Историко-системный анализ становления психологических представлений об уровневой природе сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Никонова, Наталья Алексеевна
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Никонова, Наталья Алексеевна
Введение.
Глава 1. Уровневая природа сознания как предмет философского и конкретно-научного осмысления.
1.1. Полидисциплинарный характер проблемы уровневой природы сознания.
1.2. Проблема уровневой природы сознания в психологии.
1.3. Уровневая природа сознания в контексте историко-системного подхода.
Глава 2. Становление представлений об уровневой природе сознания в психологии.•.
2.1. Общенаучные предпосылки возникновения представлений об уровневой природе сознания в психологии.
2.2. Возникновение представлений об уровнях сознания в интроспективной психологии (досистемный уровень).
2.3. Разработка проблемы уровневой организации сознания на этапе формирования психологических микросистем первый уровень системности).
2.4. Развитие идей об уровневой природе сознания в моноаспектных теориях (второй уровень системности).
2.5. Сознание как многоуровневый феномен в неклассической психологии (третий уровень системности).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Типы профессионально-психологического мышления: исторический и общепсихологический аспекты2005 год, кандидат психологических наук Ваулина, Татьяна Анатольевна
Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости2008 год, доктор психологических наук Бохан, Татьяна Геннадьевна
Становление категории "смысл" как проблема историко-психологического исследования2001 год, кандидат психологических наук Долженко, Виктория Юрьевна
Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы2001 год, кандидат психологических наук Клочко, Алина Витальевна
Пространственно-временная организация жизненного мира человека2005 год, доктор психологических наук Некрасова, Евгения Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-системный анализ становления психологических представлений об уровневой природе сознания»
Актуальность исследования. Антропологизация психологического познания происходит сегодня настолько выражено, что о ней уже можно говорить как о проявившей себя объективной тенденции развития науки. Если в 1975 г. А.Н. Леонтьев настаивал на необходимости «возвращения целостного человека» в психологию и предсказывал такое возвращение, связывая его с дальнейшим внедрением системного подхода в психологическую науку, то сегодня уже серьезно обсуждаются проблемы построения «антропопсихологии» (В.И. Слободчиков, 2001 и др.). Объективно происходящий в науке методологический сдвиг от «психологии психики» к «психологии человека» заявляет о себе всплеском интереса к традиционным проблемам науки, которые в новом методологическом контексте получают не только другое оформление, но и новые решения. Поэтому неслучайно столь заметно проявилась проблема сознания в изданных в последнее время трудах ученых (А.Ю. Агафонов, В.М. Аллахвердов,
A.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, A.A. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.П. Зинченко,
B.И. Слободчиков и др.).
Своим движением наука объективно подтверждает мысль Л.С. Выготского, высказанную еще в 1927 г., о том, что «диалектика психологии есть вместе с тем и диалектика человека как предмета психологии». Если из двух контекстов, присутствующих в этой мысли великого ученого (психоисторического и историко-психологического), выделить второй, то есть сам процесс становления человека в качестве предмета науки, то возникает возможность историко-психологическими средствами объективировать процесс развития научных представлений о сознании в его обусловленности процессом антропологизации психологического познания. Такой анализ представляется нам актуальным в связи с тем, что он позволяет оценить ту большую работу, которая проводится в современной психологии сознания, через призму объективных тенденций развития науки, а это, в свою очередь, является одним из важных условий повышения ее прогностического потенциала.
Если учесть, что антропологизация психологического познания осуществляется на фоне другой объективной тенденции - онтологизации, то можно выделить еще один аспект актуальности заявленной проблемы. «Вечная» философская проблема соотношения бытия и сознания существенно трансформировалась в процессе развития философской антропологии, а на стыке последней с психологией возникли представления о многомерности человеческого бытия в его пространственно-временной «развертке» и ценностно-смысловой насыщенности. Смыслы, по определению В.П. Зинченко, представляют собой «пятое измерение бытия» и в таком понимании предстают как «реальная, укорененная в бытии сила, определяющая наше поведение, образ жизни, сознание». В этой связи в науке все больше укрепляется мысль о том, что многомерность бытия является тем, что определяет многомерность сознания человека. По мнению В.Е. Клочко (1999), проблема многомерности сознания, поставленная в онтогенетическом аспекте, превращается в проблему его многоуровневости: последовательность формирования новых «измерений» сознания в онтогенезе может быть понята только в контексте решения проблемы преемственности становления «многомерно мира человека».
Можно полагать, что современные представления о многомерности человеческого бытия и многомерности (многоуровневости) сознания являются некоторым итогом поступательного движения психологического познания, закономерности которого пока еще не раскрыты в достаточной степени. Усматривая в этом противоречие, которое может быть разрешено в специальном исследовании, мы сформулировали следующую проблему: можно ли, используя историко-системный подход (в системе с другими средствами историко-психологического анализа) выявить закономерности становления представлений о многоуровневой природе сознания, обусловленные особенностями психологического познания на различных этапах развития науки.
При такой постановке проблемы мы исходили из понимания эволюции научного познания как закономерного процесса, за которым стоят «неотвратимые законы трансформации научного разума» (М.Г. Ярошевский). Что же касается историко-системного подхода, то он изначально разрабатывался как метод исторического анализа, нацеленный на вскрытие того, как проявляются внутренние тенденции развития психологии в закономерно усложняющемся системном определении предмета науки (В.Е. Клочко, 1988).
