Конфессиональный компонент гендерных отношений в культуре адыгов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Катанчиев Залим Муаедович

  • Катанчиев Залим Муаедович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 163
Катанчиев Залим Муаедович. Конфессиональный компонент гендерных отношений в культуре адыгов: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры». 2023. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Катанчиев Залим Муаедович

Введение

Оглавление

3

Глава 1. Гендерные отношения в традиционной культуре адыгов в доисламский период

1.1. Традиционная гендерная модель в контексте классической гендерной теории

1.2. Древние архетипы в фольклоре как основа формирования гендерных отношений

1.3. Гендерные отношения в традиционной культуре адыгов

Глава 2. Гендерные отношения в культуре адыгов в период исламского влияния

2.1. Актуализация ислама в традиционной культуре адыгов

2.2. Исламский компонент гендерных отношений в культуре адыгов

2.3.Вариативность гендерных отношений в современном адыгском обществе

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфессиональный компонент гендерных отношений в культуре адыгов»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Глобализационные процессы, охватывая все сферы социального бытия, на наш взгляд, имеют двойную тенденцию: с одной стороны, размывая все культурно-пространственные границы и втягивая все больше и больше малых и больших этносов в процесс урбанизации, с другой стороны, способствуют рефлексии этносами своей идентичности и поиску истоков самобытной культуры.

Проблема сохранения культурного наследия на сегодняшний день - одна из самых актуальных проблем в гуманитарном и социокультурном поле знаний. Сегодня тот факт, что западная цивилизация находится в глубоком культурном и духовном кризисе, не вызывает ни у кого сомнений. В научной литературе наблюдается тенденция переосмысления западного мультикультурализма, теории «плавильного котла» и борьбы с последствиями этих явлений.

Для традиционной культуры данные процессы являются необратимыми, так как трансформируют систему традиционных взаимоотношений, в частности, социоролевых и гендерных, десакрализуя их основу, вплоть до разрушения архетипов, формирующих те или иные традиционные социоролевые устои.

Эти проблемы коснулись и современного российского общества, в частности, народов Северного Кавказа, которым ежедневно навязываются те или иные стандарты культуры, приводя к разрушению традиционных стереотипов, традиционного института брака и семьи, а также традиционных представлений о фемининности и маскулинности.

Гендер, как и любой другой элемент культуры, выступает важным

фактором конструирования традиционного социума, а его сохранность и

передача имеют важное значение для формирования здорового общества.

Гендерные стереотипы формируются под влиянием многих социальных,

культурных, экономических и политических факторов. При глубоком изучении

традиционной культуры выясняется, что конструирование гендерных

3

стереотипов и гендерных ориентаций является одним из важнейших социальных механизмов для поддержания и развития традиционного общества.

Изучение гендерной проблематики вообще, и в частности в традиционной культуре адыгов, в достаточной степени освещено в научной литературе. Те или иные аспекты взаимоотношения пола представлены в различных исторических, социологических, лингвистических и философских исследованиях. Вместе с тем, для рассмотрения и решения проблем, возникших в традиционной культуре адыгов, в частности ломки и трансформации ее основополагающих элементов, мы считаем необходимым культурологическое осмысление данного типа гендерных отношений как основы культуры.

Непосредственно интерес к конфессиональному компоненту гендерных отношений в традиционной культуре черкесов обусловлен несколькими факторами, в первую очередь тем, что в адыгской историографии, этнологии и этнографии конфессиональный компонент социоролевых и гендерных взаимоотношений не становились предметом специального изучения. С другой стороны, представляет интерес анализ степени трансформации социоролевых и гендерных основ традиционного мировоззрения в историческом взаимодействии с привнесенными монотеистическими идеологическими системами, в частности, христианства и ислама. В-третьих, формирование современных конфессиональных групп внутри адыгского общества актуализируют изучение характерных для них социоролевых и гендерных стереотипов как поиска решения проблем межконфессиональной напряженности.

Теоретический интерес к данной проблематике обусловлен тем, что современный адыгский вариант социоролевых и гендерных ориентиров невозможно рассматривать в отрыве от воспринятых религиозных мировоззрений, инфильтрация которых привела к религиозной синкретизации, формирующей данные стереотипы. В частности, ислам, ассимилируя и трансформируя традиционные элементы адыгской культуры, одновременно и сам подвергся трансформации внутри рассматриваемой культуры.

До тех пор, пока традиционная адыгская культура сохраняла свою монолитность, ядром социоролевых и гендерных взаимоотношений, как и любых других элементов культуры, являлись традиционные архетипы, мифоэпические а также религиозные представления, тогда как конфессиональные ценности (исламские) охватывали лишь поверхностные слои традиционной культуры.

Степень разработанности темы. В российском научно -гуманитарном поле знания культурология является достаточно молодой наукой, поэтому изучение гендера в ее рамках только набирает обороты.

Гендер, как междисциплинарный предмет исследования, объединил естественные и социо-гуманитарные области знания. В настоящее время гендерные исследования выступают центральным объектом научного интереса со стороны истории, этнографии, социологии, психологии, философии, антропологии, и культурологии.

Культур-философский и социологический аспекты гендерных исследований затрагиваются в трудах зарубежных и отечественных авторов, таких как О. Вейнингер, Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, П.А. Флоренский, Б. Фридан, Н.А. Бердяев, Э.А. Понуждаев, Н.Х. Орлова, И. Гофман, М. Киммела, М. Мид, Р. Коннелл. Разработке проблем традиционной культуры посвящены работы С.В. Лурье, С.А. Арутюнова, Ю.М. Лотмана, С.И. Семенова, Х.Г. Тхагапсоева и др.

Непосредственно фундаментальные гендерные исследования начались в рамках феминистских теорий, представленных в трудах Симоны де Бовуар, Дж. Батлер, В. Брайсон, Г.А. Брандт, и др.

Значительный вклад в разработку отечественной гендерной проблематики, внесли такие авторы как О.А. Воронина, И.А. Жеребкина, Т.А. Клименкова, С.Г. Айвазова, Н.А. Пушкарева, З.А. Хоткина, М.Л. Бутовская, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина, И.С. Кон, А.В. Кирилина, И.Л. Коган. В рамках психологии гендер рассматривался такими авторами как Ш. Берн, Е.П. Ильин, И.Г. Малкина-Пых, И.С. Клецина, С. Бем.

В основу изучения древних культов и мифологических образов, легла теория архетипов К. Юнга, а так же другие труды представителей западной психоаналитической теории (З. Фрейд, Р. Столлер, Э. Фромм).

Для изучения религиозного аспекта данной диссертационной работы мы обращались к таким авторам как И.Н. Яблоков, Н.С. Капустин, Е.И. Аринин, Д. Фрэзер, М. Элиаде.

Семиотический аспект исследований, примененный в первой главе, методологически основан на трудах У. Эко, Ю.М. Лотмана, С.Т. Махлиной.

Основными источниками и трудами, на которые мы опирались в своем исследовании по изучению регионального аспекта этно -культурных особенностей гендерных отношений в традиционной культуре адыгов выступают труды региональных авторов гендерологов, таких как М.А. Текуева, Л.Х. Сабанчиева, Е.А. Нальчикова, А.А. Безрукова, Л.Х. Урусова, З.Ю. Тугуз, Л.Ф. Хараева. Конфессиональный компонент гендерных отношений в традиционной культуре адыгов (черкесов) не становились специальной темой исследований, хотя некоторые отдельные проблемы, к которым мы обращаемся в своей диссертационной работе, разрабатывались ранее в этнографической, этнологической, философской, и социологической литературе.

Обширную этнографическую базу составили труды таких авторов, как Ш. Ногмов, С. Хан-Гирей, Дж. Интериано, Дж. Белл, Л.Я. Люлье, И.Ф. Бларамберг, Ж.-В.-Э. Тэбу де Мариньи, Ж.-Ш. Бесс, Дж.А. Лонгворт, А. Олеарий и др.

