Общее и особенное в теоретико-методологических основаниях исследования идеи социального прогресса и регресса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Федин, Александр Николаевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат наук Федин, Александр Николаевич
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
1.1. Взаимосвязь категорий «общее и особенное» в проблеме общественного развития
1.2. Теоретико-методологические основания исследования социального прогресса в европейской философии
1.3. Теоретико-методологические основания исследования идеи социального прогресса в русской философии
1.4. Общее и особенное в евразийской модели общественного развития
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РЕГРЕССА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Процесс социального регресса в западноевропейской цивилизации: общее и особенное
2.2 Монистические и плюралистические концепции развития в условиях кризиса западного общества
2.3. Общая модель регресса современного мира
2.4. Смена парадигмы исследования социального прогресса: от универсального к культурно-типическому
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальная философия всеединства конца XIX - начала XX вв. в России2007 год, доктор философских наук Амелина, Елена Михайловна
Социальный прогресс: критерии, противоречия, парадигмы2012 год, кандидат наук Коньков, Вячеслав Владимирович
Феномен социального регресса2013 год, кандидат философских наук Тысячина, Анна Дмитриевна
Критерии прогресса в информационном обществе: социально-философский анализ2011 год, кандидат философских наук Чернова, Елена Николаевна
Проблема направленности развития общества в русской философии второй половины XIX века: Методологические аспекты2005 год, кандидат философских наук Семено, Наталия Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общее и особенное в теоретико-методологических основаниях исследования идеи социального прогресса и регресса»
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Начало XXI в. ознаменовалось переходом общества в особое состояние, которое в философских науках принято именовать термином «глобализация». Сближение в экономической, информационной, политической, культурной сферах различных субъектов исторического процесса вновь поставило вопрос о возможности всеобщего разумного развития цивилизации по пути социального прогресса. Однако нарастание негативных тенденций, связанных с экономическими кризисами, экологическими катастрофами, террористическими атаками, региональными военными конфликтами, обостряющимися проблемами бедности и голода в мире, свидетельствует о том, что об универсальной направленности и всеобщности процесса общественного развития говорить рано. Тезисы о необходимости движения в сторону так называемых общечеловеческих ценностей, массовой культуры, демократических прав и свобод, в совокупности с идеологией либерализма представляемые западной цивилизацией в качестве всеобщих оснований прогресса, способствуют аккумулированию вышеназванных тенденций. В связи с этим современный процесс глобализации все чаще подвергается отторжению различными субъектами исторического процесса, что усиливает дестабилизацию глобального мира.
При всей своей противоречивости теории социального прогресса, представленные в классических трудах европейской философии и основанные на идее всеобщего человеческого восхождения, оказали огромное влияние на успешность развития западной цивилизации. Постепенно они отошли на второй план, унося с собой веру в способность разумного, постоянного совершенствования человека и общества как в технической, так и в нравственной сфере. Это в полной мере касается и России, где социальный регресс общества, вызванный кардинальной сменой ценностных установок и принципов жизнедеятельности социума под влиянием западной цивилизации, во многом обусловлен потерей веры людей в саму возможность дальнейшего прогресса.
Актуальность темы исследования продиктована кризисом универсальных концепций развития и состоянием современного российского общества. Разработанные в западноевропейской философии общие методологические подходы в рамках парадигм постиндустриального мира и концепции устойчивого развития, несмотря на эвристическую полезность, не имеют в своем основании всеобщих ответов на базовые вопросы, которые могли бы способствовать преодолению кризисных тенденций в российском обществе. Данная проблема поднималась на конференции «Русская культурная матрица: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?», прошедшей в 2011 г. в Москве, на которой в качестве главной была вынесена проблема всеобщего социального прогресса и места русской цивилизации в этом процессе.
В связи с нарастанием в обществе иррациональных и антипрогрессивных настроений, вызванных в первую очередь отсутствием четко выстроенной русской модели социального развития, изучение проблемы общего и особенного в теоретико-методологических основаниях исследования идеи общественного развития позволит проанализировать механизмы образования в нем регрессивных тенденций. Для российского общества необходимо выявление возможных способов прекращения социальной деградации с целью построения модели подлинно всеобщего развития, которая будет рассчитана на реализацию потенциала особого субъекта, ориентированного на сохранение этнокультурного разнообразия.
Степень разработанности проблемы. В истории социальной философии уделялось большое внимание исследованию проблем общего и особенного в процессе общественного развития, понятий личного и общественного блага, движущих сил социальных изменений. Авторы теорий социального развития приходили к различным выводам о его сущности и направленности, опирались на различные факторы и возможности его осуществления. В рамках западноевропейской философии проблема общественного развития была затронута в эпоху Просвещения в трудах Ж. А. Кондорсе, обосновавшего
всеобщность развития и совершенствования человека с позиции натуралистического подхода, исходя из фактора прогресса разума; И. Канта и А. Р. Тюрго, выдвинувших идею о всеобщем характере прогресса и о значении развития разума в этом процессе. Попытка более глубокого анализа процесса общественного развития предпринимается в трудах Г. В. Ф. Гегеля с его системой объективного идеализма и законами диалектики, где объясняется способ подчинения особенного общему в ходе исторического процесса; И. Г. Гердера с его обоснованием роли культурных традиций в механизме прогресса общества; К. Маркса с его системой рационально-материалистической диалектики.
Линейная модель восхождения обществ с входящими в нее теориями социального прогресса, в основу которой положен конструкт симметричной дихотомии «традиция - современность», формируется как в рамках парадигмы социального реализма, так и социального номинализма. В первой категории выделяются работы структурного функционалиста Э. Дюркгейма, а также труды стоявшего на позициях эволюционного позитивизма Г. Спенсера. Среди сторонников социального номинализма особое место занимает немецкий социолог М. Вебер, который благодаря теоретико-методологическому конструкту идеального типа сумел на различных уровнях исторического и социального показать формирование тождественных механизмов развития общества и специфичность их проявления в конкретно взятом обществе.
В рамках циклической модели развития общества особенности существования отдельных цивилизационных субъектов исследовались Л. Гумпловичем, объединившим идеи позитивизма с теорией социал-дарвинизма и учением о классовой борьбе К. Маркса; А. Дж. Тойнби, предложившим рассмотрение прогресса локальных субъектов от единичного через особенное к всеобщему; С. Хантингтоном, выдвинувшим плюралистическую концепцию, определяющую основания всеобщего развития в религиозной сфере; О. Шпенглером, отрицавшим возможность всеобщности исторического процесса, исходя из синтеза подхода к исследованию развития обществ,
сформулированного «философией жизни», и собственной теории пространственно-временного расположения отдельных цивилизаций.
В русской философии интерес к проблеме социального развития достигает своего апогея в споре западников и славянофилов. Выстраивание культурософских моделей прогресса происходит в трудах Н. Я. Данилевского на основании типологического и натуралистического подходов к законам развития культурно-исторических типов; К. Н. Леонтьева и его натуралистическо-эстетического подхода к проблеме развития, отрицающего возможность универсальности восхождения.
