Компетентностный подход к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Лю Цюнь

  • Лю Цюнь
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 261
Лю Цюнь. Компетентностный подход к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2021. 261 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лю Цюнь

Оглавление

Введение

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретико-методические основы реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса

1.1. Компетентностный подход к подготовке учителя музыки в контексте сравнительной педагогики

1.2. Анализ внедрения в профессиональную подготовку педагога-музыканта электронных образовательных ресурсов как цифрового сопровождения учебного процесса: история и современность

1.3. Формы и методы реализации компетентностного подхода к изучению студентами России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса 56-73 Выводы по главе 1 74-75 Глава 2. Апробация модели компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса

2.1. Содержание и структура электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая»

2.2. Экспериментальная работа по апробации электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» как цифрового сопровождения учебной дисциплины «Международное сотрудничество в сфере музыкальной культуры и образования»: параметры исследования, содержание, результаты

111-156

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Электронный образовательный ресурс «Музыкальная культура Китая» (диск 1: базовый уровень)

Приложение 2. Электронный образовательный ресурс «Музыкальная культура Китая» (диск 2: повышенный уровень)

Приложение 3. Источники дидактических материалов электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» (диск1, диск 2)

234-261

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Компетентностный подход к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса»

Введение

Актуальность исследования. Компетентностный подход к высшему педагогическому образованию в Российской Федерации является основополагающим в настоящее время. Законодательными документами, определяющими его реализацию, официально признаны федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - ФГОС ВО 3++, а также положения Профессионального стандарта педагога, как свода требований к выпускникам педагогических вузов РФ на рынке труда.

Согласно названным документам, современный учитель музыки РФ в рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ основного общего образования формирует предметные, метапредметные и личностные результаты понимания обучающимися места музыки в общей картине мира. В этой связи учебные планы подготовки педагога-музыканта в России включают дисциплины, способствующие обретению студентами готовности:

^ учить детей понимать интонационное своеобразие музыкального языка разных народов мира;

^ воспитывать через музыку разных стран и народов толерантные отношения между людьми независимо от их национальности;

^ развивать интерес к музыкальному творчеству разных народов в различных видах музыкальной деятельности.

Между тем, в современных условиях обозначился ряд противоречий

между:

- устойчивостью тенденции усиления межкультурных контактов РФ со странами Восточной Азии, и в частности, с Китайской Народной Республикой, и прежней ориентацией российских педагогических вузов на изучение зарубежной музыкальной культуры европейских стран;

- признанием педагогическим сообществом актуальности учебных дисциплин, формирующих у обучающихся педагогических вузов РФ компетенции готовности к становлению у детей представлений о

«музыкальной палитре» мира, и недостаточной учебно-методической обеспеченностью процесса изучения студентами особенностей музыкальных инокультур дидактическими пособиями современного цифрового формата.

Тенденция цифровизации сегодня универсальна в условиях глобализации образования. Так, в Китае в настоящее время серьезное внимание уделяется созданию цифрового контента образовательной среды. Аналогична позиция российских ученых, убедительно доказывающих значимость в профессиональной подготовке цифровых образовательных технологий и выявляющих в качестве средства их реализации электронный образовательный ресурс, как модульную мультимедиа систему. Между тем, механизм формирования компетенций обучающихся педагогических вузов России в работе с электронными образовательными ресурсами, направленными на освоение студентами характерных особенностей музыкальных инокультур, и в частности, музыкальной культуры Китая, еще требует научного обоснования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Сущность и механизмы реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке студентов рассмотрены в трудах ученых РФ -Т.А. Ананьевой, А.А. Вербицкого, А. Верц, И.А. Зимней, В.С. Леднева, В.И. Мареева, Н.Д. Никандрова, Д.В. Пузанкова, М.В. Рыжакова, А.И. Сурыгина, С.Л. Троянской, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, а также явились предметом исследования китайских ученых Дуань Цзюньчэнь, Кан Цзянь, Сюй Лили, Цао Сяомэй, Чжан Цзиньбао, Хуан Жунхуай, Хуан Юньган и др.

Проблеме использования цифровых учебных материалов как мультимедийного сопровождения учебного процесса аналогично посвящены исследования как китайских, так и российских авторов. В Китае этим

направлением деятельности занимаются Гун Пейцзэн, Ли Сянмэй, Ли Шаобин, Мо Юйпин, Цзинь Лэй, Чжан Цзиншэн, Ян Фэнмэй; в России - Г.А. Бордовский, Б.С. Гершунский, С.Д. Каракозов, А.В. Осин, О.П. Осипова, Е.С. Полат, В.А. Трайнев и др. Названные исследователи отмечают, что использование цифровых продуктов позволяет нацелить студентов на приобретение опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, совершенствование умений применения интерактивных методов обучения.

Интерес к данному феномену обусловил возникновение ряда научных трудов Е.С. Песковой «Повышение эффективности профессиональной подготовки бакалавров технических университетов на основе применения электронно-образовательных ресурсов», Н.В. Александровой «Подготовка будущих учителей гуманитарных специальностей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов» и др. Следует также отметить имеющиеся труды по применению цифровых технологий не только в общей дидактике, но и в педагогике музыкального образования, что подтверждают исследования С.П. Полозова.