Этнологическую и историческую основу данной работы составляют труды Б.Х. Бгажнокова, С.Х. Мафедзева, Л.И. Лаврова, К.Х. Унежева, Х.М. Думанова, А.Т. Шортанова, и т.д.

Данные авторы, в полной мере раскрыли в своих трудах этническую характеристику адыгского общества - основные этапы социального развития, общественный уклад, традиционную ментальность, материальную и духовную культуру народа.

Также в основу данной работы легли труды Е.А. Ахоховой, А.Т.

Шортанова, К.Х. Унежева, Н.М. Емельяновой, С.А. Ляушевой, А.Х. Мукожева,

6

Л.Н. Фроловой, Г.В. Салаходиновой касающиеся регионального аспекта религиозной проблематики.

Исследования, послужившие основой для данной работы, были посвящены, главным образом, изучению мифорелигиозного пласта традиционной культуры адыгов, гендера как социокультурного конструкта на примере адыгских субэтносов, а также частным вопросам конфессионального обоснования гендерных взаимоотношений. При этом ранее в научной литературе не ставилась цель изучить конфессиональный аспект как один из основных факторов, формирующих социоролевые и гендерные стереотипы в традиционной структуре адыгского общества. Малоизученной остается специфика современных социоролевых и гендерных взаимоотношений в молодежной среде, а также степень их связи с традиционными архетипическими прообразами и разнородностью конфессиональной основы, имеющей место в современных реалиях адыгского социума.

Объект исследования: гендерные отношения в культуре адыгов.

Предмет исследования: конфессиональный компонент гендерных отношений в культуре адыгов.

Цель диссертационной работы - выявить роль, трансформацию и современное состояние конфессионального компонента гендерных отношений в культуре адыгов.

Задачи исследования:

• показать ограниченность классической трактовки понятия «гендер» в исследовании традиционной гендерной модели на примере адыгской культуры;

• рассмотреть основу формирования гендерных стереотипов, проявляющихся в культурной практике адыгов, а также выявить архетипы, лежащие в основе гендерного конструкта;

• обозначить генетическую связь архетипических образов и доместикации пространства с сакрализованными и стереотипизованными формами гендерного поведения адыгов;

• обозначить консервативность гендерных ролей в традиционной культуре, несмотря на изменения в ритуальной практике адыгов с приходом ислама;

• выявить вариативность гендерных отношений в современном адыгском обществе.

Методологическая основа. В данной работе гендерный подход является основным в исследовании традиционной культуры адыгов. Он позволил проанализировать традиции и обычаи народа, а также часть культурных символов с позиции совокупности норм поведения мужского и женского пола. Так же автором были использованы ряд методов, широко применяемых в культурологии: компаративный, семиотический, системный и структурно-функциональный методы:

- компаративный метод позволяет рассмотреть исследуемые элементы в сравнительно -историческом ракурсе, в частности мифологические и эпические образы и мотивы.

- семиотический метод позволяет выявить символичность и знаковость традиционных архетипов культуры адыгов, и их влияние на формирование тех или иных социоролевых и гендерных стереотипов.

- системный метод был применен как универсальный метод изучения тех или иных сложных общественных институтов, в частности, таких как гендер и социальные роли.

- структурно-функциональный метод позволяет выявить специфику взаимодействия гендера как одной из подсистем, выполняющих регулятивную функцию по отношению к традиционной культуре как системе в целом.

Новизна работы состоит в следующем:

• на основе представлений о гендерном конструкте, как обладающем сложной структурой и взаимосвязью биологических социальных и культурных составляющих, изучена роль конфессионального компонента в социоролевых и гендерных отношениях в традиционной культуре адыгов, определены элементы культуры, в которых наиболее ярко выразилось влияние ислама на гендер;

• определена несоизмеримость изучения истории и современной ситуации в адыгском гендере с исследовательским контекстом классической гендерной теории, которая сложилась в западной культуре в результате борьбы женщин за равноправие и участие в публичной жизни общества и не может быть напрямую применима к исследованию культурной среды (на примере адыгов), сложившейся на основе традиционных и религиозных представлений народа о гендере и соответствующих им гендерных отношений;

• прослежены генетические корни социоролевых и гендерных стереотипов в мифоэпическом (нартский эпос) и религиозном пластах традиционной культуры, реконструированы и систематизированы основные архетипы, проявившиеся в гендерном поведении абхазо-адыгов;

• доказано, что влияние ислама на традиционную систему гендерных стереотипов носило формальный характер и в корне не изменило их, лишь скорректировав поведение женщин в похоронно-поминальном и свадебном обрядах;

• установлено, что в настоящее время в адыгской социокультурной среде гендерные стереотипы носят не универсальный, а вариативный характер. Факторами вариативности гендерного поведения стала, с одной стороны, радикализация ислама в среде молодежи, с другой - нивелирование традиционных норм и распространение западных ценностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Адыгская традиционная гендерная модель не укладывается в методологию исследования гендерной культуры, формировавшейся в западноевропейской и американской культуре. Базовые принципы классической гендерной теории сориентированы на изучение неравенства между мужчиной и женщиной и, в конечном счете, на поиски решения данной проблемы.

2. Традиционная адыгская культура не предполагала форм борьбы

женщин за фактическое равноправие с мужчинами. В этой культурной

практике отсутствует исходная гендерная асимметрия, поскольку мужское и

9

женское - равнозначные и взаимодополняющие элементы единого целого. Отсутствие грамматической категории рода в языке, отсутствие гендерной асимметрии в мифологических представлениях адыгов, и впоследствии в обрядах жизненного цикла, смещают исследовательский интерес при анализе адыгского гендера на традиционные модели формирования гендерных отношений и их влияние на современные социоролевые и гендерные стереотипы.

3. В доисламский период основой формирования социоролевых и гендерных стереотипов в традиционном обществе выступают универсальные архетипы (архетип матери, отца, сына, героя), репрезентированные в фольклоре, мифоэпических, религиозных, этико -нравственных и социокультурных элементах традиционной культуры абхазо -адыгов. Одним из главных архетипов, повлиявшим на ядро традиционного гендерного конструкта, является архетип Богини матери. С усилением патриархальных принципов в адыгском обществе, эти архетипы перестают главенствовать в определении гендерных ролей.

4. Индифферентное отношение адыгов к исламу как к религиозно -философскому учению объяснялось фундаментальным различием между исламом и традиционной культурой на уровне основополагающих ценностей. Так, если монотеистическое мировоззрение предполагало теоцентризм, то традиционному мировоззрению было присуще антропоцентристское и социоцентристское мироощущение, где честь, благородство, рыцарская доблесть и пр. духовные ценности, не имея ничего общего с религиозной догматикой, являлись основополагающими в культуре адыгов.

5. Проникновение российской культуры на Кавказ, с одной стороны,

расширило социальные роли женщин в адыгской среде, с другой, привело к

разрушению традиционных институтов, на которых держалась традиционная

гендерная модель. Данную гендерную лакуну начал постепенно восполнять

ислам. Однако влияние ислама носило формальный характер и в корне не

изменило традиционную систему гендерных стереотипов, породив

разновидность «народного ислама». Специфичность модернизации гендерных отношений заключалась в модификации женских гендерных ролей исламской ритуальной практикой, выраженной в основном в обрядах жизненного цикла с сохранением традиционной гендерной атрибутики. Конфессиональный компонент в адыгской системе гендерных отношений выявляется в таких элементах традиционной культуры как похоронный обряд, свадебный обряд, внутрисемейное положение женщины, традиционная этнопедагогика, институт игрищ.

