Политическая наука в России начала XIX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат философских наук Заболотная, Анастасия Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.08
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат философских наук Заболотная, Анастасия Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 Принципы и особенности формирования. русской политической науки.
§ 1 Начало политической науки в России: формирование принципов официальной идеологии.
§ 2 Научно-теоретическая модель государственного. устройства России 30-х гг. XIX в.-.
ГЛАВА 2 Становление и сущность теории официальной народности
§ 1 Европейская философия Просвещения - идейная основа.- -. теории официальной народности».
§ 2 Принципы национальной самобытности и онтологические основаШ^ монархической власти в России.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК
Теория "Официальной народности" в России первой половины XIX века: Историко-политологический аспект2001 год, кандидат политических наук Лавриненко, Александр Николаевич
История эволюции российского консерватизма в первой половине XIX в.2005 год, кандидат исторических наук Корендясева, Анна Николаевна
Общественно-политические взгляды С.С. Уварова2005 год, кандидат исторических наук Зверева, Наталья Алексеевна
Государственная идеология в России второй четверти XIX века: Пропаганда и реализация2005 год, кандидат исторических наук Удалов, Сергей Валерьевич
Формирование консервативного стиля мышления: Эдмунд Берк и Николай Карамзин2005 год, кандидат исторических наук Филатова, Юлия Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическая наука в России начала XIX в.»
Актуальность темы исследования
Современное российское общество вступило в полосу стремительных преобразований. Различные философские учения дают разные модели политического развития страны. В связи с этим проблема дальнейшей модернизации России и выработка оптимальной концепции развития страны была и остается чрезвычайно актуальной задачей. Для ее разрешения большую роль играет взвешенный анализ научно-теоретического опыта прошлого. В условиях непрекращающегося поиска компромисса между традициями и нововведениями, самобытными и универсальными ценностями огромное значение приобретает историческая преемственность, отбор не потерявших свое значение государственных и общественных норм и традиций. В этих условиях возникает закономерный интерес к политической науке Х1Хв., разработанным политическим моделям изменения и развития страны.
XIX в. в России характеризуется расцветом русской культуры, выработкой основных принципов и ценностей национального самосознания. Общественная мысль этого периода характеризуется широким спектром идей, рассматривающих будущее России, поиском идеала русского государства. В начале XIX в. в России усилился интерес к учениям западноевропейской философии, возникли разнообразные концепции преобразования государства не только официального, но и оппозиционного характера. Особый интерес здесь вызывает официальная идеология самодержавной власти, в которой переплелись идеи философии Западной Европы и разработки отечественных^ мыслителей. Идеологи самодержавия XIX в., осознавая невозможность копирования политического устройства страны по западным образцам, предприняли уникальную попытку совместить в своих теориях фундаментальные учения европейских философов с идеей самобытного развития России. Фрагментарное заимствование идей о государстве, личности, правах и свободах человека и совмещение их с основными элементами жизни самодержавной России - абсолютной монархией и крепостным правом -позволило сформировать идеологическую основу Великих реформ 60-гг. XIX в., просуществовавшую в России вплоть до 1917 г.
Актуальность темы исследования определяется политической теорией и практикой нынешнего развития России, из которой и возникает необходимость выявления специфики идей развития российской государственности. Представители официальной идеологии России XIX в. были уверены, что главным составляющим исторического процесса, определяющим во многом развитие всего общества, является верховная власть России.
В настоящее время существует опасность игнорирования исторической преемственности в современном развитии России, недостаток научно-теоретического знания о базовых концепциях развития государства и общества и их теоретических источниках. В этих условиях закономерно возрастает интерес к опыту российских консерваторов первой половины XIX в., к разработанным ими теориям, научный анализ которых может помочь современным российским политикам в выработке новых моделей развития государства и общества.
Степень и уровень научной разработанности проблемы
Официальная идеология как интеллектуальная установка, образ мыслей России XIX в. отражена в трудах Н.М. Карамзина, М.М. Сперанского, С.С. Уварова, внесших также практический вклад в дело государственного устроительства России. Первые теоретические исследования по государственному устройству России появились на свет уже в конце 40-х гг. XIX столетия. В основном эти работы имели прикладной характер. Среди них необходимо выделить труды Н.И. Тургенева, который в своей известной книге «Россия и русские», вышедшей в 1847 г., впервые ознакомил общественность с отрывками из проектов Сперанского. Впоследствие эти выдержки сыграли существенную роль при последующем изучении идей Сперанского в работах таких исследователей как А.Н. Пыпин, В.И. Семевский и др.
В.И. Семевский, рассматривая концепцию М.М. Сперанского в ее эволюции, подчеркивает «англоманию и аристократизм» данной концепции. А.Н. Пыпин в своей книге «Общественное движение в России при Александре I» указал на прогрессивный характер проектов реформатора. Им был дан критический анализ доктрины «Православие-Самодержавие-Народность» А.Н. Пыпин, собственно, и ввел в научный оборот понятие теория «официальной народности», а также заложил основы того критического восприятия теории официальной народности, которое получило дальнейшее развитие после 1917 г.
Несколько позже были созданы более глубокие, с научной точки зрения, исследования, в которых одним из элементов исследования выступает официальная идеология России. Это работы М.П. Погодина, М. Корфа, Я.К. Грота. Погодин М.П., известный историк официального направления, раскрывая сущность государственной концепции Карамзина Н.М., признает ее самобытность, считает, что его идеи производят некий «русский дух», «вечное начало». Этой же точки зрения придерживались А.Н. Пыпин, К.Ю. Бестужев-Рюмин и Я.К. Грот. Барон М. Корф в своем двухтомном труде о Сперанском четко придерживался традиционно-дворянского подхода к изучению деятельности реформатора. Корф отрицает оригинальность концепций Сперанского, считает, что его теории имеют английские и французские источники. Известный историк В.О. Ключевский в своем многотомном труде «Курс русской истории» уделяет М.М. Сперанскому особое место, называет его «цветком духовноакадемического воспитания». Подробно описывает этапы жизненного пути государственного деятеля, его участия в разработке проектов реформирования государства и кодификации русского законодательства.
