Механизм регулирования взаимодействия насилия и ненасилия в процессе общественного развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Ушаков, Павел Игоревич

  • Ушаков, Павел Игоревич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 161
Ушаков, Павел Игоревич. Механизм регулирования взаимодействия насилия и ненасилия в процессе общественного развития: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2013. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ушаков, Павел Игоревич

Содержание

Стр.

Введение

Глава 1. Происхождение и социальный контекст формирования 13 концепции насилия и ненасилия

1.1. Социально-онтологическая, гносеологическая и аксиологическая 13 природа насилия

1.2. Война и рейдерство как разновидности насилия

1.3. Эволюция представлений о насилии и ненасилии как путь к 53 ненасилию

1.4. Мягкая сила как разновидность ненасилия 74 Глава 2. Социальные медиаторы в механизме регулирования 84 взаимодействия насилия и ненасилия

2.1. Понятие социальных медиаторов и их виды

2.2. Формационный и цивилизационный контекст функционирования 103 социальных медиаторов

2.3. Социальные медиаторы в процессе разрешения социальных 117 конфликтов

2.4. Насилие и ненасилие в свете справедливости и концепции 128 делиберативной демократии

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Механизм регулирования взаимодействия насилия и ненасилия в процессе общественного развития»

Введение

Актуальность темы исследования

История человеческого общества является по преимуществу историей насилия, виды которого усложняются, эволюционируя от первобытного убийства до современного рейдерства. В то же время сам факт существования человечества обнаруживает диалектическую связь и взаимодействие насилия с противоположным ему феноменом - ненасилием. В природе эти два явления обеспечивают равновесие жизни: с одной стороны, механизм естественного отбора улучшает и совершенствует генетические качества живых существ и их организационные структуры, а с другой, инстинкт самосохранения предотвращает вымирание того или иного вида, достаточно приспособленного к жизни в дикой среде. Возвышение человека над миром природы разбалансировало устоявшуюся тысячелетиями органическую цепочку, что не могло не повлиять и на его общественную жизнь. Осознав себя и свои потребности, люди включились в борьбу за выживание и процветание со всем окружающим миром и друг с другом. Этот процесс с необходимостью вел к усложнению социальных структур, которые множились по мере увеличения населения ойкумены. Вслед за увеличением населения увеличивалась и его плотность, тогда как природные ресурсы не возрастали в соответствии с демографическими процессами. Это приводило к модификации и увеличению роста насилия в обществе.

Сегодня, когда нехватка полезных ресурсов ощущается как никогда, а проблема перенаселенности обрела глобальный характер, внутригосударственная и международная напряженность возрастает, террористические акты и уличные преступления становятся «нормой» жизни. Более того, экономические интересы, легитимирующие локальные военные акции, повышают опасность глобального вооруженного конфликта с использованием оружия массового поражения, что еще более актуализирует проблему поиска способов ненасильственного урегулирования конфликтов и поддержания ситуации в государстве и мире в рамках минимализации

насилия. В этих условиях положительный эффект может иметь практическое внедрение моделей, позволяющих разрешать конфликты через перевод насилия в ненасилие, а также поддерживать состояние общественных отношений в русле доминирования ненасилия.

Разработка указанных выше моделей может быть произведена на основе всестороннего изучения процессов взаимосвязи и взаимовлияния насилия и ненасилия. Однако этому препятствует не только сложность и многогранность рассматриваемых феноменов, но и отсутствие единообразия в их оценке и однозначной трактовке этих понятий.

Не менее сложной является проблема взаимосвязи насилия и ненасилия с феноменом социальной справедливости. Играя, несомненно, огромную роль в процессе взаимодействия индивидов, социальная справедливость определяется исследователями и как цель социальных преобразований (в работах И. Канта и Ю. Хабермаса [53; 147] и др.), и как средство достижения счастья (И. Бентам, Дж. С. Милль [8; 82] и др.).

Важнейшую роль в процессе взаимодействия насилия и ненасилия играют социальные медиаторы. С их помощью осуществляется не только регулирование взаимодействия насилия и ненасилия, но и функционирование всей системы общественных отношений. Именно они реализуют функции системного ограничения насилия. Вместе с тем, сложность рассматриваемой проблемы определяет необходимость комплексного и целостного подхода к ее изучению.

Степень разработанности проблемы

При изучении работ, посвященных проблемам насилия и ненасилия, выявлена недостаточная разработанность проблем социального контекста и механизма их взаимодействия, условий их взаимоперехода. Позиции авторов относительно самого насилия различны: от убежденности в его необходимости как инструменте реализации определенных целей и задач (Н. Макиавелли, К. Маркс и Ф. Энгельс [73; 77; 160] и др.), свойственности

человеческому обществу (В. И. Красиков, А. П. Назаретян [60; 86] и др.), до полного неприятия (Н. О. Лосский, Л. Н. Толстой, [69; 130] и др.).

Указанные авторы по преимуществу анализировали насилие или ненасилие, взятые в отдельности, и при этом уделяли недостаточно внимания проблемам их связи и соотношения.

В целях построения картины взаимодействия рассматриваемых явлений был использован разнообразный корпус источников, среди которых необходимо выделить труды Т. Гоббса, И. Ильина, И. Канта, В.И. Красикова, Дж. Локка, П. Патфорт, Ж.-Ж. Руссо [24; 46; 53; 60; 67; 101; 111] и др. В работах В.Н. Аргуновой, Дж. Ст. Милля, Дж. Ролза, Л. Фейербаха, Ю.Хабермаса [5; 82; 110; 135; 147] и др. проблемы насилия и ненасилия обсуждались с позиций справедливости.

