Феномен социального регресса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Тысячина, Анна Дмитриевна

  • Тысячина, Анна Дмитриевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 153
Тысячина, Анна Дмитриевна. Феномен социального регресса: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2013. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Тысячина, Анна Дмитриевна

Введение

Глава 1. Основные подходы к анализу сущности регресса

1.1. Экспликация понятия «регресс» (историко-философская традиция)

1.2. Диалектика прогресса и регресса в различных сферах жизни общества (культурно-цивилизационный подход)

1.3. «Интеллектуальная и нравственная сферы как основания механизма регресса (аксиологический подход)

Глава 2. Признаки социального регресса

2.1. Типичные человеческие качества, детерминирующие механизм социального регресса

2.2. Насилие как сущностный признак социального регресса

Глава 3. Исследование феномена социального регресса на примере истории западной цивилизации

3.1. Античный мир и Средневековье

3.2. Новое время и эпоха модерна

3.3. Возможные прогнозы

Заключение

Библиография

136

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен социального регресса»

Введение

Актуальность темы исследования

Конец XX - начало XXI в. все больше ассоциируется с постоянными социальными, политическими, экономическими кризисами, экологическими и техногенными катастрофами, локальными войнами и террористическими актами. Рост социальной поляризации в мире, в частности в России, эскалация насилия, коррупция уже признаются многими авторами как глобальная проблема. Все это происходит на фоне безудержного научного и технологического прогресса. Поэтому актуальность анализа взаимодействия прогрессивных и регрессивных явлений в обществе связана со все возрастающим вниманием к кризисным и регрессивным процессам в современном мире.

Проблемы кризисных и регрессивных явлений всегда интересовали мыслителей, особенно в переломные эпохи. Так, начиная с конца XX в. в западных изданиях появляются работы, которые свидетельствуют о все большем доминировании в общественном сознании не столько идеи кризиса, сколько идей социального регресса, коллапса общества, их философское осмысление. В России в 2002 г. Санкт-Петербургским философским обществом была проведена конференция «Социальный кризис и социальная катастрофа». При наличии большого количества исследований разных мыслителей (философов, историков, социологов, культурологов и т. д.), которые в той или иной степени уделяют внимание проблеме социального регресса (деградации, варварству, упадку, коллапсу, системному кризису, катастрофе и т. п.), остается неясным вопрос об общей концепции социального регресса, его механизме.

Активный интерес к проблеме регрессивных явлений в обществе наблюдается и в отечественной науке. Исходя из анализа современных отечественных работ, в том числе диссертационных исследований, мы

констатируем увлечение авторов синергетическим подходом, соответствующей терминологией, а также определенное пренебрежение к философской традиции, хотя регрессивные явления, как мы знаем, сопровождали общества на всем протяжении их истории. Без понимания этого создается иллюзия, что благодаря использованию именно современных научных подходов и/или парадигм только и можно рассчитывать на самое исчерпывающее объяснение развития общества. Хотя, с другой стороны, в последнее время возрастает количество публикаций, в том числе и зарубежных, где говорится о необходимости включения в объективный анализ социальных проблем субъективных факторов. Об этом также свидетельствует тот факт, что если внимательно проанализировать выводы по поводу выявления причин различных катастроф (экологических, техногенных, социальных и т. д.), чаще всего главной причиной становится человеческий фактор1. Поэтому весьма актуальным становится выявление субъективных мотивов человеческого поведения, способствующих запуску в обществе механизма социального регресса. Сохраняется потребность выработки общей терминологии для обозначения любых разновидностей регрессивных явлений, их систематизации и структуризации с учетом традиционных и современных подходов.

Степень разработанности проблемы. Проблема социального регресса была предметом анализа на протяжении всей истории интеллектуальной мысли вообще и западноевропейской философской мысли в частности. Для античных мыслителей (Гесиод, Софокл, Фукидид, Платон, Аристотель, Сенека, Саллюстий и др.) было типично связывать социальный регресс с упадком нравов и/или нравственности как следствием погони за материальным богатством и жаждой власти (алчность и честолюбие), утратой чувства меры.

1 См., например: Морозова Е. Н. Анализ техногенных факторов чрезвычайных ситуаций как основа философии социальной безопасности: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11. /Е. Н. Морозова; Московский городской педагогический университет. - Москва, 20103. - С. 12-15.

В дальнейшем такое понимание проблемы социального регресса сохраняется, и его можно считать традиционным подходом. В нем имеет смысл выделить две составляющие. Одна - идея цикличности и другая - идея противоречивости развития, когда социальные прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют диалектическую пару.

К традиционному подходу относятся все циклические теории общественного развития. В период Средневековья наиболее ярким представителем такой теории был Ибн-Хальдун. В период Нового времени ее поддерживал Дж. Вико. В XIX - XX вв. - И. Валлерстайн, Л. Н. Гумилев, Н. Я. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.

Идея противоречивости общественного развития становится актуальной с эпохи Просвещения: в Англии - у Б. Мандевиля, во Франции -у Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, О. Конта и др., в Германии - у Я. Буркхардта, в России - в трудах Н. Я. Данилевского и др.

Начиная с конца XIX в. идея противоречивости развития и прогресса как его этапа выступает уже как саморефлексия эпохи модерна. Критика идеи прогресса в целом, капитализма - в экономике, сциентизма и позитивизма - в науке, авторитаризма и тоталитаризма - в политике нашла свое отражение в работах Ф. Тенниса, М. Вебера, К. Маркса и Ф. Энгельса, К. Н. Леонтьева, Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева , С. Л. Франка, Л. П. Карсавина, А. Швейцера, Ч. Сноу и др.

В 20-30-е гг. XX в. представители франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.) вскрыли потенциальную регрессивность таких явлений, как рационализация и даже просвещение в целом, что отразилось в понятии «инструментальный разум»; в ходе своего развития именно в своей тотальности «инструментальный разум» оборачивается против самого человека. В результате в обществе происходит

2 Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры / Вышеславцев Б. П. Сочинения/ Сост. и прим. Сапов В. В. Вступ. статья Левицкий С. А. - М.: Раритет, 1995. С. 181^60.

зарождение «массового человека» как почвы для возникновения тоталитарного общества.

Появление «массового человека» в качестве феномена именно XX в. проанализировано такими авторами, как Г. Лебон и X. Ортега-и-Гассет, Н. А. Бердяев, Й. Хейзинга, К. Ясперс, К. Мангейм, X. Арендт и др., но одним из первых эту тему затронул уже Ф. Ницше.

Анализ проблем, связанных с регрессивным воздействием индустриального общества, «общества потребления» на психику и личность человека дан в работах социологов, экзистенциально ориентированных философов, представителей различных школ психоанализа и др.

