Социально-философский анализ феномена счастья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Мишутина, Евгения Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мишутина, Евгения Александровна
Введение
Глава 1. Методология исследования феномена счастья
1.1. Счастье в контексте философского дискурса: от многообразия представлений к понятию
1.2. Теоретико-методологические принципы анализа феномена счастья
Глава 2. Философия счастья: природа человека и высшее благо
2.1. Образы человека и высшего блага в античной философии и христианстве
2.2.Представления о человеке и высшем благе в философии Нового времени
Глава 3. Счастье в контексте бытия человека современного общества.
3.1. Современный индивид: счастье потребителя
3.2. Счастье «иметь» и счастье «быть» 146 Заключение 171 Библиографический список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Метафизическая природа счастья в реальности человеческой судьбы1997 год, кандидат философских наук Анисимова, Марина Николаевна
Аналитика сущности счастья в русской традиционной культуре2006 год, кандидат философских наук Лапухина, Майя Владимировна
Счастье как социокультурный феномен: социологический анализ2013 год, кандидат социологических наук Королева, Мария Николаевна
Человеческое счастье как социокультурный феномен2008 год, кандидат философских наук Шамсетдинова, Анжелика Петровна
Бытие человека как целостная система: Социально-философский аспект2004 год, доктор философских наук Иконникова, Наталья Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ феномена счастья»
Актуальность темы исследования. Значимость в жизни того, что люди называют словом «счастье», вряд ли можно ставить под сомнение. Счастье - одна из основных человеческих ценностей. Стремление к счастью заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы. Представления человека о счастье входят в смысложизнеиную систему его ценностей и выражают его сущностное отношение к миру.
Проблема человеческого счастья занимает одно из виднейших мест в философии с момента ее возникновения. Счастье как цель, как высшее благо, как возможное и достижимое состояние человеческого бытия, всегда было одной из главных тем философского дискурса. Практически все крупнейшие философы от Сократа и Платона до Ясперса и Бодрийяра в той или иной степени касались данной темы.
Сегодняшняя культура демонстрирует активнейший интерес к проблеме счастья, дефицит которого ощущается в современном обществе. Причины ментального нездоровья и депрессии многие видят в рыночных социальных институтах. В.Федотова говорит о том, что Западу свойственно состояние апатии, которое возникает от пресыщенности. Желать становится нечего. Для человека созданы все условия - в соответствии с американской «Декларацией независимости». Есть право на жизнь, на свободу и стремление к счастью. А самого счастья нет.1 Не возникает ощущение счастья в таких сферах как работа, финансы, место жительства, взаимное доверие, вера в прогресс и т.д. о
Идея недостижимости счастья становится массовой. В такой ситуации стремление к счастью превращается в поиск пути «выздоровления» и возрождения.
Западные социологи в последнее десятилетие проводят замеры уровня счастья в различных странах. На основе этого устанавливается средний уровень счастья населения каждой страны и ее место по этому показателю среди
1 Федотова В. Апатия на Западе и России. Вопросы философии. 2005, № 3. С.4.
2 Lane R.E. The Loss of Happiness in Market Democracies. New Haven, L. 2000. P.3-4. других стран. Выделяются страны счастливые и несчастные. При этом различные исследования дают разные результаты, а расхождения оказываются настолько значительные, что дают повод усомниться в их научной ценности.
В настоящее время широкую известность приобрели исследования уровня счастья, проводимые под руководством Р.Винховеиа. Согласно его исследованиям, уровень счастья населения страны коррелируют с уровнем ее экономического развития, т.е. наиболее счастливыми являются страны Западной Европы и Северной Америки. Согласно другим исследованиям показатель уровня счастья в различных странах практически не зависит от уровня жизни населения, если конечно этот уровень не падает ниже определенного минимума. По данным исследования социологов британского фонда NEF самый высокий уровень счастья у жителей островов Тихого океана, в Колумбии, Коста-Рике, Панаме, Кубе, Гондурасе и других странах Латинской Америки, а развитые страны располагаются в нижней части таблицы: Великобритания - 108-е место, Франция - 129-е, США - 150-е. У России в этом списке 172-е место, у Украины — 174-е.1
Все возрастающий интерес социологов и экономистов к проблеме счастья, рост публикаций на эту тему в средствах массовой информации, как пи странно, не сопровождается ростом интереса к данной проблеме со стороны философов. На наш взгляд, это связано с тем, что в последнее время в российской социальной философии и социологии преобладали исследования происходящих в России трансформационных процессов. Переживаемый Россией «удар капитализма» и связанные с этим негативные процессы, такие как падение уровня жизни населения, отсутствие социальной защищенности, рост преступности и другие привели к тому, что в философии и социологии фундаментальные проблемы бытия человека в мире отошли на второй план, а на первом оказались проблемы «адаптации» к новой социальной реальности. При этом социальные процессы приобрели характер некой неизбежности, «судьбы», с которой ничего нельзя сделать, а можно только подчиниться ее движению. Социальная перспектива перестала существовать, многие вынуждены были решать проблемы повседневного выживания. Долгосрочные цели сменились краткосрочными, резко возрос темп жизни, возможности, риски. Казалось, что все это временно, что это некий «переходный» период, который приведет к рационально организованному порядку. Однако оказалось, что «переходный» период это и есть новая социальная реальность, которую необходимо осваивать, находить в ней некие жизненные опоры, которые позволяли бы не только выживать, но и жить. А для жизни, как известно, нужен смысл, нужны цели, которые могли бы наполнить жизнь достойным содержанием. Поэтому фундаментальные проблемы человеческого бытия, в том числе и проблемы счастья, вновь стали обретать свою актуальность.
На наш взгляд, в настоящее время назрела необходимость социально-философского исследования феномена счастья. Это позволит преодолеть упрощенные представления о данном предмете и провести теоретический анализ счастья как меры бытия человека, опирающийся на многовековую философскую традицию его исследования.
Степень научной разработанности темы. Так называемые «фелици-тарные» идеи существовали во все эпохи, их можно найти в философских воззрениях почти всех мыслителей с древности и до наших дней. Основу диссертационного исследования составила источниковая база - произведения философов от Платона, Аристотеля, Эпикура до современных классиков как западной, так и восточной философии.
