ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.А. ЕВТУШЕНКО тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Корнакова Екатерина Сергеевна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 130
Оглавление диссертации кандидат наук Корнакова Екатерина Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА
1.1. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики
1.1.1. Структура концепта
1.1.2. Типология концептов
1.1.3. Концепт и его текстовая репрезентация
1.2. Картина мира: понятие и типы
1.2.1. Художественная картина мира
1.3. Метод концептуального анализа в современных лингвистических исследованиях
Выводы по главе I
ГЛАВА II. КОНЦЕПТ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА
2.1. Семантическое поле, представляющее концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
2.1.1. Репрезентант концепта
2.1.2. Словообразовательное гнездо
2.1.3. Выявление мотивирующих признаков (этимология)
2.1.4. Выявление понятийных признаков (на основе словарных дефиниций)
2.1.5. Экспериментальные приемы
2.1.6. Междисциплинарный анализ
2.2. Понятие гражданственности в русской художественно-публицистической картине мира (на материале НКРЯ)
2.2.1. Концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в Х1Х-ХХ вв
2.2.2. Советское и постсоветское понимание гражданственности
Выводы по главе II
ГЛАВА III. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МИРОВИДЕНИЯ
И ТВОРЧЕСТВА Е.А. ЕВТУШЕНКО
3.1. Аспекты изучения творчества Е.А. Евтушенко в современной филологической науке
3.1.1. Литературоведческий аспект изучения творчества Е.А. Евтушенко
3.1.2. Лингвистический аспект изучения творчества Е.А. Евтушенко
3.2. Методика анализа концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в художественной картине мира Е.А. Евтушенко
3.3. Образные признаки концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в художественной картине мира Е.А. Евтушенко
Выводы по главе III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Сложный концепт в художественной концептосфере: на материале образа города в русской и английской прозе 2-й половины XX - начала XXI вв.2013 год, кандидат наук Барабушка, Ирина Алексеевна
Концептосфера Raum в индивидуально-авторской картине мира Р.М. Рильке2017 год, кандидат наук Радчук, Ольга Андреевна
Концепт жизнь в идиолекте Виктора Пелевина2012 год, кандидат наук Хлопкова, Елена Владимировна
Особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова2012 год, кандидат наук Головач, Кристина Юрьевна
Когнитивно-прагматические и лингвокультурологические особенности формирования концептов «Мечта» / «Traum» в немецкой и русской поэтических картинах мира2024 год, кандидат наук Кокора Юлия Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.А. ЕВТУШЕНКО»
ВВЕДЕНИЕ
Когнитивные исследования стали неотъемлемой частью современной лингвистики, и в центре внимания - вопрос изучения концептов, которые являются ее базовыми понятиями. Понятие концепта фигурирует в исследованиях философов, логиков и психологов. В связи с этим актуальной является проблема уточнения и рабочего определения данного понятия для филологии и лингвистики.
В настоящее время изучению как самого понятия «концепт», так и конкретных концептов посвящено множество научных изысканий.
В последние десятилетия в отечественной науке художественные концепты становятся предметом пристального внимания, хотя в целом анализ художественного текста с концептуальной точки зрения в современной лингвистике имеет достаточно прочную традицию. Для настоящего исследования художественный концепт представляет особый интерес, поскольку он формируется и репрезентируется в пространстве художественного текста в рамках определенной художественной картины мира. Картина мира писателей является индивидуальной, особенной, но, тем не менее, ее можно считать и частью национальной коллективной картины мира.
Диссертационное исследование посвящено анализу особенностей лингвистической репрезентации концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве поэта-шестидесятника Е.А. Евтушенко. Уникальность поэта как личности заключается не только в его поэтическом даровании, но и во врожденном чувстве гражданственности, которое в России всегда имело большое значение.
Творчество Е.А. Евтушенко является объектом немногих исследователей, это в какой-то степени «непрочитанная страница» в истории русской литературы второй половины XX в.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
1) пристальным вниманием современной гуманитарной науки к вопросам
концептуального анализа текста как одного из плодотворных направлений когнитивной и функциональной лингвистики;
2) сложностью и многогранностью концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве Е.А. Евтушенко;
3) повышенным интересом к выявлению специфики художественной картины мира поэтов и писателей;
4) возросшим интересом к теме патриотизма и гражданственности в современной России.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационного исследования заключается в выявлении и описании когнитивных признаков концепта и моделировании структуры концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве Е.А. Евтушенко.
Цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
1) уточнить понятие «концепт» с точки зрения известных подходов к изучению концептов и определить методы исследования художественного концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве Е.А. Евтушенко;
2) определить место концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в картине мира русского социума и в русской художественной картине мира на материале данных Национального корпуса русского языка (далее - НКРЯ);
3) выявить признаки художественного концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в индивидуально-авторской картине мира Е.А. Евтушенко;
4) осуществить комплексный функционально-семантический анализ с привлечением элементов когнитивного анализа художественного концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве Е.А. Евтушенко;
5) охарактеризовать взаимодействие национальной и индивидуально-авторской картины мира в художественном творчестве Е.А. Евтушенко.
Объектом исследования является концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в совокупности поэтических и прозаических текстов Е.А. Евтушенко, анализ ко-
торых предполагает построение структуры данного концепта.
Предмет исследования - выявление структуры концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ как фрагмента индивидуально-авторской картины мира, репрезентированного в поэтических и прозаических текстах Е.А. Евтушенко.
Степень научной разработанности темы исследования. За последние 30 лет появилось достаточное количество работ, посвященных исследованию отдельных поэтических текстов поэта, различных особенностей его поэтического языка и его творческой личности.
Научный интерес по этой теме представляют многочисленные диссертационные работы [Банкетов, 1967; Волкова, 1977; Жовтис, 1975; Кравцова, 2009; Лавлинский, 1972; Лубянская, 1963; Мешков, 1967; Мусатов 1973, Числов, 1975; и др.] и многие литературно-критические исследования [Барлас, 1986; Михайлов, 1983; Сидоров, 1987, 1988; Степанов, 2014; и др.].
Стихи и проза Е.А. Евтушенко становились предметом анализа многих лингвистов [Намитокова, Нефляшева, 2009; Михайлова, 2005; Петриченко 1981; Чумакова, 1980; Шахова, 1991; и др.].
Творчество поэта послужило основой для создания «Словаря рифм Евгения Евтушенко» [Бабкин, 2000].
Методологическая основа диссертационного исследования. При написании диссертационного исследования применялся общенаучный методологический подход, позволяющий уточнить основные понятия и выделить концептуальные аспекты темы исследования.
В соответствии с целью и задачами исследования применялись общенаучные методы наблюдения, описания и обобщения.
В качестве основного использовался специальный лингвистический метод - метод концептуального анализа, включающий в себя следующие приемы:
1) анализ словарных дефиниций, включая этимологический анализ;
2) синхронный контекстуальный анализ для выявления содержания концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ;
3) систематизация базовых и образных признаков в структуре художественного концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ;
4) метод семантического поля.
Методологической базой диссертационного исследования послужили работы многих известных отечественных и зарубежных лингвистов:
- когнитивной лингвистики (Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, А.А. Кибрик, В.В. Колесов, А.В. Кравченко, Е.С. Кубрякова, М.Влад. Пиме-нова, Е.В. Рахилина, Ю.С. Степанов, В.А. Степаненко, Т.А. Фесенко и др.);
- концептологии (Н.Ф. Алефиренко, С.Г. Воркачев, Д.С. Лихачев, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.);
- в области системной и функциональной лингвистики и семантики (А.К. Быков, В.Н. Денисенко, И.В. Заступова, Ю.Н. Караулов, В.Б. Касевич, Г.В. Колшанский, О.А. Корнилов, В.И. Постовалов, Б.Л. Серебренников, Г.В. Токарев и др.);
- в области лингвокультурологии (В.В. Воробьев, В.И. Карасик, В.В. Красных, В.А. Маслова, Г.Г. Слышкин).
Материалом исследования послужили художественные произведения Е.А. Евтушенко (общий объем - более 2000 страниц): методом сплошной выборки был создан корпус лексических единиц, апеллирующих к концепту ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. В рамках исследования - репрезентант концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ на базе Национального корпуса русского языка. В качестве примеров были привлечены материалы из основного корпуса русского языка, а также из газетного и поэтического корпусов.
Гипотеза исследования опирается на положение о том, что концептуальная структура ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ в творчестве Е.А. Евтушенко включает базовые и образные признаки. Базовые признаки формируются мотивирующим признаком, который закреплен во внутренней форме, и понятийными признаками, актуализированными в словарных дефинициях соответствующей лексемы - репрезентанта концепта - в виде семантических компонентов (сем и се-
мем). Образные признаки вторичны: как правило, они объективируются в виде концептуальных метафор.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве Е.А. Евтушенко впервые становится предметом комплексного изучения. Была впервые предпринята попытка рассмотрения художественного концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в произведениях поэта-шестидесятника Е.А. Евтушенко, впервые описывается структура данного концепта. Концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ранее не исследовался в аспекте художественной, творческой картины мира.