В процессе исследования вопросов сущности, разновидностей и действия социальных медиаторов использовались разработки Б.П. Вышеславцева, К. Леви-Стросса, Ш.Л. Монтескье, Дж. Р. Сола, О. Хаксли, М. Энаффа [20; 63; 85; 120; 148; 159] и др.

Жданкин В. А. в диссертационной работе провел социально-философский анализ ценностного и праксиологического содержания концептов «насилие» и «ненасилие» [39].

Шалимова Т. Г. подошла к рассматриваемым явлениям с позиций их взаимодействия с тендерными идеалами общества [152].

Бочарова В. В посвятила свою работу выявлению сущности феноменов агрессии и насилия, а также их взаимодействия в рамках социокультурной эволюции [17].

Анализ диссертационных работ показал, что в большинстве случаев они посвящены насилию или ненасилию как самостоятельным феноменам. При этом тематика насилия разработана несколько глубже. Среди прочих можно назвать работы Борщов Н. А., Бочаровой В. В., Гарвардт А. Э., Зимбули А. Е., Мельникова В. Ю. [16; 17; 22; 45; 80] и.др. Проблемами

ненасилия занимались Пряхин Н. Г., Сериков А. Е., Скорик Е. Ф. [108; 116; 117] и др.

Итак, проблема взаимодействия насилия и ненасилия в современном обществе актуальна в том числе и в социально-философском контексте. Жизненные реалии требуют внимания к вопросам регулирования насилия, ограничения его и перевода в ненасилие. В то же время приходится констатировать недостаток целостного социально-философского анализа данной проблемы.

Объект исследования - насилие и ненасилие как явления социального бытия.

Предмет исследования - механизм взаимодействия насилия и ненасилия (социально-философский анализ).

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является анализ механизма действия социальных медиаторов, способных упорядочить и регулировать взаимопереход насилия и ненасилия. Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:

1. Анализ социально-онтологической, гносеологической и аксиологической природы насилия и ненасилия.

2. Определение характерных свойств и типов насилия и ненасилия, установление их взаимосвязи.

3. Исследование параметров насилия и ненасилия, изменяющихся на протяжении истории общества.

4. Определение социальных медиаторов и степени их влияния на жизнь общества.

5. Установление закономерностей взаимоперехода насилия и ненасилия.

6. Анализ способов разрешения конфликтов в условиях формационного и цивилизационного подходов.

7. Исследование концепции делиберативной демократии как способа достижения социальной справедливости ненасильственными средствами.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Используемые методы исследования соотносятся со спецификой диссертационной темы. В работе применяются проблемно-тематический способ анализа и изложения материала, а также структурно-функциональный, сравнительно-исторический, комплексный,

диалектический и целостный подходы.

Проблемно-тематический метод заключается в анализе проблем соотношения насилия и ненасилия, выделения их форм и видов, механизма взаимоперехода насилия и ненасилия с целью характеристики процесса их регулирования.

Структурно-функциональный метод применяется в связи с исследованием структуры и элементов насилия и ненасилия и тех функций, которые они играют в процессе развития общества.

Комплексный (междисциплинарный) подход применен в связи со спецификой темы исследования, для раскрытия которой потребовалось обращение к различным отраслям гуманитарного знания, таким как право, этика, история и т.д.

Сравнительно-исторический метод применялся при изучении изменения насилия и ненасилия от эпохи к эпохе в истории общества.

Диалектический метод позволил проследить изменения и противоречия процесса взаимодействия и взаимосвязи феноменов насилия и ненасилия через функционирование социальных медиаторов.

Основой исследования проблемы социального контекста и механизма регулирования взаимодействия насилия и ненасилия в процессе развития общества является анализ фактических данных и теорий, посвященных данной проблеме, а также рассмотрению исторического контекста взаимодействия указанных феноменов.

Исследование понятийного аппарата, а также формирование теоретических положений избранной темы исследования способствовали обращению прежде всего к следующим источникам.

При определении понятия насилия автор использовал концепции A.A. Гусейнова, В. И. Красикова, А. П. Назаретяна, В.В. Остроухова [30; 60; 86; 97] и др., а при анализе проблемы взаимодействия насилия и ненасилия опирался на труды и опыт М. Ганди, П. Патфорт; Л. Н. Толстого, [21; 101; 128; 130; ] и др.

Работы Р. Жирара, Олега Ивика, Дж. Р. Сола [41; 96; 120] и др. использовались при анализе видов насилия и ненасилия.

Трактовка понятия «социальные медиаторы» основана на работах К. Леви-Стросса и М. Энаффа [63; 159]. Но в настоящей работе оно соотнесено с концепциями справедливости и делиберативной демократии Дж. Ст. Милля, Дж. Ролза, Д.В. Углова, Л. Фейербаха, Ю.Хабермаса, [82; 110; 132; 135; 147] и др.

Научная новизна исследования

1. Выявлена тенденция в истории развития общества, заключающаяся в постепенном преобладании ненасильственных методов в разрешении социальных конфликтов.

2. Прослежена эволюция представлений о насилии и ненасилии.

3. Раскрыта социально-онтологическая, гносеологическая и аксиологическая природа насилия и ненасилия.

4. Рассмотрены разновидности насилия (война, рейдерство и другие) и ненасилия («мягкая сила»), их роль в развитии общества.

5. Проанализирован механизм действия социальных медиаторов в контексте формационного и цивилизационного подходов, а также установлена их роль в процессе разрешения социальных конфликтов.

6. Предложена авторская трактовка понятия социальных медиаторов.

7. Прослежено действие ненасилия в контексте понятия справедливости и делиберативной демократии.

8. Намечены пути построения социально-философской теории регулирования взаимодействия насилия и ненасилия на основе анализа действия социальных медиаторов.