Особенность подхода к изучению социального прогресса в рамках субъективного метода раскрывается в работах Н. И. Кареева, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, С. Н. Южакова. Проблема определения роли русской цивилизации во всемирном процессе развития поднимается в идеалистических моделях русской философии, выстроенных в трудах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова. Отдельные аспекты теорий социального прогресса, роли человека и его значения для функционирования русской цивилизации, в современных исследованиях рассматриваются в трудах О. Г. Антоновой, С. И. Бажова, Е. В. Винокуровой, А. Ю. Куприянова, Е. В. Мочалова, Н. С. Семено, А. Б. Тугарова, В. П. Шестакова.
Значительный вклад в исследование проблемы социального развития внесен евразийской моделью социального прогресса и ее методологическим подходом к рассмотрению формирования субъекта всеобщего прогресса с учетом факторов межэтнического и межкультурного взаимодействия. Данная теория была выстроена в трудах Н. Н. Алексеева, Г. В. Вернадского, В. Н. Ильина, Л. П. Карсавина, П. Н. Савицкого, Н. С. Трубецкого.
Изучение концепции модернизации и трансформации подходов к проблеме социального развития от линеарного к плюралистическому, критика ее теоретических и методологических основ представлены в работах зарубежных социологов И. Валлерстайна, К. Вельцеля и Р. Инглхарта, К. Калхуна, Г. Розе,
С. Хантингтона, П. Штомпки, а также отечественных ученых И. А. Гобозова, Л. С. Васильева, Н. В. Мотрошиловой, А. С. Панарина, В. И. Пантина, И. В. Побережникова.
Критика всеобщих оснований социального прогресса как часть исследования особенностей регресса западного общества имеет ряд аспектов, которые стали объектом внимания как зарубежных, так и отечественных ученых. Связь кризиса идеи социального прогресса и деградации капиталистической системы в качестве ее базиса отражена в мир-системном подходе Ф. Броделя и И. Валлерстайна; в концепции дельты жизни социолога А. Бэттлера; в трансрегрессивной модели общего функционирования системы А. И. Фурсова. Подход к рассмотрению кризиса идеи социального прогресса, через объяснение изменения сознания человека изложен в трудах 3. Баумана, П. Дж. Бьюкенена, Р. Генона, Ж. А. Гобино, Д. Джекобе, Р. Нисбета, X. Ортеги-и-Гассета, Р. Осборна, Э. Фромма, К. Юнга.
Общее кризисное состояние западноевропейского общества индустриальной эпохи как основание перехода к иной форме общественного устройства анализируется в трудах сторонников постиндустриальной парадигмы, а также приверженцев концепции устойчивого развития, среди которых стоит выделить работы Ж. Аттали, Д. Белла, Э. Гидденса, Д. Медоуза,
B. Л. Иноземцева, Э. Тоффлера, А. Турена, Дж. Форрестера. Критика вышеназванных концепций в современной отечественной литературе осуществляется в трудах В. Э. Багдасаряна, М. А. Деевой, Ю. А. Сафоновой,
C. С. Сулакшина, В. И. Якунина, исследующих манипуляционные механизмы в постиндустриальной теории и ее малую эвристическую полезность в рамках проблемы общественной эволюции; С. Г. Кара-Мурзы, критикующего теоретические и методологические подходы к проблемам общества в концепции устойчивого развития; Н. Н. Моисеева, подчеркивающего одностороннюю евроцентрическую направленность парадигмы устойчивого развития; Л. А. Мусаеляна, отмечающего ограниченность всеобщих оснований прогресса в
постиндустриальной парадигме; Б. В. Павленко, доказывающего, что всеобщие основания регресса заложены в самой теории устойчивого развития; Е. Н. Черновой, выявляющей противоречивость процесса информатизации общества. Исследование различных аспектов концепции устойчивого развития и ее реализации в российском обществе осуществляется в работах Ф. А. Айзятова,
A. С. Германа, Г. Г. Зейналова, В. К. Левашова, К. С. Лосева.
Проблеме регресса современного российского общества в глобальном мире, а также поиску и разработке собственной модели развития посвящены труды Л. И. Блехера, Л. Е. Гринина, В. А. Иванова, С. П. Капицы, А. А. Кара-Мурзы, Г. Ю. Любарского, А. С. Панарина, В. С. Степина, А. Д. Тысячиной,
B. Г Федотовой, И. В. Фотиевой, М. Ю. Шишина.
Проведенный анализ существующих в науке и социальной философии концепций свидетельствует о том, что практически неисследованной остается проблема взаимосвязи социальной деградации современного мира и теорий общественного развития. Поэтому изучение проблемы общего и особенного в теоретико-методологических основаниях исследования идеи социального прогресса и регресса открывает перспективы к пониманию происходящих изменений не только в России, но и мире.
Объект исследования - теории общественного развития в западноевропейской и русской философиях.
Предмет исследования - общее и особенное в теоретико-методологических основаниях исследования идеи общественного развития.
Цель диссертационной работы заключается в выявлении общих оснований регресса современного общества и их связи с реализацией универсальных теорий социального прогресса.
Поставленная цель исследования обусловила решение следующих задач:
- установить взаимосвязь категорий «общее» и «особенное» в рамках исследования проблемы общественного развития;
выявить общие особенности культурно-исторических моделей социального прогресса в западноевропейской философии;
осуществить социально-философский анализ моделей общественного развития в русской философии с установлением специфики каждой из них и анализ проблемы русской цивилизации как особого субъекта в процессе всеобщего развития;
- раскрыть в эволюции евразийского подхода к проблеме общественного развития тождественные с русской философией основания, а также определить его специфику в отношении проблемы социальной деградации русской цивилизации в контексте всеобщего процесса развития;
- выявить общее и особенное в теоретико-методологических основаниях исследования идеи социального регресса и с учетом данного анализа установить особенности процесса общественной деградации западной цивилизации;
- изучить влияние кризисного состояния западного общества на исследование идеи социального прогресса в рамках монистических и плюралистических концепций общественного развития середины XX в.;
- выстроить общую модель регресса современного общества, установить ее связь с практической реализацией универсальных теорий общественного развития и объяснить особенности процессов социальной деградации в различных цивилизационных условиях;
- обосновать необходимость перехода от универсальных моделей развития в современном глобальном мире к культурно-типическим.
Гипотезой диссертационной работы выступает положение о том, что исследование общего и особенного в теоретико-методологических основаниях идеи общественного развития позволит доказать необходимость отказа от универсальных концепций социального прогресса, которые при практическом осуществлении способствуют деградации цивилизационных субъектов.
Теоретические и методологические основания исследования. Тема исследования и поставленные в ней задачи определили обращение диссертанта к
теориям общего и особенного Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля, Э. В. Ильенкова, И. Канта, Дж. Локка, Н. О. Лосского, К. Маркса, Платона. Применение компаративистского метода для решения поставленных задач вызвано необходимостью выявления тождеств и различий при анализе моделей социального развития. Установление взаимосвязи между всеобщностью и особенностями развития обусловило использование принципа индивидуации Б. Рассела, теории отличия общего и индивидуального Н. О. Лосского. Обращение к диалектическому методу объясняется рассмотрением теорий общественного развития в динамике. Для анализа особенностей развития различных субъектов в рамках глобального общества используется теория взаимодействия общего и особенного Н. Я. Данилевского. Применение системного подхода, в частности его системно-исторического аспекта, вызвано необходимостью изучения условий возникновения и трансформации теоретико-методологических оснований исследований идеи социального прогресса и регресса, а также рассмотрения универсальных и культурно-типических моделей общественного развития в перспективе. Использование междисциплинарного подхода продиктовано важностью учета результатов и достижений различных гуманитарных и обществоведческих наук, таких как история, социология, психология, антропология, этнология, культурология. Также в диссертационном исследовании применяются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Научная новизна.
