Культурфилософия гармонии П.А. Флоренского: математика, поэтические тексты, личность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Доброхотова, Виктория Юрьевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат культурологии Доброхотова, Виктория Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГАРМОНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
1.1 Математика как язык культуры.
1.2 Гармония: симметрия/асимметрия, золотое сечение.
1.3 Гармония поэтических текстов.
ГЛАВА II ГАРМОНИЯ КАК ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ П.А. ФЛОРЕНСКОГО
2.1 Гармония личности Павла Флоренского.
2.2 Репрезентация гармонии личности П.А. Флоренского в поэтических текстах.
2.3 Основы гармоничности поэтических текстов П.А. Флоренского.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века2009 год, доктор филологических наук Останкович, Анатолий Вячеславович
Лингвистические основы гармонии и гармонической организации художественного текста в метапоэтике В. Набокова2007 год, кандидат филологических наук Пиванова, Элина Викторовна
Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении: На материале "Онегинской строфы" и русского сонета2000 год, доктор филологических наук Гринбаум, Олег Натанович
Симметрия/асимметрия в лингвистике текста2005 год, доктор филологических наук Пономаренко, Ирина Николаевна
Гармония как константа культуры2006 год, кандидат культурологии Хотеева, Ольга Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурфилософия гармонии П.А. Флоренского: математика, поэтические тексты, личность»
Общая характеристика работы
Герой A.C. Пушкина иронично заметил, что гармонию нельзя поверить алгеброй. Однако задолго до Пушкина Пифагор, по свидетельству Ксенофонта, обнаружил, что музыкальные интервалы возникают не без участия числа. Из этого положения последовало утверждение, что неисчисляемые вещи на самом деле подчинены числу. Потому постижение культуры, ее сущности (культурфилософия) через призму математического знания позволяет увидеть в математике язык культуры, которому имманентна гармония.
П.А. Флоренский был математиком по образованию и не расставался с математикой на протяжении всей жизни. Уже только по этой причине его культурфилософия математике была органична, о чем свидетельствовала и личность самого Флоренского.
Актуальность исследования
Актуальность работы определяется, прежде всего, сложностью формирования понятийного аппарата культурологии, в рамках которой синтезируется терминология других наук. Математика как язык культуры позволяет выявлять скрытые на уровне сознания, но явные для чувственного восприятия элементы гармонии, реализуемые в объектах искусства. В частности, изучение механизмов порождения поэтических текстов на основе математического знания позволяет выявить элементы гармоничности поэтической структуры, установить внутренние структурные отношения текста.
Другая сторона актуальности данной диссертационной работы заключается в недостаточной изученности поэтического наследия П.А. Флоренского, а между тем, изучение поэтических текстов с помощью математических понятий позволяет представить их как элементы языка культуры.
Поэтому основная проблема настоящего исследования состоит в том, чтобы раскрыть на основе математического знания механизмы реализации гармонии в структуре поэтических текстов как текстов культуры.
Степень научной разработанности проблемы
Понимание математики как языка культуры восходит к древнегреческой традиции. В трудах Пифагора, Платона и Аристотеля математика не выделена в отдельную научную отрасль, а составляет неотъемлемую часть древнегреческой культуры1. В современных работах, как правило, представлены исследования отдельно по истории математики и по истории древних культур. Труды А.Ф. Лосева, С.Н. Трубецкого, М. Симона посвящены изучению древнегреческой культуры во взаимосвязи с математическими началами2.
Кроме того, особый статус математике придает П.А. Флоренский, усматривая с ней связь с мировоззрением. Будучи профессиональным математиком, Флоренский в своих работах расширяет сформировавшееся в его время значение математики, считая ошибочным полагать, что объектом математической науки являются только величины3. Сегодня эта мысль развивается в работах В.А. Успенского и А.Н. Колмогорова4.
Понятие «гармония» в рамках данного исследования становится объектом культурфилософской рефлексии. Знания о гармонии обнаруживаются уже в древнегреческой философии, в частности, в трудах
1 Ямвлих О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. - М., 2002; Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. — М., 1990; Платон Собр. Сочинений: в 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Т. 2,3.-М., 1994.
2 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т.1. - М., 1994; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 2, М., 1969; Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.,1995; Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1894; Simon M. Geschichte der Mathematik im Altertum in Verbindung mit antiker Kulturgeschichte. - Berlin, 1909; Флоренский П.А. У водоразделов мысли. - M., 1990; Флоренский П.А. Мнимости в геометрии: расширение области двухмерных образов геометрии (опыт нового истолкования мнимостей). Изд. 2-е. - М., 2004.
3 Флоренский П.А., священник Сочинения: В 4 т. - М., 1999.
4 Успенский В.А. Апология математики или о математике как части духовной культуры. // Новый мир. 2007. № 11, 12; Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии. - М., 1991.
Пифагора, Платона, Аристотеля, Гераклита5. Древнегреческие философы понимали основные функции гармонии как упорядочивающего начала, как основу красоты и порядка. Такое понимание гармонии сохраняет устойчивость в меняющихся культурно-исторических условиях, что прослеживается в трудах Бл. Августина, Альберти, JI. Пачоли, Боэция, Л. да Винчи, И. Кеплера, Г.В. Лейбница6. В эстетико-художественном и философско-историческом ракурсе проблема гармонии рассматривается в работах А.Ф. Лосева, посвященных античным представлениям о гармонии, H.A. Васютинского, М.А. Марутаева, В.П. Шестакова .
Математико-культурологический аспект идеи гармонии актуализируется и современными исследователями, в частности, А.П. Стаховым, A.B. Волошиновым, A.B. Шубниковым, И.Ш. Шевелевым8.
