Проблемы симфонического и органного творчества Олега Янченко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Ковалева, Марина Людвиговна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 194
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ковалева, Марина Людвиговна
Предисловие.
Введение.
Глава первая: Жизнь и деятельность.
Композиторский стиль.
I.Жизнь и деятельность.
1. Творчество: композитор, органист, дирижер, педагог.
2. Годы обучения.
3. Работа в различных жанрах театрального искусства и кино.
4. Содержание композиторского творчества.
5. Периодизация.'.ъй
Н.Композиторский стиль.4$
1. Взаимовлияние органного и симфонического мышления.4$*
2. Стилевой синтез.♦.5Q !
3. Типы драматургии и принципы композиции.5$
4. Синтез искусств. Полистилистика.
Зрительная образность.
5. Техника композиторского письма.
Глава вторая: Симфонии. Жанры, типы драматургии, особенности композиции.6g
1. Вторая симфония «Андрей Рублев».
2. Третья симфония «Белая Вежа».
3. Четвертая симфония «Слово о полку Игореве».
4. Пятая симфония «Мемориал Микеланджело».
5. Шестая симфония «Апокалипсис.
Глава третья: Специфика органного творчества.
I. Сочинения для органа.
Жанры, типы драматургии, особенности композиции.
1. Интродукция, фуга и остинато.
2. Два Концерта для органа и симфонического оркестра.
3. Интерлюдия.
4. Две Преамбулы на тему GFH (Georg Fridrich Handel).
5. Импровизация.
6. Медитация.
7. Фантазия «Собор в Шпайере» ("Dom zu Speyer").153,
8. Соната «Русская причеть».
II. Проблемы исполнительского творчества.
1. Содержание исполнительского стиля.
Традиционное и новаторское.
2. Концертная деятельность.
3. Органные импровизации и особенности инструментального театра в творчестве О.Янченко.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Инструментальные концерты Прокофьева1999 год, кандидат искусствоведения Кравец, Нелли Яковлевна
Башкирская академическая музыка: Пути становления2004 год, доктор искусствоведения Скурко, Евгения Романовна
Луи Вьерн и его органное творчество2009 год, кандидат искусствоведения Калашникова, Татьяна Евгеньевна
Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии2011 год, кандидат искусствоведения Анисимова, Елена Валерьевна
Камерные ансамбли П.И. Чайковского2006 год, кандидат искусствоведения Моисеев, Григорий Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы симфонического и органного творчества Олега Янченко»
Автор выражает искреннюю признательность и благодарность за помощь в работе над диссертацией
Олегу Григорьевичу Янченко - органисту и композитору, народному артисту России, лауреату Государственной премии СССР, солисту Московской государственной филармонии, профессору Московской консерватории;
Ирине Константиновне Архиповой - певице, народной артистке СССР, Герою социалистического труда, лауреату Государственной премии России, профессору Московской консерватории, академику, президенту Международного Союза музыкальных деятелей;
Лидии Анатольевне Давыдовой - певице, заслуженной артистке России, руководителю ансамбля старинной музыки «Мадригал»;
Наталии Владимировне Малиной - органистке, заслуженному работнику культуры Российской Федерации, преподавателю и заведующему органной мастерской Московской консерватории, председателю секции органных мастеров при ассоциации фортепианных мастеров Международного союза музыкальных деятелей;
Айварсу Калейсу - органисту Домского собора г.Риги, пианисту, концертмейстеру хора мальчиков Домского собора и хора Латвийского радио г.Риги, композитору;
Вячеславу Петровичу Артемову - композитору, члену Союза Композиторов России;
Василию Семеновичу Лановому - народному артисту СССР, артисту академического театра им. Евгения Вахтангова.
ВВЕДЕНИЕ
В данной диссертации предпринята попытка подробно выявить основные черты стиля видного современного композитора и органиста Олега Григорьевича Янченко.
