Педагогические условия освоения традиционной музыкальной культуры Сирии будущими учителями музыки России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Харфуш Раша
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат наук Харфуш Раша
Оглавление
Введение
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Традиционная музыкальная культура Сирии: историко-
теоретическиие основы анализа
1.1. Традиционная музыкальная культура Сирии в контексте арабской цивилизации: периодизация
1.2. Характерные черты традиционной песенной музыкальной культуры
Сирии
1.3 Особенности возникновения и бытования народных инструментов Сирии
38-50
Выводы по главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии
2.1. Ход и содержание опытно-экспериментальной работы по освоению будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии: констатирующий этап
2.2. Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
2.3. Ход и результаты проверочного этапа опытно-экспериментальной работы
98-121
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Творчество композиторов Сирии: основные пути развития : вторая половина XX - начало XXI века2018 год, кандидат наук Беляева, Евгения Владимировна
Традиционное профессиональное пение в Сирии: историко-теоретический анализ и современная художественная практика2024 год, кандидат наук Алхамви Маха
Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения2008 год, кандидат педагогических наук Бельферруни Абдельхамид
Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений2009 год, кандидат педагогических наук Исламов, Руслан Рафаэльевич
Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур2012 год, кандидат наук Ван Хань
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия освоения традиционной музыкальной культуры Сирии будущими учителями музыки России»
Введение
Актуальность исследования. Идея освоения музыки Сирии будущими музыкантами-педагогами России родилась в силу ряда причин, среди которых особое значение приобретают духовно-культурологические. Под этим мы имеем в виду актуализацию внимания российского музыкального сообщества к древнейшим основам музыкального наследия сирийской нации, культура которой формировалась в контексте ислама при многовековом взаимодействии с христианством. Не менее важен факт духовного и политического сближения Сирии и России за последние годы, когда российская армия оказала поддержку сирийскому народу в борьбе за его освобождение от исламских террористов. Это вызвало у россиян, в том числе - у студенческой молодёжи, неподдельный интерес к культурному наследию сирийского народа, к его самобытному искусству и неизвестной ранее сирийской музыке, не имеющей аналогов в современном мире.
Помимо духовно-культурологических причин, обусловленных возрастающим интересом музыкального сообщества Запада к традиционному музыкальному творчеству народов Востока, внимание к вопросу освоения музыки Сирии будущими учителями музыки России объяснимо признанием традиционной музыкальной культуры народов мира одним из компонентов общего музыкального и вузовского музыкально-педагогического образования. Данный факт убедительно комментирует ведущий профессор Московского педагогического государственного университета Е.В. Николаева, исходя из концепций Г.Д. Гачева, И.И. Земцовского, Ю.В. Овчинниковой, Т.В. Чередниченко и собственного опыта преподавания учебной дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре». Так, Е.В. Николаева отмечает: «Отношение к звуку/звучанию, их восприятие и интонирование у разных народов может кардинально различаться, и то, что и как они слышат, находит отражение в их музыкальной культуре и её эволюции...» [80, с. 153]. Исходя из данного убеждения, Е.В. Николаева делает вывод о значимости
формирования у студентов этнослуха, необходимости постижения обучающимися этноинтонационной природы музыки народов мира. Полностью разделяя мнение видного российского ученого, в контексте заявленной темы исследования считаем, что освоение будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии может содействовать:
- расширению представлений обучающихся о музыкально-историческом аспекте становления и развития феномена культурного бытия Сирии, как страны, расположенной в исторически значимом регионе, являющемся одним из древнейших центров развития цивилизации;
- установлению и развитию межкультурного взаимообмена Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики;
- формированию у обучающихся уважения и толерантного отношения к инокультурам на примере музыки Сирии, как одного из инвариантов множественной картины национальных образов мира;
- развитию творческого потенциала будущих учителей музыки России в контексте теории эмпирической (практической) значимости «прочтения» национального образа Сирии в постижении его типологических особенностей.
Между тем, в современных условиях обозначилось явное противоречие между необходимостью освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии как национального образа мира, отражающего специфику единства уникального и универсального, и отсутствием научных исследований в этом аспекте.
Степень изученности проблемы.
Историко-культурное изучение идеи межкультурного диалога раскрыто в трудах М.М. Бахтина [13], Д.С. Лихачёва [59], Ю.М. Лотмана [61] и др. Категория «национальный образ мира» выявлена в трудах Г.Д. Гачева [25], Е.Ю. Артемьевой [10], Е.А. Климова [49], А.Н. Леонтьева [57], А.С. Панарина [88], В.П. Серкина [107].
В контексте темы данного исследования представляют научные труды по взаимодействию культур, диалогу музыки Запада и Востока, теории особенностей музыкального языка национальной музыки народов мира Аммар Харук Хасан [7], Е.М. Алкон [4-5], А.С. Алпатовой [6], О.А. Виноградовой [23], Г.Э. Грюнебаум [30], С. Даукеевой [31], Т.М. Джани-Заде [32-35], И.Р. Еолян [36-37], М.С. Кагана [44], А.Б. Каяк [48], В.Д. Конен [52] , Б. Роуленда [104], О.В. Русановой [105], Н.Г. Шахназаровой [140-143], В.П. Шестакова [76], В.Н. Юнусовой [147-153] и др. [24], [51], [55], [62], [7174].
Особенности музыкальной культуры Сирии раскрыты в трудах Сахар Мульхем [77], выявившей основные этапы развития музыкальной культуры Сирии; С.А.Медведко, Д.В. Осипова [66] - авторов монографии «Сирия: шаг за шагом»; И.Р. Еолян [35-37], выпустившей «Очерки арабской музыки»; Дж. К. Михайлова [68-70], написавшего раздел «Сирийская музыка» в Музыкальной энциклопедии; А.Ф. Хасан [7], проанализировавшего ладовые принципы арабской музыки; Х.Х. Тума [119], изучавшего проблему традиций музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность.
Научный интерес в контексте рассматриваемой темы имеют публикации о традиционной музыкальной культуре Сирии на арабском языке - Г. Дж. Фармера «История арабской музыки» [166]; Самим Шариф «Музыка в Сирии: история и имена» [173] ; Бэн Аднан «Музыка Сирии» [156] и др.
Следует отметить факт существования ряда диссертаций, направленных на выявление характерных особенностей музыкальной культуры Сирии. В частности, исследования Е.В. Беляевой [15], целью которой является выявление основных тенденций развития профессионального композиторского творчества в Сирийской Арабской Республике на основе анализа жанрово-стилевых особенностей произведений ведущих сирийских композиторов - Сольхи Аль-Вади, Дия Суккари, Шафия Бадреддин, Хасан Таха, Карим Рустом, Зейд Джабри и особенностей
традиционной музыкальной культуры Сирии, как предпосылки, обусловившей появление национальной композиторской школы.