Проблема «аномии» (разрыва с традицией, когда прежняя ценностно-нормативная система уже не работает, а новой еще нет) как оборотной стороны прогресса активно исследовалась мыслителями на протяжении всего прошлого века. При этом Э. Дюркгейм сделал акцент на росте аномичных самоубийств. Р. Мертон анализирует аномию как выражение девиантного поведения в США. Ж. Бодрийар исследует аномию общества потребления, в первую очередь такие ее проявления, как скрытое насилие или зарождение молодежной субкультуры, например хиппи.

Формирование конкретных типов неврозов, патологических характеров и негативных моделей поведения описали 3. Фрейд, М. Шел ер, К. Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Шостром, И. Ялом, Л. Зойя. Явление возрастания человеческой агрессивности, насилия в связи с процессами усиливающейся урбанизации было раскрыто в трудах Э. Фромма, Л. Мамфорда, К. Лоренца, Г. Зиммеля, Ж. Бодрийара, М. Фуко и др. Проблема состояния человека в пограничной ситуации отражена в работах А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, П. Тиллиха, М. Бубера и др.

Глобальные проблемы человеческой цивилизации впервые были отражены в трудах членов Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз и др.). Проблемы негативных воздействий достижений современной науки,

биотехнологий, фармакологии на здоровье и генофонд людей отражены в работах Н. Н. Моисеева, Ф. Фукуямы и др.

Проблема, связанная с выявлением альтернативных путей развития современной западной цивилизации, ее социально-политических институтов отражена главным образом в работах представителей социальной антропологии и неоэволюционизма, например К. Леви-Стросса, М. Салинза, X. Дж. М. Классена, Э. Саутхолла, М. Берента, Дж. Даймонда, Э. Тоффлера, Н. Н Крадина, О. А. Артемовой и др.

С конца 90-х гг. XX в. на Западе возрастает количество работ, где говорится уже не столько о кризисе, сколько о социальном регрессе, который может привести общество к распаду, коллапсу. Такие работы, как «Смерть Запада» П. Бьюкенена3 (2003), «Конец знакомого мира» И. Валлерстайна4 (2004), «После империи. Pax Americana — начало конца» Э. Тодда5 (2004), «Закат Америки. Впереди Средневековье» Д. Джёкобс6 (2006), «Расколотый Запад» Ю. Хабермаса (2008), «Коллапс. Почему одни общества выживают, а

о

другие умирают» Д. Даймонда (2010), «Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы» 3. Бжезинского9 (2010), «Германия: Самоликвидация» Т. Саррацина10 (2012) и др.

В отечественной социально-философской литературе анализ различных регрессивных явлений с точки зрения диагноза состояния современного общества стал возможен начиная с 90-х гг. XX в. В той или иной степени он представлен у многих авторов, в частности у таких, как Б. Н. Бессонов11, И. В. Бесстужев-Лада, Ю. М. Бородай, Б. С. Ерасов, А. А. Зиновьев, А. А. Кара-

3 Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: Пер. с англ. /П. Дж. Бьюкенен. - М: ACT, 2003. - 444 с.

4 Ваплерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. - ML: Логос, 2004. - 368 с.

5 Тодд Э. После империи. Pax Americana - начало конца. Пер. с франц. - М.: Междунар. отношения, 2004. -240 с.

6 Джекобе Д. Закат Америки. Впереди Средневековье. Пер. с англ. - М.: Европа, 2006. - 264 с.

7 Хабермас Ю. Расколотый Запад. Пер. с нем. - М.: Весь Мир, 2008. - 192 с.

8 Даймонд Дж. Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают. Пер. с англ. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010.-762 с.

9 Бжезинский 3. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 2010.- 192 е., ил.

10 Саррацин Т. Германия: самоликвидация. Пер. с нем. - M.: ACT, 2013. - 400 с.

11 Бессонов Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. - M.: Норма, 2006. - 320 с.

Мурза12, Г. С. Киселев, А. В. Коротаев, Н. Н. Моисеев, Н. В. Мотрошилова13, К. С. Пигров, Н. Н. Розов, О. А. Сергеева, Р. X. Симонян14, М. Т. Степанянц15, В. С. Степин, Г. Ф. Сунягин, В. Н. Сагатовский, Чесноков Г. Д. и др.

В последние годы не появилось диссертаций, в которых системно исследовалось бы явление социального регресса. В некоторых диссертационных работах представлен лишь частичный анализ его различных сторон.

Тема диссертации была определена исходя из актуальности исследовательской проблемы и ее недостаточной разработанности в социально-философском аспекте.

Объект исследования - регрессивные явления в обществе.

Предмет исследования - сущность, механизм и признаки социального регресса.

Цель исследования - выявить основные характеристики социального регресса и определить закономерности этого процесса.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

• провести историко-философский анализ различных подходов к пониманию сущности регресса;

• дать экспликацию понятия «регресс»;

• выявить механизм нарушения состояния относительного равновесия прогресса и регресса в процессе функционирования общества;

• определить маркеры, показывающие динамику состояния данного равновесия и его нарушения;

12 Кара- Мурза А. А. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. - М.: ИФ РАН, 1995. -264с.

13 Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. — М.: ИФ РАН, 2007. - 268 с.

14 Симонян Р. X. Субъективное в историческом процессе (к двадцатилетию российских экономических реформ)/Р. X. Симонян//Вопросы философии.-2011. №3.-С. 12-23.

15 Степанянц М. Т. Культура как гарант российской безопасности / М. Т. Степанянц // Вопросы философии. -2012. №1. — С. 3-13.

• обобщить сущностные признаки социального регресса и сформулировать его закономерности;

• исследовать феномен социального регресса на примере истории западной цивилизации;

• дать возможный прогноз развития современного общества.

Основная гипотеза исследования: сущность социального регресса

связана в первую очередь с утратой нравственности как базового регулятора в отношениях между различными субъектами (люди, группы, общества) и по отношению к природе.

Методологические основания исследования. В качестве основного выступает диалектический метод. Используются цивилизационный и системный подходы к анализу общественных явлений, метод единства исторического и логического. Герменевтический метод позволил провести экспликацию основных идей и понятий из работ классических и современных авторов. Междисциплинарный подход позволил использовать результаты и достижения таких наук, как социология, история, культурология, социальная антропология, психология, этология. Компаративистский метод направлен на выяснение общего и особенного при анализе социальных процессов различных обществ.

Исследование проводилось в социально-философской парадигме, предполагающей взгляд на проблемы в социуме через человека и его ценности (Н. А. Бердяев, Ф. Ницше, Й. Хейзинга, А. Швейцер, О. Шпенглер), заложенной в античной философии, где культура понималась как cultura animi (возделывание души).

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. На основе культурологического подхода выделены две основные сферы общества: сфера интеллекта и сфера нравственности, равновесие которых удерживает в обществе баланс прогрессивных и регрессивных изменений.