Автор исследования выделяет два ведущих направления творчества О.Янченко: композиторское - симфоническое и органное - и исполнительское, связанные с решением важнейших теоретических вопросов современного музыкознания.
Актуальность темы исследования определяется в первую очередь тем, что литература, посвященная О.Янченко - личности, давно занимающей прочное место в отечественной музыкальной культуре второй половины XX в., - не велика по объему и не содержит в себе постановки насущных проблем музыкально-теоретической науки. Творчество О.Янченко освещалось в российском музыкознании нечасто.
Впервые подробная статья о творчестве О.Янченко была опубликована Н.Юденич в 1967 г. [81, с.14-16]. Здесь Н.Юденич живо и интересно рассказывает о путях становления молодого музыканта. В это время за плечами композитора были уже такие сочинения, как Интродукция, фуга и остинато для органа, два Концерта - органный и фортепианный, Симфонические сюиты, Квартет, Сонатина для флейты, бас-кларнета и фортепиано, цикл на стихи западноевропейских поэтов, детская опера «Мойдодыр».
Автор статьи справедливо замечает заинтересованность О.Янченко творчеством современных композиторов, в частности, А.Веберна, которая прослеживается в фортепианном Трио и Концертино для оркестра с солирующим контрабасом.
По мнению автора статьи, такие качества тематизма О.Янченко, как краткость и афористичность, рациональность мышления композитора, его интерес к музыке великих полифонистов прошлого часто вызывают обращение к полифоническим формам, и, в частности, к форме фуги: тройная фуга из органного цикла, фуга-финал из Квартета, финал органного Концерта.
Здесь же отмечается склонность композитора к характеристичности, которая находит свое выражение в иронических и даже саркастических образах, идущих от Б.Бартока, раннего Д.Шостаковича (Квартет, Пьеса для фортепиано «Два настроения», миниатюра «Вальс»). Возвышенность и просветленность печальных образов музыки вокального цикла на тексты современных западноевропейских поэтов (В.Пона, П.Элюара, Ж.Превера) роднит ее с некоторыми страницами произведений Ф.Шуберта, Г.Свиридова.
Другим достаточно интересным отзывом, опубликованном в 1968 г. тем же журналом, можно считать статью Е.Раковой [132, с.92], где освещается шестичастная Первая симфония-оратория «Эроика» для хора, симфонического оркестра и чтеца на тексты Ю.Фучика, П.Элюара, Т.Карповича.
Первую симфонию О.Янченко можно назвать «пробным камнем». Ввиду расплывчатости формы, огромного количества иллюстративного материала (что предопределяется очевидной военной тематикой произведения), отсутствия рельефности тематизма сочинение носит в значительной мере прикладной характер и скорее могло бы стать фоном к кинофильму или спектаклю, чем претендовать на столь ответственный, самостоятельный жанр.
Совсем иными представляются следующие симфонии О.Янченко - Вторая и Третья. Вокруг Третьей - «Белая Вежа», премьера которой состоялась на Московской осени-83, - на страницах журнала «Советская музыка» развернулась бурная полемика [121, с.9-53]. Этот же журнал давал множество рецензий на концерты О.Янченко [см.: 181, с.10-16; 105, с.67-70; 103, с.64-75; 115, с.32-34].
Рецензии, интервью, статьи публиковал и журнал «Музыкальная жизнь» [89, с.11; 93, с.12; 175, с.17].
Но, видимо, наиболее ценной работой - «краткой энциклопедией» творчества О.Янченко - следует считать очерк Ю.Паисова «Олег Янченко» [130, с. 150-181]. Яркие отзывы о композиторе и исполнителе О.Янченко давала также и зарубежная пресса (они будут приведены в третьей главе диссертации).
