Концепт «Русский мир» в социальной и политической философии России: этапы, принципы формирования, перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Теплых Никита Валерьевич
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат наук Теплых Никита Валерьевич
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ДИСКУССИИ О РУССКОМ МИРЕ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ РОССИИ
1.1. Концептуальные и идейные источники Русского мира
1.2. Концепт «Русский мир» в истории социальной и политической философии России
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА «РУССКИЙ МИР» В КОНТЕКСТЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
2.1. Аксиологические основания концепта «Русский мир»
2.2. Русский мир как фактор формирования цивилизационной идентичности
2.3. Современные социально-философские и политические подходы к осмыслению концепта «Русский мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Концепт "Русский мир" в социальной и политической философии России: этапы, принципы формирования, перспективы2023 год, кандидат наук Теплых Никита Валерьевич
Цивилизационная идентичность России в русской философии культуры2006 год, доктор философских наук Королева, Людмила Георгиевна
Православный фактор в культурно-цивилизационной идентичности современной России2020 год, кандидат наук Ткач Николай Николаевич
Государственно-церковное взаимодействие в постсоветской России: культурный опыт2016 год, доктор наук Еремин Александр Владимирович
Социально-философский анализ цивилизационных трансформаций современной России2022 год, доктор наук Мальченков Станислав Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепт «Русский мир» в социальной и политической философии России: этапы, принципы формирования, перспективы»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Процессы политического и социально-экономического дискурсов современной России актуализировали вопрос места российской цивилизации в испытывающей трансформацию мировой политической конструкции, породив целый ряд исследований. Кризисное состояние российского общества после распада СССР и его деидеологизация позволили западным идеям во многом заместить или подменить собой многовековые мировоззренческие убеждения, так или иначе адаптировавшиеся под конкретный исторический этап в истории России. При этом сущностные черты русского характера воспроизводились и необходимо учитывались в общественных отношениях, поскольку воспринимались как главное условие общероссийской идентичности. События последнего десятилетия, а также обострившееся в 2022 году противостояние с западным блоком и его либеральной идеологией только актуализировало направленность современной философской мысли на сущностное осмысление ценностного пространства Русского мира.
Поиск русской национальной идеи, полемика вокруг которой никогда не утихала, заставил заново обратиться к вопросу о роли Русского мира и его значении для современного российского общества. Масштабными историческими вехами неоднократно подтверждался русский цивилизационный выбор и его роль в становлении русской государственности. Поиск собственного уникального пути развития и постоянное отстаивание своих интересов как мировой державы выводят на концептуальное оформление феномена Русского мира, который включает в себя многомерное пространство «русской идеи», не заканчивающееся в пределах географического положения государственной единицы.
Современные задачи формирования общероссийской гражданской идентичности содержат в своей основе возвращение к истокам, к традиционным духовным ценностям и особой роли русских, заложенной в национальное самосознание еще с самого основания цивилизации. Концептуальное осмысление Русского мира необходимо для выработки методологии формирования образа будущего Российской Федерации, а также моделирования нового мироустройства,
в котором Россия оставляет за собой роль значимого лидера, имеющего право на собственный путь и собственный выбор. С учетом кризиса глобализации и фронтального противостояния коллективному Западу это приобретает первостепенное значение для современной социальной и политической философии, в связи с чем возвращение в научной среде к дискуссиям о Русском мире, все более заявляющем о себе, обосновано и актуально. Сущностные аспекты «русской идеи», базирующиеся на традиционных духовных ценностях, языке, культуре, национальной идентичности, религии и форме социально-экономических отношений, включены в доктринальные документы развития современного государства, что подтверждает их важность в рамках государственной политики.
Определение Русского мира в качестве социально-философского концепта связано с особым духовным измерением данного явления, поскольку Русский мир не ограничивается географическим положением страны, включая в себя современные территории и те территории, мировоззренческое воздействие на которые являлось ощутимым в истории становления российского государства. В современных обстоятельствах отдельным аспектом исследования концепта «Русский мир» является диаспоральная составляющая, подразумевающая под собой русские общины эмигрантов, в разное время сменивших место жительства, но сохранивших при этом языковую, культурную и духовную связь с Отечеством. Социокультурное измерение включает в себя, помимо диаспор в изначально «нерусских» странах, территории исторического наследия Русского мира: Белоруссия, Киргизия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Осетия, республики Донбасса, Украина и Казахстан, где особенно заметно ценностное воздействие даже с учетом возрастания национальных интересов.
Вопрос концептуализации Русского мира, формируемого на основе «русской идеи» и «русского характера», на современном этапе развития общества относится к цивилизационному самоопределению и идентичности всего русскоязычного пространства, к дискуссиям о национальной идее, к стремлению России играть роль мессианского центра мировой духовности. Исследования генезиса Русского
мира и его сущностных характеристик, а также аксиологического фундамента становятся наиболее востребованными в контексте геополитического и цивилизационного позиционирования России в новых мировых отношениях.
Русский мир сегодня находится в процессе обновления, становясь не «еще одним миром» наряду с уже существующими, но формируя актуальную масштабную модель развития на основе собственных сущностных характеристик, забвение и утрата которых повлечет уничтожение всего духовного и культурного облика государства-цивилизации.
Отметим также уникальный путь России, поскольку ее особенное историко-культурное положение служит неустранимым препятствием для присоединения как к миру Запада, так и к миру Востока. Сравнение России со Снегурочкой, которая растает в объятиях Запада, объясняет стремление не к власти, мировому господству и реализации политических амбиций, а к поиску собственного пути и выстраиванию таких векторов развития, при которых Россия сможет иметь право на альтернативную позицию. Возобновление интереса к данным поискам в условиях драматических поворотов и угрозы национальной безопасности, существовавшей после распада СССР, свидетельствует о преодолении состояния неопределенности и стремлении к формированию концепции будущего. И в этом сегодня видится особая задача современной российской философии, которая призвана преодолеть негативные националистические и политические коннотации использования Русского мира, подменяющие его истинное культурное и историческое место, переосмыслив цивилизационные основы русского бытия и сконструировав образ перспективного преодоления современного кризиса.
Современное российское общество осознало необходимость новой объединяющей идеологии, процесс формирования которой необычайно сложен. Имеющийся ранее идеологический вакуум и потребность в самоопределении способствовали возвращению интереса к мало популярным в советское время философским традициям. Русская идея оказалась вновь востребованной и, по мнению Анджея Валицкого, стала символизировать поиск национальной идентичности в
сфере ценностей и поставила вопрос их объединения1. Россия нуждается в духовных ориентирах, сочетающих в себе патриотизм и национальные традиции в условиях общества постмодерна.
Если в отечественной истории социальной и политической философии понятие «Русский мир» наполнено преимущественно позитивным смыслом, постоянно уточняется и дополняется, то в западной трактовке, особенно на фоне обострения отношений между Россией и Западом, оно имеет негативный оттенок и рассматривается как нечто внеисторическое и иллюзорное. Данная позиция фиксирует критическое отношение к цивилизационному подходу в целом и может быть рассмотрена с точки зрения либерально-критического отношения к Русскому миру как вызову, бросаемому западной цивилизации2. Таким образом, сложившаяся современная действительность убеждает нас в значимости и большом научном потенциале концепта «Русский мир». В обосновании актуальности темы диссертационного исследования соискатель намеренно не прибегает к дефиниции Русского мира, оставляя решение этой проблемы соответствующему разделу диссертации.
Степень разработанности научной проблемы. Философская интерпретация вопросов бытия Русского мира представлена в литературных и социально-философских памятниках XI - XVII вв., в числе которых видное место занимают «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, «Повесть временных лет» летописца Нестора, «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», философема «Москва - Третий Рим» Филофея, «Повесть о новгородском белом клобуке». В определение специфики Русского мира XI - XVII вв. заметный вклад внесли Д. С. Лихачев3,
1 См.: Валицкий А. Русская идея // Гуманитарные науки. 2012. № 4 (8). С. 99.
2 См.: Пантелеев С. Ю. Русский мир всегда будет восприниматься как вызов... // Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств. М., 2015. URL: http://komitet.info/compatriots/articles-and-presentations-on-the-problem-of-compatriots/6608/ (дата обращения: 20.11. 2022)
3 См.: Лихачев Д. С. Великое наследие. М., 1975. 367 с.
М. Н. Громов, Н. С. Козлов1, В. В. Мильков2, О. В. Парилов3, С. В. Перевезенцев4, Р. Пиккио5. Важным теоретическим источником концепта «Русский мир» XVII в. является творческое наследие хорватского мыслителя Юрия Крижанича6.