Положения, выносимые на защиту:
1. Базовый аксиологический концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ входит в класс социально значимых концептов. Его содержание раскрывается через призму русской национальной картины мира и одновременно индивидуально-авторской картины мира Е.А. Евтушенко.
2. Для авторской картины мира Е.А. Евтушенко наиболее актуальными характеристиками концептуализации ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ выступают витальные, предметные, антропоморфные и разнообразные эмоциональные признаки. Выявленные немногочисленные окказиональные признаки ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ опираются на образный признак неживой природы и темпоральный признак.
3. Комплексная функционально-семантическая методика и методика когнитивного анализа художественного концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве Е.А. Евтушенко позволяет объективно представить его языковую составляющую. Концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ представлен пятью классами признаков: этимологическими и деннотативными мотивирующими признаками, понятийными признаками, ценностными признаками, концептуальными образными признаками и категориальными признаками.
4. Концептуальный анализ и структура художественного концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве Е.А. Евтушенко опирается на тесное взаимо-
действие национальной и индивидуально-авторской картины мира.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем обоснован комплексный подход к лингвокогнитивному описанию концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ как многоаспектного явления. Выявление и описание когнитивных признаков этого концепта способствует развитию когнитивной теории индивидуально-авторской, художественной картины мира.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и полученных результатов в области когнитивной лингвистики и лингвистического анализа художественного текста в целях реконструкции языковой личности Е.А. Евтушенко, а также в учебном процессе для студентов-филологов и лингвистов.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общего и русского языкознания РУДН. По результатам выполненного исследования были подготовлены научные доклады, которые были заслушаны на научно-практических конференциях («Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания» (Москва, РУДН, 2009 и 2012 гг.), а также на аспирантских семинарах в РУДН. Теоретические и практические положения диссертации нашли отражение в 5 научных публикациях, 3 из которых - в ведущих научных изданиях, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, общим объемом 3,25 п.л.
Личный вклад автора является определяющим и заключается в непосредственном участии на всех этапах исследования - от постановки задач и их практической реализации до обсуждения результатов в научных публикациях и докладах.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения настоящего диссертационного исследования соответствуют содержанию специальности 10.02.01 «Русский язык». Результаты проведенного исследования соответствуют области исследования специальности.
Структура и содержание диссертации обусловлены кругом исследуемых проблем и отвечают поставленным целям, задачам, объекту и предмету исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, последовательно раскрывающих понятие, сущность и особенности исследуемых проблем, а также заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА
1.1. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики
Характеризуя облик современной лингвистики, можно сказать, что лингвистика может и должна объяснять изучаемый ею объект - язык, но не только «в самом себе и для себя», по Ф. де Соссюру, а для более глубокого понимания и объяснения человека и того мира, в котором он живет [Кубрякова, 1995, с. 58]. Это и создает предпосылки для изучения языка, исходя из его роли в процессе познания (когнитивное направление в исследовании языка) и осуществления речевой деятельности (коммуникативная лингвистика и теория речевых актов), в которой отражаются культурно-исторические традиции и современная жизнь общества (культурологическое направление).
Благодаря достижениям современной лингвистики учеными уже давно признается ведущая роль человеческого фактора в формировании и функционировании языка. На соотношение человека, языка и культуры внимание лингвистов было обращено еще в XIX в. С этого времени начинаются попытки определения новой единицы ментальности. Применение антропоцентрического подхода в лингвистических исследованиях позволяет теоретически объединить разнообразные проявления существования языка [Чалова, 2014, с. 4]. Современная антропоцентрическая парадигма формируется в рамках когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.
Когнитивизм, по мнению проф. В.А. Масловой, - это новое направление в науке, объектом которого является человеческое мышление, разум и многие ментальные процессы [Маслова, 2016, с. 10]. Когнитивная лингвистика возникает в рамках антропоцентрического подхода на базе когнитивизма. О междис-
циплинарном характере когнитивистики говорит то количество дисциплин, которые она объединяет: философию, когнитивную психологию, лингвистику и др.
Развитие когнитивной лингвистики проходит во взаимодействии с лингво-культурологией. С точки зрения В.В. Воробьева, лингвокультурология - это «комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей)» [Воробьев, 1998].
