Творческая самопрезентация А. Е. Крученых и ее восприятие русскими поэтами 1910 – 1960-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Катанаев Никита Сергеевич
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат наук Катанаев Никита Сергеевич
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Творческая самопрезентация автора в контексте изучения русского поэтического авангарда
1.1. Роль и место творческой самопрезентации в системе жанровых форм русской поэзии
1.2. Понятие творческая самопрезентация в литературоведческом тезаурусе
1.3. Научно-критическое освоение русского поэтического авангарда в 1910 - 1960-е годы
Выводы по первой главе
Глава 2. Литературные автопортреты А. Е. Крученых в историко-литературном контексте
2.1. Самопрезентация в поэзии А. Е. Крученых 1910 - 1920-х годов
2.2. Авторская стратегия мистификации в сборнике А. Е. Крученых «Собственные рассказы, стихи и песни детей» 1923 года
2.3. Автобиография и мемуары А. Е. Крученых: между реальностью и вымыслом
2.4. Писательская стратегия А. Е. Крученых — новатора поэтического языка
Выводы по второй главе
Глава 3. Образ А. Е. Крученых в творчестве поэтов 1910 - 1960-х годов
3.1. Рецепция образа и творчества А. Е. Крученых в поэме
Т. В. Толстой (Вечорки) «Нечаянно»
3.2. Крученых-ментор в изображении И. Г. Терентьева: стихотворение
«О зудеснике»
3.3. Полемика Б. Л. Пастернака с А. Е. Крученых: посвящение 1928 года
3.4. Рецепция образа и творческого наследия А. Е. Крученых в русской поэзии второй половины XX века (Н. И. Харджиев,
Б. А. Слуцкий, Н. И. Глазков)
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Творческая самопрезентация Василия Каменского и ее отражение в периодике 1910-1920-х годов2018 год, кандидат наук Казакова, Светлана Алексеевна
Культурно-исторический контекст лирических поэм В.В. Маяковского2006 год, кандидат филологических наук Фадеева, Ирина Валерьевна
Феномен маргинальности в литературе русского авангарда первой трети ХХ в.2012 год, доктор филологических наук Тернова, Татьяна Анатольевна
Лирика Константина Большакова: "Поэтика синтеза"2011 год, кандидат наук Минутина, Юлия Леонидовна
Становление и развитие поэтики изобразительности в послеоктябрьском творчестве В. Маяковского2011 год, кандидат филологических наук Чо Кю Юн
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческая самопрезентация А. Е. Крученых и ее восприятие русскими поэтами 1910 – 1960-х годов»
ВВЕДЕНИЕ
Диссертационное исследование посвящено творческой самопрезентации поэта-футуриста Алексея Елисеевича Крученых (1886 -1968). Крученых вошел в историю русского поэтического авангарда как реформатор стиха, чему во многом способствовало представление поэтом себя как новатора. Соратники по футуристическому течению также воспринимали Крученых как наиболее радикального бунтаря против классического языка поэзии. Несмотря на то, что уже в 1930 году поэт перестал выпускать стихотворные сборники, до конца жизни он оставался заметной и необходимой фигурой в русском литературном процессе. Для поэтов-неоавангардистов он стал наставником и проводником в наследие Серебряного века. Поэты разных поколений создавали образы Крученых, реагируя на его авторские маски и при этом переосмысляя саму идею поэзии и феномен поэта.
На фоне возросшего интереса к русскому поэтическому авангарду на рубеже XX - XXI веков особое внимание исследователей привлекает проблема самопрезентации футуристов. В различных аспектах эта проблема была рассмотрена на примерах творчества В. В. Каменского, В. В. Маяковского, В. В. Хлебникова. Исследуя формы и приемы творческой самопрезентации А. Е. Крученых и ее рецепцию в стихотворных текстах 1910 - 1960-х годов, можно составить представление о способах самопрезентации в поэзии футуризма, а также пост-авангарда и неоавангарда, что определяет актуальность настоящего исследования.
Объектом нашего исследования является самопрезентация А. Е. Крученых, представленная в его творчестве 1910 - 1930-х годов, и ее рецепция в стихотворениях русских поэтов 1910 - 1960-х годов. Предметом изучения служат формы и способы самопрезентации А. Е. Крученых, а также формы рецепции творчества футуриста в произведениях русских поэтов 1910 - 1960-х годов.
Материалом исследования стали стихотворения А. Е. Крученых, представленные в авторских сборниках «Мирсконца», «Взорваль», «Поросята», «Утиное гнездышко дурных слов», «Учитесь худоги», «Лакированное трико» и «Зудесник», а также составленный им сборник «Собственные рассказы, стихи и песни детей». Кроме того, привлечены его же «Автобиография дичайшего» и мемуары «К истории русского футуризма», теоретические статьи «Слово как таковое», «Новые пути слова», «Декларация слова как такового», «Декларация заумного слова», «Стихомет Зудиссимо». Поэзия современников представлена стихотворениями Н. И. Глазкова, Б. Л. Пастернака, Б. А. Слуцкого, И. Г. Терентьева, Т. В. Толстой (Вечорки), Н. И. Харджиева, написанными при жизни А. Е. Крученых.
Цель диссертационного исследования — определить связи художественных форм самопрезентации А. Е. Крученых с рецепцией образа футуриста и его творчества в русской поэзии 1910 - 1960-х годов.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Выявить, систематизировать и охарактеризовать художественные формы и основные стратегии творческой самопрезентации в русской поэтической традиции: от древнерусской литературы до Серебряного века.
2. Уточнить соотношение понятий творческая самопрезентация, автобиография, автобиографический миф, автообраз, авторология, авторская маска, авторская стратегия, биографическая легенда, жизнетворчество, лирический герой, литературная личность, литературный автопортрет, медиаперсона, мистификация в рамках теории автора.
3. Проследить тенденции и достижения в изучении творчества А. Е. Крученых как основы его самопрезентации в отечественной и зарубежной филологии в контексте истории русского поэтического авангарда.
4. Выявить стратегию творческой самопрезентации в поэтических текстах, автобиографии, мемуарах и теоретических работах А. Е. Крученых, выделяя авторские маски футуриста.
5. Определить степень эффективности самопрезентации А. Е. Крученых путем анализа рецепции его стратегии на примере поэтических текстов современников 1910 - 1960-х годов.
Реализацией цели и задач была обусловлена методология исследования, базу которой составили работы А. Н. Веселовского по проблеме исторической поэтики, М. М. Бахтина по проблеме интерпретации текста, Ю. М. Лотмана по проблеме структуры стиха. По проблеме рецепции в литературе были рассмотрены труды А. И. Белецкого, В. Изера Ьег), Л. В. Чернец, Х. Р. Яусса (Н. R. Jauss). В 1922 году А. И. Белецким впервые был поднят вопрос об установке на «воображаемого», «фиктивного» читателяВ 1967 году Х. Р. Яусс утверждал, что даже новаторское литературное произведение не является чем-то абсолютно новым, оно вызывает у читателей ассоциации с уже прочитанными ранее текстами2. В 1972 году Изер сформулировал идею о читателе как субъекте-творце3. Л. В. Чернец предложила разграничить предпосылки интерпретаций художественного текста
на объективные (порождаемые свойствами произведения) и
субъективные (связанные с личностью реципиента), а также выделила особенности критики «читательской» и профессиональной4. На основе этих идей нами были проанализированы как произведения А. Е. Крученых для определения стратегий его самопрезентации, так и стихотворения поэтов
1 Белецкий А. И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки (Изучение истории читателя) / Белецкий А. И. // В мастерской художника слова / сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Б. Есин. М.: Высш. шк., 1989. С. 117-121.
2 Яусс Х. Р. История литературы как провокация литературоведения / Яусс Х. Р. / пер. с нем. и предисл. Н. Зоркой // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 40.
3 Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход / Изер В. // Современная литературная теория: Антология / сост., пер., примеч. И. В. Кабановой. М.: Флинта, 2004. С. 202.
4 Чернец Л. В. «Как слово наше отзовется...»: Судьбы лит. произведений / Чернец Л. В. М.: Высш. шк., 1995. 237 с.
1910 - 1960-х годов для выявления рецепции авторских масок футуриста современниками.
