Насилие как социальный феномен: особенности конституирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Сурков, Александр Алексеевич

  • Сурков, Александр Алексеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 147
Сурков, Александр Алексеевич. Насилие как социальный феномен: особенности конституирования: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2014. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сурков, Александр Алексеевич

Оглавление

Введение

Глава 1. Насилие и социальная реальность

§ 1. Биологические и моральные теории насилия

§ 2. Инструментальность насилия

§ 3. Принципы различия и тождества

Глава 2. Насилие на разных уровнях социального

§ 1. Объективное и субъективное насилие

§ 2. Насилие и миф

Глава 3. Насилие на микросоциальном уровне

§ 1. Социальная роль палача

§ 2. Социальная роль жертвы

§ 3. Социальная роль свидетеля: в поисках объективности

Глава 4. Насилие и жизненные пространства

§ 1. Запретные районы

§ 2. Безжизненные места

Глава 5. Возможность ненасилия

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Насилие как социальный феномен: особенности конституирования»

Введение

Актуальность исследования

Существуют такие понятия, которые используются повсеместно, но при этом остаются до конца непонятными участникам коммуникации. Зачастую они становятся «резиновыми», определяя собой любой феномен реальности, или, наоборот, не определяя ничего. Их употребление похоже на игру в перетягивание каната — каждый участник вкладывает в них свое содержание, стремясь полностью обессмыслить позицию оппонента. К философским высказываниям все это относится не больше и не меньше, чем к тому, что говорят в других областях знания, даже тех, которые рассматриваются как бастионы объективности. Особенность философии в том, что работа со смыслом понятий и категорий, их уточнение, ре-интерпретация, описание применения является, как мы считаем, одним из основных видов ее деятельности. Работа с этическим тезаурусом требует особой тщательности, ибо изменение смысла отдельных понятий может повлечь за собой изменение и стратегий поведения людей. Бездумное использование определенных категорий, убежденность в том, что существует абсолютное и полное их понимание, приводит к тому, что можно назвать цинизмом и «моральной демагогией», приводя, вслед за A.A. Гусейновым, в пример ситуацию из области искусства: «Представим себе ситуацию, когда какой-то шедевр потерялся, и мы имеем дело только с его копией. Если кто-то скажет, что шедевра вообще не существовало, а кто-то скажет, что копия и есть шедевр, то мы получим как раз аналогии крайностей цинизма и демагогии в этике»1.

Понятие «насилие» часто используется исходя из этических или политических предпочтений исследователей. Перетягивая его на свою сторону, каждый пытается обвинить своего визави в насилии. Само же слово имеет в обыденном языке негативную коннотацию, в то же время как синонимы могут

1 Гусейнов A.A. Моральная демагогия как форма апологии насилия [Электронный ресурс] // Guseinov.ru. URL: http://guseinov.ru/nub1/Moral demagodiya.html (дата обращения 18.08.2014).

использоваться категории «силы», «власти» и т.д., которые зачастую оцениваются положительно. И вся эта неразбериха существует на фоне постоянного столкновения с насилием в ежедневном опыте. В хоре голосов, обвиняющих друг друга в применении насилия, тем временем растворяется конкретная ситуация, исчезают из памяти образы людей, которые стали жертвами реальных катастрофических событий. Жизни становятся ценой за моральную демагогию.

Российское общество находится в числе стран с очень высоким уровнем преступности2, что делает важным исследования проблемы насилия, которые смогли бы не просто предложить определенные трактовки происходящего в современном обществе, попытаться осмыслить исторический опыт народа, но и предложить способы снижения угрозы насильственного поведения. Без этого, как нам кажется, невозможно построение общества, основанного на понимании прав и свобод человека, его жизни как высшей ценности. Миллионы потерянных в катастрофах прошлого жизней не являются сегодня для нас тем уроком, изучение которого должно привести нас к тому, чтобы не повторять ошибки. Этот живой и страшный опыт может помочь нам в теоретическом осмыслении феномена насилия, того, как это вообще возможно — уничтожить другого человека.

Степень разработанности темы

Без преувеличения можно утверждать, что проблема насилия является одной из самых обширных в области социально-гуманитарного знания. К ней на протяжении веков обращались крупные философы, теологи, основатели религиозных и этических систем, пытаясь остановить насильственные акты. В истории мировой философской мысли примеры рассуждений о роли насилия в жизни человека и общества можно найти у многих авторов. Так, например, в философской традиции Древней Греции мы можем найти идеи о связи насилия и

2 Так, из доклада Управления ООН по наркотикам и преступности за 2013 год мы можем увидеть, что, несмотря на снижение количества убийств на 1000 человек в г. Москве, общий уровень умышленных убийств в стране остается самым высоким в Европе, а в столице одним из самых высоких.

См. Global Study On Homicide 2013 [Электронный ресурс] // United Nations Office on Drugs and Crime, 2014. URL: https://www.unodc.org/documents/gsh/pdfs/2014 GLOBAL HOMICIDE BOOK web.pdf (дата обращения 18.08.2014).