О взаимодействии и взаимовлиянии языка и культуры писали многие зарубежные и отечественные лингвисты (Ш. Балли, Г.А. Брутян, Ж. Вандриес, Л. Витгенштейн, В.В. Воробьев, В. фон Гумбольт, Н.И. Жинкин, В.И. Карасик, В.В. Красных, В.А. Маслова, А.А. Потебня, Г.Г. Слышкин, Е.Ф. Тарасов, Д. Хаймс, А.Т. Хроленко и др.). Многие специалисты справедливо отмечают, что когнитивная лингвистика и лингвокультурология развиваются в рамках единой научной сферы.
По определению В.З. Демьянкова и Е.С. Кубряковой, когнитивная лингвистика изучает язык «как когнитивный механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации» [Кубрякова и др., 1997, с. 53]. Проф. В.А. Маслова полагает, что основной целью когнитивной лингвистики является понимание того, «какие системы обеспечивают различные виды деятельности с информацией, как осуществляются процессы восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, как происходит накопление знаний» [Маслова, 2016, с. 6]. Предмет когнитивной лингвистики - это «исследование языковых средств (слов, словосочетаний, текстов), репрезентирующих (объективирующих) в языке и речи определенные концепты» [Стернин, 2001].
Понятие «когнитивная грамматика» появилось в 1975 г. в статье Дж. Ла-коффа и Г. Томпсона «Представляем когнитивную грамматику» [Ьако1¥,
Thompson, 1975]. Первый том «Оснований когнитивной грамматики» Р. Ланга-кера был опубликован в 1987 г. [Langacker, 1987]. В том же году выходят книги Дж. Лакоффа «Женщины, огонь и опасные предметы» [Lakoff, 1987] и М. Джонсона «Тело в мышлении» [Johnson, 1987].
Теория, которая была сформулирована в книге Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем» [Lakoff, Johnson, 1980] трактует метафору как инструмент осмысления новых понятийных сфер в терминах сфер, стоящих ближе к непосредственному опыту человека. Исследования Дж. Лакоффа, Р. Лангакера, Т. ван Дейка, Дж. Хеймана и др. в начале 1990-х гг. сыграли значительную роль в развитии зарубежной когнитивной лингвистики.
Предпосылки формирования когнитивной лингвистики в России возникли уже в 20-е гг. ХХ в.: проблемы соотношения языка и мышления, традиции в изучении психологии речи. Работы отечественных ученых внесли особый вклад в развитие отечественной когнитивной лингвистики, а именно работы представителей ономасиологического направления (В.Г. Гак, Е.С. Кубрякова, Г.В. Кол-шанский, А.А. Уфимцева и др.), а также работы по языковым картинам мира и проблемам категоризации мира (Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова, В.И. Посто-валова, Б.А. Серебренников, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, А.А. Уфимцева, Е.С. Яковлева и др.).
Особую роль для развития отечественной когнитивистики сыграли работы таких ученых, как Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин и др., которые постоянно подчеркивали значение «человеческого фактора» в языке, а также тесную связь лингвистики с философией и психологией. «Краткий словарь когнитивных терминов» под редакцией Е.С. Кубряковой, в котором собраны и систематизированы ключевые понятия общей когнитологии и когнитивной лингвистики, стал обобщающим трудом в отечественной когнитивной лингвистике [Кубрякова и др., 1997].
Работа Ю.С. Степанова «Константы: словарь русской культуры» [Степанов, 1997] является первым опытом систематизации ценностей русской культу-
ры, которые заложены в концептах и константах культуры. В работе представлены следующие константы: Закон, Вода, Любовь, Правда, Язык и др.
Не менее важными этапами в становлении когнитивной лингвистики в России стали книга Н.Н. Болдырева «Когнитивная семантика» [Болдырев, 2001], хрестоматия «Когнитивизм как новая методология семантических исследований» [Пищальникова, Лукашевич, 2001], учебное пособие З.Д. Поповой и И.А. Стернина «Когнитивная лингвистика» [Попова, Стернин, 2010], учебное пособие М.Влад. Пименовой и О.Н. Кондратьевой «Концептуальные исследования» [Пименова, Кондратьева, 2011].
В когнитивной лингвистике существует несколько направлений, каждое из которых отличается друг от друга.
