Метафизическая природа счастья в реальности человеческой судьбы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат философских наук Анисимова, Марина Николаевна

  • Анисимова, Марина Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1997, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 143
Анисимова, Марина Николаевна. Метафизическая природа счастья в реальности человеческой судьбы: дис. кандидат философских наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Тюмень. 1997. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Анисимова, Марина Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛА СЧАСТЬЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

§ 1 .Доля как архетипическое представление о счастье

1. Гносеологические основания поиска счастья

2.ДОЛЯ как архетип счастья

§2 Трансформация представлений о счастье в пределах Доли.

1. Человек и мифическая Доля

2. Человек и его доля: появление понятия счастья и развертывание его культурных смыслов в ситуации открывшего свою от личность человека

3. Человек в конфликте с внешней судьбой (Долей)

ГЛАВА 2.СЧАСТЬЕ КАК СОПРИЧАСТНОСТЬ БЛАГУ

§1 Сопричастность благу - норма и принцип человеческого существования

1 .Наличие противоречия в постановке вопроса о счастье

2. Предварительные штрихи к определению счастья

3. Момент сообразности иной, отличной от себя цели, входящий в понятие счастья '

4. Счастье - этическое понятие

5. Счастье - не этическое понятие

6. Бл аго как абсолютная ценность

7. Онтологическое обоснование счастья как сопричастности

§2. Судьба и достоинство: опыт сопричастности

1. Определение и характеристика судьбы как действительности субъективного

2. Внутренние коллизии судьбы: диалектика далекого и близкого

3. Удостаивание истины в опыте живого знания

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафизическая природа счастья в реальности человеческой судьбы»

Актуальность темы исследования. Ситуация, сложившаяся в современный период - состояние кризиса, выражающегося во всеобщем обособлении и отчуждении. Растущее взаимное непонимание становится фактом человеческого бытия, естественным положением "разумного" существования. Человек, завоевавший природу, обустроившийся со всеми удобствами в ней, бытийственно оказался отброшенным, выхваченным из уверенности самоуспокоенного сознания, человек столкнулся с сущностными переживаниями одиночества в мире, безучастности, утраты смысла. "Завоеватель" устал в борьбе с созданными собою же фантомами -ложными статусами человеческого бытия. Обнаженная безысходность положения пугает и вызывает недоверие человека к самому себе.

Те же проблемы переживает и современный россиянин. Россия, уставшая от социальных потрясений, расколотая изнутри, кажется, навеки погруженная в пучину несчастий, не видит путей обретения себя, своей духовной целости. Быть счастливым сегодня россиянину представляется или "очень простым" (индивидуалистическая трактовка максимального насыщения потребностей ), или "невозможным" для человека, "недостойным" его. Но то и другое не дает возможности радостно пребывать в мире, чувствовать гармоническую связь со всем живым. Нарушенные связи (культурные, социальные, коммуникативные) вызывают необходимость вновь осмыслить жизненно важные ценности, к которым относится категория счастья.

Современность ставит перед фундаментальной наукой вопросы: как выйти из ситуации отчуждения, всеобщей дистанцированности, как одолеть боль внутреннего отсутствия, т.е. не-присутствия, непричастности бытию? Сейчас нельзя не учесть вывод, сделанный с высоты накопленного человечеством опыта, с позиции духовных запросов века: никакие социальные преобразования не отменят значимости индивидуального человеческого участия в судьбе бытия. История знает: горечь частного существования равноценна боли всего человечества. Такой "заказ" истории настоящему моменту помогает скорректировать принципиальный подход в решении базисных вопросов личного бытия - важность общей заинтересованности качеством отдельной жизни. Счастье как личная потребность каждого не только психический феномен, счастье рассматривается как способ существования человека, утверждающий ценность бытия и возможность сотворчества индивидуальностей на основе диалогически открыой духовной реальности. Тропинка в поисках счастья, возможно, приведет к торному пути позитивного жизнеопределения, такого устроения в жизни, которое бы соответствовало достоинству человеческого лица. Таким образом, философию справедливо можно назвать "наукой счастья", т.е. наукой о человеке, о его умении жить человечно.