Целью данной работы стало выявление закономерностей становления представлений об уровневой природе сознания в их обусловленности объективными тенденциями развития науки и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития этих представлений.
Объектом исследования выступил исторический процесс развития психологического познания.
Предметом исследования явился процесс становления представлений об уровневой природе сознания в психологии в его обусловленности внутренними тенденциями развития науки.
Гипотеза исследования строилась на совокупности следующих предположений:
- Становление психологических представлений об уровневой организации сознания обусловлено последовательным системным переопределением предмета психологии на каждом из этапов ее исторического развития.
- По мере того, как жизненный мир человека в единстве его субъективных и объективных координат, т.е. в его многомерности, превращается в особую реальность, которую изучает психология, все более рельефной становится проблема уровневой природы сознания.
- Ближайшая перспектива развития проблемы связана с конкретизацией уровневой природы сознания в контексте выявления роли сознания в самоорганизации человека как открытой психологической системы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к проблеме сознания и его уровневой организации, реализуемые в смежных науках (философской антропологии, герменевтике, лингвистике и т.д.).
2. Объективировать современное состояние психологической разработки проблематики сознания, выделить наиболее проблемные области в его изучении.
3. Выявить возможности историко-системного подхода применительно к решению проблемы становления психологических представлений об уровневой организации сознания и на этой методологической базе верифицировать исходную гипотезу.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды ученых, внесших вклад в развитие методов историко-психологического исследования, в частности, таких подходов к анализу движения психологического познания, как историко-категориальный (М.Г. Ярошевский, A.B. Петровский, В.А. Петровский), историко-эволюционный (А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова) и историко-системный (В.Е. Клочко), а так же тех ученых, которые внесли свой вклад в разработку проблемы уровневой организации сознания (А.Ю. Агафонов, В.М. Аллахвердов, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Ф.Е. Василюк, JI.C. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, К. Левин, М.К. Мамардашвили, В.И. Слободчиков, Д.Н. Узнадзе и др.).
Методы исследования. Принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического анализов, хронологический, историко-категориальный, историко-системный подходы к анализу процесса становления представлений о феномене сознания и его уровневой организации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение связаны с выделением особого ракурса историко-психологического исследования: впервые процесс становления научных представлений об уровневой природе сознания рассматривается в его обусловленности внутренними тенденциями развития науки.
Установлено, что представления об уровневой природе сознания меняют свои содержательные и функциональные характеристики на разных этапах развития психологии в соответствии с тем, какой уровень системного определения предмета науки реализует каждый этап ее исторического становления.
Показаны возможности историко-системного подхода как средства истори-ко-психологической реконструкции процесса становления научных представлений о фундаментальных психологических феноменах, приводящего к логически оправданным заключениям прогностического характера.
Доказано, что в современной психологии представления об уровневой природе сознания постепенно приобретают особый методологический статус, выступая в качестве объяснительного принципа, утверждающего многомерность бытия человека в порождаемом им самим многомерном пространстве жизни.
Практическая значимость работы связана с ее ориентацией на прогнозирование развития науки в ближайшем будущем, которое опирается на вскрываемые историко-системным анализом тенденции антропологизации и онтологиза-ции психологического познания. Поэтому полученные результаты могут быть полезны для тех, кто ориентирован на научную практику. Само же знание об уровнях сознания, последовательно формирующихся в онтогенезе, может быть значимым для специалистов, психологов и педагогов, чья деятельность связана с проблемами развития человека.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях (Барнаул, 2000 - 2003 гг.), а также на двух региональных школах молодых ученых-психологов (Бийск, 2001 - 2002 гг.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Представления об уровневой организации сознания возникли уже на уровне атомарной (ассоциативной, интроспективной) психологии в связи с дифференциацией элементов сознания по количественным и качественным критериям, обусловившей первые попытки теоретического определения предмета науки и постепенное преодоление ее эмпирических оснований.
2. На этапе формирования моноаспектных теорий развитие представлений об уровневой природе сознания было обусловлено открытием мерностей и уровней тех явлений, с помощью которых объяснялась природа психического. Здесь впервые проявилась достаточно четкая дифференциация уровней сознания (предсознательное, осознаваемое, сверхсознательное в психоанализе, предметное и осмысленное сознание в культурно-исторической теории и т. д.).
3. Современный метасистемный этап развития науки характеризуется тем, что антропологизация и онтологизация психологического познания своеобразно ориентируют решение проблемы уровневой природы сознания, которое рассматривается теперь в контексте становления многомерных координат жизненного мира человека.