Теоретические подходы к изучению поэзии авангарда согласованы нами, прежде всего, с работами Г. О. Винокура, Н. И. Харджиева, В. Б. Шкловского, Р. О. Якобсона. По вопросам истории и поэтики русского футуризма мы опираемся, прежде всего, на работы М. Л. Гаспарова, Ж.-Ф. Жаккара, Вяч. Вс. Иванова, В. Ф. Маркова и др. Теоретической базой по проблемам авторологии и поэтики жанров, тесно связанным с проблемой творческой самопрезентации, послужили работы И. Гофмана, И. Ю. Иванюшиной, С. Н. Колосовой, Д. Майерса, И. П. Карпова,
B. И. Новикова, О. Ю. Осьмухиной, Л. Г. Пановой, Ю. Н. Тынянова, Е. А. Худенко и др. Диссертация основывается на подходах, сформированных научной школой кафедры русской литературы XX -XXI веков Института филологии МПГУ «Изучение русской литературы в философском и социокультурном контекстах»: И. Н. Арзамасцевой, О. В. Дефье, Т. М. Колядич, Т. А. Пономаревой, Л. А. Трубиной, И. С. Урюпина, а также В. П. Ракова, В. А. Славиной, А. В. Терновского и
C. И. Шешукова.
В настоящей диссертации сочетаются герменевтический метод и рецептивная эстетика; все художественные произведения рассмотрены в историческом контексте на базе сравнительно-исторического метода; также применяется биографический метод — для выявления отношений между материалом исследования и фактами из жизни А. Е. Крученых, отраженных в его творчестве и стихотворениях поэтов 1910 - 1960-х годов; структурный метод применен при анализе художественных текстов на фонетическом, лексико-грамматическом и сюжетно-мотивном уровнях.
Степень изученности вопроса. Уже в 1910-х годах творчество
A. Е. Крученых стало объектом критики И. А. Бодуэна де Куртенэ с позиции академической лингвистики, научно-творческой критики членов ОПОЯЗа
B. Б. Шкловского и Р. О. Якобсона, а также литературной критики
К. И. Чуковского. В 1920-е годы поэтический язык А. Е. Крученых попал в поле исследований лингвиста Г. О. Винокура, лефовца и искусствоведа Б. И. Арватова, психолога Л. С. Выготского. В центре внимания исследователей находился заумный язык. При этом, проблема самопрезентации Крученых на ранних этапах не рассматривалась.
Во второй половине XX века, после длительного перерыва в изучении русского авангарда был опубликован ряд крупных исследований футуризма, охвативших и творчество Крученых: «История русского футуризма» В. Ф. Маркова5, «Z@um. The Transrational Poetry of Russian Futurism» Дж. Янечека (G. Janecek)6, «Литература как таковая. От Набокова к Пушкину» Ж.-Ф. Жаккара7. Эти монографии послужили основой для нашего анализ стихотворений и теоретических работ в аспекте стратегий творческой самопрезентации.
Роль и значение поэтического языка футуризма конкретизированы и обобщены в статьях «О заумном языке. 70 лет спустя» В. Б. Шкловского8,) «"Дыр бул щыл" в контексте эпохи» Н. А. Богомолова9, «L'avant-garde aux marches de la Russie: Tiflis, une "cité futuriste" (1917 - 1921)» Р. Гейро (R. Gayraud)10. В. Вейстстейн (W. G. Weststeijn) в статье «The Lyric Subject in Krucenych's Poetry»11 перешел от проблемы зауми к определению особенностей лирического героя Крученых, что важно для проблемы самопрезентации поэта и рецепции его творчества. Т. В. Казарина в статье «Абсолютизация прав творческого субъекта в эстетической программе
5 Марков В. Ф. История русского футуризма / Марков В. Ф. / пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. СПб: Алетейя, 2000. 414 с.
6 Janecek G. Z@um: the transrational poetry of Russian futurism / Janecek G. San Diego, Calif. : San Diego state univ. press, 1996. 427 с.
7 Жаккар Ж.-Ф. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину: избранные работы о русской словесности / Жаккар Ж.-Ф. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 408 с.
8 Шкловский В. Б. О заумном языке. 70 лет спустя / Шкловский В. Б. // Русский литературный авангард. Материалы и исследования. Под ред. М. Марцадури, Д. Рицци и М. Евзлина. Тренто: Департамент истории европейской цивилизации. Университет Тренто, 1990. С. 253-263.
9 Богомолов Н. А. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи / Богомолов Н. А. // Вокруг «Серебряного века»: Статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 415-434.
10 Gayraud R. L'avant-garde aux marches de la Russie: Tiflis, une «cité futuriste» (1917 - 1921) / Gayraud R. // Modernités russes. 2001. № 3. С. 195-209.
11 Weststeiln W. G. The Lyric Subject in Krucenych's Poetry / Weststeiln W. G. // Russian Literature. 1995. Vol. 37. Is. 4. С. 659-677.
Алексея Крученых»12 обращается к проблеме лирического героя как творца в произведениях Крученых и к его эстетической программе. Статья И. Ю. Иванюшиной «Жанр самопрезентации в лирике русского футуризма»13 наиболее близка к цели нашего исследования работа. И. Н. Арзамасцевой была вычленена лингвопоэтическая идея детства в поэзии Крученых14; эти идеи послужили основой при нашем анализе сборника «детских» текстов Крученых. Вопросам стихосложения у Крученых посвящены работы Ю. Б. Орлицкого, в том числе глава в его монографии «Стих и проза в культуре Серебряного века»15 об асистемности стихотворений футуриста. Эти исследования привлечены нами при определении стратегий самопрезентации в поэзии Крученых.
В конце XX века были развернуты биографические исследования: публикуется биографическая статья Р. Циглер (R. Ziegler) «Алексей Е. Крученых»16, а затем и первая биография поэта «Алексей Крученых. Судьба Будетлянина»17, написанная С. М. Сухопаровым. Исследования биографии поэта необходимы при сопоставлении его творческой самопрезентации и исторических фактов. В 2006 году под редакцией Н. А. Гурьяновой были изданы мемуары Крученых «К истории русского футуризма»18. Мемуары Крученых рассматривается нами как одна из жанровых форм его самопрезентации.
С. М. Сухопаров также подготовил сборник воспоминаний19 современников о Крученых, включающий стихотворные посвящения. Комментарии к текстам стали первой стадией в исследованиях восприятия
12 Казарина Т. В. Абсолютизация прав творческого субъекта в эстетической программе Алексея Крученых / Т. В. Казарина // Вестник Самарского государственного университета. 2005. № 1 (35). С. 90-101.
13 Иванюшина И. Ю. Жанр самопрезентации в лирике русского футуризма / Иванюшина И. Ю. // Жанры речи. 2018. № 3 (19). С. 203-209.
14 Арзамасцева И. Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900 - 1930-х годов: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01. / Арзамасцева И. Н. М., 2006. С. 226-250.
15 Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в культуре Серебряного века / Орлицкий Ю. Б. М.: Издат. дом ЯСК, 2018. 902 с.
16 Ziegler R. Алексей Е. Крученых / Ziegler R. // Russian Literature. 1986. Vol. 19. Is. 1. С. 79-103.
17 Сухопаров С. М. Алексей Крученых. Судьба будетлянина / Сухопаров С. М. / ред. и предисл. Вольфганга Казака. Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1992. 166 с.
18 Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы / Крученых А. Е. М.: Гилея, 2006. 496 с.
19 Сухопаров С. М. Алексей Крученых в свидетельствах современников / Сухопаров С. М. Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1994. 317 с.
образа Крученых его современниками. Позднее Т. К. Савченко в статье «"Теория футуризма наиболее соответствует взглядам на образ": имажинизм как постфутуристское движение»20 проанализировала творческие связи футуристов и имажинистов, отдельно рассматривая влияние зауми Крученых на поэтику последователей. В настоящей диссертации продолжено исследование восприятия образа и творчества Крученых его современниками.
Самопрезентация поэтов — актуальная проблема современного литературоведения. Вопрос литературной личности впервые был поставлен Ю. Н. Тыняновым в статье «Литературный факт»21. В середине XX века психологи-социологи К. Берк, И. Гоффман и др. разрабатывали теорию управления впечатлением. В то же время, к проблеме авторской маски обращались М. М. Бахтин и Ю. М. Лотман. В современном литературоведении проблеме жизнетворчества поэтов посвящена монография В. И. Новикова «Литературные медиаперсоны XX века: Личность писателя в литературном процессе и в медийном пространстве»22. В книге Л. Г. Пановой «Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте
23
русского и европейского модернизма»23 освещены вопросы саморекламы кубофутуристов и обэриутов. В диссертации С. А. Казаковой рассмотрены факторы медиаперсонализации В. В. Каменского24. С опорой на эти исследования в диссертации предложены определение самопрезентации, ее классификация, проведено сравнение с близкими литературоведческими понятиями.
