Ислам в новейшей истории кабардинцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Мукожев, Арсен Хабалович

  • Мукожев, Арсен Хабалович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 187
Мукожев, Арсен Хабалович. Ислам в новейшей истории кабардинцев: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Нальчик. 2009. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мукожев, Арсен Хабалович

Введение.

Глава I. Ислам в Кабарде до начала XX века

§ 1. Основные этапы исламизации кабардинцев.

§ 2. Ислам и мусульманское духовенство во второй четверти

XIX - начале XX века

Глава II. Ислам в Кабардино-Балкарии в годы советской власти

§ 1. Роль ислама в период революционных событий 1917 года и Гражданской войны на Тереке

§ 2. Политика подавления ислама в 1920-1930-е годы

§ 3. Государственно-религиозные отношения в 1940-1980-е годы.

Глава III. Ислам в Кабардино-Балкарии в конце XX — начале XXI века

§ 1. Основные итоги исламского возрождения в КБР.

§ 2. Внутриконфессиональный конфликт и проблемы исламского радикализма

§ 3. Современные интерпретации роли ислама в этнической культуре кабардинцев.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ислам в новейшей истории кабардинцев»

Актуальность темы исследования. Исторические особенности функционирования ислама у кабардинцев относятся к числу наименее разработанных тем в отечественном кавказоведении. В советской историко-этнографической науке социальная значимость религиозного фактора в культурном развитии народов страны воспринималась со знаком «минус». Известно, что идеологизация науки обратно пропорциональна её объективности, и сегодня нельзя не признать, что религия — одна из базовых составляющих социокультурной системы этноса. И если социальная энтропия современного общества, его духовно-нравственный кризис - это следствие, то причину, во всяком случае, одну из них, следует искать не только в перестроечных и постперестроечных социально-экономических коллизиях, но и, прежде всего, в целенаправленном подавлении религиозности в период советской власти. Между тем, религиозное возрождение, начавшееся в российском обществе с конца 1980-х годов, и особенно сложно, противоречиво, конфликтно проходящее на Северном Кавказе, пробудило массовый интерес самих этнических мусульман к истории их вовлечения и пребывания в исламском пространстве. Реисламизирующееся население стало подвергать ревизии выводы советского исламоведения о довольно поздней и якобы насильственной исламизации кабардинцев и всех адыгов, противостоянии морально-правового кодекса адыгэ хабзэ этому процессу, «роковой» роли ислама в период мухаджирства адыгов, органической «чуждости» им этой религии в силу природной индифферентности к монотеизму и т.п. С другой стороны, воспитанная на секулярных традициях часть национальной интеллигенции, экстраполируя результаты собственной атеизации на состояние религиозности народа в досоветский период, стала реанимировать эти положения и принижать роль ислама в адыгской истории. Историческая наука все ещё не дала на эти вопросы исчерпывающего ответа.

При анализе же современного состояния ислама у кабардинцев обнаруживается, что многие проблемы, как в религиозной жизни, так и в отношении к религии населения, были заложены ещё в годы советской власти. Насильственная секуляризация привела к деформации общественного сознания и религиозной практики. Вопросы острого дефицита религиозных кадров, бытования «народного» ислама, обрядового разнобоя, сохранения стереотипов атеистического мышления, отчуждения исламского компонента этнической культуры, сложности выстраивания государственно-религиозных отношений и др. в последующем вошли в комплекс проблем исламского возрождения в Кабардино-Балкарии. Именно поэтому изучение двух разнонаправленных процессов, имеющих тесную внутреннюю связь и происходивших в новейший период отечественной истории, - деисламизации и реисламизации — представляется чрезвычайно актуальным. Рассмотрение этих двух направлений религиозной жизни кабардинцев в рамках одного исследования оправдано ещё и потому, что большая часть этноса (как верующих, так представителей государственных органов) была вовлечена в оба процесса. Исключение, естественно, составляет молодежь, обратившаяся к исламу уже в постсоветское время.

Именно с молодыми мусульманами, преимущественно кабардинцами, связаны трагические события, произошедшие в г. Нальчике в октябре 2005 года. После них появилось большое количество публикаций, в том числе и на Интернет-сайтах, и большей частью публицистического характера. Специальных же работ, посвященных исследованию причин и обстоятельств происшедшего, крайне мало. Ну а «журналистское» освещение хроники событий, безусловно, не может удовлетворить, а тем более заменить академическое исламоведение.

Таким образом, заявленная тема является частью общей проблемы изучения ислама в истории кабардинцев и призвана в некоторой степени восполнить имеющийся в отечественной историографии пробел.

Цель и задачи исследования. Не претендуя на исчерпывающее освещение заявленной темы, мы поставили перед собой посильную цель: на основе доступных нам источников и литературы, пользуясь достижениями предшествующих исследователей, дать комплексную характеристику особенностей функционирования ислама в кабардинском этническом социуме, проживающем на территории Кабардино-Балкарской Республики, в новейший период их истории. Такая целевая установка обусловила постановку и попытку решения следующих исследовательских задач:

- дать общую характеристику степени вовлеченности кабардинцев в исламский социоультурный и социополитический контекст к началу XX века;

- показать трансформацию государственно-религиозных отношений от консенсусных к запретительно-репрессивным в первые десятилетия советской власти;

- исследовать механизм и результаты административной секуляризации и деисламизации кабардинцев советско-партийной системой;

- рассмотреть основные итоги исламского возрождения в республике и выявить его внутренние проблемы;

- изучить причины внутримусульманского раскола, а также истоки и факторы радикализации молодежного исламского движения;

- проанализировать современные интерпретации роли ислама в истории и этнической культуре кабардинцев.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является кабардинский этнический социум, проживающий на территории Кабардино-Балкарской Республики, а предмет исследования составили особенности функционирования в нём ислама в новейший период отечественной истории.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1917 по 2008 гг. Но в первой, вводной, главе мы посчитали целесообразным осветить историю ислама в Кабарде до начала XX века, отмечая вероятность знакомства адыгов с этой религией с XIII века — периода Золотой Орды.

Степень научной разработанности проблемы. Хотя заявленная тема не стала предметом специального изучения, различные её аспекты рассматривались в трудах отечественных ученых.

В исследованиях советского периода религия вообще, а ислам в особенности, преподносился как вредное явление, ассоциирующееся с отсталостью и невежеством, с жестокостью и насилием. Выше мы уже отмечали, что именно тогда в отечественном адыговедении утвердился искаженный взгляд на сложный и неоднозначный характер вовлечения и пребывания кабардинцев в сфере влияния исламской цивилизации. Написанные в этом духе работы А.А. Дадова, Б. X. Цавкилова, Е. Т. Хакуашева, А.Т. Тхагапсоева, А.В. Авксентьева1 были направлены на «разоблачение» ислама и поиск путей и методов преодоления религиозных пережитков. Вместе с тем в рамках критики ислама в них излагаются интересные исторические факты, свидетельствующие о состоянии мусульманской практики у кабардинцев в этот период. Среди этих работ можно выделить капитальный атеистический труд Б. X. Цавкилова «Мораль ислама»2. Следует согласиться с его высказыванием о том, что «в жизни мусульман-горцев, как и других народов, исповедовавших ислам, в силу исторически сложившихся условий произошло переплетение многих древних обычаев и догм ислама»3.

