Формирование навыков эстрадного вокала: на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Свиридов, Павел Владимирович

  • Свиридов, Павел Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 169
Свиридов, Павел Владимирович. Формирование навыков эстрадного вокала: на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2014. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Свиридов, Павел Владимирович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретико-методологические проблемы формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях

1.1. Обзор зарубежных и отечественных исследований по проблеме формирования вокальных навыков

1.2. Обобщение научно-теоретического и методического опыта формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях

1.3. Разработка и обоснование методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях

Выводы по первой главе

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях

2.1. Организация опытно-экспериментального исследования

2.2. Оценка эффективности методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях

2.3. Рекомендации по повышению эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы Приложения

145

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование навыков эстрадного вокала: на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Традиционно эталонной считается техника пения, основанная на канонах классической вокальной школы. Базовыми критериями профессионального голосообразования выступают чистота певческого звука, его легкость, звонкость, полетность, тембровая насыщенность, четкость и разборчивость дикции. Одновременно с этим голос певца должен обладать достаточным уровнем мощности, ввиду необходимости озвучивания больших помещений (оперных и концертных залов) без использования какой-либо звукоусиливающей техники.

Высокие требования, предъявляемые к певческому голосу, делали профессию вокалиста-исполнителя (равно как и сам процесс воспитания певческого голоса) недоступными для широкого круга людей на протяжении нескольких столетий. Возникновение и интенсивное развитие в XX веке эстрадного вокального искусства сделало возможным выход на большую сцену певцов, не обладающих мощными голосами, а также позволило вывести вокальное искусство из узкой профессиональной сферы. Данное обстоятельство тесно связано с внедрением и популяризацией использования звукоусиливающей аппаратуры в процессе музыкального исполнительства, культивированием практики пения в микрофон.

Использование микрофона в процессе эстрадного вокального исполнительства позволило доносить до слушателей акустически негромкие певческие звуки. Это предопределило большое количество экспериментов среди джазовых и рок вокалистов по поиску новых вариантов звучания певческого голоса. Как правило, данные эксперименты заключались в попытках имитации звучания различных музыкальных инструментов посредством голосового аппарата. Так, джазовые вокалисты, подражая звукам трубы с сурдиной, первыми среди эстрадных исполнителей начали издавать необычные сиплые, хриплые и надрывные звуки. Эксперименты рок вокалистов по имитации голосом искаженного звучания электрогитар

V

# д ',{•''', > г ч' у -у;чЩ

привели к возникновению резких, кричащих и пронзительных певческих звуков. В результате данных экспериментов певческий арсенал исполнителей эстрадной вокальной музыки значительно расширился, представив собой яркую палитру звуков: тихих и громких, глухих и звонких, ровных и дрожащих, нежных и агрессивных. Впоследствии данные звуки послужили основой для создания множества певческих техник, ставших традиционными для исполнения эстрадной вокальной музыки различных стилей (джаз, поп, рок и т.п.).

То идеальное звучание, к которому можно и нужно стремиться при постановке оперного голоса, частично, а иногда и полностью отсутствует при возникновении стилистического многообразия эстрадной вокальной музыки. Так, в практике джазовых исполнителей распространено тихое пение с добавлением воздуха к певческому звуку, известное больше как «субтон». Для исполнителей рок-музыки характерно голосообразование с «металлом» в певческом звуке, а также использование различных вокальных эффектов. Исполнение поп-музыки связано с широкой вариативностью звучания голоса и использованием различных певческих техник.

В современных условиях занятия эстрадным вокалом приобрели широкую популярность: формирование навыков эстрадного вокала осуществляется на базе детских музыкальных школ, вокальных студий, музыкальных колледжей и институтов. Особенно востребованы уроки эстрадного вокала среди современной молодежи, посещаемые ими в рамках досуговой деятельности. Площадками для формирования навыков эстрадного вокала у молодежи выступают культурно-досуговые учреждения и центры дополнительного образования в сфере культуры и искусства. В отличие от работы или учебы посещение молодежью культурно-досуговых учреждений происходит на добровольной основе и мотивировано исключительно интересом, а также получением удовольствия в процессе образовательной и творческой деятельности.

В то же время существует ряд неразрешенных вопросов, связанных как с процессом формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях, так и с возможностями его реализации в практической деятельности.

В отличие от студентов музыкальных колледжей и институтов, обучающихся вокальному искусству профессионально, молодые люди, посещающие культурно-досуговые учреждения, как правило, не обладают начальной музыкальной подготовкой, необходимой для обучения пению по «традиционным» вокальным методикам. Наряду с этим процесс формирования вокальных навыков посредством традиционных методик тесно связан с погружением обучающихся в работу голосового аппарата и отдельных его частей. Для обучающихся вокальному искусству профессионально подобная практика является нормой. В условиях занятий эстрадным вокалом на базе культурно-досуговых учреждений подобная работа превращается для обучающихся в «рутинную»: возникает ситуация, при которой молодые люди не всегда понимают поставленных перед ними вокально-технических задач, часто не видят конечной цели своего обучения. В результате само вокальное исполнительство начинает представляться обучающимся чем-то очень сложным и практически недостижимым, а «процесс ради процесса» способствует постепенной потере интереса к занятиям эстрадным пением.

Одновременно с этим большинство молодых людей, обучающихся эстрадному вокалу в культурно-досуговых учреждениях, желают овладеть певческой техникой, характерной для исполнения музыки определенных стилей (джаз, поп, рок и т.п.). Однако современные исследования, посвященные методам воспитания певческого голоса, как правило, трактуют различия режимов звукообразования, характерных для исполнения джазовой, поп и рок музыки, как вариативность манер, не считая их особенностью певческой техники.

I '.Л, „ ' * , " ' > . ' 1 1 / I - '' ^ ( , ' I г \ с , >'

Таким образом, можно выделить противоречие между необходимостью организации процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи и недостаточной разработанностью теоретических и методических положений для его реализации в условиях культурно-досуговых учреждений.

В зарубежной и отечественной научной, методической и педагогической литературе содержится большое количество материалов и исследований по проблемам, связанным с постановкой певческого голоса. Так, теоретические и практические рекомендации по воспитанию певческого голоса представлены в работах 3. И. Аникеевой, П. В. Голубева, О. В. Далецкого, Л. Б. Дмитриева, Д. Г. Евтушенко, В. В. Емельянова, И. О. Исаевой, Н. М. Малышевой, В. П. Морозова, X. Пеглера, И. П. Прянишникова, С. Риггза, М. Рэндельмана, М. Э. Фейгина, Р. Л. Фишкина, П. Харриса, О. Ф. Шульпякова, А. С. Яковлевой.

В работах А. П. Иванова, К. Линклейтер, В. М. Луканина, А. Г. Манабени, В. П. Морозова, Д. Мюррея, П. А. Органова, Л. Д. Работнова, Дж. Чапман, С. П. Юдина, В. И. Юшманова, Е. Р. Янсена отражены особенности функционирования, методы и принципы постановки певческого дыхания (голосообразования «на опоре»). В исследованиях Д. Л. Аспелунда, А. М. Вербова, Дж. Дэвидса, Н. Б. Гонтаренко, И. Грекова, В. В. Емельянова, М. Р. Кларка, В. Кристи, В. П. Морозова, И. К. Назаренко, В. Н. Прокопьева, Дж. Рассела, С. Робэна, Л. В. Романовой, Дж. Сильвермана, Е. Шмидта, Р. Юссона содержатся теоретические и практические рекомендации по формированию навыков свободного голосообразования (освобождению мышц гортани), достижению естественности звукообразования, резонанса в пении.

Особенности работы над чистотой певческой интонации представлены в работах О. Кука, С. М. Майкапара, Б. Макдональда, В. П. Морозова. Принципы функционирования артикуляционного аппарата в процессе голосообразования отражены в исследованиях В. Д. Аракина, Н. И. Жинкина, Л. Р. Зиндлера, С. В. Кодзасова, А. М. Кузнецовой, И. М. Логиновой, Дж.

