Гендер как социокультурный конструкт адыгского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, доктор исторических наук Текуева, Мадина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 371
Оглавление диссертации доктор исторических наук Текуева, Мадина Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ЖЕНСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО И КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ТРАДИЦИОННОМ АДЫГСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Архетипическое сознание и мифологические представления в тендерной картине мира адыгов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Нормы и практики сексуального поведения российской дворянки конца XVIII - середины XIX века2015 год, кандидат наук Лисицына, Ольга Игоревна
Конфессиональный компонент гендерных отношений в культуре адыгов2023 год, кандидат наук Катанчиев Залим Муаедович
Женщина в русской семье X - начала XIX в.: динамика социо-культурных изменений1997 год, доктор исторических наук Пушкарева, Наталья Львовна
Гендерное равенство в культурно-историческом развитии народов Северного Кавказа2010 год, кандидат исторических наук Шоранова, Залина Владимировна
Социальный статус адыгской женщины в обществе: Социокультурный аспект2001 год, кандидат социологических наук Тыкова, Анжела Аслановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендер как социокультурный конструкт адыгского общества»
Актуальность темы исследования. Проблемы определения роли и места женщин и мужчин в обществе вызывали острый интерес в любую эпоху и в самых разных культурах. Но последние полтора-два десятилетия стали временем повышенного интереса гуманитарных наук к гендерным исследованиям с применением междисциплинарного подхода и многообразием аналитических методов. Тендерные исследования, к какой бы области знания они ни относились, становятся точкой пересечения антропологии, этнологии, экономики. психологии, Научное истории, осмысление права, этой социологии, философии, темы основополагающей актуализировалось сравнительно недавно в середине-второй половине прошлого века. Американские и западноевропейские ученые обратились к «женской истории» на волне популяризации феминистских идей и борьбы за равноправие полов. Ими и были разработаны основные методологические концепции изучения женского вклада в историю и культуру, позволяющие более углубленно и целостно воспринять социокультурную сторону жизни человеческого общества. Наука на протяжении веков оперировала понятием «пол», подразумевая биологический смысл, и не утруждалось делением общества по статусно-ролевым критериям, тем более, что и здесь граница совпадает с половым (биологическим) разграничением. Реалии информационный изменения в XX века научно-технический, повлекшие политический, социальные мысль к прорывы качественные научную планетарном масштабе, привели необходимости анализа общественной жизни с новых позиций. Так в научном обороте появился термин «гендер», смысл которого вышел уже далеко за рамки слова «пол». Введенное в научный оборот Р. Столпером еще в 1963 году, в это понятие сейчас вкладывается широкое значение «системы межличностного взаимодействия, посредством которого создается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка». Автор социально- философского анализа равенства и различий мужчин и женщин в теории феминизма Ольга Воронина рассматривает «гендер» как понятие, «которое относится к социальным, (а не биологическим) различиям между женщинами и мужчинами; эти воспитанные в людях различия изменяются во времени, а также различаются как между культурами, так и внутри самой культуры/ Специалист по истории повседневности Л.П, Репина определяет значение термина гендер, как имеющего «принципиальный характер для конституирования предмета гендерной истории» и «фундаментальной структурирующей категории социально-исторического анализа». Наиболее полное определение гендера как системы отношений и взаимодействий, образующих фундаментальную составляющую социальных связей, устойчивая и одновременно изменчивая, и являющаяся основой стратификации общества по признаку пола и иерархизации его представителей, предложена Н. Л. Пушкаревой. Она утверждает, важность именно такого понимания термина, которое включает в свое семантическое поле систему отношений, укоренившихся в культуре, позволяет создавать, подтверждать и воспроизводить представление о «мужском» и «женском», как о категориях социального порядка, и учитывать наличие «властной компоненты» в этих взаимосвязях, наделять властью одних (как правило, мужчин) и субординировать других (женщин, так называемые сексуальные меньшинства и т.д.) Концептуально важным является то, что современные российские исследователи гендерных отношений видят основное различие понятий «пол» и «гендер» в исключении биологического детерминизма, который приписывает все социокультурные различия, связанные с полом, универсальным природным факторам. Для различения пола и гендера существуют две, ставщие хрестоматийными характеристики, принадлежащие двум классикам психоаналитику Зигмунду Фрейду и философу Симоне де Бовуар. Если первый утверждал, что «анатомия это судьба», то вторая существенно изменила вектор мысли, заявив, что «женщиной не рождаются, ею становятся». Между этими полярными точками зрения и лежит область исследования, позволяющая проследить движение от объективной данности пола к новой социальной конструкции гендеру. В общем, интерес к социальной природе «половых» различий является достаточно новым явлением для российской науки и исследования по гендерной теории не теряют актуальности. В частности это касается гендерной истории и этнографии адыгских народов. Здесь испытывается объективная необходимость соединить исследования мужских и женских проблем в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому объектом изучения данной диссертационной работы стала традиционная культура адыгов и происходящие в ней трансформационные процессы, а предметом исследования гендерные роли, статусы мужчин и женщин в контексте частной сферы жизни социума, их формирование и изменение, складывание гендерной идеологии и идентификации, а также отношения и связи, структурировавшие повседневность. Цель и задачи исследования. В соответствии с этим, цель нашего исследования состоит в том, чтобы, опираясь на известные источники и эмпирический материал, реконструировать картину культурного мира доиндустриального адыгского общества через исследование гендерных различий. Для достижения поставленной цели определяется круг задач: изучение мифологических и религиозных представлений, в качестве базовых составляющих архаического пласта гендерной картины мира и своеобразных механизмов социальной и культурной основных архетипов, формирующих доминирующие памяти, символы картины мира и ее устойчивость; анализ приватной сферы доиндустриального общества, который возможен, в первую очередь, через рассмотрение институтов семьи и брака, связанной с ними сферы сакрального, обрядов и ритуалов, внутрисемейных отношений и статусов; определение этнических стереотипов формирования феминности; раскрытие мира чувств и интимных переживаний адыгов, составляющих область сексуальных представлений народа; описание традиционной повседневности адыгской женщины через изучение обычного круга занятий в через домашнем хозяйстве, в общественном производстве, исследование элементов материальной культуры; определение вклада женщины в экономику, через анализ сложившихся практик
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Гендерные отношения в традиционной культуре кабардинцев: Вторая половина XVI - 60-е годы XIX века2003 год, кандидат исторических наук Сабанчиева, Любовь Хабижевна
Динамика социальной роли молодежи: гендерный подход2010 год, доктор социологических наук Явон, Снежана Владимировна
Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи2004 год, кандидат социологических наук Скутнева, Снежана Владимировна
Женщины Башкортостана в гендерных процессах современного российского общества2006 год, кандидат социологических наук Калимуллина, Эльмира Фаниловна
Трансформация мужского гендерного конструкта в современных российских условиях2001 год, кандидат социологических наук Фасхиев, Ринат Гаптраувович
Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Текуева, Мадина Анатольевна
заключение
Адыгский этнос является одним из самых крупных среди северокавказских народов. Его многовековая история, богатая самобытная культура оказали значительное влияние на развитие региона в целом, судьбы и уклад соседних народов. Этим во многом объясняется значительный научный интерес к истории и этнографии адыгов. Этим вопросам посвящено значительное число серьезных научных работ. Вместе с тем оставались темы и аспекты, выпавшие по разным причинам из поля зрения исследователей.