Степень научной разработанности проблемы. Дерзания духа и в то же время роковые ошибки человечества были вдохновлены идеей счастья. Тем ответственнее необходимо относиться к ее разработке. История концепций счастья - история противоречивых, даже контрарных суждений о счастье, которые либо отражают отвлеченную мысль о счастье, либо какую-то сторону искомого явления. Так, "счастье" представлялось как "чистые" радости (Платон, Августин, Болотов А.Т.),согласие с природой (Сенека, Руссо Ж.-Ж., Карамзин Н.М.), сумма удовольствий (Аристипп, Ламетри), тождество благу (Ф. Аквинский, Боэций Датский), удовлетворенность (Аристотель, Татаркевич В.), отказ от удовлетворенности "я" (Достоевский, Гоголь), чистая совесть (Барсук-Моисеев Ф.И.), общественное согласие (Поповский Н.Н., Чернышевский Н.Г.), индивидуальный экстаз (Плотин, Ницше Ф.,

Иванов В.). Неоднозначность понимания счастья является результатом фрагментарного подхода к сущности исследуемого, а также использованием понятия счастья в качестве иллюстрации оригинальных теорий. Не отрицая всей важности подобных суждений о счастье, отметим, что вопрос о счастье не должен быть всего лишь "мнением по поводу", побочным продуктом теоретической мысли, иначе осмысление лишено самостоятельных оснований, но требует непосредственной углубленности в собственный смысл. Этот момент необходимо учитывать при обращении к творческой мысли Эпикура, Аристиппа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Боэция A.M., Фомы Аквинского, Спинозы Б., Гельвеция К., Канта И., Гегеля Г., Лейбница Г., Ламетри Ж., Шопенгауэра А., Маркса К., Энгельса Ф., Фрейда 3. К размышлению о счастье подключились и отечественные исследователи последних лет: В.Н. Батин, Е.Л. Дубко, Б.Н. Попов, В.А. Титов. Показателен неослабевающий интерес к теме счастья, понимание непреходящего значения его для человека. Вкладом в теоретическую разработку в публикациях указанных авторов является установление взаимосвязи категорий счастья и смысла жизни, счастья и ценности, подчеркивается этический аспект категории счастья. Однако, на наш взгляд, понимание счастья в узком социально-этическом аспекте1 сковывает проблему человеческого существования, определяемого как счастливое.

Более основательный материал по интересующей теме представлен польским ученым В. Татаркевичем.2 В этом труде, который носит скорее энциклопеди

1 "Вне предметно-материальной деятельности, вне конкретных социальных связей и отношений людей чувство счастья не вызывается. Поэтому оно является в основе своей социальным" (Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. - М.,1986. С.32)

2 Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М., 1981. ческий характер, дается обобщающая характеристика понятия счастья и его дефиниция (целиком развивающая точку зрения Аристотеля), автором выделяются факторы, создающие оптимальные условия жизни и способы их достижения, что представляет собой определенный научный интерес.

Автор настоящего исследования считает, что не стоит углубляться в описание структурных составляющих категории счастья, в анализ факторов, влияющих на позитивный баланс жизни. Но необходимо прежде всего разобраться в фундаментальных свойствах человеческого существа, познать природу самого человека, и через это понять стремление к счастью как интенцию к естественному для человека состоянию творческой актуализации. Предпочтение делалось авторам, исследующим природу человеческой сущности, осмысляющим данности человеческого существования и его феноменальные состояния. Именно этим продиктовано обращение к идеям А.Августина, [".Сковороды, С.Кьеркегора, М.Хайдеггера, Э.Гуссерля, В.Несмелова, Н: Бердяева; к художественному и человеческому опыту поэтов и писателей.

Счастье имеет личностную основу и являет собой проникновенность человека в мир. Счастье выражает интуитивно-личностное начало миро-причастности. Идея истинно сущностного в человеке как способности проникновения в мир претворена в русской философии. Русская философия осмыслила главный путь человечества - открыла способ сосуществования в мире, способ сохранения бытия как задачу индивидуальности. Богатейшая мысль русского философствования представлена в работе B.C. Соловьевым, Е.Н. Трубецким, П.А. Флоренским, Н.О. Лосским, С.Л. Франком, М.М. Тареевым, М.М. Бахтиным, А.Ф.Лосевым. Определенные ориентиры предпринятому поиску задают новые исследования и публикации, посвященные проблеме личности, размышлению о субстанциальных основаниях индивидуального бытия, в частности, работы Зотова Н.Д., Ларина Ю.В., Мяснико-вой Л.А., Павлова А.В., Суровягина С.П., Тундыкова Ю.Н. и др.