Достоверность исследования обеспечена использованием научно-обоснованных методов, позволяющих соотносить теоретические положения с фактами истории и событиями настоящего времени.

Положения выносимые на защиту.

1. Насилие и ненасилие - исторически и диалектически взаимосвязанные явления. Основанием этих явлений служит сила, а различие состоит лишь в качестве и специфике ее применения. Война - это сила принуждения через разрушение, причинение боли и страданий. В свою очередь «мягкая сила» как разновидность ненасилия использует не силу разрушения и уничтожения, а силу аргументации и убеждения. Природа силы детерминирует эти процессы по-разному.

2. Насилие порождается не только природными предпосылками существования человека и общества, но и социальными условиями: неравенством и несправедливостью, незнанием причин происхождения несправедливости и деструктивными изменениями в системе ценностных ориентаций.

3. Социальное насилие порождает несправедливость, а несправедливость, в свою очередь, ведет к возникновению насилия. Социальная справедливость устанавливается благодаря доминированию ненасильственных методов разрешения конфликтов, при этом развитие человеческого общества подчиняется не всегда явной тенденции доминирования и преобладания ненасилия.

4. Анализ эволюции видов насилия в истории развития общества показывает, что, несмотря на склонность человека к агрессии и насилию, в целом происходит смягчение применяемых средств разрешения конфликтов. Поступательный процесс гуманизации общественного развития прослеживается с доисторических этапов прачеловечества и до настоящего

времени. Природная агрессивность человека ограничивается сдерживающими факторами, в качестве которых выступают социальные медиаторы.

5. Социальные медиаторы - это такие явления материально-духовной жизни общества (мораль, политика, право, экономика, религия, идеология), которые, существуя в социальном пространстве и времени, опосредуют и регулируют взаимодействие насилия и ненасилия.

6. Социальные медиаторы обладают системным качеством. В процессе общественного движения они взаимодействуют между собой и, в большей или меньшей степени, участвуют в регулировании взаимодействия насилия и ненасилия в обществе. В то же время один или несколько медиаторов могут занимать доминирующее положение в процессе регулирования общественной жизни (в Средние века - религия, в Новое время - наука и т.д.), подчиняя себе все остальные и действуя через них.

7. Спецификой действия социальных медиаторов является следующая закономерность: когда в обществе в полной мере действуют социальные медиаторы, формируется доминанта ненасилия, но по мере ослабевания или полной утраты их действия устанавливается господство насильственных мер и способов регулирования общественной жизни.

8. Социальные медиаторы функционируют в пространстве формационного и цивилизационного контекстов. Их специфика раскрывается по преимуществу именно в условиях формационного и цивилизационного подходов. В контексте формационного подхода наблюдается прежде всего действие материальных (экономических) медиаторов. В культурно-цивилизационном спектре рассмотрения общества проявляются преимущественно регуляторы ментально-духовные. Социальные медиаторы двух указанных категорий не всегда противостоят друг другу, а могут действовать совместно в зависимости от исторических условий.

9. Концепция делиберативной демократии является наиболее прогрессивной социальной моделью регулирования взаимодействия насилия

и ненасилия и преодоления насилия ненасильственными средствами. Базовым принципом делиберативной политики является коммуникация и диалог, обсуждение и учет мнения каждой из противоборствующих сторон в условиях разумно ограниченной свободы, что позволяет обществу двигаться по пути достижения социальной справедливости.

Теоретическая значимость исследования.

Разработанная теоретическая модель социального механизма регулирования взаимодействия насилия и ненасилия посредством социальных медиаторов может быть положена в основу различных исследований в сфере права, этики, политики, социальной психологии и других отраслей социально-гуманитарного знания.

Предложенная модель может быть применена в качестве методологического средства в процессе урегулирования конфликтных ситуаций в любой сфере общественной жизни.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации были изложены в докладах на конференции студентов и аспирантов ЛГТУ (Липецк, ЛГТУ, 2007), на конференции студентов и аспирантов ЛГТУ (Липецк, ЛГТУ, 2008), на региональной научной конференции «Социализация личности в меняющемся мире» (Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008), на третьем и четвертом Всероссийских конкурсах молодежи образовательных учреждений и научных организаций «Моя законотворческая инициатива» (Москва, НС Интеграция, 2008-2009), на областном научном семинаре «Школа молодых ученых по гуманитарным наукам» (Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010), на I Всероссийской научной конференции с международным участием «Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания» (Липецк, ЛГТУ, 2011), на областной научно-практической конференции по проблемам гуманитарных наук (Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011), на II Всероссийской научной конференции с международным участием «Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания»

(Липецк, ЛГТУ, 2011), на на III Всероссийской научной конференции с международным участием «Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания» (Липецк, ЛГТУ, 2012).

Тема исследования отражена в 15 научных статях и тезисах, включая 3 статьи в изданиях, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации.

Структура. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей в себя 189 наименований. Текст диссертации изложен на 161 странице

Глава 1.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ НАСИЛИЯ И

НЕНАСИЛИЯ

1.1. Социально-онтологическая, гносеологическая и аксиологическая

природа насилия

Вопросами насилия, его природы и взаимодействия с ненасилием занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи. В этом ряду можно назвать следующих авторов: А. Гат, A.A. Гусейнов, И. Ильин,

B.И. Красиков, А.П. Назаретян, В.В. Остроухов, П.Патфорт, Л.Н. Толстой,

C.Л. Франк, З.Фрейд, Э.Фромм [172; 30; 46; 60; 86; 97; 101; 128; 140; 141; 142] и др. Общечеловеческая важность проблемы насилия, а также важное социальное значение этого явления, влияющего на все сферы жизни общества, приводит к тому, что оно исследуетсяся с позиций разных отраслей знаний, отмечающих ту или иную его сторону. При этом установление определенного содержания понятия насилия имеет важное значение для целей настоящей диссертационной работы.