В постсоветское время историю ислама непосредственно у кабардинцев первым затронул Ж.А.Калмыков. В своих работах4 он обозначил несколько этапов исламизации кабардинцев, начиная с XIII-XIV до начала XX века. Несомненный интерес представляет описание места мусульманского духовенства в российской административно-политической системе управления Кабардой. Вместе с тем точка зрения автора о «роковой» роли ислама в период адыгского мухаджирства, на наш взгляд, во многом упрощает проблему вынужденного переселения адыгов в ходе и результате

Кавказской войны. Не можем мы также согласиться с мнением Ж.А. Калмыкова относительно соотношения ислама и адыгэ хабзэ.

Первое монографическое исследование истории ислама в Кабарде ещё в 1999г. провела Н.М. Емельянова5. Она в целом правильно отразила основные этапы исламизации кабардинцев, отметила неравномерность распространения этой религии среди них, обратила внимание на синкретичность религиозных воззрений и сохранение доисламских традиций даже при господствующем положении ислама в XIX веке (например, в обряде вызывания дождя).

Целый раздел в монографии посвящается изучению роли ислама в кабардинском обществе в XX веке. Н.М.Емельянова проанализировала большое количество документальных материалов, охарактеризовала основные механизмы государственного атеизма. Вместе с тем ряд направлений советской антирелигиозной политики, а также реакция самих верующих на антиисламскую кампанию остались недостаточно освещенными. В работе встречается противоречивая статистика (по количеству мечетей, общин, служителей культа), имеют место и некоторые неточности в датах. Кроме того, в целой главе, посвященной 1950-м годам, даётся описание положения дел в стране без единого упоминания о Кабарде. Мнение же автора о «либерализации религиозной политики» в годы «хрущевской оттепели» опровергается имеющимися у нас документальными свидетельствами по Кабардино-Балкарии.

В следующем разделе, в котором исследуется исламское возрождение в 1990-е годы, затронута лишь малая часть возрожденческих тенденций, причем фактического материала в нем крайне мало. Проблемы раскола мусульманской уммы, формирования альтернативных духовному управлению молодежных структур, религиозной дискриминации и мн.др., имевшие место уже ко времени выхода монографии в свет, автор не затрагивает вовсе. Однако в другой своей работе - статье «Тайное и явное в северокавказском исламе (на примере Кабардино-Балкарии и Северной Осетии)»6 Н.М. Емельянова в определенной степени восполнила этот пробел.

В 2003 году в свет вышла монография И.Л.Бабич и А.А. Ярлыкапова «Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия»7. В ней два раздела - по истории исламизации кабардинцев и современному исламскому движению в Кабардино-Балкарии - написаны И.Л.Бабич. В первом разделе большинство фактологического материала посвящено западным адыгам, что, разумеется, не может служить репрезентативной базой по истории ислама у кабардинцев. Оценка автором собранного большого полевого материала о современном состоянии ислама в КБР, на наш взгляд, недостаточно отражает реальную конфессиональную ситуацию в республике в тот период. о

Соавтор данной монографии А.А. Ярлыкапов в этой и других своих работах даёт характеристику новому исламскому движению в Кабардино-Балкарии. Сравнивая аналогичные явления в Северо-Кавказском регионе, он выделяет особенности позиции «новых мусульман» и созданных ими структур в республике, отличительные черты их практической деятельности, что является несомненным достоинством указанного исследования.

В «Новейшей истории ислама в России»(2007г.) Р. Силантьев9 уделяет Кабардино-Балкарии минимальное внимание. Располагая огромным количеством информации, большей частью извлеченной из различных СМИ и Интернет-сайтов, автор сводит всю историю ислама в стране к истории раскола и интриг между духовными лидерами. Такая методология, естественно, не позволила Р. Силантьеву раскрыть ни реальные истоки внутримусульманского конфликта, ни причины распространения исламского радикализма в регионе.

Мало внимания уделяется освещению ислама и его роли в истории и культуре кабардинцев и балкарцев в учебном пособии К.Х. Унежева «История религий Кабардино-Балкарии»10, увидевшем свет в 2007 г., - всего один параграф, тогда как язычеству отводится целая глава. При этом отдельные суждения автора носят противоречивый характер, особенно в части соотношения национального этикета с исламскими традициями.

В 2008 году А.Х. Каров выпустил книгу «Религии и государственно-конфессиональные отношения в современной Кабардино-Балкарии»11, которую сам автор назвал «практическим пособием». В ней опубликовано большое количество документов, в том числе законодательно-нормативных актов, приведены выдержки из опубликованных статей различных авторов, имеются и авторские заметки по интересующей нас проблеме.

В монографии С.И. Аккиевой «Ислам в Кабардино-Балкарской 10

Республике» , изданной в 2009 г., освещается ряд проблем современной мусульманской уммы республики: становление общин, создание и деятельность Духовного управления мусульман КБР, развитие исламского образования, противодействие экстремизму. Автор анализирует различные факторы, способствующие радикализации исламской молодежи. Следует согласиться с утверждением о том, что «недостаточный уровень религиозной культуры позволяет определенным силам использовать часть верующих в политических целях»13.

Другие работы, представляющие интерес для нашего исследования, целесообразно охарактеризовать по проблемно-историческому принципу.

При изучении этапов исламизации кабардинцев существенную помощь оказали работы В. X. Кажарова14. Особое внимание автор уделяет роли ислама в период Кавказской войны и шариатского движения в Кабарде, указывая на произошедшие трансформации в сознании кабардинцев и преобразования во всех сферах их жизни на основе шариата.

Работы Е.Г. Битовой и Д.Н. Прасолова15 наряду с упомянутыми выше исследованиями Ж.А. Калмыкова способствовали определению роли ислама и места мусульманского духовенства в российской административной системе во второй половине XIX - начале XX века.

О мусульманском просветительском движении и создании системы религиозного образования в начале XX века писали З.М. Налоев, Т.Х.

Кумыков, М.З. Саблиров16. Следует отметить, что изыскания З.М. Налоева, посвященные влиянию мусульманского Востока на культуру адыгов, были для своего времени довольно смелыми.

Период революционных событий 1917 года и гражданской войны на Тереке освещается в трудах P. X. Гугова, У.А. Улигова, М.А. Текуевой17. М.А. Текуева, описавшая движение «красных шариатистов» во главе с Н.Катхановым в поддержку советской власти, характеризует его как исламское.

Специальных работ, посвященных истории ислама в советский период, кроме упомянутого выше раздела монографии Н.М. Емельяновой нет. Однако для нас были ценными результаты подобных исследований по России в целом, которые провели М.И. Одинцов, Я. Рой, А.В. Малашенко, А.А. Нуруллаев18.

Отдельные же эпизоды данной проблемы изучены местными авторами. Так, Х.Б. Мамсиров рассматривает советскую конфессиональную политику и проблемы мусульманского образования на Северном Кавказе в 20-е годы XX

19 века .

Репрессии мусульманских священнослужителей в конце 20 - начале 30-х годов XX века освещались С.Н Бейтугановым, Б.Х. Бгажноковым, A.M. л

Гоновым, Г.К. Дзуевым, Г.М. Мамбетовым и З.Г. Мамбетовым .