зависти, насилия и воспитания у Платона в его трактате «Государство». Аристотель касается этой темы в своем произведении «Политика». В средние века мы можем встретить размышления о насилии в связи с обсуждением христианских доктрин. Например, о праве на убийство и самоубийство рассуждает в своем произведении «О граде Божьем» Аврелий Августин. В эпоху Возрождения тема насилия начинает затрагиваться в контексте жестокости и милосердия власти, как у Н. Макиавелли в его труде «Государь». В Новое Время, помимо дискуссии о естественном состоянии общества, которое Т. Гоббс в целом считает насильственным и интерпретирует как «войну всех против всех» насилие появляется у Дж. Локка в «Двух трактатах о правлении» в контексте обязанности государства защищать гражданина и его собственность. В традиции Просвещения проблема насилия затрагивается в свете особенностей правильного воспитания. Наиболее полно это выражено в трактате «О педагогике» И. Канта . Особое внимание необходимо обратить на литературное творчество Маркиза де Сада — «автора» такого насильственного феномена, как садизм. В XIX веке насилие начинают понимать в качестве определенной характеристики общественных отношений, как у Г.В.Ф. Гегеля в его рассуждениях о диалектике раба и господина, или общественного строя, как у К. Маркса. Именно у последнего насилие становится важным элементом исторического процесса, средством, с помощью которого осуществляется переход в новое общество4. Полноценная же марксистская традиция осмысления насилия начинается с произведения Ф. Энгельса «Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом», в котором обосновывается идея вторичности политического насилия по отношению к экономическим условиям. В конце XIX века немецкий социолог М. Вебер начинает рассматривать насилие через призму легитимности и в его связи с государством: «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение

И. Кант нанимает свои лекции о педагогике так: «Под воспитанием мы понимаем уход... дисциплину... и обучение вместе с образованием» (Кант И. О педагогике // Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С. 399). Его рассуждения о дисциплине могут трактоваться как размышления о насилии.

4

Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т.23. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. С. 761.

господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство»5.

В западной философской традиции XX века создаются теоретические работы, полностью посвященные проблематике насилия, формируется особое дискурсивное пространство, для которого характерно различение категорий «насилие», «сила», «власть». К основным произведениям можно отнести «Размышления о насилии» Ж. Сореля, «К критике насилия» В. Беньямина, «О насилии» X. Арендт, которые стали основой для нашего исследования. Много посвятили анализу феномена насилия (или в данном случае - агрессии) психологи, психиатры, психоаналитики, ученые, работающие и изучающие поведение животных. Среди исследователей, анализировавших связь психики человека, его биологических свойств с проявлениями агрессии, можно назвать 3. Фрейда, К. Лоренца, Б.Ф. Скиннера и др. В настоящей работе это направление не рассматривалось как основное, однако две работы - «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромма и «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев» Ф. Зимбардо - играют в нашем исследовании важную роль.

Вторая половина XX века отмечена появлением большого количества текстов, анализирующих насилие через попытку осмыслить связь ужасов второй мировой войны (Холокоста) и основных принципов модерна. Здесь прежде всего нужно указать «Негативную диалектику» Т. Адорно, его же совместную с М. Хоркхаймером «Диалектику просвещения», «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме» X. Арендт, «Актуальность холокоста» 3. Баумана, «Homo Sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель» Д. Агамбена. Особый взгляд, оказавший сильное влияние на других мыслителей, на проблематику насилия в его связи с колониализмом представил в своем произведении «Les damnés de la

5 Вебер M. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 645.

terre»* Ф. Фанон. В исследование проблемы внес важную лепту и еще один представитель франкфуртской школы Г. Маркузе, который в своем творчестве затрагивает темы репрессивности цивилизации, бунта, революционной теории («Эрос и цивилизация», «К ситуации новых левых»). Особое место в осмыслении роли насилия в деятельности отдельных социальных институтов занимают работы М. Фуко, такие как, например, «Надзирать и наказывать» и «Безопасность, территория, население».

В последней четверти XX — начале XXI веков в Европе начинают складываться теории, изучающие насилие с позиций социальной феноменологии и социального конструктивизма. Среди произведений, оказавших сильное влияние на данное исследование, можно назвать «Феномен насилия» Д. Ричеса и «Насилие. Новый подход» М. Виевиорки.

Среди работ последнего времени особого внимания заслуживает «О насилии» С. Жижека, в которой рассматривается вопрос о связи социальной системы, идеологии и насильственных актов.

