Интертекстуальная природа визуального текста рекламы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Степанова, Наталья Ивановна

  • Степанова, Наталья Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 171
Степанова, Наталья Ивановна. Интертекстуальная природа визуального текста рекламы: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Кемерово. 2014. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Степанова, Наталья Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РЕКЛАМНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1.1. Информационно-коммуникативная сущность рекламы

1.2. Особенности рекламной коммуникации

ГЛАВА 2. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ТЕКСТАХ КУЛЬТУРЫ

2.1. Интертекстуальность в текстах культуры

2.2. Виды и функции интертекстуальных средств

2.3. Понятия «код » и «культурный код»

ГЛАВА 3. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ТЕКСТАХ РЕКЛАМЫ

3.1. Социально-коммуникативные функции визуального текста рекламы, особенности кодирования в нём

3.2. Использование интертекстуальных средств в текстах рекламы, классификация текстов рекламы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интертекстуальная природа визуального текста рекламы»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется ролью, которую реклама играет в современном обществе. Либерализация экономики, развитие рыночных отношений обусловили её значение как одного из важнейших социально-экономических институтов. Помогая сориентироваться в массе товарных предложений, сделать выбор торговой марки с оптимальным соотношением «цена/качество», реклама становится органической составляющей жизни активного потребителя. Но кроме этого реклама способна влиять на все виды культурных смыслов -знания, нормы поведения и ценности. Передавая сообщение о преимуществах торговой марки и выгодах потребителя, текст рекламы одновременно осуществляет трансляцию определённых ценностей, и, прежде всего, обусловленных витальными потребностями. В целях привлечь внимание, вызвать интерес, эпатировать публику, а порой, напротив, продемонстрировать приверженность традиции, реклама использует богатый потенциал художественной культуры, в том числе, изобразительного искусства. При этом она, как правило, проявляет себя как типичный феномен массовой коммуникации и массовой культуры, применяя различные способы адаптации культурных смыслов и трансформации их ценностных аспектов. Однако, она способна транслировать и духовные ценности (социальная реклама, реклама брендов).

При помощи художественных средств, среди которых -интертекстуальные включения, рекламный интертекст соединяет рекламируемый объект с некоей ценностью, с «раскрученными», если использовать рекламный слэнг, произведениями и образами мировой художественной культуры. Включая в качестве прецедентных текстов репродукции шедевров живописи, воспроизводя их смыслы и образы, она, так или иначе, формирует отношение публики к культурному наследию и - с той или иной долей успешности - выполняет функцию культурной памяти.

Актуальность исследования визуального компонента рекламного текста объясняется возросшей ролью визуальных культурных форм, которую они приобрели в результате «визуального поворота» в современной культуре, -одного из последствий мультимедийной революции рубежа ХХ-ХХ1 веков. Социокультурные аспекты визуальных текстов рекламы являются малоисследованными и нуждаются в системном подходе.

Степень научной разработанности темы. Анализ рекламного текста требует рассмотрения системы, в которую он включён, - рекламы как коммуникативного и социокультурного феномена. Как один из важнейших социальных институтов современного общества она неизменно привлекает внимание исследователей. Теоретический фундамент, основанный на достижениях социо-гуманитарных наук, создаёт возможности для анализа информационно-коммуникативной сущности рекламы, обусловленной её интегрированностью как в систему рынка, так и в систему культуры. Информационно-коммуникативная природа рекламы исследуется методами культурологии, теории коммуникации, философии, социологии, семиотики, лингвистики. Философские концепции, сформировавшие теорию коммуникации, принадлежат М. М. Бахтину, М. Буберу, Ж. Делезу, Ж. Деррида, М. Фуко, К. Ясперсу, Ю. Хабермасу, П. Бергеру, Дж. Г. Миду, А. Шютцу, И. П. Ильину. Аксиологическая проблематика, универсальные проблемы культурных смыслов нашли отражение в трудах В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Э. Гуссерля, В. Дильтея, О. Шпенглера, В. Франкла. Актуальный для настоящего исследования анализ языков культуры и культурных текстов как смыслосодержащих объектов сформирован французскими структуралистами (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт).

Социальная информация, транслируемая в социокультурной коммуникации, исследована социологами Н. Луманом, М. К. Петровым, А. В. Соколовым, В. Н. Агеевым, П. Ю. Черносвитовым. Моделирование процессов социальной коммуникации в настоящем исследовании базируется

на концепциях Г. Лассуэлла, Р. О. Якобсона, Ж. Дюбуа и Ф. Эделин, М. Лауристин, М.-де-Флёра, Г. П. Щедровицкого. Работы X. Кафтанджиева, рассматривающего рекламу с точки зрения теории коммуникации и семиотики, помогают понять специфику рекламной коммуникации и её кодов. Семиотическая проблематика кодов коммуникации раскрывается в трудах А. Моля, У. Эко, А. Б. Соломоника. Работы У. Эко отражают специфику подхода к информации в коммуникативном пространстве культуры. Социальные аспекты рекламы проанализированы в диссертационных исследованиях О. Т. Манаева, В. Л. Музыканта, Д. А. Трищенко, Е. В. Меликсетян, Н. Г. Чаган, Б. С. Разумовского. Рекламу как социокультурный феномен рассматривают А. А. Касьяненко, В. А. Куклина, М. В. Курленко, М. В. Баранова. Особенности смыслообразования в рекламе - в центре внимания в исследовании Л. Н. Кошетаровой.

Особенности социокультурной коммуникации изучены А. С. Карминым, И. Г. Яковенко, А. А. Пилипенко, освещены в диссертационных исследованиях В. В. Ратиева, И. А. Саяпиной, Д. С. Сергеева. Для осмысления роли в социокультурной коммуникации ценностей как вида культурных смыслов, определяющее значение имеют работы М. С. Кагана, П. С. Гуревича, А. С. Кармина, Э. С. Маркаряна, А. Я. Флиера, И. И. Докучаева. Ценностные основания коммуникации в культуре проанализированы в диссертационных исследованиях Т. В. Чапли, Л. И. Конниковой, И. А. Саяпиной, В. В. Ратиева.

Для анализа ценностей, транслируемых рекламой, могут быть применены концепции мифодизайна А. В. Ульяновского и 4-Б брендинга Т. Гэда. Изучение рекламы невозможно без опоры на основы отечественной теории массовой коммуникации, заложенные представителями социологии, социальной психологии, теории коммуникации (В. М. Березин, Ю. П. Буданцев, А. Н. Алексеев, Т. М. Дридзе). Но понять особенности

текста рекламы и его взаимоотношений с текстами художественной культуры, ценностное его содержание можно лишь в контексте проблематики массовой культуры. Феномен массовой культуры получил всестороннюю оценку зарубежных исследователей (X. Ортега-Гассет, Э. Фромм, У. Эко). Как основание генезиса китча рассматривают массовую культуру Т. Адорно, К. Гринберг, К. Д. Теплиц. Особенности массовой культуры в постиндустриальном обществе - предмет анализа в работах отечественных исследователей И. П. Ильина, А. В. Костиной, А. Я. Флиера, Э. А. Орловой. В. И. Самохвалова обосновала причины становления эстетики масскульта; Е. Н. Шипинская проанализировала концепции массовой культуры. Вопросам генезиса, социальным функциям массовой культуры посвящены диссертационные работы А. В. Костиной, О. Ю. Бичевской, В. Г. Лебедева, Е. Г. Соколова, В. П. Терина. В диссертационном исследовании А. Ф. Полякова проведён

культурологический анализ генезиса и сущности китча.