Сущность современных технологий и методов образовательного процесса в высшей школе РФ, направленных на реализацию ключевой компетенции межкультурного взаимодействия, и в частности, способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах, рассмотрена с общепедагогических позиций и в аспекте кросс-культурной дидактики в исследованиях Н.В. Бордовской [17], М.В. Булановой-Топорковой [18], В.А. Ситарова [109], В.А. Сластенина [110], А.А. Реан [101], Ю.В. Таратухиной [115], А.В. Хуторского [133], а также исследователей Сирийской Арабской Республики - Абдуллы Абдулдаима, Аднана Аль-Амина, Айюба Фаузи, Сюзанн Аб дул-Ре да Абурджейли [163] и др.
Особенностям освоения студентами традиционной музыкальной культуры народов мира посвящены труды Е.Н. Гвоздевой [26], А.М. Лесовиченко [58], Е.Г. Логиновой [60], Ю.С. Овчинниковой [81-86], Ф.Ф. Харрисова [124], Т.В. Чередниченко [135-136]. Рассматриваемому феномену значительное внимание уделяет Е.В. Николаева [80], автор и разработчик учебной дисциплины «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре. Однако, педагогические условия изучения будущими учителями музыки РФ традиционной музыкальной культуры Сирии в настоящее время не рассмотрены, что и определяет интерес к выбранной теме.
Проблема исследования: каковы педагогические условия освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии.
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация структурно-функциональной модели освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии.
Объектом исследования является процесс освоения будущими
учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии.
Предмет исследования: формы и методы освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии.
Гипотеза исследования:
Эффективность структурно-функциональной модели освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии зависит от соблюдения комплекса педагогических условий:
- цивилизационный подход к освоению обучающимися историко-теоретических аспектов становления и развития традиционной музыкальной культуры Сирии, как одной из древнейших и крупнейших арабских стран Ближнего Востока и самостоятельного, самобытного явления на карте народов мира;
- парадигмалъно-педагогический подход, предполагающий сравнительно-сопоставительный анализ как способ постижения будущими учителями России этнонациональной природы традиционной музыкальной культуры Сирии в контексте единства уникальности типологических характеристик рассматриваемого феномена и универсалий народного творчества;
- интонационный подход, как способ интерпретации и рефлексии национального образа, позволяющий обучающимся получить представления о характерной этноинтонации традиционной музыкальной культуры Сирии, как страны Ближнего Востока;
- культурологический подход, предполагающий формирование не только знания, но и эмоционально-ценностного отношения к феномену национальных музыкальных традиций Сирии, как объекту культуры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть исторические этапы становления традиционной музыкальной культуры Сирии в контексте арабской цивилизации (периодизации С. Мульхем, И. Рафийя, Р. Харфуш).
2. Проанализировать характерные черты традиционной песенной
музыкальной культуры Сирии; становление основных жанров музыкально-поэтического творчества (касыда, атаба, мижана) эпохи халифатов, колониальной эпохи, современного бытования традиционной музыки.
3. Рассмотреть особенности возникновения и бытования народных инструментов Сирии (лютни-мизхар; ребаб; дуфф; уд; танбур; канун и др.).
4. Разработать и апробировать структурно-функциональную модель освоения будущими учителями России традиционной музыкальной культуры Сирии в условиях дисциплины «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре».
Методологическая база исследования:
- основные концептуальные установки концепции образа мира (Г. Гачев, А.Н. Леонтьев, Е.Ю. Артемьева, Д.А. Медведев, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, В.П. Серкин, Е.А. Климов и др.);
- философское понимание диалога как потребности, мышления, поведения, образа жизни, принятия иной культуры и иноценностей (Е.М. Алкон, А.С. Алпатова, М.М. Бахтин, Е.Н. Гвоздева, Е.Г. Логинова, С.Г. Тер-Минасова, Т.М. Джани-Заде, О.В. Русанова, Х.Х. Тум, Н.Г. Шахназарова, В.Н. Юнусова и др.);
- труды в области музыкальной культуры Сирии (Е.В. Беляева, О.А. Виноградова, И.Р. Еолян, Дж. Михайлов, О.В. Русанова, С. Мульхем, И. Рафийя, Н. Тылло, Г. Дж. Фармер);
- теоретические положения организации учебно-познавательной деятельности будущего учителя музыки в РФ и САР (Э.Б. Абдуллин, Т.И. Бакланова, Л.К. Веретенникова, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, Г.П. Стулова, А.В. Торопова, Г.М. Цыпин, Абдулла Абдулдаим, Аднан Аль-Амин, Айюба Фаузи, Сюзанн Аб дул-Ре да Абурджейли и др.).
Методы диссертационного исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; синтез, обобщение музыкально-педагогического опыта, экстраполяции и интерпретации знаний и способов
8
деятельности, применяемых в культурологии, музыковедении, педагогике как методологии педагогики музыкального образования;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, методы статистической обработки информации.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2016-2017 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, формулировались характеристики методологического аппарата (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая база), разрабатывалась структурно-функциональная модель освоения будущими учителями России традиционной музыкальной культуры Сирии; определялись задачи и содержание констатирующего, формирующего и проверочного этапов опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2017-2018 гг.) был связан с апробацией разработанных теоретически педагогических условий, способствующих эффективности реализации структурно-функциональной модели освоения будущими учителями России традиционной музыкальной культуры Сирии в условиях учебной дисциплины «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре».
Третий этап (2018-2019 гг.) предполагал завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученных результатов исследования, формулирование выводов, оформление текста диссертации и автореферата.
Экспериментальной базой исследования явился факультет музыкального искусства Института изящных искусств федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет».
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- раскрыты противоречия, характеризующие необходимость исследования традиционной музыкальной культуры Сирии в профессиональной подготовке учителей музыки России;
- разработана и апробирована структурно-функциональная модель освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии;
- обоснованы теоретические и методические рекомендации к освоению будущими учителями музыки России национального образа Сирии в контексте традиционной музыкальной культуры арабской цивилизации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Освоение будущими учителями России национального образа Сирии, предполагает изучение традиционной музыкальной культуры страны, характерными особенностями которой является исторически сложившаяся система ценностей и смыслов древнейшей арабской цивилизации, обусловленная, как принадлежностью к исламской культуре, так и христианским влиянием европейских стран.
2. Для освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии (вокальной и инструментальной) целесообразна следующая периодизация:
- период Халифата, включающая омейядский, аббасидский и андалу-сийский этапы (750-847 гг.);
- турецкий период (1519-1918 гг.);
- франко-английский период (1920-1941 гг.);
- период возрождения национальной культуры (1941- по настоящее
время).
Основанием подобной периодизации является факт отсутствия в доисламский период вокальных жанров и появлением уда в период Омейядского халифата.
3. Модель изучения будущими учителями России традиционной музыкальной культуры Сирии представляет собой структуру взаимосвязанных компонентов: целевого, выявляющего цель, задачи, принципы, формы, методы; содержательного, раскрывающего особенности реализации цивилизаци-
онного, парадигмально-педагогического, интонационного и культурологиче-
ского подходов и рефлексивного компонента, направленного на осознание полученного опыта общения с сирийской традиционной музыкальной куль -турой (песенной и инструментальной).
