Личность и творчество Е.А. Боратынского в русском литературоведении XX-XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Хузеева, Лилия Равилевна

  • Хузеева, Лилия Равилевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 285
Хузеева, Лилия Равилевна. Личность и творчество Е.А. Боратынского в русском литературоведении XX-XXI вв.: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Казань. 2013. 285 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хузеева, Лилия Равилевна

Оглавление

Введение

Глава I. Биография Е. А. Боратынского

как объект исследования в российской науке ХХ-ХХ1 вв.

1.1. Изучение биографии Е. А. Боратынского в русском литературоведении

1.2. Своеобразие биографических статей о Е. А. Боратынском в энциклопедиях и словарях

1.3. Мифологизация личности Е. А Боратынского как проблема исследования

Глава II. Поэзия Е. А. Боратынского в интерпретации русского литературоведения ХХ-ХХ1 вв.

2.1. Мировоззренческие основы поэзии Е. А. Боратынского в оценке русского литературоведения

2.2. Вопросы изучения поэтики Е. А. Боратынского в русском литературоведении

2.3. Принципы представления материалов о Е. А. Боратынском в пространстве сети Интернет

Глава III. Региональный контекст боратыноведения (на примере казанского литературоведения)

3.1. Е. А. Боратынский в интерпретации казанского литературоведения XX в.

3.2. Основные направления изучения Е. А. Боратынского в Казани в XXI в.

Заключение

Список источников и использованной литературы Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личность и творчество Е.А. Боратынского в русском литературоведении XX-XXI вв.»

Введение

Вопрос об истории изучения личности и интерпретации творчества писателей имеет особую значимость для литературоведения, поскольку наука всегда находится в поиске путей совершенствования собственного научного аппарата. Сегодня мы наблюдаем, как происходит переосмысление накопленного теоретического, методологического и прикладного опыта, и современные исследования все чаще бывают нацелены на пересмотр уже имеющихся концепций развития литературы, анализа жизни и деятельности представителей литературного процесса1. Не в последнюю очередь это относится и к изучению творчества Евгения Абрамовича Боратынского (1800-1844), обращение к которому в современном литературоведении связано не только с активным изучением и переосмыслением поэтического наследия первой половины XIX в., но и с исследованием литературной традиции в поэзии.

История осмысления поэзии Е. А. Боратынского, начатая в прижизненных отзывах, рецензиях и критических статьях, насчитывает почти двести лет. Исследования, посвященные изучению Е. А. Боратынского в ХХ-ХХ1 вв., можно объединить в следующие крупные направления:

1) изучение и уточнение биографии Е. А. Боратынского (М. Л. Гофман, А. М. Песков и его научная школа, П. А. Стеллиферовский и др.);

2) текстологические исследования по выявлению и установлению различных редакций произведений Е. А. Боратынского (А. С. Бодрова, Н. М. Войнова, А. В. Дубровский, Е. А. Евстифеева, А. Р. Зарецкий, Е. О. Ларионова, Е. Э. Лямина, А. М. Песков, И. А. Пильщиков, В. Н. Попов и др.);

1 См., например: Баевский В. С. «История литературы»: термин и содержание / В. С. Баевский // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2009. Т. 68. № 4. С. 3-10; БарштК.А. Три литературоведения/ К. А. Баршт// Звезда. 2000. № 3. С. 191-204; Полякова Л. В. Современное состояние отечественного литературоведения: уроки плюрализма/ Л.В.Полякова// Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2003. № 3. С. 3-12 и др.

3) интерпретация творчества Е. А. Боратынского в различных аспектах: анализ отдельных произведений, цикла «Сумерки», изучение новаторства поэта в жанрах элегии, поэмы, миниатюры, в метрической организации лирики и др. (И. Л. Альми, С. Г. Бочаров, М. М. Гельфонд, Л. Я. Гинзбург, М. Н. Дарвин,

B. Н. Крылов, Н. Н. Мазур, Ю. В. Манн, А. М. Песков, И. А. Пильщиков,

C. В. Рудакова, Л. И. Савельева, Л. Г. Фризман, Д. М. Хитрова и др.);

4) работы по литературному краеведению, связанные с Казанью, Казанским краем и Тамбовской областью (В. Е. Андреев, Л. Я. Воронова, В. Г. Загвозкина, М. А. Климкова, А. А. Соболева, О. П. Точёный и др.);

5) рассмотрение места Е. А. Боратынского в контексте отечественной культуры (И. В. Завьялова, Е. В. Скворцова и др.).