Многие современные аспекты исследуемой проблемы освещены в

01 работах известного исламоведа-эксперта А.В. Малашенко . Он наиболее полно разработал общие тенденции и частные моменты исламского возрождения в современной России и на Северном Кавказе, уделив особое внимание политизации ислама, идеологии и практике тех, кого принято называть в России «ваххабитами». Сам автор предпочитает термин «салафиты» или «исламисты». Анализ и суждения А.В. Малашенко отличаются верифицированностью и репрезентативностью.

Существенную теоретическую и методологическую помощь в осмыслении проблемы исламского радикализма оказали также работы А.А.

Игнатенко, В.Х. Акаева, С.А. Воронцова, И.П. Добаева, JI.P. Сюкияйнена, Э. Ф. Кисриева22.

При исследовании исторических особенностей взаимодействия национального и религиозного компонентов этнокультуры кабардинцев мы обращались к работам М.П. Мчедлова, Б.Х. Бгажнокова, В.Х. Кажарова23.

В работе над диссертацией нами использовались отдельные высказывания адыгских общественных деятелей Ш. Ногмова, Хан-Гирея, А.-Г.Кешева24, а также современных отечественных исследователей Т.Х. Кумыкова, Х.М. Думанова, Б.К. Мальбахова, К.Ф. Дзамихова25 и др., касающиеся заявленной темы.

Источниковая база исследования. Работа основана на документальных материалах, извлеченных из Государственного архива Кабардино-Балкарской Республики (ЦГА КБР), Центра документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики (ЦДНИ КБР), архива Института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук (Архив КБИГИ), Государственного архива Российской Федерации (Г АРФ), текущих архивов Министерства по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики и Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарской Республики.

Из материалов ЦГА КБР нами использованы: ф. И-6 («Управление Нальчикского округа Терской области»), ф. И-23 («Кабардинский временный суд»), ф. Р-198 («Народный Совет Нальчикского округа Терской области»), ф. Р-780 («Уполномоченный Совета по делам религий по Кабардино-Балкарской Республике»). Особо следует отметить, что в аппарате уполномоченного СДР по КБР был сосредоточен богатейший материал по состоянию и динамике религиозной жизни и государственно-религиозным отношениям в республике. Сюда входят данные о количестве религиозных организаций, мечетей, сведения о служителях культа, регистрационной политике СДР, заявления и ходатайства верующих, инструктивные письма, ежегодные информационно-аналитические справки и отчеты, направляемые республиканскому и союзному руководству.

Общие тенденции и региональные особенности осуществления советской государственной религиозной политики прослеживаются в материалах Совета по делам религий при Совете Министров СССР, хранящихся в ф. Р-6991 ГАРФ.

Ценные сведения по теме исследования содержатся также в документах партийных и советских органов власти, отложившихся в фондах ЦДНИ КБР. В частности, нами использованы: ф. П-1 («Кабардино-Балкарский республиканский комитет Коммунистической партии РСФСР»), ф.П-2 («Нальчикский городской комитет Коммунистической партии РСФСР»), ф.П-9 (Кубинский районный комитет Коммунистической партии РСФСР»), ф.П-15 («Чегемский районный комитет Коммунистической партии РСФСР»). Эти материалы позволяют конкретизировать как состояние и формы выражения религиозности кабардинцев в различные периоды советской истории, так и практические механизмы административной секуляризации общества.

Из ф.1 Архива КБИГИ («История Кабарды в дореволюционный период») нами проработаны интересные документы, извлеченные сотрудниками института из ЦГИА Грузии, — «Записки жандармского подполковника Юрьева о шариате и тарикате на Кавказе, о Кабарде», а также переписка царских чиновников по проверке сведений, изложенных в данной записке. Эти материалы позволяют более полно представить состояние ислама в Кабарде в первой половине XIX в.

В работе также использованы материалы ф.2 Архива КБИГИ («Документы по Гражданской войне»), в частности, документ «Никонов И. О мульско-кулацком княжеско-дворянском блоке».

Ряд документов извлечен из опубликованных сборников: «Кабардино-русские отношения в XVI-XVIIIbb.»; «Документы по истории борьбы за Советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (19171922)»; «Союз Объединенных Горцев Северного Кавказа и Дагестана»; «Декреты Советской власти»; «КПСС в резолюциях и решениях съездов, л/' конференций и пленумов ЦК» .

Из опубликованных в сборнике «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.» нарративных источников в работе использованы высказывания И. Шильтбергера, И. Барбаро, Дж. Интериано, Ф.Д. де Монпере, Дж. Лукка, И.Г. Гербера, Г.-Ю. Клапрота27.

Источниковую базу дополнили материалы, собранные автором в составе этнографической экспедиции по Кабардино-Балкарской Республике, проведенной в 2002-2003 гг. сотрудниками Института этнологии и антропологии РАН и Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, а также в результате личных встреч с верующими, религиозными деятелями республики, представителями государственных и муниципальных органов власти в течение 2000 - 2008 годов.

Важными источниками информации стали также материалы текущей российской, региональной и республиканской периодической печати, сети Интернет.

Методология исследования основана на принципах диалектики и историзма, объективности, преемственности и системности научного анализа. В работе использованы проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный и другие методы исторического анализа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- в данной постановке заявленная тема не стала предметом специального изучения в отечественной исторической науке;

- предшествовавшие работы, касающиеся исламской проблематики, исходили из посылки о поверхностном характере исламизации кабардинцев. Анализ исторических, этнологических, культурологических, социологических, лингвистических данных позволил в основу нашего исследования положить совершенно иной концептуальный подход, заключающийся в видении ислама в качестве одного из базовых составляющих социокультурной системы и идентичностей исследуемого этноса. Такая позиция существенно повлияла на характер и результаты самого исследовательского процесса;

- по сравнению с исследованиями государственно-религиозных отношений в советский период, в том числе и по другим регионам, значительно расширена документальная база, позволившая более полно рассмотреть способы и механизмы насильственной секуляризации общества;

- впервые в отечественной историографии в формате диссертационного исследования в историко-этнологическом ключе ставится и рассматривается проблема соотношения национального и религиозного в этнической культуре кабардинцев;

- в работах, посвященных отдельным аспектам исследуемой проблемы, практически отсутствуют полемические сюжеты. Автор счёл необходимым высказать свою точку зрения по ряду положений, встречающихся в исторической литературе, а также по вопросам, вызывающим современные общественные дискуссии;

- в диссертационном исследовании в научный оборот вводится большое количество неопубликованных ранее архивных документов и полевых этнологических материалов.

Теоретическая и практическая значимость. В результате проведенного исследования сформулирован ряд теоретических положений, которые могут способствовать дальнейшим изысканиям в данной области.

Работа позволяет более полно воссоздать историю функционирования ислама у кабардинцев в XX - начале XXI века. Её результаты могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории Кабардино-Балкарии, истории Северного Кавказа, учебников и учебных пособий, специальных лекционных курсов.

Проведенный анализ государственно-конфессиональных отношений, в том числе и на современном этапе, позволит скорректировать государственную религиозную политику на республиканском и федеральном уровнях с прогнозированием её возможных последствий.

Выводы, сделанные в исследовании относительно истоков внутримусульманского раскола и радикализации молодежного исламского движения, могут помочь наладить диалогичные отношения между сторонами, находящимися сегодня в оппозиции друг к другу, что в конечном итоге позитивно скажется на стабилизации религиозной обстановки в республике.

