Молчание как компонент диалогического фрагмента текста в прозаических произведениях А.П. Чехова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Мухаметов, Дамир Бахерамович

  • Мухаметов, Дамир Бахерамович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 220
Мухаметов, Дамир Бахерамович. Молчание как компонент диалогического фрагмента текста в прозаических произведениях А.П. Чехова: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Ростов-на-Дону. 2009. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мухаметов, Дамир Бахерамович

Введение.

Глава I. Молчание как феномен диалога.

1.1. Диалог и его единицы.

1.1.1. Сравнительная характеристика диалога и монолога.

1.1.2. Структурные единицы диалога.

1.1.3. Диалог художественного произведения.

1.2. Молчание как компонент коммуникации.

1.2.1. Молчание как внутреннеречевой и внешнеречевой акт.

1.2.2. Аспекты изучения молчания: философский, лингвистический и религиозный подходы.

1.2.3. Виды молчания. Пауза и тишина.

1.2.4. Молчание и внутренняя речь.

1.2.5. Функции молчания.

Глава II. Молчание в структуре диалогического фрагмента текста в прозе

А.П. Чехова.

2.1. Молчание и диалог в прозе А.П. Чехова.

2.2. Молчание в начале диалогического общения.

2.2.1. Молчание, сопутствующее вступлению в диалог.

2.2.1.1. Молчание адресата в начале коммуникации.

2.2.1.2. Молчание адресанта в начале коммуникации.

2.2.1.3. Обоюдное молчание в начале коммуникации.

2.2.2. Молчание, помешавшее вступлению в диалог.

2.3. Молчание в середине диалогического общения.

2.3.1. Указание на молчание в авторском речевом плане.

2.3.2. Указание на молчание в персонажном речевом плане.

2.3.3. Комбинированное указание на молчание.

2.3.4. Косвенное указание на молчание.

2.4. Молчание в конце диалогического общения.

2.5. Способы введения ситуации молчания в текст художественного произведения.

2.5.1. Эксплицитное обозначение молчания.

2.5.2. Имплицитное обозначение молчания.

2.6. Способы толкования молчания в художественном произведении.

2.6.1. Толкование молчания повествователем.

2.6.2. Толкование молчания рассказчиком.

2.6.3. Толкование молчания персонажем.

2.6.4. Отсутствие толкования молчания.

2.7. Причины молчания.

Глава III. Молчание и соотносимые с ним явления.

3.1. Пауза в произведениях А.П. Чехова.

3.2. Тишина в произведениях А.П. Чехова.

3.3. Внутренняя речь в произведениях А.П. Чехова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Молчание как компонент диалогического фрагмента текста в прозаических произведениях А.П. Чехова»

В современной действительности, для которой характерно активное развитие различных сфер общественной жизни, проблемы коммуникации и общения становятся особенно актуальными и значимыми. Однако описание речевой деятельности человека будет неполным без характеристики феномена молчания.

Молчание - факт речевой культуры, считаться с которым приходится всякому, кто имеет отношение к самой этой культуре. Молчание вездесуще и неиг-норируемо. Существуют неговорящие члены общества, но не существует таких, которые бы никогда не молчали. Можно сказать поэтому, что в известном смысле молчание доминирует над словом и довлеет слову: оно очевидно и - в этой очевидности - не менее парадоксально, чем слово» [Богданов 1998, 4].

Антропоцентрическая и когнитивно-дискурсивная научные парадигмы обозначили в качестве основных тем исследования речевую деятельность человека, его языковое сознание, а также вербальную и невербальную коммуникации. Не осталось без внимания и молчание, которое в силу своей уникальности и универсальности изучается в таких науках, как лингвистика и литературоведение, психология и аналитическая философия, культурология и исследование религий. Однако изучение молчания в рамках той или иной области научного знания часто носило фрагментарный характер, что отразилось в отсутствии единой всесторонней теории молчания.

В отечественной лингвистике исследования, посвященные различным аспектам молчания, стали появляться в начале 1990-х годов в русле коммуникативного подхода к языку [Почепцов 1985; 1986; Богданов 1986; 1987; Крестин-ский 1989; 1993; Арутюнова 1994], что объясняется общей тенденцией в языкознании: выходом за рамки собственно лингвистических объектов изучения, в том числе интересом к паралингвистике и невербальным средствам коммуникации.

Актуальность работы. В русле антропоцентрического подхода к изучению текста в современной лингвистике все большее внимание уделяется исследованиям различных аспектов речевой деятельности человека, в том числе диалогу как основной форме вербального существования человека. Особое значение придается невербальным компонентам как единицам, формирующим «целостное» общение в реальной действительности и находящим отражение в художественной литературе. Это позволяет включить в сферу актуальных исследований изучение феномена молчания как коммуникативно значимой единицы, представляющей процесс общения во всей многомерности его бытия.

Устойчивое внимание со стороны лингвистов к исследованию компонентов художественного текста объясняется тесной взаимосвязью двух направлений филологического знания, в основе которой лежит соединение исследований, различных подходов и частное изучение единиц в рамках коммуникативного направления. Подобное соединение семантико-лингвистического и функционально-коммуникативного подходов к единицам художественного целого прослеживается в работах Н.С. Болотновой [Болотнова 1992; 1992а; 1998; 1999], Е.А. Иванчиковой [Иванчикова 1979], М.К. Милых [Милых 1958; 1981; 1983], Л.Г. Рябовой [Рябова 1982], Л.М. Шелгуновой [Шелгунова 1978; 1979] и др.

Кроме того, важным представляется и многоаспектный смысловой анализ диалогических единиц текста. Лингвосмысловой анализ представлен в работах В.В.Виноградова [Виноградов 1936; 1939; 1971]; Т.Г. Винокур [Винокур 1979; 1984], В.В. Кожинова [Кожинов 1962] и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что в результате комплексного описания молчания в рамках диалогического фрагмента художественного произведения уточнены функции и виды ситуаций молчания, выделены аспекты изучения данного феномена, обоснована специфика взаимодействия молчания, паузы, тишины, внутренней речи, впервые выявлены способы толкования молчания в тексте, исследованы способы введения ситуаций молчания и причины отсутствия речи в прозаических произведениях А.П. Чехова.

Цель работы - выявление специфики молчания как компонента речевой коммуникации персонажей в прозаических произведениях А.П. Чехова.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть сущностное содержание молчания, определить его виды; представить аспекты изучения;

2) установить основные функции молчания в процессе коммуникации;

3) охарактеризовать специфику представления молчания в начале, середине и конце диалогического общения персонажей А.П. Чехова;

4) определить особенности введения молчания в текст художественного произведения, выявить способы толкования молчания, а также обозначить причины молчания персонажей в произведениях А.П. Чехова;

5) показать роль паузы, тишины и внутренней речи в прозе А.П. Чехова как явлений, соотносимых с молчанием.