В начале XX в. появились работы М.В. Довнар-Заполького, Е.В. Тарле, A.A. Корнилова, В.М. Козловского, A.A. Кизеветтера, М.И. Демкова,
В.Глинского. Довнар-Запольский, рассматривая концепцию Сперанского в ее эволюции, подчеркивает ее официальный характер, и считает что, несмотря на сильное влияние на реформатора идей западной философии, теория Сперанского является истинным порождением российской действительности. Такого же мнения придерживается в своих трудах В.М. Козловский и A.A. Корнилов. Исследователи A.A. Кизеветтер и М.И. Демков обращают внимание на государственную идеологию времен Николая I. Так, A.A. Кизеветтер рассматривает взгляды русского императора на процесс реформирования, подчеркивает охранительно-крепостнический характер его идеологии. М.И. Демков раскрывает содержание государственной идеологии Николая I в сфере реформы образования. В работе известного философа Г.Г. Шпета «Очерки развития русской философии» впервые подчеркивается связь между идеологической программой Уварова и идеями, которые развивались представителями немецкого романтизма. Г.Г. Шпет проводит параллель между концепцией Уварова и государственным учением немецкого историка Г. Лудена.
В советский период получила широкое распространение идея, сторонники которой признавали сильное влияние на русскую идеологию западно-европейской философии. Эти идеи отражены в работах Ю.М. Лотмана, A.B. Предтеченского, Л.Г. Кислягиной, Н.В. Минаевой, В.В. Пугачева, С.С. Ланды.
В плане анализа творчества Н.М. Карамзина особо следует выделить работы Ю.М. Лотмана и Л.Г. Кислягиной, которые отличаются большей степенью разработанности и глубиной аргументации. Работы Л.Г. Кислягиной показывают широкий круг источников идеологических воззрений Н.М. Карамзина, как отечественных, так и зарубежных, в заключении делается вывод о признании за Карамзиным роли лидера русского консервативного дворянства и идеолога самодержавия.
Наиболее глубоким исследованием отличаются работы Ю.М. Лотмана, который считает, что идеи Просвещения у Карамзина сыграли решающую роль в формировании концепции русской официальной идеологии. С.С. Ланда так же относился к той группе исследователей, которые не стремились свести концепцию Карамзина исключительно к охранительно-крепостнической позиции. С.С. Ланда доказывает, что карамзинская концепция исходит из идеи национальной русской самобытности, в основе которой лежат представления о России как о самодержавном государстве.
Работа Н.В. Минаевой отличается тем, что автор рассматривает концепцию государственной власти Карамзина как легитимную модель построения государства в России, ставшую элементом государственной идеологии страны. Н.В. Минаева показывает связь между идеями Карамзина и учениями западно-европейской философии права. Политические проекты Сперанского подверглись тщательному разбору и глубокому теоретическому осмыслению в работе A.B. Предтеченского «Очерки общественно-политической истории России I четверти XIX в.».
Большое значение имеют работы Н.Я. Эйдельмана, в которых государственная концепция Карамзина показывается как неотделимая часть официальной идеологии Александра I, а затем и Николая I. Подробный анализ идеологической доктрины Уварова дан в работах A.A. Левандовского, который противопоставил взгляды министра народного просвещения взглядам Т.Н. Грановского. В оценке Левандовского уваровская доктрина получила негативную оценку.
В современной отечественной литературе необходимо отметить работы А.Л. Зорина, С.И. Сперанского, В.А. Томсинова, Ю.С. Пивоварова. Среди зарубежных авторов выделяются работа Ц.Х. Виттекер, Р. Пайпса.
Работы А.Л. Зорина отличаются глубокой проработанностью как самого содержания государственной идеологи России в общем, так и ее источниковой базы в частности. В работах Томсинова и Чибиряева анализируют преобразовательные проекты Сперанского, показывается степень их влияния на тогдашнюю жизнь России.
Особый интерес вызывают диссертационные работы П.К. Бонташа, A.B. Баклова, Ю.А. Филатовой, Зверевой H.A. Зверевой, С.И. Сперанского, M.J1. Майофис. Но необходимо отметить, что во всех работах названных авторов тема политической науки в России рассматривается, прямо или косвенно, с историко-правовой, юридической или филологической точек зрения.1
В ряду диссертационных исследований отдельно стоят работы И.Д. Осипова, С.А. Мальцевой, М.А. Карташова, рассматривающих концепцию научно-теоретической деятельности М.М. Сперанского с философско-правовой, философско-социальной и философско-исторической точек зрения."
В написании диссертационного исследования большое значение имели дневники, мемуары и записки, изучение которых внесло существенный вклад в понимание проблемы исследования. Среди них можно выделить записки А.Х. Бенкендорфа, Ф.Ф. Вигеля, JI.B. Дюбельта, Д.П. Рунича, А.Д. Блудовой, мемуары А. де Кюстина, В.П. Мещерского, A.B. Никитенко, А.Ф. Тютчевой и др.
Цель диссертационного исследования состоит в определении основных принципов и идей становления отечественной политической науки.
Объектом диссертационного исследования является политическая наука в России XIX в.