XIX в. явился значимым этапом в формировании представлений о Русском мире, пространство которого, начиная со второй половины XVII в., оказалось расколотым на сторонников старой Руси и новой имперской России. Особое место в историософском противостоянии XIX в. занимают западники7 и славянофилы8, которые по-разному видели роль, судьбу России как основного ядра Русского мира.
Русский мир предстает не только местом проживания народов, близость которых ощущается как в этническом, так и в культурном отношении. Он являет собой особую, уникальную цивилизацию. Так, В. С. Соловьев9 и С. Л. Франк10 рассматривали Русский мир в качестве вселенского, универсального, а не локально-цивилизационного начала.
Образ Русского мира как основы идентичности, базирующейся на «русской идее», разрабатывали такие отечественные ученые как В. И. Иванов11,
1 См.: Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X - XVII веков. М., 1990. 287 с.
2 См.: Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб., 2000. 384 с.
3 См.: Парилов О. В. Русская идея: от Древней Руси к Новому времени. Н. Новгород, 2005. 255 с.
4 См.: Перевезенцев С. В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X - XVII вв. в их историческом развитии. М., 2019. 608 с.; Его же. Святорусское царство. История русской святости. М., 2018. 354 с.
5 См.: Пиккио Р. История древнерусской литературы. М., 2002. 352 с.
6 См.: Крижанич Ю. Политика. М., 1965. 736 с.
7 См.: Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2 т. М., 1991.
8 См.: Аксаков К. С. О русском воззрении // Аксаков К. С. Государство и народ. М., 2009. С. 139 - 140; Полное собраше сочиненш И. В. КирЪевскаго: в 2 т. / подъ ред. М. Гершензона. М., 1911. Т. 1. 294 с.; Киреевский И. В. Духовные основы русской жизни. М., 2007. 445 с.; Его же. Мысли о вере // Вестник русского христианского студенческого движения. [Париж; Нью-Йорк]. 1956. № 42. С. 2; Его же. Разум на пути к Истине. М., 2002. 215 с.; Алексей Степанович Хомяков: сб. / подгот. Б. Н. Романов. М., 2007. 755 с.; Хомяков А. С. О старом и новом: ст. и очерки. М., 1988. 462 с.; Его же. Несколько слов православного христианина по поводу западных вероисповеданий. По поводу брошюры г. Лоранси // Хомяков А. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Работы по богословию. М., 1994. С. 25 - 71; Его же. Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу разных сочинений латинских и протестантских о предметах веры // Там же. С. 129 - 195.
9 См.: Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика. М., 1883. 260 с.; Его же. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 47 - 549; Его же. Сочинения: в 2 т. Т. 1: Философская публицистика. М., 1989. 687 с.; Русская идея // Соловьев В. С. Смысл любви: избр. произв.: стихи, письма, филос. эссе. М., 1991. С. 41 -69.
10 См.: Франк С. Л. Русское мировоззрение: сб. СПб., 1996. 738 с.
11 См.: Иванов В. И. О русской идее // Иванов В. И. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3: Статьи. Брюссель, 1979. С. 321 - 338.
Л. П. Карсавин1. В конце XIX столетия отечественная дискуссия о «русской идее» как новом религиозном мировоззрении затрагивалась Ф. М. Достоевским2. Оригинальный вклад в разработку ее классической трактовки, которая сложилась к началу ХХ в., внес В. В. Розанов3, предложив идею гармонии «тевтонской мужественности» и «русской женственности».
Русская эмиграция все помыслы обратила к России, отмечая своеобразие ее исторического пути, специфику «русской идеи», русской культуры, а также характер русского народа. Это основные темы философских размышлений выдающихся русских философов Н. А. Бердяева4, И. А. Ильина5, Н. О. Лосского6.
Современные исследователи А. В. Гулыга7, М. А. Маслин8, О. В. Парилов9, Л. Е. Шапошников10 также внесли значительный вклад в изучение и становление «русской идеи» в истории русской философии ХХ - XXI вв.
В силу своих мировоззренческих принципов, а также масштабности исторических деяний Русский мир продолжал играть важную роль в мире, в частности, он оказался вовлеченным в мировые войны. В связи с этим интерес
1 См.: Карсавин Л. П. О началах: Опыт христианской метафизики. Берлин, 1925. 191 с.; Его же. О личности. М., 1992. 326 с.
2 См.: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1973 - 1984.
3 См.: Розанов В. В. Сочинения. М., 1990. 589 с.; Его же. Уединенное: сб. М., 1990. 543 с.; 1990. 712 с.; Его же. Уединенное. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени. Статьи о русских писателях. М., 2001. 774 с.; Его же. Народная душа и сила национальности. М., 2012. 986 с.
4 См.: О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья: сб. / АН СССР, Науч. совет по проблемам рус. культуры. М, 1990. 528 с.; Бердяев Н. Царство Духа и царство кесаря. Париж, 1951. 166 с.; Его же. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века. Париж, 1971. 259 с.; Его же. Истоки и смысл русского коммунизма. [Репринт издания: Париж, 1955]. М., 1990. 224 с.; Его же. Судьба России. М., 1998. 736 с.; Его же. Философия свободы. М.; Харьков, 2004. 733 с.
5 См.: Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948 - 1954 гг.: в 2 т. Парижъ, 1956. Т. 1. 346 с.; Его же. О грядущей России: избр. ст. М., 1993. 367 с.; Его же. Путь духовного обновления. М., 2017. 479 с.
6 См.: Лосский Н. О. Бог и мировое зло: сб. М., 1994. 432 с.; Его же. История русской философии. М., 1991. 480 с.; Его же. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М., 1991. 368 с.; Его же. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков; М., 2000. 861 с.
7 См.: Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М., 2003. 448 с.
8 См.: Русская идея: сб. / сост. М. А. Маслин. М., 1992. 496 с.
9 См.: Парилов О. В. Указ. соч. 255 с. Парилов, О. В. Русская идея: от Древней Руси к Новому времени. Н. Новгород. 2005. 255 с.
10 См.: Шапошников Л. Е. Очерки русской историософии XIX - XX вв. Н. Новгород, 2002. 240 с.
представляет монография В. С. Барулина1, рассматривающего взаимодействие российского человека и общества, где определяющая роль принадлежит российскому человеку, наделенному такими фундаментально-основополагающими качествами, как духовность, созидательно-творческий потенциал, смыслоценностное самоутверждение.
Вопросы ценностных оснований Русского мира исследуются современными социальными философами. Исследования Н. С. Савкина затрагивали проблемы ценностей и патриотизма2; ряд публикаций Е. В. Мочалова посвящен проблеме патриотизма в русской философской традиции, раскрытию темы любви к России, уважения к ее духовным традициям3. Судьбы русских историко-культурных традиций, духовно-нравственных ценностей в пространстве российского общества описаны в работах М. А. Елдина4. Проблема радикального переосмысления ценностных установок российского народа в духе творческой деятельности и любви, а также современные судьбы Русского мира представлены в публикациях В. Л. Курабцева5.
1 См.: Барулин В. С. Российский человек в XX веке: Потери и обретения себя. СПб., 2000. 431 с.
2 См.: Савкин Н. С. Патриотизм в творчестве и ценностных ориентациях С. Д. Эрьзи // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений: в 2 ч. Ч. 2. Саранск, 1997. С. 62 - 63; Его же. Ценностные ориентации современного колхозного крестьянства: на материалах колхозов Мордовской АССР: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 1971. 230 с.
3 См.: Мочалов Е. В. Проблема патриотизма в русской философии, литературе, этике // Диалог культур, диалог традиций, диалог мировоззрений: материалы науч.-практ. семинара. Саранск, 2014. С. 43 - 58; Его же. Проблема патриотизма в философии России // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 90 - 92; Его же. Патриотические идеи в творчестве И. А. Ильина // Социально-политические науки. 2016. № 3. С. 141 - 144; Мочалов Е. В., Елдин М. А., Грыжанкова М. Ю. Религиозно-нравственная традиция отечественной философии и судьбы русского мира // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Познание. 2021. № 10. С. 80 - 84.
4 См.: Елдин М. А. Н. П. Огарев о роли России в духовных традициях международных отношений XIX в.: историко-философский аспект // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2014. № 4 (28). С. 27 - 34; Его же. Русская религиозная традиция в социокультурном пространстве народов России // Гуманитарий. 2006. № 6. С. 29 - 33; Его же. Судьбы русского религиозного традиционализма в пространстве российского общества. Саранск, 2007. 163 с.