6. В настоящее время гендер в адыгской среде имеет вариативные формы проявления. Одним из факторов вариативности гендера служит ислам и его различное толкование внутри социальных групп. Старшее поколение придерживается традиционного (адыгского) ислама, в котором сплетаются и светские гендерные стереотипы, и традиционные, и конфессиональные. Молодежная среда еще более вариативна в гендерных стереотипах. Обусловлено это возникновением исламских центров образования на Северном Кавказе и распространением в среде молодежи ислама радикального толка, что вызвано разрушением механизмов функционирования традиционной системы и заполнением этой ниши новой радикальной идеологией. Если ранее ислам был внешним оформлением традиционных гендерных норм, то сегодня у значительной части молодежи он определяет уже внутренние ценности. Нивелирование традиционных ценностей связано также с распространением западной феминистской теории, а в результате общая культурная маргинализация и космополитизм приводят к гендерной маргинализации молодежи.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты данной работы могут быть использованы при:

• разработке и усовершенствовании методологии гендерных исследований в Северо -Кавказском регионе;

• дальнейшем анализе и систематизации гендерной проблематики в современном адыгском обществе;

• реализации гендерной политики в республиках Северного Кавказа;

• разработке политических и идеологических программ на федеральном уровне, направленных на формирование культурной и социальной толерантности, а также снижение всех видов дискриминации;

• подготовке и внедрении новых учебных пособий.

Данная работа может быть использована как основа спецкурса по дисциплинам: «История религии КБР», «Кавказский этикет», «История и культура народов Северного Кавказа», «Традиционная культура народов Северного Кавказа», «Социология культуры», и др.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности: отраженные в диссертации научные положения посвящены исследованию конфессионального компонента гендерных отношений в культуре адыгов и соответствует пунктам паспорта специальностей ВАК РФ 5.10.1 - Теория и история культуры, искусства: 9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов. Традиции и инновации в истории культуры; 13. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре и истории; 16. Роль культурного и природного наследия в жизнедеятельности общества; 21. Миф в системе культуры; 22. Религия как феномен культуры; 33. Культура и этнос. Культура и нация. Этническая и национальная культура; 34. Культура и субкультура. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры.

Степень достоверности исследования.

Достоверность, обоснованность и логичность результатов и выводов проведенного исследования обеспечивается опорой на обширный научно-исследовательский пласт работ по теме диссертационного исследования, а так же применением научных методов исследования соответствующих объекту, предмету, цели и задачам данной работы, внутренней логике и согласованностью полученных результатов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре культурологии

ФБГОУ ВО «Северо-Кавказского государственного института искусств» и

12

была рекомендована к защите на кафедре культурологии СКГИИ «3» марта 2023 г.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 9-ти опубликованных работах (общий объем - 5,3 п.л.), 5 из которых опубликованы в российских рецензируемых научных журналах, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (общий объем - 3,4 п.л.).

Основные идеи работы излагались автором на Всероссийских научных конференциях: «Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления единства» (Краснодар, 2013), IV Международная научно-теоретическая конференция «Культура. Искусство. Образование» (Нальчик, 2013), IV Международная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура» (Красноярск, 2015), Всероссийская (с международным участием) молодежная междисциплинарная научно-практическая конференция «Гражданско-патриотические ценности в контексте диалога культур» (Ростов-на-Дону - Нальчик, 2016).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы. Задачи, поставленные в работе, соответствуют параграфам глав.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Катанчиев Залим Муаедович

Заключение

Изучение традиционного гендера на примере адыгского и его осмысление в контексте мировой гендерной тенденции приводит к мысли, что определяющей доминантой гендерных традиций на протяжении длительного времени являлись традиционные архетипы, традиционные концепты, мифоэпические и религиозные представления народа. Формируя сакральное ядро гендерных конструктов, они подвергались лишь незначительной трансформации в результате взаимодействия с конкретными конфессиональными гендерными традициями, в частности исламскими. Глобализационные процессы, в рамках которых уже невозможно говорить о традиционном гендерном конструкте, выявляют в современном адыгском обществе посттрадиционное пространство, когда практически разрушены традиционные гендерные институты, но не утвердились новые.

В соответствии с задачами, поставленными в диссертационном исследовании, автор делает следующие выводы:

1. В рамках классической категории гендера и его базовых принципов,

адыгский традиционный гендерный конструкт является резонирующим в части

базовых основ категорий фемининности и маскулинности. История

западноевропейской и американской теории гендера берет свое начало со

времен Античности, сформировался дуализм гендера и отождествлении

мужского с рациональным, а женского с эмоциональным. В истории адыгских

мировоззрений такой традиции не было. В религиозных и мифологических

представлениях, имевших синкретический характер, не проявлялось

радикальной поляризации мужского и женского. Следовательно, в

традиционной культурной практике адыгов мужское и женское «занятие» не

проявляли радикальной гендерной асимметрии. Традиционный гендер был

лишь отчасти регламентирован биологическими характеристиками, но в

большей степени был основан на архетипических мифологических

представлениях, где немаловажное место занимало представление о Богине

137

Матери. Социальный статус женщины в адыгском обществе был высок, и женщина, не исключалась из гражданского общества, более того имела право заниматься наряду с женскими занятиями и «мужским искусствам»: верховая езда, владение оружием, и т.д.,

2. Традиционные гендерные конструкты адыгской культуры берут свое начало в древнейших архетипах, таких как архетип матери, Великой Богини, отца, героя, сына и многих других, репрезентированных в фольклоре адыгов, в мифоэпических, религиозных, этико -нравственных, социокультурных основах абхазо-адыгского социума. В частности, одним из могущественных культов древности, повлиявшим на гендерное сакральное ядро, является культ Богини-матери, ярко выраженный в нартском эпосе в женских образах и ипостасях. В рамках религиозного гендера данный культ являлся детерминантой обрядово -ритуальной практики мужчин и женщин. Впоследствии, с усилением патриархальных принципов в культуре, женский культ сменился мужским, однако не исчез, а представлял собой различные ипостаси мужских божеств. В нартском эпосе четко прослеживаются метафоры смены женских божеств мужскими, трансформация атрибутов солярного культа, изначально связанных с женским началом, затем приобретший маскулинные черты и ставший атрибутом мужских божеств. Подобным же образом нимб над головой Богородицы, также связанный с солярной символикой, с течением времени трансформируется в атрибут небесного Бога-отца. Тесная связь гендерных и социоролевых отношений традиционного адыгского общества также уходит корнями к древнейшим мужским и женским культам, имевшим сакральный смысл. Исследованные архетипы, проявленные в эпосе символично, выходят за рамки религиозного в область этико -нравственной сферы, детерминируя социоролевые и гендерные отношения в исследуемом обществе. Пространственные ориентиры адыгского дома - «унэ» - также имеют гендерный окрас, выраженный в условном делении домашнего пространства на женские и мужские места. Это деление отталкивается от мифологического и религиозного осмысления Вселенной и ее незримого порядка.

3. В ритуальной практике, имеющей немаловажное значение в традиционной жизни адыгов, преобладало женское начало, и женщина в этой сфере чувствовала себя достаточно свободно. Вследствие высокой степени символизации всех элементов культуры сложно отделить сакральное от профанного в традиционной культуре адыгов, и исследование не приведет к целостному пониманию традиционной культуры, так как все светские и повседневные действия и обряды имели ритуальный характер. В рамках диссертационного исследования представлена относительно новая трактовка понятия адыгэ хабзэ, культурологический подход к которому дает основание говорить, что адыгэ хабзэ не есть только этикет или какой-либо еще отдельный феномен культуры, а есть вся полнота традиционной культуры, начиная от культурного мышления заканчивая традиционным бытом. В этом смысле процесс формирования гендерных ориентиров или стереотипов также являлся сакральным процессом, проистекающим из адыга хабзэ.

4. В истории прихода ислама в адыгскую среду выделяется некоторые узловые моменты, во-первых это контакты с татаро-монголами, Крымским Ханством, Ираном, народами Дагестана, Османской империи и Египетской династии Мамлюков. Во-вторых это период Кавказской войны и выдвижение ислама в качестве идеологического и политического инструмента в борьбе за независимость. В-третьих сравнительно-сопоставительный анализ некоторых основополагающих концептов двух мировоззрений, традиционного и исламского показывает, что на уровне этих концептов различия между исламом и традиционной культурой адыгов были довольно существенны. В целом характер проникновения ислама в адыгское общество был довольно длительным по времени и нестабильным, что наложило определенный отпечаток на форму и содержание ислама у адыгов.