Решение задач диссертационного исследования позволило получить определенные результаты, научная новизна которых заключается в следующем:
• показано, что, несмотря на различия в теоретико-методологических основаниях исследования проблемы социального прогресса, европейские культурно-исторические модели развития общества сформированы на базе евроцентрической парадигмы, где всеобщее развитие рассматривается через призму особенностей западной цивилизации;
• в результате комплексного анализа культурно-исторических моделей общественного развития в русской философии установлены тождества и отличия в подходах к проблеме социального прогресса и регресса. В рамках анализа каждой модели исследована проблема русской цивилизации как особого субъекта всеобщей эволюции;
• раскрыта особенность евразийского подхода к проблеме общественного прогресса и деградации социума, а также установлены тождества между евразийской моделью и культурно-историческими моделями общественного развития в русской философии;
• выявлены сходства и различия в подходах к исследованию особенностей процесса социального регресса западной цивилизации с учетом выхода его за пределы локального ареала в плоскости взаимодействия цивилизационных субъектов;
• показаны специфика и ограниченность монистических и плюралистических концепций общественного развития, созданных в условиях кризиса западного общества середины XX века;
• предложена общая модель регресса современного мира с учетом разрывов в информационной, научной, демографической, экономической сферах и особенностей их проявления в рамках взаимоотношений цивилизационных субъектов;
• сформулированы теоретические положения о необходимости смены универсальной парадигмы развития в глобальном мире.
Положения, выносимые на защиту.
1. Подлинно всеобщее в теориях общественного развития характеризуется одновременно необходимостью и разнообразием, а также подразумевает взаимосвязь единичного, особенного и общего в процессе развития. Особенное применительно к теоретико-методологическим основаниям
изучения общественного развития обладает комплексом признаков, а также необходимостью рассмотрения его характеристик как общего.
2. Культурно-исторические модели социального прогресса, сформированные в западноевропейской философии, имеют общую основу -евроцентризм. В рамках данной основы исследование процесса общественного развития, с позиций различных теоретико-методологических подходов, в линейной модели сводится к применению симметричной дихотомии «традиция -современность», где прогресс западной цивилизации вбирает в себя всеобщее, что тождественно спиралевидной модели, где особенности развития западного общества отражаются в конструкции «общественно-экономическая формация».
3. Модели общественного развития в русской философии, несмотря на разнообразие теоретико-методологических подходов, направлены на решение сходных проблем, среди которых первостепенной следует признать выявление роли русской цивилизации как особого субъекта всеобщего развития. Общим основанием оригинальных концепций общественного развития в русской философии выступает критика социал-дарвинизма и исторического материализма. С позиций органистического и субъективно-этического подходов, мистического реализма С. Н. Булгакова, персонализма Н. А. Бердяева, религиозного позитивизма Н. Ф. Федорова исследуются общие проблемы процесса социальной динамики, среди которых главенствующую позицию занимают установление как внутренних, так и внешних причин деградации социума; рассмотрение конкретного периода истории как точки бифуркации, где социальный прогресс общества исследуется как возможность, а не как данность; выведение крестьянской общины как особого вида функциональных отношений, подразумевающего не только мирскую общность людей, но и духовную, в которой основание ядра культуры, детерминированное православно-этической матрицей, ориентировано на выстраивание будущего общества в рамках солидарности, коллективизма, общего спасения.
4. Специфика евразийской модели общественного развития определяется несколькими положениями: а) необходимо применение историко-географического подхода, к особому субъекту процесса развития - высшей «симфонической личности»; б) следование принципу полицентризма в качестве основания исследования межэтнического взаимодействия в процессе социальной динамики, что предопределяет направление развития высшей «симфонической личности» от периферии к центру; в) принцип равнозначности культур сопряжен с развитием принципов целостности и всеединства в теории евразийства, что обусловливает понимание социального прогресса как взаимного совершенствования конкретно-индивидуального (единичного), высшей симфонической личности (особенного) и человечества (всеобщего). Тождественным русской философии в евразийском подходе к проблеме общественного развития выступает ряд оснований: а) критика эволюционизма и исторического материализма; б) раскрытие проблемы русской цивилизации в процессе всеобщего развития; в) обоснование сложившейся на территории Евразии традиции взаимоотношений в социуме как ядра-источника для дальнейшего прогресса высшей «симфонической личности»; г) отказ от теоретического обоснования общественного развития как универсального, линейного процесса.
5. С позиций мир-системного подхода И. Валлерстайна, теории трансрегресса А. И. Фурсова, концепции перехода человечества к гомогенной структуре Ж. А. Гобино, циклической модели традиционалиста Р. Генона, особенность регресса западной цивилизации определяется способностью выхода за пределы локального субъекта в процессе материального и духовного взаимодействия цивилизационных субъектов. Данная особенность процесса общественной деградации связана с быстрым обновлением ядра культуры западного мира в эпоху Возрождения по причине внесения огромного количества новой информации, для которой оно не смогло выработать условия абсорбции. Эти изменения способствовали деградации социума, уничтожив оболочку, а затем
и само ядро культуры. Распространение механизма социального регресса в рамках материального и духовного взаимодействия цивилизаций заложено как в форме социально-экономических отношений в системе капитализма, сама природа которого предполагает постоянное пространственное расширение, так и в созданных универсальных теориях общественного развития. Последние предполагают субъект-субъектные цивилизационные взаимодействия в рамках симметричной дихотомии «традиция - современность», выступающей общей линейно-универсальной теоретико-методологической конструкцией, и содержат в себе не только представление о развитии особого субъекта как подлинно всеобщего в традиции евроцентрического подхода, но и при реализации данных теорий на практике способствуют переходу регресса из локального состояния в глобальное.
6. Общей особенностью монистических и плюралистических концепций общественного развития в западноевропейской философии в условиях кризиса западного общества является переход от принципа всеобщего развития, оформившегося в эпоху Просвещения, к принципу прогресса меньшинства за счет большинства, основанием которого выступает протестантская культурная матрица. Особенностью постиндустриальной теории в этом процессе служит синтез линейной и спиралевидной моделей, который определяется, с одной стороны, сохранением универсального объяснения процессов общественного развития в традиции евроцентрической парадигмы, построенной на превосходстве экономического и технического совершенствования, а с другой необходимостью признания кризиса западного общества в качестве обоснования его перехода на иную стадию. Постиндустриальную теорию дополняет концепция устойчивого развития, где за теоретико-методологическую основу приняты традиционные для европейской философии принципы изучения объекта на базе позитивизма без учета особенностей ценностных и моральных установок, а также при игнорировании особенностей этнокультурного развития и признающие доминирование западной цивилизации в мире. Это в совокупности
свидетельствует о создании общей парадигмы, где деградация индустриальной системы локального субъекта решается с помощью всеобщих усилий.