4. Реализация модели освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии предполагает:
- цивилизационный подход к освоению обучающимися традиционной музыкальной культуры Сирии, как одной из древнейших и крупнейших арабских стран Ближнего Востока и самостоятельного, самобытного явления на карте музыкальных культур народов мира;
- интонационный подход, как базовую платформу музыкальной деятельности обучающихся, направленную на постижение семантики содержания национального образа Сирии в контексте традиционной музыкальной культуры мира;
- культурологический подход, как научный инструментарий для изучения будущими учителями музыки России историко-теоретических аспектов становления и развития традиционной музыкальной культуры Сирии;
- парадигмалъно-педагогический подход, как основу сравнительно-сопоставительного анализа выявления этнонациональной природы традиционной музыкальной культуры Сирии.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что автором разработана структурно-функциональная модель изучения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии, а также методические рекомендации по применению материалов исследования в профессиональной подготовке учителя музыки России, и в частности, по формированию у обучающихся представлений о многоообразии национальных образов мира на примере традиционной музыкальной культуры Сирии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно
содействует оптимизации процесса формирования готовности будущего учи-
11
теля музыки России к ориентации в многообразии традиционной культуры народов мира, на примере национального образа Сирии; формированию компетенций студентов в области практического применения знаний и умений освоения инокультур в системе общего музыкального образования в условиях профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Материалы исследования могут найти применение в лекционных курсах, семинарах, практикумах по освоению будущими учителями музыки учебной дисциплины «Национальные образы мира в контексте традиционной музыкальной культуры».
Достоверность результатов исследования подтверждается: - использованием широкой базы источников, представленной трудами российских и сирийских музыковедов, а также педагогов и психологов; - применением комплекса методов:
✓ теоретических: анализа, синтеза, обобщения музыкально-педагогического опыта, экстраполяции в педагогику музыкального образования знаний и способов деятельности, применяемых в родственных областях знаний - культурологии, музыковедении, дидактике, теории воспитания и т.д.;
✓ эмпирических, и в частности, методов экспериментальной проверки предлагаемой структурно-функциональной модели освоения учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии в условиях учебной дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культу -ре» (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, статистической обработки полученных результатов).
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования и его основные положения представлены международному педагогическому сообществу в виде публикаций в журналах, рецензируемых ВАК РФ; обсуждений материалов исследования на заседаниях кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (Москва, 2019); выступлений на международных научно-практических конференциях (Новосибирск, 2018); (Нижний Тагил, 2017).
Структура исследования: диссертация состоит из введения, основной части - двух глав, заключения, списка литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Традиционная музыкальная культура Сирии: историко-теоретическиие основы анализа
1.1. Традиционная музыкальная культура Сирии в контексте арабской цивилизации: периодизация
Сирийская культура - одна из самых древних на Земле. Однако, современная Сирия, как самостоятельное государство, возникла лишь во второй половине ХХ века. В этой связи музыка Сирии в российском музыковедении долгое время изучалась как «арабская», не играющая самостоятельной роли в мировом культурно-историческом пространстве. Так, например, в «Музыкальном энциклопедическом словаре» сказано, что в «арабскую музыку» входит музыкальное искусство стран Аравийского полуострова, Магриба, Египта, Ирака, Сирии и Судана [105; с. 35]
Действительно, обосновавшись в разных частях Азии, Африки и Европы, арабы образовали гигантскую империю. Покоренные ими народы находились на разных ступенях развития цивилизации - от полуварваров, как в некоторых частях Африки, до высокоразвитых греческой, латинской или сирийской цивилизаций [55]. Таким образом, условия жизни арабов сильно различались в зависимости от местности, а потому различными были и созданные ими цивилизации.
Цивилизация в новейшем философском словаре понимается многоаспектно. Вариативными толкованиями категория «цивилизация», как производной от лат. civilis — государственный, гражданский, рассматриваются:
«1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени;
2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству» (Морган);
3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней» [181].
Подобные определения цивилизации в Новейшем философском словаре позволяют авторам выявить одну из функций «цивилизации» и определить её роль, как «позитивного компонента конфликтной диады «Свои» — «Чужие» («Мы» — «Они») [181].
Критерии цивилизации явились предметом целого ряда ученых -Бадмаева В.Н. [12], Б.С. Ерасова [38 ], Б.Н. Кузык [54], Г.П. Прокофьевой [92], Л. Февра [120]. В аспекте рассматриваемой нами проблемы нам близко понимание критериев цивилизации российским историком Э. Д. Фроловым:
- общность геополитических условий;
- исконное языковое родство;
- единство или близость экономического и политического строя, культуры (включая религию) и менталитета [121].
О цивилизации арабов, просуществовавшей восемь веков, историки говорят обычно как о чем-то едином, как будто речь идет об одной эпохе и одном народе. На самом же деле, если детально изучить историю развития арабской цивилизации, можно увидеть, что она имела различные фазы. Таким образом, несмотря на общий язык и религию, различия между арабским цивилизациями разных стран были столь же сильными, сколь, например, сильны были различия между цивилизацией эпохи Возрождения и цивилизацией средневековья. Арабские страны имели различия во всем - и в архитектуре, и в искусстве, и в науке, и в философии, и даже в религии.
Изучение традиционной музыкальной культуры Сирии следует начать с анализа ее истоков. Сирия, расположенная между Средиземным морем, Месопотамией, Малой Азии и Аравийским полуостровом, с доисторических времен являлась естественным местом культурного, интеллектуального и художественного соединения этих регионов.
Географическое положение Сирии сыграло решающую роль в ее судьбе. По дорогам, соединяющим Европу и Азию, Европу и Африку, в Сирию пришли торговцы. Сюда мигрировали народы и люди, бежавшие от тирании и гнета, угрожающие их жизни на родине, нашедшие здесь новую родину. Те, кто приехал в этот «рай», несли свои убеждения, языки, традиции, национальное искусство и, в том числе, музыкальное.
Аналогичные последствия обусловили войны. Как образно сказал один из исследователей арабской культуры, «на протяжении тысячелетий на территории современной Сирии рождались и умирали десятки государств» [66, с. 52]. В течение своей многовековой истории Сирия часто оказывалась частью более крупных государственных образований, являясь либо их центром, либо периферией. Так, Дж. К. Михайлов отмечал в своих исследованиях доподлинно известные исторические факты: 333 г. до н.э. -вхождение Сирии в державу Александра Македонского; 64 г. до н.э. -признание Сирии провинцией Римской империи; конец 4 века -провозглашение Сирии в составе Византийской империи [70]. Взаимодействие различных цивилизационных и национальных образований, оставивших своеобразный след в мировой истории, сформировало менталитет сирийского народа, что определило вектор развития традиционного музыкального искусства, открытого к «диалогу культур». Некоторые культуры слились с культурой Сирии, некоторые пересекли, оказав на неё влияние. Другие оставили лишь напоминания, встречающиеся в отдельных словах, обрядах или праздниках.