Одна из них стала главным результатом данного исследования. Это -факт «открытия» нового для адыгской историографии женского этнокультурного пространства в его длительной исторической перспективе. С учетом того, что адыгское общество на протяжении всей своей истории было и продолжает оставаться довольно многозвенной и многоуровневой системой взаимоотношений, основное внимание уделено наиболее ярким и специфическим проявлениям «женского»: семье, супружеским отношениям, материнским обязанностям, имущественно-правовому статусу женщины в браке и вне его, ведению домашнего хозяйства и т.д.
Обращение к данной тематике привело к потребности рассматривать «Э1сенские» вопросы в совокупности с «мужскими», так как несмотря на артикулируемую оппозицию мужского и женского миров они, судя по адыгскому материалу живут не отдельно друг от друга, а только в ситуации взаимодополняемости и взаимодействия. Более того, возможность подчеркнуть свою маскулинную состоятельность, мужское преимущество, право на власть мужское этническое сообщество получает только в постоянном воспроизводстве своего статуса в соответствии с женскими ожиданиями, что составляет еще один лейтмотив исследования.
В контексте тендерного конструирования были рассмотрены институт аталычества, иерархические мужские союзы, а также кунацкие и кузни, как аналоги «мужских домов». Эти институты рассмотрены в работе, в том числе и как индивидуализированная и специфичная форма более широкого понятия «мужских инициаций». Поэтому и сами обряды мужских инициаций в адыгской традиции нами изучены особо пристально. Система испытаний на мужественность развивалась и варьировалась в соответствии с каждой новой исторической эпохой. Это установлено в исследовании путем изучения эпических памятников, их сравнительного анализа с известными сюжетами мировой мифологии, цитированием литературных источников эпохи средневековья. Определены общие характеристики ситуаций вокруг инициируемых: атрибутика волчьего культа, изоляция от женщин на время посвятительных обрядов, инициационный жар, вводящий в неистовство героя, сам подвиг и принятие после его свершения неофита в мужское сообщество или его допуск в мужской дом.
Анализ традиционных мужских сообществ и сравнение их с женскими коммуникативными возможностями артикулируют разграничение сфер женской и мужской активности на приватную (частную, закрытую) и публичную (открытую, направленную вовне). Женские социальные связи основываются на кровном родстве и родовой консолидации, в то время как мужские союзы (профессиональные, дружеские, возрастные, аталыческие, куначеские и пр.) имеют некое идеологическое обоснование. При этом анализ показывает, что чем выше сословное происхождение мужчины, тем более явно выступает ориентация на внедомашнюю деятельность, культивирование семейных ценностей присуще простолюдинам.
В современных условиях социально-политических перемен адыгские мужчины апеллируют к «славному прошлому» своего народа, стремясь к возрождению героического образа «настоящего адыга». Однако невозможность сопротивления глобальным «западным» тенденциям, ведущим к размыву национальных культур, обезличиванию традиций, исчезновению уникальных этнических «заповедников» толкает общество на возврат к патриархатным ценностям и в качестве компенсирующей идеологии выбирать альтернативную западной идеологию -мусульманскую - с декларируемым ею ренессансом маскулинных ценностей. Таким образом, Северный Кавказ попадает на фронтальную линию противостояния двух глобализационных процессов: западного и восточного. Одинаково нехарактерные для адыгского образа жизни и мышления они приводят к кардинальной переоценке нравственных приоритетов и форсированию темпов этнической декультуризации.
Исключительное значение имеет включение в круг научно-исследовательских задач новых для кавказоведения культурных символов и нормативных концепций - это изучение мира чувств и сексуальных представлений. Нарушение негласного табу на обсуждение вопросов этнографии сексуальности вызван тем, что одним из основных механизмов поддержания тендерной асимметрии был социальный и культурный контроль над женской сексуальностью. Замалчивание этих проблем ведет к снижению качества и объективности исследования тендерной стратификации общества.
Акцентирование внимания на теме тендерной стратификации через изучение истории сексуальных отношений у адыгов открывает широкие исследовательские возможности для новой интерпретации многих социальных и культурных явлений, конструирующих властно-подчиненные отношения, углубленного понимания интимной жизни адыгов, более гармоничного восприятия их духовного мира и физического существования. Исследование мира частной, практически закрытой, сферы жизни адыгских женщин позволяет проникнуть в мир их интимных переживаний, проявить прежде невидимую область их жизни, которой сами женщины придавали первостепенное значение. Таким образом, закладывается новый раздел этнографии адыгов - этнография сексуальной сферы жизнедеятельности. Значительное количество источников нарративного характера и полевых материалов, рассмотренных в комплексе с фольклорными и литературными источниками позволило прийти к выводу об определенной степени раскрепощенности адыгской женщины в отношениях с мужчинами, исключавшими девичье затворничество (как в восточном стиле скрывания лица, так и в духе русского теремного затворничества), аскетизм и воздержание в супружеских отношениях (характерные, например, для христианской культуры), право женщины на удовлетворение своих сексуальных потребностей в браке. В то же время эта свобода предполагала абсолютное целомудрие девушки до брака, скромность в общении с противоположным полом, табуизацию публичного проявления интимных отношений.
Внебрачные связи в адыгском обществе носили латентный -скрытый характер и считались допустимыми только для вдов. Однако в отношении мужчин действовали универсальные оценки двойной морали. Связи на стороне допустимы и могут даже служить складыванию имиджа «настоящего мужчины». Однако анализ традиционной культуры адыгов не обнаружил следов бытования никаких институтов гетеризма или проституции.
Тот же вывод сложился в отношении гомосексуальных связей, для определения места которых была проштудирована вся известная литература на русском языке, фольклорные источники, данные адыгских языков, реконструированы мужские инициационные обряды, был проведен опрос большого количества информаторов разного возраста. Вопрос о гомосексуализме у адыгов активно обсуждался на пленарных заседаниях VI Конгресса антропологов и этнографов в Санкт-Петербурге в июне 2005 года. Основанием дискуссии послужили ассоциации с античными и более современными обществами архаического типа с развитой военной организацией и институтами мужских военных (охотничьих) союзов, мужских домов и мужских корпоративных объединений. Ряд инициационных испытаний во многих из них связан с гомосексуальными ритуалами. Но ни один из известных нам источников не подтвердил подобного атрибута конструирования маскулинности у адыгов, что, возможно объясняется иными ментальными установками, требовавшими в закрытом мужском сообществе полного отказа от половых связей, как и от многих прочих потребностей для создания экстремального пространства испытания на мужество.
В целом изучение этнографии и истории сексуальности приводит к выводу об изначально уважительном отношении к женщине и ее потребностям, о наличии культурных норм, ограничивающих публичную демонстрацию интимных чувств, требующих соблюдения такта, но не ограничений в супружеской спальне. В конечном итоге традиция охраняет общество от патологических проявлений сексуального насилия и прочих аномалий.
Исследование фольклорных материалов, элементов духовной и материальной культуры позволило изменить устоявшуюся точку зрения на стереотипы восприятия женщины-горянки как униженного бесправного существа, некой экзотики или отступления от нормы. Тендерные роли, их формирование и изменение в браке, семье, материнстве, и отражение во властных отношениях выявляют неоднозначные роли женщин в частной сфере. Так, непредвзятый подход к анализу известных обрядов свадебного цикла, месту в нем женщин, их функциям, близким к жреческим, позволяет усомниться в устоявшемся тезисе о доминировании мужчин в идеологической и духовной сфере жизни. Начиная со времени вхождения в новую семью, женщина, принимая на себя последовательно функции жены, матери, бабушки, постоянно повышает свой статус и становится регулятором со\щапъ\1о-родствениой корпоративности фамилии своего мужа. Для сравнения - мужская роль подчинена обеспечению коллективных общественных связей «производственного» характера.
