Художественная концепция человека в творчестве Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова: На материале произведений "Записки из Мертвого дома" и "Остров Сахалин" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Чотчаева, Марина Юрьевна

  • Чотчаева, Марина Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 150
Чотчаева, Марина Юрьевна. Художественная концепция человека в творчестве Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова: На материале произведений "Записки из Мертвого дома" и "Остров Сахалин": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Краснодар. 2001. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Чотчаева, Марина Юрьевна

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Проблема человека в понимании и творческом воплощении ФМ. Достоевского и АЛХЧехова, ее историко-философский и культурный контекст

§ 1. Человек как объект философии и литературы

§ 2. Идея человека в русской литературе XIX века. Нравствен но-философский идеал человека в творчестве Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова

§ 3. Связь художественного человековедения Ф.М. Достоевского с философией

§ 4. Диалектика родового, видового, индивидуального, социального в человеке. Природа человека

§ 5. Отношение человека к религии в творчестве Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова

§ 6. Эстетический идеал человека у Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова. Эстетика безобразного в творческом воплощении писателей, ее исторический контекст 46 Выводы

Глава II. Художественно-философская концепция личности и общества в творчестве ФМ. Достоевского и А. П. Чехова, ее жанровое воплощение в «Записках из Мертвого дома» и «Острове Сахалин»

§ 1. Диалектика свободы у Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова. Личность в условиях несвободы

§ 2. Проблема человека и общества ее историко-философский контекст

§ 3. «Записки из Мертвого дома» как антиутопия

§ 4. Проблема свободы личности у Ф.М. Достоевского и

А.П. Чехова. Социальное и биологическое в человеке

§ 5. ЖанроЕое воплощение художественной концепции человека и общества

§ 6. Художественная концепция человека в ее йОмпозиционном воплощении

§7'. Роль суда в жизни общества. Проблема преступления, его социальные причины

§ 8. Общественно-историческая трактовка темы наказания, палача и палачества в творчестве Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция человека в творчестве Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова: На материале произведений "Записки из Мертвого дома" и "Остров Сахалин"»

Литературу можно представить многоступенчатой системой, в которой обнаруживается определенная специфика эстетического опредмечивания представлений и понятий о человеке, его отношении к миру.

М.М. Бахтин писал о том, что «человек - организующий формально-содержательный центр художественного видения. Мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный, как ценностное окружение человека. Эта ценностная ориентация и уплотнение мира вокруг человека создает его эстетическую реальность».

В последние десятилетия возник особый тип литературоведческих исследований, посвященных проблеме человека в художественном мире писателя, актуализировалось изучение проблем художественного человековедения на междисциплинарном уровне. В некоторых работах речь идет о комплексном анализе, когда в фокусе внимания оказывается понимание писателем сущности, природы человека и воплощение этого понимания в художественном творчестве.

Системный подход к творчеству писателей подразумевает выявление определенной структуры, части которой расположены в строго иерархическом порядке и подчинены главному структурообразующему элементу. Таким главным элементом в русской классике является человек. «Отношение русских писателей к действительности антропоцентрично. русские сводят мир к человеку и упорно оценивают мир с человеческой точки зрения», - утверждает Н.Я. Берковский.

В.Б. Белопольский под концепцией человека понимает «систему тех исходных положений, которые лежат в основе всех созданных писателем персонажей и определяют их своеобразие. Концепция человека влияет на структуру характеров, их эволюцию, сказывается на системе образов, на представлениях художника о положительном герое и др.».

Сопоставительный анализ, предпринятый в данной работе, позволяет отследить, как воспринимали великие писатели человека, глубже понять связи А.П.Чехова с Ф.М.Достоевским, показать, как одни и те же вопросы, жизненные коллизии находили своеобразное воплощение в их творчестве, выявить некоторые особенности художественной манеры писателей: здесь равно важны точки как соприкосновения, так и размежевания, причины отталкивания. Такой подход намечает закономерную перспективу изучения творчества Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова, которая выражается в переосмыслении социально-философской проблематики их произведений писателями последующих десятилетий, в преемственности их традиций во взгляде на личность.

В современном литературоведении проделана большая работа в плане выявления сопоставительных художественных тенденций, создания концепций личности в творчестве Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова, различения подходов к проблеме человека, исследования психологических открытий русских классиков.

Сопоставлению художественного мировоззрения Ф.М. Достоевского, J1.H. Толстого и А.П. Чехова посвящены работы Е.П. Червинскене, в которых исследователь определяет единство и системность творчества каждого из этих писателей. A.A. Белкин отмечает особенности творчества этих писателей, делая упор на их различии.

Глубокая и обстоятельная работа по сопоставительному анализу творчества Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова проделана Э.А. Полоцкой. В её исследовании подчеркивается, что Чехов не отторгал завоеваний Достоевского, а пришел к иным интонационным формам. В работе спокойствие и объективность А.П.Чехова противопоставляются страстности и субъективности Ф.М.Достоевского.

Исследуя основные произведения двух русских писателей и сопоставляя их понимание человека, Э.А.Полоцкая, однако, не коснулась таких важных для понимания концепции личности произведений, как «Записки из Мертвого дома» Ф.М.Достоевского и «Остров Сахалин» А.П.Чехова, где человек изображен в самых различных ситуациях и соответствующих им проявлениях характера. Это дает основание обратиться к проблеме изображения человека двумя писателями в сравнительном плане, на материале мало исследованных произведений, объединенных темой «несвободы человека», (авт.)

Глубокие внутренние связи Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова отмечены В.И. Кулешовым, который указывает на сюжетные и идейно-тематические связи писателей, подчеркивает их сложную связь с исторической эпохой. Работы В.И.Кулешова подталкивают к подробному, обстоятельному анализу творчества А.П.Чехова и Ф.М.Достоевского, хотя автор подчеркивает, что сколько-нибудь исчерпывающий анализ не является целью его исследований, что он ограничивается «частными замечаниями и наблюдениями».