1 Бонташ П. К. Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Киев, 1954; Баклова A.B. Формирование идей самобытности исторического развития России в работах Н.М. Карамзина, М.П. Погодина, Н.Г. Устрялова. Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Пенза, 2006; Филатова Ю.А. Формирования консервативного стиля мышления: Эдмунт Берк и Николай Карамзин. Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Москва, 2005; Зверева H.A. Общественно-политические взгляды С.С. Уварова. Автореф. дисс. .канд. истор. наук., Волгоград, 2005; Сперанский С.И. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Москва, 2003; Майофис М.Л. Консервативное крыло общества «Арзамас»: литературная и общественно-политическая позиция С.С. Уварова, Д.Н. Блудова, Д.В. Дашкова. Автореф. дисс. .канд. филол. Наук. Москва, 2002
2 Осипов И.Д. Философские основания русского либерализма XIX- начало XX в. Автореф. дисс. .д-ра филос. наук. СПб., 1999; Мальцева С.А. Социально-философская концепция М.М. Сперанского (1772-1839). Автореф. дисс. .канд. филос. наук. Л., 1983; Карташов M.A. Концепция «социального христианства» в политической философии М.М. Сперанского. Автореф. дисс. .канд. филос. наук. M. 2006
Предметом диссертационного исследования выступают отечественные философские концепции XIX в., позиционируемые в виде теоретического, идеологического обоснования русской монархии, политико-государственных и социокультурных изменений в русском обществе XIX .
Гипотеза исследования
В русской философии начала XIX в. начинает формироваться политическая наука, которая в последствии выделяется в самостоятельную науку, политологию. На этапе начального развития политическая наука выдвигает ряд методологических принципов исследования русского общества, систему ценностей и фундаментальные модели преобразования социума.
Задачи исследования
1. Показать основные принципы и идеи охранительно-консервативной компонента в рамках становления политической науки России начала XIX в.
2. Раскрыть содержание первой в России научно-теоретической модели государственного устройства в России в начале XIX в.
3. Определить влияние европейской философии Просвещения на формирование официальной идеологии в рамках политической науки в России в 30-е гг. XIX.
4. Исследовать содержание и принципы теории «официальной народности», ставшие «идейной базой» для отечественной официальной идеологии, становящейся политической науки в России.
5. Определить значение западноевропейских философских учений как концептуальную основу формирования политической науки в России начала XIX в.
Методология исследования
Методологической основой исследования политической науки начала XIX в. являются работы представителей отечественной официальной идеологии самодержавия: Н.М. Карамзина, М.М. Сперанского, С.С. Уварова. Необходимо отметить фундирующее значение для диссертации произведений классиков мировой и отечественной философской мысли XVII- начала XIX вв. в области философии культуры и права. Опора на вышеуказанные труды позволила осуществить исследование избранной темы.
В диссертации используются системный, диалектический, аналитико-синтетический методы науки; сравнительно-исторический метод при анализе западных и отечественных концепций философии.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. На основе изучения концептуальной реминисценции русских мыслителей начала XIX в. на западноевропейскую философскую мысль определены базовые идеи охранительного консерватизма, ставшие идейной основой для формирования политической науки в России.
2. Раскрыто основное содержание первой в России научно-теоретической модели развития государства, сформированной в рамках русской политической науки.
3. Определено влияние европейской философии Просвещения на формирование отечественной политической науки в теории официальной народности в общем, и как государственной идеологии России в частности.
4. Исследованы принципы национальной самобытности и ценности монархической власти, как определяющие элементы отечественной политической науки начала XIX в.
5. Определено значение западноевропейской философской мысли для формирования политической науки в России конца XIX - начала XX вв.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование в русской политической науки начала XIX в. концепции охранительной идеологии происходило под существенным влиянием европейской философии. Прежде всего следует отметить значение трудов И.Г.
Гердера, Г. Гроция, Ш.Л. Монтескье, И.Г. Фихте, Ж.Ж. Руссо и других. Творческая переработка русскими мыслителями данных работ позволила сформировать комплекс идей не революционного, а эволюционного пути развития государства и общества. Восприятие и реализация в творческих исследованиях принципов историзма, традиционализма и гуманизма привело к пониманию закономерности общественного и исторического развития и восприятия государства в качестве культурного образования. Идейное обоснование необходимости реформировать Россию исключительно методом «реформ сверху» позволило позиционировать самодержавие как обязательный элемент политической науки и единственное условие эволюционного развития России.
2. Философский анализ политической науки начала ХГХ в. в форме консервативно-охранительной идеологии позволяет говорить о степени заимствования из западноевропейских философских концепций, определить уровень переработанности и адаптации иностранных идей. Теоретический анализ отечественных концепций сущности и строения государства позволяет говорить об их содержательной ценности и самобытности, далеко выходящей за рамки слепого копирования и механического внедрения идей западной политической науки на русскую почву. Русскими мыслителями была сформулирована оригинальная легитимная концепция развития государства, в которой самодержавие обладает особым патриархальным характером и дополнено системно выстроенным блоком исторических доказательств его легитимности. Самодержавие рассматривается в качестве гаранта, обеспечивающего всестороннее развитие страны и, прежде всего, развития православной культуры и духовности.
3. Теории сущности государственной власти в России начала ХЕК в., выдвинутые в них идеи изменения страны реформами сверху с учетом ценностей православной культуры усилились положениями западноевропейской философии. Уникальное сочетание западной науки с основными самобытными элементами жизни самодержавной России, такими как абсолютная монархия и специфический только для России крепостной уклад, позволили сформировать теоретическую основу для осуществления буржуазных реформ в России во второй половине XIX в.