В России, надо сказать, интерес к этой проблеме не так велик, как в западном мире. Во многом это связано с нежеланием ворошить прошлое, связанное с массовыми репрессиями и тоталитарным государством. Это не значит, однако, что у нас не существует теории насилия. В конце XIX - начала XX веков в России появляются совершенно разные направления анализа данной проблемы. Во-первых, возникает религиозная традиция, рассматривающая насилие в контексте проблемы взаимоотношений добра и зла. К ней можно отнести творчество Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы»), JI.H. Толстого («Закон насилия и закон любви», «Одумайтесь!» и др.), И.А. Ильина («О сопротивлении злу силою»). Во-вторых, оформляется революционная традиция, для которой насилие играет важную роль в осмыслении проблем построения нового общества и разрушения старого. Так, В.И. Ленин, продолжая

* На русском существуют только переводы отрывков, соответственно много и названий у книги: «Проклятьем заклейменные», «Проклятые земли» и т.д.

марксистскую традицию, в своем труде «Государство и революция» полагает насилие определенным способом поддержания экономического господства одних классов над другими: «Государство есть особая организация силы, есть организация насилия подавления какого-либо класса»6.

Во второй половине XX века советские и российские авторы в целом находились в русле общеевропейской философской традиции осмысления проблемы насилия. Прежде всего здесь необходимо назвать современного отечественного исследователя В.В. Денисова, написавшего в 1975 году работу «Социология насилия», в которой собран уникальный историко-философский материал по теме, проведен анализ почти всех существовавших на тот момент концепций насилия. Творчество В.В. Денисова позволяет лучше понять марксистскую концепцию насилия, важность которой для осмысления этого феномена трудно переоценить. Особого внимание заслуживают работы A.A. Гусейнова («Моральная демагогия как форма апологии насилия», «Мораль и насилие», «Этика ненасилия» и др.), не один десяток лет работающего в области этики ненасилия, выработки возможных определений понятия «насилие». Вопросы насилия и ненасилия, войны и морали всесторонне рассматриваются в творчестве Р.Г. Апресяна («Опыт ненасилия в XX столетии», «Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика», «Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры»). Огромной теоретической глубиной обладают произведения Б.Г. Капустина (в частности «К понятию политического насилия»), в которых можно найти одну из немногих попыток на русском языке создать концепцию насилия в рамках того дискурсивного пространства, которое на Западе представлено X. Арендт, Ж. Сорелем, В. Беньямином. Творчество В.А. Подороги («Время После. Освенцим и ГУЛАГ: Мыслить абсолютное Зло») представляет собой редкое стремление проанализировать трагический исторический опыт нашего народа.

Ленин В.И. Государство и революция // Полное собрание сочинений. Т. 33. М.: Издательство политической литературы, 1969. С. 24.

Стоит отметить также исследования по проблеме насилия, которые проводят российские ученые в смежных с философией социально-гуманитарных областях, среди них Я.И. Гилинский («Социальное насилие»), А.П. Назаретян («Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии», «Эволюция ненасилия: историческая ретроспектива»).

Среди авторов, чьи работы не связанны напрямую с темой насилия, но оказали сильное влияние на методологию настоящего диссертационного исследования, необходимо назвать: Э. Левинаса («The Rights of Man and the Rights of the Other», «Время и другой. Гуманизм другого человека»), Ж. Деррида («Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля», «Насилие и метафизика. Очерк мысли Эммануэля Левинаса), Р. Барта («Мифологии»), А.Ф. Лосева («Диалектика мифа»), В.М. Найдыша («Философия мифологии: XIX - начало XXI вв.»).

Объект исследования — политическое и социальное насилие.

Предметом исследования является насильственный акт, как он складывается в процессе микросоциального взаимодействия субъектов, и его связь с социальными структурами общества.

Цель диссертационного исследования заключается в построении целостной социально-философской концепции насилия через обращение к процессу формирования характерных социальных ролей (палача, жертвы, свидетеля) и с учетом его, насилия, связи с идеологической гегемонией, осуществляющей стабилизацию социальной системы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

— проведение историко-философского анализа основных концепций насилия и оценка методологических оснований биологических и моральных теорий насилия;

- демонстрация инструментального характера насилия;

- анализ основных принципов, на которых базируется процесс конституирования насильственного акта на разных уровнях социального;

- рассмотрение структуры процесса конституирования насильственного акта, исходя из предположения, что на уровне взаимодействия субъектов насильственного акта и на уровне социальных структур она различна;

- проведение анализа формирования социальных ролей палача, жертвы и свидетеля;

- выявление взаимного влияния жизненного пространства (социального, географического) и насильственного акта;

- определение основных путей построения концепции ненасилия.

Методология исследования включает в себя различные сочетания методологических программ, среди которых можно назвать и историко-философский анализ, и компаративное рассмотрение идей различных философов и школ. Вместе с тем существует два направления социально-философской мысли, которые оказали наиболее сильное влияние на категориальный и методологический аппарат данной работы.