Вслед за З.Д. Поповой и И.А. Стерниным обозначим направления, которые определились на сегодняшний день и назовем их типичных представителей:
- культурологическое: исследование концептов как элементов культуры в опоре на данные разных наук (Ю.С. Степанов). Такие исследования обычно де-факто междисциплинарны, не связаны исключительно с лингвистикой, хотя могут выполняться и лингвистами (что и позволяет рассматривать данный подход в рамках когнитивной лингвистики); язык в этом случае выступает лишь одним из источников знаний о концептах;
- лингвокультурологическое: исследование названных языковыми единицами концептов как элементов национальной лингвокультуры в их связи с национальными ценностями и национальными особенностями этой культуры: направление «от языка к культуре» (С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Г.Г. Слыш-кин, Г.В. Токарев);
- логическое: анализ концептов логическими методами вне прямой зависимости от их языковой формы (Н.Д. Арутюнова, Р.И. Павиленис);
- семантико-когнитивное: исследование лексической и грамматической семантики языка как средства доступа к содержанию концептов и как средства их моделирования от семантики языка к концептосфере (А.П. Бабушкин, Н.Н. Бол-
дырев, Г.В. Быкова, Е.С. Кубрякова, Е.В. Лукашевич, 3.Д. Попова, Е.В. Рахили-на, И.А. Стернин);
- философско-семиотическое: исследуются когнитивные основы знако-вости (А.В. Кравченко) [Попова, Стернин, 2010, а 16].
В данный момент появилось много интересных работ, подтверждающих, что складывается своя собственная школа, которая работает в области когнитивной лингвистики. В России уже функционируют когнитивные школы, которые основали А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, С.Г. Воркачев, В.А. Виноградов, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, А.Е. и А.А. Кибрик, И.М. Кобозева, А.В. Кравченко, Е.С. Кубрякова, Е.А. Пименов, М.Влад. Пименова, Е.М. Позднякова, З.Д. Попова, Е.В. Рахилина, Г.Г. Слышкин, В.А. Степаненко, И.А. Стернин, Т.А. Фесенко. Данные школы стремятся объяснить языковые факты и языковые категории, соотнести языковые формы с ментальными репрезентациями. Материалом лингвокогнитивного анализа является язык, а цели исследования в разных школах могут быть различными. В целом же достаточно сложно описать основные течения, которые сформировались в русле когнитивной лингвистики в данный период времени, поскольку по своим установкам и методикам анализа они чрезвычайно разнообразны. Разные школы и направления в отечественной лингвистике предполагают свой подход к исследованию концепта; это обусловлено, прежде всего, неоднозначным определением и пониманием самого термина.
Задачами настоящей главы являются анализ основных подходов к понятию концепта и методик его описания, а также разработка собственного метода исследования концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве Е.А. Евтушенко на материале авторских художественных и публицистических текстов.
Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение, однако общепринятого понимания термина «концепт» пока не существует как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике. Любая попытка постичь природу концепта, по мнению В.А. Масловой, приводит к
«осознанию факта существования целого ряда смежных понятий и терминов» [Маслова, 2016, с. 35].
Этот термин в отечественной науке появился в 1928 г. в статье С.А. Ас-кольдова «Концепт и слово», но еще долгое время это понятие не рассматривалось в научной литературе как термин [Аскольдов, 1997]. Содержательное осмысление концепта постоянно менялось и развивалось. Исследователи едины в том, что концепт является базовым понятием когнитивной лингвистики, категорией мыслительной, ненаблюдаемой, и «это дает большой простор для ее толкования, ведь категория концепта фигурирует в исследованиях философов, логиков и психологов, она несет на себе следы всех этих внелингвистических интерпретаций» [Стернин, 2001].
Неоднозначность современной трактовки концепта обусловлена, по мнению М.Влад. Пименовой, тем, что концепт является междисциплинарным образованием, а также сложным и многомерным феноменом [Пименова, 2011, с. 53]. Характеризуя сложившиеся в отечественной когнитивной лингвистике научные направления, М.Влад. Пименова выделяет несколько основных подходов: психологический, логический, философский, культурологический и инте-гративный.
Существует также еще одна классификация, сформулированная проф. Ю.Е. Прохоровым. Задавая вопрос «Что есть концепт?», исследователь выделяет пять подходов: лингвокогнитивное явление, психолингвистическое явление, абстрактное научное понятие, базовая единица культуры, лингвокультурное явление [Прохоров, 2009, с. 22].
В.А. Маслова считает, что сейчас в лингвистической науке можно обозначить три основных подхода к пониманию концепта.
Представители первого подхода (Ю.С. Степанов и др.) при рассмотрении концепта большее внимание уделяют культурологическому аспекту.
Сторонники второго подхода (Н.Д. Арутюнова и ее школа, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев и др.) привлечение в когнитивную лингвистику семантики языко-
вого знака представляют единственным средством формирования содержания концепта. Аналогичной точки зрения придерживается и Н.Ф. Алефиренко [Алефиренко, 2003].
Сторонниками третьего подхода являются Д.С. Лихачев, Е.С. Кубрякова и др., которые считают, что концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения значения слова с личным и народным опытом человека, т.е. концепт является посредником между словами и действительностью [Маслова, 2016, с. 42-43].