В трудах О.Я. Боднара, H.A. Васютинского, Г. Вейля, Е. Вигнера, A.B. Волошинова, Э.К. Розенова, А.П. Стахова, П.А. Флоренского, А. Цейзинга, И.Ш. Шевелева, И.П. Шмелева, A.B. Шубникова и В.А. Копцика излагается общекулыурное значение таких математических принципов гармонии, как золотое сечение и сочетание симметрии и асимметрии, раскрывается их роль в организации природных и культурных объектов9. При
5 Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. -М., 1894;
6 Августин Аврелий О бессмертии души / Блаженный Августин. - М., 2004; Альберти JI.-Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.,1937; Щетников А.И. Лука Пачоли и его трактат "О божественной пропорции" // Математическое образование, № 1(41), 2007; Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. - М.: Наука, 1987; Леонардо да Винчи Суждения о науке и искусстве / Леонардо да Винчи. - СПб., 1998; Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. T. I. М., 1982.
7 Васютинский H.A. Золотая пропорция. - М., 1990; Марутаев М.А. Гармония как закономерность природы, Золотое сечение. - М., 1990; Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. - М., 1973.
8 Стахов А.П. Гармония Мироздания и Золотое Сечение: древнейшая научная парадигма и ее роль в современной науке, математике и образовании. — М., 2006; Волоишнов A.B. Математика и искусство. - М., 2000; Шубников A.B. Гармония в природе и искусстве. //Природа, 1927, № 7-8; Шевелев И.Ш. Золотое пространство. Основы гармонии. — Кострома. 2006.
9 Zeising, A. Neue Lehre von den Proportionen des menschlichen Körpers. — Leipzig 1854; Боднар О.Я. Золотое сечение и неевклидова геометрия в природе и искусстве. — Львов, 1994; Вейлъ Г. Симметрия: Пер. с англ. - М., 2007; Вигнер Е. Этюды о симметрии. - М., 1971; Волоишнов A.B. Математика и искусство. - М., 2000; Розенов Э.К. Статьи о музыке. Избранное. — М., 1982; Стахов А.П. Коды золотой пропорции. — М., 1984; Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. этом данные работы не содержат непосредственных истолкований или подтверждений взаимосвязи гармонии с симметрией и асимметрией, и золотым сечением.
При исследовании гармонии стихотворений литературоведческую и культурологическую значимость приобрели труды о принципах анализа текстов культуры, а также труды по теории стиха (М.М. Бахтин, М.Ю. Лотман, В.М. Жирмунский, M.JI. Гаспаров, В.Е. Холшевников, У. Эко, Б.М. Эйхенбаум)10. М.М. Бахтин, М.Ю. Лотман и У Эко размышляют о проблеме текста, Ю.М. Лотман приводит примеры комплексного анализа стихотворений, рассматривает структуру поэтических текстов. В.М. Жирмунский, М.Л. Гаспаров, В.Е. Холшевников и Б.М. Эйхенбаум обращаются к изучению природы стихотворного текста.
Среди работ, посвященных исследованию принципов гармоничности структуры поэтических текстов, следует отметить исследования О.Н. Гринбаума, Г.Я. Мартыненко, Э.К. Розенова, A.B. Волошинова, М.А. Абрамова. В них представлены анализы стихотворных текстов с точки зрения симметрии и золотого сечения. Исследователи ограничиваются изучением одного объекта поэтической структуры в аспекте симметрии или золотого сечения: ритмики, морфологии или повторяющихся элементов на уровне семантики11.
Современные исследования жизни Павла Флоренского и его творческого наследия представлены в работах игумена Андроника
Золотое сечение. — М., 1990; Шубников A.B., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. — М., Ижевск, 2004.
10 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979; Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. Текста.- СПб., 1996; Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. - СПб., 2004; Жирмунский В.М. Теория стиха. - Д., 1975; Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. — СПб., 2001; Холшевников В.Е. Стиховедение и математика. - Содружество наук и тайны общества. - М., 1968; Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — JI., 1969.
11 Гринбаум О.Н. Эстетико-формальное стиховедение: Методология. Аксиоматика. Результаты. Гипотезы. - СПб., 2001; Гринбаум О.Н., Мартыненко Г.Я. Русский сонет и «золотая пропорция» ритма. — СПб., 1999; Абрамов М.А., Волошинов A.B. Пушкин и законы симметрии. // Человек, 1999, №3.
A.C. Трубачева), A.H. Паршина, И.А. Едошиной, С.М. Половинкина, Е.В. Ивановой, В.В. Мороз12.
Объект исследования: поэтические тексты П.А. Флоренского как тексты культуры.
Предмет исследования: культурфилософия гармонии в поэтических текстах П.А. Флоренского, как отражение его личности.
Цель исследования: раскрыть содержание культурфилософии гармонии в личности и поэтических текстах П.А. Флоренского.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: представить математику как язык культуры и основу для изучения ее явлений и объектов, в частности, культурфилософии гармонии в искусстве; определить, какие математические принципы образуют гармонию в искусстве; выявить на основе математики как языка культуры элементы гармонии на разных уровнях поэтического текста; раскрыть гармонию личности П.А. Флоренского; представить, как гармония личности автора отразилась в своеобразии поэтического творчества П.А. Флоренского; выявить математические элементы гармонии в поэтических текстах П.А. Флоренского.
12 Игумен Андроник (Трубачев). Священник П.Флоренский: Личность, жизнь, творчество. (Теодицея и антроподицея.). - Томск, 1998; Игумен Андроник (A.C. Трубачев) Основные даты жизни и творчества священника Павла Флоренского // Энтелехия / гл. ред. И.А. Едошина. Кострома. 2009. № 20. С. 5-71; Игумен Андроник (A.C. Трубачев), С.М. Половинкин Основные направления творческого наследия священника Павла Флоренского / Энтелехия / гл. ред. И.А. Едошина. Кострома. 2009. № 20. С. 71-79; Паршин А.Н. Путь. Математика и другие миры. -М., 2002. С. 185-236; Едошина И.А., Бондарев В.А. Культурология: Основные понятия: Адаптированный словарь для студентов - Кострома, 2000; Едошина И. А. Человек в пространстве культуры (Монографические размышления). - Кострома, 1999; Едошина Е.И. Концепт «культура» в антроподициее Отца Павла Флоренского // Энтелехия», 2004, № 8; Половинкин С.М. П.А.Флоренский. Логос против хаоса. М., 1989; Половинкин С.М. Реальность 1920-1930-х годов и «Мнимости геометрии» священника Павла Флоренского // Энтелехия. 2000. № 2; Павел Флоренский и символисты: Опыты литературные. Статьи. Переписка/ Сост., подгот. текста и коммент. Е.В. Ивановой. — М., 2004; Мороз В.В. Взаимосвязь философии и математики в творчестве П.А. Флоренского // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 1997.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что культурфилософия гармонии раскрывается (в частности на примере поэтических текстов) посредством математики как языка культуры. Если разработать методику анализа гармонии поэтического текста на основаниях математики, то можно выявить закономерности реализации и функции элементов гармонии в стихотворении.