Учитывая, что в теме исследования заявлен электронный образовательный ресурс контекстного значения, было бы неправомерно не назвать факта существования научных работ, предметом которых явилась музыкальная культура Китая: исследований С.П. Волковой, Р.И. Грубера, А.В. Новоселовой, У Ген-Ир, Г.М. Шнеерсона, В.Н. Юнусовой, Гао Юнхоу, Дун Сяо, Дэн Гуанхуа, Линь Цзин, Лю Линли, Су Хуа,, Лю Цзин, Чан Лиин, Чжан Цзюнь и других.

Между тем, компетентностный подход к изучению студентами педагогических вузов РФ музыкальной культуры КНР с использованием электронного образовательного ресурса не рассмотрен, что и определяет интерес к выбранной теме.

Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация модели реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением

электронного образовательного ресурса.

Объектом исследования является процесс музыкально-педагогического образования.

Предмет исследования: формы и методы реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.

Гипотеза исследования:

Эффективность реализации модели компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса зависит от соблюдения ряда педагогических условий:

1. Понимания электронного образовательного ресурса как учебного продукта практико-ориентированной направленности, адекватного комплексу универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, деятельностно-личностных и рефлексивных, обеспечивающих дифференцированное овладение будущими учителями музыки РФ:

^ универсальными компетенциями системного и критического мышления в осознании синтеза взаимосвязанных структурных компонентов музыкальной культуры Китая (народного творчества суюэ - вокального, инструментального, музыкально-театрального и классической музыки яюэ); способностями рассматривать музыкальную культуру Китая в контексте межотраслевой коммуникации музыки и истории китайского государства, музыки и эстетики философской мысли Востока; межкультурного взаимодействия в постижении китайского языка как средства общения и формы существования национальной культуры Китая; самоорганизации и самообразования в области музыкальной культуры Китая;

^ общепрофессиональными компетенциями, готовностью учителя музыки осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на

основе уважения к уникальности и ценности культур народов мира, и, в частности, Китая;

^ профессиональными компетенциями, соответствующими специфике деятельности педагога-музыканта, компетентного инициировать процесс освоения учащимися музыкальной культуры Китая в различных видах творчества.

2. Преломления элементов понятия «компетенция» в электронном образовательном ресурсе «Музыкальная культура Китая», как блоков, формирующих:

^ знания (теории и истории музыкальной культуры Китая);

^ умения и навыки (применения в профессиональной деятельности учителя текстовых, видео-, аудио-, нотных материалов в организации различных форм музыкального образования по освоению музыкальной культуры Китая);

^ способности (организации педагогом-музыкантом различных видов деятельности по освоению китайской музыкальной культуры: музыкально-слушательской, вокально-хоровой, музыкально-

инструментальной, музыкально-ориентированной полихудожественной);

^ отношения (становление толерантности как личностной профессиональной позиции учителя музыки в освоении обучающимися характерных особенностей инокультур).

3. Признания необходимости адекватности электронного образовательного ресурса мноуровневости когнитивного процесса, интегрирующего вербально-логический, сенсорно-перцептивный и практические виды деятельности обучающихся в освоении специфики феномена «Музыкальная культура Китая», что инициирует применение в учебном процессе импрессивных и экспрессивных методов.

4. Вариативной мобильности применения электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» базового и повышенного уровней в различных формах организации образовательной

деятельности - лекциях, семинарах (практических занятиях), практикумах и самостоятельной работы репродуктивного, реконструктивного и поискового, творческого характера.

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность компетентностного подхода в профессиональной подготовке учителя музыки в аспекте сравнительной педагогики России и Китая.

2. Проанализировать исторический аспект внедрения в профессиональную подготовку педагога-музыканта электронных образовательных ресурсов и особенности современного этапа цифрового сопровождения учебного процесса.

3.Выявить формы и методы реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.

4. Разработать содержание и структуру электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» как цифрового обеспечения учебного процесса профессиональной подготовки учителя музыки.

5. Разработать теоретически и апробировать практически модель реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.

Методологическая база исследования:

- основные концептуальные установки к реализации компетентностного подхода в образовании: труды педагогов-исследователей России (Т.А. Ананьевой, А.Г. Бермуса, А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Краевского, Т.А. Разуваевой, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова), а также Китая (Ван Хунянь, Дуань Цзюньчэнь, Кан Цзянь, Сюй Лили, Чжан Тянью, Чжан Цзиньбао, Хуан Жунхуай и др.);

- труды в области музыкальной культуры Китая известных

китайских исследователей (Дай Хунсен, Ли Юехун, Сан Хайбо, Су Хуа, Ся Е, Сяо Яньпин, Сян Ян, Хуан Даган, Цзян Кун, Ши Юе, Чжао Сяонань, Чэнь Шуань, Юань Цзинфан, Ян Чуньлин, Яо Ицзюнь и др.) и российских (С.П. Волковой, Р.И. Грубера, А.В. Новоселовой, У Ген-Ир, Г.М. Шнеерсона, В.Н. Юнусовой и др.);

- теоретические положения по цифровому оснащению образовательного процесса (Г.А. Бордовского, Б.С. Гершунского, С.Д. Каракозова, А.В. Осина, О.П. Осиповой, С.П. Полозова, Е.С. Полат, В.А. Трайнева, Ван Цзыюань, Ван Чжицзе, Ван Хуаянь, Вэнь Шаоюань, Гун Пейцзэн, Ли Сянмэй, Е Чжиминь, И Сяоюнь, Ли Дун, Ли На, Ли Шаобин, Сюн Жуй, Сунь Дафэн, Сунь Циньхун, Шэнь Фэнсянь, Ху Жун, Хуан Жуньхуа, Чжэн Гуан, Юе Юань, Юй Кайюань, Ян Кайлань и др.);

