Персонаж как элемент телевизионной рекламы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Давтян, Ануш Арамовна

  • Давтян, Ануш Арамовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 208
Давтян, Ануш Арамовна. Персонаж как элемент телевизионной рекламы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Воронеж. 2006. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Давтян, Ануш Арамовна

Введение.

Глава 1. Общетеоретический и коммуникативный аспекты изучения рекламного персонажа.

1.1. Рекламный персонаж: понятие и сущность.

1.2. Коммуникативный потенциал рекламного персонажа.

1.3. Коммуникативные функции персонажей рекламных сообщений.

Глава 2. Классификации персонажей рекламных сообщений.

2.1. Структурный подход к классификации рекламных персонажей.

2.2. Генетический подход к классификации персонажей рекламных сообщений.

2.3. Социально ориентированный подход к классификации рекламных персонажей.

2.4. Эмоционально-эстетический подход к классификации персонажей рекламы.

Глава 3. Специфика персонажа телевизионной рекламы.

3.1. Особенности аудиовизуального ряда телевизионной рекламы.

3.2. Персонаж как инструмент сюжетопостроения телерекламы.

3.3. Рекламный персонаж как элемент психологического воздействия на телезрителя.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Персонаж как элемент телевизионной рекламы»

Актуальность темы исследования обусловлена усилением антропоморфного начала в рекламе. Об этом красноречиво свидетельствует случай запрещения использования персонажей в рекламе пива, что сразу же отразилось и на творческом, и на коммуникативном потенциале рекламных сообщений. В современной телевизионной рекламе постоянно происходит антропоморфизация объектов рекламного сообщения, начиная с рекламных персонажей (РП) и заканчивая товаром и торговой маркой. Торговая марка в процессе появления у нее антропоморфных признаков превращается в бренд, наполненный социальным качеством и участвующий в маркетинговой и социокультурной коммуникации с потребителем.

В связи с сенсорной пресыщенностью современного телезрителя рекламисты пытаются привлечь внимание к рекламным роликам и заинтересовать потребителя сообщением за счет необычных свойств, характеристик рекламного персонажа, а также сюжета, неизменным участником которого он становится. Между рекламным персонажем и потребителем, контактирующим с телевизионной рекламой, устанавливается коммуникация. По силе и широте коммуникативного и психологического воздействия рекламный персонаж как аудиовизуальный элемент рекламного сообщения имеет бесспорное преимущество перед другими его элементами, особенно когда речь идет о вербальной части рекламного обращения. Надо признать, что рекламный персонаж, если речь идет о привлечении внимания потребителя, имеет ряд преимуществ и перед рекламируемым товаром. Тем не менее именно персонаж способен сделать рекламу товара и ее влияние на потребителя максимально эффективными. Персонаж в рекламе нужен для информирования и развлечения потребителя, для повышения доверия к рекламной информации, для привлечения внимания к товару, для демонстрации оптимальных способов удовлетворения различных потребностей, эмоционального реагирования, поведения. Даже этого перечисления достаточно, чтобы оценить многофункциональность рекламного персонажа, его незаменимость в рекламном обращении другими элементами.

Степень научной разработанности темы. На фоне многообразия работ, посвященных анализу рекламных сообщений в целом и их составляющих в отдельности: слогана, логотипа, текста, иллюстрации, рекламируемого товара, -необходимо констатировать немногочисленность исследований, связанных с изучением феномена рекламного персонажа. Отсутствуют труды, посвященные общетеоретическому системному анализу рекламного персонажа. На данный момент исследования, посвященные анализу рекламных персонажей носят прикладной характер. Если и встречаются работы, отличающиеся научной глубиной и фундаментальностью, то они касаются только одного из типов рекламных персонажей, чаще всего мужских и женских образов1 или известных людей в рекламе.

Несмотря на то, что в последнее время интерес к рекламному персонажу у современных исследователей возрос, о чем свидетельствует появление статей и книг, в которых встречаются исследования в том числе и рекламного героя. Тем не менее они не представляют самостоятельного изучения данной темы, персонаж изучается в рамках анализа рекламного сообщения в целом, наряду со слоганом, текстом, товаром, торговой маркой3.

1 Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе / И.В. Грошев // Психологический журнал. T.19. - 1998. - № 3. - С. 119-133; Грошев И.В. Образ женщины в рекламе / И.В. Грошев // Женщина. Тендер. Культура. - М, 1999. - С. 331-343; Грошев И.В. Тендерные образы рекламы / И.В. Грошев // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С.38-49; Грошев И.В. Политика репрезентации мужского образа в рекламе / И.В. Грошев // Вест. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. - 2000. - № 4. - С. 56-65; Дударева А. Влияние тендерных стереотипов на подбор актеров в рекламе/А. Дударева//Лаборатория рекламы. - 2002. - № 4 (23). - С. 14-15; Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина / А. Дударева. - М.: РИП-холдинг, 2003. - 222 е.; Кольцова Е.Ю. Тендерные стереотипы в телерекламе: образ женщины / Е.Ю. Кольцова // Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету / Ред.-сост. С.М. Виноградова. - СПб: Б.и., 1998. - С. 51-53; Левинсон А. Женщина как цель и как средство в отечественной телерекламе / А. Левинсон // Женщина и визуальные знаки. - М.: Идея-Пресс, 2000. - С. 43-64; Новиков М. Женские образы в рекламе / М. Новиков // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Воронеж, 2003. - С. 139-140; Туркина O.B. Пип-шоу (идиоадаптация образа женщины в российской телерекламе / О. Туркина // Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. - М.: Идея-Пресс, 2000. - С. 78-84; Эйдинов А. Российская реклама от телки до тетки / А. Эйдинов // Реклама и жизнь. - 2000. - № 2. - С. 27-36; Юрчак А. По следам женского образа (символическая работа нового рекламного дискурса) / А. Юрчак // Женщина и визуальные знаки. - М.: Идея-Пресс, 2000. - С. 65-78.

2 Петрушко М.В. Авторитет как фактор убедительности рекламного текста / M.B. Петрушко // Вестн. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. - 2000. - № 2. - С. 35-47; Петрушко М. По свидетельству «звезды» / М. Петрушко // Рекламный мир. - 2002. - № 4 (110). - С. 28-29; Радченко Д. Культ звезд в современной рекламе: между мифологией и экономикой/ Д. Радченко // Реклама и жизнь.-2002. -№1 (21). - С. 86-94.