5 См.: Курабцев В. Л. Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия // Ценности и смыслы. 2015. № 1 (35). С. 137 - 145; Его же. Евро-конструктивность русской души // Вопросы философии. 2019. № 7. С. 122 - 130; Его же. Проблема влияния Византийского Православия на Русь-Россию // Миссия конфессий. 2020. Т. 9, № 5 (46). С. 506 - 508; Его же. Смиренномудрие: Запад и Россия // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Философские науки. 2015. № 3. С. 102 - 109; Его же. Три столицы «Русьского» мира // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 3. С. 193 - 200.
В связи с необходимостью самоопределения России в постсоветский период отечественные исследовали обращались к анализу Русского мира. Так, П. Г. Щедровицкий, утверждает, что русский мир смог сложиться благодаря воздействию таких исторических сдвигов, как мировые войны и революции. Под Русским миром он понимает совокупность интеллектуальных, лингвистических, культурных, организационных потенциалов, а также русский капитал. Этот потенциал заложен в языковом мышлении, поскольку языком коммуникации в Русском мире является русский язык, на котором большие и малые сообщества говорят и думают1.
Подобная позиция положила начало дискуссии о Русском мире, рассматриваемом как культурное, политическое и экономическое пространство, где проживают носители русской культуры. Его осмысление через призму понятий «образ», «имидж» содержится в исследованиях М. Я. Гефтера2, Г. Г. Силласте3, С. Р. Федякина4, С. Б. Токаревой5 и др.
Систематизируя имеющиеся в настоящее время теоретико-методологические подходы отечественных мыслителей к проблеме Русского мира, его можно интерпретировать с нескольких точек зрения.
Во-первых, Русский мир может рассматриваться как геополитическая реальность, которая стремится к исконным границам. Геополитический смысл Русского мира представлен в работах А. Г. Дугина6, А. М. Столярова7,
1 См.: Щедровицкий П. Г. Русский мир и транснациональное русское, 2006. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2508 (дата обращения: 16.05.2022); Его же. Русский мир: восстановление контекста [2001 г.] // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». URL: http://archipelag.ru/ru_mir/history/history01/shedrovitsky-russmir (дата обращения: 16.05.2022).
2 См.: Гефтер М. Я. Мир миров - российский зачин, 1994. URL: https://royallib.eom/read/gefter_mihail/mir_mirov_rossiyskiy_zachin.html#0 (дата обращения: 16.05.2022).
3 См.: Силласте Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптивный ресурс // Социологические исследования. 2002. № 9. С. 50 - 59.
4 См.: Федякин С. Р. Образ незримого креста в русской лирике ХХ в.: от «Двенадати» Блока до «Римского дневника 1944 года» Вячеслава Иванова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитар. науки. 2018. Т. 20, № 2 (175). С. 178 - 188.
5 См.: Токарева С. Б. Конструирование образа России в публичном и общественно-политическом дискурсе: от семантического описания к метафорическому фреймингу событий // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 1. С. 36 - 48.
6 См.: Дугин А. Г. Мистерии Евразии. М., 1996. 192 с.
7 См.: Столяров А. М. Русский мир // Нева. 2004. № 3. С. 151 - 166.
В. Л. Цымбурского1. Кроме того, Н. Я. Данилевский высказывался о необходимости России возглавить славянские государства и стать гарантом развития славянского культурно-исторического типа в случае враждебного отношения Европы2.
Во-вторых, Русский мир расценивается как геоэкономическая реальность, под которой понимается сеть сообществ, направленная на развитие «русского капитала» - совокупность культурного и интеллектуального потенциалов русскоязычного населения. В частности, данного подхода придерживается П. Г. Щедровицкий.
В-третьих, наибольшую значимость в рамках нашего исследования имеет подход, согласно которому под Русским миром понимается социокультурная общность людей, проживающих в том числе за пределами России, которую объединяют общие история, ценности, язык3.
Отметим особую позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, понимающего Русский мир как православную цивилизацию, именуемую Святой Русью, куда включены помимо России некоторые постсоветские государства4.
Из диссертационных исследований последних лет следует подчеркнуть значимость диссертации Н. А. Козловцевой, посвященной формированию образа Русского мира в современных условиях5, исследований М. А. Ефимец, рассматривающей Русский мир как культурный феномен, специфическую
1 См.: Цымбурский В. Л. Остров Россия. Перспективы российской геополитики // Полис. Политические исследования. 1993. № 5. С. 6-53; Его же. «Остров Россия» vs «остов Россия» // Русский журнал. 2001. 12 июля. URL: http://old.russ.ru/politics/meta/20010712-tzim.html (дата обращения: 16.05.2022).
2 См.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. 574 с.
3 См.: Градировский С., Межуев Б. Русский Мир как объект геокультурного проектирования [2003 г.] // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». URL: http://www.archipelag.ru/ru _ mir/history/histori2003/gradirovsky-russmir (дата обращения: 16.05.2022); Данилевский Н. Я. Указ. соч.; Тишков В. Русский мир: смысл и стратегии // Стратегия России. 2007. № 7. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?archive=1185275035&id=1185274651&start_from=&subactio n=showfull&ucat=14 (дата обращения: 16.05.2022).
4 См.: Святейший Патриарх Кирилл: Русский мир - особая цивилизация, которую необходимо сберечь // Русская Православная Церковь: офиц. сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html (дата обращения: 16.05.2022).
5 См.: Козловцева Н. А. Формирование образа Русского мира в современных условиях: потенциал гуманитарного сотрудничества: дис. ... канд. культурологии. М., 2018. 190 с.
ценностно-смысловую модель реальности1, а также С. А. Мальченкова, исследовавшего вопрос о цивилизационных трансформациях современной России2. Стоит отметить особый взгляд Н. А. Козловцевой об ограниченности Русского мира православной направленностью, однако с позиции данного исследования православие рассматривается в качестве одного из компонентов-констант Русского мира.
Значительная часть литературы, посвященной проблемам Русского мира, попыткам объяснить его значение для современной науки и науки прошлых эпох, принадлежит западноевропейской традиции. Она представлена, в первую очередь, исследованиями И. Берлина3, Дж. Биллингтона4, А. Валицкого5, Г. В. Ф. Гегеля6, М. Койвисто7, Т. Масарика8, В. Шубарта9, Т. Шпидлика10, С. Хантингтона11. Безусловно, идейное разнообразие концепций этих мыслителей о месте и роли России, русской философии и культуры в мировой цивилизации велико, а выводы далеко не бесспорны, но их отличает оригинальность авторского подхода.
Вместе с тем следует отметить возросший интерес отечественных исследователей к трудам Франтишека Духинского12, М. С. Грушевского13, Тадеуша
1 См.: Ефимец М. А. Русский мир как концепт и культурно-историческая реальность: дис. ... канд. культурологии. М., 2022. 192 с.
2 См.: Мальченков С. А. Социально-философский анализ цивилизационных трансформаций современной России: дис. ... д-ра филос. наук. Саранск, 2022. 405 с.
3 См.: Берлин И. История свободы. Россия. М., 2001. 544 с.
4 См.: Биллингтон Д. Икона и топор. М., 2001. 879 с.; Его же. Россия в поисках себя. М., 2005. 223 с.
5 См.: Walicki A. The Slavophile contrroversy. History of a conservative utopia in Nineteenth-century Russian thought. Notre Dame, 1975. 609 p.; Валицкий А. Русская идея // Гуманитарные науки. 2012. № 4 (8). С. 92-101.
6 См.: Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2 т. М., 1971. Т. 2. 630 с.
7 См.: Койвисто М. «Русская идея». М., 2002. 244 с.
8 См.: Масарик Т. Г. Россия и Европа. СПб., 2000. 448 с.
9 См.: Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000. 446 с.
10 См.: Шпидлик Т. Русская идея. Иное видение человека. М, 2006. 439 с.
11 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003 608 с.
12 См.: Неменский О. Б. Историческая концепция Франтишека Духинского. Часть первая // Вопросы национализма. 2016. № 4 (28). С. 49-65; Его же. Историческая концепция Франтишека Духинского. Часть вторая // Вопросы национализма. 2017. № 1 (29). С. 62-96.
13 См.: Карнишин В. Ю. «Украинский вопрос» в политической публицистике М. С. Грушевского // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (29). С. 77-83.
Чацкого1, имеющим националистическую окраску. Очевидно, что это во многом обусловлено идеологическими спорами России на Украине, ролью Русской Православной Церкви в истории украинского православия.