Объектом исследования являются диалогические фрагменты текста из произведений А.П. Чехова, в которых обозначена ситуация молчания (1208 диалогических фрагментов).

Предметом исследования является молчание как лексико-семантический и структурно-композиционный компонент диалогического фрагмента в прозе А.П. Чехова.

Материалом исследования послужили тексты художественной прозы А.П.Чехова. Иллюстративный материал в количестве 1208 диалогических фрагментов был извлечён путем сплошной выборки из Полного собрания сочинений и писем А.П. Чехова в 30-ти томах. Сочинения в 18-ти томах. М., 19741982.

Основными методами работы с материалом являются метод системного анализа, описательный метод, включающий наблюдение, сопоставление и обобщение, а также метод контекстного анализа.

Теоретической базой диссертации послужили исследования в области теории диалогической речи [Бахтин 1979; Борисова 2001; Валюсинская 1979; Виноградов 1980; Винокур 1959; Винокур 1955; 1977; 1997; Гельгардт 1971; Девкин 1981; Еремина 1979; 1987; Изаренков 1979; Инфантова 1973; Кафко-ва 1968; Колокольцева 2000; 2001; Красильникова 1996; Крейдлин 1998; 1999; 2001; Кучинский 1983; Михлина 1955; Полищук, Сиротинина 1979; Свято-гор 1960; Соловьева 1965; Формановская 1998; Шведова 1956; 1960; Ширяев 1966; Щерба 1915; 1957; Якубинский 1986 и др.]; труды в области психолингвистики [Ананьев 1960; Белоус 2006; Выготский 1956; Горелов 1980; 1991; Жинкин 1982; Кацнельсон 1984; Колшанский 1973; 1974; 1990; Крысин 1976; Лабунская 1988; Леонтьев 1967; 1969; Лурия 1979; Павиленис 1983; Потеб-ня 1976; Соколов 1968; Ушакова 1985 и др.]; работы по изучению художественного текста [Андрамонова 1991; Артюшков 2003; Бахтин 1975; 1976; 1979; 2000; Бочаров 1963; Виноградов 1936; 1939; 1971; Гинзбург 1971; Грехнев 1997; Гуковский 1966; Демидова 1975; Есин 2007; Иванчикова 1979; Кошкаров 1986; Лихачев 1968; 1981; Маркович 1982; Пешковский 1930; Ринберг 1978; Рябова 1982; Сливицкая 1988; Соколова 1968; Строганов 1990; Хализев 1988; 2004; Цапникова 1978; Шелгунова 1978; 1979; 1992; Ширина 1976; Эткинд 1999 и др.]; труды, освещающие различные аспекты феномена молчания [Александрова 2005; Арутюнова 1994; 2000; Бабаян 2009; Бахтин 1979; Богданов 1986; 1987; Богданов 1998; Вайман 1980; Виролайнен 2003; Грек 1994; Данилов 1999; Денисова 2007; Дмитревская (эл. ресурс); Дмитровская 1994; Ефимова 2005; Зобо-ва 1997; Йоко 2003; Корнилова 2001; 2002; Крестинский 1989; 1993; 1998; 1999; 2003; Кузьмина 2004; Лаку (эл. ресурс); Логинова (эл. ресурс); Маслова2008; Матушкина 2008; Меликян 1998; 2000; Мещерина (эл. ресурс); Михайлова (эл. ресурс); Михайлова 2008; Михеева (эл. ресурс); Носова 2008; Певницкая 2002; Почепцов 1985; 1986; Радионова (эл. ресурс); Соколова 2001; Третьякова 2006; Фельдман 2006; Шабанова (эл. ресурс); Эпштейн 2006; Яковлева 2007; Яцу-га2004 и др.]; работы, посвященные исследованию творчества А.П.Чехова [Андреева 2004; Барлас 1986; Баскакова, Чмыхова 1988; Бердников 1984; Борисова 2001; Горленко 1988; Гурвич 1970; Изотова 2005; 2006; 2007; Катаев 1979; 1989; Качур 1977; 1981; Кузнецова 1972; Куликова 1966; Лыкова 1988; Милых 1981; 1986; Никипелова 1979; Паперный 1954; Пресняков 1985; Старикова 1981; Степаненко 2008; Степанов 2005; Чудаков 1971; 1986; Шелгунова 1985 и др.].

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в обосновании специфики функционирования молчания как компонента диалогического фрагмента текста в прозаических произведениях А.П. Чехова, а также в уточнении понятия молчания, что в свою очередь способствует развитию положений, связанных с изучением различных аспектов невербальной семантики и прагматики.

Практическая ценность диссертации состоит в возможности использования языкового материала и полученных в процессе исследования результатов в теоретических и практических курсах по лингвостилистическому анализу художественного текста, психолингвистике, в спецкурсах по изучению языка и стиля А.П. Чехова, по теории коммуникации, прагматике, а также при составлении различных методических пособий и рекомендаций по комплексному филологическому анализу художественного произведения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Молчание как компонент коммуникации играет значительную роль в процессе речевого общения, имеет коммуникативную значимость, способно выполнять различные коммуникативные функции; сущностное наполнение молчание получает только на фоне диалогического общения, при этом смыслы молчания определяются условиями конкретного речевого акта, диалогической ситуацией, социальными и психологическими факторами и контекстом общения.

2. В рамках диалогического фрагмента текста художественного произведения молчание в разных фазах общения может рассматриваться как проекция молчания, встречающегося в естественной коммуникации. Однако в художественном произведении знание по поводу смыслов молчания принадлежит не только общающимся персонажам, но и автору, поэтому связь на уровне «персонаж-персонаж» часто усиливается связью «персонаж-читатель».

3. Молчание в прозаических произведениях А.П. Чехова является значимым компонентом коммуникации персонажей. В контексте литературного диалога молчание имеет большую коммуникативную нагрузку, нежели в естественном речевом акте, что связано с автором как особой повествующей инстанцией. А.П. Чехов не только изображает вербальное общение и молчание персонажей, но, как правило, раскрывает мотивы, повлекшие использование молчания, что создает объемное представление о сущности коммуникации героев.

4. В прозаических произведениях А.П. Чехова молчание является средством создания психологизма. Введение молчания в диалог свидетельствует о сложном внутреннем психологическом процессе, отражающем различные душевные состояния персонажей во время общения. Молчание позволяет писателю представить персонажа амбивалентно, как сложную противоречивую индивидуальность.

5. В прозаических произведениях А.П. Чехова явления, сопутствующие молчанию, - пауза, тишина и внутренняя речь - значимы как самостоятельные феномены, так и во взаимодействии с молчанием. В художественном произведении молчание часто поясняется посредством внутренней речи, чего не может быть в естественной коммуникации.