3 Быльева Д. Семиотика визуальных образов в рекламном плакате / Д. Быльева // Реклама. Теория и практика. -2005. - № 2. - С. 55-64; Ковриженко М. Креатив в рекламе / М. Ковриженко. - СПб.: Питер, 2004. - 253 е.; Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы / А. Левинсон // Новое литературное обозрение. -1996. - № 22. - с 101-128; Морозова И.Т. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства / И.Т. Морозова. - M.: Гелла-принт, 2002. - 272 е.; Назайкин А.Н. Иллюстрирование рекламы / А.Н. Назайкин. - M.: Эксмо, 2005. - 320 е.; Павловская Е. Дизайн рекламы: поколение NEXT/ Е. Павловская. - СПб.: Питер, 2004. - 320 е.; Паршин П.Б. Заметки о моделях мира современной российской

Необходимо также отметить, что авторы, если и пишут о персонаже рекламного сообщения, то сразу переходят к его описанию, без уточнения, что они подразумевают под персонажем. Практически не встречается определений понятия «рекламный персонаж».

До сих пор в теории рекламы не предпринималось каких-либо серьезных попыток научной классификации рекламных персонажей. В данном диссертационном исследовании впервые персонаж рассмотрен в рамках сюжетопостроения телерекламного сообщения. Кроме этого, в работе впервые поднят вопрос психологического воздействия рекламного персонажа на телезрителя.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды: по общей теории рекламы Д. Аакера, Р. Батра, Б. Борисова, В. Волковой, Е. Головлевой, И. Гольмана, Н. Голядкина, Ю. Гордеева, А. Дейана, Ф. Джеф-кинса, В. Евстафьева, Дж. Майерса, Е. Песоцкого, К. Ротцолла, Д. Сивулки, Ч. Сэндиджа, В. Тулупова, В. Ученовой, О. Феофанова, В. Фрайбургера, JT. Хромова, В. Леонова и др.; по психологии Э. Берна, В. Вилюнаса, С. Грофа, Н. Даниловой, Б. Додонова, К. Изарда, П. Симонова, Д. Узнадзе, Е. Улыбиной, 3. Фрейда, Э. Хоффера, Ю. Шерковина, К.-Г. Юнга и др.; по психологии рекламы Т. Аникеевой, Д. Бровкина, В. Зазыкина, А. Кармина, А. Лебедева-Любимова, Л. Матвеевой, В. Матюшкина, Р. Мокшанцева, 10. Мочаловой, В. Паккарда, Е. Прониной, В. Руднева, Л. Рюмшиной, Р. Харриса, В. Ценева, Ю. Ширкова, В. Шуванова; по социологии, культурологии и теории массовой коммуникации Ж. Бодрийя-ра, Н. Криничной, В. Проппа, А. Соколова, Л. Федотовой, Г. Хазагерова, Н. Хренова, Э. Чепкиной, Е. Щелкуновой, М. Якимовича.

Труды, посвященные исследованию креативного потенциала рекламных обращений, Д. Быльевой, И. Имшинецкой, М. Ковриженко, И. Морозовой, А. Назайкина, Е. Павловской, П. Паршина, Ю. Пироговой, Е. Сальниковой, Н. Власовой, А. Кромптона, М. Блинкиной-Мельник, А. Ульяновского, коммерческой рекламы / П.Б. Паршин // Текст. Интертекст. Культура: Сборник докладов международной конф./ Ред-сост. В.П. Григорьев, Н.А. Фатеева. - М.: Азбуковник, 2001. - 608 с. - С. 554-572; Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы / Е.В. Сальникова. - М.: Эпифания, 2001. - 288 с.

J1. Школьника позволили нам сформировать общее представление о методах и формах анализа рекламного сообщения в целом и его отдельных элементов в частности.

Сюжетопостроение в рекламе нашло отражение в статьях К. Букши, А. Гончар, Е. Медведевой, А. Надеина.

В своем исследовании мы также опирались на труды Н. Голядкина, Н. Горюновой, Е. Корниловой, А. Куклиной, М. Миска, А. Овруцкого, посвященные особенностям телевизионной рекламы.

В работах И. Трошева, А. Дударевой, Е. Кольцовой, А. Коханенко, А. Левин-сона, М. Новикова, О. Туркиной, К. Шидо, А. Эйдинова, А. Юрчак нашел отражение гендерньш аспект изучения рекламных персонажей.

Известные, популярные личности в качестве рекламного персонажа изучены и представлены в статьях Е. Павловской, М. Петрушко, Д. Радченко.

В диссертации применялись методы сравнения и сопоставления, анализа и синтеза, аналогий, научного абстрагирования, обобщения и экстраполяции полученных выводов на более широкий круг явлений. Также использованы методы реферирования и аналитического описания положений теории коммуникации, практики и психологии рекламы; компонентный анализ рекламных сообщений. Методы индукции, систематизации и классификации позволили на основе наблюдений частных фактов использования персонажей в рекламных сообщениях установить общие закономерности их функционирования.

Объект исследования - персонаж как элемент телевизионной рекламы, предмет исследования - коммуникативный потенциал персонажа как аудиовизуального элемента сюжетопостроения телерекламного сообщения.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ учения о рекламном персонаже, функционирующем в качестве одного из важных элементов телевизионного рекламного сообщения наряду с товаром, торговой маркой, слоганом и логотипом.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Систематизировать разрозненные представления о рекламном персонаже, внести терминологическую определенность и обосновать целесообразность введения в научный оборот термина «рекламный персонаж», сформулировав собственное определение этого понятия.

2. Выделить основные типы коммуникативных отношений рекламного персонажа с телезрителем; сформировать основные группы коммуникативных функций рекламных персонажей (РП); рассмотреть рекламный персонаж в свете авторского теоретического подхода о проективной и имитационной идентификациях; изучить РП с позиций его маркетингового и социокультурного модератор-ства в коммуникации рекламируемого товара и потребителя.

3. Разработать классификации рекламных персонажей в рамках структурного, генетического, социально ориентированного и эмоционально-эстетического подходов.

4. Проанализировать специфику персонажа как элемента сюжетопостроения телерекламного сообщения.

5. Выявить потенциал рекламного персонажа как инструмента психологического влияния на потребителя с учетом когнитивного, мотивационного и эмоционального аспектов воздействия.