Итак, несмотря на неиссякаемый интерес отечественных и западных исследователей к проблеме Русского мира, актуальным сегодня представляется системное исследование, содержащее социально-философский и политический анализ концепта «Русский мир», его идейных источников, этапов развития и перспектив, что и предопределило необходимость данного исследования.
Объектом диссертационного исследования является концепт «Русский мир» в социальной и политической философии России, предметом - принципы формирования, идейные источники, этапы становления и развития концепта «Русский мир» в социальной и политической философии России.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Русский мир как концепт и культурно-историческая реальность2022 год, кандидат наук Ефимец Мария Александровна
Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции2011 год, доктор политических наук Мчедлова, Мария Мирановна
Цивилизационная специфика общества как предмет социально-философского анализа2011 год, кандидат философских наук Куприянов, Андрей Юрьевич
Проблема культурно-исторической самобытности России как предмет философского исследования2005 год, доктор философских наук Булычев, Юрий Юрьевич
"Россия" и "Запад" в цивилизационной концепции А.И. Герцена2011 год, кандидат философских наук Евтеева, Татьяна Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Теплых Никита Валерьевич, 2023 год
- С. 2.
136. Киреевский, И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии / И. В. Киреевский. - СПб. : О-во памяти игумении Таисии, 2015.
- 78 с.
137. Киреевский, И. В. Полное собрание сочинений : в 2 т. / И. В. Киреевский. -М. : Тип. Имп. Моск. ун-та, 1911. - Т. 1. - 289 с.
138. Киреевский, И. В. Разум на пути к Истине / И. В. Киреевский. - М. : Правило Веры, 2002. - 215 с.
139. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Семь слов о русском мире / Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - М. : Всемирный русский народный собор, 2015. - 120 с.
140. Кирсанов, А. И. С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций» в контексте глобальных трансформаций / А. И. Кирсанов // Философия и общество. - 2008. - № 3. - С. 32-43.
141. Клепикова, Ю. В. Историк или философ истории? Георгий Федотов о причинах революции и предназначении России / Ю. В. Клепикова // История философии. - 2019. - Т. 24, № 1. - С. 72-82.
142. Кожинов, В. В. О евразийской концепции русского пути / В. В. Кожинов // Евразия : Народы. Культуры. Религии. - 1997. - № 1/2. - С. 12-19.
143. Козловцева, Н. А. Формирование образа Русского мира в современных условиях: потенциал гуманитарного сотрудничества : дис. ... канд. культурологии / Н. А. Козловцева. - М., 2018. - 190 с.
144. Койвисто, М. «Русская идея» / М. Койвисто. - М. : Весь мир, 2002. - 244 с.
145. Колесов, В. В. Русская ментальность в языке и тексте / В. В. Колесов. - СПб. : Петербургское востоковедение, 2007. - 623 с.
146. Колпачева, О. Ю. Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания. Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф., г. Уфа, март 2015 г. / О. Ю. Колпачева. - Уфа, 2015. -С. 20-23.
147. Кондаков, И. В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура и механизмы // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. 4. - С. 282-304.
148. Конституция героического народа // Правда. - 1936. - 16 янв.
149. Корм, Ж. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна / Ж. Корм. - М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2012. - 285 с.
150. Королева, Л. Г. С. Л. Франк о культурных особенностях России, судьбах русской революции / Л. Г. Королева // Научные ведомости БелГУ. Сер. : Философия. Социология. Право. - 2013. - № 16 (159), вып. 25. - С. 245-256.
151. Кочеров, С.Н. Русская идея как социокультурный феномен: концептуальный, историософский и аксиологический анализ: автореф. дис. ... докт. филос. наук: 09.00.11. - Нижний Новгород, 2007. - 37 с.
152. Кочеров, С. Н. Русский мир: проблема определения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 5. - С. 163167.
153. Кравченко, Н. Ю. Кризис концепта гражданской идентичности: социологическое измерение // Изв. Сарат. Университета. Нов. Сер. Социология. Политология. - 2015. - Т. 15. Вып. 3. - С. 14-18.
154. Краснухина, Е. К. Социальная онтология любви / Е. К. Краснухина // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. - Сер. 6 : Философия, политология, социология, психология, право. - 1994. - Вып. 4. - С. 7-8.
155. Кривопусков, В. В. Концепт «Русский мир»: принципы и возможности методологических подходов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2016. - № 1 (174). - С. 111119.
156. Крижанич, Ю. Политика / Ю. Крижанич. - М. : Наука, 1965. - 736 с.
157. Кром, М. М. Генеалогия русского патриотизма / М. М. Кром. - URL: https://arzamas.academy/courses/3 (дата обращения: 16.05.2022).
158. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Начальные основания философии / В. Д. Кудрявцев-Платонов. - Сергиев Посад, 1915. - 440 с.
159. Курабцев, В. Л. Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия / В. Л. Курабцев // Ценности и смыслы. - 2015. - № 1 (35). - С. 137-145.
160. Курабцев, В. Л. Евро-конструктивность русской души / В. Л. Курабцев // Вопросы философии. - 2019. - № 7. - С. 122-130.
161. Курабцев, В. Л. Проблема влияния Византийского Православия на Русь-Россию / В. Л. Курабцев // Миссия конфессий. - 2020. - Т. 9, № 5 (46). - С. 506-508.
162. Курабцев, В. Л. Смиренномудрие : Запад и Россия / В. Л. Курабцев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Философские науки. - 2015. - № 3. - С. 102-109.
163. Курабцев, В. Л. Три столицы «Русьского» мира / В. Л. Курабцев // Logos et Praxis. - 2021. - Т. 20, № 3. - С. 193-200.
164. Курносикова, Е. А. Моральная рефлексия как феномен культуры: дис. ... канд. филос. наук / Е. А. Курносикова. - Саранск, 1996. - 205 с.
165. Ламанский В.И. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе / В.И. Ламанский - М.: Книга по Требованию, 2016. - 324 с.
166. Ланца, Д. Национальная идентичность России: вчера, сегодня, завтра / Д. Ланца // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 1. - С. 131-134.
167. Ланщиков, А. Национальный вопрос в России / А. Ланщиков // Москва. - 1989.
- № 6. - С. 3-15.
168. Лебедев, А. В., Круглов, А. Н. ИДЕЯ // Большая российская энциклопедия. -Том 10. - Москва, 2008. - С. 698-699.
169. Лебедева, М. «Переходный возраст» современного мира / М. Лебедева, А. Мельвиль // Международная жизнь. - 1999. - № 10. - С. 81.
170. Лебедева, М. М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии / М. М. Лебедева. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 271 с.
171. Ленденев, Д. Что ждет Россию? / Д. Ленденев // Москва. - 1991. - № 8. - С. 134140.
172. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Т. 26 : Июль 1914 - август 1915 / В. И. Ленин. - М. : Госполитиздат, 1961. - 646 с.
173. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Т. 45: март 1922 - март 1923 / В. И. Ленин. - М. : Госполитиздат, 1964. - 729 с.
174. Леонтьев, К. Н. Византизм и славянство : сб. ст. / К. Н. Леонтьев. - М. : АСТ, 2007. - 572 с.
175. Леонтьев, К. Н. Избранное / К. Н. Леонтьев. - М. : РОССПЭН, 2010. - 728 с.
176. Лихачев, Д. С. Великое наследие / Д. С. Лихачев. - М. : Современник, 1975. -367 с.
177. Лихачев, Д. С. Заметки о русском. - Москва: Советская Россия, 1984. - 2-е изд.
- 61 с.
178. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. - М. : Республика, 1994. -432 с.
179. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Совет. писатель, 1991. - 480 с.
180. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра : Основы этики; Характер русского народа / Н. О. Лосский. - М. : Политиздат, 1991. - 368 с.
181. Лосский, Н. О. Ценность и бытие : Бог и Царство Божие как основа ценностей / Н. О. Лосский. - Харьков : Фолио; М. : АСТ, 2000. - 861 с.
182. Малинин, С. А. И. А. Ильин и Г. В. Ф. Гегель : народный дух и устои государства / С. А. Малинин, Б. Л. Губман // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Философские науки. -2021. - № 4. - С. 107-116.
183. Малоземов, С. И. Аграрная политика государства и территориальная организация хозяйства в условиях социально-экономического кризиса : сравнительный анализ / С. И. Малоземов. - Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарёва, 2009. - 159 с.
