2000. -221с.

157. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006.-1176с.

158. Степин B.C. Толстых В.И. Демократия и судьба цивилизации // Вопросы философии . 1996. № 10. С. 3-18.

159. Струве П.Б. Patriotika: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997.-527с.

160. Султанов К.В. Концепция «культурно-исторических типов» Ы. Данилевского и современная западная история философии //Философские и социологические исследования. Ученые записки кафедр общественных вузов г. Ленинграда. Л., 1.972.

161. Тальберг Н.Д. Победоносцев. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000.- 128с.

162. Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н. Катков и его издания). М., 1978.

163. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Калуга: ГУП Облиздат, ТОО Алир, 1998. 572с.

164. Тихомиров. Л.А. Критика демократии. М., Изд-во журнала «Москва», 1997. -667с.

165. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.: Изд-во журнала «Москва», 1997. 589 с.

166. Тихомиров Л.А. Апология веры и монархии. М.: Изд-во журнала «Москва», 1999.-476 с.

167. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. 719с.

168. Трубецкой С.Е. Минувшее. М., 1991.

169. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-пресс, 2002. 640 с.

170. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Рольф, 2002,592 с.

171. Токвиль А. Старый порядок и революция. М.: Изд-во Типолитография В. Рихтер, 1911. 308с.

172. Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1897,

173. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. М., 1990.

174. Ульянов Н.И. Басманный философ // Вопросы философии. 1990. № 8.-С. 74-89.

175. Умбрашко К.Б. М.П. Погодин: Человек. Историк, Публицист, М., 1995.

176. Уткин А. Вызов Запада и ответ России. М.: Изд-во Эксмо, 2003. -608с.

177. Федотов Н.Ф. Философия общего дела. М.: ООО «Изд-во ACT»; 2003.

178. Флоренский П. Собрание сочинений в 2-х тт. М.: Мысль, 1996.

179. Форрестр Дж. Мировая динамика. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-379 с.

180. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1992.

181. Франк С.Л. С нами Бог. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. 750с.

182. Французская буржуазно-демократическая революция 1789 1794 годов. М., Л.: Изд-во Академии Наук, 1948. - 852с.

183. Френкин А.А. Феномен неоконсерватизма // Вопросил: философии. 1991. №5.

184. Фром Э. Бегство от свободы. М.: Изд-во ACT, 2004. 571 с.

185. Фром Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. 571с.

186. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: Изд-во ACT, 2004.-588с.

187. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М. ООО «Изд-во ACT», 2003. 474 с.

188. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003.-603 с.

189. Хеншел Н. Миф абсолютизма: Перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени. СПб.: Алетейя, 2003. 272с.

190. Хорос В.Г. В поисках ключа к прошлому и будущему // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 99-110.

191. Хорунжий С.С. Философский процесс в России как встеча философии и православия // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 27-57.

192. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений. М., 1991.

193. Черных В.Ю. Аксиология истории и русская идея // Философия и наука. 1999. №3.-С. 76-93.

194. Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. -М, 2000.

195. Шаповалов В.Ф. Россия как цивилизация // Философия и наука. 1999. №3.-С. 54-75.

196. Шапошников JI.E. Очерки русской историософии XIX XX века. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. - 242с.

197. Шапошников Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли 19-20 веков. Н.Новгород. Изд-во НГПУ, 1999. 278с.

198. Шапошников Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т., 1996. -200с.

199. Шебунин А.Н. Европейская: контр-революция в первой: половине 19 века. Лг., 1925.

200. Шишкин Д.II. К вопросу о философии истории Н.Я. Данилевского // Некоторые вопросы историко-философской науки. М., 1984.

201. Шишков А.С. Записки, мнения и переписка в 2-х тт. Прага, 1870.

202. Шкляр Л.Е., Штоковиш А.А. Данилевский как культоролог и геополитик. (Современный взгляд в прошлое) // Философская и социологическая мысль. 1992. № 12.

203. Юлина Н.С. Буржуазные идеологические течения в США. М.: Наука, 1971.- 136 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.