Хронологические рамки диссертации включают в себя период становления и развития телевизионной рекламы и календарно соотносятся с 1996-2006 гг. Нижняя граница отмечена началом действия законодательства1, определившего форму и рамки существования рекламных посланий на телевидении. Верхняя граница исследования соответствует 2006 году и характеризуется ростом объемов рынка телевизионной рекламы, появлением значительного количества отечественных брендов, что породило в ряде товарных категорий высококонкурентную борьбу и поставило рекламистов перед необходимостью искать новые творческие формы, образы и сюжеты в телевизионной рекламе. В сложившихся условиях поиск рекламных героев, способных сделать рекламу максимально эффективной, не только продолжается, но и становится все более активным и творческим.

Научная новизиа исследования. Изучение героев рекламных роликов в рамках данного исследования обусловлено отсутствием научно-теоретических и

1 В первую очередь, это Федеральный закон РФ «О рекламе» № 108-ФЗ от 18.07.1995 г. Последние изменения в закон были внесены в мае 2006 г. научно-методических работ, посвященных изучению рекламных персонажей, в частности персонажей телевизионной рекламы, в их взаимодействии с когнитивной средой рекламного обращения и, что особенно важно, с потенциальным потребителем рекламируемых товаров и услуг. В настоящее время фундаментальные исследования по комплексному научному анализу и теоретическому осмыслению рекламного персонажа отсутствуют. Нами предпринята попытка рассмотреть не отдельные аспекты и группы рекламных персонажей (исходя из признака популярности, тендерной принадлежности и т. д.), а персонаж телевизионной рекламы в целом, в качестве самостоятельной коммуникативной единицы рекламного сообщения.

В рамках диссертации были сформулированы дифференциальные признаки категорий «рекламный персонаж», «герой рекламы», «действующее лицо рекламы», что позволило уточнить и расширить понятийную базу теории массовой коммуникации и рекламы.

Впервые на основе системного подхода рекламные персонажи дифференцированы в зависимости от характера и степени участия в рекламном сообщении, от связи с товаром, от природы происхождения, от интертекстуальных связей, в зависимости от социальных ролей и эмоционально-эстетической нагрузки в телерекламном тексте.

Научная новизна также заключается в том, что впервые обстоятельно изучен коммуникативный потенциал телерекламного персонажа, исследованы не только позиции и функции РП в рекламном сообщении, но и характер, а также процесс выстраивания отношений с потребителем. В работе обоснована важность активного присутствия рекламного персонажа в сообщении, впервые рассмотрены коммуникативные возможности и роль рекламного персонажа как социокультурного и маркетингового модератора, системно представлены коммуникативные функции персонажей рекламных сообщений. РП рассматривается нами как инструмент массовой и псевдомежличностной коммуникаций с потенциальным потребителем рекламируемого товара.

Автором диссертации впервые предпринят системный подход в изучении психологического воздействия РП на потенциального потребителя, основанный на анализе когнитивных, эмоциональных и мотивационных возможностей рекламных персонажей. Научная новизна исследования обусловлена также отсутствием прецедентов изучения в рамках данной проблематики отобранного для исследования эмпирического материала.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследование выводит знания о рекламном персонаже на определенный уровень научного осмысления и обобщения. Сформулированы теоретические основы изучения персонажа рекламы как инструмента воздействия на потребительскую аудиторию и как инструмента построения телерекламного сообщения. Материалы и выводы исследования могут быть полезны для разработки теоретических проблем массовой коммуникации и рекламы. Кроме того, теоретическая значимость работы, заключается в создании моделей аналитического описания персонажей и телерекламных сообщений с их участием.

Практическая ценность диссертационного исследования определяется возможностью использовать его положения и выводы рекламистами, занимающимися созданием креативной рекламы, с целью организации и осуществления своей профессиональной деятельности.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы и в преподавательской деятельности при подготовке курсов по теории массовой и рекламной коммуникации, психологии массовой коммуникации и рекламы, в частности, таких дисциплин как «Основы рекламы», «Реклама в коммуникационном процессе», «Разработка и технология производства рекламного продукта», «Социология рекламной деятельности», «Психология рекламной деятельности», «Психология массовых коммуникаций», «Телевизионная реклама», «Выпуск телевизионного ролика». Полученные в ходе исследования знания можно использовать и в рамках самостоятельного курса (спецкурса по выбору) «Персонаж рекламных сообщений».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Рекламный персонаж - это одушевленный, персонифицированный образ субъекта присутствия или действия, высказывания или переживания в рекламном обращении. Он существует в качестве самостоятельного элемента сообщения и находится в разной степени зависимости по отношению к рекламируемому объекту.

2. Термин «рекламный персонаж», в отличие от терминов «рекламный герой», «действующее лицо рекламы», отражает характерные свойства и функциональные особенности персонифицированного рекламного образа.

3. Рекламный персонаж выступает в роли модератора (посредника) между рекламируемым товаром и потребителем. Главная задача РП - создание оптимальных условий для контакта потребителя с рекламным сообщением. В процессе коммуникации с потребителем РП выполняет познавательно-просветительские и эмоционально-зрелищные функции.

4. Между РП и потребителем могут возникать субъект-объектные, объект-субъектные и псевдосубъект-субъектные отношения. Коммуникация потребителя с рекламным персонажем может проходить не только на макроуровне, но и на микроуровне.

5. Коммуникация РП и потребителя осуществляется благодаря таким механизмам, как проективная и имитационная идентификации, которые зависят от физиологических, половых, возрастных признаков рекламного героя, а также от его психологической позиции в сообщении.

6. Создание системного представления о многообразии видов рекламных персонажей возможно при использовании структурного, генетического, социально ориентированного и эмоционально-эстетического подходов к классификации персонифицированных образов рекламных сообщений.

7. Психологическое воздействие РП на потребителя разнопланово, начиная с привлечения внимания к рекламному сообщению, демонстрации способов удовлетворения потребностей, эмоционального «заражения» телезрителя и заканчивая влиянием на поведение потребителя на бессознательном уровне.

Апробация работы. Положения, гипотезы и выводы диссертационного исследования получили апробацию в докладах автора на научно-практических конференциях, отдельные фрагменты диссертации публиковались в виде статей в научном журнале «Вестник Воронежского государственного университета. Филология. Журналистика», в научно-практическом альманахе «Акценты. Новое в массовой коммуникации», в журнале «Реклама. Теория и практика», в виде тезисов докладов и сообщений на научно-практических конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж - всего 19 научных публикаций объемом 15 п.л.). Часть материала вошла в учебник «Теория и практика рекламы»1. Методическую апробацию представленные в исследовании положения прошли в рамках лекционных курсов «Основы рекламы», «Практика рекламы и ПР», «Психология рекламной деятельности», «Реклама в СМИ», читаемых автором на факультете журналистики Воронежского государственного университета студентам, обучающимся по специальностям «Журналистика» и «Реклама».