В рамках указанных направлений наукой накоплен богатый материал, не только раскрывающий биографию и творчество Е. А. Боратынского, но и содержащий сведения об истории их изучения. Например, диссертационное исследование С. С. Кудрявкина «Личность и поэзия Е. А. Баратынского в историко-функциональном освещении (1820-е-1890-е годы)» нацелено на определение «особенностей процесса функционирования личности и поэзии Боратынского в сознании русского общества XIX столетия»1. Опираясь на широкий круг источников (газетные и журнальные статьи, рецензии, мемуары, дневниковые записи и др.), Кудрявкин рассматривает восприятие и интерпретацию личности и творчества поэта как его современниками, так и представителями более поздних поколений вплоть до начала XX в. Собрав и систематизировав материал, исследователь выявляет типологию восприятий и интерпретаций поэта, определяет изменение отношения к Боратынскому на протяжении XIX в. Автор выводит общую закономерность: «Восприятие личности Боратынского несовременниками в известном смысле было более узким, но более цельным, тогда как восприятие современников отличалось противоположными качествами: широтой и

1 Кудрявкин С. С. Личность и поэзия Е. А. Баратынского в историко-функциональном освещении (1820-е-1890-е годы): дис.... канд. филол. наук : 10.01.01 / Кудрявкин Сергей Серафимович. М., 1992. С. 6.

пестротой»1. По сути, все работы посвящены одному: поиску «гармонии и целостности поэзии и личности поэта» . В осмыслении Боратынского в критике и обществе на протяжении XIX в. Кудрявкин выделяет три периода:

1) сбор материала о поэте (сюда относятся, в том числе, и прижизненные статьи);

2) период забвения (1850-1880-е гг.);

3) «возвращение» Боратынского (конец 1880-Х-1890-е гг.).

Автор, ограничивая хронологические рамки своего исследования, тем не менее заставляет задуматься и над дальнейшей судьбой Боратынского уже в ХХ-ХХ1 вв.: сохраняется ли «колебание маятника» на протяжении почти двух веков существования Боратынского как поэта, или действуют какие-то иные законы?

Большая работа по изучению биографии и интерпретации творчества Е. А. Боратынского велась и ведётся в Казанском университете. А. С. Архангельский, Е. А. Бобров, И. Я. Порфирьев на рубеже Х1Х-ХХ вв. обратились к исследованию мировоззренческих основ поэзии Боратынского. В 70-е гг. XX в. Л. И. Савельева исследовала рецепцию античности поэтами Пушкинского круга (в том числе Боратынским). Двухсотлетний юбилей Е. А. Боратынского в 2000 г. явился стимулирующим фактором для появления комплекса новых литературоведческих работ и активной исследовательской деятельности: была проведена Международная научная конференция «Слово и мысль Е. А. Боратынского», результатами которой стали два издания: том «Учёных запискок Казанского университета»3, а также сборник тезисов по материалам конференции4. Сотрудниками кафедры русской литературы были проведены важные исследования, которые посвящены изучению материалов,

1 Кудрявкин С. С. Личность и поэзия Е. А. Баратынского в историко-функциональном освещении (1820-е-1890-е годы): дис.... канд. филол. наук : 10.01.01 / Кудрявкин Сергей Серафимович. М., 1992. С. 120.

2 Там же. С. 237.

3 Учёные записки Казанского государственного университета. Т. 139. Слово и мысль Е. А. Боратынского : К 200-летию со дня рождения : [Материалы науч. конф., 21-24 марта 2000 г./ сост. и отв. ред. Л.Я. Воронова].-Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2000. 262 с.

4 Слово и мысль Е. А. Боратынского: Тезисы Международной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Е. А. Боратынского (21-24 марта 2000 г.). Казань, 2000. 131 с.

связанных с жизнью и творчеством Е. А. Боратынского. К их числу относятся работы Л. Я. Вороновой о праздновании двух юбилеев Е. А. Боратынского в Казани, а также исследование позиции А. С. Архангельского в научных работах о творческом наследии поэта1. Б. И. Колмаков рассматривает вопрос о том, как представлен Боратынский в казанской печати2. Н. И. Макарова (Недашковская) в диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук и ряде статей раскрывает оценку поэта философом и литературоведом

о

И. Я. Порфирьевым . В. Н. Крылов в своей научной деятельности уделяет внимание определению роли символистов в «возвращении» поэта к читателю и интерпретации образа Боратынского в их статьях4.