Творчество Чехова в отношении психологии человека оказывается исключительно важным: ни одно крупное исследование не обходит вниманием вопрос о человеке в чеховском творчестве. В последние десятилетия изучение чеховской концепции мира и человека приобрело достаточно глубокий смысл. В фундаментальных трудах А. Белкина, Г. Бердникова, Н. Берковского, Г. Бялого, В. Гейдеко, JI, Громова, И. Гуревича, Е. Елизаровой, В. Ермилова, А. Захарки-на, В. Катаева, М. Кузнецовой, В. Кулешова, Р. Кулиевой, В. Лакшина, В. Лин-кова, Л. Мышковской, А. Опульской, 3. Паперного, Э. Полоцкой, А. Роскина, В.

Романенко, М. Сёмановой, А. Скафтымова, А. Туркова, Е. Червинскене, А. Чу-дакова, Б. Шубина, А. Якубовой рассмотрены концепции мира и человека. Вышли монографии по общим вопросам реализма, книги и статьи, освещающие литературные контакты Чехова, в которых, так или иначе, затрагивается проблема личности в творчестве писателя.

Фундаментальным исследованием представляется работа Г.П.Бердникова, в которой отмечена уникальная черта А.П.Чехова, заключающаяся в умении схватить важнейшие «черты стилевой и даже методологической сущности художественной системы того или иного писателя и воссоздать ее в своих художественных целях в рамках уже своей - чеховской системы». В работе дается подробный анализ отношения А.П.Чехова к произведениям Ф.М.Достоевского, показаны своеобразные связи ранних рассказов А.П.Чехова «Загадочная натура», «Благодарный» с творчеством Ф.М.Достоевского. Большое внимание уделено Г.П.Бердниковым сопоставлению «Записок из Мертвого дома» Ф.М.Достоевского и книги «Остров Сахалин» А.П.Чехова: в работе рассматриваются особенности психологического анализа, связь мировоззрения писателей с исторической эпохой. Многие положения автора интересны, другие представляются достаточно спорными. Вопросы, сформулированные в этом исследовании, представляют богатый материал для последующей разработки проблемы человека и среды. Решению этих перспективных задач и посвящает автор данное диссертационное исследование.

Сопоставление Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова является предметом исследования в работах З.С.Паперного, А.П.Чудакова, И.Н.Сухих, В.Кумянова.

В диссертации А.Э.Якуниной творчество Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова рассматривается в контексте литературного процесса конца XIX века.

Актуальность исследования состоит в том, что типологическое сопоставление Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова проводится с позиций понимания человека, личности, с позиций их художественного воплощения в произведениях «Записки из Мертвого дома» и «Остров Сахалин», которые наименее подвержены анализу. Особенно актуально сравнительно-йсторическое исследование условий несвободы человека со времён Достоевского и Чехова до наших дней.

Новизна работы заключается в выявлении художественных позиций, жанровых и стилистических особенностей Достоевского и Чехова применительно к произведениям о каторге. В диссертационном исследовании представлен опыт Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова в моделировании человеческих характеров в условиях несвободы, проведено исследование концепции человека в понимании писателей, творческого воплощения последней, очерчены ее исто-рико- и культурно-философский контексты. Впервые в данной работе предпринимается попытка сопоставительного анализа существования человека в условиях несвободы со времён написания исследуемых произведений до наших дней. При этом автор диссертации обращается к новейшему опыту анализа современной криминальной субкультуры таких авторов, как Ю.К.Александров, А.Гуров, В.Пирожков, Ю.Дюбягин.

Объектом исследования являются тексты произведений Ф.М. Достоевско-• го «Записки из Мертвого дома» и А.П. Чехова «Остров Сахалин», интерпретируемые с позиций сопоставительного анализа особенностей изображения человека в условиях несвободы как в историческом, так и в типологическом аспектах.

Исследовательской целью автора является сравнительно-типологический анализ решения проблемы несвободы человека в произведениях Ф.М.Достоевского «Записки из Мертвого дома» и А.П.Чехова «Остров Сахалин»; сравнительно-исторический анализ условий несвободы человека со времён Достоевского и Чехова до наших дней; основная цель диссертации заключается в установлении своеобразия и характера осмысления Чеховым традиций Достоевского в трактовке концепции человека, в расширении концепции личности с точки зрения гуманистических взглядов на существование в условиях несвободы.

Задачи исследования:

- изучить критическую литературу по произведениям «Записки из Мертвого дома» Ф.М.Достоевского и «Остров Сахалин» А.П.Чехова»;

- проанализировать отдельно каждое произведение с точки зрения средств, методов и приемов решения проблемы несвободы человека каждым из писателей и сравнить их сходства и различия;

- установить своеобразие и характер осмысления А.П.Чеховым традиций Ф.М.Достоевского

- сделать выводы по жанрово-стилистическим особенностям решения проблемы несвободы человека в указанных произведениях;

- провести сравнительно-типологический анализ решения проблемы несвободы человека в произведениях Ф.М. Достоевского и А.П.Чехова;

- осуществить сравнительно-исторический анализ криминальной субкультуры в творчестве Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова и современных авторов (А.Гуров, Ю.Дюбягин, В.Пирожков);

- уточнить содержание концепции человека с учетом условий несвободы.

Источниковедческой базой и материалом диссертации явились: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. - JL: Наука.- 1972-1988.

Достоевский Ф.М. Письма в 4-х томах./Под ред. и с примечаниями A.C. Долинина. - М.: Гослитиздат.- 1928-1959.

Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. (Сочинения в 18-ти томах, письма в 12-ти томах). - М.: Наука. - 1974 -1983.

Поставленная цель реализуется на материале, отобранном для анализа по принципу однородности материала, сходной тематики произведений, позволяющих проследить взаимоотношения человека и социума в условиях несвободы.

Методологической и теоретической базой работы являются труды классиков отечественного и зарубежного литературоведения, статьи и монографии российских и зарубежны* исследователей, посвященные творчеству Достоевского и Чехова, проблемам изучения человека, инцидентности свободы, несвободы и развития личности, уточнению концепции человека с учетом условий несвободы.

В соответствии с поставленными задачами в работе использованы сравнительно-типологический, сравнительно-исторический и историко-функциональный методы литературоведческого исследования.

Теоретическая и практическая значимость диссертации обусловлена возможностью применения ее материалов в вузовском преподавании, в частности, в качестве лекционных курсов, посвященных проблеме свободы и несвободы человека, проблемам человековедения, истории русской литературы, философии, культурологии, политологии, спецкурсов по творчеству Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова, а также по юридическим дисциплинам «Криминалистика» и «Криминология».

Положения, выносимые на защиту:

- проблема человека в интерпретации Достоевского и Чехова уточняет содержание концепции человека с точки зрения условий несвободы;

- литературоведческий анализ проблем человековедения предполагает компетентное оперирование понятиями «идея человека», «сущность человека», «концепция человека»;

- осмысление целей и идеалов творчества Достоевского и Чехова, выстроивших свой мир в русской литературе, центром которого является человек, дает возможность говорить о преемственности и традициях, внутреннем сходстве их взглядов;

- художественно-философская концепция личности и общества, свобода личности в творчестве Достоевского и Чехова являются необходимым условием нормального развития человека;

- вне свободы нет личности; свобода личности не может быть проявлена вне контекста внешних обстоятельств;

- жанровые особенности сравниваемых произведений Достоевского и Чехова позволяют отнести их к особому виду научно-документально-художественных произведений;

- сравнительно-типологический и сравнительно-исторический анализ условий несвободы человека со времен Достоевского и Чехова и до наших дней позволяет говорить о полном отсутствии прогресса в совершенствовании современной пенитенциарной системы и даже, в некоторых случаях, ухудшении положения содержания человека.

Работа апробирована-на научных конференциях преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, ряде межвузовских конференций (гг. Армавир, Пятигорск, Ставрополь).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Чотчаева, Марина Юрьевна

Выводы

Записки из Мёртвого дома» - итог десятилетних размышлений Ф.М. Достоевского на каторге и в ссылке. Особенно показательно, что главной идеей такого произведения писатель объявил идею свободы личности. Стремлением к свободе А.П. Чехов объясняет непрекращающиеся побеги с каторги.

Наблюдая за каторжниками, писатели приходят к выводам о сущности человека, задаются вопросами о его нравственности.

Человек способен на все с точки зрения нравственности. Один делает добро, другой - зло. И не редко один и другой в одном лице. Человек безграничен, и ждать от него можно чего угодно. Зло и добро уживаются рядом, что-то возводить в абсолют нельзя.

Обнажая сущность человека, Достоевский и Чехов пытаются разобраться, что в человеке врожденное, а что приобретенное. Признавая роль социального в искоренении лучших качеств в человеке, Достоевский не признаёт фатальной зависимости человека от среды, признавая роль бисйюгического. Чехов также полемизирует с приверженцами этой теории.

Чехов далёк от мысли о врожденной испорченности человеческой природы, фатальной неискоренимости зла. В книге «Остров Сахалин» торжествует принцип, характерный для художественного мира Чехова: индивидуализация каждого отдельного случая. Даже в чудовищно искаженном мире каторжного острова у человека всегда остаётся возможность совершить пусть маленький, но поступок, даже здесь встречаются и доброта, и самоотверженность, и любовь.

Достоевский считал, что преступления в обществе вечны.

Анализируя преступления осуждённых, Достоевский и Чехов сделали вывод о том, что основной причиной преступлений является несовершенство общественных условий.

Оба писателя были свидетелями жестоких наказаний на каторге и размышляли над проблемой наказания. Они считали, что от телесных наказаний грубеют и ожесточаются не только арестанты, но и те, кто наказывают и даже присутствуют при наказании. Достоевский считал, что свойства палача присутствуют почти в каждом человеке, но не всегда развиваются.

В «Записках из Мертвого дома» Достоевский равнодушен к реформаторским преобразованиям в тюрьме, так как убежден в том, что система насильных работ не исправляет преступника. А.П. Чехов также считал тюрьмы и остроги -свидетельством бессилия общества, неспособного предотвратить преступления.

Современная Достоевскому и Чехову тюрьма извращала нормальные психические отправления человека, изменяя субъективное восприятие времени и пространства, все слуховые, зрительные и эмоциональные впечатления.

Автор «Ко'лымских рассказов» Варлам Шаламов, проведший в тюрьмах и лагерях семнадцать лет, почти через сто лет после Достоевского, считал лагерь отрицательным опытом для человека - с первого до последнего часа. Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря.

В отличие от Достоевского, Чехов никогда не связывал искоренение преступлений в целом с влиянием церкви. Чехов верил в силы самого человека без религии, хотя и признавал, что человеческая природа не совершенна.

Мысли Достоевского и Чехова о нравственном самоусовершенствовании , 4> человека созвучны сегодняшнему дню.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге проведённого исследования следует сказать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, выносимые на защиту положения доказаны и обоснованы.

Проблема человека в условиях несвободы в понимании и творческом воплощении Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова существенно расширяет понятие концепции личности в целом с точки зрения глобальных общечеловеческих проблем современности. У Достоевского было свое учение о человеке - и в этом его великое историческое значение. Все свои творческие силы он посвятил борьбе за духовную природу человека, защите его достоинства, личности и свободы.

