Михаил Коллонтай (Ермолаев). Портрет музыканта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Тутова, Олеся Александровна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 247
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Тутова, Олеся Александровна
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Краткая творческая биография
М. Коллонтая (Ермолаева) 16
Глава 2. М. Коллонтай — композитор 50
Глава 3. М. Коллонтай - исполнитель 101
Глава 4. М. Коллонтай - педагог 133
Глава 5. Музыкально-критическая и общественная деятельность М. Коллонтая 168
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Артур Шнабель в контексте фортепианной культуры первой половины XX века2006 год, доктор искусствоведения Смирнова, Марина Вениаминовна
Художественно-педагогические принципы М.И. Гринберг в контексте традиций отечественной фортепианной школы2018 год, кандидат наук Платонова Алина Александровна
Исполнительское искусство М.В. Юдиной. Черты стиля1983 год, кандидат искусствоведения Федосеева, Стелла Леонидовна
Фортепианные вариации Бетховена: особенности жанра и эволюция интерпретаторских концепций2012 год, кандидат наук Шатский, Павел Андреевич
Становление сольного репертуара отечественной альтовой школы: в поисках художественной индивидуальности инструмента2022 год, кандидат наук Шевцова Анастасия Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Михаил Коллонтай (Ермолаев). Портрет музыканта»
Задача данного исследования - раскрыть не освещенную ранее многогранную деятельность выдающегося музыканта нашего времени Михаила Коллонтая как композитора, пианиста, педагога, видного музыкально-общественного просветителя.
Автору исследования посчастливилось учиться в фортепианном классе Михаила Георгиевича в Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского, и это дало возможность раскрыть область его деятельности, мало кому известную изнутри его работы. Преподавание не занимает главное место в творческой жизни М. Коллонтая, и вместе с тем — он был и остается прекрасным педагогом и продолжает успешно работать в этой области в настоящее время. Михаил Георгиевич делал и делает все для воспитания настоящих музыкантов-профессионалов. Кроме того, воспитывает учеников и в человеческом плане. Для нас он всегда является примером высокой духовности, образованности, невероятной честности во всех проявлениях, во взглядах и поступках.
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и приложений, которые включают репертуар М. Коллонтая-пианиста, его статьи, а также неизданные и неопубликованные ранее автобиографические заметки и фрагменты писем.
В первой главе дана» краткая творческая биография М. Коллонтая. Для? нас было необходимо показать формирование и творческий рост музыканта, раскрыть его человеческую и артистическую личность. Задача главы — рассказать о таких событиях жизни, которые повлияли на его творчество. В этой главе мьь использовали, в основном, материалы, полученные из архива композитора: это автобиография, интервью, а также личные беседы автора с М. Коллонтаем на протяжении трех лет (с 2006 по 2009, во время его приездов в Москву).
Методологически мы опирались на монографии о выдающихся музыкантах. Это - Л. Баренбойм «Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста» (9)1, Ю. Борисов «По направлению к Рихтеру» (13), Ф. Лист «Ф. Шопен» (87), Я. Милыитейн «Константин Николаевич Игумнов» (96) и многие другие источники, указанные в библиографии. Ценным материалом для нас стали избранные статьи Т. Гайдамович (20). Творческая дружба связывала Т. Гайдамович с видными музыкальными деятелями, и ее статьи, окрашенные в эмоционально-возвышенные тона, воссоздают атмосферу общения с Д. Ойстрахом, Л. Коганом, Ю. Янкелевичем, С. Кнушевицким, Л. Ростроповичем, раскрывают неповторимый облик каждого. Миниатюрные портреты-зарисовки дают нам представление об исполнительской и педагогической деятельности
1 В скобках - порядковый номер библиографического списка. выдающихся личностей прошлого« и современности, показывают их внутренний мир, истинное служение искусству, полную отдачу ученикам. Это послужило образцом для написания первой главы. Особенно важными оказались для нас книги Л. Кокоревой «Михаил Плетнев» (62) и «Михаил Плетнев: Творческий портрет» (64), они стали примером работы - о музыканте с мировым именем, деятельность которого охватывает разные' сферы: исполнительство, дирижирование, композиция, педагогика.
Главное в жизни М. Коллонтая - творчество. Сам он считает себя, прежде всего, композитором: Он один из ярчайших представителей московской композиторской школы того поколения, которое появилось на музыкальной арене в конце 70-х - начале 80-х годов. Это композиторы Л. Десятников, В. Рябов, Е Подгайц, Т. Сергеева, Б. Франкштейн, С. Жуков, В. Довгань, С. Беринский и другие.
М. Коллонтай - композитор; творчество которого отличается и высоким профессионализмом, и оригинальностью мышления, стиля и языка.