Уже в античной философии выделились основные подходы в понимании счастья, развиваемые в последующие эпохи, - гедонизм, стоицизм и эвдемонизм.
Гедонистическая позиция, сформулированная Аристиппом, стала объектом критики всех последующих теорий счастья, которые подчеркивали, что удовольствие - это ловушка: встав на путь удовольствия, человек превращается в его раба.
Стоики (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий) рассматривали в качестве основного фактора счастья внутреннее состояние человека. Они провели резкую грань между внутренним миром человека и внешними обстоятельствами его жизни: ничто внешнее пе может повлиять на душевное благополучие человека.
Эвдемонизм (Платон, Аристотель) связывал счастье с обладанием добродетелью. Аристотель определял счастье как совершенную деятельность, обладающую самостоятельной ценностью и доставляющую человеку удовольствие. Такой деятельностью является добродетельное поведение, поскольку оно доставляет человеку удовлетворение собой.
Христианство перевернуло систему ценностей обычного человека, связав счастье с верой, терпением, состраданием и любовью. Августин считал, что счастье приносит внутреннее преображение, принятие истин христианства. В основе счастья лежит отказ от эгоизма, любовь к Богу и другим людям.
Решающий вклад в формирование западного представления о счастье внесли философы Нового времени. Особое значение имели работы Дж. Лок-ка, заложившего основы либеральной традиции в понимании человека и основных целей его существования: счастье индивидуально, никто пе вправе навязывать человеку свое понимание счастья. Для Спинозы счастье — свобода от страстей, от собственного эго, которая дает возможность раскрыть свое духовное начало.
В эпоху Просвещения французские материалисты Ламетри, Гольбах, Гельвеций продолжили гедонистическую традицию, рассматривая человека как телесное существо, следующее велениям природы. Главная проблема, с их точки зрения, - совмещение блага отдельного индивида и блага всего общества.
Капт пытался преодолеть натуралистический подход к человеку, подчеркивая двойственность его натуры: как часть природы человек подчинен ее законам, как существо разумное он свободен. Природное начало в человеке обусловливает его эгоизм, стремление к благополучию и счастью, разумное начало заставляет следовать долгу, тем самым ограничивает стремление к счастью.
Фейербах понимал стремление каждого индивида к счастью как основополагающий принцип жизни. При моральном и разумном стремлении к счастью эгоизм личности трансформируется в любовь к себе подобным — альтруизм. Понимание человеком своей зависимости от других людей приводит его к стремлению способствовать осуществлению их счастья.
В философии Шопенгауэра и Ницше происходит реабилитация «природного» начала в человеке, под которым подразумевалось желание самоутверждаться, отстаивать свои эгоистические интересы, удовлетворять потребности тела.
Утверждения Э. Фромма и В.Франкла о том, что счастье человека достигается в борьбе и преодолении, в реализации своей индивидуальности, по сути, выразили итог развития представлений о человеке и счастье в западной философии.1
В отличие от Запада, на Востоке человек рассматривался как часть целого, а его стремление противопоставить себя целому, отстаивать свои частные интересы, рассматривалось как «омраченное» состояние сознания.
Современные представители восточной духовной традиции - Бхагаван 2
Шри Раджнеш (Ошо), Д.Судзуки и др. утверждают, что счастье - естественное состояние человека, для его достижения не надо прилагать никаких усилий. Чтобы обрести его, надо изменить отношение к миру и самому себе - не пытаться контролировать происходящее, а принять мир таким, какой он есть. Счастье есть движение в потоке бытия и наслаждение самим процессом движения.
Современное состояние исследования фелицитарной проблематики весьма противоречиво. Во второй половине XX в. на Западе в рамках социально-психологического подхода активно развивается экспериментальное
1 Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя.-Мн.: ООО «Попурри», 2000. Франкл В. Человек в поисках смысла.-М.: «Прогресс», 1990.
2 Бхагаван Шри Раджнеш. Дао: путь без пути // Избранные беседы. - Новочеркасск: «Сагуна». - 1994. исследование счастья. В 60-е гг. организации, изучающие общественное мнение в Америке и Европе, проводили опросы о счастье и удовлетворенности людей, результаты которых публиковались в работах М.Аргайла, Х.Кэнтрила, Н. Брэдберна, А.Кэмпбелла, П.Копверса, В.Роджерса и др.1 В изданиях «Исследования социальных показателей» (Social Indicators Research), «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences), «Психология личности и социальная психология» (The Journal of Personality and Social Psychology) регулярно публикуются статьи о психологических и социально-психологических аспектах счастья. В 1999 г. был создан журнал «Исследования счастья» (Journal of Happiness Studies), редактор которого — Р. Вииховен аккумулирует прикладные фелицитарные разработки в различных научных направлениях.
В отличие от экспериментальных, современные теоретические работы, посвященные исследованию счастья, многочисленными назвать нельзя. Как j t отмечает В.Татарквич, автор одного из немногих монографических исследований феномена счастья, «в литературе о счастье, созданной на протяжении двух тысячелетий, нет, однако, книги, которая бы охватила проблему счастья в совокупности всех его аспектов и давала их решение. Всеобъемлющая книга о счастье до сих пор еще не написана, что кажется почти невероятным, если учесть, что существует такое количество книг о проблемах, гораздо менее важных для людей»2.
Феномен счастья исследуется в контексте этической проблематики в работах Азнаурова, A.A. Апресяна Р.Г., Бахтина М.В., Гусейнова A.A., Дубко E.JL, Ландесмана П.А., Мотрошиловой Н.В., Несмелова В.И., Нешева К., Пе-уповой М.Н., Титова В.А., Шрейдера Ю.А. и др.3
1 Cantril П. The patterns of human concerns. New Brunswick: Rutgers University Press, 1965. Bradburn, Norman M. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine, 1969.The Quality of American Life, Campbell A., Converse P., & Rogers W., The Quality of American Life: Perceptions, Evaluation and Satisfaction. New York: Russel Sage Foundation. 1976.