- теоретические положения организации учебно-познавательной деятельности педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллина, Е.А. Бодиной, Л.С. Майковской, Е.В. Николаевой, М.С. Осенневой, В.И. Петрушина, Л.А. Рапацкой, Г.П. Стуловой, А.В. Тороповой, Г.М. Цыпина; Ван Даоцзюнь, Гуо Вэньань, Ван Чжиянь, Е Лань, Ли Чаохуэй, Ван Шуай, Ван Яохуа, Ма Да, Се Цзясин, Сон Цзин, Суэй Вэньлон, Хэ Гон, Чжу Синьчунь, Чэнь Чжихай, Чэнь Ясянь, Юй Вэньву и др.).

Методы диссертационного исследования:

- анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;

- обобщение педагогического опыта;

- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, методы статистической обработки информации.

База исследования: факультет музыкального искусства Института изящных искусств федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет».

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2015-2016 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, определялись методологическая база, цель, гипотеза и задачи, разрабатывались ключевые идеи экспериментальной работы, и в частности, модель компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.

Второй этап (2016-2017 гг.) был связан с разработкой и реализацией в эксперименте педагогических условий, способствующих эффективности компетентностного подхода к изучению будущими учителями музыки России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.

Третий этап (2017-2020 гг.) предполагал завершение

экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов, публикацию основных результатов исследования, оформление текста диссертации и автореферата.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается: 1) опорой на фундаментальные положения педагогической науки России и Китая; 2) использованием широкой базы источников, представленной трудами российских и китайских музыковедов, педагогов, психологов; 3) применением комплексного метода исследования, сочетающего в совокупности теоретические и методические подходы реализации компетентностного подхода к освоению студентами музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса; 4) обращением к методам экспериментальной проверки предлагаемой модели реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса в условиях учебной дисциплины «Международное сотрудничество в сфере музыкальной культуры и образования».

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- раскрыты противоречия, характеризующие необходимость компетентностного подхода к цифровому оснащению процесса изучения студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая;

- выявлены педагогические условия реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса, как цифрового контента, объединяющего текст, изображение, звук и видео в интегрированное мультисенсорное интерактивное сопровождение дидактического характера практико-ориентированной направленности;

- разработана и апробирована модель реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель реализации компетентностного подхода к изучению будущими учителями музыки России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса, состоящая из ряда блоков: организационного, содержательного и оценочно-результативного; теоретически обоснованы содержание, структура электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая», а также возможность его применения в условиях принципа дифференцированного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно содействует оптимизации процесса музыкально-педагогического образования в формировании компетенций студентов педагогических вузов РФ в области межкультурной коммуникации. Материалы исследования могут найти применение в лекционных курсах, семинарах, практикумах по освоению музыкальной культуры Китая, а также в организации производственной (педагогической) практики студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

Апробация и внедрение основных результатов исследования

осуществлялись:

-в научных публикациях автора в КНР и РФ, в том числе, журналах, рецензируемых ВАК РФ;

- в ряде выступлений автора на международных научно-практических конференциях в Болгарии (Пловдив, 2016 г.); КНР (Пекин, 2020); РФ (Новосибирск, 2018; Москва, 2021); США (North Charleston, 2018);

- в процессе проведения эксперимента на базе факультета музыкального искусства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет».

Положения, выносимые на защиту:

1. Электронный образовательный ресурс «Музыкальная культура Китая» - это цифровой учебный продукт практико-ориентированной направленности, адекватный комплексу универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, деятельностно-личностных и рефлексивных, обеспечивающих дифференцированное овладение будущими учителями музыки РФ:

S универсальными компетенциями системного и критического мышления в осознании синтеза взаимосвязанных структурных компонентов музыкальной культуры Китая (народного творчества суюэ - вокального, инструментального, музыкально-театрального и классической музыки яюэ); способностями рассматривать музыкальную культуру Китая в контексте межотраслевой коммуникации музыки и истории китайского государства, музыки и эстетики философской мысли Востока; межкультурного взаимодействия в постижении китайского языка как средства общения и формы существования национальной культуры Китая; самоорганизации и самообразования в области музыкальной культуры Китая;

S общепрофессиональными компетенциями: готовностью осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе уважения к уникальности и ценности культур народов мира, и, в частности,

Китая;

^ профессиональными компетенциями, соответствующими трудовым функциям Профессионального стандарта учителя музыки, компетентного инициировать процесс освоения учащимися музыкальной культуры Китая в различных видах музыкальной деятельности.

2. Формами работы по реализации модели компетентностного подхода к изучению студентами России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса являются:

^ лекционные занятия (лекции-визуализации, лекции-экскурсии) с использованием видео- и аудиоряда электронного ресурса с целью наглядного освоения специфики музыкальной культуры Китая;

^ практические занятия семинарского типа, призванные углубить, расширить, детализировать знания обучающихся исторических этапов становления музыкальной культуры Китая, особенностей эстетики Востока, интонационных особенностей жанров народного песенного творчества, классификации народных китайских инструментов, видов музыкального театра, классического танца, китайской национальной композиторской школы, полученные на лекциях в обобщенной форме;

^ лабораторные занятия практико-ориентированного характера по освоению особенностей китайской музыкальной культуры на примере образцов вокальной и инструментальной музыки (народной и композиторской);

^ самостоятельная работа с электронным образовательным ресурсом (репродуктивного, реконструктивного и творческого характера) с целью разработки учебных материалов для применения в различных видах музыкальной деятельности учащихся при освоении темы «Музыкальная культура Китая» (музыкально-слушательской, музыкально-инструментальной, музыкально-ориентированной полихудожественной).