4. Н.М. Карамзин, М.М. Сперанский и С.С. Уваров сумели очертить контуры политической науки, продуктом развития которой стало формирование охранительной идеологии. В свою очередь новая «научная идеология» выступила концептуальным фундаментом будущих государственных, судебных и других преобразований. Так, идеи Сперанского стали базовыми при формировании Государственного Совета и системы министерств. Легитимные модели государственных преобразований нашли свое практическое воплощение в судебной реформе 1863 г., в основу которой легли в качестве важнейших такие принципы как гласность, «бессословность», состязательность. Эти принципы были сформулированы Сперанским и им же разработана четкая структура судебной системы. Сформулированная Карамзиным легитимная модель национальной государственности способствовала формированию официальной идеологии в период царствования Александра I, а в последствии получила свое развитие в теории официальной народности министра народного просвещения С.С. Уварова, разработавшего идеи государственной стратегии в сфере культуры образования и просвещения.
5. Практическая ценность охранительно-консервативных идей, выдвинутых политической наукой XIX в., для современного этапа развития политической теории в России состоит в ее идейной востребованности. Современные ученые осознали безрезультатность неадаптированного переноса западных философско-политических идей на русскую почву. Сложный процесс некритичного заимствования западных политических идей, институтов и одновременно некритическое восприятие и копирование идей русской «старины» в современной политической науке вызвал необходимость теоретической рефлексии начального этапа ее развития в России.
Научно-практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его выводы могут быть использованы в качестве учебно-методических материалов для чтения курсов в области философии гуманитарных наук, философии права, теории и истории отечественной культуры, в том числе политической культуры, при подготовке учебных пособий и других материалов научного и учебно-методического плана.
Апробация и внедрение результатов исследования
Материалы исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание и общественное развитие» (Саранск, 2009); XVII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Инновации. Интеллект. Культура», посвященной 15-летию Тобольского индустриального института Тюменского государственного нефтегазового университета (Тобольск, 2009); Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы современной науки и образования», посвященной 100-летию Башкирского государственного университета (Сибай, 2010); на заседаниях кафедры философии, культурологии и философии науки Педагогического института Южного федерального университета и на заседаниях отдела социальных и гуманитарных наук СевероКавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета.
Положения и выводы исследования отражены в 8 публикациях автора, в том числе в пяти статьях в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы, включающего 224 наименования. Общий объем диссертации составляет 165 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК
Просвещенная бюрократия и русская провинция в первой половине XIX в.: По материалам Пензенской, Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний2004 год, доктор исторических наук Акульшин, Петр Владимирович
Проблема государственности в русском общественном сознании первой четверти XIX века2002 год, кандидат исторических наук Мирзоев, Евгений Бахлулович
Философско-исторические идеи российского политического консерватизма XIX - начала XX в.2009 год, доктор философских наук Тяпин, Игорь Никифорович
Политический консерватизм М.П. Погодина: 1800-18752007 год, кандидат политических наук Рясенцев, Константин Владимирович
Нравственные основания мировоззренческих идей Н.М. Карамзина2009 год, кандидат философских наук Кувшинова, Наталья Владимировна
Заключение диссертации по теме «Философия науки и техники», Заболотная, Анастасия Сергеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в начале XXI века в России возникает все больше дискуссий, вызывающих необходимость определить, чем жила страна предшествующие двадцать столетий. Какой исторический опыт наработан за это время, какие сформированы традиции и как это соотносится с нынешней национальной политикой в России, в частности с политической моделью государственного и общественного устройства. Особое значение здесь имеет начало XIX века, так как именно в это время характеризуется началом формирования в России политической науки. Лидирующие положение в государственной сфере в то время занимало консервативное течение. Именно его представители заложили основные принципы и идеи новой государственной идеологии, которые стали базисом для формирования официальной программы> сущности и путей развития русской монархии.
Изучение концепция государственной власти таких выдающихся государственных деятелей как Карамзина Н.М., Сперанского М.М: и Уварова С.С., дает нам модель политического устройства страны.
Единственно возможным способом преобразования считался путь мирного, безреволюционного развития, в пределах тех общественных отношений которые свойственны обществу. Отличительно чертой реформирование было влияние концепций западных мыслителей на формирование официальной доктрины развития государства и общества.
Идеи Карамзина, Сперанского и Уварова уходят корнями к трудам французских энциклопедистов и немецких классиков. Одним из факторов послуживших формированию их концепция стали события Французской революции. Заимствовав общефилософские идеи Запада, отечественные мыслители построили свою оригинальную новую политическую модель развития русского государства в тесной взаимосвязи философских концепций и научно-теоретических идей с учетом их трансформации и возможностей применения в самобытной России. Особенностью концепция отечественных мыслителей было стремление обновить старые основы российской государственности европейскими идеями. Они хорошо понимали и пытались широко использовать идейный потенциал прошлого. Русские мыслители выработали основные положения русской политической науки. Основными чертами русского политического консерватизма начала ХЕК века является реформизм, эволюционизм, монархизм и т.д. наиболее ярко они изложены в работах Н.М. Карамзина «Записка о древней и новой России» и «История государства Российского» и политической программе С.С. Уварова. И при заимствовании идей западных философов, таких как гуманизма, внесословной ценности человек, верховенства права, системой разделения властей и др. в сочетании с главным политическим принципом - самодержавием — позволило сформировать оригинальную концепцию государственного и общественного развития страны.