Материнство как репродуктивная способность женщины, как владение ею механизмами социализации нового поколения (в широком смысле понятия) ставился настолько высоко в адыгской традиции, что получил распространение на социально-политическую сферу жизнедеятельности. Апеллируя к материнскому праву защиты и сакральности акта усыновления (и в целом, материнско-сыновьих уз), преследуемый мужчина, коснувшись губами груди женщины, имеющей материнский статус, получал исключительный иммунитет, обеспечивавший ему в пределах определенной территории личную безопасность и защиту со стороны членов семьи женщины.
Таким образом, существование института женского покровительства и сохранение его исключительного значения, не сравнимого с менее стабильными институтами мужского патроната, вплоть до начала модернизационных процессов - до начала XX века - в традиционном (феодальном) адыгском социуме является свидетельством распространения женского влияния на пространство мужского господства.
Конструирование тендерной стратификации общества осуществляется, в том числе, посредством причин экономического характера. Анализ половозрастного разделения труда и определение вклада женщины в экономику показывает, что во-первых, женщина оберегалась от тяжелых физических работ в поле и животноводстве. Во-вторых, из этого видно, что основная ее деятельность ограничивалась пределами домохозяйства, и в данном исследовании впервые делается попытка реконструкции трудового дня адыгской женщины. Для описания традиционного повседневного быта адыгской женщины упор делался на сообщения пожилых информаторов, воспоминания которых относятся к началу XX века до 30-х гг., но в силу консервативности сельского быта и в соответствии с отрывочными литературными свидетельствами более раннего времени можно распространить нашу реконструкцию на значительно более длительный период. Такой подход позволил констатировать гендерно маркированные занятия и женскую профессиональную специализацию.
Определяющим фактором для выяснения имущественно-правового статуса женщины является анализ архаического права в отношении брачно-семейного законодательства и материалов судопроизводства. На основе изучения архивных документов и материалов обычного права были установлены права женщин при заключении брака и его расторжении, выявившие относительную свободу действий женщин, объяснимую материальным обеспечением жены в случае развода не по ее вине. Причем это обеспечение оговаривалось в числе одного из условий брачного выкупа (калыма). Однако, наследственное право носило дискриминационный характер в отношении женщин, не включая ее в число возможных наследников после смерти отца или мужа. В исследовании впервые были артикулированы права женщин в охране ее репродуктивных прав, рассмотрены положения обычного права в отношении наказаний, предусмотренных для женщин, совершивших преступное деяние, и установлено, что ответственность за женские преступления несут мужчины ее семьи. Это - одно из свидетельств неосознаваемой или добровольной (положительной) дискриминации мужчин в адыгском традиционном обществе.
Заметную роль на изменение тендерных статусов у адыгов оказал ислам и шариат. Распространившись среди адыгов в качестве идеологического обоснования антиколониальной борьбы против политики российской администрации на Кавказе, шариат проникает в частное пространство семейной повседневности и несколько ограничивает свободу адыгской женщины, гарантируя ей в то же время твердое материальное обеспечение.
Коренная ломка тендерных стереотипов, традиционного тендерного дисплея связана с эпохой социалистической модернизации и эмансипации жешцины. Вовлечение женщины в общественное производство потребовало изменения всего образа жизни и разрушения традиционного бытового уклада. Получение женщинами юридического и гражданского равноправия наравне с мужчинами открыло перед нею новые возможности: получения образования, выхода в публичное пространство, самореализации вне традиционной семейно-материнской сферы. Эти процессы повлекли за собой изменение телесных практик, стереотипов поведения и т.д. Вместе с тем они привели к стихийному социальному протесту женщин, интуитивно предчувствовавших серьезные нравственные потери, в первую очередь в плане воспитания детей. Протест был вызван и форсированными темпами и интенсивными методами эмансипации, отвергавшими традиционные моральные ценности, этническую специфику и не учитывавшими устойчивости ментальных представлений.
Процесс тендерных трансформаций, постоянный на протяжении всего прошлого века, получил новый скачок в 90-х гг. Разрушение социалистической системы, имущественное и социальное расслоение общества, глобализационные влияния с Запада и Востока, характеризовавшие кризис общества, вместе с тем несли с собой и идеологическую свободу. Тем не менее, именно в последнее десятилетие, свободное от идеологических прессов и штампов, пронизанное разговорами о национальном возрождении, культурная деградация малочисленных кавказских народов, таких как кабардинцы, черкесы, адыгейцы, становится все более заметной, и тендерный аспект этого процесса представляет особую проблему. С одной стороны, наблюдается стремление к возрождению исторических тендерных стереотипов героев-мужчин, спасающих Отечество, и женщин, воплощением которых должен стать образ матери. С другой стороны, эти традиционные клише разбиваются о реалии современной жизни, борьбы за выживание, в рамках которой традиционное мужское главенство в семье становится номинальным. Мужчины, часто не сумев свыкнуться с потерей статуса в семье, ролью иждивенца, испытывают сильный психологический надлом, что приводит к увеличению среди них количества алкоголиков и наркоманов, к уходу из семьи, к агрессивному поведению. В свою очередь, женщины, вынужденные зарабатывать на жизнь, активизируя свои коммерческие инициативы, не в состоянии соблюдать культурные запреты и придерживаться традиционных этикетных норм, а главное - теряют контроль над своими детьми, производя «потерянное поколение».
Главным итогом исследования, если пытаться кратко оценить общий характер социокультурных изменений, повлиявших на развитие тендерных отношений в адыгском обществе, является вывод о том, что не подвергаемое сомнению представление о традиционном адыгском обществе, как глубоко патриархальном, оказывается, не содержит в себе всей истины об отношениях полов и их статусов в разных сферах деятельности и в разных исторических обстоятельствах. Сбалансированная система традиционных представлений позволяла на протяжении веков сохранять гармоничное равновесие между мужчинами и женщинами в семье, обществе и духовной сфере на принципах партнерства и взаимодополняемости. Это не означает равноправия полов, но предполагает значительную роль женщин.
Изучение тендерной этнографии адыгов необходимо для объективного знания о прошлом, для понимания проблем современности, для возможного прогнозирования будущего.
Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Текуева, Мадина Анатольевна, 2006 год
1. Аутлева Ирина, 1963 г.р., Шовгеновский район Адыгейской республики.
2. Афаунова Раиса Туловна, 1932 г.р., сел. Куба КБР.
3. Битоков Беслан, 1972 г.р., г. Амман, Турция.
4. Битокъу Анзор, 1970 года рождения, г Измир, Турция;
5. Блиев Хасанби Цуцевич, 1927 г.р., с.Урух Лескенского района КБР.
6. Блиева Даухан Андулаховна (1893 1998), с. Урух Урванского района
7. Ворокова Люба Хамидовна, 1940 г.р., с. Псыгансу Урванского района КБР.
8. Ворокова Хуж, 1920 г.р., с. Чегем КБР.
9. Думаныш Аулядин, 1947 года рождения, г. Кайсери, Турция; Ю.Евазов Зубер, 1978 г.р., г. Нальчик
10. Емыкова Халимат Магомедовна, 1940 г. р., г.Майкоп.
11. Иванова Кура, 1910 г. р, с. Чегем.
12. Кипова Кулюх (1906-2004) с. Малка, Зольского района КБР. М.Кишева Сусанна Владимировна, 1948 г.р., с. Чегем II.
13. Конова Малода (Кхъуэнэ Мэлодэ), 1903 г.р., с. Зарагиж КБР.
14. Лиева Фатимат (1923-1987) с. Куба, Баксанского района КБР.
15. Ногмова Асият Лелевна, 1956 г.р., г. Нальчик.
