Освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в российском педагоическом университете тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Пэн Иньлай

  • Пэн Иньлай
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 154
Пэн Иньлай. Освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в российском педагоическом университете: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2021. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пэн Иньлай

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами

1.1. Тенденции развития концепций и методик музыкального образования в европейском и российском педагогическом пространстве ХХ-ХХ1 веков

1.2. Музыкально ориентированная полихудожественная

деятельность в исследовательской литературе

1.3. Содержание учебного процесса, направленного на освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности студентами-бакалаврами

из Китайской Народной Республики

Выводы по главе

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование процесса освоения

методики музыкально ориентированной полихудожественной

деятельности китайскими студентами-бакалаврами

2.1. Педагогические условия освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной

деятельности китайскими студентами-бакалаврами

2.2. Методы освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими

студентами-бакалаврами

2.3. Цель, задачи, этапы и результаты экспериментального исследования, направленного на освоение методики

музыкально ориентированной полихудожественной

деятельности китайскими студентами-бакалаврами

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в российском педагоическом университете»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Подготовка студентов-музыкантов из Китайской Народной Республики в российских педагогических университетах обусловлена необходимостью мобильно реагировать на потребности быстро развивающейся педагогики музыкального образования, как России, так и Китая. Сегодня данный контингент китайского студенчества направлен на освоение будущей профессии педагога-музыканта, обладающего универсальными компетенциями. Такие специалисты востребованы в Китае в связи с обновлением системы общего и специального музыкального образования, ориентированного на восприятие лучшего европейского и российского музыкально-педагогического наследия. Поэтому, несмотря на значительные успехи в разработке национальных методик музыкального обучения, китайским студентам принципиально важно освоить российский музыкально-педагогический опыт и, прежде всего, российские методики, которые позволят им в дальнейшем адаптировать полученные теоретические знания и технологии в контексте национальных образовательных приоритетов. В их числе — распространенная в педагогическом пространстве России методика анализа музыки в контексте средств выразительности других видов искусств, сформировавшаяся на основе музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности педагога-музыканта (термин Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой).

Понятие «методика» в педагогической науке определяется либо как совокупность методов и приемов проведения какой-либо работы, либо как отрасль образования, изучающая закономерности преподавания определенного предмета. В настоящее время подобная многозначность привела к различным смысловым трактовкам методики в теории и практике музыкального образования, что предопределяет необходимость предварительного уточнения понятия в контексте настоящего диссертационного исследования.

Анализ современных публикаций российских и китайских авторов в области педагогики музыкального образования позволил выявить три основных подхода к понятию методики. Первый подход выражен в трактовке методики как суммы методов по освоению достаточно локальных элементов музыкального искусства. Изучение методов (отдельно, или в комплексе с другими) особенно распространено в диссертационных работах, посвященных как профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей (вокалистов, пианистов и др.), так и учителей музыки общеобразовательных учреждений. При этом выявленные и успешно апробированные в опытно-экспериментальной работе методы далеко не всегда отражают новые или ранее описанные методики музыкального образования. Достаточно часто найденный исследователем метод автоматически приравнивается к новой методике, что снижает значимость понятия «методика».

Второй подход к содержанию понятия методики связан с освоением крупных музыкально-педагогических концепций или систем, созданных выдающимися деятелями мировой музыкальной культуры (Д. Б. Кабалевский, З. Кодай, К. Орф и др.). Музыкально-педагогическая концепция (система), отражая философско-эс-тетическую или культурологическую трактовку цели приобщения к музыке подрастающих поколений, не является теоретической схемой, но определяет пути практической творческой реализации поставленных задач в образовательном процессе. Поэтому музыкально-педагогической концепции (системе), как правило, соответствует методика, содержание которой позволяет ученым разных поколений выявлять различные педагогические средства ее реализации. Например, методические установки по преподаванию музыки в общеобразовательных школах России получили широкое название — «методика массового музыкального образования и воспитания», которая, по сути, является системой более локальных методик, разработанных на основе концептуальных теоретических положений.

Третий подход связан с понятием «авторская методика», имеющим глубокие исторические корни. Например, начало развития вокальной педагогики в России связывают с именем композитора-классика М. И. Глинки, обосновавшего «концентрический метод», положенный в основу технологий развития голоса.

Таким образом, в педагогике музыкального образования сложились представления о методике в широком и более локальном ее значении, что не исключает разработку интегративных методик, сочетающих концептуально-теоретическое обоснование определенной музыкально-педагогической деятельности и практическую реализацию конкретных методов обучения. Исходя из сказанного, в настоящей диссертации под методикой музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности понимается совокупность педагогических средств, включающих: а) концептуальное теоретическое обоснование музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности педагога-музыканта; б) комплекс дидактических составляющих музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности, которые необходимо освоить будущим учителям музыки из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете.

Актуальность настоящего исследования обусловлена следующими противоречиями:

• между требованиями к улучшению качества общего и специального музыкального образования в Китае и недостаточной подготовленностью китайских педагогов-музыкантов к адаптации в учебном процессе актуального российского музыкально-педагогического наследия;

• между объективными возможностями изучения концептуальных теоретических основ методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами и отсутствием научных исследований, раскрывающих методологические аспекты данного процесса;

• между накопленным российским опытом применения методики музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности в условиях массового и профессионального обучения музыке и отсутствием разработок по практическому освоению данного опыта в условиях индивидуальной подготовки китайских студентов в исполнительских классах (вокал, фортепиано и др.). Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости изучения теоретических положений, педагогических условий и средств, определяющих процесс освоения методики

музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в российском педагогическом университете.

Степень научной разработанности проблемы. Для разработки концептуальных теоретических основ, определяющих педагогические условия и средства освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами, были изучены труды, принадлежащие к разным областям искусствоведения, культурологии, музыковедения, общей педагогики и психологии, педагогики музыкального образования. Публикации, посвященные реализации элементов полихудожественной деятельности на уроках музыки в общеобразовательных школах, помогли проанализировать обозначенную проблему с позиций педагогической практики. Обобщим содержание основных работ, послуживших научным фундаментом настоящего исследования.

Философско-культурологическую базу диссертации составили труды, раскрывающие тенденции интернационализации высшего образования в современном мире (Т. В. Белова, Б. Л. Вулфсон, Т. Г. Грушевицкая, В. М. Данильченко, З. А. Малькова и др.).

Искусствоведческую основу диссертации позволили сформировать работы Ю. Б. Борева, В. В. Ванслова, А. Я. Зися, М. С. Кагана, Б. С. Мейлаха, в которых рассматриваются вопросы классификации разных видов искусства, общности и различия направлений художественной деятельности человека, взаимодействия и синтеза искусств в их историческом развитии. Определенное значение для данного исследования имели труды российских искусствоведов, посвященные исто-рико-теоретическим обобщениям процессов становления и развития разных видов искусств Китая, в том числе анализам текстов классической китайской поэзии (Тао Юань-Мин, Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй-и) и классической китайской живописи (Ли Чэн, Сюй Си, Цуй Бо) и др.