Во-первых, настоящее диссертационное исследование использует возможности марксистского (в его грамшианском варианте) подхода к общественным отношениям, строящегося вокруг анализа процедур распространения идеологии и концепции «гегемонии». Эта методологическая установка проявляется в стремлении представить насильственный акт как феномен, возникающий в результате взаимодействия идеологических механизмов (понимаемых в духе «идеологических аппаратов государства» Луи Альтюссера) и сознания отдельного человека, выстраивающего свою субъективную реальность. Такой подход позволяет анализировать насильственный акт сквозь призму конкретных социально-исторических процессов, в которых он произошел, а также

помогает создать определенные прогностические процедуры, с помощью которых стало бы возможно анализировать текущую социально-политическую жизнь и находить в ней ситуации, потенциально грозящие насилием.

Вторым методологическим источником диссертационного исследования является социальная феноменология, как она представлена у Альфреда Шюца и, в еще большей степени, в творчестве П. Бергмана и Т. Лукмана. С опорой на этот подход в работе проводится мысль, что насилие - это феномен социальной реальности, вызываемый к жизни как отдельными людьми, так и их группами в результате их активного взаимодействия между собой и с социальными институтами.

В работе также широко используется исторический материал, художественные источники, среди которых фильмы о войне и насилии, литературные произведения, прежде всего вышедшие из-под пера авторов, непосредственно испытавших ужасы насилия, таких как Примо Леви и Варлам Шаламов.

Научная новизна исследования состоит в развитии концептуального понимания насилия как феномена, индуцируемого взаимодействием субъектов на микросоциальном уровне и принятием ими социальных ролей, символически нагруженных образами и мифологемами господствующего идеологического нарратива. Важный элемент так понимаемого насилия - критика идеологии, позволяющая наиболее полно осветить влияние общественных структур на динамику взаимодействия конкретных участников насильственного акта.

Более конкретно, научная новизна диссертационного исследования представлена следующими результатами:

Проведен критический анализ различных теорий насилия, итогом которого стало заключение о несостоятельности эссенциалистских концепций, для которых насильственный акт является характерным

явлением какого-то определенного социально-политического строя или зависит от тех или иных природных предрасположенностей организма.

Обоснован инструментальный характер насилия, что позволяет рассматривать насильственный акт как выбор субъекта, который достигает с помощью него поставленных перед собой целей.

Выделены в качестве основных принципы различия и тождества, задающие определенный способ взаимодействия с Другим.

Показано, что процессы конституирования насилия на микросоциальном уровне и на уровне социальной структуры отличаются исходными установками. Это означает, что если возможность насилия на уровне социальной структуры исходит из принципа тождества, то на уровне взаимодействия конкретных субъектов - из принципа различия.

Раскрыта процедура принятия субъектом насильственного акта в форме одной из трех возможных ролей: палача, свидетеля или жертвы. В работе описаны основные средства, выстраивающие символическое пространство вокруг каждой из ролей с целью подтолкнуть субъекта к ее признанию (принятию) в качестве своей.

Рассмотрено взаимное влияние насильственного акта и социальных характеристик территории, на которой он совершается. Результатом исследования в данном плане стало описание основных характеристик пространств, появившихся в XX веке в ходе массового применения насилия. Эти характеристики могут быть использованы как маркеры для определения территорий, на которых возможно в принципе возникновение насильственных актов.

Намечены основные направления построения теории ненасилия, связанные с необходимостью сопротивления идеологическому нарративу и отказу от принятия навязываемых социальных ролей.

Теоретическая значимость исследования заключается в создании теоретической модели насилия, которая позволяет, с одной стороны, учесть динамику взаимодействия между субъектами на уровне их непосредственного общения друг с другом, и, с другой стороны, связать особенности этих отношений с социальной структурой, объяснить, каким образом осуществляется процесс гегемонии и принятия индивидами идеологический принципов за естественные ценности.

В практическом плане исследование открывает перспективы для анализа конкретных социальных ситуаций на предмет выявления опасности возникновения актов насилия, их профилактики и борьбы с ними.

Структура работы включает пять глав, некоторые из которых разделены на определенное число разделов в соответствии с логической последовательностью в исследовании предмета. В первых двух главах с использованием обширного историко-философского материала выстраивается определенная теоретическая модель, которая рассматривает насилие через концепты различения, тождественности, субъективности и объективности. Анализируются особенности конституирования насилия на разных уровнях социального. В третьей и четвертой главах анализируется структура процесса конституирования насильственного акта, рассматриваются способы и методы, с помощью которых миф скрепляет эту структуру, элементами которой выступают фигуры «плача», «жертвы», «свидетеля», а также социальное пространство. Последняя глава представляет собой набросок теории ненасилия, которая может быть построена с помощью, намеченной в исследовании теоретической модели.

Глава 1. Насилие и социальная реальность § 1. Биологические и моральные теории насилия

Изучение истории человечества показывает, что насилие как феномен социальной реальности существовало всегда. Более того, трудно вообще себе представить какое-либо изложение последовательной цепочки событий в жизни отдельного народа без обращения к подобному опыту. Насилие является связующим звеном многих видов социальных отношений, осуществляя процедуру легитимации или делигитимации ее отдельных институтов, каналов и способов коммуникации.