16. Текуев Кужби Татуевич (1904 1985) С. Псыгансу Урванского района
17. Техажева Шира Андулаховна (1900 2000), с. Верний Акбаш Терского района.
18. Хаев Владимир Хатуевич, 1935 г.р., с. Псыгансу Урванского района КБР.
19. Хакиев Александр Амурханович, 1955 г.р., с. Чикола РСО-Алания.
20. Хежева Раиса Кужбиевна, 1934 г.р., с. Куркужин Баксанского района КБР.
21. Карахалк. 8.03.1926. №629.
22. Красная Кабарда. 1922, 3 ноября
23. Красная Кабарда. 1922. №34.
24. Терская жизнь. 1914. № 95.1. Воспоминания
25. Воспоминания Аленской Е., зав. женотделом обкома ВКП(б)
26. Воспоминания Роменской Г.А.
27. Воспоминания Гукежевой Марьям из сел. Дейское Терского района 11 .Воспоминания Котовой Цуцы Мусовны из сел Залукокоаже
28. Опубликованные документы 12. Адаб Баксанского культурного движения / Разыскал, исследовал и подготовил к печати 3. М. Налоев. Нальчик: Эльбрус, 1991. 440 с.
29. Известия ЦК РКП(б), 1919, № 6, с. 1.
30. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1918-1941 гг.) / Сб. док. и мат. В двух томах. Т.1. Нальчик: Эльбрус. 1980. - 384 е.; Т.2. Нальчик: Эльбрус, 1985. - 392 с.
31. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып.1. Нальчик, 2002.
32. Материалы по обычному праву кабардинцев. Первая половина XIX века / Составление, введение и замечания В.К. Гарданова. Нальчик, 1965.
33. Резолюция XII съезда ВКП (б) / КПСС в резолюциях.т. 1.С.755
34. Материалы Я. М. Шарданова по обычному праву кабардинцев в первой половине XIX века / Сост. Х.М. Думанов. Нальчик: Эльбрус, 1986.-320 с.
35. Ногмов Ш.Б. Народное условие, сделанное 1807 года июня 10, после прекращения в Кабарде заразы, в отмену прежних обычаев // Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. 1994.
36. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX вв. / Сост. Думанов Х.М., Думанова Ф.Х. Майкоп: Меоты, 1997. 296 с.
37. Привилегированные сословия Кабардинского округа. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. Репринтное воспроизведение издания 1870. М., 1992.
38. Неопубликованные документы
39. ЦГА КБР Ф.2. «Управление Кабардинского округа».
40. ЦГА КБР, ф. 5. «Пятигорское полицейское управление».
41. ЦГА КБР. Ф. Р-2. «Исполнительный комитет Кабардино-Балкарского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».
42. ЦГА КБР. Ф. Р-3. «Административный отдел исполкома Кабардино-Балкарского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его подотделы».
43. ЦГА КБР. Ф. Р-5. «Рабоче-крестьянская инспекция Кабардино-Балкарской Автономной области (РКИ)».
44. ЦГА КБР. Ф. 8. «Управление начальника Малой Кабарды»28. ЦГА КБР. Ф.10529. ЦГА КБР. Ф.18330. ЦГА КБР. Ф.198
45. ЦГА КБР. Ф.З. «Отдел Внутреннего Управления Кабардино-Балкарского Облисполкома».
46. ЦГА КБР. Ф. Р-376. Революционный комитет Кабардинской Автономной области».33. ЦДНИ КБР. ф.25
47. ЦДНИ КБР. Ф. 1. «Кабардино-балкарский областной комитет КПСС».
48. ЦДНИ КБР, ф. 2610 «Конгресс Кабардинского народа»
49. Архив КБИГИ. Ф.2, оп. 2, д.22. Зацепилин М. Борьба за установление Советской власти в Кабарде.1. Литературные источники
50. Агънокъуэ Лашэ. Усэхэр. Нальчик: Эльбрус, 1993. С. 31.
51. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К. Гарданова. Нальчик, 1974. 636 с.
52. Адыгские песни времен Кавказской войны / Под общ. Ред. В.Х. Кажарова. Нальчик: Эль-Фа, 2005. 237 с. Атажукин К. Изкабардинских сказаний о нартах //ССКГ. Вып V. Тифлис, 1871. С. 4771.
53. Атажукин К. Кабардинская старина // ССКГ. Вып. VI. Тифлис, 1872. С. 1-120.
54. Ахриев Ч. Заметки об ингушах//ССТО. Вып.1. 1879.
55. Бларамберг И. Историческое, топографическое. Статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик: Эль-Фа, 1999. -406 с.
56. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик: Эль-Фа, 1999.-224 с.
57. Васильков В.В. Очерк быта темиргоевцев // СМОМПК. Вып. 29. Отд.1. Тифлис, 1901. С. 71-122.45.Геродот. Кн. IV, 74.
58. Ешов Бадыноко. Записано П.И. Тамбиевым в 1896 г., хакучинский говор //Фольклор адыгов.
59. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913 г. Репринтное воспроизведение. Нальчик, 1990. -283 с.
60. Кабардинский фольклор / Общая редакция Г.И. Бройдо. M.-JL: Academia, 1936. 650 с.
61. Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев // этнографическое обозрение. 1892. Вып. 4. С. 147-157.
62. Кашежев Т. «Хацегуаше» общественное моление об урожае у кабардинцев // Этнографическое обозрение. 1900. №2. С. 174-176.51 .Кереселидзе Д. Гебское сельское общество Кутаисской губ., Рачинского уезда. // СМОМПК. 1897. Вып.22.
63. Кешев А.Г. (Каламбий). Записки черкеса. Нальчик: Эльбрус, 1987. -272 с.
64. Кешев А.Г. Характер адыгских песен // Терские ведомости. 1869. № 13, 14, 18.
65. Крым-Гирей С. Несколько слов о нашей старине. Отрывки из «Савсарука» // Кубанские войсковые ведомости. 1865. № 21,
66. Лапинский Т. (Теффик-бей). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских / Пер. В.К. Гарданова. Нальчик: Эль-Фа, 1995. -464 с.
67. Лопатинский Л.Г. Заметки о народе адыге вообще и кабардинцах, в частности //СМОМПК. Вып 12. Тифлис, 1891. С 1-10.
68. Лопатинский Л.Г. Об адыгских народных песнях Предисловие в СМОМПК. Вып. 25. Тифлис, 1898. С. VIII-XVII.
69. Люлье Л.Я. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкес //ЗКОИРГО. Кн. IV. Тифлис, 1862. С. 121-137.
70. Люлье Л.Я. Учреждения и народные обычаи у шапсугов и натухажцев //ЗКОИРГО. Кн. VII. Тифлис, 1866. С. 1-18.
71. Мелик-ханум. Тридцать лет в турецких гаремах (Извлечение) //Живая старина. 1991. №1. С. 31-33.
72. Намитоков А. Черкешенка. М., 1928
73. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов / Под ред. Е.В.Гиппиуса. T.l М., 1980, Т.2. М., 198 , Т.З. 4.1. М. 1986; Т. 3. Ч. 2. Составители В. Барагунов, 3. Кардангушев.
74. Нарты. Адыгский эпос. Собрание текстов в семи томах / Систематизация, составление, вступительный очерк и комментарий A.M. Гадагатля. Майкоп. 1971.
75. Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974.
76. Пшыбадинокъо. Записано Казн Атажукиным в 1871 г. / Фольклор адыгов.
77. Россикова А.Е. В горах и ущельях Куртатиии и истоков реки Терека// ЗКОИРГО. 1894. Кн. 16.