В теоретическом музыкознании выделим работы, связанные с идеей взаимодействия музыки и других видов искусства в процессе формирования вокальных жанров и инструментальной программной музыки (В. А. Васина-Гроссман, Б. А. Кац, В. Д. Конен, Т. Н. Ливанова, Ю. Н. Хохлов и др.).

В теории и практике массового музыкального обучения и воспитания достаточно широко разработана проблема взаимосвязи музыкального искусства с живописью и литературой, вошедшая в учебники и программы уроков музыки в общеобразовательной школе, рожденных под влиянием концепции Д. Б. Кабалевского (Т. И. Бакланова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Б. П. Юсов). Современные дидактические подходы к полихудожественной деятельности педагога-музыканта в контексте массового музыкального обучения и воспитания представлены в публикациях Н. Н. Гришанович. Интеграция музыки с другими искусствами в процессе музыковедческой и индивидуальной музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки в педагогических учреждениях представлена в диссертациях таких авторов, как А. Я. Карелин, Г. П. Нестеренко, Л. А. Рапацкая, Н. А. Те-рентьева и др.

Большое значение для исследования проблемы музыкально ориентированной полихудожественной деятельности имели фундаментальные научные труды в области педагогики музыкального образования высшей школы (Э. Б. Абдуллин, И. С. Аврам-кова, Л. Г. Арчажникова, Л. С. Майковская, А. И. Николаева, Е. В. Николаева, Т. Г. Мариупольская, Л. А. Рапацкая, А. В. Торопова, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова).

В диссертации учтены научные достижения китайских ученых, внесших вклад в адаптацию различных положений российского музыкознания и музыкальной педагогики в теорию и практику музыкального образования Китайской Народной Республики (Ню Яцянь, Чжао Наньнань, Чжу Синьчунь, Ян Хэпин, Ян Цзин-чунь, Янь Цзе, и др.).

Цель исследования — теоретическое обоснование и апробация модели учебного процесса, направленного на освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в российском педагогическом университете.

Объект исследования — процесс профессиональной музыкальной подготовки студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики, обучающихся по программе педагогического образования.

Предмет исследования — педагогические условия и средства освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в российском университете.

Исходя из цели диссертации, были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть содержание методики музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности в контексте развития европейских и российских методик музыкального воспитания и образования;

• проанализировать основные концептуально-теоретические подходы к изучению взаимодействия музыки с другими видами искусств в полихудожественной деятельности;

• обосновать содержание и спроектировать теоретическую модель учебного процесса, направленного на освоение российской методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности студентами-бакалаврами из Китайской Народной Республики;

• дать характеристику педагогическим условиям и комплексу специальных методов, способствующим освоению основных компонентов музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами;

• провести экспериментальное исследование в целях подтверждения разработанных в диссертации теоретических положений и выводов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что освоение российской методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами будет эффективным, если:

• дан всесторонний анализ концептуально-теоретических основ содержания методики и доказана ее актуальность для современного музыкально-педагогического образования;

• обосновано содержание учебного процесса и спроектирована его теоретическая модель, направленная на освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности педагога-музыканта;

• определены педагогические условия и средства освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в процессе групповых занятий и в классах индивидуальной исполнительской подготовки (академический вокал, фортепиано);

• исследована педагогическая целесообразность изучения указанной методики при полном освоении всех дидактических компонентов и закреплении полученных результатов в педагогической практике. Методологическую основу диссертации составили:

• исследования в области общей педагогики и дидактики российских ученых (В. П. Беспалько, Н. В. Бордовская, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин);

• философские и психолого-педагогические работы, основанные на концепции системно-деятельностного подхода (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. В. Давыдов, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин);

• культурологические и искусствоведческие труды, раскрывающие проблему общности и различия видов художественной деятельности (М. М. Бахтин, В. С. Библер, М. С. Каган и др.);

• музыковедческие работы, посвященные взаимодействию музыки с другими искусствами, анализирующие инструментальную программную музыку, синтез слова и звука в вокальных произведениях (В. А. Васина-Гроссман, О. Е. Левашева, Ю. Н. Хохлов и др.);

• публикации, раскрывающие концепции, системы, методики европейского и российского массового музыкального воспитания и обучения (Ю. Б. Алиев, Т. И. Бакланова, Л. А. Баренбойм, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Б. С. Рачина, Л. В. Школяр, Т. В. Шмагина);

• труды российских ученых в области педагогики высшего музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, И. С. Аврамкова, О. А. Апраксина, А. В. Малин-ковская, А. И. Николаева, Е. В. Николаева, Л. А. Рапацкая, А. В. Торопова, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова и др.);

• исследования китайских ученых и педагогов-музыкантов: Хао Ан Ю, Хао Ли, Чжан Цзюнь, Лю Минхуэй, Цзян Сюхун, Ню Яцянь, У Теин, Фэн Дэган и др. Методы исследования:

• теоретические (анализ и обобщение положений научной литературы по теме диссертации);

• эмпирические (наблюдение, беседы, устные опросы, анкетирование китайских студентов-бакалавров и российских преподавателей, работающих с китайскими студентами-бакалаврами);

• педагогический эксперимент, включающий количественный и качественный анализ полученных в ходе опытно-экспериментального исследования данных. База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (Институт музыки, театра и хореографии).

Этапы исследования: работа над диссертацией проводилась с 2016 по 2020 гг.

На первом этапе (2016-2018 гг.) осуществлялся анализ научных трудов по теме исследования. Определялся научный аппарат (цель, задачи, гипотеза, методы исследования, его методологическая основа и др.) формулировались основные теоретические положения диссертации. Изучалось общее состояние учебного процесса в педагогическом университете, направленного на музыкально-педагогическую подготовку китайских студентов-бакалавров. В целях подготовки к экспериментальной работе проводился опрос преподавателей и китайских студентов с целью выяснения отношения к изучению методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности и ее востребованности в педагогическом пространстве Китая. Определялись параметры проведения педагогического эксперимента.

На втором этапе (2018-2019 гг.) на основе обобщения теоретического материала, формулировались основные положения диссертации, разрабатывалась теоретическая модель содержания учебного процесса, направленного на освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности педагога-музыканта. Параллельно с этим, проводилась работа по внедрению теоретической

модели в учебный процесс в соответствии с целью и задачами формирующего этапа экспериментального исследования. Осуществлялась апробация педагогических условий и специальных методов освоения компонентов методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами. Обобщались итоги формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2019-2020 гг.) обобщался материал, полученный в ходе формирующего эксперимента; корректировался ход проверочного эксперимента. Обрабатывались полученные в ходе диссертационного исследования теоретические и экспериментальные данные, уточнялись общие положения и выводы по освоению методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в учебном процессе. Подводились итоги теоретических и практических результатов работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• обосновано содержание и актуальность российской методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в современной педагогике музыкального образования;

• решена проблема адаптации методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в контексте цели и задач музыкально-педагогической подготовки китайских студентов-бакалавров в российском педагогическом университете;

• выявлены педагогические условия, необходимые для успешного освоения российской методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами;

• разработан комплекс методов, позволяющих осваивать методику музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в условиях аудиторной и самостоятельной работы. Теоретическая значимость исследования

Изучена музыкально ориентированная полихудожественная деятельности как тенденция современного массового музыкального воспитания и образования. Исследованы теоретические основания методики музыкально-ориентированной

полихудожественной деятельности педагога-музыканта во взаимодействии эсте-тико-искусствоведческого, междисциплинарного педагогического и музыкально-аналитического ее компонентов. Определено содержание учебного процесса, направленного на освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в условиях групповых занятий и в индивидуальных исполнительских классах (академический вокал, фортепиано). Разработан диагностический аппарат, позволяющий фиксировать стадии, динамику и качественные уровни освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами. Получены новые данные о продуктивности и эффективности использования педагогических средств музыкального обучения китайских студентов-бакалавров, учитывающих традиции китайской художественной культуры.