184. Малоземов, С. И. Проблема адаптации крестьянских семей к рыночному хозяйствованию / С. И. Малоземов, Р. С. Тарасов // Социокультурное пространство села как источник трансляции семейных традиций : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. / Нац. исследоват. Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарёва. Саранск, 2020. - С. 20.
185. Мальченков, С. А. Социально-философский анализ цивилизационных трансформаций современной России : дис. ... д-ра филос. наук / С. А. Мальченков. - Саранск, 2022. - 405 с.
186. Масарик, Т. Г. Россия и Европа / Т. Г. Масарик. - СПб. : РХГИ, 2000. - 448 с.
187. Матвеев, С. Церковно-государственные отношения на Руси в период татаро-монгольского завоевания / С. Матвеев // «По ком звонит колокол»: сетевой миссионерско-просветительский журнал. - URL: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/cerkovno-gosudarstvennye-otnosheniya-na-rusi-v-period-tataro-mongolskogo-zavoevaniya (дата обращения: 16.05.2022).
188. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие / В.А. Маслова. - М.: Тетра Системс, 2004. - С. 45.
189. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19 - 20 сентября 1989 г. - М. : Политиздат, 1989. - 255 с.
190. Медведев, А. А. Подлинная история русского и украинского народа / А. А. Медведев. - М. : Эксмо, 2015. - 507 с.
191. Мережковский, Д. Было и будет. Невоенный дневник / Д. Мережковский. -М. : Аграф, 2001. - 512 с.
192. Мережковский, Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д. С. Мережковский. - СПб. : Типо-лит. Б. М. Вольфа, 1893. - 192 с.
193. Микитинец, А. Ю. Русский мир как цивилизационный нарратив: ключевые аспекты культурологического осмысления / А. Ю. Микитинец, О. И. Микитинец // Таврические студии. Серия: Культурология. - 2022. - № 29. - С. 39-44.
194. Мильков, В. В. Осмысление истории в Древней Руси / В. В. Мильков. - СПб. : Алетейя, 2000. - 384 с.
195. Мильков, В. Иларион / В. Мильков // Философская антропология. - 2019. - Т. 5, № 1. - С. 102-121.
196. Митрополит Анастасий (Грибановский). Беседы с собственным сердцем (размышления и заметки) Ч. 2 [Аскетика] / митрополит Анастасий (Грибановский) // CREDO.RU : портал. - URL: http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1226 (дата обращения: 16.05.2022 г.).
197. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / митрополит Иларион; реконструкция древнерус. текста Л. П. Жуковской. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2011. - 176 с.
198. Михайловский, Н. К. Полное собрание сочинений Н. К. Михайловского / Н. К. Михайловский. - СПб. : Русское богатство, 1906. - Т. 1. - 986 с.
199. Момджян К. Х. О проблеме общечеловеческих ценностей / К. Х. Момджян // Вопросы философии. - 2020. - № 3. - С. 25-41.
200. Мосейкина, М. Н. Русская эмиграция в странах Латинской Америки в 19201960-е гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук / М. Н. Мосейкина. - М., 2012. - 48 с.
201. Мочалов, Е. В. Антропологические темы в философии всеединства России XIX - XX вв. / Е. В. Мочалов. - Н. Новгород : Нижегород. Гуманитар. центр, 2002. - 303 с.
202. Мочалов, Е. В. Идеи и представители Русского мира: Федор Иванович Тютчев / Е. В. Мочалов // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия : Познание. - 2020. - № 11. - С. 143-147.
203. Мочалов, Е. В. Паламизм и русская философская мысль / Е. В. Мочалов // Социально-политические науки. - 2016. - № 2. - С. 111-113.
204. Мочалов, Е. В. Патриотические идеи в творчестве И. А. Ильина / Е. В. Мочалов // Социально-политические науки. - 2016. - № 3. - С. 141-144.
205. Мочалов, Е. В. Проблема патриотизма в философии России / Е. В. Мочалов // Социально-политические науки. - 2016. - № 2. - С. 90-92.
206. Мочалов, Е. В. Религиозно-нравственная традиция отечественной философии и судьбы русского мира / Е. В. Мочалов, М. А. Елдин, М. Ю. Грыжанкова // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Сер. : Познание. - 2021. - № 10. - С. 80-84.
207. Мочалов, Е. В. Роль менталитета в создании социального опыта и определении перспектив будущего / Е. В. Мочалов, И. В. Емелькина // Социально-политические науки. - 2018. - № 5. - С. 86-88.
208. Мочалов, Е. В. Российский менталитет в социально-философском и историко-культурном осмыслении / Е. В. Мочалов, И. В. Загороднова. - Саранск : Крас. Окт., 2008. - 180 с.
209. Мочалов, Е. В. Юрий Крижанич как предшественник идеологии русского мира: к постановке проблемы / Е. В. Мочалов // Социология. - 2019. - № 4. -С. 218-227.
210. Мудьюгин, М. Н. (архиепископ Михаил). Русская православная церковность, вторая половина XX в. / М. Н. Мудьюгин. - М. : Библейско-богослов. ин-т, 1995. - 124 с.
211. Мчедлова, М. М. Гражданская идентичность: разнообразие смыслов и достижение солидарности / М. М. Мчедлова, О. Л. Саркисян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2021. - Т. 23, № 4. - С. 648-658.
212. Население СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. / Госкомстат СССР. - М. : Финансы и статистика, 1990. - 45 с.
213. Национальная политика России: история и современность / С. В. Кулешов, Д. А. Аманжолова, О. В. Волобуев [и др.]. - М. : Рус. Мир, 1997. - 679 с.
214. Неменский, О. Б. Историческая концепция Франтишека Духинского. Часть первая / О. Б. Неменский // Вопросы национализма. - 2016. - № 4 (28). - С. 4965.
215. Неменский, О. Б. Историческая концепция Франтишека Духинского. Часть вторая / О. Б. Неменский // Вопросы национализма. - 2017. - № 1 (29). - С. 6296.
216. Неменский, О. Б. Технологии дерусификации / О. Б. Неменский // Вопросы национализма. - 2013. - № 2 (14). - С. 137-145.
217. Неформальная экономика. Россия и мир / ред. Теодор Шанин. - М. : Логос, 1999. - 575 с.
218. Николаева, Н. В. «Москва - Третий Рим» - артикуляция русской идеи / Н. В. Николаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 7 (27). - С. 78-82.
219. Никольский, С. А. Аграрная экономика, сельская общность и проблема социально-экономических укладов / С. А. Никольский // Отечественная история. - 2001. - № 12. - С. 16-27.
220. Новый град : философский, религиозный и культурный обзор : журнал / под ред. И. Бунакова, Ф. Степуна и Г. Федотова. - [Париж]. - 1934. - № 8. - 95 с.
221. Овчинников, А. И. Правовое мышление России и Запада : влияние религиозной традиции на правопонимание / А. И. Овчинников // Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики : сборник докладов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ростов-на-Дону, 12 ноября 2021 года. - Ростов-на-Дону - Таганрог : Южный федеральный университет, 2021. - С. 42-47.
222. О России и русской философской культуре : философы русского послеоктябрьского зарубежья : сб. / сост. М. А. Маслин. - М. : Наука, 1990. -528 с.
223. Опыт русского либерализма : антология / отв. ред. М. А. Абрамов. - М. : Канон, 1997. - 480 с.
224. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. - М. : Наука, 1991. - 405 с.
225. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. - М. : АСТ, 2001. -510 с.
226. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств / ред. : А. А. Данилов, А. В. Филиппов; Фонд «Государственный клуб». - М., 2009. - 391 с.
227. Осипова, П. А. Российская цивилизация в концепциях С. Хантингтона: проблемы исторического анализа / П. А. Осипова // Вестник РУДН. Сер. : История России. - 2009. - № 5. - С. 207-212.
228. Островский, Е. В. Россия: страна, которой не было [1999 г.] / Е. В. Островский, П. Г. Щедровицкий // Русский архипелаг : сетевой проект «Русского мира». -URL: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-possia-no (дата обращения: 16.05.2022).
229. Отечественная философия: русская, российская, всемирная : материалы V Рос. симпозиума историков русской философии / отв. ред. Л. Е. Шапошников; Нижегород. Гуманитар. центр. - Н. Новгород, 1998. - 532 с.
230. Павловский, Г. К возобновлению русского [1996 г.] / Г. Павловский, С. Чернышев. // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». - URL:
http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history95-97/chernishov-perepiska (дата обращения: 16.05.2022).