Автор работы присутствовала на некоторых премьерах М. Коллонтая в зале Союза композиторов, была свидетелем успеха его сочинений у публики и у коллег, профессионалов-композиторов.
С творчеством Михаила Георгиевича автор данного исследования знакомилась как пианистка, когда «проходила» его произведения в о классе под его же руководством. Баллады для фортепиано и Две о молитвы для голоса и фортепиано были исполнены публично и записаны на СБ.
Во второй главе. «Михаил Коллонтай — композитор» мы не ставили задачей раскрыть, описать все сочинения М. Коллонтая - это
2 Баллады были исполнены автором настоящего исследования на концертах и международных конкурсах, записаны в Большом зале консерватории на СО.
3 Две молитвы прозвучали на концерте в зале Союза композиторов, исполнители: О. Коганицкая (сопрано), О. Тутова (фортепиано). тема отдельного исследования, тем более, что композитор еще в пути, ему многое предстоит создать в музыке. Для нас главным было — дать обзор многожанрового наследия М. Коллонтая, подчеркнуть особенности тематики его музыки, прикоснуться к анализу его творчества на примере произведений, которые автор исследования сама исполняла.
В аналитическом разделе работы мы опирались на труды В. Цуккермана «Анализ музыкальных произведений» (139), В1 Медушевского «Музыкальный стиль как семиотический объект» (89), которые дают ключ к пониманию стилистических особенностей, и формы музыкальных произведений.
Судьба музыкальной формы» С.Фейнберга (130) содержит важный материал для изучения русской музыки. Композиторское творчество С. Фейнберга находится в неразрывной связи с его исполнительской деятельностью. Его взгляды на искусство отражены в многочисленных трудах, и в названной работе он рассматривает исторический процесс возникновения и созревания классических музыкальных форм, кризисные явления в музыке XX века, которые не перестают быть актуальными и в наши дни.
Работа Л. Никитиной «Советская музыка. История и современность» (101) дает целостную картину развития советской музыки, ее связи со временем, претворения старых традиций и формировании новых. Л. Никитина раскрывает особенности техники и стиля, определяет основные темы и жанры творчества композиторов. Она дает высокую оценку музыки М. Коллонтая, выделяя1 и описывая ряд его сочинений. Все это послужило ценным материалом» для размышлений о проблемах языка и стилистики творчества композитора.
Очерки Л. Гаккеля «Фортепианная музыка XX века» (23) объединены внутренней тематикой: анализируя произведения П. Хиндемита, А. Шенберга, М. Равеля, И. Стравинского, Л. Гаккель акцентирует проблему изменившегося представления о звуковой природе фортепиано XXвека, рассматривает новые средства выразительности, которые расширили возможности инструмента. Для нас это было важной методологической опорой при рассмотрении фортепианных опусов М. Коллонтая.
Не так часто музыковеды обращаются к сочинениям М. Коллонтая, поскольку анализировать его музыку, форму, технику и стиль письма невероятно трудно. Однако попытки были, в их числе исследование И. Ивановой «Музыкальная "экзегетика" в творчестве М. Коллонтая» (47), которое осталось незавершенным. Одна из. интересных работ о М. Коллонтае, как о композиторе - статья И. Степановой «М. Коллонтай. Творчество — путь познания или ярмо?» (125). В этой статье И. Степанова затрагивает проблематику направленности творчества М. Коллонтая, программную основу его музыки, обращение к духовным жанрам. Автор также ставит чрезвычайно важный вопрос о судьбах композиторов, современности. Во второй главе будут процитированы фрагменты этой статьи. Древнерусские традиции в русской духовной музыке рассматриваются в исследовании Н. и Н. Парфентьевых (108). Многие термины, и история духовной музыки почерпаны в Православной энциклопедии (112).
В работе над второй главой мы опирались также на сборники статей «Дебюсси и музыка XX века» (39), на материалы о творчестве композиторов-исполнителей прошлых веков и современности, в том числе и на книгу С. Фейнберга «Пианист, композитор, исследователь» (131), на избранные статьи Г.Когана (57).
Композиторское мышление отражается и на интерпретациях Михаила Коллонтая; что делает их особенно интересными и чрезвычайно оригинальными. Ресурсов фортепиано порой недостаточно для его трактовок. У М. Коллонтая свой характерный стиль игры, узнаваемый, с первых тактов, вместе с тем, он всегда разный — в зависимости от музыки, которую он интерпретирует, ее жанра. Репертуар его охватывает музыку широкого стилистического и эмоционального диапазонов: от Перселла до современных композиторов. Особенно он прославился интерпретациями двух томов Хорошо темперированного клавира Баха, грандиозного творения-Бетховена — Наттегк1ау1ег, Сонаты к-то11 Листа, Картинок с выставки Мусоргского, фортепианных пьес Глинки, Даргомыжского, Чайковского, и многих других произведений. Выступает он и как дирижер своих сочинений.
