Кросс-культурный подход к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Чжао Наньнань

  • Чжао Наньнань
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 206
Чжао Наньнань. Кросс-культурный подход к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2019. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чжао Наньнань

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Теоретико-методические основы кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая

1.1. Кросс-культурный подход к педагогике музыкального образования: предпосылки возникновения и задачи развития на современном этапе

1.2. Категория «учебник» в системе общего начального музыкального образования РФ и КНР: сущность и история развития

1.3. Педагогические технологии формирования кросс-культурной компетенции обучающихся в процессе освоения дидактических функций учебников для общего начального музыкального

образования РФ и КНР

Выводы по главе

63-88

ГЛАВА 2. Моделирование процесса реализации кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая

2.1. Констатирующий этап моделирования процесса реализации кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических

функций учебников для общего начального музыкального

образования России и Китая

2.2 Формирующий этап моделирования процесса реализации кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального

образования России и Китая

2.3. Проверочный этап моделирования процесса реализации кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального

образования России и Китая

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Кейс № 1 (констатирующий этап)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Кейс №2 (формирующий этап)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Кейс №3 (формирующий этап)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Кейс №4 (формирующий этап)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Кейс №5 (формирующий этап)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Кейс №6 (формирующий этап)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Кейс №7 (проверочный этап)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Кейс №8 (проверочный этап)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кросс-культурный подход к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая»

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время укрепляется российско-китайское сотрудничество, как в экономических, так и гуманитарных областях, однако, особенности музыкального образования России и Китая рассматриваются в научно-педагогической литературе, в большей мере, изолированно. Между тем, условия глобализации требуют сегодня понимания образования, как кросс-культурного феномена. Данный факт актуализирует кросс-культурный подход к профессиональной подготовке педагога-музыканта. Будучи основанным на идеях сравнительной педагогики РФ и КНР, кросс-культурный подход представляется эффективным для становления и развития универсальных компетенций обучающихся в области международного сотрудничества. Так, в педагогике музыкального образования реализация кросс-культурного подхода способствует:

- установлению общих тенденций (единства социальных требований) и закономерностей (характерных особенностей), обусловленных приоритетами образовательной политики России и Китая в понимании роли музыкального образования на современном этапе;

- целостной характеристике педагогических условий модернизации музыкального образования России и Китая как обновления нормативно-правовой базы музыкального образования; технологий профессиональной подготовки учителя музыки; системы учебно-методического обеспечения музыкального образования;

- гармонизации исторически сложившихся неоднородных систем музыкального образования России и Китая путем взаимообогащения с целью координации действий в решении актуальных задач единого образовательного пространства - воспитания, развития и обучения подрастающего поколения средствами музыкального искусства.

Таким образом, выбор темы обусловлен сложившимися противоречиями:

- между объективностью тенденции глобализации образования и отсутствием исследований, выполненных в аспекте кросс-культурного подхода к музыкально-педагогическому образованию РФ и КНР;

- признанием педагогическим сообществом кросс-культурого пространства, как совокупности разнородных информационно-педагогических образовательных моделей РФ и КНР, находящихся в состоянии взаимодействия на основе межкультурной коммуникации, и недостаточной разработанностью теории и практики формирования кросс-культурной компетенции студентов в музыкально-педагогическом образовании, в целом, а также в освоении будущими педагогами-музыкантами подходов к реализации дидактических функций в учебниках для общего начального музыкального образования России и Китая, в частности.

Выявленные противоречия обусловили формулировку проблемы исследования: каковы педагогические условия кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема, связанная со сравнительным подходом к анализу общего начального музыкального образования РФ и КНР, явилась предметом исследования сравнительной педагогики. Концепция идей образования в многонациональном социуме, интернационализация высшего образования многогранно раскрыты в трудах (Т.В. Беловой, Б.Л. Вулфсона, А.Н. Джуринского, В.А. Капрановой, М.В. Кларина, З.А. Мальковой, И.Т. Хайруллина; Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Т.И. Благининой, Е.А. Бодиной, Е.В. Николаевой и др). В трудах данных исследователей отмечается, что интернационализация высшего образования ориентирована на международное сотрудничество, приоритет неизменного базового принципа - интеграцию образования при условии сохранения духовных и культурных ценностей народов, а также поиск новых форм международных контактов, расширяющих возможности взаимодействия.

Механизмы и формы реализации интернационализации высшего

образования рассмотрены в трудах Ю.В. Таратухиной, выделившей в педагогике отдельную отрасль - кросс-культурную дидактику. Основы межкультурной коммуникации явились предметом исследования Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попковым, А.П. Садохиным.

Дефиниция «кросс-культурное образование» раскрыта также в исследованиях зарубежных ученых в Великобритании (К. Джонс, К. Кимберли); Германии (Р. Гольц, С. Люхтенберг, С. Ниекравич); Франции (Ш. Бернар, Л. Брюно, Ж. Берк, Ж. Дюфор, Ф. Лорсери, О. Менье).

Интерес к данному феномену обусловил возникновение ряда научных трудов «Генезис кросс-культурного подхода в исследовании культур» Г.В. Прокопеня; «Кросскультурный подход в системе современного языкового образования при обучении русскому языку как иностранному» Н.Е. Далян; «Кросс-культурное лонгитюдное исследование природы индивидуальных различий интеллекта» И.А. Воронина и др.

В педагогике музыкального образования в силу значимости задачи ЮНЕСКО - научиться жить в мире - имеется достаточно много исследований в аспекте поликультурного подхода к воспитанию, понимаемого, как создание воспитывающего поликультурного пространства за счет наполнения его ценностями общечеловеческой и национальной культуры (Г.А. Синтяева). Данной проблеме посвящены исследования Э.Б. Абдуллина, Т.И. Баклановой, Д.Б. Кабалевского, И.С. Кобозевой, Л.С. Майковской, Ф.В. Малуховой, Е.В. Николаевой, Ф.Ш. Салитовой. Однако поликультурный и кросс-культурный подход имеет не только общие, но и отличительные черты. Так, кросс- культура, в частности, изучает особенности совместной деятельности людей, представляющих разные культуры и объединенных единой профессиональной средой. В научно-педагогической литературе подобный ракурс в области педагогики музыкального образования рассмотрен недостаточно, что и определяет интерес к выбранной теме.

Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация модели кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Предмет исследования: технологии и методы кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть феномен кросс-культурного подхода к педагогике музыкального образования, выявить предпосылки возникновения и задачи развития на современном этапе.

2. В аспекте кросс-культурного исследования проанализировать сущность категории «учебник» в системе общего начального музыкального образования РФ и КНР.

3. Дать сущностную характеристику технологиям и методам формирования кросс-культурной компетенции обучающихся в освоении дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования РФ и КНР.

4. Разработать и апробировать экспериментальным путем модель кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая.

Гипотеза исследования:

Эффективность освоения студентами модели кросс-культурного подхода к освоению дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая зависит от:

1) направленности профессиональной подготовки педагога-музыканта в условиях глобализации образования на становление и развитие у обучающихся:

^ когнитивной сферы в аспекте кросс-культурного подхода к вопросам разработки учебников как учебного оснащения современных

программ по музыке РФ и КНР;

S мотивационно-ценностной сферы как компонента психологической готовности к кросс-культурной коммуникации в аспекте профессиональной деятельности педагога-музыканта;

2) понимания сущности кросс-культурной компетенции студентов как готовности к аналитической деятельности находить общее и особенное в реализации дидактических функций в учебниках по музыке для общего начального музыкального образования России и Китая; практической адаптации опыта зарубежных коллег в реализации дидактических функций учебников в собственной профессиональной деятельности; реализации творческих способностей в создании учебных материалов для общего начального музыкального образования на основе кросс-культурного подхода; реализации коммуникативных и социальных умений в условиях кросс-культурной коммуникации по взаимообогащению методических подходов к реализации дидактических функций в учебниках для общего начального музыкального образования России и Китая; рефлексии своего собственного опыта кросс-культурного подхода к профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Методологическая база исследования:

- труды, раскрывающие сущность кросс-культурного подхода в философии, педагогике, психологии, культурологии (Д. Берри, А Пуртинг, Д. Фейблман, С.И. Вайнштейн, Н.В. Жукова, Н.И. Гусева, С.А. Кравченко);

- концептуальные положения кросс-культурного образования (К. Джонс, К. Кимберли, А.А. Вербицкий, Е.В. Андриенко) и кросс-культурной дидактики (Ю.В. Тартухина);

- исследования в области сравнительной педагогики (Т.В. Белова, Б.Л. Вулфсон, А.Н. Джуринский, В.А. Капранова, М.В. Кларин, З.А. Малькова, И.Т. Хайруллин), сравнительной педагогики музыкального образования (О.А. Апраксина, Е.А. Бодина, М.С. Осеннева);

- труды в области дидактики российских педагогов (В.П. Беспалько, В.И.