Во взглядах на рекламу на основании анализа литературы можно выделить две базовые тенденции: конкретно-прагматическую и историко-культурологическую, интерпретирующую рекламу как средство создания и трансляции культурных смыслов, как особый род творческой деятельности в общечеловеческом разделении труда. В рамках первой тенденции выделяется маркетинговый подход. При всём разнообразии концепций маркетинга (психологические, экономические, социальные, коммуникационные, управленческие, этические), все они основаны на экономическом приоритете получения прибыли. Реклама при этом рассматривается как составная часть процесса, главной задачей которого является управление потребительским поведением, определяющим сбыт товаров и услуг в условиях рыночной экономики. Вопросы, касающиеся коммерческой роли рекламы и её места в системе маркетинговых коммуникаций, исследованы в работах Ф. Котлера, У. Уэллса, К. Бове и

У. Аренса, Ж.-Ж. Ламбена, Ж. Леви, Ж. Ландреви, Д. Линдона, Дж. Бернета, С. Мориарти. Описанием видов, целей и функций рекламы занимались Д. Аакер, С. Мориарти, Дж. Бернет, А. Дейян, Ч. Сэндидж, А. Н. Лебедев, М. Н. Дымщиц, Е. В. Ромат, А. В. Ульяновский. Среди исследователей, работы которых посвящены проблематике коммуникативной эффективности рекламы, следует выделить Р. Элиота, Дж. Р. Росситера и Л. Перси, на теории которых основан предлагаемый в настоящем исследовании анализ воздействия визуальных текстов рекламы на адресата.

Отечественная наука, идя в русле западной, первоначально отдавала предпочтение подходу, в основе которого лежат одни утилитарные, экономические принципы. И по сей день среди практиков и теоретиков рекламы встречается «профессиональный цинизм» («ради воздействия на потребителя все средства хороши»). Этому во многом способствовал ценностный кризис российского общества, вызванный сменой строя. Но в последнее время (опять же вслед за зарубежной наукой и общественными тенденциями) активизируется изучение рекламы с позиций культурологического подхода, актуализирующего её ценностную составляющую, связанную, прежде всего, с гуманистическими ценностями, с концепцией этической ответственности бизнеса и рекламистов. Символизация в рекламе, использование стереотипов и архетипов, законы создания имиджа относятся к аспектам, хорошо изученным рекламными психологами, имиджеологами и культурологами (Д. Огилви, М. Марк и К. Пирсон, О. А. Феофанов, К. В. Сельченок, И. Г. Пендикова, Л. С. Ракитина).

Особого упоминания заслуживают работы В. В. Учёновой, изучающей рекламу как вид коммуникации, органически связанный с развитием социума и культуры во всех её проявлениях. Одним из положений, важных в контексте настоящего исследования, является обоснование В. В. Учёновой особенностей рекламной символизации, а также используемых рекламой

способов трансформации культурных смыслов, таких, как редукция и профанация. Эстетическая составляющая рекламы разработана М. Линдстромом, Б. Шмидтом, А. Симонсоном, С. А. Дзикевич, А. В. Костиной, Е. В. Сальниковой, М. А. Ковриженко, Е. В. Павловской.

Изучение текста рекламы как особого вида текстов культуры стало возможным благодаря исследователям, заложившим основы текстологии, и прежде всего, лингвистам. Лингвистическое направление, ведущее начало от Ф. де Соссюра - одно из наиболее разработанных в изучении основной содержательной единицы социокультурной коммуникации - вербального текста культуры. Семиотику и лингвистику вербального рекламного текста исследовали Ю. К. Пирогова, А. Н. Баранова и П. Б. Паршин. Заимствованное у лингвистов узкое понимание «текста» и «интертекста» применимо и к визуальным текстам. Основой для определения понятия «интертекстуальность» в настоящем исследовании послужили концепции М. М. Бахтина, Р. Барта, Ю. Кристевой. Интерпретация текстов культуры как интертекстуальных феноменов стала предметом внимания представителей постструктурализма. В фокусе их внимания - контекст, анализ культурных текстов с точки зрения конкретной ситуации их создания и использования. К постструктурализму пришли и сами представители структурализма, в частности, Р. Барт, которому принадлежит широкое понятие «текста» и «культурного кода». Отход от структурализма в его семиотическое «расширение» — структурно-семиотический подход характерен также М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяру, Ж.-Ф. Лиотару, Ю. Кристевой. Выработанные основоположниками постструктурализма подходы были творчески развиты в исследованиях Н. А. Фатеевой, В. Е. Чернявской, Н. А. Голубевой, А. Г. Сидоровой, Т. М. Дридзе, Н. Пьеге-Гро. Как интертекстуальный феномен реклама рассматривается в диссертационном исследовании В. М. Терских на примере вербальных текстов.

В отечественной науке глубокие теоретические основы изучения

текстов культуры заложены исследователями Московского лингвистического кружка (Г. Г. Шлет, Р. О. Якобсон) и «Общества по изучению поэтического языка» (В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов), представлявшими ранние концепции структурно-семиотической методологии в России. Они были развиты в работах Ю. М. Лотмана, 3. Г. Минц, Б. А. Успенского, Вяч. Вс. Иванова, М. Л. Гаспарова. Для Тартуско-московской семиотической школы само понятие «текст культуры» является ключевым. В развитии подхода приняли участие Е. Бартминьский, В. М. Жирмунский, А. С. Кармин, С. Е. Никитина. Структурно-семиотический анализ был экстраполирован с вербальных естественных языков на иконические, графические, образные знаковые системы (В. Я. Пропп, Л. Н. Виноградова). Исследованиями культурных текстов и кодов знаковых систем ритуала занимались этнолингвисты В. Н. Топоров, Н. И. Толстой, С. М. Толстая, А. К. Байбурин, Г. А. Левинтон. Среди последних достижений современной научной мысли - труды К. Гирца, Д. Брахман-Медик и А. Реквица о культуре как тексте.

Проблематика визуальных форм рекламы опирается на исследования визуализации в современной культуре. Специфику восприятия визуальной информации изучали Р. Арнхейм, Ю. М. Лотман, Ж. Лакан. В философско-культурологическом ключе она рассматривается в работах П. Вирильо, А. Гениса, В. М. Розина, В. И. Михалковича. Аспекты культурной детерминированности способов репрезентации и восприятия проанализированы в работах по культурной антропологии (К. Леви-Стросс) и семиотике (У. Эко, Ю. М. Лотман, А. Р. Усманова). У. Эко глубоко исследовал проблему иконического знака, специфику визуальных кодов, интерпретацию визуальных сообщений. Спецификой визуальных коммуникаций занимались также А. Бергер, Т. Лукман, М. Ямпольский. Визуальный образ в живописи, литературе, кинематографе, архитектуре стал объектом исследования И. А. Герасимовой. Поскольку визуальный

компонент в рекламном сообщении, как правило, дополняется вербальным (слоганом), тема исследования потребовала анализа взаимодействия изображения и слова. Достижения отечественной науки в разрешении проблем взаимодействия слова и изображения связаны с именами семиологов (лингвистов, искусствоведов, культурологов), работавших в области теории искусства: А. А. Альфонсова, Вяч. Вс. Иванова, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Ю. С. Степанова, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского. Интерес к взаимодействию изображения и слова проявился в работах Ю. К. Лекомцева, Г. И. Ревзина, В. 3. Паперного, С. М. Даниэля, Н. А. Дмитриевой, Г. Г. Поспелова, А. К. Якимовича, М. Б. Ямпольского, Е. Е. Корниловой и Ю. А. Гордеева.

При наличии столь фундаментальной базы социокультурные аспекты визуальной коммуникации в рекламе исследованы явно недостаточно (работы М. М. Назарова и М. А. Папантиму, А. С. Деточенко, диссертационные исследования Е. А. Гуровой и О. М. Моргуна).

Проблема исследования связана с двойственной природой рекламы как социокультурного явления, с одной стороны, и социально-коммуникативного феномена, включённого в рыночные отношения, с другой. Визуальный текст рекламы, использующий в качестве пре-текста живописные произведения, информируя адресата о преимуществах торговой марки, одновременно транслирует социокультурные смыслы ценностного свойства. При этом реклама проявляет себя как типичный феномен массовой культуры, адаптируя культурные смыслы к восприятию массовой аудитории и трансформируя их ценностные аспекты. Закономерен ряд вопросов, составляющих проблему исследования: каковы особенности смыслообразования в визуальных текстах рекламы, создаваемых с помощью интертекстуальных включений? Как, какими способами и в связи с какими коммуникативными намерениями трансформируются культурные смыслы живописных произведений? Какие виды коммуникативных стратегий

применяются и какую роль в этом процессе играет использование интертекстуальных средств?