Положения, выносимые на защиту:

1. Вовлечение адыгов в исламское пространство происходило на протяжении ряда веков, начиная с периода Золотой Орды. Середина XVI в. стала для них решающим историческим рубежом в смене конфессиональной идентичности. В начале XVIII в. происходила активизация процесса приобщения кабардинцев к исламу. В начале XIX в. ислам лег в основу модели преобразования кабардинского общества. После завоевания Кабарды дальнейшее развитие ее духовной культуры проходило в рамках и под воздействием российской административно-политической системы. В начале XX в. синтез традиционной адыгской культуры и исламской цивилизации определил новый качественный уровень развития нации. Господствовавшая же в адыгской историографии концепция «насильственной исламизации» представляется односторонней и не находит документального подтверждения.

2. К 1917г. ислам прочно вошел в систему традиционных социокультурных отношений, общественных институтов, нравственно-этических ценностей, семейно-бытовую обрядность кабардинцев. На глубоком синтезе исламских и традиционных духовных ценностей выросла национальная интеллигенция. Принадлежность к исламу являлась составной частью этнического самосознания кабардинцев. Национально-культурное развитие конструировалось в контексте исламской цивилизации. Однако с Октябрьской революцией Россия вступила в новую фазу социально-политического развития. В 1917-1930гг. советская власть переходит от декларации свободы совести к политике подавления религии. После физического уничтожения в 20-30-х гг. большинства священнослужителей и лиц, знавших арабскую грамоту, которые и составляли интеллектуальную элиту кабардинского общества, а также ликвидации шариатского судопроизводства, системы мусульманского образования, закрытия мечетей деструкции подверглась вся соционормативная культура кабардинцев. Под давлением атеистической пропаганды и жесткого администрирования религиозных вопросов, пропал социальный спрос к теологической стороне ислама. Ислам ушел в свадебную и похоронно-поминальную обрядность и, смешиваясь с национальными традициями, репродуцировался в новом качестве.

3. В период Великой Отечественной войны наблюдалось некоторое потепление отношения государства к религии, но с конца 40-х годов вновь начал доминировать административный метод секуляризации общества. Хрущевская «оттепель», вопреки распространенному мнению, не повлекла за собой смягчения государственно-религиозных отношений. С 50-х годов наблюдается даже расширение запретительных мер и нарастание антирелигиозной пропаганды. Добиваясь «отхода верующих от религии» советская власть использовала разнообразные методы: административные, политические, идеологические, юридические, экономические. Верующие вынуждены были прибегнуть к методам социальной мимикрии. В результате - резко снизилось богословское содержание исламской практики, религиозность кабардинцев была сведена до минимума, мусульманская обрядность сильно деформировалась.

4. Антирелигиозная деятельность советского государства вышла за рамки собственно атеизации. С убыванием религиозности в советской действительности стали менее заметными и показатели этнической идентификации кабардинцев.

5. Одним из результатов демократических процессов конца 80 - начала 90-х гг. XX в. стали радикальные перемены в отношении к религии, как в общественном сознании, так и в государственных структурах. Начался процесс исламского возрождения, который выразился в создании духовного центра, массовой регистрации мусульманских общин, строительстве новых мечетей, формировании системы религиозного образования, восстановлении исламских традиций в семейной и похоронно-поминальной обрядности, сформировалась новая система государственно-конфессиональных отношений.

6. Наряду с бесспорными достижениями исламского возрождения выявились и его внутренние проблемы, главные из которых — внутримусульманский раскол, политизация ислама и актуализация проблемы как исламского, так и антиисламского экстремизма. В октябре 2005 г. они вылилась наружу в виде вооруженного нападения молодых мусульман на республиканские и региональные правоохранительные органы. В настоящее время проблема исламского радикализма в республике находится в латентной фазе развития.

7. После событий октября 2005 г. в г.Нальчике стала наблюдаться устойчивая тенденция противопоставления национальных традиций кабардинцев исламским. Неадекватное историческим реалиям освещение роли ислама в истории и культуре кабардинцев дезориентирует общественное сознание, ущемляет религиозные и национальные чувства верующих и может иметь далеко идущие негативные последствия.

Апробация работы. Отдельные главы, вошедшие в диссертационное исследование, обсуждены в отделе истории Института гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН, сама работа - на расширенном заседании кафедры отечественной истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Основные положения исследования были изложены в докладах на III Международной научной конференции «Глобализм и традиционализм как конкурирующие векторы в развитии этнических культур Кавказа» (Москва, 2003г.), IV и V конференциях молодых ученых и аспирантов (Нальчик, 2003 г., 2004 г.), всероссийских, региональных и республиканских научно-практических конференциях «Ислам в истории и культуре народов Кавказа» (Нальчик, 2007г.), «Проблемы мусульманской общины: национально-культурные факторы» (Нальчик, 2007г.), «Национальная культура и ислам» (Нальчик, 2008г.), «Законодательное и практическое обеспечение деятельности органов исполнительной и законодательной власти в противодействии терроризму и. экстремизму на территории Южного федерального округа» (Владикавказ, 2008г.), «Современные этнополитические и этноконфессиональные процессы на Северном Кавказе: проблемы и пути решения» (Нальчик, 2008г.).

Результаты исследования отражены в 21 научной публикации, в том числе в рецензируемом журнале «История науки и техники», который входит в «Перечень» журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Мукожев, Арсен Хабалович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Вовлечение адыгов в исламское пространство происходило на протяжении ряда веков, начиная с периода Золотой Орды. Середина XVI в. стала |для них решающим историческим рубежом в смене конфессиональной идентичности. В начале XVIII века происходила активизация процесса приобщения кабардинцев к исламу. В условиях Кавказской войны резко изменяется политическая роль ислама в сторону его радикализации. В конце XVIII — начале XIX вв. он становится идеологическим оружием сопротивления кабардинцев колониальной экспансии России. В этот период ислам глубоко проникает в общественное сознание кабардинцев, приобретает новое качество и становится основой модели преобразования кабардинского общества. После завоевания Кабарды дальнейшее развитие ее духовной культуры проходило в рамках и под воздействием российской административно-политической системы.

Ислам, функционируя в этнической среде кабардинцев не одно столетие, превратился в неотъемлемую часть их национальной культуры. Восприняв наиболее либеральный ханафитский мазхаб, допускающий гибкое приспособление к различной этнокультурной среде и широкое пользование местным обычным правом, кабардинцы подвергли ислам этнизации. Синтез исламских и этнических установок определил специфику национального мировосприятия и обрядовой практики, нравственных устоев и поведенческих нормативов. Образованием понятия «мусульманство» (муслъымэныгъэ) было обеспечено полноправное функционирование исламских моральных категорий в системе адыгской этики.

2. К 1917 году ислам прочно вошел в систему традиционных социокультурных отношений, общественных институтов, нравственно-этических ценностей, семейно-бытовую обрядность кабардинцев. На глубоком синтезе исламских и традиционных духовных ценностей выросла национальная интеллигенция. Национально-культурное развитие стало конструироваться в контексте исламской цивилизации. Однако с Октябрьской революцией Россия вступила в новую фазу социально-политического развития, которая проходила без учета демократических этнокультурных устремлений населяющих ее народов. Тоталитарный вектор политического режима новой власти в корне изменил положение верующих в стране, особенно мусульман.