5. Сегодня адыгский вариант социоролевых и гендерных ориентиров

невозможно рассматривать в отрыве от воспринятых религиозных

мировоззрений, инфильтрация которых привела к религиозной синкретизации,

формирующей данные стереотипы. В частности, ислам, ассимилируя и

139

трансформируя традиционные элементы адыгской культуры, одновременно и сам подвергся трансформации внутри рассматриваемой культуры. Одними из примеров соединения конфессионального компонента и традиционной культуры служат такие ритуальные практики как похоронный и свадебный обряды, где наравне с традиционным главенством женского начала появляется и мужское начало, выраженное в активном вовлечении исламского духовенства в эти обряды. Однако если в похоронной обрядности мусульманский компонент оказался превалирующим, то в свадебной обрядности исламский компонент ограничился лишь процедурой заключения брачного договора. Таким образом, можно утверждать, что полной деконструкции традиционных гендерных отношений в процессе исламизации адыгов не произошло. Религиозная идеология лишь дополнила и скорректировала некоторые моменты, но не поменяла основу социоролевых отношений в адыгском обществе. До тех пор пока традиционная адыгская культура сохраняла свою монолитность, ядром гендерных взаимоотношений, как и любых других элементов культуры, являлись традиционные архетипы, традиционные концепты и мифорелигиозные представления, тогда как конфессиональные концепты (исламские) охватывали лишь поверхностные слои традиционной культуры.

6. Современную гендерную картину адыгов можно охарактеризовать как маргинальную, находящуюся на стадии практически разложившихся традиционных гендерных стереотипов и неокончательно сформировавшихся новых. Выявляется наличие нескольких векторов развития -псевдотрадиционный, европейский и радикально -исламский. Соблюдение этими субгруппами своих специфичных гендерных ролей и стереотипов приводит к наличию в адыгской культуре многовариативности гендерных моделей поведения. Особую роль тут играет конфессиональный компонент, точнее радикальная форма ислама. Если до конца ХХ столетия доминировал «светский» вектор, то в последние 20 лет стал преобладать исламский вектор.

Точнее сказать - форма, которую ислам принял в постмодернистскую эпоху.

140

Это не традиционный канонический ислам, а его радикальная форма, которая в настоящее время активно насаждается в молодежной среде.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Катанчиев Залим Муаедович, 2023 год

Список источников и литературы

1. Абри де Ла Мотрэ. Путешествие господина Абри де Ла Мотрэ в Европу, Азию и Африку / Абри де Ла Мотрэ // Адыги, Балкарцы и Карачаевцы в известиях Европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В. К. Гарданов. -Нальчик: «Эльбрус», 1974. - С. 119-148.

2. Агзамова Л.М. Роль и место женщины-матери в исламе / Л.М. Агзамова // Вестник Башкирского университета. Раздел: Философия, Социология, Культурология и Политология. - Уфа, 2009. - Том 14. № 3. - С. 924-927.

3. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно / Адам Олеарий // Адыги, Балкарцы и Карачаевцы в известиях Европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К. Гарданов. - Нальчик: «Эльбрус», 1974. - С. 82-86.

4. Адиль-Герей Кешев (Каламбий). Записки черкеса / Адиль-Гирей Кешев (Каламбий). - Нальчик: «Эльбрус», 1988. - 272 с.

5. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории) / С.Г. Айвазова. - М.: РИК Русанова, 1998. -408 с.

6. Аккиева С.И. Ислам в Кабардино-Балкарской республике / С.И. Аккиева / Под ред. проф. А. В. Малашенко. - М.: Логос, 2009. - 136 с.

7. Античная мифология с античными комментариями к ней: собрание первоисточников, статьи и комментарии / сост. и комм. А.Ф. Лосева. Харьков: Фолио; М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 1040 с.

8. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии / В.Г. Ардзинба. -М.: Изд-во Наука, 1982. - 248 с.

9. Ардзинба В.Г. Заметки к текстам хеттских ритуалов / В.Г. Ардзинба // Вестник древней истории. - М.: Изда-во Наука, 1977. - № 3. - С. 118-132.

10. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография / Е.И. Аринин. - Архангельск: Изд-во ПГУ имени М. В. Ломоносова, 1998. - 297 с.

11. Арутюнов С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 1989. - 247 с.

12. Ахохова Е.А., Нагоева Л.А., Катанчиев З.М. Сакральная символика культурного пространства абхазо-адыгского социума / Е.А. Ахохова, Л.А. Нагоева, З.М. Катанчиев // В мире научных открытий. - Москва, 2015. - №2 3.4 -С 1879-1895.

13. Ахохова Е.А., Нагоева Л.А., Катанчиев З.М. Социальная и магическая семиотика женских культов в абхазо-адыгской культуре / Е.А. Ахохова, Л.А. Нагоева, З.М. Катанчиев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 3. Ч. 2. - С. 27-32.

14. Ахохова Е.А. Катанчиев З.М. Гендерный конфликт в мифологическом сознании (на материале адыгской традиционной культуры) / Е.А. Ахохова, З.М. Катанчиев // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - Москва: Изд-во МГУ ПС (МИИТ), 2016. -Вып. №6(59) - С. 74-83.

15. Ахохова Е.А., Катанчиев З.М. Мифологема души в адыгской традиционной культуре / Е.А. Ахохова, З.М. Катанчиев // Культура. Искусство. Образование: Материалы IV Международной научно -теоретической конференции. Кн. 2. - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых (ООО «Полиграфсервис и Т»), 2013. - с 50-60.

16. Ахохова Е.А. Адыгский религиозный синкретизм: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.06 / Ахохова Елена Асланбиевна. - Москва, 1996. - 161 с.

17. Бахова О.В. Обычаи избегания у кабардинцев / О.В. Бахова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы и теории практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 7 (33): в 2-х ч. Ч. II. - С 19-21.

18. Бабич И.Л. Духовные ценности и проблемы формирования новой идеологии у народов Северного Кавказа / И.Л. Бабич // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - Москва: Изд-во ИЭА РАН, 2008. - Вып. 208. - 45 с.

19. Бадинтер Э. О мужской идентичности / Э. Бадинтер // Философско -культурологический журнал: Московского государственного университета, философский факультет. - Москва, 2000. - № 1-2 - С. 19-25.

20. Балтанова Г.Р. Мусульманка / Г.Р. Балтанова. - М.: Логос, 2007. - 376

с.

21. Бараева З.М. Некоторые правовые аспекты мусульманки в исламе / З.М. Бараева // Исламоведение. - 2010. - № 3 - С. 157-169.

22. Басистая Е.В. Гендерные стереотипы традиционной культуры / Е.В. Басистая // Гуманитарные и социальные науки. - Ростов-на-Дону, 2009. - № 1. -С. 2-9.

23. Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции / Дж. Батлер. - Пер 3. Баблояна. - Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2002. - 168 с.

24. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов / Б.Х. Бгажноков. - Нальчик: Эльбрус, 1983. - 229 с.

25. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика / Б.Х. Бгажноков. - Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 94 с.

26. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище / Б.Х. Бгажноков. - Нальчик: Полиграфкомбинат Госкомиздата КБССР, 1991. - 181 с.

27. Бгажноков Б.Х. Социальная организация семьи / Б.Х. Бгажноков. -Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2010. - 128 с.

28. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Бем С. / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.

29. Беданокова А.М. Воспитательный потенциал адыгского фольклора / А.М. Беданокова // Вестник Адыгейского государственного университета. -Майкоп: Изд-во АГУ, 2005. - № 4 - С. 196-198.

30. Бетрозов Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов / Р.Ж. Бетрозов. - Нальчик: Нарт, 1991. - 168 с.