Достоевский и Чехов много думают о природе преступления, о причинах, которые его порождают. Оба писателя считают, что главной причиной преступления являются несовершенные общественные условия. Но Достоевский считал также, что причиной преступления служит прирожденное, свойственное человеку зло, которое проявляется в определенных условиях.

У обоих писателей во взгляде на свободу/несвободу больше сходства, чем различия: они считали, что характер палача формируется из врожденных свойств, которые развиваются в определенных условиях. Оба автора отметили, что образование уживается иногда с варварством, жестокостью, цинизмом. Среди палачей, которых приходилось видеть Достоевскому, были люди интеллектуально развитые. Как известно, Достоевский считал человека величайшей тайной и всю жизнь стремился разгадать ее. Для писателя характерен диалектический подход к человеку. Человек, по мнению классика, совмещает в себе « добро и зло, поэтому поступки и характеры людей часто бывают противоречивы.

Двойственность человека нередко проявляется в несоответствии того, что он есть, и чем хочет казаться. Достоевский часто изображает человека в катастрофические минуты, когда наиболее раскрывается его характер. Для Достоевского, наряду с изображением катастрофических, трагических ситуаций, характерно использование приема пародирования патетического.

Проделанный анализ позволяет делать выводы о том, что связи Чехова с Достоевским никогда не ослабевали. Ярким доказательством этому служат произведения писателей о каторге, обладающие явным идейно-тематическим сходством. «Записки из Мертвого дома» Достоевского созданы на основе личных впечатлений, но являются художественным произведением. Жанр книги «Остров Сахалин» можно определить как жанр документальной прозы.

В ходе исследования установлено, что тюрьма, по мнению Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова, не исправляет преступника, хотя, с другой стороны, писатели полагали, это несчастье может способствовать возрождению к новой жизни.

Достоевский и Чехов ставили важнейшие этико-философские вопросы: о смысле жизни, о назначении человека, о соотношении духовного и материального, о красоте.

Проблема веры как фактора исправления преступника осмысливается авторами «Записок из Мертвого дома» и «Острова Сахалин» по-разному. В отличие от Достоевского, Чехов никогда не связывал искоренение преступлений в целом с влиянием церкви. Чехов верил в силы самого человека без религии, хотя признавал, что человеческая природа несовершенна. В изображении добрых и злых, нравственных и безнравственных, особенно в тяжелых условиях каторги, которые могут ожесточить осужденных, у Чехова нет и намека на проявление неких родовых предрасположений человека к преступлению. Чехов, как и Достоевский, видит обладателей лучших человеческих качеств среди незаметных, даже странных, на первый взгляд, людей. Самоотречение - необходимое качество человека. У Достоевского оно вытекает из христианства. У Чехова связь самоотречения с христианством совсем не обязательна. Чехов, как и Достоевский, видит обладателей лучших человеческих качеств среди незаметных, даже странных, на первый взгляд, людей. Оба писателя были заняты поисками и утверждением идеала нравственного, то есть сознательного жизнеповедения, основанного на добре. Религиозность Достоевского, по сути, - искание смысла жизни.

В «Записках из Мертвого дома» уделяется большое внимание теории среды, которой автор противопоставляет христианское учение, так как оно, по мнению Достоевского, не снимает ответственности с человека. Вопрос о теории среды Чехов затрагивает в произведениях после сахалинского периода «Моя жизнь», «Палата №6». Чехов последовательно разоблачает приверженцев этой теории.

Достоевский считал, что зло, а, следовательно, преступления в обществе вечны, так как зло исходит из человеческой души. Цо в то же время он верил, что будущая Россия - это царство мысли и света. В этом состоит противоречие писателя.

В «Записках из Мертвого дома» отводится немало места проблеме наказания. И Достоевский, и Чехов признавали безнравственными такие меры, как смертная казнь и пожизненное заключение. Достоевский хотел, чтобы и в официальном суде в человеке пробуждали совесть.

Тема красоты - одна из ведущих в творчестве Достоевского. Писатель выделяет в красоте таинственность, загадочность, такое же восприятие красоты свойственно Чехову. Эстетический идеал Достоевского и Чехова воплощает красота нравственная. Трагедия красоты в мире - результат несовершенства общественной жизни и человеческой природы. С идеей красоты связаны поиски положительного идеала. Достоевский удовлетворяет их, обращаясь к нравственным свойствам личности.

В исследовании выявлены особенности творческой манеры писателей в жанровом и стилистическом воплощении художественной концепции личности в условиях несв'ободы. В этой связи впервые раскрыта роль природы и пейзажа в поэтике Достоевского и Чехова: живописные картины природы контрастируют с бесчеловечными картинами тюрьмы. В «Записках из Мертвого дома» Достоевского наблюдаем прием пародирования патетики, свойственный поздним романам писателя. Подобные приемы есть в книге Чехова. В «Острове Сахалин» рассеяны характерные для раннего творчества Чехова черты анекдота. Линии раннего Чехова продолжаются и здесь. Анекдотический парадокс приобретает символическое значение, так как ужасное, трагическое типично для каторги.

В работе делается вывод о необычайной проницательности Ф.М. Достоевского, писателя, психолога, философа, предвидевшего многие социальные и нравственные катаклизмы и противоречия современного общества. Достаточно вспомнить откровения писателя в «Записках из подполья», сон Раскольникова. Ещё век назад Достоевский предвидел тот «процесс» обесчеловечивания человека, который позже опишет Ф.Кафка, то «падение» и «чуму», о которых расскажет Камю, те трагедии «особняка», которые проследит Фолкнер. Достоевский вечен, ибо «. он шагнул и создал другое, духовное облако, которое не берет время, нетленное». (А.И.Солженицын)

Автор исследования полагает, что ни Ф.М.Достоевский, ни А.П.Чехов не могли указать конкретных путей к достижению нравственного идеала. Мысли Достоевского и Чехова о нравственном самоусовершенствовании личности созвучны нашему времени. Оба писателя были заняты поисками и утверждением идеала нравственного, то есть сознательного жизнеповедения, основанного на добре.