2 Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс. -1981.
3 Бахтин М.В. В поисках счастья. Религиозно-этические учения древности. -СПб.: «Пива»,2000. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. - М.: Изд-во МГУ, 1989. Ландесман П.А. Счастье как социально-этическая проблема. - М., 1966. Мотрошилова Н.В. Боги, человек, нравственное поведение, счастье //
Социально-психологическое направление в отечественной науке разрабатывается Джидарьян И.А., Зацепиным В.И., Д.А.Леонтьевым, В.А.Петровским, А.З.Шапиро1 и др.
Экономические аспекты феномена счастья представлены в работах уже упоминавшегося Р.Винховена, который на основе проводимых под его руководством многолетних исследований, обнаруживает зависимость уровня счастья в стране от состояния экономики.
Пониманию счастья в русской культурной традиции посвящены исследования Лапухиной М.В., Абоносимовой Е.В., Кошелевой О.Е .
В последнее время появился ряд диссертаций, посвященных философ-ско-антропологическому (Сидоренко И.В.) и социокультурному (Шамсетди-нова А.П.) исследованию счастья.3
Анализ источниковой базы по фелицитарной проблематике подводит к мысли о необходимости социально-философского исследования счастья. Это означает, что необходимо исследовать счастье в диалектике субъективно-объективного, прежде всего, как сформированное в конкретном социуме всеобщее представление, направляющее активность индивидов на достижение определенных целей.
Объект исследования — существующие в социуме объективные мыслительные формы, их смысловое содержание и взаимодействие с социальной реальностью.
Предмет исследования — счастье как объективно-субъективная реальность, как созданный в конкретном социуме социокультурный образец, форма мышления, возможное и достижимое состояние человеческого бытия.
История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья,-М.:Греко-лат1шский кабинет, 1995. Нешев К. Этика счастья. - М., 1982.
1 Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. Джидарьян И.А., Представление о счастье в российском менталитете. - СПб.: Алетейя, 2001. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. - Львов, 1981
2 Лапухина М.В. Национальное своеобразие и сущность феномена счастья в русской философии XIX века // Аналитика культурологи. - № 1(5). -2006. www.HPSY.RU/ tags/21
3 Сидоренко И.В. Философско-антропологическое исследование категории счастья. Автореф. дисс. .докт. филос. наук. -М. -2006. Шамсетдинова А. П. Человеческое счастье как социокультурный феномен. Автореф. дисс.канд. филос. Наук. Уфа, 2008.
Цель диссертационного исследования: рассмотреть счастье как форму сознания, его смысловое наполнение, связь с социальной реальностью, а также его роль в контексте индивидуального бытия.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выделить основные трудности методологического характера, возникающие в процессе теоретического исследования феномена счастья;
- определить методологические принципы социально-философского анализа счастья как социокультурного феномена;
- провести анализ представлений о счастье и способах его достижения, содержащихся в работах философов античности и средневековья, выделить их основные особенности;
- проанализировать представления о человеке и высшем благе, содержащиеся в работах философов Нового времени;
- исследовать основные характеристики социального бытия индивида современного общества, сформированные в нем представления о счастье и способах его достижения;
- провести сравнительный анализ концепций счастья, представленных в западной и восточной традициях, выделить основные условия достижения счастья.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы классиков философии, а также работы современных философов, социологов, психологов и экономистов, исследовавших проблему счастья.
Основными концептуальными положениями являются представления о человеке и его «природе», существующие в современной философии. Кроме того, использовались идеи классиков социальной философии, раскрывающие природу социальной реальности, диалектику объективного и субъективного. Применялась методология исследования объективных мыслительных форм, восходящая к Гегелю и развитая затем в рамках марксистской традиции и в работах современных авторов.
Социально-философская методология позволяет преодолеть широко распространенный эмпирический подход в исследованиях счастья, который сводит последнее к внутреннему переживанию субъекта, к чувству удовлетворенности. Тем самым счастье оказывается чем-то субъективным, и его объективность сводится к тому, что субъективное переживание связывается с определенным, объективно существующим «источником», вызывающим это переживание. Такой подход направляет исследование счастья на поиск его «источников», что, естественно, уводит исследование в «дурную бесконечность». Методология анализа объективных мыслительных форм позволяет раскрыть взаимосвязь объективного и субъективного в процессах социального взаимодействия и социального регулирования, что непосредственно относится к исследованию счастья, которое выступает в качестве социально заданного «образца», «меры» индивидуального бытия. Тем самым исследование счастья уходит от поиска его «источников» во внешнем мире и направляется на анализ формообразований сознания, социально заданных представлений о счастье, их возникновения и функционирования в конкретном социуме.
В работе использовались также общие методы и принципы социально-философского анализа: принцип историзма, методы социальной реконструкции и интерпретации. Это дает возможность адекватно воспроизвести существовавшие в различные эпохи представления о счастье, понять их социокультурные основания. Компаративистский метод позволяет установить сходства и различия концепций счастья, сложившихся в рамках восточной и западной традиции.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Установлено, что в исследованиях счастья в настоящее время преобладает эмпирический подход, который ограничивается выявлением многообразия представлений о счастье и его источниках и стремится выделить среди них основные, признаваемые большинством. Такой подход к исследованию феномена счастья является бесперспективным, поскольку выделяет абстрактно-всеобщее, не рассматривает счастье в контексте социального бытия.
2. Сформулированы основные принципы социально-философского исследования феномена счастья, обосновано положения о том, что счастье должно быть рассмотрено как сложившаяся в рамках определенной культуры объективная мыслительная форма, социально заданный «образец» человеческого существования, выступающий в качестве меры индивидуального бытия.
3. Проведен социально-философский анализ представлений о счастье, сложившихся в рамках античной и средневековой культуры, выделены основные особенности этих представлений и их связь с господствовавшей картиной мира.
4. Раскрыта взаимосвязь представлений о природе человека и представлений о счастье в работах философов Нового времени, установлено, что в многообразии этих представлений прослеживаются два основных альтернативных подхода в понимании природы человека и его счастья.
