Социальная философия Питирима Сорокина: сущность, особенности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Бадмаева, Мария Валентиновна

  • Бадмаева, Мария Валентиновна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2006, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 322
Бадмаева, Мария Валентиновна. Социальная философия Питирима Сорокина: сущность, особенности: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2006. 322 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Бадмаева, Мария Валентиновна

Введение

Глава 1. Своеобразие социальной философии П. Сорокина

§ 1. П. Сорокин о предмете социального исследования

§2. Общество как система взаимодействующих индивидов

Глава 2. Структурный анализ общества в концепции П. Сорокина 1. Проблемы дифференциации общества в теории социальной 49 стратификации П. Сорокина

§2. Изучение механизма социального расслоения в теории 79 социальной мобильности П. Сорокина

Глава 3. Общество как развивающаяся социокультурная суперсистема.

§ 1. Социальная, культурная и социокультурная системы

§2. Методы исследования социокультурных явлений

§3. Анализ проблем социального развития в учении П. Сорокина

Глава 4. Особенности философско-исторической концепции П. Сорокина.

§1. П.Сорокин о линейных и циклических концепциях, прогрессе и 157 регрессе социально-исторического процесса

§2.Философско-исторический анализ современного этапа развития 175 общества

§3. Интегральная сущность социально-философской концепции П. 211 Сорокина

Глава 5. Нравственная проблематика в социально-философской теории П. Сорокина

§ 1. Творческая энергия любви и альтруизм

§ 2. Перспективы развития интегрального общества

§3 Социально-экономические проблемы современной России и 288 глобального мира в контексте этической концепции П. Сорокина Заключение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная философия Питирима Сорокина: сущность, особенности»

Актуальность темы исследования. Теоретическое наследие выдающегося российско-американского ученого и мыслителя Питирима Александровича Сорокина, несмотря на все еще недостаточную включенность в научный процесс как в России, так и за рубежом, неослабно, особенно в последнее десятилетие, привлекает внимание исследователей. При этом основной упор в изучении его огромного научного наследия, по-прежнему, делается на социологическом аспекте творчества ученого. Однако мало и в значительной степени фрагментарно освещены в сорокиноведческой литературе социально-философские взгляды мыслителя.

Возрастающий в настоящее время интерес к идеям и теориям Сорокина обусловлен, в конечном счете, историческими условиями рубежа ХХ-ХХ1 веков, в частности, продолжающимся в начале третьего тысячелетия глобальным социальным кризисом, возникшим еще в начале прошлого столетия и охватившим все сферы жизни общества. Основными проявлениями кризиса стали кризис культуры, ухудшение социальной и природной среды обитания человека, углубляющееся в мире социальное неравенство, утрата в обществе уверенности в поступательном прогрессе цивилизации, обострение противоречий между людьми, человеком и техникой, распространение идей социального пессимизма и безверия и т.д. Вылившись в целой системе противоречий и катаклизмов, кризис вместе с тем обусловил необходимость осмысления породивших их социальных процессов, а также выработки новых методологических подходов к их социально-философскому исследованию.

Одной из оригинальных попыток такого рода явилась философская концепция общества, предложенная П. Сорокиным. В отличие от многих своих современников, П. Сорокин не считал наступивший кризис признаком приближающейся гибели человеческой цивилизации. Являясь по своим политическим убеждениям и мировоззрению сторонником социального оптимизма, он настойчиво искал ответы на вопросы о способах и средствах преодоления кризисной ситуации, возможности выхода общества на новый путь эволюции.

В своем понимании развития общества П. Сорокин придерживался известной «теории факторов» и с ее позиции, кроме объективных факторов, стремился учитывать роль субъективного фактора общественного развития, а именно: участие человека в создании и изменении действительности. Поэтому его социальная концепция характеризуется ярко выраженным активным антропологизмом и гуманизмом, верой в способность человека изменить направление цивилизационного развития, обеспечить безопасное будущее для всего человечества.

Разрабатывая свое грандиозное учение, Сорокин пытался избежать односторонностей и крайностей в толковании сущности природы и общества, закономерностей их развития. Для решения этих задач ученый выдвинул в своей методологии особый интегральный подход к осмыслению сложной социальной реальности. Руководствуясь данным принципом, П. Сорокин делал акцент на связи, единстве и взаимозависимости, а не на разобщенности вовлеченных в социальные взаимодействия людей. В творчестве Сорокина гармонично соединились высочайший универсализм и глубокий профессионализм, последовательная объясняющая теория и действенный гуманизм, высокие нравственные стандарты и сила интеллекта.

До сих пор поражает масштабность и многогранность теоретического наследия Сорокина. При этом речь идет не столько об огромном количестве написанных им произведений, сколько их всестороннем содержательном богатстве, в результате чего практически ни одна сфера человеческой деятельности не осталась без его внимания как исследователя.

Из сказанного очевидна актуальность исследования избранной диссертантом темы о Сорокине. В существующей отечественной и западной сорокиноведческой литературе фактически нет специальных, особенно крупных, монографических работ о Сорокине как социальном философе. Между тем его огромное научно-теоретическое наследие было не только энциклопедически многогранным, но все его труды были пронизаны философским подходом и осмыслением исследуемых проблем. Конечно, формально Сорокин не был ординарным социальным философом, его главным научным занятием была социология. Но, уделяя ей основное внимание, Сорокин в то же время основательно занимался исторической и экономической науками, психологией, историей и теорией культуры. В центре же его мировоззрения находилась социальная философия, как интегральная и наиболее тесно связанная с социологией часть философского знания.

Состояние и степень изученности темы. Научно-теоретическое наследие П.Сорокина уже давно стало предметом специального изучения и в России, и за рубежом. В нашей стране, где началась и около десяти лет протекала научная деятельность П. Сорокина, его выдающийся вклад в науку об обществе в советское время игнорировался, искажался и попросту замалчивался по идеологическим и политическим мотивам. В годы жизни П. Сорокина в советской России его новые научные концепции и идеи подвергались идеологизированной и политизированной критике, точнее, нападкам со стороны профессоров-марксистов и других идейных противников1.

Даже в середине 70-х годов в ряде статей, вышедших в нашей стране после многолетнего замалчивания Сорокина, он рассматривался как яркий представитель буржуазной социологической мысли и продолжатель органистических традиций О. Шпенглера и А. Тойнби. Такой подход

1 См. подробно об этом: Клушин В.И. Борьба за исторический материализм в Ленинградском государственном университете (1918-1925). - Л., 1970; Чагин Б.А. Очерк истории социологической мысли в СССР (1817-1969). - Л., 1971; Социологическая мысль в России. - Л., 1978. В критике взглядов П. Сорокина с марксистских позиций принимали участие видные теоретики партии B.B. Адоратский, В.И. Невский, а также первые марксисты из числа профессоров H.H. Андреев, И.А.Боричевский, В.А. Быстрянский, М.А. Рейснер, С.И. Солнцев, Э.Э. Эссен и др. Общее же направление критики П. Сорокина за пропаганду «реакционных идей в науке» дала известная статья В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма» (Ленин В.И. ПСС. Т. 45. С. 23-33) отражен, в частности, в работе С.С. Бормотовой1. Несколько объективнее идеи П. Сорокина как социолога были охарактеризованы в работах Э.П. Головко и Э.П. Петрова2.

Первой крупной работой, посвященной действительно научному анализу теоретических концепций П. Сорокина, стала кандидатская диссертация И.А.Голосенко . Хотя по условиям того времени автор не мог дать иного названия своей работе, как «критика» взглядов П. Сорокина, тем не менее он впервые ввел в научный оборот достаточно объективную информацию о Сорокине как выдающемся социологе, развиваемых им концепциях. Большая заслуга И. А. Голосенко состоит в том, что и в последующие годы он сделал целый ряд публикаций в которых освещались различные аспекты теоретической деятельности П. Сорокина4. В частности, весьма содержательной является написанная И. А. Голосенко глава о П. Сорокине в коллективной монографии, посвященной истории социологии. Достоинство этой публикации в том, что в ней вполне объективно и полно показана эволюция взглядов П. Сорокина как социолога, обстоятельно охарактеризован его вклад в мировую социологическую науку. !