При всех своих достоинствах, вышеназванные статьи носят главным образом информационно-обзорный характер и фактически не связаны с постановкой научных проблем современного музыкознания.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуется творчество выдающегося музыканта О.Янченко во всем его объеме, а также в избранной автором проблематике, которая дает возможность рассмотреть функционирование единой системы музыкальных средств в различных направлениях композиторского творчества - симфоническом и органном. Кроме того, автор находит и раскрывает в своей работе взаимовлияние органного исполнительского и органного композиторского творчества О.Янченко. Впервые обосновывается содержание композиторской и исполнительской деятельности О.Янченко. С помощью периодизации творчества автор раскрывает эволюцию композитора. Впервые выявляются особенности индивидуальности исполнительского искусства выдающегося органиста второй половины XX в. О.Янченко. Кроме того, приводятся важные и еще не освещенные в печати факты творческой биографии музыканта, а в конце работы - список всех сочинений О.Янченко, классифицированный по жанрам: произведения для музыкального театра, симфоническая музыка, инструментальный концерт, камерно-инструментальная музыка, вокально-хоровые сочинения, песни, музыка к спектаклям, музыка к художественным фильмам, музыка к документальным фильмам.
Основные положения диссертации:
1. Важным является строгая дифференциация творчества О.Янченко по трем основным направлениям: биографический материал, композиторский, исполнительский. Весь материал подтвержден высказываниями самого композитора.
2. Композиторский стиль О.Янченко:
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Формирование творческого метода в ранних симфониях А.К. Глазунова2004 год, кандидат искусствоведения Владимирова, Ольга Александровна
История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане2005 год, кандидат исторических наук Кабилова, Бахринисо Туйчиевна
Пути развития сонаты для скрипки соло в контексте стилевых, жанровых и исполнительских исканий музыки XX века2009 год, кандидат искусствоведения Нестеров, Сергей Игоревич
Религиозная символика в инструментальной музыке Ю. Буцко2006 год, кандидат искусствоведения Куреляк, Анна Александровна
Инструментальное творчество Вильгельма Стенхаммара в контексте искусства Скандинавских стран и Финляндии конца XIX - начала XX века2012 год, кандидат искусствоведения Шихерина, Анастасия Александровна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Ковалева, Марина Людвиговна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческая деятельность выдающегося московского композитора и органиста Олега Григорьевича Янченко представляет собой самобытное явление в музыкальной культуре второй половины XX века.
Эвристичность, оригинальность, новаторство, высота художественных достижений в искусстве музыканта свидетельствуют о наличии яркого, индивидуального художественного стиля.
Как известно, творческое становление О.Янченко приходится на конец 50-х-60-е гг., так называемый период «оттепели». В эти годы в музыке происходило возрождение древнерусских традиций с одновременным обновлением языка, поиском свежих художественных возможностей. Именно в творчестве композиторов второй половины XX в. просматривается идея соединения нескольких культур. Так, в творчестве С.Губайдулиной органично сочетается синтез культуры Запада и культуры Востока, для стиля Э.Денисова характерно естественное сочетание славянского и французского направления, в некоторых произведениях А.Шнитке присутствует как православное, так и католическое начало. Основой всего творчества О.Янченко является органичное сочетание славянского и западноевропейского направления. Стиль композитора формируется, с одной стороны, на основе славянской (русского и белорусского фольклора), с другой - западноевропейской музыки эпохи барокко (Д.Фрескобальди, Д.Букстехуде, И.С.Бах, Г.Гендель) и романтизма (Ф.Шуберт, Ф.Лист, Р.Шуман, И.Брамс).
Вместе с религиозным возрождением России в 70-е - 80-е гг. отечественные композиторы возрождают древние традиции русской православной музыки. В это время появляются лучшие сочинения композиторов, работающих в этом направлении, - такие, как, например, симфонии «Древнерусская живопись», «Дифирамб», позднее кантата «Литургическое песнопение» Ю.Буцко, симфонические циклы
Совершишася» и «Бысть» А.Караманова, соната «Славянский триптих» Н.Сидельникова, «Фрески Дионисия» Р.Щедрина, «Фрески Софии Киевской» В.Кикты, «Золотые ворота^ В Калистратова и многие другие. Вокальные симфонии О.Янченко «Андрей Рублев» и «Слово о полку Игореве» продолжают линию древнерусской темы наряду с сочинениями его учителя Ю. Шапорина симфонией-кантатой «На поле Куликовом» или Третьей симфонией А.Холминова на тексты из «Слова о полку Игореве». В лучших традициях православной духовной музыки написана Шестая вокальная симфония О.Янченко «Апокалипсис».