*

ЩШШШШШШВШШШ:

^ ^ * , „ ( " ( ' ' * ' ' ' ^ ' ,» ' I 1 ' ? „ „ •> 1 ' | * # "

Маккини, Е. Н. Малютина, С. Т. Никольской, П. Ю. Розенцвейга, В. Н. Сорокина, Г. П. Торсуева, Н. С. Трубецкого, Г. Фанта, Дж. Фланагана.

Проведенный анализ перечисленных исследований позволил сделать вывод о том, что теоретические и методические положения, направленные на формирование навыков эстрадного вокала у молодых людей без начальной музыкальной подготовки, недостаточно разработаны. Одновременно с этим практически отсутствуют исследования, посвященные методам формирования у обучающихся эстрадному пению режимов звукообразования, характерных для исполнения вокальной музыки различных стилей (джаз, поп, рок и т.п.).

Вышесказанное позволило сформулировать научную проблему исследования: каковы условия, структура, содержание и продуктивность процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

Актуальность обозначенной проблемы, ее теоретическая и методическая неразработанность определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях)».

Объект исследования: вокальная подготовка молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

Предмет исследования: процесс формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях будет наиболее продуктивным, если: - обобщить передовой зарубежный и отечественный опыт постановки

певческого голоса с точки зрения специфики процесса формирования

навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях;

- выявить необходимые и достаточные условия эффективности процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях;

- разработать и внедрить методику формирования навыков эстрадного вокала с включенной в неё системой упражнений по овладению режимами звукообразования (способами пения), характерными для исполнения современной музыки различных стилей (джаз, поп, рок и т.п.);

- осуществить комплексную критериально-уровневую диагностику эффективности разработанной методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

Задачи исследования:

1. Выявить специфику процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

2. Определить условия повышения эффективности процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

3. Экспериментально проверить методику формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях и сформулировать рекомендации по построению, организации и проведению индивидуальных занятий с обучающимися.

4. Разработать критериально-уровневую систему оценки сформированности навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях и определить эффективность предложенной методики путем сравнительного анализа индивидуальных достижений обучающимися на каждом из этапов опытно-экспериментального исследования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы ученых, педагогов и музыкантов, в которых:

- отражены особенности досуга молодежи, его специфика, принципы,

структурные компоненты (А. Г. Аванесов, Д. В. Безлатный, И. В. Бестужев-Лада, А. И. Вишняк, И. В. Воробьева, М. К. Горшков, Е. И. Григорьева, Б. А. Грушин, А. Д. Демченко, И. Н. Дубинина, В. 3. Дуликов, И. Н. Ерошенков, А. Д. Жарков, А. С. Запесоцкий, А. В. Каменец, Т. Г. Киселева, В. К. Крючек, Б. Г. Мосапев, В. Н. Наумчик, В. Е. Новаторов, Г. Н. Новикова, Ю. А. Стрельцов, В. М. Чижиков);

- изложены методы по воспитанию певческого голоса (А. М. Вербов, Л. Б. Дмитриев, В. М. Луканин, Н. М. Малышева, В. П. Морозов, И. К. Назаренко, Г. П. Стулова, В. И. Юшманов, Р. Юссон);

- представлены вокально-методические комплексы по формированию навыков эстрадного вокала (С. Бонин, М. И. Егорычева, И. О. Исаева, А. Карягина, Ю. Г. Кинус, О. Я. Клипп, В. И. Коробка, Б. Л. Купер, Б. Мартин, О. Л. Монд, Дж. Патон, Дж. Поттер, С. Риггз, Б. Роуз, К. Садолин, И. В. Сахнова, Б. Столов, У. Фрайдволд, Т. Хэмсли);

- сформулированы основные особенности произношения поэтического текста музыкальных произведений (Дж. Ботум, Д. Лусиа, К. Лэйбоф, Д. Фрэйзер, М. Хэнкок).

Методы исследования: анализ зарубежной и отечественной литературы по теме исследования с последующим ее обобщением; анкетирование; наблюдение за обучающимися экспериментальных и контрольных групп с целью выявления эффективности разработанной методики в процессе формирования навыков эстрадного вокала; оценка уровней сформированности навыков эстрадного вокала у обучающихся по трехбалльной системе; метод экспертных оценок. Теоретическая значимость:

- расширены имеющиеся теоретические представления об особенностях и сущности процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях;

- уточнено и дополнено содержание понятия «навыки эстрадного вокала»,

; что расширяет понятийный аппарат теории музыкального образования;

*! . . . ■ ■

Ц I / , г * > , I ' < ( * м I 11

- разработана методика, дающая теоретические основания для дальнейшего развития системы формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях, других образовательных организациях, осуществляющих подготовку вокалистов по программам дополнительного, профессионального среднего и высшего образования.

Научная новизна:

- обобщен и систематизирован научно-теоретический и методический опыт формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях;

- разработана и апробирована методика формирования навыков эстрадного вокала, представляющая собой последовательную систему действий и операций по овладению базовыми приемами и способами пения; сформулированы рекомендации по построению и организации индивидуальных вокальных занятий;

- предложена критериально-уровневая система оценки сформированности навыков эстрадного вокала, обеспечивающая новый подход к процессу диагностики певческих голосов молодых людей в культурно-досуговых учреждениях;

- выявлены условия, повышающие эффективность процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях, среди которых особую значимость имеют: использование простых по структуре упражнений, каждое из которых направлено на решение одной вокально-технической задачи; предельная концентрация внимания обучающихся при выполнении вокально-технических задач; выбор песенного материала на основе индивидуальных предпочтений обучающихся и в соответствии с их вокально-техническим уровнем; объединение обучающихся в группы с целью проведения групповых вокальных занятий.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и

проверке в условиях образовательной практики методики формирования

Ь , 4 ''

навыков эстрадного вокала, позволяющей молодым людям без начальной музыкальной подготовки овладеть навыками пения, характерными для исполнения современной вокальной музыки различных стилей (джаз, поп, рок и т.п.). Сформулирован перечень рекомендаций для педагогов по повышению эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

Материалы исследования, апробированные в условиях досуговых учреждений, могут быть использованы в процессе занятий эстрадным вокалом с молодыми людьми без начальной музыкальной подготовки на базе учреждений дополнительного образования (вокальных школах и студиях, культурных центрах), в рамках педагогической деятельности преподавателей эстрадного вокала, а также при планировании и организации образовательного процесса в системе культурно-досуговых учреждений.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2009 по 2014 годы и осуществлялось в три этапа.

На первом, констатирующем этапе (2009-2010 г.г.) проводился обзор зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования; обоснование актуальности, формулирование цели, задач, гипотезы исследования; разработка критериально-уровневой системы оценки сформированности навыков эстрадного вокала у обучающихся; разработка и обоснование методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

На втором, формирующем этапе (2010-2013 г.г.) осуществлялась экспериментальная работа: формирование навыков эстрадного вокала у обучающихся экспериментальных групп на основе разработанной методики.

На третьем, контрольном этапе (2013-2014 г.г.) проводилось обобщение и статистический анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы; формулирование рекомендаций по повышению эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях, выполнение публикаций по теме исследования.

а

Достоверность результатов определяется обоснованностью исходных положений, сформулированных в ходе обобщения научно-теоретического и методического опыта формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях; применением комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования; подтверждением гипотезы результатами опытно-экспериментального исследования.