Апробация работы. Основные положения исследования были представлены на международных и всероссийских научных конференциях на филологических факультетах Ростовского государственного университета (Ростов-на-Дону, 2005 г., 2006 г.), Ростовского государственного педагогического университета (Ростов-на-Дону, 2005 г.), Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, 2007 г.), Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2007 г., 2009 г.), Казанского государственного университета (Казань, 2008 г.), Таганрогского государственного педагогического института (Таганрог, 2008 г. и 2009 г.), а также на заседаниях кафедры русского языка факультета филологии и журналистики Южного федерального университета. Промежуточные результаты исследования отражены в 14 публикациях общим объемом 3,7 печатного листа, одна из которых опубликована в издании, включенном в утвержденный ВАК перечень ведущих научных журналов и изданий.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и списка использованных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Мухаметов, Дамир Бахерамович

Выводы. Молчание в той или иной степени соотносится с паузой и тишиной, которые представляют самостоятельные явления, обладающие смысловой и функциональной природой.

В диалогах прозы А.П. Чехова паузы являются важным элементом речевого общения персонажей. В прозаических произведениях писателя пауза представлена в 176 диалогических фрагментах текстов. В общении персонажей пауза не заменяет собой некую вербальную интенцию, она лишь на некоторое время задерживает процесс речевого выражения. В тексте художественного произведения пауза часто обозначает мыслительную деятельность одного из персонажей; она может быть использована для привлечения внимания к словам, пауза может быть маркером нерешительности. Кроме того, иногда пауза возникает в ситуации, когда говорящий намерен высказать некое предположение, которое менее всего ожидаемо в данном контексте общения. Часто пауза сопровождается нефонологическими вокальными образованиями.

Тишина — это феномен природы, который часто переносится в мир человека. Тишина не имеет семиотического значения, она не способна передавать какое-либо содержание. В произведениях А.П. Чехова она используется в определенных контекстах: для обозначения отсутствия шума, тем или иным образом соотносится с миром природы (лес, озеро, степь), часто появляется в рамках мотива смерти, а также характеризует церковное пространство.

Тесная связь между молчанием и внутренней речью не вызывает сомнения. Внутренняя речь в прозе А.П. Чехова, как правило, важна в отношениях между героем произведения и читателем. Связь молчания и внутренней речи выражается в том, что внутренняя речь, представляя скрытую мыслительную деятельность персонажей, непосредственно поясняет смыслы и причины возникновения молчания в диалоге.

198

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речь и молчание являются компонентами акта коммуникации. Общение человека не состоит из постоянного и непрерывного говорения, говорение обязательно соседствует с молчанием, которое проявляется в различных сферах человеческого бытия. Молчание может быть монологичным, т.е. представлять существование человека вне диалога, и диалогичным - быть необходимым компонентом в процессе общения. Появившееся в диалоге молчание, как правило, вызывает отклик со стороны собеседника, оно неизбежно подвергается толкованию, т.к. в общении не должно быть смысловых лакун. Однако вербальное «необозначение» своей позиции может привести к различному истолкованию факта молчания, в том числе к искажению, фальсификации смыслов, заложенных в нем.

В нашем мире есть сферы, которые всегда должны пребывать в состоянии взаимообмена. Молчание и речь входят в их число так же, как хаос и космос. Прекращение обмена между такими сферами ведет к энтропии. Текст затем и молчит о многом, чтобы обмен между молчанием и речью был возможен всегда, чтобы негэнтропийная активность - в частности, активность герменевтическая, - могла разворачиваться неустанно, поддерживая фундаментальные условия нашего бытия» [Виролайнен 2003, 11].

В общении молчание часто используется тогда, когда коммуникант не желает выйти за рамки этикетных и социальных норм, когда вербальное выражение определенных смыслов является личностно важным, поэтому и трудно выговариваемым, когда молчание оказывается весомее слов, потому что человек не всегда может и хочет представить многоаспектность существующих взаимоотношений.

Молчание в диалоге способно быть выразителем большого количества разнообразных смыслов и оттенков, являться символом гармонии или, наоборот, несогласия. В зависимости от конкретных условий протекания речевого общения молчание может означать существенные для коммуникации смыслы, например, нежелание говорить на определенную тему или продолжать общение с определенным собеседником, незнание ответа на вопрос или намеренное сокрытие актуальной информации. Иногда молчание обозначает стратегию поведения или свидетельствует об особенностях характера человека, его косноязычии и неспособности последовательно выражать мысли, о сильных психологических потрясениях и переживаниях или о душевной умиротворенности, ощущении тщетности слов перед духовной и физической красотой мира.

Своеобразное отражение феномен молчания находит в литературном произведении. В рамках художественного текста молчание, как правило, представлено в диалогическом фрагменте. Диалогический фрагмент - определенный отрезок художественного текста, в котором общение персонажей рассматривается как отражение естественной коммуникации, имеющей проекцию в живой разговорной речи и воспринимающейся читателем как явление реальной действительности в силу имеющегося у него опыта диалогического общения. Таким образом, диалогический фрагмент текста, в структуру которого включено молчание, - это модель естественной диалогической ситуации, представляющей сам процесс общения и различные его параметры. Однако молчание в диалоге является не только элементом структуры коммуникации с постоянной меной ролей участников общения, но и наполненной различным смыслом составляющей частью диалогического взаимодействия, расширяющей объем содержания коммуникации. Подобное расширение становится возможным благодаря тому, что диалогический фрагмент текста функционирует в рамках художественного произведения. Диалог художественного произведения не воспроизводит дословно естественный диалог, он (в соответствии с законами художественного целого) переосмысливает процесс коммуникации, диалог художественного произведения не копирует речевое взаимодействие, а творчески его преломляет. Эти особенности влияют и на молчание, которое является компонентом диалогического фрагмента: с одной стороны, молчание проецируется из естественной коммуникации, с другой стороны, молчание представляет собой компонент вымышленного общения, созданного автором и представляющего «фикциональную» действительность как художественное явление. Расширенное толкование молчания способствует изображению мира персонажей во всей многомерности существования. Такая возможность появляется у читателя благодаря разным средствам представления молчания в графическом пространстве художественного текста, что позволяет автору включить воспринимающее сознание читателя в осмысление диалогического общения персонажей и сделать его таким образом «внетекстовым» участником текстовой коммуникации.

Молчание в прозаических произведениях А.П. Чехова является важным компонентом речевой коммуникации персонажей. Изучение феномена молчания в диалоге позволяет рассмотреть механизм структурирования акта общения персонажей в прозаических произведениях А.П. Чехова, определить закономерности выбора тактики молчания в диалогах героев и раскрыть причины молчания.