2. Показан механизм регрессивных изменений, который запускается в результате нарушения относительного равновесия двух основных сфер общества, когда прогресс сферы интеллекта оборачивается регрессом сферы нравственности. При этом состояние относительного равновесия, баланса может периодически восстанавливаться.

3. Введены в философский оборот понятия «частный регресс» и «общий регресс». Частный регресс - это регресс одной сферы общества за счет прогресса (качественных, революционных изменений) другой. Общий регресс приводит к ухудшению качества обеих сфер общества.

4. Выявлены факторы, запускающие механизм социального регресса и являющиеся универсальными маркерами динамики данного процесса: алчность и честолюбие. Такие человеческие качества, как алчность и честолюбие в зависимости от степени их выраженности определяют степень регресса общества.

5. Сформулированы сущностные признаки социального регресса. Это рост социального неравенства, утрата чувства личной ответственности различными субъектами, в первую очередь властвующими субъектами, за результаты своей деятельности. Но главным признаком следует считать насилие, его эскалацию как основной способ решения проблем. Применение насилия, особенно массового и/или систематического, невозможно без использования механизма создания образа внутреннего и внешнего врага в зависимости от идеологии общества. Чем изощреннее механизм создания образа врага и активнее степень его использования в общественном сознании, тем о большей степени выраженности социального регресса идет речь.

6. Дана альтернатива развития человеческой цивилизации в XXI в. - от необходимости восстановления баланса между сферами интеллекта и нравственности в обществе до прогноза его общего регресса и деградации.

Положения, выносимые на защиту

1. Понятие социального регресса тесно взаимосвязано с понятием социального прогресса, когда прогресс и регресс вместе составляют диалектическую пару. Если прогресс традиционно связан со сферами политики, экономики, сферой знания (науки и/или техники) как условием роста богатства и могущества (экономические показатели роста) государства и отдельных граждан, то регресс ассоциируется прежде всего с упадком сферы нравственности и/или духовности, в зависимости от мировоззренческой трактовки последней. Запуск механизма регресса связан с нарушением состояния относительного баланса прогресса и регресса.

2. Исходя из культурологической парадигмы и не пренебрегая марксистской традицией, мы считаем возможным в нашем исследовании выделить две принципиальные сферы социума: сферу интеллекта и сферу нравственности. Сфера интеллекта предполагает направленность активности субъекта вовне и рассматривается на основе субъектно-объектных отношений. Она проявляется в таких формах, как преобразование, контроль, господство и т. п. Сфера нравственности предполагает направленность активности субъекта на себя и анализируется с точки зрения субъектно-субъектных отношений. Нарушение баланса функционирования сфер общественной жизни (нравственности и интеллекта) ведет к частному прогрессу/регрессу.

3. Социальный регресс является оборотной стороной социально-экономического прогресса. Сущность регресса в контексте данного исследования заключается в упадке нравственности в большинстве сфер жизни общества и человека. Социальный регресс и нравственный регресс -понятия с тождественными значениями. Основные виды регресса характеризуются двумя понятиями: «частный регресс» и «общий регресс». Частный регресс - ухудшение нравственности, оборотная сторона прогресса сферы интеллекта. Общий регресс - ухудшение качества обеих сфер общества.

л 1

I 1

I

А 1

4. Отношение субъектов к власти и богатству в обществе следует выделить в качестве универсального индикатора состояния нравственно-интеллектуального баланса. Проявление таких человеческих качеств, как алчность и честолюбие следует считать универсальными маркерами динамики регресса.

5. В качестве реального признака нравственного регресса следует выделить такую модель поведения субъекта (человека, группы, общества) в координатах «цели-средства», как ЬуЬпэ (греч. «неуважение к законным пределам различных видов»), детально разработанную в античной философии, когда в качестве целей выступают власть и/или богатство, сочетающиеся с неразборчивостью в средствах. Сначала данная модель поведения формируется в элите, а потом распространяется на значительную часть общества, что неизбежно приводит к его деградации.

6. Существенным признаком социального регресса в обществе следует считать эскалацию насилия, которое невозможно без использования механизма создания образа врага. Это социально-психологический механизм, целью которого является переход с субъектно-субъектных отношений к субъектно-объектным отношениям.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке целостной концепции социального регресса, способствующей более глубокому пониманию процессов, происходящих в современном мире, в России в частности.

Результаты и материалы исследования могут использоваться при подготовке аналитических материалов для органов управления и общественных организаций, учебно-методических пособий, курсов по этике, социальной философии, философии истории, политологии, спецкурсов, посвященных проблемам кризисных и регрессивных процессов в обществе.

Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования были представлены на научных историко-археологических межвузовских конференциях «Открытия минувшего», проходивших в Московском

городском педагогическом университете и в Московском педагогическом государственном университете, а также на круглых столах, организованных различными кафедрами Института гуманитарных наук ГБОУ ВПО МГПУ. Положения диссертации были дважды обсуждены на заседаниях общеуниверситетской кафедры философии МГПУ.

Итоги исследования представлены в 6 публикациях общим объемом 2,4 п. л., включая 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАКом.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Список публикаций по теме диссертационной работы:

Публикации в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК:

1.Тысячина А. Д. Современное «цивилизованное» варварство как форма регресса общества / А. Д. Тысячина // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2012. № 1 (5). С. 55-62.

2. Тысячина А. Д. Диалектика прогресса и регресса в развитии социума /А. Д. Тысячина // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2013. № 1 (7). С. 21-29.

Другие публикации:

3. Тысячина А. Д. Морская «милитаризация» как одна из причин кризиса Афинского полиса в V в. до н. э. /А. Д. Тысячина // Открытия минувшего: История древности. М.: МГПУ, 2003. С. 100-105.

4. Тысячина А. Д. «Бегство от свободы» как одно из проявлений кризиса Афинского полиса в конце V в. до н. э. /А. Д. Тысячина // Открытия минувшего: История древности и археология. Научная историко-археологическая межвузовская конференция. Выпуск второй - М.: МГПУ, 2005. С. 120-132.

5. Тысячина А. Д. Проблема кризиса Афинского полиса конца V в. до н. э. Историографический аспект /А. Д. Тысячина // Актуальные вопросы

историографии / Состав, и отв. ред., канд. ист. наук Г. А. Ртищева. - М.: МГПУ, 2007. С. 43-51.

6. Тысячина А. Д. Пути решения проблемы сциентизма и антисциентизма (в контексте работы Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки») / А. Д. Тысячина // Философские исследования. - 2008/2. С. 197— 207.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Тысячина, Анна Дмитриевна

Заключение.