Структура диссертации соответствует ее цели и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (включающего 183 наименования книг и статей) и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Давтян, Ануш Арамовна

Заключение

Без обстоятельного изучения антропоморфного начала в рекламе невозможно представить дальнейшее развитие теоретических основ рекламы и массовой коммуникации, как и невозможно представить творческую и маркетинговую состоятельность современной рекламной практики. В процессе привлечения внимания потребителя к рекламе и оптимизации ее восприятия зачастую именно человек или персонифицированное существо превращаются в главный элемент рекламного сообщения. Это связано с тем, что из всех составляющих рекламного обращения именно персонаж, «оживляя» виртуальный мир рекламы, делает его похожим на реальность.

Разобравшись в терминологическом разнообразии, мы остановились на наиболее универсальном и приемлемом, на наш взгляд, термине - «рекламный персонаж». Универсальность данного термина заключается в том, что рекламным персонажем может быть и человек, и персонифицированная часть человеческого тела, персонифицированные животные и растения, персонифицированные вещи, явления природы, абстрактные процессы и, наконец, сам рекламируемый товар.

Персонажем можно считать и действующее лицо рекламы, и рекламного героя (индивидуализированный персонаж), а также субъектов присутствия, высказывания или переживания в рамках рекламного сообщения.

Рекламным персонажем может быть как сторонник товара (лицо компании, бренд-герой, корпоративный герой, постоянный коммуникант), так и его противник, жертва, а также персонифицированный образ, не пересекающийся в рекламном обращении с товаром. Рекламный персонаж может рассказывать о товаре, использовать его, служить «декоративным фоном» или «манекеном» для товара и т. д.

Рекламный персонаж привлекает внимание к рекламе и товару, информирует, убеждает и развлекает потребителя, служит средством повышения доверия к рекламной информации, демонстрирует оптимальные способы удовлетворения различных потребностей, эмоционального реагирования, поведения. Следовательно, одна из его важнейших задач - создание оптимальных условий для контакта потребителя с рекламным сообщением.

В ходе исследования было выяснено, что у рекламных персонажей возникают коммуникативные отношения друг с другом, с рекламируемым товаром и, что самое важное, с потребителем, в коммуникации с которым РП выступает как посредник между потенциальным покупателем и товаром. В качестве маркетингового модератора рекламный персонаж демонстрирует формы обращения с товаром, а в роли социокультурного модератора - возможные формы поведения в социуме. Данное обстоятельство обуславливает не только экономический, но и культурологический интерес при изучении рекламных персонажей.

Если рекламируемый объект составляет первичный дискурс, то благодаря присутствию персонажа в сообщении формируется вторичный дискурс рекламы. Вторичный дискурс рекламы делает возможным установление между РП и потребителем субъект-объектных, объект-субъектных, а также псевдосубъект-субъектных отношений (потребитель вступает мысленно в виртуальное псевдомежличностное общение с рекламным персонажем).

Коммуникация между персонажем и потребителем возникает благодаря идентификации, которую, на наш взгляд, необходимо рассматривать как сложный двухступенчатый процесс, состоящий из проективной (субъект мысленно ставит себя на место объекта) и имитационной (субъект пытается присвоить себе свойства и качества объекта) идентификаций. В процессе установления связей с персонажем в ситуации высокой вовлеченности потребителя в виртуальное действие возможен переход с макроуровня коммуникации на микроуровень, когда потребитель, идентифицируя себя с одним из РП, начинает ощущать себя виртуальным участником коммуникации «персонаж - товар -персонаж», мысленно вступая в те же связи с товаром, что и персонаж.

В процессе воздействия на потребителя рекламные персонажи должны не только своевременно информировать зрителя о товаре, наглядно демонстрировать его в действии, убеждать в необходимости его приобретения, посредством использования всего арсенала логических средств воздействия, но и влиять на целевую аудиторию эмоционально. Эмоциональное правдоподобие, «убедительность» и «заразительность», наряду с рациональными доводами и аргументацией, - важный инструмент в процессе коммуникации персонажа с потребителем. Именно данным обстоятельством можно объяснить выделение нами наряду с познавательно-просветительской группой коммуникативных функций эмоционально-зрелищную группу.

Во второй главе осуществленная нами содержательная дифференциация рекламных персонажей практически представляет собой попытку создать персоносферу (термин Г. Хазагерова1) рекламных сообщений. Она позволила нам изучать рекламные персонажи, основываясь как на их естественном филогенетическом происхождении, так и на искусственном, в рамках продукта творческой деятельности человека. Представленные классификации наглядно демонстрируют существующее многообразие персонажей в рекламе.

Взаимодействие персонажей с товаром и друг с другом в рамках рекламного сообщения демонстрирует наличие большого количества сюжетных линий в телевизионной рекламе. Изучение возможностей использования персонажей для конструирования рекламных сюжетов, на наш взгляд, может существенно повысить уровень креативной рекламы, сделать ее интересной и востребованной потребительской аудиторией. Современный зритель стал искушенным, критично настроенным к содержанию рекламных роликов, поэтому будущее - за рекламой, использующей интересные сюжеты и ярких рекламных персонажей.

Наряду со сказанным необходимо отметить, что грамотная и профессиональная работа по созданию рекламного персонажа невозможна без знания психологии. Психологическая эффективность рекламного сообщения во многом определяется психологической целесообразностью того или иного персонажа. Воздействие рекламного персонажа на потребителя - процесс сложный и неоднозначный. При неумелом использовании данного инструментария рекламный персонаж перестает «подчиняться» рекламисту, выполнять маркетинговые задачи и начинает жить самостоятельной жизнью. При этом персонаж может информировать зрителя о душевном состоянии и психологических проблемах создавшего его рекламиста, бессознательно отталкивать потребителя, рождая в

1 ХазагеровГ.Г. Персоносферарусской культуры/Г.Г. Хазагеров//Новый мир.-2002.-№ 1.-С. 133. нем страх, тревогу, беспокойство, раздражение. И, пожалуй, самое опасное: в качестве социокультурного модератора рекламный персонаж может растиражировать и утвердить в обществе асоциальные модели поведения. Внимательное изучение антропологии рекламы, как нам кажется, позволит многим рекламистам осознать социальную ответственность перед человеком и обществом и тем самым избежать ошибок при конструировании персонифицированных рекламных образов.

