Концепт "Русский мир" в социальной и политической философии России: этапы, принципы формирования, перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Теплых Никита Валерьевич

  • Теплых Никита Валерьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 221
Теплых Никита Валерьевич. Концепт "Русский мир" в социальной и политической философии России: этапы, принципы формирования, перспективы: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 2023. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Теплых Никита Валерьевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ДИСКУССИИ О РУССКОМ МИРЕ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ РОССИИ

1.1. Русь-Россия как идейный источник Русского мира

1.2. Концепт «Русский мир» в социальной и политической философии

России (XIX - XX вв.)

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА «РУССКИЙ МИР» В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

2.1. Роль Русского мира в формировании социальной идентичности российского общества

2.2. Аксиологические основания концепта «Русский мир» и их роль в формировании российской идентичности

2.3. Социально-философские и политические подходы к осмыслению концепта «Русский мир» на современном этапе развития общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепт "Русский мир" в социальной и политической философии России: этапы, принципы формирования, перспективы»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Процессы политического и социально-экономического дискурсов современной России во многом актуализировали вопрос места российской цивилизации в испытывающей трансформацию мировой политической конструкции, тем самым породив целый ряд исследований, по осмыслению роли Российского государства и его особого предназначения в геополитическом пространстве. Кризисное состояние российского общества после распада СССР и его деидеологизация позволили западным идеям во многом заместить или подменить собой многовековые мировоззренческие убеждения, так или иначе адаптировавшиеся под конкретный исторический этап в истории России. При этом характерные черты русского характера воспроизводились и необходимо учитывались при формировании общественных отношений, поскольку воспринимались как главное условие российской идентичности. События последнего десятилетия, а также обострившееся в 2022 году противостояние с западным блоком и его либеральной идеологией только актуализировало направленность современной философской мысли на сущностное осмысление основ ценностного пространства так называемого «Русского мира».

Поиск русской национальной идеи, полемика вокруг которой никогда не утихала, заставил заново обратиться к вопросу о роли Русского мира и его значении для современного российского общества. Масштабными историческими вехами неоднократно подчеркивался русский цивилизационный выбор и его роль в становлении русской государственности. Поиск собственного уникального пути развития и постоянное отстаивание своих интересов как мировой державы выводят на концептуальное оформление феномена Русского мира, который включает в себя многомерное пространство «русской идеи», не заканчивающееся в пределах географического положения государственной единицы.

Современные задачи формирования общероссийской гражданской идентичности содержат в своей основе возвращение к истокам, к традиционным духовным ценностям и особой роли русских, заложенной в национальное

самосознание еще с самого основания цивилизации. Концептуальное осмысление данного феномена необходимо для выработки методологии моделирования образа будущего Российской Федерации, а также моделирования нового мироустройства, в котором Россия оставляет за собой роль надежного партнера и значимого лидера, имеющего право на собственный путь и собственный выбор.

С учетом кризиса глобализации и фронтального противостояния коллективному Западу выработка методологии конструирования образа будущего России приобретает первостепенное значение для современной социальной и политической философии. Сущностные аспекты «русской идеи», базирующейся на традиционных духовных ценностях, - язык, культура, национальная идентичность, религия и форма социально-экономических отношений - заложены в доктринальные документы развития современного государства с учетом мировых тенденций и вызовов, в связи с чем возвращение в научной среде к дискуссиям о Русском мире, все более заявляющем о себе, обосновано и актуально.

Определение Русского мира в качестве социально-философского концепта связано с его особым духовным измерением, поскольку он не ограничивается географическим положением, включающим в себя современные территории и те территории, мировоззренческое воздействие на которые являлось ощутимым в истории становления российского государства. В современных обстоятельствах отдельным аспектом исследования концепта «Русский мир» является диаспоральная составляющая, подразумевающая под собой русские общины иммигрантов, в разное время сменивших место жительства, сохранивших при этом языковую, культурную и духовную связь с Отечеством. Так, социокультурное измерение включает в себя, помимо диаспор в изначально «нерусских» странах, такие территории исторического наследия Русского мира как Белоруссия, Киргизия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Осетия (единая), республики Донбасса с определенными оговорками, учитывающими этнократические факторы, Украина и Казахстан, где особенно заметно ценностное воздействие даже с учетом возрастания национальных интересов. Осмысление концепта «Русский мир» в новых геополитических и исторических реалиях

позволит определить внутриполитические векторы развития государства, адекватно осознать и позиционировать себя в международном пространстве с учетом современных вызовов.

Проблема определения Русского мира, формируемого на основе «русской идеи» и «русского характера», на современном этапе развития общества относится к цивилизационному самоопределению и идентичности всего русскоязычного пространства, к извечному вопросу о национальной идее, к стремлению России играть роль мессианского центра мировой духовности в борьбе с извечным злом. Исследования генезиса Русского мира и его сущностных характеристик, а также аксиологического фундамента становятся наиболее востребованными в контексте геополитического и цивилизационного позиционирования России в новых мировых отношениях.

Русский мир сегодня осознает свое обновление, становясь не «еще одним миром» наряду с уже существующими, но формируя актуальную масштабную модель развития на основе собственных сущностных характеристик, забвение и утрата которых повлечет уничтожение всего духовного и культурного облика государства-цивилизации.

При этом необходимо отметить уникальный путь России, поскольку ее особенное историко-культурное положение служит неустранимым препятствием для присоединения как к миру Запада, так и к миру Востока. Сравнение России со Снегурочкой, которая растает в объятиях Запада, объясняет стремление не к власти, мировому господству и реализации политических амбиций, а к поиску собственного пути и выстраиванию таких векторов развития, при которых Россия сможет иметь право на альтернативную позицию. Возобновление интереса к данным поискам в условиях драматических поворотов и угрозы национальной безопасности, существовавшей после распада СССР, свидетельствует о преодолении состояния неопределенности и стремлении к формированию концепции будущего. И в этом сегодня видится особая задача современной российской философии, которая призвана преодолеть негативные националистические и политические коннотации использования Русского мира,

подменяющие его истинное культурное и историческое место, переосмыслив цивилизационные основы русского бытия и сконструировав образ перспективного преодоления современного кризиса.

Определение Русского мира должно отражать специфику русской ментальности и образа мысли, а также ограниченность его пределами Российской Федерации и республик, для которых характерны единые социокультурные принципы и цивилизационные особенности (включая общее мировоззрение, ментальность, формы межкультурного взаимодействия, а также единый язык общения, играющий ключевую роль в процессе социализации и передачи информации).

Современное российское общество осознало необходимость новой объединяющей идеологии, процесс формирования которой необычайно сложен. Имеющийся ранее идеологический вакуум и потребность в самоопределении способствовали возвращению интереса к мало популярным в советское время философским традициям. Русская идея оказалась вновь востребованной и, по мнению А. Валицкого, стала символизировать поиск национальной идентичности в сфере ценностей и вопрос их объединения1. Россия нуждается в новых духовных ориентирах, сочетающих в себе патриотизм и национальные традиции. Актуальность этого поиска обосновывается невозможностью преодоления проблемы человеческого отчуждения в условиях господства потребительского общества. Современная личность часто игнорирует нравственные ориентиры, и для России не теряют актуальности проблемы возрождения нравственной культуры и обретения целостности собственной духовной традиции.

Мы исходим из того, что социально-философский анализ «русской идеи» единства во множественности может быть понят и аргументированно объяснен только с точки зрения ее логического, смыслового обоснования. О необходимости такого обоснования свидетельствует то обстоятельство, что все наиболее существенные явления социальной жизни в России носили соборный (собирательный), духовно-объединительный и восстановительный характер.

1 См.: Валицкий А. Русская идея // Гуманитарные науки. 2012. № 4 (8). С. 99.