Практическая значимость исследования

Теоретические положения и выводы диссертации, методические разработки, направленные на освоение содержания музыкально ориентированной полихудожественной деятельности учителя музыки, позволят повысить результативность и эффективность музыкального обучения китайских студентов-бакалавров в российских педагогических университетах. Материалы диссертации могут использоваться в курсах теории и методики музыкального образования, входящих в учебные планы профессиональной подготовки китайских студентов-бакалавров в вузах России. Результаты исследования могут быть внедрены в систему повышения квалификации преподавателей российских вузов, работающих с контингентом студентов из Китайской Народной Республики. Методика музыкально ориентированной полихудожественной деятельности учителя музыки и комплекс педагогических средств ее изучения, обоснованных в диссертации, могут представлять интерес для преподавателей высших учебных заведений Китая, работающих по программам, предусматривающим использование актуальных российских методик музыкального воспитания и образования.

Личный вклад соискателя:

• проанализирована проблема актуальных методик музыкального образования, входящих в арсенал профессиональной подготовки современного учителя-музыканта;

• исследована музыкально ориентированная полихудожественная деятельность, разработанная в российской педагогике музыкального образования; показана значимость методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности для профессионального становления будущих учителей музыки из Китайской Народной Республики, обучающихся в российском педагогическом университете;

• разработано содержание и теоретическая модель учебного процесса, направленного на освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности;

• исследованы педагогические условия и комплекс специальных полихудожественных методов, направленных на изучение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами;

• доказана в ходе экспериментальной работы эффективность педагогических средств, позволяющих теоретически и практически осваивать актуальную российскую методику музыкально ориентированной полихудожественной деятельности студентами-бакалаврами из Китайской Народной Республики. Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением комплекса методов исследования, соответствующих его объекту, предмету, цели и задачам; опорой основных научных выводов на достижения современной педагогики и психологии, культурологии и музыковедения, методологии, теории и методики музыкального образования; подтверждением разработанных теоретических положений результатами экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены: в 5 публикациях автора, из них 3 статьи опубликованы в журналах, входящих в перечень

научных изданий ВАК РФ; в процессе экспериментальной работы со студентами-бакалаврами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование» в Институте музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), в выступлении на кафедре музыкального воспитания и образования; в научных докладах автора на международных научно-практических конференциях: «Искусство. Педагогика. Культура» (г. Санкт-Петербург, 2020 г.), «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (г. Санкт-Петербург, 2019 г.), «Методологические и методические проблемы педагогики искусства» (г. Санкт-Петербург, 2019 г.). На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение российского музыкально-педагогического опыта является приоритетным направлением профессиональной подготовки китайских студентов-музыкантов в вузах России. Это предопределяет необходимость исследования учебного процесса, цель которого — освоение концептуально-теоретических основ и дидактических составляющих российских методик музыкального образования. В их числе — методика музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, востребованная в образовательном пространстве Китая.

2. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность относится к интегративной сфере профессии педагога-музыканта, сформировавшейся в процессе взаимодействия музыкального искусства с другими видами искусств. Концептуально-теоретическую основу методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности педагога-музыканта составляют несколько взаимосвязанных компонентов, а именно: теоретико-искусствоведческий компонент, междисциплинарный педагогический компонент и музыкально-аналитический компонент.

3. Содержание учебного процесса, направленного на освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности студентами-бакалаврами из Китайской Народной Республики, включает дидактические составляющие: полихудожественные знания и умения, опыт музыкально-

педагогического творчества, эмоционально-ценностное отношение к музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в ее универсальной значимости для современной педагогики музыкального образования.

4. Педагогическими условиями освоения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в процессе профессиональной подготовки являются:

• изучение курса «Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность педагога-музыканта» (групповые или мелкогрупповые занятия), формирующего у студентов-бакалавров представления о концептуально-теоретических основах музыкально ориентированной полихудожественной деятельности;

• освоение в исполнительских классах (академический вокал, фортепиано и др.) репертуара, который способствует практическому закреплению теоретических положений методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности и полихудожественного анализа на конкретном музыкальном материале;

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пэн Иньлай, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта / Э. Б. Аб-дуллин. — М. : Академия, 2002. — 272 с.

2. Абдуллин, Э. Б. Методологическая подготовка музыканта-педагога: сущность, структура, процесс реализации : монография / Э. Б. Абдуллин. — М. : МПГУ, 2019. — 280 с.

3. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ как метаметод педагогики музыкального образования / Э. Б. Абдуллин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2013. — № 2. — С. 13-22.

4. Абдуллин, Э. Б. Методология педагогики музыкального образования / Э. Б. Абдуллин. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Издательский центр ГРАФ-ПРЕСС, 2010. — 272 с.

5. Абдуллин, Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта / Э. Б. Абдуллин. — М. : Лань, Планета музыки, 2014. — 368 с.

6. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе : пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. — М. : Просвещение 1983. — 111 с.

7. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Методика музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева; под общей редакцией М. И. Ройтер-штейна. — М. : Музыка, 2006. — 336 с.

8. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М. : Академия, 2004. — 336 с.

9. Аврамкова, И. С. Формирование этики ответственности в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта : автореф. диссер. на соиск. уч. степ. доктора пед наук / И. С. Аврамкова. — СПб., 2013. — 54 с.

10. Аврамкова, И. С. Этика ответственности в совершенствовании отечественной системы высшего музыкального профессионального образования / И. С. Аврамкова. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. — 220 с.

11. Аврамкова, И. С., Ануфриева, Н. И. Влияние культуры Западной Европы на отечественное музыкальное искусство ХХ века в контексте межкультурной коммуникации / И. С. Аврамкова, Н. И. Ануфриева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17. № 2 (147). — С. 85-94.

12. Аврамкова, И. С., Ануфриева, Н. И. Новые образовательные технологии и их перспективы в музыкальной педагогике / И. С. Аврамкова, Н. И. Ануфриева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17. — № 2 (147). С. 103-112.

13. Аврамкова, И. С., Чжан Чухан. Феномен коммуникации в российской общей и музыкальной педагогике: исторический аспект / И. С. Аврамкова, Чжан Чу-хан // Научное мнение. — 2018 — № 2. — С. 63-73.

14. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. — М. : Просвещение, 1983. — 224 с.

15. Арановская, И. В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогической образовании / И. В. Арановская. — Волгоград: Перемена, 2002. — 257 с.

16. Арнольдов, А. И. Человек и мир культуры : введение в культурологию / А. И. Арнольдов. — М. : Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.

17. Артамонова, Е. И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика / Е. И. Артамонова. — М. : Прометей, 2000. — 128 с.

18. Арутюнов, С. С. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С. С. Арутюнов. — М. : Наука, 1989. — 234 с.

19. Арчажникова, Л. Г. Профессия — учитель музыки : кн. для учителя / Л. Г. Арчажникова. — М. : Просвещение, 1984. — 111 с.

20. Арчажникова, Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. Г. Арчажникова. — М., 1986. — 37 с.

21. Арчажникова, Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания / Л. Г. Арчажникова. — М. : МГЗПИ, 1992. — 52 с.

22. Асафьев, Б. В. Путеводитель по концертам (Словарь наиболее необходимых музыкальных терминов и понятий) / Б. В. Асафьев; ред Т. Н. Ливанова. — М. : Советский композитор, 1978. — 200 с.

23. Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. — М. : Знание, 1973. — 184 с.

24. Баженова, Л. М., Пеня, Т. Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся / Л. М. Баженова, Т. Г. Пеня // Советская педагогика. — 1988. — № 12. — С. 43-45.

25. Баренбойм, Л. А. За полвека : Очерки. Статьи. Материалы / Л. А. Баренбойм. — Л. : Советский композитор, 1989. — 368 с.

26. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. — Л. : Музыка, 1974. — 335 с.

27. Барышева, Т. А., Жигалов, Ю. А. Универсальные художественные способности. Методологический аспект / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов // Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки: Материалы 11 Международной научно-практической конференции 15-17 декабря 1994 г. — М. : МПГУ, 1994. — С. 28-29.

28. Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие / Л. А. Безбородова. — М. : Академия, 2002. — 413 с.

29. Белик, А. А. Культурология: Антропология теории культур : учебное пособие / А. А. Белик; ин-т «Открытое общество», Российский государственный гуманитарный университет. — М. : Изд-во РГГУ, 2004. — 239 с.

30. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002. — 320 с.

31. Бодина, Е. А. Воспитательные функции музыки: эволюция и современные тенденции реализации : автореф. дис. ... доктора пед. наук / Е. А. Бодина. — М. : 1992. — 32 с.

32. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцов. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

33. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. — М. : Классика-XXI, 2008. — 352 с.

34. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение /

A. В. Брушлинский. — М. : Знание, 1983. — 96 с.

35. Булатова, О. С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. С. Булатова. — Тюмень, 1999. — 24 с.

36. Бурая, Л. В. Моделирование уроков музыки и мировой художественной культуры / Л. В. Бурая // Искусство в школе. — 1995. — № 4. — С. 24-27.

37. В мире искусств: Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии / сост. Т .К. Каркаш, А. А. Мелик-Пашаев. — М. : Искусство в школе, 2001. — 384 с.

38. Ван, Бинчжао. История образования в Китае / Ван Бинчжао. — Пекин : Изд-во Пекинского Университета, 1994. — 376 с (на китайском языке).

39. Ван, Сяохун. Подготовка вокалистов-исполнителей / Ван Сяохун // Современное образование. — Чанша, 2008. — № 8. — С. 76-77 (на китайском языке).

40. Ван, Хуайцзянь. Новая модель подготовки специалистов музыкального образования / Ван Хуайцзянь // Вестник Гуанчжоуского технического педагогического института. — 2010. — № 2. — С. 76-77 (на китайском языке).

41. Ван, Юйнэ. История современной китайской музыки / Ван Юйнэ. — Пекин : Народное образование, 2000. — 256 с. (на китайском языке).

42. Ванслов, В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусств /

B. В. Ванслов. — М. : Советский художник, 1963. — 118 с.

43. Васильев, В. В., Анохина, Г. М. Современные педагогические технологии / В. В. Васильев, Г. М. Анохина. — Воронеж : ВОИПКРО, 2003. — 53 с.

44. Васильева, Т. А. Культурно-исторические условия становления музыкальных инструментов как объективные предпосылки формирования методических школ / Т. А. Васильева // Науки о культуре: актуальные проблемы. — Ч. 2. — М. : МГУКИ, 2004. — С. 174-179.

45. Васильченко, Е. В. Китайская музыка / Е. В. Васильченко // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 250-251.

46. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово: Ч. 1. Ритмика / В. А. Васина-Гроссман. — М. : Музыка, 1972. — 150 с.; Ч. 2. Интонация. — Ч. 3. Композиция. — М. : Музыка, 1978. — 368 с.

47. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход А. А. Вербицкий. — М. : Высшая школа, 1991. — 207 с.

48. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. — М. : Просвещение, 1968. — 415 с.

49. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / под ред. Б. П. Юсова. — Луганск : Просвещение, 1990. — 220 с.

50. Взаимодействие и синтез искусств / редколлегия: Д. Д. Благой и др. — Л. : Наука, 1978. — 269 с.

51. Виды искусства и их взаимодействие : пособие для учителя / Б. П. Юсов, Е. П. Кабкова, Л. Н. Мун и др. — М. : ИХО РАО, 2001. — 212 с.

52. Вишнякова, Н. Ф. К проблеме развития личности школьников в детском музыкальном творчестве / Н. Ф. Вишнякова // Вопросы психологии. — 1987. — № 6. — С. 77-83.

53. Вольваченко, А. Г. Психологические особенности подготовки и проведения интегративных уроков / А. Г. Вольваченко // Теория и практика преподавания предметов гуманитарного цикла на интегративной основе: Материалы

региональной научно-практической конференции. — Ростов-на Дону, 1993. — С. 27-28.

54. Восприятие музыки : сборник статей / редактор-составитель В. Н. Максимов. — М. : Музыка, 1980. — 256 с.

55. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 1991. — 93 с.

56. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / под ред.

B. В. Давыдова. — М. : АСТ : Астрель, 2010. — 671 с.

57. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — 3 изд. — М. : Искусство, 1986. — 572 с.

58. Вяшкявичене, С. С., Забулис, Г. К. Роль искусств в развитии личности /

C. С. Вяшкявичене, Г. К. Забулис // Педагогика. — 1992. — № 7-8. — С. 33-37.

59. Гайдай, П. В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая / П. В. Гайдай // Гуманитарный вектор. — Чита, 2011. — № 1 (25). — С. 25-28.

60. Галыгина, А. В. О перспективах освоения полифонической музыки разных эпох: опытно-практическое исследование в рамках исполнительской подготовки студентов педагогических вузов / А. В. Галыгина // Педагогический журнал. — 2017. — Т. 7. — № 2А. — С. 85-95.

61. Гарипова, Н. М. Постижение музыкального смысла как педагогическая проблема / Н. М. Гарипова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2013. — № 2. — С. 32-42.

62. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г. Д. Га-чев. — М. : Прогресс-Культура, 1995. — 480 с.