Подчеркнем, что самопрезентация А. Е. Крученых и ее отражение в поэзии современников до этого не становились объектами отдельных
20 Савченко Т. К. «Теория футуризма наиболее соответствует взглядам на образ»: имажинизм как постфутуристское движение / Савченко Т. К. // Современное есениноведение. 2010. № 15. С. 60-76.
21 Тынянов Ю. Н. Блок / Тынянов Ю. Н. // Литературный факт / вступ. ст., коммент. В. И. Новикова, сост. О. И. Новиковой. М.: Высш. шк., 1993. С. 224-230.
22 Новиков В. И. Литературные медиаперсоны XX века: личность писателя в литературном процессе и в медийном пространстве / Новиков В. И. М.: Аспект Пресс, 2017. 237 с.
23 Панова Л. Г. Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма / Панова Л. Г. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 608 с.
24 Казакова С. А. Творческая самопрезентация Василия Каменского и ее отражение в периодике 1910 -1920-х годов: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Казакова С. А. М., 2018. 270 с.
системных исследований. Научная новизна настоящей диссертации обусловлена тем, что выявлены основные художественные формы творческой самопрезентации и предложена классификация ее стратегий в русской поэзии; впервые к исследованию творческой самопрезентации поэта привлечены его стихотворения, авторский сборник, мемуары и теоретические статьи; определены стратегии творческой самопрезентации А. Е. Крученых; составлена библиография стихотворных посвящений А. Е. Крученых, проведен комплексный анализ стихотворений Н. И. Глазкова, Б. Л. Пастернака, Б. А. Слуцкого, И. Г. Терентьева, Т. В. Толстой (Вечорки), Н. И. Харджиева, в которых нашли выражение авторские рецепции творческой самопрезентации А. Е. Крученых и соответственно определена степень ее эффективности.
Гипотеза работы заключается в том, что в творчестве Крученых 1910 - 1930-х годах прослеживается тенденция к использованию возвеличивающей самопрезентации с целью создания противоречивого образа себя как бунтаря, революционера-новатора, дикаря и — наставника. Смысловая разнонаправленность авторских масок позволила Крученых сформировать собственную аудиторию. В 1910 - 1960-х годах самопрезентация Крученых стала основой для создания образов футуриста в их стихотворениях при сохранении идеи противоречивости. Общими чертами образов футуриста в поэзии его современников являются новаторство и наставничество.
Положения, выносимые на защиту:
1. Представляя собой микрожанровую систему, творческая самопрезентация проникает во многие жанры, разрушая их канон. При этом, можно выделить две полярные самопрезентативные стратегии: возвеличивающая и уничижительная. Первая возникла еще в античной литературе; вторая встречается уже в литературе Средних веков, в частности, в древнерусской литературе. Стратегии самопрезентации различных авторов находятся между этими двумя полюсами.
2. В творчестве А. Е. Крученых самопрезентативные элементы встречаются во всей авторской системе жанров — в стихотворениях, автобиографии, мемуарах и теоретических статьях. В этих текстах А. Е. Крученых использует комбинацию возвеличивающей и уничижительной стратегий самопрезентации, с преобладанием возвеличивающей.
3. В 1910-е годы основным жанром самопрезентации А. Е. Крученых являлись стихотворения. В 1920-е годы количество подобных стихотворений резко уменьшается, т. к. футурист больше внимания начинает уделять автобиографическим и поэтико-теоретическим жанровым формам. Именно они становятся основным средством формирования у читательской аудитории представления о Крученых.
4. Возвеличивающую стратегию А. Е. Крученых, направленную на создание авторской маски реформатора стиха, можно считать успешной, т. к. она была воспринята и отрефлексирована поэтессой символистко-акмеистского течения Т. В. Толстой (Вечоркой), футуристом-заумником И. Г. Терентьевым и последователями классического авангарда Н. И. Глазковым, Б. А. Слуцким, Н. И. Харджиевым. При этом, реформаторские предложения Крученых были восприняты скептически Б. Л. Пастернаком.
5. Н. А. Глазков и Б. А. Слуцкий в стихотворениях, посвященных А. Е. Крученых, изображали футуриста в образе наставника, а иногда и пророка. Эти авторские маски также были созданы самим А. Е. Крученых в его автобиографии и мемуарах. В то же время авторская маска Крученых-дикаря не получила отражения в поэзии второй половины XX века.
Теоретическая значимость диссертации обусловлена, во-первых, уточнением места и роли творческой самопрезентации в системе художественной коммуникации. Во-вторых, предложена классификация стратегий творческой самопрезентации в футуризме А. Е. Крученых. В-третьих, выявлено соотношение терминологического понятия
самопрезентация и близких к нему литературоведческих терминов и понятий: автобиография, автобиографический миф, автообраз, авторология, авторская маска, авторская стратегия, биографическая легенда, жизнетворчество, лирический герой, литературная личность, литературный автопортрет, медиаперсона, мистификация.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее научные результаты могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «История русской литературы», «Русская поэзия эпохи модернизма», «Русский поэтический авангард», «Поэзия Серебряного века». Положения и выводы настоящей работы могут лечь в основу элективных спецкурсов по проблемам самопрезентации и рецептивно-функциональному подходу в литературоведении.
Апробация основных положений диссертационной работы осуществлена на международных конференциях: международной научной конференции «"Образ мира, в слове явленный." в ознаменование 130-летия со дня рождения Бориса Пастернака» (Москва, МПГУ, 2020), международной научно-практической конференции «1920-е и 2020-е: взгляд сквозь столетие. XXVI Шешуковские чтения» (Москва, МПГУ, 2021), международной научно-практической конференции «XXVII Шешуковские чтения. Наследие научных школ кафедры русской литературы XX-XXI вв. Института филологии МПГУ» (Москва, МПГУ, 2022), международной научно-практической конференции «XXVIII Шешуковские чтения. Писатель, учитель, наставник в литературе России XX - XXI веков» (Москва, МПГУ, 2023). Основные положения диссертации отражены в трех статьях, опубликованных в журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации состоит из введения, основной части, содержащей три главы, заключения и списка литературы, включающего 203 источника. В первой главе определяются роль и место творческой самопрезентации в системе жанровых форм, предлагается классификация
стратегий самопрезентации, устанавливаются взаимоотношения художественной самопрезентации с другими литературоведческими терминами и понятиями, а также излагаются этапы изучения авангардной поэзии в отечественной и зарубежной филологии. Во второй главе анализируются особенности творческой самопрезентации А. Е. Крученых в стихотворениях, авторском сборнике, автобиографии, мемуарах, теоретических статьях. Третья глава посвящена изменениям в восприятии образа и творчества А. Е. Крученых в поэзии современников 1910 - 1960-х годов. Объем исследования составляет 170 страниц.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Творческая самопрезентация автора в контексте изучения русского поэтического авангарда 1.1. Роль и место творческой самопрезентации в системе жанровых форм
русской поэзии
Термин самопрезентация восходит к английскому слову self-presentation (или self-represtation). Согласно одному из самых авторитетных толковых словарей английского языка Merriam-Webster, слово self-represtation,25 впервые использованное в 1696 году, означает «the act or an instance of representing oneself: such as an artistic likeness or image of oneself»26.
Прежде всего, самопрезентация вошла в терминологический аппарат социологии и психологии. Так, в середине XX века американские психологи-исследователи К. Берк (K. Burke), И. Гоффман (E. Goffman) и др. разрабатывали теорию управления впечатлением. В монографии «Представление себя другим в повседневной жизни» («The Presentation of Self in Everyday Life», 1959) И. Гофман определил самопрезентацию как «способы, какими <человек> направляет и контролирует формирование у <других> впечатлений о себе»27. В 1983 году американский социальный психолог Дэвид Майерс (D. G. Myers) дал самопрезентации другое определение: «Акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать у окружающих и у самого себя благоприятное впечатление»28.
Однако, рассматривая творческую деятельность русских футуристов, нельзя не заметить, что целью их самопрезентации далеко не всегда было создание «благоприятного впечатления», поэтому представляется более объективным и строгим определение, предложенное кандидатом
25 Self-representation // Merriam-Webster.com Dictionary, Merriam-Webster [Электронный ресурс] URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/self-representation (дата обращения: 25.06.2023).
26 «Акт или образец представления себя, например, художественный образ себя» [Перевод наш — Н.К.].