Вопреки продекларированной свободе вероисповедания, советская власть в середине 20-х гг. перешла к открытым методам подавления ислама. Она сумела настроить против себя значительную часть народа, национальной интеллигенции, в том числе мусульманского духовенства, которые, соединив социалистические принципы с идеологией ислама, боролись за ее установление в Кабардино-Балкарии.

В основе актов народного сопротивления коллективизационным мероприятиям советской власти, прокатившихся в области в конце 20-х -начале 30-х гг., лежало именно недовольство посягательством на ислам. Последнее воспринималось как ущемление национальных культурных традиций. После физического уничтожения в 20-30-х гг. большинства священнослужителей и лиц, знавших арабскую грамоту, которые и составляли интеллектуальную элиту кабардинского общества, а также ликвидации шариатского судопроизводства, системы мусульманского образования, закрытия мечетей деструкции подвергалась вся соционормативная культура кабардинцев. Под давлением атеистической пропаганды и жесткого администрирования религиозных вопросов, пропал социальный спрос к теологической стороне ислама. Ислам ушел в свадебную и похоронно-поминальную обрядность и, смешиваясь с национальными традициями, репродуцировался в новом качестве.

3. В период Великой Отечественной войны наблюдалось некоторое потепление отношения государства к религии, но к концу 40-х годов вновь начал доминировать административный метод секуляризации общества. Хрущевская «оттепель», вопреки распространенному мнению, не повлекла за собой смягчения государственно-религиозных отношений в Кабардино-Балкарии. С 50-х годов наблюдается даже расширение запретительных мер и нарастание антирелигиозной пропаганды. Добиваясь «отхода верующих от религии» советская власть использовала разнообразные методы: административные, политические, идеологические, юридические, экономические. Верующие вынуждены были прибегнуть к методам социальной мимикрии. В результате — резко снизилось богословское содержание исламской практики, религиозность кабардинцев была сведена до минимума, мусульманская обрядность сильно деформировалась. Среди подавляющего большинства населения республики развился религиозный индифферентизм. Особенно это коснулось горожан и интеллигенции. Культивировалось чувство гражданской и социальной неполноценности верующих. Создалась атмосфера, когда становилось стыдным, а то и опасным в плане карьеры публичное признание своей религиозности.

Результаты антирелигиозной деятельности советского государства вышли за рамки собственно атеизации. С ослаблением религиозного компонента в советской действительности стали растворяться и показатели этнической идентификации кабардинцев. Деформировалось общественное мнение по отношению к родному языку, истории, национальной одежде и т.д., упал престиж национальной самобытности. Приверженность национальным духовным традициям стала рассматриваться как провинциализм, бескультурье, а в политическом разрезе - как национализм.

Такие ориентиры отразились и в сфере образования, науки, литературы, искусства. В вузах «научный атеизм» стал, чуть ли не основной учебной дисциплиной. В исторической науке обосновывались и разрабатывались тезисы о насильственной исламизации кабардинцев, чуждости морали ислама национальной этике, об исключительно негативной роли ислама в их истории; в литературе и искусстве утвердилась традиция высмеивания служителей культа и т.п. В общественном сознании сформировался стереотип атеистического мышления. Все это в последующем вошло в комплекс проблем исламского возрождения в КБР.

4. Одним из результатов демократических процессов конца 80 - начала 90-х гг. XX в. стали радикальные перемены в отношении к религии, как в общественном сознании, так и в государственных структурах. В общем контексте актуализации национальной культурно-возрожденческой проблематики видное место отводилось восстановлению исламских институтов и религиозных традиций. Процесс исламского возрождения выразился в создании духовного центра, массовой регистрации мусульманских общин, строительстве новых мечетей, складывании системы религиозного образования, восстановлении исламских традиций в семейной и похоронно-поминальной обрядности. Сформировалась новая система государственно-конфессиональных отношений.

5. Наряду с бесспорными достижениями исламского возрождения выявились и его внутренние проблемы, главные из которых — внутримусульманский раскол, политизация ислама и актуализация проблемы исламского экстремизма. В октябре 2005 г. они вылились наружу в виде вооруженного нападения молодых мусульман на республиканские и региональные правоохранительные органы. После этих трагических событий проблема исламского радикализма в республике перешла в латентную фазу развития.

6. Обстоятельства и глубинные причины октябрьского вооруженного выступления молодых мусульман не стали ещё в полной мере предметом специального научного анализа. Однако очевидно, что в республике накопился большой террористический потенциал, активно ведется экстремистская пропагандистская кампания, и эта деятельность хорошо финансируется.

Следует признать, что невысокие теологические познания, как большей части официальных священнослужителей, так и «новых мусульман», вкупе с определенными просчетами в государственно-религиозных отношениях способствуют формированию социальной базы религиозного экстремизма. С учетом этого органам государственной власти и особенно духовным лидерам необходимо организовать эффективную систему профилактики экстремистской идеологии. Силовые органы должны работать исключительно дифференцированно, памятуя о том, что каждый частный их просчёт усиливает аргументацию экстремистов о государственном давлении на ислам.

С другой стороны, выстраивая дальнейшую религиозную политику, государство должно позволять обществу и отдельным его членам выражать свое недовольство законными способами, равно как и не должно пытаться его подавлять противозаконными методами. В противном случае объективный социальный протест может обрести форму устойчивого противостояния, общественного неповиновения, и, как правило, всегда находятся факторы, доводящие его до применения насилия.

7. Обнаруживаются две очень любопытные и совершенно неизученные ещё взаимосвязи: первая - между снижением активности национальных движений и ростом радикальных настроений в среде молодых верующих; вторая - между проявлениями религиозно-политического экстремизма и отрицанием частью национальной интеллигенции исламского компонента традиционной культуры кабардинцев. Последнее обстоятельство дезориентирует общественное сознание, ущемляет религиозные и национальные чувства верующих и может иметь далеко идущие негативные последствия, подталкивая последних к предпочтению арабских или иных религиозных традиций. Уже сейчас на этой почве стали наблюдаться конфликтные ситуации в молодежной среде. Здесь сказывается нерешённость вопросов разработки исламской проблематики в местной историографии. Исторические, этнологические, культурологические, социологические исследования могли бы способствовать снятию многих конфликтогенных узлов в этноконфессиональной жизни, а также стали бы научным обоснованием государственной национальной и религиозной политики, что в конечном итоге будет работать на достижение мира и спокойствия в республике.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мукожев, Арсен Хабалович, 2009 год

1. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6991, оп. 4, ед. хр. 27.

2. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики (далее ЦГА КБР). Ф. И-6, оп.1, д.841.

3. ЦГА КБР. Ф. И-6, оп.1, д.933.

4. ЦГА КБР, ф. И-6, оп.2, д.9, т.1.

5. ЦГА КБР. Ф. И-23, оп.1, д.48.

6. ЦГА КБР. Ф.Р-198, оп.1, д.2.

7. ЦГА КБР. Ф. Р-780, оп.1, ед.хр.5.

8. ЦГА КБР. Ф.Р-780, on. 1, ед.хр. 7.

9. ЦГА КБР. Ф. Р-780, on. 1, ед. хр. 11.

10. ЦГА КБР. Ф. Р-780, on. 1, ед.хр. 11.

11. ЦГА КБР. Ф. Р-780, оп.1, ед.хр. 16.