Автор диссертации приходит к выводу о ценности свободы как неотъемлемом факторе развития личности. Жестокие условия несвободы ведут к нравственной деградации человека и общества, о чем свидетельствуют современные исследования криминальной субкультуры. Утверждение духовных ценностей, проповедуемых Ф.М. Достоевским и А.П. Чеховым, может способствовать возрождению общества на основах добра и справедливости.

Подобно тому, как абсолютная истина складывается из суммы относительных, так и нравственный идеал постигается лишь в целостном движении к нему. Нравственные правила, забываемые и воскрешаемые вновь, есть путь к тому нравственному идеалу, который светится в творчестве Достоевского и Чехова.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Чотчаева, Марина Юрьевна, 2001 год

1. Айтматов Ч. Быть эхом мира// Вопросы литературы - №3, 1986.

2. Акелькина Е.А. Некоторые особенности повествования в «Записках из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского// Проблемы метода и жанра. Вып.7,-Томск, 1980.- 62 с. 2а. Александров Ю. К. Тюремный закон. М,, 1999.

3. Аристотель. Политика.// Соч.: в 4-х т.Т.4.- М., 1984.

4. Бабович М. Концепция личности в творчестве Ф.М. Достоевско-го//Исследования мировоззрения и творчества Достоевского в социалистических странах./Реферативный сборник. М., 1975.

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., Сов. Россия, 1979. -318 с.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

7. Бачаров А.Г. Требовательная любовь: концепция личности в современной советской прозе. -М., 1977.

8. Бачинин В.А. Достоевский и Гегель (К проблеме «разорванного сознания»)// Достоевский. Материалы и исследования. Д., 1978, вып.З, 13 с.

9. Белик А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского. Эстетические очерки. М.: Наука, 1974.- 224 с.

10. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. -Т.З. М., 1953.; TIO, 368 с; М., 1956, Т.12,- М., 1955, 13 е.: АН СССР.

11. Белкин А. Достоевский в оценке русской критики.// Ф.М. Достоевский в русской критике. М., 1956.

12. Белкин A.A. Читая Достоевского и Чехова. Статьи и разборы. М.: Худож. лит., 1973.- 301 с.

13. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи: концепция человека.- Ростов на - Дону, 1987.

14. Бердников В.П. Чехов и Достоевский// Вопросы литературы. 1984. №2. -119 с.

15. Бердников Г.П. А.П. Чехов: идейные и творческие искания.- Л., 1970. -270 с. •

16. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923.

17. Бердяев H.A. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов. -М., 1990.

18. Бердяев H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского// Русская мысль. 1918.-№3-6.

19. Берковский Н.Я. О «Братьях Карамазовых»// Вопросы литературы. 1981.-№3. 197 с.

20. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы.-Л., 1975. -25 с.

21. Биография*, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. -СПБ., 1883.

22. Биржевые ведомости. 1875, №35.

23. Блок A.A. Собр. соч. В 6 т. Л., 1982, Т.4, - 422 с.

24. Борзенков В., Фролов И. Познание человека: комплексный подход. — М., 1995.

25. Борисова В.В. Синтетизм религиозно- мифологического подтекста в творчестве Ф.М. Достоевского. (Библия и Коран).// Творчество Ф.М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.

26. Булгаков С.М. Чехов как мыслитель. Киев, 1905.

27. Булгаков С.Н. Венец терновый (Памяти Ф.М. Достоевского). СПб., 1907.

28. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований.- Л., 1969.

29. Ванслов В.В. Изображение человека. М., 1972.

30. Вильмонт H.H. Достоевский и Шиллер. Заметки русского германиста М., 1984.-279 с.

31. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика М., 1963.

32. Волжский (Глинка A.C.). Очерки о Чехове СПб., 1903.

33. Волков И.Ф. Художественная система как форма исторического развития литературы // Литебратурный процесс. -М., 1981.

34. Вопросы философии. 1987. №10.-16 с.

35. Врангель А.Е. Воспоминания о Ф.М. Достоевском в Сибири// Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников.- М., 1964. Т.1.

36. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева // Вопросы философии 1994. - №6.

37. Гачев Г.Образ в русской художественной культуре.- М., 1981, -130 с.

38. Германов В.О. О религии А.П. Чехова// Церковно-общественный вестник. -СПб., 1914, №28.

39. Герцен А.И. Полн.собр. соч. в 30 т. М„ 1955, Т.5, 62 е.; -М., 1957, Т. 12, С. 190, Т.14, -183 с.

40. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе.- Л., 1971.

41. Головко В.М. Развитие диалектического мышления А.И. Герцена как основа новаторства в романе «Кто виноват?» (Проблема деятельности)// Традиции и новаторство в художественной литературе. Горький, 1980.

42. Головко В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. М.-Ставрополь, 1995.

43. Головко В.М. Художественно- философские искания позднего Тургенева (Изображение человека). Свердловск, 1989.

44. Головко В.М. Художественное человековедение: Параметры литературоведческих исследований.// Вестник СГУ. Вып.24. Ставрополь 2000. 4 с.

45. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». М.: Изд-во АН.СССР, 1963. 102 с.

46. Гольдинер В. Салтыков- Щедрин и Достоевский об адвокатуре// Советская юстиция. 1961.- №1. -19 с.