27 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Гофман И. / пер. с англ А. Д. Ковалева. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000. С. 30.
28 Майерс Д. Дж. Социальная психология: Интенсивный курс / Майерс Д. Дж. / 3 международное изд. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Нева, 2000. С. 129.
психологических наук Е. В. Михайловой со ссылкой на Оксфордский словарь личности и социальной психологии: «Термин "самопрезентация", как правило, используется <...> для обозначения многочисленных стратегий и тактик, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим»29. Однако к этому определению необходимо добавить уточнение, сделанное доктором психологических наук А. Ю. Панасюком: имидж создается
"30
«средствами массовой коммуникации и психологического воздействия»30.
В отечественном литературоведении понятие самопрезентация пока не получило самостоятельного определения: оно не вошло в советские и российские словари литературоведческих терминов: «Словарь литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева (1974); «Литературная энциклопедия терминов и понятий» под редакцией А. Н. Николюкина (2001); «Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий» под редакцией Н. Д. Тамарченко (2008).
Литературоведческое определение искомого понятия предлагает доктор филологических наук И. Ю. Иванюшина в статье «Жанр самопрезентации в лирике русского футуризма» (2018). Исследователь рассматривает этот речевой жанр с позиции теории коммуникации, как «тип текста, порожденный не столько желанием представить себя в наилучшем свете, сколько потребностью самораскрытия с определенными коммуникативными намерениями»31. Далее И. Ю. Иванюшина, опираясь на утверждение Т. В. Шмелевой о коммуникативной цели как жанрообразующем признаке, делает вывод, что «самопрезентация — синтетический речевой жанр, преследующий информативные,
32
императивные, оценочные цели»32.
29 Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг / Михайлова Е. В. СПб.: Речь, 2007. С. 11.
30 Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегии, психотехнологии, психотехники / Панасюк А. Ю. М.: ОМЕГА-Л, 2008. С. 13.
31 Иванюшина И. Ю. Жанр самопрезентации в лирике русского футуризма / Иванюшина И. Ю. // Жанры речи. 2018. № 3 (19). С. 205.
32 Там же.
Принимая тезис И. Ю. Иванюшиной о различных коммуникативных задачах самопрезентации, мы, однако, предлагаем рассматривать самопрезентацию не только как отдельный риторический жанр, но и шире — как микрожанровую систему. Именно системность обусловлена реализацией целого ряда функций самопрезентации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Неоавангардная поэзия Г. Айги и В. Сосноры: эстетическое самоопределение и поэтика2007 год, кандидат филологических наук Соколова, Ольга Викторовна
Феномен игры в культуре русского авангарда2000 год, кандидат культурол. наук Иньшакова, Евгения Юрьевна
Творчество Б. Лившица 1910-х годов и русский футуризм2013 год, кандидат филологических наук Успенский, Павел Федорович
Творчество В. Шершеневича: теоретические декларации и поэтическая практика2005 год, кандидат филологических наук Иванова, Екатерина Алексеевна
Функционирование категории вещи в поэзии постсимволизма: на материале ранней лирики Б.Л. Пастернака2006 год, кандидат филологических наук Щедракова, Ольга Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Катанаев Никита Сергеевич, 2024 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аввакум. Житие протопопа Аввакума, написанное им самим. 2-е изд. / Аввакум. СПб.: А. Е. Беляев, 1904. 27 с.
2. Акимова Т. И. Авторская стратегия как литературоведческая категория: методологический аспект / Акимова Т. И. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2. Ч. 1. С. 13-16.
3. Арватов Б. И. Социологическая поэтика / Арватов Б. И. М.: Федерация, 1928. 170 с.
4. Арзамасцева И.Н. Подвижники детского чтения / Арзамасцева И. Н. // Детские чтения. 2012. № 1. С. 12-42.
5. Арзамасцева И. Н., Катанаев Н С. Архаизирующие неологизмы Платона Лукашевича в раннем творчестве Алексея Крученых / Арзамасцева И. Н., Катанаев Н. С. // Rhema. Рема. 2021. №3. С. 9-21.
6. Арзамасцева И. Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900 - 1930-х годов: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01. / Арзамасцева И. Н. М., 2006. 453 с.
7. Архив Н. И. Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ / сост. Александр Парнис. Т. 3. М.: Дэфи, 2019. 472 с.
8. Асеев Н. Н. Собрание сочинений: в 5 т. / Т. 5: Проза 1916 - 1953 / Асеев Н. Н. М.: Изд-во худож. лит. 1963 - 1964. С. 7-27.
9. Байдин В. В. Языковая утопия Велимира Хлебникова / Байдин В. В. // Вопросы литературы. 2007. № 6. С. 51-83.
10. Балашова Ю. Б. Школьная журналистика Серебряного века / Балашова Ю. Б. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 114 с.
11. Барщевский И. Ф. Несколько слов из истории искусства скоморохов / Барщевский И. Ф. Ростов-Ярославский: Тип. А. Барщевского, 1914. 8 с.
12. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. / Т. 6: Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-х - 1970-х гг. / Бахтин М. М. М.: Русское слово, 2002. 799 с.
13. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.
14. Белецкий А. И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки (Изучение истории читателя) / Белецкий А. И. // В мастерской художника слова / сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Б. Есин. М.: Высш. шк., 1989. С. 112-126.
15. Белкин А. А. Русские скоморохи / Белкин А. А. М.: Наука, 1975. 192 с.
16. Богомолов Н. А. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи / Богомолов Н. А. // Вокруг «Серебряного века»: Статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 415-434.
17. Бодуэн де Куртенэ И. А. К теории «слова как такового» и «буквы как таковой» // Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. / вступ. статьи действ. чл. АН СССР
B. В. Винорадова, действ. чл. Польской акад. наук В. Дорошевского; сост.: В. П. Григорьев, А. А. Леонтьев ; Акад. наук СССР. Отд-ние литературы и языка. Т. 2. М.: Изд-во Академ. наук СССР, 1963. 391 с.
18. Брюсов В. Я. Tertia vigilia: Кн. новых стихов, 1897 - 1900 / Брюсов В. Я. М.: Скорпион, 1900. 173 с.
19. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Веселовский А. Н. Л.: Художественная литература, 1940. 649 с.
20. Вергилий М. П. Буколики. Георгики. Энеида / Вергилий М. П. / пер. с латин.; вступ. статья М. Гаспарова; Коммент. Н. Старостиной и Е. Рабинович; Худож. Б. Маркевич. М.: Худож. лит., 1979. 550 с.
21. Винокур Г. О. Футуристы — строители языка / Винокур Г. О. // Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. С. 14-22.
22. Войтехович Р. С. Хлебников и Крученых: монтаж «Нерукотворного памятника» / Войтехович Р. С. // Интерпретация и авангард: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: НГПУ, 2008.
C. 34-41.
23. Выгон Н. С. Современная русская философско-юмористическая проза: Проблемы генезиса и поэтики: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01. / Выгон Н. С. М., 2000. 439 с.
24. Выготский Л. С. Психология искусства / Выготский Л. С. М.: Искусство, 1965. 378 с.
25. Газо А. Шуты и скоморохи всех времен и народов / Газо А. / пер. и доп. Н. Федоровой. СПб: Пар. тип. А.Л. Трунова, 1898. 310 с.
26. Галиева М. А. Трансформация фольклорной традиции в русской поэзии начала XX века: С. А. Есенин и В. В. Маяковский: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Галиева М. А. М., 2016. 256 с.
27. Галинская И. Л. Шифры памфлетного мемуарного романа Валентина Катаева / Галинская И. Л. // Культурология. 2006. № 2. С. 61-68.
28. Гаспаров Б. М. Мой до дыр / Гаспаров Б. М. // Новое литературное обозрение. 1992. №1. С. 304-319.
29. Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» / Гаспаров М. Л. // Русская поэзия «серебряного века», 1890 - 1917: Антология / Рос. АН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; сост. И. Багдасарян и др.; вступ. ст. М. Л. Гаспарова. М.: Наука, 1993. С. 5-44.
30. Гейро Р. Ильязд в портретах и зарисовках / авт.-сост. Режис Гейро; пер. с фр. М. Лепиловой. М.: Гилея; Paris: Iliazd-Club, 2015. 185 с.
31. Гин Я. И. О «поэтической филологии» / Гин Я. И. // Литературный процесс и проблемы литературной культуры: Материалы для обсуждения. Таллин: 1988. С. 20-22.
32. Гинзбург Л. Я. О лирике. 2 изд., доп. / Гинзбург Л. Я. Л.: Советский писатель, 1974. 407 с.