7. Общее состояние регресса современного мира соотносится с переходом особенностей регресса западной цивилизации в форму общего упадка современности в рамках осуществления универсальных моделей развития (постиндустриальной теории и концепции устойчивого развития), что отражает реализацию принципа прогресса меньшинства за счет большинства на глобальном и локальном уровнях в информационной, образовательной, экономической, демографической сферах. Особенность социального регресса и степень вовлеченности в этот процесс цивилизационных субъектов зависят от воздействия деградирующего субъекта на сложившиеся способы экономического устройства, сознание общества, национальный менталитет, нормы, правила и культурные ценности, на то, что составляет ядро культуры, реализующее сохранение и воспроизводство личности, а также отвечает за специфичность развития социума.
8. Решение проблемы нарастающей социальной деградации в первую очередь определяется переходом от парадигмы универсального развития к культурно-типическим моделям исследования общественного прогресса, которые должны ориентироваться на следующие основания: а) неравномерность развития региональных акторов и формирование новых геокультурных субъектов, общей основой которых выступает противодействие процессам унификации; б) необходимость выстраивания разумного информационного и экономического пространства, осуществимого на сегодняшний день лишь в условиях образующихся геокультурных субъектов, исходя из технических возможностей цивилизации; в) решение проблемы формирования виртуальной среды, способствующей нарастанию дихотомии «свобода - несвобода» по отношению к виртуальной и физической реальностям, вместе с сохранением этнокультурной специфики, а именно языка, культуры и традиции в условиях информационной революции; г) недопущение культурной и национальной унификации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Культурно-цивилизационные основания отечественной философии хозяйства2011 год, доктор философских наук Барковский, Геннадий Францевич
Цивилизационная специфика общества как предмет социально-философского анализа2011 год, кандидат философских наук Куприянов, Андрей Юрьевич
Культурно-цивилизационные особенности и современные тенденции развития социально-экономического неравенства в российском обществе2024 год, кандидат наук Яковлева Анна Игоревна
Развитие правовой культуры как правовой прогресс: Проблемы теории и методологии1996 год, доктор юридических наук Семитко, Алексей Павлович
Социальная философия Питирима Сорокина: сущность, особенности2006 год, доктор философских наук Бадмаева, Мария Валентиновна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Федин, Александр Николаевич, 2014 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Адорно, Т. В. Негативная диалектика / Т. В. Адорно; пер с нем. Е. JI. Петренко. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.
2. Айзятов, Ф. А., Зейналов, Г. Г., Золотков, В. Д. / Ф. А. Айзятов, Г. Г. Зейналов, В. Д. Золотков // Интеграция образования. - 2001. - №4. - С. 23 -27.
3. Алферов, А. А. Идея общественного прогресса: содержание и становление / А. А. Алферов // Философия в пространстве культуры. Серия «Восток-Запад-Россия». - Ростов н/ Д.: Изд - во «Город N», 1999. -С. 91-105.
4. Аристотель. Сочинения в четырех томах. / Аристотель; ред. В. Ф. Асмус.
- М., «Мысль», 1976. - 550 с.
5. Арон, Р. Лекции по философии истории: Курс лекций в Коллеж де Франс. / Раймон Арон; отв. ред. И. А. Гобозов; пер. с фр. - Изд. 3-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 336 с.
6. Арсеенко, А. Г. Глобализация как она есть на пороге XXI века / А. Г. Арсеенко // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2010. - № 4.
- С.114-137.
7. Астахов, Е.М. Перспективы развития Латинской Америки и ее место в бу дущем мироустройстве / Е. М. Астахов // Лат. Америка. — 2009. — № 7.
- с. 32-37.
8. Аттали, Ж. На пороге нового тысячелетия / Жак Аттали. - М. «Международные отношения», 1993. - 66 с.
9. Афанасенко, И. Д. Есть ли будущее у русской цивилизации? / И. Д. Афанасенко. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.
Ю.Ахиезер, А. С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема / А. С. Ахиезер // Общественные науки и современность. -2001,-№2.-С. 89-100.
П.Бажов, С. И. Философия истории Н. Я. Данилевского / С. И. Бажов. - М.: ИФ РАН, 1997.-216 с.
12. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Зигмунд Бауман; пер. с англ. Коробочкина М. JI. - М.: Издательство «Весь мир», 2004. - 188 с.
13. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман; пер. с англ. под ред. В. JI. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.
14. Бек, У. Что такое глобализация? / Ульрих Бек; общая редакция и послесл. А. В. Филиппова, пер с нем. А. Григорьева и В. Седельника. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
15. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. В. Л. Иноземцев. -М.: Academia, 1999.-956 с.
16. Белл, Д., Иноземцев, В. Л. Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века / Д. Белл, В. Л. Иноземцев. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. - 304 с.
17. Бергер, Я. М. Китайская модель глобализации / Я. М. Бергер // Век глобализации. - 2009. - №1. - С.91-97.
18. Бердинских, В. А. Особенности регресса современного общества / В. А. Бердинских // «Белые пятна» российской и мировой истории. -2011. -№1.-С. 92- 100.
19. Бердяев, Н. А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков / Н. А. Бердяев. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 445 с.
20. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. - М.: «Мысль», 1990. -177 с.
21. Бердяев, Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском / Н. А. Бердяев;
вступ. статья, сост. и комментарии В. В. Сапов. - М.: Астрель, 2008. -1008 с.
22. Бердяев, Н. А. Судьба России: Книга статей / Н. А. Бердяев. - М.: Эксмо, 2007. - 640 с.
23. Бжезинский, 3. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис / 3. Бжезинский; пер. с англ. М. Десятовой. - Москва: Астрель, 2012. -285 с.
24. Бибихин, В. В. Новый Ренессанс / В. В. Бибихин. - М.: МАИК «Наука», «Прогресс-Традиция», 1998. - 496 с.
25. Блехер, Л. И., Любарский, Г. Ю. Главный русский спор: от западников и славянофилов до глобализма и Нового Средневековья / Л. И. Блехер, Г. Ю. Любарский. — М.: Академический Проект; Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.— 608 с.
26. Бокарев, Ю. П. Теория модернизации и экономическое развитие / Ю. П. Бокарев // Вестник РГТУ. - 2009. - №3. _ С. 14-26.
27. Борисюк, В. И. Консерватизм эпохи глобализации: смена или сохранение нормообразующих парадигм / В. И. Борисюк // Полития. -2005. - №1. - С.40-63.
28. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т 2. Игры обмена / Ф. Бродель; пер. с фр. Л. Е. Куббеля. - 2-е изд. - М.: Издательство «Весь мир», 2011. - 672 с.
29. Булгаков, С. Н. Два града: исследование о природе общественных идеалов / С. Н. Булгаков; вступ. статья. Сост. и примеч. В. В. Сапова. -М.: Астрель, 2008. - 784 с.
30. Булгаков, С. Н. История экономических и социальных учений / С. Н. Булгаков; вступ. статья. Сост. и примеч. В. В. Сапова. - М.: Астрель, 2007. - 998 с.
31. Бурдах, К. Реформация. Ренесанс. Гуманизм / Конрад Бурдах; пер. с нем. М. И. Левин. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.-208 с.