Проф. В.Н. Денисенко понимает концепт как «часть модели мира текста, включающая, кроме всего прочего, отношения, связывающие эти концепты в пространстве знания», ссылаясь на «Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике» [Денисенко, 2004]. По мнению В.Н. Денисенко, наиболее полное определение концепта сформулировано проф. В.В. Красных: «это самая общая, максимально абстрагированная, но конкретно репрезентируемая (языковому) сознанию, подвергшаяся когнитивной обработке идея "предмета" в совокупности всех валентных связей, отмеченных национально-культурной маркированностью» [Денисенко, 2004, с. 30].
Для сравнения приведем определение концепта Ю.С. Степанова: «Концепт -это как бы культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не "творец культурных ценностей" - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [Степанов, 2004, с. 40].
По мнению В.Н. Денисенко, концепты не только мыслятся, они переживаются. Они - предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений. Концепт - основная ячейка культуры в ментальном мире человека. В содержание концепта входит и понятие, и то, что делает его фактом культуры, а также современные ассоциации (причем по отношению к культурному концепту часто являющиеся определяющими), оценки, переживания, возможность входить в состав прецедентных текстов и т.д. [Денисенко, 2004].
Таким образом, лингвисты под понятием концепта понимают потенциал значения слова вместе с его коннотативными элементами.
Семиологи в концепте уделяют основное внимание культурологическому аспекту. Концепт, по мнению Ю.С. Степанова и его сторонников, является и базовой единицей культуры, и ее когнитивным центром, «основной ячейкой культуры в ментальном мире человека» [Степанов, 2004, с. 43].
Представители когнитивного подхода в понимании сущности концепта ориентируются на явления ментального характера.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Концепт ДОМ в художественной картине мира М.И. Цветаевой: На материале прозаических текстов2005 год, кандидат филологических наук Фещенко, Ольга Александровна
Концепт МОРЕ в языковом сознании поморов2016 год, кандидат наук Ильина Екатерина Владимировна
Концепты Скука, Тоска, Грусть, Печаль в русском языковом сознании (на фоне китайских концептов негативных эмоций)2021 год, кандидат наук Яо Жун
Фольклорно-символические ментальные образования в русском и немецком языках: на примере слов луна и Mond2016 год, кандидат наук Захарова, Татьяна Вадимовна
Когнитивно-прагматический аспект модальности в судебном дискурсе: на материале английского и русского языков2013 год, кандидат наук Исхакова, Разиля Рамиловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Корнакова Екатерина Сергеевна, 2017 год
Источники
67. Евтушенко, Е.А. Вначале было слово / Е.А. Евтушенко // Труд-7. -2003.
68. Евтушенко, Е.А. Избранные произведения / Е.А. Евтушенко : в 2 т. -Т. 1 : 1952-1965. Стихотворения и поэмы. - М.: Худ. лит-ра, 1980а.
69. Евтушенко, Е.А. Собрание сочинений / Е.А. Евтушенко : в 3 т. - Т. 2: Стихотворения и поэмы. 1965-1972. - М.: Худ. лит-ра, 1984. - 496 с.
70. Евтушенко, Е.А. Талант есть чудо неслучайное / Е.А. Евтушенко. -М.: Советской писатель, 1980б.
71. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.ruscorpora.ru (дата обращения: 22.10. 2017).
72. Рисунок в гл. II [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. xapaktep.net/virtues/universal/citizenship/desc.php (дата обращения: 22.10.2017).
Диссертации и авторефераты диссертаций
73. Банкетов, А.М. Лирическое и эпическое в современной советской поэме : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Адександр Михайлович Банкетов. - М., 1967.
74. Волкова, Т.С. Советская поэма 1965-1975 годов (К вопросу о типологии жанра) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Татьяна Сергеевна Волкова. - М., 1977.
75. Жовтис, А.Л. Проблема свободного стиха и эволюция стиховых форм : автореф. дис. ... докт. филол. наук : 10.02.01 / Александр Лазаревич Жовтис. -Киев, 1975.
76. Завьялова, Е.В. Ментальный сегмент нации и способы его репрезентации: на примере русского концепта гражданин : автореф. дис. ... канд. филол.
наук : 10.02.01 / Елена Вячеславовна Завьялова; Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2007.
77. Заступова, И.В. Формирование гражданственности школьников в деятельности классного руководителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ирина Владимировна Заступова . - Самара, 2007.
78. Кравцова, О.В. Социоантропологическая доминанта лирики Е.А. Евтушенко 1950-1990-х годов : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Ольга Владимировна Кравцова. - Ставрополь, 2009.