Однако за последние десятилетия стало очевидно, что музыкальное
искусство Сирии имеет как общую с арабскими музыкальными культурами
историю, так и собственные традиции, обусловленные цивилизационными
особенностями и менталитетом сирийского народа. Объяснением данному
феномену является этимология категории «культура», что может быть
трактовано, как система, корпус которой составляет ряд форм, и в том числе,
ценностных ориентаций, которые можно уподобить наследственной
16
информации клеточного уровня [181].
В этой связи уместно сказать, что в науке различают и категорию сирийская цивилизация. Так, хорошо известны исследования А.В. Муравьёва [78], который убежденно полагает, что Сирийская цивилизация является субцивилизацией в рамках христианского Востока, которая явилась колыбелью большинства древних цивилизаций мира. В качестве аргумента исследователь приводит исторические факты, согласно которым еще до возникновения арабско-христианской цивилизации в VII веке сирийцы передавали на Восток античную культуру знаний.
Дж. К Михайлов, музыковед, исследователь музыки Сирии, аналогично отмечал, что эта страна издревле обладала развитой культурой, что подтверждают археологические раскопки городов Мари, Эбла и Угарит. Так, на сирийском средиземноморском побережье в городе Угарит археологи нашли глиняную табличку с записью музыки. Впоследствии нотные знаки были расшифрованы, и сегодня многие исследователи считают их первыми нотными записями в истории культуры. По мнению Дж. К. Михайлова, эти знаки не что иное, как культовый гимн древнего Угарита, созданный около 3400 лет назад [70, с. 32]. Другим свидетельством роли музыки в древней Сирии является дошедшая с тех времен статуэтка языческой богини, несущей музыкальный инструмент. Статуэтка найдена на земле города-царства Мари (Тель Харири), которое процветало в Сирии в третьем тысячелетии до нашей эры [70]. Названные артефакты можно расширить упоминанием большого количества других археологических объектов всемирного культурного наследия, в том числе, музыкального.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе: на материале вузовской подготовки учителя музыки2006 год, кандидат педагогических наук Усачева, Ольга Викторовна
Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов2008 год, кандидат педагогических наук Чжан Цзюнь
Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования2010 год, кандидат педагогических наук Шаклеина, Ирина Петровна
Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект2011 год, доктор педагогических наук Корноухов, Михаил Дмитриевич
Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки2006 год, кандидат педагогических наук Калантарян, Любовь Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Харфуш Раша, 2021 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая подготовка музыканта-педагога: сущность, структура, процесс реализации: монография. - М.: МПГУ, 2019. -278 с.
2. Абдуллин, Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М: Прометей, 2020. - 502 с.
3. Акопян, А. Е. Классический сирийский язык / Пер. с арм. А. Е. Акопяна. -М. : АСТ-ПРЕСС СКД, 2010. - 432 с.
4. Алкон, Е. М. К вопросу об «устном» и «письменном» в музыкальных традициях Востока и Запада / Е. М. Алкон // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. —1996.—№ 3.— С. 161166.
5. Алкон, Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада, континуальное и дискретное : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Алкон Елена Мееровна. - Владивосток, 2001. - 48 с.
6. Алпатова, А. С. История музыки. Архаика в мировой музыкальной культуре: учебник для вузов. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 247 с.
7. Аммар Фарук, Хасан. Ладовые принципы арабской народной музыки. М.: Советский композитор, 1984. -184 с.
8. Арабская культура // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969. - 608 с.
9. Арановский, М.Г. Музыка и мышление // Музыка как форма интеллекту -альной деятельности / ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: КомКнига, 2007. - С. 10-43.
10. Артемьева, Е.Ю., Вяткин, Ю.Г. Психосемантические методы описания профессий / Е.Ю. Артемьева, Ю.Г. Вяткин // Вопросы психологии. - 1986. - № 3.- С. 127-133.
11. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - М.: Музыка, 1971. - 375 с.
12. Бадмаев, В.Н. Феномен национальной идентичности (социально-
философский анализ). - Волгоград-Элиста, 2005. - 280 с.
13. Бахтин, М.М. Бахтин М.М. Диалог I // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. - М.: Русские словари, 1996. -732 с.
14. Бегматов, С.М. Трактаты о музыке: традиции и современность/С.М. Бегматов//Проблемы современной науки и образования. - 2017. - №37(119). -С. 83-87.
15. Беляева, Е. В. Творчество композиторов Сирии: основные пути развития (вторая половина ХХ - начало XXI века): дис. канд. искусствоведения 17.00.02. Казань, 2018. 288 с.
16. Бельферруни, А. Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения : автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Бельферруни Абдельхамид; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - М., 2008. - 24 с.
17. Бордовская, Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие. - СПб.: Кн. Дом, 2007. - 407 с.
18. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
19. Васильченко, Е. В. Диалог звукомузыкальных традиций в системе мировых цивилизаций // Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения: материалы III Международной конференции / отв. ред. А. В. Ващенко, М. Д. Потапова. М.: Изд-во МГУ - С. 548-564.
20. Василъченко, Е.В. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях: Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия: Автореф. дис. д-ра культурологических наук. -М., 1997.- 54 с.
21. Васильченко, Е.В. Отражение модели мира в звукомузыкальной традиции Дальнего Востока // Культура и цивилизация. 2016.- Том 6.- № 5. - С. 247261.
22. Виноградов, В. С., Асафьев, Б. В. О музыке Востока / В. С. Виноградов, Б.
131
В. Асафьев // Музыка народов Азии и Африки : сб. ст. - М. : Советский композитор, 1987. - Вып. 5. - С. 8-14.
23. Виноградова, О. А. Арабская музыка / А. О. Виноградова // Музыкальная энциклопедия. - Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия,1973. - Т. 1. - С. 181-188.
24. Второй Международный музыковедческий симпозиум «Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность»: Самарканд, 1983. М.: Советский композитор, 1987. -327 с.
25. Гачев, Г. Д. Космос-Психо-Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007. - 511 с.
26. Гвоздева, Е.Н. Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Чита, 2006. - 190 с.
27. Григорьева, Т. П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком /Т.П. Григорьева // Культура, человек и картина мира : сб. ст. - М.: Наука,1987. - С. 262-300.
28. Грубер, Р. И. Всеобщая история музыки: в 2 т. / Р. И. Грубер. - М. : Музыка, 1965. - Т. 1. - 484 С.
29. Грубер, Р.И. История музыкальной культуры/ Проф. Р. И. Грубер; Гос. науч.-исслед. инст. театра и музыки, Кафедра всеобщей истории музыки Ле-нингр. ордена Ленина гос. консерватории. Т.2. - М.;Ленинград: Гос. муз. изд., 1953.- 415 с.
30. Грюнебаум, Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М.: Наука, 1981. - 368 с.