78. Свечин Д.И. Очерк народонаселения,нравов и обычаев дагестанцев // ЗКОИРГО. 1853. Кн. 2.
79. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. Харьков, 1881.
80. Тацит К. О происхождении германцев / Сочинения в двух томах. СПб.: Наука, 1993.-737 с.
81. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века. Нальчик: КБНИИ ИФЭ, 1979. - 404 с.
82. Челеби Эвлия. Книга путешествий. М.,1983.
83. Шаханов Б. Эмансипация мусульманской женщины // Терская жизнь, 1914, №95, 29 июня.1. ЛИТЕРАТУРА1. 14 лет Октября и 10-летие автономии Кабардино-Балкарской области (1921-1931 гг). Нальчик, 1931
84. Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990.
85. Адам и Ева. Альманах тендерной истории / Под ред. Л.П. Репиной. М.6 ИВИ РАН; СПб.:Алетейя, 2003. 472 с.
86. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия: Очерки по литературной теории и истории. Документальные материалы. М., 1998.
87. Акопов С. Борьба с бытовыми преступлениями / Революция и горец. № 4-5, 1930.
88. Александров А. Кто воевал в Нальчике пришлые боевики или местное подполье? // Эхо планеты. 2005. № 43. С. 12-13
89. Алексеев А., Краснов А. Террористическая контроперация // Коммерсантъ Власть. 2005. №41. С. 17-22
90. Алиев У. Национальный вопрос и национальная культура в СевероКавказском крае (итоги и перспективы). Ростов н/Д, 1926.
91. Алиев У. Очерки исторического развития горцев Северного Кавказа и чужеземного влияния на них ислама, царизма и пр. Ростов н/Д, 1927
92. Ю.Алиев У., Городецкий Б., Сиюхов С. Адыгея. Ростов н/Д, 1927.
93. П.Андреев В.А. Мужские союзы в дорийских городах-госудаоствах. СПб., 2004.С. 39.
94. Анисимов С.С. Кабардино-Балкария. М., 1937.
95. Анн Рош, Мари-Клод Таранже. Жанр устной истории и тендерные исследования // Тендерные истории Восточной Европы. Сборник научных статей /Под ред. Е. Гаповой, А.Усмановой, А. Пето. Минск, 2002. с. 158-170.
96. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарий Е.И. Гаповой и А. Ф. Усмановой. Минск: Пропилен, 2000.
97. Антропологический форум. Исследователь и объект исследования. СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2005. №2. 430 с.
98. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004.
99. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер с франц. А. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун- та, 1999. 416 с.
100. Асанов Ю.Н. Очаг балкарского жилища: XIX начало XX вв. // Вестник КЕНИИ. Нальчик, 1972. Вып.6.
101. Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев во II пол. XIX XX вв: (Почитаниестарших, уважение к женщине,взаимопомощь, гостеприимство): Автореферат дисс. канд. ист. наук / РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М., 1992.
102. Багов П.М. Кубано-зеленчукские говоры кабардино-черкесского языка. Нальчик, 1963.
103. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. СПб.: Наука, 1993 .-240с.
104. Батай Ж. Из «Слез Эроса» /Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.
105. Батлер Д. Психика власти: теории субъекции. / Пер 3. Баблояна. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2002. 168 с.
106. Бахофен И. Материнское право//Классики мирового религиоведения. М., 1996.
107. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.
108. Бгажноков Б. X. Адыгская этика. Нальчик, 2000. 96 с.
109. Бгажноков Б. X. Основания гуманистической этнологии. М.: изд-во РУДН, 2003.-272 с.
110. Бгажноков Б.Х. Логос игрища / Мир культуры. Нальчик, 1990.
111. Бгажноков Б. X. Черкесское игрище. Нальчик: Эльбрус, 1991. 190 с.
112. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.-232 с.
113. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. СПб.: Наука, 2004. 360 с.
114. Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. -320с.
115. Бессмертный Ю.Л. Частная жизнь: стереотипное и индивидуальное /Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996.
116. Бижев А.Х. Заселение Кубанской области русскими и развитие русско-адыгских торговых связей (конец XVIII-первая половина XIX вв.) // Вопросы истории и историографии Северного Кавказа (дореволюционный период). Нальчик, 1989.
117. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. / Пер. Е.М. Лысенко. Прим. И статья А.Я. Гуревича. М.: Наука, 1986. 256 с.
118. Богданов К.А., Панченко А.А. Gender как тендер.// Мифология и повседневность: Тендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб, 2001. С. 6.
119. Бородина А.В., Бородин Д.Ю. Матриархат: опыт рассмотрения исторической утопии в феминистской парадигме./Женщины. История. Общество. Сб. науч. статей под ред. В.И.Успенской. Вып.2. Тверь, 2002.
120. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. В 3-х т. М. 1986.
121. Бутовская М.Л. Власть, пол, и репродуктивный успех. Фрязино, 2005 -64 с.
122. Варисов М.В., Магомедова З.Г. Ваххабизм: стереотипы массового сознания и реальное место в исламе// Научная мысль Кавказа. 2000. №2.
123. Введение в тендерные исследования. 4.1: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с.
124. Введение в тендерные исследования. 4.II: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. 991 с.
125. Воронина О.А. Феминизм и тендерное равенство. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.
126. Воронина О.А. Философия пола / Философия. Учеб. под ред. Губина В.Д. 2-е изд. М., 2000.
127. Гадагатль A.M. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». Майкоп: Меоты, 1997.-400 с.
128. Гапова Е. Тендерная проблематика в антропологии // Введение в тендерные исследования. Ч. 1. Харьков, СПб, 2001. С. 370-389.
129. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII -первая половина XIX в.). М., 1967;
130. Тендерные истории Восточной Европы. Сборник научных статей / Под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой, А. Пето. Мн.: ЕГУ, 2002. 416 с.
131. Тендерные проблемы в этнографии. М., 1998.
132. Тендерные проблемы переходных обществ. М., 2003. 238 с.
133. Тендерные разночтения: Материалы IV межвузовской конференции молодых исследователей «Тендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное» (22-23 октября 2004) / Отв. ред. М.В. Рабжаева. СПб.: Алетейя, 2005 384 с.
134. Геодакян В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение / Женщина в аспекте физической антропологии. Отв. ред. Г.А. Аксянова. М.: ИЭА РАН, 1994.
135. Гилмор Д. Загадка мужественности// Введение в тендерные исследования. Ч.П.: Хрестоматия. Харьков, 2001; СПб, 2001. С. 880905.
136. Гиренко Н.М. Социология племени. Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики. СПб, 2004. -512 с.
137. Гольцев В.В. Саванэ. Записки о Верхней Сванетии. М., 1933.
138. Грабовский Н.Ф. Очерк сведений и уголовных преступлений в Кабардинском округе // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. 4.
139. Гуревич А Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 350 с.
140. Гусейнов Г. Речь и насилие // Век XX и мир. М., 1988. № 8.
141. Гусейнов О. Нальчик получил оранжевую метку // Газета Юга. 20. 10. 2005
142. Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб.: РАН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 1998. 232 с.
143. Дзуцев X. В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи The life of ossetian family: Этносоциологический аспект. - Владикавказ, 1993. -214 с.
144. Дубнов В. Бои в городе. Черный четверг // Новое время. 2005. № 42 С. 6-9
145. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871.Т. 1.
146. Дубровин Н.Ф. Очерк Кавказа и народов его населяющих. СПб., 1871.
147. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адиге). Краснодар, 1927.