Загвязинский, В.Д. Зуев, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, И.Д. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Ситаров, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин) и китайских авторов (Ляо Шижэнь, Суэй Вэньлон, Чжу Синьчунь, Юй Вэньу); концепция дидактики художественного образования (Ю.Б. Алиев);

- исследования в области методики общего музыкального образования в РФ (В.В. Алеев, Т.И. Бакланова, Е.Д. Критская, В.В. Кузнецова, Т.И. Науменко, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр, В.О. Усачева) и КНР (Хао Ан Ю, Хао Ли, Чанг Льян Ки, Мьян Рей Ян, Лю Хоу, Вэй Чжан Хуэй, Чжу Ан Ли, Чунь Чжин Цзы Пин, Чэнь Хон Мэй, Цао Ли);

- исследования в области педагогики высшей школы (Н.В. Бордовская, М.В. Буланова-Топоркова, В.И. Вдовюк, В.В. Егоров, В.А. Ситаров, Э.К. Скибицкий, С.Д. Смирнова, А.А. Реан, С.М. Фильков, В.Г. Храпченков, А.В. Хуторский);

- концепция системно-деятельностного подхода в области общей педагогики и психологии (В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин), педагогики и психологии музыкального образования РФ (Э.Б. Абдуллин, Т.И. Благинина, Л.С. Майковская, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, Б.С. Рачина, В.И. Петрушин, А.В. Торопова, Г.М. Цыпин и др.) и КНР (Ма Да, Се Цзясин, Хэ Гон).

Методы диссертационного исследования:

- теоретические (анализ, синтез, обобщение культурологической, философской, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования);

- эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, интервьюирование, методы статистической обработки результатов эксперимента).

База исследования: факультет музыкального искусства Института изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

Этапы исследования: исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2013-2015 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, определялись методология, цель, гипотеза и задачи исследования, разрабатывались ключевые идеи экспериментальной работы.

Второй этап (2015-2017 гг.) был связан с разработкой и экспериментальной апробацией модели кросс-культурного подхода к освоению будущими педагогами-музыкантами технологий реализации дидактических функций в учебниках для общего начального музыкального образования России и Китая

Третий этап (2017-2018 гг.) предполагал завершение экспериментальной работы, обобщение полученных результатов, формулирование выводов, оформление текста диссертации и автореферата.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается опорой на фундаментальные положения педагогической науки РФ и КНР; использованием широкой базы источников, представленной трудами российских и китайских ученых в области философии, культурологии, психологии, общей педагогики и педагогики музыкального образования; применением комплексного метода исследования, сочетающего в совокупности теоретические и эмпирические методы реализации модели кросс-культурного подхода к освоению будущими педагогами-музыкантами технологий реализации дидактических функций в учебниках для общего начального музыкального образования России и Китая.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- выявлено содержание кросс-культурной компетенции в профессиональной подготовке педагога-музыканта в условиях тенденции глобализации образования, в целом, и музыкально-педагогического, в частности;

- в аспекте кросс-культурного исследования проанализированы дидактические функции учебников по музыке для начальной школы российских и китайских авторов, выявлены их общие и характерные черты, обусловленные особенностями национального менталитета и исторически

сложившимися культурными традициями России и Китая в сфере музыкального образования;

- разработана и апробирована экспериментально модель кросс-культурного подхода к освоению будущими педагогами-музыкантами дидактических функций в учебниках для общего начального музыкального образования России и Китая.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации обобщены концептуальные положения философии, культурологии, психологии и педагогики о кросс-культурном подходе к образованию и формировании кросс-культурной компетенции будущих учителей музыки; в аспекте кросс-культурного исследования сопоставлены подходы российских и китайских ученых в определении дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования, выявлены общие и особенные черты; разработана модель кросс-культурного подхода к освоению будущими педагогами-музыкантами технологий реализации дидактических функций в учебниках для общего начального музыкального образования России и Китая, содержащая комплекс взаимосвязанных компонентов: организационный блок (цель, задачи, принципы, формы, технологии, методы), содержательный (освоение студентами вариативных классификаций дидактических функций российских и китайских ученых, а также их реализации в учебниках для общего начального музыкального образования); оценочно-результативный блок (критерии оценки сформированности кросс-культурной компетенции педагогов-музыкантов, характеристика качественных уровней).

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно содействует оптимизации процесса профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в условиях глобализации образования, в целом, и музыкального, в частности. Материалы исследования могут найти применение в лекционных курсах, семинарах, практикумах по изучению обучающимися зарубежных моделей музыкального образования, дисциплин, ориентированных на международное сотрудничество в сфере музыкальной культуры и образования.

Апробация и внедрение основных результатов исследования

осуществлялись:

- в научных публикациях автора в РФ и других зарубежных изданиях;

- в ряде выступлений автора на научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы МШ У, на международных научно-практических конференциях в Чехии (Прага, 2014 г.), США (North Charleston, 2014г.), Италии (Рим, 2018 г.), Португалии (Лиссабон, 2018 г.);

- в процессе экспериментального исследования на базе факультета музыкального искусства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», музыкального факультета Сычуаньского института культуры и искусства (КНР), факультете музыки Яньчэньского педагогического университета (КНР).

Положения, выносимые на защиту:

1. Кросс-культурный подход к изучению педагогики музыкального образования содействует формированию у будущих педагогов-музыкантов России и Китая представлений о возможности взаимообмена опытом решения современных проблем музыкального образования и показывает возможности их разрешения в глобальном и локальном контекстах (в изучении дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования российских и китайских авторов).

2. Аккумулируя знания российских и китайских студентов о подходах к реализации дидактических функций в учебниках по музыке для общего начального музыкального образования РФ и КНР, кросс-культурный подход позволяет осознать будущим педагогам-музыкантам приоритеты образовательной системы страны проживания и тенденции глобализации образования в современном мире.

3. Модель кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических функций учебников по музыке для общего начального музыкального образования России и Китая представляет единство структурных блоков:

- организационного, определяющего

S цель: формирование у студентов кросс-культурной компетенции как готовности к адаптации опыта зарубежных коллег в собственной профессиональной деятельности педагога-музыканта;

S задачи: развитие когнитивной, мотивационно-ценностной сферы обучающихся; а также аналитических, практических, креативных, коммуникативных, рефлексивных способностей;

S принципы: наглядность опыта разработки учебников для общего начального образования российскими и китайскими коллегами, системность работы в освоениии комплекса дидактических функций современных учебников по музыке РФ и КНР, структурность формируемых профессиональных знаний педагога-музыканта вариативных классификаций дидактических функций учебников по музыке России и Китая, активность и самостоятельность в преобразованиии полученных знаний в собственную практическую деятельность по моделированию учебных материалов на основе кросс-культурного подхода);

S формы: групповая и мелкогрупповая;

S технологии: знаково-контекстного обучения и case study как алгоритм действий - анализ студентами реализации конкретной дидактической функции учебника, согласно вариативным классификациям российских и китайских авторов, нахождение практического решения проблемы реализации дидактической функции учебника посредством взаимообмена опытом педагогов-музыкантов России и Китая, разработка практического решения реализации дидактической функции в учебнике для общего музыкального образования РФ и КНР в контексте кросс-культурного подхода;

S ведущий метод: «мозгового штурма», как способ вхождения в проблему, создания благоприятной психологической обстановки и взаимного доверия для поиска разнообразных видов решения проблемы, творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы в создании учебных материалов для младших школьников на основе кросс-культурного

подхода к изучению реализации дидактических функций в учебниках для общего начального музыкального образования российских и китайских авторов;

- содержательного, направленного на формирование у студентов кросс-культурной компетенции как способности к взаимообогащению опыта российских и китайских педагогов-музыкантов в собственной профессиональной деятельности по реализации вариативных классификаций дидактических функций в учебниках для общего начального музыкального образования младших школьников РФ и КНР: теоретических (на уровнях информационном, объяснительном, систематизирующим) и технологических (на уровнях - диагностическом, проектном, координирующим, преобразовательном и рефлексивном);

- оценочно-результативного, содержащего критерии оценки качественных уровней сформированности кросс-культурной компетенции студентов.