4. Опираясь на представления о тенденциях развития психологического познания, открываемых историко-системным анализом, можно ожидать появления различных концепций, в которых проявят себя попытки выявления уровней сознания через выделение его роли и места в самоорганизации человека как открытой системы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 288 источников. Общий объем диссертации составляет 189 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Онтологизация психологического познания и ее проявление в этапах становления научной теории: На предмете смысловой теории мышления О.К. Тихомирова2006 год, кандидат психологических наук Скорлупина, Олеся Алексеевна
Системная детерминация самореализации личности2002 год, доктор психологических наук Галажинский, Эдуард Владимирович
Вербальное опосредование в становлении предметного сознания2003 год, кандидат психологических наук Вахрушева, Анна Сергеевна
Особенности становления личности в молодости на этапе изменения социальной ситуации развития2005 год, кандидат психологических наук Непомнящая, Вера Алексеевна
Развитие категориального строя психологической науки (принципы и методологические предпосылки построения современной системы психологических знаний)1982 год, доктор психологических наук Ткаченко, Александр Николаевич
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Никонова, Наталья Алексеевна
Выводы
• Современный этап развития науки можно охарактеризовать как переход ее от «моносистемных» теорий к попыткам построения метасистемных теорий, в которых идея «целостного человека» как предмета психологии реализуется в разных формах, но за всеми этими попытками просвечивает новый уровень мышления («метасистемый» - по определению В.Е. Клочко). Метасистемное научное мышление делает предметом изучения системные качества, которые порождаются психологической системой и на которые она опирается в своем дальнейшем движении. Эти качества предстают как особые измерения многомерного мира человека, выступающего в качестве онтологического основания многоуровневости сознания.
• Представления об уровнях сознания в неклассической психологии обретают особый методологический статус, выступая, с одной стороны, объяснительным принципом, отражающим многомерность бытия человека, а, с другой стороны, предметом конкретно-научного исследования в контексте того образа человека, который формируется в современной психологии, все более полагающей не психику, но «целостного человека» своим предметом.
• Проблема уровней сознания ставится на третьем уровне системности психологии как проблема выявления роли и места каждого из них в самоорганизации человека как открытой системы.
• Основываясь на вскрытых при помощи историко-системного анализа тенденциях развития психологического познания, можно прогнозировать появление различных концепций, в которых проявят себя попытки выявления уровней сознания через выделение их значения в самоорганизации человека как открытой системы.
170
Заключение
1. Развитие психологических представлений об уровневой природе сознания обусловлено, прежде всего, влиянием, которое испытывает психология со стороны философии как методологического основания. Психология изначально ориентировалась скорее на философскую гносеологию, нежели онтологию, в связи с чем проблема уровневой природы сознания оказалась недостаточно востребованной в конкретно-научном плане. Онтологизация психологии актуализировала проблему многоуровневости сознания, которая находит свое решение по мере вхождения в науку представлений о многомерности человека и его бытия.
2. Источником знаний о многоуровневой организации сознания являются науки, тесно связанные с психологией, сопряженные с ней. Так, в языкознании давно уже дифференцировались понятия «сознания как такового» и «языкового сознания» и укрепилась традиция различения разных уровней отношений языка и сознания. В физиологии поиски мозгового субстрата сознания привели к идее уровневой природы сознания, обусловленной топикой мозга: древняя кора, подкорка, доли мозга стали выступать как физиологические основания для различных уровней сознания. В антропологии многоуровневость сознания обнаруживают в стадиях его становления в антропогенезе.
3. Историко-системный подход позволяет представить науку в виде открытой самоорганизующейся системы, развитие которой может быть понято как закономерное усложнение ее системной организации. При этом достаточно четко выделяются последовательно меняющие друг друга этапы, на каждом из которых предмет науки переопределяется в виде все более сложной системы, исследование которой задает уровень целостности и системности науки как теоретической системы. В соответствии с переопределением предмета психологии на каждом этапе ее развития меняются представления о природе сознания и его уровневой организации.
4. В ассоциативной, интроспективной психологии эмпирически понимаемое сознание, сконцентрировавшее на себе весь предмет психологии и вследствие этого возникший механицизм в понимании его природы, не позволяли подойти к проблеме уровней сознания иначе, как к проблеме дифференциации элементов сознания по количественным и качественным критериям. Взять субъективное и объективное «в одной системе психологических координат» (Л.С. Выготский) эти теории не могли, но они стали предтечей онтологизации и антропологизации психологического познания, подталкивая научную мысль к необходимости признания «переходного слоя», в котором объективное и субъективное пребывают в системном со-бытии.
5. Развитию представлений об уровневой природе сознания способствовал выход психологии за «пределы» сознания. Появился целый ряд научных направлений и школ, в которых психическое рассматривалось в одной системе с другими (непсихическими) реалиями: культурой, социумом, средой, поведением и т.д. Чем более органично удавалось взять в одной системе субъективное и объективное, тем более востребованными в науке оказывались представления о многоуровневой природе сознания. Выступая вначале в качестве точек зрения на психическое с различных «вершин» и «глубин», некоторые из микросистем со временем превратились в развитые «монотеории».
6. На стадии существования психологии как совокупности моносистем, предметом изучения становились различные психологические реальности, содержательные характеристики которых определялись ведущими методологическими принципами, на которых базировались теории. Несмотря на то, что в моно-аспектных теориях представления об уровнях сознания развивались в рамках достаточно изолированных друг от друга систем, единство «перерождения научной ткани» (Л.С. Выготский) выразилось в близости выработанных в каждой из моносистем идей о смысловой и системной организации сознания, указывающей на многомерность человеческого бытия.