63. Герасимов, Г. И. Интеграция как сущность и форма организации современного образовательного процесса / Г. И. Герасимов // Теория и практика преподавания предметов гуманитарного цикла на интегративной основе: Материалы региональной научно-практической конференции. — Ростов-на Дону, 1993. — С. 3-11.

64. Глинский, Б. А. Моделирование как метод научного исследования / Б. А. Глинский. — М. : Высшая школа, 1965. — 234 с.

65. Грановская, Р. М., Крижанская, Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. — СПб. : ОМБ, 1994. — 192 с.

66. Гриневич, Н. Г. Интегрированный подход к художественной культуре как фактор духовного формирования личности педагога искусства / Н. Г. Грине-вич // Виды искусства и их взаимодействие : пособие для учителя / Б. П. Юсов, Е. П. Кабкова, Л. Н. Мун и др. — М. : ИХО РАО, 2001. — С. 202210.

67. Гришанович, Н. Н. Современные художественно-дидактические подходы в музыкальном образовании / Н. Н. Гришанович // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2013. — № 2. — С. 23-42.

68. Гулыга, А. В. Принципы эстетики / А. В. Гулыга. — М. : Политиздат, 1987. — 286 с.

69. Гусева, Н. В. Философский анализ образования как явления культуры : авто-реф. дис. ... док. философ. Наук / Н. В. Гусева. — М., 1992. — 32 с.

70. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. — Ростов на Дону : Изд-во РГПУ, 2000. — 440 с.

71. Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. — М. : Просвещение, 1982. — 319 с.

72. Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. — М. : Просвещение, 1989. — 207 с.

73. Дорошенко, С. И. Музыкальное образование в России: историко--педагогическое исследование : монография / С. И. Дорошенко. — Владимир : ВГПУ, 1999. —212 с.

74. Духовная культура Китая : энциклопедия в 5 т. : [т. 6, доп.]. Искусство / ред. тома М. Л. Титаренко. — М. : Вост. лит., 2010. — 212 с.

75. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. — М. : Классика-ХХ1, 2001. — 248 с.

76. Заир-Бек, Е. С. Взаимосвязь видов деятельности в процессе обучения / Е. С. Заир-Бек // Совершенствование методов обучения в средней школе : Межвузовский сборник научных трудов / под ред. Г. Д. Кирилловой и др. — Л. : ЛГПИ, 1986. — С. 91-96.

77. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. — М. : Педагогика, 1990. — 306 с.

78. Зись, А. Я. Виды искусства / А. Я. Зись. — М. : Знание, 1979. — 128 с.

79. Зись, А. Я. Искусство — система искусств — художественная культура / А. Я. Зись // Советская музыка. — 1983. — № 12. — С. 27-35.

80. Злотникова, Т. С. Педагогика культурологическая / Т. С. Злотникова // Культурология. Энциклопедия. — Т. 2. — М., 2007. — С. 162-166.

81. Иванова, С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий [Электронный ресурс] / С. В. Иванова // Ценности и смыслы. — 2015. — № 6 (40). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-i-obrazovatelnaya-sreda-v-poiskah-otHcЫy (дата обращения: 26.03.2021 г.).

82. Ильин, Г.Л. Проективное образование и становление личности [Электронный ресурс] / Г. Л. Ильин // Высшее образование в России. — 2001. — № 4. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektivnoe-obra-zovanie-i-stanovlenie-lichnosti (дата обращения: 24.03.2021 г.).

83. Иофис, Б. Р. Анализ музыкального текста: исследовательский и педагогический аспекты / Б. Р. Иофис // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2018. — № 4 (24). — С. 70-84.

84. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. — М. : Академия, 2002. — 208 с.

85. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. — М. : Просвещение, 1984. — 206 с.

86. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д. Б. Кабалевский // Программа по музыке

(с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. — М. : Просвещение, 1981. — С. 3-36.

87. Кабкова, Е. П. Программа музыкального развития (1-10 классы): Интегрированная программа на основе взаимодействия искусств / Е. П. Кабкова. — М. : Изд-во НИИ ХВ АПН СССР, 1991. — 66 с.

88. Каган, М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части 1, 11, 111 / М. С. Каган. — Л. : Искусство, 1972. — 440 с.

89. Каган, М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган // Советская музыка. — 1987. — № 1. — С. 26-32; № 3. — С. 56-66.

90. Каган, М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М. С. Каган // Музыка в школе. — 1987. — № 4. — С. 28-32.

91. Каган, М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа / М. С. Каган. — М. : Политиздат, 1974. — 440 с.

92. Камерная музыка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fb.ru/artide/181052/kamernaya-muzyika-chto-takoe-kamerno-instrumentalnaya-muzyika (дата обращения: 17.03.2021 г.).

93. Карпова, Н. К. Художественное познание и личностная модель синтеза искусств в условиях информационных технологий / Н. К. Карпова. — Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1995. — 212 с.

94. Каузова, А. Г. Исполнительская деятельность учителя музыки / А. Г. Каузова // Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М. : Академия, 2004. — С. 261-269.

95. Китайские пианисты в начале нового столетия: техническое мастерство и проблемы интерпретации // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой : сборник статей / сост. А. В. Крылова, ред. А. Я. Селицкий. — Ростов-на-Дону : Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. — С. 302-312.

96. Классическая музыка. Романс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.classic-music.ru/romance.html (дата обращения: 18.03.2021 г.).

97. Коган, Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л. Н. Коган. — М. : Знание, 1981. — 63 с.

98. Конен, В. Д. Театр и симфония / В. Д. Конен. — М. : Музыка, 1975. — 376 с.

99. Кошкарева, Н. В. Взаимодействие музыкального и словесного рядов / Н. В. Кошкарева // Интерпретация художественного текста и анализ музыки : сб. научных трудов ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. — М., 2007. — С. 60-93.

100. Красильников, И. М. Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы взаимодействия / И. М. Красильников // Искусство и образование. — 1999. — № 4 (10). С. 29-34.

101. Критская, Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмагина, Т. С. Музыка : учебник для учащихся 1класса трехлетней начальной школы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М. : Просвещение, 1998. — 144 с.

102. Критская, Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмагина, Т. С. Музыка : учебник для учащихся 2 класса трехлетней начальной школы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М. : Просвещение, 2001. — 144 с.

103. Критская, Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмагина, Т. С. Музыка : учебник для учащихся 3 класса / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М. : Просвещение, 2000. — 128 с.

104. Критская, Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмагина, Т. С. Музыка : учебник для учащихся 4 класса / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М. : Просвещение, 2001. — 127 с.

105. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. — М. : Академия, 2001. — 272 с.

106. Леонтьева, О. Т. Карл Орф / О. Т. Леонтьева. — М. : Музыка, 1984. — 334 с.

107. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М. : Педагогика, 1981. — 186 с.

108. Ли, Чжан, Красовская, Е. П. Программные произведения китайских композиторов как предмет освоения в классе фортепиано в высших учебных

заведениях Китая / Ли Чжан // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017. — №4 (20). — С. 97-111.