А.П. Чехов всегда стремился к оценке персонажа читателем, и молчание в диалогичном фрагменте текста способствует созданию целостного облика персонажа у читателя.

Персонажи А.П. Чехова проявляют себя не только в условиях речевого взаимодействия, но также в рамках невербального поведения. В прозаических произведениях писателя молчание выполняет различные функции: изобразительную, психологическую (характерологическую), оценочную. Речь и молчание в произведениях писателя - это строительные элементы художественной реальности, создающие эффект достоверности излагаемых событий. У А.П. Чехова речь персонажей, их молчание, жесты, мимика «оживляют» героев, придают им характер не созданных автором типов, а вид «реально существующих людей». Изображение молчания в литературном произведении также служит средством создания психологизма. Молчание в прозе А.П. Чехова «овеществляет чувства», разные по спектру эмоциональности, поэтому в рамках художественного произведения оно имеет большую коммуникативную нагрузку, нежели в естественной коммуникации. Писатель представляет молчание, с одной стороны, сжато, лаконично, только с помощью лексем, обозначающих факт молчания в диалоге. Это позволяет читателю при минимуме толкования молчания в тексте произведения включиться в размышления по поводу его причин. С другой стороны, причины молчания в прозе А.П. Чехова представлены явно, открыто, с помощью изображения внутренних переживаний и сомнений, связанных с фактом молчания. Основным средством передачи этих состояний является внутренняя речь, обладающая огромным поясняющим потенциалом и выражающаяся формами прямой, несобственно-прямой и косвенной речи.

Молчание для А.П. Чехова — это еще один способ показать душевную составляющую персонажа без прямого указания на чувства и переживания. Чтобы изобразить внутренние душевные движения героя, писателю нет необходимости говорить о том, что испытывает герой, нет надобности называть то или иное чувство. Творческий метод А.П. Чехова характеризуется особенностью, которая выражается в том, что о внутреннем писатель говорит через внешнее, о глубинных переживаниях - через их невербальное проявление: чтобы показать глубокое чувство оскорбления и презрения, достаточно упомянуть об угрюмом молчании одного из героев. Молчание в прозе А.П. Чехова представляет читателю не только негативное эмоциональное состояние персонажа, оно используется писателем также для обозначения душевного спокойствия и для выражения положительных эмоций.

Эти особенности творческой манеры А.П. Чехова предполагают особую активность со стороны читателя, т.к. все элементы художественного произведения направлены на восприятие читательского сознания. Любой творческий феномен предполагает особую коммуникацию: от автора-творца через произведение к познающему субъекту (читателю-зрителю). То, что сказано персонажем, является значимым для понимания, но не меньшей важностью обладает то, что не было сказано, что оказалось скрытым за молчанием. Молчание у А.П. Чехова выступает как своеобразный ориентир, помогающий читателю понять и осмыслить психологический контекст и подтекст литературного произведения, когда общение с уровня «персонаж-персонаж» переходит на уровень «персонаж-читатель».

В прозаических произведениях А.П. Чехова в рамках диалогического фрагмента молчанию часто сопутствуют такие невербальные феномены, как пауза, тишина и внутренняя речь. Однако они приобретают значимость и как самостоятельные явления, имеющие собственные смысловые нагрузки и обладающие особенной функциональной природой. Важной для прозаических произведений А.П. Чехова является тесная связь молчания и внутренней речи, потому что смыслы и причины молчания персонажей часто поясняются посредством внутренней речи.

В дальнейшей работе над темой исследования перспективным представляется изучение невербальных компонентов общения, сопровождающих молчание, выявление их связей и характерологических функций, рассмотрение феномена молчания в тендерном аспекте, а также сравнительный анализ диалогических фрагментов текста, включающих молчание, в прозаических произведениях русских писателей.

203

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мухаметов, Дамир Бахерамович, 2009 год

1. Адамар Ж. Исследования психологии процесса изобретения в области математики. — М.: «Советское радио», 1970. - 152 с.

2. Александрова И.Б. Слово о молчании // Русская речь. 2005. - №4.-С. 70-75.

3. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 348369.

4. Андрамонова Н.А. Синтаксические особенности внутренней речи произведений Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой и проблемы современной филологии. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. С. 97-101.

5. Андреева Е.В. Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А.П. Чехова. Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2004. - 21 с.

6. Артюшков И.В. Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. 1997. - №4. - С. 66-75.

7. Артюшков И.В. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (на материале романов Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого). М.: МПГУ, 2003.-348 с.

8. Арутюнова Н.Д. Молчание: контексты употребления // Логический анализ языка. Язык речевых действий / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева. -М.: Наука, 1994.-С. 106-117.

9. Арутюнова Н.Д. Феномен молчания // Язык о языке / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 2000. - С.417-436.

10. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.

11. Бабаян В.Н. Молчащий наблюдатель и молчание в диалоге // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -2009.-№2.-С. 119-124.

12. БарласЛ.Г. Персонаж, повествователь, автор в речевой структуре рассказа Чехова «Соседи» // Творчество А.П. Чехова (особенности художественного метода). Межвуз. сб. науч. тр. Ростов-на-Дону, 1986. - С.29-39.

13. Баскакова Л.В., ЧмыховаН.М. Особенности организации описательного текста в произведениях А.П. Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та. - 1988. - С. 50-55.

14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1976.-420 с.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-320 с.

17. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

18. Белоус Н.А. Психологический аспект конфликтного дискурса // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. 2006. - №2. - С. 3135.

19. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Паузы в нормальной речи и при заикании Электронный ресурс. Режим доступа: http: li-brary.bv/portalus/modules/psychology/librarypda readme.php?subaction=sh6wfull&i d=l 107079798&archive=&start from=&ucat=27&.

20. Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. М.: Художественная литература, 1984. - 511 с.

21. БибихинВ.В. Язык философии. М.: Изд-во «Языки славянской культуры», 2002. - 416 с.

22. Богданов В.В. Молчание как нулевой речевой знак и его роль в вербальной коммуникации // Языковое общение и его единицы. Межвуз. сб. науч. тр.-Калинин, 1986.-С. 12-18.

23. Богданов В.В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении // Языковое общение: Единицы и регулятивы. Калинин, 1987.-С. 18-25.

24. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens. -СПб.: Рус. христиан, гуман. ин-т, 1998. 352 с.

25. Болотнова Н.С. Гармонизация общения и лексическая структура художественного текста. СПб.: Образование, 1992. — 55 с.

26. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд-во ТГУ, 1992.-309 с.

27. Болотнова Н.С. Об изучении ассоциативных полей в художественном тексте // Русистика: Лингвистическая парадигма XX века. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - С. 34-45.