Материалом для третьей главы «Михаил Коллонтай — исполнитель» послужили многочисленные аудиозаписи М. Коллонтая на СО, видеозаписи, статьи о конкурсе имени П.И. Чайковского, в котором он принимал участие, рецензии на его< концерты. В анализе исполнительской деятельности. М. Коллонтая, помимо статей; и записей, важен был и слушательский опыт авторы работы. Кроме того, материалом главы послужили и уроки Михаила Георгиевича, поскольку на занятиях в классе раскрываются его идеи, в том числе и исполнительские. Работая с учениками, М. Коллонтай прибегает к показу за роялем — яркому, выразительному, впечатляющему. Мой учитель играет много разной музыки (не только фортепианной), что дает представление об основах его исполнительской манеры.
Для сравнения интерпретаций М. Коллонтая с другими исполнителями были использованы сборники статей «Вопросы музыкально-исполнительского искусства» (18), книги об истории фортепианного! искусства на материалах интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. Это «Портреты советских пианистов» Г. Цыпина (140), «Портреты пианистов» Д. Рабиновича (114), «Одиннадцать, взглядов на фортепианное искусство» А. Хитрука (137).
О Михаиле Коллонтае-пианисте было издано немало статей в разных журналах и газетах. Первые отзывы о его исполнительской деятельности относятся к периоду, когда он был еще студентом, это статьи В. Фраенова «Баху посвящается» (136), А. Терк «Разнообразие талантов» (127), А. Кочеткова «Мир музыки» (80), А. Аронова «Встреча с классом Горностаевой» (4). Выступлению М. Коллонтая на финальномг экзамене консерватории посвящена статья «Государственный экзамен» в журнале «Советский музыкант» (33).
Не осталась» незаметной для прессы победа М. Ермолаева на всесоюзном конкурсе пианистов, что отражено, в статье «Ташкент принимает пианистов» (126); опубликованной в журнале «Музыкальная жизнь».
Большой общественный резонанс вызвало участие М. Коллонтая« в VII международном, конкурсе имени П.И. Чайковского и сами итоги конкурса. Имя М. Коллонтая упоминалось практически в каждых новых выпусках журналов и газет. Это статьи Н. Зимяниной «О конкурсе и о музыке» (46), JI. Гаккеля «Идущие в мастера» (21). Но одна из самых интересных - В.Горностаевой «Правила игры» (31); где она рассказывает о судьбе М. Коллонтая и дает высокую оценку таланту музыканта.
М. Коллонтаю-исполнителю также посвящены статьи В. Горностаевой «Музыкант или пианист» (32), М. Роднянской «Мир лучших дум» (116), Е. Друженковой «Сцена и зал» (41), А. Осетрова «Музыка из-за пределов мироздания» (107), И. Степановой «Советская музыка в концертных залах» (124), а также статьи во французских журналах и> газетах: L'informateur «Concert du pianist russe Michail Kollontay (festival, du Printemps de Bresle)», «Une nouvelle rencontre avec le pianist Michail' Kollontay (Huitième du Festival du Printemps» de Bresle)», «Kollontay ou la virtuosité faite pianist (Le Tréport)», «La nouvelle simplicité russe (Critique Notre avis sur le premier récital en France de Michail Ermolaev)» (см. библиографию).
Большой интерес представляют статьи журнала «Советская музыка», его раздела Концертные обозрения, которые были широко использованы нами для характеристики облика М. Коллонтая-исполнителя в третьей главе.
Для анализа интерпретаций М. Коллонтаем Баха мы опирались на фундаментальные работы о немецком композиторе И. Форкеля «О жизни, искусстве и произведениях И.С. Баха» (135), А. Швейцера «Иоганн Себастьян Бах» (142), книгами об особенностях исполнения« его музыки. Большой интерес для нас представила книга В! Гизекинга «Интерпретация И.С. Баха на концертном рояле» (25), а также сборник . трудов «Интерпретация клавирных сочинений Баха» (52), работа Б. Яворского «Сюиты Баха для клавира» (148).
Чрезвычайно важными оказались для нас труды по вопросам редакций клавирных сочинений Баха. Как известно, в оригинальных рукописях Баха отсутствуют обозначения темпа, характера исполнения, динамических оттенков, существует ряд рукописных копий с множеством разночтений. Подробный разбор подтвержденных и не подтвержденных автографами вариантов, исправленных и неисправленных ошибок, особенностей орнаментики мы нашли в работах Е. Либермана «Творческая работа пианиста с авторским текстом» (85), С. Диденко «О бузониевских редакциях клавирных сочинений И.С. Баха» (38), Я. Милыитейна «Хорошо темперированный клавир» (94).