Представляется, что проведенное диссертационное исследование может послужить возникновению и возможному дальнейшему развитию таких междисциплинарных научных направлений, как психология рекламного персонажа и персоносфера рекламы. На наш взгляд, дальнейшая работа над изучением антропоморфного начала в рекламе является, одной из актуальных задач культурологии, филологии, психологии, теории рекламы и массовой коммуникации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Давтян, Ануш Арамовна, 2006 год

1. Аакер Д.А., Йохимштайлер Э. Создание системы идентичности бренда / Д.А. Аакер, Э. Йохимштайлер // Реклама и жизнь. 2003. - № 2. - С. 46-55.

2. Александров Ф. Как писать сценарии рекламных роликов / Ф. Александров // Рекламные технологии. 2001. - № 4 (33). - С. 5-9.

3. Александров Ф. РОРы, ИРы и российский креатив (окончание) / Ф. Александров // Рекламные технологии. 2001. - № 3 (32). - С. 14-17.

4. Александров Ф. РОРы, ИРы и российский креатив / Ф. Александров // Рекламные технологии. 2001. -№ 2 (31). - С. 2-4.

5. Анисимова Е.Е. Образ женщины в русском и немецком политическом плакате / Е.Е. Анисимова // Проблемы национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации: Материалы школы-семинара. Воронеж, 2001. -С. 7-18.

6. Батра Р., Майерс Дж.Дж, Аакер Д.А. Рекламный менеджмент / Р. Батра, Дж.Дж. Майерс, Д.А. Аакер. М.: Вильяме, 2000. - 784 с.

7. Белова С. Виртуальные образы в рекламе / С. Белова // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2003.- № 3 (28). - С. 40-44.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. Мн.: Современный литератор, 2003. - 448 с.

9. Блинкина-Мельник М.М. Рекламный текст: Задачник для копирайтеров / М.М. Блинкина-Мелышк. М.: ОГИ, 2004. - 200 с.

10. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 1995. - 168 с.

11. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR: учебное пособие / Б.Л. Борисов. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 624 с.

12. Бровкин Д. Я сам обманываться рад! Аналитическая психология К.-Г. Юнга и практика рекламы / Д. Бровкин // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR.- 1999.-№6-7.-С. 12-15.

13. Букша К. Герои рекламного времени / К. Букша // Рекламные Идеи. -2006.-№ 1.-С. 85-92.

14. Букша К. Принципы построения сюжета / К. Букша // Рекламные Идеи. 2005. - № 2 (52). - С. 92-96.

15. Букша К. Работа с сюжетом в рекламе / К. Букша // Рекламные Идеи. -2005.-№2.-С. 88-91.

16. Букша К., Петрова Е. Luzer's Archive: векторы рекламной фотографии / К. Букша, Е. Петрова // Рекламные Идеи. 2005. - № 1 (51). - С. 72-85.

17. Быльева Д. Семиотика визуальных образов в рекламном плакате / Д. Быльева // Реклама. Теория и практика. 2005. - № 2. - С. 55-64.

18. Васильева М. Epica Awards 2003: продавай, развлекая! / М. Васильева // Рекламные идеи. 2004. - № 2. - С. 36-61.

19. Ведение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. М.: Высш. шк.; Академия, 1999. - 556 с.

20. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М.: Изд. Моск. ун-та, 1976. - 143 с.

21. Власова Н.М. Рекламный конструктор / Н.М. Власова. Новосибирск: Научно-издательский центр ОИГГМ, СОРАН, 1998. - 254 с.

22. Волкова В.В. Дизайн рекламы: учебное пособие / В.В. Волкова. М.: Книжный дом в Университете, 1999. - 144 с.

23. Волкова В.В. Образ в информационной рекламе / В.В. Волкова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. -№ 2. - С. 38-44.

24. Головлева Е.Л. Основы рекламы: учебное пособие для студ. вузов / Е.Л. Головлева. М.; Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 314 с.

25. Голядкин Н.А. Творческая телереклама (из американского опыта): учебное пособие / Н.А. Голядкин. М.: НИАНО «Институт истории и социальных проблем телевидения», 1998. - 74 с.

26. Гончар А. Гэг в юмористической рекламе / А. Гончар // Реклама и жизнь. -2004.-№4.-С. 49-56.

27. Гордеев Ю.А. Фотоизображение в пресс-рекламе / Ю.А. Гордеев // Корнилова Е., Гордеев Ю. Слово и изображение в рекламе. Воронеж: Кварта, 2001. -224 с.

28. Гордеев Ю.А. Фотоизображение и слово в пресс-рекламе / Ю.А. Гордеев // Акценты: новое в журналистике и литературе. 1996. - № 2-3. - С. 53-56.

29. Гордеев Ю.А. Фотообраз персонажа в пресс-рекламном сообщении / Ю.А. Гордеев // Журналистика в 1997 году: Материалы научно-практической конференции. М, 1998. - Ч. 11. - С. 39-40.

30. Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Реклама и журналистика в России: интегрированная коммуникационная модель / В.М. Горохов, Т.Э. Гринберг // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. - № 1. - С. 31 -39.

31. Горюнова Н.Б. Механизм психологической идентификации в телевизионной рекламе / Н.Б. Горюнова // Реклама и жизнь. 2000. - № 1. - С. 23-27.

32. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф. М.: ACT и др., 2001. - 504 с.

33. Грошев И.В. Тендерные образы рекламы / И.В. Грошев // Вопросы психологии. 2000. - № 6. - С. 38-49.

34. Грошев И.В. Образ женщины в рекламе / И.В. Грошев // Женщина. Ген-дер. Культура.-М.: Идея-Пресс, 1999.-С. 331-343.

35. Грошев И.В. Политика репрезентации мужского образа в рекламе / И.В. Грошев // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. - № 4. - С. 56-65.

36. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе / И.В. Грошев // Психологический журнал. 1998.-№ 3.-Т. 19.-С. 119-133.

37. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

38. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П. Гуревич. М.: Искусство, 1991. - 219 с.

39. Давтян А.А. Роль персонажа в создании дополнительной привлекательности рекламируемого товара / А.А. Давтян // Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития. Материалы научно-практической конференции. -М., 2004.-4.2.-С. 277.

40. Давтян А.А. Реклама: от идеала до утопии / А.А. Давтян // Реклама и современное общество. Материалы 1-й Всероссийской научной конференции. -СПб.: Петербургский институт печати, 2004. С. 29-31.

41. Давтян А.А. Использование в рекламной практике диалектических связей процессов внимания и восприятия / А.А. Давтян // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2005. - № 3-4 - С. 90-96.