Положения западной философии позволили сформировать представления о «правильном» развитии государства и государственных учреждений. Рефлексия европейской концепции строения общества затронула философские учения разного уровня, объясняющие различные общественные реалии, и различные механизмы государственного устройства. Для русской политической мысли идеальной страной и образцом для подражания в начале XIX в. выступает Англия. Идея создания просвещенной группы людей, обладающих соответствующим сознанием, строится на подобие британской палаты лордов. Только политическая элита в обществе выступает в качестве гаранта прав и свобод и является одним из ключевых понятий политической модели Сперанского. Создание аристократического политического класса в России мыслилось подобием английской палаты лордов, а Государственный Совет планировался как орган этого класса. В Великобританию для анализа ее государственного устройства «на месте», едут представители русской правящей династии. Практически все элементы государственной и общественной жизни кажутся идеальными для формирования аналогичной политической модели новой русской монархии, но только с учетом «нашкос» особенностей, создания «своей», «русской» Англии. Побывавшие в Англии Николай I и Александр II специально оговаривают невозможность внедрения ее политического устройства в России. Разработанная в Германии концепция единства немецкой нации, обосновавшая необходимость объединения германских земель на основе идеи единого централизованного государства, так же служила образцом для русских ученых и была активно использована, в России.
Не менее интересным и значимым было «французское заимствование» -«Отрицательный», в оценке русских монархистов, опыт французской революции не способствовал открытому подражанию в деле устройства, государственной и общественной жизни в России. Но некоторые элементы государственной жизни наполеоновской Франции были интересны для русских мыслителей и творчески осмыслены ими. Русских мыслителей привлекала четкая схема государственных органов в сочетании с сильной единоличной властью. Это был образец сильной просвещенной бюрократии и сплотившейся волей императора Наполеона Бонапарта, новая дворянская аристократия, полностью отказавшаяся от феодального наследия. Как и во Франции, в России государственная власть ассоциировалась исключительно с личностыо правителя, от чьей воли зависела судьба государства. Именно монархия наполеоновского образца стала «скрытым» идеалом для новой научно-теоретической модели государственного устройства России.
На основе заимствованных и творчески переработанных, адаптированных к условиям России, социально-политических концепций русские мыслители: смогли создать новое оригинальное политическое учение, получившее свое; развитие в концепция государственного устройства Победоносцева К.П., Тихомирова Л. А., Мещерского В.П. на которую русская монархия опиралась» вплоть до 1917 г. Необходимо отметить, что идеи охранительной: государственной идеологии были не единственными в России того времени. Существовали теории строения государства «славянофилов» и «западников»,, источником которых были также философские и социально-политические концепции Запада. Теория «официальной народности» повлияла на формирование такого течения как евразийство в лице Трубецкого Н. С. и Данилевского Н.Я. и др. В рамках диссертации мы эти аспекты не рассматриваем, но они будут включены в дальнейшее научное исследование автора.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Заболотная, Анастасия Сергеевна, 2010 год
1. Агаев C.JI. «Революция сверху»: генезис и пути развития// Вопросы философии 1976. № 11
2. Аксаков И.С. Теория государства у славянофилов. СПб., 1898
3. Акулыпин П.В. Граф С.С. Уваров и его роль в жизни российского общества//Педагогика 1993 № 4
4. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII-первая половина XIX в.). М., 1985
5. Аристотель Политика. М.,2005
6. Баклова A.B. Формирование идей самобытности исторического развития России в работах Н.М. Карамзина, М.П. Погодина, Н.Г. Устрялова. Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Пенза, 2006
7. Баррер И. Сперанский и его реформа //Исторический журнал 1938. № 8
8. Белинский В.Г. О русских классиках. М., 1986
9. Бентам И. Тактика законодательных собраний. Челябинск. Социум., 2006
10. Ю.Бердяев H.A. Русская идея. М., 2005
11. П.Бердяев H.A. A.C. Хомяков как философ. СПб., 1907
12. Бестужев-Рюмин К.Ю. Русский биографический словарь. СПб., 1897
13. Бонташ П.К. Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Киев, 1954
14. Буйло Б.И. Судьба России в культурно-исторической концепции Бердяева. Дис. . д-ра филос. наук : 24.00.01, 09.00.03 : Ростов н/Д, 2003
15. В память графа М. М. Сперанского 1772-1872. СПб., 1872
16. Вагин В.И. Исторические сведения о деятельности графа Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год. В 2 т. СПб., 1872
17. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX вв.//Вопросы философии 1991. № 8
18. Вацуро В. "Карамзин возвращается"// Литературное обозрение 1989, № 11
19. Вехи. Интеллигенция в России: Сборник статей 1909-1910 гг. М., 1991
20. Вигель Ф.Ф. Записки Ф.Ф. Вигеля. Издание русского архива. М., 2003
21. Винавери М.М. К вопросу об источниках X тома свода законов// Журнал Министерства Юстиции 1895. № 10
22. Виттекер Ц.Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб., 1999
23. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность.- М.:Политиздат, 1987.
