Камерно-вокальные и вокально-сценические произведения: творческая практика композитора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Приходовская, Екатерина Анатольевна

  • Приходовская, Екатерина Анатольевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 353
Приходовская, Екатерина Анатольевна. Камерно-вокальные и вокально-сценические произведения: творческая практика композитора: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2010. 353 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Приходовская, Екатерина Анатольевна

Введение

ГЛАВА 1. К ВОПРОСУ О ПРЕДПОСЫЛКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО

ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ВОКАЛЬНОЙ

МУЗЫКИ

§ 1. Синкретичнь художвенного прообраза

1.1. Прообраз сольного вокального образа

1.2. Прообраз вокально-сценического произведения

§ 2. Формирование вокального образа

2.1. Единство слова, музыки и вокальной техники

2.2. Типы развёртывания прообраза в вокальном произведении

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА СОЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗА

§ 1. К проблемеецификильного вокального образа

1.1. Структура сольного вокального образа

1.2. Информативность и суггестивность как типы выражения

1.3. Работа композитора над вербальным текстом как первоисточником вокального образа

§2. хологичие факторыздания вокального образа.^

2.1. Целостная психологическая установка и композиторский «ключ»

2.2. Типы установок в вокальном произведении

2.3. Тесситура и дыхание как средства выразительности

§3. Жанрльной вокальной поэмы

3.1. Эстетические и жанровые истоки сольной вокальной поэмы

3.2. Выстраивание сольного образа в вокальной поэме

ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПОЗИТОРА

ПРИ СОЗДАНИИ ОПЕРЫ

§ 1. Проблемы оперного либретто

1.1. Основные принципы построения либретто

1.2. Практические аспекты создания либретто

§ 2. Вопр музыкально-тематичой организации оперы

2.1. Музыкальный тематизм и соотношение образных сфер оперы

2.2. «Тематическая драматургия» как способ организации оперного целого

§ 3. Вокально-техничий комплевруктуре оперного целого

3.1. Оперный ансамбль

3.2. Закономерности оперного «канона»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Камерно-вокальные и вокально-сценические произведения: творческая практика композитора»

В современной музыкальной культуре приобретает большое значение тенденция к все более интенсивному обновлению синтетических жанров. В то же время и давно сложившиеся, располагающие богатой историей формы не теряют актуальности, развиваясь за счет привносимых художниками синтетических элементов. Процессы изменения синтетических жанров чрезвычайно сложны и зачастую включают обращение к «давно забытому старому», особенно при отсутствии обновления их систематизации. Эта тенденция наблюдается, в частности, в области музыкального театра: «.смешанные формы, с самыми различными комбинациями и пропорциями соотношения элементов. представляют современный музыкальный театр. XX век не выработал какой-либо общей концепции формы, способной создать универсальные модели наподобие оперы seria и buffa в XVIII веке» [136, р. 15].

Тем не менее, при всём многообразии исторических модификаций, любые формы музыкального театра, как и большинство жанров камерно-вокальной музыки, строятся на единой основе - природных свойствах человеческого голоса1. Обращение в диссертации к творческой практике композитора в области камерно-вокальных и вокально-сценических произведений обусловлено стремлением акцентировать внимание на собственно вокальных выразительно-эмоциональных возможностях и выделить инвариантные, не зависящие от эпохи или стиля природные свойства вокальной музыки. Эти инвариантные свойства, общие для признанных шедевров и ещё не созданных вокальных произведений,

1 Случаи инструментальной трактовки голоса встречаются преимущественно в камерно-вокальной музыке (например, практика мотета XV века или полифонических конструкций Нидерландской школы). определяют их жизнеспособность и непреходящую актуальность изучения вопросов, связанных с созданием вокальной музыки.

Синтетические камерно-вокальные и вокально-сценические произведения являются объектом предпринятого исследования. Ракурс рассмотрения объекта обусловлен практической направленностью исследования, побуждающей акцентировать внимание на «панораме возможностей», открытой для композитора и способствующей выявлению упомянутых инвариантных выразительно-эмоциональных возможностей вокальной музыки. В диссертации выделяется триада комплексов выразительных средств - вербальный, музыкальный и вокально-технический, - равноправное взаимодействие и единство которых представляют собой, на наш взгляд, одну из важнейших задач композитора в работе над вокальным произведением. Следует уточнить, что равноправие трех комплексов означает их равные возможности при условии изначально присутствующей в музыкальном мышлении приоритетной роли музыкального начала. Взаимодействие вербального, музыкального и вокально-технического комплексов в процессе создания композитором камерно-вокальных и вокально-сценических произведений является предметом исследования в диссертации. При этом акцентируется значение вокально-технического комплекса2, впервые предстающего в исследовании как обладающий большими возможностями наряду с вербальным и музыкальным не только в сфере исполнительской деятельности певца, но и в области творчества композитора.