42. Давтян А.А. Коммуникативный потенциал персонажей телевизионной рекламы / А.А. Давтян // Реклама. Теория и практика. 2006. - № 3. - С. 204-219.

43. Давтян А.А. Давтян А.А. Генетический подход к классификации рекламных персонажей / А.А. Давтян // Акценты. Новое в массовой коммуникации. -2006.-№3-4.-С. 73-78.

44. Давтян А.А. Коммуникативные функции рекламного персонажа / А.А. Давтян // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2006. - № 1-2. - С. 61-66.

45. Давтян А.А. Структурный и социально ориентированный подходы к классификации рекламных персонажей / А.А. Давтян // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2006. - № 1.-С. 107-121.

46. Данилова Н.Н., Крылова A.JI. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, A.JI. Крылова. Ростов н/ Д: Феникс, 1990. - 480 с.

47. Дейан А. Реклама / А. Дейан. СПб.: Нева, 2003. - 128 с.

48. Джефкинс Ф. Реклама / Ф. Джефкинс. М.: Юнити, 2002. - 523 с.

49. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. М.: Просвещение, 1978.-375 с.

50. Дотти Э. Десять лучших рекламных образов века / Э. Дотти // Рекламный мир. 2000. - № 97. - С. 19-20.

51. Дударева А. Влияние тендерных стереотипов на подбор актеров в рекламе / А. Дударева // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2002. - № 4 (23). - С. 14-15.

52. Дударева А. Красный, синий. цвет морской волны / А. Дударева // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2002. - № 5 (24). - С. 22-25.

53. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина / А. Дударева. М.: РИП-холдинг, 2003. - 222 с.

54. Евстафьев В.А., Ясонов В.Н. Что, где и как рекламировать. Практические советы. / В.А. Евстафьев, В.Н. Ясонов СПб.: Питер, 2005. - 432 с.

55. Зазыкин В. Психология в рекламе / В. Зазыкин. М.: ДатаСтром, 1992. -68 с.

56. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. М.: Прогресс, 1980. - 467 с.

57. Имшинецкая И. Креатив в рекламе / И. Имшинецкая. М.: РИП-холдинг, 2002.- 172 с.

58. Кармин А.С. Психология рекламы / А.С. Кармин. СПб.: Изд. ДНК, 2004. -512с.

59. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998.-784 с.

60. Климов И.А. Телевидение: модальности существования / И.А. Климов // Социс. 2005. - № 10 (258). - С. 93-99.

61. Ковалев Г.Ф. Имя собственное как прецедент в рекламе / Г.Ф. Ковалев // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2004. - № 1. - С. 158-164.

62. Ковриженко М. Креатив в рекламе / М. Ковриженко. СПб.: Питер, 2004. -253 с.

63. Кольцова Е.Ю. Тендерные стереотипы в телерекламе: образ женщины / ЕЛО. Кольцова // Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету / Ред.-сост. С.М. Виноградова. СПб: Б.и., 1998.-С. 51-53.

64. Конаныхин К.В. Рекламный процесс в СССр в 30-е годы / К.В. Конаныхин // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. - № 2. - С. 49-56.

65. Коханенко А.И. Имидж рекламных персонажей / А.И. Коханенко. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 144 с.

66. Красавченко И.А. Реклама на российском телевидении динамика содержания / И.А. Красавченко // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 1996. - № 4. - С. 9-18.

67. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа / Н.А. Криничная. Ленинград: Наука, 1988. - 190 с.

68. Кромптон А. Мастерская рекламного текста / А. Кромптон. Москва: Довгань, 1998.-243 с.

69. Кувшинов М. Все не так просто все гораздо проще / М. Кувшинов // Журналист. - 1994. - № 12. - С. 23.

70. Куклина А. Технология производства рекламных роликов / А. Куклина // Лаборатория рекламы 2004. - № 1 (32). - С. 47-49.

71. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов н/ Д: Феникс, 2000. - 608 с.

72. Курганов Е. Анекдот как жанр / Е. Курганов. СПб.: Академический проект, 1997. - 123 с.

73. Курганова Е.Б. Манипулятивный потенциал жанра рекламного сообщения / Е.Б. Курганова // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2005. - № 3-4 -С. 97-102.

74. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы / А. Лебедев-Любимов. СПб.: Питер, 2003. - 368 с.

75. Левинсон А. Женщина как цель и как средство в отечественной телерекламе / А. Левинсон // Женщина и визуальные знаки. М.: Идея-Пресс, 2000. - С. 43-64.

76. Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы / А. Левинсон // Новое литературное обозрение. 1996. - № 22. - С. 101-128.

77. Лекторский В.А. Идеал, утопия и критическая рефлексия / В.А. Лекторский. М.: РОССПЭН, 1996. - 302 с.

78. Майорова Ю. Идем на запах! / Ю. Майорова // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2004. - № 4 (35). - С. 6-10.

79. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. М.: РИП-холдинг, 2004. - 316 с.

80. Матюшкин В. Мотивация потребления и мотивирование потребителя / В. Матюшкин // Реклама и жизнь. 2003. - № 1 (25). - С. 48-51.

81. Медведева Е. Дурачки, Золушки и Тридевятое царство / Е. Медведева // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2003. - № 2 (27). - С. 22-26.

82. Мейерс-Леви Дж., Малавийя П. Как потребители воспринимают убеждающие рекламные сообщения: обобщенная теория убеждения / Дж. Мейерс-Леви, П. Малавийя // Реклама. Теория и практика. 2004. - № 5-6. - С. 52-74.

83. Мире кий И. Премиум-бренд: задача для интеллектуала / И. Мирский // Рекламные идеи. 2004. - № 2. - С. 26-34.

84. Миск М.Д. Реклама на радио, TV и в Интернете: учебное пособие / М.Д. Миск. М.: Мир, 2004. - 362 с.

85. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие / Р.И. Мокшанцев -М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 228 с.

86. Морозова И. Структурный анализ рекламного пространства / И. Морозова // Рекламные технологии. 2001. - № 4 - С. 13-21.

87. Морозова И.Г. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства / И.Г. Морозова. М.: Гелла-принт, 2002. - 272 с.

88. Московичи С. Век толп: Ист. трактат по психологии масс / С. Московичи. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. - 478 с.

89. Надеин А. Сюжетопостроение от Польти до Проппа / А. Надеин // Рекламные Идеи. 2005. - № 2. - С. 97-101.