База исследования. Исследование проводилось на базе культурно-досуговых учреждений города Тулы: молодежного клуба «Радуга» и театра-студии «Эксперимент». Для участия в экспериментальной работе было задействовано 64 человека.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по нескольким направлениям: 1) в процессе экспериментальной работы по формированию навыков эстрадного вокала у молодых людей в условиях молодежного клуба «Радуга» и театра-студии «Эксперимент» города Тулы (2010-2013); 2) основные положения и теоретические выводы исследования докладывались на международных научно-практических конференциях: II Международная научно-практическая конференция «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике» (Чебоксары, 2014), II Международная научно-практическая конференция «Современное образование в России и за рубежом» (Чебоксары, 2014), Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития науки и образования» (Москва, 2014), II Международная научно-практическая конференция «Инновационные тенденции развития системы образования» (Чебоксары, 2014), II Международная научно-практическая конференция «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» (Чебоксары, 2014), XIX Международная научно-практическая конференция «Новые педагогические технологии» (Москва, 2014); 3) посредством публикаций результатов исследования в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях - это процесс, направленный на выработку у обучающихся вокально-технических (понимаемых как автоматизированные мышечные движения, обеспечивающие правильное функционирование голосового аппарата и отдельных его частей в процессе пения) и художественно-исполнительских навыков (сформированная способность обучающихся передавать чувства и эмоции в процессе пения, а также владение режимами звукообразования, характерными для различных стилей эстрадной вокальной музыки), реализуемый посредством комплекса упражнений и методов прямого (локального) и косвенного (опосредованного) воздействия на обучающихся.

2. Методика формирования навыков эстрадного вокала включает комплекс вокальных упражнений, направленных на выработку у обучающихся базовых приемов (открытое горло; поддержка; свободная челюсть, губы и язык) и способов пения (нейтральный - придыхательный или ясный, используется в джазовой и поп-музыке; кёрбинг - плачущий и «стонущий», используется в стилях соул и ритм-энд-блюз; овердрайв - громкий и кричащий, используется в рок-музыке; белтинг - резкий и пронзительный, используется в стилях хэви-металл и госпел). Реализация содержательных механизмов разработанной методики осуществляется в соответствии с системой принципов (безопасного голосообразования; последовательности и постепенности; универсальности методов; эмоционально-позитивного настроя обучающихся; самостоятельности художественного выбора) и совокупностью вокально-педагогических методов (установок; воображений и представлений; подражания и звукоимитации; визуализации), совместно обеспечивающих продуктивность и действенность образовательного процесса по формированию навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

3. Структурированная система критериев (свобода голосообразования;

ровность дыхания; свобода артикуляции; чистота интонации; владение стилем эстрадной вокальной музыки), показателей (легкость и полетность певческого звука; ровность голосообразования; естественность и разборчивость певческой речи; владение режимами звукообразования) и уровней (высокий; средний; низкий) позволяет объективизировать процесс критериально-уровневой диагностики и оценки качества сформированности навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях. 4. Степень эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях находится в зависимости от: особенностей выбора и реализации вокальных упражнений (простая структура упражнений; нацеленность на решение одной вокально-технической задачи единовременно), песенного материала (руководствуясь индивидуальными предпочтениями обучающихся и с учетом их вокально-технического уровня), объединения обучающихся в группы для проведения групповых вокальных занятий (подобная практика способствует осуществлению взаимной помощи и поддержки между обучающимися в процессе совместного пения, преодолению страхов и психологических барьеров, связанных с выступлением на сцене, творческому и исполнительскому самоопределению молодых людей, формированию навыков ансамблевого пения).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, указываются методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, этапы исследования, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические проблемы формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях» представлен обзор научной, методической и педагогической литературы, который позволил проанализировать особенности процесса

постановки певческого голоса в различные эпохи в хронологической последовательности; определены основные этапы становления и развития эстрадного вокального исполнительства; отражены теоретические и методические положения популярных зарубежных и отечественных вокальных методик и школ; выполнено обобщение научно-теоретического и методического опыта формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях (определены структурные компоненты процесса постановки певческого голоса); представлены разработка и обоснование методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях» отражены этапы и задачи опытно-экспериментального исследования; изложена критериально-уровневая система оценки сформированности навыков эстрадного вокала; представлен сравнительный анализ результатов, полученных обучающимися экспериментальных и контрольных групп в ходе проведения опытно-экспериментального исследования; проведена оценка эффективности разработанной методики; составлены рекомендации по повышению эффективности процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

В заключении диссертации изложены основные выводы исследования.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА У МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Обзор зарубежных и отечественных исследований по проблеме формирования вокальных навыков

Обзор научной, методической и педагогической литературы по теме исследования показывает, что проблемы, связанные с формированием вокальных навыков, вызывали и вызывают повышенный интерес среди ученых, педагогов и певцов во все времена и эпохи. Данное обстоятельство позволяет проанализировать взгляды авторов исследований на проблемы формирования вокальных навыков и рассмотреть методы их работы по воспитанию певческого голоса в различные эпохи в хронологической последовательности.

Человеческий голос является уникальным инструментом, владение которым доступно практически каждому здоровому человеку в качестве средства коммуникации. Звучание голоса характеризуется наличием интонации, тембра, динамики, эмоционального насыщения и вербальной составляющей. Функция голоса как средства коммуникации состоит в передаче разнообразной информации в процессе взаимодействия людей. В сравнении с другими способами передачи информации (с помощью мимики, жестов) голосовая коммуникация использует «очень мощный и гибкий инструмент человеческого языка» [60, с. 17].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Свиридов, Павел Владимирович, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г. А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос Пресс, 2005. - 431 с.

3. Андгуладзе, Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства [Текст] / Н. Ангуладзе. - М. : Аграф, 2003. - 240 с.

4. Аникеева, 3. И, Как развить певческий голос [Текст] / 3. И. Аникеева, Ф. М. Аникеев ; отв. ред. Д. И. Тарасов. - Кишинёв : Штиинца, 1981. - 120 с.

5. Анохин, 77. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин ; худож. А. Э. Казаченко. - М. : Медицина, 1975. - 225 с. : ил.

6. Аракин, В. Д. Сравнительная типология английского и русского языков [Текст] / В. Д. Аракин. - М. : Физматлит, 2005. - 232 с.

7. Арнольд, Ю. К. Теория древнерусского церковного и народного пения [Текст] / Ю. К. Арнольд. - М. : Православное обозрение, 1880. - 188 с.

8. Аспелунд, Д. Л. Развитие певца и его и его голоса [Текст] / Д. Л. Аспелунд. - М. : Музгиз, 1952. - 192 с.

9. Багадуров, В, А. Очерки по истории вокальной методологии [Текст] / В. А. Багадуров. - М. : Музыкальный сектор, 1929. - 248 с.

10. Безлатный, Д. В. Под прицелом: молодежь в современной России [Текст] / Д. В. Безлатный. - М. : ООО «Ваш полиграфический партнер», 2011.-284 с.

11. Белянин, В. 77. Психолингвистика [Текст] / В. П. Белянин. - М. : Флинта, 2004. - 232 с.

12. Бестужев-Лада, И. В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи [Текст] / И. В. Бестужев-Лада. - М. : Политиздат, 1984. - 207 с.

13. Боэций. Наставления к музыке [Текст] : Антология педагогической мысли и христианства Средневековья : пособие для учащ. пед. колледжей и студ. вузов / Сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. -М. : Аспект-пресс, 1994. С. 235-242.

14. Варламов, А. Е. Полная школа пения [Текст] : учеб. пособие / А. Е. Варламов. - 3-е изд., испр. - СПб. : Лань, 2008. - 120 с.

15. Вербов, А. М. Техника постановки голоса [Текст] / А. М. Вербов. - М. : Музгиз, 1961. -51 с.

16. Вишняк, А. И. Культура молодежного досуга [Текст] / А.И. Вишняк, В. И. Тарасенко. - Киев : Высшая школа, 2001. - 53 с.

17. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность [Текст] : учеб. -метод, комплекс / И. В. Воробьева. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.

18. Гальперин, 77. Я. Введение в психологию [Текст] : учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. - М. : Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.

19. Глинка, М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио [Текст] / М. И. Глинка ; под общ. ред. И. К. Назаренко. - М.: Музгиз, 1951. - 58 с.