Если в отечественной истории социальной и политической философии понятие «Русский мир» наполнено позитивным смыслом, постоянно уточняется и дополняется, то в западной трактовке, особенно на фоне обострения отношений между Россией и Западом, оно имеет негативный оттенок и рассматривается как нечто внеисторическое и иллюзорное. Данная позиция фиксирует критическое отношение к цивилизационному подходу в целом и может быть рассмотрена с точки зрения либерально-критического отношения к Русскому миру как вызову, бросаемому западной цивилизации^Таким образом, анализ развития социальной и политической философии убеждает нас в значимости и большом научном потенциале концепта «Русский мир» как актуального направления исследования. В обосновании актуальности темы диссертационного исследования соискатель намеренно не прибегает к дефиниции Русского мира, оставляя решение этой проблемы соответствующему разделу диссертации.

Степень разработанности научной проблемы. Философская интерпретация вопросов бытия Русского мира представлена в литературных и социально-философских памятниках XI - XVII вв., в числе которых видное место занимают «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, «Повесть временных лет» летописца Нестора, «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», философема «Москва - Третий Рим» Филофея, «Повесть о новгородском белом клобуке». В определение специфики Русского мира XI - XVII вв. заметный вклад внесли Д. С. Лихачев2, М.

1 См.: Пантелеев С. Ю. Русский мир всегда будет восприниматься как вызов власти Запада, его цивилизации. // Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками: офиц. сайт комитета. М., 2015. URL: http://komitet.info/compatriots/articles-and-presentations-on-the-problem-of-compatriots/6608/ (дата обращения: 20.11. 2022)

2 См.: Лихачев Д. С. Великое наследие. М., 1975. 367 с.

Н. Громов, Н. С. Козлов1, В. В. Мильков2, О. В. Парилов3, С. В. Перевезенцев4, Р. Пиккио5.

Важным теоретическим источником концепта «Русский мир» XVII в. является творческое наследие хорватского мыслителя Юрия Крижанича6.

XIX в. явился значимым этапом в формировании представлений о Русском мире, пространство которого, начиная со второй половины XVII в., оказалось расколотым на сторонников старой Руси и новой имперской России. Особое место в историософском противостоянии XIX в. занимают западники7 и славянофилы8, которые по-разному видели роль, судьбу России как основного ядра Русского мира.

Русский мир предстает не только местом проживания народов, близость которых ощущается как в этническом, так и в культурном отношении. Он являет собой особую, уникальную цивилизацию. Так, русские философы В. С. Соловьев9 и С. Л. Франк10 рассуждали о духовном призвании России, расценивали русский мир в качестве вселенского, универсального, а не локально-цивилизационного начала.

1 См.: Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X - XVII веков. М., 1990. 287 с.

2 См.: Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб., 2000. 384 с.

3 См.: Парилов О. В. Русская идея: от Древней Руси к Новому времени. Н. Новгород, 2005. 255 с.

4 См.: Перевезенцев С. В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X - XVII вв. в их историческом развитии. М., 2019. 608 с.; Его же. Святорусское царство. История русской святости. М., 2018. 354 с.

5 См.: Пиккио Р. История древнерусской литературы. М., 2002. 352 с.

6 См.: Крижанич Ю. Политика. М., 1965. 736 с.

7 См.: Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2 т. М., 1991.

8 См.: Аксаков К. С. О русском воззрении // Аксаков К. С. Государство и народ. М., 2009. С. 139 - 140; Полное собраше сочиненш И. В. КирЪевскаго: в 2 т. / подъ ред. М. Гершензона. М., 1911. Т. 1. 294 с.; Киреевский И. В. Духовные основы русской жизни. М., 2007. 445 с.; Его же. Мысли о вере // Вестник русского христианского студенческого движения. [Париж; Нью-Йорк]. 1956. № 42. С. 2; Его же. Разум на пути к Истине. М., 2002. 215 с.; Алексей Степанович Хомяков: сб. / подгот. Б. Н. Романов. М., 2007. 755 с.; Хомяков А. С. О старом и новом: ст. и очерки. М., 1988. 462 с.; Его же. Несколько слов православного христианина по поводу западных вероисповеданий. По поводу брошюры г. Лоранси // Хомяков А. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Работы по богословию. М., 1994. С. 25 - 71; Его же. Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу разных сочинений латинских и протестантских о предметах веры // Там же. С. 129 - 195.

9 См.: Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика. М., 1883. 260 с.; Его же. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 47 - 549; Его же. Сочинения: в 2 т. Т. 1: Философская публицистика. М., 1989. 687 с.; Русская идея // Соловьев В. С. Смысл любви: избр. произв.: стихи, письма, филос. эссе. М., 1991. С. 41 -69.

10 См.: Франк С. Л. Русское мировоззрение: сб. СПб., 1996. 738 с.

Образ Русского мира как основу идентичности, базирующейся на «русской идее», разрабатывали такие отечественные ученые как В. И. Иванов1, Л. П. Карсавин2. В конце XIX столетия отечественная дискуссия о «русской идее» как новом религиозном мировоззрении затрагивалась Ф. М. Достоевским3. Оригинальный вклад в разработку ее классической трактовки, которая сложилась к началу ХХ в., внес В. В. Розанов4, предложив идею гармонии «тевтонской мужественности» и «русской женственности». Современные исследователи А. В. Гулыга5, М. А. Маслин6, О. В. Парилов7, Л. Е. Шапошников8 также внесли определенный вклад в изучение «русской идеи», на которой базируется Русский мир.

Русская эмиграция, символом которой стал «философский пароход», все помыслы обратила к России, отмечая своеобразие ее исторического пути, специфику «русской идеи», русской культуры, а также характер русского народа. Это основные темы философских размышлений выдающихся русских философов Н. А. Бердяева9, И. А. Ильина10, Н. О. Лосского11. Вопросы будущего России, ее

1 См.: Иванов В. И. О русской идее // Иванов В. И. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3: Статьи. Брюссель, 1979. С. 321 - 338.

2 См.: Карсавин Л. П. О началах: Опыт христианской метафизики. Берлин, 1925. 191 с.; Его же. О личности. М., 1992. 326 с.

3 См.: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1973 - 1984.

4 См.: Розанов В. В. Сочинения. М., 1990. 589 с.; Его же. Уединенное: сб. М., 1990. 543 с.; 1990. 712 с.; Его же. Уединенное. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени. Статьи о русских писателях. М., 2001. 774 с.; Его же. Народная душа и сила национальности. М., 2012. 986 с.

5 См.: Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М., 1995. 310 с.

6 См.: Русская идея: сб. / сост. М. А. Маслин. М., 1992. 496 с.

7 См.: Парилов О. В. Указ. соч. 255 с.

8 См.: Шапошников Л. Е. Очерки русской историософии XIX - XX вв. Н. Новгород, 2002. 240 с.

9 См.: О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья: сб. / АН СССР, Науч. совет по проблемам рус. культуры. М, 1990. 528 с.; Бердяев Н. Царство Духа и царство кесаря. Париж, 1951. 166 с.; Его же. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века. Париж, 1971. 259 с.; Его же. Истоки и смысл русского коммунизма. [Репринт издания: Париж, 1955]. М., 1990. 224 с.; Его же. Судьба России. М., 1998. 736 с.; Его же. Философия свободы. М.; Харьков, 2004. 733 с.

10 См.: Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948 - 1954 гг.: в 2 т. Парижъ, 1956. Т. 1. 346 с.; Его же. О грядущей России: избр. ст. М., 1993. 367 с.; Его же. Путь духовного обновления. М., 2017. 479 с.

11 См.: Лосский Н. О. Бог и мировое зло: сб. М., 1994. 432 с.; Его же. История русской философии. М., 1991. 480 с.; Его же. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М., 1991. 368 с.; Его же. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков; М., 2000. 861 с.