7. От признания «многомерности бытия» человека в его многомерных (субъективно-объективных) пространствах вел прямой путь к определению сознания как многомерного, многоуровневого явления. Так, теория установки вышла к «транссубъективным пространствам»; культурно-историческая психология -«смысловым полям» сознания; психологическая теория деятельности - «многомерному миру» человека, «многомерному образу» его в сознании человека (А.Н. Леонтьев), «жизненному миру» человека (Ф.Е. Василюк), «сопричастным структурам мира» (В.В. Петухов); в антропопсихологии стала решаться проблема многомерности порождаемой человеком «субъективной реальности» (В.И. Сло-бодчиков).
8. В настоящее время психология приступила к реализации проектов третьего уровня системности, для которых адекватным можно считать метаси-*-стемное мышление, заключающееся в том, что психология делает предметом изучения системные качества, которые порождаются психологической системой и на которые она опирается в своем дальнейшем движении. Эти качества предстают как особые измерения многомерного мира человека, выступающего в качестве онтологического основания многоуровневости сознания. Опираясь на вскрытые при помощи историко-системного анализа тенденции развития психо
•• • логического познания, можно прогнозировать появление различных концепций, в которых проявят себя попытки выявления уровней сознания через выделение их значения в самоорганизации человека как открытой системы.
173
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Никонова, Наталья Алексеевна, 2004 год
1. Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-335 с.
2. Абульханова Славская К.А., Брушлинский A.B. Философско-психологическая концепция C.J1. Рубинштейна. К 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989.-243 с.
3. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. 336 с.
4. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб.: Питер, 1993. - 297 с.
5. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс // Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. - С. 27 - 43.
6. Ананьев Б.Г. Общественная детерминация индивидуального сознания. // О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - С. 149 - 173.
7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1969. - 547 с.
8. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С. 3 — 18.
9. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности. // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990. С. 61 - 77.
10. Апрышко П.П., Мысливченко А.Г. Философская антропология. // Русская философия. -М.: ТЕРРА-Книжный клуб, Республика, 1999. С. 553 - 557.
11. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.
12. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука, Смысл, 1999.-350 с.
13. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во Института практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-768 с.
14. Ахматова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.
15. Барабанщиков В.А. Системность и отражение. // Вопросы психологии. 2002. -№ 6.-С. 113-126. 44
16. Барабанщиков В.А., Завалишина Д.Н., Пономаренко В.А. На пути к интеграции психологической науки. // Б.Ф. Ломов. Системность в психологии. М.: Изд-во Института практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-С. 5-24.
17. Баланев Д.Ю. Кибернетический редукционизм в психологии в контексте исто-рико-системного подхода. Дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2001. - 137 с.
18. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художлит., 1986. — 541 с.
19. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. М.: Лабиринт, 2000. - 640 с.
20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
21. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 475 с.
22. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. — 150 с.
23. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии. 1997.- № 5.-С. 3 -19.
24. Березин Ф.М. Языкознание. // Лингвистический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 618 - 623.
25. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М.: Медицина, 1966. 350 с.
26. Борзенков В.Г. Антропогенез. // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2002. - С. 31 - 32.
27. Брушлинский A.B. «Культурно-историческая» теория мышления. // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. - С. 123 - 175.
28. Брушлинский A.B. О некоторых-мсгэдах моделирования в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. -С. 148-254.
29. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1971.
30. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 199 с.
31. Василюк Ф.Е. Структура образа. // Вопросы психологии. 1993. - № 5. - С. 5 - 20.
32. Вахрушева A.C. Вербальное опосредование в становлении предметного сознания: Дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2003. - 138 с.
33. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода. // Вопросы философии. 1988. - № 11. - С. 3 - 31.
34. Вересов H.H. Выготский, Ильенков, Мамардашвили: опыты теоретической рефлексии и монизм в психологии. // Вопросы философии. 1988. - № 11. - С. 74 - 87.
35. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 288 с.
36. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 272 с.
37. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
38. Вундт В. Введение в психологию. СПб.: Питер, 2002. - 128 с.
39. Вундт В. Психология народов. М.: Йзд-во Эксмо. — СПб.: Terra Fantastica, 2002. - 864 с.
40. Выготский J1.C. Психология. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1007 с.
41. Выготский J1.C. Кризис семи лет. // Собрание сочинений. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 376 - 385.
42. Выготский J1.C. Младенческий возраст. // Собрание сочинений. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 269 - 317.
43. Выготский J1.C. Мышление и речь. // Собрание сочинений. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.-С. 5-361.
44. Выготский J1.C. О психологических системах. // Собрание сочинений. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982.-С. 109-131.
45. Выготский JI.C. Педология подростка. // Собрание сочинений. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 5 - 242.
46. Выготский J1.C. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды. — М: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
47. Выготский J1.C. Раннее детство. ■// Собрание сочинений. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.-С. 340-367.
48. Галажинский Э.В. Методологические и теоретические проблемы психологического изучения самореализации личности. // В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. Самореализация личности:, системный взгляд. Томск: Изд-во Томского Ун-та, 1999.-С. 5-64.
49. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности. Томск: Изд-во Томского Ун-та, 2002. - 212 с.
50. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Московского Ун-та, 1976.-150 с.
51. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 3: - Ч. 3. - Философия духа. - М.: Госполитиздат, 1956.-371 с.
52. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: Изд-во БГТТУ, 1994. - 376 с.
53. Гордеева О.В. Проблема структуры сознания в трудах JT.C. Выготского. // Мир психологии. 1999. - № 1.-С. Ц1 - 118.
54. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1997.-221 с.
55. Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2002. - 416 с.
56. Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М.: Наука, 1986. - 427 с.
57. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. М.: Мысль, 1982.-188 с.
58. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986.-222 с.
59. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Изд.группа «Прогресс», 1985.-397 с.
60. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350 с.
61. Давыдов В.В Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1992. - № 1 - 2. - С. 22 - 33.
62. Давыдов В.В. Значение творчества Л.С. Выготского для современной психологии. // Советская педагогика. 1982. - № 6. - С. 84 - 87.
63. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности. // Вестник Московского Ун-та. Сер. 14. - 1993. - № 2. - С. 25 - 30.
64. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. СПб.: Наука, 2001. - 568 с.
65. Декарт Р. Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1950. 710 с.
66. Джемс В. Психология в беседах с учителями. СПб.: Питер, 2001. - 160 с.
67. Долженко В.Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования: Дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2001.-151 с.
68. Дубинин Н.П. Вечное движение. М.: Политиздат, 1973. - С. 66 - 67.
69. Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. - 334 с.
70. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.-349 с.
71. Жане П. Психический автоматизм. М.: Тезаурус, 1996. - 134 с.
72. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М.: Рос.пед.агенство, 1997.-441 с.
73. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. - 159 с.
74. Журавлев A.J1. Специфика междисциплинарных исследований в психологии. // Психол. журнал. 2002. - Т. 23. - № 6. - С. 83 - 88.
75. Залевская A.A. Введение в психолингвистику. М.: Изд-во Рос. гос. гуманитарного ун-та, 2000. 382 с.
76. Залевская A.A. Лексикон человека как функциональная самоорганизующаяся система. // Психолингвистика. М. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. — С. 101 - 108.
77. Запорожец A.A. Избранные психологические труды. Т. 1. - М.: Наука, 1986. -311 с.
78. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста. // Вестник Московского Ун-та. Сер. 14. - 1993. - № 2. - С. 41 - 51.
79. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации. // Вопросы психологии. 1993. - № 4. - С. 5 - 19.
80. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. -1991.-№2.-С. 15-36.
81. Зинченко В.П. От классической к органической психологии. // Вопросы психологии. 1996. - № 5. - С. 7 - 20.
82. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии, М.: Новая школа, 1997. - 334 с.
83. Зинченко В.П. Проблема «образующих» сознания в деятельностной теории психики. // Вестник МГУ. Сер. 14. - 1988. - № 3. - С. 25 - 34.
84. Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. - № 1. — С. 97 - 105.
85. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002. -431 с.
86. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного. // Вопросы философии. -1991. № 10. - С. 4 - 40.
87. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии. // Вопросы философии. 1977. - № 7. - С. 109 - 125.
88. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. — М.: Тривола, 1994. -304 с.
89. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. М.: Изд-во РУДН, 2002. - 472 с.
90. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
91. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
92. Ископаемые гоминиды и происхождение человека. / Отв. ред. В.В. Бурлак. -М.: Наука, 1966.-558 с.
93. Калиниченко В.В. Об одной попытке «децентрализовать» Мераба Мамардашвили. // Конгениальность мысли. М.: Издат. группа «Прогресс»: Культура, 1994.-С. 154- 169.
94. Кант И. Сочинения в 8-ми томах. Т. 1. - Докритические произведения. - М.: Чоро, 1994.-544 с.
95. Кант И. Сочинения в 8-ми томах. Т. 3. - Критика чистого разума. - М.: Чоро, 1994.-741 с.
96. Кант И. Сочинения в 8-ми томах. Т. 5. - Критика способности суждения. - М.: Чоро, 1994.-414 с.
97. Клочко А.В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы. Дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2001. - 167 с.
98. Клочко В.Е. Динамика типологических форм системного подхода в психологии и перспективы развития психологической науки. Депонировано в ИНИОН АН СССР. - № 29171.- М., 1987.
99. Клочко В.Е. Историко-системный подход в психологии. // Методология и история психологии: Тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР. -М„ 1991.-С. 11-18.100101102103104105106107,108,109110,111.112.113.114.115.116.
100. Клочко В.Е. Историко-системный подход в психологии и теория психологических систем. // Актуальные проблемы психологии. — Алма-Ата: Изд-во АГТУ, 1990.-С. 54-58.
101. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. - 288 с. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. - 384 с. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 603 с.
102. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. - 365 с. Левин К. Динамическая психология. - М.: Смысл, 2001. — 572 с. Леонтьев A.A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). - М.: Смысл, 2001.-392 с.
103. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997. 287 с. Леонтьев A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. — М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-448 с.
104. Леонтьев A.A., Леонтьев А.Н. Об одной психологической концепции чувственного познания. //Вопросы психологии. 1975. - № 4. - С. 3 - 10.