109. Ли, Шэнь. Проблемы вокальной методики в современном Китае / Ли Шэнь // Вестник Шанхайской консерватории. — 2008. — № 2. — С. 77-80 (на китайском языке).

110. Ливанова, Т. Н. Западноевропейская музыка ХУП-ХУШ веков в ряду искусств / Т. Н. Ливанова. — М. : Музыка, 1977. — 528 с.

111. Ломов, Б. Ф., Сурков, Е. Н. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. — М. : Наука, 1980. — 280 с.

112. Лю, Минхуэй. Педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лю Минхуэй. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 20 с.

113. Лю, Минхуэй. Теоретико-методическая модель освоения студентами Китайской Народной Республики творческого наследия русских композиторов в музыкально-историческом аспекте / Лю Минхуэй // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017. — № 1 (17). — С. 77-99 с.

114. Максимова, В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н. Максимова. — М. : Просвещение, 1984. — 143 с.

115. Малинковская, А. В. Индивидуальность и индивидуальный стиль исполнителя как категории теории исполнительства и педагогики музыкального образования / А. В. Малинковская. — Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017. — № 4 (20). — С. 13-27.

116. Малинковская, А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование. Исторические очерки. 2-е изд. / А. В. Малинковская — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 232 с.

117. Мариупольская, Т. Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты) : автореф. дис. ... док. пед. наук / Т. Г. Мариупольская. — М., 2002. — 53 с.

118. Мариупольская, Т. Г. Проблема традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки: Исследование / Т. Г. Мариупольская. — М. : Прометей, 2002. — 202 с.

119. Матвеева, Л. В. Комплексная методико-практическая подготовка учителя музыки : автореф. дис. ... канд. пед наук / Л. В. Матвеева. — М., 1992. — 16 с.

120. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский. — М. : Композитор, 1993. — 262 с.

121. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. — М. : Музыка, 1976. — 254 с.

122. Межуев, В. М. Культура и история / В. М. Межуев. — М. : Политиздат, 1977. — 197 с.

123. Мелик-Пашаев, А. А. Возможно ли творческое задание / А. А. Мелик-Па-шаев // Искусство в школе. — 2001. — № 3. — С. 3-4.

124. Мелик-Пашаев, А. А. Искусство в образовании — путь «вперед и вверх» / А. А. Мелик-Пашаев // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2013. — № 2. — С. 7-12.

125. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. — М. : Знание, 1981. — 96 с.

126. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 15-23.

127. Миклина, Н. Н. Смысл как основной постулат музыкально-педагогической деятельности / Н. Н. Миклина // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2018. — №4 (24). — С. 13-27.

128. Михалев, В. П. Видовая специфика и синтез искусств / В. П. Михалев. — Киев : Наук. думка, 1984. — 100 с.

129. Михалев, В. П. Видовая специфика и синтез искусств : автореф. дис. ... философ. наук / В. П. Михалев. — Киев, 1986. — 48 с.

130. Морозова, Н. В. О развитии образного мышления школьников в процессе музыкального образования / Н. В. Морозова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017. — №4 (20). — С. 28-44.

131. Музыкальная энциклопедия / главный редактор Ю. В. Келдыш. — Т. 1-6. — М. : Советская энциклопедия, 1973-1982.

132. Музыкальное воспитание в Венгрии / сост. и общая редакция Л. А. Барен-бойма. — М. : «Советский композитор», 1983. — 400 с.

133. Надолинская, Т. В. На уроках музыки о литературе и искусстве / Т. В. Надо-линская. — М. : Владос, 2005. — 130 с.

134. Надолинская, Т. В. Подготовка будущих педагогов к игровому модулированию интегративных уроков музыки в начальной школе / Т. В. Надолин-ская. — Ростов на Дону : Изд-во РГПУ, 2006. — 268 с.

135. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1988. — 258 с.

136. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкин-ский. — М. : Музыка, 1988. — 254 с.

137. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке : учебное пособие / Е. В. Назай-кинский. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 248 с.

138. Недошивин, Г. А. Взаимодействие искусств и всестороннее развитие личности / Г. А. Недошивин // Литература, искусство и формирование личности в социалистическом обществе. — М. : Мысль, 1974. — С. 344-363.

139. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания : кн. для учителя / Б. М. Неменский. — М. : Просвещение, 1987. — 255 с.

140. Никитина, Л. А. Инновационные подходы в организации педагогического процесса современной общеобразовательной школы (школы полного дня) / Л. А. Никитина // Материалы II международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России». — М. : РИЦ МГГУ 2011. — С. 38-41.

141. Николаева, Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретиче-ский и педагогический аспекты : монография / Е. В. Николаева. — М. : Ритм, 2009. — 408 с.

142. Ню, Яцань. О фортепианной педагогике в современном Китае / Ню Яцань // «Преподаватель XXI век». — 2009. —.№ 2 — С. 108-112.

143. Ню, Яцянь. О фортепианной педагогике в современном Китае / Ню Яцянь // Преподаватель XXI век. — М., 2009. — № 2. — С. 108-112.

144. Ню, Яцянь. Принципы целостного педагогического процесса в фортепианно-исполнительском классе / Ню Яцянь // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских и теоретических дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов. — Вып. 7. — М., 2007. — С. 30-35.

145. Ню, Яцянь. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ню Яцянь. — М., 2009. — 21 с.

146. Ню, Яцянь. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход : автореф. ... канд. пед. наук / Ню Яцянь. — М., 2009. — 21 с.

147. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. — М. : Педагогика, 1976. — 280 с.

148. Пространство и время в искусстве / отв. ред. О. И. Притыкина. — Л. : ЛГИТ-МИК, 1988. — 170 с.

149. Психологический словарь / под редакцией В. В. Давыдова и др. — М. : Педагогика, 1983. — 448 с.

150. Рапацкая, Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до Серебряного века / Л. А. Рапацкая. — СПб. : Планета музыки, 2015. — 480 с.

151. Рапацкая, Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки / Л. А. Рапацкая. — М. : Прометей, 1991. — 139 с.

152. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / отв. ред Б. Ф. Егоров. — Л. : Наука, 1974. — 299 с.

153. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / главный редактор В. В. Давыдов. — М. : Большая российская энциклопедия, 1993. — 608 с.

154. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т. II. — М. : ВЛА-ДОС, 2002. — 720 с.

155. Русская поэзия: Дмитриев И. И. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ruspoeti.rU/aut/dmitriev/16559/.html (дата обращения: 18.03.2021 г.).

156. Русская поэзия: Сумароков А. П. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ruspoeti.ru/aut/sumarokov/12832.html (дата обращения: 18.03.2021 г.).

157. Савшинский, С. И. Пианист и его работа / С. И. Савшинский. — М. : Клас-сика-ХХ^ 2002. — 244 с.

158. Сергеева, Г. П., Критская, Е. Д. Музыка : учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М. : Просвещение, 2003. — 159 с.

159. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л. А. Баренбойма. — Л. : Музыка, 1970. — 160 с.

160. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. — М. : Музыка, 1973. — 448 с.

161. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. — М. : Просвещение, 1976. — 160 с.