Таким образом, в современном литературоведении имеются научные исследования, посвященные изучению личности и интерпретации творчества Е.А. Боратынского в определённые периоды и оценки поэта каким-либо учёным, деятелем искусства, однако в обобщении и систематизации нуждается динамика боратыноведения в целом.

В связи с этим научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые системно выявлены тенденции изучения личности и творчества Е. А. Боратынского в русском литературоведении ХХ-ХХ1 вв. Обобщены, систематизированы, изучены в динамике и включены в общее русло боратыноведения казанские литературоведческие исследования о жизни и творчестве поэта, материалы энциклопедических словарей и справочников, а также

1 См.: Воронова Л. Я. Столетие со дня рождения Е. А. Боратынского в Казани / Л. Я. Воронова // Слово и мысль Е. А. Боратынского: Тезисы международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Е.А.Боратынского (21-24 марта 2000 г.). Казань., 2000. С. 17-19; Воронова Л. Я. 200-летие со дня рождения Е. А. Боратынского в Казани / Л. Я. Воронова, Л. С. Андреева // Учёные записки Казанского государственного университета. Слово и мысль Е. А. Боратынского : К 200-летию со дня рождения : Материалы науч. конф., 21-24 марта 2000 г. / сост. и отв. ред. Л. Я. Воронова. Казань, 2000. Т. 139. С. 3-11.

2 См.: Колмаков Б. И. Юбилейная статья в газете «Волжский вестник» / Б. И. Колмаков // Русская и сопоставительная филология: Взгляд молодых / Казан, гос. ун-т. Филол. фак.; Редкол.: Н. А. Андрамонова (отв. ред.), М.А.Козырева. Казань, 2003. С. 209-212. Он же. Жанр литературного портрета в газете «Волжский вестник»/ Б. И. Колмаков // Критика и её исследователь: сб., посвящённый памяти проф. Валерия Николаевича Коновалова (1938-1998). Казань: Казан, гос. ун-т, 2003. С. 81-90.

3 См.: Макарова Н. И. И. Я. Порфирьев как исследователь русской литературы : дис. ... канд. филол. наук. 10.01.01 / Макарова Надежда Игоревна. Казань, 2000. 182 с.

4 См.: Крылов В. Н. Поэзия Е. А. Боратынского в интерпретации и оценке символистской критики / В. Н. Крылов // Слово и мысль Е. А. Боратынского: Тезисы международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Е. А. Боратынского (Казань, 21-24 марта 2000 г.). Казань, 2000. С. 39^41; Он же. Русская символистская критика : генезис, традиции, жанры / В. Н. Крылов. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2005.268 с.

проанализированы и классифицированы ресурсы сети Интернет, полностью или частично посвящённые поэту, что до сих пор сделано не было.

Научная актуальность исследования определяется теоретическим, историко-литературоведческим и прикладным аспектами. Теоретический аспект связан с изучением восприятия и интерпретации личности и творчества литературного деятеля, его рецепции в науке и предполагает анализ методологии литературоведения, специфики взаимодействия критики и литературоведения, поскольку некоторые работы находятся на их границе (например, статьи в энциклопедиях и справочниках), а также рассмотрение вопросов развития писательской репутации и жанров научных исследований.

Включение в круг изучаемых источников казанских материалов позволит расширить представления об истории и методологии регионального литературоведения, рассмотреть его в системе общей истории литературоведения в России. Исследование проведено в соответствии с научным направлением кафедры истории русской литературы Казанского (Приволжского) федерального университета «История русской литературы, критики и литературоведения в динамике общественно-культурного процесса: ХУШ-нач. XX в.», а также в русле гранта «Региональная модель формирования и развития русского академического литературоведения: Казанская научная школа» (соглашение № 14.А18.21.0536) в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

В историко-литературном аспекте актуальным представляется изучение динамики интереса к личности и творчеству Е. А. Боратынского, эволюции его восприятия в литературоведении, которое активно развивается в ХХ-ХХ1 вв., вырабатывает новые подходы к анализу текста, осваивает новые плоскости функционирования. Необходимо отметить и очевидный выход темы в прикладную область литературоведения: на основе поисков в каталогах Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, Национальной библиотеки Республики Татарстан, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, библиографических базах

данных Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, в архивах Казанского (Приволжского) университета, а также по библиографическим указателям, сборникам материалов конференций и чтений составлен первый библиографический указатель казанских исследований о Е. А. Боратынском. Исследования в этом направлении развивают историю науки, расширяют представления литературоведов о жизни и творчестве Е. А. Боратынского, дополняют базу данных литературоведческих исследований.