Предполагаемым результатом взаимодействия вербального, музыкального и вокально-технического комплексов средств выразительности является органическое единство слагаемых вокального произведения, при условии возможного преобладания того или иного комплекса, что

Под вокально-техническим комплексом понимаются средства выразительности, традиционно относящиеся к сфере деятельности певца-исполнителя (в частности, тесситура и певческое дыхание). обусловливается стилистическими или жанровыми характеристиками произведения.

Для выявления вокальных выразительно-эмоциональных возможностей важное значение имеет обращение в работе к лингвистической категории эмотивности, понимаемой как одно из качеств художественного текста (в данном случае, вокального произведения) и как «языковое воплощение» (С. Ионова) психологического свойства эмоциональности. Эмотивность рассматривается в диссертации, по определению В. Шаховского, как «имманентно присущее языку семантическое свойство выражать системой своих средств эмоциональность как факт психики» [119, с. 24]. В фокусе предпринятого исследования на первый план выходит присущий вокальным и вокально-сценическим произведениям комплексный язык, с системой выразительных средств которого работает композитор, обращаясь к данного рода сочинениям. Эмотивность же предстаёт как интегративный фактор соединения в них вербального, музыкального и вокально-технического комплексов средств выразительности: в вербальной и вокально-технической языковых системах акцентируются эмотивные составляющие, тогда как музыкальная представляется центральным эмотивным компонентом целого.

Ведущим фактором исследования является внимание к процессу, а не законченным продуктам композиторского творчества. Творческий процесс -явление динамическое, индивидуальное и малоизученное. Одним из важнейших его свойств является нацеленность на создание продукта, поэтому и в результатах композиторского творчества (завершённых произведениях) можно наблюдать черты творческой деятельности композитора. С этой позиции в диссертации рассматриваются, наряду с современными произведениями, вокальные шедевры прошлого - в их завершённости прослеживаются, как уже было сказано, инвариантные свойства, характерные для вокальной музыки в целом и определяющие особенности создания композитором вокальных произведений. Выявление этих свойств — не зависящих от эпохи и особенностей индивидуального стиля

- представляет ценность как для исследования уже созданных произведений, так и для творческой практики молодого композитора. В этой связи затрагиваются некоторые вопросы психологии творчества, связанные со стадиальностью художественно-творческого процесса.

Обращение в диссертации к вокальной музыке предполагает внимание к обеим её сферам — и камерно-вокальной, и вокально-сценической (опера). При этом преимущественное внимание уделяется вокально-сценическим произведениям. Камерно-вокальная сфера в основном представлена жанром, впервые выступающим в качестве объекта научного исследования - сольной вокальной поэмой. Такое соотношение двух сфер обусловлено тем, что в вокальной поэме, как стремится показать автор, отчётливее всего выявляются особенности строения и функционирования сольного вокального образа, который представляется значимым для выявления инвариантных выразительных возможностей вокальной музыки. Специфика создания композитором сольного вокального образа в камерно-вокальном произведении соответствует закономерностям сочинения сольной партии в опере. Взаимодействие слова, музыки и вокальной техники в процессе выстраивания композитором сольного вокального образа раскрывается на новом уровне в применении к опере, включающей сольный вокальный образ как ведущий компонент.

Цель исследования — выявление путей реализации композитором в камерно-вокальных и вокально-сценических произведениях органического единства слова, музыки и вокальной техники.

Достижение цели исследования подразумевает решение ряда конкретных задач:

1) рассмотрение в творческом процессе композитора синкретического художественного прообраза, способствующего формированию соответствующих свойств сольного вокального образа;

2) очерчивание структуры сольного вокального образа и определение места в данной структуре вокально-технического компонента;

3) осмысление в аспекте эмотивности различных способов соотношения слова, музыки и вокальной техники при создании сольного вокального образа;

4) определение роли сольного образа в жанре вокальной поэмы;

5) выявление закономерностей соотношения трёх обозначенных комплексов средств выразительности применительно к построению оперы как синтетического действа, ведущим компонентом которого является сольный вокальный образ.