20. Глубоковский, М. Н. Гигиена голоса. Для артистов, учителей, любителей пения, ораторов и проповедников [Текст] / М. Н. Голубовский. - М.: Либроком, 2012. -130 с.

21. Голубева, Э. А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б. М. Теплова [Текст] / Э. А. Голубева. - Дубна : Феникс, 1997. -189 с.

22. Голубев, П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам [Текст] / П. В. Голубев. - М.: Музгиз, 1956. - 104 с.

23. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст] / Н. Б. Гонтаренко. - 3-е изд. - Ростов на Дону : Феникс, 2007. -155 с.

25. Греков, И. Резонанс [Текст] / И. Греков ; под ред. академика А. И. Берга. -JI. : Госэнергоиздат, 1952. - 106 с.

26. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст] : учеб. издание / Е. И. Григорьева. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Державина, 2002. - 284 с.

27. Грушин, Б. А. Творческий потенциал свободного времени [Текст] / Б. Грушин. -М. : Профиздат, 1990. - 153 с.

28. Далецкий, О. В. Школа пения. Из опыта педагога [Текст] : учеб. пособие / О. В. Далецкий ; ред. Г. В. Макарова. - М. : Москва, 2007. - 158 с.

29. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Текст] / В. И. Даль. - 3-е изд. испр., под ред. проф. И. А. Бодуэна-де-Крутенэ. - М. : Издание т-ва М. О. Вольф, 1907. - 1782 с.

30. Дейша-Сионицкая, М. Пение в ощущениях [Текст] / М. Дейша-Сионицкая. - М. : Музыкальный сектор, 1926. - 31 с.

31. Демченко, А. Д. Возможности российского досуга [Текст] / А. Д. Демченко // Клуб. - 1996. - Вып. 7. - С. 10-13.

32. Демченко, А. Д. Вокальные игры с детьми [Текст] / А. Д. Демченко. -М. : Тип. Россельхозакадемии, 2000. - 72 с.

33. Дмитриев, JI. Б. Основы вокальной методики [Текст] / JI. Б. Дмитриев ; худож. Н. Фролов. - М. : Музыка, 1968. - 677 с. : ил.

34. Дмитриев, JI. Б. Подготовка певцов в Италии для оперной сцены [Текст] / JI. Б. Дмитриев. - М. : Музыка, 1982. - 102 с.

35. Дмитриев, JI. Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: диалоги о технике пения [Текст] / Л. Б. Дмитриев ; общ. ред. и вступ. ст. А. Яковлевой ; худож. А. Н. Ланцов. - М. : Москва, 2002. - 188 с. : ил.

36. Додонов, A. M. Руководство к правильной постановке голоса, развитию и укреплению голосовых органов и изучению искусства пения [Текст] / А. М. Додонов. - М. : Изд-во Юргенсона, 1908. - 110 с.

37. Дубина, И. Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций [Текст] / И. Н. Дубина ; худож. В. И. Шумаков. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2000. - 192 с. : ил.

38. Ду,ликов, В. 3. Социально-культурная работа за рубежом [Текст] : учеб. пособие / В. 3. Дуликов. - М. : МГУКИ, 2003. - 68 с.

39. Дюпре, Ж. Искусство пения [Текст] / Ж. Дюпре. - М. : Музгиз, 1955. -286 с.

40. Евтушенко, Д. Г. Вопросы вокальной педагогики. Статьи и очерки [Текст] / Д. Г. Евтушенко. - М. : Музыка, 1967. - 151 с.

41. Егорычева, М. И. Упражнения для развития вокальной техники [Текст] / М. И. Егорычева ; худож. А. В. Белых. - Киев : Музична Украина, 1980. -117 с. : ил.

42. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В. В. Емельянов. - СПб. : Лань, 2010. - 192 с.

43. Ерошенков, И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях [Текст] / И. Н. Ерошенков. - М. : НГИК, 2004. - 280 с.

44. Жак-Далъкроз, Э. Ритм [Текст] / Э. Жак-Далькроз. - М. : Классика-ХХ1, 2001.-248 с.

45. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А. Д. Жарков. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Изд-во МГУК, 2002. - 288 с.

46. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Изд-во АПН, 1958.-1104 с.

47. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин ; худож. Н. П. Фролов. - М. : Наука, 1982. - 159 с. : ил.

48. Запесоцкий, А. С. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений [Текст] / А. С. Запесоцкий, А. П. Файн. - М. : Профиздат, 1990. - 223 с.

49. Заседателев, Ф. Ф. Научные основы постановки голоса [Текст] / Ф. Ф. Заседателев. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 120 с.

50. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика [Текст] : учеб. пособие / Л. Р. Зиндлер. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 1979. - 312 с.

51. Иванов, А. 77. Искусство пения [Текст] / А. П. Иванов. - М. : Голос-Пресс, 2008. - 224 с.

52. Исаева, И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей [Текст] / И. О. Исаева. - СПб. : Астрель, 2007. - 320 с.

53. Каменец, А. В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях [Текст] : метод, пособие / А. В. Каменец. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АПРИКиТ, 2004. - 35 с.

54. Карузо, Э. Как нужно петь [Текст] / Э. Карузо // Театральная газета. -1914. № 16-18.

55. Карягина, А. Джазовый вокал: Практическое пособие для начинающих [Текст] / А. Карягина. - СПб. : Лань, 2008. - 48 с.

56. Кинус, Ю. Г. Джаз: Истоки и развитие [Текст] : учеб. пособие / Ю. Г. Кинус. - Ростов на Дону : Феникс, 2011. - 496 с.

57. Киселева, Т. Г. Социально культурная деятельность [Текст] : учеб. пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с.

58. Клипп, О. Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. Я. Клипп. - М., 2003. -120 с.

59. Коваль, Л. М. Интегративный подход к обучению эстрадных певцов (на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза) [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. М. Коваль. -М., 2013. -29 с.

60. Кодзасов, С. В. Общая фонетика [Текст] : учеб. издание / С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова ; худож. М. К. Гуров - М. : Изд. центр РГГУ, 2001.-592 с. :ил.

61. Компанейский, Н. И. О стиле церковных песнопений [Текст] / Н. И. Кампанейский//Русская музыкальная газета. -1901.-С. 38.

62. Коробка, В. И. Вокал в популярной музыке: Методическое пособие для руководителей самодеятельных эстрадно-музыкальных коллективов [Текст] / В. И. Коробка ; худож. С. Жицкип. - М. : ВААП-ИНФОРМ, 1989. - 45 с.: ил.

63. Кочнева, И. Вокальный словарь [Текст] / И. Кочнева, А. Яковлева. - 2-е изд. - JI.: Музыка, 1988. - 70 с.

64. Кржижановский, К. И. Вокальное искусство [Текст] / К. И. Кржижановский. - М.: Гор. типография, 1909. - 304 с.

65. Крунтяева, Т. С. Словарь иностранных музыкальных терминов [Текст] / Т.С. Крунтяева, Н. В. Молокова. - 7-е изд. - Л.: Музыка, 1988. - 136 с.

66. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика [Текст] / В. В. Крюкова. - М. : Феникс, 2002. - 288 с.

67. Крючек, В. К Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками: Методические указания для преподавателей и студентов специальности «Социально-культурная деятельность» [Текст] / В. К. Крючек. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. - 24 с.

68. Кузнецова, А, М. Изменение гласных под влиянием соседних мягких согласных [Текст] / А. М. Кузнецова. - М.: Наука, 1965. - 80 с.

69. Культурно-досуговая деятельность [Текст] : учебник / Т. Г. Васильева [и др.] ; под ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. -М. :МГУК, 1998.-461 с.

70. Кыргыс, 3. К Тувинское горловое пение. Этномузыковедческое исследование [Текст] / 3. К. Кыргыс. - Новосибирск : Наука, 2002. - 236 с.

71. Ламперти, Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам [Текст] : учеб. пособие / Ф. Ламперти. - 2-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2009. - 192 с.