162. Словарь иностранных слов / под ред. А. Г. Спиркина и др. — М. : Русский язык, 1986. — 608 с.

163. Современные образовательные технологии : учебное пособие под ред. Н. В. Бордовской. — 3-е изд. — М. : 2013. — 432 с.

164. Сохор, А. М. Логическая структура учебного материала / А. М. Сохор. — М. : Педагогика, 1974. — 192 с.

165. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А. Н. Сохор. — Т. 1. — Л. : Сов. композитор, 1980. — 295 с.

166. Старчеус, М. С. Личность музыканта / М. С. Старчеус. — М. : Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2012. — 848 с.

167. Столович, Л. Н. Жизнь — творчество — человек: функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. — М. : Политиздат, 1985. — 415 с.

168. Творческий процесс и художественное восприятие / отв. ред. Б. Ф. Егоров. — Л. : Наука, 1978. — 278 с.

169. Тельчарова, Р. А. Музыка и культура (Личностный подход) / Р. А. Тельча-рова. — М. : Знание, 1986. — 62 с.

170. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М. : Педагогика, 1983. — 352 с.

171. Теория и практика педагогического эксперимента / под ред А. И. Пискунова и Г. В. Воробьева. — М. : Педагогика, 197. — 208 с.

172. Теплов, Б. М. Избранные труды / Б. М. Теплов. — Т. 1. — М. : Педагогика, 1985. — 329 с.

173. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. — СПб. : Лань: Планета музыки, 2014. — 319 с.

174. Хохлов, Ю. Н. Программная музыка / Ю. Н. Хохлов // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 442 — 450.

175. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / отв. ред. Б. С. Мейлах. — Л. : 1982. — 286 с.

176. Целковников, Б. М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки : дис. ... док. пед. наук / Б. М. Целковников. — М., 1999. — 445 с.

177. Цзян, Сюхун. Развитие идей петербургской научной школы в дошкольном образовании Китая / Цзян Сюхун // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. — С. 31-36.

178. Цзян, Сюхун. Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Цзян Сюхун. — СПб., 2012. — 27 с.

179. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика / Г. М. Цыпин. — М. : Алетейя, 2001. — 320 с.

180. Цыпин, Г. М. Развитие учащегося-пианиста в процессе обучения игре на фортепиано : учебное пособие / Г. М. Цыпин. — М. : МПГУ имени В. И. Ленина, 1975. — 106 с.

181. Чан, Вэньцзин. Новый стандарт музыки (на китайском языке) [Электронный ресурс] / Чан Вэньцзин. — Режим доступа : http://www.chinadmd.com/file/pvoooxppwzpous6xtvvsisst 1.html (дата обращения 15.03.2021).

182. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры / Т. В. Чередниченко. — Б. : Айбек, 1996. — 191 с.

183. Чжан, Голян. Генезис, развитие и тенденции распространения наук в Китае / Чжан Голян // Новости развития. — 2006. — № 2. — С. 14-18 (на китайском языке).

184. Чжан, Цзюнь. Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов: автореф. дис. ... канд. пед наук / Чжан Цзюнь. — М., 2008. — 22 с.

185. Чжан, Цзюнь. Основные этапы в музыкальном образовании Китая XX века / Чжан Цзюнь // Культура. Образование. Педагогика искусства. — Вып. 4. — М., 2007. — С. 118-125.

186. Чжао, Наньнань. История становления сравнительной педагогики музыкального образования: предпосылки возникновения и задачи развития на современном этапе / Чжал Наньнань // Perspectives of modern scientific: collection of scientific articles. — Lisbon, Portugal : Pegasus Publishing, 2018. — С. 152-156.

187. Чжао, Наньнань. Кросс-культурный подход к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чжао Наньнань. — М. : 2019. — 26 с.

188. Шевченко, Г. П. Общекультурное и эстетическое развитие школьников / Г. П. Шевченко // Советская педагогика, 1986. — № 11. — С. 30-34.

189. Щербакова, А. И. Аксиологическая подготовка учителя музыки как фундамент современной парадигмы музыкально-педагогического образования /

А. И. Щербакова //Педагогическое образование и наука. — 2004. — № 1. — С. 14-16.

190. Щербакова, А. И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе : автореф. дис. ... док. пед. наук. — М. : МПГУ, 2004. — 60 с.

191. Щербакова, А. И. Аксиология музыкального образования : учебное пособие / А. И. Щербакова. — М. : Прометей, 2001. — 424 с.

192. Юсов, Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании художественного мышления учителя образовательной области «Искусство»: избр. тр. по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей / Б. П. Юсов. — М. : Компания Спутник +, 2004. — 253 с.

193. Ян, Инлю. История Китайской музыки / Ян Инлю. — Пекин : Народное образование, 1981. — 1070 с. (на китайском языке).

194. Ян, Хэпин. Основы музыкальной педагогики: учебное пособие / Ян Хэпин. — Шанхай : Изд-во Шанхайского пед. института, 2004. — 95 с. (на китайском языке).

195. Ян, Цзин. Реформа современного музыкального образования в мире / Ян Цзин // Вестник Хунанского первого педагогического института. — 2005. — 234 с. (на китайском языке).

196. Ян, Цзинчунь. Музыкальная педагогика и исполнительство /Ян Цзинчунь. — Пекин, 1990. — 254 с. (на китайском языке).

197. Ян, Цзинчунь. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки / Ян Цзинчунь. — Пекин, 1997. — 230 с. (на китайском языке).

198. Янь, Цзе. Адаптация системы музыкального образования Карла Орфа в китайской общеобразовательной школе / Янь Цзе // Современное педагогическое образование. — Вып. 1. — М. : КноРус, 2018. — С. 29-33.

199. Янь, Цзе. Система подготовки педагога-музыканта для общеобразовательной школы на кафедрах фортепиано в университетах КНР : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Янь Цзе. — М., 2020. — 24 с.

200. Янь, Цзе. Цель и задачи музыкального воспитания в общеобразовательной школе Китая / Янь Цзе // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: педагогика, психология, социокинетика. — Вып. 1. — Кострома, 2018. — С. 194-197.

201. Winchester В., Dunlap К. Vocal Chamber Music: A Performer's Guide. — Routledg, 2007. — 256 p.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«МУЗЫКАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»

1. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность педагога-музыканта: концептуально-теоретические основания актуальной методики. Проблема подготовки педагога-музыканта широкого профиля (учитель искусства), ее актуальность для педагогики музыкального образования России и Китая. Полихудожественная деятельность как категория науки, ее основные характеристики. Развитие научных представлений о разновидностях полихудожественной деятельности в истории культуры и образования.

2. Эстетико-искусствоведческий компонент содержания музыкально ориентированной полихудожественной деятельности. Основы эстетико-искусство-ведческих теорий классификации искусств, взаимодействия искусств, синтеза искусств. Основные средства художественной выразительности разных видов искусств; категории пространства и времени. Понятие о синестезии.