105. Леонтьев A.A., Леонтьев Д.А. Комментарии к рукописи А.Н. Леонтьева. // Вопросы психологии. 1998. - № 1. - С. 124 - 127.
106. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. // Мир психологии. 1999. - № 1. -С. 76-83.
107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
108. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1983.
109. Леонтьев А.Н. К психологии образа. // Вестник Московского Ун-та. 1986. -Сер. 14. - № 3. - С. 72-78.
110. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. - 511 с.
111. Леонтьев А.Н. О Льве Семеновиче Выготском // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 391 с.
112. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского Унта, 1981.-584 с.
113. Леонтьев А.Н. Психология образа. // Вестник Московского Ун-та. 1979. -Сер. 14. - № 2. - С. 3 - 13.
114. Леонтьев А.Н. Учение о среде Ь педологических работах Л.С. Выготского. // Вопросы психологии. 1998. - № 1. - С. 108 - 124.
115. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов. // Психол. журнал. 1997.- № 6. С. 13-27.
116. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. - 487 с.
117. Лихи Т. История современной психологии. — СПб.: Питер, 2003. 448 с.
118. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1974.-444 с.
119. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии.- 1975.-№ 2-С. 31 -45.
120. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Изд-во Института практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
121. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический проект, 2000. - 505 с.
122. Лурия А.Р. О проблеме психологически ориентированной физиологии. // Проблемы нейропсихологии. М.: Наука, 1977. - С. 9 - 28.
123. Лурия А.Р. Психология в системе естествознания и общественных наук. // Философия и естествознание. М.: Наука, 1974. - С. 216 - 224.
124. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 319 с.
125. Малахов B.C. Герменевтика. Философская герменевтика. Герменевтический круг. // Новая философская энциклопедия. — Т. 1. — М.: Мысль, 2000. С. 511-515.
126. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в трудах К. Маркса. // Вопросы философии. 1968. - № 6. - С. 14 - 32.
127. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд-е. - М.: Из-дат. группа «Прогресс»: «Культура», 1992. - 415 с.
128. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания. // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 73 - 84.
129. Мамардашвили М.К. Культура и мысль. // Философская и социологическая мысль. 1990. - № 6.- С. 24-38.
130. Мамардашвили М.К. Другое небо. // Латинская Америка. 1990. №3. - С. 83 - 99.
131. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1998. - 312 с.
132. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. - 397 с.
133. Мамардашвили М.К. О философии. // Вопросы философии. 1991. - № 5. -С.З- 10.
134. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. // Вопросы философии. 1990. - № 10. - С. 3 - 18.
135. Мамардашвили М.К. Язык осуществившейся утопии. // Искусство кино. 1993.-№7.-С. 53 -62.
136. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Иерусалим: Малер, 1982.-276 с.
137. Маргвелашвили Г.Т. Своеобразие философии М. Мамардашвили. // Конгениальность мысли. О философе М.К.Мамардашвили. М.: Издат. группа «Прогресс»: Культура, 1994. - С. 80 - 93.
138. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. - В 50-ти томах. — М: Политиздат, 1954- 1981.151152153154155156157,158,159,160,161162163.164.165.166,167.
139. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001. — 539 с. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001.-208 с. Мелик-Пашаев A.A. Л.С. Выготский и М.М. Бахтин: несостоявшийся диалог. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 51 - 56.
140. Мельников Г.П. Системная лингвистика Гумбольдта — Срезневского По-тебни — Бодуэна и современная системная типология языков. // Проблемы типологической, функциональной и описательной лингвистики. - М.: Изд-во УДН, 2000. - 321 с.
141. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965.-238 с.
142. Милль Д. Система логики. СПб.: Аграф, 2002. - 264 с. Мухина B.C. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 1975. — 235 с. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. - М.: Мысль, 1972.-190 с.
143. Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1974.-268 с.
144. Павлов И.П. Мозг и психика. М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 317 с.
145. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.-208 с.
146. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.- М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
147. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. // Вестник Московского Ун-та. 1984. - Сер. 14. - № 4. - С. 13-21.
148. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969.- 659 с.
149. Пивоваров Д.В. Основной вопрос философии. // Современный философский словарь. Лондон - М. - Минск: Панпринт, 1999. - С. 621 - 623.
150. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. — Свердловск: Изд-во Уральского Ун-та, 1986. — 126 с.
151. Пивоваров Д.В., Жуковский В.И. Зримая сущность. Свердловск: Изд-во Уральского Ун-та, 1991. - 284 с.
152. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1990 - 1994.
153. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. -309 с.
154. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.-303 с.
155. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 475 с.
156. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX XX вв. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 1994. - 370 с.
157. Поспелов Д.А. Фантазия или наука: на пути к искусственному интеллекту. -М.: Наука, 1982.-220 с.
158. Поспелов Д.А., Гаазе Рапопорт М.Г. От амебы до робота: модели поведения. - М.: Наука, 1987. - 284 с.
159. Потебня A.A. Слово и миф. М. : Правда, 1989. - 622 с.
160. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с.
161. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1998. -160 с.
162. Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса: Сборник науч. статей. / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1972. - 181 с.
163. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. — Дубна: Феникс, 2002. 279 с.