12. ЦГА КБР. Ф. Р-780, оп.1, ед.хр.54а.

13. ЦГА КБР. Ф. Р-780, оп.1, ед.хр. 89.

14. ЦГА КБР. Ф.Р-780, оп.1, ед.хр. 92.

15. ЦГА КБР. Ф. Р-780, оп.1, ед.хр. 93.

16. ЦГА КБР. Ф. Р-780, оп.1, ед. хр. 104.

17. ЦГА КБР. Ф. Р-780, оп.1, ед.хр. 110.

18. ЦГА КБР. Ф.Р-780, оп.1, ед.хр. 112.

19. ЦГА КБР. Ф.Р-780, оп.1, ед.хр. 116.

20. Центр документации новейшей истории КБР (далее ЦДНИ КБР). Ф.П-1, оп.1, д.9.

21. ЦЦНИКБР. Ф.П-1, оп.1, д.14.

22. ЦДНИ КБР. Ф. П-1, оп.1, д.20.

23. ЦДНИ КБР. Ф. П-1, оп.1, д.38.

24. ЦДНИ КБР. Ф. П-1, оп.1, д.43.

25. ЦДНИ КБР. Ф. П-1, оп.1, д.47.

26. ОДНИ КБР. Ф. П-1, оп.1, д.69.

27. ОДНИ КБР. Ф. П-1, оп.1, д.78.

28. ЦДНИКБР. Ф. П-1, оп.1., д.96.

29. ЦДНИКБР. Ф. П-1, оп.1., д. 157.

30. ОДНИ КБР. Ф. П-1, оп.1., д. 192.

31. ЦДНИ КБР. Ф. П-1, оп.1, д.3032.

32. ОДНИ КБР. Ф. П-1, оп.2, д. 8.

33. ОДНИ КБР. Ф. П-1, оп.2, д.848.

34. ОДНИ КБР. Ф. П-1, оп.2, д.1053.

35. ОДНИ КБР. Ф. П-1, оп.2, д. 1098.

36. ЦДНИКБР. Ф. П-1, оп.2, д. 1311.

37. ЦДНИКБР. Ф. П-1, оп. 2, д. 1588.

38. ОДНИ КБР. Ф. П-1, оп. 2, д. 1699.

39. ОДНИ КБР. Ф. П-1, оп. 2, д. 1900.

40. ЦДНИКБР. Ф. П-1, оп. 2, д. 1981.

41. ЦДНИКБР. Ф. П-1, оп.2, д. 2299.

42. ЦДНИКБР. Ф. П-1, оп.8, д. 212.

43. ЦДНИКБР. Ф. П-15, оп.1, д.370.

44. ЦДНИКБР. Ф. П-15, оп.1, д.1900.

45. Архив Института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук (далее Архив КБИГИ). Ф.1, оп.2. д.14.

46. Архив КБИГИ. Ф.2, оп.З, ед.хр.1, инв. № 916.

47. Текущий архив Минкоммолодёжи КБР: Стратегия деятельности Министерства по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственно-конфессиональных отношений.

48. Текущий архив Минкоммолодёжи КБР: Отчет о деятельности отдела по работе с религиозными организациями Министерства по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики за 2008 г.

49. Текущий архив Минкоммолодёжи КБР: Справка о религиозной ситуации и государственно-конфессиональных отношениях в КБР. 2009г.

50. Текущий архив Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарской республики (далее Текущий архив ДУМ КБР): Протокол Пленума Президиума ДУМ КБР от 13 февраля 1991 г.

51. Текущий архив ДУМ КБР: Постановление Пленума мусульман Кабардино-Балкарии от 23 декабря 1993 г.

52. Текущий архив ДУМ КБР: Постановление Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарской Республики от 24 июля 2004 г. «Об упорядочении похоронных обрядов мусульман».

53. Текущий архив ДУМ КБР: Отчетный доклад председателя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарской Республики А. М. Пшихачева V съезду мусульман Кабардино-Балкарской Республики. 25 марта 2009 г.

54. Личный архив автора: Краткое наставление исламской молодежи (подготовлен Кабардино-Балкарским институтом исламских исследований).

55. Полевые материалы автора (далее — ПМА). Тетр. 1, оп.1, д. 3.59. ПМА. Тетр. 1, оп.1, д. 4.60. ПМА. Тетр. 1, оп.1, д. 9.

56. ПМА. Тетр. 1, оп.1, д. 16.

57. ПМА. Тетр. 1, оп.1, д. 21.

58. ПМА. Тетр. 1 ,оп. 1, д.22.

59. ПМА. Тетр. 1, оп.1, д. 26.

60. ПМА. Тетр. 1, оп.1, д. 35.

61. ПМА. Тетр. 2, оп.1, д. 51.

62. ПМА. Тетр. 2, оп.1, д. 62.

63. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Госполитиздат, 1954. 4.1.

64. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. (Документы и материалы). М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. Т. 1.

65. Декреты Советской власти. М.: Госполитиздат, 1957. Т.1.

66. Документы по истории борьбы за Советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917-1922). Нальчик: Эльбрус, 1983.

67. Союз Объединенных Горцев Северного Кавказа и Дагестана: Документы и материалы. Махачкала, 1994.

68. Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Сост, вступ. статьи к текстам В.К. Гарданова Нальчик: Эльбрус, 1974. -636 с.

69. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 1808 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Сост, вступ. статьи к текстам В.К. Гарданова -Нальчик: Эльбрус, 1974. - 636 с.

70. Лукка Дж. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Сост, вступ. статьи к текстам В.К. Гарданова Нальчик: Эльбрус, 1974. - 636 с.

71. Путешествие в Тану Иосафата Барбаро, венецианского дворянина // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Сост., вступ. статьи к текстам В.К. Гарданова Нальчик: Эльбрус, 1974.-636 с.

72. Путешествия Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Сое., вступ. статьи к текстам В.К. Гарданова Нальчик: Эльбрус, 1974. — 636 с.

73. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: Книжное издательство, 1984.

74. Адаб Баксанского культурного движения / Разыскал, исследовал и подготовил к печати З.М. Налоев. Нальчик: Эльбрус, 1991. — 440 с.

75. Адыгская (черкесская) энциклопедия / Гл. ред. проф. М.А. Кумахов. М.: Фонд им. Б.Х. Акбашева, 2006. 1248 с.

76. Акаев В.Х. «Северокавказский ваххабизм» разновидность исламского радикализма // Научная мысль Кавказа, 2000, № 3.

77. Аккиева С.И. Ислам в Кабардино-Балкарской Республике. М.: Логос, 2009.- 136 с.

78. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М.: Восточная литература, 2003. - 847 с.

79. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М., 1937.

80. Антее П. Ислам в современном мире // Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире / Сост. С.М. Червонная. Под ред. М.Н. Губогло.- М.: ЦИМО ИЭА РАН, 1998. С. 25 -60.

81. Атажукин И. Краткое описание жителей Горских Черкес // Дзамихов К.Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик: Эльбрус, 1994. С. 81- 85.

82. Бабич И. Л. Ислам в современной Кабардино-Балкарии: правовые аспекты // Этнографическое обозрение, 2001, №2.

83. Бабич И.Л. Современное исламское движение в Кабардино-Балкарии // Бабич И.Л., Ярлыкапов А.А. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия.- М., 2003.

84. Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов.- М., 1999.