После знаковых работ И.А. Голосенко в 70-80-е годы различные стороны многогранного творчества ученого рассматривались в нашей стране и рядом других авторов. Так, весьма интересными являются диссертационное исследование К. X. Момджяна и работа Н. В. Гончаренко, предметом

1 Бормотова С.С. Ленинская критика реакционных общесоциологических концепций П. Сорокина и других анти-марксистов в первые годы советской власти (1917-1922): Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1971.

2 См.: Головко Э.П. Проблемы социальной динамики в социологической концепции Питирима Сорокина: критический анализ: Автореф. дисс.канд. филос. наук. - М., 1970; Головко Э.П. «Теория конвергенции П. Соркина// Вестник МГУ.- Серия 7,- 1973. № 1. - С. 66-75; Петров Э.П. Проблема социальной мобильности в социологии П. Сорокина // Из истории буржуазной социологии Х1Х-ХХ веков. - М., 1968; Петров Э.П. Проблемы кризиса в социологической концепции П. Сорокина // Проблемы исторического материализма. -М., 1969.- С. 212-224.

3 Голосенко И.А. Критика философско-исторических и социологических концепций Питирима Сорокина: Автореф. дисс.канд. филос. наук.-Л., 1967.

4 Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина // История буржуазной социологии первой половины XX века. - М., 1979; Социология в дореволюционной России (Науковедческий аспект) // Философские науки. - 1988. - № 1.- С. 48-56; Питирим Сорокин: судьба и труды,- Сыктывкар, 1991; Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности.- Самара, 1992; Питирим Сорокин как историк социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. -1998. -№ 4. - С. 18-30 и др. изучения которых стала философско-историческая концепция П. Сорокина1. Главная ценность диссертационного исследования К. X. Момджяна, по мнению многих специалистов, заключается в том, что автор использовал оригинальные источники, соблюдая при этом корректность перевода, что немаловажно для правильной интерпретации идей П. Сорокина.

Подлинный же сорокинский ренессанс наступил в нашей стране лишь со второй половины 80-х годов. Принципиальные сдвиги, наметившиеся в развитии общественных наук в годы перестройки, позволили объективным исследователям научно-теоретического наследия П. Сорокина начать работу по переосмыслению его творчества. Так, исследования И.А. Голосенко, C.B. Карпушиной и других ученых внесли важные уточнения в устоявшиеся оценки теории социокультурной динамики П. Сорокина и ряда других его концепций2.

В постсоветское время создались условия для публикации ранее запрещавшейся литературы (например, о Троцком, Бухарине и др.), в том числе основных работ Сорокина. В эти, особенно, в 90-е годы также публикуется значительная (преимущественно журнальная) литература о * о

Сорокине . Достоинство этих публикаций состоит прежде всего в том, что в них действительно объективно и полно стало раскрываться содержание ранее не переводившихся на русский язык важнейших историко-социологических,

1 Момджян К. X. Критический анализ теории социокультурных суперсистем в фнлософско-исторической концепции П. Сорокина: Автореф. дисс.канд. филос. наук. - М., 1974; Гончаренко Н.В. Критический анализ некоторых методологических принципов буржуазной теории культуры // Критика современной буржуазной социологии. - М., 1976. - Вып. 2,- С. 65-75.

2 См. Голосенко И.А. Системный анализ в творчестве П. Сорокина // Социально-политический журнал, № 1-2; Карпушина C.B. Вводная статья к переводу книги «Социологические теории современности». - М., 1992.

3 См.: Сербенко Н.И. «Социология морали» П. Сорокина в русский период его эволюции (1913-1922) // Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России - М., 1986,- С. 86-110; Головко Э.П. Социология революции в интерпретации П. Сорокина // Вопросы исторического материализма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. - М., 1989; Канев С.Н. Путь Питирима Сорокина -Сыктывкар, 1990; Липский A.B., Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // Социологические исследования, 1990. - №2. - С. 117-134; Медушевский А.Н. Питирим Сорокин и становление социологии в России // Историческое значение нэпа. - М., 1990; Рабочие тетради по истории и теории социологии. Вып. 2. Классики современной теоретической социологии. Питирим Сорокин - М., 1992; Каганова 3.B., Сивоконь П.Е. Питирим Сорокин: пути истории, итоги жизни, результаты деятельности // Вестник МГУ. Сер. Философия, 1993. - №1. - С. 64-75 и др. социально-философских и этических сочинений ученого, его основных теорий и концепций. Особый интерес представляют работы западных исследователей творчества Сорокина, содержащие анализ и оценку основополагающих идей ученого в американской и мировой социологической науке.1 Вместе с тем следует отметить, что публиковавшиеся в 90-е годы работы о Сорокине в подавляющем большинстве носили либо биографический общий характер (в основном освещая жизнь и деятельность ученого), либо освещали научное наследие Сорокина, представляя его место в науке исключительно как социолога.

В 1999 году (когда исполнилось 110 лет со дня рождения П. Сорокина) в России (в Санкт-Петербурге) по инициативе отечественных ученых был проведен Международный научный симпозиум «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени», привлекший большое количество участников, в том числе, зарубежных при поддержке Московского общественного научного фонда. Симпозиумом было принято решение об издании собрания сочинений Питирима Сорокина на русском языке и создании Международного института Питирима Сорокина - Николая Кондратьева для широкого изучения и популяризации их научного наследия. В ходе работы симпозиума состоялся интенсивный обмен мнениями специалистов по актуальным проблемам социологической науки и в целом обществознания применительно к условиям современности. Результатом работы симпозиума также стала публикация большого количества исследований и материалов о творчестве ученого в России и США, свидетельствующая о глубоком и возрастающем интересе со стороны отечественных ученых, преподавателей вузов, научной молодежи,

1 См., например: Джонстон Б. Сорокин и Парсонс в Гарварде: институтский конфликт и происхождение ведущей традиции // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 1995. - №2-3; Джонстон Б. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социс. - 1999. - №6. - С. 13-24; Джонстон Б. Экзистенциальная феноменология и социология Питирима Сорокина // Журнал социологии и социальной антропологии. -1999. - №2. - С. 37-50; Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: новая общественная наука и реконструкция человечества II Социс. -1999,- №11.- С. 13-17. политических и общественных деятелей к богатейшему теоретическому наследию выдающегося соотечественника, всемирно известного ученого.

Вместе с тем следует отметить, что хотя теоретическое наследие Сорокина начинает привлекать внимание все большего числа исследователей (особенно молодых), до сих пор на русский язык (полностью или частично) переведено всего 10% опубликованных ученым работ. Среди не охваченных вниманием отечественных переводчиков публикаций - большая их часть связана с взглядами П. Сорокина, дающими глубокое понимание и оценку важнейших социальных и культурных явлений мирового значения1.

Многообещающим исключением стала публикация в 2000 году перевода сводного тома «Социальной и культурной динамики» Сорокина, осуществленная и прокомментированная сорокиноведом В. В. Саповым. По оценке профессора Ю. Яковца (председателя сорокинского фонда), это издание является «бесценным подарком» «.для ученых и преподавателей-обществоведов, . всех мыслящих читателей, встревоженных неожиданными;! крутыми переменами в жизни общества, стремящихся понять их причины и последствия и предвидеть перспективы»2. <

Важно отметить, что в академических научных изданиях и даже периодической печати ныне все чаще стали публиковаться работы П. Сорокина различных периодов его деятельности. В результате специалисты получили возможность непосредственно знакомиться с оригинальными трудами ученого . И все же работ (особенно крупных и специальных), в

1 См., например: Sorokin P. Man And Society In Calamity. The effects of war, revolution, famine, pestilence upon human mind, behavioral, social organization and cultural life. - N.Y., 1942; Sorokin P. Sociocultural Causality, Space, Time: A Study of Referential Principles of Sociology and Social Science. - N.Y., Durham, N.C., 1943; Sorokin P. Fads and Foibles in Modern Sociology and Related Sciences. - Chicago.1956; Sorokin P. Power And Morality: Who Shall Guard the Guardians? / with W.A. Lunden. - Boston, 1959; Sorokin P. Society, Culture and Personality. - NY, 1969.