Итак, итог нашего исследования сводятся к следующему. Исходя из историко-философского анализа различных подходов к пониманию сущности регресса, мы пришли к выводу, что существует определенная традиция понимания проблемы социального регресса, которая в европейской философской мысли восходит к античности. Традиционный подход включает две составляющие. Первая составляющая предполагает цикличность развития, неизбежность фазы регресса. Вторая составляющая предполагает противоречивость развития, когда прогресс и регресс вместе составляют диалектическую пару. Если прогресс традиционно связан со сферами политики, экономики, сферой знания (науки и/или техники) как условием роста богатства и могущества (экономические показатели роста) государства и отдельных граждан, то регресс ассоциируется, прежде всего, с упадком

375 Жукоцкая А. В. Феномен идеологии. - Самара: ГОУ ВПО МГПУ (Самарский филиал), 2009. - С. 263 -264.

376 Зойя Л. Созидание души / Пер. с итал. - М.: ПЕРСЭ, 2004. - С. 153. сферы нравственности и/или духовности, в зависимости от мировоззренческой трактовки последней.

Сущность регресса в контексте данного исследования заключается в упадке нравственности в большинстве сфер жизни общества и человека. Социальный регресс и нравственный регресс - понятия с тождественными значениями. Основные виды регресса характеризуются двумя понятиями: «частный регресс» и «общий регресс». «Частный регресс» - ухудшение нравственности, оборотная сторона прогресса сферы интеллекта. «Общий регресс» - ухудшение качества обеих сфер общества.

Запуск механизма социального регресса связан с нарушением состояния относительного баланса прогресса и регресса, которые мы, исходя из культурологической парадигмы и не пренебрегая марксистской традицией, выделили в две принципиальные сферы социума: сферу интеллекта и сферу нравственности. Сфера интеллекта предполагает направленность активности субъекта вовне, и рассматривается на основе субъектно-объектных отношений. Она проявляется в таких формах, как преобразование, контроль, господство и т. п. Сфера нравственности предполагает направленность активности субъекта на себя и анализируется с точки зрения субъектно-субъектных отношений. Нарушение баланса функционирования сфер общественной жизни (нравственности и интеллекта) ведет к частному прогрессу/регрессу.

В качестве универсального индикатора состояния нравственно-интеллектуального баланса выделено отношение субъектов к власти и богатству в обществе. Тогда в качестве факторов, запускающих механизм социального регресса, выступают такие человеческие качества как алчность и честолюбие. Они же являются универсальными маркерами динамики регрессивных явлений в обществе. Это связано с тем, что главная опасность алчности и честолюбия заключается в их беспредельности, в выходе за определенные границы меры.

В качестве реального признака социального (нравственного) регресса следует выделить такую модель поведения социального субъекта (в первую очередь, элиты) в координатах «цели-средства», как ЬуЬпБ (греч. «неуважение к законным пределам различных видов»), детально разработанную в античной философии, когда в качестве целей выступают власть и/или богатство, сочетающиеся с неразборчивостью в средствах. Неразборчивость в средствах, предполагает: во-первых, игнорирование интересов других людей, групп, природы, использование их в качестве только средства; во-вторых, так как алчность и честолюбие не знают границ, то следующим шагом для реализации целей неизбежно становится применение насилия. Сначала данная модель поведения формируется в элите, а потом распространяется на значительную часть общества, что неизбежно приводит к его деградации.

В качестве сущностных признаков социального регресса в обществе следует считать рост социального неравенства, утрату чувства личной ответственности различными субъектами, в первую очередь властвующими субъектами, и применение насилия, его эскалацию как основной способ решения проблем. Применение насилия в обществе находит свое выражение в таких социальных явлениях, как преступность и терроризм. Но наиболее страшными по своим последствиям, являются такие социальные катастрофы, как террор, революции, и особенно войны, так как они приводят к массовой гибели людей. В этом смысле войну можно назвать квинтэссенцией социального регресса. Применение насилия, особенно массового и/или систематического невозможно без использования механизма создания образа врага (внешнего и внутреннего) в зависимости от идеологии общества. Это социально-психологический механизм, целью которого является переход с субъектно-субъектных отношений к субъектно-объектным отношениям. Степень изощренности создания образа врага и степень его выраженности прямо пропорциональны степени выраженности социального регресса.

Таким образом, феномен социального регресса был исследован нами на примере западной цивилизации как наиболее динамичной и позволил сделать выводы, что прогресс сфер политики и экономики, отчасти науки (сфера интеллекта) всегда оборачивался нравственным регрессом, что дает возможность прогноза развития современного общества.

Дальнейшая разработка проблемы социального регресса связана с тем, что регрессивные явления обратимы. Исследование регрессивных явлений, их механизма, признаков дает возможность своевременной диагностики и предупреждения регрессивных явлений в обществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тысячина, Анна Дмитриевна, 2013 год

Библиография.

1. Альбер, М. Капитализм против капитализма / М. Альбер. - СПб.: Экономическая школа, 1998. - 296 с.

2. Алхименков, М. А. Протестантизм и мессианские основы внешней политики США / М. А. Алхименков // США. Канада. Экономика - политика -культура. - 2012. - № 10. - С. 19-36.

3. Андреев, Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа / Ю. В. Андреев. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. - 863 с.

4. Андреев, Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации /Ю. В. Андреев. - СПб.: Алетейя, 1998. -399 с.

5. Антология мировой философии в 4-х т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. Ред. Коллегия: В. В. Соколов (редактор-составитель второго тома и автор вступит, статьи) и др. М.: Мысль, 1970 - (АН СССР Ин-т философии. Философ, наследие ) - 776 с. с илл.

6. Арендт, X Истоки тоталитаризма / X. Арендт; пер. с англ. - М.: ЦентрКом, 1996.-672 С.

7. Аристотель. Большая этика /Аристотель Сочинения: В 4-х т. Т. 4.; пер. с древенгреч. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. - С. 295 - 374.

8. Аристотель. Никомахова этика /Аристотель Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. - С. 53 - 294.

9. Аристотель. Политика. /Аристотель Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. - С. 375 - 644.

10. Аристотель. Поэтика /Аристотель Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. - С. 645 - 680.

11. Артемова, О. Ю. Десять лет «первобытности» в постсоветской России: анализ некоторых, преимущественно учебно-методических изданий

/О. Ю. Артемова // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 2. - С. 139 — 156.

12. Артемова, О. Ю. Эгалитарные и неэгалитарные первобытные общества / О. Ю. Артемова // Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития / Отв. ред. А. В. Коротаев и В. В. Чубаров. - М.: Институт Истории СССР АН СССР, 1991. Т. 1. - С. 44 - 91.

13. Белкин, А. И. Судьба и власть, или В ожидании Моисея / А. И. Белкин. - М.: «Гуманитарий» АГИ, 1996. - 270 с.

14. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1993.-383 с.

15. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. - М.: «Мысль», 1990.- 176 с.

16. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. - М.: «Советский писатель», 1990. - 348 с.