3. Методами обучения, адекватными дидактической цели организации процесса изучения музыкальной культуры Китая с использованием электронного образовательного ресурса, целесообразно

рассматривать:

- импрессивные, предполагающие активизацию получения информации (наглядной: аудио-, видео- и текстографической) экспонируемого учебного материала, направленного на развитие когнитивных процессов: восприятия (аудиального и визуального), мышления (наглядно-образного и абстрактно-логического); воображения (воссоздающего и творческого), памяти (наглядно-образной, словесно-логической);

-экспрессивные методы практико-ориентированного характера, сопряженные с профессиональной работой учителя музыки по организации музыкально-слушательской и музыкально-исполнительской деятельности учащихся в освоении типологических особенностей инокультур.

4. Педагогическими условиями реализации модели компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса является практико-ориентированная направленность цифрового дидактического сопровождения на становление у обучающихся:

^ знаний (теории и истории музыкальной культуры Китая);

^ умений и навыков (применения в профессиональной деятельности текстовых, видео-, аудио-, нотных материалов в организации различных форм музыкального образования по освоению музыкальной культуры Китая);

^ способностей (организации учителем музыки различных видов деятельности изучения китайской музыкальной культуры: музыкально-слушательской, вокально-хоровой, музыкально-инструментальной, музыкально-ориентированной полихудожественной);

^ отношения (становление толерантности как личностной профессиональной позиции учителя музыки к освоению инокультур).

Структура исследования: диссертация состоит из введения, основной части - двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Основная часть

Глава 1. Теоретико-методические основы реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса

1.1. Компетентностный подход к подготовке учителя музыки в контексте сравнительной педагогики

Компетентностный подход - категория общемирового значения, предпосылкой возникновения которого явилась программа TUNING («Настройка образовательных структур^/TUNING educational structures in Europe, как проекта, разработанного европейскими университетами Испании и Нидерландов в рамках образовательной программы Европейской Комиссии Сократ-Эразмус) [221]. Сущность этой программы, как известно, заключалась в направленности на реализацию целей Болонской декларации: «определения точек конвергенции и выработки общего понимания содержания квалификаций по уровням в терминах компетенций и результатов обучения» [212].

Компетенция при этом трактовалась в соответствии глоссарием терминов, как:

- способность эффектно делать что-либо;

- соответствие требованиям, предпринимаемым при устройстве на работу;

- способность соответствовать основным трудовым функциям [212].

Будучи признанной 16 странами, Болонская декларация очертила круг:

общих компетенций.

К таковым были отнесены:

- инструментальные (когнитивные способности, технологические умения и навыки, коммуникативные умения);

- межличностные компетенции (индивидуальные способности,

15

социальные навыки);

- системные компетенции (сочетание понимания, отношения и знания);

специальных (профессиональных) компетенций, дескрипторы которых определяли уровень образования: бакалавриата и магистратуры.

Тем самым, направленность образования на его результаты обусловила возникновение феномена «компетентностный подход». Российский исследователь С.Л. Троянская именно так трактует эту категорию, как «приоритетную ориентацию», «формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию» [95].

Не менее значимым в контексте нашего исследования является понимание «компетентностного подхода», как определенной позиции, точки зрения, в понимании другого российского ученого И.А. Зимней [36]. Рассматривая этимологию слова «подход», И.А. Зимняя обращается к словарю В.И. Даля [27] и фокусирует внимание на восприятии подхода, как основы, идеи, концепции, принципа. Продолжая логически данное утверждение, можно сказать, что компетентностный подход в этом случае является необходимой платформой реализации цели образования в вузе. В представлении российского ученого А.А. Вербицкого таковая цель есть развитие личностного потенциала, формирование способностей обучающихся к адекватной деятельности в прогнозируемых предметных и социальных ситуациях, выработка целостной структуры профессиональной деятельности студента (образовательной, воспитательной, развивающей)[20].

Видению А.А. Вербицкого созвучны характеристики современного образования, выявленные В.И. Мареевым [60]. Данный ученый утверждает, что в случае компетентностного подхода образование:

- становится воспитывающим, развивающим личность будущего учителя процессом, построенным на творческой активности студента;

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лю Цюнь, 2021 год

источник

радости

радость

■: ? с г

твенн

ловек

кг

с же т

жи ть

радости

котла

радуется

_ато

НаХС□лТ

в: ?

гырЕЖЖЕ

ггс

г с лее

проявлялся

г: с

Сущность

ггмбр

ГСС : ■ О. ЯК

ЮЕгка

г: с

ГСГТСС1

г::

ни

;тс

проявлиеатся

ы^зыжв

Музыкальная культура Древнего Квтая

Кун Фу-цзы

(552

479 до н.э.)

О музыке > чнтель так сказал:

О. музыка! Услышать - это мало.

Но слиться с ней нужно для начала.

И следовать за нею в тронный зал.