31. Даукеева, С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. - 351 с.
32. Джани-заде, Т.М. Вербально-невербальное в музыкальной культуре исламской цивилизации // Невербальное поле культуры. Материалы научной конференции «Невербальные коммуникации в культуре», Москва, 6-8 июня 1995. - М.: ГИИ, 1995.- 165 с.
33. Джани-Заде, Т. М. Музыка исламской цивилизации / Т. М. Джани-Заде // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2003. - № 1. - С.156-168.
34. Джани-Заде, Т. М. Тематизм мугамной импровизации / Т. М. Джани-Заде //Теоретические проблемы внеевропейских культур : сб. тр. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1983. - Вып. 67. - С. 36-84.
35. Джани-Заде, Т. М. Этнический фактор в культуре исламской цивилизации (К вопросу о тюркской музыкальной субкультуре в исламе) / Т. М. Джани-Заде // Музыкальная культура в исламо-христианском контексте : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Казанская консерватория, 2009. - С. 44-54.
36. Еолян, И. Р. Очерки арабской музыки / И. Р. Еолян. - М. : Музыка, 1977. -192 с.
37. Еолян, И. Р. Традиционная музыка арабского Востока / И. Р. Еолян. - М. : Музыка, 1990. - 238 с.
38. Ерасов Б. С. Цивилизации: универсалии и самобытность. — М.: Наука, 2002. — 524 с.
49. Земский, Д. А. Арабский народный инструмент уд : строение, исторический анализ / Д. А. Земский // Восток - Запад : культура и цивилизация. Материалы междунар. музыковед. семинара и науч.- практ. конф. -Одесса:Астропринт, 2004. - с. 412-413.
40. Земцовский, И.И. Апология слуха. Музыкальная академия. - 2002. - №1. -С. 1-12.
41. Земцовский, И. И. Текст - культура - человек: опыт синтетической парадигмы / И. И. Земцовский // Советская музыка. - 1992. - № 4. - С. 3-6.
42. Ислам. - М. : Политиздат, 1988. - 258 С.
43. История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие. / Сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. - М.: Музыка, 2005. - 576 с.
44. Каган, М. С., Хилтухина, Е. Г. Проблема «Запад - Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур / М. С. Каган, Е. Г.
133
Хилтухина. - М. : Наука, 1994. - 160 с.
45. Карагичева, Л.В. Любопытный документ «русского ориентализма» // Советская музыка. - 1974.- № 2. - С. 89-96.
46. Кароматов, Ф. М., Эльснер, Ю. Макам и маком /Ф. М. Кароматов, Ю.Эльснер // Музыка народов Азии и Африки. - М.: Сов. композитор, 1984. -Вып. 4. - С. 88-135.
47. Карпычев М.Г. Теоретические проблемы содержания музыки. -Новосибирск: Издание Новосибирской гос. консерватории, 1997. - 68 с.
48. Каяк, А. Б. Процессы взаимодействия музыкальных культур в арабо-мусульманском мире / А. Б. Каяк // Культура в современном мире: опыт, проблемы решения : сб. ст. - М. : Музыка, 2003. - Вып. 2. - С. 45-52.
49. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие/ Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.
50. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2005 - 448с.
51. Кожабеков, И. К. К проблеме монодической ладофункциональности /И. К. Кожабеков // Традиционная музыка Азии. Проблемы и материалы : сб. ст. -Алматы : Дайк - Пресс, 1996. - С. 119-137.
52. Конен, В. Д. Значение внеевропейских культур для музыки XX века /В. Д. Конен // Музыкальный современник. -1973. - № 1. - С. 32-82.
53. Кузнецов К.А. Арабская музыка // Очерки по истории и теории музыки: Сб. исследований и материалов. Т. 2. - Л.: Музгиз, 1940. - С. 265-280.
54. Кузык Б.Н. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее [Текст] : в 2 томах / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. - М.: Ин-т экономических стратегий, 2006. - 602 с.
55. Леви-Провансаль, Э. Арабская культура в Испании. - М.: Наука, 1967. -96 с.
56. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т./под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. Т.1 -М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
57. Леонтьев, А.Н. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Мир психологии: научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - 2003. - №4 октябрь-декабрь 2003. - С. 11-18.
58. Лесовиченко, А. М. Возможности измерения уровня развития музыкальной культуры европейского типа / А. М. Лесовиченко //Музыкальная культура как национальное и мировое явление : Материалы международной научной конференции. - Новосибирск : Новосибирская гос. консерватория, 2002. - С. 114-119.
59. Лихачев, Д.С. Декларация прав культуры. - СПб.: ГУП, 1995. - 2 с.
60. Логинова, М.В. Основы философии искусства: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 035200 "Изящные искусства" / М.В. Логинова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 157 с.
61. Лотман, Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Ю. М. Лотман// Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - М. : Наука, 1973. - С. 27-46.
62. Макомы, мугамы и современное композиторское творчество : Межресп. науч.-теорет. конф. Ташкент, 10-14 июня 1975. - Ташкент : Изд-во лит. и искусства, 1978. - 259 с.
63. Мартынов, И. И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века / И. И. Мартынов. - М.: Музыка, 1970. - 503 с.
64. Матякубов, О. Эль-Фараби об основах музыки Востока. - Ташкент: ФАН, 1986.- 86 с.
65. Медведев, Д.А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук / Д.А. Медведев. -Ставрополь, 1999. - 206 с.
66. Медведко, С., Осипов, Д. Сирия : шаг за шагом / С. Медведко, Д. Осипов. - Арабинфом, 2001. - 608 с.
67. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
68. Михайлов, Дж. К. К проблеме теории музыкально-культурной традиции // Музыкальные традиции стран Азии и Африки: сборник науч. тр. М.: Изд-во МГДОЛК им. П. И. Чайковского, 1986. - С. 3-20.
69. Михайлов, Дж.К. Современные проблемы развития музыкальной культуры стран Азии : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Михайлов Дживани Константинович. - Тбилиси, 1972. - 24 с.
70. Михайлов, Дж. К. Сирийская музыка / Дж. К. Михайлов // Музыкальная энциклопедия. - Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия, 1981.
- Т. 5. - С. 32-37.
71. Музыка народов Азии и Африки / Сост. и ред. B.C. Виноградова. -Вып. 1.
— М.: Советский композитор, 1969. - 416 с.
72. Музыка народов Азии и Африки / Сост. B.C. Виноградов. Вып. 2. -М.: Советский композитор, 1973. - 422 с.
73. Музыка народов мира: проблемы изучения: материалы международных научных конференций. Вып. 1. М.: Изд-во Московской консерватории, 2008. -416 с.
74. Музыкальные традиции стран Азии и Африки: Сборник научных трудов / Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского / Отв. ред. Т.Э. Цытович. - М., МГК, 1986. - 147 с.
75. Музыкальная энциклопедия / Сост. Ю. В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - Т. 5. - 528 с.