4. Педагогическими условиями реализации модели кросс-культурного подхода к освоению студентами дидактических функций учебников по музыке для общего начального музыкального образования России и Китая являются:

- понимание доминирующими задачи развития аналитических и оценочных способностей студентов в работе с учебниками по музыке российских и китайских авторов, умений применять навыки кросс-культурной коммуникации в работе команды с зарубежными коллегами по созданию проекта учебника для общего музыкального образования, умений оперировать знаниями дидактических функций учебников по музыке, выстраивать логические схемы решения проблемы (например, оформления разворота учебника как его дидактической единицы), навыков аргументировать свою профессиональную позицию;

- практико-ориентированный характер образовательной коммуникации будущих педагогов-музыкантов с зарубежными коллегами в разработке дидактического инструментария учебников для общего начального музыкального образования РФ и КНР на основе принципа единства в многоообразии.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, основной части - двух глав, заключения, списка литературы и 8 приложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА К ОСВОЕНИЮ СТУДЕНТАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ

1.1. Кросс-культурный подход к педагогике музыкального образования: предпосылки возникновения и задачи развития на современном этапе

Эволюция современного образования сегодня, в целом, и музыкального образования, в частности, происходит посредством его глобализации и интеграции педагогических систем в общемировом масштабе [81]. В этой связи особую значимость приобретают учебные дисциплины в учебных планах по подготовке будущих учителей музыки, направленные на освоение обучающимися мировых образовательных реформ в начале XXI века.

Данную цель решает, в частности, сравнительная педагогика. Разработке содержания данной дисциплины посвящены труды известных авторов РФ Б.Л. Вульфсона [39; 40], А.Н. Джуринского [46; 47], М.В. Кларина [63], З.А. Мальковой [40] и др. [209]; [210] [211].

Рассмотрим в качестве примера рабочую программу по дисциплине «Сравнительная педагогика» Т.В. Беловой (Тюменский государственный университет) [19]. По мнению автора, программы цель изучения данной дисциплины будущими педагогами является: формирование у студентов навыков сопоставительного анализа основных концепций отечественного и зарубежного образования.

Данную цель, согласно Т.В. Беловой, конкретизируют задачи дисциплины:

^ расширить научно-педагогический и общекультурный уровень студентов;

^ помочь осмыслить закономерности мирового педагогического процесса;

^ научить студентов выявлять общее, особенное и единичное в опыте функционировании различных образовательных систем;

^ сформировать интерес к углубленной работе по изучению мирового педагогического опыта.

Изучение «Сравнительной педагогики» позволит студентам знать: ключевые проблемы и приоритетные направления развития образовательных систем в современном мире;

уметь: самостоятельно осуществлять сравнительный анализ систем общего, высшего и педагогического образования в России и за рубежом;

владеть: навыками аргументировать изложения своей точки зрения по вопросам современного образования [19].

Содержание учебной дисциплины «Сравнительная педагогика» Т.В. Белова видит как ряд тематических блоков (Таблица №1).

Таблица №1.

Тема Содержание

Сравнительная педагогика как наука Сравнительная педагогика как наука и учебная дисциплина, её предмет, цели и задачи. Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики. Терминологический аппарат науки. Связь сравнительной педагогики с другими науками. Прикладное значение сравнительной педагогики. Культура, политика и образование.

Тенденции развития образования в мире и его реформы, Мировые образовательные реформы в начале XXI века. Идеи и сущность Болонского процесса. Глобальное и доглобальное образование с позиций

особенности организации международных форм образования различных наук. Холизм и гуманизм в мировой педагогике. Новые образовательные технологии в условиях глобализации и интернационализации. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA).

Образование в высокоразвитых странах мира Сравнительный анализ систем образования в Великобритании США, Канаде, Австралии, Германии, Франции, Финляндии, Дании Японии, России. Выявление сходств и различий, достоинств и недостатков, национальных особенностей. Подготовка учителей в ведущих странах мира. Проблема образовательных универсалий.

Значение зарубежного опыта для реформ систем образования в России Анализ понятий «стабильное сообщество» и «переходное сообщество». Сравнительный анализ особенностей развития образования в стабильных и переходных сообществах. Осмысление роли и значения мирового образовательного опыта для реформ отечественной системы образования. Особенности организации международных форм образования. Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России.

Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России Особенности организации международных форм образования. Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России.

В.А. Капранова (Белорусский государственный педагогический университет) аналогично целью изучения учебной дисциплины «Сравнительная педагогика» видит знакомство студентов с современным зарубежным педагогическим опытом на основе сравнительного анализа [61]. А.Н. Джуринский (Московский педагогический государственный университет)

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжао Наньнань, 2019 год

Список литературы

1.Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования/Э.Б.Абдулин. - М.: «Академия», 2006, - 50 С.

2.Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/Э.Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 272С.

3.Абдулин, Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта /Э.Б.Абдулин. - СПб.: Лань. Планета музыки, 2014.- 348С.

4. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. - М., Музыка, 2006. - 336 С.

5.Абдуллин, Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: уче бник для студентов высших педагогических учебных заведений/ Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2013.- 336 С.

6. Авторская учебная программа «Музыка» Л.В. Школяр, В.О. Усачёва (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с.

7. Адамян, А. Статьи об искусстве. - М.: Музгиз, 1961. - 283 С.

8. Адамян, А. Вопросы эстетики и теории искусства. - М.: Искусство, 1978.-301 С.

9.Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка: 1 класс. Учебник. В 2-х ч. 14-ое изд. -М., Дрофа, 2016. - 157 С.: илл

10.Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка: 2 класс. Учебник. В 2-х ч. 12-ое изд., перераб. -М., Дрофа, 2016. - 128 С.: илл

11.Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка: 3 класс. В 2-х ч. 12-ое изд., перераб. -М., Дрофа, 2016. - 156 С.: илл

12.Алеев В.В. Музыка: 4 класс. Учебник. В 2-ч - М., Дрофа, 2016. - 159 С.: илл

13. Алиев, Ю.Б. Дидактика и методика школьного художественного образования: диалектика взаимосвязи/ Ступени педагогического творчества: (Науч.-метод. комплект для учителя) / Рос. акад. образования.; Ред. Н.А. Джарагетти, Л.М. Дьяконова. - М., Ин-т теории образования и педагогики, 2001.-с. 12-33

14. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 336 С.

15. Андриенко, Е.В. Особенности кросс-культурных исследований образования в контексте меняющихся социокультурных факторов/Е.В. Андриенко//Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №6. - с. 7-12.

16. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: [учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2119 "Музыка и пение"] - М.: Просвещение, 1983. - 222 С.

17. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л.: Музыка,1973. - 142 С.

18. Бакланова, Т.И. Музыка. 2 класс. - М.: Дрофа, Астрель: Планета знаний, 2017.-258 С.

19. Белова, Т.В. Сравнительная педагогика: учебно-метод. комплекс. -Тюмень: Тюменский государственный университет, 2009. - 20 С.

20. Беспалько, В.П. Учебник: теория создания и применения/В.П. Беспалько. - М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. -188 С.

21. Берри, Д. Дасен Пьер Р, Сигалл Маршалл Х, Пуртинга Айп Х, Кросс-культурная психология Исследования и Применение. - Ха р ь ко в : Гуманитарный центр, 2007. - 560 С.