Эхо Кон фуния

Музыкальн ая Стран а Кит аи н а В шпебшш остров г Эхо

Ьпр: .naicd.ru епша.шш

Музыкальаая культура Древнего Китая

Др

.:

ЕН=Г

■: т

ií i

:: -

тр-ал

I ип

ОДЕ

аны

:

Сер

яр

7 р

:ДНИ 5

7TJL.1

руса

ор азуется

4".

ъ-оряда

г: - -1

J

ЕКГрйЕИр

EaHt:

нар

рж а ни

н a ¿ е- а ~ ь

7 р

трактат

дрв

Ван

«К

ыч'-

uiан:ки

тае^щтгггтр

Мифн и пегенОы Древнего Китая Один М-дреп. е едагоший музыкой Цзыюй. сравнил е сю Подн ебеснуго с

Музыкой.

- Bes во вселенной, внутри четырех порей, освещается солнпем и луной, управляется планетами и звездами, приводится е поря док че тырьня

временами года, а щцЬаШее важно? - двенгянатнлетним циклон Гаки ЬЗузыка. влекомая Мелодией Духа, исполняете на различных

инструментах. сради них и кожанные барабаны, и металлически г колокола чжун. и бамбуков ая дудка юз. и с еребряные колокольчики

лин. Когда Музыкант и здаегг звук, тонки е вибрации исходят из кнструмента и устремляются е Пространс гв о. И твгда сое ершаюгея чудеса, приводящие е порядок Вселенную.

Музыкальная культура Древнего Китая

Религиозная музыка

Даосская музыка

В и де о ф р агме н г

ЖШвУ

фра

Tail

Цзи

.Юаь

. L де

Г>|

нт

ilHCipy

Л с по

Хэ

. je н. * .:. г.-.

.. ни.

LSI

□-и

¡'провинция j

zao

С I'll I

zao

с кии

: 10наст=:р=

слулкн ie

ао

с:- с- го

т

а: s а

оао

Сяи

Век

z-ja-i

мл

с до

пните

ль

ао

екни

монастырь

аль н t] и

орк

стр

Музыкальная культура Древнего Китая

Религиозная музыка

Религиозная музыка нацоинальных меньшлнетв Кптаи

LSEepo- во сточная sapozHai

р е лит но :.но -риг va.T t ная

i а.

ri ародная

р ешг но sho -

ритуальная

музыка i

СО Г 0-

рало нал

Н аро днач религиоьно-

лр oiiiti ваниз

рщуальнад музынад

ДенгрэльнDc.i иЮго-

Еосючно: [ Китае.

¡Музыкальная культура Средневекового Китая

исполняемая s открытом Еоште) ,

г ■ f помещении)

Chines? Winí srr Feíojsfio" Hi Ortíieslrs Pr nce cfQin С-^'ипд г!-« Eítile .¡ne Zian; Dahja 3 L n We i." by fflang i ji'^n

:

DriiT Leid Player Viin Hgh-rflan

Музыкальная культура Средневекового Китая ^^^^^^^^^^Дворцовая музыка

Яньгоэ Видеофрагмент

Ничан юйиву"--дв орцовый т анец династии Тан.

Видеофрагмент: М.&ЦШ'М 'Ни чан юйиву" эт о вид е о фрагмент— Танец. Композитор: Тан Сюань-цзун (633-762 тт.. император династии Тан в 712-756 тт., лично е имя - Ли Лунцзи ^ Исполнитель : ^НЯ1] Ли Юйган

Музыкальная культура Средневекового Китая ^

V Мифы и легенды Китая

Три ыуяызэдьнызЕбрата .^я^Л

IЯР- л

Жили некотля три брата. старш его звали Дятгь Юаньшуап. ераднаго — Дянъ И. мп ~ггг его — Дятть Чжи-бяо. Вса тр оа были непревзоиданеымы фпзттнстамн. Б период Гайюанъ £713—742 гт. н. е.) император Скинь Цзуннз династии Тан назначил ш:

г-р. птг' гт-г ттг!т г -тр. п ]"1ттт-.~|. гт г 1. гу ввдт ау ггг 3 .--т-тггч т. ц-'.~1 -.-тп--- ::тул.~1т т-п-т ф —эйх пплдигд г- ~г~ я"~тг с е он б=т по тутдпп. шин ки ттл7нтг

братьаЕ заставляли знмонрастрескаться цвз 1ъ: и издавать лнвныи аромат. В пашни тайна:-: братья прзол^однпиак. Когда импарагор заболал. он увидал во сна. три ората с опровождают свое пннте шроп на мандолина искринка. Он был тэт; очарован ьп: искусством. что. пр оснукшись. обнаружил, что выздоровел. Решив отблагодарить музыкантов. нмпэратор даровал ни КВЯЖ2СЕНЙ твпуп. Однажды Еелшшзчзстз даосизма по пытался останоЕшъ зпидвыию в городе, но н= смог победить дьяеолов. которые распр остратгяли еа. Тогда он пришел к братьям и спросил у ник со вата. Они обашалн помочь гжТогда Дянъ Юаньгпуаи построил большую лодку, которую назвал -о л оды он дука- ■. Он собрал на ней миллион дукоЕ и повал ал ни бить б барабаны. Услышав 5ои барабаное. аго пришли послушать все дамоны города В ос пользое=тетг 1к ь зтим. Дань Юаньшуаи асватил и?; всех н с помошью Великого мастера нагнал из гор о да. С о времанги братьях канонизырова-и. авсачланы их семьи получили насладуамыа ТИТГЛЫ.

