Православный фактор в культурно-цивилизационной идентичности современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Ткач Николай Николаевич
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат наук Ткач Николай Николаевич
СОДЕРЖАНИЕ
3
ГЛАВА 1. Философско-культурологическое понимание российской культурно-цивилизационной системы
1.1. Специфика культурно-цивилизационной идентичности России
1.2. Православный фактор в смыслообразовании российской культурно-цивилизационной идентичности
ГЛАВА 2. Православный фактор в интеграции
российской культурно-цивилизационной идентичности
2.1. Православный фактор в культурно-антропологических
смыслах российского патриотизма
2.2. Православный культурный код и диалог поколений
в формировании российской идентичности
2.3. Православный фактор в развитии
идентичности сотрудничества и открытости
Заключение
Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции2011 год, доктор политических наук Мчедлова, Мария Мирановна
Цивилизационная идентичность России в русской философии культуры2006 год, доктор философских наук Королева, Людмила Георгиевна
Формирование цивилизационной идентичности как фактор интеграции российского общества2020 год, кандидат наук Хачатрян Лилит Вачагановна
Русская Православная Церковь как автор конструирования политической идентичности в современной России2011 год, кандидат наук Семенова, Дарья Михайловна
Проблема культурно-исторической самобытности России как предмет философского исследования2005 год, доктор философских наук Булычев, Юрий Юрьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православный фактор в культурно-цивилизационной идентичности современной России»
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем обстоятельством, что в современной России, как и в дореволюционной, открытым остается вопрос специфики российской культурно-цивилизационной идентичности, её онтологических оснований и конструктивистских векторов. Придерживаясь тезиса о том, что Россия - полиэтническое государство, а сувереном государственности является «российский народ», есть недоговоренность в вопросах о том, что понимать под многонациональностью, расширенной этнической субъектностью (паритет этнических и этнокультурных оснований) или новым интегративным качеством, которым обладают этносы в статусе субъекта РФ.
При этом нельзя игнорировать культурный аспект, который проявляется не только в виде этнокультурной идентичности, понимаемой как пространство смыслов и значений, определяющих самосознание, психологию и уклад жизни человека, межличностные отношения и отношения с государством, но и то, что культурный фактор форматирует идентификационную матрицу любой цивилизации.
В реальном разнообразии стратегий самосознания человека и сообществ выбор идентификационной матрицы религиозная (конфессиональная) традиция всегда актуализируется (или изобретается, конструируется почти заново), обретает новый смысл, тем самым подтверждая тот факт, что устремленность в будущее определяется знанием прошлого.
В условиях тотального наступления постсекулярного глобализма,
поощряющего постмодернистские разрушения больших нарративов
(идентичностей), чрезвычайно важным становится понимание того, какую
роль играет религиозная и, прежде всего, православная традиция в
интеграции и консолидации российского общества. Определённые
3
сложности связаны с тем, что в условиях так называемого «религиозного ренессанса» возникли парадоксальные формы православной конфессиональности, вызванные её использованием (как и исламской идентичности) в узкогрупповых политических целях. Появилось и множество субкультурных религиозных сообществ, в том числе и параправославных, которые претендуют на собственные смыслы в формировании не только индивидуальной, но и коллективной идентичности разнообразных субъектов. Поэтому необходимо осмыслить роль православного фактора в развитии целостной российской культурно -цивилизационной идентичности в качестве деятельного катализатора конструктивных консолидационных процессов в современной России.
Актуальность проблематики обостряется и неразработанностью философско-методологического инструментария исследования российской идентичности, так как часто конфессиональные, культурные и антропологические моменты идентичности подводятся под политические измерения, что вызывает эффект неконструктивного ускорения в становлении адекватного индивидуального и коллективного самосознания, привносит в межэтнические и этнокультурные коммуникации противоречия и вызывает постоянный спор о «цивилизационном выборе» России.
Таким образом, можно говорить об актуальности концептуального философско-культурологического и философско-антропологического изучения православного фактора в идентификационных процессах современной России.
Степень разработанности проблемы исследования православного фактора российской идентичности уходит корнями в русскую религиозно-философскую и богословскую традицию: в работах видных русских мыслителей, писателей, философов и богословов - И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Э.Л. Радлова,
4
В.В. Розанова, Ф.А. Степуна, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, В.Ф. Эрна, прот. Иоанна Мейендорфа и многих других авторов - подчеркивалась значимость православной культуры и Православия для становления духовного и нравственного облика русского человека и даны им положительные теоретические и аксиологические оценки. В работах российских историков В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.Я. Данилевского и представителей государственно -правовой школы (Б.А. Кистяковский, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, П.И. Новгородцев) споры шли о специфике православного культурно -цивилизационного кода России и о роли православных ценностей в насыщении правовых норм нравственными ограничителями.
Православие даже при массовой атеизации было конструктивно -мобилизующей силой в период исторических испытаний (Великая Отечественная война), о чём говорилось в работах советских исследователей (М.П. Мчедлова, А.А. Гусейнова, М.С. Беленького, И.А. Крывелева, Л.Н. Митрохина, М.М. Шахновича, И.Н. Яблокова и других авторов), хотя православная культурно-конфессиональная традиция чаще рассматривалась как пережиток прошлого, хотя и признавалась безальтернативность просветительской и толерантной политики по отношению к православию как религиозному и социокультурному институту.
В постсоветской науке и философии можно выделить два подхода к исследуемой проблематике. Первый подход (либеральный) стал продолжением советской атеистической традиции: скепсис и недоверие по отношению к судьбам православия и церкви как институту характеризуется выведением формулы противостояния государства и церкви, основанным на том, что в современном российском обществе привязанность к государственной идентичности делает православную конфессию бессубъектным фактором, который играет роль безобидной «культурной
традиции» (работы Л.Д. Дубина, И.А. Аронсона, А.И. Левинсона, Ю.Н. Хохмачева, О.Р. Гуниной и других).
Умеренная позиция состоит в утверждении, что православный фактор в качестве культурной традиции непрерывно воспроизводится в идентификационных матрицах и на уровне общероссийской, и этнической, и личностной идентичностей. Эта тематика подробно разрабатывается российскими философами и социологами - В.П. Бабинцевым, А.Ф. Калининым, Л.Г. Королёвой, Т.И. Липич, И.М. Невлевой, П.Н. Ольховым, А.С. Панариным, Н.Е. Разуваемым, В.П. Римским, О.А. Сербинской, В.С. Стёпиным, В.Г. Федотовой и другими авторами, - в работах которых сформирован определённый задел понимания православного тренда общественных настроений и фактора культурно -цивилизационной идентичности. В контексте сказанного интересные мысли высказываются в работах Д.С. Жукова, Ю.Н. Осокина, А.И. Грачевой, Г.К. Дулевой, для которых православность понимается в соотношении с тенденциями массовой культуры, с её рутинизацией, соотношением официального православного дискурса и обыденного православия.
Несомненно, на российских исследователей оказывает свое влияние постмодернистская социология З. Баумана (общество социальной неопределенности) и схемы социальной интеграции, предложенные Т. Парсонсом, интерактивная модель А. Шюца, теория национальной идентичности Ю. Хабермаса. Следует подчеркнуть значимость работ С. Хантингтона, который в теории глобального конфликта цивилизаций поставил вопрос об истоках и кризисе американской идентичности, что и определило рост исследовательского интереса к соотношению культурно -цивилизационного, этнокультурного и конфессионального факторов в формировании идентичностей в современном мире.
Следует отметить, что в последние десятилетия появились и
многочисленные диссертационные исследования, посвящённые
философским проблемам идентичности и, в частности, российской культурно-цивилизационной (национальной, этнокультурной и т.п.) идентичности. Это работы В.Н. Бадмаева, Д.Н. Батырева, С.Н. Боголюбовой, О.Б. Давыдова, З.А. Жаде, А.С. Зайцевой, М.В. Заковоротной, Л.Г. Королёвой, А.С. Куренкова, Д.Г. Лавринова, И.В. Мазуренко, И.В. Малыгиной, С.В. Поповой, С.И. Рубежанского, В.В. Савченко, С.В. Трегуба и других специалистов. Можно утверждать, что получены весомые научные результаты в философском осмыслении роли православного фактора в развитии российской идентичности.