31. Безрукова А.А. Гендерные характеристики социальных позиций женщин в традиционном адыгском обществе / А.А. Безрукова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. - № 1 - С. 130-137.

32. Безрукова А.А., Калашаова Д.А. Гендерные особенности семейных ценностей молодежи в современном социокультурном пространстве в Республике Адыгея (по материалам социологического исследования) / А.А. Безрукова, Д.А. Калашаова // Вестник Майкопского Государственного технологического университета. - Майкоп, 2015. - С. 121-126.

33. Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви / Н.А. Бердяев. - М.: Прометей, 1989. - 160 с.

34. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.

35. Белл Дж. Дневники пребывание в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 / Дж. Белл // Адыги, Балкарцы и Карачаевцы в известиях Европейских авторов XIII-XIX вв. Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К. Гарданов. - Нальчик: «Эльбрус», 1974. - С. 458-531.

36. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа / И.Ф. Бларамберг. - Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1999. - 403 с.

37. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс. - Москва: Петербургское востоковедение, 1994. - 168 с.

38. Богатырева И.З. Традиционное и новое в обрядности Кабардинцев: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Богатырева Изабелла Забидовна. Нальчик, 2003. - 23 с.

39. Братов Х.С. Символика огня, меча и слова-Логоса в фольклоре

черкесов-адыгов (национальное, общечеловеческое в мире, языке,

145

традиционной культуре) / Х.С. Братов. - Пятигорск: Изд-во «РИА-КМВ», 2013. - 275 c.

40. Брайсон В. Гендер и политика времени / В. Брайсон. - Киев «Центр учебной литературы», 2011. - 248 с.

41. Брандт Г.А. «Пол», «Человек», «Культура» в истории западноевропейской мысли: открытия ХХ века / Г.А. Брандт. - Человек в мире культуры. - №1. - 2012. - С. 4-11.

42. Брандт Г.А. Женщина в обществе / Г.А. Брандт. - Общественные науки и современность. - №2. - 1998. - С. 167-180.

43. Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции / Л.М. Бутовская. - Фрязино: «Век 2», 2004. - 368 с.

44. Бутовская М.Л. Антропология пола / Л.М. Бутовская. - Фрязино: «Век 2», 2013. - 256 с.

45. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер / Пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - Москва: Прогресс, 1990. - 808 с.

46. Вента Р. Эволюция образа мусульманки в исследованиях XX-XXI вв. / Р. Вента // Женщина в российском обществе. - 2012. - №1. - С.81-88.

47. Вейнингер О. Пол и характер: микроформа Принцип / О. Вейнингер. -М.: Латард. - 1997. - 357 с.

48. Винничук Л. Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. - Москва: Высшая школа, 1988. - 496 с.

49. Воронина О.А. Гендерное измерение политики и культуры в России / О.А. Воронина // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №4. - С. 172177.

50. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство / О.А. Воронина. -М.,УРСС., 2004. - 319 c.

51. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. - СПб.: Изд-во СПбГУ. - 1996. - 152 с.

52. Гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты» и его генезис / А.М. Гадагатль. - Краснодар: Изд-во Краснодарское книжное издательство, 1967. -450 с.

53. Голан А. Миф и Символ / А. Голан. - Москва: Руссолит, 1993. - 375 с.

54. Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы / М. Гимбутас. - Москва: РОССПЭН, 2006. - 568 с.

55. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс. - Москва: Прогресс, 1992. - 624 с.

56. Гутов А.М. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса / А.М. Гутов. - Нальчик: Эль-фа, 2000. - 220 с.

57. Детерминация гендера этническим фактором: кавказский дискурс: Коллективная монография / Авторы: Х.Г. Тхагапсоев, А.Ю. Шадже, Н.А. Ильинова, Е.С. Куква, З.Ч. Тауканова. - М.: Издательство «Спутник+», 2019. -134 с.

58. де Бовуар С. Второй пол / С. Де Бовуар. - «Азбука- Аттикус», 1949. -141 с.

59. Джоргуди С. Создание мифа о матриархате / С. Джоргуди // История женщин на Западе: В 5 т. Т.1: От древних богинь до христианских святынь. -Санкт-Петербург: Алетейя, 2005. - С. 457-471.

60. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыге) / Н. Ф. Дубровин. - Нальчик: Кабардино-Балкарское отделение Всероссийского фонда культуры, 1991. - 415 с.

61. Думанов Х.М. Взаимодействие адыгэ хабзэ, норм шариата и русского законодательства в Кабарде в ХУШ первой половине Х1Х вв. / Х.М. Думанов // Исторический вестник. - Нальчик, 2008. - Вып VII. - С. 93-106.

62. Думанов Х.М. Социальная структура и обычное право кабардинцев в нормах адата (первая половина Х1Х в.) / Х.М. Думанов. - Нальчик, 1976. - 140 с.

63. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада / И.М. Дьяконов. - Москва: Наука, 1990. - 247 с.

64. Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. Монография / Н.М. Емельянова. - Москва: «Граница», 1999. - 140 с.

65. Жан-Шарль де Бесс. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 - 1830 гг. / Жан-Шарль де Бесс // Адыги, Балкарцы и Карачаевцы в известиях Европейских авторов XIII-XIXвв. Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К. Гарданов. - Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1974. - С. 329-353.

66. Жеребкина И.А. Субъективность и гендер: гендерная теория субъекта в современной философской антропологии / И.А. Жеребкина. - СПб.: Алетейя, 2007. - 307 с.

67. Залиханова Л.И. К вопросу о потенциале общественности в нейтрализации экстремизма / Л.И. Залиханова // Этнополитические и религиозные проблемы кабардино-балкарские: предпосылки, характер и перспективы решения. Составители: Ж.А. Калмыков, А.Б. Созаев, Редактор А.Г. Кажаров. - Нальчик: Изд-во ООО «Телеграф», 2011. - С. 99-108.

68. Здравомыслова Е.А. Темкина А.А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Введение в гендерные исследования: учебное пособие / под ред. И.А. Жеребкиной. -Харьков: СПб, 2001. - Ч. 1. - С. 147-173.

69. Здравомыслова Е.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Общественные науки и современность. - 1999. - № 6. - С. 177-185.

70. Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Социологические исследования. - 2000. - № 11. - С. 15-23.

71. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология / А.М. Золоторева. - Москва: Наука, 1964. - 285 с.

72. Иванова Е.Ф. Гендерные исследования в психологии / Е.Ф. Иванова // Введение в гендерные исследования : учебное пособие / под. ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: СПб, 2001. - Ч. 1. - С. 312-345.

73. Ильин Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. - 688 с.

74. Интериано Дж. Быт и нравы Зихов, именуемых Черкесами / Дж. Интериано // Адыги, Балкарцы и Карачаевцы в известиях Европейских авторов XIII - XIX вв. Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К. Гарданов. - Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1974. - С. 43-53.

75. Исаченко Н.Н. Концепт греха в современном обществе / Н.Н. Исаченко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 7 (45): в 2-х ч. Ч. I. C. 63-65. ISSN 1997 - 292 с.

76. Кагазежев Ж.В. Принятия ислама адыгами / Ж.В. Кагазежев // Вопросы истории. - 2010. - №1. - С. 160-164.

77. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петро полис, 1996. - 414 с.

78. Кажаров В.Х. Избранные труды по истории и этнографии адыгов / В.Х. Кажаров / Сост. Абазов А.Х. - Нальчик: Изд-во ООО «Печатный двор», 2014. - 904 с.

79. Каламбий (Адиль-Гирей Кешев). Записки черкеса (повести, рассказы, очерки, статьи, письма) / (Адиль -Гирей Кешев) Каламбий. - Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1988. - 271 с.

80. Канаметов З.Х. Дворянский этикет (уэркъ хабзэ) в системе традиционных общественных институтов адыгов / З.Х. Канаметов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - Майкоп, 2009 - № 1 - С. 241-249.