Методология исследования базируется на теоретическом материале современной культурологии.
Культурологический анализ основывается на герменевтическом понимании явлений культуры. В контексте нашего исследования герменевтический подход дает возможность представить культурфилософию гармонию как целостное явление культуры в его становлении и развитии. Герменевтический подход был подкреплен структурно-семантическим методом, что позволило исследовать поэтический текст как систему взаимосвязанных элементов целостной структуры.
Благодаря сравнительно-историческому методу раскрываются сущностные значения понятия математики, сложившиеся в различные периоды истории культуры.
Для раскрытия эволюции знаний о симметрии и золотом сечении были применены историко-генетический и диахронический методы исследования, что позволило проанализировать основные этапы и тенденции становления, развития и функционирования обозначенных феноменов.
С целью раскрытия этимологических особенностей некоторых понятий, представленных на древнегреческом языке, был использован лингвистический метод.
Биографический метод использовался нами с целью выявления индивидуальных особенностей личности П.А. Флоренского, которые оказали непосредственное влияние на создаваемые им стихотворные тексты.
Теоретико-методологическая база исследования создавалась с учетом культурфилософских и литературных концепций А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, П.А. Флоренского, М.М. Бахтина, М.Л. Гаспарова, У. Эко; учитывались достижения современного научного знания в области культурологии, включающие работы И.А. Едошиной, О.Н. Гринбаума, A.B. Волошинова, М.А. Марутаева, Г. Вейля, А.Н. Паршина, Е.В. Осмининой, А.П. Стахова, В.А. Успенского, A.B. Шубникова.
Научная новизна исследования: объяснена правомерность обращения к математике как языку культуры; систематизирована и обобщена информация о потенциальных единицах гармонии в поэтических текстах, выявленных на основе математики: сочетание симметрии и асимметрии, золотое сечение; уточнено культурфилософское содержание терминов симметрия и асимметрия, и золотое сечение: их согласованность отражает гармоничность элементов объектов культуры. выявлены функции симметрии и асимметрии, золотого сечения в поэтических текстах: ритмообразующая\ морфологическая; смыслоразделителъная; определены виды элементов гармонии поэтического текста: нормативные и авторские. раскрыта гармония личности Павла Флоренского. проанализированы поэтические тексты П.А. Флоренского как отражение его культурфилософии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Математическое знание есть язык культуры и составляет одно из оснований культурфилософии П.А. Флоренского. Математика, как и язык, обладает знаковой природой (математические знаки и символы). По П.А. Флоренскому, математика мыслится как ключ к миропониманию в силу природной интегративности и универсальности.
2. Математика в качестве языка культуры позволяет увидеть скрытые в текстах культуры, но эксплицитные на уровне восприятия элементы гармонии явлений культуры. В гармонии отражается оптимальное соотношение или взаимосвязь элементов, которые образуют единое органичное и согласованное целое. Качественным выражением гармонии является согласование симметрии/асимметрии и золотое сечение.
3. В пределах культурфилософии Флоренского закономерность сочетания симметрии и асимметрии отражает природную гармонию, предполагающую согласование, в том числе и разнородных элементов. Золотое сечение мыслится вслед за Флоренским как способ соединения элементов в единое целое. Симметрия/асимметрия и золотое сечение дают представление о том, как рождается единое целое.
4. В качестве целого выступает поэтический текст как текст культуры, в котором реализуются элементы гармонии. В результате рождается подвижная, знаковая система, способная к трансформации, цель которой достижение гармонии.
5. Под симметрией/асимметрией в поэтическом тексте понимается формообразующий принцип гармонического упорядочивания элементов в рамках целостной системы. Золотое сечение в стихотворном тексте конституируется как структурно-семантической принцип организации поэтического пространства в единое целое. Выявленные элементы гармонии выполняют следующие функции в стихотворном тексте: ритмообразующую, смыслоразделительную, морфологическую, и композиционную.
6. Гармония поэтического текста достигается за счет того, что, с одной стороны, система стремится подчинить поэтическое произведение правилам самой системы, а с другой стороны, наблюдается тяготение к нарушению этих правил, что лишает систему автоматизма. Оптимальное сочетание выявленных тенденций придает поэтическому тексту оригинальность, органичность, упорядоченность, согласованность.
7. Гармония личности П.А. Флоренского проявилась в органичном сочетании разных видов деятельности при сохранении целостности мировоззрения, веры в Бога, жажды к знаниям и благоговейного отношения к семье и роду. Специфика личности Флоренского отразилась в его творчестве: поэтические тексты П.А. Флоренского отличаются дневниковостью, автобиографичностью и родобиографичностью, символичностью, тематическим и стилистическим разнообразием.
8. Процесс реализации гармонии в поэтических текстах П.А. Флоренского основан на золотом сечении и симметрии/асимметрии. Однако в реальности присутствуют, как правило, лишь отдельные элементы гармонии, не образующие единого целого поэтического пространства. Поэтому поэтические тексты Флоренского представляют собой изложенные в ритмизованной форме мысли автора, несовершенные с технической точки зрения, но искренние.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что культурфилософия Флоренского обоснована пониманием математики как языка культуры. На основе математического знания описывается гармония в искусства. Такой подход позволил определить элементы, образующие гармонию объекта культуры: симметрия/асимметрия и золотое сечение. Доказано, что поэтический текст как текст культуры может быть рассмотрен как система, в которой реализуется элементы гармонии, создавая иерархично упорядоченную структуру, элементы которой организованы в единое целое. Интеграция знаний о гармонии поэтических текстов в контексте математики как языка культуры дала возможность получить новые сведения о структуре поэтического тексте, тем самым дополняя структурно-семиотический метод изучения стихотворных текстов. В данном случае были выделены и описаны все возможные способы реализации элементов гармонии в поэтическом тексте на фонетическом, морфологическом, семантическом и композиционном уровнях поэтической системы. Такой подход к поэтическому тексту по-иному освещает взаимосвязь структуры, и содержания текста: сопоставление текстов' разных авторов основано на балансе согласованности элементов гармоничности двух видов: авторских и нормативных.