Прежде чем преступить к анализу насильственного акта, разрабатываемого в настоящей работе, необходимо дать определение самого понятия «насилие», иначе мы рискуем оказаться в ситуации, когда будем вынуждены обращаться фактически ко всем существующим разновидностям человеческих отношений. В данной работе под насилием мы будем понимать особый вид отношений одного человека к другому, при котором один из них доминирует над другим, используя различный символический, физический, технологический аппарат, что приводит к смерти, психологическим травмам, телесным повреждениям, отклонениям в развитии у обоих субъектов, но прежде всего у жертвы. Осознавая, что под данное определение подходит множество ситуаций в обыденной реальности, в диссертационном исследовании мы концентрируемся на анализе физического социального и политического насилия, а также символических процедур его конституирования в системе общественных отношений. В свою очередь под конституированием мы понимаем процесс взаимодействия сознаний конкретных субъектов, культурных и идеологических установок, правил и норм, задаваемых социальными институтами, в результате которого та или иная ситуация формируется как насильственный акт.

Насильственное поведение — многогранный предмет исследования. Его изучение возможно лишь с привлечением обширных знаний из области

антропологии, истории, археологии, психологии, психиатрии, нейропсихологии и других дисциплин. Эта междициплинарность не всегда, однако, оказывается продуктивной. Зачастую она, в силу использования аппарата естественных наук, приводит ученого к постановке проблемы таким образом, что насилие оказывается сущностной характеристикой человеческой жизни. Тогда предполагается, что насилие является необходимой чертой поведения человека, выбирающего определенный образ жизни или имеющего определенные биологические патологии. По своей сути это старый вопрос о доброй или злой природе человека. Такая постановка проблемы, позволяя достичь определенных результатов в области моральной оценки того или иного акта, в то же самое время затрудняет интерпретацию феноменов политического, социального насилия, когда и палач, и жертва выступают как элементы социальной реальности, которые не только сформированы ей, но и сами ее постоянно формируют, что подразумевает их свободу от биологических или социальных детерминант. Попытка придать насилию сущностный статус и закрепить его за человеческой природой (биологической или социальной) упускает из виду вопрос о подобном взаимном влиянии друг на друга участников насильственного акта с одной стороны и социальных институтов с другой. Эти отношения предстают односторонними, основанными на причинно-следственной связи, при которой насильственный акт становится естественным необходимым продолжением определенных социальных или биологических условий.

Анализ биологических основ насильственного поведения человека крайне важен. Особенно если речь идет о преступлениях, совершенных людьми с медицинскими патологиями. И все же некоторые вопросы повисают в воздухе, когда мы пытаемся проанализировать природные основания насилия: Были ли предрасположены к жестокости дети, вступавшие в ряды красных кхмеров и осуществлявшие планомерное уничтожение своего народа? Сколько среди охранников Освенцима было людей-хищников, садистов, психологически желающих убивать, и почему совершали насилие те, кого к таковым причислить

нельзя? На эти вопросы биологические теории насилия зачастую ответить затрудняются. Под такими теориями мы понимаем те, которые основаны на различных исследованиях нервной системы, психики и психологии человека, не важно при этом, заключается ли их методология в выведении зависимости насилия (в данном случае термин «агрессия» подходит в большей степени) от биологической или социально среды.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сурков, Александр Алексеевич, 2014 год

Библиография

Книги и коллективные монографии

1. Агамбен Д. Homo sacer. Чрезвычайное положение. М.: Издательство «Европа», 2011,- 148 с.

2. Агамбен Д. Homo sacer. Что остается после Освенцима. М.: Издательство «Европа», 2012.- 192 с.

3. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М. Астрель,2012.-473 с.

4. Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. - 374 с.

5. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.: Медиум, Ювента, 1997. - 311 с.

6. Альтюссер JI. За Маркса. М.: Праксис, 2006. — 392 с.

7. Арендт X. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Издательство "Европа", 2008.-424 с.

8. Аристотель Политика. М.: ACT, АСТ-Москва, 2010. - 400 с.

9. Бадью А. Этика. СПб.: Machina, 2006. - 126 с.

Ю.Барт Р. Мифологии. М.: Академический Проект, 2008. — 351 с.

11.Бауман 3. Актуальность холокоста. М: Издательство «Европа», 2010.-316 с.

12.Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. — 390 с.

1 З.Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

14. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

15. Беньямин В. К критике насилия // Учение о подобии: медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. - 290 с.

16. Бергер. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Издательство «Медиум», 1995. — 323 с.

17. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, издательство «КДУ», 2012.-260 с.

18. Булгаков М.Б. Мастер и Маргарита. Минск: «Юнацтва», 1988. - 668 с.

19. Вебер M. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - С. 644-706.

20. Гилинский ЯМ. Социальное насилие: Могография. СПб.: ООО Издательский дом "Алеф-Пресс", 2013. - 185 с.

21. Гуссерль Э. Картезианские размышления. М.: Академический проспект, 2010.-229 с.