72. Лаури-Волъпи, Д. Вокальные параллели [Текст] / Д. Лаури-Вольпи ; пер. с ит. Ю. Н. Ильина. - Л.: Музыка, 1972. - 243 с.

73. Левидов, И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии [Текст] / И. И. Левидов. - Л. : Искусство, 1939. - 254 с.

74. Логинова, И. М. Описание фонетики русского языка как иностранного (вокализм и ударение) [Текст] / И. М. Логинова. - М. : РУДН, 1992. - 158 с.

75. Луканин, В. М. Обучение и воспитание молодого певца [Текст] / В. М. Луканин ; сост. Е. Е. Нестеренко ; худож. А. М. Макаров. - Л. : Музыка, 1977.-89 с. :ил.

76. Лусиа, Д. Как петь по-американски. Правильное произношение для вокалистов, поющих джаз, рок, ритм-энд-блюз и т.д. [Текст] / Д. Лусиа. -М.: Изд-во Смолин К.О., 2010. - 56 с.

77. Майкапар, С. М. Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития [Текст] / учеб. пособие / С. М. Майкапар. - М. : Типо-литография "Русского Товарищества печатного и издательского дела", 1900. - 130 с.

78. Максимов, И. Фониатрия [Текст] / И. Максимов ; пер. с болгар. В. Д. Сухарева. - М.: Медицина, 1987. - 288 с.

79. Малышева, Н. М. О пении [Текст] : методическое пособие / Н. М. Малышева. - М.: Советский композитор, 1988. - 137 с.

80. Малютин, Е. Н. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса [Текст] / Е. Н. Малютин. - Орел : 1924. - 15 с.

81. Маркуорт, Л. Самоучитель по пению [Текст] / Л. Маркуорт. - М. : Астрель, 2007. - 160 с.

82. Менабени, А. Г. Вокально-педагогические знания и умения [Текст] / А. Г. Манабени. - М.: Прометей, 1995. - 30 с.

83. Монд, О.-Л. Л. Теоретико-методологические аспекты подготовки вокалиста (на материале учебной работы с исполнителями современного музыкального спектакля) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / O.-JI. JI. Монд. -М., 2010.-192 с.

84. Морозов, В. 77. Биофизические основы вокальной речи [Текст] / В. П. Морозов. - JI.: Наука, 1977. - 232 с.

85. Морозов, В. 77. Вокальный слух и голос [Текст] / В. П. Морозов. - М. : Музыка, 1965. - 85 с.

86. Морозов, В. 77. Занимательная биоакустика [Текст] / В. П. Морозов ; предисл. Е. М. Крепса ; худож. В. И. Пантелеев. - 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Знание, 1987.-208 с.: ил.

87. Морозов, В. 77. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация [Текст] / В. П. Морозов. - М. : ИП РАН, 1998. - 189 с.

88. Морозов, В. 77. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] : учебно-методологич. издание для вокалистов / В. П. Морозов. - М.: ИП РАН, 2002. - 496 с.

89. Морозов, В. 77. Тайны вокальной речи [Текст] / В. П. Морозов. - Л. : Наука, 1967.-204 с.

90. Морозов, В. 77. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы [Текст] / В. П. Морозов // Художественный тип человека. Комплексные исследования. -

1994.-С. 86-102.

91. Морозов, В. 77. Об особенностях спектра голоса певцов разных жанров [Текст] / В. П. Морозов, Ю. М. Кузнецов, А. В. Харуто // Труды Академии информатизации. - 1995. - С. 147-156.

92. Мосалев, Б. Г. Досуг: Методология и методика социологических исследований [Текст] : учеб. пособие / Б. Г. Мосалев. - М. : Изд-во МГУК,

1995.-96 с.

93. Назаренко, И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения [Текст] : хрестоматия / И. К.

94. Немое, Р. С. Психология [Текст] : в 3 кн. / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 1995-2003. - Кн. 1 : Общие основы психологии. - М. : ВЛАДОС, 2003. -688 с.

95. Никольская, С. Т. Техника речи: Методические рекомендации и упражнения для лекторов [Текст] / С. Т. Никольская. - М. : Знание, 1978. -80 с.

96. Ниссен-Саломан, Г. Полная школа пения [Текст] / Г. Ниссен-Саломан. -СПб. : Изд-во Бесселя, 1881. - 114 с.

97. Новаторов, В. Е. Организаторы досуга [Текст] / В. Е. Новаторов. - М. : Современная Россия, 1997. - 62 с.

98. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности [Текст] : учеб. пособие / Г. Н. Новикова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МГУКИ, 2010.- 158 с.

99. Огородное, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе [Текст] / Д. Е. Огороднов. - 3-е изд. - Киев : «Музична Украйина», 1989. - 164 с.

100. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 3840 с.

101. Органов, П. А. Певческий голос и методика его постановки [Текст] / П. А. Органов. - М. : Гос. муз. изд-во, 1951. - 136 с.

102. Паваротти, Л. Мой мир [Текст] / Л. Паваротти, У. Райт. - М. : ВАГРИУС, 1997.- 144 с.

103. Павлов, И. 77. Рефлекс свободы [Текст] / И. П. Павлов. - СПб. : Питер, 2001.-432 с.

104. Пекерская, Е. М. Вокальный букварь [Текст] / Е. М. Пекерская. - М. : Музыка, 1996. - 94 с.

106. Прокопъев, В. Н. Как стать певцом и сделать карьеру [Текст] / В. Н. Прокопьев. - СПб. : Русская графика, 2000. - 175 с.

107. Прянишников, И. 77. Советы обучающимся пению [Текст] : учеб. пособие / И. П. Прянишников - СПб. : Лань, 2013. - 144 с.

108. Работное, Л. Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов [Текст] / Л. Д. Работнов. - М. : Музгиз, 1932. - 160 с.

109. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст] / В. Г. Ражников. -М. : ЦАПИ, 1989. - 141 с.

110. Рассел, Д. Резонансная теория пения [Текст] / Д. Рассел. - М. : Изд-во «Книга по требованию», 2012. - 58 с.

111. Риггз, С. Пойте как звезды [Текст] / С. Риггз ; сост. и ред. Дж. Д. Каррателло ; пер. с англ. О. Н. Ильиной и А. Н. Ильиной ; худож. Е. Дьяченко. - СПб.: Питер, 2007. - 120 с.: ил.

112. Розенцвейг, 77. Ю. О языковых контактах. Русская грамматика. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология [Текст] / П. Ю. Розенцвейг. - М. : Наука, 1980. - 762 с.

113. Риман, Г. Акустика с точки зрения музыкальной науки [Текст] / Г. Риман ; пер. с нем. Н. Кашкина. - М. : типо-лит. К. Александрова, 1898. -146 с.

114. Робэн, С. Техника пения и единый метод постановки голоса [Текст] / С. Робэн.-Л.: 1925.-52 с.

115. Ровнер, В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано [Ноты] / В. Ровнер. - СПб. : Нота, 2006. - 28 е., 15 упр.

116. Романова, Л. В. Школа эстрадного вокала [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Романова. - СПб.: Лань, 2007. - 40 с.

117. Рудин, JI. Б. Основы голосоведения [Текст] : учеб. пособие для студ. / Л. Б. Рудин. - М. : Граница, 2009. - 104 с.

118. Руффо, Т. Парабола моей жизни [Текст] / Т. Руффо ; пер. с ит. и вступ. ст. А. Бушен. - 2-е изд. - М. : Музыка, 1990. - 256 с.

119. Савенко, Е. В. Истоки вокальной педагогики [Электронный ресурс] / Е. В. Савенко, О. Г. Савенко. - Режим доступа: http://scilance.c0m/library/b00k/41965

120. Сахнова, И, В. Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Сахнова. - М., 2008. - 238 с.

121. Свиридов, 77. В. Критерии и уровни сформированности вокальных навыков у молодежи (на материалах работы в молодежно-досуговых учреждениях) [Текст] / П. В. Свиридов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2014. - № 8 (46) : в 2-х ч., ч. 1. - Тамбов : Изд-во Грамота. - С. 146-148. - Библиогр.: 11 назв.