Проблемы исполнительства музыки Бетховена затрагивают исследования Е. Либермана «Фортепианные сонаты Бетховена: Заметки пианиста-педагога» (86), статьи из сборника «Как исполнять Бетховена» Н. Голубовской «Бетховен» (17) и А. Аронова «Динамика и артикуляция в фортепианных произведениях Бетховена» (5), исполнительские комментарии А. Гольденвейзера «32 сонаты Бетховена» (30), сборник статей «Из истории советской бетховенианы» (48). Вопросов редакций сонат Бетховена в современном исполнительстве касаются работы
A. Меркулова «"Эпоха уртекстов" и редакции фортепианных сонат Бетховена» (90), Н. Фишмана «Этюды и очерки по бетховениане» (133).
Картинки с выставки Мусоргского всегда привлекали внимание пианистов. Оригинальна и неповторима интерпретация М. Коллонтая этого творения. В качестве фундамента для анализа этой интерпретации мы воспользовались следующими публикациями: А. Шнитке «"Картинки с выставки" М.П. Мусоргского (опыт анализа)» (145),
B. Бобровский «Анализ композиции "Картинок с выставки" М.П. Мусоргского» (12), Е. Абызова «"Картинки с выставки" М.П. Мусоргского» (1). Большой интерес для нас представила дипломная работа 1998 года выпускника Российской Академии Музыки имени Гнесиных И. Лебедева «"Картинки с выставки" Мусоргского и их исполнение» (83). В ней автор раскрывает своеобразие драматургии композиции, рассматривает многоплановость содержания цикла, подробно анализирует концепцию и замысел сочинения, его структуру, трудности исполнительского воплощения, и, наконец, сопоставляет значительные интерпретаторские прочтения Картинок с выставки
C. Рихтера и М. Коллонтая.
Четвертая глава «Михаил Коллонтай — педагог» раскрывает Михаила Коллонтая со стороны, совершенно незнакомой читателям и слушателям. Эта глава освещена по-особому, поскольку автор данного исследования - ученица М. Коллонтая.
М. Коллонтай никогда не излагал своих методов и теории фортепианной педагогики, которые возникли из практики занятий с учениками и его личного опыта. Но отдельные его реплики рано или поздно позволяли составить цельное представление о взглядах на педагогику. Михаил Георгиевич зажигает любовью к искусству благодаря воздействию своей личности, меняет отношение учеников к своей профессии, они буквально преображаются на глазах. Его мимика, взгляд, жестикуляция, интонация голоса, как у актеров, обладают обаянием и впечатляющей силой. Вот почему главным материалом четвертой главы стали воспоминания учеников Михаила Георгиевича (в том числе и автора исследования) о проведенных им уроках. На занятия М. Коллонтая мы опирались, пытаясь раскрыть основополагающие принципы его педагогики.
Материал для этой главы был получен буквально на каждом уроке. Мы постаралась рассмотреть их в. свете традиций, на которые он опирается. В работе поставлена важная'на наш взгляд проблема - как композиторская и исполнительская деятельность Михаила Георгиевича обогащает его разными идеями и, как следствие, оказывает сильнейшее воздействие на учеников.
Для того чтобы сформулировать основные педагогические принципы М. Коллонтая, мы изучили труды, затрагивающие все основные проблемы педагогики. Ни один профессиональный музыкант-исполнитель не обходился* без, глубокого и всестороннего знания секретов своего мастерства. Особенно необходимо их знать педагогам для воспитания исполнителей. Существует бесчисленное количество литературы, посвященной методике работы с учениками. Среди них — многогранные исследования, которые затрагивают самые разнообразные вопросы - это, прежде всего: Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» (100), Е. Тимакин «Воспитание пианиста» (128), Я. Милыитейн «Советы Шопена пианистам» (97), А. Буасье «Уроки Листа» (16), А. Шнабель «Ты никогда не будешь пианистом» (144), Г. Когана «У врат мастерства» (59), В. Ландовска «О музыке» (82).
Определенным проблемам исполнительства посвящены целые исследования. Например, работа над техникой — это и употребляемые в практике приемы фортепианной игры, и систематизация наиболее целесообразных упражнений. Подход к фортепианной технике исторически менялся. Это было связано с задачами, которые ставила для исполнителей развивающаяся фортепианная музыка. Исполнительская и педагогическая деятельность Шопена и Листа давала превосходные образцы работы над техникой. Но возможности современного фортепиано раскрываются изо дня в день. Становится сложной и многообразной фактура, меняются> средства музыкальной выразительности, каждое новое произведение ставит новые художественные и технические задачи. Современный подход к работе над техникой, мы находим в трудах Г. Когана «Из области фортепианной техники» (56), И. Гата «Техника фортепианной игры» (24). В них изложены принципы развития пианистического аппарата, которые выводят технику на просторы владения исполнительским искусством'.