Однако неясным остается выявление интегрального культурно-цивилизационного аспекта, в котором православный фактор является не менее существенным моментом в перспективах российской культурно -цивилизационной идентичности, чем политико-правовые стратегии.
Не достигнут и баланс между критическими и апологетическими оценками роли православного фактора российской культурно -цивилизационной идентичности. Таким образом, всё сказанное и определило выбор нами тематического и проблемного поля диссертационного исследования.
Объект диссертационного исследования: российская культурно-цивилизационная система в современном мире.
Предмет исследования: православный социокультурный фактор, ориентированный на ответственность и духовно-нравственные смыслы человека и сообществ в активном формировании актуальной российской культурно-цивилизационной идентичности.
Цель диссертационной работы: философское понимание православного фактора как социокультурного института, дискурса, культурного кода и деятельной практики в реализации стратегий культурно-цивилизационной идентичности современного российского человека и общества.
Задачи диссертационного исследования:
- дать интерпретацию роли православного фактора как культурного кода, институционального и деятельного начала в специфике российской культурно-цивилизационной идентичности;
- определить основные параметры православного фактора в культурно-символическом пространстве и смысловых кодах российской культурно-цивилизационной идентичности;
- концептуализировать православную идентификационную матрицу в качестве альтернативы постсекулярности в формировании базисных культурно-антропологических смыслов российского патриотизма как ядра культурно-цивилизационной идентичности;
- выявить возможности православного фактора в диалоге поколений для стратегий утверждения российской культурно-цивилизационной идентичности;
- раскрыть практический потенциал православного фактора в создании культурной модели сотрудничества и открытости российской культурно-цивилизационной идентичности в совренном мире.
Теоретико-методологическая основа исследования. Православие, как культурно-цивилизационный феномен и деятельный фактор, представлен в исследовательском поле в виде идентификационной культурной матрицы в совокупности онтологических, аксиологических, когнитивных и поведенческих ориентаций, которые влияют на идентификационный выбор и идентификационные стратегии россиян. Всё это сделало необходимым применение как философских принципов и методов (единства исторического и логического, особенного и конкретного, диалектического отрицания, историзма и конкретности, диалектики сознания и бытия, духовного и практического бытия человека и сообществ), так и общенаучных (метода герменевтической реконструкции, критического анализа и т.д.).
Объединяющим интегративным моментом исследования выступает использование когнитивных ресурсов деятельностного подхода в культурно-философской интерпретации совокупности идентификационных практик, связанных с православным фактором. Исследование требовало включения процедур институционального, аксиологического, структурно-функционального и нормативно-институционального анализа.
Мы также опирались на философско-культурологические, философско-антропологические и философско-религиоведческие понятия, позволившие проследить динамику религиозных и секулярных ценностей и культурных традиций в современной социокультурной динамике.
Научная новизна исследования
1. Дано философско-культурологическое осмысление православного фактора в качестве идентификационной матрицы, формирующей смысловую аксиологию «ядра» российской культурно -цивилизационной идентичности, которая конструирует самосознание человека и многообразных сообществ на основе интеграции сакральных и мирских базисных ценностей, выработанных в рамках традиционных конфессий России и светской культуры.
2. Новаторски реализована рефлексия культурно -цивилизационной идентичности как интегративной формулы экзистенциального и социального самоопределения, в которую вписывается траектория православного фактора как институциональной структуры, ориентированной на духовную миссию и реализацию связи времен и традиций в актуальных общественных настроениях, культурных и социальных практиках.
3. Выявлены парадоксы православных институций и практик в
современном российском обществе, возникающие под влиянием культурных
процессов пострелигиозности и постсекулярности, когда православие
рассматривается только как «архаичная» идеология и культура, что
позволило определить параметры влияния православного фактора на
9
культурно-антропологические смыслы российского патриотизм в качестве ядра российской культурно-цивилизационной идентичности.
4. Интерпретация православного фактора как культурно -символического кода, дискурса и деятельного начала определила его роль в формировании межгенерационного диалога в качестве смыслового моста между поколениями в контексте сохранения базисных культурных, социальных и духовно-моральных ценностей в современной российской культурно-цивилизационной идентичности.
5. Доказано, что развитие практик «добрых дел» укоренено в истории культуры и церкви, а их развитие в актуальном культурном пространстве формирует дискурс современной российской идентичности как баланса личностных, этнокультурных, конфессиональных, государственнических и гражданских позиций, служит для развития традиционных основ и конструирования актуальной консенсусной, солидарной и открытой модели культурно-цивилизационной идентичности России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Православный фактор наряду с другими традиционными конфессиями и светской культурой активно участвует в форматировании смыслов «ядра» российской культурно-цивилизационной матрицы и идентичности как совокупности онтологических, когнитивных, этических, аксиологических установок на личностном и коллективном уровнях. Его консолидирующее значение определяется созданием ценностного консенсуса в российском обществе, включающего легитимацию установок на общественный мир, сотрудничество, солидарность и борьбу с социальным неравенством и нравственными изломами. Православный фактор актуально определяет культурную субъектность многих россиян, реализуемую в идентификационных практиках.
2. Православный фактор культурно-цивилизационной идентичности
современной России выполняет (наряду с другими традиционными
10
конфессиями) интегративную функцию соединения государственно -гражданской (политико-правовой) и этнокультурной идентичностей в синтетическом единстве культурного кода, продуцирующего интегративную смысловую формулу индивидуального и коллективного самоопределения, в которую вписывается траектория православия как институциональной структуры и культурной традиции в связи с актуальными общественными практиками.
3. Идентификационный потенциал православного фактора является альтернативой постсекулярным «блуждающим» и «аморфным» идентичностям, закрепляющим прагматические устремления и установки вне актуальных стратегий российского социокультурного пространства. В этом контексте патриотизм выступает не только как катализатор российской культурно-цивилизационной идентичности, но и его основное культурно -антропологическое смыслое ядро. Православный фактор наполняет код патриотизма духовными смыслами, связанными с традиционными ценностями, идеями социального мира, солидарности и согласия, открытости и диалога, участвует в создании субъектов персонального и коллективного целеполагания и самосознания, формирующего общий культурно -цивилизационный образ.
4. В современном постсекулярном и постхристианском мире
проявляются глобализационные вызовы в виде насаждения образцов
потребительского поведения и идеологии мондиализма
(метагосударственной космополитической солидарности), особенно в
молодёжной среде. Православный культурный код позволяет нейтрализовать
ситуативные и прагматические интенции, создающие прерывность в
развитии российской идентичности, и способствует формированию общих
ценностей и целей для связи поколений. Православный фактор в этом
контексте может стать опорой культурно-цивилизационной «самости» и
межпоколенческого диалога в пространстве утверждения консолидирующей
11
российской идентичности, вектором солидаризации во внутриконфессиональных и межконфессиональных отношениях.
5. Православные практики, укоренённые в культурно-исторической традиции, содержат мобилизационный потенциал социального активизма и легитимируют следование нормам взаимной ответственности и отзывчивости, солидарности и открытости, неприятия формулы вынужденного или агрессивного индивидуализма. Российская культурно -цивилизационная идентичность обретает контуры устойчивости и открытости, так как включается механизм сотрудничества традиционных религий в создании общества взаимных позитивных ожиданий и доверия, альтернатив абстрактной толерантности, безразличия к различиям, умножающим культурную и человеческую разобщённость, разорванность общественной жизни, распад на несовместимые сообщества.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что автором представлены основные механизмы влияния и репрезентации православного фактора в формировании российской культурно -цивилизационной идентичности, что позволяет осмыслить его влияние не только в качестве её смысложизненного «ядра», но и в выработке концептуального аппарата исследования в качестве деятельностного аспекта православия, закрепляющего социально-консолидирующие основания базовых духовно-нравственных ценностей российской цивилизации наряду с другими традиционными конфессиями.