24. Гердер И.Г. Избранные сочинения .М.-Л., 1959
25. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М. 1977
26. Герцен А.И. Московский университет (глава из романа "Былое и думы")/ Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917).М., 1989
27. Герцен А.И. Собрание сочинений. В 30 томах, М.,1954
28. Гершензон М.О. Славянофильство//Вопросы философии 1997. № 12
29. Гиллельсон М.И. От арзамаского братства к пушкинскому кругу писателей. Л., 1977
30. Глебова И.И. Память русской власти: проблемы хранения, трансляции, актуализации// Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований, 2009; 3 (интернет-ресурс politconcept.sfedu.ru/2009.3/contents.html)
31. Глинский В. Конституционные предпосылки в начале XIX века//Исторический вестник 1905. декабрь
32. Гоббс Т. Философское основание учения о гражданине. М., 1914
33. Головачев A.A. Десять лет реформы 1861-1971//Вестник Европы, 1872
34. Гордин Я.А. Мистики и охранители. Дело о масонском заговоре. СПб., 1999
35. Громов М.Н. История русской философии/ Под ред. проф. Н.В. Мотрошиловой. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1995
36. Грот Я.К. Очерк деятельности и личности Карамзина. СПб, 1861
37. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994
38. Гулыга A.B. Гердер. М., 1975
39. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М., 2003
40. Данилнвский Н.Я. Россия и Европа: М. : Известия, 2003
41. Данилевский Р.Ю. Г. Гердер и сравнительное изучение литературы в России/Русская культура XVIII века и западноевропейские литературы. JL, 1980
42. Данилов А.Г. Опыт единоличной власти//Вопросы истории 2009. № 1
43. Данилов А.Г. Глава государства и его окружение в России//Вопросы истории 2010. №7
44. Дегтярева М.И. "Лучше быть якобинцем, чем фейяном: Жозеф де Местр и Сергей Семенович Уваров"//Вопросы философии 2006. № 7
45. Демков М.И. История русской педагогии. Часть III. Новая русская педагогия (19 век).М., 1909
46. Довнар-Запольский М.В. Обзор новейшей русской истории.Т.1.,Киев., 1912
47. Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М.М. Сперанского. М., 1905
48. Дубровин Н. Русская жизнь в начале XIX века//Русская старина 1901. кн. 10-19
49. Дудзинская Е.А. Славянофильство в общественной борьбе. М., 1983
50. Дягтерева М.И. «Особый русский путь» глазами «западников»: де Местр и Чаадаев/ТВопросы философии 2003. № 8
51. Ерыгин А.Н. Философия истории русского либерализма второй половины XIX века (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин):Дис. Д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 1992.
52. Ерыгин А.Н. Цивилизационно-историческая специфика российской государственности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 5.53.3айончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М.:
53. Просвещение, 1968 54.3амалеев А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. Лекции. Статьи. Критика. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2003
54. Зверева H.A. Общественно-политические взгляды С.С. Уварова.
55. Записки генерал-лейтенанта Л.В. Дюбельта// Голос минувшего 1913. №361.3еньковский В.В. История русской философии .- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
56. Зорин A.JI. Кормя двуглавого орла. .Литературная и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX в. М., 2001
57. Иванич-Писарев Н. Дух Карамзина или избранные мысли и чувствования сего писателя. М., 1827
58. Из воспоминаний Михайловского-Данилевского//Русский вестник 1880 №9
59. Из записок Д.П. Рунича //Русская Старина 1901. март
60. Император Николая Павлович. Записка графини А. Д. Блудовой//Русский архив 1893. Кн. 1
61. Исабаева JI.M. Общественно-политические взгляды С.С. Уварова в 1810-е годы// Вестник МГУ Серия 8: История 1990 № 6
62. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая. Философия XV-XIX вв.). (Сборник) Интернет-ресурс http:// historic.ru/books/item/f00/s00/z0000020/index.shtml
63. Кажевский З.А. Уроки Чаадаева П.Я. Чаадаев в 40-50 гг. XIX века //Вопросы философии 1986. № 1
64. Казаков Н.И. Об одной идеологической формуле николаевской эпохи// Контекст 1989. М., 1989
65. Калягин В.А. М.М. Сперанский и его реформы (1808-1812гг.)//Советское государство и право 1981 № 9
66. Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. / Под ред. Б. В. Виленского. Саратов. 1973
67. Карамзин: pro et contra.Cnö., 2006
68. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991
69. Карамзин Н.М. Записки русского путешественника. Л., 1987
70. Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах. M.-JL, 1964
71. Н.М. Карамзин История государства Российского. В 12 т.- М.: OJIMA-пресс, 2003 1988
72. Карамзин Н.М. Письма к А. И. Тургеневу //Московитянин 1855. № 23-24
73. Карамзин Н.М. Сочинения. В 2 т., Л., 1984
74. Карамзин H. М. Сочинения в трех томах. СПб., 1843
75. Кармизова С.Т. Российский консерватизм как философско-правовая идея. Дис. канд. филос. наук : 09.00.10 Ростов н/Д, 1999
76. Карташов М.А. Концепция «социального христианства» в политической философии М.М. Сперанского. Автореф. дисс. .канд. филос. наук. М. 2006
77. Кизеветтер A.A. Исторические очерки. М., 1912
78. Кислягина Л. Г. Формирование общественно-политических взглядов Карамзина. М., 1976
79. Кислягина Л.Г. "К вопросу о формировании мировоззрения Н.М. Карамзина (1785-1789гг.) //Вестник МГУ. Серия: История 1964. № 3
80. Ключевский В.О. Курс истории России. М., 1936.