Л.Н. Толстой понимал под насилием нечто противоположное любви, то, что осуществляется сверх воли другого человека: «Насиловать - значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие» [128, С. 191]. Более того, он считал, что «одна из главных причин бедствий людей - это ложное представление о том, что одни люди могут насилием улучшать, устраивать жизнь других людей» [130, С. 114].

И. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский размышляют о насилии как о физическом выражении борьбы добра и зла, а так же как результате выбора между тем или другим. При этом, по мнению И.Ильина, насилие - это явление негативное и совершаемое из дурных побуждений. Н.О. Лосский определяет насилие как одно из проявлений зла, которое противостоит добру и не имеет самостоятельного существования [69].

Указанная интерпретация зла свойственна христианской и восточной философии. Ориген утверждал, что «благой тождествен сущему.

Противоположно благу зло, или дурное, равно как и есть противоположным сущему несущее, отсюда и вытекает, что дурное и злое есть несущее» [97, С. 36].

Часто насилие рассматривается как «непосредственное, физическое или психическое, противоборство, принуждающее взаимодействие, прямой либо дистантный контакт между основными участниками столкновения тел и воль. В нем, в итоге меряния силами (физическими или же волевыми), устанавливаются отношения господства-подчинения» [60, С. 19].

Н. Макиавелли определет насилие как одно из средств политической борьбы. «Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков.» [73, С. 37]. Под львом философ понимал готовность проявить силу, а под лисой -хитрость.

К. Маркс и Ф. Энгельс [77] определяли насилие в рамках классового общества как средство достижения тем или иным классом своих целей. Такой подход открывает возможность нивелировки морально-этической составляющей рассматриваемого явления, но в то же время наполняет понятие насилия конкретно-историческим смыслом.

Имеются и другие трактовки понятия насилия, как правило, ярко иллюстрирующие отношение самого автора к этому феномену.

Ряд философов откровенно оправдывают или защищают насилие, что свойственно в основном для идеологов радикальных течений.

Немецкий социалист К. Гейнцен в работе «Убийство» обосновывал неизбежность применения насилия при достижении политических целей. «В политике имеет значение единственный вопрос, достигнута цель или нет?» [188, С. 57-59].

И. Мост утверждал, что революционер для достижения успеха должен использовать любые средства, включая «пролетарскую артиллерию», под которой подразумевались бомбы [189, С. 167]. Подобные высказывания в

основном встречают критику, нежели одобрение. Р. Герштейн подчеркивает: «террорист - не просто обычный преступник. Он не только нарушает конкретные права, но также отрицает принципы, на которых они основаны» [174, С. 294].

Наиболее интересным представляется определение, данное A.A. Гусейновым: «Насилие - не вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены... и являются посягательством на свободу человеческой воли» [30, С. 36].

Дискуссионным остается вопрос о самоистязании как разновидности насилия - издевательстве над самим собой по собственной воле. Оно получило особо широкое распространение в среде средневекового европейского духовенства. Примечательно, что «самобичеватели» наносили себе увечья не только в качестве наказания за какой-либо проступок, но и с целью познания духовных истин, самостроительства. Вместе с тем представляется, что самоистязание не может быть однозначно расценено в качестве насилия по причине единства воли причинителя увечий и жертвы, сделавшей свободный выбор в пользу претерпевания мучений.

Исследуя проблемы насилия, необходимо обратить внимание на связь всего живого на планете Земля с агрессией и насилием, которые признаются рядом исследователей в качестве основы эволюции и естественного отбора. Некоторые специалисты считают, что даже растения склонны к проявлению агрессии-насилия, что выражается в аллелопатии - выработке соединений, токсичных для других растений [95]. Вместе с тем человек, будучи существом, выросшим из дикой природы, исторически является носителем как насильственных, так и ненасильственных тенденций.

Характеризуя историю и корни возникновения насилия в человеческом обществе, необходимо отметить наличие в природе набора физиологических и психологических изменений, которые претерпевают хищник и жертва в процессе взаимодействия и сосуществования.

Естественный отбор заставляет одного приспосабливаться к развитию другого. Быстрота преследуемой антилопы культивирует прыгучесть крупных кошек, а те, в свою очередь, развивают у жертвы более тонкое чутье, организованность.

Существует и внутривидовая конкуренция, направленная на отсев слабых особей и обеспечение воспроизводства наиболее приспособленных и сильных представителей вида. Эта борьба существует потому, что «решающим фактором в эволюционном соперничестве является стремление индивидов к передаче своих собственных генов» [172, С. 43, 144], а не генов чужаков. Таким образом, насилие присуще живым существам и в природе имеет функцию сохранения и улучшения вида, попутно способствуя эволюции всего живого.

Человек за долгую историю развития личности и общества не смог полностью освободиться от оков первобытной агрессивности и тяги к насилию. В этой связи уместно вспомнить традиционную арабскую пословицу, которая гласит: «Я против брата; я с братом против двоюродного брата; я с братом и двоюродным братом против всего мира». Однако, как врожденная черта человека, агрессия - это весьма изменчивый элемент поведенческого облика. В отличие от голода возникновение агрессии ситуативно. Она может «включиться» острым ощущением борьбы, чувством боли, экстазом от убийства. Вместе с тем агрессия может «выключаться» «страхом, духовной и физической усталостью, состраданием, неприязнью к насилию и кровопролитию» [172, С. 39]. В тех случаях, когда потери в борьбе значительно превышают предполагаемую награду, возможно «выключение» агрессии субъекта или целого общества на длительные периоды времени.