5. Выделены основные характеристики социального бытия индивида современного социума, установлено, что степень удовлетворенности индивида современного общества определяется двумя основными факторами: постоянно растущими потребительскими запросами, ориентацией на демонстрируемые высшим классом стандарты потребления и ограниченными возможностями их достижения.
6. Проведен анализ представленных в работах современных исследователей концепций человека и способов достижения счастья, выявлены основные различия в трактовке феномена счастья в рамках западной и восточной традиции.
Положения, выносимые на защиту.
1. Исследования феномена счастья, предпринятые в последнее время философами, социологами и психологами, свидетельствуют об актуальности темы и о наличии в ней нерешенных теоретических проблем. В исследованиях преобладает эмпирический подход, который ограничивается выявлением многообразия представлений о счастье и его источниках и стремится выделить среди них основные, признаваемые большинством. Такой подход к исследованию феномена счастья является бесперспективным. Оп либо уводит исследование в бесконечность, поскольку источников счастья может быть бесконечное множество, либо ведет к упрощенным обобщениям, сводящимся к определению «главных» источников счастья, к которым обычно относят абстрактно-всеобщее, то, что признается в качестве источника счастья во все эпохи и у всех народов - здоровье, достаток, семья, друзья, работа. Социаль-ио-философский анализ дает возможность рассмотреть счастье в контексте человеческого бытия, что позволяет сделать ряд теоретических обобщений и сформулировать положения, которые могли бы стать основой социально-философской концепции счастья.
2. Основная методологическая ошибка в исследованиях феномена счастья состоит в том, что исследователи стремятся найти объективную основу субъективного переживания счастья, определить, что именно дает человеку ощущение счастья. Они не учитывают, что счастье как нечто объективное, как некое положительное событие или явление, тоже субъективно. Это объективность особого рода, объективность мыслительных форм. Не существует событий счастливых или несчастных самих по себе, объективно. В том и другом случае события оцениваются нами как счастливые или несчастные, но сами по себе они просто события, которые можно оценивать по-разному. В то же время эти оценки не являются субъективными. В социуме всегда существуют определенные, общепринятые, следовательно, объективные представления о счастье и несчастье, которые выступают для индивида в качестве образца, эталона, с которым он соотносит события своей жизни и оценивает их определенным образом. Тем самым, объективную сторону счастья следует искать не в событиях реальной жизни, а в исторически сложившихся и закрепленных в культуре всеобщих представлениях о том, что такое счастье.
3. Счастье в рамках социально-философского знания может быть концептуализировано с помощью понятия «желаемое состояние бытия». Это социально заданный образец, образ мира и человека, какими они «должны быть». Он содержит ряд требований к человеку и миру, выступающих одновременно как ряд жизненных задач, которые необходимо решать в процессе индивидуальной жизни. Желаемое состояние бытия — это сложный образ того, что существует и одновременно не существует, это сущее, но рассмотренное с точки зрения его потенции, неких не реализованных, но могущих быть реализованными возможностей. Это особый взгляд на реальность, в которой «просвечиваются» ее пока скрытые качества, которые со временем должны раскрываться. Желаемое состояние бытия в сознании отдельного индивида содержит в себе черты единичного и всеобщего. Оно конкретизируется как ряд основных жизненных целей, достижение которых расценивается как счастье.
4. В философских учениях представление о счастье (высшем благе) коррелирует с представлением о том, что такое человек. Все многообразие этих представлений сводится, в конечном счете, к двум основным позициям. Согласно первой, наиболее наглядно представленной в философии Нового времени, человек есть часть природы и его поведение определяется естественным стремлением к самосохранению. Счастье состоит в материальном благополучии, которое дает возможность удовлетворять свои естественные желания. Согласно второй — человек является существом по преимуществу духовным, поэтому для пего главное - раскрыть свое духовное начало. Материальное благополучие не является главным в достижении счастья, поскольку счастье - это внутреннее состояние, которое достигается обретением духовности. Из этого следует, что существуют два пути к счастью: 1) увеличивать собственные возможности, наращивать ресурсы, чтобы иметь больше возможностей удовлетворять свои желания; 2) развивать свое духовное начало, что в конечном счете означает преодоление собственного эгоизма.
5. Современный социум культивирует в индивиде такие качества, как индивидуализм, предприимчивость, стремление к успеху. Социально заданная цель «успех» конкретизируется каждым применительно к себе и своим возможностям. Счастье отождествляется с успехом. Поскольку успех всегда индивидуален, счастье тоже индивидуально. Каждый формирует свой конкретный образ желаемого состояния бытия, который выступает как единство единичного и общего. Однако в современном обществе существует общая мера успеха - деньги. Деньги из средства достижения каких-то жизненных целей для большинства стали превращаться в главную цель, становятся главным источником удовлетворенности, дают ощущение собственной значимости. Степень удовлетворенности индивида современного общества определяется двумя основными факторами: постоянно растущими потребительскими запросами, ориентацией па демонстрируемые высшим классом стандарты потребления и ограниченными возможностями их достижения.
6. Российская культура сохранила в себе черты традиционности, в пей слабее выражено индивидуальное начало, чем в культуре западной. В российской культуре индивидуализм, стремление отстаивать собственные эгоистические интересы не рассматривалось как нечто нормальное и естественное, как благо, а наоборот, всегда порицалось. Это явилось причиной глубокой неудовлетворенности россиян нынешней ситуацией, в которой именно коллективное начало усиленно и целенаправленно разрушается. Низкие показатели уровня счастья, которые демонстрируют все постсоветские государства, свидетельствуют о том, что их жители, испытавшие сильнейший «удар капитализма», в большинстве своем приняли западный образ жизни и западную систему ценностей под давлением внешних обстоятельств и они испытывают значительные трудности в процессе адаптации к новым условиям.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что сформулированные в работе выводы и рекомендации расширяют научные представления о таком сложном социокультурном феномене, как счастье. Теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по философии и социологии в высших учебных заведениях.