47. Горнфельд А.Г. Боевые отклики на мирные темы. Л., 1924.

48. Горький A.M. А.П. Чехов// Горький М. Собр. соч. в 18-ти томах. М.: Гослитиздат, 1963. - Т. 18. - 5 с.

49. Горький М. Собр. соч., Т.24, 64 с.

50. Громов М.П. Скрытые цитаты (Чехов и Достоевский)// Чехов и его время. -М.: Наука.- 1977.-43 с.

51. Гуральник У.А. Достоевский, славянофилы и «почвенничество»// Достоевский художник и мыслитель. Сборник статей. - М., 1972.

52. Дергачев И.А. Динамика повествовательных жанров русской прозы семидесятых девяностых годов XIX века// Проблемы типологии реализма. -Свердловск, 1976.

53. Днепров В. Идеи, страсти, поступки. Из художественного опыта Достоев-ского. Л.: Сов. писатель. - 1978, - 384 с.

54. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М. Искусство. 1991.

55. Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Правда, 1987. - 544 с.

56. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1873 год// Полн.собр.соч. Изд. 3-е. Т.Н.-СПб., 1888.

57. Достоевский Ф.М. О русской литературе.-М.Современник. 1987.-.399 с.

58. Достоевский Ф.М. Письма В 4 томах./ Под ред. и с примеч. Долинина. -М.: Гослитиздат. 1928 - 1959.

59. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений В 30 т.Т.4.- М., 1972.

60. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: и писем В 30 т.- Л.: Нау-ка.- 1972- 1988.

61. Достоевский Ф.М. Статьи и материалы. Под ред. А.С. Долинина. Сб.1. -Пб.', 1922.

62. Достоевский Федор Михайлович, Достоевская Анна Григорьевна. / Переписка/ Ф.М. Достоевский, А.Г. Достоевская; Изд. подгот. С.В. Белов, В.А. Туниманов.- М.: Наука, 1979. 483 с.

63. Достоевский Ф.М. Материалы и исследования. Л., 1976, Т.2.

64. Дулова А. Философия Гегеля и художественный метод Ф.М. Достоевско-го//Болгарская русистика, 1984, №6, -16 с.

65. Евсеев Е., Лейфер А. Сибирские встречи.// Сибирские огни.-1971. №11.

66. Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе XX века// Горький: Волго- Вят. кн. изд-во, 1973. 319 с.

67. Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский. М.: Гослитиздат,- 1956. -280 с.

68. Есин В.И. Чехов журналист. - М.: Изд-во МГУ.- 1977. - 104 с.

69. Жирмунский В.М. Английский предромантизм. Л., 1981.

70. Захаркин А.Ф. А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. М.: Сов. Россия.-1961.- 160 с.

71. Захаркин А.Ф. Сибирь и Сахалин в творчестве А.П. Чехова //Ученые записки МГПИ им. В.И.-Леиина. М.: Просвещение. - 1966.- Т. 248. -291с.

72. Захаркин Ф.Ф. Литературно эстетические взгляды А.П. Чехова// Творчество А.П. Чехова. - М.: Учпедгиз, 1956. - 145 с.

73. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. Л., 1985.

74. Звенигородцев (Покровский В.И.) Антон Павлович Чехов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей.- М., б.и., 1907.

75. Измайлов А. Вера или неверие. «Религия Чехова»// Литературный Олимп.-М., 1911.

76. ИР ЛИ. Рукописный отдел, № 29947.

77. История русского романа, Т. 1 .Изд.АН СССР, М.- Л., 1962.

78. Каримов Э. Человек в изображении Л. Толстого («Война и мир» и «Анна Каренина»), Ташкент, 1967.

79. Карлова ЪС. Достоевский и русский суд.- Казань: Изд-во Казанского унта, 1975. 165 с.

80. Карлова Т.С. О структурном значении образа «Мертвого дома» //Достоевский. Материалы и исследования.- Л.: Наука., 1974 вып.1.- 135 с.

81. Карпов А. Начало нового века// Вопросы литературы. 1984.- № 4. -159 с.

82. Кашина Н.В. Проблемы идеала в творчестве Ф.М. Достоевского // Философские науки, 1981, № 6. 103 с.

83. Кашина Н.В. Человек в творчестве Достоевского. М.: Худож. лит. 1986. -318 с.

84. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского.-М.-.Высшая школа,-1975.- 245 с.

85. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.

86. Кирпичников А.И. Очерки по истории новой русской литературы. Т. 1. Издание 2-е.- М., 1903. 315 с.

87. Кирпотин В.Я. Достоевский художник. Этюды и исследования. - М.: Сов. писатель, 1972, 319 с.

88. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского: Статьи, исследования. М.: Сов.писатель, 1983.- 471 с.

89. Клейман Р.Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского// Достоевский. Материалы и исследования. №3. Л., 1978.

90. Книппер Чехова О.Л. Из неопубликованных писем к А.П. Чехову// Театр, 1960. №1.- 152 с.

91. Кожинов В.В. Немецкая классическая эстетика и русская литература// Традиция в истории культуры. М., 1978, 191 с.

92. Коллингвуд Р.Дж. Новый левиафан, или человек, общество, цивилизация и варварство// Социологические исследования.- М.- 1991. №11.

93. Кони А.Ф. Собрание сочинений. В 8 т. Т.6.- М., «Юридическая литература», 1968.94. Коран. -М., 1990.

94. Короленко В.Г. Полное собр. соч. СПб., 1914, - Т.1.

95. Краснова Г. Достоевский и Коран. // Вопросы литературы.- 1998, №3. -328 с.

96. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.- М.: Дет. лит., 1984. -208 с.

97. Кумянов В. В строке и за строкой (черты художественного мира Чехова)// Новый мир. 1985. № 2.

98. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского: Событийное. Социальное. Философское. М.: Изд-во МГУ, 1979. 343 с.

99. Курдюмов М. Сердце смятенное. YMCA-PRESS. PARIS- 1934.

100. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева.- Орел, 1994.

101. Лебедев Ю.В.В середине века. Историко-литературные очерки. М.: Современник, 1988. - 384 с.

102. Литературное наследство. Достоевский. Новые материалы и исследования. -М.: Наука, 1973.-Т.86. -790 с.

103. Литературное наследство. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860-1881 г.г.- М.: Наука, 1971. Т.83.-.727 с.

104. Литературное наследство. Т.68.- М., 1960.

105. Литературное наследство. Чехов А.П. (Воспоминания, Дневниковые записи о писателе, история работы над книгой «Остров Сахалин» и другие материалы.). М.: Наука, 1977. - Т.87. - 258 с.

106. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература //Сборник- Л.: Сов. писатель.- 1984. - 271 с.

107. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука.- 1970. -180 с.

108. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Мысль - 1990.

109. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

110. Лотман Л.М. Романы Достоевского и русская легенда// Русская литература. 1972, №2.-129 с.

111. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. -М., 1992.

112. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М. Прогресс. Культура. 1992.-415 с.

113. Манн Ю.В. Парадоксы литературоведения // Вопросы философии.- М., 1983.-№Ю.

114. Мануйлов В.А. Друг Ф.М. Достоевского Чокан Валиханов// Труды Ленинградского библиотечного института имени Н.К. Крупской. Т.5.- Л., 1959. 115а. Маканин В. Буква «А». // Новый мир. 1999. №4.

115. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.

116. Милюков А.П. «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского. (Время. Книга 4)//Светоч, 1861.

117. Михайловский Н.К. Литература и жизнь. О повестях и рассказах г.г.Горького и Чехова// Русское богатство. 1902. - 179 с.

118. Михайловский Н.К. Литературно критические статьи. - М.: Худож. лит. 1957.-664 с.

119. Михайловский Н.К. Полн. собр. соч.: В 10 т.- СПб., 1906- 1914.

120. Могульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество.- М., 1995.

121. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы.-Иркутск, 1987.

122. Мысляков В.А. Щедрин и Михайловский: проблема «героев» и «толпы»// Русская литература. 1990,- №2.

123. Неизданный Достоевский: Записные книжки и тетради 1860-1881 г.г.// АН СССР. Институт мировой литературы им. A.M. Горького. М., 1971. (Литературное наследство. Т.83.).

124. Нейфельд И. Достоевский//Психоаналитический очерк под ред. профессора З.Фрейда.- Л.-М., 1925.- 96 с.

125. Николаев П.А. Реализм как творческий метод: Историко-теоретические очерки. М., 1975.

126. Новицкий Ю.Ф. Ф.М. Достоевский как криминалист// Достоевский. Однодневная газета Русского библиотечного общества, 1921, 30 октября.

127. Новые страницы из книги дочери Ф.М. Достоевского (Публ., перевод и комментарий Белова C.B.)// Сибирские огни.- 1987.- №12. 165 с.

128. Новые страницы из книги дочери Ф.М. Достоевского /Публ., перевод и комм. Белова C.B.// Сибирские огни.- 1987.- №11. 165 -170. 129а. Норвал Морис. The Oxford history of prison. Oxford University Press. 1998.

129. Овчарова П. Чехов читатель Достоевского // Лит., 1983, №3. - 183 с.

130. Одесский вестник. 1875, №58.

131. Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинев: Штинца, 1981. - 167 с.

132. Панаев И.И. литературные воспоминания. М.: Гослитиздат, 1950. - 308 с.

133. Панаева (Головачева) А .Я. Воспоминания. М.: Худ. лит., 1972. - 486 с.

134. Паперный З.С. Вопреки всем правилам// Пьесы и водевили Чехова,- М., 1982.

135. Паперный З.С. Записные книжки Чехова.-М.:Сов.писатель,1976. 391 с.

136. Пелико да Салуцццо Сильвио. Мои темницы.- СПб., 1886.

137. Переверзев В.Ф. Творчество Достоевского// Гоголь. Достоевский. / Исследования. М.: Сов. писатель, 1982.- 511 с.

138. Петров С.М. Критический реализм. М.: высшая школа, 1908. - 359 с.

139. Политическая антропология. М., 1995. - 274 с.

140. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли.- М.: Сов. писатель, 1979,- 340 с.

141. Полоцкая Э.А. Стрелка искусства. М.: Современник. 1986. - 256 с. «

142. Полоцкая Э.А. После Сахалина// Чехов и его время. М.:Наука. - 1977. -117с.

143. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. М., 1963. - 97 с.

144. Полоцкая Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова// Достоевский и русские писатели. Традиции. Новаторство, Мастерство.- М.: Сов.писатель, 1971.- 184 с.

145. Поляков И.Т. Суд и законность в художественной литературе.- М., 1959.

146. Прот. Дмитрий Григорьев. Достоевский и религия//Бежин луг, 1996,- № 6.* 148. Прот. Зеньковский В.В. история русской философии. В 2 T.- YMCA-PRESS. PARIS- 1989.

147. Рачков П.А. Человек в зеркале философии // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1998. №2, № 3.

148. Розенблюм JI.M. Достоевский и судебные процессы 1870-х годов.// Человек и закон. 1971. №11. - 97 с. *

149. Роскин А.И. А.П. Чехов. М., 1959.152. Русский архив. 1990, №11.153. Русский мир. 1875, № 55.

150. Саводник В. Очерки по истории русской литературы 19 века. 4.2.- М., 1918.