Личный вклад диссертанта состоит в том, что представлено изучение поэтических текстов в контексте математического знания как языка культуры; раскрыта гармония личности Павла Флоренского, перенесенная им на поэтическое творчество; изучено поэтическое наследие П.А. Флоренского в аспекте гармонии.
Научно-практическая значимость определяется тем, что в данной работе посредством математики как-языка культурфилософии Флоренского описана реализация гармонии в тексте, что способствует формированию понятийного аппарата культурологии. Материал исследования- может быть использован при разработке теоретических и практических учебных курсов, по проблемам литературы и поэтики, по теории и интерпретации > текста, а также в разработке и проведении специальных курсов в. рамках культурологии. На основе предложенного практического анализа поэтических текстов ,П. А. Флоренского возможны аналогичные, исследования творчества других поэтов в аспекте выявления, гармонических структур стихотворений.
Достоверность научных положений и выводов диссертации обеспечивается фундаментальным характером поставленной проблемы, ее обоснованностью, выбором необходимых для ее решения методов исследования, апробацией полученных результатов.
Апробация результатов исследования.
Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культур Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова (2006-2010 гг.). Основные положения диссертационного исследования были представлены в докладах и тезисах на международной научно-практической конференции «Диалог культур -культура диалога» (Кострома, сентябрь 2007 г.); на международной научной конференции «Наследие священника Павла Флоренского и музейное дело в России» (Кострома, 24-27 октября 2007 г.); на всероссийской научно-практической конференции «Технологическая культура педагога» (2008 г.); на международной научной конференции «Проблемы культурфилософии в трудах священника Павла Флоренского» (Кострома, 24-25 октября 2008 г); межвузовской научной конференции «Личность в культуре Костромского края XX век» (Кострома, 25 апреля 2009 г); межвузовской практической конференции «Деды отшедшие, деды священнослужители.» (Преподавание основ православия, светской этики и вопросы культуры) (Кострома, 10 апреля 2010 г.).
Структура диссертации.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 162 наименования. Общий объем работы составляет 157 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
О космогенных основаниях художественной культуры (на примере лирики М.Ю. Лермонтова)2017 год, кандидат наук Богачев Илья Альбертович
Роль математического учения о симметрии и пропорциях в творчестве человека2008 год, кандидат философских наук Вергазова, Ольга Бухтияровна
Культурфилософские основания антиномий П.А. Флоренского и Б.Л. Пастернака2011 год, кандидат культурологии Губанов, Сергей Александрович
Тема имени в творчестве П.А. Флоренского.2011 год, доктор философских наук Джагарова, Галина Михайловна
Структурно-статистический анализ паттернов золотого сечения и зеркальной симметрии в стихотворениях А. С. Пушкина: Опыт квантитативной культурологии1999 год, кандидат культурол. наук Абрамов, Михаил Александрович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Доброхотова, Виктория Юрьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. В качестве языка культуры выступает математическое знание. Такой подход к математике как основы миропонимания характерен для исследований П.А. Флоренского, в которых органично включены математические понятия и категории. Математика как язык культуры позволяет увидеть скрытые в текстах культуры, но эксплицитные на уровне восприятия элементы гармонии, выраженные в объекте или явлении культуры.
Гармония представляет собой одну из оптимальных форм соотношения или взаимосвязи элементов, которые при слиянии образуют единое целое, отличающееся особой органичностью и согласованностью. Важным условием сочетания частей в гармоничное целое является внутренняя противоположность или разнородность включенных в единое целое частей, при этом контрастность элементов не вызывает противоречий внутри целого. Исходя из понимания гармонии, ее качественным выражением мыслятся такие математические принципы, как согласование симметрии/асимметрии и золотое сечение, поскольку содержат разнокачественные начала, при сочетании которых образуется единое согласованное целое.
В культурфилософском понимании сочетание симметрии и асимметрии есть формообразующий принцип согласования в том числе и разнородных элементов структуры в единое целое. Золотое сечение мыслится, следуя размышлениям П.А. Флоренского, как способ структурного воплощения объекта культуры, предполагающий закономерное соединение элементов в целое.
В качестве целого, части которого гармонично согласуются, выступает поэтический текст как текст культуры. В поэтическом тексте симметрия/асимметрия и золотое сечение проявляются на фонетическом, морфологическом, семантическом и композиционном и выполняют такие функции, как образование ритма, организация морфологического строя и выделение смысловых частей. В поэтическом тексте элементы гармонии могут быть нормативными и авторскими. Оптимальное сочетание данных тенденций создает оригинальность, органичность, упорядоченность, согласованность поэтического текста. Резкое преобладание нормативных элементов гармонии лишает поэтический текст новаторства и своеобразия. Доминирование в стихотворном тексте авторских элементов гармонии приводит к противоречиям в поэтической системе, нарушая ее целостность.
Исследование поэтических текстов в аспекте симметрии/асимметрии и золотого сечения дополняет структурно-семантический подход М.Ю. Лотмана, поскольку при таком подходе поэтический текст мыслится как органичная совокупность отдельных знаков, структура которых информативна. Наблюдение за особенностями поэтической формы позволяет выявить дополнительные смыслы, вкладываемые поэтом в стихотворный текст, что, в свою очередь, способствует более глубокому осмыслению гармонии автора.