81. Канаметов З.Х. Традиции и обычаи почтительного отношения к женщине в адыгском обществе / З.Х. Канаметов // Этнополитические и религиозные проблемы Кабардино-Балкарии: предпосылки характер и перспективы решения. - Нальчик, 2011. - С. 210-227.

82. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах

древних верований и христианства) / Н.С. Капустин. - М.: Мысль, 1984. - 222 с.

149

83. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа / Ю.Ю. Карпов. - СПб.: МАЭ РАН, - 1996. - 312 с.

84. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа / Ю.Ю. Карпов. - СПб.: Петербургское востоковедение, - 2001. - 414 с. Переиздание: Нальчик, изд-во М. и В. Котляровых (в серии «Кавказ»; Вып. 10),

- 2013. - 408 с.

85. Катанчиев Т.М. Адыгэ хабзэ как кабардинское обычное право / Т.М. Катанчиев. - Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2001. - 157 с.

86. Катанчиев З.М. Конфессиональные основания традиционной и посттрадиционной вариативности гендерных отношений в адыгском обществе / З.М. Катанчиев // Культурная жизнь Юга России. 2017. - № 3 (66). - С. 24-32.

87. Катанчиев З.М. Многовариативность гендерных социоролевых отношений в контексте смены культурной парадигмы: на материале культуры адыгов (черкесов) / З.М. Катанчиев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социаология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. - № 2 (259). - С. 151-156.

88. Киммел М. Гендерное общество / М. Киммел. - М.: РОССПЭН, 2006.

- 464 с.

89. Кирилина A.B. Гендер: лингвистические аспекты / A.B. Кирилина. -М.: Изд-во «Инст-т социологии РАН», 1999. - 180 с.

90. Клапрот Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах / Ю. Клапрот / Перевод с английского К.А. Мальбахов. - Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2008. - 317 с.

91. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика / И.С. Клёцина. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2004. - 408 с.

92. Клецина И.С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений / И.С. Клецина // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. Психология. - 2011. - Т.5. - № 4. - С. 107-119.

93. Клецина И.С. Гендерные группы как субъекты гендерных отношений / И.С. Клецина // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс., 2008. - С. 203-214.

94. Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии / И.С. Клецина // Вопросы психологии. - 2003. - № 1 - С. 61-78.

95. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России / Т.А. Клименкова. - М.: Преображение, 1996. - 155 с.

96. Коган И.Л. Гендерная культурология: культура пола и «пол» культуры / И.Л. Коган. - Минск: «Ковчег», 2003. - 336 с.

97. Комлев Н.Г. Словарь иностранных языков / Н.Г. Комлев - Москва: Эксмо-Пресс, 2000. - 1308 с.

98. Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И.С. Кон. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 608 с.

99. Кон И.С. Гендер и маскулинность, сыновья и отцы / И.С. Кон // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012. - Т. 15. - № 1. - С. 4864.

100. Кон И.С. Мужская роль и гендерный порядок / И.С. Кон // Вестник общественного мнения: Данные, Анализ, Дискуссии. - 2008. - Т. 94. - № 2. - С. 37-43.

101. Коннелл Р. Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика / Р. Коннелл. - авториз. пер. с англ. Т. Барчуновой под ред. И. Тартаковской. М.: Новое литературное обозрение. 2015. - 432 с.

102. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли (в 1836, 1387 и 1838 гг.) / К. Кох // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. (пер. А.И. Петрова.). - Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1974. -С. 585-629.

103. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой / Издание седьмое. Главный редактор Мухаммад Саид Аль-Рошд / Коран. -Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 794 с.

104. Кук Дж. Путешествия и странствия по российскому государству, татарии и по части персидского королевства / Дж. Кук // Адыги, Балкарцы и Карачаевцы в известиях Европейских авторов XIII-XIX вв. Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К. Гарданов. - Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1974. - С. 174-178.

105. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун. - Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 544 с.

106. Кумахов М.А., Кумахова 3.Ю. Нартский эпос: язык и культура / М.А. Кумахов, З.Ю. Кумахова. - Москва: Наследие, 1998. - 312 с.

107. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор / Пер. Н.В. Исаевой и С.А. Исаева. - Москва: Республика, 1993. - 109 с.

108. Лавров Л.И. Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев / Л.И. Лавров. - Нальчик: Изд-во «Полиграфкомбинат им. Революции», 2009. - 556 с.

109. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - Москва: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.

110. Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк; пер. с англ. Е.С. Лашутина и Ю.В. Семенова. - Москва; Челябинск: Социум, 2022 - 482 с.

111. Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов / Дж. А. Лонгворт // Адыги, Балкарцы и Карачаевцы в известиях Европейских авторов XIII-XIX вв. Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В. К. Гарданов. - Нальчик: Эльбрус, 1974. - С. 531-585.

112. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - СПб: Азбука-Аттикус, 2014. - 320 с.

113. Лорбер Дж. Пол как социальная категория / Дж. Лорбер // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем (Перевод Е. В. Ананьевой). - Москва, 1994. - Вып. № 6 - С. 127-137.

114. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Ю.М. Лотман // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. статей - Москва: Наука, 1973. - 256 с.

115. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том 1. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю.М. Лотман. - Таллин: Александра, 1992. -472 с.

116. Лука Дж. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха Доминиканского ордена 1625 / Дж. Лука // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв. / Сост., ред. переводов, введ. и вступ. ст. к текстам В.К. Гарданова. -Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1974. - С.71.

117. Лурье С.В. Историческая этнология: учебное пособие / С.В. Лурье. -Москва: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

118. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи / Л.Я. Люлье // «Материалы для истории черкесского народа» Северо -Кавказский филиал традиционной культуры. - Краснодар: Возрождение, 1990. - 32 с.

119. Ляушева С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологический анализ) / С.А. Ляушева / Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - 184 с.

120. Ляушева С.А., Коновалова Л.А. Специфика религиозной идентичности в поликонфессиональном поле юга России / С.А. Ляушева, Л.А. Коновалова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2018. - № 2. - С. 84-89

121. Ляушева С.А., Абдулаева Э.С. О контркультурных детерминантах молодежного экстремизма / С.А. Ляушева, Э.С. Абдулаева // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. 2018. - № 12. - С. 36-38

122. Магомедов К.М. Некоторые гендерные и антропологические проблемы рациональной теологии / К.М. Магомедов // Исламоведение. - 2014. - № 2. - С. 45-51.

123. Малыгина А.В. Гендерные репрезентации как текст культуры (на примере моды середины XX - начала XXI вв.) / автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. / Малыгина Анна Владимировна. - Москва, 2008. - 24 с.

124. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М., 2006. - 926 с.

125. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов / С.Х. Мафедзев. - Нальчик: «Эльбрус», 1991. - 225 с.

126. Махлина С.Т. Семиотика сакрально-религиозных представлений / С.Т. Махлина. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2008. - 172 с. - (Серия «Миф. Религия. Культура»).

127. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности / С.Т. Махлина. -Санкт-Петербург: Алетейя, 2009. - 232 с.

128. Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся мире / М. Мид. - М.: Росспэн, 2004. - 416 с.

129. Миллетт К. Теория сексуальной политики / К. Миллетт // Вопросы философии. - Москва: Наука, 1994. - №9. - С. 147-172.

130. Милль Д. О свободе / Д. Милль. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 128 с.

131. Мижаева М.О. Женщина и «Адыгэ Хабзэ» (на основе фразеологического материала черкесского языка) / М.О. Мижаева // Материалы международной научно -практической конференции «Хабзэ» и этническая перспектива черкесов. - Майкоп, 2009.

132. Мирзоев А.С. Черкесское наездничество «Зек1уэ» (из истории военного быта черкесов в XVIII- первой половине XIX в.) / А.С. Мирзоев. -Москва: Эль-Фа, 2004. - 305 с.

133. Мукожев А.Х. Ислам в новейшей истории кабардинцев: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Мукожев Арсен Хабалович. - Нальчик, 2009. - 187 с.