28. Болотнова Н.С. Основы теории текста. Томск: Изд-во Томского педагогического ин-та, 1999. - 98 с.

29. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: проблема интегративно-сти. Автореф. дис. д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2001. - 40 с.

30. Бочаров С.Г. Л. Толстой и новое понимание человека: «Диалектика души» // Литература и новый человек / Отв. ред. В.В. Ермилов. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 224-308.

31. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464 с.

32. Вайман С.Т. Парасловесный диалог // Филологические науки. — 1980.-№2.-С. 37-44.

33. Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов // Синтаксис текста: Сб. ст. / Отв. ред. Г.А. Золотова. М.: Наука, 1979.-С. 299-314.

34. Виноградов В.В. О художественной прозе. М.-Л.: Госиздат, 1930.- 186 с.

35. Виноградов В.В. Язык Гоголя // Н.В. Гоголь: материалы и исследования. Т. 2.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - 627 с.

36. Виноградов В.В. О языке Толстого // Литературное наследство. — Т. 35-36. М.: Изд-во АН СССР, 1939. - С. 117-220.

37. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: Изд-во АН СССР, 1963. 255 с.

38. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.-240 с.

39. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. - 360 с.

40. Винокур Г.О. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959.-С. 257-300.

41. Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка: Сб. ст. / Отв. ред. Н.С. Поспелов и Н.Ю. Шведова. М.: Изд-во АН СССР, 1955. -С. 342-355.

42. Винокур Т.Г. К вопросу о норме художественной речи // Синтаксис и норма: Сб. ст. / Отв. ред. Г.А. Золотова. М.: Наука, 1974. - С. 267-282.

43. Винокур Т.Г. Первое лицо в драме и прозе М. Булгакова // Очерки по стилистике художественной речи / Отв. ред. А.Н. Кожин. М.Наука, 1979. -С. 50-65.

44. Винокур Т.Г. Воспроизведение особенностей разговорной речи в художественном тексте (к построению типологии приема) // Принципы функционирования языка в его речевых разновидностях. Межвуз. сб. науч. тр. -Пермь, 1984. С. 31^6.

45. Винокур Т.Г. Диалог // Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. -М.: Дрофа, 1997. С. 119-120.

46. Виролайнен М. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Изд-во «Амфора», 2003. - 504 с.

47. Выготский JI.C. Мышление и речь // Выготский JI.С. Избранные психологические исследования / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С. 39-386.

48. Гельгардт P.P. Рассуждение о диалогах и монологах: (К общей теории высказывания) // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества.-Вып. 1.-4.2.-Калинин, 1971.-С. 28-153.

49. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971.-463 с.

50. Гончарова Е.А. Устная разговорная речь и формы ее выражения в структуре художественного текста // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: Респ. сб. науч. тр. Горький: Горьков. пед. ин-т иностр. яз., 1982. - С. 34^10.

51. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.-238 с.

52. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991. - 240 с.

53. Горленко Ф.М. Экспрессивно-смысловые связи слов как основа художественной образности в рассказе А.П. Чехова «Цветы запоздалые» // Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1988. С. 45-50.

54. Грек А.Г. О словах со значением речи и молчания в русской духовной традиции // Логический анализ языка. Язык речевых действий / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева. М.: Наука, 1994. - С. 117-125.

55. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. — Нижний Новгород, 1997. 198 с.

56. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. М.: «Языки русской культуры» - Вена: Венский славистский альманах, 2001. -256 с.

57. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. M.-JL: Просвещение, 1966. - 266 с.

58. Гурвич И.А. Проза Чехова (Человек и действительность). М.: Художественная литература, 1970. - 182 с.

59. Данилов С.Ю. Тактика молчания в речевом жанре проработки // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 28. - Саратов, 1999. - С. 6778.

60. ДевкинВ.Д. Диалог. Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской. -М.: Высшая школа, 1981. 160 с.

61. Демидова М.П. Синтаксическое строение и стилистическая роль «внутренней» речи в романе J1.H. Толстого «Анна Каренина» // Проблемы языка и стиля JI.H. Толстого. Материалы XII Толстовских чтений (Респ. сб.). 4.2. — Тула, 1975.-С. 111-115.

62. ДенисоваЕ.А. Поэтика молчания в произведениях Б.К.Зайцева // Текст. Структура и семантика. Доклады XI междунар. конф. Т. 2. - М., 2007. -С. 8-14.

63. Дмитревская И.В. Метафизика молчания: герменевтический аспект Электронный ресурс. — Режим доступа: http: sofik-rgi.narod.ru/avtori/ dpf 2004/dmitrievskava.htm.

64. Дмитровская М.А. Природа: язык и молчание (о миросозерцании А. Платонова) // Логический анализ языка. Язык речевых действий / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева. М.: Наука, 1994. - С. 125-133.

65. Еремина Л.И. Диалог в романе «Русский лес» // Русская речь. -1979.-№3.-С. 71-75.

66. Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста (О типологии публицистических жанров) // Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста / Отв. ред. А.Н. Кожин. М.: Наука, 1987. - С. 166-196.

67. ЕсинА.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: «Флинта», 2007. - 248 с.

68. Ефимова О.Ю. Молчание и умолчание учителя в системе профессиональных речевых актов. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ярославль, 2005.-22 с.

69. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Политиздат, 1982.-250 с.

70. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979. - 312 с.

71. Зобова М.Р. Молчание как одна из форм познания и осмысления действительности // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы междунар. конф. СПб., 1997. - С. 57-59.

72. Золотухина-Аболина Е.В. Смысл молчания // Научная мысль Кавказа. 2000. - №3. - С. 22-27.

73. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. -М.: Наука, 1979.-287 с.

74. Изаренков Д.И. Структура и функциональные особенности диалога в современном русском языке. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1979. -17 с.

75. Изотова Н.В. О ситуации, общения в диалогах прозы А.П. Чехова // Русский язык в школе. — 2005. №2. - С. 72-75.

76. Изотова Н.В. Диалогическая коммуникация в языке художественной прозы А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 246 с.

77. Изотова Н.В. О диалогическом фрагменте текста в прозе А.П. Чехова // Русский язык: исторические судьбы и современность. III Международный конгресс исследователей русского языка. 20-23 марта 2007 г. Труды и материалы. М., 2007. - С. 655-656.

78. Инфантова Г.Г. Очерки по синтаксису современной русской разговорной речи. Ростов-на-Дону, 1973. - 134 с.

79. Ицкович В.А., Шварцкопф Б.С. Знаки препинания как реплики диалога // Современная русская пунктуация. М.: Наука, 1979. - С. 141-158.

80. Йоко И. Феномен молчания как компонент коммуникативного поведения. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2003. - 24 с.

81. Караулов Ю.Н. Еще один аргумент // Филологический сборник (к 100-летию со дня рождения академика В.В. Виноградова). М., 1995. - С.209-219.

82. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М.: МГУ, 1979.-327 с.

83. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М.: МГУ, 1989. - 260 с.

84. Кафкова О. Вопросы диалога в обучении иностранному языку // Русский язык за рубежом. 1968. - №1. - С. 84-89.

85. Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы // Вопросы языкознания. 1984. - №4. - С. 3-12.

86. Качур М.Д. О психологизме в рассказах раннего Чехова // Творчество А.П. Чехова. Сб. ст. Вып. II. - Ростов-на-Дону, 1977. - С. 97-108.

87. Качур М.Д. Рассказ А.П. Чехова «Шампанское» // Творчество А.П. Чехова: Особенности художественно метода. Межвуз. сб. науч. тр. Ростов-на-Дону, 1981.-С. 93-98.

88. Кедрова Е.Я. Описание жестов персонажей в структуре текста // Язык прозы А.П.Чехова. Ростов-на-Дону, 1981. - С. 28-32.

89. Кожевникова Кв. К вопросу художественного воспроизведения высказываний повседневной устной речи в литературном произведении // Cekosloven-ska rusistika. 1965. - №2. - С. 74-83.

90. Кожевникова Кв. Спонтанная устная речь в эпической прозе. Praha, 1970.-166 с.

91. Кожевникова Н.А. Двое в одном: О персонажах в прозе А. Чехова // Литературный текст: проблемы и методы исследования. № 3. - Тверь, 1997. -С. 3-13.

92. Кожевникова Н.А. Сквозные мотивы и образы в прозе А.П. Чехова // Русский язык сегодня. Вып. 1. - М., 2000. - С. 530-539.

93. Кожинов В.В. Художественный образ и действительность // Теория литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 58-72.

94. Колокольцева Т.Н. Роль диалога и диалогичности в современном коммуникативном пространстве (на материале средств массовой информации) // Проблема речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2000. - С. 50-57.

95. Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 2001. - 260 с.

96. Колшанский Г.В. Функции паралингвистических средств в языковой коммуникации //Вопросы языкознания. 1973. -№1. - С. 16-25.

97. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974. - 81 с.

98. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. -М.: Наука, 1990.-112 с.

99. ЮО.Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. Для студентов заочников III—IV курсов факультетов рус. яз. и лит. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. - 111 с.

100. Корнилова Н.Б. Слово и молчание: аспекты взаимодействия // Ярославский педагогический вестник: Научно-методический журнал. №1. - Ярославль, 2001.-С. 38-41.

101. Корнилова Н.Б. Онтология молчания (на примере ранней прозы Леонида Андреева). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ярославль, 2002. - 22 с.

102. ЮЗ.Кошкаров В.Л. Авторские ремарки к внутренней речи как средство художественного изображения у Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание») // Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз. сб. Петрозаводск, 1986. - С. 99-102.

103. Красильникова Е.В. О соотношении монолога и диалога // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996. - С. 138-142.

104. Ю5.Крейдлин Г.Е. Семантические типы жестов // Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е.А. Земской. Сб. науч. работ. М.: Наследие, 1998. — С. 174-184.

105. Юб.Крейдлин Г.Е. Движения рук: касание и тактильное взаимодействие в коммуникации людей // Логический анализ языка. Языки динамического мира / Под ред. Н.Д. Арутюновой и И.Б. Шатуновского. Дубна; М.: «Языки русской культуры», 1999. - С. 330-348.

106. Крейдлин Г.Е. Риторика позы // Язык и культура: Факты и ценности: Сб. ст. к 70-летию ак. Ю.С. Степанова / Отв. ред. Е.С. Кубрякова, Т.Е. Янко. -М.: «Языки славянской культуры», 2001. С. 207-216.

107. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

108. Крестинский С.В. Коммуникативная нагрузка молчания в диалоге // Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989. - С. 92-98.

109. Крестинский С.В. Коммуникативно-прагматическая структура акта молчания // Коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц: Сб. науч. тр. Тверь: ТвГУ, 1993. - С. 59-67.

110. Крестинский С.В. Молчание в системе невербальных средств коммуникации // Тверской лингвистический меридиан: Теорет. сб. Тверь: ТвГУ, 1998.-С. 74-79.

111. Крестинский С.В. Акт молчания и постулаты речевого общения // Тверской лингвистический меридиан: Теорет. сб. Тверь: ТвГУ, 1999. - С. 7580.

112. Крестинский С.В. О роли невербальных компонентов в языковой коммуникации // Научно-лингвистические и психолого-педагогические проблемы преподавания иностранного языка: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. -Тверь: ТвГУ, 2003. С. 212-215.

113. Кривнова О.Ф. Перцептивная и смысловая значимость просодических швов в связном тексте // Проблемы фонетики II / Отв. ред. JI.JI. Касаткин. М., 1995.-С. 228-238.

114. Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М., 1976. - С. 42-52.

115. Кузнецова И.Ф. «Немного, но многое» (О лаконизме прозы А.П. Чехова) // Русская речь. 1972. - №3. - С. 29-33.

116. П.КузьминаЕ.В. Феномен молчания в познании человека. Автореф. дис. . канд. философ, наук. -М., 2004. -24 с.

117. Куланок К.Н. О некоторых функциях речевой паузы // 17-я конференция Минского пединститута иностранных языков. Ч. II. - Минск, 1964,-С. 47-52.

118. Куликова Е.И. К вопросу о становлении реализма в творчестве Чехова (Сравнительный анализ «Цветов запоздалых» и «Ионыча») // Вопросы русской и зарубежной литературы. Т.2. - Куйбышев, 1966. - С. 165-182.

119. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

120. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. Минск: БГУ, 1983. - 190 с.

121. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988.-246 с.

122. Лаку П. Бог есть молчание Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.evangelie.ru/forum/tl 9916.html.

123. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. М.: МГУ, 1967. - С. 6-16.

124. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Наука, 1969. 307 с.

125. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.

126. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии // Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова. М.: Просвещение, 1982. -С. 115-121.

127. ЛигутаТ.В. Разговорная речь в художественном тексте. Автореф. дис . канд. филол. наук. Саратов, 1976. - 24 с.

128. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.

129. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.

130. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. -№8. - С. 74-87.

131. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Советский писатель, 1981.-215 с.

132. Логинова М.В. Постмодернисткий дискурс молчания Электронный ресурс. Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/663/33.

133. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982. - 480 с.

134. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

135. Лыкова Т.В. Авторская модальность в рассказе А.П. Чехова «Княгиня» // Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1988.-С. 122-130.

136. Маркович В.М. «Чужая» речь и взаимодействие речевых манер в романе Гончарова «Обыкновенная история» // Филологические науки. 1982. -№2. - С. 58-66.