Гармония личности Павла Флоренского проявилась в органичном сочетании разных видов деятельности при доминирующей роли математики, веры в Бога, жажды к познанию и благоговейного отношения к семье и роду, а также символизме как типу мировосприятия. Особенности личности Флоренского отразились в его поэтическом творчестве: поэтические тексты Флоренского отличаются дневниковостью, автобиографичностью, родобиографичностью, символичностью, тематическим и стилистическим разнообразием. Поэтическое наследие Павла Флоренского явилось своеобразным отражением научных взглядов, духовных исканий и внутренних переживаний автора.
Анализ поэтических текстов Флоренского с целью выявления элементов гармонии показал, что поэтические тексты автора основаны на симметрии/асимметрии и золотом сечении, в них присутствуют отдельные элементы гармонии, не образующие единого целого поэтического пространства. Поэтому поэтические тексты Флоренского не являются гармонично упорядоченным целым, а представляют собой изложенные в ритмизованной форме мысли автора, технически несовершенные, но искренние.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Доброхотова, Виктория Юрьевна, 2011 год
1. Абрамов, М.А., Волошинов, A.B. Пушкин и законы симметрии. Текст. / М.А. Абрамов, A.B. Волошинов // Человек. 1999. № 3.
2. Августин, Аврелий О бессмертии души Текст. / Блаженный Августин. -М.: ACT, 2004. С. 1-67.
3. Аймермахер, К. Знак. Текст. Культура. (Труды Института европейских культур.). Текст. / К.Аймермахер. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 2001. с. 13-170.
4. Алъберти, Л.—Б. О зодчестве Текст. / Л.-Б. Альберти // Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.,1937.
5. Анализ одного стихотворения. Текст. /- Л.,1985.
6. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Текст. / Пер., предисл. и комм. А. Шапошникова. -М.: Эксмо, 2006.
7. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исслед. разных лет. Текст. /М. М. Бахтин. -М.: Худож. лит., 1975.
8. Белый, А. Золото в лазури. Текст. / А. Белый / Послесл. и примеч. A.B. Лаврова. — М.: Прогресс-Плеяда, 2004.
9. Белый, А. Символизм. Книга статей. Текст. / А. Белый. М., 1910.
10. Боднар, О.Я. Золотое сечение и неевклидова геометрия в природе и искусстве. Текст. / О.Я. Боднар. — Львов, Изд-во «Свит», 1994.
11. Васютинский, H.A. Золотая пропорция. Текст. / H.A. Васютинский. — М.: Молодая гвардия., 1990.
12. Вейлъ, Г. Симметрия: Пер. с англ. Текст. / Г. Вейль /Под ред. Б.А. Розенфельда. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКН, 2007.
13. Вейсман, А.Д. Греческо-русский словарь. Текст. / А.Д. Вейсман /Репринт 5-го издания 1899г. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991.
14. Вернадский, В.И. Труды по философии естествознания. Текст. / В.И. Вернадский. М.: Наука, 2000.
15. Вигнер, Е. Этюды о симметрии. Текст. / Е. Вигнер. М.: Мир, 1971.
16. Волошинов, A.B. Математика и искусство. Текст. / A.B. Волошинов. — М.: Просвещение, 2000.
17. Волошинов, A.B. Математика и искусство: Кн. для тех, кто не только любит математику или искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. Текст. / A.B. Волошинов. — 2-е изд., дораб. и доп. М.: Просвещение, 2000.
18. Воробьев, H.H. Числа Фибоначчи. Текст. / H.H. Воробьев. М.: Наука, 1978.
19. Гаспаров, M.JI. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. Текст. / M.JI. Гаспаров. СПб.: Азбука, 2001.
20. Гаспаров, M.JI. Очерки истории европейского стиха. Текст. / M.JI. Гаспаров. -М.: Наука, 1989.
21. Гаспаров, M.JI. Русские стихи 1890-х-1 925-го годов в комментариях. Текст. / M.JI. Гаспаров. М.: Высшая школа, 1993.
22. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Текст. / И.Р. Гальперин М., 1981.
23. Гесиод. Полное собрание текстов. Текст. / Гесиод / Пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко. Вступительная статья В.Н. Ярхо. Комментарии О.П. Цыбенко и В.Н. Ярхо. М.: Лабиринт, 2001.
24. Гигин Мифы / Пер. с латин. Д. Торшилова / Под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. СПб.: Алетейя, 1997.
25. Грес, П.В. Математика для гуманитариев: Учебн. пособие. Текст. / П.В. Грес. М.: Юрайт. 2000.
26. Гринбаум, О.Н. Гармония ритма и поэтическая коммуникация Текст. / О.Н. Гринбаум. // Матер. XX межвуз. науч.-методич. конф. преподав, и аспир. Вып. 11., Ч.2.— СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
27. Гринбаум, О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико— формальном измерении (на материале "Онегинской строфы" и русского сонета). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
28. Гринбаум, О.Н., Мартыненко, Г.Я. Русский сонет и «золотая пропорция» ритма. Текст. / О.Н. Гринбаум, Г.Я. Мартыненко. СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 1999. - 20 с.
29. Гринбаум, О.Н. Поэтический текст и феноменология ритма Текст. /О.Н. Гринбаум // Мир русского слова — СПб.: Златоуст, 2002. № 3.
30. Гринбаум, О.Н. "Чудный" сон Татьяны как метаметафора пушкинского романа Текст. / О.Н. Гринбаум // Когнитивные сценарии коммуникации // Доклады IV Междунар. науч. конф Симферополь, 2002.
31. Гринбаум, О.Н. Эстетико-формальное стиховедение: Методология. Аксиоматика. Результаты. Гипотезы. Текст. / О.Н. Гринбаум СПб.: Изд—во СПбГУ, 2001. .
32. Гумбольдт, В. фон Язык и философия культуры. Текст. / В.фон Гумбольдт. М., 1985.
33. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. Текст. / А.Я. Гуревич. М.: Изд-во Искусство, 1984.
34. Данте Алигьери Божественная комедия. / Данте Алигьери Пермская книга, 1994.
35. Дворецкий, И. X. Древнегреческо-русский словарь. Текст. / ИХ. Дворецкий. -М., 1958.