Человеческая мысль движима потребностью осмыслить, что есть счастье -схема ли это ума , мечтающего и томящегося по несбыточному, или же это действительная насущная необходимость жизнеустроения? Для размышления о действенности "счастья" недостаточно изучения литературы научного плана, здесь важна сокровенная мысль, впитавшая в себя жизненный опыт лучшей доли. И поэтому материалом для диссертационного исследования послужили "документы" человеческих судеб - литература биографически -исповедального характера.

Во всей литературе, посвященной теме счастья, автор не встретил попыток осветить существенные моменты понятия счастья "изнутри" проблемы осмысления явлений действительности. А углубление в проблематику антиномий человеческого существования привнесло бы философскую глубину в поиски счастья.

Цель и задачи исследования. Многопроблемность затрагиваемого материала, опасность уйти в бессодержательный разговор, разрушающий строгие рамки исследования, требуют необходимости четко представить проблему исследования, которая сможет удержать всю ткань размышления. Главная проблема диссертационного исследования: есть ли малейшие основания для предположения, что идея счастья - идея гармонизирующего устройства жизни - действительна, т.е. осуществима в конкретности бытия?

Целью диссертационнного исследования является определение сущности счастья. В работе предлагается сформулировать и развить концепцию счастья как естественной и возможной для человека сопричастности благу.

Достижение этой цели требует постановки и решения следующих взаимосвязанных задач :

- нахождение смысла счастья через развертывание смысловой структуры слова, определение этимологической основы понятия;

- определение счастья как феномена, естественно присущего человеку, как истинно человеческого состояния;

- характеристика понятия сопричастности; определение сути сопричастности как отношения сообразующихся ценностей;

- определение действительной и необходимой человеку основы сопричастности;

- выявление специфических особенностей сопричастности в культурной традиции;

- попытка объяснения, как возможно индивидуальное постижение смысла сопричастности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Трудности исследования объясняются в первую очередь сложностью самого "предмета" исследования, имеющего отношение к области индивидуально-субъективного, и связанной с этим проблемой понимания, так как возникает вопрос: каким образом возможно и возможно ли вообще понимание-истолкование действительного смысла счастья? Предположив возможность понимания (о чем говорит устойчивость человеческого стремления к счастью), необходимо найти наиболее корректные и приемлемые пути размышления о счастье.

Основной теоретической предпосылкой нашей работы является поиск критериев научной достоверности, которые бы "опознали" подлинность искомого смысла счастья, и обнаружение критериев достоверности полагаем в человеческой предметности (в конкретном человеческом опыте, его закреплении в культурных традициях, в языке).

Счастье является ключевым понятием в культуре, которое отражает интенцию человеческого бытия, ценное внутри реальности существования. Отомкнуть закрытые двери к явлениям духовно-ценного порядка возможно через обращение к слову. Постигнуть смысл явления через осмысление бытийственности слова, сокрывающего в себе сущность явления помогают историко-понятийный, семантико-этимологический анализ. Такой путь от слова к его сущности есть один из путей философствования - герменевтический метод. Понятийный смысл динамичен, деятелен, он разрушает собственные закрепленные традицией границы, порождает новый смысл, развивая традицию. Новое толкование слова возможно , поскольку в нем содержится внутренняя интенция к самораскрытию, к развертыванию потаенного в себе. Такое прояснение смысла слова "счастье" очень затрудняется тем, что мы имеем дело с "размывающимся" понятием, с размытым рисунком в сфере смысла - семантическим многообразием слова, когда различные значения (часто нетождественные по своему содержанию) сосуществуют в пределах данного семантического пространства. Чтобы выявить субстанциальное в языковой реальности слова, мы обратились к семантико-ретроспективному анализу, выявляя базовую основу понятия. В работе проведен этимологический анализ понятий "счастье" и "несчастье". Найденная исходная основа понятия (архетип) есть самоназывание первореальности и потому осуществляет единство смысла - взаимодействие различных семантических слоев понятия, их адаптацию друг к другу, взаимообогащение.