17. Бессонов, Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учебное пособие / Б. Н. Бессонов. - М.: Норма, 2006. - 320 с.

18. Бессонов, Б. Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. - М.: Норма, 2009. - 560 с.

19. Бестужев-Лада, И. В. Альтернативная цивилизация / И. В. Бестужев-Лада. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 352 с.

20. Бжезинский, 3. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство / 3. Бжезинский; пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 2005 -288 с.

21. Бжезинский, 3. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы / 3. Бжезинский; пер. с англ. -М.: Междунар. отношения, 2010.- 192 с.

22. Бледсо, У. Динамика цивилизаций: некоторые проблемы изучения / У. Бледсо //Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах. Выпуск 2. М.: ИНИОН РАН. 2004. - С. 60 - 78.

23. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка / М. Блок. -М.: Наука, 1973.-232 с.

24. Бодрийар, Ж. Город и ненависть / Ж. Бодрийар // Логос. - 1997, -№9.-С. 107-117.

25. Бодрийар, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийар; пер с франц. -М.: Культурная революция, Республика, 2006. -269 с.

26. Боннар, А. Греческая цивилизация /А. Боннар; пер. с франц. - М.: Искусство, 1995. - 671 с.

27. Бондаренко, Д. М. «Гомологические ряды» социальной эволюции и альтернативы государству в мировой истории / М. Д. Бондаренко // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / Под ред. H.H. Крадина, A.B. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши. - М.: Логос, 2000. -С. 198-206.

28. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности. (Происхождение нравственности) / Ю. М. Бородай. - М.: ИФРАН, 1995. - 297 с.

29. Бородай, Ю. М. Почему православным не годится протестантский капитализм? / Ю. М. Бородай //Наш современник. - 1990. - № 10. - С. 3-16.

30. Брутенц, К. Н. Может ли Европа сказать «нет» американскому патронажу? / К. Н. Брутенц //Новая и новейшая история. - 2009. - № 5. - С. 41-69.

31. Буркхардт, Я. Размышления о всемирной истории / Я. Буркхардт; пер. с нем. - М.: РОССПЭН, 2004. - 560 с.

32. Бьюкенен, П. Дж. Смерть Запада / П. Дж. Бьюкенен; пер. с англ. -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 444 с.

33. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн; пер. с англ. - СПб.: Университетская книга, 2001.-416 с.

34. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн; пер. с англ. - М.: Логос, 2004. - 368 с.

35. Валлерстайн, М. После либерализма / И. Валлерстайн; пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.

36. Варивончик, И. В. Динамика и особенности становления среднего класса США в 1940 - 1970-е годы //США Канада: экономика, политика, культура. -2010. -№ 11.-С. 39-53.

37. Варивончик, И. В. Динамика и особенности становления среднего класса в США: рейгановская революция //США Канада: экономика, политика, культура. - 2010. - № 12. - С. 41 - 54.

38. Васильев, JI. С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / Под ред. H.H. Крадина, A.B. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши /Л. С. Васильев. - М.: Логос, 2000. С. 96 - 114.

39. Васильев, Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1: Учебник по спец. «История» /Л. С. Васильев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. -512 с.

40. Ващеева, И. Ю. Кризис римской идентичности в IV - VII вв. / И. Ю. Ващеева // Вопросы истории. - 2012. - № 10. - С. 110 - 117.

41. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 44 - 273.

42. Видаль-Накэ, П. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире / П. Видаль-Накэ. - М.: Ладомир, 2001. - 419 с.

43. Вико, Д. Основания новой науки об общей природе наций / Д. Вико. Пер. с итал. - Москва-Киев.: «REFL - book» - 1994. - 656 с.

44. Вильчек, В. М. Алгоритмы истории /В. С. Вильчек. - М.: Аспект Пресс, 2004.-219 с.

45. Восленский, М. С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза / М. Восленский ; Предисл. Джиласа М.. — Изд. 2-е, испр. и доп.. —London : Overseas publ. interchange, 1990. — 671 с.

46. Вышеславцев, Б. П. Кризис индустриальной культуры / Вышеславцев Б. П. Сочинения / Б. П. Вышеславцев. - М.: Раритет, 1995. - С. 181 -460.

47. Гегель, Г. Народная религия и христианство / Гегель Г. Работы разных лет: в 2-х тт. - Т. 1. - М.: Мысль, 1970. - С. 47 - 88.

48. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер. - М.: «Наука», 1977. - 703 с.

49. Геродот, История в девяти томах / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. М.: Научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 1999. - 740 с.

50. Гесиод, Работы и дни //Эллинские поэты. М.: Гослитиздат, 1963. -406 с. С. 41-168.

51. Глинкина, С. П. Международная коррупция / С. П. Глинкина // Новая и новейшая история. - 2011. - № 1. - С. 13-30.

52. Глинкина, С. П. Феномен коррупции: взгляд экономиста / С. П. Глинкина // Новая и Новейшая история. 2010. № 4. С. 3 - 17.

53. Гор, Эл. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух / Эл. Гор; пер. с англ. - М.: lililí (Проза. Поэзия. Публицистика), 1993. - 432.

54. Грановский, Т. Н. О переходных эпохах в истории человечества. /Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья / Т. Н. Грановский. - М., Наука, 1986.-С. 315-316.

55. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. - М.: ООО «Издательство ACT», 2005. - 548 с.

56. Гусейнов, А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М.: Гардарика, 1998. - 472 с.

57. Гусейнов, А. А. Великие моралисты / А. А. Гусейнов. - М.: Республика, 1995.-351 с.

58. Даймонд, Дж. Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают / Дж. Даймонд; пер. с англ. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. - 762 с.

59. Даймонд, Дж. Ружья, микробы и сталь: История человеческих сообществ /Дж. Даймонд; пер. с англ. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. - 604 [4] с. - (Philosophy).

60. Делюмо, Ж. Ужасы на Западе / Ж. Делюмо; пер. с фр. - М.: Голос, 1994.-416 с.

61. Джекобе, Д. Закат Америки. Впереди Средневековье / Д. Джекобе; пер. с англ. - М.: Европа, 2006. - 264 с.

62. Диденко, Б. А. Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть / Б. А. Диденко. - М.: Помартур, 1999. - 173 с.

63. Доддс, Э. Р. Греки и иррациональное / Э. Р. Додцс; пер. с англ. -СПб.: Алетейя, 2000. - 507 с.

64. Дьяконов, И. М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней / И. М. Дьяконов. - М.: КомКнига, 2007. - 384 с.

65. Дю Пюи де Кленшан, Филипп Рыцарство / Филипп Дю Пюи де Кленшан; пер. с фр. - СПб.: Евразия, 2004. - 192 с.

66. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм; пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 1994 -399 с.