151. Салтыков Щедрин М.Е. Собр. соч. В 20 т.- M., 1966.Т.9.

152. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980. 54 с.

153. Селезнев Ю.И. Идея свободы и вопросы художественного единства в «Записках из Мертвого дома»// Писатель и жизнь.- М., 1975. 116 с.

154. Семанова M.J1. Чехов художник. M.: Просвещение, 1976. - 224 с.

155. Семанова M.J1.Общался ли Чехов на Сахалине с политическими ссыльными// Русская литература, 1972, № 1. 146 с.

156. Семенов Тян-Шанский П.П. Мемуары. Т.2. М., 1946.

157. Соболевская H.H. Сибирско- сахалинская тема в прозе А.П. Чехова // Развитие повествовательных жанров в литературе Сибири. Новосибирск, 1908. 46 с.

158. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского. Речь вторая//Собр.соч. в 9 т.-СПб., 1877- 1884.

159. Станюта А'.А. Постижение человека: Творчество Достоевского 1840-1860-х годов. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 159 с.

160. Сухих И.Н. Проблема поэтики А.П. Чехова. JL: Изд- во ЛГУ.- 1987. 184 с.

161. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов// Сборник статей.-М.: Книга. -1990.

162. Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства. М.: Современник.-1986.-351 с.

163. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.63. М., ГИЗ, 1934.

164. Толстой Л.Н. Полн.собр. соч. (Юбил. изд.). Т.8.

165. Туниманов В.А. Творчество Достоевского. (1854-1862).- Л.: Наука,- 1980. -294 с.

166. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. М., Л., 1960- 1968.

167. Удодов Б.Т. Печорин: природное и социальное // Классическое наследие и современность.- Л., 1981.

168. Успенский Г.И. «Выпрямила» (Отрывок из записок Тяпушкина)// Успенский Г.И. Избранное. Лениздат, 1975. - 471 с.

169. Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях современников. В 2 Т. -М., 1990.

170. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

171. Фельдман A.C. Чехов на Сахалине (Воспоминания)// Литературное наследство. М.: Наука, 1960. - Т.68.- 594 с.

172. Фигнер В. Запечатленный труд. Воспоминания. Т.2.- М., 1964.

173. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Новосибирск, 1991.

174. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.- 1979.

175. Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. М.„ 1979., 214 с.

176. Фридлендер Г.М. Путь Достоевского к роману эпопее//Достоевский. Материалы и исследования. Т.8.- Л., 1988. 159 с.

177. Фридлендер Г.М. Эстетика Ф. Достоевского// Вопросы философии, 1971, №11.- 91с.

178. Фромм Э.Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек.- М., 1995. 182а. Фуко М. Индекс./ Досье на цензуру. М., 1999.

179. Хомяков A.C. Полн. собр. соч. -М., 1900, Т.1, 161 с.

180. Храпченко М.Б. художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов. писатель. 1982,- 341 с.

181. Червинскене Е.П. Внутреннее единство и системность творчества писателя. Ф.М. Достоевский. JI.H. Толстой. А.П. Чехов.- Автореферат докторской диссертации. М., 1908.

182. Червинскене Е.П. Единство художественного мира А.П. Чехова. Вильнюс: Моколас, 1976. - 184 с.

183. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1939 - 1950, Т.З.

184. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем В 30-ти томах. ( Соч. в 18-ти томах, письма в 12-ти томах). М.: Наука.- 1974-1983.

185. Чехов А.П. Сочинения. В 18 Т.Т.14-15. М.,1987.

186. Чехов М.П. Вокруг Чехова: Встречи и впечатления. М.: Моск.рабочий, 1980.-254с.

187. Чехов о литературе А.П. М.: Худож. лит., 1955. - 404 с.

188. Чехов А.П. в воспоминаниях современников. М.: Гослитиздат, 1960. -834 с.

189. Чехова М.П. Из далекого прошлого. М.: Гослитиздат, 1960. - 272 с.

190. Чехова М.П. Письма к брату А.П. Чехову. М.: Гослитиздат, 1954. - 235 с.

191. Чудаков А. Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле// Чехов и вера. Новый мир, 1996., -№ 9.

192. Шаталов С.Е. Время- метод характер. - М., 1976. 196а. Шаламов В. М. Очерки преступного мира. М., 1994.

193. Шестов J1. Достоевский и Ницше (Философия трагедии).- СПб., 1903.

194. Шкловский В. За и против / Заметки о Достоевском. М., 1957.

195. Шмелев И. Творчество А.П. Чехова// Русская речь, М., 1995, №1.

196. Щенников. Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск: Изд-во Урал.Ун-та. 1987. - 349 с.

197. Щенников Г.К. Проблема правосудия в публицистике Достоевского 70-х годов// Русская литература 1970-1890 годов. Сборник 4-ый. Свердловск, 1971.202. Это человек. М., 1995.

198. Яблонский С. Мои записки// Русское слово. 11 октября, 1908.

199. Якубович П.Ф. В мире отверженных. Т.1.М.- Д., 1964.

200. Якунина А.Э. Достоевский и русское литературное движение 80-х годов XIX века./ Автореферат дис.канд.фил.наук.- М., 1982.

201. Якушин М.И. Достоевский в Сибири. / Очерк жизни и творчества. Кемерово, кн.изд-во.- 1960. - 210 с.

202. Якушин Н.И. Возвращение в литературу// Сибирские огни. 1971, № 11.-150-161 с.

203. Яноши И. Достоевский// Исследование мировоззрения и творчества Досто-евского в социалистических странах./ Реферативный сборник. М.: АН СССР. - 1975.- 63 с.

204. Ярошевский М.Г. Достоевский и идейно-философские искания русских естествоиспытателей.// Вопросы философии 1982, № 2. 103 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.