76. Музыкальная эстетика стран Востока / Сост. В. П. Шестаков. — М.: Музыка, 1967. - 414 с.
77. Мульхем, Сахар. Основные этапы развития музыкальной культуры Сирии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Мульхем Сахар. - М., 1989. - 24 с.
78. Муравьев, Н.В. Христианский Восток накануне Арабского завоевания. Сирийский мир и цивилизационные процессы в V—VI вв. н. э. / А. В. Муравьев. — М. : ЯСК, 2020. — 438 с.
79. Назаров, А.Ф. «Книга песен» аль-Исфахани в аспекте межрегиональных
136
музыкально-транскультуративных процессов: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Ташкент, 1984. - 23 с.
80. Николаева, Е. В. Традиционная музыкальная культура народов мира как компонент вузовского музыкально-педагогического образования» // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2018.-
№ 4(24). - С. 145-162.
81. Овчинникова, Ю. С. Аксиология миротворчества в этнической музыке второй половины ХХ начала XXI в. // История: факты и символы. -2017.- № 1. - с. 40-49.
82. Овчинникова, Ю.С. Концептуальные основы вузовского курса «Традиционная музыкальная культура народов мира»/Музыкальное искусство и образование. - 2019. - №1 (7). - С. 40-59.
83. Овчинникова, Ю. С. Педагогические основы развития одарённости средствами традиционной музыки народов мира // Проблемы современной науки и образования. - 2018. - № 4. - С. 187-204.
84. Овчинникова, Ю. С. Творческая работа с интонируемым переживанием как средство развития музыкальной культуры личности // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование».- 2018. - № 3 (23).- С. 68-82.
85. Овчинникова, Ю. С. Традиционные музыкальные инструменты народов мира как деятель-ностное средство педагогики синтеза // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2015.- № 1 (9).- С. 1124.
86. Овчинникова, Ю.С. Традиционные песни народов мира как деятельностное средство понимающего сопереживания другой культуры // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2016.- № 4 (16).- С. 25-36.
87. Орлова, Е. В. К проблеме взаимоотношения восточных и западных художественных традиций в музыке XX века / Е. В. Орлова // Проблемы музыкознания : сб. научн. тр. - М. : МДОЛК, 1976. - Вып IV. - С. 19-36.
88. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.
89. Петухов, В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления/Вестник Московского Университета. - Серия 14. - Психология. -1984. - № 4. - С. 13-20.
90. Пигулевская, Н.В. Византия и Восток/Палестинский сборник. - М., 1971, вып. 23 (86). - С.3-16.
91. Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки: Сб. науч. трудов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. М., 1990. - 224 с.
92. Прокофьева, Г.П. Становление категории «Цивилизация» как универсальной единицы анализа исторического процесса: Дис. канд. филос. наук : 09.00.11. — Хабаровск, 2001. — 141 с.
93. Просюкова, К.О. Тенденции развития педагогического образования в Сирии (середина XX - начало XXI вв.): диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Просюкова Ксения Олеговна;[Место защиты: Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО].-Казань, 2015.- 174 с.
94. Профессиональная музыка устной и традиции Ближнего, Среднего Востока и современность. Международный музыковедческий симпозиум. Самарканд, 1978: Сборник материалов. Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1981.-312 с.
95. Раджабов, И.Р. Макомы: Автореф. дис. . докт. искусствоведения. Ташкент-Ереван, 1970. - 216 с.99. . Раджабов П.Р., Сагадеев А.В. Ближний и Средний Восток // Музыкальная, эстетика стран Востока./ Общ. ред; В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1967.- С. 245-329.
96. Рапацкая, Л. А. Культурологический подход в отечественной педагогике музыкального образования: история и перспективы развития // Ценности и смыслы. - 2016. - № 6(46). - Т. 2.- С. 6-15.
97. Рапацкая, Л.А. Методическое пособие и программа к учебнику «Мировая
138
художественная культура» для 11 класса общеобразовательной школы / Л.А. Рапацкая. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 125 с.
98. Рапацкая, Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 2 часть. РХК. - М.: Владос. - 319 с.
99. Расулова, Т. Ислам и музыка / Т. Расулова // Азия и Африка сегодня : сб. ст. - М. : Музыка, 1990. - Вып. 1. - С. 34-42.
100. Расулова, Т. Макамат - искусство национальное / Т. Расулова // Азия и Африка сегодня : сб. ст. - М. : Музыка, 1984. - Вып. 4. - С. 44-45.
101. Реан, А.А. Психология и педагогика : [Общ. психология и педагогика. Педагогика и психология личности. Личность учащегося в пед. процессе. Методы психол.-пед. диагностики] : Учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. : Питер, 2000. - 432 с.
102. Рифаи, А. С. К вопросу об использовании европейской композиторской техники в арабском профессиональном творчестве : автореф. дис. ...канд. искусствоведения : 17.00.02 / Рифаи Ахмед Субхи. - М., 1979. - 16 с.
103. Ришмави, О. Х. Уд в современной палестинской инструментальной культуре / О. Х. Ришмави. //Музыка народов мира : Проблемы изучения. -М. : Московская консерватория, 2008. - Вып. 1. - С. 409-412.
104. Роуленд, Б. Искусство Запада и Востока / Б. Роуленд. - М.: Изд-воиностр. литературы, 1958. - 120 с.
105. Русанова, О. В. Арабская музыка // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 35-36.
106. Садыков, Р.М. Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве/Р.М. Садыков, Г.М. Садыкова//Молодой ученый. - 2017. - №13 (147). - С. 599-601.
107. Сайфуллина, М.В. Отражение восточной ментальности в мировой музыкальной культуре/Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - №2 (39). - С.149-156.
108. Серкин, В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности: дис. д-ра психол. наук / В.П. Серкин. - М., 2005. - 356 с.
109. Ситаров, В. А. Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 447 с.
110. Сластенин, В.А. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика : учебник для вузов / В. А. Сластенин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 374 с.
111. Смирнов, С.Д. Психология и педагогика в высшей школе : учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 352 с.
112. Стебляк, Е.А. Проблемы смысла в психологии: учебное пособие. - Омск: Издательство НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2008. - 168 с.
113. Степанов, Р. В. Арабский язык: начальный курс : учеб. пособие / Р. В. Степанов, В. А. Кузьмин; [науч. ред. Г. Н. Валиахметова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2017. - 64 с.
114. Стулова, Г.П. Взаимопроникновение национальных культур в контексте музыкального искусства/Преподаватель XXI век. - №2.- 2018. - С. 190-197.
115. Таратухина, Ю. В. Педагогика высшей школы в современном мире : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 217 с.
116. Ткаченко, Н. В., Овчинникова, Ю. С. Психолого-педагогическая подготовка полевого исследователя: развитие аффективного компонента личности средствами традиционной музыки народов мира // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2018.- № 6.- С. 78-90.
117. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультур. Коммуникация». - М.: Слово^^о, 2000. - 261 с.
118. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования : учебник для вузов / А. В. Торопова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 190 с.