32. Бурмистров, С. Л. Философская компаративистика и история философии / С. Л. Бурмистров // ХОРА. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. - 2008. - № 1. - с.5—17.
33. Буранчин, А. М. Традиционное общество и модернизация: теоретико-методологический аспект / А. М. Буранчин // Перспективы модернизации традиционного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции (23 июня 2011 г.). - Уфа. 2011. - С. 43-50.
34. Бьюкенен, П. Дж. На краю гибели / Патрик Дж. Бьюкенен; пер. с англ. М. Башкатова. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 349 с.
35. Бьюкенен, П. Дж. Смерть запада: / П. Дж. Бьюкенен; пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 444 с.
36. Бэттлер, А. Общество: прогресс и сила (критерии и общие начала) / Алекс Бэттлер. - М.: Издательство ЛКИ, Электронная версия (исправленная), 2011. - 403 с.
37. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI века / И. Валлерстайн; пер с англ. под ред. В. Л. Иноземцева; Центр исследований постиндустриального общества. - М.: Логос, 2004. - 368 с.
38. Валлерстайн, И. Миросистемный анализ. Введение / И. Валлерстайн; пер. с англ. Н. Тюкиной. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - 248 с.
39. Валлерстайн, И. После либерализма / И. Валлерстайн; пер. с M. М. Гурвица, П. М. Кудюкина, Л. В. Феденко под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.
40. Васильев, Л. С. Модернизация как исторический феномен (о генеральных закономерностях эволюции) / Л. С. Васильев. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011. - 188 с.
41. Вебер, А. Избранное: Кризис европейской культуры. Университетская книга / А. Вебер. - СПб., 1998. - 565 с.
42. Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер; пер. с нем. - сост. С. Я. Левит. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
43. Ведута, Е. Н. Эффективное управление экономикой в условиях гражданского общества / Е. Н. Ведута // Обозреватель. - 2007. - № 7. - С. 32-41.
44. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский; предисловие Р. К. Баландина. -М.: Айрис-Пресс, 2009. - 576 с.
45. Виноградов, А. В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. Издание второе, исправленное и дополненное / А. В. Виноградов. - М.: НОФМО, 2008. - 368 с.
46. Гайденко, П. П. Время длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П. П. Гайденко. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.
47. Гайденко, П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. -М.: Политиздат, 1991. - 367 с.
48. Галактионов, А. А., Никандров, П. Ф. Русская философия IX - XIX вв / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандиров. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. - 744 с.
49. Гарпушкин, В. Е. Универсализм как парадишма философии: прошлое и перспектива / В. Е. Гарпушин // Философия и общество. - 2008. - №2. -С. 89-98.
50. Гаспарян, Д. Э. История социальной философии. Курс лекций: Учеб. Пособие / Д. Э. Гаспарян. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2012. -166 с.
51. Гегель, Г. В. Ф. Философия истории / Г. В. Ф. Гегель; пер с нем. А. М. Водена. - СПб.: «Наука», 1993. - 473 с.
52. Генон, Р. Кризис современного мира / Р. Генон. - М.: Эксмо, 2008. - 784 с.
53. Гер дер, И. Г. К идеи философии истории человечества / И. Г. Гер дер; пер. и прим. А. В. Михайлова, отв. ред. А. В. Гулыга. - М.: Издательство «Наука», 1977.-705 с.
54. Герман, А. С. Антиглобальный манифест / А. С. Герман. - СПб.: НИИХимии СПбГУ, 2003. - 38 с.
55. Гесиод. Полное собрание текстов / Гесиод; пер. В. Версаев, О. П. Цыбенко. - М.: Издательство «Лабиринт», 2001. - 256 с.
56. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Энтони Гидденс; пер. с англ. М. Коробочкин. - М.: Издательство «Весь мир», 2004.- 120 с.
57. Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира / Рук. Проекта, сост. и ред. А. И. Неклесса и др. - М.: Вост., лит., 2002. - 463 с.
58. Гобино, Ж. А. де. Опыт о неравенстве человеческих рас / Ж. А. де Гобино. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 765 с.
59.Гобозов, И. А. Введение в философию истории / И. А. Гобозов. - Изд. 2-е., перер. и доп. - М.: ТЕИС, 1999. - 363 с.
60. Гобозов, И. А. Несостоявшийся мультикультурализм / И. А. Гобозов // Философия и общество. - 2011. - № 3. - С. 5-20.
61. Голдберг, Дж. Либеральный фашизм: / Дж. Голдберг. - М.: Рид Групп, 2012.-512 с.
62. Государство как произведение искусства: 150-летие концепции / Ин-т философии РАН; Московско-Петербургский философский клуб; Отв. ред. А. А. Гусейнов. - М.: Летний сад, 2011. - 288 с.
63. Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, H. Е. Тихоновой. - М.: Издательство «Весь мир», 2010.-344 с.
64. Грезы о небе. Составитель: Олег Карчевцев. - СПб.: Художественная литература, 1995, - 528 с.
65. Гречко, П.К. Концептуальные модели истории / П. К. Гречко; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Логос, 1995. - 141 с.
66. Гриненко, Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 689 с.
67. Гринин, Л. Е. Приведет ли глобальный кризис к глобальным изменениям / Л. Е. Гринин // Век глобализации. - 2009. - № 2. - С. 117-140.
68.Гулыга, А. В. Гердер. / А. В. Гулыга. - Изд. 2-е дораб. - М.: Издательство «Мысль», 1975. - 181 с.
69. Гуляихин, В. Н. Этноколлективное бессознательное как детерминанта социально-политического развития / В. Н. Гуляихин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2007. - № 6. - С. 76-79
70. Гумилев, Л. Н. Этносфера: история людей и история природы; Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. - М.: Эксмо, 2012. - 1056 с.
71. Гумплович, Л. Основы социологии / Л. Гумплович; пер. с нем., под ред. В. М. Гессена. - Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 368 с.
72. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
73. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт; пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига»; СПб.: Terra Fantastica, 2004. - 602 с.
74.Даймонд, Дж. Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают / Дж. Даймонд. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 762 с.
75. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский; составление и комментарии Ю. А. Белова; отв. ред. О. Платонов. Изд. 2-е. — М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. — 816 с.
76. Делокаров, К. X. Мировозренческие основание современной цивилизации и ее глобальной кризис / К. X. Деколаров // Общественные науки и современность. - 1994. - №2. - С.89-98
77. Делюмо, Ж. Цивилизация Возрождения / Ж. Делюмо; пер. с франц. И. Эльфонд. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 720 с.
78. Джекобе, Д. Закат Америки. Впереди Средневековье / Джейн Джекобе; пер. с англ. В. JI. Глазычева. - М.: Издательство «Европа», 2006. - 264 с.
79. Доклад о человеческом развитии 20 ГЗ. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. - М.: «Весь мир», 2013. - 216 с.
80. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Эмиль Дюркгейм; пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофман. - М.: Наука, 1990.-575 с.
81. Евлампиев, И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть I / И. И. Евлампиев. - СПб.: Алетейя, 2000.-415 с.
82. Жижек, С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм / С. Жижек; пер. с англ. А. Смирнова; под ред. В. Мазина и Г. Рогоняна. — СПб.: Алетейя, 2005. — 156 с.