33. Глазков Н. И. Избранное / Глазков Н. И. / сост. и науч. подг. текста Н. Старшинова и Евг. Евтушенко; вступ. статья Евг. Евтушенко. М.: Худож. лит., 1989. 541 с.
34. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: в 23 т. / Т. 4 / Гоголь Н. В. Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука: ИМЛИ РАН, 2003. 909 с.
35. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений / Т. 9. Наброски, конспекты, планы, записные книжки / Гоголь Н. В. / ред.: Г. М. Фридлендер. М.: Изд-во АН СССР, 1952. 684 с.
36. Горяев Н. В. Сравнительный этимологический словарь русскаго языка / Горяев Н. В. Тифлис: Типография канц. главнонач. гр. ч. на Кавказе, 1896. 451 с.
37. Гофман В. А. Язык литературы: очерки и этюды / Гофман В. А. Л.: Художественная литература, 1936. 381 с.
38. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Гофман И. / пер. с англ А. Д. Ковалева. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000. 302 с.
39. Гурьянова Н. А. Алексей Крученых и Ольга Розанова: О взаимовлиянии поэзии и живописи в русском авангарде / Гурьянова Н. А. Europa Orientalis. 1992. № 11. с. 49-108.
40. Гурьянова Н. А. Биография дичайшего. Воспоминания Крученых в литературном контексте 1920-1930-х годов / Гурьянова Н. А. / К истории русского футуризма: Воспоминания и документы. М.: Гилея, 2006. С. 7-29.
41. Державин Г. Р. Стихотворения / Державин Г. Р. / вступ. статья, подг. текста и общая ред. Д. Д. Благого; примеч. В. А. Западова. Л.: Сов. писатель (Ленингр. отделение), 1957. 469 с.
42. Дети детямъ: Сборники рассказов, написанных и иллюстрированных детьми в возрасте 10 - 13 лет / под ред. И. и Л. Коварских. Париж: J. Р., 1921. 30 с.
43. Дефье О. В. Концепция художника в русской прозе первой трети XX века: Типология, традиции, способы образного воплощения: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01. / Дефье О. В. М., 1999. 450 с.
44. Жаккар Ж.-Ф. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину: избранные работы о русской словесности / Жаккар Ж. -Ф. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 408 с.
45. Жив Крученых!: Сб. ст. / Б. Пастернак, С. Третьяков, Д. Бурлюк, Т. Толстая, С. Рафалович; обл. Г. Клуциса. М.: Изд. Всероссийского союза поэтов, 1925. 44 с.
46. Заболоцкий Н. А. Собрание сочинений в 3 т. / Стихотворения. Поэмы. Проза. Т. 1 / Заболоцкий Н. А. М.: Художественная литература, 1983. 658 с.
47. Иванов Вяч. Вс. Лингвистика третьего тысячелетия: вопросы к будущему / Иванов Вяч. Вс. / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т теории и истории мировой культуры. М.: Яз. славян. культуры, 2004. 208 с.
48. Иванов Вяч. Вс. Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи / Иванов Вяч. Вс. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. 696 с.
49. Иванюшина И. Ю. Жанр самопрезентации в лирике русского футуризма / Иванюшина И. Ю. // Жанры речи. 2018. № 3 (19). С. 203209.
50. Иванюшина И. Ю. От карнавала к субботнику. Об изменении характера праздности в творчестве В. Маяковского / Иванюшина И. Ю. // «Человек играющий» в творчестве В. В. Маяковского: Эстетика праздника / науч. редактор Л. Е. Герасимова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. С. 3-25.
51. Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход / Изер В. // Современная литературная теория: Антология / сост., пер., примеч. И. В. Кабановой. М.: Флинта, 2004. 342 с.
52. Казакова С. А. Творческая самопрезентация Василия Каменского и ее отражение в периодике 1910 - 1920-х годов: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Казакова С. А. Москва, 2018. 270 с.
53. Казарина Т. В. Абсолютизация прав творческого субъекта в эстетической программе Алексея Крученых / Т. В. Казарина // Вестник Самарского государственного университета. 2005. № 1 (35). С. 90-101.
54. Калинин И. А. Виктор Шкловский: «... под русской революцией есть и моя подпись» / Калинин И. А. // Виктор Шкловский / Собрание сочинений. М.: Новое лит. обозрение, 2018. Т. 1: Революция. С. 11-18.
55. Каменский В. В. Путь энтузиаста: Воспоминания / Каменский В. В. М.: Федерация, 1931. 268 с.
56. Камчатнов А. М. Русский древослов Александра Шишкова. Лингвистическое наследие А. С. Шишкова в научном и культурном контексте эпохи / Камчатнов А. М. М.: Нестор-История, 2018. 365 с.
57. Карпов И. П. Словарь авторологических терминов: учебно-методический вариант: книга для учителей, студентов, преподавателей, аспирантов / Карпов И. П.; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Марийский гос. ун-т», фак. филологии и журналистики, Лаборатория аналитической филологии. 3-е изд., испр. и доп. Йошкар-Ола, 2012. 211 с.
58. Катаев В. П. Алмазный мой венец / Катаев В. П. М.: Сов. писатель, 1979. 222 с.
59. Колосова С. Н. Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01. / Колосова С. Н.; Место защиты: Литературный институт. М., 2012. 384 с.
60. Колядич Т. М. Воспоминания писателей XX века: Проблематика, поэтика: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01. / Колядич Т. М. М., 1999. 441 с.
61. Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве: (Религиозные пляски и круговращения в истории христианской церкви как параллель к сектантским локомоторно -экстатическим телодвижениям) / Коновалов Д. Г. // Богословский вестник. Т. 1. 1908. № 4. С. 707-763.
62. Королева Н. Г. Сто альбомов (Коллекция А. Е. Кручёных) / Королева Н. Г. // Встречи с прошлым. Сборник материалов Центрального государственного архива литературы и искусства СССР. Выпуск 3. М.: Советская Россия, 1978. С. 294-305.
63. Крученых А. Е. 15 лет русского футуризма 1912 - 1927 гг. / Крученых А. Е. М.: Всерос. союз поэтов, 1928. 67 с.
64. Крученых А. Е. Алексей Крученых: Письма А. Шемшурину и М. Матюшину. Мир затрещит / Крученых А. Е. М.: Гилея, 2012. 208 с.
65.Крученых А. Е. Взорваль / Крученых А. Е. СПб: изд. «ЕУЫ», 1913. 29 с.
66. Крученых А. Е. Взорваль / Крученых А. Е. / рис. Кульбина, Гончаровой, Розановой, Малевича. 2-е изд. дополн. СПб: ЕУЫ, Типография т-ва «Свет», 1914. 29 с.
67. Крученых А. Е. Возропщем / Крученых А. Е. / рис. Розановой и Малевича. СПб: тип. т-ва «Свет», 1913. 12 с.
68. Крученых А. Е. Голодняк / Крученых А. Е. М.: Тип. ЦИТ, 1922. 24 с.
69. Крученых А. Е. Зудесник: Зудутные зудеса / Крученых А. Е. М.: Б. и., 1922. 18 с.
70. Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы / Крученых А. Е. М.: Гилея, 2006. 496 с.
71. Крученых А. Е. Календарь / Крученых А. Е. М.: Всерос. союз поэтов, 1926. 16 с.
72. Крученых А. Е. Кукиш Прошлякам [Электронный ресурс] / Крученых А. Е. Москва-Таллин: Гилея, 1992. 134 с. URL: https://lit.wikireading.ru/9482 (дата обращения: 25.06.2023).
73. Крученых А. Е. Лакированное трико / Крученых А. Е. Тифлис: Типография Союза городов республики Грузии, 1919. 31 с.
74. Крученых А. Е. Мирсконца / Крученых А. Е., Хлебников В. В. / рис. к стихам и прозе А. Крученых: М. Ларионова, Н. Роговина, Н. Гончаровой; к стихам В. Хлебникова: Н. Роговина, М. Ларионова, Н. Гончаровой, В. Татлина. М.: Изд. Г. Л. Кузьмина, С. Д. Долинского; Литография В. Титяева, 1912. 41 с.
75. Крученых А. Е. Ожирение роз: О стихах Терентьева и других / Крученых А. Е. Тифлис: 41°, 1918. 30 с.
76. Крученых А. Е. Победа над солнцем: Опера А. Крученых / Крученых А. Е. / музыка М. Матюшина. СПб: тип. т-ва «Свет», 1913. 24 с.