Автор понимает сколь глубоко личностна, индивидуальна тема счастья, но попытка понимания слова означает проникновение в ментально-духовную традицию, которую оно несет. Сопоставление значений понятия помогают установить различие культурных форм выражения истины о счастье, различие внутренних позиций жизнеопределения человека. Мысль о счастье в пространстве русского менталитета сообщает об определенной ценностной установке, ведь "проговариваемое" слово - ценное наследие, оно несет мощный смысловой заряд русского (глубже: праславянского, церковнославянского.) "глагола".

Однако прояснение сущности понятий имеет негативную сторону: дефинитивное осмысление не может полностью удовлетворить потребность конкретного человека в осмыслении значимых единиц бытия, не всегда способно ответить на "больные" вопросы человеческого существования, так как понятийное определение предполагает момент абстрагирования от конкретного. Для преодоления характера отвлеченности применяется феноменологический метод - изнутри опыта существования определяется сущность понятия. Чтобы понять тайну личного присутствия в бытии, необходимо сначала определиться с особенностями сложной природы личности, продумать условия и возможности существования человека как экзистенции.

Внимание к наличному бытию, бытию конкретно-временному объясняется поиском реального для человека подлинно ценного бытия. Современное определяется не самоотождествлением со временем, не услужливостью времени (П.Эстерхази), современность понимается как со-бытие, становящееся во времени.

Научная новизна исследования. Новизна работы обусловлена концептуально иным подходом теоретического исследования данной темы: понимание счастья как человеческого состояния основывается на осмыслении сущности человеческого, его подлинной природы, которая "проговаривается" в культурно-понятийном опыте, проявляется в экзистенции. Впервые дефиниция слова "счастье" и его категориальное обоснование дается с опорой на постижение глубинного значения слова, его первосмысла, и дальнейшего его функционирования в последующих модификациях. В пределах развёртывания смысловой структуры основы-понятия доли представлен анализ "модусов" жизни (доля, удел, сопричастность), характеризующих стилевое многообразие жизнеустановления человека. Обнаружение традиционно закрепленных моментов в представлении о счастье подтверждают парадиг-мальный характер культуры, выявляют применительно к отдельным культурным общностям необходимость овладения уникальным опытом существования в мире.

Антиномичность человеческой природы как неполноты присутствия в бытии и естественного стремления к его восполнению и таким образом включению в общий процесс проливает свет на онтологический характер счастья. Счастье впервые определяется как онтологическая категория, характеризующая принцип существования человека как сопричастность благу. Экзистенциальный опыт постижения человеческой природы как внутренней подвижности сущего и не-сущего, познание личностью своей безусловности ведут к пониманию конкретности человеческой судьбы как поля взаимодействия онтологических реальностей, как со-бытия. Счастье есть метафизическая величина реального участия человека в осуществлении бытия, открывающаяся феноменально. Сохраняя всю моральную ценность идеи счастья, стало возможным утверждать ее действенность в человеческом существовании.

В работе также сделана попытка представить возможные пути реализации индивидуальной сопричастности благу, определяется "достойный" характер личного счастья. При этом достоинство осмыслено как движение инобытия, собранного к бытию, то есть определяется как нравственно-онтологическая категория, соизмеримая с категорией счастья. "Философская" значимость настоящего исследования может быть выражена следующим образом : феномен счастья, реализуемый в актах личной сопричастности, - условие развития бытия.

Теоретическая и практическая значимость работы. Нет человека, который бы не задумывался над вопросом: как стать счастливым, что такое счастье? Потребность определиться в отношении к счастью, "познать счастье" не только теоретико-философская , но и жизненная задача каждого человека. Философское осмысление феномена счастья помогает человеку позитивно определиться в жизни, ощутить себя как счастливо живущего человека, создает теоретическую основу для развития благоприятных условий сосуществования людей. Трудности и испытания, связанные с действительной жизнью, человека не отпугивают, а наоборот, заставляют задуматься о творческом отношении к себе, ведут к осознанию своей непосредственной связи с миром.

Представленный историко-культурный материал и выводы работы могут обогатить учебные курсы по философии, этике, культурологии, социологии, послужат материалом для теоретических разработок в области педагогики, стать основой спецкурса.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях в Тюмени. Основные положения работы автор докладывал на итоговых конференциях, посвященных "Актуальным проблемам юриспруденции" (Тюмень, 1995,1997гг), на конференции "Лицейское обра-зование"(Тюмень, 1997). Материалы диссертации использовались в лекционной и семинарской работе.