Методологическую основу исследования составляет комплекс психологических, лингвистических, музыковедческих и вокально-методических подходов. Психологические подходы задействуются при рассмотрении начальной стадии творческого процесса композитора (JI. Бочкарёв) и связи в данном процессе психической и интонационной составляющих (В. Медушевский), а' также основополагающего для работы понятия психологической установки (Д. Узнадзе), спроецированной на творчество певца (И. Герсамия). В качестве основного механизма воплощения психологического качества эмоциональности, представляющегося центральным для вокального произведения, привлекается эмотивность (В. Шаховский, С. Ионова) как свойство литературного художественного текста. Категория эмотивности экстраполируется из области коммуникативно-ориентированной лингвистики, проецируясь на выразительные средства языка синтетических (вокальных и вокально-сценических) произведений. Здесь приобретает значение эмотивность музыкального текста (П. Волкова). Важнейшая для вокального образа содержательно-подтекстовая информация (И. Гальперин) концентрируется в его глубинных уровнях. Исторические аспекты поставленных вопросов задействуют комплекс музыковедческих (Г. Кулешова, М. Черкашина, М. Друскин), а также вокально-методических (В. Багадуров, JI. Дмитриев) подходов.

Дополнительным методом в работе служит рефлексия, раскрывающая взгляд композитора на собственный творческий процесс изнутри. Самонаблюдение и самоконтроль выступают в качестве важных свойств творческого сознания, позволяющих внести определённые коррективы в процесс сочинения. В связи с этим существенной предпосылкой исследования представляются воспоминания и рефлексии композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, П. Чайковского, Э. Денисова, В. Мартынова, А. Мухи) и певцов (М. Калл ас, Г. Вишневской, Д. Фишера-Дискау), а также анализ вербальных и музыкальных художественных текстов.

Материалом исследования служат музыкальные тексты, относящиеся к камерно-вокальным и вокально-сценическим жанрам. Подзаголовок «творческая практика композитора» в названии работы указывает на важность в ней практических аспектов рассматриваемых вопросов. Для композитора нет более плодотворного творческого диалога, чем ознакомление с творчеством великих мастеров прошлого — которое служит не «образцом для подражания», но «пищей для размышлений». В работе рассматриваются произведения западных оперных композиторов - Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди, а также русских мастеров: Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева. Особое внимание уделено художественным принципам веристского оперного театра (Дж. Пуччини, Р. Леонкавалло), а также творчеству М. Мусоргского и его операм «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Кроме того, автор опирается на опыт работы над своими операми «Бег» (по одноименной пьесе М. Булгакова), «Гуси-Лебеди» (по мотивам русской народной сказки), «Donna Piangenda» (на тексты латинского реквиема), экспериментальной оперой-вокализом «Трудовая, 17», над либретто по роману С. Цвейга «Нетерпение сердца», а также камерно-вокальными сочинениями, реализующими поэмность как принцип формообразования (сольные вокальные поэмы «Трава на обрыве», «Кукушка», циклы «Шаги тишины» и «Agnus Domini»).

Наиболее существенные результаты исследования позволяют сформулировать следующие основные положения, которые выносятся на защиту:

1) для создания вокальных произведений значимой предпосылкой является синкретичность художественного прообраза как исток индивидуального творческого процесса;

2) сольный вокальный образ в камерно-вокальных произведениях и опере организуется в двух аспектах - выражаемого (трёхуровневая психологическая структура вокального образа, включающая целостный психологический вектор, эмоциональную окраску и фактуальную конкретику) и выражающего (вербальный, музыкальный и вокально-технический комплексы средств выразительности, интегративным фактором объединения которых выступает эмотивность);

3) динамика образа коррелирует с динамикой взаимодействия двух типов выражения: информативного и суггестивного, а также включает в себя интеграцию трёх комплексов средств выразительности;

4) вокальный образ выстраивается в зависимости от следующих факторов: а) специфики тембра голоса, соотносимой с типом психологического темперамента; б) характера образно-конкретной, стилистико-интонационной и личностно-вокальной установок, образующих целостную психологическую установку, конкретизирующуюся в целостном композиторском «ключе»; в) динамики интонационных сфер: речитатива и ариозности, а также — тесситурной драматургии и певческого дыхания;

5) в соответствии с комплексами средств выразительности в опере акцентируются три сферы - вербальная (проблемы либретто), музыкальная (в которой на первый план выходят проблемы тематической организации) и вокально-техническая (вопросы распределения и динамики соотношения оперных партий), - чьё взаимодействие предполагает органический синтез и требует в каждом случае нового конкретного решения.