Бдзнгр Эдвард

«Китайский народ обогащал исторические былины и народные сказания своим творчеством к создавал е различных оаерах ы музыкальных драмах образы любимых тероеЕ. ...В китайской музыкальной драме. в которой нет не декораций, ни мизансцены, проявилась не только великая сила реализма, сила народной морали, стремление народа к св ободе в условиях феодального режима: показаны такие положительные черты народного характера, как смелость, трудолюбие, доброта и природный ум»

(С. Образцов Театр китайского народа).

м>

пътура Нового Китая

зыка

1ьная

. ; ~

I ТТянтя

Создан

Кнта

Н этюд

консерватория

нскок

Шя

Р^спуйлн

К кг а некая к оые ерваторнн

г.шкнн

г,:-1, танскнн

□нинальвы в

иевтр

Центр

коасернагирня

Пекин

пеквн

Мл

Нового

Китая

зыка

гь мая

пьтура

в^

Би

с я

.Тгеи

I ■:

Тл

Лзн

Музыкальная культура Нового Китая

Сямзньскин фклзрмоиичесгаи оркестр

14ель деятельности оркестра: просвещение, повышение культурного уровня молодежи. Удостоен множеством наград и грантов, имеет почетное звание «Золотая визитная карточка города Сямэнь». Впервые в провинции Фуцзянь начал постановки европейской и китайской оперы. Гастроли: Америка. Германия. Италия. Канада. Россия. Франция, Япония Художественный руководитель и дирижер Чи;эн Сяо-ин

¡Музыкальная культура Нового Китая

Выдающаяся пспольнптельвипа на пппе

педагог

Ч»;зн Л1 н-янь

Закончила Центр альнлто

консерваторию. Выступает с

концертами в «Карнегт-холл»,

Линкольн-иентре (Нью-11орк}= зале

Берлинской филармонии, Золотом зале

(Вена), Читает л екни и в

Колуы оийсквм ^тшверыггете.

Иельском университете, Гарвардском

"университете, Китайском

л ниверсигеге никшии и др.

Учимся играть на китайских музыкальных инструментах ♦

Видеоуроки сяо Видеоуроки на окарине сюнь

Учимся играть на китайских музыкальных инструментах ^

В идее у роки Пипа Видео} роки Я згу

Учимся танцевать китайские танцы ф

Ханьцы

"Учимся петь на китайском языке

ifl

та

ТОН

тд nrii^ m я тА

иероглиф имиципль финаль

Иници a ли

ъ P - f

d t n 1

s fc иг tpsnzj h

i 4 X

zh i л г

X. С 3

1 ^

I NJ

Филэли монофгонги

а О • Ж u ü

составные

ai M a о 041

ta ie iao in (ion)

ua uo uai ui(uei)

an en ans &ПН

Lan » ian-g Ш2

uan un(uen) uans uenH

qbe uan lin Ions ne

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы

КНР

- Инь Фа-лу "Наши замечательные музыкальные традиции1'

- Ма Кз "Китайская народная песня|Г

- Хо Лу-тнн "Проблемы национальной формы в китайской музыке1'

- ЛюйЦэи "О некоторых вопросах музыкальной теории и критики"

- Ма Сы-цун "О творчестве молодежи"

- Ли Хуань-чжи "Творческий путь Си Снн-хая" РФ

- Виноградова Е.В. 'Китайская музыка"

- Шестаков В.П. "Музыкальная эстетика стран Востока" (фрагменты !

- V Ген-Ир "Формирование музыкальной культуры в Древнем Китае"

- Юнусова В.Н. "Изучение китайской музыки в России: к проблеме становления отечественной музыкальной синологии"

Дополнительная литература для самостоятельной работы

-Будаева Т. Б. Музыка традиционного китайското театра и зи ни згой: Пекинская опера: диссертация ... канд. искусствоведения: 17.00.02 , Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. М.= 2011. https: search .г sL.ru.-ru. record-'01004S5S404

-Грубер P.II. История музыкальной культуры с древнейших времён до коки а XVI века. Т. I. Ч. 1. М.-Л.: Музгиз. 1941.

https: iwww.bо oksi te.ru-'fullt ext ' grub er "text .pdf

-Новоселова A.B. Явление вэнъл;знь в музыкальной культур«; традиционного Китая https: Vk. с от. ':@traditi oil al иш si с-у avl eni е -veil zhen -v-mu zykal и oi -kulture-tr a dicionnogo -ki tay a -Сиса\ри B.Ii. Церемониальная музыка Китая и Японии. СПб.: СП5Г*У= 200Е. https: ii|Susbpok.^z/dowifloadtserem oinaliiaya-muzydka-kitayaFform

-У Ген-lip Tp ад ии ионная музыка Дальнего Востока (Кигай: Корея, Япония): историко-теорегический анализ... до кг. искусствоведения: 17.0 0.0 2.-"Российский государственный педагогический университет им. A.Ii. Гернена '. СПо= 2011. https: s earcli.rsLrtb'ru."record'01005018726

Дополнительная литература Д1Я самостоятельной работы

-Фонетика китайского пш:д нннiih д.тттг

https: yandex.ru vidее Щпгк. ?filmld=5 0246212522iS539734&reqid= 153659375 7340333-99г662974497470334S0I983-man2-5 331 -

V&sugg est_r e qi d= 3250353561565 SS474133954433331173 &1ех1=иншшали: -Фонетика китайского языка

https: yandex.ru video 'prwi^ftf. 0filmId=S972 396 330 913 73 7 939&Гех(=фнна.-ш.