122. Свиридов, 77. В. Методика формирования вокального эффекта дисторшн у молодых людей в процессе обучения эстрадному пению на базе молодежно-досуговых учреждений [Текст] / П. В. Свиридов // Инновационные тенденции развития системы образования: сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - Чебоксары : Изд-во ЦНС «Интерактив Плюс». - С. 237-238.

123. Свиридов, 77. В. Методика формирования вокальных навыков у молодежи (на материалах работы в молодежно-досуговых учреждениях) [Текст] / П. В. Свиридов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 8 (46) : в 2-х ч., ч. 2. - Тамбов : Изд-во Грамота. - С. 153-155. - Библиогр.: 8 назв.

124. Свиридов, 77. В. Методика формирования вокальных эффектов гроул, раттл и скрим у молодых людей в процессе обучения эстрадному пению на

базе молодежно-досуговых учреждений [Текст] / П. В. Свиридов // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - Чебоксары : Изд-во ЦНС «Интерактив Плюс». - С. 284-285.

125. Свиридов, 77. В. Особенности формирования вокальных навыков у молодежи в процессе обучения эстрадному пению на базе молодежно-досуговых учреждений [Текст] / П. В. Свиридов // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - Чебоксары : Изд-во ЦНС «Интерактив Плюс». -С. 285-286.

126. Свиридов, 77. В. Особенности формирования певческих навыков у молодежи в условиях культурно-досуговых учреждений в свете тенденций современного эстрадного вокального исполнительства [Текст] / П. В. Свиридов // Перспективы развития науки и образования: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - М. : Изд-во Ар-Консалт. - С. 7071.

127. Свиридов, 77. В. Различия педагогических подходов при формировании навыков академического и эстрадного пения [Текст] / П. В. Свиридов // Новые педагогические технологии: сборник статей XIX Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - М.: Изд-во Спутник+. - С. 72-74.

128. Свиридов, 77. В. Рекомендации по повышению эффективности процесса формирования вокальных навыков у молодежи (на материалах работы в молодежно-досуговых учреждениях) [Текст] / П. В. Свиридов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. -№ 9 (47) : в 2-х ч., ч. 1. - Тамбов : Изд-во Грамота. - С. 139-141.

129. Свиридов, 77. В. Рекомендации по формированию вокальных эффектов у молодых людей в процессе обучения эстрадному пению на базе молодежно-досуговых учреждений [Текст] / П. В. Свиридов // Современное образование в России и за рубежом: сборник статей II

1 г».'ДЧп'У s", v' »*„ !>v V мг' >

t, t ^'"f V> V- , i v,:

t> ,vm ••5 -v. j^/.-{С'У;7 ^ 'г

..и . ■ ■

I

Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - Чебоксары : Изд-во ЦНС «Интерактив Плюс». - С. 86-88.

130. Свиридов, П. В. Специфика современного эстрадного вокального исполнительства и особенности постановки певческого голоса [Текст] / П. В. Свиридов // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. -Чебоксары : Изд-во ЦНС «Интерактив Плюс». - С. 38-40.

131. Серебрякова, Е. А. Индивидуально-групповая форма вокальной подготовки студентов музыкальных факультетов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Серебрякова. - М., 2005. - 205 с.

132. Сеченов, И. М. Физиология нервной системы [Текст] / И. М. Сеченов ; ред. и послесл. X. С. Коштоянца. - М. : Изд-во АН СССР, 1956. - 944 с. -(Избранные произведения : в 2 т. / И. М. Сеченов ; т. 2).

133. Сидорова, М. Б. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. Б. Сидорова. - М., 2005. - 203 с.

134. Силантьева, И. И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве [Текст] : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / И. И. Силантьева. - М., 2007. - 49 с.

135. Симонов, П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций [Текст] / П. В. Симонов. - М.: АН СССР, 1962. - 139 с.

136. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки [Текст] / М. А. Смирнов. -М.: Музыка, 1990. - 320 с.

137. Соколов, А. С. О типологии методов художественного мышления: Художественный тип человека. Комплексные исследования [Текст] / А. С. Соколов. - М.: Просвещение, 1994. - 240 с.

138. Сонки, С. М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов, воспроизводящих звук [Текст] / С. М. Сонки. - СПб. : Шурухт И., 1912. -247 с.

139. Сорокин, В. H. Теория речеобразования [Текст] / В. Н. Сорокин. - М. : Радио и связь, 1985. - 312 с.

140. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности [Текст] : пособие для соц. педагогов и рук. учреждений образования / В. Н. Наумчик [и др.] ; под общ. ред. В. Н. Наумчика. - Минск : Вышэйшая школа, 2004. - 143 с.

141. Сраджев, В. Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения [Текст] / В. Сраджев, О. Сраджева, Т. Коротнева. - М. : Прогресс, 2011.-208 с.

142. Степурко, О. М. Скэт. Импровизация [Текст] : учеб. пособие / О. М. Степурко. - М. : Камертон, 2006. - 78 с.

143. Стрельникова, А. 77. Дыхательная гимнастика [Электронный ресурс] / А. Н. Стрельникова. - Режим доступа : http://strelnikova.ru/

144. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - Изд. 2-е. - М. : МГУКИ, 2003. - 296 с.

145. Стулова, Г. 77. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова. - М. : Прометей, 1992. - 270 с.

146. Сценическая речь [Текст] : учебник для студ. театральных уч. заведений / под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. - 3-е изд. -М. : Изд-во «ГИТИС», 2002. - 511 с.

147. Теплое, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. - М. : АПН, 1947. - 336 с.

148. Тиц, Г. Мой учитель Э. Гандольфи [Текст] / Г. Тиц // Вопросы вокальной педагогики. - 1984. - Вып. 7. - С. 66-72.

149. Торсуев, Г. 77. Фонетика английского языка [Текст] / Г. П. Торсуев. - М. : Изд-во «Литература на иностранном языке», 1950. - 332 с.

150. Трубецкой, Н. С. Основы фонологии [Текст] / Н. С. Трубецкой ; пер. с нем. А. А. Холодовича ; под ред. С. Д. Кацнельсона ; послесл. А. А. Реформаторского. - 2-е изд. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 352 с.

151. Фант, Г. Акустическая теория образования речи [Текст] / Г. Фант ; пер. с англ. Л. А. Варшавского и В. И. Медведева ; под ред. В. С. Григорьева. -М. : Наука, 1964.-284 с.

152. Фейгин, М. Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога [Текст] / М. Э. Фейгин. - М. : Сов. композитор, 1973. - 158 с.

153. Фейгин, М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога [Текст] / М. Э. Фейгин. - М. : Музыка, 1968. - 79 с.

154. Фланаган, Д. Анализ, синтез и восприятие речи [Текст] / Д. Фланаган ; пер. с англ. А. А. Пирогова. -М. : Связь, 1968. - 396 с.

155. Флеминг, Р. Внутренний голос [Текст] / Р. Флеминг. - М. : Фантом Пресс, 2008. - 352 с.

156. Фомичев, М. И. Основы фониатрии для врачей, ларингологов и вокальных педагогов [Текст] / М. И. Фомичев. - Л. : Медгиз, 1949. - 188 с.

157. Фролова, Е. М. Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Фролова. -М., 2013.-26 с.

158. Фучито, С. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо [Текст] / С. Фучито, Б. Дж. Бейер ; худож. Г. А. Смородин. - СПб. : Композитор, 2005. - 56 с.

159. Харгривз, Д. Д. Как учат музыке за рубежом [Текст] : учеб. пособие / Д. Д. Харгривз, А. К. Норт ; пер. с англ. В. Бронгулеева. - М. : Классика-ХХ1, 2009.-207 с.

160. Харичева, Д. В. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Харичева. - М., 2007. - 18 с.

161. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента [Текст] : учебник / В. М. Чижиков, В. В. Чижикова. - М. : МГУКИ, 2008. -608 с.