148. Думанов X. М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Первая половина XIX века. Нальчик: Эльбрус, 1990. 262 с.
149. Думанов Х.М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему Вестник Российской Академии Наук. Том 70, № 7, (2000).
150. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
151. Дюмезиль Ж. Похищение быка из Куальнге. М., 1985.
152. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. С. 64-65.
153. Женщина и свобода: Пути выбора в мире традиций и перемен: Материалы международной конференции, 1993 / Редкол. : В.А. Тишков (отв. ред) и др.; РАН. Ин-т этнол. и антропол.- М.: Наука, 1994.- 448 с.
154. Женщины в истории: Возможность быть увиденными / Сб. науч. статей. Вып. 2 / Гл. ред. И.Р. Чикалова. Мн., 2002. 312 с.73.3дравомыслова О.М. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации. М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.
155. Земля адыгов. Под ред. проф. А.Х. Шеуджена. Майкоп, 1996.75.3олотухина-Аболина Е.В. Повседневность: философские загадки. К: Ника-Центр, 2006. - 256 с.
156. Ивановский С. Кабардинки. М., 1928
157. Ивахненко Е.Н. О средневековом хронотопе русской мысли. /Известия КБНЦ РАН, №2, 1999.
158. Инал-Ипа Ш. Очерки по истории семьи и брака у абхазов. Сухуми, 1954.
159. Иригагэ JI. Пол, который не идентичен //Введение в тендерные исследования. Ч.Н. Харьков СПб., 2001. С.127-136.
160. Катаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности. М., 1929.
161. Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII-первой половине XIX века. Нальчик: ЭльФа, 1994.-439 с.
162. Карачайлы И. О «кровной мести», о национальных моментах в споре «Большевистской смены» с «Советским сказом» и прочая. // Революция и горец, 1930. №11. С.27.
163. Карачайлы И. От патриархальной семьи к атеистической //Революция и горец. 1929. №7-8. С. 74.
164. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк: Мужские союзы в социокультурных традициях горцев Кавказа. СПб., 1996. - 312 с.
165. Карпов Ю.Ю. Общественный быт народов Кавказа // Эльбрус. 1999 -№2(11). С. 41- 134.
166. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. 416 с.
167. Келли Дж. Социальные отношения полов и методологическое значение истории женщин. // Женщины. История. Общество: Сборник научных статей под редакцией В.И. Успенской. Вып. 2. Тверь, 2002.
168. Кешева Е.Т., Эфендиева Т.П. Дочери горного края. Нальчик: Эльбрус, 1965.- 122 с.
169. Кешева Е., Эфендиева Т. Дочери горного края. Нальчик: Эльбрус, 1974
170. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т.1.
171. Коджесау Э.Л. семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем. Дисс. канд. ист. наук. М., 1954.
172. Коджесау Э.Л.Об обычаях и традициях адыгейского народа// УЗАНИИ. 1968. Т.8.
173. Коджесау Э.Л. Некоторые пережитки родового быта у адыгейцев в XIX в. // Материалы VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. М., 1964.
174. Коджесау Э.Л. Патронимия у адыгов // Советская этнография. 1962. №2.
175. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. М.: Изд-во «Весь Мир». 2002. 360 с.
176. Коллонтай А. Труд женщины в эволюции народного хозяйства. М.; Пг, 1923.
177. Коллонтай A.M. Труд женщины в эволюции народного хозяйства. М.; Пг., 1923.
178. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч. 1. Харьков; СПб, 2001. С. 562-605.
179. Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 448 с.
180. Коннел Р. Маскулинности и глобализация //Введение в тендерные исследования. 4.2: Хрестоматия. Харьков, 2001. С. 851880.
181. Коркмасов М. Как нельзя освещать историю // Революция и горец. 1929. №6.
182. Коровицына Н.В. Агония соцмодернизации. Судьба двух поколений двух европейских наций. М.: Наука, 1993. 176 с.
183. Косвен М.О. Авункулат // Советская этнография. 1948. №1.
184. Косвен М.О. Аталычество / Этнография и история Кавказа. М., 1961.
185. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. Ч. 3 // Кавказский этнографический сборник. М., 1962. 3. С. 273-274.
186. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963
187. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 1961
188. Куббель JI. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1998.
189. Культура и быт адыгов. (Этнографические исследования). Вып. VIII / Отв. ред. М.А. Меретуков, JI.H. Соловьева. Майкоп, 1991. -432 с.
190. Кумахов М.А. Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора: Нартский эпос. М., 1985.
191. Кундухов М. Об извращениях горской истории //Революционный Восток. 1930. № 8
192. Кучукова 3. М. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2005. 312 с.
193. Лавров Л.И. / Сборник статей по истории Кабарды. Bbin.IV. Нальчик, 1955.
194. Ладыженский А. М. Обычное семейное право черкес// Новый Восток. М., 1928. Кн.22.
195. Ладыженский A.M. Методы этнологического изучения края // Этнография . 1929. № 1.
196. Ладыженский A.M. Адыгэ хабзе // Информационный бюллетень Всесоюзного общества культурных связей с заграницей. № 46-47.
197. Ладыженский A.M. К вопросу об исследовании обычного права Северного Кавказа // Бюллетень Северо-Кавказского бюро краеведения. 1926. №3-4. С. 13.
198. Ладыженский A.M. К изучению быта черкесов // Революция и горец. 1928. №2. С. 63-68.
199. Ладыженский A.M. Обычное и семейное право черкесов // Бюллетень Северокавказского краевого горского НИИ краеведения. 1927. N° 2-4;.
200. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / Соч. в 2 томах. Том 2. / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В. А. Носкова. М.: Правда, 1989. С. 455-590.
201. Лермонтов М.Ю. Кавказец / Соч. в 2 томах. Том 2. / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В. А. Носкова. М.: Правда, 1989. С.590-594.
202. Ле Руа Ладюри. Монтайю Э. Окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001.
203. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.
204. Лохвицкий М. Поиски богов. Нальчик: Эль-Фа, 1994. 431 с.
205. Лошак А. Три лагеря войны // Огонек. 2005. № 42. С. 8-9.
206. Магомедов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968.
207. Малашенко А. В. Ислам: последнее предупреждение Западу // Pro et Contra. М., 2004. С. 82- 96.
208. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.
209. Малышева М.М. Занятость женщин в общественном в общественном производстве: опыт анализа национально-территориальных различий // Социальные исследования. 1983 -№1 -С. 118-124.
210. Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии (Вторая половина XIX вторая половина XX в.). Нальчик, 1971.
211. Мамбетов Г.Х. Крестьянские протыслы в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX начале XX века. Нальчик: Каб.-Балк. книж. изд-во, 1962.- 111 с.
212. Мамбетов Г.Х., Мамбетов З.Г. Социальные противоречия в кабардино-балкарской деревне в 20-30-е годы. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 1999.-272 с.
213. Мамсиров Х.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы XX века. Нальчик, 2004.
214. Марзей А.С. (Мирзоев А.С.) Фрагменты и параллели рыцарского кодекса «Уэркъ хабзэ» и самурайского кодекса чести «Буси-до». Ориентир-Гъуазэ. 2000, февраль. С. 33-37.
215. Марзей А.С. (Мирзоев А.С.) Черкесское наездничество «Зек1уэ». Нальчик: Эль-Фа, 2004. 302 с.
216. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001.
217. Мафедзев С. X. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991.
218. Мафедзев С.Х. Аталычество в системе народного воспитания у адыгов/Юбщественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик, 1986.
219. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1999.
220. Мафедзев С.Х. О народных играх адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1986.- 144с.
221. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик: Эдьбрус, 1984.- 172 с.