36. Дюрер, А. Трактаты. Дневники. Письма Текст. / А. Дюрер; [Вступ. ст., пер. с ранненововерхненем. и коммент. Ц. Несселыптраус] СПб.: Азбука, 2000.
37. Едошина, И.А., Бондарев, В.А. Культурология: Основные понятия: Адаптированный словарь для студентов. Текст. / И.А. Едошина, В.А. Бондарев. Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2000.
38. Едошина, И.А. Концепт «культура» в антроподициее Отца Павла Флоренского. Текст. / И.А. Едошина // Научно-публицистический журнал «Энтелехия», 2004, № 8.
39. Едошина, И.А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы: Монография. Текст. / И.А. Едошина.— Москва Кострома, 2002.
40. Едошина, И.А. Человек в пространстве культуры: (Монографические размышления). Текст. / И.А. Едошина. Кострома: Изд-во КГУ, 1999.
41. Жирмунский, В.М. Теория стиха. Текст. / В.М.Жирмунский. — Л.: Сов.писатель, 1975.
42. Жмудь, Л. Я. Пифагор и его школа. Текст. / Л .Я. Жмудь. М.: Наука, 1990.
43. Игумен Андроник (A.C. Трубачев) «Обо мне не печальтесь.»: Жизнеописание священника Павла Флоренского Текст. /игумен Андроник. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.
44. Игумен Андроник (A.C. Трубачев) Основные даты жизни и творчества священника Павла Флоренского. Текст. /игумен Андроник // Энтелехия / гл. ред. И.А. Едошина. Кострома. 2009. № 20. С. 5-71.
45. Игумен Андроник (A.C. Трубачевj, Половинкин, С.М Основные направления творческого наследия священника Павла Флоренского. Текст. /игумен Андроник, С.М. Половинкин // Энтелехия / гл. ред. И.А. Едошина. Кострома. 2009. № 20. С. 71-79.
46. Игумен Андроник (A.C. Трубачев) Священник П.Флоренский: Личность, жизнь, творчество. (Теодицея и антроподицея.). Текст. / игумен Андроник. Томск, 1998.
47. Игумен Андроник (A.C. Трубачев) Таинство брака (1910) и семейная жизнь. Текст. /игумен Андроник // Энтелехия / гл. ред. И.А. Едошина. Кострома. 2006. № 12. С. 5-49.
48. Казарин, Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для ВУЗов. Текст. / Ю.В. Казарин. М.: Академич.проект, 2005.
49. Кармин, A.C., Новикова, Е.С. Культурология. Текст. / A.C. Кармин, Е.С. Новиков. СПб.: Питер, 2005.
50. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания. Текст. / С.Х. Карпенков. М., 1997.
51. Квятковский, А.П. Поэтический словарь. Текст. / А.П. Квятковский. — М.: Сов. энцикл., 1966.
52. Клайн, М. Математика. Утрата определенности. Текст. / М. Клайн. — М.: Мир, 1984.
53. Колмогоров, А.Н. Математика в ее историческом развитии. Текст. / А.Н. Колмогоров. М., 1991. С. 24-85.
54. Кондратов, А. М. Математика и поэзия. Текст. / A.M. Кондратов. М., 1962.
55. Красноперова, М.А. Новые модели и новая ориентация в изучении ритмики стиха. Текст. / М.А. Красноперова // Славянский стих: Стиховедение. Поэтика. Лингвистика. М., 1966.
56. Красноперова, М.А. Основы рекноструктивного моделирования стихосложения. Текст. / М.А. Красноперова. СПб.,2000.
57. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, A.B. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян.—.4-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2002.
58. Кун, H.A. Легенды и мифы Древней Греции. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Текст. / H.A. Кун. М., 1955.
59. Лейбниц, Г. В. Монадология Текст. /Г.В.Лейбниц // Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4 тт. Т. I. М.: Мысль, 1982.
60. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 11-246.
61. Леонардо, да Винчи Суждения о науке и искусстве Текст. / Леонардо да Винчи. СПб.: Азбука, 1998. С. 2-112.
62. Лингвистический анализ поэтического текста: Учебно—методическое пособие / Казан, гос. ун-т. Филол. фак-т. Каф. истории русского языка и языкознания; Сост. М.О. Новак — Казань: Казан, гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004.
63. Лосев, А.Ф. Из истории эстетической мысли средневековья. Текст. /А.Ф. Лосев. Сб. ст. -М., 1961.
64. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Текст. / А.Ф. Лосев. Т.1. -М.: Ладомир, 1994.
65. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Текст. / А.Ф. Лосев. Т. 2, М.: «Искусство», 1969.
66. Лосев, А. Ф. Мифология греков и римлян. Текст. / А.Ф. Лосев. М., 1996.
67. Лосев, А.Ф. Словарь античной философии. Текст. / А.Ф.Лосев. М.,1995.
68. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения. Текст. / А.Ф.Лосев. М.: Мысль, 1978.
69. Лосев, А. Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы. Текст. / А.Ф. Лосев. В кн.: Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, т. 83, вып. 4. М., 1954.
70. Лосский, Н.О. История русской философии. Текст. / И.О. Лосский. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.
71. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт, текста/ Ю.М. Лотман, М.Л. Гаспаров СПб.: Искусство - СПб., 1996.
72. Лотман, Ю.М. О русской литературе: Ст. и исслед. (1958-1993): История рус. прозы. Теория литературы Текст. / Ю.М. Лотман / Вступ. ст. И.А. Чернова; Сост.: Н.Г. Николаюк, О.Н. Нечипуренко. СПб.: Искусство, 1997.
73. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Текст. / Ю.М. Лотман. Таллин: Александра, 1992.
74. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста. Текст. / Ю.М. Лотман. М., 1970.
75. Марутаев, М.А. О гармонии как закономерности, Методические материалы Текст. / М.А. Марутаев. Ротапринт Москва, 1972.
76. Марутаев, М.А., О гармонии мира. Текст. / М.А. Марутаев. // Вопросы философии. 1994. № 6.
77. Марутаев, М.А., Гармония как закономерность природы, Золотое сечение. Текст. / М.А. Марутаев. Москва, 1990.