90. Надеин А. Позиционирование продукта и брэнда / А. Надеин // Рекламные Идеи.-2004.-№2.-С. 4-6.

91. Назайкин А.Н. Иллюстрирование рекламы / А.Н. Назайкин. М.: Эксмо, 2005.-320 с.

92. Новиков М. Женские образы в рекламе / М. Новиков // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2003. - С. 139-140.

93. Овруцкий А.В. Имиджеология: учебно-методическое пособие / А.В. Овруцкий. Ростов-н/ Д: ЮРГИ, 1998. - 64 с.

94. Оганесян А.А. Рекламная деятельность (конспект лекций) / А.А. Оганесян. -М.: ПРИОР, 2002.- 160 с.

95. Павловская Е. Дизайн рекламы: поколение NEXT / Е. Павловская. СПб.: Питер, 2004.-320 с.

96. Паккард В. Психоанализ в рекламе / В. Паккард // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход / ред. сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. - 752 с.

97. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К. Шахурин В.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. -М.: Маркетинг, 2000. 364 с.

98. Паршин П.Б. Заметки о моделях мира современной российской коммерческой рекламы / П.Б. Паршин // Текст. Интертекст. Культура: Сб-к докладов международной конф. М.: Азбуковник, 2001. - С. 554-572.

99. Пенькова Е. Многоликий человек / Е. Пенькова // Журналист. 1992. - № 11-12.-С. 40-45.

100. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика / Е. Песоцкий. -Ростов н/ Д: Феникс, 2001. 320 с.

101. Ю1.Петрушко М. По свидетельству «звезды» / М. Петрушко // Рекламный мир. -2002. -№4(110). С. 28-29.

102. Петрушко М.В. Авторитет как фактор убедительности рекламного текста / М.В. Петрушко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. - № 2. -С. 35-47.

103. ЮЗ.Пирогова Ю. Серийная реклама: стратегический подход к креативным решениям / Ю. Пирогова // Реклама и жизнь: теория и практика. 2004. - № 1. -С. 26-40.

104. Попова Ж.Г. Психологические аспекты восприятия рекламы потребителем / Ж.Г. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. - № 5 (31). -С. 63-66.

105. Потсар А.Н. Речевая структура персонажа в массовом тексте / А.Н. Пот-сар. Автореф. . канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2006. - 18 с.

106. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. М.: Центр, 1998. - 352 с.

107. Пронина Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы: Теория и методика психол. анализа рекламы / Е.Е. Пронина. М.: РИП-Холдинг, 2000. - 100 с.

108. Пронина Е. Скажи мне, кто тебя рекламирует. / Е. Пронина // Реклама. 2000. - № 5-6 (171). - С. 54 -55.

109. Пронина Е.Е. Девиантная реклама / Е.Е. Пронина // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. - № 3. - С. 43-53.

110. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.

111. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. М.: Искусство, 1976.- 183 с.

112. Прошин А. Символы единорога, тещи и ежевики. Как правильно продавать сны / А. Прошин // Реклама и жизнь. 2003 - № 5 (23) - С. 78-87.

113. Пучков П.В. Вы чье, старичье? Опыт анализа геронтологического насилия / П.В. Пучков // Социс. 2005. - № 10 (258). - С. 35-41.

114. Радулова Н. Метросексуалы: герои или жертвы? / Н. Радулова // Огонек. -2004.-№38.-С. 39-40.

115. Радченко Д. Культ звезд в современной рекламе: между мифологией и экономикой / Д. Радченко // Реклама и жизнь. 2002. - № 1 (21). - С. 86-94.

116. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. - 720 с.

117. Руднев В. Метафизика рекламы / В. Руднев // Реклама и жизнь. 2000. -№4 (16).-С. 75-76.

118. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе: учебное пособие / Л.И. Рюмшина. М., Ростов н/Дону: МарТ, 2004. - 240 с.

119. Сальникова Е. А-а-атличная реклама! От других / Е. Сальникова // Журналист. 1995. - № 12. - С. 26-29.

120. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы / Е.В. Сальникова. М.: Эпифания, 2001. - 288 с.

121. Сивулка Д. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы / Д. Сивулка. СПб.: Питер, 2002. - 574 с.

122. Симонов А. Эстетические стереотипы в рекламе / А. Симонов // Рекламные технологии 2005. - № 5 (66). - С. 4-7.

123. Симонов П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества/П.В. Симонов. -М.: Наука, 1993.- 112 с.

124. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 231 с.

125. Соколов Э.В. Введение в психоанализ: социокультурный аспект / Э.В. Соколов. СПб.: Лань, 1999. - 320 с.

126. Сучкова Е., Букша К. Indulona: руки тоже люди / Е. Сучкова, К. Букша // Рекламные Идеи. - 2006. - № 1. - С. 18-19.

127. Сучкова Е., Бурлакова Ю. Vico: Аппетит приходит во время сравнения / Е. Сучкова, Ю. Бурлакова // Рекламные идеи. № 2. - 2004. - С. 102-103.

128. Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика / Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцолл. М.: Прогресс, 1989. - 628 с.

129. Титов Н. Иллюстрация как много в этом слове. / Н. Титов // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - 2005. - № 1 (38). - С. 62-64.

130. Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе: Курс лекций / В.В. Тулупов. Воронеж: Кварта, 2003. - 144 с.

131. Тульсанова О., Шишкина М. Особенности создания рекламной идеи на ТВ / О. Тульсанова, М. Шишкина // Акценты: новое в журналистике и литературе. 1996.-№ 2-3. - С. 48-53.

132. Тульсанова О.Л. Изображение в телевизионном рекламном обращении / О.Л. Тульсанова // Журналистика XX век: эволюция и проблемы. Тез. научно-практической конф.-СПб., 1996.-С. 152-153.

133. Туркина О.В. Пип-шоу (идиоадаптация образа женщины в российской телерекламе / О. Туркина // Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. -М.: Идея-Пресс, 2000. С. 78-84.

134. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. М.: Институт практической психологии - Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 448 с.

135. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания / Е.В. Улыбина. М.: Смысл, 2001.-263 с.

136. Ульяновский А., Ульяновская С. Психоделия на службе рекламного народа / А. Ульяновский, С. Ульяновская // Реклама и Жизнь. № 2. - 2001. - С. 83-89.

137. Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы / А.В. Ульяновский. СПб.: Питер, 2005. - 544 с.

138. Ухова Е. Решаем половые вопросы / Е. Ухова // Рекламный мир. 1999. -№ 9 (82). - С. 26.