2 Яковец. Ю.В. Бесценный подарок. (Вступительная статья к книге П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» - М.,2000. - С. 5).

3 См., например: Сорокин П.А. Квантофрения // Рубеж. - 1999. № 13/14. С 4-32; Сорокин П.А. Нормативна ли наука этика и может ли она ею быть? // Этическая мысль. - М., 1990. - С. 327-348; Сорокин П.А. Автономия национальностей и единство государства // Государство и право. - 1997. - № 10. - С. 94-96; Сорокин П.А. Поездка на Север // Звезда. - 1998.- №3. - С. 159-176; Сорокин П.А. Отношения Запада и Востока в настоящем и будущем // Грани. - 1998. - №185. - С 205-220; Сорокин П. Обзор циклических которых бы исследовались мало освещенные в сорокиноведческой литературе социально-философские идеи и воззрения ученого, до сих пор фактически не создано. Реализации этой назревшей потребности и посвящена настоящая диссертация.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе текстологического изучения произведений П. Сорокина, выявить основные положения его социально-философской концепции.

Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:

Определить предмет и основные категории социально-философских исследований П. Сорокина.

Исследовать проделанный П. Сорокиным анализ социальной структуры общества, в том числе стратификационной.

Рассмотреть основные идеи и закономерности развития общества в теории социокультурной динамики П. Сорокина.

Выяснить особенности разработанной П. Сорокиным концепции философии истории.

Раскрыть интегральную сущность и специфическое содержание социальной философии П. Сорокина.

Рассмотреть этические воззрения П. Сорокина как часть его социально-философской концепции, их значение для современного мира.

Объектом исследования является философско-социологическое учение П. Сорокина об обществе.

Предмет исследования - социально-философские воззрения П. Сорокина.

Гипотеза. Научно-теоретические исследования П. Сорокина содержат совокупность социально-философских обобщений, объединенных концепций социально-исторического процесса // Социс.-1998.- №12. - С. 3-14; Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войн // СОЦИС.- 1999.- № 6. - С. 3-11; Сорокин П.А. Забытый фактор войны // СОЦИС. - 1999. - № 11.-С. 3-12. и принципом интегрального подхода и имеющих гуманистическую направленность.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Предметом исследования П. Сорокина является изучение человеческого общества как надорганической реальности, ключевым понятием в определении которого служит объективно-субъективное («значимое», по его терминологии) взаимодействие человеческих индивидов.

2. В социальных исследованиях П. Сорокина изучаются наиболее общие свойства различных социокультурных явлений в их структурных и динамических аспектах, а также многообразные отношения и связи между социокультурными, природными и космическими явлениями, различные подклассы социокультурных феноменов и процессов.

3. Отмеченные особенности методологических подходов П. Сорокина в изучении общества свидетельствуют о соответствии исследований ученого - по предмету и методологии изучения - содержанию существовавших в его время социально-философских теорий. Это позволяет рассматривать П. Сорокина как создателя оригинальной социально-философской концепции, выступающей теоретико-методологической частью его многогранного учения об обществе.

4. В концепции П. Сорокина сознание как носитель и воплощение значений, норм, ценностей выполняет в социуме функцию интегрирующего начала, создавая качественную однородность различных социальных объектов, причинно-следственные и функциональные отношения между ними. Согласно представлениям Сорокина, любое социальное явление и социальный процесс выступают воплощением, объективацией образов, смыслов, ценностей, составляющих ведущий, внутренний аспект любого явления или процесса.

5. Смена выделенных Сорокиным основных социокультурных суперсистем (идеациональной, идеалистической, чувственной) происходит в силу динамичности самой природы культуры как глобальной системы. Ни одна из конкретных форм культуры не абсолютна в своих созидательных возможностях. Когда же созидательные силы той или иной культуры исчерпаны, она (и общество в целом) переходят в новую форму.

6. Разработанная П. Сорокиным универсальная теория культурно-исторических типов принципиально отличается от большинства циклических теорий, поскольку допускает неравномерность прогресса в истории общества, преемственность культурного наследия ушедших и новых цивилизаций, возможность появления бесконечного числа вариаций основных социокультурных систем.

7. Детальная методология исследования социокультурных явлений, разработанная и использовавшаяся П. Сорокиным, не субъективна, а детерминирована формой интеграции самой культуры. Она включает в себя три основных метода: эмпирический, причинно-функциональный, логико-смысловой, которые дополняют друг друга и применяются, исходя из конкретных условий исследования.

8. Согласно взглядам Сорокина, необходимыми этапами развития общества являются социальные кризисы, которые знаменуют начало качественного перехода в новое состояние. Главным же условием выхода из кризиса и преодоления его негативных последствий является укоренение в обществе вечных трансцендентных ценностей гуманизма.

9. Социально-философская концепция Сорокина в целом пронизана интегральным пониманием мира, общества и человека. Причем высший смысл интегрализма в концепции П. Сорокина состоит в признании необходимости альтруистической трансформации человека и человечества, без которой, по его убеждению, дальнейшее развитие общества невозможно.

10. В своем этическом учении выдающийся ученый-гуманист настойчиво доказывал, что нравственность, энергия неэгоистической творческой любви являются важнейшим средством самосохранения культуры Особую позитивную роль они выполняют в кризисные этапы смены социокультурных суперсистем, обеспечивая социальный и нравственный прогресс.

11. В условиях глобальных противоречий современности идеи и выводы социально-философской концепции Сорокина, по мнению диссертанта, несомненно, могут способствовать утверждению общечеловеческой системы ценностей, возникновению нового интегрального мира, торжеству всеобщего человеколюбия и гуманизма.

Научная новизна исследования. В настоящей диссертации выводы и обобщения П. Сорокина представлены в контексте единой концепции, трактующей рассматриваемые социально-философские проблемы на основе принципа интегрализма.

В процессе диссертационного исследования автором получен ряд новых результатов, которые заключаются в следующем:

• доказана теоретическая адекватность предмета изучения широких социальных исследований П. Сорокина содержанию основных проблем современной социальной философии;

• проанализированы основные понятия и категории социально-философской теории П. Сорокина, выработанные им для анализа структуры общества, закономерностей социального развития, проблем философии истории и этики;

• раскрыта интегральная сущность социально-философской концепции П. Сорокина, определены теоретические истоки и гносеологические принципы интегрализма;

• показана обоснованная Сорокиным активная роль нравственности для преодоления цивилизационного кризиса в развитии человеческого общества;

• обосновано теоретическое значение новых принципов этической теории Сорокина, предназначавшейся для оптимизации развития России и мира в целом;

• переведен и введен в научный оборот ряд произведений П. Сорокина, ранее не переведенных на русский язык и не известных широкому кругу специалистов.