22. Благинина, Т.И. У истоков становления и развития международного сотрудничества в сфере музыкального образования/Т.И. Благинина/ Вестник кафедры Юнеско при Московском педагогическом государственном университете "Музыкальное искусство и образование". — 2013. - №1. -с.137-142.

23. Бодина, Е.А. Актуальные направления развития музыкального образования за рубежом / Е. А. Бодина // Педагогика искусства. - 2014. - № 4. -С. 1-5.

24. Бодина, Е.А. Зарубежная педагогическая мысль о диалектике процесса и результата в музыкальном образовании / Е. А. Бодина // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. -М.: РУДН, 2014. - С.639-643.

25. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 333 С.

26. Бодина, Е.А. Музыкальное образование в Турции: между Востоком и Западом/ Е.А. Бодина// Искусство и образование. - 2018. - №2 (112). - с. 95-103.

27. Бодина, Е. А. Особенности практического освоения школьниками музыки за рубежом / Е. А. Бодина // Инновационные процессы в музыкальном образовании XXI в. - М.: МГПУ, 2014. - С. 77-82.

28. Бодина, Е.А. Проблема результативности музыкального образования в современной зарубежной педагогике / Е.А. Бодина // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3 (264). - С. 102 -105.

29. Бодина, Е.А. Реализация идей вальфдорской музыкальной педагогики в современной отечественной школе/ Е.А. Бодина, Т.С. Циркова// Искусство и образование. -2019.- № 1 (117).- С. 163-169

30. Бодина, Е. А. Современный опыт и тенденции развития музыкального образования в России и за рубежом / Бодина Е.А., Козлова С.А., Коджаспирова Г.М., Азарова Л.Н., Артамонова Е.И., Бодина Е.А., Виноградова Н.Ф., Горлова Н.А., Конышева Н.М., Корешков В.В., Курочкина И.Н., Ромашина С.Я., Савенков А.И., Савостьянов А.И., Тарева Е.Г., Чумаков Б.Н., Шахманова А.Ш. // Перспективы исследования современных проблем педагогики: Коллективная монография. - М.: Экон-Информ, 2017. - 254 С. - С. 5-20.

31. Большой энциклопедический словарь медицинских терминов: более 100 тысяч терминов / под ред. Э. Г. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -2242 с.

32. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. - 304 С: ил.33. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. - 304 С: ил.

33. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 С.

34. Вайнштейн, С.И. Сравнительный метод II Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. - СПб., Университетская книга, 1998. - 224 С.

35. Вдовюк В.И., Фильков С.М. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах: Учебное пособие. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2004. - 67 с.

36. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 С.

37. Вербицкий, А.А. Жукова, Н.В. Кросс - культурные контексты образования// Вестник МГУ. Серия Антропология человека. - 2007. - Выпуск 531.- с. 16-20.

38. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М.: Просвещение, 2008. -150 С.

39. Вульфсон, Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика. - 1999.- №2. - с. 84-93.

40. Вульфсон, Б.Л., Малькова, З.А. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы. - М.: УРАО, 2003. - 232 С.

41. Выготский, Л.С. Психология искусства . - М.: Искусство, 1986.573 С.

42. Го, Мэн. Развитие высшего музыкального образования в Китае (вторая половина ХХ начало XXI вв.)/МэнГо// Вестник Московского гос. гуман итарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология. - 2012.-N 3.- С. 5-11.

43. Грушевицкая, Т.Г., Попков, В.Д, Садохин, А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / под ред. А. П. Садохина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2002. — 352 С.

44. Гусева, Н.И. Теоретические и методологические основы кросс -культурных исследований/ Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2003. - Выпуск № 3-4. - с. 82-86.

45. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». - М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. - 541с.

46. Джуринский, А. Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст: Монография. -М.: Прометей, 2011.-152 С.

47. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. -176 С.

48.Егоров, В.В., Скибицкий, Э.Г., Храпченков, В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. - Новосибирск: САФБД, 2008. - 260 с.

49. Журавлева, О.Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности/О.Н. Журавлева/Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: общественные и гуманитарные науки. -2008.-№11.-С. 261-268.

50. Загвязинский, В.И. Общая педагогика: учебное пособие для вузов, доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М. : Высшая школа, 2008. - 391 с

51. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.И. Загвязинский. - 5-ое изд., стер. - М., издательский центр «Академия», 2008. - 192 С.

52. Зуев, Д.Д. Школьный учебник [Репринт. изд.]. - М.: Просвещение, 2015.-317 С.

53. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. -206С.

54.Инговатова, А.Г. Запад.Восток: проблема диалога культур: Опыт соци альнофилософского исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / А.Г.Инговатова. - Барнаул, 2002.- 24 с.

55. Ирхин, Ю.В. К вопросу о кросскультурных исследованиях: Восток-Запад// Ю. В. Ирхин // Социологические исследования. - 2005. - № 2. - С. 131134.

56. Кабалевский, Д.Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательной школы /Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001.-288С.

57. Каган, М.С. Социальные функции искусства. - Л.: Издательство «Знание», 1978.-34 С.

58. Каиров, И.А. Педагогика. -М.: Учпедгиз, 1948. -464 С.

59.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 С.

60. Как учат музыке за рубежом. Сост. Д.Дж. Харгривз, А.К. Норт. - М., Классика-XXI, 2009. - 208 С.

61. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика: прогр.-метод. коплекс. -Минск: БГПУ, 2008. - 84 С.

62. Кичак, Т.Н. Реализация междисциплинарных взаимодействий на уроках музыки посредством учебника: автореф...дис. канд. пед. наук/Т.Н. Кичак. -М., 2004. -23 С.

63. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) -- Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

64. Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь. -М.: «РУССО», 2002.- 115 С.

65. Кравченко, А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический проект,2000.-С.265.

66. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагогов-исследователей. - Самара, СамГРИ, 1994. - 165 С.

67.Критская, Е.Д. Уроки музыки: поурочные разработки: 1-4 классы/Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. - М.: Просвещение, 2012. -256 С.

68.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс. Учебник.

7-ое изд. -М., Просвещение, 2015. - 79 с.: илл

69.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 класс. Учебник.

8-ое изд. -М., Просвещение, 2015. - 128 с.: илл

70.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 класс. Учебник. 8-ое изд.-М., Просвещение, 2015. - 128 с.: илл

71.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 класс. Учебник. Изд-е 5-ое. -М., Просвещение, 2015. - 127 с.: илл

72. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., «Педагогика», 1981. - 186 С.

73. Лернер, И.Я. Состав содержания образования и пути его воплощения в учебнике//Проблема школьного учебника: вып.6/И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1978. - С. 46-64.

74.Лотман, Ю.М. Современность между Востоком и Западом/Знамя. -М., 1997.- N 9. - С. 19-27.

75.Лю, Цин. Высшее музыкальнопедагогическое образование в современ ном Китае: дис. ...канд. пед. науке: 13.00.02 / Цин Лю. - СПб.,2009. - 154 с.

76. Майковская, Л.С. Механизмы формирования толерантной личности в процессе постижения музыки различных этнокультурных традиций/ Л.С. Майковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - N 4. - С. 178-182.

77. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/Н.В. Матяш. - 2-ое изд., доп. - М.:Издательский центр «Академия», 2012. - 272 С.

78. Мамотов, А.С. Кросс-культурный анализ (Лингвострановедение в сфере рекламы): учебное пособие. -М.: Изд. МГСА, 2002. - 137С.

79. Медушевский, В.В. Красота природы в музыке и ее этические основания/Художественное творчество. Человек-природа-искусство. Вопросы комплексного изучения. - Л., Наука, 1986. - с. 207-208.

80. Музыкальное образование: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед./Л.В. Школяр, Л.Л. Алексеева и др.; науч. рук. проекта Л.В. Школяр. - М: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 528 С.:ил.

81. Мусланова, К.И. Современное музыкальное образование на Западе/К.И. Мусланова//Человек и образование. - 2013. - №1(34). - с.152-155.

82. Неменский, Б.Б. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. Книга для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-240 С.