Таким образом, предметом исследования стали интерпретации литературоведами ХХ-ХХ1 вв. биографии и творчества Е. А. Боратынского.

Объектом и источниковой базой являются исследования, посвящённые изучению биографии и поэтического наследия Е. А. Боратынского и представленные в различных жанрах научных изданий: диссертации, монографии, сборника научных трудов, материалов конференции (чтений), тезисов докладов научной конференции (чтений), энциклопедии, словаря, справочника, а также материалы интернет-ресурсов. В отборе материала дли исследования и разграничении литературоведческих и критических работ мы опирались на труды М. М. Бахтина, Ю. Б. Борева, Б. И. Бурсова, А. С. Курилова, Д. С. Лихачёва, В. В. Прозорова, Ю. Н. Тынянова, Б. И. Ярхо и др. Сосредоточенность на истории изучения поэзии Е. А. Боратынского, а не всего корпуса его текстов (включая прозу, критические высказывания и эпистолярий) обусловлено тем, что в историю литературы он вошёл, в первую очередь, как поэт. Его прозаическое наследие невелико и редко обращает на себя внимание исследователей, а интерпретация его позиции как критика в литературоведческих работах обычно включается как элемент, объясняющий общие эстетические взгляды поэта. В то же время научное осмысление прозы Е. А. Боратынского привлекается в диссертации в качестве общего контекста для построения истории боратыноведения. Художественные биографии поэта1, представляющие собой синтез научного исследования и художественного произведения, требуют особой методологии изучения, а потому

1 Например, Д. Н. Голубков «Недуг бытия» (1981), Е. Н. Лебедев «Тризна» (1985) и А. М. Песков «Истинная повесть» (1990).

в данной работе не входят в число анализируемых источников, однако иногда берутся в качестве фоновых, оттеняющих примеров и параллелей.

Целью диссертационного исследования является системный анализ динамики в изучении личности и интерпретации творчества Е. А. Боратынского в русском литературоведении ХХ-ХХ1 вв.

В соответствии с целью были определены следующие основные задачи исследования:

1) изучить и систематизировать источники, посвященные рассмотрению биографии и анализу поэзии Е. А. Боратынского;

2) выявить и комплексно представить главные тенденции в восприятии личности и в интерпретации творчества Боратынского;

3) проследить эволюцию восприятия личности и творчества Боратынского в русском литературоведении ХХ-ХХ1 вв.;

4) в свете процессов актуализации регионального контекста рассмотреть заявленную тему на примере казанского литературоведения;

5) проанализировать, как представлена информация о жизни и творчестве Боратынского в пространстве сети Интернет;

6) исходя из культурно-исторической и литературной ситуации, объяснить . причину колебания интереса литературоведов к творчеству поэта (от периодов активного обращения к спаду внимания);

7) выявить и охарактеризовать основные направления боратыноведения в их динамике в контексте русской науки о литературе ХХ-ХХ1 вв.

Хронологические границы исследования. Изучение восприятия и интерпретации личности и произведений Боратынского предполагается вести с начала XX в. Выбор нижней границы исследования определяется тем фактом, что в науке уже существуют исследования восприятия личности и функционирования творчества Боратынского в XIX в., а материалы ХХ-ХХ1 вв. практически не осмыслены и не систематизированы. Однако необходимость выявления закономерностей в изучении Боратынского не позволяет ограничиться выбранным периодом и предполагает ретроспективное обращение к предыдущему этапу

(материалам прижизненной критики и работам XIX в.), что не является основной задачей и привлекается в качестве фонового компонента. Верхняя граница исследования (начало XXI в.) обусловлена тем, что на современном этапе литературоведение переживает период «всплеска» работ и исследований по творчеству Боратынского (одним из поводов был 200-летний юбилей поэта), к тому же расширение исследовательских возможностей за счёт использования ресурсов сети Интернет влечёт за собой необходимость четкого разграничения направлений изучения, первичных и вторичных текстов, выявления тех ресурсов, на которые можно опираться в исследованиях по Боратынскому.