места в историческом процессе волновали другого русского мыслителя, также покинувшего Родину, - Г. П. Федотова1.

В силу своих мировоззренческих принципов, а также масштабности исторических деяний Русский мир продолжал играть важную роль в мире, в частности он оказался вовлеченным в мировые войны. Русское самосознание в условиях советской власти нашло выражение в официальной мессианской идеологии мирового коммунизма. В связи с этим интерес представляет монография В. С. Барулина2, рассматривающего взаимодействие российского человека и общества, где определяющая роль принадлежит российскому человеку, наделенному такими фундаментально-основополагающими качествами, как духовность, созидательно-творческий потенциал, смыслоценностное самоутверждение.

Вопросы ценностных оснований Русского мира исследуются современными социальными философами. Так, К. Х. Момджян анализирует проблему общечеловеческих ценностей как аксиологических оснований взамодействия между цивилизациями3. Исследования Н. С. Савкина затрагивали проблемы ценностей и патриотизма4. Ряд публикаций Е. В. Мочалова посвящен проблеме патриотизма в русской философской традиции; раскрытию темы любви к России, уважения к ее духовным традициям5. Роли менталитета в формировании

1 См.: Федотов Г. П. Судьба и грехи России: избранные статьи по философии русской истории и культуры: в 2 т. СПб., 1991. Т. 1. 351 с.; Клепикова Ю. В. Историк или философ истории? Георгий Федотов о причинах революции и предназначении России // История философии. 2019. Т. 24, № 1. С. 72 - 82.

2 См.: Барулин В. С. Российский человек в XX веке: Потери и обретения себя. СПб., 2000. 431 с.

3 См.: Момджян К. Х. О проблеме общечеловеческих ценностей // Вопросы философии. 2020. №

3. С. 25 - 41; Его же. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. М., 2013. 398 с.

4 См.: Савкин Н. С. Патриотизм в творчестве и ценностных ориентациях С. Д. Эрьзи // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений: в 2 ч.

4. 2. Саранск, 1997. С. 62 - 63; Его же. Ценностные ориентации современного колхозного крестьянства: на материалах колхозов Мордовской АССР: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 1971. 230 с.

5 См.: Мочалов Е. В. Проблема патриотизма в русской философии, литературе, этике // Диалог культур, диалог традиций, диалог мировоззрений: материалы науч.-практ. семинара. Саранск, 2014. С. 43 - 58; Его же. Проблема патриотизма в философии России // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 90 - 92; Его же. Патриотические идеи в творчестве И. А. Ильина // Социально-политические науки. 2016. № 3. С. 141 - 144; Мочалов Е. В., Елдин М. А., Грыжанкова М. Ю. Религиозно-нравственная традиция отечественной философии и судьбы русского мира //

социального опыта и определению перспектив развития российского общества посвящены совместные труды Е. В. Мочалова и И. В. Емелькиной1. Судьбы русских историко-культурных традиций, духовно-нравственных ценностей в пространстве российского общества описаны в работах М. А. Елдина2. Проблема радикального переосмысления ценностных установок российского народа в духе творческой деятельности и любви, а также современные судьбы Русского мира представлены в публикациях В. Л. Курабцева3.

Отечественных авторов постсоветского периода Русский мир привлекал в связи с необходимостью самоопределения России. П. Г. Щедровицкий, обращаясь к анализу Русского мира, утверждает, что русский мир смог сложиться благодаря воздействию таких исторических сдвигов, как мировые войны и революции. Под Русским миром он понимает совокупность интеллектуальных, лингвистических, культурных, организационных потенциалов, а также русский капитал. Этот потенциал заложен в языковом мышлении, поскольку языком коммуникации в

Русском мире является русский язык, на котором большие и малые сообщества

4

говорят и думают .

Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Познание. 2021. № 10. С. 80 - 84.

1 См.: Мочалов Е. В., Емелькина И. В. Роль менталитета в создании социального опыта и определении перспектив будущего // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 86 - 88; Мочалов Е. В., Загороднова (Емелькина) И. В. Российский менталитет в социально-философском и историко-культурном осмыслении. Саранск, 2008. 180 с.

2 См.: Елдин М. А. Н. П. Огарев о роли России в духовных традициях международных отношений XIX в.: историко-философский аспект // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2014. № 4 (28). С. 27 - 34; Его же. Русская религиозная традиция в социокультурном пространстве народов России // Гуманитарий. 2006. № 6. С. 29 - 33; Его же. Судьбы русского религиозного традиционализма в пространстве российского общества. Саранск, 2007. 163 с.

3 См.: Курабцев В. Л. Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия // Ценности и смыслы. 2015. № 1 (35). С. 137 - 145; Его же. Евро-конструктивность русской души // Вопросы философии. 2019. № 7. С. 122 - 130; Его же. Проблема влияния Византийского Православия на Русь-Россию // Миссия конфессий. 2020. Т. 9, № 5 (46). С. 506 - 508; Его же. Смиренномудрие: Запад и Россия // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Философские науки. 2015. № 3. С. 102 - 109; Его же. Три столицы «Русьского» мира // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 3. С. 193 - 200.

4 См.: Щедровицкий П. Г. Русский мир и транснациональное русское, 2006. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2508 (дата обращения: 16.05.2022); Его же. Русский мир: восстановление контекста [2001 г.] // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». URL: http://archipelag.ru/ru_mir/history/history01/shedrovitsky-russmir (дата обращения: 16.05.2022).

Подобная позиция положила начало дискуссии о Русском мире, рассматриваемом как культурное, политическое и экономическое пространство, где проживают носители русской культуры. Его осмысление через призму понятий «образ», «имидж» содержится в исследованиях М. Я. Гефтера1, Г. Г. Силласте2, С. Р. Федякина3, С. Б. Токаревой4 и др.

Систематизируя имеющиеся в настоящее время теоретико-методологические подходы отечественных мыслителей к проблеме Русского мира, его можно интерпретировать с нескольких точек зрения.

Во-первых, Русский мир может рассматриваться как геополитическая реальность, которая стремится к исконным границам. Геополитический смысл Русского мира представлен в работах А. Г. Дугина5, А. М. Столярова6, В. Л. Цымбурского7. Кроме того, Н. Я. Данилевский высказывался о необходимости России возглавить славянские государства и стать гарантом развития славянского культурно-исторического типа в случае враждебного отношения Европы8.

Во-вторых, Русский мир расценивается как геоэкономическая реальность, под которой понимается сеть сообществ, направленная на развитие «русского капитала» - человеческих ресурсов России. В частности, данного подхода придерживается П. Г. Щедровицкий.

В-третьих, наибольшую значимость в рамках нашего исследования имеет подход, согласно которому под Русским миром понимается социокультурная

1 См.: Гефтер М. Я. Мир миров - российский зачин, 1994. URL: https://royallib.eom/read/gefter_mihail/mir_mirov_rossiyskiy_zachin.html#0 (дата обращения: 16.05.2022).

2 См.: Силласте Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптивный ресурс // Социологические исследования. 2002. № 9. С. 50 - 59.

3 См.: Федякин С. Р. Образ незримого креста в русской лирике ХХ в.: от «Двенадати» Блока до «Римского дневника 1944 года» Вячеслава Иванова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитар. науки. 2018. Т. 20, № 2 (175). С. 178 - 188.

4 См.: Токарева С. Б. Конструирование образа России в публичном и общественно-политическом дискурсе: от семантического описания к метафорическому фреймингу событий // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 1. С. 36 - 48.

5 См.: Дугин А. Г. Мистерии Евразии. М., 1996. 192 с.

6 См.: Столяров А. М. Русский мир // Нева. 2004. № 3. С. 151 - 166.