-"Чкан Юйтун и СьонВань Линь «Китайский народный танец как средство приобщения к великой китайско й ку ль тур е»

https:. tyberleninka.ru artide nkitayskiy-narodnyy-tanets-kak-sredstvQ-priobsdreniya-k-vdikoy-kitayskoy-knlture

-Чэнь Цзннь «Педагогическая специфика обучения классическом^- национальному тангп-' в средней школе Китая»

https: cyberleninka.ru artide n рedagogicheskaya-spetsifika-obucheniya-Hassicheskomu-

natsi onalnomu-tantsu-v- sredney- shkol e-kitay а

-Шао Лань Cks Научиться читать по-китайски— просто

https: yandex.ru video preview ?filmld=l 639156983 7673134170&1ехт=как%20научиться%20читать °o2 0по- китайски%2 0c %20нули &path=v,i z ard&par eilt -г е qi d = 15 3 659 322 465 132 016160445 3&4437011441003 32-production-app-host-5as-we1>yp- 172&redircnt=i5 365 932 54.1

Практические задания 1.Восстановите хронологию правящих династий Китая

хм

Династия С л (прниерна 21-16

БЕ. ДО Н.Э.)

а

Династии Шли (примерна 16-11

БВ. ТО Н.Э.

№ Зш

Династия Стй

(591-619 гг)

\izhou Западная Чзлу (прнперно 11е,-771 г. да н.э.)

1)яп§;гЬаи 'Восточная Чжц" (770-256 гг. д.н гЗг)

нв Ёйи'ио Троенарствне 1® 5Ьй и (220-290 гг.) ЗЖ БЗиг!^!! Восточны ая Хань (25-220 гг.) ХШап Западная Хань (206 г, до н. э. -24 г. н.э.)

-

I

_ шш

в Ли Династия Шинь ХТ^ш

Западная ХЬинь

(2 65-316 гг.)

Восточная 1Ьинь (317-4:0 гг.)

ш&т

ЛапЬысЬао Династии Юга и Севера <420-59? гг.)

Ош

Династия Ццнь

(221 -206 гг. до н.э.)

т

£Ми Династия Чжау

Практические задания 1.Восстановите хронологию правящих династий Китая

шш

.\miong Ю^ная Ста (1127-127? гт.)

1

Практические задания

У<4 ицц /011

Нлв

Й1Л

11Щ-.

ги

Практические задания 4. Исполните пьес\т на сюнь

Практические задания 5. Выберите элементы китайского народного танца

Спасибо за внимание!

Приложение №3.

Источники дидактических материалов электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» (диск1, диск 2)

Музыкальная культура Китая (диск 1)

1. «Боб, который умел петь песни» [Электронный ресурс]. - URL: https://it exts.net/avtor-neizvesten/240162-bob-kotoryy-umel-pet-pesni-avtor-neizvesten/read/ page-1.html (дата обращения 22.09.2017).

2. «Музыка Китая» 1 часть [Электронный ресурс]. - URL: https://aminoapps. com/c/anirush/page/blog/muzyka-kitaia-1 -chast/PLwD_1 wimuDVmrrpdE2RRa0QdJ 1GpMPMex (дата обращения 28.09.2017).

3. «Песнь о красавицах» [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/im ages/search?pos=0&url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-images-c bir%2F3549021 %2F8o0z9jH43gR0UUiJHIzkZA8679%2Forig&cbir_id=3549021 % 2F8o0z9jH43gR0UUiJHIzkZA8679&img_url=https%3A%2F%2Fwww.boutique-pr oject.ru%2Fstorage%2Freading%2F252%2Fimages%2Fthumbs%2FChinese_Ancient _picture_16.jpg&rpt=imagelike (дата обращения 30.09.2017).

4. Китайско-российские художественные обмены «На кончиках пуантов» : о визите центральной балетной труппы Китая в РФ [Электронный ресурс].

- URL: http://russian. china. org. cn/exclusive/txt/2017-08/09/content_41376405_2. htm (дата обращения 27.09.2017).

5. «Китайская балетная весна» [Электронный ресурс]. - URL: https://tel-aviv.livejournal.com/1581039.html (дата обращения 28.07.2017).

6. « ^ 1 ^ Ф ii ». («Гора И Мэн»). [Электронный ресурс]. - URL: https://music.douban.com/subject/1404258/ (дата обращения 15.05.2016).

7. ФШ^Ш^Й«ШШ». (Скрипичный концерт «Лян Чжу»). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=DjGGYFguYjo (дата обращения 20.10.2016)

8. ф Щ Щ Ш . (Государственный флаг КНР). [Электронный ресурс]. - URL:

https://yandex.ru/images/search?pos=15&from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2F pbs.twimg.com%2Fmedia%2FEG7_XKhWsAAXETr.jpg%3Alarge&text= ф ШШШ &rpt=simage (дата обращения 17.05.2017).

9. Ф Ш ^ Ш Ш ® . (Карта КНР). [Электронный ресурс]. - URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%AD%E5%9B%BD%E7%AB%96%E7%89 %88%E5%9C%B0%E5%9B%BE/14595197 (дата обращения 15.05.2016)

10. ' % . (Фонарь). [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text= ' % &p=2&pos=84&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg 15.3lian. com%2F2015 %2Ff2%2F126%2Fd%2F 114.jpg (дата об-ращения 16.05.2017).