К апробации работы можно отнести реализацию теоретических выводов автора в оперном («Гуси-Лебеди», «Бег», «Трудовая, 17», «Donna Piangenda») и камерно-вокальных жанрах (жанр вокальной поэмы), а также доклады, прочитанные на конференциях различного ранга, и освещение теоретических положений в существующих публикациях по теме работы. и

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Приходовская, Екатерина Анатольевна

Заключение

В предпринятом исследовании был охвачен круг вопросов, обусловленных поставленной целью — выявлением путей реализации композитором в камерно-вокальных и вокально-сценических произведениях органического единства слова, музыки и вокальной техники. В фокусе нашего внимания оказались: поиск различных вариантов и способов организации выразительных средств в вокальных произведениях при воплощении прообраза и расширение панорамы возможных комбинаций, которых в камерно-вокальных и вокально-сценических жанрах было и будет практически бесчисленное множество.

Специфика поставленной цели определила ракурс подхода к рассматриваемым вопросам. Создание композитором произведений, относящихся к вокальным и вокально-сценическим жанрам, предстаёт зависимым от особенностей того или иного варианта прообраза. К таким вариантам отнесены: прообраз сольного вокального образа (способам воплощения которого уделяется внимание в основном во второй главе) и «план целого», воплощающий стремление к созданию универсальной модели мира (этот вариант прообраза нашёл отражение в третьей главе, рассматривающей преимущественные направления творческой деятельности композитора при сочинении оперы).

Применительно к прообразу сольного вокального образа мы выделили два типа его изначальной организации (эмоционально-образный фон-«облако» и синкретический образ-«зерно»), обусловливающие две модели последующего развёртывания («кристаллизации» и «прорастания»). В качестве одной из последующих (после первоначальной) стадий композиторского творческого процесса было рассмотрено формирование целостной психологической установки (по Д. Узнадзе), объединяющей в некоторую зону - в отношении вокального произведения - три продуцирующих сознания: поэта, композитора и певца. Специфику проявления целостной психологической установки в творчестве композитора отражает введенное нами понятие целостного композиторского «ключа». Целостный «ключ» вокального произведения представляет собой единство трёх типов установки: образно-конкретной, стилистико-интонационной и личностно-вокальной. От специфики целостного композиторского «ключа» зависят особенности дальнейшей - более детальной - проработки произведения и каждого образа в нём.

Структура сольного вокального образа рассмотрена в исследовании в аспектах выражаемого (целостный психологический вектор - эмоциональная окраска - фактуальная конкретика) и выражающего (вокально-технический, музыкальный и вербальный комплексы средств выразительности), между которыми можно установить приблизительное соответствие. Механизмом взаимодействия данных аспектов структуры образа и фактором интеграции средств выразительности названа эмотивность (понятие которой экстраполируется из области коммуникативно-ориентированной лингвистики), понимаемая как организующее свойство синтетического художественного текста, представленного вокальными и вокально-сценическими произведениями.

В диссертации установлено, что динамика вокального образа выстраивается посредством взаимодействия двух типов выражения — информативного и суггестивного, а также соответствующих им речитативной и ариозной интонационных сфер. Анализируя предлагаемый нами жанр сольной вокальной поэмы (опирающийся на «эстетику одиночества»), мы выделили тесситуру и певческое дыхание как специфические вокальные средства выразительности.

Проблематика структуры и динамики сольного вокального образа образовала переход в третьей главе к вопросам композиторского творчества в сфере многоаспектного синтетического жанра оперы — одной из форм универсальной модели мира. Среди данных вопросов были выделены:

1) закономерности создания композитором оперного либретто (действие на новом уровне вербального комплекса средств выразительности), понимаемого в двух аспектах: а) конкретное вербальное наполнение каждого фрагмента и б) «эмотивный план» целого;

2) проблемы музыкально-тематической организации композитором оперного целого, отражающей выявление и взаимодействие основных образных сфер;

3) вопросы взаимодействия сольных вокальных образов в опере: а) оперный ансамбль, б) оперный «канон», отражающий распределение составляющих оперу элементов во времени, представляющий воплощение «плана целого».

Теоретические тезисы работы иллюстрированы практическим материалом, включающим анализ нескольких поэтических текстов, классических оперных шедевров, а также собственных произведений автора в камерно-вокальных и оперном жанрах.

Потребность творческого сознания в рефлексии диктует стремление обобщить свой слуховой и творческий опыт, объективировать его и зафиксировать эти обобщения в виде ряда теоретических положений. Безусловно, не все вопросы оказались в поле внимания автора. Перспективы исследования нацелены на дальнейшее осмысление обозначенных задач, расширение проблематики синтетических жанров, более детальное выявление этапов процесса композиторского творчества в этой области. Однако и аспекты, затронутые в выполненном исследовании, дают основание надеяться, что его научные результаты послужат «пищей для размышлений» молодым композиторам, обращающимся в своём творчестве к камерно-вокальным и вокально-сценическим произведениям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Приходовская, Екатерина Анатольевна, 2010 год

1. Анарина, Н. Г. Японский театр как синтетическое искусство (к постановке проблемы) / Н. Г. Анарина // Синтез в искусстве стран Азии. -М.: Наука, 1993. С. 35 - 51.