222. Мафедзев С.Х. Статусы мальчиков и девочек, мужчин и женщин и их роль в нравственном воспитании / Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик: КБНИИ ИФЭ, 1992. С. 128-141.
223. Мафедзев С.Х. Статус женщины в системе адыгэ хабзэ // Эльбрус. 1999 - № 2 (11). С. 197- 225.
224. Мафедзев С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (адыгэ хабзэ) Нальчик: Эль-Фа, 2000. 360 с.
225. Меретуков М. А. Семья и брак у адыгских народов. Майкоп, Адыг. отделение Краснодар, книжн. издательства, 1987. 368 с.
226. Меретуков М.А. Брачное помещение у адыгов//Сборник статей по истории Адыгеи. Вып.1. 1975
227. Меретуков М.А. Наследство у адыгов // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1999.
228. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культура и быт адыгов. Вып.1. 1976
229. Меретуков М.А. Культ очага у адыгов // Ученые записки АНИЯЛИ. Т. 8. Этнография. Майкоп, 1968.
230. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения/ Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. Сост. и послесловие И.С. Кона. М.: Наука, 1988.-429 С.
231. Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: Росспэн, 2004. -416 с.
232. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963
233. Мирзоев А.С. Институт наездничества «зек1уэ» у адыгов (черкесов). Дисс. канд. ист. наук. М., 1999.
234. Мирзоев А.С. Уэркъ хабзэ кодекс чести адыгского дворянства // Эльбрус. - 1999 - № 2 (11). С. 225-255.
235. Мифология и повседневность. Тендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы научной конференции 19-21 февраля 2001 года. СПб.: Алетейя, 2001.-400 с.156. «Мужское» в традиционном и современном обществе. М., 2003.
236. Мусукаев А.И. Об обычаях и законов горцев. Нальчик: Эльбрус, 1986.- 152 с.
237. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.
238. Налоев З.М. К биографии джегуако // Вопросы кавказской филологии и истории. Вып. 3. Нальчик, 2000.
239. Налоев З.М. Культ женщины в адыгской традиции // Ориентир-Гъуазэ. 2000, февраль. С. 15-22.
240. Нальчик, 13-ое // Известия. 13, 14, 15.10. 2005; Цагоев И. Одумайтесь, и мы решим наши общие проблемы // Северный Кавказ. №40
241. Намитоков А. Пережитки родового быта и советский закон. М.-Л., 1929.
242. Некрасов A.M. Международные отношения и народы Западного Кавказа: последняя четверть XV-первая половина XVI века. М., 1990.
243. Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990.
244. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1986. -304 с.
245. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1994.-232 с.
246. О муже(М)ственности: Сб. статей. Составитель С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002 720 с.
247. Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка: Сб. ст. / Авт.-сост.: Листова Т.А., Федянович Т.П.; Отв. ред. Симченко Ю.Б., Тишков В .А. М., 1995. - 245 с.
248. Ольдерогге Д.А. Род и община // Проблемы исследования природных и трудовых ресурсов развивающихся стран. М., 1974.
249. Ольдерогге Д.А. Типы домашней общины и матрилинейный род у народов Экваториальной Африки // Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1975.
250. Ортега-и-Гассет X. Идеи и верования //Эстетика. Философия культуры. М., 1992.
251. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции. (На примере Западного Кавказа). СПб.: Европейский Дом, 1996. 304 с.
252. Першиц А.И. Этнография как источник первобытнообщинных реконструкций // Этнография как источник реконструкции первобытного общества. М., 1979.
253. Першиц А.И., Смирнова Я.С. К юридической этнологии народов Кавказа // Эльбрус. 1999 - № 2 (11). С. 9-40.
254. Петровский П. Как охраняется труд батраков в нацобластях // Революция и горец. №3. 1930.
255. Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа. М.-Л., 1927
256. Пожидаев В.П. Хозяйственный быт Кабарды (историко-этнографический очерк). Воронеж, 1925
257. Померанцева А.В. Как живут и трудятся народы в горах Кавказа. М.-Л., 1927
258. Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Сб. статей / Под ред. Э. Шоре, К. Хейдер. Вып. 3. М.: РГГУ, 2003. - 309 с.
259. Пушкарева Н. J1. Женщина в русской семье X начала XIX века: динамика социокультурных изменений. Дисс. докт. ист. наук. М., 1997.
260. Пушкарева Н.Л. История женщин и тендерный подход к анализу прошлого в контексте проблем социальной истории // Социальная история. 1997. М., 1998
261. Пушкарева Н.Л. Тендерная проблематика в исторических науках // Введение в тендерные исследования. Ч. 1. Харьков, СПб, 2001. С. 277-311.
262. Пушкарева Н.Л. Тендерный подход в исторических исследованиях // Вопросы истории. №6, 1998.
263. Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен, этот тендер? // Социальная история. 1998/1999. М., 1999. С. 155-174.
264. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности»// Этнографическое обозрение. 2004, № 5.
265. Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность: История изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800 2000: Материалы к библиографии. - М.: Ладомир, 2002.- 526 с.
266. Пушкарева Н.Л. Феминологичесий проект в новейшей этнологии // ЭО. 2004, № 3. С.82-97.
267. Равдоникас Т. Очерки по истории одежды народов СевероЗападного Кавказа. СПб., 1989.
268. Раскин А. Не те напали // Русский Newsweek. 2005. № 39. С. 1723
269. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина мира европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. — М.: РОССПЭН, 2002.-352 с.
270. Репина Л.П. От «истории женщин» к социокультурной истории: тендерные исследования и новая картина европейского прошлого.
271. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002.
272. Россия и Кавказ. История. Религия. Культура. СПб.: ЗАО «Журнал «Звезда», 2003. 193 с.
273. Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 2001. -416 с.
274. Рубин Гейл. Размышляя о сексе. // Введение в тендерные исследования. 4.2: Хрестоматия. / Под ред. С.В. Жеребкина -Харьков СПб., 2001.
275. Рубчик М. Преобразование женственности в современной Украине // Тендерные истории Восточной Европы. Минск, 2002. С. 405.
276. Руднев Д. Неизвестный враг // Профиль. 2005. №39.
277. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000.
278. Сабанчиева Л.Х. Тендерный аспект обычного права кабардинцев (вторая половина XVI 60-е годы XIX века). Нальчик, 2002. - 80 с.
279. Сабанчиева Л.Х. Тендерный фактор традиционной культуры (вторая половина XVI 60-е годы XIX века). Нальчик: Эль-Фа, 2005. -245с.
280. Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей. -СПб: Петербургское Востоковедение, 2004. 368 с.
281. Сивер А.В. Шапсуги: Этническая история и идентификация. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2002. 216 с.
282. Синельников А. Паника, террор, кризис. Анатомия маскулинности// Тендерные исследования./ ХЦГИ. Харьков. 1998. №1. С. 211-227.
283. Сиюхов С. Историко-этнографические очерки / Избранное. Нальчик, 1997. С. 251-347
284. Сиюхов С. Хатко Мчух / С. Сиюхов. Избранное. Нальчик, 1997.
285. Скотт Д. Гендер: полезная категория исторического анализа // Введение в тендерные исследования. Часть 2: Хрестоматия, (под ред. С. Жеребкина). СПб., 2002.
286. Словарь тендерных терминов / Под ред. Денисовой / Регион, общ. орг. «Восток-Запад: Женские Инновационные проекты». М.: Информация XXI век, 2002. 256 с. ■
287. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1983. -263 с.