Это позволяет расширить сферу представлений о православии как духовно-нравственном институте, обеспечивающем социокультурное воспроизводство и целостность российского общества.
Практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в практиках высшей школы для различных направлений подготовки: философия, культурология,
история социальных учений, психология, социология.
12
Положения и выводы диссертации позволяют активизировать социальную и молодежную политику в направлении реализации проектов по улучшению социокультурной среды российского общества, гармонизации отношений государства с конфессиональными структурами.
Личный вклад автора диссертационной работы состоит в философско-культурологическом понимании православного фактора как культурной матрицы (модели) в формообразовании российской идентичности. Авторская позиция интерпретации российской культурно -цивилизационной идентичности новаторски реализована в выявлении ценностных оснований дискурса выработки общих целей и интересов в идентификационных стратегиях. Личный вклад автора также заключается в новой постановке и осмыслении проблемы православного фактора в культурно-цивилизационной идентичности России, как важной составляющей её исторического развития и актуальной формообразующей тенденции.
Личный вклад автора проявляется в выборе методологических принципов, направленных на расширение представлений о православной культурной модели, формирующей организационный, аксиологический и деятельностный контуры российской идентичности. Личный авторский вклад представлен в обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, внедрении её результатов; в подготовке научных публикаций, отражающих основные положения исследования.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были
представлены на следующих конференциях: VI Международная научно-
практическая конференция «Социальная работа в современном мире:
взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, НИУ «БелГУ»,
27-28 ноября 2014 г.); XI Международный форум «Свято-Тихоновские
образовательные чтения» (Липецк, 11-12 декабря 2015 г.); IV
Международная научно-практическая конференция «Евангелие в контексте
13
современной культуры» (Белгород, 19 мая 2016 г.); III Международная научно-практическая конференция «Приоритетные направления в развитии современного общества: междисциплинарные исследования» (г. Белгород, БГТУ им. В.Г. Шухова 2016 г.); и другие.
Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» и рекомендована к защите.
По теме диссертации опубликовано 10 научных работ общим объемом 3,45 п.л., в том числе 1 статья в издании, индексированном в Scopus, и 3 статьи в журналах из списка ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. Философско-культурологическое понимание российской культурно-цивилизационной системы
Российская общественность и научное сообщество вступили в период самостоятельного концептуального осмысления роли православного фактора в перекодировании и развитии российской идентичности, что связано с актуальностью формирования конвенциональной идентификационной матрицы, с пониманием и осознанием новых тенденций роли православия в динамичном современном мире.
Основной задачей данной главы является выявление теоретико-методологических и философских подходов, характеризующих развитие социальной и социально-гуманитарной мысли в контексте влияния православного на формирование российской идентичности. Мы исходим из того, что православие в его этнокультурных и цивилизационных модификациях является культурной моделью, включающей социально -ориентационные и идентификационные установки. В этом смысле целесообразно обратиться к вопросу о конструктах и концептах идентичности, выработанных в философской традиции.
Здесь необходимо исходить из того, что анализ православного фактора как культурной модели российского общества, включает в себя и «взгляд со стороны», дискурсы, выработанные в зарубежной социальной мысли, поскольку Православие является мировым культурно-цивилизационным феноменом и не исключает российскую специфику, укорененность православной традиции в российской жизни, истории и культуре.
Поэтому основное содержание данной главы не может обойтись без
теоретико-концептуальной экспликации таких корневых понятий как
«идентичность», «этнокультурная идентичность», «конфессиональная
идентичность», «государственно-политическая идентичность», «культурно-
цивилизационная идентичность», «культурно -символический код», «православная традиция», «православный фактор» и других смежных определений. Теоретико-категориальная экспликация основных понятий, связанных с российской идентификационной матрицей и ролью в ней православного фактора, включает экзистенциальные, духовно-нравственные, культурно-исторические значения и смыслы, определившие и историю Православия в России, и его актуальность в современной российской действительности.
1.1. Специфика культурно-цивилизационной идентичности России
В первом параграфе данной главы следует определиться с основными понятиями, тогда по-другому будет выглядеть и логика последующих разделов, где эти понятия будут конкретизированы в их теоретической и практической действенности. Прежде всего, это касается главного концепта «идентичность». И нам вначале следует ответить на вопрос: что такое идентичнсть в её современном научном понимании?
На данный момент в научной (психологической, социологической, исторической, философской и т.д.) литературе, отечественной и западной, существует множество определений и концепций идентичности, о чём мы указали во введении. Нас интересуют, разумеется, философское понимание данного феномена. Специфика философского понимания всегда увязывается с категориально-понятийным анализом исследуемого явления, которое уместно начать с выяснения основных значений термина «идентичность», а также с наличных энциклопедических и словарных тезаурусов понятия.
Английский термин «identity», восходящий к латинскому
словоупотреблению (identicus - тождественный, одинаковый), содержит
множество коннотаций: тождественность, самобытность, своеобразие,
индивидуальность и т.п. Здесь очевидна также связь «идентичности» и с
16
концептами «идея» и «эйдос», связанными как с древнегреческими коннотациями (15еа как «вид», «форма» и «прообраз», так и с христианскими смыслами и значениями.
Собственно концепт «идентичность», как известно, в научный оборот ввёл Э. Эриксон1. Хотя в английской философской традиции уже Д. Юм пользовался этим термином для разрешения противоречивый солипсизма в определении тождественности самосознания индивида. А.И. Извеков совершенно точно подметил: «С выходом работ Э. Эриксона наступил поворотный момент, в котором «синтезируется» двойственность значений термина «идентичность». С одной стороны, у Эриксона идентичность - это характеристика личности, указывающая на самоосмысленную самость, на знание собственного Я; с другой, термин указывает на непрерывность процессов самопознания, то есть, в данном случае, на сохранение идентичности их механизмов. Так же Э. Эриксон впервые ставит вопрос о процессе идентификации, то есть установлении тождественности личной идентичности и социальной. Однако при этом понятие «социальной идентичности» трактуется Э. Эриксоном крайне абстрактно»2. Вокруг работ Э. Эриксона мы до сих пор наблюдаем множество критических дискуссий, их ведут в основном психологи и социологи, но для нас интерес представляют философские значения концепта «идентичность».
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Типология религиозной идентичности: аналитика религиозности современного российского общества2016 год, доктор наук Пронина Татьяна Сергеевна
Роль Православия в цивилизационном развитии России2002 год, кандидат философских наук Сопова, Элеонора Адольфовна
Государственно-церковное взаимодействие в постсоветской России: культурный опыт2016 год, доктор наук Еремин Александр Владимирович
Гражданская идентификация современных россиян в условиях сложившейся системы социального неравенства2016 год, кандидат наук Имгрунт, Светлана Ивановна
Цивилизационная идентичность российского общества: Социально-философские аспекты2005 год, кандидат философских наук Маслов, Антон Алексеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ткач Николай Николаевич, 2020 год
Библиографический список
1. Аарелайд-Тарт, А. Теория культурной травмы / А. Аарелайд-Тарт // Социологические исследования. - 2004. - № 10. - С. 63.
2. Абельс, X. Интеракция, идентификация, презентация (введение в интерпретативную социологию) / X. Абельс. - СПб.: Изд-во «Алтея», 1999. -272 с.
3. Аберкромби, Н. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А. Ерофеева. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. - 346 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Изд-во Мысль, 1999. - 299 с.
5. Александер, Дж., Неофункционализм сегодня: восстанавливая теоретическую традицию / Дж. Александер, П. Коломи // Социологические исследования. - №10. - 1992. - С. 112-120.
6. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 134 с.