Помимо возрождения русской православной темы в музыке О.Янченко и его современников, явно преобладает фольклорная основа. В этой связи можно вспомнить «Свадебные песни» и Концерт для скрипки с оркестром «Плач» Ю.Буцко, оперу «Виренея» С.Слонимского, «Русские сказки» и «Сокровенны разговоры» Н.Сидельникова, «Звоны» Р.Щедрина. Регулярное обращение О.Янченко к народной тематике и преломление ее в различных жанрах проявилось в своеобразном отношении и оригинальном подходе композитора как к русскому, так и к белорусскому фольклору. К произведениям фольклорной направленности в первую очередь относится Концерт для цимбал и симфонического оркестра (1967 г.), кантата «Белорусские сосны» (1968 г.), балет «Кастусь Калиновский» (1974 г.), Третья симфония «Белая Вежа» (1982 г.), Четвертая симфония «Слово о полку Игореве» (1984 г.), Соната для органа «Русская причеть» (1993 г.).
Уже в этих сочинениях важнейшим условием становится не просто обращение к фольклорной тематике, но и расширение рамок выразительных средств и художественных возможностей инструментария, традиционного для различных музыкальных культур. В своем композиторском и исполнительском творчестве О.Янченко блестяще синтезирует порой несовместимые тембры хорошо известных инструментов, которые в результате начинают звучать по-новому, свежо и оригинально. Так, в фольклорном Концерте для цимбал тембр белорусского народного инструмента органично сочетается с классической краской симфонического оркестра (вспомним Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического, С.Губайдулиной, 1976 г.). В коде Третьей симфонии «Белая Вежа» джазовый тембр солирующего саксофона, ведущего белорусскую народную тему, воспринимается как вокальная краска. Подобный пример - вступление Второй симфонии «Андрей Рублев», где диалог скрипок, звучащих в различных пространственных измерениях, воспринимается как тембр человеческих голосов. В этой же симфонии знаменный распев переходит из партии тенора в партию синтезатора, имитируя квазиголос. Смелый тембровый эксперимент лежит и в основе органной Сонаты «Русская причеть», где жанр славянского плача преломляется в различных регистрах органа. Одним из важнейших художественных средств композиторского и исполнительского творчества О.Янченко является также синтез трех тембров: вокального, симфонического и органного.
В творчестве О.Янченко очень важны не только парадоксальные сочетания тембров, но и мастерское использование акустической пространственности. Как композитор второй половины XX в., О.Янченко хорошо понимает и часто подчеркивает роль звукооператора и пространственных стереофонических эффектов в своих произведениях. Об этом свидетельствует каждая из шести симфоний композитора, а также наиболее масштабные и яркие сочинения и импровизации для органа. Именно поэтому сам композитор во время исполнения своих произведений часто выступает сразу в нескольких амплуа: органиста, дирижера, звукооператора. Это имеет место в Пятой симфонии «Мемориал Микеланджело», Шестой симфонии «Апокалипсис», сочинении для органа "Dom zu Speyer", в Импровизации на тему Баха-Гуно Ave Maria для органа, саксофона и ударных.