231. Памятники литературы Древней Руси. Вып. 1 : Начало русской литературы. XI
- начало XII века / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. - М. : Худож. лит., 1978. - 466 с.
232. Памятники литературы Древней Руси. Вып. 6 : Конец XV - первая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. - М. : Худож. лит., 1984. - 772 с.
233. Памятники литературы Древней Руси. Вып. 7 : Середина XVI века / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачёва. - М. : Худож. лит., 1985. - 627 с.
234. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин.
- М. : Алгоритм, 2003. - 543 с.
235. Панарин, А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке / А. С. Панарин. - М. : Логос, 1998. - 391 с.
236. Пантелеев, С. Ю. Русский мир всегда будет восприниматься как вызов власти Запада, его цивилизации // Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками : офиц. сайт комитета. - М., 2015. - URL: http://komitet.info/compatriots/articles-and-presentations-on-the-problem-of-compatriots/6608/ (дата обращения: 20.11.2022 г.)
237. Парилов, О. В. Русская идея: от Древней Руси к Новому времени / О. В. Парилов. - Н. Новгород : Нижегород. правовая академия, 2005. - 255 с.
238. Пациорковский, В. В. Сельская Россия: 1991 - 2001 гг. / В. В. Пациорковский.
- М. : Финансы и статистика, 2003. - 367 с.
239. Пенькова, Е. А. Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи : автореф. дис. ... канд. соц. наук / Е. А. Пенькова. - М., 2012. - 25 с.
240. Первый съезд народных депутатов СССР, 25 мая - 9 июня 1989 г. : стеногр. Отчет : в 6 т. / Верховный Совет СССР. - М., 1989. - Т. 2. - 479 с.
241. Первый съезд народных депутатов СССР, 25 мая - 9 июня 1989 г.: стеногр. Отчет : в 6 т. / Верховный Совет СССР. - М., 1989. - Т. 4. - 460 с.
242. Перевезенцев, С. В. В поисках самобытности. Об истоках отечественного национал-консервативного дискурса / С. В. Перевезенцев, А. А. Ширинянц // Тетради по консерватизму. - 2017. - № 3. - С. 61-73.
243. Перевезенцев, С. В. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей / С. В. Перевезенцев, О. Е. Пучнина, А. Б. Страхов, А. А. Шакирова // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2021. - № 27 (4). - С. 113133.
244. Перевезенцев, С. В. Родство по истории : Статьи. Очерки. Беседы / С. В. Перевезенцев. - М. : ФИВ, 2015. - 456 с.
245. Перевезенцев, С. В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X
- XVII вв. в их историческом развитии / С. В. Перевезенцев. - М. : Вече, 2019.
- 608 с.
246. Перевезенцев, С. В. Святорусское царство. История русской святости / С. В. Перевезенцев. - М. : Изд-во М. Б. Смолина (ФИВ), 2018. - 354 с.
247. Пиккио, Р. История древнерусской литературы / Р. Пиккио. - М. : Кругъ, 2002.
- 352 с.
248. Подцероб, А. Конфликт двух цивилизаций или их взаимодействие? / А. Подцероб // Международная жизнь. - 1998. - № 3. - С. 68-74.
249. Покровский, Н. Е. Вифлеемские звезды «глобализации» / Н. Е. Покровский // Социологические исследования. - 1995. - № 2. - С. 88-97.
250. Полоскова, Т. Русский мир : мифы и реалии / Т. Полоскова, В. Скринник. - М. : Моск. фонд «Россияне», 2003. - 100 с.
251. Попков, В. Д. Русский мир. Философские рамки понимания проблемы / В. Д. Попков // Вопросы философии. - 2021. - № 7. - С. 27-37.
252. Попова, З.Д., Стернин, И. А. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И. А. Стернин. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. - С. 82.
253. Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 881 «Об утверждении федеральной целевой программы «Русский язык». - URL: https://base.garant.ru/1548500 (дата обращения: 10.05.2022 г.).
254. Преподобный Серафим Саровский. Стяжание Духа Святого / преподобный Серафим Саровский. - М. : Ин-т рус. цивилизации, Родная страна, 2014. - 480 с.
255. Путин, В. В. Выступление на совещании постоянных послов и представителей России 1 июля 2014 г. / В. В. Путин. - URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/46131 (дата обращения: 02.02.2022 г.).
256. Пушкарев, А. П. В. Ф. Одоевский: между славянофильством и западничеством / А. П. Пушкарев // Вестник Московского университета. Сер. 12 : Политические науки. - 2007. - № 6. - С. 106-112.
257. Пушкин, А. С. Собрание сочинений : в десяти томах. — М. : Государственное издательство Художественной Литературы, 1962. — Т. 10. Письма 1831-1837.
- С. 307-309.
258. Пушкин, А. С. Собрание сочинений : в 10 т. - Т. 10 : Письма (1815 - 1830) / А. С. Пушкин. - Л., 1979. - 711 с.
259. Пушкин, А. С. Собрание сочинений : в 10 т. - Т. 7: Критика и публицистика / А. С. Пушкин. - Л., 1978. - 543 с.
260. Развитие социального пространства России: новые вызовы и перспективы : VII Сухаревские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Саранск, 30 ноября 2017 г. / редкол. : С. М. Вдовин [и др.]. - Саранск, 2018. - 456 с.
261. Райс, К. Во имя национальных интересов / К. Райс // Pro et Contra. - 2000. - Т. 5, № 2. - С. 103-120.
262. Рачков, П. А. Правда-справедливость / П. А. Рачков // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2006. - № 1. - С. 83-107.
263. Реснянский, С. И. «Москва - Третий Рим» как архетип русского православного самосознания / С. И. Реснянский // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. : История и политические науки. - 2019. - № 3.
- С. 41-49.
264. Розанов, В. В. Народная душа и сила национальности / В. В. Розанов. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2012. - 986 с.
265. Розанов, В. В. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 30 : Листва : Уединенное. Опавшие листья. Указатели / В. В. Розанов. - М. : Республика; СПб. : Росток, 2010. - 591 с.
266. Российская цивилизация : Этнокультурные и духовные аспекты : энцикл. слов. / под ред. М. П. Мчедлова. - М. : Республика, 2001. - 544 с.
267. Россия между Европой и Азией : Евразийский соблазн: антология / ред.-сост. : Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - М. : Наука, 1993. - 368 с.
268. Русская идея : сб. / сост. М. А. Маслин. - М. : Республика, 1992. - 496 с.
269. Русская религиозная антропология. - Т. 2 : антология / сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшин. - М. : Московская духовная академия, 1997. - 480 с.
270. Русский вопрос : в поисках ответа // Москва. - 1990. - № 4. - С. 3-12.
271. Русский мир в XX веке : в 6 т. / под ред. Г. А. Бордюгова и А. Ч. Касаева. - М. : АИРО-XXI; СПб. : Алетейя, 2014. - Т. 1. - 392 с.
272. Русский мир как цивилизационное пространство: сб. ст. / под ред. А. Гусейнова, А. Кара-Мурзы, А. Яковлевой. - М. : ИФРАН, 2011. - 303 с.
273. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси : сб. / сост. М. Назаров. -М. : Столица, 1991. - 464 с.
274. Руткевич, А. М. Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета / А. М. Руткевич // История философии. - 2016. - Т. 21, № 2. - С. 119-131.
275. Самарин, Ю. Ф. Православие и народность / Ю. Ф. Самарин. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2008. - 717 с.
276. Самарин, Ю. Ф. Сочинения : в 12 т. - Т. 1 : Статьи разнороднаго содержания и по польскому вопросу / Ю. Ф. Самарин. - М. : Д. Самарин, 1877. - 403 с.
277. Сатановский, Е. Глобализация терроризма и ее последствия / Е. Сатановский // Международная жизнь. - 2001. - № 9-10. - С. 17-25.
278. Святейший Патриарх Кирилл: Русский мир - особая цивилизация, которую необходимо сберечь. 8 сентября 2014 г. // Русская Православная Церковь:
офиц. сайт Московского Патриархата. - URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html (дата обращения: 16.05.2022 г.).
279. Северикова, Н. М. «Глас вопиющего в пустыне» // М.: Специалист, 2006. -№10. - С. 36.
280. Сердюкова, Е. В. Культурное наследие русского зарубежья: размышления о судьбах России / Е. В. Сердюкова // Научная мысль Кавказа. - 2014. - № 4. -С. 22-30.