7. Ачкасов, В.А. Особенности эволюции российской государственности или почему в России нет нации-согражданства? /
B.А. Ачкасов // Политическая экспертиза. - Т. 5. № 4. - СПб.: СпбГУ, 2009. -
C. 40-60.
8. Бабинцев, В.П. Матрица русофобии и ментально-антропологические типы русской интеллигенции / В.П. Бабинцев, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №16 (159). - Вып. 25. - Белгород, 2013. - С. 16-28.
9. Бабинцев, В.П. Матрица русофобии в самосознании русской
интеллигенции / В.П. Бабинцев, В.П. Римский // Проблемы российского
самосознания: патриотизм, гражданственность и отечественная культура (к 200 -
летию со дня рождения Н.В. Станкевича). Материалы 10-й Международной
158
научной конференции. ИФ РАН - НИУ «БелГУ»; Москва, 3 октября 2013 г., Белгород, 8-10 октября 2013 г. - Москва-Белгород, 2013. - С. 31-45.
10. Бадмаев, В.Н. Феномен национальной идентичности: Социально-философский анализ. Дисс. ... д. филос. н. / 09.00.11; Бадмаев, В.Н. -Волгоград, 2005. - 292 с.
11. Бадыков, А.Ф. Диалектика методологических подходов в исследовании взаимоотношений индивида и общества. Автореферат дисс. . к. филос. наук / А.Ф. Бадыков. - Уфа, 1994. - 27 с.
12. Балагушкин, Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (Истоки, сущность, влияние на молодежь Запада) / Е.Г. Балагушкин. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 286 с.
13. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России / Е.Г. Балагушкин. - М.: ИФ РАН, 1999. - 248 с.
14. Балагушкин, Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий / Е.Г. Балагушкин. - М.: ИФ РАН, 2003. - 218 с.
15. Балагушкин, Е.Г. Неоязычество / Е.Г. Балагушкин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / РАН, Ин -т философии, Нац. общ.-научн. фонд ; науч.-ред. совет: В.С. Степин [и др.]. - М.:Мысль, 2010. - Т. III. -С. 73-74.
16. Балагушкин, Е.Г. Дискретность религиозного пространства России / Е.Г. Балагушкин // Религиоведение. - 2008. - №2. - С. 18-29.
17. Баркер, А. Новые религиозные движения / А. Баркер. - СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. -284 с.
18. Баркер Э. Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите! / А. Баркер // Религиоведение. - 2003. - №4. - С. 93-114.
19. Батырев, Д.Н. Проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире: социально-философский анализ. Дисс. ... к. филос. н. / 09.00.11; Д.Н. Батырев. - Ростов-на-Дону, 2009. - 196 с.
159
20. Базовые ценности россиян. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - 448 с.
21. Балибар, Э. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Э. Балибар, И. Валлерстайн. - М.: Логос-Альтера; Ecce Homo, 2003. - 272 с.
22. Бараш, Р.Я. Кризис мультикультурализма и зеркало системной социологической теории / Р.Я. Бараш // Социологический журнал. - 2016. -Т. 22. - № 2. - С. 31-54.
23. Бард А. Новая правящая элита и жизнь после капитализма /
A. Бард, Я. Зодерквист. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 252 с.
24. Бачинин, В.А. Социология. Энциклопедический словарь /
B.А. Бачинин. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с.
25. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М.: Логос, 2002. - 390 с.
26. Бедность и неравенства в современной России: десять лет спустя. - М., 2013. - 168 с.
27. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. -М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. - 702 с.
28. Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
29. Белл, Д. От священного к светскому / Д. Белл // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект Пресс, 1996. - C. 148-152.
30. Беляева, Л.А. Стратегия выживания, адаптации, преуспевания / Л.А. Беляева // Социологические исследования. - 2001. - №6. - С. 44-53.
31. Бенхабиб, С. Притязания культуры / С. Бенхабиб. - М.: «Логос», 2003. - 350 с.
32. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Изд-во «Медум», 1995. -323 с.
33. Биллингтон, Дж. Х. Икона и топор / Дж. Х. Биллингтон. - М.: Рудомино, 2001. - 879 с.
34. Боголюбова, С.Н. Повседневность: пространство социальной идентичности. Автореферат дисс. ... к. филос. наук / С.Н. Боголюбова. -Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. - 58 с.
35. Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийар; пер. с фр. Н.В. Суслова. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.
36. Бодрийяр, Ж. Фантомы современности Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийяр. - М.: Родина, 2020. - 304 с.
37. Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян / О.В. Бондаренко. -Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. - 177 с.
38. Бородай, Ю.М. Почему православным не годится протестантский капитализм / Ю.М. Бородай // Наш современник. - 1990. - № 10. - С. 3-16.
39. Бородай, Ю.М. Культ / Ю.М. Бородай // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / РАН, Ин-т философии, Нац. общ.-научн. фонд ; науч.-ред. совет: В.С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2010. - Т. II. - С. 339-340.
40. Будянская, Л.А., Религиозно-мифологические основания классического английского либерализма / Л.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - Вып. 5. - №12 (52). - Белгород, 2008. - С. 110-116.
41. Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье. -М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с.
42. Бушуев, В.В. Человеческий капитал для социогуманитарного развития / В.В. Бушуев, B.C. Голубев, A.A. Коробейников, Ю.Г. Селюков. -М.: «ИАЦ Энергия», 2008. - 96 с.
43. Бызов, Л.Г. Становление и история Новой России через призму современных общественных противоречий / Л.Г. Бызов // Общественные науки и современность. - 2018. - №4. - С. 58-75.
44. Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов. - М.: Институт социологии РАН, 2005. - 103 с.
45. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / Пер, с англ. под ред. В.И. Иноземцева / Валлерстайн Иммануэль. - М.: Логос, 2004. - 368 с.
46. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? / А.П. Вардомацкий // Социологические исследования. - 1993. - №4. - С. 4655.
47. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры / Арнольд Вебер. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 565 с.
48. Вебер М. Избранное. Образ общества / Макс Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
49. Вебер М. Избранные произведения / Макс Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
50. Вебер, М. О рационализации общественной жизни / Макс Вебер.
- URL: http://www. e-reading. by/bookreader. php/89723/PetrovaMaksVeber. html.
51. Веблен, Т. Теория праздного класса. / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
52. Верещагина, А.В. Межэтническая семья на Северном Кавказе в условиях новой российской цивилизационной реальности / А.В. Верещагина // Социологическая наука и социальная практика. - 2014. - № 3. - С. 47-59.
53. Войтенко, В.П. Индивидуализм в России: методологический конструкт научного исследования / В.П. Войтенко // Научная мысль Кавказа.
- 2013. - № 2. - С. 32-35.
54. Ворожейкина, Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание государственно-центричной матрицы развития / Т.Е. Ворожейкина // Полис. 2002. - № 4. - С. 60-65.
55. ВЦИОМ изучил главные ценности молодёжи. 24.05.2017. URL: https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/. Дата обращения 27.05.2020.
56. Гавров, С.Н. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России / С.Н. Гавров. - URL: http://bibliotekar.ru/gavrov-4/l l.htm.
57. Гараджа, В.И. Социология религии / В.И. Гараджа. - М.: Инфра-М, 2005. - 348 с.
58. Гараджа, В.И. Религиоведение / В.И. Гараджа // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / РАН, Ин -т философии, Нац. общ. -научн. фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2010. - Т. III. -С. 435-436.
59. Генон, Р. Кризис современного мира / Р. Генон. - М.: АРКТОГЕЯ 1991. - 160 с.
60. Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М.: Весь Мир, 2004. - 116 с.
61. Горшков, М.К. Российское общество как оно есть. Т. 1 / М.К. Горшков. - М.: Новый хронограф, 2016. - 416 с.
62. Горшков, М.К. Российское общество как оно есть. Т. 2 / М.К. Горшков. - М.: 2018. - 672 с.