119. Тума, Х. Х Об арабской музыке / Х. Х. Тума // Традиции музыкальных
культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. - М. : Советский композитор, 1987. - С. 141-145.
120. Февр, Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей: Научные монографии.- М.: Директ-Медиа, 2007.- 110 с.
121. Фролов, Э.Д. Проблема цивилизаций в историческом процессе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. — 2006. — № 2. - С.96-101.
122. Ханина, И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира/ И.Б. Ханина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1990. -№ 3. - С. 42-49.
123. Ханина, И.Б. Образ мира и профессиональный мир/ И.Б. Ханина // Мир психологии. - 2009. - № 4. - С. 179-187.
124. Харисов, Ф. Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1995. - 186 с.
125. Харфуш, Раша. Культурологический подход к периодизации развития сирийской музыкальной культуры как научный инструментарий её освоения будущими музыкантами-педагогами России /Л.А. Рапацкая, Р. Харфуш// Музыкальное искусство и образование. - 2019. - №3. - С. 138-150
126. Харфуш, Раша. Модель освоения традиционной инструментальной музыкальной культуры Сирии в музыкально-педагогическом образовании Рос-сии/Р.Харфуш// Глобальный научный потенциал. - 2020.- №11 (116).- С.181-187.
127. Харфуш, Раша. Педагогические условия освоения традиционной музы -кальной культуры Сирии будущими учителями музыки России / Р. Харфуш// Наука и школа. - 2020. - №2. - С. 96-108.
128. Харфуш, Раша. Планомерное уничтожение культурного наследия Ирака и Сирии// Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы VIII Международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 апреля 2017 г.). - М.: МПГУ, 2017. - С. 344.
129. Харфуш, Раша. Содержание опытно-поисковой работы по освоению будущими учителями музыки России вокальной традиционной музыкальной культуры Сирии// Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(27). -Новосибирск: СибАК, 2019. - С. 23-31.
130. Хасан, А. Ф. Ладовые принципы арабской народной музыки /А. Ф.Хасан. - М. : Сов. композитор, 1984. — 184 с.
131. Ходжсон М. Условия исторического сравнения эпох и регионов: пределы обоснованности условий / М. Ходжсон // Время мира. Альманах. - Вып. 2. -Структуры истории. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - С. 91-101.
132. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. СПб.: «Лань», 2000. - 320 с.
133. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика : науч. изд. / А. В. Хуторской ; Рос. акад. образования, Ин -т содерж. и методов обучения. - М.: УНЦ ДО, 2005 (Мини-тип. УНЦ ДО). - 221 с.
134. Чалоян, В. К. Восток - Запад / В. К. Чалоян. - М.: Наука, 1979. - 254с.
135. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры : В 2 вып. / Т. В. Чередниченко. - Долгопрудный:Аллегро-пресс;М.: Мособлупрполиграфиздат, 1994. - 215 с.
136. Чередниченко, Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: К анализу методол. парадоксов науки о музыке. - М.: Музыка, 1990. - 221 с.
137. Шамилли, Г. Б. Истинное и ложное настоящее в «Мифе об импровизации» (К проблеме понимания и интерпретации классической музыки ислама) / Г. Б. Шамилли // Миф - Восток - XX век : сб. ст. - СПб. : ДБ, 2006. -С. 261-283.
138. Шамилли, Г.Б. Классическая музыка Ирана: правила познания и практики. - М.: Издательский дом «Композитор», 2007. - 448 с.
139. Шамилли Г. Б. Ш 19 Философия музыки. Теория и практика искусства maqam / Г. Б. Шамилли; Отв. ред. И. К. Кузнецов. М.: ООО «Садра»:
Издательский Дом ЯСК, 2020. — 552 с.
140. Шахназарова, Н.Г. Избранные статьи. Воспоминания/ Н. Г. Шахназарова; Гос. ин-т искусствознания. - М.: ГИИ, 2013. - 371 с.
141. Шахназарова, Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма / Н. Г. Шахназарова. - М. : Советский композитор, 1983. - 153 с.
142. Шахназарова, Н. Г. Музыкальная культура России в контексте связей с Западом и Востоком // Русское искусство между Западом и Востоком. Материалы конференции. Москва. Сентябрь, 1994. - М. : Государственный институт искусствознания, 1997. - С. 53-62.
143. Шахназарова, Н. Г. О национальном в музыке / Н. Г. Шахназарова. - М. : Музыка, 1968. - 86 с.
144. Шахназарова, Н. Г. Современность как традиция / Н. Г. Шахназарова// Музыкальная Академия. - 1997. - № 2. - С. 12-19.
145. Уланов, М.С. Буддизм в контексте типологии цивилизаций/ Уланов, М.С., Бадмаев В.Н. //Философские науки. - 2016. - № (10). - С.28-40.
146. Эль Сайд Мохамед Авад Хавас. Современная арабская народная песня: Автореф. . канд. искусствоведения. М., 1968. - 22 с.
147. Юнусов, Р. Ю. Макомат - как полижанровая система / Р. Ю. Юнусов
// Музыка тюркского мира : сб. ст. - Алматы : Дайк - Пресс, 2009. - С. 240246.
148. Юнусова, В. Музыка народов мира: проблемы изучения / В. Юнусова // Музыковедение. - 2006. - № 1. - С. 41-42.
149. Юнусова, В. Н. Ислам : музыкальная культура и современное образование в России / В. Н. Юнусова. - М. : Хронограф, 1997. - 152 с.
150. Юнусова, В. Н. О типологии и сущностных чертах традиционных нотаций Азии / В. Н. Юнусова // Музыка народов мира : Проблемы изучения. - М. : Московская консерватория, 2008. - Вып. 1. - С. 57-79.
151. Юнусова, В. Н. Творческий процесс в классической музыке Востока : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Юнусова Виолетта Ни-
колаевна. - М., 1995. - 48 с.
152. Юнусова, В. Н. Теоретические проблемы творческого процесса в Ма-комате / В. Н. Юнусова // Музыка. Творчество, исполнение, восприятие: Сб. научн. тр. — М. : МГК им. П. И. Чайковского, 1992. - С. 36-53.
153. Юнусова, В. Н. Философско-эстетические аспекты суфизма и их отражение в музыке / В. Н. Юнусова // Философия. Эстетика. Культурология : науч. труды. - М. : Московская консерватория, 1995. - Вып. 1, сб. 8. - С. 106121.
154. Юсфин, А. Г. Об изучении ладовой функциональности монодической музыки / А. Г. Юсфин. - М.: Музыка, 1983. - 64 с.
155. Яворский, Б.Л. Избранные труды. Т. 2: Избранные труды / [Предисл. И. Саца, с. 12-40]. - М.: Сов. композитор, 1987. - 365 с.