281. Сердюкова, Е. В. Судьба книги Н.О. Лосского «История русской философии» и полемика вокруг нее в 1950-е гг. / Е. В. Сердюкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Философия. - 2022. - Т. 26. - № 1. - С. 41-60.
282. Сердюкова, Е. В. Философское россиеведение русского зарубежья: сценарии будущего / Е. В. Сердюкова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. - 2013. - № 16, Вып. 25. - С. 36-40.
283. Серегин, А. В. Учение Ильина И. А. О предопределенности формы государственного правления России особенностями правосознания ее народа / А. В. Серегин // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Юридические науки. - 2010. - Т. 23 (62), № 1. -С. 43-50.
284. Силласте, Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптивный ресурс / Г. Г. Силласте // Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 50-59.
285. Скрипник, А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. - М. : Политиздат, 1992. - 351 с.
286. Слепокуров, А. А. Постижимость смерти как зла в учении Н. Ф. Федорова / А. А. Слепокуров // Научные ведомости. Сер. Философия. Социология. Право. -2016. - № 24 (245), Вып. 38. - С. 181-185.
287. Соловьев, В. С. Великий спор и христианская политика / В. С. Соловьев. - М. : Тип. М. Н. Лаврова и К°, 1883. - 260 с.
288. Соловьев, В. С. Сочинения : в 2 т. / В. С. Соловьев. - М. : Мысль, 1988. - Т. 1.
- 894 с.
289. Соловьев, В. С. Сочинения : в 2 т. / В. С. Соловьев. - М. : Мысль, 1988. - Т. 2.
- 736 с.
290. Спиридонова, В. И. Россия как государство-цивилизация : философско-политический анализ / В. И. Спиридонова, Р. И. Соколова, В. Н. Шевченко. -М. : ИФ РАН, 2016. - 122 с.
291. Сталин И. В. Сочинения / И. В. Сталин. Т. 5: 1921 - 1923. М.: Госполитиздат, 1947. - 446 с.
292. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. -М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. - С. 40-76.
293. Степун, Ф. А. Чаемая Россия / Ф. А. Степун. - СПб. : РХГИ, 1999. - 477 с.
294. Столяров, А. М. Русский мир / А. М. Столяров // Нева. - 2004. - № 3. - С. 151166.
295. Стризое, А. Л. Трансформация социальной ответственности и развитие общества модерна / А. Л. Стризое, С. Б. Токарева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 : Философия. Социология и социальные технологии. - 2010. - № 2(12). - С. 45-53.
296. Суржанская, Ю. В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. Серия : Философия. Социология. Политология. - № 2 (14). - 2011. - С. 70-78.
297. Татищев, В. Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Избранные произведения. - Л., 1979.
298. Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века : тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений : в 2 ч. - Ч. 2. - Саранск : Изд-во Мордов. унта, 1997. - С. 163.
299. Терзич, С. Сербский вопрос в истории и ныне / С. Терзич // Международная жизнь. - 1998. - № 4. - С. 73-76.
300. Терзич, С. Старая Сербия (XIX - XX вв.) : драма одной европейской цивилизации / С. Терзич. - М. : Вече, 2015. - 479 с.
301. Тишков, В. Новый и старый «русский мир», 2007 / В. Тишков. - URL: http://ric0l0r.0rg/rus/rus_mir/pr0ekt_rusmir/l (дата обращения: 16.05.2022 г.).
302. Тишков, В. Русский мир : смысл и стратегии / В. Тишков // Стратегия России.
- 2007. - № 7. - С. 5-15.
303. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. - М. : Прогресс, 1991. - 736 с.
304. Токарева, С. Б. Истоки правопонимания в русской культуре: Русская правда в контексте семантики деонтически возможных миров / С. Б. Токарева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 : Философия. Социология и социальные технологии. - 2016. - № 4(34). - С. 6170.
305. Токарева, С. Б. Конструирование образа России в публичном и общественно-политическом дискурсе : от семантического описания к метафорическому фреймингу событий / С. Б. Токарева // Logos et Praxis. - 2021. - Т. 20, № 1. - С. 36-48.
306. Толстой, А. К. Собрание сочинений : в 4 т. / А. К. Толстой. - М. : Правда, 1980.
- Т. 1. - 496 с.
307. Традиция и русская цивилизация / Д. Володихин [и др.]. - М. : АСТ, 2006. -284 с.
308. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. - М. : АСТ, 2003. - 396 с.
309. Тютчев, Ф. И. Полное собрание сочинений и письма : в 6 т. - Т. 3 : Публицистические произведения / Ф. И. Тютчев. - М. : Классика, 2003. - 526 с.
310. Тютчев, Ф. И. Полное собрание сочинений и письма : в 6 т. - Т. 4 : Письма, 1820-1849 / Ф. И. Тютчев. - М. : Классика, 2004. - 622 с.
311. Тютчев, Ф. И. Россия и Запад : книга пророчеств / Ф. И. Тютчев. - М. : Православ. Свято-Тихон. богосл. ин-т, 1999. - 206 с.
312. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 16.05.2022 г.).
313. Указ Президента РФ от 05.09.2022 № 611 (ред. от 17.10.2022 г.) «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_425946/ (дата обращения: 19.10.2022).
314. Ульянов, Н. И. Украинский сепаратизм : идеологические истоки самостийности / Н. И. Ульянов. - М. : Эксмо: Алгоритм, 2004. - 412 с.
315. Успенский, Г. И. Власть земли [Сборник] / Г. И. Успенский. - М. : Совет. Россия, 1985. - 397 с.
316. Ф. М. Достоевский об искусстве / сост. В. А. Богданов. - М. : Искусство, 1973. - 632 с.
317. Фатющенко, В. И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций : курс лекций / В. И. Фатющенко. - М. : Гнозис, 2009. - 320 с.
318. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России : избр. ст. по философии рус. истории и культуры : в 2 т. / Г. П. Федотов. - СПб. : София, 1991. - Т. 1. - 351 с.
319. Федякин, С. Р. Образ незримого креста в русской лирике ХХ в. : от «Двенадцати» Блока до «Римского дневника 1944 года» Вячеслава Иванова / С. Р. Федякин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2 : Гуманитар. науки. - 2018. - Т. 20, № 2 (175). - С. 178-188.
320. Феодосий (Иванников), игумен. Евразийцы как представители русской интеллигенции первой половины ХХ века / игумен Феодосий (Иванников) // Интеллигенция и мир. - 2010. - № 1. - С. 43-56.
321. Сичкарь, О. Философ Александр Дугин: «Русская идея — это не наше творение, а то, что нас творит». URL: https://portal-kultura.ru/articles/person/335704-filosof-aleksandr-dugin-russkaya-ideya-eto-ne-nashe-tvorenie-a-to-chto-nas-tvorit/ (дата обращения: 23.09.2022 г.)
322. Флоренский, П. А. Сочинения : в 2 т. - Т. 1 : Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. - М. : Правда, 1990. - 496 с.
323. Флоренский, П. А. Сочинения : в 2 т. - Т. 2 : У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. - М. : Правда, 1990. - 447 с.
324. Фомина, О. В. Русский вопрос в конце ХХ века : дис. ... канд. ист. наук / О. В. Фомина. - М., 2002. - 190 с.
325. Франк, С. Л. Духовные основы общества : сб. / С. Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 510 с.
326. Франк, С. Л. Русское мировоззрение : сб. / С. Л. Франк. - СПб. : Наука. Санкт-Петербург. отд-ние, 1996. - 738 с.
327. Франк, С. Л. Этюды о Пушкине / С. Л. Франк. - Мюнхен : [б. и.], 1957. - 127 с.
328. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. - 1990. - №2 3. - С. 134-148.
329. Хантингтон, С. Политический порядок в меняющихся обществах / С. Хантингтон. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 480 с.
330. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М. : АСТ, 2003. - 608 с.
331. Хатами, М. Ислам, диалог и гражданское общество / М. Хатами. - М. : РОССПЭН, 2001. - 242 с.
332. Хижий, М. Л. Архиепископ Антоний (Храповицкий) и митрополит Андрей (Шептицкий) в личной переписке начала ХХ в. (о попытке православного и греко-католического диалога) / М. Л. Хижий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. - 2009. - Вып. 1. - С. 52-60.
333. Хлопин, А. Д. Гражданское общество или социум клик: российская дилемма / А. Д. Хлопин // Полития. - 1997. - № 1. - С. 7-27.
334. Хлызова, Н. А. Понятие «Человеческий мир» как образ действительности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-chelovecheskiy-mir-kak-obraz-deystvitelnosti (дата обращения: 12.02.2022 г.)