164. Психологические и психофизиологические исследования речи: Сборник. / Отв. ред. Т.В. Ушакова. М.: Наука, 1985. - 241 с.
165. Психология и новые идеалы научности: Материалы круглого стола. // Вопросы философии. 1993. - № 5. - С. 3 - 42
166. Психология сознания. / Сост. JI.B. Куликова. — СПб.: Питер, 2002. — 475 с.
167. Психология с человеческим лицом. / Под ред. Д.А. Леонтьева, Г.В. Щур. -М.: Смысл, 1997.-334 с.
168. Пятигорский A.M. Избранные труды. М.: Школа, 1996. — 590 с.
169. Райков В.Л. Мозаичная теория сознания. // Мир психологии. 2002. - № 4. -С. 256-277.
170. Ропшский ЯЛ., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978. - 528 с.
171. Ропшский Я.Я. Проблемы антропогенеза. — М.: Высшая школа, 1977. 263 с.
172. Розин В.М. Психология: теория и практика. М.: Форум ИНФРА-М, 1997. -295 с.
173. Розин В.М. Природа сознания и проблема его изучения. // Мир психологии.- 1999. -№ 1.-С. 104-110.
174. Рубинштейн С Л Бытие и сознание. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1957. - 328 с.
175. Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы: К 100-летию со дня рождения. / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1989. - 435 с.
176. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
177. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 191 с.
178. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. - 368 с.
179. Русский Ассоциативный Словарь. Кн. 3. / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин.- М.: Изд-во ИРЯ РАН, 1996. 211 с.
180. Сайко Э.В. Научная проблема: мозг, сознание, мышление в пространстве психического и поиски учеными психического. // Мир психологии. 2002.- № 4. С. 25 - 28.
181. Семантическая структура слова: Сборник науч. трудов. / Отв. ред. A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1971. - 216 с.
182. Сеченов И.М. Психология поведения. М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 320 с.
183. Сеченов И.М. Элементы мысли. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1943. - 223 с.
184. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития. // Вопросы психологии. 1998. - № 6. - С. 3 - 17.
185. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
186. Смирнов A.A. Развитие и современное состояние психологической науки.-М.: Наука, 1975.-345 с.
187. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. // Вестник Московского Ун-та. -1981.-Сер. 14.-№2.-С. 15-29.
188. Смирнов С.Д. Образ мира: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ. - 1985. -231 с.
189. Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения (к 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева). // Вопросы психологии. 1993. - № 4. - С. 94 - 101.
190. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. : Наука, 1994. - 395 с.
191. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М. : Прогресс, 1977. - 695 с.
192. Спиноза Б. Избранные произведения. Ростов на/Д.: Феникс, 1998. - 606 с.
193. Спиридонов В.Ф. Психологическая теория деятельности и возможности анализа индивидуального сознания. // Познание. Общество. Развитие. М.: Наука, 1996.-С. 23-39.
194. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2001. - 736 с.
195. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства). М.: Наука, 1985. - 335 с.
196. Стеценко А.П. К вопросу о психологической классификации значений. // Вестник Московского Ун-та. 1983. - Сер. 14. - № 1. - С. 22 - 30.
197. Структуры познавательной деятельности: Межвуз. сборник науч. трудов. / Отв. ред. B.C. Ивашкин. Владимир: ВГПИ, 1976. - 148 с.
198. Титченер Э. Учебник психологии. СПб. и др.: Питер, 2000. - 157 с.
199. Тихомиров O.K. Теория деятельности, измененная информационной технологией. // Вестник Московского Ун-та. 1993. - Сер. 14. - № 2. - С. 31 - 40.
200. Тихомиров O.K. Теория психологических систем. // Вестник Московского Ун-та. 1982.-Сер. 14. -№2.-С. 3 - 13.
201. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания. // Вопросы философии и психологии. 1891.-№2.-С. 132- 146.
202. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.— 450 с.
203. Узнадзе Д.Н. Теория установки. СПб. и др.: Питер, 2001. — 414с.
204. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. СПб.: Питер, 2001.- 414 с.
205. У истоков человечества: Сборник статей. / Отв. ред. В.П. Якимов. М.: Изд-во Московского Ун-та, 1964. — 318 с.
206. Физиология человека: Учебник для мед. вузов. — Т. 1. / Под ред. В.М. Покровского и др. М.: Медицина, 2002. - 368 с.
207. Физиология человека: Учебное пособие для студентов мед. вузов. / Под ред. В.М. Смирнова. — М.: Медицина, 2001. 608 с.
208. Филиппов В.Н. Человек в концепции современного научного познания. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. 380 с.
209. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. В 2-х томах. - Т. 1. - М.: Правда, 1990.-490 с.
210. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х томах. - Т. 2. - М.: Правда, 1990.-446 с.
211. Франк С.Л. Пердмет знания: Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. — СПб.: Питер, 1995.-656 с.
212. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М.: Педагогика, 1993,- 144 с.
213. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб.: Алетейя, 2000. - 279 с.
214. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы. М.: Политиздат, 1983. - 350 с.
215. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. — М.: Политиздат, 1989. — 558 с.
216. Фромм Э. Человек для себя.-Минск: Коллегиум, 1992.-253 с.