Виды, формы и степень насилия всегда определяются конкретными историческими условиями: традициями, социально-экономической и нравственно-правовой ситуацией. Таким образом, изучая историю насилия, исследователь изучает историю общества.

О месте насилия в жизни первобытного человека науке достоверно известно немного. Большая часть информации приобретена путем аналогий и наблюдения за высшими приматами, современными племенами, путем анализа мифов и т.д.

В первобытном обществе отмечался наивысший уровень насилия по сравнению с более поздними периодами развития человечества. Ряд исследователей утверждает, что даже в современных обществах с племенным укладом большинство людей умирают не своей смертью, а в результате преднамеренных убийств. Так, при опросе представителей одного из племен выяснилось, что большинство опрошенных женщин не живет со своим первым мужем, т.к. их мужья были убиты в то или иное время. Война являлась неотъемлемой частью первобытного общества.

Лоренс Кили подчеркивает, что нельзя не признать веские этнографические и археологические свидетельства существования насильственных конфликтов среди современных и доисторических охотников и собирателей и даже среди более стратифицированных групп и племен, являвшихся далеко не руссоистскими «благородными дикарями», имевшими более стилизованную и менее чудовищную форму войны, чем цивилизованные люди» [180, С. 9].

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ушаков, Павел Игоревич, 2013 год

Библиография

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1995. 296 с.

2. Анцупов, А.Я., Прошанов C.JI. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. М.:Дом советов, 1997. 239 с.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 2000. 551с.

4. Апель К.-О. Трансформация философии: Пер. с нем. М.: Логос, 2001. 344 с.

5. Аргунова В.Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. Иваново.: Иван. Гос ун-т, 2004. 312 с.

6. Барг М.А. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. 1991. № 3. С. 29-35.

7. Батыр К.И., Поликарпова Е.В. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. М.: Юристъ, 1996. Т. 1. 391 с.

8. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства: Пер. с англ. М: РОССПЭН, 1998. 415 с.

9. Бердяев. Н. Духовное состояние современного мира: доклад, прочитанный в мае 1931 г. на съезде лидеров Мировой Христианской Федерации // Новый мир. 1990. № 1. С. 216-224.

Ю.Бжезинский 3. Великая шахматная доска: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1998. 254 с.

П.Бжезинский 3., Скоукрофт Б., Америка и мир. Беседы о будущем американской внешней политики: Пер. с англ. М.: Аст, 2012. 317 с.

12.Библия. - Кишинев.: МБО-Молдова, 1992. 1225 с.

13.Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры: Пер. с англ. М.: Республика, 2006. 269 с.

14.БСЭ, 1969-1978 в 30 томах / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1975. Т.20. 608 с.

15.Борох О., Ломанова А. Скромное обаяние Китая // Pro et Contra. 2007. № 6. С. 41-60.

16. Борщов H.A., Социально-философские проблемы информационного насилия: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. Саратов, 2004. 172 с.

17.Бочарова В.В. Агрессия и насилие как социокультурные феномены : диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. Бочарова Виктория Викторовна. Воронеж, 2012. 165 с.

18.Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии: Опыт исследования: Пер. с англ. М.: Юристъ, 1996. 590 с.

19.Владимиров А.И. Концептуальные основы Национальной стратегии России: политологический аспект. М.: Наука, 2007. 480 с.

20.Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. 368 с.

21.Ганди М. Моя жизнь: Пер. с англ. М.: Наука, 1969. 612 с.

22.Гарвардт А.Э., Социально-философский анализ политического насилия в российском контексте : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. Архангельск, 2001. 168 с.

23.Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют: Пер. с англ. М.: Питер, 2005. 461 с.

24.Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского: Пер. с англ. М.: Мысль, 2001. 480 с.

25.Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского: Пер. с англ. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. 504с.

26.Гражданский кодекс РФ: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 28.1 1.2011г.]. Электронная справочная правовая система «Консультант +».

27.Григулевич И.Р. Инквизиция. М.: Политиздат, 1985. 448 с.

28.Гуревич Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.

29.Гуревич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 31-43.

30.Гусейнов A.A. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. №6. С. 35-41.

31.Гусейнов A.A. Мораль и насилие // Вопросы философии. 1990. №5. С. 127-136.

32. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения. Спб.: Типография братьев Пантелеевых, 1895. 667 с.

33.Дао дэ Цзин: Пер. с др. кит. Спб.: Лениздат, 2013. 192 с.

34.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс (Социологические исследования). 1994. № 5. С. 142—147.

35.Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения: Пер. с фр. М.: ACT, 2008. 720 с.

36. Деньги мира / Под ред. Т. Евсеева, О. Елисеева. М.: Аванта, 2007. 173 с.

37.Доманская Е. Сейчас мы суммируем достижения постмодернизма и их влияние на польскую гуманитаристику // Актуальная правда. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://apravda.com/content/professor-istorii-eva-domanskaya-seychas-my-summiruem-dostizheniya-postmodernizma-i-ih. (дата обращения 23.04.2012)

38.Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: КомКнига, 2007. 384 с.

39.Жданкин, В.А. Ценностное и праксиологическое содержание концептов «насилие» и «ненасилие» в современной социальной философии: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. Воронеж, 2010. 134 с.

40.Желнорович A.B. Рейдерство в России - показатель институционального дефицита российской экономики // Российская юстиция. 2007. № 8. С. 6-10.

41.Жирар Р. Насилие и священное: Пер. с фр. М.: Новое литературное образование, 2000. 400 с.