7 См.: Цымбурский В. Л. Остров Россия. Перспективы российской геополитики // Полис. Политические исследования. 1993. № 5. С. 6 - 53; Его же. «Остров Россия» vs «остов Россия» // Русский журнал. 2001. 12 июля. URL: http://old.russ.ru/politics/meta/20010712-tzim.html (дата обращения: 16.05.2022).

8 См.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. 574 с.

общность людей, проживающих в том числе за пределами России, которую объединяют общие история, ценности, язык1.

Отметим особую позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, понимающего Русский мир как православную цивилизацию, именуемую Святой Русью, куда включены помимо России некоторые постсоветские государства2.

Из диссертационных исследований последних лет следует подчеркнуть значимость диссертации Н. А. Козловцевой, посвященной формированию образа Русского мира в современных условиях3, М. А. Ефимец, рассматривающей Русский мир как культурный феномен, специфическую ценностно-смысловую модель реальности4, а также С. А. Мальченкова, исследовавшего вопрос о цивилизационных трансформациях современной России5. Мы критически оцениваем некоторые теоретические положения Н. А. Козловцевой об ограниченности Русского мира православной направленностью, поскольку полагаем, что православие - только один из компонентов-констант Русского мира, но не единственный. Распространение русского языка и культуры может значительно расширить границы Русского мира.

Значительная часть литературы, посвященной проблемам Русского мира, попыткам объяснить его значение для современной науки и науки прошлых эпох, принадлежит западноевропейской традиции. Она представлена, в первую очередь,

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Теплых Никита Валерьевич, 2023 год

- С. 2.

123. Киреевский, И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии / И. В. Киреевский. - СПб. : О-во памяти игумении Таисии, 2015.

- 78 с.

124. Киреевский, И. В. Полное собрание сочинений : в 2 т. / И. В. Киреевский. -М. : Тип. Имп. Моск. ун-та, 1911. - Т. 1. - 289 с.

125. Киреевский, И. В. Разум на пути к Истине / И. В. Киреевский. - М. : Правило Веры, 2002. - 215 с.

126. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Семь слов о русском мире / Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - М. : Всемирный русский народный собор, 2015. - 120 с.

127. Кирсанов, А. И. С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций» в контексте глобальных трансформаций / А. И. Кирсанов // Философия и общество. - 2008.

- № 3. - С. 32-43.

128. Клепикова, Ю. В. Историк или философ истории? Георгий Федотов о причинах революции и предназначении России / Ю. В. Клепикова // История философии. - 2019. - Т. 24, № 1. - С. 72-82.

129. Кожинов, В. В. О евразийской концепции русского пути / В. В. Кожинов // Евразия : Народы. Культуры. Религии. - 1997. - № 1/2. - С. 12-19.

130. Козловцева, Н. А. Формирование образа Русского мира в современных условиях: потенциал гуманитарного сотрудничества : дис. ... канд. культурологии / Н. А. Козловцева. - М., 2018. - 190 с.

131. Койвисто, М. «Русская идея» / М. Койвисто. - М. : Весь мир, 2002. - 244 с.

132. Колесов, В. В. Русская ментальность в языке и тексте / В. В. Колесов. - СПб. : Петербургское востоковедение, 2007. - 623 с.

133. Колпачева, О. Ю. Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания. Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф., г. Уфа, март 2015 г. / О. Ю. Колпачева. - Уфа, 2015. -С. 20-23.

134. Конституция героического народа // Правда. - 1936. - 16 янв.

135. Корм, Ж. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна / Ж. Корм. - М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2012. - 285 с.

136. Королева, Л. Г. С. Л. Франк о культурных особенностях России, судьбах русской революции / Л. Г. Королева // Научные ведомости БелГУ. Сер. : Философия. Социология. Право. - 2013. - № 16 (159), вып. 25. - С. 245-256.

137. Кочеров С. Н. Русский мир: проблема определения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 5. - С. 163-167.

138. Краснухина, Е. К. Социальная онтология любви / Е. К. Краснухина // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. - Сер. 6 : Философия, политология, социология, психология, право. - 1994. - Вып. 4. - С. 7-8.

139. Крижанич, Ю. Политика / Ю. Крижанич. - М. : Наука, 1965. - 736 с.

140. Кром, М. М. Генеалогия русского патриотизма / М. М. Кром. - URL: https://arzamas.academy/courses/3 (дата обращения: 16.05.2022).

141. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Начальные основания философии / В. Д. Кудрявцев-Платонов. - Сергиев Посад, 1915. - 440 с.

142. Курабцев, В. Л. Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия / В. Л. Курабцев // Ценности и смыслы. - 2015. - № 1 (35). - С. 137-145.

143. Курабцев, В. Л. Евро-конструктивность русской души / В. Л. Курабцев // Вопросы философии. - 2019. - № 7. - С. 122-130.

144. Курабцев, В. Л. Проблема влияния Византийского Православия на Русь-Россию / В. Л. Курабцев // Миссия конфессий. - 2020. - Т. 9, № 5 (46). - С. 506-508.

145. Курабцев, В. Л. Смиренномудрие : Запад и Россия / В. Л. Курабцев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Философские науки. - 2015. - № 3. - С. 102-109.

146. Курабцев, В. Л. Три столицы «Русьского» мира / В. Л. Курабцев // Logos et Praxis. - 2021. - Т. 20, № 3. - С. 193-200.

147. Курносикова, Е. А. Моральная рефлексия как феномен культуры: дис. ... канд. филос. наук / Е. А. Курносикова. - Саранск, 1996. - 205 с.

148. Ланщиков, А. Национальный вопрос в России / А. Ланщиков // Москва. - 1989. - № 6. - С. 3-15.

149. Лебедева, М. «Переходный возраст» современного мира / М. Лебедева, А. Мельвиль // Международная жизнь. - 1999. - № 10. - С. 81.

150. Лебедева, М. М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии / М. М. Лебедева. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 271 с.

151. Ленденев, Д. Что ждет Россию? / Д. Ленденев // Москва. - 1991. - № 8. - С. 134140.

152. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Т. 26 : Июль 1914 - август 1915 / В. И. Ленин. - М. : Госполитиздат, 1961. - 646 с.

153. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Т. 45: март 1922 - март 1923 / В. И. Ленин. - М. : Госполитиздат, 1964. - 729 с.

154. Леонтьев, К. Н. Византизм и славянство : сб. ст. / К. Н. Леонтьев. - М. : АСТ, 2007. - 572 с.

155. Леонтьев, К. Н. Избранное / К. Н. Леонтьев. - М. : РОССПЭН, 2010. - 728 с.

156. Лихачев, Д. С. Великое наследие / Д. С. Лихачев. - М. : Современник, 1975. -367 с.

157. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. - М. : Республика, 1994. -432 с.

158. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Совет. писатель, 1991. - 480 с.

159. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра : Основы этики; Характер русского народа / Н. О. Лосский. - М. : Политиздат, 1991. - 368 с.

160. Лосский, Н. О. Ценность и бытие : Бог и Царство Божие как основа ценностей / Н. О. Лосский. - Харьков : Фолио; М. : АСТ, 2000. - 861 с.

161. Малинин, С. А. И. А. Ильин и Г. В. Ф. Гегель : народный дух и устои государства / С. А. Малинин, Б. Л. Губман // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Философские науки. -2021. - № 4. - С. 107-116.

162. Малоземов, С. И. Аграрная политика государства и территориальная организация хозяйства в условиях социально-экономического кризиса : сравнительный анализ / С. И. Малоземов. - Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарёва, 2009. - 159 с.

163. Малоземов, С. И. Проблема адаптации крестьянских семей к рыночному хозяйствованию / С. И. Малоземов, Р. С. Тарасов // Социокультурное пространство села как источник трансляции семейных традиций : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. / Нац. исследоват. Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарёва. Саранск, 2020. - С. 20.