85. Бабич И.Л. Этапы распространения ислама в Кабарде и Балкарии (XI-XX вв.) // Бабич И.Л., Ярлыкапов А.А. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия. М., 2003.

86. Бабич И.Л., Ярлыкапов А.А. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия. М., 2003.

87. Бгажноков Б. X. Во времена коллективизации (на каб. яз.) // ЦЦэнгъуазэ, 1992, февраль.

88. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: Эль-Фа, 2003. — 96 с.

89. Бгажноков Б.Х. Адыгские клятвы // Общественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1986. С. 81 -102.

90. Бейтуганов С.Н. Восстания крестьян в Кабардино-Балкарии в 1928 -1931 годах// Советская молодежь, 1991. 2, 9,16 августа.

91. Бейтуганов С.Н. Кабарда в фамилиях. Нальчик, 1998.

92. Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов.- Нальчик: Эльбрус, 1993. 304 с.

93. Битова Е.Г. Модернизирующие реформы на Северном Кавказе и местная политическая традиция: отторжение или адаптация // RES PUBLICA. Нальчик, 2000. Вып.1.

94. Боров А.Х., Думанов Х.М., Кажаров В.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы. Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 184 с.

95. Валеев P.M., Набиев Р.А. История ислама в России // Ислам и мусульмане в России: Сборник статей. Под. общ. ред. М.Ф. Муртазина, А.А. Нуруллаева. М.: КДТ, 1999. С. 91 117.

96. Веселовский А. Несколько географических и этнографических сведений о древней России из рассказов итальянцев. СПб., 1870.

97. Воронцов С.А. Ислам и политический экстремизм // Ислам и политика на Северном Кавказе: Сборник научных статей / Отв. редактор В.В.Черноус. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2001. С. 150 - 158.

98. Гонов A.M. К истории Баксанского восстания 1928 года // Сборник статей молодых ученых и аспирантов. Майкоп: Меоты, 1993. С. 121 -131.

99. Горошков Н.П., Червонная С.М. Пантюркизм и панисламизм в российской истории и историографии // Ислам и этническаямобилизация: национальные движения в тюркском мире / Сост. С.М. Червонная. Под ред. М.Н. Губогло. М.: ЦИМО ИЭА РАН, 1998. С. 70 -85.

100. Губжоков М. Н. Западные адыги в период Кавказской войны: Автореф. дисс. канд. ист. наук. Нальчик, 2001.

101. Гугов P. X. Совместная борьба народов Терека за советскую власть. -Нальчик: Эльбрус, 1975. 496 с.

102. Дадов А. А. Великая октябрьская социалистическая революция и первые этапы борьбы за освобождение трудящихся мусульман от религиозных суеверий // УЗ КЕНИИ. Нальчик, 1959. T.XIV. С. 29 - 58.

103. Дадов А. А. О преодолении религиозных пережитков в Кабардино-Балкарской АССР // УЗ КБНИИ. Нальчик, 1959. T.XV. С. 139 - 156.

104. Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе. Нальчик: ЭльФа, 2001.-412 с.

105. Дзамихов К.Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик: Эльбрус, 1994. - 168 с.

106. Дзуев Г. К. Кровавое лето 1928-го. Нальчик, 1997.

107. Добаев И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. -Ростов-на-Дону, 2003.

108. Дудова С.С. Ислам в Карачаево-Черкесии: от истории к перспективам. — Пятигорск: ПГЛУ, 2006. — 254 с.

109. Думанов X. М. Взаимодействие адыгэ хабзэ, норм шариата и русского законодательства в Кабарде в XVIII первой половине XIX в. // Исторический вестник. - Нальчик, 2008. Вып. VII. С. 93 — 106.

110. Думанов Х.М. Из истории кабардино-русских отношений // Политика и право в сфере этногосударственных отношений Кабардино-Балкарии / Авторы-составители: С.И. Аккиева, Х.М. Думанов. Отв. ред. М.Н. Губогло. М.- Нальчик, 2001. Т.1. С. 59-63.

111. Думанов X. М. Якуб Шарданов. Нальчик: Эльбрус, 1988.

112. Думанов X. М., Кетов Ю. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVIII-XIX веке. Нальчик, 2000.

113. Емельянова Е. Н. Мусульмане Кабарды. М.: Граница, 1999. - 140 с.

114. Емельянова Н.М. Тайное и явное в северокавказском исламе (на примере Кабардино-Балкарии и Северной Осетии) // Центральная Азия и Кавказ, 2001г., №6.

115. Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000, №2.

116. Иоан де-Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. 1404 / Пер. З.М. Буниятова. Баку, 1980.

117. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.

118. История Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1995. - 384 с.

119. История Кабардино-Балкарской АССР. М.: Наука, 1967. Т.1. - 484 с.

120. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. - 544 с.

121. Исхаков С. М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 лето 1918г.) - М.: Социально-политическая мысль, 2004.

122. Кажаров В.Х. Адыгская хаса. Нальчик, 1992. - 160 с.

123. Кажаров В.Х. О времени и обстоятельствах учреждения духовных судов в Кабарде // Исторический вестник.- Нальчик, 2006. Вып. III. С. 398-425.

124. Кажаров В.Х. Песни, ислам и традиционная культура адыгов в контексте Кавказской войны //Адыгские песни времен Кавказской войны. Отв. ред. В.Х. Кажаров. Нальчик: Эль-Фа, 2005. С. 29-86.

125. Кажаров В.Х. Предпосылки возникновения религиозного фундаментализма в Кабарде в последней трети XVIII в. // Исторический вестник. Нальчик, 2008. Вып. VII. С. 181-207.

126. Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII первой половине XIX века. - Нальчик: ЭльФа, 1994.-440 с.

127. Калмыков Ж.А. Интеграция Кабарды и Балкарии в общероссийскую систему управления (вторая половина XVIII начало XX века) -Нальчик: Эль-Фа, 2007. - 232 с.

128. Калмыков Ж.А. Ислам в истории кабардинцев (XIII — первая половина XIX в.) // Вопросы Кавказской филологии и истории. — Нальчик: ЭльФа, 2004. Вып.4. С. 168-187.

129. Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1995. — 128 с.

130. Карданов Ч. Э. Групповой портрет в Аушигере. Годы и судьбы. -Нальчик: Эль-Фа, 1993. 608 с.

131. Карданова Р.Х. Истоки и корни радикализации молодежного политического сознания // Современное российское общество: актуальные проблемы борьбы с преступностью: Сборник статей / Под общ. ред 3.JI. Шхагапсоева. Нальчик: Эль-Фа, 2007. Т.2.

132. Каров А.Х. Религии и государственно-конфессиональные отношения в современной Кабардино-Балкарии (Опыт, проблемы и пути решения).- Нальчик: Эль-Фа, 2008. 552 с.

133. Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. Нальчик: Логос, 1992. - 200 с.

134. Кешев А.-Г. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980.

135. Кисриев Э.Ф. Ислам и социальные конфликты на Северном Кавказе // Религия и конфликт. Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. С. 107 - 129.

136. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начала XX века. -Нальчик, 1996. 328 с.

137. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик: Эльбрус, 1965.

138. Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX-XX вв.). Нальчик: ИИФЭ КБНЦ РАН, 1977. - 227 с.

139. Лавров Л.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959.