Апробация работы. Основные положения и практические выводы диссертационного исследования отражены в научных статьях общим объемом 1,7 п.л., а также докладывались на научных конференциях памяти А.Ф. Лосева, ежегодно проводимых в ЮРГТУ (НПИ), на Всероссийской научной читательской конференции «Актуальные социально-политические и правовые проблемы развития российского общества» в Краснодаре (2008г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав по два параграфа, заключения и списка литературы, включающего 163 источника.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Прагматическая ситуация счастья и ее дискурсивная реализация в современном английском языке2007 год, кандидат филологических наук Анисимова, Елена Сергеевна
Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования1983 год, доктор философских наук Зацепин, Вениамин Иванович
Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов2008 год, кандидат психологических наук Виничук, Наталья Владимировна
Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности2006 год, кандидат психологических наук Жубаркин, Сергей Вячеславович
Смысложизненные ориентации и представления о счастье в российской журнальной прозе молодых авторов второй половины 90-х гг. ХХ в.: Опыт социологического исследования2002 год, кандидат социологических наук Миронова, Светлана Викторовна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Мишутина, Евгения Александровна
Заключение
Вопрос о том, «что есть счастье?» всегда интересовал человека. Проблема человеческого счастья занимает одно из виднейших мест в философии с момента ее возникновения. Счастье как цель, как высшее благо, как возможное и достижимое состояние человеческого бытия, всегда было одной из главных тем философского дискурса. Практически все крупнейшие философы от Сократа и Платона до Ясперса и Бодрийяра в той или иной степени касались данной темы.
В последнее время интерес к проблеме счастья заметно возрос, особенно на Западе, где отмечается настоящий исследовательский бум вокруг этой проблемы - проводятся опросы сотен тысяч граждан различных стран и континентов, привлекается множество специалистов разных направлений — психологов, социологов, экономистов, психиатров, физиологов и др.
Многообразные исследования феномена счастья, предпринятые в последнее время философами, социологами и психологами, свидетельствуют об актуальности темы и о наличии в ней нерешенных теоретических проблем. В исследованиях преобладает эмпирический подход, который выражается в стремлении выявить многообразие представлений о счастье и свести это многообразие к единству с помощью понятия «удовлетворенность жизнью». Далее логика данного подхода требует выделения основных источников, которые приносят человеку удовлетворение. На наш взгляд, такой подход к исследованию феномена счастья является бесперспективным. Он либо уводит исследование в бесконечность, поскольку источников счастья может быть бесконечное множество, либо ведет к упрощенным обобщениям, сводящимся к тому, что стремятся выделить источники счастья, признаваемые всеми. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в настоящее время назрела необходимость исследовать счастье как социокультурный феномен на основе социально-философской методологии. Социально-философский анализ дает возможность рассмотреть счастье в контексте человеческого бытия, что позволяет сделать ряд теоретических обобщений и сформулировать положения, которые могли бы стать основой социально-философской концепции счастья.
Социально-философская методология позволяет преодолеть широко распространенный эмпирический подход в исследованиях счастья, который сводит последнее к внутреннему переживанию субъекта, к чувству удовлетворенности. Тем самым счастье оказывается чем-то субъективным, и его объективность сводится к тому, что субъективное переживание связывается с определенным, объективно существующим «источником», вызывающим это переживание. Такой подход направляет исследование счастья на поиск его «источников», что, естественно, уводит исследование в «дурную бесконечность». Методология анализа объективных мыслительных форм позволяет раскрыть взаимосвязь объективного и субъективного в процессах социального взаимодействия и социального регулирования, что непосредственно относится к исследованию счастья, которое выступает в качестве социально заданного «образца», «меры» индивидуального бытия. Тем самым исследование счастья уходит от поиска его «источников» во внешнем мире и направляется па анализ формообразований сознания, социально заданных представлений о счастье, их возникновения и функционирования в конкретном социуме.
С точки зрения социально-философского подхода, счастье выступает в качестве меры человеческого бытия. Оно указывает степень приближения реальности к желаемому состоянию бытия. Тем самым, переживание индивидом своего бытия в мире определяется, в первую очередь, сложившимися в социуме объективными мыслительными формами, представлениями о мире и человеке, о том, что является для него высшим благом. Эти представления, в свою очередь, являются отражением способа бытия человека в мире, исторически сложившихся форм взаимодействия людей в социуме.
В работах классиков философской мысли отражаются сложившиеся в различные эпохи представления о мире и человеке, о смысле бытия человека в мире. Анализ произведений ведущих философов прошлого и настоящего позволяет понять складывающиеся в различные эпохи представления о счастье и путях его достижения.
Уже в античности сформировались два альтернативных представления о счастье: счастье как удовлетворение желаний, как стремление подчинять мир своей воле и счастье как развитие своего духовного начала, как спокойствие и внутренняя гармония.
Рецепт счастья, открытый философами Древней Греции, даосизмом и буддизмом, предполагал преобразование внутреннего мира индивида. В рамках данной традиции находится и христианское представление о счастье, которое оказало огромное влияние на европейскую культуру.
В европейской культуре в Новое время преобладающим становится представление, согласно которому человек есть часть природы и его поведение определяется заложенными в него природными стремлениями. Либеральная традиция, начиная с Гоббса и Локка, сформировала представления об индивиде, главные качества которого - индивидуализм, рационализм, стремление к успеху, забота о собственной выгоде. Эгоизм рассматривается как естественное свойство человека, а порождаемые им стремления — как движущая сила общественного развития. Теоретики либерализма утверждали, что именно забота о собственном благе сделает общество процветающим, а людей счастливыми.
В западном социуме сформировалось представление о человеке как рациональном эгоисте, стремящемся к «максимизации полезности». Соответственно, образцом является индивид, добивающийся успеха, т.е. превзошедший других в конкурентной борьбе благодаря смелости, решительности, умению рисковать, удаче и т.д. Достижение успеха рассматривается как счастье. Эти, сформированные западной культурой глубинные установки сознания, сохраняются и воспроизводятся в западном социуме. Они создают индивида определенного типа - активного, деятельного, целеустремленного индивидуалиста, для которого счастье - это счастье обладания. Однако при внешнем материальном благополучии он ощущает одиночество и бессмысленность жизни.