3. Музыкальное искусство в диалоге с другими видами искусств. Полихудожественный анализ музыки. Музыкальное произведение как доминанта музыкально ориентированной полихудожественной деятельности. Полихудожественный анализ и формы взаимодействия музыки и литературы, музыки и изобразительного искусства. Сопоставление художественных образов по принципу сходства и различия с целью выявления содержательных смыслов музыкального произведения. Соподчинение литературного или иного первоисточника его воплощению в музыкальном искусстве. Взаимодействие музыки с другими видами искусств в синтетических жанрах художественного творчества (вокальное искусство).

4. Интегративный педагогический компонент музыкально ориентированной полихудожественной деятельности. Полихудожественные знания

и умения педагога-музыканта, творческий характер педагогической деятельности, направленной на освоение музыки с помощью средств выразительности других видов искусств. Полихудожественный анализ музыкального произведения на уроках музыки в общеобразовательной школе. Взаимодействие музыки и литературы в процессе восприятия музыкальных произведений школьниками разных возрастных групп. Взаимодействие музыки и живописи в процессе восприятия музыкальных произведений школьниками разных возрастных групп. Формы и методы организации классной и внеклассной работы на основе творческой полихудожественной деятельности детей и подростков, сочетающей инструментальную музыку, вокальную музыку, танец, ритмическое движение, элементы театрально-сценического действия и др.

5. Педагогические основы применения компонентов музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в классах академического вокала и фортепиано (индивидуальные занятия).

Задачи, формы и методы полихудожественного анализа вокального произведения на уроках академического сольного пения. Проблема соотношения литературного первоисточника и его музыкального воплощения в европейской и русской вокальной музыке. Полихудожественная творческая задача как способ целостного восприятия изучаемого вокального произведения. Реализация полихудожественного анализа на уроках фортепиано в системе дополнительного музыкального образования. Школьный фортепианный репертуар и проблема полихудожественного анализа программной музыки. Методы освоения фортепианной программной музыки в контексте полихудожественной деятельности.

6. Возможности применения методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в системе музыкального образования Китая. Использование в процессе обучения произведений классического китайского искусства (поэзия, живопись), что позволит будущим педагогам-музыкантам в дальнейшей профессиональной деятельности более эффективно интегрировать основные положения изучаемой методики в контекст китайской педагогики музыкального образования.

АНКЕТА

Составлена для анализа готовности китайских студентов-бакалавров к участию в экспериментальной работе по освоению российской методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности педагога-музыканта

1. Необходимо ли обращаться к образам других видов искусства при анализах музыкальных произведений? Если «да», то приведите примеры соответствующих музыкальных произведений.

2. Как Вы относитесь к расширению привычных представлений о профессии педагога-музыканта за счет освоения методики музыкально ориентируемой полихудожественной деятельности?

3. Приведите примеры «музыкальных» произведений в мировой литературе.

4. Приведите примеры «музыкальных» произведений в мировом изобразительном искусстве и архитектуре.

5. Получаете ли Вы знания о полихудожественном анализе музыки в процессе освоения историко-теоретических дисциплин?

6. Получаете ли Вы знания о полихудожественном анализе музыки в процессе индивидуальных занятий в классе фортепиано?

7. Получаете ли Вы знания о полихудожественном анализе музыки в процессе индивидуальных занятий в классе академического вокала?

8. Хотели ли бы Вы углубить свои знания в сфере русской и европейской культуры, русского и европейского искусства, в частности — о коллекциях музеев Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Русский музей и др.).

9. Можете ли Вы считать себя современным профессиональным педагогом-музыкантом, не овладев методикой музыкально ориентируемой полихудожественной деятельности?

ОБРАЗЦЫ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ЭСТЕТИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МУЗЫКАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КЛАССАХ ФОРТЕПИАНО И АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА

Задача 1. Класс фортепиано

1. Проанализируйте 1 часть сонаты В. А. Моцарта Ля мажор по следующему плану:

• общие представления о стиле классицизма в европейском искусстве XVIII столетия с примерами произведений архитектуры, скульптуры, живописи, литературы;

• стиль классицизма в творчестве В. А. Моцарта;

• трактовка вариационной формы в первой части указанной сонаты.

2. Поясните, что роднит произведения разных видов искусств, созданных в стиле классицизма.

Задача 2. Класс академического вокала

1. Проанализируйте песню Ф. Шуберта «Куда?» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» по следующему плану:

• общие представления о стиле романтизма в европейском искусстве XIX столетия с примерами произведений разных видов искусства;

• стиль романтизма в творчестве Ф. Шуберта;

• соотношение текста и музыки в указанной песне.

2. Поясните, что общего в произведениях разных видов искусств, созданных в стиле романтизма.

ОБРАЗЦЫ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МУЗЫКАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задача 1. Класс фортепиано и педагогическая практика

На уроке музыки школьники изучают темы, посвященные взаимодействию музыки и литературы, музыки и изобразительного искусства. Подберите литературные произведения, послужившие источником программной фортепианной музыки. Подберите произведения живописи, послужившие источником создания программной фортепианной музыки.

• Составьте план рассказа о влиянии литературного фольклора (сказки) на развитие программной фортепианной музыки для урока в общеобразовательной школе. (Пример: фортепианная пьеса П. И. Чайковского «Баба Яга»).

• Составьте план рассказа о влиянии живописи (в том числе — фольклора) на развитие программной инструментальной музыки для урока в общеобразовательной школе (Пример: симфоническое произведение Р. К. Щедрина «Озорные частушки»).

Задача 2. Класс академического вокала и педагогическая практика

На уроке музыки школьники изучают темы, посвященные взаимодействию музыки и литературы, музыки и изобразительного искусства. Подберите литературные произведения, послужившие источником программной фортепианной музыки. Подберите произведения живописи, послужившие источником создания программной фортепианной музыки.

• Составьте план рассказа о влиянии литературного фольклора (сказки) на развитие программной фортепианной музыки для урока в общеобразовательной школе. (Пример: фортепианная пьеса П. И. Чайковского «Баба Яга»).

• Составьте план рассказа о влиянии живописи (в том числе — фольклора) на развитие программной инструментальной музыки для урока в общеобразовательной школе (Пример: симфоническое произведение Р. К. Щедрина «Озорные частушки»).

ОБРАЗЦЫ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Задача 1. Класс фортепиано

1. Проанализируйте 1 часть сонаты № 14 («Лунная») Л. Бетховена по следующему плану:

• общая характеристика музыкального образа;

• тематизм, особенности мелодии и гармонии, форма;

• сопоставьте средства выразительности этого сочинения со средствами выразительности поэзии, живописи и др. по принципу сходства и различия.

2. Ответьте на вопрос: можно ли считать 1 часть «Лунной сонаты» Л. Бетховена программным сочинением? Поясните Вашу позицию.

3. Найдите ассоциации 1 части данной сонаты с образами живописи и поэзии, в том числе — с образами китайского классического искусства.

Задача 2. Класс академического вокала

1. Проанализируйте романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» по следующему плану:

• характеристика музыкального образа;

• особенности мелодии и формы;

• характеристика текста А. С. Пушкина;

• соотношение поэзии и музыки в романсе.

2. Поясните, как содержание стихотворения А. С. Пушкина повлияло на его воплощение в музыке романса М. И. Глинки?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.