164. Мальченков, С. А. Социально-философский анализ цивилизационных трансформаций современной России : дис. ... д-ра филос. наук / С. А. Мальченков. - Саранск, 2022. - 405 с.

165. Масарик, Т. Г. Россия и Европа / Т. Г. Масарик. - СПб. : РХГИ, 2000. - 448 с.

166. Матвеев, С. Церковно-государственные отношения на Руси в период татаро-монгольского завоевания / С. Матвеев // «По ком звонит колокол»: сетевой миссионерско-просветительский журнал. - URL: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/cerkovno-gosudarstvennye-otnosheniya-na-rusi-v-period-tataro-mongolskogo-zavoevaniya (дата обращения: 16.05.2022).

167. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19 - 20 сентября 1989 г. - М. : Политиздат, 1989. - 255 с.

168. Медведев, А. А. Подлинная история русского и украинского народа / А. А. Медведев. - М. : Эксмо, 2015. - 507 с.

169. Мережковский, Д. Было и будет. Невоенный дневник / Д. Мережковский. -М. : Аграф, 2001. - 512 с.

170. Мережковский, Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д. С. Мережковский. - СПб. : Типо-лит. Б. М. Вольфа, 1893. - 192 с.

171. Мильков, В. В. Осмысление истории в Древней Руси / В. В. Мильков. - СПб. : Алетейя, 2000. - 384 с.

172. Мильков, В. Иларион / В. Мильков // Философская антропология. - 2019. - Т. 5, № 1. - С. 102-121.

173. Митрополит Анастасий (Грибановский). Беседы с собственным сердцем (размышления и заметки) Ч. 2 [Аскетика] / митрополит Анастасий (Грибановский) // CREDO.RU : портал. - URL: http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1226 (дата обращения: 16.05.2022 г.).

174. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / митрополит Иларион; реконструкция древнерус. текста Л. П. Жуковской. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2011. - 176 с.

175. Михайловский, Н. К. Полное собрание сочинений Н. К. Михайловского / Н. К. Михайловский. - СПб. : Русское богатство, 1906. - Т. 1. - 986 с.

176. Момджян К. Х. О проблеме общечеловеческих ценностей / К. Х. Момджян // Вопросы философии. - 2020. - № 3. - С. 25-41.

177. Мосейкина, М. Н. Русская эмиграция в странах Латинской Америки в 19201960-е гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук / М. Н. Мосейкина. - М., 2012. - 48 с.

178. Мочалов, Е. В. Антропологические темы в философии всеединства России XIX - XX вв. / Е. В. Мочалов. - Н. Новгород : Нижегород. Гуманитар. центр, 2002. - 303 с.

179. Мочалов, Е. В. Идеи и представители Русского мира: Федор Иванович Тютчев / Е. В. Мочалов // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия : Познание. - 2020. - № 11. - С. 143-147.

180. Мочалов, Е. В. Паламизм и русская философская мысль / Е. В. Мочалов // Социально-политические науки. - 2016. - № 2. - С. 111-113.

181. Мочалов, Е. В. Патриотические идеи в творчестве И. А. Ильина / Е. В. Мочалов // Социально-политические науки. - 2016. - № 3. - С. 141-144.

182. Мочалов, Е. В. Проблема патриотизма в философии России / Е. В. Мочалов // Социально-политические науки. - 2016. - № 2. - С. 90-92.

183. Мочалов, Е. В. Религиозно-нравственная традиция отечественной философии и судьбы русского мира / Е. В. Мочалов, М. А. Елдин, М. Ю. Грыжанкова // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Сер. : Познание. - 2021. - № 10. - С. 80-84.

184. Мочалов, Е. В. Роль менталитета в создании социального опыта и определении перспектив будущего / Е. В. Мочалов, И. В. Емелькина // Социально-политические науки. - 2018. - № 5. - С. 86-88.

185. Мочалов, Е. В. Российский менталитет в социально-философском и историко-культурном осмыслении / Е. В. Мочалов, И. В. Загороднова. - Саранск : Крас. Окт., 2008. - 180 с.

186. Мочалов, Е. В. Юрий Крижанич как предшественник идеологии русского мир а: к постановке проблемы / Е. В. Мочалов // Социология. - 2019. - № 4. - С. 218-227.

187. Мудьюгин, М. Н. (архиепископ Михаил). Русская православная церковность, вторая половина XX в. / М. Н. Мудьюгин. - М. : Библейско-богослов. ин-т, 1995. - 124 с.

188. Население СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. / Госкомстат СССР. - М. : Финансы и статистика, 1990. - 45 с.

189. Национальная политика России: история и современность / С. В. Кулешов, Д. А. Аманжолова, О. В. Волобуев [и др.]. - М. : Рус. Мир, 1997. - 679 с.

190. Неменский, О. Б. Историческая концепция Франтишека Духинского. Часть первая / О. Б. Неменский // Вопросы национализма. - 2016. - № 4 (28). - С. 4965.

191. Неменский, О. Б. Историческая концепция Франтишека Духинского. Часть вторая / О. Б. Неменский // Вопросы национализма. - 2017. - № 1 (29). - С. 6296.

192. Неменский, О. Б. Технологии дерусификации / О. Б. Неменский // Вопросы национализма. - 2013. - № 2 (14). - С. 137-145.

193. Неформальная экономика. Россия и мир / ред. Теодор Шанин. - М. : Логос, 1999. - 575 с.

194. Николаева, Н. В. «Москва - Третий Рим» - артикуляция русской идеи / Н. В. Николаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 7 (27). - С. 78-82.

195. Никольский, С. А. Аграрная экономика, сельская общность и проблема социально-экономических укладов / С. А. Никольский // Отечественная история. - 2001. - № 12. - С. 16-27.

196. Новый град : философский, религиозный и культурный обзор : журнал / под ред. И. Бунакова, Ф. Степуна и Г. Федотова. - [Париж]. - 1934. - № 8. - 95 с.

197. О России и русской философской культуре : философы русского послеоктябрьского зарубежья : сб. / сост. М. А. Маслин. - М. : Наука, 1990. -528 с.

198. Опыт русского либерализма : антология / отв. ред. М. А. Абрамов. - М. : Канон, 1997. - 480 с.

199. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. - М. : Наука, 1991. - 405 с.

200. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. - М. : АСТ, 2001. -510 с.

201. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств / ред. : А. А. Данилов, А. В. Филиппов; Фонд «Государственный клуб». - М., 2009. - 391 с.

202. Осипова, П. А. Российская цивилизация в концепциях С. Хантингтона: проблемы исторического анализа / П. А. Осипова // Вестник РУДН. Сер. : История России. - 2009. - № 5. - С. 207-212.

203. Островский, Е. В. Россия: страна, которой не было [1999 г.] / Е. В. Островский, П. Г. Щедровицкий // Русский архипелаг : сетевой проект «Русского мира». -

URL: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-possia-no (дата обращения: 16.05.2022).

204. Отечественная философия: русская, российская, всемирная : материалы V Рос. симпозиума историков русской философии / отв. ред. Л. Е. Шапошников; Нижегород. Гуманитар. центр. - Н. Новгород, 1998. - 532 с.

205. Павловский, Г. К возобновлению русского [1996 г.] / Г. Павловский, С. Чернышев. // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». - URL: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history95-97/chernishov-perepiska (дата обращения: 16.05.2022).

206. Памятники литературы Древней Руси. Вып. 1 : Начало русской литературы. XI

- начало XII века / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. - М. : Худож. лит., 1978. - 466 с.

207. Памятники литературы Древней Руси. Вып. 6 : Конец XV - первая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. - М. : Худож. лит., 1984. - 772 с.

208. Памятники литературы Древней Руси. Вып. 7 : Середина XVI века / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачёва. - М. : Худож. лит., 1985. - 627 с.

209. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин.