67. Есин, А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологи в систематическом изложении: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Б. Есин. - М.: Высш. шк.; Academia, 1999. - 216 с.

68. Жак Jle Гофф. Рождение Европы / Пер. с фр. - СПб.: «Александрия», 2007. - 398 с.

69. Жукоцкая, А. В. Феномен идеологии / А. В. Жукоцкая. - Самара: ГОУ ВПО МГПУ (Самарский филиал), 2009. - 272 с.

70. Зелинский, Ф. Ф. Древнегреческая религия / Ф. Ф. Зелинский. -Киев: СИНТО, 1993.- 128 с.

71. Зелинский, Ф. Ф. История античной культуры / Ф. Ф. Зелинский. -СПб.; Марс, 1995.-380 с.

72. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель // Логос. - 2002. - № 3 -4 (34). - С. 23 - 34.

73. Зинн, Г. Народная история США: с 1492 года до наших дней / Г. Зинн; пер. с англ. - М.: Издат-во «Весь мир», 2006. - 880с.

74. Зиновьев, А. А. На пути к сверхобществу / А. А. Зиновьев. - М.: Астрель, 2008. - 576 с.

75. Зойя, Л. Созидание души /Л. Зойя; пер. с итал. - М.: ПЕРСЭ, 2004. - 208 с.

76. Ибн-Халдун. Пролегомены / Ибн-Хальдун /Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008. - С. 187-217.

77. История этических учений: Учебник / Под ред. А. А. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2003. - 911 с.

О ___

78. Иегер, В. Пайдейя Т. 1. / В. Иегер; пер. с нем. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 2001. - 593 с.

79. Кара-Мурза, А. А. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации / А. А. Кара-Мурза. - М.: ИФ РАН, 1995. - 264 с.

80. Карпюк, С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин / С. Г. Карпюк. - М.: ИВИ РАН, 2003. - 340 с.

81. Карсавин, Л. П. История европейской культуры. Т. 1: Римская империя, христианство и варвары / Л. П. Карсавин; пер. с лит. - СПб.: Алетейя, 2003.-336 с.

82. Карсавин, Л. П. Философия истории / Л. П. Карсавин. - СПб.: АО КОМПЛЕКТ, 1993. - 351 с.

83. Кессиди, Ф. От мифа к логосу: Становление греческой философии / Ф. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2003. - 360 с.

84. Киселев, Г. С. «Тайна прогресса» и возможность истории / Г. С. Киселев //Вопросы философии. - 2009. - № 2. - С. 3 - 19.

85. Клягин, Н. В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект) / Н. В. Клягин. - М..: ИФРАН, 1996. - 252 с.

86. Клягин, Н. В. Человек в истории / Н. В. Клягин. - М.: ИФРАН, 1999.-238 с.

87. Кнабе, Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г. С. Кнабе. - М.: Индрик, 1994. - 528 с.

88. Кожевникова, Ю. А. Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире: автореферат дис. ... кандитдата филсофскхнаук: 09.00.11 /Кожевникова Ю. А.; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова] Москва, 2012 - 22 с.

89. Коллингвуд, Р. Д. Идея истории; Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд; Пер. с англ. М.: Наука, 1980. - 485 с.

90. Констан, Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей //Полис. - 1993. - № 2. - С.

91. Коротаев, А. В. Социальная эволюция: Факторы, закономерности, тенденции /А. В. Коротаев. - Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения М.: Вост. лит., 2003.-276 с.

92. Крадин, Н. Н. Политическая антропология: учебник / Н. Н. Крадин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Логос, 2011. - 272 с. - (Новая университетская библиотека).

93. Леви-Стросс, К. Неприрученная мысль / Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. Пер. с фр. / К. Леви-Стросс - М.: Республика, 1994. -С. 111 -336.

94. Леви-Стросс, К. Раса и история / Леви-Стросс, К. Путь масок. Пер. с фр. / К. Леви-Стросс. - М.: Республика, 2000. - С. 323 - 356.

95. Леви-Стросс, К. Три вида гуманизма / Леви-Строс, К. Первобытное мышление. Пер. с фр. / К. Леви-Стросс. - М.: Республика, 1994. - С.15 - 18.

96. Ливий, Т. История Рима от основания города. В 3 ч. Ч. 1. / Т. Ливий. - М.: Наука, 1989. - 576 с.

97. Литаврин, Г. Г. Как жили византийцы /Г. Г. Литаврин. - СПб., «Алетейя», 1997. - 256 с.

98. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М.: РИМИС, 2009. - 352с.

99. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц; пер. с нем. - М.: Республика, 1998.-493 с.

100. Лосев, А. Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. - М.: Наука, 1977.-207с.

101. Макиавелли, Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия / Н. Макиавелли; пер. с ит., - СПб.: Азбука, 2002. - 288с.

102. Мамардашвили, М. К. Необходимость себя. /Лекции. Статьи. Философские заметки./Под общей редакцией Ю. П. Сенокосова / М. К. Мамардашвили. - М.: Лабиринт - 1996. - 432 с.

103. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. / Л. Мамфорд; пер. с англ. - М.: Логос, 2001. - 408 с.

104. Манхейм, К. Социологические причины культурного кризиса наших дней // Кризис сознания : сборник работ по «философии кризиса» / К. Манхейм. - М.: Алгоритм, 2009. - 272 с. - (Философский бестселлер). С. 174 -186.

105. Мандевиль, Б. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - блага для общества / Б. Мандевиль. - М.: Наука, 2000. - 291 с.

106. Маркузе, Г. Одномерный человек. /Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-526 с.

107. Маркиш, Ш. Сумерки в полдень. Очерк греческой культуры в период Пелопоннесской войны. / Ш. Маркиш. - СПб.: Университетская книга, 1999.-317 с.

108. Маркс, К. Критика политической экономии том первый. Книга 1. Процесс производства капитала / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - 2-е изд. - Т.23. - М.: Госполитиздат, 1960. - С. 744.

109. Маркс, К., Энгельс, Ф. Манифест коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - 2-е изд. - Т.4. - М.: Госполитиздат, 1955. -С. 419-459.

110. Медоуз, Д., Рандерс, Й., Медоуз, Д. Пределы роста. 30 лет спустя / Д. Медоуз, Й. Рандерс, Д. Медоуз; пер. с англ. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2007.-342с.: ил.

111. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. — М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 873, [7] с.

112. Моисеев, Н. Н. Алгоритмы развития /Н. Н. Моисеев. - М.: Наука, 1987.-304 с.

113. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь Разума / Н. Н. Моисеев. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.

114. Монтескье, Ш. Персидские письма / Ш. Монтескье. - М.: ГОСЛИТИЗДАТ, 1956. - 400 с.

115. Морган, Л. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Л. Морган. - Л.: Институт народов Севера ЦИК СССР, 1935. — 352 с.