2. Антиутопии XX века: Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл. М.: Кн. палата, 1989. - 352 с.

3. Арановский, М. Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора / М. Г. Арановский // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1979.-Т. 2.-С. 583 -590.

4. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. СПб.: Азбука-классика, 2008. - 352 с.

5. Арутюнова, Н. Д. Фактор адресата / Н. Д. Арутюнова // Известия Академии Наук СССР. Серия лит. и яз. 1981. - Т. 40. - № 4. - С. 21 -35.

6. Аршинов, В. И. Когнитивные основания синергетики / В. И. Аршинов, В. Г. Буданов // Синергетическая парадигма в науке и искусстве. М.: Прогресс-традиция, 2002. - С. 69 - 96.

7. Асафьев, Б. В. Народные основы стиля русской оперы // Б. В. Асафьев / Избранные статьи. Вып. 1. - М.: Музгиз, 1952. - С.15 - 31.

8. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной методологии / В. А. Багадуров. Ч. 3. Вып. 1. -М.: Музгиз, 1937. - 255 с.

9. Балли, Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961.-394 с.

10. Белый, А. Формы искусства / А. Белый // Символизм. М.: Мусагет, 1910. -С. 147- 175.

11. Блинова, М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М. П. Блинова. Л.: Музыка, 1974. - 144 с.

12. Бомарше, П.-О. Сдержанное письмо о провале и о критике «Севильского цирюльника» / П.-О. Бомарше // Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро: Пьесы. СПб.: Азбука-классика, 2005. -С. 7-40.

13. Бочкарёв, JI. JI. Психология музыкальной деятельности / JI. Л. Бочкарёв. М.: Классика -XXI, 2008. - 352 с.

14. Брехт, Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания / Б. Брехт. — Т. 5. — М.: Искусство, 1965. 299 с.

15. Булгаков, М. А. Роман, пьеса, повесть, рассказ / М. А. Булгаков. — Томск: Томское книжное издательство, 1988. 416 с.

16. Бунин, И. А. Повести и рассказы / И. А. Бунин. М.: Астрель, 2006. -192 с.

17. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово / В. А. Васина-Гроссман. Ч. 1. Ритмика. - М.: Музыка, 1972. - 150 с.

18. Вейман, С. Т. Диалектика творческого процесса / С. Т. Вейман // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. - С. 3 -31.

19. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста / В. И. Вернадский. -М.: Наука, 1977.-207 с.

20. Вилли, К., Детье, В. Биология / К. Вилли, В. Детье. М.: Мир, 1975. - 824 с.

21. Виноградов, В. В. Стиль Пушкина / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1999.-704 с.

22. Вишневская, Г. Галина / Г. Вишневская. М.: Вагриус, 2006. - 608 с.

23. Волкова, П. С. Эмотивность как средство интерпретации смысла художественного текста (на материале прозы Н.В. Гоголя и музыки Ю. Буцко, А. Холминова, Р. Щедрина). Автореф. дис. .канд. филологич. наук. - Волгоград, 1997. - 22 с.

24. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. 139 с.

25. Гарбузов, Н. А. Зонная природа динамического слуха / Н. А. Гарбузов. М.: Музгиз, 1955. - 106 с.

26. Гарбузов, Н. А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития / Н. А. Гарбузов. — М.; JT.: Музгиз, 1951.-63 с.

27. Гарбузов, Н. А. Зонная природа тембрового слуха / Н. А. Гарбузов. — М.: Музгиз, 1956.-70 с.

28. Гарбузов, Н. А. Зонная природа темпа и ритма / Н. А. Гарбузов. — М.: АН СССР, 1950.-70 с.

29. Гарсиа, М. Школа пения / М. Гарсиа. М.: Музгиз, 1957. - 120 с.

30. Герсамия, И. Е. К проблеме психологии творчества певца / И. Е. Герсамия. Тбилиси: Мецниереба, 1995. - 160 с.

31. Гильбурд, Г. И. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи / Г. И. Гильбурд. - Томск: Издательство Томского университета, 1984. - 198 с.

32. Глинка, М. И. Записки / М. И. Глинка. М.: Музыка, 1988. - 283 с.