42.Залысин НЛО. Проблема оправданности насилия как политического средства // Социально-политический журнал. 1995. №5. С. 81-91. 43. Зеленина М.В. Пиратство и каперство как социальное явление: исторический аспект // История государства и права. 2010. № 10. С. 40-42.

44.3емлянинова Е.А Справедливость права как основание его интегративности // Юридический журнал. Минск.: Минский институт управления. 2007. № 1. С. 62-66.

45.3имбули А.Е. Культура и насилие : Этический анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.05. Санкт-Петербург, 2002. 297 с.

46.Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Русская книга, 1996. Т.5. С.31-211.

47.Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Русская книга, 1994. Т. 4. С.45-143.

48.Истомин В., Грач Д. Рейдеры мешают отечественной экономике развиваться // Наше время. 2008. № 45. С. 14-16.

49.Казаков О. По пути мягкой силы // Россия в АТР. 2012. №3 (24). С. 48-53.

50.Камю А. Бунтующий человек: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. 415 с.

51.Кандель П.Е. Социальные конфликты в условиях авторитарного социализма // Социальные конфликты в тоталитарной системе. М., 1991. С. 640.

52.Кант. И. О критике способности суждения. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Мысль, 1966. Т.5. 743 с.

53.Кант И. Основы метафизики нравственности. Собрание сочинений в 6т. М: Мысль, 1965. Т.4. 4.1. 544 с.

54.Кант, И., Метафизика нравов в двух частях. Собрание сочинений в 6т. М: Мысль, 1965. Т.4. 4.2. 478 с.

55.Клаузевиц К. Принципы ведения войны: Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2009. 220 с.

56.Контамин Ф. Война в Средние века: Пер. с фр. СПб.: Ювента, 2001. 414 с.

57.Конфуций. Суждения и беседы: Пер. с кит. Спб.: Лениздат, 2013. 192 с.

58.Конфуций. Уроки мудрости: сочинения. / Сост. М.А. Блюменкранц. М.:Эксмо, 2012. 958 с.

59.Коран. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 537 с.

60.Красиков В.И. Насилие в эволюции, истории и современном обществе. Очерки. М.: Водолей, 2009. 200 с.

61.Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993. 383 с.

62.Кюнг Г. Религия, насилие и «Священные войны» // Международный журнал красного креста. 2005. № 858. С. 27-46.

63.Леви-Стросс К. Структурная антропология: Пер. с фр. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 512 с.

64.Ленин В.И. Политический доклад ЦК 02.12.1919г. Полное собрание сочинений в 54 томах. М.: Политиздат, 1969. Т.39. С. 339-371.

65.Леонов Н.И. Конфликтология. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. 232 с.

66.Лефевр В.А., Смолян Г.Л. Алгебра конфликта. М.: ЗНАНИЕ, 1968. 50 с.

67.Локк Дж. Сочинения в 3 томах: Пер. с англ. М.: Высш.шк., 1991. 559с.

68.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994. 272 с.

69.Лосский Н.О. Бог и мировое зло. Основы теодицеи. М.: Республика, 1994. 432 с.

70.Лукьянов А.Е., Чжоу дуньи и ренессанс конфуцианской философии. М.: Стилсервис, 2009. 376 с.

71.Лэнсли С., Холлингсуорт М. Лондонград: Пер. с англ. М.: Астрель, 2010. 416 с.

72.Макеева М., Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлик, Сэндел, Тейлор, Уолдрон: Пер. с англ. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 248 с.

73.Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. 80 с.

74.Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне: Пер. с англ. М.: Аст, 2012.219 с.

75.Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. N7. С. 5-14.

76.Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М.: Политиздат, 1962. Т. 22. 805 с.

77.МарксК., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Собрание сочинений. М.: Политиздат, 1954. Т. 3. С. 7-544.

78.Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2005. 648 с.

79.Материалисты Древней Греции/ Под ред. J1. Князевой. М.: Политиздат, 1955.240 с.

80.Мельникова В.Ю. Военное насилие в региональных и локальных конфликтах современности : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. Москва, 2005. 171 с.

81.Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие: Пер. с англ. М.: Рудомино, 2004. 285 с.

82.Милль Дж. С. Размышления о представительном правлении: Пер. с англ. изд. Яковлева. Спб.: VCP, 1863. 263с.

83.Мишина С.И. Пекинский вариант «мягкой» силы // Азия и Африка сегодня. 2011. № 3. С. 19-24.

84.Монтгомери Б.Л. Краткая история военных сражений: Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2004. 460 с.

85.Монтескье Ш. О духе законов: Пер. с фр. М.: Мысль, 1999. 672 с.

86.Назаретян А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М.: ЛКИ, 2007. 256 с.

87.Назаретян А.П. Насилие и ненасилие в исторической ретроспективе // Историческая психология и социология истории. 2008. №1. С. 8-32.

88.Най Дж. «Мягкая» сила и Американо-Европейские отношения // Свободная мысль-XXL - 2004. - №10. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://postindustrial.net/2004/! 1/myagkaya-sila-i-amerikanoevropejskie-otnosheniya/#more-1243. (дата обращения 10.05.2013)

89. Немирович-Данченко В.И. Скобелев: Личные воспоминания и впечатления. СПб.: Издание П.П.Сойкина, 1882. 332 с.

90.Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. М.: Мысль, 1996. Т. 2. 829 с.

91.Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2005. 880 с.

92.Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. Собрание сочинений в 2 T. M.: Мысль, 1990. Т.2. 829с.

93.Нойкирхен, X. Пираты: морской разбой на всех морях: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1980. 351 с.

94.0дайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. Спб.: Ювента, 1996. 382с.

95.0лескин A.B. Биополитика. Политический потенциал современной биологии: философские, политические и практические аспекты. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. 423 с.