78. Михайлов, A.B. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии Текст. / A.B. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 1997.
79. Мороз, В.В. Взаимосвязь философии и математики в творчестве П.А. Флоренского Текст. / В.В. Мороз. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 1997. С. 26-43.
80. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха Текст. / Составитель, автор статей и примечаний
81. B.Е. Холшевников. 2-е изд. Л. 1987.
82. Начала Евклида. Книги 1-Х. М.-Л.: ГИТТЛ, 1949.
83. Неаполитанский, С.М., Матвеев, С. А. Сакральная геометрия. Текст. /
84. C.М. Неаполитанский, С.М. Матвеев. СПб.: Издательство ин-ститута метафизики, 2004.
85. Нейгебауер, О.Точные науки в древности Текст. / Пер. с англ. Е. В. Гохман, Под ред. и с пред. А.П.Юшкевича, НАУКА, Москва 1968 с. 147-160, 200-214.
86. Николина, H.A. Филологический анализ текста Текст. / H.A. Николина. -М.: Academia, 2003.
87. Новиков, JI.A. Художественный текст и его анализ Текст. /JI.A. Новиков-М.: Рус. яз., 1988.
88. Осминина, Е.В. Творение мифа и интерпретация культурного героя: Розанов и Пушкин Текст.: дис. . канд. культурологии: 24.00.01 / Осминина Елена Витальевна. — Кострома, 2005.
89. Павел Флоренский и символисты: Опыты литературные. Статьи. Переписка Текст. / Сост., подгот. текста и коммент. Е.В. Ивановой. — М.: Языки славянской культуры, 2004.
90. Парахонский, Б.А. Язык культуры и генезис знания Текст. / Б.А. Парахонский. Киев, 1998.
91. Пархоменко, И.Т., Радугин, A.A. Культурология в вопросах и ответах Текст. /И.Т. Пархоменко, A.A. Радугин-М.: Центр, 2001.
92. Паршин, А.Н. Путь. Математика и другие миры Текст. / А.Н. Паршин. -М.: Добросвет, 2002. С. 185-236.
93. Переписка П. А. Флоренского с Андреем Белым // Контекст. Литературно-теоретические исследования 1991. М., 1991.
94. Платон Собр. сочинений в 4 т. Текст. / Т. 2, 3. М.: Мысль, 1994.
95. Половинкин, С.М. П.А. Флоренский. Логос против хаоса Текст. / С.М. Половинкин. М., 1989.
96. Половинкин, С.М. Реальность 1920-1930-х годов и «Мнимости геометрии» священника Павла Флоренского Текст. / С.М. Половинкин // Энтелехия. 2000. № 2. - С. 67-77.
97. Портер, Л.Г. Симметрия — владычица стихов: Очерк начал общей теории поэтических структур Текст. / Л.Г. Портер. М.: Языки славянской культуры, 2003.
98. Розенов, Э.К. Статьи о музыке. Избранное Текст. / Э.К. Розенов. М. Музыка. 1982.
99. Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание Текст. М., 1992.
100. Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции Текст. / Под ред. проф. A.B. Волошинова. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002.
101. Стахов, А.П. Гармония Мироздания и Золотое Сечение: древнейшая научная парадигма и ее роль в современной науке, математике и образовании. Текст. / А.П. Стахов // «Академия Тринитаризма», М., 2006.
102. Стахов, А.П. Коды золотой пропорции Текст. / А.П. Стахов. — М.: Радио и связь, 1984.
103. Степанов, А.И. Число и культура: Рациональное бессознательное в языке, литературе, науке, современной политике, философии, истории Текст. / А.И. Степанов. — М.: Языки славянской культуры, 2004.
104. Сухотин, А.К. Ритмы и алгоритмы Текст. / А.К. Сухотин. М., 1983.
105. Тамарченко, Н.Д. Эстетика словесного творчества М.М. Бахтина и русская религиозная философия Текст. / Н.Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2001. с. 77-99.
106. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н.Д. Тамарченко Текст. М.: РГГУ, 2002.
107. Тресиддер, Дж. Словарь символов Текст. / Дж. Тресиддер. М.: Гранд, 1999.
108. Трубецкой, С.Н. Метафизика в Древней Греции Текст. / С.Н. Трубецкой. М.: тип. Э Лисснера и Ю. Романа, 1894.
109. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка Текст. / Ю.Н. Тынянов. -Л., 1924.
110. Уколова, В. И. «Последний римлянин» Боэций. Текст. / В.И. Уколова. — М.: Наука, 1987.
111. Успенский, В.А. Апология математики или о математике как части духовной культуры. Текст. / В.А. Успенский // Новый мир. 2007. № 11, 12.
112. Успенский, В.А. Математическое и гуманитарное: преодоление барьера Текст. / В.А. Успенский // Знамя, 2007, № 12.
113. Успенский, В.А. Труды по нематематике С приложением семиотических посланий А.Н. Колмогорова к автору и его друзьям Текст. / В.А. Успенский. В 2 т. Т.1 М.: ОГИ, 2002.
114. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка Текст. / М. Фасмер. В 4-х т. / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. 3-е изд., стер. СПб., 1996.
115. Федорова, Л., Федоров, Д. Слово и символ в эстетике Павла Флоренского. Текст. / Л. Федорова, Д. Федорова. // Вестник Московского университета Серия 7. Философия. №2. 1997. С. 3-15.
116. Флоренский, П.А. Автобиография Текст. / П.А.Флоренский // Наше наследие. 1988. №1.
117. Флоренский, П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Текст. / П. Флоренский. -М.: ACT, 2004.
118. Флоренский, П.А. Мнимости в геометрии: расширение области двухмерных образов геометрии (опыт нового истолкования мнимостей) Текст. / П.А. Флоренский. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004.
119. Флоренский, П. Оро. Лирическая поэма. 1934-1937 гг. Документы, отрывки из переписки с семьей. Рисунки Текст. / П. Флоренский. — М.: Институт учебника Paideia, 1998.