22. Денисов В.В. Социология насилия. М.: Издательство политической литературы, 1975.-214 с.

23. Деррида Ж. Насилие и метафизика. Очерк мысли Эммануэля Левинаса // Письмо и различие. М.: Академический проект, 2007. - С. 126-250.

24. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.

25. Довлатов С.Д. Зона: Записки надзирателя // Заповедник. СПб.: Азбука-классика, 2005. - С. 9-172.

26. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2010.-448 с.

27. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. - 744 с.

28. Идлинг П.Ф. Улыбка Пол Пота. Путешествие по Камбодже красных кхмеров. М.: Астрель: Corpus, 2014. - 286 с.

29. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою [Электронный ресурс] // Philosophy.ru. URL: http://philosophy.ru/librarv/il/01/00.html.

30. Кант И. О педагогике // Собрание сочинений в 8 т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. -С. 399-462.

31.Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля [Электронный ресурс] // Библиотека журнала «Логос». URL: http://anthropologv.rinet.ru/old/library/koiev.htm.

32. Кожев А. Понятие власти. М.: Праксис, 2007. - 182 с.

33. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Хлеб и Воля. Современная наука и анархия. М.: Издательство «Правда», 1990. — С. 239 -616

34. Леви П. Канувшие и спасенные. М.: Новое издательство, 2010.-196 с.

35. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Академический проспект, 2008. — 555 с.

36. Ленин В.И. Государство и революция // Полное собрание сочинений в 55 т. Т. 33. М.: Издательство политической литературы, 1969. — 443 с.

37. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.-272 с.

38. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. - 558 с.

39. Лукач. Д. Политические тексты. М.: «Три квадрата», 2006. - 335 с.

40. Макиавелли Н. Государь. М.: ACT, 2008. - 512 с.

41.Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Жуковский: "КАНОН-пресс-Ц", "Кучково поле", 2003. - 464 с.

42. Мангейм К. Идеология и утопия / Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994.-704 с.

43. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений в 50 т. Т.23. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.-907 с.

44. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.: ACT, Ермак, 2003. - 320 с.

45. Найдыш В.М. Философия мифологии XIX - начало XXI в. М.: Альфа-М, 2004. - 544 с.

46. Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд. Института Гайдара, 2011. - 480 с.

47. Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры / Под ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р.Г. Апресяна. М.: Гардарики, 2002. - 407 с.

48. Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Аслан, 1996.-280 с.

49. Подорога В.А. Апология политического. М.: Изд. Дом Гос. Ун.-та -Высшей школы экономики, 2010. - 288 с.

50. Подорога В. А. Время после: Освенцим и ГУЛАГ: Мыслить абсолютное зло. М.: lettera.org, Издательство «Логос», 2013. - 174 с.

51. Платон Государство. М.: Ленанд, 2014.-536 с.

52. Свенденсен Л. Философия зла. М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 352 с.

53. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением кратной повести об антихристе и с приложениями. М.: «Товарищество А.Н. Сытин и Ко», Фирма «ПИК», 1991.- 192 с.

54. Сорель. Ж. Размышления о насилии. М.: Фаланстер, 2013. - 293 с.

55. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT: ACT Москва, 2009. - 635 с.

56. Фуко М. Безопасность, территория, население. СПб.: Наука, 2011. — 544 с.

57. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем, 1996.-480 с.

58. Холличер В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 1975. - 131 с.

59. Эко У. Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках. СПб.: «Симпозиум», 2010. - 416 с.

60. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом // Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений в 50 т. Т.20, М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. - С. 5-328.

61. Arendt Н. On violence. New York: A Harvest Book Harcourt, Inc., 1970. — 106 p.

62. Dodd J. Violence and phenomenology. New York, London: Routledge, 2009. -179 p.

63. Dexter and Philosophy: mind over spatter / edited by R. Green, G.A. Reisch, R. Rominson-Green. Chicago: Open Court, 2011. - 303 p.

64. Fanon F. The Wretched ofthe Earth. London: Penguin Books, 2001.-255 p.

65. Stewart P., Strathern A. Violence: Theory and Ethnography. London: Bloomsbury Academic, 2003. - 208 p.

66. O'Brien T. If I Die in a Combat Zone. London: Flamingo, 1995. - 203 p.

67. Zizek S. Violence. London: Profile Books LTD, 2009. - 218 p.

68. Wieviorka M. Violence: A New Approach. Thousand Oaks: SAGE Publications Ltd, 2014.-192 p.

Статьи, эссе, рассказы

1. Альтюссер JI. Идеология и идеологические аппараты государства [Электронный ресурс] // Журнальный зал русского журнала. URL: http://magazines.russ.ru/nz/201 l/3/al3.html.

2. Андреев К. Как избежать геноцида [Электронный ресурс] // Сноб. 2014. URL: httn://www.snob.ru/selected/entrv/74704.

3. Батай Ж. Сад и обычный человек / Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. - С. 89-116.