116. Мотрошилова, Н. В. Цивилизация и варварство в современную эпоху / Н. В. Мотрошилова. - М.: ИФ РАН, 2007. - 268 с.

117. Мотрошилова, Н. В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов: 2-е, расширенное и исправленное издание книги «Цивилизация и варварство в современную эпоху» В авторской редакции /Н. В. Мотрошилова; Рос. Акад. Наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - 480 с.

118. Назаретян, А. П. /А. П. Назаретян/ Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика - писихология -прогнозирование): 2-е изд. - М.: Мир, 2004. - 367 с.

119. Никитина, Ю. А. Коэволюционная инноватика как принцип управления развития общества в условиях системного кризиса. : автореферат

дис. ... доктора философских наук: 09.00.11: защищена / Ю. А. Никитина; Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2011. - с.

120. Нисбет, Р. Прогресс: история идеи / Р. Нисбет; пер. с англ. - М.: ИРИСЭН, 2007.-557 с.

121. Ницше, Ф. Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом / Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза / Ф. Ницше; пер. с нем. -СПб.: Худож. лит., 1993. - 672 с.

122. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза / Ф. Ницше; пер. с нем. — СПб.: Худож. Лит., 1993. - 672 с.

123. Ортега-и-Гассет, X. Бесхребетная Испания: Сб.: Пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО HI 111 «Ермак», 2003. -269 с.

124. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс //Психология масс. Хрестоматия / X. Ортега-и-Гассет - Самара: Издательский Дом «БАХАРАХ-М», 2006.-С. 195-314.

125. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.

126. Печчеи, А. Человеческие качества /А. Печчеи. - М.: Прогресс, 1985.-312 с.

127. Платон. Государство. //Платон. Сочинения. В 3-х т. Пер. с древнегреч. Т. 3. Ч. 1. - М.: «Мысль», 1971. С. 89 - 454.

128. Платон. Критий. //Платон. Сочинения. В 3-х т. Пер. с древнегреч. Т. 3. Ч. 1.-М.: «Мысль», 1971.-С. 543-560.

129. Платон. Законы / Платон. Сочинения. В 3-х т. Пер. с древнегреч. Т. З.Ч. 2.-М.: Мысль, 1972.

130. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; пер. с англ. - М.: КомКнига, 2005. - 296 с.

131. Псевдо-Ксенофонт. Афинская полития. /JI. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. Афинская демократия в свидетельствах современников / Псевдо-Ксенофонт. - М.: Ладомир, 1996. - С. 91 - 100.

132. Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика. (Московские лекции и интервью) / П. Рикер; пер. с фр. - М.: «KAMI», Издательский центр «ACADEMIA» 1995. - 160 с.

133. Руссо, Ж.-Ж. Способствовали возрождение наук и искусств очищению нравов. /Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. - С. 9 - 30.

134. Салинз, М. Экономика каменного века /М. Салинз; пер. с англ. -М.: О.Г.И., 1999.-293 с.

135. Саллюстий, Г. О заговоре Каталины / Саллюстий, Г. // Саллюстий, Г. Сочинения.-М.: Наука, 1981. - С. 5 - 39.

136. Саррацин, Т. Германия: самоликвидация /Т. Сарацин; пер. с нем. -М.: ACT, 2013.-400 с.

137. Семенов, Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) / Ю. И. Семенов. - М..: «Современные тетради». 2003. - 776 с.

138. Сенека, Л. А. Нравственные письма к Луцилию / Луций Анней Сенека; пер. с лат. С. Ошерова. - М.: ACT: Астрель, 2011. - 408 с.

139. Сергеева, О. А. Особенности современных цивилизационных процессов / О. А. Сергеева. - М.: «МАТИ» - РГТУ им К.Э. Циолковского, 2002.-267.

140. Сергеева, О. А. Становление цивилизационной концепции. Генезис и структура цивилизационной концепции общественного развития / О. А. Сергеева. - М.: «МАТИ» - РГТУ им К.Э. Циолковского, 2002. - 229 с.

141. Симонян, P. X. Субъективное в историческом процессе (к двадцатилетию российских экономических реформ) / P. X. Симонян // Вопросы философии. - 2011. - №3. - С. 12-23.

142. Соловьев, В. С. Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями /

В. С. Соловьев. - М.: «Товарищество А.Н. Сытин и К». Фирма «ПИК» 1991. -192с.

143. Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности / Дж. Сорос; пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1999. - XXVI, 262 с.

144. Сноу, Ч. Две культуры и научная революция / Ч. Сноу // Сноу Ч. Портреты и размышления. - М.: Изд. «Прогресс», 1985. С. 195 - 226.

145. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество /П. А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

146. Софокл. Антигона //Софокл. Драмы. - М.: Наука, 1990. С. 124 —

169.

147. Софокл. Царь Эдип //Софокл. Драмы. - М.: Наука, 1990. С. 5 -

58.

148. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1998 - 556 с.

149. Степанянц, М. Т. Культура как гарант российской безопасности / М. Т. Степанянц // Вопросы философии. - 2012. - №1. - С. 3 - 13.

150. Степин, В. С. Эпоха перемен и сценарий будущего. Избр. Социол. Философ. Публицистика / В. С. Степин /Ин-т философии РАН. - М.: 1996.- 174 с.

151. Тарле, Е. В. Падение абсолютизма в Западной Европе: Исторические очерки / Е. В. Тарле. - М.: Едиториал УРСС, 2010.- 144 с.

152. Тацит, К. История./ Тацит. Сочинения в 2 Ч. - 2-е изд. стереотип, испр. и перераб. - СПб.: Наука, 1993. - С. 385 - 559.

153. Тенякова, О. А. Катастрофизм как мегатенденция современного цивилизационного развития. : дис. ... канд. философских наук: 09.00.11: защищена / О. А. Тенякова; Башкирский государственный университет. -Уфа, 2003.-180 с.

154. Теннис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис. - СПб, «ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2002. - 452 с.

155. Ткаченко, А. А. Ирак при С. Хусейне: мобилизационная экономика и социальный регресс / А. А. Ткаченко // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск двадцатый) М., 2003. С. 327 - 335.

156. Тодд, Э. После империи. Pax Americana - начало конца / Э. Тодд; пер. с франц. - М.: Междунар. отношения. 2004. - 240 с.

157. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 73 6 с.

158. Тойнби, А. Икеда, Д. Избери жизнь. Диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икеды / А. Тойнби, Д. Икеда. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 448 с.

159. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века /Э. Тоффлер; пер. с англ. - М.:АСТ: ACT МОСКВА, 2009. -669, [3]с.

160. Тумане, X. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII - V вв. до н. э.) / X. Тумане. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. - 544 с.