79. Лавлинский, Л.И. Гражданские мотивы в лирике 60-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Леонард Илларионович Лавлинский. - М., 1972.
80. Лубянская, Г.И. Лирическая поэзия в борьбе за человека коммунизма : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Галина Ивановна Лубянская. -М., 1963.
81. Мешков, Ю.А. Жанры современной поэмы (на материале русской советской поэмы 1956-1964 гг.) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Юрий Анатольевич Мешков. - М., 1967.
82. Михайлова, О.С. Идиостиль Е. Евтушенко в аспекте теории мотивации : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Ольга Сергеевна Михайлова. -Томск, 2005.
83. Мусатов, В.В. Проблема художественных традиций в современной лирической поэзии 50-х - начала 70-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Владимир Васильевич Мусатов. - Л., 1973.
84. Маленков, В.В. Динамика гражданственности в России в постсоветский период: структурно-деятельностный подход : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Вячеслав Викторович Маленков. - Тюмень, 2006.
85. Петриченко, А.М. Деривационная структура и стилистические функции речевых новообразований в современной советской поэзии (на материале поэзии А. Вознесенского и Е. Евтушенко) : автореф. дис. ... канд. филол. наук :
10.02.01 /Алексей Максимович Петриченко. - Алма-Ата, 1981.
86. Полухин, О.Н. Гражданственность как предмет политологического анализа : дис. ... докт. политич. наук : 23.00.01 / Олег Николаевич Полухин. -Москва, 2005.
87. Прищепа, В.П. Парадигма идейно-эстетических поисков Е.А. Евтушенко (1949-1998 гг.) : автореф. дис. ... докт. филол. наук : 10.02.01 / Валерий Павлович Прищепа. - М., 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russofile.ru/articles/article_133.ph (дата обращения: 15.11.2016).
88. Прищепа, В.П. Проблемы развития русской советской поэмы в 19601965-е годы (некоторые тенденции эволюции жанра) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 /Валерий Павлович Прищепа. - Томск, 1985.
89. Фещенко, О.А. Концепт ДОМ в художественной картине мира М.И. Цветаевой (на материале прозаических текстов) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Ольга Александровна Фещенко. - Новосибирск, 2005.
90. Числов, М.М. Проблемы художественного многообразия современной советской поэмы : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Михаил Матвеевич Числов. - М., 1975.
91. Шахова, И.Е. Семантико-деривационная структура индивидуально-авторских имен существительных (на материале поэзии и прозы Е. Евтушенко) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Ирина Евгеньевна Шахова. -Орел, 1991.
Словари, энциклопедии
92. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
93. Бабкин, А. Словарь рифм Евгения Евтушенко / А. Бабкин. - Тюмень: 2000. - 335 с.
94. Большой академический словарь русского языка : в 30 т. / под ред. К.С. Горбачевича. - СПб: Наука, 2006.
95. Вишнякова, О.В. Словарь паронимов русского языка / О.В. Вишнякова. - М.: Рус. яз., 1984. - 352 с.
96. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В.И. Даль. - М., 1955.
97. Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2005.
98. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубря-кова, В.З. Демьяненко, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М.: МГУ, 1997.
99. Политологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schooled.ru/political/dict/351.html (дата обращения: 22.10.2017).
100. Политический словарь : в 2 ч. - Ч. 1. - М.: РАУ при Правительстве России, 1994. - 568 с.
101. Розенталь, М.М. Философский словарь / М.М. Розенталь. - М., 1972 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirslovarei.com (дата обращения: 05.12.2016).
102. Словарь древнерусского языка (Х1-Х1У вв.) / гл. ред. Р.И. Аванесов; АН СССР, Институт русского языка. - М.: Русский язык, 1988.
103. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой; АН СССР, Ин-т рус. яз.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981.
104. Социологическая энциклопедия : в 2 т. - Т. 1 / под ред. В.Н. Иванова. - М.: Мысль, 2003.
105. Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2 т. / А.Н. Тихонов. - 2-е изд.- М.: Русский язык, 1990. - 856 с.
106. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
107. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова : в 4 т. -М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.
108. Фасмер, М.Р. Этимологический словарь русского языка / М.Р. Фас-мер. - М.: Прогресс, 1964-1973.
ПРИЛОЖЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Евгений Александрович Евтушенко - советский и российский поэт. Получил известность также как прозаик, режиссер, сценарист, публицист и актер.
Родился 18 июля 1932 г. в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса и Зинаиды Ермолаевны Евтушенко - геолога, актрисы, Заслуженного деятеля культуры РСФСР.