81. Кодан C.B. М.М. Сперанский и систематизация законодательства в России//Советское государство и право 1989. № 6
82. Козловский В.М. Император Александр I и Джефферсон //Русская мысль 1910. № 10
83. Конституция РФ от 12.12.1993
84. Коркунов Н.М. Теоретическое воззрение Сперанского на право// Журнал министерства Народного просвещения октябрь ч. 2 1894
85. Коркунов Н.М. Политическое воззрение Сперанского до его знакомства с императором Александром I// Вестник права 1899. № 8
86. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1918
87. Корнилов В.А. Общественно-политические взгляды и деятельность М.М. Сперанского. Австореферат на соис. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1974
88. Корнилов В.А. К вопросу об исторических взглядах М.М. Сперанского / Вопросы историографии и источниковедения отечественной истории. Сб. ст., М.1974
89. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. В 2 т. СПб., 1861
90. Культурные практики в идеологической перспективе России XVIII -начала XIX в. Вып. 3. М., 1999
91. Кюстин А. де Россия в 1839 году. В 2т., М., 2000
92. Лабутина Т.Л. Зарождение англомании и англофильства//Вопросы истории 2008. № 2
93. Ланда С.С. Дух революционных преобразований. М., 1975
94. Лапаев В.В. Российская философия права в контексте западной философско-правовой традиции//Вопросы философии 2010. № 5
95. Левандовкий A.A. Грановский в русском общественном движении. М., 1989
96. Лейст О. История политических и правовых учений. — М.: Юридическая литература, 1997
97. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914. М., 1995
98. Локк Д. Избранные философские произведения в двух томах. Т. 2. М., 1960
99. Лотман Ю.М. Беседа о русской культуре. М., 2006
100. Лотман Ю.М. Карамзин. М., 1997
101. Лотман Ю.М. Политическое мышление Радищева и Карамзина и опыт Французской революции// Великая Французская революция и русская литература. М. 1990
102. Лотман Ю. М. Ученые записки Тартуского университета 1961 вып. 104 (Труды по русской и славянской филологии)
103. Луковская Д.И., Гречишкина С.С., Морозов В.И. "М.М. Сперанский (материалы к биографии)". М., 2001. (w.w.w. — документ// URL: http:// pnigodich.sm.com/html/speranskiy
104. Майофис M.JI. Консервативное крыло общества «Арзамас»: литературная и общественно-политическая позиция С.С. Уварова, Д.Н. Блудова, Д.В. Дашкова. Автореф. дисс. .канд. филол. наук., Москва, 2002
105. Малинов A.B. Философия истории в России. СПб., 2001 (интернет-ресурс http://anthropology.ru/ru/texts/malinov/history.html)
106. Мальцева С.А. Социально-философская концепция М.М. Сперанского (1772-1839). Автореф. дисс. .канд. филос. наук. Л., 1983
107. Маслин М.А. Русская идея. М., "Республика", 1992.
108. Мещерский В.П. Воспоминания., 2-изд., М. 2003
109. Минаев А.И. Восприятие британского парламентаризма в России XVIII- середины XIX в.//Вопросы истории 2008 № 12
110. Минаева Н.В. Европейский легитимизм и эволюция политических представлений Н.М. Карамзина// История СССР 1992, № 5
111. Минаева Н.В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение в начале XIX века. Саратов. 1982
112. Минаева Н.В. Сперанский в воспоминаниях современников, конец XVIII- первая половина XIX веков. М., 2009
113. Минаков А.Ю. Социально-экономические взгляды русских консерваторов первой трети XIX века //Российская история 2010. № 4
114. Мирзоев Е.Б. Легитимистская доктрина Жозефа де Местра и консерватизм в России начала XIX века//Новая и новейшая история 2008. № 6
115. Монтескье Ш. Дух законов. М., 1999124. Мор Т. Утопия. М. 1953
116. Н.М. Карамзин "О древней и новой России". Вступительная статья Ю.М. Лотмана//Литературная учеба 1988. № 4
117. Никитенко A.B. Дневник в 3 т., М., 1955
118. Ольхов П:А. Здравый смысл и история (заметки к полемической эпитафии H.H. Страхова «Вздох на гробе Карамзина»)//Вопросы философии 2009. № 5
119. Осипов И.Д. Философские основания русского либерализма XIX-начало XX в. Автореф. дисс. . .д-ра филос. наук. СПб., 1999
120. Очерки русской культуры. В 4 т. М. 2003
121. Пайпс Р. Русский консерватизм и его критика. М. 2008
122. Пантин И.К., Плимак Е.Г. «Эпоха 1861 года» в России: (К методологии исследования)//Вопросы философии, 1979. № 10
123. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России: 1783-1883 гг.- М.: Мысль, 1986
124. Пивоваров Ю.С. Русская политическая мысль как предпосылка русской политической науки //Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований, 2009; 3 (интернетгресурс politconcept.sfedu.ni/2009.3/contents.html)
125. Пивоваров Ю.С. Два века русской;мысли. М., 2006
126. Пивоваров Ю. С. Очерки истории общественно-политической мысли XIX- первой трети XX столетия. М., 1997
127. Пивоваров Ю.С. Русская политическая традиция-и современность. М., 2006
128. Платон Государство. СПб., 2005
129. Победоносцев К.П. Тайный правитель России: К.П. Победоносцев и его корреспондентские письма и записки 1866-1895 гг. М., 2001
130. Победоносцев К.П. Церковь и демократия. М., 1996
131. Погодин М. "Сперанский"// Русский архив 1871 № 7-8
132. Погодин М. Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. М., 1866
133. Понежин М.Ю. Доктрина монархической государственности JI.A. Тихомирова (философско-правовой анализ): : Дис. . канд. юрид. наук : 09.00.10 : Ростов н/Д, 2000
134. Предтеченский A.B. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века., М., 1957
135. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990
136. Пугачев В.В. А.Н. Радищев и Французская революция//Ученые записки Горьковского университета. Серия историко-филологическая. 1961. № 52
137. Пугачев В.В. К вопросу о политический взглядах С.С. Уварова в 1810-е годы// Ученые записки Горьковского университета. Серия Историко-филологическая. Горький, 1964. Вып. 72
138. Пустарников В.Ф. Университетская философия в России. СПб., 2003
139. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений в 10 т. Д., 1978
140. Пыпин А.Н. Гердер//Вестник Европы, 1890 т. 142, кн. 3
141. Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 1871
142. Пыпин А.Н. Характеристика литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов. Исторические очерки. СПб., 1909
143. Ревуненков В.Г. Наполеон и революция 1789-1815. СПб., 1999
144. Река Времен. Книга истории и культуры. Кн. 1. М., 1995
145. Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки. Под ред. д. ист. н., проф. Пляйса Я.А. М., 2009
146. Ружицкая И.В. Кодификационные проекты императора Николая 1//Российская история 2010 № 1
147. Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. Материалы международной конференции. Неаполь, май. 1997 (интернет-ресурс htt://www.gumer.info/bibliotekBuks/History /uspen/04/php
148. Русская социально-политическая мысль XIX- начала XX веков: Н.М. Карамзин. М., 2001
149. Русские мыслители. Ростов/н/Д., 2003
150. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика./ Под ред. В .Я. Гросула. М., 2000.