Смелый экспериментатор, музыкант-преобразователь, О.Янченко всегда воплощает в своем искусстве новые композиторские и исполнительские идеи. Прежде всего, это происходит благодаря яркой и насыщенной гастрольными поездками по России, ближнему и дальнему зарубежью творческой жизни. Сегодня О.Янченко - композитор и органист - известен всему миру. Он концертирует не только как солист, но и в ансамбле с известными отечественными и зарубежными музыкантами различных специальностей. В своих сольных концертах О.Янченко использует элементы инструментального театра, превращая концерт в некое музыкальное шоу, синтезирующее, как в голограмме, различные эпохи и культуры, и все это - в программе одного органного вечера. Как известно, музыкант исполняет произведения старых мастеров органной школы, сочинения своих современников и собственную музыку.
Постоянная педагогическая деятельность О.Янченко также дает свои новые всходы. Он дарит все духовные силы и знания своим ученикам и с большой любовью выращивает музыкантов достаточно редкой специальности - органистов-композиторов - специальности, в которой заключается главный смысл творчества самого маэстро.
К сожалению, О.Янченко незаслуженно обойден вниманием музыкальных критиков. Современному музыканту, известному во всем мире, необходим регулярный творческий контакт со слушателем. Музыка О.Янченко еще не так хорошо известна в России, как за рубежом. Сольные концерты знаменитого композитора и органиста всегда проходят в переполненных залах, но, увы, не так часто, как на Западе. Заказчиками на новые сочинения композитора и его органные концерты, как правило, являются представители западных стран. Возможно, все это происходит потому, что творчество О.Янченко недостаточно ос
179 вещается в прессе, хотя музыкант имеет своего постоянного слушателя. Безусловно, творчество О.Янченко заслуживает пристального внимания, глубоко обдуманного изучения, о чем свидетельствует мощная энергетика его искусства. Летом 1999 г. музыкант отметил свое 60-летие.
Новая культура, развивающаяся на стыке двух веков, становится сегодня новой эрой в искусстве. Это - эпоха великого синтеза, которая представляет все предшествующие культуры и эпохи в едином, надис-торическом контексте. По меткому высказыванию А.Шнитке, «особенность сегодняшней ситуации в том, что найдено еще одно измерение музыки.» [178, с.ЗЗО]. Открытие этого измерения дарит композиторам поистине бескрайние возможности в поисках и нахождении «нового музыкального пространства».
В своем искусстве О.Янченко продолжает обращаться к различным эпохам, стилям, синтезируя их, восстанавливая утраченную связь времен. В этом всеобъемлющем синтезе и заключается индивидуальность художника, характерная для современной музыкальной культуры конца XX - начала XXI вв.
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ О. ЯНЧЕНКО
I. Произведения для музыкального театра
Мойдодыр». Одноактная опера по К.Чуковскому, 1964. Рукопись.
Балаганчик». Одноактная опера по одноименной драме А. Блока. Либретто Б.Луценко, 1970. Рукопись.
Кастусь Калиновский». Балет. 1974. Рукопись.
Граф Калиостро». Опера в двух действиях по одноименной повести А.Н.Толстого. Либретто Т.Крамаровой, 1975. Рукопись.
II. Симфоническая музыка
Симфоническая сюита «Дюймовочка» для симфонического оркестра. 1962. Рукопись. Грамзапись - «Мелодия» ДО 2491-18.
Симфония № 1, «Эроика», для хора, чтеца и симфонического оркестра. 1966. Рукопись.
Симфония № 2, «Андрей Рублев», для инструментального ансамбля, синтезатора, тенора и органа, 1977. Изд.: М., 1985. Грамзапись - «Мелодия», 1982 С10-18817-003.
Симфония № 3, «Белая Вежа», для солистки, хора, органа и инструментального ансамбля, 1982. Рукопись.
Симфония № 4, «Слово о полку Игореве», для солистов, хора, органа и симфонического оркестра, 1985. Рукопись.
Симфония № 5, «Мемориал Микеланджело» для баса, вокально-инструментального ансамбля и струнного оркестра, 1988. Рукопись.
Симфония № 6, «Апокалипсис» для чтеца, ансамбля солистов, хора и симфонического оркестра, 1994. Рукопись.
III. Инструментальные концерты
Концерт № 1, для органа и симфонического оркестра, 1962. Рукопись.