Философия со времен Сократа и Платона противопоставила обычному, практикуемому большинством способу существования человека в мире другой способ существования, направленный не на то, чтобы «иметь», а на то, чтобы «быть». Однако большинство считает, что выбор того или другого способа существования зависит от индивидуальных склонностей: одни выбирают богатство и власть, другие - духовное совершенствование. Тем самым эти способы существования рассматриваются как в сущности равноценные, по принципу «кому что подходит». Однако это далеко не так. Речь, скорее, должна идти о подлинном и неподлинном способе существования, т.е. о том, что действительно дает человеку счастье, а что только обещает, но никогда не дает обещанного.
Истинное благо человека состоит не в том, чтобы удовлетворять свои желания, а в том, чтобы «полностью развить свои способности, самого себя как человеческого существа».1
Знания о человеке, накопленные в течение многих веков, для большинства людей остаются недоступными. Большинство, как и во времена Сократа, живет обычной жизнью, в которой существует свое представление о счастье.
Обычный человек уверен, что счастье у каждого свое, что ощущение счастья у разных людей вызывают разные «предметы». Он не осознает, что предметы сами по себе нейтральны, а то, что придает им определенный вкус, находится внутри человека. Оп считает, что определенные внешние события, предметы, процессы делают его счастливым или несчастным.
Субстанция» счастья давно открыта, но парадокс в том, что каждый открывает ее сам. Открыть эту «субстанцию» пе сложно, достаточно вникнуть в перечень вещей, которые считают необходимыми для счастья. Обычно в этот список включают любимое дело, любовь и уважение окружающих, семью, достаток, квартиру и т.д. К каждой из перечисленных составляющих прибавляется эпитет «любимый», или «любимая», или по крайней мере, он подразумевается. Следовательно, субстанция, которая всему придает вкус счастья, есть любовь. Есть вещи, которые мы любим, их присутствие вызывает в нас положительные эмоции, отсутствие — отрицательные. Есть вещи, которые мы не любим или даже ненавидим, не хотим, чтобы они присутствовали в нашей жизни. Тогда чем больше в нас любви, т.е. чем больше явлений окружающего мира мы принимаем и оцениваем положительно, тем больше мы счастливы, и наоборот. Если этой «субстанции» в нас мало и мы любим очень избирательно, тогда в нашей жизни мало поводов для счастья и много для несчастья.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мишутина, Евгения Александровна, 2009 год
1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.-2-е изд., перераб. и доп.- Новосибирск: Наука, 1989.-271с.
2. Абоносимова Е.В. Интеллектуально-культурологические составляющие оптимистического ощущения русского народного характера // Аналитика культурологи. — 2004.- № 1. http://tsu.tmb.rU/culturology/iournal/l.htm#6
3. Августин А. Исповедь. М.: Республика, 1992. -335 с.
4. Аврелий М. Размышления.- СПб.: Наука, 1993. -415с.
5. Адо П. Что такое античная философия?/пер.с фр. В.П.Гайдамака. — М.: Изд-во гуманитар.лит., 1999.-317с.
6. Азнауров A.A. Этическое учение Н.Г.Чернышевского. — М.: Высш.шк., 1960.-95с.
7. Алап В. Уотс. Путь Дзэп.-К.: София, 1993.-320с.
8. Андреев A.JL Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства // Социологические исследования. -2007. -№ 3. -С. 38-44.
9. Аргайл М. Психология счастья: пер.с анг.-М.: Прогресс, 1990.-332с.
10. Аристотель. Никомахова этика//Аристотель. Сочинения: в 4 т. М., - 1984. Т. 4.
11. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине: по австр.этногр.данным. -М.: Наука,-1987.-197с.
12. Асмус В.Ф. Античная философия: учеб.пособие.-2-е изд., доп.- М.: Высш.шк., 1976. -543с.
13. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. — М.: Весь мир, 2004.-370с.
14. Бауман 3. Индивидуализированное общество. -М.: Логос, 2002.324с.
15. Бахтин М.В. В поисках счастья. Религиозно-этические учения древности. -СПб.: Нива, 2000. -120с.
16. Башин Ю.Б. Пять ступенек до счастья // Свет. 2002. - №3. -С. 2122.
17. Бегли Ш. Счастье не купишь//Русский пешэшеек. — 2007.- 19 окт.// www.inopressa.ru.
18. Бек У. Что такое глобализация? —М.: Прогресс-Традиция, 2001.395с.
19. Бердяев Н.А. Смысл истории.-М.: Мысль, 1990.-173с.
20. Буддийский взгляд на мир. СПб: Изд-во «Андреев и сыновья», 1994.-450с.
21. Вайн С. Успех или счастье? -М.: Альпина Бизнес Букс, -2008. -576с.
22. Васильев Л.С. История религий Востока: Религиозно-культурные традиции и общество.-М.: Высш.шк., 1983.-368с.
23. Владимиров В. Смысл русской жизни. — М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. -544с.
24. Воркачев С. Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа. Краснодар, 2002.
25. Воркачев С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. Сер. лит. и яз. -2001. -Т. 60, № 6. С. 47-58.
26. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб: Наука, 1994.1. Т.1-3.
27. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. М.: Мысль, 1977.-471с.
28. Гегель Г.В.Ф. Философия права: пер. с нем. М.: Мысль, 1990.524с.
29. Гельвеций. Сочинения: в 2-х томах. М.: Мысль, 1973. -Т.1.- С.358.
30. Гольбах П.-А. Избранные произведения: в 2-х т.: пер.с фр.- М.: Мысль, 1963. Т. 1.-С. 237.
31. Горбатовский В. Спасите нашу самобытность // Свет. -2004. № 8.
32. Горшков М.К. Российское общество как новая социальная реальность //Россия реформирующаяся: ежегодник—М.: ИС РАН, 2007.- Вып. 6.
33. Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна // Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994.-С. 3-15.
34. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. -М., 1998.
35. Д. Колесов. Формула счастья // Развитие личности. 2002. - № 2.
36. Де Грааф Дж. Потребительство: болезнь, угрожающая миру. -М.: Ультра Культура, 2003.-392с.