63. Горшков, М.К. Национальная и гражданская идентичность в контексте глобальных процессов / М.К. Горшков. - Ростов-на-Дону: Издательство Март, 2014. - 64 с.
64. Гражданская этническая, региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. - 485 с.
65. Гражданский патриотизм и солидаристские практики в локальных сообществах на Юге России. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2019. - 392 с.
66. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. Автореферат дисс... д. филос. н. / Л.И. Григорьева. - М., 2000. - 28 с.
67. Гудков, JI. Образованное сообщество в России: социологические подступы к теме / JI. Гудков // Неприкосновенный запас. - 1999. - № 1. -URL: https://magazines.gorky.media/nz/1999/1/obrazovannoe-soobshhestvo-v-rossii-socziologicheskie-podstupy-k-teme.html.
68. Гудков Л. Цинизм переходного общества / Л. Гудков // Вестник общественного мнения. - 2005. - № 2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsinizm-neperehodnogo-obschestva
69. Гудков Л.Д. Негативная идентичность. - М.: Новое Литературное Обозрение - «ВЦИОМ-А», 2004. - 816 с.
70. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 528 с.
71. Гумилев, Л.Н. География этноса в исторический период / Л.Н. Гумилев. - Л.: Наука, 1990. - 279 с.
72. Давыдов, О.Б. Единство индивидуального и коллективного в идентичности: социально-философский анализ. Дисс. ... д. филос. н. / 09.00.11; О.Б. Давыдов. - Хабаровск, 2012. - 176 с.
73. Данилова, E.H. Идентификационные стратегии: российский выбор / E.H. Данилова // Социологический журнал. - 1995. - № 6. - С. 120131.
74. Данилова, Е.Н. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ / E.H. Данилова // Социологические исследования. - 2004. - №10. - С. 27-31.
75. Данилова, Э.В. Десекуляризация в современном обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис... к. филос. н. / Э.В. Данилова. - Красноярск, 2003. - 24 с.
76. Дворкин, А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования / А.Л. Дворкин. - Н. Новгород, 2002. - 268 с.
77. Девятко, И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности / И.Ф. Девятко. - М.: Аванти Плюс, 2003. -336 с.
78. Джидарьян, И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания / И.А. Джидарьян // Психологический журнал. - 2000. - №2. - С. 40-48.
79. Дубенская Ю.Ю. Модель культуры / Ю.Ю. Дубенская, Ю.В. Осокин // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том I / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - С. 1352-1357.
80. Дубин, Б. О коллективной идентичности в современной России / Б. Дубин // Пути России: существующие ограничения и возможные варианты / под. общ. ред. Т.Е. Ворожейкиной. - М.: МВШЭН, 2004.
81. Дубровский, Д.И. Проблема сознания: опыт обзора основных вопросов и теоретических трудностей / Д.И. Дубровский // Проблема сознания в философии и науке. - М., 2009. - С. 5-53.
82. Дубровский, Д.И. Проблема «Другого сознания» / Д.И. Дубровский // Проблема сознания в философии и науке. - М., 2009. - С. 153-171.
83. Дука, А. Дискурсы и коллективные действия в общественных движениях / А. Дука // Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию / ред. В.В. Костюшова. -М: Институт социологии РАН, 1999. - 171 с.
84. Егоршева, О.И. Культурно-цивилизационная специфика современной мифологии: Дисс.... к. философ. наук. / О.И. Егоршева. -Белгород, 2002. - 153 с.
85. Ересько, М.Н. Язык религии: пролегомены к когнитивному дискурсу / М.Н. Ересько // Религиоведение. - 2007. - №2. - С. 98-115.
86. Ересько, М.Н. Специфика религиозного символа / М.Н. Ересько // Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 1983. - №1. -С. 60-70.
87. Жаде, З.А. Геополитическая идентичность России в условиях глобализации. Дисс. ... д. полит. н. / 23.00.02; , З.А. Жаде. - Краснодар, 2007. - 352 с.
88. Жижек, С. Год невозможного / С. Жижек. - М.: Издательство "Европа", 2012. - 272 с.
89. Зайцева, А.С. Проблема идентичности в эпоху глобализации: социально-философский аспект. Дисс. ... к. филос. н. / 09.00.11; А.С. Зайцева. - М., 2007. - 150 с.
90. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М.В. Заковоротная. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. - 200 с.
91. Заковоротная, М.В. Идентичность человека: Социально-философские аспекты. Дисс. ... д. филос. н. / 09.00.11; М.В. Заковоротная. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1999. - 370 с.
92. Зарецкий, Ю.Л. История, память национальная идентичность / Ю.Л. Зарецкий. Неприкосновенный запас - 2008. - №3. - URL: http://ecsocman.hse.ru/data7312/478/1209/NZ_2008_3_1 -2_Zaretskij.pdf
93. Зубок, Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи / Ю.А. Зубок. - М.: Мысль, 2007. - 285 с.
94. Извеков, А.И. Трактовка термина «идентичность»:
методологические аспекты / А.И. Извеков // Исторические, философские,
166
политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 3 (53): в 3-х ч. -Ч. III. - C. 64-69.
95. Ильин, В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность / В. Ильин // Мир России. - 2005. - № 2. - С. 3-38.
96. Ильин, В.В. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности / В.В. Ильин, А.С. Ахиезер. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 304 с.
97. Ильин, А.Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное / А.Н. Ильин // Социологические исследования. - 2010. - №2. -С. 75-82.
98. Ильинская, С.Г. Толерантность / С.Г. Ильинская. - М.: Праксис, 2007. - 288 с.
99. Имгрунт, С.И. Гражданская идентификация современных россиян в условиях сложившейся системы социального неравенства / С.И. Имгрунт. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2016. - 288 с.
100. Имплементация зарубежных моделей национальной интеграции, ценностной политики и институциональных практик в сфере межэтнических отношений в российских условиях. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2017. - 332 с.
101. Иноземцев, В. Слабость «силы» и сила «слабости» / В. Иноземцев. - М.: Pro et Contra, 2003. - С. 110-123.
102. Институциональные практики и ценностная политика в сфере межэтнических отношений. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2015. - 316 с.
103. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. - М.: Логос, 1998. - 288 с.
104. Ислам и православно-мусульманские отношения в России. - М.: Офсет, 2010. - 312 с.
105. Каппелер, А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад / А. Каппелер. - М.: «Прогресс-Традиция», 2000. - 344 с.
106. Кара-Мурза, С.Г. Порочные круги постсоветской России / С.Г. Кара-Мурза и др. - М.: Научный эксперт, 2014. - 127 с.
107. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация: от начала до Великой победы / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2001. - 637 с.
108. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. -М.: Эксмо, 2005. - 832 с.
109. Кармазина, Е. В. Философия свободы и проблема идентичности / Е.В. Кармазина. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. - 235 с.
110. Касавин, И.Т. Анализ повседневности / И.Т. Касавин, С.П. Щавелёв. - М.: Канон+, 2004. - 432 с.
111. Касьянова, К. О русском национальном характере / К. Касьянова.
- М.: Академический проект, 2003. - 360 с.
112. Кирдина, С.Г. Институциональные матрицы и развитие России / С.Г. Кирдина. - М.: ТЕИС, 2000. - 213 с.
113. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно -культурные последствия технического развития. - М.: Республика, 1997. - 240 с.
114. Колесникова, В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму / В. Колесникова. - М.: Центрополиграф, 2002. - 589 с.
115. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон.
- М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
116. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
117. Консолидация и модернизация России. - М. Канон +, 2014. -
383 с.
118. Коркюф. Ф. Новые социологии. - СПб.: Алетейя, 2002. - 172 с.
119. Королева, Л.Г. Цивилизационная идентичность России в русской философии культуры. Дисс. ... д. филос. наук / 09.00.13; Л.Г. Королева. -Белгород-Курск, 2006. - 366 с.