140. Лавров Л.И. Об арабских надписях Кабардино-Балкарии // УЗ КЕНИИ. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1960. Т. XVII. С. 97-122.

141. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Нальчик: Эль-Фа, 2002. Вып. 1.

142. Малашенко А.В. Ислам в России: некоторые итоги религиозного ренессанса // Россия и мусульманский мир: Научно-информационный бюллетень. 2004. № 12.

143. Малашенко А.В. Ислам для России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. — 192 с.

144. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Гендальф, 2001.- 180 с.

145. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. - 222 с.

146. Мальбахов Б.Х. Кабарда в период от Петра I до Ермолова. Нальчик: Эль-фа, 1998.

147. Мамбетов Г.М., Мамбетов З.Г. Социальные противоречия в кабардино-балкарской деревне в 20-30 гг. — Нальчик: КБНЦ РАН, 1999. 272 с.

148. Мамсиров Х.Б. Проблемы мусульманского образования на Северном Кавказе в 20-е гг. XX в.// Литературная Кабардино-Балкария. 2003. № 6. С. 158-168.

149. Мукожев А.Х. Религиозная ситуация и проблемы исламского возрождения в Кабардино-Балкарской Республике // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2004. №2. С. 87-97.

150. Мчедлов М.П. Национальное (этническое) и религиозное // Религии народов современной России: Словарь. Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Республика, 2002. - С. 283-288.

151. Мчедлов М.П. От редакционной коллегии // Религии народов современной России. Словарь. Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Республика, 2002. С.3-6.

152. Налоев З.М. О восточном культурном канале // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX — начале XX в.: Материалы конференции 28-29 марта 1974 года Нальчик: КБНИИ, 1976. С. 145-165.

153. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1994. -232 с.

154. Нуруллаев А.А. Ислам и мусульмане в условиях советского режима // Ислам и мусульмане в России. М., 1999. С. 118-161.

155. Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (Государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989.

156. Опрышко О.JI. Бывают странные сближения. Нальчик: Эльбрус, 1993.-224 с.

157. Прасолов Д.Н. Ислам и служители культа в пореформенной сельской общине в Кабарде (на каб. яз.) // Ошхамахо, 2001, № 2.

158. Прасолов Д.Н. Исламский фундаментализм и проблема смены религиозной идентичности //Исторический вестник. Нальчик: Издательство В.и М. Котляровых, 2008. Вып.УИ. С. 230-256.

159. Рой Я. Ислам в Советском союзе после второй мировой войны // Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. / Сост. С.М. Червонная. Под ред. М.Н. Губогло. М.: ЦИМО ИЭА РАН, 1998. С. 128-141.

160. Саблиров М.З. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX — начале XX вв. Нальчик: Эльбрус, 2001.

161. Садур В. Мусульмане в СССР: история и современность // На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989.

162. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов: Бюллетень. Институт этнологии и антропологии РАН. Октябрь 1998, № 21.

163. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. М.: Алгоритм, 2007. - 576 с.

164. Смирнов В.Д. Крымское ханство в XVIII столетии.- Одесса, 1889.

165. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.-444 с.

166. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. М., 1958.

167. Сокуров В.Н. Кабардинские грамоты XVI- XVIII вв. // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1980.

168. Сюкияйнен Л. Р. Ислам против ислама // Россия и мусульманский мир: Научно-информационный бюллетень. 2003, №11 (125).

169. Такова А.Н. Современное состояние и основные тенденции развития конфессиональной (исламской) политики в Кабардино-Балкарии наэтапе латентной фазы религиозного конфликта // Исторический вестник. Нальчик, 2008. Вып.УН. С. 287-304.

170. Текуева М.А. Исламское движение в Кабарде и Балкарии во время гражданской войны на Тереке // Ислам и политика на Северном Кавказе: Сборник научных статей. /Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов-на Дону: СКНЦВШ, 2001. С. 170-183.

171. Текуева М.А. Назир Катханов: штрихи к политическому портрету // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. — Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2003, № 1 (9). С. 109-123.

172. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941. Т. 2.

173. Тимижев Х.Т. Вместо предисловия // Пшихачев Л.И., Тимижев Х.Т. Словарь арабизмов кабардино-черкесского языка (на каб.яз.). -Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2006. 76 с.

174. Туганов Р.У. Шариатское движение в Кабарде против царизма в 17891809 гг.// Живая старина, 1991, №1.

175. Тхагапсоев А.Т. Нравоучения ислама и отношения между народами. -Нальчик: Эльбрус, 1967.

176. Улигов У.А. Социалистическая революция и гражданская война в Кабарде и Балкарии и создание национальной государственности кабардинского и балкарского народов (1917 — 1937 гг.). Нальчик: Эльбрус, 1979. -356 с.

177. Унежев К.Х. История религий Кабардино-Балкарии. Нальчик: ЭльФа, 2007.-216.

178. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик: Эль-Фа, 1997.

179. Хакуашев Е.Т. Новое время новые обычаи. - Нальчик: Эльбрус, 1987.

180. Хамуков Ю. Нужна ли для молитвы роскошь? // Советская молодежь, 1999г., 12 октября.

181. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп: Зихи, 1997. - 194 с.

182. Хан-Гирей Черкесские предания. Нальчик: Эльбрус, 1989. - 228 с.

183. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик Эльбрус, 1992. - 352 с.

184. Цавкилов Б.Х. Мораль ислама. Нальчик: Эльбрус, 1967.

185. Челеби Э. Книги путешествия. М., 1979. Вып. 2.

186. Чхеидзе К.А. Генерал Заур-Бек Даутоков-Серебряков. Гражданская война в Кабарде / Сост. О.А. Жанситов.- Нальчик: КБИГИ, 2008. -120 с.

187. Ярлыкапов А.А. Современные исламские движения на Севернрм Кавказе: общие тенденции и различия // Бабич И.Л., Ярлыкапов А.А. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия. М., 2003. С. 122-143.

188. Ярлыкапов А.А. Ислам на Северном Кавказе: современные проблемы //http://www.eawarn.ru./pub/AnnualReport/AnnualReportWebHome2004/ Anrep2004Islam.pdf.

189. Ярлыкапов А.А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 2000.200. Газета Юга, 1997. 15 мая.

190. Газета Юга, 2002 г., 22 августа.

191. Газета Юга, 2000. 2 ноября.

192. Газета Юга, 2002. 19 декабря.204. Газета Юга, 2003. 5 июня.

193. Газета Юга, 2003. 11 сентября.

194. Газета Юга, 2003. 2 октября.

195. Газета Юга, 2004. 29 апреля.

196. Газета Юга, 2004. 23 сентября.

197. Газета Юга, 2005. 20 октября.

198. Газета Юга, 2004. 4 ноября.

199. Газета Юга, 2005. 10 ноября.

200. Жизнь, 2005 г., 19 октября.

201. Кабардино-Балкарская правда, 1990. 18 июля.

202. Кабардино-Балкарская правда, 2000. 1 ноября.

203. Кабардино-Балкарская правда, 2003. 7 февраля.

204. Мир права, №1, апрель 2000г.

205. Российская газета, 2006 г. 24 октября.

206. Северный Кавказ, 2001. № 6(512). Февраль.

207. Советская молодежь, 1998. 13 марта.

208. Советская молодежь, 2002. 21 августа.

209. Советская молодежь, 2005. 20 июля.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.