Методологической и теоретической основой исследования явился научно-теоретический анализ истории всемирной (в том числе русской) общественной мысли, диалектические принципы развития, объективности и конкретно-исторического подхода, имеющие важнейшее методологическое значение в исследовании различных социальных явлений и процессов, в том числе относящихся к прошлому. Использованы общенаучные принципы познания в их конкретизации применительно к изучению общества, а также ' компаративистский метод для изучения различных теоретических конструкций. i

В своем исследовании особенностей социальной философии П. Сорокина диссертант широко опирался, прежде всего, на собственные 4 работы П. Сорокина, в том числе не переведенные на русский язык, но наиболее полно отражающие научные позиции ученого зрелого и позднего периодов его научной деятельности. В диссертационном исследовании автором также использована большая часть трудов отечественных и зарубежных ученых-сорокиноведов, посвященных освещению различных аспектов теоретического наследия П. Сорокина - анализа сущности общества и его структуры, социальной стратификации и мобильности, философии истории, социально-культурной динамики, морально-этических проблем и др.

Значительную помощь в работе над диссертацией оказали также Материалы Международного научного симпозиума, посвященного 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина, выше упоминавшиеся исследования специалистов-сорокиноведов о выдающемся ученом-мыслителе России, его трудах.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение представленной диссертации определяется, прежде всего, тем, что исследуемые автором проблемы органически вплетаются в ткань современной обновленной социальной философии. Саму диссертационную работу можно рассматривать как попытку осмысления автором вклада П. Сорокина в развитие мировой социальной философии, в решение ее коренных актуальных проблем (особенно гуманистической трансформации системы социальных ценностей) путем формирования новых социально-культурных оснований будущего мира, поисковых способов выхода из системного кризиса современного общества, методов преодоления его последствий.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что научный анализ социально-философской теории Сорокина может быть использован в процессе вузовского преподавания (особенно в гуманитарных вузах) в лекционных курсах и на семинарских занятиях по социальной философии, социологии, этике, для разработки специальных и элективных курсов, посвященных освещению теоретического наследия выдающихся деятелей отечественной и зарубежной общественной мысли.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на методологических семинарах и научно-практических конференциях в Бурятском госуниверситете (БГУ), на Международных научных конференциях «Интеллигенция: проблемы гуманизма, народа, власти» (Москва-Улан-Удэ, 1994), «Интеллигенция в судьбах России на рубеже Х1Х-ХХ веков» (Москва-Улан-Удэ, 2000), «Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего» (Москва-Улан-Удэ, 2003), «Социально-стратификационная дифференциация российского общества» (Улан-Удэ, 2006) и др.

Основные материалы диссертационного исследования опубликованы в монографиях автора «Теория социальной стратификации Питирима Сорокина: сущность, современные интерпретации» (Улан-Удэ, 1998) и «Социально-философские воззрения Питирима Сорокина» (Улан-Удэ, 2006), в сборниках научных трудов: Научные труды молодых ученых (Улан-Удэ, 1996,1999), Мир культуры (Пенза, 2002) и др.

Узловые проблемы исследования отражены также в ряде научных статей, опубликованных в университетском журнале «Вестник БГУ».

Полученные в процессе работы над диссертацией результаты исследования в течение нескольких лет использовались автором при чтении лекционных курсов по философии, профессиональной этике госслужащих, в элективных курсах по социальной философии, прочитанных студентам Бурятского государственного университета, а также при разработке основных положений Концепции воспитательной работы со студентами, принятой Ученым Советом названного университета. >

Материалы диссертационного исследования использовались при выполнении коллективного грантового проекта «Разработка образовательной -программы по вопросам профессиональной этики госслужащих и методам предупреждения коррупции в Республике Бурятия» (Дальневосточное представительство Фонда Евразия, 2002.)

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав (13 параграфов), заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бадмаева, Мария Валентиновна

Заключение

В поиске решения наиболее острых социальных проблем современная философия часто обращается к идеям и теориям выдающихся мыслителей прошлого. Особое место среди них принадлежит крупнейшему философу и социологу П.А. Сорокину, в творчестве которого, по словам В.А. Медведева, «поражает сочетание энциклопедичности познаний в области истории общества и культуры с острым чувством современности, скрупулезного анализа социологических явлений с научной интуицией, даром обобщения автора, глубины и фундаментальности, оригинальности и самобытности мышления с ясностью, незамутненностью изложения, блестящим литературным стилем»1.

Традиционно исследователи выделяют несколько основных этапов деятельности ученого: первый, российский (1905-1920) - синтез неопозитивизма, эволюционистских воззрений и умеренного бихевиоризма; создание собственной модели социологии; второй, ранне-американский (19201930) - социальный бихевиоризм; теория социальной стратификации и социальной мобильности; третий, переломный (середина 30-х гг.) - критика сциентизма и эмпиризма, обращение к проблемам культуры, создание теории интегрализма; четвертый, завершающий - этическая проблематика, исследование творческой энергии любви и альтруизма.

Безусловно, в истории науки Сорокин был и остается, прежде всего, выдающимся исследователем в области социологии. Однако, как показал анализ целого ряда его произведений, формальная грань между собственно социологией и социальной философией в трудах ученого является весьма условной, трудно уловимой.

П.А. Сорокин, один из основателей американской школы социологии, проживший большую часть жизни в США, в своих трудах ближе к воспитавшей его русской философской традиции. Последнюю, как известно, отличают

1 Медведев В. А. Актуальность взгляда Пнтирима Сорокина на главные тенденции нашего времени // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. - М-СПб, 1999. - С.298. стремление охватить предмет познания во всей его полноте, целостности, а также представление о том, что идеи - нематериальный компонент культуры -являются определяющим фактором в жизни человеческого общества.

Как и большинство русских философов, Сорокин никогда не замыкался на узком круге отдельных научных проблем, не стремился вычленить предмет исследования из контекста существования, рассмотреть его вне многочисленных взаимосвязей. Напротив, он ставил перед собой задачу исследования надорганической реальности с точки зрения наиболее общих свойств, связей, закономерностей ее существования и развития. Ученый стремился к созданию единой научной теории, основанной на синтезе социологии, философии, культурологии, антропологии, этики, истории и других гуманитарных наук, делая акцент на единстве и взаимодействии в трактовке социальных процессов и явлений.

Именно значимое межличностное взаимодействие, по мысли ученого, является исходным элементом общества, простейшей моделью социального явления. В структуре социального взаимодействия Сорокин выделил три компонента: 1) индивиды; 2) значения, ценности, нормы; 3) проводники, материальные носители, средства объективации нематериальных значений. Несмотря на безусловную необходимость всех трех компонентов, главную роль Сорокин отвел значениям, ценностям, нормам, т.е. компоненту сознания Именно сознание, по мысли ученого, обусловливает социальность, собственно человеческий образ жизни и способ взаимодействия. Такого же мнения придерживались и русские философы.

Стремление к синтезу, всеохватности, целостности с особой силой проявилось в третий, переломный период, начавшийся с середины 30-х годов прошлого века. Сорокин пересмотрел свои взгляды, убедился в несостоятельности построенной на принципах бихевиоризма социологии, выступил с критикой сциентизма и эмпиризма в понимании социальных явлений и выдвинул на первый план проблемы культуры. В этот период одним из самых важных результатов научного творчества ученого стал его прогноз мировой социокультурной динамики. Эволюцию западной цивилизации П. Сорокин проанализировал с помощью модели маятниковых колебаний между этапами поочередного доминирования идеациональной и чувственной социокультурных систем. Переход от одной к другой осуществляется через идеалистическую (интегральную) социокультурную систему, совмещающую черты двух базовых форм культуры. Исторический процесс как смена трех форм культуры, заявил Сорокин, способен развиваться до бесконечности. При этом каждая новая цивилизация, напоминая по форме предыдущие, в то же время является существенно неповторимой.

Исследования Сорокина показали, что базовые принципы существования чувственного строя - ориентация на удовлетворение материальных потребностей, на получение удовольствий, развлечений - уже не могут иметь перспективы. Исчерпали себя и соответствующие научные концепции. Сорокин обосновал неизбежность и закономерность нового интегрального социокультурного строя, в основе которого «.будут лежать современное научное знание и аккумулированная мудрость человечества»1, а также дал яркое описание и осуществил глубокий анализ последствий социального кризиса, вызванного гибелью умирающей чувственной культуры.