Концерт для фортепиано с оркестром, 1963. Рукопись.
Концерт № 2, для органа и камерного оркестра, 1965. Рукопись. Грамзапись - «Мелодия», 1965 Д-026677-8.
Концерт для цимбал и симфонического оркестра, 1967. Рукопись.
Концерт для клавесина и камерного оркестра, 1969. Рукопись.
Концерт для скрипки и симфонического оркестра, 1971. Рукопись.
IV. Камерно-инструментальная музыка
Два настроения, 1959. Изд.: Фортепианные пьесы советских композиторов. М., 1964. Вып. 7.
Интродукция и фуга, для фортепиано, 1960. Рукопись.
Струнный квартет, 1960. Рукопись. Грамзапись - «Мелодия», ДО 22893-4.
Интродукция, фуга и остинато для органа, 1961. Изд.: М., 1965. Интерлюдия, для органа, 1966. Изд.: М., 1982.
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, 1966. Рукопись.
Концертино № 1, для контрабаса и камерного ансамбля, 1966. Изд.: М., 1979. Рукопись.
Концертино № 2, для контрабаса и камерного оркестра, 1967. Рукопись.
Концерт для виолончели и духового квинтета, 1968. Рукопись. Бурлеска для фортепиано, 1969. Рукопись.
Импровизация для органа, 1971. М., 1982. Грамзапись - «Мелодия», С10-18817-003.
Andante misterioso для скрипки, органа и колоколов, 1973. Изд.: М., 1984.
Concerto grosso для четырех труб, литавр и органа, 1981. М., 1985. Грамзапись - «Мелодия», 1982. 010-18817-003.
Медитация» для органа, 1984. Рукопись.
Dom zu Speyerпартита для органа на тему протестантского гимна, 1986. Изд.: "Musikverlag" Hans Sikorsky, Hamburg, 1990.
Соната для органа «Русские плачи», 1993. Рукопись.
Priere - Молитва - пьеса для органа, 1999. Рукопись.
V. Вокально-хоровая музыка
Смерчи» (стихи Павлинова) для хора a cappella, 1959. Рукопись.
Осеннее» (стихи Старшинова) для смеш. хора a cappella, 1959. Рукопись.
Библейский мотив» (стихи Б.Пастернака) для смешанного хора a cappella, 1959. Рукопись.
Белорусские сосны». Кантата для баса, хора и симфонического оркестра, 1968. Рукопись.
Сюита для детского хора и симфонического оркестра. Стихи Н. Алтухова, 1970. Рукопись.
Песни Сапфо». Поэма для сопрано и симфонического оркестра. Стихи Сапфо. Перев. Вяч. Иванова и В. Вересаева, 1971. Рукопись.
Музыкальное приношение» для детского хора, трубы, колоколов, органа и виолончели, поев. Герду Майеру, 1993.
Псалом-150», концерт для двойного хора, органа, двух труб и трех тромбонов, 1996.
VI. Песни (на стихи советских поэтов)
Баллада о словах. Стихи В.Шефнера, 1975.
Жди меня. Стихи К.Симонова (1976 г.) (изданы в различных сборниках и журналах).
VII. Музыка к спектаклям
Снежная королева», 1964. Минский русский драматический театр.
Мария Стюарт», 1969. Минский Русский драматический театр.
Затюканный апостол», 1968. Минский Театр им. Я. Купалы.
Человек со стороны», 1970. Минский Русский драматический театр.
Ночь лунного затмения», 1971. Минский Театр им. Я. Купалы.
Жизнь Галилея», 1979. МХАТ.
Буря», 1986. Минский Театр им. Я.Купалы.
Рядовые», 1985. Минский Театр им. Я.Купалы.
Обольское подполье», 1972. Минский Театр им. Я.Купалы.
Вишневый сад», 1985. Ереванский драматический театр.