33. Говорит Сергей Рахманинов // Советская музыка. 1973. - № 4. - С. 94- 105.

34. Гозенпуд, А. А. О современности в опере / А. А. Гозенпуд // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. - JL: Музгиз, 1962. - С. 219 -238.

35. Графова, Т. А. Смысловая структура эмотивных предикатов / Т. А. Графова // Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. -М.: Наука, 1991.-С. 67-98.

36. Данте Алигьери. Новая жизнь (пер. И. Голенищева-Кутузова) / Алигьери Данте // Малые произведения. М.: Литература, 1968. - С. 39-57.

37. Денисов, Э. В. «Не люблю формальное искусство.» // Советская музыка. 1989.- № 12.-С. 12-20.

38. Денисов, Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Э. В. Денисов. — М.: Сов. композитор, 1986.-205 с.

39. Дианова, В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В. М. Дианова. СПб.: Петрополис, 1999. - 238 с.

40. Дмитриев, JI. Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения / JL Б. Дмитриев. М.: Б. и., 2001. - 183 с.

41. Дроздецкая, Н. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни / Н. Дроздецкая. М.: Аграф, 1993. - 158 с.

42. Друскин, М. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классического наследия / М. Друскин. Л.: Музгиз, 1952. -345 с.

43. Дубровская, М. Ю. Формирование японской композиторской школы и творческая деятельность Ямады Косаку. — Автореф. дис. . д-ра иск. Новосибирск, 2005. - 35 с.

44. Дулуман, Е. К. Религия как социально-исторический феномен / Е. К. Дулуман. Киев, 1974. - 135 с.

45. Жирмунский, В. М. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Сов. литература, 1973. - 87 с.

46. Закс, Л. А. Художественное сознание / Л. А. Закс. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. - 212 с.

47. Ионова, С. В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема. -Автореф. дис. . канд. иск. М.: РГБ, 2005. - 205 с.

48. Кац, Б. А. Анна Ахматова и музыка / Б. А. Кац. Л.: Сов.композитор, 1989. - 336 с.

49. Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура текста / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1984. - 167 с.

50. Коляденко, Н. П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств / Н. П. Коляденко. Новосибирск: Издательство Новосиб. консерватории, 2003. - 258 с.

51. Коляденко, Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства XX века. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2005. — 392 с.

52. Корн, И. М. Проблемы театральности оперы. Автореф. дис. . канд. иск. - Вильнюс, 1986. - 24 с.

53. Котовская, М. П. Синтез искусств: Зрелищные искусства Индии / М. П. Котовская. М.: Наука, 1982. - 255 с.

54. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1985.-208 с.

55. Кристи, Г. А. Работа Станиславского в оперном театре. М.: Сов. литература, 1952. - 115 с.

56. Кулешова, Г. Г. Вопросы драматургии оперы / Г. Г. Кулешова. — Минск: Наука и техника, 1979. — 231 с.

57. Курышева, Т. А. Театральность и музыка / Т. А. Курышева. — М.: Сов. композитор, 1984. 200 с.

58. Лаврентьева, И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений / И. Лаврентьева. М.: Музыка, 1978. - 79 с.

59. Ламм, О. П. Страницы творческой биографии Мясковского / О. П. Ламм. -М.: Сов. композитор, 1989. 183 с.

60. Литературный энциклопедический словарь (общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева). М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

61. Лосев, А. Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. М.: Правда, 1990.-655 с.

62. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. — Л.: Просвещение, 1972.— 271 с.

63. Мандельштам, О. О природе слова / О. Мандельштам // Сочинения в 2-х томах.-Т. 2.-М.: ПРОЗАиК, 1990.-381 с.

64. Маньковская, Н. Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма) / Н. Б. Маньковская. М.: Аграф, 1994. - 124 с.

65. Мартынов, В. Конец времени композиторов / В. Мартынов. М.: Русский путь, 2002. - 296 с.

66. Маяковский, В. В. Как делать стихи / В. Маяковский // Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1987. — 169 с.

67. Медушевский, В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы. Автореф. дис. . докт. иск. М., 1983. - 24 с.

68. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 318 с.

69. Молчанов, А. С. Динамика восприятия повтора в музыкальном произведении (на материале остинатных форм композиторского творчества XX века). Автореф. дис. . канд. иск. - Новосибирск, 2009.-22 с.

70. Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2004. - 645 с.

71. Муратов, П. П. Образы Италии. Т. II. - М.: Искусство, 1994. - 128 с.

72. Мусоргский, М. П. «Сорочинская ярмарка», клавир. От редактора первого издания (примечания П. Ламма). - М.: Музыка, 1982. - 304 с.