288. Смирнова Я.С. Избегание и его отмирание у народов Северного Кавказа // Этнические и культурно-бытовые процессы у народов Северного Кавказа. М., 1978
289. Смирнова Я.С. Искусственное родство у народов Северного Кавказа: формы и эволюция// КЭС. М., 1989. ТIX.
290. Соколова О. Новый этап (К итогам III краевого съезда горянок) // Революция и горец. №2, 1928.
291. Соловьев С. История России. В 9 т. М., 1991. Кн. 2. Т. 4.
292. Студенецкая Е.Н. О большой семье у кабардинцев в XIX в. // Советская этнография. 1950. № 2
293. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1992.-305 с.
294. Тайсаев К.У. Состязания и игры, связанные с общественным и семейным бытом // Эльбрус. 1999 - № 2 (11). С. 159-197.
295. Тарасов Б.А. Советская автономия Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1941.
296. Текуева М.А. Назир Катханов: Штрихи к политическому портрету // Известия КБНЦ РАН. №1 (9). 2003.С. 112-113.
297. Текуева М.А. Опыт и уроки Кабардино-Балкарской парторганизации по преодолению пережитков прошлого. (1917 — начало30-х годов). Дисс.канд. ист. наук. Нальчик, 1990.
298. Текуева М.А. К истории женского вопроса в Кабардино-Балкарии // Женщина Кавказа и современность. Тезисы докладов I Региональной научно-практической конференции, 20-21 ноября 1991 г. Нальчик, 1991. С. 4-6.
299. Текуева М.А. К вопросу о возрождении культуры // Культура мира и Северный Кавказ. Материалы научно-практической конференции «Мир на Северном Кавказе через диалог культур». Нальчик: Каб.-Балк. ун-т., 2000. С.229-232.
300. Текуева М.А. Проблемы воспроизводства традиционной культуры в современных условиях (гендерный аспект) // Научная мысль Кавказа. Северо-Кавказский центр высшей школы. №2 (22). -2000.-С. 57-61.
301. Текуева М.А. Трансформация статуса женщины в адыгском обществе: традиции и современность // Вестник Кабардино
302. Балкарского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Вып. 6.-Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2001. С. 19-21.
303. Текуева М.А. Тендерный аспект воспроизводства традиционной культуры // Женщина, семья, общество. Традиции и современность в воспитании девушек. Материалы Нальчикской городской научно-практической конференции 17 октября 2002. Нальчик, 2002. С. 32-36.
304. Текуева М.А. К вопросу о конструкции маскулинности в традиционном адыгском обществе // Образование Наука -Творчество. Армавир, 2004. № 4 (5) С. 130-135.
305. Текуева М.А. Архетипическое сознание и мифологические представления в тендерной картине мира адыгов // Исторический вестник. Вып. II. Нальчик, 2005. С. 284-294.
306. Текуева М.А. К вопросу о частной жизни адыгской женщины // Исторический вестник. Вып. III. Нальчик, 2006. С. 226-241.
307. Текуева М.А. Ритуалы мужских инициаций в традиционной культуре адыгов // Культурная жизнь Юга России. Краснодар,2006. №2 (16). С. 21-24.
308. Текуева М.А. Женское начало в архаической культуре адыгов // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2006. № 4(18).
309. Текуева М.А. Мужчина и женщина в адыгской культуре: традиции и современность. Нальчик, 2006. 260 с.
310. Терракт отодвинул нас на годы назад // Кабардино-Балкарская правда. 19.10.2005.
311. Тлехас В. Г. Традиция взаимопомощи «ш1ыхьаф» в соционормативной культуре адыгов. // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1991.
312. Туганов Р.У. Новое о старом. (Несколько замечаний к биографии Шоры Ногмова) //Живая старина. 1991. №1. С. 33-55.
313. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
314. Уварова Т.Б. Женщина в обществе и культуре: Этноисторические традиции и современность: (Зарубежные концепции 70-8 гг): Научно-аналитический обзор / АН СССР. ИНИОН.- М., 1987.-42 с.
315. Уэст К., Циммерман Д. Создание тендера // Труды СПбФ ИС РАН. Тендерные тетради. Вып. 1. СПб., 1997.
316. Фрейд 3. Тотем и табу / Фрейд 3. Я и Оно: Соч. М: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. С. 363-529.
317. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1993. С. 193
318. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону власти и сексуальности. М., 1996.
319. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
320. Хашба Р.А. Связь имени героя нартского эпоса «Хважарпыса» с культом плодородия // Вестник института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. Вып. 9. Нальчик, 2002. С. 188-193.
321. Хакуашева М.А. Признак инициации в адыгском фольклоре // Вопросы кавказской филологии и истории. Вып. 3. Нальчик: Эль-Фа, 2000. С. 117-131.
322. Хамитов Н.В. Философия человека: от метафизики к метааитропологии. Киев: Ника-Центр; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. 335 с.
323. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов / Хан-Гирей. Избранные произведения. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 172-212.
324. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992. 352 с.
325. Хан-Гирей. Черкесские предания. Избранные призведения. Нальчик: Эльбрус, 1989.-288 с.
326. Харузина В. К вопросу о почитании огня // Этнографическое обозрение. 1906, № 3-4.
327. Хашба Р.А. Связь имени героя нартского эпоса «Хважарыпыса» с культом плодородия.// Вестник КБНИИ. Вып. 9. Нальчик, 2002.
328. Хорватова Э. Традиционные юношеские союзы и инициационные обряды у западных славян // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М., 1989.
329. Хотко С. Генуэзцы в Черкесии (1266-1275) // Эльбрус. №1(10). 1999.
330. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
331. Хубиев И. Борьба против горских адатов борьба за социализм // Революция и горец. 1932. № 8-9.
332. Хубиев И. Горянка на пути к экономическому раскрепощению // Революция и горец. 1928. № 1
333. Хубиев И. О многоженстве //Терек. 1923. №146;
334. Хубиев И. Прежде и теперь // Труженица Северного Кавказа. 1926. №5
335. Хубулова С.А. Крестьянство Северного Кавказа в конце XIX -первой четверти XX века: этнодемографические и социально-экономические аспекты развития. Дисс. .д-ра ист. наук. Владикавказ, 2003.
336. Хубулова С.А. Крестьянская семья и двор Терской области в конце XIX начале XX в.: этнодемографические, социально-экономические и политические аспекты развития. СПб., 2002. - 252 с.
337. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1998 400 с.
338. Шаханов Б.А. Избранная публицистика / Предисловие, составление и комментарии Т. Ш. Биттировой. Нальчик: Эльбрус, 1991 -288 с.
339. Шикова Т.Т. Семья и семейный быт кабардинцев в прошлом и настоящем. Дисс. канд. ист. наук. М., 1956.
340. Шоджэн X., Къэрдэнгъущ13. Адыгэ хабзэу щы1ахэр. Налынык: Эльбрус, 1995,- 182 с.
341. Шортанов А. Адыгские культы. Нальчик: Эльбрус, 1992. 166 с.
342. Щепанская Т. Б. Мужская магия и статус специалиста (по материалам русской деревни конца XIX XX вв.) // Мужской сборник. Вып.1. Мужчина в традиционной культуре. Сост. И.А. Морозов. М., 2001.
343. Элиаде М. Обряды и символы инициации: берсерки и герои //Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 10. М., 2002.
344. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М.:Политиздат, 1976.-240 с.
345. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях / Пер. с англ. К.: София, М.: ИД «София», 2004. 496 с.
346. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.-320 с.
347. Яковлев Н.Ф. Черкесская культура по данным языка // Революция и горец. 1928. № 2. С. 56-62
348. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М.: Саратовский ГТУ, 2001. 252 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.