- М. : Алгоритм, 2003. - 543 с.

210. Панарин, А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке / А. С. Панарин. - М. : Логос, 1998. - 391 с.

211. Пантелеев, С. Ю. Русский мир всегда будет восприниматься как вызов власти Запада, его цивилизации // Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками : офиц. сайт комитета. - М., 2015. - URL: http://komitet.info/compatriots/articles-and-presentations-on-the-problem-of-compatriots/6608/ (дата обращения: 20.11.2022 г.)

212. Парилов, О. В. Русская идея: от Древней Руси к Новому времени / О. В. Парилов. - Н. Новгород : Нижегород. правовая академия, 2005. - 255 с.

213. Пациорковский, В. В. Сельская Россия: 1991 - 2001 гг. / В. В. Пациорковский.

- М. : Финансы и статистика, 2003. - 367 с.

214. Пенькова, Е. А. Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи : автореф. дис. ... канд. соц. наук / Е. А. Пенькова. - М., 2012. - 25 с.

215. Первый съезд народных депутатов СССР, 25 мая - 9 июня 1989 г. : стеногр. Отчет : в 6 т. / Верховный Совет СССР. - М., 1989. - Т. 2. - 479 с.

216. Первый съезд народных депутатов СССР, 25 мая - 9 июня 1989 г.: стеногр. Отчет : в 6 т. / Верховный Совет СССР. - М., 1989. - Т. 4. - 460 с.

217. Перевезенцев, С. В. В поисках самобытности. Об истоках отечественного национал-консервативного дискурса / С. В. Перевезенцев, А. А. Ширинянц // Тетради по консерватизму. - 2017. - № 3. - С. 61-73.

218. Перевезенцев, С. В. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей / С. В. Перевезенцев, О. Е. Пучнина, А. Б. Страхов, А. А. Шакирова // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2021. - №2 27 (4). - С. 113133.

219. Перевезенцев, С. В. Родство по истории : Статьи. Очерки. Беседы / С. В. Перевезенцев. - М. : ФИВ, 2015. - 456 с.

220. Перевезенцев, С. В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X

- XVII вв. в их историческом развитии / С. В. Перевезенцев. - М. : Вече, 2019.

- 608 с.

221. Перевезенцев, С. В. Святорусское царство. История русской святости / С. В. Перевезенцев. - М. : Изд-во М. Б. Смолина (ФИВ), 2018. - 354 с.

222. Пиккио, Р. История древнерусской литературы / Р. Пиккио. - М. : Кругъ, 2002.

- 352 с.

223. Подцероб, А. Конфликт двух цивилизаций или их взаимодействие? / А. Подцероб // Международная жизнь. - 1998. - № 3. - С. 68-74.

224. Покровский, Н. Е. Вифлеемские звезды «глобализации» / Н. Е. Покровский // Социологические исследования. - 1995. - № 2. - С. 88-97.

225. Полоскова, Т. Русский мир : мифы и реалии / Т. Полоскова, В. Скринник. - М. : Моск. фонд «Россияне», 2003. - 100 с.

226. Попков, В. Д. Русский мир. Философские рамки понимания проблемы / В. Д. Попков // Вопросы философии. - 2021. - № 7. - С. 27-37.

227. Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 881 «Об утверждении федеральной целевой программы «Русский язык». - URL: https://base.garant.ru/1548500 (дата обращения: 10.05.2022 г.).

228. Преподобный Серафим Саровский. Стяжание Духа Святого / преподобный Серафим Саровский. - М. : Ин-т рус. цивилизации, Родная страна, 2014. - 480 с.

229. Путин, В. В. Выступление на совещании постоянных послов и представителей России 1 июля 2014 г. / В. В. Путин. - URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/46131 (дата обращения: 02.02.2022 г.).

230. Пушкарев, А. П. В. Ф. Одоевский: между славянофильством и западничеством / А. П. Пушкарев // Вестник Московского университета. Сер. 12 : Политические науки. - 2007. - № 6. - С. 106-112.

231. Пушкин, А. С. Собрание сочинений : в 10 т. - Т. 10 : Письма (1815 - 1830) / А. С. Пушкин. - Л., 1979. - 711 с.

232. Пушкин, А. С. Собрание сочинений : в 10 т. - Т. 7: Критика и публицистика / А. С. Пушкин. - Л., 1978. - 543 с.

233. Развитие социального пространства России: новые вызовы и перспективы : VII Сухаревские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Саранск, 30 ноября 2017 г. / редкол. : С. М. Вдовин [и др.]. - Саранск, 2018. - 456 с.

234. Райс, К. Во имя национальных интересов / К. Райс // Pro et Contra. - 2000. - Т. 5, № 2. - С. 103-120.

235. Реснянский, С. И. «Москва - Третий Рим» как архетип русского православного самосознания / С. И. Реснянский // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. : История и политические науки. - 2019. - № 3. - С. 41-49.

236. Розанов, В. В. Народная душа и сила национальности / В. В. Розанов. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2012. - 986 с.

237. Розанов, В. В. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 30 : Листва : Уединенное. Опавшие листья. Указатели / В. В. Розанов. - М. : Республика; СПб. : Росток, 2010. - 591 с.

238. Российская цивилизация : Этнокультурные и духовные аспекты : энцикл. слов. / под ред. М. П. Мчедлова. - М. : Республика, 2001. - 544 с.

239. Россия между Европой и Азией : Евразийский соблазн: антология / ред.-сост. : Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - М. : Наука, 1993. - 368 с.

240. Русская идея : сб. / сост. М. А. Маслин. - М. : Республика, 1992. - 496 с.

241. Русская религиозная антропология. - Т. 2 : антология / сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшин. - М. : Московская духовная академия, 1997. - 480 с.

242. Русский вопрос : в поисках ответа // Москва. - 1990. - № 4. - С. 3-12.

243. Русский мир в XX веке : в 6 т. / под ред. Г. А. Бордюгова и А. Ч. Касаева. - М. : АИРО-XXI; СПб. : Алетейя, 2014. - Т. 1. - 392 с.

244. Русский мир как цивилизационное пространство: сб. ст. / под ред. А. Гусейнова, А. Кара-Мурзы, А. Яковлевой. - М. : ИФРАН, 2011. - 303 с.

245. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси : сб. / сост. М. Назаров. -М. : Столица, 1991. - 464 с.

246. Руткевич, А. М. Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета / А. М. Руткевич // История философии. - 2016. - Т. 21, № 2. - С. 119-131.

247. Самарин, Ю. Ф. Православие и народность / Ю. Ф. Самарин. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2008. - 717 с.

248. Самарин, Ю. Ф. Сочинения : в 12 т. - Т. 1 : Статьи разнороднаго содержания и по польскому вопросу / Ю. Ф. Самарин. - М. : Д. Самарин, 1877. - 403 с.

249. Сатановский, Е. Глобализация терроризма и ее последствия / Е. Сатановский // Международная жизнь. - 2001. - № 9-10. - С. 17-25.

250. Святейший Патриарх Кирилл: Русский мир - особая цивилизация, которую необходимо сберечь. 8 сентября 2014 г. // Русская Православная Церковь:

офиц. сайт Московского Патриархата. - URL:

http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html (дата обращения: 16.05.2022 г.).

251. Сердюкова, Е. В. Культурное наследие русского зарубежья: размышления о судьбах России / Е. В. Сердюкова // Научная мысль Кавказа. - 2014. - № 4. -С. 22-30.

252. Сердюкова, Е. В. Судьба книги Н.О. Лосского «История русской философии» и полемика вокруг нее в 1950-е гг. / Е. В. Сердюкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Философия. - 2022. - Т. 26. - № 1. - С. 41-60.

253. Сердюкова, Е. В. Философское россиеведение русского зарубежья: сценарии будущего / Е. В. Сердюкова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. - 2013. - № 16, Вып. 25. - С. 36-40.