137. Маслова В.А. Феномен «МОЛЧАНИЕ» как концепт культуры // Труды по когнитивной лингвистике. Вып. 10. - Кемерово, 2008. - С. 77-83.

138. Матушкина В.И. Тишина в «Тихом Доне» М. Шолохова // Русская речь. 2008. - №6. - С. 46-48.

139. Меликян С.В. Функция молчания в коммуникативном поведении человека // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методический бюллетень. №3(7). - Красноярск - Ачинск, 1998. - С.36-39.

140. Меликян С.В. Молчание в русском общении // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1. - Воронеж, 2000. - С. 47-52.

141. Меликян С.В. Речевой акт молчания в структуре общения. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 2000. — 23 с.

142. Мещерина Е.Г. Метафизика молчания и «безмолвное пение» в традиции исихазма Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hesychasm.ru/library/creation/mescherina.htm.

143. Милых М.К. Прямая речь в художественной прозе / Отв. ред. М.Я. Немировский. Ростов-на-Дону: Рост. кн. изд-во, 1958. - 240 с.

144. Милых М.К. Монологическая реплика в прозе А.П.Чехова // Язык прозы А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1981. - С 6-20.

145. Милых М.К. Структура диалога и типология реплик (на материале повести «Моя жизнь») // Проблемы языка и стиля А.П. Чехова. Ростов-на-Дону, 1986.-С. 6-23.

146. Милых М.К. Структурные типы диалога в художественной прозе А.П. Чехова // Язык и стиль А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1986. -С. 79-89.

147. Михайлова М.В. Молчание как форма духовного опыта (эстетико-культурологический аспект) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.phil63.ru/molchanie-kak-forma-dulchovnogo-opyta.

148. Михайлова T.JI. Женское молчание как бинарная оппозиция мужскому властному дискурсу // Женщина в российском обществе. 2008. - №4. — С. 6276.

149. Михеева Ю. Молчание. Пауза. Тишина. Свет. (Апофатика звука в «Зеркале» Андрея Тарковского) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kinozapiski.ru/article/481.

150. МихлинаМ.Л. Из наблюдений над синтаксисом диалогической речи. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1955. - 15 с.

151. Мишина Г.В. Концепт «тишина» в творчестве Н.А. Некрасова: воплощение идеи природосообразности // Филологические науки. 2007. - №5. -С. 137-142.

152. Моисеева Н.В. Средства диалогизации монологической речи (На материале прозы А.П. Чехова). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 1998.-22 с.

153. Морозова Н.А. Коммуникативные типы предложений-высказываний в художественном драматическом тексте: (На материале пьес А.П. Чехова). Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 1996. - 23 с.

154. НесинаГ.Н. К вопросу о структуре диалога в современном русском языке // Исследования и статьи по русскому языку: Сб. ст. / Отв. ред. JI.M. Орлов. Волгоград, 1972. - С. 61-69.

155. НикипеловаН.А. Сюжетная роль времени в рассказе А.П. Чехова «Архиерей» // Творчество А.П. Чехова: Особенности художественного метода. Респ. сб. науч. тр. Вып. 4. - Ростов-на-Дону, 1979. - С. 52-61.

156. Носова О.Е. Пословицы и поговорки о роли и месте молчания: лин-гвокультурологический анализ (на материале русского и английского языков) // Вестник Башкирского университета. 2008. - Т. 13. - №3. - С. 543-546.

157. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

158. Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. — М., 1983. 286 с.

159. Паперный 3. А.П. Чехов: Очерк творчества. М.: Изд-во художественной литературы, 1954. - 191 с.

160. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. 3. - M.-JI.: АН СССР, 1949.-С. 568.

161. Певницкая E.JI. Философско-эстетический анализ феномена «молчание». Автореф. дис. . канд. философ, наук. М., 2002. - 30 с.

162. ПеньковаГ.А. Диалогические единства в современном французском языке. Автореф. дис. . канд. филол. наук. JI., 1972. -22 с.

163. Пешковский A.M. Приемы и принципы стилистического анализа и оценки художественной прозы // Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М -Л.: Госиздат, 1930. - С. 133-152.

164. Полищук Г.Г., Сиротинина О.Б. Разговорная речь и художественный диалог // Лингвистика и поэтика: Сб. ст. / Отв. ред. В.П. Григорьев. М.: Наука, 1979.-С. 188-199.

165. Полянский А.Н. Формы и функции неизреченного в текстах художественной литературы // Филологические науки. 1990. — №2. - С. 54-62.

166. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с.

167. Почепцов Г.Г. Молчание как речевой акт // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Вып. 252. - М., 1985. - С. 43-52.

168. Почепцов Г.Г. Молчание как знак // Анализ знаковых систем: История логики и методологии науки. Киев, 1986. - С 90-91.

169. Пресняков О.П. О некоторых особенностях речевой характеристики персонажей у А.П. Чехова // Поэтический мир Чехова. Сб. науч. тр. ВГПИ им. А.С. Серафимовича. Волгоград, 1985. - С. 75-80.

170. Радионова Е.С. Семантика и прагматика молчания Электронный ресурс. Режим доступа: http://library.krasu.ru/ft/ft/ articles/0088621 .pdf.

171. РинбергВ.Л. Модели внутреннего монолога в характеристике персонажей Л.Н.Толстого // Лев Толстой: Проблемы творчества. Киев, 1978. -С. 280-290.

172. Рубинштейн С.Л. Речь // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1989 - С. 442-483.

173. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. - 384 с.

174. Русская грамматика: В 2-х т. М.: Наука, 1980. - Т. II. - 709 с.

175. РябоваЛ.Г. Речь персонажей в рассказах В.М.Шукшина // Вопросы стилистики: Межвуз. науч. сб. / Отв. ред. О.Б. Сиротинина. Вып. 18. - Саратов: Изд-во СГУ, 1982. - С. 76-93.

176. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.- 176 с.

177. Святогор И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи (диалогическое единство). Калуга: Калужское кн. изд-во, 1960. - 39 с.

178. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. Самара: СамГПУ, 1997. - 325 с.

179. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого: проблемы человеческого общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 192 с.

180. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968.-248 с.

181. Соколова Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1968. - 281 с.

182. Соколова Е.В. Творчество Ингеборг Бахман. Понятия «язык» и «молчание». Автореф. дис. . канд. филол. наук. М.,2001. - 24 с.

183. Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания. 1965. - №6. - С. 103-110.

184. СтариковаВ.А. Многомерность чеховской детали// Творчество А.П. Чехова: Особенности художественно метода. Межвуз. сб. науч. тр. Ростов-на-Дону, 1981.-С. 41-48.

185. Степаненко А.А. О чем молчат герои «Дамы с собачкой» А.П. Чехова //Русская речь. -2008. -№3. С. 20-22.

186. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: «Языки славянской культуры», 2005. - 400 с.

187. Стернин И.А. О национальном коммуникативном сознании // Лингвистический вестник. — Вып. 4. Ижевск, 2002. - С. 87-94.

188. Страхов И.В. Психология внутренней речи. Саратов, 1969. - 56 с.

189. Стриженко А.А. О коммуникативности паузы // Вопросы лексикологии, лексикографии и стилистики романо-германских языков. Самарканд, 1975.-С. 52-57.

190. Строганов М.В. Читатель в творческом процессе, тексте и восприятии повести Л.Н.Толстого «Казаки» // Филологические науки.- 1990. №3. -С. 22-33.

191. Сухих С.А., Зеленская В.В. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса. Краснодар: Изд-во Кубанск. гос. ун-та, 1998.— 276 с.

192. Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 492 с.

193. Тарасов Е.Ф. Речевое общение: онтологические, гносеологические основы исследования // Анализ знаковых систем: История логики и методологии науки. Киев, 1986. - С. 40-44.

194. Тарбаева А. Искусство это диалог Электронный ресурс. - Режим доступа: www.komilfo-art.ru/show article.php?art:= iskdialog.

195. Тер-Аракелян Р. Субституты ответной реплики в диалогическом единстве // Вопросы диалогической речи: Тез. докл. междун. симпоз., Тбилиси, июнь 1980 г. Тбилиси, 1980. - С. 54-56.

196. Толстой JI.H. Что такое искусство? // JI.H. Толстой о литературе. М.: Художественная литература, 1955. - С. 318-484.

197. Третьякова Н.Ю. Коммуникативная многозначность молчания ненцев (на примере повести А.П. Неркаги «Белый ягель») // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. - №8. - С. 81-90.

198. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т.2. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1938.-520 с.

199. Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи // Вопросы психологии.-1985.-№2.-С. 39-51.

200. Федоров А.В. Язык и стиль художественного произведения. M.-JL, 1963.- 132 с.

201. Фельдман Д.М. Мотив молчания в пьесе И. Бродского «Мрамор» // Литература и театр: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л.А. Финка. Самара: Изд-во "Самарский ун-т", 2006. - С. 280-286.

202. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения.-М., 1998.-291 с.

203. Хайдеггер М. Бытие и время // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. - С. 1-45.

204. Хаксли О. Вечная философия. М.: «Ваклер», 1997. - 330 с.

205. Хализев В.Е. особенности поэтических произведений // Введение в литературоведение / Под ред.Г.Н. Поспелова. М.: Высшая школа, 1988. - С. 219— 240.

206. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004. - 405 с.

207. ЦапниковаВ.М. О функциях и структуре диалогической речи в художественной прозе Л.Н. Толстого // Язык и стиль Л.Н. Толстого (Респ. сб.) / Отв. ред. К.П. Орлов. Тула: ТулГПИ, 1978. - С. 140-152.

208. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига: Зинатне, 1974.— 272 с.

209. Чалый В. В. Лингвопрагматический аспект художественной прозы А.П. Чехова. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Краснодар, 2001. - 22 с.

210. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. В 15-и т. Т. 3 - М.: Гослитиздат, 1947. - 884 с.

211. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. - 290 с.

212. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.: Советский писатель, 1986. - 384 с.

213. Шабанова Я.В. Речевой акт «МОЛЧАНИЕ» в структуре вербальной и невербальной коммуникации Электронный ресурс. Режим доступа: http://tpl 1999.narod.ru/WEBLSE2007/Shabanova LSE2007.htm.

214. Шведова Н.Ю. К изучению диалогической речи // Вопросы языкознания. 1956. - №2. - С. 67-82.

215. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. -М.: Изд-во АН СССР, 1960. 377 с.

216. Шейкин Р.Л. К анализу механизмов возникновения пауз в речи // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М.-Л.: Наука, 1966. -С. 31-44.

217. Шелгунова Л.М. К вопросу об авторской речи Л.Н. Толстого // Язык и стиль Л.Н. Толстого (Респ. сб.) / Отв. ред. К.П. Орлов. Тула: ТулГПИ, 1978. -С. 111-115.

218. Шелгунова Л.М. Указания на речевое поведение персонажей (невербальные формы) в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Проблемы языка и стиля в литературе. Волгоград, 1978. - С. 49-62.

219. Шелгунова Л.М. Указание на речежестовое поведение персонажей как средство создания образа в русской повествовательной художественной прозе: Учеб. пособие. Волгоград: Волгоград, пединститут, 1979. - 80 с.

220. Шелгунова Л.М. Речевая структура повествовательного художественного текста (Рассказ А.П. Чехова «Душечка») // Поэтический мир Чехова. Сб. науч. тр. ВГПИ им. А.С. Серафимовича. Волгоград, 1985. - С.86-91.

221. Шелгунова Л.М. Внутренняя речь персонажей в повествовательном художественном тексте: (На материале произведений Л.Н. Толстого) // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 24. - Саратов, 1992 - С. 136-143.

222. Ширина Л.С. О художественной выразительности диалога в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Язык и стиль Л.Н. Толстого: Материалы XIII Толстовских чтений. Вып.1. - Тула, 1976. - С. 44-50.

223. Ширяев Е.Н. Реплики диалога как предложение // Русский язык в школе. 1966. - №6. - С. 96-101.

224. ШмидВ. Нарратология. М.: «Языки славянской культуры», 2003.— 312 с.

225. Щерба JI.B. Восточнолужицкое наречие. Т. 1. - ПГ.,1915. - 194 с.

226. Щерба JI.B. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.- 188 с.

227. Эйхенбаум Б.М. О Чехове // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л.: Художественная литература, 1969. - С. 357-370.

228. Эпштейн М.Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. -М.: Высшая школа, 2006. 559 с.

229. Эткинд Е.Г. Внутренний человек и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы 18-19 вв. М.: «Языки русской культуры», 1999. — 446 с.

230. Яковлева М.П. Коммуникативная значимость молчания в художественном тексте // Текст. Структура и семантика. Доклады XI междунар. конф. -Т. 2.-М., 2007.-С. 58-60.

231. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избранные труды. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. - С. 17-58.

232. Gudoniene V. Tylumos / tylejimo / ramybes konceptas I. Bunino lyrikoje // Man and the Word (Zmogus ir zodis). 2006.- Vol.8. - Issue: 03. - Pp. 21-25.

233. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

234. Чехов А.П. Полн. Собр. соч. и писем. В 30 т. Соч.: В 18 т. -М., 1974-1982.

235. Чехов А.П. Полн. Собр. соч. и писем. В 30 т. Письма: В 12 т. М., 1974—1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.