217. Фрумкина P.M. Психолингвистика. М.: Издат. центр «Академия», 2001. -320 с.
218. Хайдегтер М. Положение об основании. СПб.: Алетейя, 2000. — 289 с.
219. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции: нейропсихологическое исследование. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 180 с.
220. Хомская Е.Д. Вступительная статья. // А.Р. Лурия. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Академический проект, 2000. — С. 3 5.
221. Хомский Н. Язык и мышление. — Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж, 1999. — 253 с.
222. Хрестоматия по философии. / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-н / Д.: Феникс, 1997. - 541 с.
223. Хрестоматия по философии. / Сост. В.Д. Боровиков, Л.С. Боровикова и др. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. - 219 с.
224. Человек в зеркале наук: Межвуз. сборник. / Отв. ред. А.О. Бороноев Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-125 с.
225. Человек в системе наук: Сборник статей. / Сост. Е.В. Филиппова. — М.: Наука, 1989.-503 с.
226. Чуприкова Н.И. Мозг. Психика. Сознание. // Мир психологии. 1999. - № 1. -С. 85-97.
227. Шахнарович A.M., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М.: Наука, 1990. - 165 с.
228. Шевченко А.К. Проблема сознания в работах М.К. Мамардашвили. // Философская и социологическая мысль. 1991. - № 8. - С. 14-40.
229. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н / Д.: Город N, 1994. - 288 с.
230. Шоттер Д. М.М. Бахтин и Л.С. Выготский: интериоризация как феномен границы. // Вопросы психологии. 1996. - № 6 - С. 107 - 117.
231. Шпет Г.Г. Мудрость или разум? / Философские этюды. — М.: Школа, 1994.-С. 222-278.
232. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-496 с.
233. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.-528 с.
234. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука: Ле-нингр. отд-е, 1974. - 428 с.
235. Эльконин Б.Д. Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин: Знаковое опосредование и совокупное действие. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 57 - 63.
236. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собрание сочинений. Т. 20. - М.: Политиздат, 1961.-С. 486-499.
237. Этнопсихолингвистика. / Отв. ред. Ю.А. Сорокин, А.Н. Крюков и др. М.: Наука, 1988.-190 с.
238. Юревич A.B. «Онтологический круг» и структура психологического знания. // Вопросы психологии. 1992. - № 1. - С. 6 - 14.
239. Юревич A.B. Системный кризис в психологии // Вопросы психологии. 1999. -№2.-С. 3 - 11.
240. Юревич A.B. Психология и методология. // Психол. журнал. 2000. - № 5. -С. 35-45.
241. Югай Г.А. Общая теория жизни. М.: Мысль, 1985. — 234 с.
242. Якунин В.А. История психологии. СПб.: Изд-во В,А. Михайлова, 1998. - 376 с.
243. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. - 574 с.
244. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. - 1035 с.
245. Яцикявичус А. Теория и практика билингвизма. Ялта: Изд-во ЯПИ, 1983. -211с.
246. Brentano F. Psychology from an Empirical Standpoint. New York: Humanities Press, 1973.-318 p.
247. Brown T. Psychology. Selected Papers. New York: NY. CITY - Press, 1987. - 292 p.
248. Jones E. Life and Work of Sigmund Freud. New York: Basic Books, 1961. - 307 p.
249. Fine R. A History of Psychoanalysis. New York: Columbia University Press, 1979.-528 p.
250. Freid S. A General Introduction to Psychoanalysis. New York: Washington Square Press, 1924- 1952.
251. Kohler W. Gestalt Psychology. New York: Mentor, 1947.
252. Ladd G.T., Miller S. Pioneer American Psychologist. Cleveland: Case Western Reserve University Press, 1969. - 296 p.
253. Lewin K. Field theory in social science. New York: Mentor, 1959. - 357 p.
254. Lindenfield D. Oswald Kulpe & the Wurzburg School. // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1978. — 361 p.
255. Myers G. William James: His Life & Thought. New Haven. CT: Yale University Press, 1987.-452 p.
256. Osgood C.E. & Sebeok N.A. Psycholinguistics. A survey of theory and research problem. Baltimore: Waverly Press, 1993. - 287 p.
257. Peel J. Herbert Spenser. New York: Basic Books, 1971. - 330 p.
258. Perls F.S. Grope vs. individual therapy: A review of general semantics. New York: Mentor, 1967. - 397 p.
259. Selected Papers of Wolfgang Kohler. New York: Liveright, 1971. - 411 p.
260. Strachey J. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud. London: Hogarth Press, 1966 - 1974. - 932 p.
261. Titchener E.B. A Text-Book of Psychology. New York: Macmillan, 1913. - 401 p.
262. Ulman S. An introduction to cognitive linguistics. London. - New York, 1996.-382 p.
263. Veizgerber L. On the nature and function of language rules in language teaching. -New York, 1996.-485 p.
264. Wertheimer M. Productive Thinking. New York: Harper & Row, 1959. - 511 p.
265. Wundt W. Principles of Physiological Psychology. New York: Macmillan, 1910. -307 p.
266. Wundt W. The Language of Gesture. Volkerpsychology of 1900 1920. - Hague, Netherlands: Mouton, 1973. - 472 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.