139. Ученова В. Философия рекламы: Учебное пособие для студентов / В. Ученова. М.: Гелла-принт, 2003. - 199 с.

140. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы / В.В. Ученова, Н.В. Старых. СПб.: Питер, 2002. - 303 с.

141. Федотова JI.H. Социология массовой коммуникации / JT.H. Федотова. -СПб. и др.: Питер, 2003. 399 с.

142. Федотова JI.H. Социология рекламной коммуникации / JI.H. Федотова. -М.: Гардарики, 2002.-271 с.

143. Фейгенберг И.М. Видеть предвидеть - действовать / И.М. Фейгенберг. -М.: Знание, 1986.- 160 с.

144. Феофанов О. А. Реклама: Новые технологии в России: Учеб. пособие / О.А. Феофанов СПб.: Питер, 2003. - 376 с.

145. Феофанов О. США: реклама и общество / О. Феофанов. М.: Мысль, 1974.-262 с.

146. Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста: Учебно-практическое пособие / Л.Г. Фещенко. СПб.: Петербургский институт печати, 2003. - 232 с.

147. Хазагеров Г.Г. Персоносфера русской культуры / Г.Г. Хазагеров // Новый мир.-2002.-№ 1.-С. 133-145.

148. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 448с.

149. Хомчук-Черная Т. Виды взаимосвязи фотографии и текста в прессе / Т. Хомчук-Черная // Российская журналистика: смена приоритетов: Материалы научно-практической конференции. Воронеж, 1995. - С. 36-37.

150. Хомчук-Черная Т. Фотография в рекламе / Т. Хомчук-Черная // Современные СМИ: истоки, концепции, поэтика: Тезисы научно-практической конференции Воронеж, 1994. - С. 60-61.

151. Хомчук-Черная Т.Н. Фотография в рекламе / Т. Хомчук-Черная // Пресс-реклама: особенности и стили, язык, зрительные элементы, основы экономики. -Воронеж: Воронежский университет, 1996. С. 21-26.

152. Хоффер Э. Истинноверующий / Э. Хоффер. Мн.: ЕГУ, 2001. - 200 с.

153. Хренов Н. Мифология досуга / Н. Хренов. М.: Государствен, республиканец центр русск. фольклора, 1998.-448 с.

154. Хромов JI.H. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Настольная книга делового человека менеджера и бизнесмена / JI.H. Хромов. -Петрозаводск: АО Фолиум, 1994. - 312 с.

155. Ценев В. Психология рекламы (реклама, НЛП и 25-й кадр) / В. Ценев. -М.: Бератор, 2003.-200 с.

156. Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды / Э.В. Чепкина. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. -279 с.

157. Чукреева Н. Восприятие экранного изображения в зависимости от уровня мировоззрения / Н. Чукреева // Кино: методология исследования: Сб-к научных работ.-М.: ВГИК, 2001.-С. 127-146.

158. Шевченко Н. Чего они стоят и стоят ли они этого / Н. Шевченко // Рекламный мир. 2001. - № 7. - С. 28-29.

159. Шейгал Е.И. Политическая мифологема как средство социальной идентификации / Е.И. Шейгал // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности Воронеж: ВГУ, 2002. - 648 с.

160. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю.А. Шерковин. -М.: Мысль, 1973.-215 с.

161. Шидо К. Репрезентация женского и мужского образа в рекламном слогане. Тендерные стереотипы в рекламе / К. Шидо // Рекламные технологии. 2001. - № 5. - С. 15-19.

162. Ширков 10. Модель формирования массовых представлений / Ю. Ширков//Реклама и жизнь. 1999.-№ 11-12.-С. 63-67.

163. Ширков 10. Модель формирования массовых представлений. Часть II / Ю. Ширков // Реклама и жизнь. 2000. - № 13. - С. 28-33.

164. Школьник JI. Уроки рекламных королей / JT. Школьник. М.: Валент, 1998.-208 с.

165. Шуванов В.И. Психология рекламы / В.И. Шуванов. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-320 с.

166. Щеглов JI.M. Реклама стала менее мужской / JI.M. Щеглов // Рекламная мастерская. 1998. -№ 5. - С. 31-36.

167. Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе коммуникации / Е.С. Щелкунова. Воронеж: Родная речь, 2004. - 190 с.

168. Щукина JI.C. Проблема фактоидов в современной телевизионной рекламе / JI.C. Щукина // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. - С. 146-148.

169. Эйдинов А. Российская реклама от телки до тетки / А. Эйдинов // Реклама и жизнь. 2000. - № 2. - С. 27-36.

170. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М.: Академический Проект, 2000.-222 с.

171. Юдин С. Немного «клубнички»? / С. Юдин // Реклама. 1999. - № 4. - С.24.

172. Юрчак А. По следам женского образа (символическая работа нового рекламного дискурса) / А. Юрчак // Женщина и визуальные знаки. М.: Идея-Пресс, 2000.-С. 231-248.

173. Якимович А. Магическая вселенная: очерки по искусству, философии и литературе XX века/А. Якимович. М.: Галарт, 1995. - 132 с.

174. Alan A. Armer Directing television and film 2nd edition - California State University, Northridge - Wadsword Publishing Company Belmont, California - A Division of Wadsworth, Inc. - 1990. - 386 p.

175. The copybook. How 32 of the world's best advertising writers write their advertising. The Designers and Art Directors Association of the United Kingdom in collaboration with Rotovision SA: 2001. - 177 p.1. Интернет-источники

176. Аидрющеико E. Бренд «клеймо» для избранных / Е. Андрющенко. -(www.createbrand.ru/biblio/branding/kleimo.htrnl).

177. Бровкин Д. Я сам обманываться рад! Аналитическая психология К.-Г. Юнга и практика рекламы / Д. Бровкин // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 1999. - № 10-11. - (http: //www.lab.advertology.ru/fremarxiv.htm).

178. Лидерман Ю. Придурок как персонаж массовых коммуникаций / 10. Лидерман // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 1999. - № 10-11. - (http: // lab.advertology.ru/fremarxiv.htm).

179. Матвеева Л., Данилова А. Реклама: этнокультурный перекресток / Л. Матвеева, А. Данилова. (http: //www.advertology.ru/laboratoriy/arxiv/).

180. Осипов А. Нужны ли в рекламе люди? / А. Осипов. -(http://www.akarussia.ru/default.php?id=12&idl=l 144&pg=9)1. Словари и справочники

181. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Нико-люкина. -М.: Интелвак, 2001. 1600 стб.

182. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.