162. Чишко, О. С. Певческий голос и его свойства [Текст] : учеб. издание / О. С. Чишко. - М.: Музыка, 1966. - 49 с.

163. Шаляпин, Ф. И. Повести о жизни [Текст] / Ф. И. Шаляпин. - Пермь: Звезда, 1969.-372 с.

164. Шулъпяков, О. Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Проблемы методологии [Текст] / О. Ф. Шупляков. - Л. : Музыка, 1973. -104 с.

165. Юдин, С. 77. Формирование голоса певца [Текст] / С. П. Юдин. - М. : Музыка, 1962. - 167 с.

166. Юссон, Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса [Текст] / Р. Юссон ; худож. Б. Кузнецов. - М. : Музыка, 1974. - 263 с. : ил.

167. Юшманов, В. И. Вокальная техника и ее парадоксы [Текст] / В. И. Юшманов. - Изд. 2-е. - СПб. : Изд-во ДЕАН, 2002. - 128 с.

168. Яковлева, А. С. Формирование верхнего участка диапазона мужских голосов [Текст] / А. С. Яковлева // Вопросы вокальной педагогики. - 1984. -Вып. 7.-С. 73-86.

169. Arman, М. J. The Voice: A Spiritual Approach to Singing, Speaking & Communicating [Text] / M. J. Arman. - New York : Music Visions International, 2003. - 224 p.

170. Beer, M. Singing Out: An Oral History of America's Folk Music Revivals [Text] / M. Beer, D. K. Dunaway. - New York : Oxford University Press, 2011. -272 p.

171. Bonin, C. Belt Voice Training: Singing with a Belting Voice [Text] / C. Bonin. - Munich : SMU Edition, 2009. - 88 p.

172. Botume, J. F. Modern Singing Methods: Their Use and Abuse [Text] / J. F. Botume. - New York : PPPC, 2010. - 40 p.

173. Carman, J. E. Yoga for Singing: A Developmental Tool for Technique and Performance [Text] / J. E. Carman. - New York : Oxford University Press, 2012.-312 p.

174. Carpenter, V. Free Your Voice: Awaken to Life Through Singing [Text] / V. Carpenter. - New York : Sounds True, 2012. - 280 p.

175. Chapman, J. L. Singing and Teaching Singing: A Holistic Approach to Classical Voice [Text] / J. L. Chapman. - San Diego : Plural Pub Inc, 2011. -368 p.

176. Christie, V. Foundations in Singing [Text] / V. Christie. - New York : McGraw-Hill Humanities, 2005. - 305 p.

177. Clark, M. R. Singing, Acting, and Movement in Opera: A Guide to Singer-getics [Text] / M. R. Clark. - Indiana : Indiana University Press, 2009. - 176 p.

178. Cook, O. Singing with your own Voice [Text] / O. Cook. - New York : Routledge, 2004. - 288 p.

179. Cooper, B. L. The Popular Music Teaching Handbook: An Educator's Guide to Music-Related Print Resources [Text] / B. L. Cooper. - Westport : Libraries Unlimited, 2004. - 384 p.

180. Dayme, M. B. Dynamics of the Singing Voice [Text] / M. B. Dayme. -Vienna : Springer, 2009. - 233 p.

181. Davids, J. Vocal Technique: A Guide for Conductors, Teachers, and Singers [Text] / J. Davids. - Illinois : Waveland Pr Inc, 2012. - 295 p.

182. Fisher, J. Successful Singing Auditions [Text] / J. Fisher, G. Kayes. - New York : Routledge, 2002. - 144 p.

183. Fishkin, R. L. Singing: A Practical Guide to Pursuing the Art [Text] / R. L. Fishkin. - New York : The Performing Arts, 2010. - 48 p.

184. Frazier, D. Set Your Voice Free: How To Get The Singing Or Speaking Voice You Want [Text] / D. Frazier. - Boston : Brown & Company, 2003. -240 p.

185. Friedwald, W. Jazz Singing: America's Great Voices from Bessie Smith to Bebop and Beyond [Text] / W. Friedwald. - New York : Da Capo Press, 1996.-540 p.

186. Gagne, J. Your Singing Voice: Contemporary Techniques, Expression, and Spirit [Text] / J. Gagne. - Boston : Berklee Press, 2012. - 256 p.

187. Ganeri, A. Voices and Singing: How the World Makes Music [Text] / A. Ganeri. - New York : Franklin Watts, 2012. - 32 p.

188. Gelling, P. Singing Manual: Complete Instuctions [Text] / P. Gelling. - New York : Koala Publications, 2008. - 200 p.

189. Hancock, M. Singing Grammar: Teaching Grammar through Songs [Text] / M. Hancock. - UK : Cambridge University Press, 1999. - 96 p.

190. Harris, P. Improve Your Teaching: An Essential Handbook for Instrumental and Singing Teachers [Text] / P. Harris. - London : Faber Music Ltd, 2008. - 64 P-

191. Harrison, P. T. The Human Nature of the Singing Voice: Exploring a Holistic Basis for Sound Teaching and Learning [Text] / P. T. Harrison. -Edinburgh : Dunedin Academic Press Ltd., 2006. - 242 p.

192. Hemsley, T. Singing and Imagination: A Human Approach to a Great Musical Tradition [Text] / T. Hemsley. - New York : Oxford University Press, 1998.-216 p.

193. Hines, J. Great Singers on Great Singing: A Famous Opera Star Interviews 40 Famous Opera Singers on the Technique of Singing [Text] / J. Hines. - New York : Limelight Editions, 1994. - 186 p.

194. Jansen, E. R. Singing Bowls: A Practical Handbook of Instruction and Use [Text] / E. R. Jansen. - Hevelte : New Age Books, 2002. - 108 p.

195. Jeffrey, A. Allen's Secrets of Singing [Text] / A. Jeffrey. - Miami : Warner Brothers Publications, 1994. - 392 p.

196. Labouff, K. Singing and Communicating in English: A Singer's Guide to English Diction [Text] / K. Labouff. - New York : Oxford University Press, 2007. - 346 p.

197. Ley, A. Sounds of Singing: Teacher's Book [Text] / A. Ley. - London : Nelson Thornes Ltd., 2003. - 144 p.

198. Linklater, K. Freeing the Natural Voice: Imagery and Art in the Practice of Voice and Language [Text] / K. Linklater. - London : Drama Publishers, 2006. -381 p.

199. Martin, B. Pro Secrets of Heavy Rock Singing [Text] / B. Martin. - London : Sanctuary Publishing Ltd., 2002. - 94 p.

200. Mazer, S. Harmony Singing: A Guide to Creative Harmony & Arranging [Text] / S. Mazer. - New York : Alfred Music Publishing, 2002. - 96 p.

201. McDonald, B. A Cappella Pop: A Complete Guide to Contemporary A Cappella Singing [Text] / B. A. McDonald. - New York : Alfred Music Publishing, 2012.-204 p.

202. McKinney, J. C. The Diagnosis & Correction of Vocals Faults: A manual for Teachers of Singing and for Choir Directors [Text] / J. C. McKinney. - Route : Waveland Press, 2005. - 213 p.

203. Miller, M. The Complete Idiot's Guide to Singing [Text] / M. Miller. - New York : Alpha, 2003. - 272 p.

204. Mithen, S. The Singing Neanderthals: The Origins of Music, Language, Mind, and Body [Text] / S. Mithen. - New York : Phoenix, 2007. - 384 p.

205. Murray, D. Vocal Strength and Power: Boost Your Singing with Proper Technique and Breathing [Text] / D. Murray. - New York : Hal Leonard Corporation, 2009. - 72 p.

206. Paton, J. G. Foundations in Singing: A Guide to Vocal Technique and Song Interpretation [Text] / J. G. Paton. - New York : McGraw-Hill Humanities Social, 2006. - 320 p.

207. Peckham, A. Singer's Handbook: A Total Vocal Workout in One Hour or Less [Text] / A. Peckham. - Boston : Berklee Press, 2004. - 40 p.