77. Крученых А. Е. Поросята / Зина В. и Крученых А. Е. 2-е изд., доп. СПб: ЕУЫ, 1914. 16 с.
78. Крученых А. Е. Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный (трактат обижальный и поучальный) / Крученых А. Е. М.: Тип. ЦИТ, 1922. 46 с.
79. Крученых А. Е. Собственные рассказы детей / собрал Крученых А. Е. (в 1921 - 1922 г.). М.: Б. и., 1923. 16 с.
80. Крученых А. Е. Стихи В. Маяковского: Выпыт: Подобен Маяковского / Крученых А. Е. СПб.: Еуы, 1914. 29 с.
81. Крученых А. Е. Стихотворения, Романы, Поэмы, Опера / Крученых А. Е. СПб.: Акад. проект, 2001. 477 с.
82. Крученых А. Е. Утиное гнездышко ... дурных слов / Крученых А. Е. СПб: ЕУЫ, Типография т-ва «Свет», 1913. 21 с.
83. Крученых А. Е. Учитесь худоги: Стихи А. Крученых / Крученых А. Е. / картины Кирилла Зданевич. Тифлис: Б. и., 1917. 26 с.
84. Крученых А. Е. Фактура слова: декларация: кн. 120-я / Крученых А. Е. М.: Скоропеч. ЦИТ, 1923. 22 с.
85. Крученых А. Е., Хлебников В. В. Слово как таковое / Крученых А. Е., Хлебников В. В. М.: типо-лит. т./д. Я. Данкин и Я. Хомутов, 1913. 15 с.
86. Лаврентьевская летопись и Суздальская летопись по Академическому списку. Т. 1. // Полн. собр. русских летописей: Воспроизведение текста изд. 1926 - 1928 гг. / Акад. наук СССР. Ин-т истории; под ред. акад. Е. Ф. Карского. М.: Изд-во вост. лит., 1962. 578 с.
87. Лавров В. В. Книжная лихорадка. Москва, вторая половина ХХ века: печатные сокровища, библиофилы, букинисты: детектив в лицах, документах, воспоминаниях и легендах / Лавров В. В. М.: Кн. клуб 36.6, 2007. 429 с.
88. Ланн. Е. Л. Литературная мистификация / Ланн. Е. Л. М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. 232 с.
89. Лекманов О. А. Русская поэзия в 1913 году / Лекманов О. А. М.: Восточная книга, 2014. 176 с.
90. Либединская Л. Б. И его зачислят в книгу небывалых стихотворцев / Либединская Л. Б. / Воспоминания о Николае Глазкове: Сборник / сост. Р. М. Глазкова, А. В. Терновский. М.: Советский писатель, 1989. С. 213-222.
91. Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец Текст: Воспоминания / Лившиц Б. К. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1933. 295 с.
92. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: в 2 т. // Т. 1 / под ред. Н. Бродского и др. М.; Л.: Л. Д. Френкель, 1925. 576 с.
93. Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси / Лихачев Д. С., Панченко А. М.; АН СССР. Л.: Наука (Ленинградское отд-ние), 1976. 204 с.
94. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Лотман Ю. М. М.: Просвещение, 1972. 271 с.
95. Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Лотман Ю. М. М.: Прогресс: Гнозис, 1992. 270 с.
96. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина / Лотман Ю. М. / предисл. Б. Егорова. М.: Книга, 1987. 336 с.
97. Лощилов И. Е., Устинов А. О. Песни и легенды будетлянского скифства: Николай Асеев в журнале «Проталинка» / Лощилов И. Е., Устинов А. О. // Детские чтения. 2018. Т. 14, № 2. С. 160-209.
98. Лукашевич П. А. Чаромутие, или священный язык магов, волхвов и жрецов, открытый Платоном Лукашевичем, с прибавлением обращенных им же в прямую истоть чаромути и чарной истоти языков русского и других славянских и части латинского / Лукашевич П. А. Петрьгород: тип. Вингебера, 1846. 404 с.
99. Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока: дисс. ... докт. филол. наук в форме науч. докл.: 10.01.01. / Магомедова Д. М. М., 1998. 50 с.
100. Майерс Д. Дж. Социальная психология: Интенсивный курс / Майерс Д. Дж. / 3 международное изд. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Нева, 2000. 510 с.
101. Максимов Д. Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока (Предварительные замечания) / Максимов Д. Е. // Творчество A. A. Блока и русская культура XX века. Блоковский сборник. III. Тарту, 1979. С. 3-34.
102. Марков В. Ф. Манифесты и программы русских футуристов = Die Manifeste und Programmschriften der russischen Futuristen / Марков В. Ф. Мюнхен: Slavische Propylen, 1967. 182 с.
103. Марков В. Ф. История русского футуризма / Марков В. Ф. / пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. СПб: Алетейя, 2000. 414 с.
104. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: в 13 т. / 1912 -1917. Т. 1 / Маяковский В. В. / подг. текста и примеч. В. А. Катаняна. Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Гослитиздат, 1955. 464 с.
105. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: в 13 т. / Статьи, заметки и выступления. Ноябрь 1917 -1930. Т. 12 / Маяковский В. В. / подг. текста и примеч. А. М. Ушакова и др. Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Гослитиздат, 1959. 746 с.
106. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: в 20 т. / Т. 1: Стихотворения, 1912 - 1923 / Маяковский В. В. / подг.: Р. В. Дуганов и др.; Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 2013. 612 с.
107. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: в 20 т. / Т. 5: Поэмы, 1915 - 1922 / Маяковский В. В. / отв. ред.: А. П. Зименков, В. Н. Терехина. Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 2022. 508 с.
108. Мережковский Д. С. От войны к революции. Дневник 1914 -1917 / Мережковский Д. С. Петроград: Огни, 1917. 224 с.
109. Миндлин Э. Л. Владимир Маяковский / Миндлин Э. Л. // День поэзии 1967. М.: Советский писатель, 1967. С. 196-204.
110. Минц З. Г. Понятие текста и символистская эстетика / Минц З. Г. // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974. С. 97-102.
111. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг / Михайлова Е. В. СПб.: Речь, 2007. 224 с.
112. Морозов А. А. Скоморохи на Севере / Морозов А. А. // Север: Альманах Архангельского отделения Союза советских писателей. Архангельск: Архангельское изд-во, 1946. С. 193-245.
113. Небольсин С. А. Пушкин и европейская традиция: Писатель-классик как фактор самоопределения национальной литературы:
дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.08, 10.01.01. / Небольсин С. А. М., 2002. 319 с.
114. Никольская Т. Л. Муза футуристов / Никольская Т. Л. // НовоБасманная, 19. М., 1990. С. 590-598.
115. Никольская Т. Л. Творческий путь Татьяны Вечорки / Никольская Т. Л. // Авангард и окрестности. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. С. 89-97.
116. Никольская Т. Л. Юрий Николаевич Марр, заумный поэт / Никольская Т. Л. // Geórgica I / A cura di L. Magarotto e G. Scarcia. Рим: Arti Grafiche Scalia, 1985. С. 49-59.
117. Никольская Т. Л., Марцадури М. Игорь Герасимович Терентьев. Биографическая справка / Никольская Т. Л., Марцадури М. / Терентьев И. Г. Собрание сочинений / сост., подг. текста, биограф. справка, вступит. ст. и комментарии М. Марцадури и Т. Л. Никольской. Bologna: S. Francesco, 1988. С. 15-22.
118. Новиков В. И. Литературные медиаперсоны XX века: личность писателя в литературном процессе и в медийном пространстве / Новиков В. И. М.: Аспект Пресс, 2017. 237 с.
119. Огрызко В. В. Неуживчив по характеру. К истории пребывания Евгения Евтушенко в Литинституте (Часть 3) [Электронный ресурс] / Огрызко В. В. // Литературная Россия. 2017. №15. URL: https://litrossia.ru/item/9953-neuzhivchiv-po-kharakteru-k-istorii-prebyvaniya-evgeniya-evtushenko-v-litinstitute-chast-3/ (дата обращения: 04.06.2023).
120. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в культуре Серебряного века / Орлицкий Ю. Б. М.: Издат. дом. ЯСК, 2018. 902 с.
121. Осовский О. Е. Маска авторская / Осовский О. Е. // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. С. 511-512.
122. Осьмухина О. Ю. Авторская маска в русской прозе 1760 -1830-х гг.: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01 / Осьмухина О. Ю.;
Место защиты: ГОУВПО «Мордовский государственный педагогический институт». Саранск, 2009. 495 с.
123. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегии, психотехнологии, психотехники / Панасюк А. Ю. М.: ОМЕГА-Л, 2008. 266 с.
124. Панова Л. Г. Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма / Панова Л. Г. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 608 с.
125. Панченко А. М. Придворные вирши 80-х годов XVII столетия / Панченко А. М. // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); отв. ред. В. И. Малышев. М.; Л.: Наука. Изд-во АН СССР, 1965 // Т. XXI: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. С. 65-73.
126. Панченко А. М. Смех как зрелище / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко // Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 72-153.
127. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений с приложениями: в 11 т. / Т. 2: Спекторский; Стихотворения 1930 - 1959 / Пастернак Б. Л. М: Слово, 2004. 525 с.
128. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений с приложениями: в 11 т. / Т. 11: Борис Пастернак в воспоминаниях современников / Пастернак Б. Л. М.: Слово, 2005. 822 с.
129. Письма А. Е. Крученых к И. М. Зданевичу / предисл., публ. и примеч. М. Марцадури [Электронный ресурс]. URL: https://zdapress.wordpress.com/рус-лит-авант/круч-к-зда/#lmk11 (дата обращения: 22.06.2023).
130. Поляков О. В. Сравнительно-историческое (индоевропейское) языкознание в России конца XIX - XX века. Принципы построения сравнительно-исторических грамматик: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20. / Поляков О. В. М.: Институт языкознания, 1984. 268 с.
131. Пономарева Т. А. Проза новокрестьян 1920-х годов: Типология, поэтика: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01. / Пономарева Т. А. М., 2000. 535 с.
132. Пономарева Т. А. Разговор мертвых с живыми в русской патриотической лирике ХХ - ХХ1 веков / Т. А. Пономарева // Наука и школа. 2023. № 5. С. 11-18.
133. Пощечина общественному вкусу: Стихи. Проза. Статьи: Сборник: Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц, В .Маяковский, В. Хлебников. М.: Г. Л. Кузьмин, 1913. 113 с.
134. Прозоров В. В. Об авторских стратегиях в литературе / Прозоров В. В. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 180-185.
135. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 20 т. / Т. 1: Лицейские стихотворения, 1813 - 1817 / Пушкин А. С. / тексты подгот. и примеч. сост. В. Э. Вацуро и др.; РАН. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). СПб.: Наука, 1999. 839 с.
136. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. / Т. 3: Стихотворения, 1827 - 1836 / Пушкин А. С. / примеч. проф. Б. В. Томашевского; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. 495 с.
137. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. / Т. 5: Евгений Онегин. Драматические произведения / Пушкин А. С. / Примеч. проф. Б. В. Томашевского; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. 527 с.
138. Радин Е. П. Футуризм и безумие: Параллели творчества и аналогии нового языка кубо-футуристов / Радин Е. П. СПб: Н. П. Карбасников, 1914. 48 с.
139. Раков В. П. Маяковский и советская поэзия 20-х годов: Учеб. пособие для филол. специальностей пед. ин-тов / Раков В. П. / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976. 255 с.
140. РГАЛИ, ф. 1334, оп. 1, ед. хр. 280-282.
141. РГАЛИ, ф. 1334, оп. 1, ед. хр. 282.
142. Рылеев К. Ф. Полное собрание сочинений / Рылеев К. Ф. М.; Л.: Academia, 1934. 908 с.
143. Савченко Т. К. «Теория футуризма наиболее соответствует взглядам на образ»: имажинизм как постфутуристское движение / Савченко Т. К. // Современное есениноведение. 2010. № 15. С. 60-76.
144. Сборник детских рассказов и стихотворений. Архангельск: Волна, 1923. 32 с.
145. Сборник детских рисунков и стихотворений воспитанников Дома физического образования г. Нижнего Новгорода, посвященный А. В. Луначарскому. Б.м., 1924. 21 с.
146. Северянин И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза / Северянин И. / сост., авт. предисл. и коммент. Е. Филькина. М.: Респ., 1999. 542 с.
147. Славина В. А. Проблема идеала в русской литературе, критике, публицистике первой половины XX века: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01. / Славина В. А. М., 2005. 328 с.
148. Словарь русских народных говоров. Вып. 3: Блазнишка -Бяшутка / сост. И. А. Попов и др.; гл. ред. Ф. П. Филин. Л.: Наука, 1968. 360 с.
149. Слонимский М. Л. Завтра: Проза, воспоминания / Слонимский М. Л. / предисл. Д. Гранина. Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1987. 560 с.
150. Смирнов И. П. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского «Вот так я сделался собакой») / Смирнов И. П. // Миф — фольклор — литература. Л.: Наука, 1978. С. 186-203.
151. Смирнов И. П. О подделках А. И. Сулакадзевым древнерусских памятников (место мистификации в истории культуры) / Смирнов И. П. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 34. Л.: Наука, 1979. C. 200-219.
152. Софии Георгиевне Мельниковой. Фантастический кабачек / И. Зданевич, А. Крученых, И. Терентьев, В. Хлебников и др. Тифлис: 41°, 1919. 192 с.
153. Степун Ф. А. Об общественно-политических путях «Пути» / Ф. А. Степун // Сочинения / сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. В. К. Кантора. М.: РОССПЭН, 2000. 998 с.
154. Сухопаров С. М. Алексей Крученых. Судьба будетлянина / Сухопаров С. М. / ред. и предисл. Вольфганга Казака. Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1992. 166 с.
155. Сухопаров С. М. Алексей Крученых в свидетельствах современников / Сухопаров С. М. Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1994. 317 с.
156. Терентьев И. Г. А. Крученых грандиозарь / Терентьев И. Г. Тифлис: Б. и., 1919. 16 с.
157. Терехина В. Н. «У искусства много путей»: Владимир Маяковский и Ольга Розанова [Электронный ресурс] / Терехина В. Н. // Наше наследие. 2018. № 126. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/12602.php (Дата обращения: 13.06.2023).
158. Тернова Т. А. Авторская художественная стратегия в сборнике А. Крученых «Собственные рассказы и рисунки детей» (1914) / Тернова Т. А. // Книга в современном мире: проблемы рецепции. Материалы международной научной конференции. 2018. С. 237-247.
159. Тернова Т. А. ОБЭРИУ: история, эстетическая практика (проект главы учебного пособия «История русской литературы ХХ в.») / Тернова Т. А. // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2014. № 12. С. 64-73.
160. Тернова Т. А. Семиотика безумия в литературе русского авангарда / Тернова Т. А. // Вестник Челябинского государственного
университета. 2010. № 21. Филология. Искусствоведение. Вып. 45. С.134-139.
161. Тернова Т. А. Феномен маргинальности в литературе русского авангарда первой трети XX в.: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01/ Тернова Т. А.; Место защиты: ГОУВПО «Воронежский государственный университет». Воронеж, 2012. 524 с.
162. Тименчик Р. Д. Последний поэт. Анна Ахматова в 1960-е годы. Т. 2: Сноски и выноски / Тименчик Р. Д. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2014. 632 с.
163. Тихеева Е. И. Игры и занятия малых детей: Пособие для работников гор. и колхоз. детских яслей и садов / Тихеева Е. И. / Ленингр. науч.-иссл. ин-т охраны материнства и младенчества им. К. Цеткин. М.; Л.: Учпедгиз, 1935. 103 с.
164. Толстая Т. В. Магнолии: Стихи / Татьяна Вечорка. Тифлис: Кольчуга, 1918. 27 с.
165. Толстая Т. В. Портреты без ретуши: стихотворения, статьи, дневниковые записи, воспоминания / Толстая Т. В. / вступ. ст., публ., подгот. текста к воспоминаниям и автобиографии, коммент. и примеч. А. Е. Парниса; сост. и подгот. текста Н. А. Громовой, Т. А. Тепляковой. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. 318 с.
166. Трефолев Л. Н. Стихотворения / Трефолев Л. Н. / вступ. статья, подг. текста И. Я. Айзенштока. Л.: Советский писатель, 1958. 383 с.
167. Трубина Л. А. Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века: Типология, поэтика: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01. / Трубина Л. А. М., 1999. 328 с.
168. Трубина Л. А. Вклад научной школы кафедры русской литературы XX - XXI вв. в развитие литературоведения / Трубина Л. А. // Наследие научных школ кафедры русской литературы XX - XXI вв. Института филологии МПГУ. К 150-летию университета: Материалы XXVII Шешуковских чтений, Москва, 27 января 2022 года / под общей редакцией Л.А. Трубиной, сост. Л.А. Трубина, Д.В. Поль,
И.С. Урюпин. М.: Московский педагогический государственный университет, 2023. С. 8-17.