83. Новые ценности образования: десять концепций и эссе /Институт педагогический инноваций Российской академии образования. Рук. проекта Н.Б. Крылова/. -М., Инноватор, 1995. - 154 С.

84.Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -Ч.1.-288 С.

85. Осеннева, М.С. Кросс-культурный подход к освоению китайскими студентами вокальных школ России и Китая/Осеннева М.С., Цзинь Янь//Международная научно-практическая конференция «Творчество С.В.

Рахманинова в исполнительской подготовке» (МИГУ)- М.: МИГУ, 2018.- с. 220-224.

86. Осеннева, М.С.Кросскультурный подход к освоению китайскими студентами музыкально-педагогических технологий по овладению первоначальными навыками чтения с листа в классе фортепиано/Осеннева М.С.//Вестник кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование". -2018.-№ 1 (21).-С. 167-178.

87. Осеннева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования. - М.: изд. Центр «Академия», 2014. - 272 С.

88. Осеннева, М.С. Электронный ресурс как мультимедийное оснащение темы «Музыкальная культура Китая» (для использования в условиях общего музыкального образования России) //Осеннева М.С., Лю Цюнь //Перспективы развития науки и образования. - г. Пловдив, Болгария. - 2016. - с.349-351 .

89. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., Российское педагогическое агенство, 1995. -638 С.

90.Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 С.

91. Пение: Учебник для 3 кл. /В.К. Белобородова, С.С. Благообразов, К.С. Грищенко. - М., Музыка, 1967. - С. 110.

92. Петрушин, В.И. Музыкальная психология : учебник и практикум для СПО. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 380С.

93. Планируемые результаты обучения. Музыка. Изобразительное искусство. Искусство. Мировая художественная культура. Народное творчество: методические рекомендации/под ред. Д.В. Корнева, Г.П. Сергеевой. - Балашиха: МБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр», 2015.-208 С.

94. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пел. Учеб. заведений. - М., Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. - 432 С.: ил.

95. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.2. -М.: Просвещение, 2008.-232 С.

96.Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского. -М.: Просвещение, 2007. - 224 С.

97. Прокопеня, Г.В. Генезис кросскультурного подхода в истории культуры автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 /Г.В. Прокопеня. -СПб., 2008.-23 С.

98. Прокопеня, Г.В. Семантика понятия кросскультурный подход//Вестник Санкт-Петербурского университета. - 2007. - №3. - с.47-56.

99. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: Классика, XXI, 2004.-136 С.

100. Рапацкая, Л.А. Культурологический подход в музыкальном образовании: история и перспективы развития/Л.А. Рапацкая/Ценности и смыслы. - 2016. - №56. - С.6-14.

101. Раппопорт, С.Х. Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1967. —455 С.

102. Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. — СПб.:Издательство Композитор-Санкт-Петербург, 2007.-544 С.

103. Рогачева, В.И. Сущностное определение кросс-культурной коммуникации //Научные труды Моск. пед. гос. университета. Серия: Социально-исторические науки. Сборник статей. - М.: Прометей, 2003.-с. 494498

104. Сергеева, Г.П. Концепция учебно-методических комплектов «Музыка» для общеобразовательных учреждений/Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. -М.: Просвещение, 2011. - с. 81-107.

105. Сергеева, Г.П. Учебники на уроке музыки: теория и практика: монография. - М., Триумф, 2016. - 292 С.

106. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

107. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.: Аспект Пресс, 1995. —271 С.

108. Смолянинова, О. Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов / О.Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2001. - № 6. -С.53-60.

109. Социологический энциклопедический словарь: на рус., англ., нем., фр. и чеш. яз. / Ред.-координатор Осипов Г.В. - М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2000.-481 С.

110. Суслова, Н.В. Школьный учебник по музыке: этапы эволюции/Н.В. Суслова//Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2015. - №3. - с. 67-75.

111. Таратухина, Ю.В. Теория и практика кросс-культурной дидактики: учебник и практикум. -М.:ЮРАЙТ, 2018.- 194 С.

112. Титаренко, М.Л. История китайской философии: пер. с кит. - М.: Прогресс, 1989. - 552 С.

113. Титаренко, М.Л., Петровский В.Е. Россия, Китая и новый мировой порядок: теория и практика. - М., изд-во «Весь мир», 2016.- 304 С.

114. Толстой, Л.Н. О литературе: Статьи, письма, дневники / Сост. Ф. Иванов, В. Мишин и др. - М., Госиздат художественной литературы, 1955. -807 С.

115. Титова, Е. В. Проблемы выбора методологических подходов в педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. -

2017. -№ 2. - С. 7-14.

116. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. - М., ЮРАЙТ, 2016. - 245 С.

117. Усачева, В.О., Школяр, Л.В. Музыка: 1 класс: Учебник. 3-е изд., перераб. -М., ВентанаГраф, 2016.- 128 с.:илл

118. Усачева, В.О., Школяр Л.В. Музыка: 2 класс: Учебник. 4-ое изд., перераб. -М., Вентана-Грф, 2016. - 128 с., илл.

119.Усачева, В.О., Школяр Л.В. Музыка: 3 класс: Учебник. 4-ое изд., перераб. -М., Вентана-Граф, 2016. - 144 с., илл.

120. Усачева, В.О., Школяр Л.В. Музыка: 4 класс: Учебник. 5-ое изд., перераб. -М., Вентана-Грф, 2016. - 128 с., илл.

121. Фейблман, Д. Концепция науки о культуре II Антология исследований культуры. Т. 1.- СПб.: Университетская книга, 1997. - С. 712.

122. Ферапонтов, Г.А. Социокультурный и кросскультурный феномен в системе образования: Монография. - Новосибирск: Институт философии образования, 2003. - 148С.

123. Философия: учебник / под. ред. проф. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

124. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, Н.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М., «Советская энциклопедия», 1983. - 840 С.

125. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. /под ред. А.Г. Асмолова. - 2-ое изд. -М.:Просвещение, 2011. - 159 С.

126. Хайруллин, И.Т. Сравнительная педагогика: краткий конспкт лекций. - Казань: КФУ, 2013. - 118 С.

127. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. - 4-е изд., испр. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014.-320 с.

128. Холмс Б. Эволюция сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1986. № 2. С. 45-65.

129. Хуан, Сяньюй. Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Хуан Сяньюй ;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт культуры"].- Санкт-Петербург, 2015.- 187 с.

130. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001.-544 с.: ил.

131. Цзинь Синь Синь Традиционная культура и её роль в в образовании Китая//Известия Российского государственного университета имени А.И. Герцена. -Вып.44.-т.18.- СПб, 2007. - С. 293-297.

132. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. Муз. Фак. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред. Цыпина Г. М. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И., Тарасова К. В. и др. —М.: Издательский центр «Академия», 2003. —368 с.

133. Челышева, Т.В. Музыка: 2 кл.:Учебник/ Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова. -М., Академкнига/Учебник., 2012. - 160 с.: цв. Ил.

134. Чжао, Наньнань Дидактические функции учебников для общего музыкального образования (в аспекте сравнительной педагогики России и Китая) /Научно-практический журнал: Глобальный научный потенциал. -2018. -№8(89).-с.46-52

135. Чжао, Наньнань История становления сравнительной педагогики музыкального образования: предпосылки возникновения и задачи развития на современном этапе /Submitted for review in Conference Proceedings Citation Index -Social Sciences & Humanities (CPCI-SSH). - Лиссабон, 2018-с.152-156.

136. Чжао, Наньнань /М.С. Осеннева, Чжао Наньнань/ Категория «учебник по музыке»: теория и практика развития в России и Китае// Приоритетные направления развития науки и образования: коллективная

монография. - Москва, Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение», 2018. - с.79-87.

137. Чжао, Наньнань Модель реализации кросс-культурного подхода к освоению будущими педагогами-музыкантами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая/Чжао Наньнань, М.С. Осеннева/ Actual scientific research: Collection of scientific articles. - Editoria di Rome, Italy, 2018. - с. 208 -212.