73. Мусоргский, М. П. Письма и документы / М. П. Мусоргский. М.; Л.: Музгиз, 1932.-577 с.

74. Муха, А. И. Процесс композиторского творчества / А. И. Муха. -Киев: Музична Украша, 1979. 272 с.

75. Назайкинский, Е. В. Речевой опыт и музыкальное восприятие / Е. В. Назайкинский // Эстетические очерки. Вып. 2. - М.: Музыка, 1967. -С. 248-274.

76. Найко, Н. М. Отражение проблем творческого процесса в литературном наследии русских композиторов XIX первой половины XX века. - Автореф. дис. . канд. иск. - Новосибирск, 2003.-24 с.

77. Найко, Н. М. Отражение проблем творческого процесса в литературном наследии русских композиторов XIX — первой половины XX в.: Дис. . канд. иск. / Н. М. Найко. Новосибирск, 2003.-242 с.

78. Парин, А. В. Хождение в невидимый град: Парадигмы русской классической оперы. М.: Аграф, 1999. - 464 с.

79. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. М.: Gaudeamus, 2006. - 490 с.

80. Покровский, Б. А. Из выступлений разных лет. По поводу оперы «Кому вы звоните» // Музыкальная академия. 2009. - № 2. - С. 1 -10.

81. Пономарёв, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарёв. М., Госиздат, 1976. - 410 с.

82. Поршнев, Б. Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология. М.: Наука, 1971.-С. 23-59.

83. Приходовская, Е. А. В звездопаде многоточий. Стихи / Е. А. Приходовская. Томск: Иван Фёдоров, 2007. - 76 с.

84. Протопопов, В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М.: Сов. композитор, 1986. - 243 с.

85. Раку, М. Г. «Авторское слово» в оперной драматургии. Автореф. дис. . канд. иск. -М., 1993. -25 с.

86. Рибо, Т. Опыт исследования творческого воображения / Т. Рибо. -М.: Аграф, 2000. 123 с.

87. Римский-Корсаков, Н. А. «Сказка о царе Салтане», клавир. М.: Музгиз, 1930. - Примечание автора к постановке. - С. 4 - 10.

88. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков. — М.: Музыка, 1980. 314 с.

89. Ручьевская, Е. А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера, «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка / Е. А. Ручьевская. — СПб.: Композитор, 2002. 396 с.

90. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. -Л.: Музыка, 1977.- 160 с.

91. Садовников, В. И. Орфоэпия в пении / В. И. Садовников. М.: Музгиз, 1958. -80 с.

92. Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М.: Искусство, 1996. - 368 с.

93. Серов, А. Н. Избранные статьи / А. Н. Серов. М.: Музгиз, 1950. -210 с.

94. Силантьева, И. И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве. — Автореф. дис. . докт. иск. — М., 2007. 37 с.

95. Сорокина, Т. С. Принципы стилизации в оперных сочинениях И. Стравинского. Автореф. дис. . канд. иск. - Вильнюс, 1986. — 18 с.

96. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор. М.: Сов. композитор, 1975. - 202 с.

97. Станиславский, К. С. Собр. соч. В 8-ми тт. / К. С. Станиславский. -М.: Сов. литература, 1954. - Т. 2. - 415 с.

98. Старчеус, М. С. Слух музыканта / М. С. Старчеус. М.: МГК, 2003. -639 с.

99. Стравинский, И. Ф. Диалоги / И. Ф. Стравинский. Л.: Композитор, 1971. - 153 с.

100. Субетто, А. С. Творчество, жизнь, здоровье, гармония. Этюды креативной онтологии / А. С. Субетто. -М.: Госиздат, 1992. 214 с.

101. Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2-х тт. / Б. М. Теплов. Т. 1. -М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

102. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. М.; JL: издательство АН РСФСР, 1974. - 334 с.

103. Тосин, С. Г. Русская звонница: конструктивные особенности и вопросы исполнительства. — Автореф. дис. . канд. иск. — Новосибирск, 2001. — 26 с.

104. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 2001. - 414 с.

105. Файн, Я. Н. Музыкальные драмы М.П. Мусоргского: к проблеме завершённости, —рукопись. — 23 с.

106. Фишер-Дискау, Д. Отзвук. Взгляды и воспоминания // Советская музыка. 1989. - № 12. - С. 87 - 96.

107. Фишман, Н. JI. Книга эскизов Бетховена за 1802 — 1803 гг.: Исследование и расшифровка. М.: Музгиз, 1962. - 54 с.