120. Крывелев, И.А. Религия / И.А. Крывелев, Д.М. Угринович // Философская энциклопедия: в 5 т. - М.: Советская энциклопедия, 1967. -Т. 4. - С.489-492.
121. Кузнецова, A.B., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм основа формирования новой российской идентичности / A.B. Кузнецова, Е.А. Кублицкая. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 326 с.
122. Культурный капитал. Инновации. Наука (От писцовых школ к «обществу знаний»): моногр. / под ред. И.Б. Игнатовой, О.Н. Полухина, В.П. Римского [Римский В.П., Борисов С.Н., А.Д. Майданский, И.А. Майданская и др.]. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2016. - 272 с.
123. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том I / Главный редактор и автор проекта С.Я.Левит. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - 1392 с. (Серия «Summa culturologiae»).
124. Культурология. ХХ век. Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.
125. Куренков, А.С. Святоотеческий опыт в русской культуре и философии XIX века. Дисс. ... к. филос. н. / 09.00.13; А.С. Куренков. Белгород, 2019. - 210 с.
126. Лавринов, Д.Г. Динамика этнокультурной идентичности в условиях глобализации. Дисс. ... к. филос. н. / 24.00.01; Д.Г. Лавринов. М., 2008. - 159 с.
127. Лапин, Л.И. Пути России: социокультурные трансформации / Л.И. Лапин. - М.: ИФ РАН, 2004. - 191 с.
128. Лебедева, Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М. Лебедева. - М.: Институт антропологии и этнологии, 1993. -195 с.
129. Левада, Ю.А. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Ю.А. Левада. - М.: "Мировой Океан", 1993. -С. 218-229.
130. Левикова, С.И. Молодежная субкультура / С.И. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с.
131. Лекторский, В.А. Проблема идентичности в современном российском обществе и школа / В.А. Лекторский. - М.:2009. - 349 с.
132. Лики патриотизма очень разные // Огонек № 48 от 04.12.2017. -URL: https://news.rambler.ru/other/38578956-liki-patriotizma-ochen-raznye/.
133. Магун, B.C. Динамика ценностей российского населения / B.C. Магун и др. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 429 с.
134. Мазуренко, И.В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ. Дисс. ... к. филос. н. / 09.00.11; И.В. Мазуренко. - М., 2009. - 176 с.
135. Малахов, В.С. Идентичность / В.С. Малахов // Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Т. 2. - М.: Мысль, 2010. - С. 78-79.
136. Малахов, B.C. Неудобства с идентичностью / В.С. Малахов // Русский архипелаг. - 2005. - № 3. - С. 38-55.
137. Малахов, В.С. Неудобства с идентичностью / В.С. Малахов // Вопросы философии. - 1998. - № 2. - С. 43-54.
138. Малинкович, В.Д. Век вывихнут. Распалась связь времен / В.Д. Малинкович. - М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2008. - 352 с.
139. Малинова, О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России / О.Ю. Малинова // Политические исследования. - 2010. - №2. - С. 90-105.
140. Малыгина, И. В. Этнокультурная идентичность: Онтология, морфология, динамика. Дисс. ... д. филос. н. / 24.00.01; И.В. Малыгина. - М.: МГУКИ, 2005. - 305 с.
141. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М.: Юрист, 1994. -700 с.
142. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества / Г. Маркузе. - М.: REFL-book, 1994. -368 с.
143. Маслоу, А.Г. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья / А.Г. Маслоу. - М., 2000.
https://royallib.com/book/maslou_abpaham/samoaktualizirovannie_lyudi_issled
ovanie_psihologicheskogo_zdorovya. html.
144. Медведев, А.М. Становление субъектного действия / А.М. Медведев, И.В. Жуланова, // Культурно-историческая психология. 2011. - Том 7. - № 1. - С. 63-71.
145. Межуев, В.М. Идея культуры / В.М. Межуев. - М.: Университетская книга; Прогресс-Традиция, 2007. - 403 с.
146. Меттан Г. Запад - Россия: тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса / Ги Меттан. - М.: Изд-во «Паулсен», 2016. - 439 с.
147. Мирошникова, Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы / Е.М. Мирошникова. - М.: Институт Европы РАН; Тула: ТГПУ, 2007. - 181 с.
148. Митрохин, Л.Н. Философия религии / Л.Н. Митрохин. - М.: Республика, 1993. - 414 с.
149. Митрохин, Л.Н. Нетрадиционные религии / Л.Н. Митрохин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / РАН, Ин-т философии, Нац. общ.-научн. фонд ; науч.-ред. совет: В.С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2010. -Т. III. - С. 79-81.
150. Митрохин, Л.Н. Религия / Л.Н. Митрохин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / РАН, Ин -т философии, Нац. общ. -научн. фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2010. - Т. III. - С. 436-442.
171
151. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения: (Материалы «круглого стола»). Выступили: И.С. Кон, Л.А.Радзиховский, М.И. Новинская, Т.В. Чередниченко, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов, В.Ф. Левичева, Н. Давыдов, Л.В. Толстых. // Вопросы философии. - 1990. -№5. -С. 12-33.
152. Молодежь и политика: актуальные вызовы. - URL: https://www.wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2017/2017-05-22_cennosti.pdf.
153. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 175 с.
154. На перепутье (Новые вехи). Судьбы интеллигенции. Российское общество и власть. Культурное своеобразие и либеральный реформизм. Россия и мир на рубеже веков: Сб. статей / Уткин А.И., Панарин А.С., Покровский Н.Е., Федотова В.Г. - М.: Логос, 1999. - 237 с.
155. На пути к свободе совести. - М.: Прогресс, 1989. - 494 с.
156. Наследие М.К. Петрова: философия, культурология, науковедение, регионалистика. Научный сборник / Под ред. А.Н. Ерыгина, В.П. Римского, С.Н. Борисова, О.Н. Римской и др. - Белгород: ИПК БГИИК, 2016. - 364 с.
157. Национальная политика в России: возможность имплементации зарубежного опыта. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2016. - 432 с.
158. Новая постиндустриальная волна на Западе. - М.: «Academia», 1999. 640 с.
159. Новые идеи в социологии. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 479 с.
160. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Изд. 3 -е, доп. - Белгород: МО МП РПЦ, 2002. - 446 с.
161. Нойманн, И. Использование "Другого" / И. Нойманн. - М.: Новое изд-во, 2004. - 335 с.
162. Нуреев, Р.М. Теория общественного выбора / Р.М. Нуреев. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 531 с.
163. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина. - М.: Высш. гик., 2006. - 783 с.
164. Одинцов, М.Н. ХХ век в российской истории (Государство. Церковь. Народ). Статья 1: Начало вероисповедных реформ. Думские баталии. 1900 - февраль 1917 гг. / М.Н. Одинцов // Религиоведение. - 2001. -№1. - С.24-47.
165. Одинцов, М.Н. ХХ век в российской истории (Государство. Церковь. Народ). Статья 2: На пути к Поместному собору (февраль - август 1917 г.) / М.Н. Одинцов // Религиоведение. - 2001. - №2. - С. 9-30.
166. Олсон, М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп / М. Олсон. - М.: Фонд Экономической Инициативы, 1995. -165 с.
167. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко. - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. - 264 с.
168. Осипов, Г.В. Социология и общество / Г.В. Осипов. - М.: Норма, 2007. - 848 с.
169. Осипов, Г.В. Социальная цена неолиберального реформирования / Г.В. Осипов, В.В. Локосов. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. - 160 с.
170. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2002. - 830 с.
171. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 269 с.
172. Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С. Панарин. - М., 2002. - 496 с.
173. Панарин А.С. Православная цивилизация / Сост., предисл. В.Н. Расторгуев / Отв. ред. О.А. Платонов / А.С. Панарин. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. - 1248 с.
174. Патриотизм как идеология возрождения России. - М., Российский Институт Стратегических Исследований, 2014. - 260 с.
175. Петров, М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 2004. - 775 с.
176. Петров, М.К. Самосознание и научное творчество / М.К. Петров. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1992. - 268 с.