96.Олег Ивик. История человеческих жертвоприношений. М.: Ломоносов, 2010. 256 с.

97.0строухов В. Насилие сквозь призму веков. Историко-философский анализ. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 192 с.

98.Павлов С. Рейдерский захват: «засланного казачка» вычислить нетрудно // Управление персоналом. 2012. №5. С. 29-33.

99.Панарин A.C. Философия истории. М.: Гардарики, 1999. 432 с.

100. Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма: Пер. с франц. М.: Астрель, 2011. 528 с.

101. Патфорт П. Защита без нападения. Сила ненасилия: Пер. с фр. Спб.: Тускарора, 2007. 352 с.

102. Паулаускас К. Большая, плохая и красивая: «мягкая» сила Америки, России и Европы // Challenges and options for the baltic sea region. Vilnius, 2008. №20. C. 126-133.

103. Пегов С. А., Пузаченко Ю. Г. Общество и природа на пороге XXI века // Общественные науки и современность. 1994. №5. С. 146-151.

104. Перелыгин А.Е., Ушаков П.И. Рейдерство и способы борьбы с ним // Сборник тезисов работ участников Третьего Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую

работу «Моя законотворческая инициатива». М.: Государственная Дума ФС РФ, НС «ИНТЕГРАЦИЯ», 2009. С.323-324.

105. Платон. Диалоги. Кн. 2. Государство: Пер. с греч. М.:Эксмо, 2008. С. 89-454.

106. Познер В. Прощание с иллюзиями. М.: ACT, 2013. 480 с.

107. Покровский М. Средневековые ереси и инквизиция. М., 1897. 682 с.

108. Пряхин Н.Г., Философия ненасилия: история и современность : социально-философский анализ : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. Санкт-Петербург,

2006. 187 с.

109. Рикер П. Торжество языка над насилием // Философия права. 1996. №4. С. 27-36.

110. Ролз Дж. Теория справедливости: Пер. с фр. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1995. 535 с.

111. Руссо Ж.-Ж. Политические трактаты. Антология мировой философии в 4-х томах. Европейская философия от эпохи Возрождения до эпохи Просвещения / Под ред. В.В. Соколова. М.:Мысль, 1969. Т.2. 776 с.

112. Светлов Р. Искусство войны. СПб.: Амфора, 2007. 544 с.

113. Свечин A.A. Стратегия. М.: Военный вестник, 1927. 264 с.

114. Семенов 10. И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки // Вопросы истории. 1966. № 8. С. 97-102.

115. Сердюков А.Э. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат,

2007. 831 с.

116. Сериков А.Е., Идеи и методы ненасилия в экологическом движении : диссертация кандидата философских наук : 09.00.05. Москва, 1994. 144 с.

117. Скорик Е.Ф. Концепция ненасилия Л. Н. Толстого: история и современность. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03. Москва, 1992. 198 с.

118. Словарь конфликтолога / Сост. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. Спб.: Питер, 2006. 526 с.

119. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1981. 1600 с.

120. Сол Дж. Р. Ублюдки Вольтера. Диктатура разума на Западе: Пер. англ. М.: Act, 2007. 895 с.

121. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские: Пер. с англ. Мн.: Современ. литератор, 1999. 1408 с.

122. Стратегия в трудах военных классиков / Ред. совет серии. М.: Финансовый контроль, 2003. 592 с.

123. Сунь-цзы. Искусство стратегии: Пер. с кит. М.: Эксмо, 2006. 528 с.

124. Толковый словарь живого великорусского языка / Сост. В.И. Даль. М.: ACT, 2004. Т. 1. 1155 с.

125. Толстой Л.Н. В чем моя вера?. 1879—1884. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т.23. С. 304-465.

126. Толстой Л.Н. Исповедь. 1879-1884. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т.23. С. 15-24.

127. Толстой Л.Н. Исследование догматического богословия. 1879—1884. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т.23. С. 60-303.

128. Толстой Л.Н. Царство Божие внутри вас. 1890-1893. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. Т.28. С. 1294.

129. Толстой Л.Н. Воспоминания о суде над солдатом. 1906-1910. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. Т.37. С. 67-75.

130. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. Т.45. 603 с.

131. Тоффлер Э. Война и антивойна: Пер. с англ. М.: Аст, 2005. 412 с.

132. Углов Д.В., Роль дискурса социальной справедливости в формировании общества делиберативной демократии: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. Москва, 2010. 178с.

133. Ушаков П.И. Принцип целостности и феномен насилия // Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания. 2012. Тамбов-Липецк. С. 84-86.

134. Ушаков П.И. Доминанта ненасилия в процессе разрешения конфликтов // Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания. 2013. Тамбов-Липецк. С. 130-133.

135. Фейербах. Л. Эвдонизм. Избранные философские произведения в 2 томах. М.: Государственное издательство Политическая литература, 1955. Т. 1. С. 576-642.

136. Филимонов Г. Мягкая сила культурной дипломатии США. М.: РУДН, 2010.212 с.

137. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1960. Т. 1. 504 с.

138. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1962. Т.2. 576 с.

139. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т.5. 740 с.

140. Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма // Вопросы философии. 1992. №3. С. 114-127.

141. Фрейд 3. Почему война? // Экономическая конфликтология: Хрестоматия под ред. Л.П. Пискуновой. Екатеринбург.: Изд. УГУ им Горького, 2007. С. 20-28.

142. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с нем. М.: ACT, 2006. 640 с.

143. Фромм Э. Душа человека: Пер. с нем. М.: Республика, 1992. 430 с.

144. Фромм Э. Человек для себя: Пер. с англ. М.: ACT, 2012. 348 с.

145. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы: Пер. с фр. M.: Ad Marginem, 1999. 480 с.

146. Фукуяма Ф. Доверие: Пер. с англ. М.: ACT, 2004. 730 с.

147. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории: Пер. с нем. Спб.: Наука, 2001. 417с.

148. Хаксли О. Возвращение в дивный новый мир: Пер. с англ. М.: Астрель, 2012. 191 с.

149. Харенберг Б. Хроника человечества: Пер. с нем. М.: Большая энциклопедия, 1996. 1200 с.

150. Ху Цзиньтао., Доклад генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК// Газета Жэньмин жибао он-лайн. - 19.11.2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.en/31521/8023881.html#. (дата обращения 20.07.2013)

151. Холмс К. Почему важна жесткая сила// The Washington Times. - 11.06. -2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://inosmi.ru/world/2009061 l/249822.html. (дата обращения 15.06.2013)

152. Шалимова, Т.Г. Насилие и ненасилие в условиях деполяризации тендерных идеалов : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05. Шалимова Татьяна Георгиевна. Саранск, 2004. 200 с.

153. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: Пер. с англ. М.: Мысль, 1980. 325 с.

154. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1969. 142 с.

155. Эйнштейн А. Мир, каким я его вижу: Пер. с англ. М.: Аст, 2013. 223 с.

156. Открытое правительство [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ьйр://болыпоеправительство.рф/. (дата обращения 01.08.2013)

157. Электронное правительство госуслуги [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru/. (дата обращения 01.08.2013)

158. Элиаде М. История веры и религиозных идей: Пер. с фр. М.: Критерион, 2002. Т. 1. 464 с.

159. Энафф М. Клод Леви-Стросс и структурная антропология: Пер. с фр. Спб.: ИЦ ГА, 2010.560 с.

160. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Сочинения. М.: Политиздат, 1954. Т. 20. 824 с.

161. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Сочинения. М.: Политиздат, 1956. Т. 7. С. 343-437.

162. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности, государства. Сочинения. М.: Политиздат, 1961. Т. 21. 746 с.

163. Энгельс Ф. Роль насилия в истории. Сочинения. М.: Политиздат, 1961. Т. 21. 746 с.

164. Южаков Н.М. Социологические этюды. М.: Астрель, 2008. 1056 с.

165. Юнг К. Психологические типы. М.: Прогресс, 1995. 711 с.

166. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

167. Arendt Н. On Violence. New York, USA: Harvest, 1970. 120 p.

168. Balakrishnan G. The Role of Force in History // New Left Review. 2007. №47. P. 23 -56.

169. Carneiro R. L. The Chiefdom: Precursor of the State / The Transition to Statehood in the New World, Ed. Jones G. D., Kautz R. N.Y.: Cambridge University Press, 1981. P. 37-79.

170. Codigo de Derecho Canonico y Legislación complementaria. Madrid, 1950. 795 p.

171. Diamond J. Guns, germs, and steel. The fates of human societies. N-Y.: W.W. Norton & Company, 1999. 496 p.

172. Gat A. War in Human Civilization. N.-Y.: Oxford, 2007. 822 p.

173. Gat A. History of Military Thought: From the Enlightenment to the Cold War. N.Y.: Oxford, 2001. 890 p.

174. Gerstein R. Do terrorists Have Rights? // The Morality of Terrorism. N.Y.: Columbia University Press, 1989. P. 285-307.

175. Gramsci A. Selections from the Prison Notebooks. London.: Lawrence and Wishart, 1971. 572 p.

176. Guidonis B. Practica Inquisitionis heretice pravitatis. Paris.: Pacard, 1886. 370 p.

177. Guiraud J. Histoire de l'inquisition en moyen age. Paris.: Picard, 1935. v.l. 428 p.

178. Hart L. Paris, or the Future of War. London.; Kegan Paul and Co, 1925. 560 p.

179. Hu Jintao, Written Speech by H.E. Hu Jintao President of the People's Republic of China At the High_level Plenary Meeting of the United Nations' 60th Session// Embassy of the People's Republic of China in Hungary. - 22.09.2005. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.chinaembassy.hu/hu/xwdt/t213375.htm (дата обращения 03.02.2013).

180. Keeley L. War before Civilization. New York.: Oxford University Press, 1995. 246 p.

181. Kurlantzick J. China's Charm: Implications of Chinese Soft Power? // Carnegie Endowment for International Peace Policy Brief. 2006. № 47. P. 2-8.

182. Maistre J. Considerations sur la France. Bruxelles, 1858. 367 p.

183. MannM. The Sources of Social Power. N.Y.: Cambridge, 1986. v. 1. 560 p.

184. Marini M. Galileo e L'Inquisizione: Memorie storico-critiche dirette alia Romana Accademia di Archeologia. Roma.: S.C. de Propaganda Fide, 1850. 168 p.

185. McCartan Brian. A Helping Chinese Hand // Asia Times Online. -30.04.2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.atimes.com/atimes/Southeast_Asia/KD30Ae01 .html (дата обращения 20.07.2013).

186. Menendez у Pelayo M. Historia de los Heterodoxos españoles. Buenos Aires.: Librería católica de San José, gerente V. Sancho-Tello, 1945. v.2. 798 p.

187. Paramo L. Le Manuel des Inquisiteurs, a l'usage des Inquisitions d'Espagne et de Portugal. Lisbonne, 1762. 198 p.

188. The Terrorism Reader: A Historical Anthology / Ed. W. Laqueur. Philadelphia.: Temple University Press, 1978. 291 p.

189. The Guerilla Reader / Ed. W. Laqueur. N.Y.: New American Library, 1977. 462 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.