Основы педализации рассмотрены в книгах Н. Голубовской «Искусство педализации» (28), В. Шляпникова «Искусство педализации. Левая педаль» (143), Н. Светозаровой'и Б. Кременштейна «Педализация в процессе обучения игре на фортепиано» (120).
О вопросах фортепианного мастерства немало полезного мы смогли почерпнуть в замечательных книгах Л. Ройзмана «Спрашивают педагоги-практики» (118), Г. Цыпина «Портреты советских пианистов» (140), С. Фейнберга «Пианист, композитор, исследователь» (131), И. Гофмана «Фортепианная игра» (34).
Традиция русского просветительства нашла в лице М. Коллонтая истинного продолжателя. И его деятельность уникальна, поскольку эта линия в наше время* почти угасла. Усилиями М. Коллонтая была проведена» огромная работа для сохранения или воскрешения, памяти об ушедших композиторах, их творчестве. М-. Коллонтай привлек внимание музыкальной общественности и публики исполнением современной музыки, организацией концертов и фестивалей «Наследие», проведенных Союзом композиторов Москвы. Все это освещено в пятой главе «Музыкально-критическая и общественная деятельность Михаила Коллонтая».
М. Коллонтаю принадлежит ряд публицистических музыкально-критических работ — это, в частности статьи М. Коллонтая «К. Батюшков. Записки дилетанта» (69) к 200-летию со дня рождения поэта; «О, память сердца» (72), посвященная 180-летию М. Глинки и «Каждый взял у него понемногу» (70), к 180-летию А. Даргомыжского; «Подвижник» — диалог композитора и историка (М. Ермолаев — Mi Рахманова) (43), отмечая- 150-летие со дня рождения М. Балакирева. Всеми перечисленными статьями мы воспользовались для описания его-публицистической деятельности в пятой главе.
Просветительской деятельности М. Коллонтая касаются1 статьи
A. Бретаницкой «О фестивале "Наследие"» (15), Е. Польдяевой «Наследие» (111), Н. Корнеевой «Те, кто остался, работают, сколько есть, сил» (78), М! Рахмановой «Новая жизнь Саламбо» (115) и Беседа
B. Цыпина с М. Коллонтаем «Стараюсь читать в самом себе» (73).
Большой материал, как это уже отмечалось, был предоставлен композитором из его архива. Помимо набросков Михаила Георгиевича для автобиографии, фрагментов, писем разных лет, отражающих его эстетические взгляды, были использованы его комментарии к исполнению своих сочинений; рецензии советских и зарубежных авторов на концерты М. Коллонтая; статьи из журналов и газет; записи на CD, программы выступлений М. Коллонтая, дискография. К сожалению, часть статей и рецензий на концерты М. Коллонтая сохранились, в виде ксерокопии, на которых можно определить < автора, название статьи и иногда дату выпуска, но указать источник - названия газет или журналов, невозможно.
В1 некоторых главах часто мы приводим высказывания М. Коллонтая из личных бесед автора диссертации с ним, которые отражают его взгляды по разным вопросам. Главная цель цитирования выявить все то, что могло бы максимально полно раскрыть личность моего педагога, а также воссоздать атмосферу общения с ним.
Используя весь этот разнородный материал, мы попытались создать первую работу, целиком посвященную Михаилу Коллонтаю, попытались осветить разные сферы его музыкальной деятельности.
Автор данного исследования выражает огромную благодарность Михаилу Коллонтаю и его жене, Ирине Лозовой за предоставленные материалы из семейного архива и оказанную помощь в работе.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Фортепианное творчество Александра Черепнина в контексте его артистической карьеры2017 год, кандидат наук Рубан Наталья Леонидовна
Творческий облик Карла Майера и фортепианная культура его времени2013 год, кандидат искусствоведения Мелик-Давтян, Нина Рубеновна
Фортепианные сонаты Карла Черни и их место в истории музыки2015 год, кандидат наук Куликов, Александр Евгеньевич
Фортепианное творчество Л. Бетховена в контексте музыкальной критики и исполнительских тенденций конца XVIII - первой трети XIX века2003 год, кандидат искусствоведения Максимов, Евгений Иванович
Особенности фортепианного стиля Панчо Владигерова в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества: на примере фортепианных концертов2021 год, кандидат наук Бобрина Десислава Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Тутова, Олеся Александровна, 2009 год
1. АбызоваЕ. «"Картинки с выставки" М.П. Мусоргского». М., 1987.
2. Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя: на материалеинтерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. М.,1991.