83. Журавлев, В. В. Глобализация: вызовы истории и ответы теории /
B. В. Журавлев // Глобализация и гуманитарное знание. - 2004. - № 1. -
C. 43-46.
84. Зеньковский, В. В. История русской философии. - М.: Академический проспект, Раритет, 2001. — 880 с.
85. Зиммель, Г. Избранное. Том 1. Философия культуры // Г. Зиммель. — М.: Юрист, 1996. — 671 с.
86. Иванов, А. В. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы: монография / A.B. Иванов, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин. -Изд. 2-е, испр. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010.- 133 с.
87. Иванов, А. В. Попков, Ю.В., Тюгашев, Е.А., Шишин, М.Ю. Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические приоритеты: монография /
A. В. Иванов, Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев, М. Ю. Шишин. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - 243 с.
88. Ивановский, 3. В. Высшее образование в условиях глобализации / Ивановский // Глобализация и гуманитарное знание. - 2006. - №1. -С.109-114.
89. Иглтон, Т. Почему Маркс был прав / Т. Иглтон; пер. с англ. П. Норвилло. -М.: Карьера Пресс, 2012. - 304 с.
90. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика: Очерк истории и теории. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 320 с.
91. Ильин, А. Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление: монография / А. Н. Ильин. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2014 . -2 0 8 с.
92. Ильин, В. В. Философия истории / В. В. Ильин. - М.: Изд-во Моск. Унта, 2003.-380 с.
93. Инглхарт, Р., Вельцель, К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.
94. Иноземцев, В. Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия /
B. Л. Иноземцев // Социс. - 2003. - №4. - С. 64-72.
95. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество -природа, противоречия, перспектива / учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2000. - 304 с.
96. Искусство и цивилизационная идентичность / отв. ред. Н. А. Хренов. -М.: Наука, 2007.-630 с.
97. История теоретической социологии. Предыстория социологии: учебное пособие для вузов. - изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. - 274 с.
98. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 2 / Отв. ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. - М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002. - 560 с.
99. Калхун, К. Теории модернизации и глобализации: кто и зачем их придумывал [Электронный ресурс] // Сайт Института общественного проектирования (ИНОП). - 2005-2006. - Электрон, данные. - Режим доступа: http:// www.inop.ru/files/calhoun.doc
100. Кант, И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 8. / И. Кант. - М.: Чоро, 1994. - 718 с.
101. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс; пер с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с.
102. Капица, С. П. Парадоксы роста. Законы развития человечества / Сергей Капица. - М.: Альпина нон фикшен, 2010.- 192 с.
103. Кара-Мурза, А. А. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации / А. А. Кара-Мурза. - М., 1995. - 211 с.
104. Кара-Мурза, С. Г. Советская цивилизация / С. Г. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. - 1200 с.
105. Каримский, А. М. Философия истории Гегеля / А. М. Каримский. -М.: Изд-во МГУ, 1988. - 270 с.
106. Карлейль, Т. Герои, почитание героев и героическое в истории/ Т. Карлейль.—М.: Эксмо, 2008.—864 с.
107. Карлейль, Т. Теперь и прежде / Сост., подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. - М.: Республика, 1994. - 415 с.
108. Карсавин, J1. П. Философия истории / JI. П. Карсавин. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 511 с.
109. Катасонов, В. Ю. Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма / В. Ю. Катасонов. — М.: Кислород, 2013 — 408 с.
110. Катасонов, В. Ю. От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму / В. Ю. Катасонов. — М.: Кислород, 2014
— 448 с.
111. Классика геополитика, XX век. Сб. / Сост. К. Королев. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 731 с.
112. Ковалевский, M. М. Современные социологи. Изд. 3-е. - М.: ЛКИ, 2008.-432 с.
113. Коллингвуд, Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд - М.: Книга по Требованию, 2012. - 488 с.
114. Коломийцев, В. Ф. Методология истории (От источника к исследованию) / В. Ф. Коломейцев. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 191 с.
115. Кондорсе, Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / Ж. А. Кондорсе, пер. И. А. Шапиро. -3-е изд. под ред. и со вступ. ст. Ю. И. Семенова; Гос. Публ. ист. б-ка России. - М., 2010. - 233 с.
116. Конт, О. Общий обзор позитивизма / О. Конт; под ред. Э. Л. Радлова.
- Изд. 3-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2012. - 296 с.
117. Куда ведет кризис культуры? Опыт междисциплинарных диалогов / Под общ. ред. И. М. Клямкина. — М.: Новое издательство, 2011. — 538 с.
118. Кузовков, Ю. В. Глобализация и спираль истории / Ю. В. Кузовков. -М.: Издательство Амина-Пресс, 2010. - 256 с.
119. Кургинян, С. Е. Суть времени. В 4-х томах. Т. 1. / С. Е. Кургинян. -М.: МОФ ЭТЦ, 2012. - 316 с.
120. Кутырев, В. А. Этот без(д)умно разумный мир / В. А. Кутырев // Век глобализации. - 2011. - №3. - С. 112-124.
121. Лавров, П. Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-ух т. T. 2.-М.: Мысль, 1965. - 692 с.
122. Лебедева, Н. М. Культура как фактор общественного прогресса / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. — М. : ЗАО «Юстицинформ», 2009. — 408 с.
123. Левашов, В. К. О социальной сущности концепции устойчивого развития / В. К. Левашов // Социс. - 2007. - №4. - С. 3-14.
124. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Жак Ле Гофф; пер. с фр. под общ. Ред. В. А. Бабишева; послесл. А. Я. Гуревича. -Екатеринбург: У - Фактория, 2004. - 568 с.
125. Лейбин, В. М. Человек как глобально-уникальная проблема современности / В. М. Лейбин // Век глобализации. - 2011. - №1. -С.130-139.
126. Лейбниц, Г. В. Сочинения в четырех томах: Т I. - М.: Мысль, 1982. -636 с.
127. Ленин, В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Государство и революция. Детская болезнь «левизны» в коммунизме / Владимир Ильич Ленин. - М.: Астрель, 2012. - 316 с.
128. Леонтьев, К. Н. Славянофильство и грядущие судьбы России / Сост., вступит, ст., указ. имен и коммент. А. В. Белова / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 1232 с.
129. Лосский, Н. А. История русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
130. Малашенко, А. В. Мусульманский мир СНГ / А. В. Малашенко. — М., 1996. — 182 с.
131. Мамардашвили, М. К. Сознание и цивилизация / М. К. Мамардашвили - СПб.: Азбука, Азбука Аттикус, 2011. - 288 с.
132. Мангейм, К. Диагноз нашего времени / К. Мангейм. - М.: «АКАЛИС», 1994. - 700 с.
133. Манифесты русского идеализма / Составление и комментарии В. В. Сапова. - М.: Астрель, 2009. - 1072 с.
134. Мантанов, В. В. Глобализация, устойчивое развитие и общество будущего (По материалам XXII Всемирного философского конгресса) /
B. В. Мантанов // Век глобализации. - 2009. - №1. - С. 175-184.
135. Маркс, К. К Критике геглевской философии права; Нищета философии / К. Маркс; Пер. с фр. и нем.; Вступ. ст. Л. Аксельрод,
C. Булгакова. - М.: Мир книги, Литература, 2007. - 416 с.
136. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы / К. Маркс. - М.: Академический проспект, 2010.-775 с.