Я, радостный, приветствовал радующегося радостно.

Сковорода. Из писем Ковалинскому.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Анисимова, Марина Николаевна

Заключение

Подведем итог. Анализу понятия счастья, выяснению языковой традиции употребления слова посвящена первая часть работы. Семантическая реконструкция слова выявила исходную основу понятия счастья - доля, часть. "Доля" (концепт -мифологема) послужила основой для множества понятий, обозначающих жизненные ценности и является основным семантическим звеном в любой культуре. Доля - архетип счастья, в качестве основы понятия устойчиво сохраняется в языковой реальности слова.

Выявление концепта "доли" позволило определить содержание доли как бытийственной характеристики человека. Менялась основа-представление - менялся характер жизнеустан'овления. В процессе исследования были выделены следующие виды жизнеустановления (модусы жизни) и .стало быть, разные проявления субъективности: доля , удел, сопричастность; соответственно: "долевое" сознание, сознание "удела", сопричастное (участное) сознание. "Долевое" сознание -подчиненность законам природной необходимости, бессмысленное окружает и подавляет человека; сознание "удела" - способное к самоопределению, но обособленное сознание, смысл здесь находится в осознании бессмысленного; участное сознание - внутреннее сообразовывание с ценностью, осознание присущности смысловому единству.

Проявления в отдельных культурах определенных жизненных установок обогащают возможности человеческого существования, подчеркивают "стилевое" многообразие в области жизненного выбора человека. Размышляя над особенностями внутри своей культурной традиции (не отвергая достоинств других традиций), мы пришли к заключению, что в русской культуре выработался идеал приятия доли. Счастье здесь - согласие с долей, доля "освоенная", индивидуально осознанная, открытая смысловому многообразию жизни. Установка существования человека, осознавшего свое присутствие в бытии, не скованного рационалистическими абстракциями и правилами житейской мудрости, сохраняет ценность долевого принципа, субъективно преобразовав долю-данность (субъективация доли). Происшедшее изменение - замена эпического контекста на лирический.

Выявленная "субъективно обжитая доля" в русской традиции сравнивается с понятием "удела", характерного для западной традиции. Удел - экзистенциальная характеристика человека, умение выстоять в ситуации миро-отчуждения. "Субъективно (индивидуально) обжитая доля" - внутренняя позиция как опыт вживания в собственную судьбу, опыт вживания-осознания окружающего,которые можно обозначить как жизнеприятие, миро-приятие.

Во второй части работы (глава 2) делаются следующие выводы. Счастье -естественное состояние человека, собственно человеческий феномен. Оно доступно человеку, познаваемо, необходимо только отказаться от легкости в представлении о счастье и попытаться разобраться в сложной природе счастья. В исследовании последовательно обосновывается мнение, что счастье есть переживание ценного бытия, актуализирующегося в полноте. Это возможно, но не в результате самодостаточности самого явления счастья, счастье есть сообразовывание со смысловым центром, глубинным основанием человеческого бытия (благом). Благо определяется в работе как основа ценностей, которая являет единство смысла и бытия. Счастье не что иное, как принцип существования, индивидуальная норма человеческого бытия, конкретизируемая как сопричастность благу.

В работе исследуется явление сопричастности, какой оно имело характер в различные исторические периоды, ограничиваясь анализом языческой и христианской культур. Первоначальное явление сопричастности в истории человечества -долевой принцип как первопринцип существования, сопричастность разделяемому; далее долевой принцип означает мистическое растворение во множественности (развитое язычество) или отождествление с высшей реальностью (христианство). В Новое время и эпоху Просвещения сопричастность понималась как осознание внутреннего соответствия состояния личности требованиям нравственного постулата.

Основное значение сопричастности - относительность человеческого бытия, внутреннее сообразовывание с сущностным подлинно. Идея сопричастности существовала в опыте прошлого в виде: 1) идеи интеллектуального созерцания (античная и схоластическая мысль); 2) идеи уподобления божественному Абсолюту (в учениях отцов церкви). На основе анализа и обобщения обеих идейных тенденций, представлено авторское видение сущности сопричастности как единства следующих структурных элементов: участное сознание (сосредоточенность на значимом), участное переживание (симпатическое движение к Другому), участная деятельность (претворение знания ценного, со-действие). Сопричастность есть личное содействие общему движению к ценному единству, такое индивидуальное содействие понимается как со-бытие. Таким образом, счастье (со-часть-е) определяется как онтологическая категория, характеризующая принцип существования человека как сосуществование, участие в жизни как единстве целого.