138. Чжао, Наньнань /М.С. Осеннева, Чжао Наньнань// Общее и особенное в разработке учебников по музыке для начальной школы российскими и китайскими педагогами-музыкантами /Вестник кафедры

ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование»-2016-N3 (15) -с. 148-163.

139. Чжао, Наньнань Педагогические условия реализации модели кросс-культурного подхода к освоению дидактических функций учебников по музыке для общего музыкального образования России и Krn^//SCIENCE PROSPECTS: Перспективы науки - 2018. - N8(107). -с. 97-110.

140. Чжао, Наньнань /М.С. Осеннева, Чжао Наньнань/ Функции современного учебника по музыке (на материале сравнительной педагогики музыкального образования Китая и России)//Актуальные направления

фундаментальных и прикладных исследований I Topical areas of fundamental

and appied research III Vol.2- США, 2014- с.86-89

141. Чжао, Наньнань Электронный учебник: теория и практика его внедрения в музыкальное образование России и Китая. - Prague: Vedecko

vydavatelske centrum «Soci-osfera-CZ» I Modern technologies in system of

additional and professional education, 2014 - с.80-82

142.Чинкирова, Э.С. Система образования КНР/ Э.С.Чинкирова//Наука, о бразование, инновации: пути развития:ПетропавловскКамчатский: КамчатГТ, 2 013.-243 С.

143. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека - М.:Институт психологии РАН,2013. - 464 С.

144. Шахназарова, А.А. Критерии сформированности кросс-культурной компетентности школьниковВестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2012. - №3. -с.193-199.

145. Шестаков, В.В. Идеи эстетического воспитания, т.1. — М., 1973. —

382С.

146. Шнеерсон, Г.М. Музыкальная культура Китая/Г.М.Шнеерсон. -Москва : Музгиз, 1952.-251 с.

147. Ян, Бохуа Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009. -161 С.

148.тшт) / х^я // лй&ШШЖЙ,

2009 ^. - 489 Ш. [Ван Даоцзюнь, Гуо Вэньань. Педагогика / Даоцзюнь Ван, Вэньань Гуо //. - 2016. - 432 с.]

149.1;^, ЯкШ^ШСЙ : ^Ш/ - Жъ : 1997.

-172 Ш. [ Ван, Юэцюань. Эстетическое воспитание в будущем: монография / Юэцюань Ван. - Пекин: Философия, 1997. - 172 с. ]

150.^ х, $ : ШМ/- Ж и : .1997-494

Ш .[Гао Син. Высшее музыкальное образование: учебник/Син Гао-Ухань I Китайский центральный технологический университет,1997-494с.]

151.ишх, / тяп // яж&шш. - 2003, - ж 3 т.

- Ж 1-6 Ш. [ Гао, Хуэйвэн. Реформа музыкального образования / Хуйвэн Гао // Педагогика Внутренней Монголии. - 2003. - N 3. - С.1-6. ]

152.шрш, #%• : ишп

Й .2006-512 ж [Го Шэн Цзянь. Новая концепция музыкального образования:

монография/Шэн Цзянь Го//Сиань, издательство Шэньси педагогического университета, 2006-512с.]

153.1Ш1,

^^ ш ш.2009.-402 ж [Го Юй Фэн, Лю Дун Юнь. Музыкальное образование:

монография /Юй фэн Го , Дун Юнь Лю. - Шаньдун I Шаньдунский университет. 2009-402с.]

154.^Ш^, : -Ш

Ж : ШЖпШ^^ЖШ1.2002-381 ж[Гуань Цзянь Хуа Китайское музыкальное

образование и мировое музыкальное образование на рубеже столетий: монография/Цзянь хуа Гуань//Нанкин, издательство Нанкинского педагогического университета, 2002. -381с.]

155. ^й*, : ^т / й*^. :

£ Ж п Ш ± ^ Ж Ш±, 2009. - 175 ж . [ Ин Эйцзин. Система современного

музыкального образования и ее методологическое исследование: монография / Эйцзин Ин. - Чанчунь: Изд-во Северно-восточного педагогического университета, 2009. - 175 с. ]

156.ФфЛЕ&ЭДШШ®, ШШЖ^^ШЫШ'- (2003. ЖЖ, Л

^ ^ Й Ж № Й , 22 ж ) [учебный стандарт по музыке/министерство образования КНР. - Пекин I Народное образование 2003.-22с.

157.Ш'Й: Ш/ а!? ЖЖ : ЖЖ пш^шш ^ .1998.268 ж [Ли Цзинь Юань. Музыкальное образование детей:

учебник/Цзинь Юань Ли -Пекин I издательство Пекинского педагогического

университета, 1998. -268с.]

158. тхж, ШНЛ, «Ш^)) / ХЖЬ НАШ, // Л й Ш ^ Ж Ш , 2013 ^ . - 506 Ш . [Суэй Вэньлон, Ляо Шижэнь, Чжу Синьчунь. Педагогика / Вэньлон Суэй, Шижэнь Ляо, Синьчунь Чжу // Народное образованное издательство. - 2013. - 506 с.]

159.Ш¥, Ж-Ш : Ш/Ш¥П-±М : ШШЪ

М.1924.31 Ш[Лю Чжи Пин. Учебники по музыке для средней школы /Чжи Пин Лю - Шанхай I Книжное бюро Тай Дун, 1924. - 31с.]

160.й«!^, ^ТСФШ^Ш^^ЯОДШ-^М: ШЦ

: 2010. 43 Ш [Люй Лин. Актуальные исследования

музыкального образования в современном Китае: учебник/Лин Люй-Шанхай I Шанхайская консерватория.2010 -43с.]

Ш.й^еЯ/^ЙШЙШ/Ш^ШМ^ 4 Ш » : ШЯ йЖъ :

Ф^НЪШ±/2010.0701/708 Ш .[Люй Цзун Синь «Супер мозговой штурм»,

комплект из 4 книг. - Пекин, Центральное компиляционное издательство, 2010.-708С.]

665 Ш .[Ляо Найсюн. Рассуждения о музыкальном образовании: монография/Найсюн Ляо-Пекин: издательство Центральной музыкальной консерватории, 2010-665с.]

163.ад, (20 -шеФш^^шт /// ±т:±тшщ&т±,

2002 - 362 Ш. [Ма Да. Музыкальное образование в школах Китая в XX в. / Да Ма // Шанхайское образовательное издательство. - 2002. - 362 с.]

Й, 2002.-353 ж[Ма Да . Музыкальное образование в Китае в ХХ-том столетии:

учебник / Да Ма. - Шанхай, Шанхайское образовательное издательство,2002.-353С.]

165.^м, : ^т/^м^.ЖЖ : ФШГМшЖ

№ Й , 1990. - 253 ж . [ Ма, Дунфэн. Теория и практика музыкального

образования: монография / Дунфэн Ма. - Пекин: Китайское радио и телевидение, 1990. -253 с. ]

Ж : 2006. - 238 ж. [Се Цзя Син, Юй, Вэнву. Музыкальное

образование и педагогика: учебник / Цзя син Се, Вэнву Юй. - Пекин: Высшее образование, 2006. - 238 с.]

ш, • ±}ШЙЖ№Й.2003-136 ж [ Сунь Вэй, Пай Фан, Нин Цзо

Лян. Технологии современного музыкального образования: монография /Вэй Сунь, Фан Пай, Цзо Лян Нин. - Шанхай I Шанхайское образовательное издательство, 2003-136с.]

да / ^ ш^ш.- а й^^^ажшш^, 2013 -59 ж [главный

составитель Сюй Чжояч Дай Хайюнь, Музыка (нотный стан) : обязательный образовательный учебник , 1 класс, 1 семестр/Чжоя Сюй ч Хайюнь Дай.-Цзянсу : цзянсуское молодой детское издательство,2013.-59 с,]

169. Вш, ФШШж^ВШЙщ^^^мщ: ^/ш£ЖЖ:Ф

2000.55-59 ж [ Сяо Ган. Взгляд на современное

музыкальное образование Китая: монография./Ган Сяо- Пекин: Пекинский музыкальный педагогический факультет Китайского консерватории, 2000. - 59 с]

Ш : Лй^ ^ ш ш ^ , 2014 -65 ж [главный составитель У Бин ,Музыка ( цифровое ноты ) : обязательный образовательный учебник , 2 класс 1 семестр/Бин У.- Пекин : народное музыкальное издательство,2014.-65 с,]

^ сш^) : ж

Ш : Л й в ^ шш, 2012 -65 ж [главный составитель У Бин,Музыка ( цифровое ноты ) : обязательный образовательный учебник , 3 класс 1 семестр/Бин У.- Пекин : народное музыкальное издательство,2012.-65 с.]