4. Батай Ж. Суверенный человек Сада / Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992.-С. 117-132.

5. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собрание сочинений в 7 т. Т.5. М.: «Русские словари», 1997. - С. 7-10

6. Бланшо М. Сад / Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. -С. 47-88.

7. Буровский A.M. Бытовой фон насилия // Историческая психология и социология истории - 2008 - №1. - С. 33-49.

8. Винден ван В. Конец социальной исключенности? Политика в сфере информационных технологий как ключ к социальной включенности в курпных европейских городах. // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. - 2012 - №17. - С. 69-84

9. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие [Электронный ресурс] // Philosophy.ru. URL: http://philosophy.ru/library/vopros/37.html.

Ю.Ганди M.K. Все люди - братья. / Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии в XX в. М.: Художественная литература, 1987.

11. Гелен А. Образ человека в свете современной антропологии // Личность. Культура. Общество. - 2007 - №3(37). - С. 37-51.

12. Гусейнов A.A. Коммунизм и мораль. / Этическая мысль: научн.-публицист. чтения. М.: Политиздат, 1988. - С. 80-97.

13. Гусейнов A.A. Моральная демагогия как форма апологии насилия [Электронный ресурс] // Guseinov.ru. URL: http://guseinov.ru/publ/Moral_demagodiya.html.

14. Гусейнов A.A. Мораль и насилие [Электронный ресурс] // Guseinov.ru. URL: http://guseinov.ru/publ/Moral_nasilie.html.

15. Гусейнов A.A. Понятие насилия и ненасилия [Электронный ресурс] // Guseinov.ru. URL: http://guseinov.ru/publ/Ponyatie_nasiliya_nenasiliya.html.

16. Гусейнов A.A. Этика ненасилия [Электронный ресурс] // Guseinov.ru. URL: http://guseinov.ru/publ/Ethica_nenasiliya.html.

17. Денисов В.В. Марксистская теория насилия в интерпретации современной философской мысли [Электронный ресурс]// Philosophy.ru. URL: http://philosophy.ru/iphras/library/marx/marxl3.html.

18. Жвания Д. Иррациональный социализм Ж. Сореля [Электронный ресурс] // Новый смысл. URL: http://www.sensusnovus.ru/analytics/2012/08/29/14287.html.

19. Капустин Б.Г. К понятию политического насилия // Критика политической философии: Избранные эссе. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - С.43-84.

20. Кон И.С. Психология доброго поступка. / Этическая мысль: научн.-публицист. чтения. М.: Политиздат, 1988. - С. 46-60.

21. Маркузе Г. К ситуации новых левых [Электронный ресурс] // Скепсис. Научно-просветительский журнал. URL: http://scepsis.net/library/id_2570.html.

22. Межуев Б. М. Насилие и свобода в политическом контексте // Полис. Политические исследования - 2004 - №3. — С. 104-113.

23. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия [Электронный ресурс] // Скепсис. Научно-просветительский журнал. URL: http://scepsis.net/library/id_632.html.

24. Мюрберг И.И. Дискурс насилия: К. Шмитт против X. Арендт // Власть — 2010-№5.-С. 42^5.

25. Назаретян А.П. Насилие и ненасилие в исторической ретроспек-тиве // Историческая психология и социология истории. — 2008 - №1. — С. 8-32.

26. Нижников С.А. Соотношения насилия и ненасилия в политике. // Вестник РУДН: серия философия - 2008 - №2. — С. 5-12.

27. Парамонов Б. Жорж Сорель и Достоевский: жизнь по грубой воле [Электронный ресурс] //Сайт «Радио свобода». URL: http://www.svoboda.org/content/article/24955774.html.

28. Перов В.Ю. Насилие: проблема морального оправдания. // Конфликтология - 2012 - Т. 1. - С. 177-184.

29. Поджи Д. Насилие и демократия. // Международные процессы - 2009 — №21.-С. 49-50.

30. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 207228.

31. Сартр Ж.-П. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. [Электронный ресурс]// Скепсис. Научно-просветительский журнал. URL: http://scepsis.net/library/id_545.html.

32. Семенова Р.У. Ханна Арендт о политической власти и насилии // Вестник Тюменского Государственного Университета - 2006 - №4. — С. 62-68.

33. Силеверстов В. Уроки правильного понимания насиля по Ханне Арендт // Культиватор - 2011 - № 1. - С. 53-61.

34. Скрипник А.П. Проблема морального зла в истории домарксистской этики. / Этическая мысль: научн.-публицист. чтения. М.: Политиздат, 1988.-С. 98-115.

35. Сулимов К.А. Политико-философское понимание политического насилия // Полис. Политические исследования-2004-№3. -С. 114-121.

36. Тагор Р. Смена эпох / Статьи и выступления. // Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии в XX в. М.: Художественная литература, 1987.

37. Толстой JI.H. Закон насилия и закон любви // Полное собрание сочинений в 90 т. Т.37. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956.-С. 149-221.