137. Материалистическая диалектика как научная система / Под ред проф.
A. П. Шептулина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 207 с.
138. Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?
- М.: ОАО «ИПО Лев Толстой», 2012. - 217 с.
139. Махов, С. А. Математическое моделирование мировой динамики и устойчивого развития на примере модели Форрестера / С. А. Махов // Новое в синергетике. - Москва: Наука. - 2007. - С. 79-101.
140. Межуев, В. М. Маркс против марксизма. Статьи на непопулярную тему / В. М. Межуев. — М.: Культурная революция, 2007. — 176 с.
141. Мейнеке, Ф. Возникновение историзма / Ф. Мейнеке; Пер. с. нем.
B. А. Брун-цехова; Отв. ред. Л. Т. Мильская. - 2-е изд. - М.: Изд-во «Центр гуманитарных инициатив», 2013. - 480 с.
142. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. - М., 2002.
- 208 с.
143. Модернизация и политика в XXI веке / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян; Ин-т социологии РАН. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.-336 с.
144. Моисеев, Н. Н. Заслон средневековью. Сборник: к изучению дисциплины / Н. Н. Моисеев; Фонд глобальных проблем выживания человечества им. Н. Н. Моисеева. - М.: Тайдекс Ко, 2003. - 312 с.
145. Моисеев H. H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы / H. Н. Моисеев // Вопросы философии. - 1995. - №1. - С. 3-30.
146. Монахова, И. Р. Российский менталитет в свете глобальных вызовов -вечных и современных / И. Р. Монаова // Век глобализации. - 2011. - №2. - С.150-162
147. Мотрошилова, Н. В. Цивилизация и варварство в современную эпоху / Н. В. Мотрошилова. - М.: ИФ РАН, 2007. - 268 с.
148. Мусаелян, Л. А. Марксово учение об историческом и постиндустриализм / Л. А. Мусаелян // Философия и общества. - 2005. -№2.-С. 39-59.
149. Назаретян, А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. Синергетика - психология — прогнозирование / А. П. Назаретян. - Издание второе, пераработанное и дополненное. -М.: Издательство Мир, 2004. - 368 с.
150. Нисбет, Р. Прогресс: история идеи / Р. Нисбет; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова. - М.: ИРИСЭН, 2007. - 557 с.
151. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше; Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.—880 с.
152. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., ред., и авт. примеч., К. А. Свасьяна; Пер. с нем. - М.: Мысль, 1996. - 829 с.
153. Огурцов, А. П. Философия науки эпохи Просвещения / А. П. Огурцов -М„ 1993.-213 с.
154. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс. Сб / X. Ортега-и-Гассет; Пер. с исп. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 509 с.
155. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира / Р. Осборн; пер. с англ. М. Колопотина - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 764 с.
156. Основы евразийства. - М.: «Актогея-Центр», 2002. - 800 с.
157. Павленко, В. Б. Мифы «устойчивого развития». «Глобальное потепление» или «ползучий» глобальный переворот? / В. Б. Павленко. -М.: ОГИ, 2011.-944 с.
158. Панарин, А. С. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.-416 с.
159. Панарин, А. С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) / А. С. Панарин. - М.: Институт философии РАН, 1994. - 262 с.
160. Пантин, В. И. Волны и циклы социального развития: Цивилизационная динамика и процессы модернизации / В. И. Пантин -М.: Наука, 2004.-256 с.
161. Парсон, Т. Система современных обществ / Т. Парсон; Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева; Под ред. М. С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1998.-270 с.
162. Пивоварова, Э. П. Социализм с китайской спецификой / Э. П. Пивоварова. - М.: ИД «ФОРУМ», 2011. - 352 с.
163. Пивоваров, Ю. С. Полная гибель всерьез: Избранные работы / Ю. С. Пивоваров. - М.: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 320 с.
164. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 2. - Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007. - 626 с.
165. Побединский, В. Н. Культура и «почва» в учении евразийцев: теософия или геополитика? / В. Н. Побединский // Вопросы культурологи. - 2009. - №11. - С. 24-27.
166. Побережников, И. В. Модернизация: теоретико-методологические подходы / И. В. Побережников // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 8. -М., 2002. - С. 146-168.
167. Погодин, С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский / С. Н. Погодин; Издательство СПБГТУ. - СПб., 1997. - 380 с.
168. Постзападная цивилизация. Либерализм: прошлое, настоящее, будущее / Под общей редакцией Юшенкова С. Н. - М.: Новый фактор, Минувшее, 2002. - 440 с.
169. Постиндустриальный мир и Россия. - М.: Эдоториал УРСС, 2001. -616 с.
170. Якунин, В. И., Сулакшин, С. С., Багдасарян, В. Э., Кара-Мурза, С. Г., Деева, М. А., Сафонова, Ю. А. Постиндустриализм. Опыт критического анализа. Монография / В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян, С. Г. Кара-Мурза, М. А. Деева, Ю. А. Сафонова. — М.: Научный эксперт, 2012. — 288 с.
171. Проблема человека в западной философии / Переводы; сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. -552 с.
172. Пристланд, Д. Красный флаг: история коммунизма / Дэвид Пристланд. - М.: Эксмо, 2011.-976 с.
173. Ракитов, А. И. Цивилизация, культура, технология и рынок / А. И. Ракитов // Вопросы философии. - 1992. - №5. - С 3-14.
174. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 992 с.
175. Рахманов, А. Б. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса и ее антиномии / А. Б. Рахманов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012, -608 с.
176. Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. — 2-е изд. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009. — 341 с.
177. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Эстетическое понимание истории (Статьи и очерки 1889 - 1897 гг.). - Сумерки просвещения / Под общ. Ред. А. И. Николюкина. - М.: Республика, СПб., Росток, 2009. - 878 с.
178. Розе, Г. Прогресс без социальной революции? (Теории «модернизации» и буржуазные социальные науки) / Г. Розе; пер. с нем. И. Н. Михеевой. -М.: Мысль, 1985.-207 с.
179. Российское общество в современных цивилизационных процессах / Под ред. В.В. Козловского, Р. Г. Браславского. - СПб.: Интерсоцис, 2010. — 494 с.
180. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. - М.: «Беловодье», 1997. - 525 с.
181. Саркисянц, М. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австро-баварской «расе господ» / М. Саркисянц; пер. с нем. М. Некрасов. - СПб.: Академический проспект, 2003. - 400 с.
182. Семенов, Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) / Ю. И. Семенов. -М.: «Современные тетради», 2003. - 776 с.
183. Солнцев, С. И. Общественные классы / Сергей Иванович Солнцев; вступ. статья, сост. и комментарии В. С. Сычевой. - М.: Астрель, 2008. -635 с.
184. Соловьев, А. В. Динамика культуры информационной эпохи, монография / А. В. Соловьёв ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2009. — 228 с.
185. Соловьев, В. С. Сочинения в 2-ух т. Т. 2. - М.: Мысль, 1988. - 822 с.