335. Хомяков, А. С. О старом и новом : ст. и очерки / А. С. Хомяков. - М. : Современник, 1988. - 462 с.
336. Хомяков, А. С. Сочинения : в 2 т. - Т. 2 : Работы по богословию / А. С. Хомяков. - М. : Медиум, 1994. - 478 с.
337. Хомяков, А. С. Стихотворения и драмы / А. С. Хомяков. - Л. : Совет. писатель, 1969. - 595 с.
338. Цымбурский, В. «Остров Россия» [1993 г.] / В. Цымбурский // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». - URL: https://archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/cymbur/island_russia (дата обращения: 16.05.2022 г.).
339. Цымбурский, В. Л. «Остров Россия» vs «остов Россия» / В. Л. Цымбурский // Русский журнал. 2001. 12 июля. - URL: http://old.russ.ru/politics/meta/20010712-tzim.html (дата обращения: 16.05.2022 г.).
340. Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма : в 2 т. / П. Я. Чаадаев. - М. : Наука, 1991. - Т. 1. - 798 с.
341. Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма : в 2 т. / П. Я. Чаадаев. - М. : Наука, 1991. - Т. 2. - 680 с.
342. Чашина, Ж. В. Цивилизационная парадигма как социально-философское обсуждение истории и современных социально-политических и духовных проблем России / Ж. В. Чашина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. -215 с.
343. Человек : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век : сб. / сост. П. С. Гуревич. - М. : Республика, 1995. - 526 с.
344. Шайтанов, И. Русское интервью И. Берлина / И. Шайтанов // Вопросы литературы. - 2000. - № 5. - С. 126-167.
345. Шаповалов, В. Ф. Археология гуманитарного знания и образы России / В. Ф. Шаповалов // Общественные науки и современность. - 1995. - № 3. - С. 111121.
346. Шапошников, Л. Е. Очерки русской историософии XIX - XX вв. / Л. Е. Шапошников ; Нижегор. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород, 2002. - 240 с.
347. Шарый А. Корни и корона: Очерки об Австро-Венгрии: судьба империи. / Андрей Шарый, Ярослав Шимов. - М.: КоЛибри, 2011. - 448 с.
348. Шведова, Н. Ю. Русский язык: избранные работы : сборник научных трудов / Н. Ю. Шведова. - М.: Языки славянской культуры (ЯСК), 2005. - С. 603.
349. Шевченко, М. Л. Русский мир - контуры «общей судьбы» [2004 г.] / М. Л. Шевченко // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». - URL: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/histori2004/shevchenko-kontur (дата обращения: 16.05.2022).
350. Широкалова, Г. С. Горожане и селяне в результате реформ 90-х годов / Г. С. Широкалова // Социологические исследования. - 2002. - № 2. - С. 71-82.
351. Шпак, Н. С. Национальное самосознание : сущность, функции, особенности проявления в современных условиях : дис. ... канд. филос. наук / Н. С. Шпак. - М., 1993. - 153 с.
352. Шпенглер О. Закат Европы. - URL: http://az.lib.ru/s/shpengler_o/text_1922_zakat_evropv.shtml?ysclid=l9ihqig6qv697 150423 (дата обращения: 28.06.2022 г.)
353. Шпидлик, Т. Русская идея. Иное видение человека / Т. Шпидлик. - СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2006. - 439 с.
354. Шубарт, В. Европа и душа Востока / В. Шубарт. - М. : Русская идея, 2000. -446 с.
355. Щедровицкий, П. Г. Русский мир и транснациональное русское, 2006. / П. Г. Щедровицкий. - URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2508 (дата обращения: 16.05.2022 г.).
356. Щедровицкий, П. Г. Русский мир: восстановление контекста [2001 г.] / П. Г. Щедровицкий // Русский архипелаг : сетевой проект «Русского мира». - URL: http://archipelag.ru/ru_mir/history/historv01/shedrovitsky-russmir (дата обращения: 16.05.2022 г.).
357. Щедровицкий, П. Русский мир и транснациональное русское / П. Г. Щедровицкий // Русский мир и Латвия: прошлое - настоящее - будущее : альманах гуманитарного семинара. Рига, 2004. - URL:
http:// seminariumhumanitatis.positiv.lv/1 almanax/almanax%201 %20soderzanie.ht
m (дата обращения: 16.05.2022 г.).
358. Энциклопедический словарь : в 86 т. / изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - СПб. : Типо-лит. И. А. Ефрона, 1898. - Т. 23. - 487 с.
359. Эрн, В. Ф. Сочинения / В. Ф. Эрн. - М. : Правда, 1991. - 576 с.
360. Эткинд, А. М. Хлыст. Секты, литература и революция / А. М. Эткинд. - М. : Новое литературное обозрение, 2013. - 642 с.
361. Ягубова, С. Я. Категория «соборность» в философской антропологии С. Л. Франка / С. Я. Ягубова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Сер. Философия. - 2009. - № 2. - С. 90-98.
362. Яновский, Р. Г. Личность, культура, общество : глобальные изменения на пороге третьего тысячелетия / Р. Г. Яновский // Личность. Культура. Общество. - 1999. - Т. 1, № 1. - С. 7-21.
363. Яркова, Н. А. Социально-философский анализ концепта «Русский мир»: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н. А. Яркова. - Красноярск, 2014. - 24 с.
364. Basch, L. Nations unbound: transnational projects, postcolonial predicaments and deterritorialized nation-states / L. Basch, N. Glick-Schiller, C. Blanc-Szanton. -London : Routledge, 1994. - 344 р.
365. Baubock, R. Diaspora and Transnationalism: Concepts, Theories and Methods / R. Baubock, T. Faist. - Amsterdam : Amsterdam University Press, 2010. - 357 р.
366. Cohen, R. Global Diasporas : An Introduction / R. Cohen. - London : Routledge, 1997. - 240 p.
367. Deutsch, K. W. Nationalism and Social Communication : An Inquiry Into the Foundations of Nationality / K. W. Deutsch. - Cambridge : The Technology Press, 1966. - 292 p.
368. Faist, T. The Volume and Dinamics of International Migration and Transnational Social Spaces / T. Faist. - Oxford : Clarendon Press, 2000. - 380 р.
369. Glick-Schiller, N. Transnationalism: a new analytic framework for understanding migration / N. Glick-Schiller, L. Basch, C. Blanc-Szanton // Annals of the New York Academy of Sciences. - 1992. - Vol. 645. - P. 1-24.
370. Graham, S. With the Russian pilgrims to Jerusalem / S. Graham. - London : Thomas Nelson and Sons, Ltd, 1913. - 254 р.
371. Huntington, S. The West Unique, Not Universal / S. Huntington // Foreign Affairs. November/December 1996. - Vol. 75, № 6. - P. 28-46.
372. N. N. METANOIA // Вестник русского студенческого христианского движения. - [Париж; Нью-Йорк]. - 1970. - № 97. - С. 4-7.
373. Pries, L. Die Transnationalisierung der sozialen Welt. Sozialräume jenseits von Nationalgesellschaften / L. Pries. - Frankfurt a. M. : Suhrkamp Verlag, 2008. -398 p.
374. Safran, W. Comparing Diasporas : A Review Essay / W. Safran // Diaspora : A Journal of Transnational Studies. [Toronto]. - 1999. - Vol. 8 (3). - Р. 255-291.
375. Safran, W. Diasporas in Modern Societies : Myths of Homeland and Return / W. Safran // Diaspora : A Journal of Transnational Studies. [Toronto]. - 1991. - Vol. 1, № 1. - P. 83 - 89.
376. Shapovalov, V. F. Russia and Europe: Confrontation or Cooperation? / V. F. Shapovalov // Вопросы философии и психологии. [Братислава]. - 2015. - № 2/4.
- С. 131-144.
377. Tölölyan, Kh. Rethinking Diaspora(s): Stateless Power in the Transnational Moment / Kh. Tölölyan // Diaspora : A Journal of Transnational Studies. [Toronto]. - 1996.
- Vol. 5 (1). - Р. 3-36.
378. Walicki, A. The Slavophile contrroversy. History of a conservative utopia in Nineteenth-century Russian thought / A. Walicki. - Notre Dame : Univ. of Notre Dame press, 1975. - 609 p.
379. Wellek, R. The Philosophical Basis of Masaryk's Political Ideals / R. Wellek // Ethics : An International Journal of Social, Political, and Legal Philosophy. [Chicago]. - 1945. - Vol. 55, № 4. - Р. 298-304.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.