В теории социокультурной динамики достаточно полно и развернуто были изложены принципы интегральной теории ученого. Интегрализм Сорокина заключается не только в признании сложной, многомерной, многокомпонентной структуры исследуемого объекта, но и в том, что взаимодействие, интеграция элементов обеспечивает устойчивость, равновесие, способность системы к самосохранению. Интегрализм в концепции П. Сорокина отличает понимание ученым природы социальной системы, теорию структурного строения общества, теорию познания и концепцию истины, историософские взгляды, методологию исследования социокультурных явлений и другие аспекты учения. Идеи интегрализма П.Сорокин развивал уже в ранний период своей деятельности. Но основная суть интегральной теории П. Сорокина, на наш взгляд, состоит в необходимости альтруистической трансформации человека и человечества, без которой дальнейшее существование общества не представляется возможным.

Рассмотренное тожование интегрализма объясняет значительный интерес Сорокина к нравственно-этической проблематике на завершающем этапе его творчества. Сорокин тщательно проанализировал феномен альтруистической любви, в которой видел основу культуры, ее созидательное начало, и сделал вывод о том, что только превалирование сил любви, сил позитивной, гуманистической поляризации способно придать устойчивости социокультурной суперсистеме и защитить ее от гибели. Только политика реализации высших моральных ценностей любви, дружбы, взаимопомощи и сострадания способна обеспечить выживание и дальнейшее процветание человеческого общества в период социального кризиса, вызванного переходом от чувственной культуры к новому интегральному социокультурному миру.

Так Сорокин задолго до многих представителей современной социальной философии, философии истории, философии культуры открыл перспективу движения к новой антропогенной цивилизации, новому союзу Истины, Добра и Красоты. При этом главным действующим лицом нового мира ученый назвал человека, чей разум, нравственность и творчество - единственное и необходимое условие преодоления сил негативной поляризации и превращения этой уникальной возможности в подлинную реальность. Потому идеи Сорокина сегодня также современны как и идеи других великих гуманистов, уверенных в созидательной и мудрой природе человека, а его социально-философская теория имеет значение не только для истории науки, но и для современных исследований в области обществознания.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Бадмаева, Мария Валентиновна, 2006 год

1. Алексеев, В.А., Маслин, М.А. Русская социальная философия конца XIX начала XX века: психологическая школа / В.А. Алексеев, М.А. Маслин - М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992. -192 с.

2. Алексеева, Т.А. Контуры ненасильственного мира / Т.А. Алексеева // Принципы ненасилия / Под ред. В.М. Иванова. М.: Прогресс, 1991.201-231.

3. Анипкин, М.А. П.А. Сорокин и русская социальная философия / М.А. Анипкин // Проблемы социально-культурного образования. -Волгоград, 1997.-С. 143-154.

4. Басина, Е. Кривое зеркало Европы / Е. Басина // Pro et Contra. 1997. -Том 2.-№4.-С. 92-112.

5. Бердяев, H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев М.: Мысль, 1990. - С. 176 с.

6. Бернштейн, Э. Проблемы социализма и задачи социал-демократии /Э. Бернштейн М.: Типография Рачкова, 1901. - 105 с.7. Бессонов, Бпосвященному 110-летию со дня рождения П.А. Сорокина. М.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. - С. 264-265.

7. П.Ванеев, А. «Народ мирный, гостеприимный и честный .»: П.А. Сорокин о Коми крае и коми народе / А. Ванеев //Север. 1998. - №2. -С. 143-156.

8. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // СОЦИС. 1994. -№5.-С. 147-156.

9. З.Волков, Н. А. Развитие социальных процессов во взглядах Питирима Сорокина / Н. А. Волков // Социальные процессы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - С. 35-38.

10. Н.Воробьева, М.З. Логико-философский анализ концепции теоретической социологии П.А. Сорокина: автореф. дис.канд. филос. наук / М.З. Воробьева М., 1997. - 26 с.

11. Гагуа, П.С. О концепции предмета социологии в теории П.А. Сорокина / П.С. Гагуа // Социальная философия в конце XXI века. М.: Изд-во МГУ. -1991.-С. 184-187.

12. Гаков, В. Питирим Сорокин / В. Гаков //Знание сила. - 2004. - №3. - С. 110-114.

13. Глезерман, Г.Е. Классы и нации / Г.Е. Глезерман Изд-е 2-е, доп. - М.: Политиздат, 1977.-174 с.

14. Головко, Э.П. Проблема интеграции в американской социальной философии / Э.П. Головко // Социальная философия в конце XXI века. -М.: Изд-во МГУ. -1991. С. 195-197.

15. Головко, Э.П. Проблемы социальной динамики в социологической концепции Питирима А. Сорокина: Критический анализ: автореф дисс. .канд. филос. наук / Э.П.Головко М., 1970. - 22 с.

16. Головко, Э.П. Социология революции в интерпретации П. Сорокина / Э.П. Головко // Вопросы исторического материализма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. М.: Изд-во МГУ, 1969.-С. 281-304.

17. Головко, Э.П. Теория конвергенции П. Сорокина / Э.П. Головко // Вестник МГУ. Серия 7. 1973. - № 1.- С. 66-75.

18. Голосенко, И.А. Из эпистолярного наследия Питирима Сорокина: переписка с И.А. Голосенко / И.А. Голосенко // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. - Т. 1. - №1. - С. 17-24.

19. Голосенко, И.А. Критика философско-исторических и социологических концепций Питирима Сорокина: автореф. дисс.канд. филос. наук / И.А. Голосенко Л., 1967.-21 с.

20. Голосенко, И.А. П. Сорокин как историк социологии / И.А. Голосенко // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. - № 4.- С. 18-30.

21. Голосенко, И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды / И.А. Голосенко -Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991.- 248 с.

22. Голосенко, И.А. Системный анализ в творчестве П. Сорокина / И.А. Голосенко // Социально-политический журнал. 1996. - №1-2.

23. Голосенко, И.А. Социология в дореволюционной России (Науковедческий аспект) / И.А. Голосенко // Философские науки. -1988. № 1.- С. 48-56.

24. Голосенко, И.А. Социология Питирима Сорокина / И.А. Голосенко // История буржуазной социологии первой половины XX века. М.: Наука, 1979.-С. 118-156.

25. Голосенко, И.А. Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности / И.А. Голосенко Самара: Социологический центр «Социо», 1992.-154 с.

26. Гончаренко, Н.В. Критический анализ некоторых методологических принципов буржуазной теории культуры / Н. В. Гончаренко // Критика современной буржуазной социологии. -М., 1976. -Вып. 1.- С. 65-75.

27. Горюнов, В.П. Утопия и реальность в социальной философии П. Сорокина / В.П. Горюнов // Социальная теория и современность. -1993. Вып. 8. - С. 55-69.

28. Гусейнов, A.A. Этика ненасилия / A.A. Гусейнов // Вопросы философии. 1992. - № 3. - С. 72-81.

29. Гусейнов, A.A., Апресян, Р.Г. Этика: Учебник / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян М.: Гардарики, 1999.- 472 с.

30. Джеффрис, В. Интегрализм Сорокина: новая общественная наука и реконструкция человечества / В. Джеффрис // СОЦИС. 1999. - № 11.-С. 13-17.

31. Джонстон, Б. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени / Б.В. Джонстон // СОЦИС. 1999,- № 6.- с. 13-24.

32. Джонстон, Б. Сорокин и Парсонс в Гарварде: институтский конфликт и происхождение ведущей традиции / Б. Джонстон // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология.- 1995. №2-3.

33. Джонстон, Б. Экзистенциальная феноменология и социология Питирима Сорокина / Б. Джонстон // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. - №2. - С. 37-50.