177. Петров, М. К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. - Москва: Наука, 1991. - 328 с.
178. Петухов, В.В. Кризис и динамика социальных настроений / В.В. Петухов // Мир России. - 2010. - № 1. - С. 45-66.
179. Пирумов, В.С. Стратегия выживания социума / В.С. Пирумов. -М.: Рос. акад. наук, Акад. проблем геополитики и безопасности, 2003. -538 с.
180. Полипарадигмальный подход в социологии: опыт применения социокультурной концепции поля ШЮ Петра Штомпки / Под ред.
B.А. Ядова. - М.: Центр социологического образования ИС РАН, 1999. -
C. 5-20.
181. Попова, С.В. Философско-культурологические аспекты анализа этнической идентичности. Дисс. ... к. филос. н. / 09.00.13; С.В. Попова. -Ставрополь, 2005. - 160 с.
182. Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке / Д.В. Поспеловский. - М.: Республика, 1995. - 509 с.
183. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1993. - № 3. - С. 3-16.
184. Проблема сознания в философии и науке / Под ред. проф. Д.И. Дубровского. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация, 2009. - 472 с.
174
185. Путин, В.В. Россия: национальный вопрос / В.В. Путин // Российская газета. - 2012. - 23 января.
186. Расизм. Ксенофобия. Дискриминация. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 384 с.
187. Ранкур-Лаферьер, Д. Россия и русские глазами американского психоаналитика / Д. Ранкур-Лаферьер. - М., Радомир, 2003. - 200 с.
188. Римская, О.Н. Кризис личностной идентичности в постсовременной культуре / О.Н. Римская // Наука. Искусство. Культура. Рецензируемый научный журнал БГИИК. - № 3. - Белгород, 2014. - С. 25-33.
189. Римская, О.Н. Феномен субкультурных религий: монография / О.Н. Римская, В.П. Римский. - Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Akademik Publischinq GmbH&Co.KG, 2012. - 129 с.
190. Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно -исторический образ тоталитаризма / В.П. Римский. - Белгород: Везелица; БелГУ, 1997. -199 с.
191. Римский В.П. Тоталитарный космос и человек / В.П. Римский. -Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. - 126 с.
192. Римский В.П. Гетерогенный хронотоп русской философии: Г.Г. Шпет и Э.В.Ильенков / В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - № 17 (238). - Вып. 37. -Белгород, 2016. - С. 5-15.
193. Римский В.П. Как понять культурно-цивилизационную специфику России? / В.П. Римский // Субъективное и объективное в историческом процессе. Материалы международной научной конференции 21 апреля 2017 года. - Донецк: ДНТУ, 2017. - С. 7-17.
194. Римский, В.П. Отложенные кризисы этноидентичности в современной России: теоретические стереотипы и политические мифы / В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - № 20. (115). - Вып. 18. - Белгород, 2011. - С. 359-367.
175
195. Римский, В.П. Православие и русская культура в XXI столетии: опыт культурологического прогноза / В.П. Римский // Христианство и культура: Научно-богословский сборник / Под ред. Римского В.П. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - С. 14-23.
196. Римский, В.П. Культурно-цивилизационная специфика России: модели понимания и прогнозы / О.Н. Римская, В.П. Римский // Вестник
Московского государственного университета культуры. - Май -июнь. - № 3
(89). - М., 2019. - С. 10-22.
197. Римский, В.П. Опыт реконструкции историко-философских методов в философии Г.Г. Шпета / В.П. Римский, С.И. Рубежанский, В.В. Терехов // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - № 14 (211). - Вып. 33. - Белгород, 2015. - С. 5-20.
198. Римский, В.П. Институциональная специфика религиозной философии А.С. Хомякова / В.П. Римский, С.И. Рубежанский // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого / Научный журнал. Выпуск 4 (20). - Декабрь 2016. Тула, 2016. - С. 29-47.
199. Рубежанский, С.И. Религиозная философия А.С. Хомякова: культурно-исторические смыслы и цивилизационный проект. Дисс. . к. филос. н. / 24.00.01; С.И. Рубежанский. - Белгород, 2017. - 177 с.
200. Российская повседневность в условиях кризиса. - М.: Альфа-М, 2009. - 270 с.
201. Российское общество и вызовы времени. Кн. 1. - М.: Весь Мир, 2015. - 332 с.
202. Российское общество и вызовы времени. Кн. 2. - М.: Весь Мир,
2015. - 430 с.
203. Российское общество и вызовы времени. Кн. 4. - М.: Весь Мир,
2016. - 398 с.
204. Россия на рубеже веков. - М.: Рос. независимый ин-т соц. и нац. проблем; [Редкол.: М. К. Горшков (отв. ред.) [и др.], 1998. - 446 с.
205. Россия: трансформирующееся общество. - М.: Рос. акад. наук. Ин -т социологии, 2001. - 636 с.
206. Русская идея. - М.: Республика, 1992. - 496 с.
207. Русское Православие: вехи истории / Под ред. А.И. Клибанова. -М.: Наука, 1989. - 719 с.
208. Савченко, В.В. Этнокультурная идентичность русских в современной России. Дисс. ... к. филос. н. / 09.00.13; В.В. Савченко. -Ставрополь, 2009. - 160 с.
209. Самосознание культуры и искусства XX века. - М.; СПб.: Университетская книга; Культурная инициатива, 2000. - 640 с.
210. Самосознание европейской культуры XX века. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 306 с.
211. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Диспозиционная теория. - М.: М-во образования и науки Российской Федерации, Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. Экономики», ФГНУ Центр социологических исслед., Ин-т социологии РАН, 2013. - 374 с.
212. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. - М., 2004. - 569 с.
213. Семенникова, Л.Н. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.Н. Семенникова. - М.: Изд-во КДУ; МГУ, 2009. - 784 с.
214. Сергеева, А.В. Русские стереотипы поведения. Традиции. Ментальность / А.В. Сергеева. - М.: Флинта-Наука, 2005. - 320 с.
215. Синельников, А.Б. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи / А.Б. Синельников // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. - 20011. - С. 145-158
216. Смирнова, А.Г. Идентичность в меняющемся мире / А.Г. Смирнова. - Ярославль: «Принт М», 2002. - 130 с.
177
217. Смит, Р. История гуманитарных наук / Р. Смит. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008 - 392 с.
218. Современный либерализм. - М.: Дом интеллектуальной книги «Прогресс-Традиция», 1998. - 246 с.
219. Современные трансформации российской культуры / отв. ред. И.В. Кондаков. - М.: Наука, 2005. - 751 с.
220. Соловьев, Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры) / Э.Ю. Соловьев. - М.: Политиздат, 1991. - 432 с.
221. Сонина, А.Г. Формирование российской идентичности гражданственно-государственный подход / А.Г. Сонина // Социологические исследования. - 2012. - № 12. - С. 57-65.
222. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. - СПб.: Алетейя, 2000. - 1056 с.
223. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 542 с.
224. Социальная философия. Словарь. - М.: Академический Проект, 2003. - 560 с.
225. Социальные неравенства и публичная политика. - М.: Культурная революция, 2007. - 331 с.
226. Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России материалы всероссийской научноо -практической конференции 12-14 марта 2013 года. Майкоп. Адыгейский государственный университет, 2013. - 588 с.
227. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2005. - 584 с.
228. Социальные факторы консолидации российского общества. Социологическое измерение. - М.: Новый Хронограф, 2010. - 254 с.
229. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. - М.; СПб.: Изд -во «Летний сад», 2000. - 248 с.
230. Стевенсон, Л. Десять теорий о природе человека / Л. Стевенсон. -М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. - 240 с.
231. Степин, В.С. Цивилизация и культура / В. С. Степин. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 408 с.
232. Там, Внутри. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2012. - 960 с.
233. Танатова, Д.К. Антропологический подход в социологии / Д.К.Танатова. - М.: Дашков, 2006. - 267 с.