169. Турнир поэтов: Сборник / Н. Асеев, Б. Пастернак, И. Терентьев и др.; примеч. А. Крученых. М.: Ленингр. театр Дома печати, 1928. 18 с.
170. Тынянов Ю. Н. Блок / Тынянов Ю. Н. // Литературный факт / вступ. ст., коммент. В. И. Новикова, сост. О. И. Новиковой. М.: Высш. шк., 1993. С. 224-230.
171. Тынянов Ю. Н. Промежуток / Тынянов Ю. Н. // Поэтика. История литературы. Кино / предисл. В. Каверина; АН СССР, Отд-ние литературы и яз., Комис. по истории филол. наук, Науч. совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1977. С. 168-195.
172. Успенский П. Ф. Заметка о стихотворении А. Е. Крученых «ЗАБЫЛ ПОВЕСИТЬСЯ...» (к теме футуристы и Ф. М. Достоевский) / Успенский П. Ф. // Текстология и историко-литературный процесс. II. Сборник статей. М.: Лидер, 2014. С. 145-150.
173. Фаликов И. З. Пусть будет [Электронный ресурс] / Фаликов И. З. // Вопросы литературы. 2006. № 5. C. 180-201. URL: https://voplit.ru/article/pust-budet/ (дата обращения: 27.06.2023).
174. Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси / Фаминцын А. С. СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1889. 191 с.
175. Харджиев Н. И. Архив русского авангарда Т. 2 / Харджиев Н. И. М.: RA, 1997. 314 с.
176. Харджиев Н. И. От Маяковского до Крученых: Избранные работы о русском футуризме / Харджиев Н. И. / сост. С. Кудрявцев. М.: Гилея, 2006. 557 с.
177. Хлебников В. В. Собрание произведений Велимира Хлебникова Т. 3 / Хлебников В. В. / под общей редакцией Ю. Тынянова и Н. Степанова. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1931. 392 с.
178. Хлебников В. В., Крученых А. Е., Гуро Е Г. Трое / Хлебников В. В., Крученых А. Е., Гуро Е. Г. СПб.: Журавль, 1913. 96 с.
179. Худенко Е. А. Жизнетворчество Мандельштама, Зощенко, Пришвина 1930 - 1940-х гг. как метатекст: дисс. ... докт. филол. наук: 10.01.01; / Худенко Е. А. Место защиты: Алтайский государственный университет. Барнаул, 2012. 390 с.
180. Циглер Р. Поэтика А. Е. Кручёных поры «41°». Уровень звука / Циглер Р. // «L'avanguardia a Tiflis». — Quaderni del Seminario di Iranistica, Uralo-Altaistica e Caucasologia deü'Umversitá degli Studi di Venezia. 1982. № 13. С. 231-258.
181. Чернец Л. В. «Как слово наше отзовется...»: Судьбы лит. Произведений / Чернец Л. В. М.: Высш. шк., 1995. 237 с.
182. Чехов Н. В. Детская литература: С прил. «Библиографии по вопросам детской литературы и детского чтения» / Чехов Н. В. / сост. Е. А. Корольковым. М.: «Польза» В. Антик и К°, 1909. 256 с.
183. Чуковский К. И. Заметки читателя: О футуристах, о Маяковском, Бурлюке / Чуковский К. И. // Рус. слово, 1913, 3 (16) дек.
184. Чуковский К. И. Маленькие дети...: Детский язык: Экикики: Лепые нелепицы / Чуковский К. И. / обложка и тит. лист: В. П. Белкин. Л.: Красная газета, 1928. 96 с.
185. Чуковский К. И. Пушкин и Хлебников (на лекции Д. Бурлюка) / Чуковский К. И. // Речь, 1913, 4 (17) нояб.
186. Чуковский К. И. Футуристы / Чуковский К. И. Петербург: Полярная звезда, 1922. 84 с.
187. Шаргородский С. М. Безумство храбрых. Русский футуризм и дискурс вырождения: вокруг «Футуризма и безумия» Е. Радина / Шаргородский С. М. // Авангард и остальное: сборник статей к 75-летию Александра Ефимовича Парниса / редкол.: Хенрик Баран и др. М.: Три квадрата, 2013. С. 283-312.
188. Шешуков С. И. Неистовые ревнители: из истории литературной борьбы 20-х годов / Шешуков С. И. / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский пед. гос. ун-т»,
Филологический фак., Каф. русской лит. и журналистики XX -XXI веков. М.: МПГУ: Прометей, 2013. 332 с.
189. Шкловский В. Б. Воскрешение слова / Шкловский В. Б. СПб.: тип. З. Соколинского, 1914. 16 с.
190. Шкловский В. Б. О заумном языке. 70 лет спустя / Шкловский В. Б. // Русский литературный авангард. Материалы и исследования. Под ред. М. Марцадури, Д. Рицци и М. Евзлина. Тренто: Департамент истории европейской цивилизации. Университет Тренто, 1990. С. 253-263.
191. Шкловский В. Б. О поэзии и заумном языке / Шкловский В. Б. // Сборники по теории поэтического языка Вып. 3, №1: Поэтика. Петроград: Тип. З. Соколинского, 1919. С. 13-26.
192. Шкловский В. Б. Собрание сочинений / Шкловский В. Б. М.: Новое лит. обозрение, 2018. Т. 1: Революция. 1030 с.
193. Якобсон Р. О. Будетлянин науки: воспоминания, письма, статьи, стихи, проза / Якобсон Р. О. / сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Б. Янгфельдта. М.: Гилея, 2012. 304 с.
194. Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову / Якобсон Р. О. // Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 460 с.
195. Якобсон Р. О. Формальная школа и современное русское литературоведение / Якобсон Р. О. / ред.-сост. Томаш Гланц / пер. с чеш. Екатерина Бобракова-Тимошкина. М.: Языки славянских культур, 2011. 280 с.
196. Яусс Х. Р. История литературы как провокация литературоведения / Яусс Х. Р. / пер. с нем. и предисл. Н. Зоркой // Новое литературное обозрение. 1995. №12. С. 34-84.
197. Barnes Ch. Boris Pasternak and the «Bogeyman of Russian literature» / Barnes Ch. // Russian Literature. 1978. Vol. 6. С. 47-68.
198. Dyserinck H. Imagology and the Problem of Ethnic Identity [Электронный ресурс] / Dyserinck H. URL:
https://is.muni.cz/el/1421/ podzim2009/NIDCC03_01/um/2_Dyserinck.pdf (дата обращения: 16.06.2023).
199. Gayraud R. L'avant-garde aux marches de la Russie: Tiflis, une «cité futuriste» (1917 - 1921) / Gayraud R. // Modernités russes. 2001. № 3. С.195-209.
200. Greve Ch. Art between affective memorisation and the bureaucracy of the archive: From Aleksej Krucenych to contemporary Russian artists / Greve Ch. Russian Literature. 2009. Vol. 65. No. 1-3. С. 379-394.
201. Ichin K. Вопрос фактуры: Взорваль Крученых (The Question of Texture: Kruchenykh's Vzorval') / Ichin K. // Russian literature. 2009. Vol. 65. Is. 1-3. С. 281-294.
202. Janecek G. Z@um: the transrational poetry of Russian futurism / Janecek G. San Diego, Calif.: San Diego state univ. press, 1996. 427 с.
203. Leerssen J. Imagology: On Using Ethnicity to Make Sense of the World [Электронный ресурс] / Leerssen J. // Iberic@. 2016. № 10. Les stéréotypes dans la construction des identités nationales depuis une perspective transnationale: dossier monographique. URL: http://imagologica.eu/cms/UPL0AD/Imagology2016.pdf (дата обращения: 16.06.2023).
204. Self-representation // Merriam-Webster.com Dictionary, Merriam-Webster [Электронный ресурс] URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/self-representation (дата обращения: 25.06.2023).
205. Weststeiln W. G. The Lyric Subject in Krucenych's Poetry / Weststeiln W. G. // Russian Literature. 1995. Vol. 37. Is. 4. С. 659-677.
206. Ziegler R. Алексей Е. Крученых / Ziegler R. // Russian Literature. 1986. Vol. 19. Is. 1. С. 79-103.
207. Ziegler R. Группа «41°» / Ziegler R. // Russian literature. Vol. 17. Is. 1. 1 January 1985. С. 71-86.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.