161. Тысячина, А. Д. Морская «милитаризация» как одна из причин кризиса афинского полиса в V веке до н. э. /А. А. Тысячина // Открытия минувшего: История древности. М.: МГПУ, 2003. - С. 100 - 105;

162. Франк, С. JI. По ту сторону «правого» и «левого» / С. JI. Франк // Новый мир. - 1990. - № 4. - С. 226 - 233.

163. Фрейд, 3. Тотем и табу. /Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Пер. с нем. Книга 1. / 3. Фрейд. - Тбилиси, «МЕРАНИ», 1991. С. 193 - 350.

164. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; пер. с англ. - Мн.: ООО «Попурри», 1999. - 624 с.

165. Фромм, Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Э. Фромм; пер. с англ. - Мн.: ООО «Попурри», 2000. - 672 с.

166. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М.: Прогресс. 1986. - 240

с.

167. Фукидид. История / Фукидид. - JL: Наука, 1981. - 544 с.

168. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. -СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.

169.Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 349 с.

170. Фурсов, А. И. Революция как имманентная форма развития европейского исторического субъекта / А. И. Фурсов // Французский ежегодник. 1987. М.: Наука, 1989. - С. 278 - 328.

171. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций /Ю. Хабермас; пер. с нем. - 2-е изд., испр. - М.: «Весь Мир», 2008. -416 с.

172.Хабермас, Ю. Расколотый Запад / Ю. Хабермас; пер. с нем. - М.: «Весь Мир», 2008. - 192 с.

173. Хабихт, X. История города в эллинистическую эпоху / X. Хабихт; пер. с нем. Ю.Г. Виноградова. - М.: Ладомир, 1999. - 416 с.

174. Хаттори, Э. Размышления на перекрестках цивилизаций //Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах. Выпуск 2. / Э. Хаттори. - М.: ИНИОН РАН. 2004. С. 134 - 147.

175. Хёйзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хёйзинга; пер. с нидерл. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.—464 с.

176. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно; пер. с нем. - СПб.: Медиум, Ювента, 1997 - С. 16 - 60.

177. Хорни, К. Самоанализ / К. Хорни. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -

448 с.

178. Чесноков, Г. Д. Философия в поиске: проблемы социальной философии: Монография. - 2-е изд., доп. - М.: AHO РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2012. - 447 с.

179. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер; пер. с нем. - М.: Прогресс, 1973.-342 с.

180. Шелер, М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер; Пер. с нем. - СПб.: Наука : Унив. кн., 1999. - 230 с.

181. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром. - Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. - 127 с.

182. Шохин, В. К. Античное понимание культуры и протокультурфилософия: специфика и компаративные параллели / В. К. Шохин // Вопросы философии. - 2011. - №3. - С. 51 - 61.

183. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / О. Шпенглер; пер. с нем. - М.: Мысль, 1993.-663 с.

184. Эванс-Причард, Э. Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. / Э. Э. Эванс-Причард. — М.: Наука, 1985. — 236 с.

185. Элленбергер, Генри Ф. Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии. Часть. 2. / Генри Ф. Элленбергер. -СПб.: Янус, 2004-668 с.

186. Эмар, Э. Европа во взаимодействии цивилизаций // Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах. Выпуск 2. / Э. Эмар. -М.: ИНИОН РАН. 2004. С. 14-19.

187. Этика: Энц. словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2001.-671 с.

188. Юнг, К. Г. Борьба с тенью. / К. Г. Юнг И Вестн. Моск. ун-та. Сер. VII. Философия. 1995. № 6. С. 82 - 87.

189. Юнг, К. Г. Очерки по психологии бессознательного / К. Г. Юнг; пер. с англ. - Издание 2-е., М.: «Когито-Центр», 2010. - 352 с.

190. Юнг, К. Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. - СПб., МЦНК и Т «Кентавр» Институт Личности ИЧП «Палантир», 1994. - 136 с.

191. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом; пер. с англ., -М.: Независимая фирма «Класс», 2004. - 576 с.

192. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991. - 527с.

193. Яшкова, JI. А. Антропная катастрофа: сущность, причины, генезис: автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.13: защищена / Л.

A. Яшкова; Омский государственный педагогический университет. - Омск, 2009.-21с.

Иностранная литература:

194. Bowersock, G.W. The dissolution of the Roman Empire // Eds. N. Yoffee, G. Cowgill. The Collapse of Ancient States and Civilizations. Tuscon: Univ. of Arizona Press, 1988. P. 165 - 175.

195. Castriota, D. Myth, Ethos and Actuality: Official Art in Fifth-Century

B. C. Athens, Madison, (Wisconsin): The Univ. of Wisconsin press, 1992. - XII, 337 p.

196. Cowgill George L. Onward and Upward with Collapse. // Eds. N. Yoffee, G. Cowgill. The Collapse of Ancient States and Civilizations. Tuscon: Univ. of Arizona Press, 1988. P. 244 - 276.

197. Fisher R. E. Hybris and Dishonor: I / R. Fisher // Greece and Rome. Ser. 2, 23, 1976, P. 177- 193.

198. Janis, Irving Lester Victims of groupthink: A psychol. study of foreign - policy decisions a. fiascoes / Irving L. Janis Boston : Houghton Mifflin со. , Cop. 1972-VIII, 276 с.ил.,

199. MacDowell D. M. Hybris in Athens. / D. M. MacDowell // Greece and Rome. Ser. 2, 23, 1976, P. 14-31.

200. Runciman W. G. Doomed to Extinction: The Polis as an Evolutionary Dead-end / W. G. Runciman // The Greek City: From Homer to Alexander. Oxf., 1991. P. 347-367.

201. Scott, James С. Seeing like a state : How certain schemes to improve the human condition have failed / James C. Scott New Haven London : Yale univ. press , Cop. 1998 - XIV, 445 с.ил.;

202. Tainter, Joseph A. The collapse of complex societies / Joseph A. Tainter. - Repr. Cambridge etc. : Cambridge univ. press , 1989 - XIV, 250 с.ил.;

203. Yoffee N. Orienting Collapse. //Eds. N. Yoffee, G. Cowgill. The Collapse of Ancient States and Civilizations. Tuscon: Univ. of Arizona Press, 1988. P. 1-19.

Интернет источники:

204. Мусиенко Т. В. Лукин В. Н. О значении системного подхода к

объяснению направленности развития микрополитики. Credo new.

Теоретический журнал. № 1. 2003г. [Электронный ресурс ]

http://credonew.ru/content/view/326/28/

205. Springs, Kurt D., Litt, M. Civilization, Transformation and Collapse // Journal of World Anthropology: Occasional Papers: University at Buffalo. Volume III, Number 1, July 2007. P. 97-112.; [Электронный ресурс] http://wings.buffalo.edu/research/anthrogis/JWA/V3Nl/Springs - Download.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.