Объектом исследования является визуальный текст рекламы (интертекст).

Предметом исследования являются интертекстуальные средства создания визуального текста рекламы.

Цель диссертационной работы заключается в анализе особенностей смыслообразования в рекламной коммуникации, средством которой является визуальный текст рекламы (интертекст), использующий в качестве пре-текста произведения изобразительного искусства (роль вербального компонента - вспомогательна).

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть информационно-коммуникативную сущность рекламы и особенности рекламной коммуникации, обусловленные её включённостью как в систему рынка, так и в систему культуры; 2. Проанализировать интертекстуальные средства в текстах культуры как «маркеры» кодов художественной культуры, а также функции интертекста в текстах культуры и в текстах рекламы; 3. Исследовать особенности смыслообразования в текстах рекламы, а также специфику кодирования в них; 4. На примерах визуальных текстов рекламы, использующих в качестве прецедентных текстов живописные произведения, показать, как интертекстуальные включения способствуют созданию новых смыслов в рекламном сообщении, доступных для прочтения целевой аудиторией, а также какие метаморфозы претерпевает под влиянием интенций коммуникатора ценностный смысл пре-текста (изменение смысла, редукция, профанация, подмена ценностей); 5. Выявив коммуникативные стратегии, реализуемые посредством интертекстуальных включений, классифицировать визуальные тексты рекламы, использующие в качестве пре-текстов живописные произведения, по двум критериям: «отношение к культурному наследию» и

«информирование о рекламируемой торговой марке».

Методологическая основа. В рамках культурологического подхода выбран структурно-семиотический метод, успешно зарекомендовавший себя в изучении искусства и массовой коммуникации. Этот подход даёт возможность «читать» явления культуры как тексты. Структурно-семиотический метод, оперирующий понятиями «текст культуры», «код культуры», «культурный код», дополнен лингвистической теорией интертекстуальности, дающей возможность исследовать взаимоотношения текстов изобразительного искусства и текстов рекламы. Интертекстуальные средства рассматриваются как «маркеры» кодов художественной культуры (изобразительного искусства). Метод текстового анализа, принимая во внимание контексты культуры и те смыслы, которые обретают тексты изобразительного искусства, включённые в тот или иной ценностно-смысловой контекст в интертексте рекламы, даёт возможность реализовать принципиальное отличие культурологии от других гуманитарных дисциплин, изучающих тексты. В качестве метода оценки эффективности информирования о рекламируемом объекте выбрана адаптированная к задачам текстуального анализа теория эффектов коммуникации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Сопоставлены функции интертекстуальных средств в текстах культуры и текстах рекламы, прослежена взаимосвязь их выбора и применения с коммуникативными намерениями адресанта. По отношению к культурному наследию выделены три вида коммуникативных стратегий, используемые в визуальных текстах рекламы (стратегия подключения к вечным ценностям культуры, привлечения внимания к оригинальным рекламным решениям и паразитирования на культурных ценностях).

2. Проанализировано, каким образом интертекстуальные включения способствуют созданию новых смыслов в визуальном рекламном тексте, классифицированы виды происходящей при этом трансформации

культурных смыслов (редукция, искажение, профанация, подмена). Показано, что редукция (упрощение) смыслов пре-текста не имеет профанирующего значения; способом искажения смыслов, связанным с отрицанием ценности художественного произведения, является такой вид, как профанация. Подмена ценностей в принципе отлична от профанации и редукции.

3. При анализе такого параметра визуального текста рекламы, как эффективность информирования о торговой марке, применена методика экспертизы, разработанная на основе теории эффектов коммуникации и заключающаяся в экспертном анализе того, как элементы визуального текста (слоган, изобразительный ряд, логотип и другие) постадийно «работают» на создание эффектов коммуникации (потребность в товарной категории, осведомленность о торговой марке, отношение к ней, содействие покупке).

4. На основе соединения аналитических критериев теории коммуникации («эффективность информирования о торговой марке») и культурологии («отношение к произведению живописи как к культурной ценности») осуществлен синтез двух подходов к исследованию визуальных текстов рекламы, в результате чего разработана следующая классификация: 1. Эффективное информирование о торговой марке при уважительном отношении к пре-тексту и сохранении его смыслов; 2. Эффективное информирование о торговой марке, но при условии искажения смыслов пре-текста, профанации ценностей; 3. Неэффективное информирование о торговой марке, но при условии уважительного отношения к пре-тексту и сохранения его смыслов; 4. Неэффективное информирование о торговой марке и грубое искажение его смыслов, профанация заложенных в нем ценностей (рекламный китч).

Положения, выносимые на защиту:

1. Реклама, являясь одновременно и «артистичной», и «тоталитарной» коммуникацией, для создания текстов использует как «мягкие» коды

искусства (художественные средства, в том числе интертекстуальные), так и «жесткие» коды-правила, обусловленные требованиями рынка.

2. Сущность смыслообразования в текстах рекламы, использующих интертекстуальные средства, - трансформация текстовых значений в интертекстуальные. Интертекстуальные включения живописных пре-текстов служат созданию новых смыслов, доносящих информацию о рекламируемом объекте, отражающих преимущества торговой марки и выгоды потребителя, и способных влиять на отношение к рекламируемой торговой марке.

3.Реклама, используя в качестве прецедентных тексты изобразительного искусства, адаптирует культурные смыслы для массовой аудитории, иногда сохраняя их, но, большей частью, редуцируя, искажая их, профанируя культурные ценности, а порой осуществляя подмену духовных ценностей материальными и даже транслируя анти-ценности.

4. Во взаимоотношениях с другими семиотическими системами реклама характеризуется доминантностью, что проявляется в подчиненности кодов художественной культуры (изобразительного искусства) интер-коду эффективности и гипер-коду мотивов/ценностей потребителя.

5. На основе анализа визуальных рекламных текстов можно выделить используемые в них виды коммуникативных стратегий: стратегию подключения к вечным ценностям культуры, привлечения внимания к оригинальным рекламным решениям и паразитирования на культурных ценностях.

Визуальные рекламные тексты, использующие в качестве интертекстуальных включений тексты живописи, можно подразделить на четыре вида: 1. Эффективное информирование о торговой марке при уважительном отношении к пре-тексту и сохранении его смыслов; 2. Эффективное информирование о торговой марке, но при условии искажения смыслов пре-текста, профанации ценностей; 3. Неэффективное информирование о торговой марке, но при условии уважительного

отношения к пре-тексту и сохранения его смыслов; 4. Неэффективное информирование о торговой марке и грубое искажение его смыслов, профанация заложенных в нем ценностей (рекламный китч).

Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в интеграции подходов культурологии и теории коммуникации, в соединении их критериев при рассмотрении визуальных текстов рекламы. Реализована лингвистическая парадигма культурологического знания, а также контекстуальная концепция текстологии.

Практическая значимость работы. Исследование призвано доказать, что у создателя рекламы при определении коммуникативной стратегии есть выбор в отношении к художественному наследию. Оптимальным является решение, которое доносит необходимую информацию о рекламируемом объекте, сохраняя при этом ценностную значимость культурного наследия и используя его потенциал на благо торговой марки.

Применение результатов данного исследования позволяет рекламисту-практику ответить на ряд вопросов. Как использовать произведения изобразительного искусства в целях создания эффективной рекламы? От каких факторов зависит реакция потребителя на предлагаемые его вниманию метаморфозы канонических живописных текстов? Как создавать рекламу для аудиторий с разными ценностными ориентациями в отношении к культурному наследию? Как избежать семантических помех - неверной интерпретации кодов изобразительного искусства, использованных при создании сообщения? Как при этом актуализировать куиьтуросохраняющую функцию рекламы, не допустить деструктивности по отношению к культурному наследию?