3. Аркадьев М. Хроноартикуляционные структуры в творчествеИ.С. Баха//Музыкальная академия. 2000. №2.
4. Аронов А. «Встреча с классом Горностаевой» // Газ.«Музыкальные кадры». 1976. №5:
5. Аронов А. Динамика и артикуляция в. фортепианныхпроизведениях Бетховена // Как.исполнять Бетховена. М., 2004.
6. Асафьев Б. Музыкальная, форма как процесс. Ч. 2. Интонация. М.*,1971.
7. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Т. 1, 2. Л., 1957,1962.
8. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. М.,1974.
9. Баренбойм Л. «Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста». М.,1990. 10. БелзаИ. Шопен. М:, 1968. И. Бодки Э. Интерпретация клавирной музыки И.С. Баха. М?., 1999.
10. Бобровский В. «Анализ композиции "Картинок с выставки"М.И. Мусоргского» // «От Люлли до наших дней». М., 1967.
11. Борисов Ю. «По направлению к Рихтеру». М., 2000.
12. Браудо И. Об артикуляции. Л., 1973.
13. Бретаницкая А. «Инициатива», о фестивале «Наследие»//Советская музыка. 1990. №9.
14. БуасьеА. Уроки Листа. Л., 1964.
15. В-классе А.Б. Гольденвейзера. Ml, 1986.
16. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 1-11. М,1955-1983.
17. Воспоминания о Рахманинове. Ml, 1988.
18. Гайдамович Т. Избранное // М., 2004.
19. Гаккель Л. «Идущие в мастера» // Советская музыка, 1982. №7.
20. Гаккель Л. Миражи исполнительства// Музыкальная * академия:1998. №№3-4.
21. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Л., 1976.
22. Гат И. Техника фортепианной игры. М.-Будапешт, 1967
23. Гизекинг В. Интерпретация- Баха на концертном рояле //Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1975. Вып.7.
24. Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1984.
25. Голубовская Н. Как исполнять Бетховена. М., 2004.
26. Голубовская И. Искусство педализации. Л., 1974.
27. Гольденвейзер А. «О редактировании» // Пианисты рассказывают.М. 1988.
28. Гольденвейзер А. 32' сонаты Бетховена. Исполнительскиекомментарии. М., 1966.
29. Горностаева В. «Правила игры» // Два часа после концерта. Сост.Н. Зимянина, Ю. Либхабер.1994.
30. Горностаева В. «Музыкант или пианист» // Газ. «Советскаякультура». 1982. 22. 10. 33. «Государственный экзамен» // Советский музыкант. 1977. №10. 2106.
31. Гофман И. Фортепианная игра. М., 2000.
32. Григорьев Л., ПлатекЯ. Современные пианисты. М., 1990.
33. Грум-Гржимайло Т. Конкурс имени П.И. Чайковского. История.Лица. События. М., 1998.
34. Грум-Гржгшайло Т. //Вечерний клуб. 2000. №19.
35. Диденко О бузониевских редакциях клавирных сочиненийИ.С. Баха // Фортепиано. 1999. №2.
36. Дебюсси и музыка XX века. Сборник статей // Л., 1983.
37. Дроздова М. Уроки М.В. Юдиной. М., 2006.
38. Друженкова Е. «Сцена и зал» // Газ. «Московский комсомолец»1986. №78. 03.04.
39. Друскин Я. О риторических приемах в музыки Баха. С-Петербург,1999.
40. Ермолаев М. — Рахманова М. «Подвижник», диалог композитора иисторика, отмечая 150-летие со дня рождения М.А. Балакирева // Советская музыка. 1987. №4.
41. ЗакЯ. Статьи. Материалы. Воспоминания. М., 1980.
42. Зилоти А. Воспоминания и письма// Л., 1963.
43. Зимянина Н. «О конкурсах и музыкантах» // Юность. 1985. №10.
44. Иванова И. «Музыкальная "экзегетика" в творчествеМ.Коллонтая». Незавершенное исследование. Рукопись. 1997.
45. Из истории советской бетховенианы. Сборник статей. М., 1972.
46. Интервью О. Тутовой с профессором МГК имениП.И. Чайковского Ю.М. Буцко. М. 2009. 10.02.
47. Интервью О: Тутовой с М. Коллонтаем. 2006. Июль.50-а. Интервью О. Тутовой с М. Коллонтаем. 2007. Август. 50-Ь. Интервью О. Тутовой с М. Коллонтаем. 2008. Сентябрь. 50-с. Интервью О; Тутовой с М. Коллонтаем. 2009. Январь.
48. Интервью О. Тутовой с профессором Российской АкадемииМузыки имени Гнесиных А.В. Фисейским. М. 2009:12.02.