134. Наков Ф.Р. Тхыпхъэ, Адыгская (Черкесская) знаковая система / Ф.Р. Наков. - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2010. - 114 с.

135. Налоева Е.Д. Кабарда в первой половине XVIII века: генезис адыгского феодального социума и проблемы социально -политической истории / Е.Д. Налоева / Сост. к. и. н. А.С. Мирзоев. - Нальчик: Изд-во ООО «Печатный двор», 2015. - 368 с.

136. Нальчикова Е.А. Риторика скорби в традиционной культуре адыгов: гендерный аспект / Е.Н. Нальчикова // Вестник Дагестанского научного центра. - Махачкала, 2008. - С. 47-52.

137. Нальчикова Е.А. Гендерный аспект концепта «социальная смерть» в его этнографическом контексте / Е.А. Нальчикова // Научные труды Московского гуманитарного университета. - Москва, 2007. - Вып. 5 (80) - С. 69-80.

138. Нальчикова Е.А. Стереотипы женского поведения в похоронно-поминальных обрядах адыгов / Е.А. Нальчикова // Исторический вестник. -Нальчик: Изд-во «ИГИ Пра-ва КБР и КБНЦ РАН», 2008. - Вып. VII - С. 132144.

139. Нарты. Кабардинский эпос. - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых (ООО «Полиграфсервис и Т»), 2013. - 452с.

140. Нартский Адыгский Эпос: в II томах / под ред. А.М. Гутова. Нальчик: ООО «Тетраграф», 2012. - Т. 1. - 422 с.

141. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока / А.И. Немировский. - Москва: Просвещение, 1994. - 368 с.

142. Ногмов Ш. История Адыхейского народа / Ш. Ногмов. - Нальчик: «Эльбрус», 1994. - 223 с.

143. Орлова Н.Х. Гендерная картина отношений: западноевропейский сюжет / Н.Х. Орлова. // Парадигма: Философско -культурологический альманах. Вып. 11. - СПб., 2008. - С. 46-60.

144. Орлова Н.Х. Пол и гендерная картина мира / Н.Х. Орлова. // Слово и мысль в междисциплинарном пространстве образования и культуры. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - С. 106-119.

145. Очеретяная О.В. Правовое положение женщины в исламе и проблема реализации норма шариата / О.В. Очеретяная // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2011. - № 3 (9), в 3-х ч. Ч. I. - С. 138-145.

146. Оуэн Р. Избранные сочинения [Текст] / Р. Оуэн; Пер. с англ. и коммент. С.А. Фейгиной; вступит. статья В.П. Волгина ["Роберт Оуэн", с. 5-64].

- Москва; Ленинград: Изд -во и 2-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1950. - 2 т. -416 с.

147. Паллас П.С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства / П.С. Паллас // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. - Нальчик, 1974. - С. 214-224.

148. Паштова М.М. Черкесский гостиный дом: опыт исследования универсальных (исторических) и локально -культурных форм / М.М. Паштов // Вестник КБИГИ. - Нальчик, 2014. - №3 (21) - С. 26-41.

149. Понуждаев Э.А Основы гендерологии: учебное пособие / Э.А. Понуждаев. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 542 с.

150. Пушкарёва Н.Л. Гендерная теория и историческое знание / Н.Л. Пушкарева. - СПб.: Алетейя, 2007. - 496 с.

151. Пушкарева Н.Л. Как заставить заговорить пол? / Н.Л. Пушкарева // Этнографическое образование. - 2000. - №2. - С. 27-42.

152. Пушкарева Н.Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития в России / Н.Л. Пушкарева // Историческая психология и социология истории. - 2010. - №2. - С. 51-64.

153. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого / Л.П. Репина // Очерки. Хрестоматия. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 352 с.

154. Репина Л.П. Пол, власть и концепция «разделенных сфер»: от истории женщин к гендерной истории / Л.П. Репина // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4. - С. 123-137.

155. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / под общ. ред. С.П. Баньковской, Н.Д. Саркитова и А.Ф. Филиппова. М.: КАНОН-Пресс, 1998.

- 416 с.

156. Сабанчиева Л.Х. Гендерный фактор традиционной культуры Кабардинцев второй половины VXI - 60 е годы XIX века / Л.Х. Сабанчиева. -Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 2005. - 245 с.

157. Сабанчиева Л.Х. Семья и семейная обрядность кабардинцев: между традицией и модернизацией / Л.Х. Сабанчиева. - Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015. - 180 с.

158. Сабанчиева Л.Х. Гендер в социально -политических процессах в Кабардино-Балкарии (20-е гг. XX в. - начало XXI в.) / Л.Х. Сабанчиева. -Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2016. - 156 с.

159. Салаходинова Г.В. Распространение ислама и его влияние на жизнь горского населения Северо -Западного Кавказа в XIX - начале XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Салаходинова Галия Васильевна. - Армавир, 2008. - 26 с.

160. Семенов С.И. Происхождение брака и семьи / С.И. Семенов. - 1-ое Изд-во. - М.: Мысль, 1974. - 308 с.

161. Сен-Симон К.А. Избранные сочинения [Текст] / К.А. Сен-Симон; вступ. ст. В.П. Волгина; пер. с фр. Л.С. Цетлина. - Москва; Ленинград; Изд-во АН СССР, 1948. - Т. 1. - 458 с.

162. Сиюхова А.А. Эволюция религиозных верований и обрядов в традиционной культуре западных адыгов: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Сиюхова Анжелика Аслановна. - Майкоп, 2003. - 188 с.

163. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа / Я.С. Смирнова. - Москва: Наука, 1983. - 261 с.

164. Составители: Калмыков Ж.А., Созаев А.Б., Редактор: Кажаров А.Г. Этнополитические и религиозные проблемы Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы решения / Составители: Ж.А. Калмыков, А.Б. Созаев, Редактор: А.Г. Кажаров. - Нальчик: Изд-во ООО «Тетрафграф», 2011. - 210 с.

165. Султан Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов / Султан Хан-Гирей // Русский вестник. - Санкт-Петербург: Тип. Н. Греча, 1842. - Т. 5. - 247 с.

166. Султан Хан-Гирей. Записки о Черкесии / Султан Хан-Гирей. -Нальчик: Эльбрус, 1992. - 346 с.

167. Текуева М.А. Мужчина и женщина в адыгской культуре. Традиции и современность / М.А. Текуева. - Нальчик: Эль-фа, 2006. - 260 с.

168. Текуева М.А. Гендерный фактор в культуре народов Кавказа. Вопросы культурологии / М.А. Текуева // Вопросы культурологии. - М.: 2012. - № 8 - С. 37-42.

169. Текуева М.А. Гендерные архетипы народов Северного Кавказа (по нартскому эпосу) / М.А. Текуева // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 6 (68). - С. 154-158.

170. Текуева М.А., Мусукаев А.И. Этнография адыгской свадьбы: приоритет женского духовного начала / М.А. Текуева, А.И. Мусукаев // Известия КБГУ. - Нальчик, 2012. - №1. - С.67-70.

171. Темкина А.А. Здравомыслова Е.А. Интерсекциональный поворот в гендерных исследованиях / А.А. Темникова, Е.А. Здравомыслова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2017. - № 20 (5). - С. 15-38.

172. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера / Ф.Ф. Торнау / Составители А.Г. Макаров, С.Э. Маккарова. - Москва: «АИРО - XXI», 2008. -456 с.

173. Тлеуж А.Дз. Культурные архетипы как фактор формирования личности (на примере адыгского фольклора): дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Тлеуж Аскер Дзагаштович. - Краснодар, 2003. - 141 с.

174. Тугуз З.Ю. Социокультурные аспекты развития гендерной теории / З.Ю. Тугуз // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп, 2015. - №3. - С. 173-178.

175. Тугуз З.Ю. Использование гендерного подхода в социологических знаниях / З.Ю. Тугуз // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп, 2017. - №4. - С. 83-88.