120. Флоренский, П.А., священник Сочинения Текст. / П.А. Флоренский. В 4 т. Т. 1/Сост. игумена Андроника (A.C. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (A.C. Трубачев). — М.: Мысль, 1999.
121. Флоренский, П.А., священник Сочинения Текст. / П.А. Флоренский. В 4 т. Т. 2/Сост. игумена Андроника (A.C. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (A.C. Трубачев). -М.: Мысль, 1999.
122. Флоренский, П.А., священник Сочинения Текст. / П.А. Флоренский. В 4 т. Т. 3(1)/Сост. игумена Андроника (A.C. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (A.C. Трубачев). -М.: Мысль, 1999.
123. Флоренский, П.А. священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии Текст. / П.А. Флоренский. М.: Мысль, 2000.
124. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли Текст. / П.А. Флоренский. М., 1990.
125. Флоренский, П. А.: pro et contra Текст. / П.А. Флоренский. СПб., 1996.
126. Флоренский, П.В., Шутова, Т.А. Павел Флоренский XX век от Р.Х., год первый Текст. / П.В. Флоренский, Т.А. Шутова. // Наше наследие, 2005, №3.
127. Холшевников, В.Е. Стиховедение и математика Текст. / В.Е. Холшевников. -М., 1968. С. 384-396.
128. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. Текст. / П.Я. Черных. 3-е изд. стереотип. - М.: Рус. яз., 1999.
129. Шанский, Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Текст. / Н.М. Шанский. 2-е изд.- Л.: Просвещение, 1990.
130. Шевелев, И.Ш. Векторная логика целостности. Текст. / И.Ш. Шевелев. Издательство: Костромской Государственный педагогический университет им. H.A. Некрасова. Подготовка текста и печать ИМЦ «ИНКАД». Кострома. 1997.
131. Шевелев, И. Ш. Золотое пространство. Основы гармонии. Текст. / И.Ш. Шевелев. Кострома. 2006
132. Шевелев, И.Ш. Метаязык живой природы. Текст. / И.Ш. Шевелев. — Кострома: Воскресенье 2000.
133. Шевелев, И.Ш., Марутаев, М.А., Шмелев, И.П. Золотое сечение. Текст. / И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев. М.: Стройиздат, 1990.
134. Шевелев, И.Ш. Принцип пропорции. Текст. / И.Ш.Шевелев. М.: Стройиздат, 1986.
135. Шевелев, И.Ш. Формообразование (Число. Форма. Искусство. Жизнь) Текст. / И.Ш. Шевелев. Кострома: «ДиАр», 1995.
136. Шестаков, В.П. Гармония как эстетическая категория. Текст. / В .П. Шестаков. -М.: Наука, 1973.
137. Шестаков, В.П. Эстетические категории. Текст. / В.П. Шестаков. — М., 1983.
138. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Текст. / А.П. Шикман. Москва, 1997.
139. Шубников, A.B. Гармония в природе и искусстве Текст. / A.B. Шубников // Природа, 1927, № 7-8, стр. 609—621.
140. Шубников, A.B., Копцик, В.А. Симметрия в науке и искусстве. Текст. / A.B. Шубников, В.А. Копцик. Москва - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2004.
141. Щетников, А.И. Лука Пачоли и его трактат "О божественной пропорции" Текст. / А.И. Щетников // Математическое образование, № 1(41), 2007, с. 33-44.
142. Эйхенбаум, Б.М. О поэзии. Текст. / Б.М. Эйхенбаум. Л., 1969.
143. Эко, У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. Текст. / У. Эко. СПб.: Академический проект, 2004.
144. Эстетика, т. 1, -М., 1968.
145. Эткинд, Е.Г. Материя стиха. Текст. / Е.Г. Эткинд. СПб., 1998.
146. Эткинд, Е.Г. Разговор о стихах. Текст. / Е.Г. Эткинд. М., 1970.
147. Эшер, М. К. Графика. Текст. / М.К. Эшер. Арт-Родник, Taschen, 2009.
148. Ямвлих О Пифагоровой жизни Текст. / Ямвлих / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. -М.: Алетейа, 2002.
149. Brauers, J. Weltformel Harmonie. Text. / J. Brauers. Baden-Badener Verlag., 1998.
150. Clifford, P. Die Mathematik und das Göttliche. Text. / P. Clifford. -Spektrum Verlag., 2003.
151. Kreuzer, H., Gunzenhäuser, R. Mathematik und Dichtung. Nymphenburger. Text. / H. Kreuzer, R. Gunzenhäuser. München., 1965.
152. Lüscher, M. Das Harmoniegesetz in uns. Der Klassiker der neuen Richtungen. Text. / M. Lüscher. Ullstein., 2003.
153. Radbruch, K. Mathematische Spuren in der Dichtung. Text. / K. Radbruch Wiss. Buchgesellschaft. - Darmstadt., 1997.
154. Radbruch K. Mathematik in der Lyrik. In Überblicke Mathematik. Text. / K. Radbruch. — Vieweg-Verlag., Braunschweig-Wiesbaden. 1997.
155. Schülerduden Mathematik I, II. Text. / Dudenverlag. 1999.
156. Zeising, A. Neue Lehre von den Proportionen des menschlichen Körpers. Text. / A. Zeising, Leipzig 1854.1. Источники интернет
157. Аристотель Метафизика Электронный ресурс. / Пер. A.B. Кубицкого. M.-JL: Соцэкгиз. переизд.: Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М., 1975 — http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txt
158. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.-http://www.slovari.yandex.ru/dict/bse/.
159. Гринбаум, О.Н. «Золотое сечение» и метафизика пушкинского стиха. Электронный ресурс. / О.Н. Гринбаум // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 12571, 2005. -http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/004a/02320032.htm.
160. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Электронный ресурс. / А.Ф. Лосев, том IV М.: «Искусство», 1975. —http ://psylib. org.ua/books/lose004/txt 16 .htm.
161. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н.Ушакова. -Электронный ресурс. М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/08-l/usl 109708.htm
162. Флоренский П.В., Шутова Т.А. Детство и юность Павла Александра Флоренского. Электронный ресурс.http://lib.icr.su/node/965.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.