254. Серегин, А. В. Учение Ильина И. А. О предопределенности формы государственного правления России особенностями правосознания ее народа / А. В. Серегин // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Юридические науки. - 2010. - Т. 23 (62), № 1. -С. 43-50.

255. Силласте, Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптивный ресурс / Г. Г. Силласте // Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 50-59.

256. Скрипник, А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник.

- М. : Политиздат, 1992. - 351 с.

257. Слепокуров, А. А. Постижимость смерти как зла в учении Н. Ф. Федорова / А. А. Слепокуров // Научные ведомости. Сер. Философия. Социология. Право. -2016. - № 24 (245), Вып. 38. - С. 181-185.

258. Соловьев, В. С. Великий спор и христианская политика / В. С. Соловьев. - М. : Тип. М. Н. Лаврова и К°, 1883. - 260 с.

259. Соловьев, В. С. Сочинения : в 2 т. / В. С. Соловьев. - М. : Мысль, 1988. - Т. 1.

- 894 с.

260. Соловьев, В. С. Сочинения : в 2 т. / В. С. Соловьев. - М. : Мысль, 1988. - Т. 2.

- 736 с.

261. Спиридонова, В. И. Россия как государство-цивилизация : философско-политический анализ / В. И. Спиридонова, Р. И. Соколова, В. Н. Шевченко. -М. : ИФ РАН, 2016. - 122 с.

262. Сталин И. В. Сочинения / И. В. Сталин. Т. 5: 1921 - 1923. М.: Госполитиздат, 1947. - 446 с.

263. Степун, Ф. А. Чаемая Россия / Ф. А. Степун. - СПб. : РХГИ, 1999. - 477 с.

264. Столяров, А. М. Русский мир / А. М. Столяров // Нева. - 2004. - № 3. - С. 151166.

265. Стризое, А. Л. Трансформация социальной ответственности и развитие общества модерна / А. Л. Стризое, С. Б. Токарева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 : Философия. Социология и социальные технологии. - 2010. - № 2(12). - С. 45-53.

266. Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века : тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений : в 2 ч. - Ч. 2. - Саранск : Изд-во Мордов. унта, 1997. - С. 163.

267. Терзич, С. Сербский вопрос в истории и ныне / С. Терзич // Международная жизнь. - 1998. - № 4. - С. 73-76.

268. Терзич, С. Старая Сербия (XIX - XX вв.) : драма одной европейской цивилизации / С. Терзич. - М. : Вече, 2015. - 479 с.

269. Тишков, В. Новый и старый «русский мир», 2007 / В. Тишков. - URL: http://ricolor.org/rus/rus_mir/proekt_rusmir/1 (дата обращения: 16.05.2022 г.).

270. Тишков, В. Русский мир : смысл и стратегии / В. Тишков // Стратегия России.

- 2007. - № 7. - С. 5-15.

271. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. - М. : Прогресс, 1991. - 736 с.

272. Токарева, С. Б. Истоки правопонимания в русской культуре: Русская правда в контексте семантики деонтически возможных миров / С. Б. Токарева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 :

Философия. Социология и социальные технологии. - 2016. - № 4(34). - С. 6170.

273. Токарева, С. Б. Конструирование образа России в публичном и общественно-политическом дискурсе : от семантического описания к метафорическому фреймингу событий / С. Б. Токарева // Logos et Praxis. - 2021. - Т. 20, № 1. - С. 36-48.

274. Толстой, А. К. Собрание сочинений : в 4 т. / А. К. Толстой. - М. : Правда, 1980. - Т. 1. - 496 с.

275. Традиция и русская цивилизация / Д. Володихин [и др.]. - М. : АСТ, 2006. -284 с.

276. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. - М. : АСТ, 2003. - 396 с.

277. Тютчев, Ф. И. Полное собрание сочинений и письма : в 6 т. - Т. 3 : Публицистические произведения / Ф. И. Тютчев. - М. : Классика, 2003. - 526 с.

278. Тютчев, Ф. И. Полное собрание сочинений и письма : в 6 т. - Т. 4 : Письма, 1820-1849 / Ф. И. Тютчев. - М. : Классика, 2004. - 622 с.

279. Тютчев, Ф. И. Россия и Запад : книга пророчеств / Ф. И. Тютчев. - М. : Православ. Свято-Тихон. богосл. ин-т, 1999. - 206 с.

280. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 16.05.2022 г.).

281. Указ Президента РФ от 05.09.2022 № 611 (ред. от 17.10.2022 г.) «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_425946/ (дата обращения: 19.10.2022).

282. Ульянов, Н. И. Украинский сепаратизм : идеологические истоки самостийности / Н. И. Ульянов. - М. : Эксмо: Алгоритм, 2004. - 412 с.

283. Успенский, Г. И. Власть земли [Сборник] / Г. И. Успенский. - М. : Совет. Россия, 1985. - 397 с.

284. Ф. М. Достоевский об искусстве / сост. В. А. Богданов. - М. : Искусство, 1973. - 632 с.

285. Фатющенко, В. И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций : курс лекций / В. И. Фатющенко. - М. : Гнозис, 2009. - 320 с.

286. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России : избр. ст. по философии рус. истории и культуры : в 2 т. / Г. П. Федотов. - СПб. : София, 1991. - Т. 1. - 351 с.

287. Федякин, С. Р. Образ незримого креста в русской лирике ХХ в. : от «Двенадцати» Блока до «Римского дневника 1944 года» Вячеслава Иванова / С. Р. Федякин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2 : Гуманитар. науки. - 2018. - Т. 20, № 2 (175). - С. 178-188.

288. Феодосий (Иванников), игумен. Евразийцы как представители русской интеллигенции первой половины ХХ века / игумен Феодосий (Иванников) // Интеллигенция и мир. - 2010. - № 1. - С. 43-56.

289. Флоренский, П. А. Сочинения : в 2 т. - Т. 1 : Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. - М. : Правда, 1990. - 496 с.

290. Флоренский, П. А. Сочинения : в 2 т. - Т. 2 : У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. - М. : Правда, 1990. - 447 с.

291. Фомина, О. В. Русский вопрос в конце ХХ века : дис. ... канд. ист. наук / О. В. Фомина. - М., 2002. - 190 с.

292. Франк, С. Л. Духовные основы общества : сб. / С. Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 510 с.

293. Франк, С. Л. Русское мировоззрение : сб. / С. Л. Франк. - СПб. : Наука. Санкт-Петербург. отд-ние, 1996. - 738 с.

294. Франк, С. Л. Этюды о Пушкине / С. Л. Франк. - Мюнхен : [б. и.], 1957. - 127 с.

295. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. - 1990. - № 3. - С. 134-148.

296. Хантингтон, С. Политический порядок в меняющихся обществах / С. Хантингтон. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 480 с.

297. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М. : АСТ, 2003. - 608 с.

298. Хатами, М. Ислам, диалог и гражданское общество / М. Хатами. - М. : РОССПЭН, 2001. - 242 с.

299. Хижий, М. Л. Архиепископ Антоний (Храповицкий) и митрополит Андрей (Шептицкий) в личной переписке начала ХХ в. (о попытке православного и греко-католического диалога) / М. Л. Хижий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. - 2009. - Вып. 1. - С. 52-60.

300. Хлопин, А. Д. Гражданское общество или социум клик: российская дилемма / А. Д. Хлопин // Полития. - 1997. - № 1. - С. 7-27.

301. Хомяков, А. С. О старом и новом : ст. и очерки / А. С. Хомяков. - М. : Современник, 1988. - 462 с.

302. Хомяков, А. С. Сочинения : в 2 т. - Т. 2 : Работы по богословию / А. С. Хомяков. - М. : Медиум, 1994. - 478 с.