186. Соловьев, В. С. Философское начало цельного знания / B.C. Соловьев. - Мн.: Харвест, 1999. - 912 с.
187. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер; Пер. с англ. под ред. Н. А. Рубакина. - Мн.: Соврем. Литератор, 1999. - 1408 с.
188. Старостин, Б. С., Старостина, Ю. П. Ученые запада, востока и России о буддийской цивилизации / С. Б. Старостин, Ю. П. Старостина // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - С.384
189. Степин, В. С. Глобализация и диалог культур: проблема ценностей / В. С. Степин // Век глобализации. - 2011. - №2. - С. 8-17.
190. Тарасов, Б. Н. Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе: Сборник статей. - М.: КРУГЪ, 2007. - 936 с.
191. Терборн, Г. Глобализация и неравенство: проблемы концептуализации и объяснения / Г. Терборн // «Социологическом обозрении». - 2005. -Том 4, №1.-С. 31-62.
192. Тодд, Э. После империи. Pax Americana - начало конца / Э. Тодд; пер. с франц. - М.: Междунар. отношения. 2004. - 240 с.
193. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби; пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 640 с.
194. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад / А. Дж. Тойнби. - М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 318 с.
195. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / А. Дж. Тойнби; пер. с англ. - Изд. 2-е. - М.: Айрис-Пресс, 2003. - 592 с.
196. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Изд. ACT»; Спб.: Terra Fantastica, 2002. - 776 с.
197. Трельч, Э. Историзм и его проблемы / Э Трельч; пер. с нем. - М.: Юрист, 1994.-719 с.
198. Труевцев, К. М. Глобализация и исламский мир: проблемы адаптации / К. М. Труевцев // Полития. - 2007. - №4. - С. 55-75.
199. Тугаров, А. Б. Гуманистические основания русской философии социальной жизни: автореф. дис. ... д-ра фил. наук: 09.00.11 / Тугаров Александр Борисович. - СПб., 1996. - 38 с.
200. Тузовский, И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий / И. Д. Тузовский; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. -312с.
201. Турен, А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен. - М.: Научный мир, 1998. - 204 с.
202. Тысячина, А. Д. Феномен социального регресса.: афтореф. дисс. ... кан. фил. наук: 09:00:11 / Тысячина Анна Дмитриевна. -М.,2013.-26с.
203. Тюрго, А. Р. Последовательные успехи человеческого разума /
A. Р. Тюрго // Избранные философские произведения. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. - 189 с.
204. Уткин, А. И. Глобализация: осмысления и опыт / А. И. Уткин. - М.: Наука, 2001.-340с.
205. Федоров, Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том I. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - 518 с.
206. Федотова, В. Г. Модернизация и глобализация. Перспективы России /
B. Г. Федотова. - М.: ИФ РАН, 2002. - 208 с.
207. Философия истории. Учеб. Пособие / Под ред. проф. A.C. Панарина. -М.: Гардарики, 1999. - 224 с.
208. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида; пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. -421 с.
209. Форрестер, Д. Мировая динамика / Д. Форрестер; пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 379 с.
210. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; Перевод Г. Ф. Швейника. —Москва: Аст, 2011. — 288 с.
211. Фукуяма, Ф. Америка на распутье: Демократия, власть и неоконсервативное наследие. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-282 с.
212. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма; пер. с англ. М. Б. Левина. — М.: ООО «Издательство ACT: ЗАО НЛП «Ермак», 2004. — 588
213. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма; пер.с англ. М. Б. Левина.
- М.: ООО «Издательство ACT»: ОАО «ЛЮКС», 2004. - 349 с.
214. Хаммонд, Н. История Древней Греции / Н. Хаммонд; пер. с англ. Л. А. Игоревского. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 703 с.
215. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. Т. Велимеева. Ю. Новикова. —М: ООО «Издательство ACT», 2003.
— 603 с.
216. Хоружий, С. С. Проблема постчеловека или траснформативная антропология глазами синергийной антропологии / С. С. Хоружий // Философия науки. - 2008. - №2. - С. 10-31.
217. Цивилизационное своеобразие российских модернизаций XVIII-XX вв.: пространственно-временной аспект / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, Е. Т. Артёмов и др.; Ин-т истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург, 2011. - 384 с.
218. Чернов, А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А. А. Чернов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 251 с.
219. Чернышев, Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. 4.1. До установления принципата / Ю. Г. Чернышов - Новосибирск: изд. НГУ, 1992. - 176 с.
220. Чешев, В. В. Введение к культурно-деятельностную антропологию: монография / В. В. Чешев. - Томск: Изд-во Том. Гос. архит.-строит. унта, 2010.-230 с.
221. Шапиро, Р. Прогноз на будущее / Роберт Шапиро; пер. с англ. М. Жуковой. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. - 537 с.
222. Шаповалов, В. Ф. Булгаков как социолог / В. Ф. Шаповалов // Социологическое наследие. - 1993. - № 10. - С. 109-120
223. Шарко, С. В. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография / С. В. Шарко. — М.: ООО «Ин-кварто», 2010. - 272 с.
224. Шестаков, В. В. Эсхатология и утопия: (очерки русской философии и культуры): Учеб. пособие / В. П. Шестаков. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 208 с.
225. Шпенглер, О. Закат Западного мира; Очерки морфологии мировой истории. Полное издание в одном томе / пер. с нем. - М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2010. - 1085 с.
226. Шпирт, А. Ю. Технический прогресс и колониализм / А. Ю. Шпирт. -М.: «Наука», 1978. - 206 с.
227. Штомпка, П. Социальное изменение как травма / П. Штомпка // Социс. - 2001. - № 1.-С. 6-16
228. Штомпка, П. Социология социальных изменений / пер. с англ., под ред. В. А. Ядова. —М.: Аспект-Пресс, 1996. — 416 с.
229. Эрн, В. Ф. Сочинения. - М.: Издательство «Правда», «Вопросы философии», 1991.-571 с.
230. Юдина, Н. В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? прогресс? / Н. В. Юдина. - М.: Гнозис, 2010. - 293 с.
231. Южаков, С. Н. Социологические этюды / С. Н. Южаков - М.: Астрель, 2008. - 1056 с.
232. Якунин, В. И. Лекция в лондонской школе экономики 17 февраля 2009 года / В. И. Якунин. - М.: Научный эксперт, 2009. - 56 с.
233. Allaby, Michael. Facing the Future. The Case of Science / M. Allaby. -London, Bloomsbury, 1995. - 280 p.
234. Hann, С. M. Postsocialism: Ideals, Ideologies and Practices in Eurasia /
C. M. Hann. - London, Rout-ledge, 2002. - 360 p.
235. Harvey, D. The enigma of the capital and the crisis of capitalism /
D. Harvey. - London, Profile Books, 2010. - 296 p.
236. Ponnuru, R. The Party of Death: The Dempcrats, the Media, the Courts, and the Disregard for Human Life / R. Ponnuru. - Washington, D. C.: Regnery Publishing, 2006. - 285 p.
237. Stenning, A. & Horschelmann, K. History, geography and difference n the post-socialist world; or do we still need post-socialism? // A Stenning, Horschelmann K. - 2008. - Antipode, 40 - p. 312-335.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.