176. Тугуз З.Ю. Этнокультурные особенности гендерных отношений в республике Адыгея: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Тугуз Заира Юнусовна. - Майкоп, 2012. - 26 с.

177. Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа / Г.Ф. Турчанинов. - М.: Ин-т языкознания РАН, Моск. Исслед. центр абхазоведения, 1999. - 263 с.

178. Тхагапсоев Х.Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития: монография / Х.Г. Тхагапсоев. - СПб.: Астерион, 2008. -224 с.

179. Тхагапсоев Х.Г. Развитие гендерологии на этнокультурной почве: проблемы и перспективы / Х.Г. Тхагапсоев // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2022. - № 19 (2). - С. 308-321.

180. Тэбу де Мариньи Поездки в Черкесию / Тэбу де Мариньи / Составление и перевод с французского языка К.А. Мальбахов. - Нальчик: ЭльФа, 2006. - 206 с.

181. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры / К.Х. Унежев.

- Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 1997. - 174 с.

182. Унежев К.Х. История религий Кабардино -Балкарии / К.Х. Унежев. -Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: Эль-фа, 2007. - 212 с.

183. Унежев К.Х. Культура Адыгов (Черкесов) и Балкарцев / К.Х. Унежев.

- Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: Эль-фа, 2003. - 495 с.

184. Урусова Л.Х К вопросу о современном отцовстве и маскулинности / Л.Х. Урусова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Педагогика. - Кемерово: Изд-во «КемГУ», 2015. - Том 4. № 2. - С. 81-84.

185. Урусова Л.Х Модели гендерного воспитания в этнокультурном пространстве адыгов / Л.Х. Урусова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Педагогика. - Кемерово: Изд-во «КемГУ», 2014. - Том 1. № 2. - С. 115-117.

186. Урусова Л.Х Этнопедагогика: Гендерные стандарты маскулинности / Л.Х. Урусова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Педагогика. - Кемерово: Изд-во «КемГУ», 2014. - Том 1. № 4. - С. 96-98.

187. Урусова Л.Х. Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки / автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 // Урусова Лаура Хабаловна. - Владикавказ, 2007. - 20 с.

188. Флоренский П.А. Культ, религия и культура / П.А. Флоренский // Богословские труды: сб. 17. - М.,1977. - С. 75.

189. Фридан Б. Загадка женственности / Б. Фридан. - М.: Издательский Дом Литера, Прогресс, 1993. - 496 с.

190. Фролова Л.Н. «Народный» ислам и мечеть: социологический анализ (на материалах Республики Адыгея): автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Фролова Лилия Николаевна. - Майкоп, 2006. - 26 с.

191. Фролова Л.Н. Статус женщины в исламе / Л.Н. Фролова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - №2. - С.148-154.

192. Фромм Э. Мужчина и женщина / Э. Фромм. - Сост. С.Я. Левит. - М.: АСТ, 1998. - 512 с.

193. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д.Д. Фрэзер / Пер. с англ. Рыклина М. К. 2-е изд. - Москва: Политиздат, 1968. - 703 с.

194. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд. - Пер. с нем. М. В. Вульфа. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 256 с.

195. Фурье Ш. Избранные сочинения. [В 4 т.]. Т. 1. [Судьбы мира и человечества: критика строя цивилизации] / Ш. Фурье; вступ. ст. В.П. Волгина; пер. с фр. И.И. Зильберфарба. - Ленинград; Москва: Изд -во АН СССР, 1951. -428 с.

196. Хараева Л.Ф., Кучукова З.А. Гендер и этногендер (на материале кабардинской женской прозы) / Л.Ф. Хараева, З.А. Кучукова. - Нальчик: Издательская типография «Принт Центр», 2018. - 192 с.

197. Хоконов М.А. Онтологические элементы в художественно -эстетическом пространстве адыгского эпоса / М.А. Хоконов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.

- Майкоп, 2008 - № 8. - С. 54-60.

198. Хотко С.Х. История Черкесии в средние века и новое время / С.Х. Хотко. - Санкт-Петербург: Изд-во «СПбГУ», 2001. - 552 с.

199. Хоткина З.А. Гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть кто / З.А. Хоткина. - М.: ЦЦЖА, 2000. - 160 с.

200. Цеева З.А. Концепты «добро», «зло», как ценности, отраженных в нормах поведения адыгов и британцев / З.А. Цеева // Теория и практика общественного развития. Филология. - Москва: Издательский дом «ХОРС», 2012 - № 4. - С. 399-401.

201. Цеева З.А. К истории распространения и утверждения ислама среди адыгов до начала XIX в. / З.А. Цеева // Социально -гуманитарные знания. Москва, 2015. - №7. - С. 219-228.

202. Ципинов А.А. Мифоэпическая традиция адыгов / А.А. Ципинов. -Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2004. - 165 с.

203. Чеснов Я.В. Размышления о народной культуре абхазов / Я.В. Чеснов // Советская этнография. - Москва: Изд-во «Академии наук СССР», 1989. - №1

- С. 135-143.

204. Шампольон Ж.Ф. Дешифровка египетских иероглифов / Ж.Ф. Шампольон // сб. статей / Институт востоковедения АН СССР; отв. ред. И.С. Кацнельсон. - Москва: Наука, 1979. - 140 с.

205. Шенкао М.А. Смерть как эпифеномен ментальности / М.А. Шенкао. - Черкесск: КЧТИ, 1998. - 250 с.

206. Шортанов А.Т. Адыгская мифология / А.Т. Шортанов. - Нальчик: Эльбрус, 1982. - 194 с.

207. Шортанов А.Т. Адыгские культы / А.Т. Шортанов. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 166 с.

208. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию / Умберто Эко / Перевод с итальянского Веры Резник и Александра Погоняйло. - Санкт-Петербург: «Симпозиум», 2006. - 544 с.

209. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / Умберто Эко / Перевод с итальянского А.П. Шурбелева. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. -256 с.

210. Элиаде М. Священное и мирское / Мирча Элиаде / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

211. Энеева Е.Х. Этика запрета в исламе. / Е.Х. Энеева / Монография. Под ред. Проф. Макаева В.В. - Санкт-Петербург: Изд-во Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2003. - 168 с.

212. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти тт. Т. 6. - Москва: Политиздат, 1987. - 139 с.

213. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - Санкт-Петербург: Изд-во «Ренессанс», 1991. - 208 с.

214. Юрлова Е.С. Женщины Индии. Традиции и современность / Е.С. Юрлова. - М.: Институт востоковедения РАН, 2014. - 520 с.

215. Яблоков И.Н. Социология религии: Теоретические аспекты / И.Н. Яблоков. - Москва: Изд-во «Макс Пресс», 2014. - 260 с.

216. Яблоков И.Н. Психология религии (в новой редакции) / И.Н. Яблоков // Научный информационно-аналитический, культурно -просветительный журнал «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом». - Москва: Изд-во «Дело», 2011. - № 1. - С. 198-203.

217. Яблоков И.Н. Религиозные отношения (в новой редакции) / И.Н. Яблоков // Научный информационно -аналитический, культурно -просветительный журнал «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом». - Москва: Изд-во «Дело», 2011. - № 1. - С. 182-185.

218. Яблоков И.Н. Религия в системе культурного универсума / И.Н. Яблоков // Научный информационно -аналитический, культурно -просветительный журнал «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом». - Москва: Изд-во «Дело», 2011. - № 1. - С. 212-217.

219. Engineer A.A. The Rights of Women in Islam. London: C. Hurst, 1992.

220. Goffman, E. 1976. Gender Display // Studies in Anthropology of Visual Communication. № 3, pp. 69-77.

221. Lorber J. and Farrell S.A. (eds.). The Social Construction of Gender. Newbury Park (CA): Sage, 1991.

222. Spenser E. Turkey, Russia, the Black sea and Cirkassia., London, 1855.

223. Stoller R. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity / R. Stoller. - N.Y.: Science House, 1968. - 383 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.