303. Хомяков, А. С. Стихотворения и драмы / А. С. Хомяков. - Л. : Совет. писатель, 1969. - 595 с.

304. Цымбурский, В. «Остров Россия» [1993 г.] / В. Цымбурский // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». - URL: https://archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/cymbur/island_russia (дата обращения: 16.05.2022 г.).

305. Цымбурский, В. Л. «Остров Россия» vs «остов Россия» / В. Л. Цымбурский // Русский журнал. 2001. 12 июля. - URL: http://old.russ.ru/politics/meta/20010712-tzim.html (дата обращения: 16.05.2022 г.).

306. Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма : в 2 т. / П. Я. Чаадаев. - М. : Наука, 1991. - Т. 1. - 798 с.

307. Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма : в 2 т. / П. Я. Чаадаев. - М. : Наука, 1991. - Т. 2. - 680 с.

308. Чашина, Ж. В. Цивилизационная парадигма как социально-философское обсуждение истории и современных социально-политических и духовных

проблем России / Ж. В. Чашина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. -215 с.

309. Человек : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век : сб. / сост. П. С. Гуревич. - М. : Республика, 1995. - 526 с.

310. Шайтанов, И. Русское интервью И. Берлина / И. Шайтанов // Вопросы литературы. - 2000. - № 5. - С. 126-167.

311. Шаповалов, В. Ф. Археология гуманитарного знания и образы России / В. Ф. Шаповалов // Общественные науки и современность. - 1995. - № 3. - С. 111121.

312. Шапошников, Л. Е. Очерки русской историософии XIX - XX вв. / Л. Е. Шапошников ; Нижегор. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород, 2002. - 240 с.

313. Шевченко, М. Л. Русский мир - контуры «общей судьбы» [2004 г.] / М. Л. Шевченко // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». - URL: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/histori2004/shevchenko-kontur (дата обращения: 16.05.2022).

314. Широкалова, Г. С. Горожане и селяне в результате реформ 90-х годов / Г. С. Широкалова // Социологические исследования. - 2002. - № 2. - С. 71-82.

315. Шпак, Н. С. Национальное самосознание : сущность, функции, особенности проявления в современных условиях : дис. ... канд. филос. наук / Н. С. Шпак. - М., 1993. - 153 с.

316. Шпенглер О. Закат Европы. - URL: http://az.lib.ru/s/shpengler_o/text_1922_zakat_evropy.shtml?ysclid=l9ihqjg6qv697 150423 (дата обращения: 28.06.2022 г.)

317. Шпидлик, Т. Русская идея. Иное видение человека / Т. Шпидлик. - СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2006. - 439 с.

318. Шубарт, В. Европа и душа Востока / В. Шубарт. - М. : Русская идея, 2000. -446 с.

319. Щедровицкий, П. Г. Русский мир и транснациональное русское, 2006. / П. Г. Щедровицкий. - URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2508 (дата обращения: 16.05.2022 г.).

320. Щедровицкий, П. Г. Русский мир: восстановление контекста [2001 г.] / П. Г. Щедровицкий // Русский архипелаг : сетевой проект «Русского мира». - URL: http://archipelag.ru/ru_mir/history/history01/shedrovitsky-russmir (дата обращения: 16.05.2022 г.).

321. Щедровицкий, П. Русский мир и транснациональное русское / П. Г. Щедровицкий // Русский мир и Латвия: прошлое - настоящее - будущее : альманах гуманитарного семинара. Рига, 2004. - URL: http://seminariumhumanitatis.positiv.lv/1almanax/almanax%201%20soderzanie.ht m (дата обращения: 16.05.2022 г.).

322. Энциклопедический словарь : в 86 т. / изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - СПб. : Типо-лит. И. А. Ефрона, 1898. - Т. 23. - 487 с.

323. Эрн, В. Ф. Сочинения / В. Ф. Эрн. - М. : Правда, 1991. - 576 с.

324. Эткинд, А. М. Хлыст. Секты, литература и революция / А. М. Эткинд. - М. : Новое литературное обозрение, 2013. - 642 с.

325. Ягубова, С. Я. Категория «соборность» в философской антропологии С. Л. Франка / С. Я. Ягубова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Сер. Философия. - 2009. - № 2. - С. 90-98.

326. Яновский, Р. Г. Личность, культура, общество : глобальные изменения на пороге третьего тысячелетия / Р. Г. Яновский // Личность. Культура. Общество. - 1999. - Т. 1, № 1. - С. 7-21.

327. Яркова, Н. А. Социально-философский анализ концепта «Русский мир»: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н. А. Яркова. - Красноярск, 2014. - 24 с.

328. Basch, L. Nations unbound: transnational projects, postcolonial predicaments and deterritorialized nation-states / L. Basch, N. Glick-Schiller, C. Blanc-Szanton. -London : Routledge, 1994. - 344 р.

329. Baubock, R. Diaspora and Transnationalism: Concepts, Theories and Methods / R. Baubock, T. Faist. - Amsterdam : Amsterdam University Press, 2010. - 357 р.

330. Cohen, R. Global Diasporas : An Introduction / R. Cohen. - London : Routledge, 1997. - 240 p.

331. Deutsch, K. W. Nationalism and Social Communication : An Inquiry Into the Foundations of Nationality / K. W. Deutsch. - Cambridge : The Technology Press, 1966. - 292 p.

332. Faist, T. The Volume and Dinamics of International Migration and Transnational Social Spaces / T. Faist. - Oxford : Clarendon Press, 2000. - 380 р.

333. Glick-Schiller, N. Transnationalism: a new analytic framework for understanding migration / N. Glick-Schiller, L. Basch, C. Blanc-Szanton // Annals of the New York Academy of Sciences. - 1992. - Vol. 645. - P. 1-24.

334. Graham, S. With the Russian pilgrims to Jerusalem / S. Graham. - London : Thomas Nelson and Sons, Ltd, 1913. - 254 р.

335. Huntington, S. The West Unique, Not Universal / S. Huntington // Foreign Affairs. November/December 1996. - Vol. 75, № 6. - P. 28-46.

336. N. N. METANOIA // Вестник русского студенческого христианского движения. - [Париж; Нью-Йорк]. - 1970. - № 97. - С. 4-7.

337. Pries, L. Die Transnationalisierung der sozialen Welt. Sozialräume jenseits von Nationalgesellschaften / L. Pries. - Frankfurt a. M. : Suhrkamp Verlag, 2008. -398 p.

338. Safran, W. Comparing Diasporas : A Review Essay / W. Safran // Diaspora : A Journal of Transnational Studies. [Toronto]. - 1999. - Vol. 8 (3). - Р. 255-291.

339. Safran, W. Diasporas in Modern Societies : Myths of Homeland and Return / W. Safran // Diaspora : A Journal of Transnational Studies. [Toronto]. - 1991. - Vol. 1, № 1. - P. 83 - 89.

340. Shapovalov, V. F. Russia and Europe: Confrontation or Cooperation? / V. F. Shapovalov // Вопросы философии и психологии. [Братислава]. - 2015. - № 2/4.

- С. 131-144.

341. Tölölyan, Kh. Rethinking Diaspora(s): Stateless Power in the Transnational Moment / Kh. Tölölyan // Diaspora : A Journal of Transnational Studies. [Toronto]. - 1996.

- Vol. 5 (1). - Р. 3-36.

342. Walicki, A. The Slavophile controversy. History of a conservative utopia in Nineteenth-century Russian thought / A. Walicki. - Notre Dame : Univ. of Notre Dame press, 1975. - 609 p.

343. Wellek, R. The Philosophical Basis of Masaryk's Political Ideals / R. Wellek // Ethics : An International Journal of Social, Political, and Legal Philosophy. [Chicago]. - 1945. - Vol. 55, № 4. - P. 298-304.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.