208. Pegler, H. It's Never Too Late to Sing: The Beginner Singing Method [Text] / H. Pegler. - New York : Alfred Music Publishing, 2011. - 4 p.

209. Pinksterboer, H. Vocals: The Singing Voice [Text] / H. Pinksterboer. -Milwaukee : The Tipbook Company, 2003. - 156 p.

210. Potter, J. Vocal Authority: Singing Style and Ideology [Text] / J. Potter. -New York : Cambridge University Press, 1998. - 236 p.

211. Rendleman, M. Singing Your Way to Stardom: A Blueprint for Success in the Music Industry [Text] / M. Rendleman. - Oklahoma : Tate Publishing, 2011.-224 p.

212. Rose, B. Contemporary Singing Techniques [Text] / B. Rose. - New York : Hal Leonard, 2009. -112 p.

213. Sabine, E. Strengthen Your Singing Voice [Text] / E. Sabine. - New York : Artistpro, 2004. - 98 p.

214. Sadolin, C. Complete Vocal Technique [Text] / C. Sadolin. - Copenhagen : Shout Publications, 2000. - 255 p.

215. Shakespeare, W. The Art of Singing [Text] / W. Shakespeare. -Pennsylvania : Theodore Presser Company, 1910. - 201 p.

216. Silverman, J. How to Sing Higher and Lower [Text] / J. Silverman. - New York : Saw Mill Music Corp., 1983. - 85 p.

217. Sinatra, F. Tips of Popular Singing [Text] / F. Sinatra, J. Quinlan. - New York : Embassy Music Corporation, 1941. - 33 p.

218. Schmidt, E. All about Singing [Text] / E. Schmidt. - New York : Leonard Corporation, 2011. - 234 p.

219. Stoloff, B. Scat: Vocal Improvisation Techniques [Text] / B. Stoloff. - New York : Music Sales America, 1998. - 128 p.

220. Stoloff, B. Blues Scatitudes: Vocal Improvisations of the Blues [Text] / B. Stoloff. - New York : Gerard & Sarzin Publishing, 2003. - 80 p.

221. Stone, J. B. You Can Sing [Text] / J. B. Stone. - New York : Amsco Publications, 1995. - 80 p.

222. Surmani, K. F. Teach Yourself to Sing [Text] / K. F. Surmani. - New York : Alfred Music, 1995.-64 p.

223. Vaccaj, N. Metodo Pratico di Canto Italiano da Camera [Text] / N. Vaccaj. -Milano : Ricordi, 1984. - 10 p.

224. Ware, C. Adventures in Singing: A Process for Exploring, Discovering, and Developing [Text] / C. Ware. - New York : Social Sciences, 2006. - 350 p.

226. Zemlin, W. R. Speech and Hearing Science. Anatomy and Physiology [Text] / W. R. Zemlin. - New York : Stipes Pub Ltd., 1997. - 308 p.

навыков пения

Упражнение №1

Данное упражнение направлено на разогревание голосового аппарата и его настройку. Условия выполнения упражнения: губы сомкнуты, но зубы не стиснуты: нижняя челюсть находится в свободном положении. В этом положении необходимо петь «М» (имитируя мычание). «Мычание» должно быть негромким, горло расслабленным, возможно, перед звуком «М» выпустить немного воздуха через нос - это обеспечит дополнительную свободу гортани.

Выполнение данного упражнения происходит по полутонам вверх и вниз в умеренном темпе, на одной ноте и с использованием различных гаммаобразных последовательностей.

Поскольку данное упражнение носит активизирующую, «разогревающую» функцию, выполняться оно должно в примарной зоне диапазона голоса обучающегося.

Упражнение №2

Данное упражнение направлено на активизацию всего голосового аппарата обучающегося. Упражнение выполняется на гласный звук «Э». Условия выполнения упражнения: нижняя челюсть должна свободно опускаться до конца, язык и губы расслаблены. Динамика пения средняя. Перед звуком «Э» также возможно выпускание небольшого количества воздуха. Фактически вместо «Э» будет звучать «ХЭ». Однако буква «X» в

о

данном случае формируется не при помощи артикуляции: это звук выпускаемого воздуха.

Данное упражнение необходимо выполнять по 3 или по 5 нот вверх и вниз, в умеренном темпе, legato. Пытаться охватить весь диапазон голоса обучающегося при выполнении данного упражнения также не следует. Основным критерием качественного выполнения упражнения является свобода голосообразования, сохраняемая на протяжении всего процесса пения.

Упражнение №3

Выполняется также на звук «Э». Только в этот раз упражнение исполняется по трезвучиям. Темп выполнения становится подвижнее, остановки на каждом звуке быть не должно. Диапазон, охватываемый при выполнении данного упражнения, выше предыдущего.

Упражнение №4

Данное упражнение направлено на развитие чистоты интонации. Необходимо на звук «Э», используя глиссандо, спеть терцию вверх, и точно так же, используя глиссандо - вернуться на исходный тон. Впоследствии вместо терции следует петь квинту. Поначалу возможно выполнение упражнения в умеренном темпе, так как основной задачей здесь является точная остановка на нужной высоте после глиссандо. В дальнейшем темп выполнения упражнения следует увеличить.

Упражнение №5

Выполняются два одинаковых построения, включающие пение подряд по 5 нот вверх и вниз, в подвижном темпе, legato. Первое построение поется на звук «Э», а второе - на звук «А». Необходимо следить за тем, что бы смена гласного звука производилась исключительно за счет артикуляционного аппарата (в данном случае смены формы рта и положения языка). Нижняя челюсть не должна менять своего положения (она находится в свободном опущенном до конца состоянии) на обоих гласных и особенно -в момент смены гласных. Фактически гласный «А» как бы вырастает из

гласного «Э». В дальнейшем к этому упражнению следует добавить еще два построения на звуки «О» и «У». На начальном этапе обучения этого делать не следует, так как даже при подвижном исполнении упражнение получится очень длинным, и выполнить его на одном дыхании с необходимой ровностью можно только обладая определенным уровнем вокальной подготовки.

Упражнение №6

Данное упражнение нацелено на активизацию певческой опоры и достижение свободы мышц гортани. Упражнение выполняется staccato, в быстром темпе. Упражнение можно выполнять как на звук «Э», так и на звук «А». Фактически в основе упражнения лежит резкое и короткое выталкивание воздуха диафрагмой на каждый звук. Возможно исполнение «ХЭ/ХА» вместо «Э/А». Добавление воздуха перед звукообразованием здесь является механизмом, позволяющим эффективно перенести всю «нагрузку» на работу диафрагмы.

Данное упражнение необходимо петь так высоко, насколько это возможно. Но не выше тех нот диапазона голоса обучающегося, на которых он начинает «давить» на звук, напрягая при этом мышцы гортани.

Упражнение №7

Выполняется аналогично упражнению №1. Только данное упражнение необходимо петь на звук «Э». Фактически это упражнение нацелено на стабилизацию дыхательной и нервной системы после активного выполнения предыдущего упражнения.

Приложение 2 Преимущества и ограничения способов пения

Способ II

щтшшк У--- шя

ж С в 2

шшшшШШк

||

Неметаллический Полуметаллический Металлический Металлический

Характер 8 Мягкий ^^ Ясный Плачущий и «стонущий» Громкий и кричащий Резкий и пронзительный

Атака ^ - С добавлением воздуха к звуку ^^Без добавления воздуха к звуку Без добавления воздуха к звуку Без добавления воздуха к звуку Без добавления воздуха к звуку

Условия Свободная челюсть 1 «Сдерживание» «Укус» -Я Сужение входа в гортань ф

Динамика С.' > тр-т/ • р-ж тр - т/ т/Ж /#

Диапазон Без ограничений Без ограничений жен: макс. (12 муж: макс. с2 Без ограничений

Гласные Все В высокой части голоса «И» и «У» В высокой части голоса «Э» и «О» В средней и высокой частях голоса «И», «Е», «Ё»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.