156. Adnan, Ben Thureil. Al-musiqa fi Syria /Adnan Ben Thureil. - Syria : Mat-baa Alef Ba Al-adib. - 1969. - 147 p.
157. Adnan, Ben Thureil. Al-musiqa al- shaabeya fi Syria / Adnan Ben Thureil. -Syria, 1969. - 364 p.
158. Afif, A. Tabbarah. The spirit of Islam / Afif A. Tabbarah. - Lebanon, 1978. -246 p
159. Ahmad, Al-Jundi. Fan tarikh al-ghina al-arabi / Ahmad Al-Jundi. - Syria, 1988. - 205 p.
160. Ahmad, Al-Jundi. Ruwad al-angham al-arabiya /Ahmad Al-Jundi. - Syria, Dar Tlas, 1984. - 168 p.
161. Al-Haitham, Masri. Muwashahat Abou Khalil Al-Qubbani / Al-Haitham Masri. - Syria, 1991. - 146 p.
162. Ali, Al-Qaim. Al-musiqa tarikh wa athar / Ali Al-Qaim. -Syria : Dar Ash-sheikh Lil dirasat wat-tarjama wan-nashr. -1988. - Part. 1.- 244 p.
163. Alajlani, M., Clarke, M. Effect of culture on acceptance of telemedicine in middle eastern countries: Case study of Jordan and Syria Telemedicine and e-Health. - 2013. - 19 (4). - p. 305-311
164. Farmer, Henry. Music of the Arabian Nights. Journal of the Royal Asiatic Society.- Vol.76, 3-4, Oct 1944.- pp. 172-185.
165. Farmer, Henry. Tarihal-mysikaal-arabia / Henri Farmer. Translated by Hussein Nassar. - Cairo : Dar Maktabe Masr, 1957. - 344 p.
166. Husein, AliMahfuz. Moajamal-mysiqaal-arabiya / Husein Ali Mahfuz.-Cairo, 1964. - 140 p.
167. Hussein, Yousuf. Mysiqaal-sharqal-arabiya / Hussein Yousuf. - Cairo, 1957. - 357 p.
168. Jargy, S. The folk music of Syria and Lebanon / S. Jargy // World of music. -U. K., 1978. - No 1. - Р. 24-36.
169. Mahdi, S. La musique arabe : structures, historique, organologie / S. Mah-di. - Paris, 1972. - 100 p.
170. Mo'atamaral-musiqaal-arabiya al-awal. - Cairo, 1932. - 96 p.
171. Muhammad, Kamel Al-Khal'ae. Al-mysiqaal-sharkiya / Muhammad Kame lAl-Khal'ae. - Cairo : Progress Press, 1322 AH. - 355 p.
172. Nasr S.H. Islamic Art and Spirituality. State University of New-York Press, 1987.-213 p.
173. Samim, Al-Sharif. Al-oughniya al-arabiya / Samim Al-Sharif. Syria, Study,
1981. 294 р. J, jfc. 1. ^uib, ^ o*.
С „
174. Sofi, Al-Din Al-Armawi. Kitab al-adwar fi al-musiqa / Safi Al-Din Al-Armawi. - Cairo : report of Ghitas Abdelmalek Hashaba, Publications of the Egyp-tianGeneral Authorityfor libraries, 1986. - 466 p.
175. The Middle East and North Africa, 1989. - London, Europe, Publications Limited, 1989, p.949.
176. Арабская музыка. - URL: http://istoriya-iskusstva.ru/arabskaya-muzyika (дата обращения 14.05.2019).
177. Джани-Заде, Т.Н. Арабский уд в музыкальной культуре Исламской цивилизации. - URL: http: //https: //cyberleninka.ru/article/n/arabskiy-ud-v-
muzykalnoy-kulture-islamskoy-tsivilizatsii/viewer (дата обращения 14.05.2019).
178. Как играть на уде, дафе, бендире. Кирилл Россолимо. -
URL: https: //www.youtube.com/watch?v=vVVaw95rn3A (дата обращения 18.05.2019).
179. Каратыгина М. "Musical multiculturalism" и современные возможности взаимопознания культур через звук и музыку. - URL: http://www.worldmusic center.ru/ musical-multiculturalism-sovremennye-vozmozhnosti-vzaimopoznaniya-kultur-cherez-zvuk-muzyku (дата обращения: 03.09.2018).
180. Одех, Ришмави. Принцип ладовой системы восточной музыки. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7printsip-ladovoy-sistemy-vostochnoy-muzyki (дата обращения 14.05.2019).
181. Новейший философский словарь. - URL: http:// gufo.me/dict/philosophy (дата обращения 20.05.2019).
182. Песня сирийской девочки - URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=9 (дата обращения 16.05.2019).
183. Прием педального тона и игра через струну. - URL: http:// https://gitarshkola.ru/imitaciya-zvuchaniya-uda (дата обращения 12.05.2019).
184. Пять лучших исполнителей Oud в мире. - URL: http:// ru.salamuzik.com (дата обращения 12.05.2019).
185. Розов Н.С. Философия и теория истории. - URL: http:// http: //www. nsu.ru/filf/rozov/publ/fti/fti 5 .htm (дата обращения 14.03.2017).
186. Сирийская музыка. - https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music (дата обращения 17.05.2019).
187. Сирийские песни. - URL:https://hugemusic.ru/?song= (дата обращения 16.05.2019).
188. Уд - история чарующего слух музыкального инструмента - URL: https://azerhistory.com/?p=20936 (дата обращения 12.05.2019).
189. Уд - музыкальный инструмент. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/315353 (дата обращения 14.05.2019).
190. Уд - музыкальный инструмент. - URL: https://wiki2.org/ru (дата обраще-
ния 14.05.2019).
191. Уд - музыкальный инструмент народов Ближнего Востока. - URL: http://muz-forum.com/showthread.php?p=29506 (дата обращения 12.05.2019).
192. Философский словарь.-URL:
http://philosophy.niv.ru/doc/dictionarv/philosophical/articles/520/substanciya.htm (дата обращения 17.05.2018).
193. Ходжсон М. История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней. - URL: https: //www.litmir.me/br/?b=209829&p=1 (дата обращения 01.06.2019).
194. Шамилли, Г.Б. Классическая музыка исламского мира в аспекте проблемы части и целого - URL: http://www.intelros.ru/pdf/fg/2012 01/8.pdf (дата обращения 28.05.2019).
195. Школа игры на уде - Дарасат уль уд, Машааль Абдель. - URL: http:// ru.b-ok.com>book/3039044/70c39c (дата обращения 12.05.2019)
196. Юнусова В.Н. Традиционная музыкальная культура народов Востока как зеркало мира: еще раз к постановке проблемы. - URL: ww.musigi-dunya.az/pdf/74/2_1.pdf (дата обращения 01.06.2018)
197. Chahar Mezrab Abu Ata в исполнении Negar Bouban. - URL: http://www.voutube.com/watch?v=DOZn3 (дата обращения 28.11.2019).
198. Learn Magam Bayati on Oud. - URL: http: (https: //www.voutube.com/watch?v=4 F X18PdXP8g) (дата обращения 28.11.2019).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.