^ сш^) : -^±да/я^.-ж

Ш : Л й В ^ шш, 2012-61 ж [главный составитель У Бин,Музыка ( цифровое ноты ) : обязательный образовательный учебник , 4 класс 1 семестр/Бин У.-Пекин : народное музыкальное издательство,2012.-61 с.]

да/й^.-ЖШ: ЛйВ^шш, 2005 -58 ж [главный составитель У Бин,Музыка ( цифровое ноты ) : экспериментальный учебник обязательного образовательного стандарта дисциплины, 5 класс 1 семестр/Бин У.- Пекин : народное музыкальное издательство,2005.-58 с.]

да/й^.-ЖШ : ЛйВ^шш, 2006-58 ж [главный составитель У Бин,Музыка ( цифровое ноты ) : экспериментальный учебник обязательного

образовательного стандарта дисциплины, 6 класс 1 семестр/Бин У.- Пекин : народное музыкальное издательство,2006.-58 с,]

сгмю: ^ммшмшшшцт

2002-58 ш[главный составитель У Бин,Музыка ( цифровое ноты ) : экспериментальный учебник обязательного образовательного стандарта дисциплины, 1 класс, 2 семестр/Бин У.- Пекин : народное музыкальное издательство,2002.-58 с,]

2002-58 ш[главный составитель У Бин,Музыка ( цифровое ноты ) : экспериментальный учебник обязательного образовательного стандарта дисциплины, 2 класс, 2 семестр/Бин У.- Пекин : народное музыкальное издательство,2002.-58 с,]

см^): ^ммшмшшшцт

2001 -58 ш[главный составитель У Бин,Музыка ( цифровое ноты ) : экспериментальный учебник обязательного образовательного стандарта дисциплины, 3 класс, 2 семестр/Бин У.- Пекин : народное музыкальное издательство,2001.-58 с,]

178. ММ, #

(2011Ш) »штш (И) ЪШ/ММ,

2012.- 9 ш [У Бин, Цзинь Я Ван. Новая веха реформы музыкального образования: анализ стандарта обязательного общего музыкального образования (2011)/Бин У, Я Ван Цзинь - Пекин: Китайское музыкальное обуразование, 2012.-9с. ]

179.МШ^, шймШш» : МЖъ : 1Ш#Й»±,2007.-

245 ш [ У Чэн Вэй. Упражнение мозгового штурма: учебник / Чэн вэй У. -Пекин: Новое Мировое издательство,2007. - 245С. ]

180. ш^л, / в^лш» //

л й ^ w ш ш± » 2013 ^ . - 506 ж . [Суэй Вэньлон, Ляо Шижэнь, Чжу Синьчунь. Педагогика / Вэньлон Суэй, Шижэнь Ляо, Синьчунь Чжу // Народное образованное издательство. - 2013. - 506 с.]

181.:

НЪ tt^ Й .1999-168с.[У Юэюэ. Музыкальное образование: теория и практика:

монография/Юэюэ У-Чанша • издательство Хунаньского образования, 1999. -168с.]

• ЛК^ШЖЮ±,2012.-59 ж. [главнысоставитель Фэй

Чан Кэн, Ту Ю Шоу. Музыка (цифровое ноты:обязательный образовательный учебник, 1 класс, 1 семестр/Чан кэн Фэй, Ю Шоу Ту. - Пекин, Издательство «Народное образование», 2012. - 59 с. ]

/Шж^й- ЖЖ ■ АК&ШЖШЙ,2011.-58 ж. [Фэй Чан Кэн, Ту Ю

Шоу. Музыка (цифровое ноты) : обязательный образовательный учебник, 1 класс, 2 семестр. - Пекин, Издательство «Народное образование», 2011. - 58 с. ]

184.йШ^, : ШЪ / Ш^й.-ЖЖ :

^ Й, 2007. - 278 ж . [ Хуан, Миньсюе. История китайского музыкального

образования: учебник / Миньсюе Хуан. - Пекин: Изд-во Китайского народного университета, 2007. - 278 с. ]

185.m&% шймшш^^гадш^»: и^т-зштт cm

^-ШЩШ) /2008.01/2 ж. [ Хуан Хань Хуа «Влияние мозгового штурма

на тенденцию обучения мышлению»/Хань Хуа Хуан.- Бизнес (наука и пракика). - 2008.- 23-25 с.]

186.ШМ, : ^ / МШ. - ЖЖ : Ш

2000. - 192 ж. [ Цао, Ли. Концепция музыкального образования: монография / Ли Цао. - Пекин: Изд-во Пекинского столичного университета, 2000. - 192 с. ]

187. ШШ, ЙХ, Ш^^ШЙ^»/ ШШ, Хй // ЖЖ:Й^пШ±^Ж№

Й, 2000 . - 451 ж. [Цао Ли, Хэ Гон. Педагогика музыкальной науки / Ли

Цао, Гон Хэ // Пекин: Издательство столичного педагогического университета. -2000.-451 с.]

188.ШШ, ^/ШШ-

Й .1993.-425 ж [Цао Ли. Общее музыкальное образование: монография /Ли Цао-Шанхай:Шанхай обучение издательство,1993. -425с.]

189. Ш, # £ ^Й^ : т#/^ Ш ш а & : ф Ф п

Й .2012-257 ж .[Чжан Емао. Теория музыкального образования:

монография/Емао Чжан.-Ухань: Китайский педагогический университет, 2012. -257с.]

190.шш, ФШ^^ШЙ^Ш^шш-ЖЖ :

Ж№Й.2017-233 ж.[ Чжан И, Великая трансформация высшего музыкального

образования в Китае /И Чжан-Пекин I Центральный университет национальностей, 2017 - 223с. ]

191.т^«^^м: ^/^^ЖЖ :

^ .1996-233 ж [ Чжан Лянь Ци. Опыт преподавания музыки в школе: монография /Лянь Ци Чжан. - Пекин, Народное музыкальное издательство, 1996. -233с.]

192. ш^ш, ^ш^ШЙ&ШЯтФ/^шш^ЯБ :

Й .2014-181 ж [Чжан Чэн Ган, Размышления о музыкальном образовании:

монография/Ли Шу Тун ,Чэн Ган Чжан // Хэфэй, издательство Аньхойского университета, 2014-181с.]

193.м^£, шф, ««ЖЖ : Ф

Ш # Ж№Й .2006-231 ж .[Чжао Чжиань,Чэнь Чжэньхуа. Учебник

музыкальной культуры Китая: учебник/Чжиань Чжао, Чжэньхуа Чэнь-Пекин, Китайский университет коммуникаций, 2006-231с.]

Ш-^Шпш^^ 2005.-310 ж[ Чу Хао. Идеологическое исследование общего

музыкального образования в современном Китае: монография /Хао Чу:Фуцзянь-Фуцзяньский педагогический университет.2005.-310с.]

2010-54 ж[Чэнь Сюз Я. Петь и играть : Девятилетний учебник обязательного образования. 2 класс 1 семестр. - Шанхай, Шанхайское музыкальное издательство, 2010. - 54 с.]

2010-54 ж[Чэнь Сюз Я. Петь и играть. : Девятилетний учебник обязательного образования. 2 класс 2 семестр. - Шанхай, Шанхайское музыкальное издательство, 2010. - 53 с. ]

2011-63 ж[Чэнь Сюз Я. Петь и играть. : Девятилетний учебник обязательного образования. 3 класс - Шанхай, Шанхайское музыкальное издательство, 2011. -63 с. ]

198.^^^, ^ШШ^ФЙШ®^/ farnrn// Ф^ШШ. -2007. -

Ш 3 ^. - Ш 41-45 Ш. [ Чэнь, Сянжун. Новая мысль о реформе музыкального

образования / Сянжун Чэнь // Музыкальное образование в школе. - N3. - С.41-45.]