151. Руссо Ж.Ж. Общественный договор. М., 1998
152. Селезнев Г.Н. "Правовое государство: история и современность/ Российская историческая политология. Курс лекций., Ростов/н/Д.1998
153. Семевский В.И. "Первый политический трактат Сперанского"// Русское богатство, январь 1907
154. Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. М.: Мысль, 2005
155. Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций. М., 2005
156. Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли России в конце 50-х начале 60-х годов XIX века (Борьба общественных течений в годы первой революционной ситуации).М., 1962
157. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983
158. Соловьев С.М. Сочинения в 18 т. М., 1995
159. Соловьев Э.Г. "У истоков российского консерватизма"// Полис 1997, №3
160. Соловьев Ю.П. Трилистник, империи//Московский журнал 1995 № 10
161. Сперанский С.И. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Москва, 2003
162. Сперанский С.И. Учение Сперанского М.М. о праве и государстве. М., 2001
163. Сперанский М.М. План государственного преобразования. М.,1905
164. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.: Л., 1961.
165. Сперанский М.М. Проповедь говоренная в неделю осьм уюнадесять, 8-го октября 1791 года в Александро-Невской лавре// Русская старина 1902, т. 109 № 2
166. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов.- СПб.: Наука, 2002
167. Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе// Вопросы философии 1993. № 7
168. Талейран Ш. М. Мемуары. М., 1959
169. Тарасов Б. Рыцарь самодержавия//Москва 2000. № 9
170. Тарле Е.В. Самодержавие Николая I и французское общественное мнение//Былое 1906. № 10
171. Тарле Е.В. Талейран. М., 1962
172. Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М., 1978
173. Теренес Эммонс "Революция сверху" в России: размышления о книге Н. Эйдельмана и о другом/ В раздумьях о России (XIX век)/ Отв. ред. Е.Л. Рудницкая., М. 1996
174. Терещенко A.B. История культуры русского народа. М., 2008
175. Тимошина Е.В. Рукописное наследие М.М. Сперанского как источник исследования правового мировоззрения// Правоведение, 2001. №3
176. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998
177. Токвиль А. де Старый порядок и революция. М., 1997
178. Томсинов В.А. Сперанский. М., 2006
179. Трубецкой С.Н. Письмо о славянофильстве (предисловие к публикации Т.И. Блоговой, О.С. Пугачева)//Вопросы философии 1996. № 1
180. Трубецкой Е. Н. Труды по философии права. СПб., 2001
181. Тургенев Н.И. Россия и русские. Т.1. М., 1915
182. Тюрго А.Р. Избранный философские произведения. М., 1937
183. Тюрго А.Р. Избранные экономические произведения. М. 1961
184. Тютчев Ф.И. Россия и Запад. М.: Культурная революция: Республика, 2007
185. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания, дневник 1853-1882. Тула. 1990
186. Уваров С.С. Десятилетие Министерства Народного просвещения. 1833-1844. СПб., 1864
187. Уваров С.С. Речь президента императорской Академии Наук в торжественном собрании оной по случаю столетия. 29 декабря 1826 года.
188. Филиппов А. Значение Сперанского в истории русского законодательства//Русская мысль 1889. № 4
189. Филатова Ю.А. Формирования консервативного стиля мышления: Эдмунт Берк и Николай Карамзин. Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Москва, 2005
190. Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности). Сб. ст. Вып. 1.- Под. ред. Ю.Н. Солонина.- СПб.: Издательство СПГУ, 2004 (интернет-ресурс htt://anthropology.ru/ru/texts)
191. Фихте И. Г. Речи к немецкой нации.(1808) М., 2008
192. Фишер К. История новой философии. Т. 4. Фихте, его жизнь, сочинения и учения. СПб., 1909
193. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. -М.: Аграф, 1998
194. Хомяков A.C. О старом и новом. М., 1988
195. Хоружий С.С. Опыт из русской духовной традиции. М., 2001
196. Хоружий С.С. трансформация славянофильских идей в XX веке// Влпросы философии 1994. № 11
197. Хотеенков В., Чернета В. Граф С.С. Уваров министр и просветитель// Высшее образование в России 1996. № 2
198. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран., М., 1984
199. Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественной политической мысли XIX века. М., 1988
200. Чибикеев С. М. Политические идеи и проекты М.М. Сперанского в контексте истории российских реформ: дис. . кандидата политических наук : Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова.- М., 2009.
201. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1989
202. Шапошников Л.Е. Идеология славянофильства и современной православие., М. 1985
203. Шилдер H.H. Император Александр I. Его жизнь и царствование. М., 2008
204. Шпет Г.Г. Очерки развития русской философии. М., 1889
205. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989
206. Эйдельман Н.Я. Грань веков. Политическая борьба в России, конец XVIII-начало XIX века. М., 1986
207. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 2004
208. Эйдельман Н.Я. «Революции сверху»// Наука и жизнь 1988. № 1112.
209. Эйдельман Н.Я. Революции сверху. М., 1989
210. Юзефович М. Несколько слов об императоре Николае//Русский архив 1870. № 5
211. Юм Д. Сочинения в 2т. Т. 1., М. 1996
212. Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия: страница русской общественно-литературной мысли 1840-1850 гг.М., 1981
213. Spectator^ Николаевские времена //Русское обозрение 1896. август
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.