Практическая ценность исследования заключается и в том, что его результаты смогут найти применение в преподавании: в вузовских курсах по дисциплинам «Разработка и технологии производства рекламного продукта»,

«История рекламы», «Эстетика рекламы», «Культурология».

Апробация работы. Основные положения работы были представлены в докладах на конференциях и семинарах различного уровня: Научно-практическая конференция «Проблемы сферы товарного обращения в кризисной и посткризисной экономике» (Новосибирск, СибУПК, 16 декабря 2010 г.); Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Современное коммуникационное пространство: анализ состояния и

тенденции» с международным участием (Новосибирск, 19-23 апреля 2011 г.); XII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука ХХЗ века» (17 мая 2011 года, Красноярск); XV Международная научнопрактическая конференция «Наука и современность - 2012», Новосибирск.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Степанова, Наталья Ивановна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аакер, Д. А. Создание сильных брендов / Д. А. Аакер. - Москва: ИД Гребенникова, 2003. - 440 с.

2. Агеев, В. Н. Семиотика / В. Н. Агеев. - Москва: Весь Мир, 2002. - 256 с.

3. Адорно, Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. - Москва: Республика, 2001. — 526 с.

4. Алексеев, А. Н. Массовая коммуникация как объект социологического исследования / А. Н. Алексеев // Массовая коммуникация в социалистическом обществе. Сб. статей. - Ленинград: Наука, 1979. - С. 4658.

5. Альфонсов, В. А. Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников Санкт-Петербурга / В. А. Альфонсов. - Санкт-Петербург: Печатный двор им. А. М. Горького, 2006. - 309 с.

6. Андреева, Г. М. К проблематике психологии социального познания / Г. М. Андреева // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 15-23.

7. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. - Санкт-Петербург: Азбука, 2000.-348 с.

8. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - Москва: Прогресс, 1974. - 392 с.

9. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре / А. К. Байбурин // Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - Санкт-Петербург: Наука, 1993. - 240 с.

10. Байбурин, А. К. Семиотический статус вещей и мифология / А. К. Байбурин // Мифология и материальная культура. - Ленинград: 1981. - С. 215-226.

11. Баранова, М. В. Реклама как феномен культуры: автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01/ Баранова Марина Владимировна.-Нижний Новгород, 2000. - 28 с.

12. Барт, Р. / Р. Барт. - Москва: Академический проект, 2009. - 384 с.

13. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - Москва: Прогресс, 1989.-616 с.

14. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. / Р. Барт. - Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

15. Барт, Р. Текст / Р. Барт// Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. Под ред. И. П. Ильина и Е. А. Цургановой. - Москва: Интрада-ИНИОН,1996. - 312 с.

16. Бартминьский, Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике /

Е. Бартминьский // Традиционная духовная культура славян. Зарубежная славистика. - Москва: Индрик, 2005. - 527 с.

17. Батра, Р. Рекламный менеджмент / Р. Батра, Джон Д. Майерс, ДэвидА. Аакер. - 5-е изд. - Москва; Санкт-Петербург: Изд. дом «Вильяме», 1999. -784 с.

18. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - Москва: Искусство, 1979. - С. 300-307.

19. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - 5-е доп. издание. - Киев: «NEXT», 1994. -509 с.

20. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - Москва: Художественная литература, 1990. - 543 с.

21. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - Москва: Искусство, 1986. - 295 с.

22. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - Москва: Медиум, 1995. — 323 с.

23. Бердник, Е. А. Теоретико-методологические основания изучения информационной культуры в системе социологического знания / Е. А. Бердник // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. научн. ред.

Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорский гос. университет. - С. 345-346.

24. Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. - Москва: РИП-холдинг, 2003. - 174 с.

25. Биричевская, О. Ю. Природа и социальные функции массовой культуры: дис... д-ра филос. наук: 09.00.11/ Биричевская Ольга Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2006. - 355 с.

26. Бове, JI. Современная реклама / JI. Бове, J1. Кортлэнд, У. Арене. - Москва: Издательский Дом Довгань, 1995. - 691 с.

27. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийар. - Москва: Рудомино, 2001. -218 с.

28. Большой энциклопедический словарь / Москва: ACT, 2005. — 1248 с.

29. Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. -Москва: Изд. дом Вильяме, 2004. - 432 с.

30. Брахманн-Медик, Д. Режимы текстуальности в литературоведении и культурологии: вызовы, границы, перспективы. От «антропологического поворота» к «culturalturns» [Электронный ресурс] // Д. Брахманн-Медик — Независимый филологический журнал. - 2011,- № 107. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/107/do5.html. - Загл. с экрана.

31. Бродбент, С. Реклама / С. Бродбент // Маркетинг: энциклопедия / под ред. Майкла Бейкера. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - С. 665-685.

32. Бубер, М. Я и ты / М. Бубер. - Москва: Высшая школа, 1993. - 173 с.

33. Буданцев, Ю. П. Системность в изучении массовых информационных процессов / Ю. П. Буданцев. - Москва: Изд-во ун-та дружбы народов, 1986.-166 с.

34. Буева, JI. П. Человек: Деятельность и общение / JI. П. Буева. - Москва: Мысль, 1978.-216 с.

35. Варченко, В. В. Цитатная речь в медиа-тексте / В. В. Варченко - Москва: Либроком, 2012. - 240 с.

36. Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова - Москва: ЦСПГИ, 2009. - 296 с.

37. Викентьев, И. Л. Принцип доминанты А. А. Ухтомского и коммуникации. / И. Л. Викентьев // Триз. - 1991 - № 2.2, - С. 18-23.

38. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. 2-е изд. - Москва: Советское радио, 1968. - 326 с.

39. Виноградова, Л. Н. Вербальные компоненты обрядового комплекса: (влияние фольклорного текста на структуру, семантику и терминологию обряда) / Л. Н. Виноградова. Язык культуры: семантика и грамматика: К 80-летию со дня рождения академика Н. И. Толстого. - Москва: Индрик, 2004. - 496 с.

40. Вирильо, П. Машина зрения / П. Вирильо. - Санкт-Петербург: Наука, 2004.-140 с.

41. Воронкова, Л. П. Словарь культурологов / Л. П. Воронкова. - Москва: Диалог, МГУ, 1997. - 72 с.

42. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энциклопедический словарь-справочник, под ред. А. П. Сковородникова. -Москва: Флинта, Наука. 2005. - 480 с.

43. Гарфилд, Б. Десять заповедей рекламы / Б. Гарфилд. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 256 с.

44. Генис, А. Глаз и Слово / А. Генис // Иностранная литература. - 1995. — № 4. - С. 226-229.

45. Герасимова, И. А. Визуальный образ. Междисциплинарные исследования / И. А. Герасимова. - Москва: ИФРАН, 2008. - 248 с.

46. Голубева, Н. А. Слово. Текст. Дискурс. Прецедентные единицы / Н. А. Голубева // Язык, коммуникация и социальная среда. Сб. научных трудов под ред. В. Б. Кашкина. Вып. 5. - Воронеж: ВГУ, 2007. - С. 152-168.

47. Гольман, И. А. Российская реклама в лицах / И. А. Гольман. - Москва: Вершина, 2006. - 264 с.

48. Гринберг, К. Авангард и китч [Электронный ресурс] / К. Гринберг // Художественный журнал. Moscowartmagazine. - 2005. - № 60. — декабрь. -Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch. - Загл. с экрана.

49. Гринберг, Т. Э. Реклама. Культурный контекст / Т. Э. Гинберг, В. М. Петушко. - Москва: РИП-холдинг, 2004. - 186 с.

50. Гэд, T. 4-D брэндинг: Взламывая корпоративный код сетевой экономики / Т. Гэд. - Санкт-Петербург. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 230 с.

51. Даниэль, С. М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль. - Ленинград: Искусство, 1990. -223 с.

52. Дейян, А. Реклама / А. Дейян. - Москва: Прогресс, 1993. -176 с.

53. Делез, Ж. Марсель Пруст и знаки = Marsel Proust et les signes / Ж. Делез. -Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. - 186 с.