34. Дойков, Ю.В. Материалы Питирима Сорокина в Пушкинском доме / Ю.В. Дойков //Отечественные архивы. 1995. - № 6.- С. 60-68.

35. Дойков, Ю.В. Питирим Сорокин и Осип Мандельштам: Письмо в редакцию / Ю.В. Дойков // Звезда. 1998. - № 1.- С 237-238.

36. Ионин, Л. «Жалоба» Питирима Сорокина: (К столетию со дня рождения русского ученого- социолога) / Л. Ионин // Новое время. 1989. - № 4.- С. 31.

37. Каганова, З.В., Сивоконь, П.Е. Питирим Сорокин: пути истории, итоги жизни, результаты деятельности / З.В. Каганова, П.Е. Сивоконь // Вестник МГУ. Серия 7. -1993. № 1. - С. 64-75.

38. Казинцева, JT.B. Проблема крестьянства в социально-философскойконцепции П.А. Сорокина: автореф. дис.канд. филос. наук // JT.B.

39. Казинцева- М., 1995. -18 с.

40. Канев, С.Н. Путь Питирима Сорокина / С.Н. Канев Сыктывкар: сыктывкарское универсальное издательство, 1990,- 135 с.

41. Кареев, Н.И. П.А. Сорокин / Н.И. Кареев // Основы русской социологии. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. - С. 271-278.

42. Клушин, В.И. Борьба за исторический материализм в Ленинградском государственном университете (1918-1925) / В.И. Клушин Л., 1970.115 с.

43. Константинов, В., Тимощук, А. Здравый смысл и новые утопии в России / В. Константинов, А. Тимощук // Здравый смысл. -1998. №8. -С. 50-52.

44. Коробейникова, Л.А. Современная культура: альтернативы развития / Л.А. Коробейникова Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993. - 116 с.

45. Кравченко, С.А. Творческое наследие П. Сорокина и реформирование российского общества / С.А. Кравченко // Социология в Санкт

46. Петербурге и Санкт-Петербургском государственном университете. Тезисы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию факультета социологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. - С.33-35.

47. Краткий словарь по социологии / Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова -М.: Политиздат, 1988.- 479 с.

48. Кувакин, В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека / В.А. Кувакин М., СПб.: Алетейя-Логос, 1998. - 357 с.

49. Куда идет Россия?./ Под ред. Т.И. Заславской М.: Аспект Пресс, 1995.-С. 229-237.

50. Кукушкина, Е. И. Питирим Сорокин ученый, педагог, организатор науки и общественный деятель / Е.И. Кукушкина // Вестник МГУ. -1999.-№3.-С. 124-140.

51. Левяш, И.Я. К. Маркс и П. Сорокин: поиск интегративной парадигмы / И.Я. Левяш // Социально-гуманитарные знания. 1999. - № 5-6.

52. Ленин, В.И. Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников») / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. -Т.39.-С. 1-29.

53. Ленин, В.И. О значении воинствующего материализма / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 45.- С. 23-33.

54. Ленин, В.И. Перлы народнического прожектерства / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 2. - С. 471-504.

55. Ленин, В.И. Рецензия на книгу К. Каутского «Бернштейн и с-д программа» / В.И. Ленин // ПСС. Т.4. - С. 199-210.

56. Ленин, В.И. Ценные признания Питирима Сорокина / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 37. - С. 188-197.

57. Липский, A.B., Кротов, П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина: ( К столетию со дня рождения русского и американского социолога) / A.B. Липский, П.П. Кротов //СОЦИС. 1990. - №2.- С. 117-134.

58. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

59. Мамардашвили, М.К. Мысль под запретом /М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1992. - №4. - С. 70-78.

60. Маркс, К. Введение (Из экономических рукописей 1857 1858 гг.) / К. Маркс // Маркс. К., Энгельс. - Соч. - Т. 12. - С. 709-738.

61. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / К. Маркс // Маркс. К., Энгельс. Соч. - Т. 8. - С. 115-217.

62. Маркс, К. Гражданская война во Франции / К. Маркс // Маркс. К., Энгельс. Соч. - Т. 17. - С. 317-370.

63. Маркс, К. Классовая борьба во Франции 1848-1850 гг./ К. Маркс // Маркс. К., Энгельс. Соч. - Т. 7. - С. 5-110.

64. Маркс, К. Письмо И Вейдемейеру, 5 марта 1852 г. / К. Маркс // Маркс. К., Энгельс. Соч. - Т. 28. - С. 422-428.

65. Маркс, К. Письмо Ф. Вольте, 23 ноября 1871 г. / К. Маркс // Маркс. К., Энгельс. Соч. - Т. 33. - С. 277-283.

66. Маулина, H.H. Кризис культуры XX века в понимании Питирима Александровича Сорокина / H.H. Маулина // Актуальные вопросы отечественной и всеобщей истории Казань: Изд-во Казанского университета, 1991.-С. 140-143.

67. Медведев, В.А. Актуальность взгляда Питирима Сорокина на главные тенденции нашего времени / В.А. Медведев // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к

68. Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П.А. Сорокина М.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. -С.298-300.

69. Медушевский, А.Н. Питирим Сорокин и становление социологии в России / А.Н. Медушевский // Историческое значение нэпа. М.: АН СССР, 1990.- с. 167-191.

70. Медушевский, А.Н. Формирование социологической концепции Сорокина / А.Н. Медушевский //СОЦИС. 1991. - №12. - С. 117-122.

71. Момджян, К.Х. Критический анализ теории социокультурных суперсистем в философско-исторической концепции П. Сорокина: автореф. дисс.канд. филос. наук. -М., 1974. 21 с.

72. Назаретян, А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс? /А.П. Назаретян//Вопросы философии. -1992. -№ 3.- С. 82-94.

73. Петренко, Е.О. Философия права Питирима Сорокина / Е.О. Петренко // Социальная теория и современность. 1993. - Вып. 8. - С. 43-55.

74. Плотинский, Ю.М. Развитие системных представлений в творчестве П.А. Сорокина / Ю.М. Плотинский // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к

75. Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения ПЛ. Сорокина. М.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. - С. 34-36.

76. Покровский, Н.Е. Рецензия на статью: Яворски Г.Д. Социологический анархизм Питирима Сорокина / Н. Е. Покровский // Социальные и гуманитарные науки. 1994. - Сер. 11. - № 3. - С.30-33.

77. Покровский, Н.Е. Уроки П. Сорокина и «порог хрустализации» общества / Н.Е. Покровский // Вестник высшей школы. 1991. - № 9.-С.91-93.

78. Русская философия: словарь / Под. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. - 655 с.

79. Сапов, В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки / В.В. Сапов // СОЦИС. -1996. №2. - С. 140-142.

80. Сербенко, Н.И. Место этики в философии и социологии Сорокина / Н. И. Сербенко // Вопросы философии и социологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - С. 181-185.

81. Сидорина, Т.Ю. Современные проблемы философии: Дискуссии о кризисе культуры в западноевропейской и русской философии / Т.Ю. Сидорина М.: Мир книги, 1997. - 102 с.

82. Смирнов, А. Питирим Сорокин социолог века / А. Смирнов // Слово. -1996.-№11-12.-С. 35-40.

83. Современная американская социология. -М.: Изд-во МГУ, 1994.- 293 с.

84. Согомонов, А.Ю. Забытая рукопись Питирима Сорокина / А.Ю Согомонов // СОЦИС. 1988. - №4.- С. 102-103.

85. Согомонов, А.Ю. П.А. Сорокин и М.М. Ковалевский / А.Ю. Согомонов // СОЦИС. 1989. - №3. - С. 105-106.

86. Согомонов, Ю.В. Перестройка и нравственность / А.Ю. Согомонов // Вопросы философии. 1990.- № 7. С. 18-20.

87. Сорокин, П. А. Автономия национальностей и единство государства / П.А. Сорокин // Государство и право 1997. - № 10,- С 94-96.