Начал печататься в 1949 г., первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».
С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. А.М. Горького. Исключен за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».
В 1952 г. выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», впоследствии автор оценил ее как юношескую и незрелую.
В 1952 г. стал самым молодым членом Союза писателей (СП) СССР, минуя ступень кандидата в члены СП. Заодно был оформлен секретарем комсомольской организации при СП.
Период с 1950 по 1980-е гг. - время поэтического бума, когда на арену огромной популярности вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Р. Рождественский. Они заразили воодушевлением всю страну, поразив ее свежестью, независимостью, неофициальностью творчества. Выступления этих авторов собирали огромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.
В последующие годы Е. Евтушенко напечатал несколько сборников, которые приобрели большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузи-
астов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)). Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Р. Рождественским, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х гг. принимал участие и Е. Евтушенко.
Произведения Е.А. Евтушенко отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965) «Поэт в России больше, чем поэт» - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход.
Поэту также не чужда тонкая и интимная лирика (стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955)). В поэме «Северная надбавка» (1977) поэт слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящены зарубежной и антивоенной тематике («Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба» и др.).
Чрезмерному успеху Е.А. Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (например, «Наследники Сталина» (Правда. - 21.10.1962) или «Братская ГЭС» (1965)), то адресовал их критически настроенной общественности (например, «Бабий Яр» (1961) или «Баллада о браконьерстве» (1965)).
Известность получили сценические выступления Е.А. Евтушенко: он с успехом читал собственные произведения. Выпустил несколько дисков и ау-диокниг в собственном исполнении («Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и др.).
В 1991 г., заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, поэт уехал с семьей преподавать в США, где жил постоянно, иногда приезжая в Россию.
1 апреля 2017 г. Евгений Евтушенко скончался.
Критика. Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении.
Гражданская позиция. В первый сборник стихов Евтушенко вошли стихотворения, прославляющие Сталина. Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В.И. Ленину и была написана к 100-летнему юбилею вождя. По заверениям самого поэта, все это (равно как и его другие искренно-пропагандистские стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и др.) - следствие влияния пропаганды. Ранним стихам Евтушенко свойственны оптимизм и вера в светлое коммунистическое будущее, характерное для поколения «шестидесятников».
В 1962 г. в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным стихотворение «Наследники Сталина», приуроченное к выносу из Мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения: «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Последнее стихотворение было написано 23 августа 1968 г., через два дня после ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж.
Под впечатлением от военного переворота 1973 г. в Чили и гибели президента Сальвадора Альенде, с которым он лично встречался, Е.А. Евтушенко написал поэму «Голубь в Сантьяго». После падения диктаторского режима Пиночета в 2009 г. Президент Мишель Бачелет удостоила Евтушенко высшей награды Чили для иностранцев - ордена Бернардо О'Хиггинса, после чего он прочел свою поэму многотысячной толпе с балкона президентского дворца Ла-Монеда в Сантьяго.
Е.А. Евтушенко печатался в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (он входил в редколлегию этого журнала), «Новый мир», «Знамя». Известными стали его выступления в поддержку советских диссиден-
тов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это И. Бродский недолюбливал Е. Евтушенко (со слов С. Довлатова, известна его крылатая фраза: «Если Евтушенко против колхозов, то я - за») и резко раскритиковал избрание Е. Евтушенко Почетным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 г. Однако, по воспоминаниям М.И. Веллера, это не мешало И. Бродскому просить у Е. Евтушенко помощи в сложные жизненные моменты, причем Е. Евтушенко никогда ему не отказывал.
В 1990 г. стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку Перестройки «Апрель».
После реакции некоторых россиян на теракты в Лондоне, выраженной в злорадстве, прикрытом некоторым сочувствием, в 2005 г. Евтушенко написал стихотворение «Так им и надо!», в котором отметил, что радость чужим бедам - наследство сталинского и гулаговского облучения, но «станции лондонского метро - родственницы Беслана», и так как «Родины разными могут быть, / Но при войне и терроре / Разве не может нас объединить / Общая Родина - горе?».
В феврале 2014 г. Е.А. Евтушенко обратился к народу Украины со словами поддержки и стихотворением «Государство, будь человеком!», написанным в ночь с 18 на 19 февраля, в разгар столкновений протестующих с полицией во время Евромайдана. Отметив, что «невидимками на Майдане / вместе - Пушкин, Брюллов, мы стоим», Евтушенко выступил против политической вражды и в поддержку конвергенции, выразив надежду, что «всем Европой нам стать удастся».
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.