54. Делез, Ж. Кино / Ж. Делез. - Москва: Ад Маргинем, 2004. - 623 с.

55. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - Москва: ИД Прогресс, 2000. -С. 407-420.

56. Деточенко, А. С. Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне / А. С. Деточенко. -Харьков: Гуманитарный центр, 2011. -403 с.

57. Дженкс, Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс // Архитектура XX в.: Утопии и реальность.ред. Иконников А. В., в 2-х т. - Москва: Прогресс-Традиция, 2001. - Т. 1. -656 с.

58. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс. -Москва: Стройиздат, 1985. - 138 с.

59. Дмитриева, Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. — Москва: Искусство, 1962. -314 с.

60. Докучаев, И. И. Феноменология знака избранные произведения по семиотике и диалогике культуры / И. И. Докучаев. -Санкт-Петербург: Наука, 2010.-412 с.

61. Дридзе, Т. М. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе // Социокультурное пространство диалога. -Москва: Наука, 1999. -С. 58-77.

62. Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М Дридзе. - Москва: Наука, 1984. - 267 с.

63. Дымшиц, М. Н. Манипулирование покупателем / М. Н. Дымшиц. —Москва: Омега-Л, 2004. - 252 с.

64. Дюбуа, Ж. Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон. - Москва: Прогресс, 1986.-392 с.

65. Жирмунский, В. М. Метафора в поэтике русских символистов / В. М. Жирмунский // Независимый филологический журнал. — 1999. — № 35 (1). — С. 222-249.

66. Иванов, Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР / Вяч. Вс. Иванов. -Москва: Наука, 1976.-303 с.

67. Ильин, И. П. Общефилософские проблемы интертекстуальности / И. П. Ильин // Сб. статей. Гуманитарные науки в творческом вузе, вып. 2. -Москва: 2008. -С. 45-61.

68. Ильин, И. П. Словарь терминов французского структурализма / И. П. Ильин // Структурализм: «за» и «против»: сборник статей / под ред.: Е. Я. Басина, М. Я. Полякова. - Москва: Прогресс, 1975. - С. 435—461.

69. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты: сборник научных трудов / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии; ред.-сост. Ю. М. Шор. - Ленинград: ЛГИТМИК, 1981. - 107 с.

70. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. -Москва: Политиздат, 1988. -319 с.

71. Кармин, А. С. На путях к теории культуры / А. С. Кармин // Личность. Культура. Общество. - 2007. - № 1 (35) -с. 11-28.

72. Кармин, А. С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А. С. Кармин // Вопросы философии - 2006. - № 2, -С. 52-60.

73. Касьяненко, А. А. Советская реклама как социокультурный феномен: дис. ... канд. культурологии 24.00.21 / Касьяненко Анастасия Анатольевна.-Кемерово, 2004. -209 с.

74. Кафтанджиев, X. Гармония в рекламной коммуникации / X. Кафтанджиев. -Москва: Эксмо, 2005. -368 с.

75. Кафтанджиев, X. Семиотика абсолюта / X. Кафтанджиев. - Москва:РИП-Холдинг, 2007. -356 с.

76. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну Н. Б. Кириллова. — Москва: Академический проект, 2005. — 448 с.

77. Кириллова, Н. Б. От медиакультуры к медиалогии[Электронный ресурс] / Н.Б.Кириллова // Культурологический журнал. - 2011.- 4 (6)- Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/98.html&j_id=8. Загл. с экрана.

78. Киселев, Н. Н. Информационная потребность как фактор социализации личности: дисс... канд. соц. наук. 22.00.06 / Киселев Николай Николаевич. — Новосибирск, 1998. - 139 с.

79. Ковриженко, М. А. Креатив в рекламе. Постмодернистский облик моды / М. А. Ковриженко. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 256 с.

80. Коган, В. 3. Информология. Социальное наследование. Аномия / В. 3. Коган // Проблемы инфовзаимодействия: научный сборник. - Новосибирск, 1995. - Вып. 2. - С. 109-200.

81. Кондаков, И. В. Российская культурология как феномен отечественной культуры [Электронный ресурс] / И. В. Кондаков // Культурологический журнал.- 2011.- 4(6),- Режим flocTyna:http://www.cr-journal.ru/rus/joiirnals/104.htriil&j_id. Загл. с экрана.

82. Конникова, JI. Ю. Ценностные основания коммуникаций в культуре: автореф. дис... канд. культурологии:24.00.01/ Конникова Лилия Юрьевна. -Кемерово, 2005. - 24 с.

83. Корнилова, Е. Е. Слово и изображение в рекламе / Е. Е. Корнилова, Ю. А. Гордеев. - Воронеж: Кварта, 2001. - 224 с.

84. Косиков, Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) / Г. К. Косиков // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - Москва: ИГ Прогресс, 2000. - 533 с.

85. Косиков Г. К. Идеология. Коннотация. Текст (по поводу книги Р. Барта "S/Z") / Г. К. Косиков // Барт P. S/Z. / общ. ред. Г. К. Косикова. - Москва: AdMarginem, 1994. - С. 290-291.

86. Костина, А. В. Культура: между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса: монография / А. В. Костина, А. Я. Флиер. - Москва: Согласие, 2011.-680 с.

87. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества: дис...д-ра филос. наук: 09.00.11 / Костина Анна Владимировна. -Москва, 2003.-453 с.

88. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. -Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 896 с.

89. Котлер, Ф. Основы маркетинга // Ф. Котлер. - Москва: Прогресс, 1991.736 с.

90. Кошетарова, Л. Н. Культурные смыслы рекламы: дис. ... канд. философ, наук: 24.00.01 / Кошетарова Людмила Николаевна. - Тюмень, 2011. - 177 е.: ил.

91. Красных, В. В. / В. В. Красных // Функциональные исследования: сб. статей по лингвистике. Вып. 3. - Москва: 1997. - С. 67-83.

92. Красных, В. В. Интегративность науки: дань моде или насущная необходимость? (к вопросу об объекте современных исследований) /

В. В. Красных // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. - Москва: МАКС Пресс, 2012. - 112 с.

93. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог, роман (1967) / Ю. Кристева // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. - 1995. - № 1.- С. 97-124.

94. Крылов, И. В. Тенденции в развитии банковской рекламы / И. В. Крылов // Финансовая газета. - 1996. - № 36. - С. 5.

95. Куклина, В. А. Мультимедийная реклама как репрезентативный язык культуры эпохи постмодерна: дисс... кандидата культурологии: 24.00.01/ Куклина Валентина Алексеевна. - Кемерово, 2002. - 186 е.: ил.

96. Курленко, М. В. Культурологические и социально-психологические аспекты создания рекламного имиджа: автореф. дис... канд. культурологии: 24.00.01/ Курленко Марина Валерьевна. - Санкт-Петербург, 2001. -15 с.

97. Кутлалиев, А. X. Эффективность рекламы / А. X. Кутлалиев, А. В. Попов. -Москва: Эксмо, 2005. - 411 с.

98. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж-Ж. Ламбен. - Санкт-Петербург: Наука, 1996. - 589с.

99. Лауристин, М., Вихалемм, П. Парадигматический подход к исследованию экологического сознания / М. Лауристин, П. Вихалемм // Массовая коммуникация и охрана среды. - Таллин: Ээстираамат, 1987. - С. 168-181.

100. Лебедева, В. Г. Истоки и становление массовой культуры в России (18601940): дис... д-ра культурологии: 24.00.01 / Лебедева Валентина Гейнриховна. - Санкт-Петербург, 2008. - 432 с.

101. Леви, Ж. Меркатор: теория и практика маркетинга / Ж. Леви, Ж. Ландреви, Д. Линдон. - Москва: Изд-во МЦФЭР, 2006. - Т. 1. - 656 с.

102. Левин, Ю. И. Тезисы к проблеме непонимания текста / Ю. И. Левин // Труды по знаковым системам. Структура и семантика художественного текста. - Тарту: Тартуский Государственный Университет, 1981.- Вып. 12.-С. 83-88.