т.ттлшмшммш.тя.^^: дат з

ШЖЩ, ШШШ-Шт : Й^ШЖИШШИ^, 2006.- 57 Ш. [Чэнь Хун Мэнь, Чжун Ан Ли, Чжан Хуэй Чунь, Чжон Синь ПиньХо^тап : Музыка. 3 класс 1 семестр. - Гонконг, Pearson Education Asia Ltd., 2006. - 57 с.]

200. : / - ±М :

ЬЬ^Й, 2013. - 207 Ш . [ Юй, Данхун. Музыкальная педагогика: учебник / Данхун Юй. - Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2013. - 207 с. ]

20ШШК, ФШПШУШШЬШЪШ : / ШШ. - ЖЖ : АЕ&

Ш ЬЬ ^Й, 2010. - 162 Ш . [ Юй, Чжэнминь. Сравнительное исследование

китайского и российского музыкального образования: монография / Чжэнминь Юй. - Пекин: Народное образование, 2010. - 162 с. ]

202.Ш&Ш, Фш^^^да^й: ш/ШШШШ-.ШШШ

ЬЬ^Й 2000.547 Ш.[ Яо Сы Юань, Музыкальная образовательная антология современной школы Китая: монография / Сы Юань Яо- Шанхай I Шанхайское

образовательное, 2000. - 547с]

203.Примерные программы начального и основного общего образования. 2015 г. - Электронный ресурс. - URL: http://standart.edu.ru

204.Федеральный перечень учебников. Электронный ресурс Министерства образования и науки РФ: URL- http://mon.gov.ru

205. http: //zdinfo. ucoz.ru/load/specialistu/shkolnomu_bibliotekarj u/trebovanij a _k_uchebnikam_novogo_pokolenij a/13-1-041

206.http://www.moe.edu/ch/

207.http://oko-planet.su/infonfoko/print:page,1,220895-istoricheskiy-opyt-i-kulturnye-tradicii-rossii-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya.html

208.http://education.unesco.ru

209.http://old.prosv.ru/metod/dgur/3.html (Практика школьного воспитания в странах мира).

210.http://www.itiprao.ru/index.htm (Лаборатория изучения образования и педагогики в зарубежных странах Института теории и истории педагогики)

211.http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=6666.

212. http: //standart. edu. ru

213.http://mpgu.su

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1. Кейс №1 (констатирующий этап) Дидактическая функция: трансформационная, преобразующая музыкальные знания в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Проблема: внесение элементов дидактической игры в содержание и оформление учебника.

Учебная задача.

1.Ознакомьтесь с оформлением страницы учебника «Музыка» 3 класс (авторы: Чэнь Хон Мэй, Чжу Ан Ли, Чжан Хуэй Чунь, Чжун Цзы Пин). Внесите элементы дидактической игры в предлагаемый учебный материал.

Вариант оформления учебных материалов

ОСЕНЬ Музыка Ц. Кюи

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.

Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В тёплые края.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Послушай, какую музыку написал на стихи А. Плещеева композитор Ц. Кюи. Запиши свои наблюдения:

Настроение_(яркое и солнечное - грустное и печальное)

Характер_(песенный, танцевальный, маршевый).

Темп_(скоро - не спеша)

_Динамика_(однообразная - разнообразная)_

Осень может быть разной: солнечной и дождливой, радостной, печальной и даже тревожной. Нарисуй настроение песни «Осень».

Приложение №2.

Кейс №2 (формирующий этап) Дидактическая функция: трансформационная, преобразующая музыкальные знания в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Учебная задача.

1. Посмотри оформление страниц учебника «Музыка» 3 класс (авторский коллектив под руководством Чжэн Сюз Я). Продумай внесение элементов учебного материала, направленных на формирование знаний нотной грамоты.

2. Л 'Я * Ж.

® А, Л

-й А, Й- *# ЗЕ, й.® Й.

Вариант оформления учебных материалов

Ты заметил, что в упражнениях, которые мы пели, был размер 2/4. Этот же размер мы встретим в песне «Сапожки» из цикла «Песни в стиле народов мира» композитора Р. Бойко.

САПОЖКИ

Слова В. ВИКТОРОВА

В темпе польки

а

а=

Музыка Р. БОЙКО

*

и

£

Р Р Р

■^ЕЩ^ЕЩ

я -

ся

ПОЛЬ

ку

тан

це

са - пож

ки

по

рва

ла.

ва - ла

Г- ] 1- г 1

,--1 * =1 и 1

-«1 ■!- \--- =1 Н=1

^==4 и-ё *- * Л

Пять

ми - нут

по

го

ре

ва

ла,

3% ..- ^-N-&- г^- — ^— \- -Ч-

т—&-, И ^ * * « —§1— —-ф #

пять

ми - нут

по

го

ре

ва

ла

ч- и ^— ^- V

(Ь 4 1-^ м —« I1 1--# -и

и к са - пож - ни

Яся польку танцевала И сапожки порвала. Пять минут погоревала И к сапожнику пошла.

Просит Яся: «Стасик, милый, Выручай меня скорей. Глянь, сапожки я разбила, Ты получше их зашей.»

ку при - шла.

Ей ответил Стасик: «Ладно, Приходи через часок.» Взял иголку, вынул дратву, Чинит Ясин сапожок.

Вот и Яся прибегает, Села обувь примерять -И нога не пролезает, И сапожек не узнать.

Пожурила Яся Стася, Погрозила кулачком... Ждет сапожек новых Яся И танцует босиком...

2

1

ЗАДАНИЕ: Пой песню «Сапожки» и дирижируй на 2/4.

В одном из тактов встретится размер %, дирижировать который надо так:

Дидактическая функция: трансформационная.

Проблема: учет возрастных особенностей, значения эмоциональной выразительности видеоряда.

Учебная задача.

1. Посмотри оформление страниц учебника «Музыка» 3 класс (авторский коллектив под руководством Чжэн Сюз Я). Продумай музыкальный материал, адекватный младшему школьному возрасту, и внесение элементов видеоряда эмоциональной направленности, отвечающего чувственному восприятию мира ребенком.

Вариант оформления учебных материалов

РЕПЕРТУАР ХОРА

У каждого хора есть свой репертуар (список произведений). Предлагаем включить в наш репертуар «Весёлое попурри» (композицию из любимых песен). Что для этого нужно? Вспомнить знакомые песни из мультфильмов, которые знают и любят дети и взрослые.

(Картинка-раскраска

(Картинка-раскраска)

В траве сидел кузнечик, В траве сидел кузнечик, Совсем, как огуречик Зелёненький он был. Представьте себе, Представьте себе: В траве сидел кузнечик. Представьте себе, Представьте себе: Зелёненький он был.

Пусть бегут неуклюже Пешеходы по лужам, А вода по асфальту рекой. И неясно прохожим В этот день непогожий, Почему я весёлый такой. А я играю на гармошке У прохожих на виду. К сожаленью, деньрожденья Только раз в году.

ЗАДАНИЕ

Раскрась картинки к песням из детских мультфильмов.

Вариант №2 ПЕВЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН

У певца должен быть широкий диапазон голоса (диапазон — звуковой объём). Читай стихотворение, распевая гласные. Не забудь о выразительности. Изображая муху, используй высокий регистр (часть диапазона), ослика - низкий, а рассказчика - средний.

На лужайке ослик пел, Но сказала муха: — Ой, как всем ты надоел! У тебя нет слуха. Ослик молвил ей в ответ: Муха, ты молчи да слушай! Как же это слуха нет? Вон какие уши!

(В. Попов)

Дидактическая функция: закрепления и самоконтроля.

Проблема: разработка материалов для закрепления пройденного материала и самоконтроля.

Учебная задача

1. Посмотри оформление страниц учебника «Музыка» 3 класс (авторский коллектив под руководством Чжэн Сюз Я). Продумай вопросы и задания.

Вариант оформления учебных материалов

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.