234. Телухин, А.Ю. Идентичность человека в современном обществе как социально-философская проблема. Автореферат дисс. ... к. филос. наук / 09.00.11; А.Ю. Телухин. - Нижний Новгород. 2009. - 20 с.
235. Тишков, В.А. Россия как многонациональная общность и перспектива межэтнического согласия / В.А. Тишков. М.: АЦ «Российские исследования», серия: Политология, вып. IV. 1994. - 30 с.
236. Ткач, Н.Н. Новомученники и исповедники Белгородские: жития, подвиги и история канонизации: Автореферат дисс. . магистра теологии / Н.Н. Ткач. - Белгород, 2016.
237. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 669 с.
238. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 776 с. - (Philosophy).
239. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 557 с. - (Philosophy).
240. Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек / Ж.Т. Тощенко. - М. Гардаики, 2001. - 398 с.
241. Тощенко, Ж.Т. Фантомы российского общества / Ж.Т. Тощенко. -М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. - 668 с.
242. Тощенко, Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки) / Ж.Т. Тощенко. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. - 432 с.
243. Трегуб, С.В. Цивилизационная идентичность России в условиях глобализации: социально-философский анализ. Дисс. ... к. филос. н. / 09.00.11; С.В. Трегуб. - М., 2008. - 205 с.
244. Тренин, Д. Интеграция и идентичность. Россия как «новый Запад» / Д. Тренин. - М.: Баккара-принт, 2006. - 403 с.
245. Трубина, Е. Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности / Е. Г. Трубина. - Екатеринбург: Стилос, 1995. - 318 с.
246. Тульчинский, Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности / Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Алетейя, 2002. - 677 с.
247. Турен, А. Возвращение человека действующего / А. Турен. - М.: Научный мир 1998. - 203 с.
248. Угринович, Д.М. Введение в теоретическое религиоведение / Д.М. Угринович. - М.: Мысль, 1973. - 239 с.
249. Уолцер, М. О терпимости / М. Уолцер. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 160 с.
250. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: Интеллектуал в интерьере культурного капитала: моногр. / Под ред. В.П. Римского [Римский В.П., Борисов С.Н., А.Д. Майданский и др.]. - Москва: КАНОН+, 2017. -411 с.
251. Федотова, В.Г. Хорошее общество / В.Г. Федотова. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 544 с.
252. Федотова, Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации / Н.Н. Федотова // Человек. - №6. - М., 2003. - С. 50-56.
253. Федотова, Н.Н. Мультикультурализм и политика развития / Н.Н. Федотова. - URL: http://www.jourssa.rU/2006/3/3aFedotova.pdf.
254. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014. - 230 с.
255. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл; пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
256. Фукуяма, Ф. Конец истории / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. - 1990. - № 3. - С. 134-148.
257. Хабермас, Ю. Ах, Европа. Пер. с нем. Б.М. Скуратова / Ю. Хабермас. - М.: Издательство «Весь Мир», 2012. - 160 с.
258. Хабермас, Ю. В поисках национальной идентичности Философские и политические статьи / Ю. Хабермас. - Донецк: Издательство «Донбасс», 1999. - 123 с.
259. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. Московские лекции и интервью / пер. с нем. - М.: Институт философии РАН, 1995. 252 с.
260. Хабермас, Ю. Расколотый Запад / Ю. Хабермас. - М.: Весь Мир, 2008. - 192 с.
261. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. Пер. с нем. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 416 с.
262. Хамнаева, А.Ю. Идентичность как социально-философская проблема. Автореферат дисс. ... к. филос. наук / А.Ю. Хамнаева. - Улан-Удэ, 2007. - 21 с.
263. Хантингтон, С. Кто Мы? / С. Хантингтон. - М.: Транзиткнига, 2004. - 651 с.
264. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; Пер.
с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.
181
265. Халий, И.А. Современные общественные движения / И.А. Халий. - М.: Ин-т социологии РАН, 2007. - 296 с.
266. Хархордин, О.В. Обличать и лицемерить: Генеалогия российской личности / О.В. Хархордин. - СПб.; М.: Изд-во Европейского ун-та в С.Петербурге; Летний сад, 2002. - 509 с.
267. Хирьянова, Л.В. Старообрядческая субкультура в современном российском обществе: Автореферат диссертации... к. филос. н. / Л.В. Хирьянова. - Белгород: БелГУ, 2009. - 28 с.
268. Христианство и культура: Научно-богословский сборник / Под ред. В.П. Римского. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 206 с.
269. Ценности повседневной деятельности горожан. - М. Изд-во ин-та социологии РАН, 2004. - 133 с.
270. Шабага, A.B. Проблемы идентичности исторического субъекта: Автореферат дисс. ... д. филос. наук / A.B. Шабага. - М.: Российский университет дружбы народов, 2010. - 50 с.
271. Шаронов, B.B. Основы социальной антропологии / В.В. Шаронов. - СПб.: «Лань», 1997. - 131 с.
272. Шевченко, О.М. Сущность и виды ксенофобии: история и современность / О.М. Шевченко. - Ростов-на-Дону: Антей, 2016. - 202 с.
273. Шеманов, А.Ю. Самоидентификация человека как антропогенетический феномен. Автореферат дисс. ... д. филос. наук / А.Ю. Шеманов. - M.: МГУ, 2008. - 39 с.
274. Шубарт, В. Европа и душа Востока / Вальтер Шубарт. - М.: Русская идея, 2000. - 446 с.
275. Шубин, A.B. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР / A.B. Шубин. - М.: Вече, 2008. - 382 с.
276. Шубина O.A. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи. Автореферат дисс. ... канд. соц. наук /
O.A. Шубина. - Екатеринбург, 2008. - 18 с.
182
277. Щепанская, Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы / Т.Б. Щепанская. - СПб.: Наука. Санкт-Петербург. изд. фирма, 1993. - 340 с.
278. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. - М.: ОГИ, 2004. - 286 с.
279. Экономцев, И.Н. Православие, Византия, Россия / И.Н. Экономцев. - М.: Христианская литература, 1992. - 233 с.
280. Элиас, Н. Общество индивидов / Н. Элиас. - М.: Праксис, 2001. -
331 с.
281. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон; пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000. - 415 с.
282. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
283. Этносы, нации и этничность в российском цивилизационном пространстве: Монография / под ред. В.П. Римского. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2012. - 217 с.
284. Яблоков, И.Н. Социология религии / И.Н. Яблоков. - М.: Мысль, 1979. - 182 с.
285. Ядов, В.А. Для чего нужна сегодня национальная русская социология / В.А. Ядов // Социологические исследования. - 2008. - № 4. -С. 161-164.
286. Ядов В.А. Социальная идентификация личности в условиях быстрых социальных перемен / В.А. Ядов // Социальная идентификация личности. - М.: ИС РАН, 1994. - Кн. 2. - С. 267-290.
287. Яковлев, А.А. Взаимодействие групп интересов и их влияние на экономические реформы в России / А.А. Яковлев // Мир России. - 2003. -№ 4. - С. 44-88.
288. Яковлев, А.Н. Реформация в России / А.Н. Яковлев // Общественные науки и современность. - 2005. - № 2. - С. 5-55.
183
289. Яцино, М. Культура индивидуализма / М. Яцино. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2012. - 280 с.
290. Becker H. Systematic Sociology: On the Basis of the «Beziehungslehre» and «Gebildelehre» of Leopold von Wiese. - Gary, 1950. -P. 624-642.
291. Rimskiy, Victor P. Epistemological Models in Understanding Cultural and Civilizational Specificity / Victor P. Rimskiy, Galina N. Kalinina, Tamara I. Lipich, Inna M. Nevleva, Vladimir A. Noskov, Sergey V. Reznik // Helix Vol. 8 (1): 2593-2596. Received: 21st October 2017 Accepted: 16th November 2017, Published: 31st December 2017. DOI 10.29042/2018-2593-2596.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.