88. Сорокин, П.А. Вечный мир и всемирное единение народов / П.А. Сорокин -Пг.: Революционная мысль, 1917.- 3 с.

89. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин М.: Наука, 1997.- 351 с.

90. Сорокин, П. А. Голод и идеология общества. / П.А. Сорокин / Квинтэссенция: философский альманах. М.: Политиздат, 1990.- С. 371-413.

91. Сорокин, П.А. Демократия и ее политические задачи. (Сб. статей) / П.А. Сорокин. Пг.-М., 1918.

92. Сорокин, П.А. Документальные штрихи к судьбе и творческой деятельности / П.А. Сорокин // СОЦИС. 1991. - № 10. - С. 122-133.

93. Сорокин, П. А. Долгий путь / П.А. Сорокин. Сыктывкар: Книжное издательство, 1991. - 304 с.

94. Сорокин, П.А. Жертвовать собой / П.А. Сорокин // Слово. 1996. -№ 5/6.-С.81-88.

95. Сорокин, П.А. Забытый фактор войны / П.А. Сорокин // СОЦИС. -1999.-№ 11.- С. 3-12.

96. Сорокин, П.А. Идеология аграризма / П.А. Сорокин.- Прага: Хутор, 1924.-35 с.

97. Сорокин, П.А. Интеллигенция и власть / П.А. Сорокин // Философские науки. 1992. - № 1. - С. 3-13.

98. Сорокин, П.А. Историческая необходимость / П.А. Сорокин // СОЦИС. 1986. - № 6.-131-139.

99. Сорокин, П.А. Квантофрения / П.А. Сорокин // Рубеж. 1999. № 13/14.-С. 4-32.

100. Сорокин, П. А. Колонизационные вожделения / П.А. Сорокин // СОЦИС. 1990. - № 2.- С. 134-138.

101. Сорокин, П.А. Кому и как выбирать в Учредительное собрание. -М, 1917.-32с.

102. Сорокин, П.А. Кризис. Катарсис. Харизма. Воскрешение / П.А. Сорокин // Вестник РАН. 1999. - Т. 69. - № 3. - С. 268-277.

103. Сорокин, П.А. Кризис современной семьи / П.А. Сорокин // Вестник МГУ. 1997. - № з. С. 63-77.

104. Сорокин, П.A. J1.H. Толстой как философ / П.А. Сорокин. // О русской общественной мысли. СПб.: Алетейя, 2000. - 221 с.

105. Сорокин, П. А. Моя философия интегрализм / П.А. Сорокин // СОЦИС. - 1992. -№ Ю. -С. 134-139.

106. Сорокин, П.А. Николай Бердяев / П.А. Сорокин // Кентавр. -1992.-№7/8.-С. 147-152.

107. Сорокин, П.А. Новый труд о Бентаме / П.А. Сорокин // Этическая мысль. -М.: Политиздат, 1990. С. 349 -358.

108. Сорокин, П.А. Нормативна ли наука этика и может ли она ею быть? // Этическая мысль. М.: Политиздат, 1990.- С. 327-348.

109. Сорокин, П.А. О Русской Нации. Россия и Америка. Теория Национального Вопроса. / П.А. Сорокин М., 1994.

110. Сорокин, П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса / П.А. Сорокин // СОЦИС.-1998. №12. - С. 314.

111. Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии / П.А. Сорокин. М.: Наука, 1994.- 560 с.

112. Сорокин, П.А. Общие черты и различия между Россией и США. Из истории развития межнациональных отношений в России (фрагменты из книги «Россия и Соединенные Штаты», 1944) / П.А. Сорокин // СОЦИС. -1993. № 8. - С.133-145.

113. Сорокин, П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии / П.А. Сорокин // Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Сост. М.А. Маслин. М.: Наука, 1990. - С. 463-489.

114. Сорокин, П.А. Основы будущего мира / П.А. Сорокин. Пг.: Библиотечка копейка, 1917. - 32 с.

115. Сорокин, П.А. Отношения Запада и Востока в настоящем и будущем / П.А. Сорокин // Грани. 1998. - №185.- С. 205-220.

116. Сорокин, П.А. Письма Сорокина в Научный Совет АН СССР по комплексной проблеме «История мировой культуры» / П.А. Сорокин // СОЦИС. 1987. - № 5. - С. 132-136.

117. Сорокин, П.А. Плоды возмущения / П.А. Сорокин //Новое время. -1992.-№44.-С. 57-59.

118. Сорокин, П.А. Поездка на Север / П.А. Сорокин //Звезда. 1998.-№ 3. - С. 159-176.

119. Сорокин, П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П.А. Сорокин. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.- 448 с.

120. Сорокин, П.А. Принципы и методы современной науки о нравственности / П.А. Сорокин // Этическая мысль. М.: Политиздат, 1990.-С. 324-327.

121. Сорокин, П.А. Причины войны и условия мира / П.А. Сорокин // Новый журнал. 1944. - № 7. - С. 238-251.

122. Сорокин, П.А. Проблема социального равенства / П.А. Сорокин -М.: Революционная мысль, 1917.- 64 с.

123. Сорокин, П.А. Россия после НЭПа 1917-1922 / П.А. Сорокин // Вестник РАН. 1992. - № 3. - с. 69-94.

124. Сорокин, П. А. Система социологии. / П.А. Сорокин. Т.1, 2. -М., 1993.

125. Сорокин, П.А. Современное состояние России / Публ. В.В. Сапова, предисл. В. Шубкина / П.А. Сорокин // Новый мир. 1992. - № 2-3.

126. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин // Вестник МГУ. Сер. 7. -1993.-С. 64-82.

127. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.- 1056 с.

128. Сорокин, П.А. Социологические теории современности / П.А. Сорокин М.: ИНИОН, 1992.

129. Сорокин, П.А. Социологический прогресс и принцип счастья / П.А. Сорокин // СОЦИС. -1988. №4.- С. 103-108.

130. Сорокин, П.А. Социология вчера, сегодня, завтра / П.А. Сорокин //СОЦИС.- 1999.-№7.- С. 115-124.

131. Сорокин, П. А. Существенно важные черты русской нации в двадцатом веке / П.А. Сорокин // Молодая гвардия. 1990. - № 10.- С. 178-198.

132. Сорокин, П.А. Таинственная энергия любви / П.А. Сорокин // СОЦИС. 1991. - № 8-9.- С. 121-137.

133. Сорокин, П.А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИС.- 1999.-№ 6.-С. 3-11.

134. Сорокин, П.А. Человек и его общество в бедствии / П.А. Сорокин // Парма. 1991. - № 2/3. С. 36-60.

135. Сорокин, П.А. Человек и общество в условиях бедствия / П.А. Сорокин // Вопросы социологии. 1993. - № 3.- С. 53-39.

136. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин М.: Политиздат 1992. - 543 с.

137. Сорокин, П.А. Что такое монархия и что такое республика? // П.А. Сорокин Пг.: Революционная мысль, 1917.- 32 с.

138. Сорокин, П.А. Что такое социализм? / П.А. Сорокин Пг.: Революционная мысль, 1917.- 4 с.

139. Степнов, П.П. Сорокин о соотношении морали, политики и науки / П.П. Степнов // Социальная теория и современность. 1993. - Вып. 8. -С. 119-127.

140. Сухорукова, O.A., Ишин, В.В. проблемы современного общества в историко-философской концепции Сорокина / O.A. Сухорукова, В.В. Ишин // Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века. М.: Зеленоградский обыватель, 1996. - С. 218-222.

141. Тихонова, Н.Е. Ценности россиян в условиях постсоветского общества // Куда идет Россия?./ Под. ред. Т.И. Заславской / Н.Е. Тихонова. М.: Аспект Пресс, 1995. - С. 229-237.

142. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 815 с.