49. Интервью О. Тутовой с профессором МГК имениП.И. Чайковского А.А. Шишловым. М.2009. 06.02.
50. Интерпретация клавирных сочинений Баха // Сборник трудоввыпуск109.М., 1990.
51. Кандинский-Рыбников А. Заметки об искусстве МихаилаПлетнева // Советская музыка. М., 1982. №11.
52. Капустин М., Мишин Н. «Звучит аккорд прощальный», беседа сО. Тактакишвили //1982. Июнь.
53. Коган Г. Из области фортепианной техники // Вопросы пианизма:избранные статьи. М., 1968.
54. Коган Г. II Избранные статьи. Вып. 2. М., 1972.
55. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
56. Коган Г. У врат мастерства. М; 1977.60: Кокорева Л. Концерты выдающегося* музыканта стали событием сезона//Литературная»газета. 2001, 6 февраля.
57. Кокорева Л. Мастер-класс почетного профессора консерваторииМихаила Плетнева // Музыкальное обозрение. 2001. №3.
58. Кокорева Л. Михаил Плетнев. М.,2003.
59. Кокорева Л. Созерцание тишины // Газ. «Культура». 2004. 2-9декабря.
60. Кокорева Л. Михаил Плетнев: Творческий портрет М., 2007.
61. КоллонтайМ. Автобиография, рукопись. 2001.
62. Коллонтай М. Автобиографические заметки разных лет (19861998), рукопись.
63. Коллонтай М. Письма, рукопись.
64. Коллонтай М. Комментарии к сочинениям; рукопись.
65. Коллонтай М. «Батюшков. Записки дилетанта» // Юность. 1982.№5.
66. Коллонтай М. «Каждый взял у него понемногу». К 180-летию содня рождения А.С. Даргомыжского // Газ.«Вечерний клуб». 1993. 1302.
67. Коллонтай М. «О моих семи романтических балладах». Рукопись.2001.
68. Коллонтай М. «О, память сердца» // Советский Балет. 1984. №3.
69. Коллонтай (Ермолаев) М. «Стараюсь читать в самом себе».Беседа с В! Цыпиным // Музыкальная академия. 1992. №1.
70. Концертное обозрение // Советская музыка. 1982. №7.
71. Концертное обозрение // Советская музыка. 1984. №7.
72. Копчевский Н. Иоганн Себастьян Бах // Вопросы фортепианнойпедагогики. Сборник. Вып.1. Ред.-сост. В. Натансон. М., 1979.
73. Корее Ю: Послесловие к статье «Год Мусоргского — Саламбо» //Советская музыка. 1989. №9.
74. Корнеева Н. «Те, кто остался, работают, сколько есть сил» //Газ.«Музыкальный сезон». 1992.
75. Корто А. О фортепианном искусстве. Сост. и ред. К. Аджемов.М., 1965.
76. Кочетков А. «Мир музыки» // Газ. «Вечерняя Москва». 1977.№203 (16382).
77. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М., 1973.
78. Ландовска В. О музыке: Пер. с англ., послесловие А. Майкапар.М, 1991.
79. Лебедев И. «"Картинки с выставки" Мусоргского и ихисполнение». Дипломная работа. РАМ им. Гнесиных, М., 1998.
80. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1971.
81. Либерман Е. «Творческая работа пианиста с авторским текстом».М., 1988.
82. Либерман Е. Фортепианные сонаты Бетховена // Заметкипианиста-педагога. М., 1996. Вып.1-2. 1998. Вып. 3-4. 87. Лист Ф: Шопен. М., 1965.
83. Мария Вениаминовна Юдина. Статьи. Воспоминания.Материалы//М., 1978.
84. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект //Советская музыка. 1979. № 3.
85. Меркулов А. «Эпоха уртекстов» и редакции фортепианных сонатБетховена // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. науч. тр. М., МПС. 1997. Вып.2.
86. Мессиан О. Доклад на конференции в соборе Нотр-Дам, Париж,1978 // Православная энциклопедия. М., 2007.
87. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М'.,1979.
88. МилъштейнЯ. Лист. Тт. 1-2. М., 1971.
89. Милъштейн Я. «Хорошо* темперированный клавир» И.С. Баха иособенности его исполнения. М., 1967.
90. Милъштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983.
91. МилъштейнЯ. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975.
92. МилъштейнЯ. Советы Шопена пианистам. М., 1967.
93. Монсенжон Б. Рихтер. Диалоги. Дневники. М., 2002.
94. Музыкант. Концертное обозрение // Советская музыка. 1984.
95. НейгаузГ. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1982.
96. Никитина Л. Советская музыка. История и современность.М., 1991.
97. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики итеории пианизма. М., 1980.
98. Николаев В. Шопен-педагог. М*., 1980.