11. ^ХШ^Ш. (Женская одежда народности Хань). [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/images/search?lr=213&rpt=imageview&url=https%3A%

2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-images-cbir%2F2347549%2FA6yKiE2z_yV DInH4_C2Syw3782%2Forig&cbir_id=2347549%2FA6yKiE2z_yVDInH4_C2Syw3 782 (дата обращения 19.05.2017).

12. ? (Как много ты знаешь о колыбели?) [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.sina.com.en/s/blog_1653f15a70102x9qv.html (дата обращения 07.02.2017).

13. ^ 4 Ь ^ ^ « Ш Ж Й » ^ Ш Ш Ш (Народная песня «Колыбельная» Северо-Востока Китая в исполнении Ву Бисия). [Электронный ресурс]. - URL: https://haokan.baidu.com/v?pd=wisenatural&vid=4958151887331959070 (дата обращения 08.09.2017).

14. («Улитка и иволга», учебник Музык а. 2 класс). [Электронный ресурс]. - URL: https://max.book118.com/html/201 8/0719/5022021314001302.shtm (дата обращения 06.04.2018).

15. « ». («Улитка и иволга»). [Электронный ресурс]. - URL: http://5sing.kugou.com/fc/14174102.html (дата обращения 15.05.2017).

16. ^^^«». (Чжо Итин. «Улитка и иволга»). [Электронный

ресурс]. - URL: https://v.qq.com/x/page/o0504cp8ulz.html (дата обращения

235

15.05.2017).

17. « Ж М ». («Лодка Дракона»). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.poco.cn/works/detail_id2219810 (дата обращения 17.06.2016).

18. «ЖШМ». (Провинция Хубэй, г. Личуань, «Лодка Д ра-кона»). [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.sina.com.en/s/blog_159ff9 5830102wstd.html (дата обращения 19.06.2017).

19. (Сун Цзуин спела народную песню Хубэ й «Лодка Дракона»). [Электронный ресурс]. - URL: https://haokan.baidu.com /v?vid=5535709625481591211 (дата обращения 20.06.2017)

20. ЩАЙМ^: ^ШШРн«ЖВД ». (Песня о Желтой реке: Чжао Жань пел песня «Солнце выходит, ликуя»). [Электронный ресурс]. - URL: https://haokan.baidu.com/v?vid=4796050681584102435 (дата обращения 20.06.2017).

21. % W ^ . (Праздник фонарей). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.163.com/dy/article/F4SV0TCR0518FF2J.html (дата обращения

21.06.2017).

22. —' ^ Щ Щ ^ ^ , В Ш ® . (Обычай угощаться Танъюань). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sohu.com/aZ224572959_196455 (дата обращения

28.02.2018).

23. «^Ш® ». (Чжо Итин. Классическая песенка «Продавать сладкие клецки со сладкой начинкой "танъюань"»). [Электронный ре-сурс]. -URL: https://haokan.baidu.com/v?vid=6283707776353267868 (дата обращения 23.05.2018).

24. (Вспомнить о прошлом: «Золотой бамбуковый подн ос»). [Электронный ресурс]. - URL: https://haokan.baidu.com/v?vid=14328846 981504991800 (дата обращения 23.04.2017).

25. « ^ ^ ». («Алеет восток»). [Электронный ресурс]. - URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%9C%E6%96%B9%E7%BA%A2/3409383?f r=aladdin (дата обращения 27.05.2017).

26. ^ Й « ^ ^ ». (Песня «Алеет восток»). [Электронный ресурс]. -URL: https://v.youku.com/v_show/id_XMTAzMTY3MjQw.html (дата обращения 26.05.2017).

27. Щ ffi М W Й ^ ^ ^ . (Река Люян имеет много заливов). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.163.com/dy/article/DF27RP7I0524VA87.html (дата обращения 15.04.2018).

28. ^ Ш « Щ Ш М ». (Чжан Е «Люян река»). [Электронный ресурс]. - URL: https://haokan.baidu.com/v?vid=6290897801779229819 (дата обращения 15. 04.2017).

29. « Ш ^ ^ ». («Жасмин»). [Электронный ресурс]. - URL: https://baike.sogou.com/v55083105.htm (дата обращения 21.05.2017).

30. (Церемония открытия Молодежного песенног о конкурса, Чжан Е«Жасмин»). [Электронный ресурс]. - URL: https://haoka n.baidu.com/v?vid=7095961737683239829 (дата обращения 21.05.2017).

31. (Цветочная коллекция и праздник «Луны»). [Электр о-нный ресурс]. - URL: http://blog.sina.cn/dpool/blog/s/blog_3d444f410102efg4. html (дата обращения 10.04.2016).

32. («Половина луны поднимается вверх» Пэн Л июань). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=zGP sV_IlKgA (дата обращения 11.04.2016).

33. « ^ ^ М Л ». («Разноцветные облака в погоне за луной»). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.jianshu.com/p/2e0138568e3a (дата обращения

15.07.2017).

34. «^^МЛ». (Чжу Минин «Разноцветные облака в погоне за лу ной»). [Электронный ресурс]. - URL: https://v.youku.com/v_show/id_XMTQ5 NTUxOTQ4.html (дата обращения 15.07.2017).

35. (Почему так красивы цветы?) [Электронный рес-урс]. -URL: https://dp.pconline.com.cn/photo/list_559424.html (дата обращения

15.04.2018).

36. (Поэзия сомнения). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.me ipian.cn/msfrozg (дата обращения 15.04.2017).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.