37. Джеймс У. Личность //Психология личности. Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
38. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001.
39. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. -2000. Т.21, № 2. -С.40-48.
40. Дзэн-Буддизм. Судзуки Д. Основы Дзэи-Буддизма. Кацуки С. Практика Дзэн.-Бишкек: Одиссей, 1993. -670с.
41. Добренысов В.И. В поисках свободы и справедливости. -М, 1990.
42. Дробпицкий О.Г. Теоретические основы этики Канта // Философия Канта и современность. -М.: Мысль, 1974. -С. 127-138.
43. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ, 1989.-188с.
44. Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры: пер.с англ. -М.: Наука, 1975.-279с.
45. Егорова И.В. Проблема уникальности человека // Философия и культура.- 2008,- №1. -С.63-80.
46. Жильцова Е.А. Проблема счастья в отечественной философии: Элекгрон.ресурс.-Режим доступа: virlib.eunnet.net maryl982.narod.ru rustrana.ru
47. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. — Львов: Вища шк., 1981.-174с.
48. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека: пер.с нем. М.: Наука, 1994.-443с.
49. Зотов А.Ф. Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.: Проспект, 1998.-430С.
50. Игнатенко А.А. В поисках счастья: Обществ.-полит.воззрения ара-бо-ислам.философов средневековья. — М.: Мысль, 1989.-255с.
51. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962.- Т.2.
52. Имянитов Н. С. Счастье как несбыточная мечта // Химия и жизнь. -2006. № 8 . - С. 42-47.
53. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. -СПб.: Изд-во «Лань», 1998.- Т.1-2.
54. Кант И. Лекции по этике. М. 2000.
55. Кант И. Основы метафизики нравственности. Часть вторая// Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1965. -Т.4. 4.1.
56. Кант И. Метафизические начала учения о добродетели // Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1965. Т.4. 4.1.
57. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры// Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.-С. 3-30.
58. Кассье И., Делэн К. Экономический рост не приносит счастья. Знают ли об этом экономисты? // www. free-lance. Ru /users/ tsvetkova 2003/ upload/f489d8 Iaf9df37.doc
59. Касьянова К. О русском национальном характере. -М.: ИНМЭ,1994.
60. Кессиди Ф. X. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения: в 4 т. М., 1983. - Т. 4.-С. 5-37.
61. Кобзев А.И. Личность, природа и судьба человека в конфуцианстве// Личность в традиционном Китае.-М.: Наука, 1992.
62. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. -М.: Мысль, 1984.-252с.
63. Конькова Т.А. Счастье с точки зрения экономики // Ежеквартальный Интернет-журнал «Искусственные общества». Т.2, № 3-4 (III-IV кварталы),, 2007. http://www.artsoc.ru/docs/Journal/45r.pdf
64. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-начала XIX века: учеб.пособие для ун-тов.- М.: Высш.шк., 1989.-478с.
65. Курашов В.И. Начала прагматической антропологии. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. — 332 с.
66. Къеркегор С. Наслаждение и долг. -Киев: Aur Land, 1994. -504 с.
67. Къеркегор С. Страх и трепет. -М.: Республика, 1993. -383с.
68. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
69. Ламегри Ж.О. Сочинения. -М.: Мысль, 1976. -551с.
70. Ландесмап П.А. Счастье как социально-этическая проблема. М.,1966.
71. Лапухина М.В. Национальное своеобразие и сущность феномена счастья в русской философии XIX века // Аналитика культурологи.-2006.- № 1(5). www.HPSY.RU/tags/21 Л.
72. Липовая Л.П. Победить или не быть: опыт экзистенциально-онтологического анализа победы и поражения. -Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.-256с.
73. Личность в традиционном Китае.-М.: Наука, 1992. -325с.
74. Локк Дж. Соч.: в Зт. М.: Мысль, 1985.
75. Лоренс Э. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. 393с.
76. Лосский Н. Ценность и бытие.- Харьков: Фолио, М.: ACT, 2000.
77. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса //Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию: сб..-М.: Прогресс, 1990. С.295-315.
78. Мапфред Кете де Вриз. Уравнение счастья// E-xecutive.
79. Маркузе Г. Одномерный человек.-М.: ACT Ермак, 2003. -331с.
80. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Сагуна, 1994. -159 с.81 .Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. —М.,1992.
81. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания: Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск, 1984.
82. Никифоров А. Л. Слагаемые счастливой жизни // Философия и культура, 2008.-№1. С.191-196.
83. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч.: в 2-х т. —М.: Мысль, 1990.-Т.2.- С. 468.
84. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1990. -Т. 1. -831с.
85. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. -М.: Изд-во МГУ: СП «Ост-Вест Корпорейшен», 1990. -3-1 с.
86. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. -М.: Мысль, 1990. Т.1.
87. Ошо.Истинный мудрец. Дао: Путь без пути. -Новочеркасск: Сагуна, 1994.-400с.
88. Переломов Л.С. Конфуций о человеке // Личность в традиционном Китае.-М.: Наука, 1992. -С.41-62.
89. Пеунова М.Н. Этическая теория Н.В.Шелгунова // Очерки истории русской этической мысли. — М.: Наука, 1976.
90. Попов Б. Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Наука, 1986.-91с.
91. Проблема человека в западной философии: сб.пер.с англ., нем., фр./общ.ред. Ю.Н.Попова. -М.: Прогресс, 1988.-544с.
92. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций: учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс, 2000.
93. Рассуждения о счастливой и достойной жизни.- Мн.: Харвест, 1999.-608с.
94. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность.-ТОО ТК «Петрополис», 1994.-336с.
95. Резник Ю.М. Человек в поисках смысла жизни и счастья (Рефлексивные заметки) // Философия и культура, 2008.- №4. -С. 153-165.
96. Резник Ю.М. Человек в поисках смысла жизни и счастья // Философия и культура, №4, 2008. С. 153-165.
97. Розанов В.В. Уединенное: сб. -М.: Политиздат, 1990. -541с.
98. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни. Антология. — М.: Прогресс, 1994.
99. Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное // Философский прагматизм Р. Рорти и российский контекст. -М.: Традиция, 1997.
100. Россия новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс. -М.: Наука, 2004.
101. Россия на рубеже веков. -М.: РНИСиНП РОССПЭН, 2000.
102. Руднева Е.Г. Бытие как основа жизни // Философия и культура.-2008.-№1. -С.7-22.
103. Сатыбекова С.Х. Гуманизм аль-Фараби. — Алма-Ата: Наука, 1975.143с.
104. Свенцицкая И.С. Счастье и горе у древних греков // Казус. 2002. - Вып. 4: Индивидуальное и уникальное в истории. - М.: ОГИ, 2002.-С. 16-25.
105. Сидоренко И.В. Антропология счастья. —М.:МАКС-Пресс, 2006.
106. Сидоренко И.В. Счастье как философская категория // Вестник молодых ученых. Выпуск II: Сборник лучших докладов XIII Между-нар.науч.конф. «Ломоносов -2006». -М.: Изд-во МГУ, 2006.
107. Сидоренко И.В. Фелицитарная антропология: принципы и методы // Вестник МГУ. Сер. 7. 2007. - № 2. -С.95-100.
108. Соловьева Г. Загадка счастья. Опыт философского размышления. -Алма-Ата: Жалын, 1983. -229 с.
109. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М.: Госполитиздат, 1957,-Т. 1.
110. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. -365 с.
111. Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. -М.: Юрист, 1995.-С. 7-131.
112. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. — СПб.: ИГ «Весь»,2005.
113. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Трубецкой Е.Н. Избранное. М, 1995. - С. 7-296.
114. Уотс А. Путь Дзэн.-К.: София, 1993.
115. Федотова В.Г. Апатия на Западе и в России // Вопросы философии. -2005. -№ 3. -С. 3-19.
116. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. -2005. -№ 11. -С. 2-23.
117. Федотова В.Г. Хорошее общество.-М.: Прогресс-Традиция, 2005.544с.
118. Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Фейербах Л. Избр. фи-лос. произв.: в 2 т.-М.: Госполитиздат, 1955.- Т.2.
119. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме // Фейербах Л. Избр. филос. произв.: в 2 т.-М.: Госполитиздат, 1955.- Т.1.
120. Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965.-414с.
121. Фейербах Л. Эвдемонизм // Фейербах Л. Избр. филос. произв.: в 2 т.-М.: Госполитиздат, 1955. -Т. 1.
122. Финк К. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988. -С. 357-403.
123. Фихте И.Г. Сочинения: в 2-х т.- СПб.: Мифрил, 1993.- Т.2. 169с.
124. Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М., 1994. С.491.583.
125. Франк C.JI. Духовные основы общества.-М.: Республика, 1992.511с.
126. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб.: пер.с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-366с.
127. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Фрейд 3. Основной инстинкт. М., 1997.
128. Фрейд 3. Психоаналитические этюды.-Мн.: Попурри, 1997. -606 с.
129. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.- 447с.
130. Фромм Э. Бегство от свободы. -М.: Попурри, 2000. -272 с.
131. Фромм Э. Иметь или быть? -М.: ACT, 2000. -238 с.
132. Фромм Э. Психоанализ и этика. —М., 1993. -415 с.
133. Фромм Э. Человек для самого себя //Фромм Э. Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1993. -С. 19-191.
134. Фуко М. История сексуальности-Ill. Забота о себе: Пер. с фр. / Мишель.- Киев, М.: Дух и литера, Грунт, Рефл-бук, 1998.-288с.
135. Фукуяма Ф. Великий разрыв.-М.: ACT, 2003. -474с.
136. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек.-М.: ACT, 2004.588с.
137. Цицерон М.Т. Философские трактаты: пер.с латин.- М.: Наука, 1985.-382с. (памятники филос.мысли).
138. Чанышев A.A. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Собр.соч.: в 5 т. -М.: Московский Клуб, 1992.- С.5-36.
139. Чанышев А.Н. Курс лекции по древней философии.-М.: Высш.шк., 1981. -374с.
140. Чернышевский Н.Г. Соч.: в 2-х т. -М.: Мысль, 1986.-Т.1.- 805с.
141. Чехов А. П. Собр. соч.: в 8-ми т.- М., 1970.- Т.8.-С.350.
142. Чжуан-Цзы.-СПб.: Амфора, 2000. -367с.
143. Шамсетдинова А. П. Человеческое счастье как социокультурный феномен, автореф. дис.канд. филос. наук. — Уфа, 2008.
144. Шелер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. -С.31-95.
145. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: ACT,-2003.144с.
146. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. М., 1990.- Т.1.
147. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Московский клуб, - 1992.- С.298-299.
148. Шрейдер Ю.А.Этика. Введение в предмет: учеб.пособие / Ю.А.Шрейдер.- М.: Текст, 1998.-271с.
149. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. —М.: Логос, 2005.-664с.
150. Элиаде М. Космос и история: избр.работы: пер.с фр. и англ. —М.: Прогресс, 1987.-311с.
151. Элиас Н. Общество индивидов. -М.: Праксис, 2001. -336 с.
152. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996.340с.
153. Юм Д. Трактат о человеческом разуме. М., 1995. -Кн. 3.
154. Юнг К.Г., Фуко М. Матрица безумия.-М.: Алгоритм: Эксмо, 2006.384с.
155. Ядов В.А. Теоретико-концептуальные объяснения «посткоммунистических» трансформаций // Россия реформирующаяся: ежегодник.-М.: Инт социологии РАН, 2007. -Вып.б.-С. 12-23.
156. Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы.-М.: Алгоритм, 2007.
157. Bradburn, Norman M. The Structure of Psychological Weil-Being. Chicago: Aldine, 1969.
158. Campbell A., Converse P., Rogers W. The Quality of American Life: Perceptions, Evaluation and Satisfaction. New York: Russel Sage Foundation. 1976.
159. Cantril H. The patterns of human concerns. New Brunswick: Rutgers University Press, 1965.
160. Lane R.E. The Loss of Happiness in Market Democracies.- L.: New Haven, 2000.1. CJ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.