99. Носина В. О символике «Французских сюит» Баха. М., 2002.
100. Носина В. Символика музыка И.С. Баха и её интерпретация в«Хорошо темперированном клавире»: Учебное пособие для слушателей ФПК. М., ГМПИ имени Гнесиных. 1991.
101. Окраинец О. Доменико Скарлатти. М., 1993.
102. Осетров А. «Музыка из-за пределов мироздания» // Газ.«Тверская, 13». 1996. 31.10.
103. Парфентъева Н., Парфентъев Н. Древнерусские традиции врусской духовной музыке 20 в. Челябинск, 2000.
104. Перелъман Н. В классе рояля. М., 1975.ПО. Пианисты рассказывают. Вып. 1 и 2 // М., 1979. 1984.
105. Польдяева Е. «Наследие» // Музыкальная Жизнь 1991 №3.
106. Православная энциклопедия том XVI «Дор - евангелическаяцерковь союза». Редакция Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. М. 2008. ИЗ. Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Избранные статьи // М., 1981.
107. Рабинович Д. Портреты пианистов. М., 1962.
108. Рахманова М. «Новая жизнь Саламбо» // Советская музыка.1989i №9.
109. Роднянская М: "Мир лучших дум // Советская культура, 1984№67.
110. Ройзман Л. Музыка Баха в учебных заведениях и некоторыепроблемы нашей педагогики // Вопросы музыкальной педагогики. М.: МГК, 1997. Вып.И. Сб.16.
111. Ройзман Л. Спрашивают педагоги-практики // Вопросыфортепианной педагогики. Вып. 1, 2. М., 1963, 1967.
112. Рубинштейн А. Лекции по истории фортепианнойлитературы. М., 1974.
113. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессеобучения игре на фортепиано. М., 1965
114. Семенов В. «Наедине с Бахом» // Газ. «Культура». 1994 № 16.122. «Соревнования пианистов». Беседа с Доренским // Газ. «Вечерняя Москва». 1982.
115. Стасов В. «М.П. Мусоргский» // Избранные статьи омузыке. М.-Л., 1949.
116. Степанова И. «Советская музыка в концертных залах» //1985 №4-5.
117. Степанова И. «М. Коллонтай. Творчество - путь познанияили ярмо?» // Музыкальная Академия. 1995. №1. 126: «Ташкент принимает пианистов» // Музыкальная жизнь. 1982. №4.
118. Терк А. «Разнообразие талантов» // Газ. «Вечерний Тбилиси»1976. 10.05.
119. Тимакин Е. Воспитание пианиста. М., 1984.
120. Ткач. Статья из архива М. Коллонтая. Источник неизвестен.
121. Фейнберг «Судьба музыкальной формы». М., 1978.
122. Фейнберг Пианист, композитор, исследователь. М., 1984.
123. Филиппов А. «Вечер музыки Баха». 1983. 02.03.
124. Фишман Н. Этюды и очерки по бетховениане. М., 1982.
125. ФлиерЯ. Статьи. Воспоминания. Интервью //М., 1983.
126. Форкелъ И. О жизни, искусстве и произведениях И.С. Баха.М., 1987.
127. Фраенов В. «Баху посвящается» // Советский музыкант.1971. №12(812).
128. Хитрук А. Одиннадцать взглядов на фортепианноеискусство. М.? 2007.
129. Хубов Г. М.П. Мусоргский. М., 1969.
130. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М., 1974.
131. Цыпин ГТТортреты советских пианистов // М., 1990.
132. Цыпин Г. Шопен и русская пианистическая традиция. М.,1990.
133. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 1965.
134. Шляпников В. Искусство педализации. Левая педаль. Спб.,1999.
135. Шнабелъ А. «Ты никогда не будешь пианистом». М., 1999.
136. Шнитке А. «"Картинки с выставки" М.П. Мусоргского(опыт анализа)» // Вопросы музыкознания, выпуск 1. М., 19531954.
137. Шопен Ф. Письма. М., 1989.
138. Эмери У. Орнаментика Баха (пер. Майкапара). М., 1996.
139. Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. М., 2002.
140. Concert du pianist russe Michail Kollontay (festival duPrintemps de Bresle) // L'informateur. 2002 №17.
141. Kollontay ou la virtuosite faite pianist (Le Treport) // ParisNormandie, 2002. 26.03.
142. La nouvelle simplicite russe (Critique Notre avis sur le premierrecital en France de Michail Ermolaev) // Paris-Normandie, 92. 09.12.
143. Un concert de piano de qualite (Centre des Fontaines) // ParisNormandie, 1992. 10.12.
144. Une nouvelle rencontre avec le pianist Michail Kollontay(Huitieme du Festival du Printemps de Bresle) // L'informateur, 2002. 0504.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.