103. Левинсон, Дж. Партизанский маркетинг / Дж. Левинсон, П. Хенли. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 192 с.

104. Левинтон, Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) / Г. А. Левинтон // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Под ред. А. К. Байбурина, И. С. Кона. - Санкт-Петербург: Наука, 1991.-С. 201-257.

105. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - Москва: Изд-во ЭКСМО-ПрессДОО 1. - 512 с.

106. Лекомцев, Ю. К. О семиотическом аспекте изобразительного искусства / Ю. К. Лекомцев // Труды по знаковым системам / Тартус. гос. ун-т; отв. ред. Ю. Лотман.- Тарту, 1967. - Т. 3. - С. 122-129.

107. Лекомцев, Ю. К. Процесс абстрагирования в изобразительном искусстве и семиотика / Ю. К. Лекомцев // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1979. Т. 11.-С. 137.

108. Линдстром, М. Чувство бренда. Роль пяти органов чувств в сознании выдающихся брендов / М. Линдстром. - Москва: Эксмо, 2006. - 272 с.

109. Линдстром, М. Детский брендинг / М. Линдстром, П. Сейболд. — Санкт-Петербург: Нева, 2004. - 320 с.

110. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. — Москва: Санкт-Петербург: Алтейя, 1998. - 160 с.

111. Лихачёв, Д. С. Культура как целостная динамическая среда / Д. С. Лихачёв // Очерки по философии художественного творчества. -Санкт-Петербург: Блиц, 1999. - С. 173 -186.

112. Лотман, Ю. М. О семиотическом механизме культуры / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 3. Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. - Таллинн: Александра, 1993. — С. 326-345.

113. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман // Семиосфера. -Санкт-Петербург: Искусство, 2000. - 704 с.

114. Лотман, Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. - Таллин: Александра, 1992. - 479 с.

115. Лотман, Ю. М. К современному понятию текста / Ю. М. Лотман // Ученые записки ТГУ. - Тарту: 1986. - Lingüistica, - С. 104-108.

116. Лотман, Ю. М. Люди и знаки. / Ю. М. Лотман. Семиосфера. - Санкт-Петербург: Искусство, 2000. - 704 с.

117. Лотман, Ю. М. Память в культурологическом освещении / Ю. М. Лотман. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн Александра, 1992. - С. 200-202.

118. Лотман, Ю. М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. Статьи. Исследования. Заметки (1968 - 1992). - Санкт-Петербург: Искусство, 2000. - 704 с.

119. Лотман, Ю. М. Семиотика и типология культуры / Ю. М. Лотман. История и типология русской культуры. - Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, -2002. - 768 с.

120. Лотман, Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн: Александра, 1992. - С. 129-133.

121. Лотман, Ю. М. Статьи по типологии культуры / Ю. М. Лотман. Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1. - Тарту: 1970. с. 3 - 11.

122. Лотман, Ю. М. Текст в тексте / Ю. М. Лотман // Лотман. Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968-1992). - Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2001.-С. 64-75.

123. Лотман, Ю. М. Текст и функция (совместно с А. М. Пятигорским) / Ю. М. Лотман. Избранные статьи в 3-х т. Т. 1.: Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. - 480 с.

124. Лотман, Ю. M. Текст как динамическая система / Ю. М. Лотман. Структура текста - 81. Тезисы симпозиума. - Москва: 1981. - С. 104-110.

125. Лотман, Ю. М. Текст как семиотическая проблема / Ю. М. Лотман. Семиотика культуры и понятие текста // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х т. Т. 1. — Таллинн, 1992.

126. Лотман, Ю. М., Минц, 3. Г. Литература и мифология / Ю. М. Лотман, 3. Г. Минц // Труды по знаковым системам. 15: Типология культуры / Отв. ред. Ю. Лотман. - Тарту, 1982.- 160 с. (Учён. зап.Тартуского гос. ун-та; вып. 576). - С. 35 - 55.

127. Луман, Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. - Москва: Праксис, 2005. - 256 с.

128. Луман, Н. Теория общества (Вариант SAN FOCA '89) / H. Луман // Теория общества: сборник / вступ. статья, сост. и общая ред. А. Ф. Филиппова-Москва: «КАНОН-пресс-Ц»; «Кучково поле», 1999. - С. 79-96.

129. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн. - Москва: Жуковский: КАНОН-пресс-Ц., Кучково поле, 2003.-464 с.

130. Мамаева, А. Г. Лингвистическая природа и стилистические функции аллюзии (на материале английского языка): автореф. дис. канд. филологических наук: 10.02.04 / Мамаева Алиса Герцевна. - Москва, МГПИИЯ, 1977.-24 с.

131. Мамардашвили, М. К. Наука и культура / М. К. Мамардашвили. Методологические проблемы историко-научных исследований. - Москва: Наука, 1982.-С. 38-57.

132. Манаев, О. Т. Методологические проблемы исследования эффективности средств массовой информации: дис. д-ра социологических наук: 22.00.05 / Манаев Олег Тимофеевич. - Минск, БГУ, 1991. -353 с.

133. Маньковская, Н. Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма: монография / Н. Б. Маньковская. - Москва: ИФРАН, 1995- 220 с.

134. Марк, M. Бунтарь и Герой / М. Марк, К. Пирсон. - Санкт-Петербург: Питер, 2005.-336с.

135. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. - Москва: Мысль, 1983. - 284 с.

136. Маркарян, Э. С. Человеческое общество как особый тип организации / Э. С. Маркарян // Вопросы философии. - 1971. - № 10. - С. 64-75.

137. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 78-96.

138. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - Санкт-Петербург: Питер, 2003.-718 с.

139. Меликсетян, Е. В. Реклама как социокультурный феномен: диалектика глобального и локального: автореф. дис. канд. филос. наук: 09. 00. 00 / Меликсетян Елена Владимировна. - Краснодар, 2002. -140 с.

140. Минц, 3. Г., Безродный М. В., Данилевский, А. А. «Петербургский текст» и русский символизм. Семиотика пространства и пространство семиотики / 3. Г. Минц, М. В. Безродный, А. А. Данилевский, ред. Ю. М. Лотман. -Тарту. 1986.-164 с. (Учён. Зап. Тартуского гос. ун-та; вып. 720). - С. 7892.

141. Миронов, А. В. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей / А. В. Миронов // Социо-гуманитарные знания - 2007 - № 1, - с. 92-106.

142. Михалева, И. М. Типы прецедентных текстов и их цитирование / И. М. Михалева. Деятельностные аспекты языка: Сб. науч. тр. - Москва: 1998.-с. 137-143.

143. Михалкович, В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации / В. И. Михалкович. - Москва: Наука, 1986. - 222 с.

144. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. - Москва: Изд-во ЛКИ, 2008.-416 с.

145. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятия / А. Моль. -Москва: Мир, 1966. - 352 с.

146. Морозова, И. Г. Бренд от концепции к рекламе: Единство без борьбы противоположностей / И. Г. Морозова // Бренд-менеджмент. - 2002 — № 1 -с. 71-73.

147. Москвин, В. П. Цитирование, аппликация, парафраз: к разграничению понятий / В. П. Москвин // Филологические науки - 2002. - № 1. - С. 63.

148. Музыкант, В. JI. Реклама как социальный институт. Возникновение и основные этапы развития: автореф. дис. д-ра социологических наук: 04.02.00 / Музыкант Валерий Леонидович. - Москва, 1998. - 342 с.

149. Назаров, М. М. Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации: опыт междисциплинарного исследования / М. М. Назаров, М. А. Папантиму. - Москва: Книжный дом Либроком, 2009.-216 с.

150. Никитина, С. Е. Об общих признаках текстов заговоров и духовных стихов / С.Е.Никитина // Структура текста-81: тезисы симпозиума / Институт славяноведения и балканистики АН СССР; под ред.: В. В. Иванова, Т. М. Судник, Т. В. Цивьян. - Москва, 1981. - С. 92-93.

151. Новиков, В. Л. Книга о пародии / В. Л. Новиков. - Москва: Советский писатель, 1989. - 540 с.