Методологическая основа исследования. Работа предполагает анализ и интерпретацию различных источников как по типу (литературоведческие труды, энциклопедические статьи, материалы интернет-ресурсов), так и по времени создания, целям и задачам. В связи с этим в качестве базового предполагается взять историко-функциональный подход, позволяющий проследить историю развития боратыноведения в ХХ-ХХ1 вв. в динамике. Ориентированность работы на изучение эволюции восприятия личности и творчества Е. А. Боратынского влечёт за собой необходимость сочетать психологический, социологический, типологический подходы. Методологической базой стали исследования по проблемам восприятия и интерпретации творчества писателей в динамике исторических эпох: исследования М. М. Бахтина, Ю. Б. Борева, А. Л. Гришунина, Н. В. Осьмакова, В. В. Прозорова, Л. В. Чернец, Л. Д. Гудкова, Б. В. Дубина. В вопросах интерпретации биографии писателей был учтён опыт научных работ В. Н. Аношкиной-Касаткиной, Г. О. Винокура, Ю. М. Лотмана, Е. А. Медведевой, А. А. Холикова и др. Анализ литературной репутации поэта и миф о нём рассматривались преимущественно с опорой на труды О. Э. Никитиной, А. И. Рейтблата, И. Н. Розанова, М. Б. Селезнёва и др. По вопросам истории русского сегмента Интернета полезными были работы К. В. Вигурского, Е. А. Горного и И. А. Пилыцикова. Большое значение имеет также и учёт достижений казанских исследователей критики, литературоведения и истории

литературоведения (работы Л. Е. Бушканец, Л. Я. Вороновой, Б. И. Колмакова, В. Н. Коновалова, В. Н. Крылова и др.).

Определение понятий.

Термин «биография» в данной работе понимается на основании определения, представленного О. В. Соболевской в «Литературной энциклопедии терминов и понятий», как «жанр жизнеописания», который «предполагает художественное или научное осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление истоков общественно значимой деятельности человека в его индивидуальном биографическом опыте»1. Важными для определения научной биографии поэта в исследовании явились научные суждения Г. О. Винокура, определявшего биографию не как психологическое, а как культурно-историческое явление, имеющее «своим предметом историю индивидуальной жизни личности, включая в поле своего изучения все признаки (интеллектуальные, психические,

л

психофизические и т. п.), с которыми личность вообще дана в истории культуры» . В этом контексте важно определить, что реконструкция личности писателя - это не центральный предмет научного исследования, а то, что создаётся, динамически конструируется на основе фактов и научных гипотез, «некоторое движущее начало, созидающее и творящее действительный предмет его (биографа. - Л.Х.) изучения -личную жизнь»3.

Не менее сложным представляется вопрос о разграничении восприятия, интерпретации и рецепции, который основывается на степени активности исследователя, вовлечённости его в материал, на стремлении к точности передачи сути явления.

Вопрос о специфике литературоведческой точности и научности был поставлен в 1976г. Д.С.Лихачёвым, который говорил о необходимости точно определять границы возможной формализации: «Формализуется любое знание, и любое знание само формализует материал. Формализация становится

1 Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2003. Стб. 90.

2 Винокур Г. О. Биография как научная проблема: тезисы доклада// Биография и культура. Русское сценическое произношение / Г. О. Винокур. М. : Русские словари, 1997. С. 11.

3 Винокур Г. О. Биография и культура // Указ. изд. С. 39.

недопустимой только тогда, когда она насильно приписывает материалу ту степень точности, которой он не обладает и по существу своему не может обладать»1. Незадолго до этого в 1974 г. М. М. Бахтин выдвинул в качестве критерия научной точности глубину проникновения: «В гуманитарных науках точность -преодоление чуждости чужого без превращения его в чисто своё (подмены всякого рода, модернизация, неузнание чужого и т. п.)» . Вспомним о том, что интерпретация - это «истолкование текста, направленное на понимание его смысла»4. Сопоставив это определение с идеей М. М. Бахтина, можно охарактеризовать интерпретацию не как деперсонифицированный процесс, а как наделённый определенными качествами интерпретатора и проявляющий свойства его личности. Принципиально важно, что в данном случае происходит воссоздание, но не пересоздание объекта. Второе более характерно для рецепции - именно эта сторона больше всего проявляется в творчестве поэтов, «переплавляющих» чужой материал, творящих в рамках традиции.