143. Франк, С.Л. Философские предпосылки деспотизма / С.Л. Франк // Вопросы философии. -1992. -№ 3.- С. 114-127.

144. Чагин, Б.А. Очерк истории социологической мысли в СССР (1917-1969)/Б.А.Чагин-Л., 1971.

145. Чагин, Б. А., Клушин, В.И. Борьба за исторический материализм в СССР / Б.А. Чагин, В.И. Клушин. Л.: Наука, 1975.- 411 с.

146. Чесноков, Т.Д. Питирим Сорокин и его место в социологии XX века / Г.Д. Чесноков // Социальная теория и современность. 1993. -Вып. 8.-С. 27-43.

147. Чесноков, Г.Д. Современная буржуазная философия истории: критический очерк / Г.Д. Чесноков. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1972.-207 с.

148. Яковец, Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина /Ю.В. Яковец // СОЦИС. 1999. - №6. - С. 3-13.

149. Яковец, Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина и глобальные тенденции трансформации общества в XXI веке доклад на Международном научном симпозиуме, посвященном 110-летию со дня рождения Сорокина / Ю.В. Яковец М.: МФК, 1999. - 40 с.

150. Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей / Е.Г. Ясин // Материалы 4-й Международной научной конференции «Модернизация экономики России: социальный аспект». М., 2003. - 76 с.

151. Эпистолярное наследие Сорокина: Переписка с С. Харпером // СОЦИС. -1996. № 1. - С. 119-133.

152. Boscoff, A. Theory in American Sociology / A. Boscoff. NY.: Crowell, 1969.-374 p.

153. Coser, L.A. Masters of Sociological Thought: Ideas in Historical and Social Context / L.A. Coser. NY.: Harcourt, 1977. - 611 p.

154. Cowell, F.R. History, Civilization and Culture: An Introduction to the Historical and Social Philosophy of Pitirim A. Sorokin / F.R. Cowell. -Westport: Hyperion Press, 1979.- 456 p.

155. Cowell, F.R. Values in Human Society: The Sociology of P.A. Sorokin /F.R. Cowell Boston: Porter Sargent, 1967.

156. Forms and Techniques of Altruistic and Spiritual Growth / Ed. by Sorokin P.A. Boston: Beacon Press, 1954. - 253 p.

157. Johnston, B.V. Pitirim A. Sorokin (1889-1968): Pioneer and Pariah / B.V. Johnston // International Sociology. 1996. - Vol. 11.- №2. - P. 229239.

158. Matter, J.A. Love, Altruism and World Crisis: The Challenge of Pitirim Sorokin / J.A. Matter Chicago: Nelson Hall, 1974. - 313 p.

159. Merton, R. Sociology Today: Problems and prospects / R. Merton -N.Y.: Basic Books, 1959. 623p.

160. Moor, H.E. Pitirim A.Sorokin. Fads and Foibles in Modern Sociology and Related Sciences / H.E.Moor // Social Forces. 1957. - Vol. 35. - №3. -P.290

161. New Knowledge in Human Values / Ed. by Maslow A.H. NY.: Harper & Brothers, 1959. - 268 p.

162. Pitirim A. Sorokin in Review / Ed. By Philip J. Allen. Durham, N.C.: Duke University Press, 1963.- 527 p.

163. Sims, N.L. The Problems of Social Change / N.L. Sims. NY., 1940.

164. Sorokin, P.A. Altruistic Love: A Study of American «Good Neighbors» and Christian Saints / P.A. Sorokin Boston: Beacon Press, 1950.-250 p.

165. Sorokin, P.A. Contemporary Sociological Theories / P.A. Sorokin -N.Y., L.: Harper & Bros, 1928. 785 p.

166. Sorokin, P.A. East and West / P.A. Sorokin. N.Y.: Harper & Bros, 1965.- 223 p.

167. Sorokin, P.A. Fads and Foibles in Modern Sociology and Related Sciences / P.A. Sorokin. Chicago: Regnery, 1956. - 357 p.

168. Sorokin, P.A. Man And Society In Calamity. The effects of war, revolution, famine, pestilence upon human mind, behavioral, socialorganization and cultural life / P.A. Sorokin N.Y.: E.P. Dutton & Co. Inc., 1942.-352 p.

169. Sorokin, P.A. Modern Historical and Social Philosophies / P.A. Sorokin.-NY.: Dover Publications, 1963. -345 p.

170. Sorokin, P.A. Mutual Convergence of the United States and the USSR to the Mixed Sociocultural Type / P.A. Sorokin // International Journal of Comparative Sociology.- 1960. -№ 1.

171. Sorokin, P.A. Practical Influence of Impractical Sociological Theories / P.A. Sorokin // Sociology and Social Research. 1962. - Vol. 47. - №2. -P.34-44.

172. Sorokin, P.A. Reply to Professor Weisskopf / P.A. Sorokin // New Knowledge in Human Values. N.Y.: Harper & Brothers, 1959. - P.224-232.

173. Sorokin, P.A. Social and Cultural Dynamics / P.A. Sorokin Vols.l-4. N.Y.: American Book Company, 1937-1941.

174. Sorokin, P.A. Social and Cultural Dynamics: A study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, Law and Social Relationships / P.A. Sorokin Boston: P. Sargent, 1957,- 718 p.

175. Sorokin, P.A. Social and Cultural Mobility / P.A. Sorokin Glencoe: Free Press, 1959.- 645 p.

176. Sorokin, P.A. Social Philosophies of an Age of Crisis / P.A. Sorokin -Boston: Beacon Press, 1950.-345 p.

177. Sorokin, P.A. Society, Culture and Personality: Their Structure & Dynamics: A System of General Sociology / P.A. Sorokin NY.: Harper & Bros, 1969.-742 p.

178. Sorokin, P.A. Sociological Theories of Today / / P.A. Sorokin -NY& London: Harper & Raw, 1966, 676 p.

179. Sorokin, P.A. Sociology of My Mental Life / P.A. Sorokin // Pitirim A. Sorokin in Review / Ed. By Philip J. Allen. Durham, N.C.: Duke University Press, 1963 -P.24-48.

180. Sorokin, P.A. Sociocultural Causality, Space, Time: A Study of Referential Principles of Sociology and Social Science / P.A. Sorokin -N.Y: Durham, N.C.: Duke University Press, 1943. 246 p.

181. Sorokin, P.A. The American Sex Revolution / P.A. Sorokin Boston: P.Sargent, 1956. - 186p.

182. Sorokin, P.A. The Basic Trends of Our Time / P.A. Sorokin New Hawen, Conn.: College & University Press, 1964. - 208 p.

183. Sorokin, P.A. The Crises of Our Age: The Social and Cultural Outlook / P.A. Sorokin NY.: E.P. Dutton & Co. Inc., 1941. - 338 p.

184. Sorokin, P.A. The Powers of Creative Unselfish Love / P.A. Sorokin // New Knowledge in Human Values.-N.Y.: Harper & Brothers, 1959. P. 312.

185. Sorokin, P.A. The Reconstruction Of Humanity / P.A. Sorokin -Boston: Beacon Press, 1948. 247 p.

186. Sorokin, P.A. The Sociology of Revolution / P.A. Sorokin -Philadelphia, London: J.B. Lippincott, 1925. 428 p.

187. Sorokin, P.A. The Ways and Power of Love. Types, Factors, and Techniques of moral Transformation / P.A. Sorokin Boston: Beacon Press, 1954.- 552 p.

188. Sorokin, P.A., Lunden, W.A. Power And Morality: Who Shall Guard the Guardians? / P.A. Sorokin, W.A. Lunden Boston, Mass: P. Sargent, 1959.-204 p.

189. Timasheff, N.S. Sociological Theory: Nature and Growth / N.S. Timasheff- N.Y.: Random House, 1967. 350p.

190. Wild, K. Intuition / K. Wild Cambridge Univ. Press., 1938.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.