152. Нордстрем, К. А. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта / К. А. Нордстрем, Й. Риддерстрале. - Москва: Манн; Иванов и Фербер, 2008.-328 с.

153. Огилви, Д. Огилви о рекламе / Д. Огилви. - Москва: Эксмо, 2011. - 232 с.

154. Павловская, Е. А. Дизайн рекламы. Теоретические проблемы проектного творчества: дис. доктора искусствоведения: 17.00.06 / Павловская Елена Александровна. - Москва: НИИТЭ, 2003. - 484 с.

155. Паперный, В. Культура Два / В. Паперный. - Москва: Новое литературное обозрение, 1996. - 384 с.

156. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. - Москва, 1996. - С.462-478.

157. Пендикова, И. Г. Архетип и символ в рекламе / И. Г. Пендикова, JI. С. Ракитина. - Москва: Юнити-Дана, 2008. -304 с.

158. Перси, J1. Стратегическое планирование рекламных кампаний / JI. Перси, Р. Элиот. - Москва: Издательский дом Гребенникова, 2008. -416 с.

159. Петров, М. К. Язык. Знак. Культура / М. К. Петров. - Москва: Наука, 1991.-328 с.

160. Пилипенко, А. А. Культура как система / А. А. Пилипенко, А. Г. Яковенко. - Москва: Языки русской культуры, 1998. -376 с.

161. Пирогова, Ю. К. Рекламный текст: Семиотика и лингвистика / Ю. К. Пирогова, А. Н. Баранова, П. Б. Паршин. - Москва: ИД Гребенникова, 2000. -270 с.

162. Пирс, Ч. С. Логические основания теории знаков / Ч. С. Пирс — Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. - 352 с.

163. Поляков, А. Ф. Китч как феномен художественной культуры: автореф. дис. д-ра культурологии: 24.00.01 / Поляков Александр Федорович. - Улан-Удэ. - 2012. - 147 с.

164. Поспелов, Г. Г. Михаил Ларионов. Живопись. Графика. Театр / Г. Г. Поспелов, Е. А Илюхина. - Москва: Галарт, RA. 2006. - 408 с.

165. Почепцов, Г. Г. Семиотика / Г. Г. Почепцов. - Москва: Рефл-бук, Ваклер, 2002.- 432 с.

166. Проблемы духовных ценностей в философии и культуре: монография / под общей ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: Сибпринт, 2010. - Кн. 3. - 237 с.

167. Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки / В. Я. Пропп. - Москва: Лабиринт, 1998. - 111 с.

168. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. - Москва: Когито-Центр, 2011. - 600 с.

169. Пьеге-Гро, Н. Введение в теорию интертекстуальности / Н. Пьеге-Гро. -Москва: Издательство ЛКИ, 2008. - 240 с.

170. Рагимова, Ф. С. Способы актуализации прецедентного высказывания в рекламном тексте: автореф. канд. филолог, наук: 10.02.01 / Рагимова Фарида Сиражадиновна. - Кемерово, 2006. - 237 с.

171. Разумовский, Б. С. Реклама как вид социальной информации: автореф. дис. канд. филологических наук: 10.01.10 / Белорусский гос. ун-т; Разумовский Борис Сергеевич. - Минск, 1992. - 17 с.

172. Ратиев, В. В. Информация в пространственно-временном континууме культуры: дис. канд. филос. наук: 09.00.00 / Ратиев Виталий Витальевич. -Ростов-на-Дону, 2000. - 147 с.

173. Ревзин, Г. И. Стиль как семантическая форма общности. К проблеме культурологического изучения архитектуры / Г. И. Ревзин // Архитектура и культура: сб. науч. тр. / под ред.: И. А. Азизян, Н. Л. Адаскиной. - Москва: ВНИИТАГ, 1991. - С. 69 -103.

174. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю. М. Резник. Е. А. Смирнов. - Москва: Институт человека РАН; Независимый институт гражданского общества, 2002. — 260 с.

175. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. -Москва: Эдиториал УРСС, 1996. - 224 с.

176. Ромат, Е. В. Государственное управление рекламной деятельностью в Украине. Теоретико-методологический аспект: дис. д-ра наук гос. упр. / Ромат Евгений Викторович. - Киев, 2004- 435 с.

177. Росситер, Дж. Реклама и продвижение товаров / Дж. Росситер, Л. Перси. -Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 656 с.

178. Савчук, В. В. Конверсия искусства / В. В. Савчук. - Санкт-Петербург: Петрополис, 2001. - 288 с.

179. Сальникова, Е. В. Эстетика рекламы: Культурные корни и лейтмотивы / Е. В. Сальникова. - Москва: Гос. институт искусствознания, 2002. — 288 с.

180. Саяпина, И. А. Информация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества: дис. д-ра культурологии: 24.00.01 / Саяпина Ирина Анатольевна. - Краснодар, 2001. - 393 с.

181. Сельченок, К. В. Загадка чарующего образа - имиджпроектирование и психология рекламы / К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2003. - 359 с.

182. Сергеев, Д. В. Онтология смысла. Культурологический аспект: дис. канд. культурологии: 24.00.01/ Сергеев Дмитрий Валентинович. - Чита, 2004. -154 с.

183. Словарь культурологов / ред. JI. П. Воронкова. - Москва: АО Диалог-МГУ, 1997.-72 с.

184. Смирнов, И. П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. JI. Пастернака / И. П. Смирнов. -Санкт-Петербург, Советский писатель, 1995. - 195 с.

185. Соколов, А. В. Культура и Информация: методология сопоставления / А. В. Соколов // Методология и организация информационно-культурологических исследований: сборник статей- Москва: Магнитогорск: 1997. - С. 34—47.

186. Соколов, Е. Г. Аналитика массовой культуры: дис. д-ра филос. наук: 09.00.11 / Соколов Евгений Георгиевич. - Санкт-Петербург: 2002. - 321 с.

187. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин - Москва: Политиздат, 1992. — 543 с.

188. Справочник менеджера. Терминология в области компьютеризации и информатизации общества / ред. И. Н. Волкова. - Москва: ВНИИКИ; МИА Апейрон, 1991. - Вып. 2.-148 с.

189. Семиотика: сборник статей / сост., вступит, статья, общ. ред. Ю. С. Степанова. - Москва: Радуга, 1983. - 638 с.

190. Теплиц, К. Д. Все для всех. Массовая культура и современный человек / К. Д. Теплиц. - Москва, 1996. - 174 с. - Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук.

191. Терин, В. П. Массовая коммуникация: Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада / В. П. Терин. -Москва: Мысль, 2000. -224 с.

192. Терин, В. П. Политические аспекты социально-культурного воздействия массовой коммуникации: исследование опыта Запада: дис. д-ра социол. наук: 22.00.06 / Терин Валерий Павлович. - Москва, 2001. - 286 с.

193. Толстая, С. М. К понятию культурных кодов / С. М. Толстая // Сборник статей к 60-летию А. К. Байбурина, - Санкт-Петербург: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - С. 23-31.

194. Топоров, В. Н. Петербургский текст русской литературы / В. Н. Топоров. -Санкт-Петербург: Искусство, 2003. - 616 стр.

195. Трищенко, Д. А. Социокультурные измерения рекламы: креативные стратегии и тактики в контексте массовой культуры: дис. канд. философ, наук. 24.00.01 / Трищенко Дмитрий Александрович. - Белгород, 2006. - 166 с.

196. Трушина, Л. В. Российская реклама как зеркало массовой культуры / Л. В. Трушина // Российская массовая культура конца XX века: материалы круглого стола (4 дек. 2001 г.). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 170-176.

197. Туркина, О. Пип-шоу (идиоадаптация образа женщины в российской рекламе) / О. Туркина // Женщина и визуальные знаки / под ред. А. Альчук. - Москва: Идея-Пресс, 2000. - С. 78-87.

198. Тынянов, Ю. Н. О пародии / Ю. Н. Тынянов // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - Москва: Наука, 1977. - С. 284-310.