108. Флоренский, П. А. Храмовое действо как синтез искусств / П. А. Флоренский // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1989. - № 2. - С. 51-65.

109. Фрумкина, Р. М. Цвет, смысл, сходство: (Аспекты психологического анализа) / Р. М. Фрумкина. М.: Наука, 1984. - 175 с.

110. Хаксли, О. Контрапункт: роман / О. Хаксли. М.: Транзиткнига, 2006.-477 с.

111. Хемингуэй, Э. Праздник, который всегда с тобой / Э. Хемингуэй // По ком звонит колокол. Праздник, который всегда с тобой. М.: Правда, 1988. - С. 469 - 589.

112. Цвейг, С. Нетерпение сердца / С. Цвейг. М.: Изд-во ACT, 2009. -416 с.

113. Черепанова, И. Ю. Дом колдуньи: Начала суггестивной лингвистики. Часть 1. Пермь: Издательство Пермского университета, 1995. — 213 с.

114. Черкашина, М. Размышления о феномене оперы // Музыкальная академия. 1995. - № 1. - С. 53 - 60.

115. Чигарёва, Е. О тематической драматургии в опере Моцарта «ДонЖуан» / Е. Чигарёва // Вопросы оперной драматургии. М.: Музыка, 1975.-С. 35 -47.

116. Чугаев, А. Особенности строения клавирных фуг Баха / А. Чугаев. М.: Музыка, 1975. - 254 с.

117. Шаляпин, Ф. Страницы моей жизни. Маска и душа: Повести / Ф. Шаляпин. М.: Кн. палата, 1990. - 462 с.

118. Шаховский, В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. - 192 с.

119. Шендяпин, В. М. Синергетика и психология: (Аналитический обзор) / В. М. Шендяпин // Синергетический подход к моделированию психологических систем. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1998. С. 1 - 9.

120. Шептунова, И. И. Хаос и гармония: Проблема синтеза в искусстве Индии / И. И. Шептунова // Синтез в искусстве стран Азии. -М.: Наука, 1993.-С. 79-99.

121. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1998. - 310 с.

122. Юссон, Р. Певческий голос: Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса / Р. Юссон. -М.: Музыка, 1974. 130 с.

123. Яковлева, А. С. Русская вокальная школа: Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия: Учеб. пособие к лекционному курсу «История вокального искусства» / А. С. Яковлева. -М.:Б. и., 1999.-96 с.

124. Якушевич, М. В. Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф. Гарсиа Лорки и М. де Фальи. — Автореф. дис. .канд. иск. Новосибирск, 2004. - 23 с.

125. Ярославцева, Л. К. Зарубежные вокальные школы / Л. К. Ярославцева, М.: Музыка, 1987. - 287 с.

126. Ярустовский, Б. Л. Драматургия русской оперной классики: Работа русских композиторов-классиков над оперой / Б. Л. Ярустовский. М.: Музгиз, 1953. - 403 с.

127. Ястребцев, В. В. Н.А. Римский-Корсаков. Воспоминания: в 2-х тт.- Т. 1. М.: Сов. композитор, 1985 .-410с.

128. Bacielly, В. de. Remarques curieuses sur l'art de Bien chanter, et particulierement pour ce qui regarde le chant Francois. Paris, 1668. - 104 P.

129. Budde, E. Musik und Bilder // Musik und Kunst: Erfahrung Deutung- Darstellung: Ein Gesprach zwischen den Wissenschaften. Mannheim: Palatium Verl., 2000 - S.1 - 8.

130. Callas, M. Lezioni di canta alia Juilliard School of Music di J.Ardoin. Traduzione di L.Spagnol. Milano: Longanesi & C., 1988. - 313 P.

131. Corte A. della. Antologia della storia della musica. Torino, v. I. -220 P.

132. Ghislanzoni, A. Storia della fuga. Mil., 1952. - 315 P.

133. Hurte, M. Music, Bild, Bewegung. Theorie und Praxis visueller Konvergenzen. Bonn: Verl. systematische Musikwissenschaft, 1982. -199 S.

134. L'arte Italiana del XX secolo attraverso i grandi marchigiani. -Regione Marche, 2007. 314 P.

135. Music theatre in the changing society. Unesco, 1968. - 114 P.

136. Schawelka, K. "Zinnoberrot klingt wie die Tuba". Zu Wassily Kandinskys synasthetischen Farbraum // Musik und Kunst: Erfahrung353х

137. Deutung Darstellung: Ein Gesprach zwischen den Wissenschaften. Mannheim: Palatium Verl., 2000. S. 59 - 70.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.