Восприятие же основывается на отражении объекта или явления в целом и становится первой ступенью, предшествующей интерпретации (для осуществления которой необходимо, чтобы образ уже существовал).

В связи с этим мы разграничиваем данные понятия по степени активной работы с материалом:

1) восприятие - наименее активный процесс, получение или ретрансляция конкретного материала (в данном случае- жизнь и творчество Боратынского) с минимальными изменениями и искажениями;

1 Лихачёв Д. С. Ещё о точности литературоведения // Лихачёв Д. С. Избранные работы: в 3 т. Т. 3. / Д. С. Лихачёв. Л.: Художественная литература, 1987. С. 246.

2 М. М. Бахтин написал заметки в начале 1974 года, однако опубликованы они были в 1975 г. после смерти автора в издании сборника «Контекст-1974» (См: Бахтин М. М. К методологии литературоведения / М. М. Бахтин // Контекст-1974. Литературно-теоретические исследования. М. : Наука, 1975. С. 203-212). Подробнее указано в примечаниях к статье. См.: Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн, Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1986. С. 429-432.

3 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн, Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1986. С. 391.

4 Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. A. H. Николюкин. М.: Интелвак, 2003. Стб. 305.

2) оценка - определение «ценностного статуса» произведения (по Ю. Б. Бореву1);

3) интерпретация - стремление объяснить материал, наполнить его смыслом, указать причинно-следственные связи, то есть выстроить определённую логику. При таком подходе неизбежно проявляется личность интерпретатора. Научные исследования являются наиболее ярким примером интерпретации;

4) рецепция - активно модифицирующий процесс, создание новых смыслов, творческое переосмысление материала.

До сегодняшнего дня остаётся дискуссионной проблема соотношения биографии и литературного портрета, который взаимодействует и с другими жанровыми системами. Его разновидности: юбилейная статья, некролог, собственно литературный портрет, критико-биографический очерк -рассматриваются преимущественно в рамках изучения критики и публицистики , мемуаристики3, разновидности художественного очерка4. Поскольку объектом исследования стали собственно литературоведческие статьи, мы сознательно не используем в исследовании термин «литературный портрет», ограничиваясь терминами «биография» или «жизнеописание». При этом, безусловно, учитывался

1 Подробнее см.: Борее Ю. Б. Эстетика : отношение к действительности. Творчество. Произведения. Природа. Природа и виды искусства. Художественный процесс. Обращение с искусством / Ю. Б. Борев. M.: Рус.-Олимп : Тип. изд-ва Самар. Дом печати : Астрель, 2005. 830 с.

2 См.: ГроссманЛ.П. Жанры литературной критики/ Л.П.Гроссман// Искусство. 1925. № 2. С. 61-81; Он же. Поэтика Белинского / Л. П. Гроссман // Учёные записки Моск. гор. пед. ин-та им. В. Потемкина. 1954. Т. 34. С. 115-154; Кулешов В. И. История русской критики XVIII-XIX веков / В. И. Кулешов. M.: Просвещение, 1972. 526 е.; Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль / Б. Ф. Егоров. Л.: Сов. писатель, 1980.380 е.; Поляков М. Я. В мире идей и образов. Историческая поэтика и теория жанров/ М. Я. Поляков. M.: Сов. писатель, 1983. 367 с.; глава «Жанр литературного портрета в критике 1870-80-х годов» (авторы раздела- В. Н. Азбукин, Л.Я.Воронова, В.Н.Коновалов, Т. А. Карпеева) в коллективной монографии: Жанры русской литературной критики 70-80-х годов XIX века / науч. ред. В. Н. Коновалов. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1991. 164 с.; Тертычный А. Л. Жанры периодической печати: уч. пособие / А. Л. Тертычный. М.: Аспект Пресс, 2002. 320 е.; Колмаков Б. И. Жанр литературного портрета в газете «Волжский вестник» / Б. И. Колмаков // Критика и её исследователь: Сб., посвящ. памяти проф. В.Н.Коновалова (1938-1998)/ сост.: Л.Я.Воронова, В. Н. Крылов. Казань, 2003. С. 81-90, Он же. Юбилейная статья в газете «Волжский вестник» / Б. И. Колмаков // Русская и сопоставительная филология: Системно-функциональный аспект/ редкол.: А. А. Аминова и др. Казань, 2003. С. 209-212 и др.