Представляется наиболее адекватной своему содержанию такая культурная форма выражения сопричастности, как "христианская причастность" (в рамках православной соборности), где подчеркивается отношение двух субстанций как диалог самостоятельных ценностей, нуждающихся друг в друге и активизирующих в своем диалоге единство реальностей, так как истинное выражение сопричастности возможно как заинтересованный диалог сторон, полнота сообщения. "Субъективно обжитая доля" исторически преобразовалась в "христианскую причастность", благодаря накопленному опыту встраивания своей частности в общее целое, опыту смыслового связывания в осознанном переживании единичного и общего.

Как найти и "удержать" труднодоступное счастье? Пути обретения счастья индивидуальны - об этом последняя часть работы. У каждого "свое" счастье, но нужно еще овладеть "своим", т.е. вступить в отношение с "другим". И в реализации этого отношения - найти "свое". Постижение смысла сопричастности оказывается возможным в актах личной сопричастности. Судьба как реализация "своего", метафизически близкого, открывается человеку в сверхвременном акте сопричастности (опыт живого знания). В осчастливливающем состоянии прямой сопричастности бытию утверждается новое ощущение бытия как радостно-счастливое миропере-живание, миро-приятие. Самоосвидетельствования бытия(блага) во внутреннем опыте человека открывают ему "достойный" путь жизни. Об этом же говорит и экзистенциальный опыт человека, когда в акте ничтожения человек переживает состояние потерянности, лишенности своей присущности смыслу. Вхождение в область индивидуально-личностных координат показало, что благо жизни не увязание в бесцельности существования, но есть исполнение личного ценного бытия. Достоинство человека осмыслено как движение инобытия, собранного к бытию.

В заключение, поделимся некоторыми соображениями о судьбе слова "счастье" в русской культуре. В русской философии, сложившейся к к. 19 - 20вв., слово "счастье" было не любимо. Негативную оценку "счастья" можно объяснить, видимо, исторической ситуацией в России, ее духовным унижением, идейно выраженной как неспособность быть счастливым, видя страдание других. Но изменилась ситуация - она требует не негативного отношения к индивидуальному переживанию, но обращения к субъективному переживанию как фактической возможности для взаимопонимания и взаимоучастия индивидуальностей. Парадоксально, что, отрицая идею счастья, вся русская философия, собирала нектар счастья - вырабатывала понятие сопричастности как способа существования в "освоенном" мире. Видимо, нужна была временная отстраненность, чтобы осмыслить теоретический опыт русской философии как "философии счастья".

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Анисимова, Марина Николаевна, 1997 год

1. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Изд. Акад. наук СССР, 1959.- 255.

2. Августин А. Исповедь. М., Renaissance.М., 1991.488с.

3. Аверинцев С.С. Философия VIII-XIIbb.// Культура Византии.Втор.пол.\/11-Х11в.-М.: Наука, 1989. С.36-58.

4. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии.IV-перв.пол. VIIb.- М.: Наука. 1984. С.42-78.

5. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974. 367с.

6. Аристотель.Большая этика // Аристотель.Сочинения: В 4т. Т.4 .М.: Мысль, 1983. С.295-375.

7. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: В 4т. Т.1.- .М: Мысль, 1975. -550с.

8. Аристотель .Никомахова этика // Аристотель. Сочинения. В 4т. Т.4.- М.: Мысль, 1983. С.53-295.

9. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: ВЗт. Репринт, изд..- М.: Индрик,1994.-Т.1.-800с.; Т.2.784с.

10. Батищев Г.С. Корни и плоды. Размышление об истоках и условии человеческой плодотворности // Наше наследие. М.,1991.- .№5.-С.1-4.

11. Бахтин М.М. : Эстетическое наследие и современность / Межвузов, сб. науч. трудов.Ч.1-2.- Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1992,12. Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. М.: Высш.шк.,1993.-511с.

12. Боэций. Утешение философией // Боэций "Утешение философией" и другие трактаты.-М.: Наука, 1990.-413с.14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.