199. Тюпа, В. И. Коммуникативные стратегии культуры / В. И. Тюпа // Хрестоматия по курсу «Введение в теорию коммуникации» - Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2003. -Ч. 2. — 168 с.

200. Ульяновский, А. В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы / А. В. Ульяновский. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 544 с.

201. Урсул, А. Д. Информация и мышление / А. Д. Урсул. - Москва: Знание, 1970.-50 с.

202. Урсул, А. Д. Отражение и информация / А. Д. Урсул. - Москва: Мысль, 1973.-231 с.

203. Усманова, А. Р. Визуальный поворот и тендерная история / А. Р. Усманова // Тендерные исследования. — Харьков: 2000. - № 4. -С. 149-176.

204. Усманова, А. Р. У. Эко: Парадоксы интерпретации / А. Р. Усманова. -Минск: Издательство ЕГУ Пропилеи, 2000. - 199 с.

205. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. - Москва: Языки русской культуры, 1995. - 360 с.

206. Учёнова, В. В. Символизация в рекламном творчестве / В. В. Учёнова // Вестник Московского ун-та. Сер 10. журналистика. - 2001. - № 2 - с. 40-49.

207. Учёнова, В. В. Философия рекламы / В. В. Учёнова. - Москва: Гелла-Принт, 2003.-208 с.

208. Учёнова, В. В. История рекламы / В. В. Учёнова, Н. В. Старых. - 2- изд. -Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 303 с.

209. Уэллс, У. Реклама: теория и практика / У. Уэллс, С. Мориарти, Дж. Бернет. - 7-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 736 с.

210. Фатеева, Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности / Н. А. Фатеева. - Москва: Комкнига, 2006. - 280 с.

211. Феофанов, О. А. США: Реклама и общество / О. А. Феофанов. - Москва: Мысль, 1974.-254 с.

212. Фирсов, Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации / Б. М. Фирсов - Ленинград: Наука, 1977. - 188 с.

213. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - Клев: Ника-Центр, 1996. - 208 с.

214. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - Санкт-Петербург: Наука, 2000. - 380 с.

215. Хабермас, Ю. Техника и наука как идеология / Ю. Хабермас. - Москва: Праксис, 2007. - 208 с.

216. Цырендоржиева, Т. Б. Дискурсивная модель аллюзивных средств (на материале современного английского языка): дис. канд. фил. наук: 10.02.04 / Цырендоржиева Татьяна Баяндаевна. - Москва, 1999. - 167 с.

217. Чаган, Н. Г. Социокультурные основания рекламы. Теоретический и технологический аспекты: дис. д-ра пед. наук: 13.00.05/ Чаган Нина Григорьевна. - Москва, 1998. -638 с.

218. Чапля, Т. В. Аксиология информационного взаимодействия: теоретико-методологический анализ / Т. В. Чапля. - Новосибирск: Наука, 2006. - 243 с.

219. Чапля, Т. В. Социально-философские аспекты коммуникации в искусстве / Т. В. Чапля // Философия образования. - 2011. - № 5 (38) - С. 247-253.

220. Черносвитов, П. Ю. Закон сохранения информации и его проявления в культуре / П. Ю. Черносвитов. - Москва: Эдиториал УРСС, 2009. - 296 с.

221. Чернявская, В. Е. Открытый текст и открытый дискурс: Интертекстуальность - дискурсивность - интердискурсивность / В. Е. Чернявская // Лингвистика текста и дискурсивный анализ: традиции и перспективы. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - С. 7-26.

222. Шкловский, В. Б. Искусство как приём / В. Б. Шкловский. Гамбургский счёт. - Москва: Советский писатель, 1990. - С. 58-72.

223. Шмит, Б. Эстетика маркетинга: стратегия менеджмента, создания брэнда и имиджа компании / Б. Шмит, А. Симонсон. - Москва: ACT; Транзиткнига, 2005.-395 с.

224. Шпет, Г. Г. Литература. / Г. Г. Шпет // Труды по знаковым системам. Типология культуры / отв. ред. Ю. М. Лотман. - Тарту: 1982. - С. 150-158. (Учён. зап. Тартуского гос. ун-та; Вып. 576).

225. Шрейдер, Ю. А. О семантических аспектах теории информация / Ю. А. Шрейдер // Информация и кибернетика. - Москва: Советское радио, 1967.-С. 15-47.

226. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - Москва: Издательство Школы Культурной Политики, 1995. - 800 с.

227. Щютц, А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии / А. Щютц. - Москва: ФОМ, 2003. - 336 с.

228. Эйхенбаум, Б. М. Основы текстологии / Б. М. Эйхенбаум // Редактор и книга: сб. статей. - Москва: Искусство, 1962. - Вып 3. - С. 41-98.

229. Эко, У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна / У. Эко // Философия эпохи постмодерна: сб. переводов и рефератов / под ред. Р. А. Усмановой. - Минск: Красико-принт, 1996. - С. 50-120.

230. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. -Санкт-Петербург: Петрополис, 1998. -432 с.

231. Якимович, А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда / А. Якимович. - Москва: Искусство, 2004. - 492 с.

232. Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика / Р. Якобсон // Структурализм: «за» и «против»: сборник статей / под ред.: Е. Я. Басина, М. Я. Полякова.-Москва: Прогресс, 1975. - С. 52-98.

233. Ямпольский, М. Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф / М. Б. Ямпольский. - Москва: РИК Культура, 1993. - 464 с.

234. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. Философская вера. -Москва: Республика, 1994. - С. 425.

235. Cravens, D. W., Hills, G. Е., Woodruff, R. В. MarketingManagement / D. W. Cravens, G. E. Hills, R. B. Woodruff- Homewood, Illinois: Irvin, 1987. -p. 486.

236. Genette, G. Palimpsestes. La littérature au second degree/ G. Genette. - Paris,

1982.-467 p.

237. Kotler, P. Principles of Marketing/ P. Kotler, G. Armstrong, - Prentice Hall, 2011.-744 p.

238. Lachmann, P. IntertextualitàtalsSinnkonstruktion./ P. Lachmann, In: Poetica,

1983.H.15. S.-p. 66-107.

239. Lasswell, H. D. The Structure and Function of Communications / H. D. Lasswell - Ed. by Schramm W. Urbana 1960. - P. 14.

240. Lasswell, H. D. The Uses of Content Analysis in Studing Social Change / H. D. Lasswell // Social Sience Information. - 1968. - № 1. - P. 57-70.

241. Levinson, J. C. Guerilla Marketing: Secrets for Making Big Profits from Your Small Business / J. C. Levinson. - Houghton Mifflin Harcourt, 1985. - 226 p.

242. Percy, L. Strategic Advertising Management / L. Percy, R. Elliott. - New York: Oxford University Press, 2005. - 364 p.

243. Sandage, Ch. H. Advertising theory and practise Literary Licensing/ Ch. H. Sandage. - LLC, 2012. - 654p.

244. Shannon, C. The mathematical Theory of communication / C. Shannon // The Bell Sistem Technical Journal. - 1948. - Vol. XXVII. - P. 379-423.

245. Wiener, N. The Human beings: cybernetics and Society / N. Wiener. - Boston, 1950.-344 p.

246. Рекламное наследие Леонардо да Винчи [Электронный ресурс] // Город.Томск.Ру: томская городская социальная сеть. - Режим доступа: http://gorod.tomsk.ru/index-1252586156.php. - Загл. с экрана.

247. Картины Винсента ван Гога в рекламе [Электронный ресурс] // ADME: сайт о творчестве. - Режим доступа: http ://www.adme.ru/kreativnvj-obzor/kartinv-vinsenta-van-goga-v-reklame-62411. - Загл. с экрана.

248. Душевный копирайтинг [Электронный ресурс] // ADME: сайт о творчестве. — Режим доступа: http://www.adme.ru/kreativnyj-obzor/dushevnyj-kopirajting-255255 . — Загл. с экрана.

а* и

_I

ИСШЦМШШШНЭ!

1нн '»НИИ

ЩПННМ 11ММ1П1ПН Ш1 шип

«НИН

160

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.