3 См.: ЖурбинаЕ. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон/ Е. И. Журбина. М.: Мысль, 1969. 399 е.; Жуков Д. А. Биография биографии. Размышления о жанре / Д. А. Жуков. М.: Сов. Россия, 1980. 135 е.; Гуляев Н. А. Теория литературы: уч. пособие / Н. А. Гуляев. М.: Высш. школа, 1985. 271 е.; Сивогривова А. А. Биографические жанры в литературе. История и теория: уч. пособие / А. А. Сивогривова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1989. 86 с. и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хузеева, Лилия Равилевна, 2013 год

Список использованной литературы

1. Агафонов, Н. Указатель статей, напечатанных в «Казанских губернских ведомостях»: 1843-1844 гг.// Казань и казанцы: в 2 ч. / Н.Агафонов. - Казань, 1907.-Ч. 2.-С. 84-136.

2. Воронова, Л. Я. Пушкинское общество в Казани (1887-1918)/ Л. Я. Воронова. - Казань: Казан, ун-т, 2012. - 252 с.

3. Гавриил Романович Державин: библиогр. указ. 1980-2008 гг. / сост.

A. Ф. Галимуллина и др.; науч. ред.: О. Г. Левенштейн, А. Н. Пашкуров. - Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 2008. - 54 с.

4. Евгений Абрамович Баратынский: Библиогр. указ. / сост. А. А. Соболева и др.; ред.-сост. предисл. и вступ. ст. А. А. Соболева. - Тамбов, 1989. - 121 с.

5. История культуры родного края (Русские писатели в Казани и Казанском крае): учеб. пособие / Б. И. Колмаков. - Казань: Казан, ун-та, 2012. - 44 с.

6. Литературно-критические публикации казанской газеты «Волжский вестник» (1884-1906): Библиогр. указ./ сост. Б. И. Колмаков; науч. ред. Л. М. Пивоварова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000. - 22 с.

7. Русская филология в Казанском университете в XXI веке, Публикации 2001-2007 гг.: библиогр. указатель/ сост. К. Р. Галиуллин (отв. ред.), Д. А. Мартьянов. - Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2007. - 46 с.

8. Русское литературоведение в Казанском университете (1806-2009): биобиблиогр. словарь / Сост. Л. Я. Воронова, М. М. Сидорова / науч. ред. Л. Я. Воронова. - Казань: Казан, ун-т, 2011. - 230 с.

9. Сиповский, В. В. Пушкинская юбилейная литература, 1899-1900 гг.: Критико-библиографический обзор / сост. В. В. Сиповский. - СПб. : Тип.

B. С. Балашев и К°, 1901. - С. 105-106.

10. Систематический указатель статей к периодическим изданиям Казанского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина, 1815-1947 гг.: (кроме «Учёных записок», «Известий

общества археологии, истории и этнографии», и «Казанских известий»)/ Сост. Е. М. Мишина; ред. А. Г. Каримуллин. - Казань, 1960. - 279 с.

11. Указатель статей к Учёным запискам Казанского ордена Трудового Красного Знамени Государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина за 1900 - 1950 гг. / сост. Н. А. Калягина; гл. ред. А. С. Шофман. - Казань, 1955. -131 с.

12. Указатель статей, напечатанных в Учёных записках Казанского университета за время 1834-1899 года включительно/ [Императорский Казан, ун-т]. - Казань, 1900. - 90 с.

13. Учёные записки» Казанского государственного университета, 1951-1972 гг.: Указатель содержания / сост. В. И. Шишкин, А. X. Хусаинова, Э. И. Амерханова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - 108 с.

14. Хайрутдинова, Л. Ф. «Казанский телеграф»: литературно-критическое наследие (1893-1917 гг.) / Л. Ф. Хайрутдинова. - Казань: Мастер Лайн, 2000.188 с.

15.Хетсо, Г. Библиография// Евгений Баратынский: жизнь и творчество/ Г. Хетсо. - Oslo; Bergen; Tromsö : Universitetsforlaget, 1973. - С. 638-710.

16. Хронологический список биографических и критических статей о Е. А. Баратынском и его писем, не вошедших в настоящее издание. Переводы стихотворений Е. А. Баратынского на иностранные языки. Библиографический список изданий // Сочинения Евгения Абрамовича Баратынского / Е. А. Баратынский. - 4-е изд. - Казань : Унив. тип., 1884. - С. 568-574.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.