38. Толстой J1.H. Одумайтесь! // Полное собрание сочинений. Т.36. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1936.-С. 100-148.

39. Троцкий Л.Д. Их мораль и наша [Электронный ресурс] // Marxists.org. URL: http://www.marxists.org/russkij/trotsky/1938/moral.htm.

40. Феррони В.В. Три лика Другого: "Другой", "Иной", "Чужой" // Вестник ВГУ. Серия философия. - 2012 - №1. - С. 112-130.

41. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. // Психология бессознательного: Сборник произведений. М.: Просвещение, 1990. — С. 382-424.

42. Шаламов В.Т. Надгробное слово [Электронный ресурс]// Shalamov.ru. URL: http://shalamov.ru/library/l/2.html.

43. Шаламов В.Т. Тишина [Электронный ресурс] // Shalamov.ru. URL: http://shalamov.ru/library/5/5.html.

44. Шаламов В.Т. Красный крест [Электронный ресурс] // Shalamov.ru. URL: http://shalamov.ni/library/2/31 .html.

45. Шмарева Е. ГУЛАГ для самых маленьких [Электронный ресурс] // Медиазона. 2014. URL: http://www.zona.media/story/gulag-dlya-samykh-malenkikh.

46. Шюц А. Аспекты социального мира. // Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2003. - С. 114-162.

47. Эко У. Эко У. Несколько сценариев глобальной войны [Электронный ресурс] // Anthropology.ru. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/eco/global_war.html.

48. Antliff М. Bad Anarchism: Aesthetisized Mythmaking and the Legasy of Georges Sorel // Anarchist Developments in Cultural Studies-2011 -№2.—P. 155-187.

49. Garver N. What violence is [Электронный ресурс] // Newtow Garver [персональный сайт]. URL: http://www.newtongarver.com/files/What%20Violence%20Is.doc.

50. Galtug J. Cultural violence // Journal of Peace Research - 1990 - № 27(3). -P. 291-305.

51. Hentig H. Remarks on the Interaction of Perpetrator and Victim [Электронный ресурс] // The Journal of Criminal Law and Criminology. — 1941 — №3 (T. 31). URL: http://scholarlycommons.law.northwestern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=29 69&context=jclc.

52. Kangura - №40 [Электронный ресурс] // Rwandafile.com. URL: http://www.rwandafile.com/Kangura/k40r.html.

53. Kiernan B. Hitler, Pol Pot, and Hutu Power: Distinguishing Themes of Genocidal Ideology [Электронный ресурс]// The Holocaust and the UN Outreach Programme. URL: http://www.un.org/en/holocaustremembrance/docs/paper3.shtml.

54. Levinas E. The Rights of Man and the Rights of the Other / Outside the Subject. London, New York: Continuum, 2008. - P. 91-98.

55. Reitman J. Jahar's World [Электронный ресурс] // Rolling Stone. 2013. URL: http://www.rollingstone.com/culture/news/jahars-world-20130717.

56. Mam T.B. Worms from Our Skin // Children of Cambodia's killing fields: memories by survivors. / compiled by Dith Pran; edited by Kim De Paul. Chiang Mai: Silkworm Books, 1997. - P. 11-17.

57. Thayer N. 'Am I a savage person?' Denials from Pol Pot [Электронный ресурс] // Phnompenhpost.com. 1997. URL: http://www.phnompenhpost.com/national/am-i-savage-person-denials-pol-pot.

Диссертации, авторефераты диссертаций

1. Башкатов О.В. Насилие как социокультурный феномен: Автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / О.В. Башкатов. Саратовский гос. технический университет - Саратов, 2001.

2. Бочарова В.В. Агрессия и насилие как социокультурные феномены: Автореф. дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / В.В. Бочарова. Воронежский государственный университет — Воронеж, 2012.

3. Гелих О.Я. Управление и насилие: Автореф. дис. ... док. фил. наук: 09.00.11 / О.Я. Гелих. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена — СПб., 2004.

4. Тевлюкова О.Ю. Насилие как феномен социальной организации: опыт теоретико-методологического анализа: Автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.01 / О.Ю. Тевлюкова. Новосибирский гос. архитектурно-строительный университет - Новосибирск, 2005.

Документы, отчеты и нормативные правовые акты

1. Преступления на почве ненависти: предотвращение и реагирование. Методическое руководство для НПО в регионе ОБСЕ. Варшава: БДИПЧ ОБСЕ, 2013.-82 с.

2. Уголовный Кодекс РФ [Электронный ресурс] // Consultant.ru. URL: http://www.consultant.ru/popular/upkrf/! I_9.html#pl232.

3. Global Study On Homicide 2013 [Электронный ресурс] // United Nations Office on Drugs and Crime. 2014. - 166 p. URL: https://www.unodc.org/documents/gsh/pdfs/2014_GLOBAL_HOMICIDE_B OOK_web.pdf.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.