Экспромт», 1986. Ногинский драматический театр. VIII. Музыка к художественным кинофильмам
Жизнь и смерть дворянина Чертопханова», 1968. Беларусь-фильм, реж. В.Туров.
Горя бояться - счастья не видать», 1975. Беларусьфильм, реж. В.Туров.
Братья Гуляевы», 1977. Беларусьфильм, реж. В.Туров. «Точка отсчета», 1979. Беларусьфильм, реж. В.Туров. «Люди на болоте», 1980. Беларусьфильм, реж. В.Туров. «Дыхание грозы», 1982. Беларусьфильм, реж. В.Туров. «Факт биографии», 1978. Беларусьфильм, реж. Б.Шадурский.
184
Хлеб пахнет порохом», 1976. Беларусьфильм, реж. В.Ники форов.
Иди и смотри», 1985. Мосфильм и Беларусьфильм, реж. Э.Кли мов.
Знак беды», 1986. Беларусьфильм, реж. М.Пташук.
IX. Музыка к документальным фильмам «Янка Купала», 1980. Беларусьфильм, реж. И.Коловский.
Русская северная», 1983. ЦСДФ, реж. А.Панин.
Предупреждение об опасности», 1982. ЦСДФ, реж. Д.Фирсова.
Тихая смерть», 1984. ЦСДФ, реж. Д.Фирсова.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ковалева, Марина Людвиговна, 2001 год
1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса М.: Художественная литература, 1990. - 541 с.
2. Безелянский Ю.Н. Любовь и судьба. М.: Крон-Пресс, 1996. - 528 с.3.- Блок А. Балаганчик // Блок А. Собрание сочинений, т. 3. Л.: Художественная литература, 1981. - 436 с.
3. Брюсова В. Спорные вопросы биографии А.Рублева // Вопросы истории. М.: Искусство, 1969, №1. - 47 с.
4. Вознесенский А.А. Мемориал Микеланджело // Собрание сочинений в 3-х томах, т. 2. М.: Художественная литература, 1984. - 543 с.
5. Выготский Л. Психология искусства. М.: Искусство, 1987. - 572 с.
6. Дживелегов А. Микеланджело. М.: Молодая гвардия, 1938.-314 с.
7. Зубкова Е. Реформы Хрущева: Культура политического действия // Свободная мысль. М.: Пресса, 1993. № 9. с. 97-108.
8. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. - 108 с.
9. Лазарев В. А.Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. - 352 с.
10. Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве и культура его времени: Монография. 2-е изд., доп.- Л.: Художественная литература, 1985. 352 с.
11. Муратов П.П. Образы Италии. М.: Республика, 1994. - 588 с.
12. Пастернак Б. Доктор Живаго. М.: Книжная палата, 1989. - 431 с.
13. Столович Л. Жизнь творчество человек: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
14. Толстой А.Н. Граф Калиостро: Собрание сочинений, т. 3. М.: Художественная литература, 1982. - 604 с.
15. Эфрос А. Поэзия Микеланджело // Микеланджело: Жизнь. Творчество. М.: Искусство, 1964. - 357 с.1. ФИЛОСОФИЯ
16. Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная словесность // Вопросы литературы, 1971, № 8. С.44.
17. Андреев Д. Роза мира. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К0», 1991.-273 с.
18. Апокалипсис. Сборник статей по истолкованию и назидательному чтению Апокалипсиса / Сост. Барсов. М.: группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «СКИТ», 1994. - 512 с.
19. Архиепископ Сергий. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева // Богословские труды, вып. 22. М.: Издание МП., 1978. - С.3-67.
20. Бердяев Н. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. - 346 с.
21. Блаженный Августин. О Троице // Богословские труды, сб. с 29. М.: МП, 1989. - С.260-279.
22. Василий Кривошеин. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Журнал Московской патриархии. М.: МП, 1986 № 3. - с.67-70.
23. Гегель Г. Эстетика, т. 1-М.: Искусство, 1968.-312 с.
24. Житие преподобного Андрея Рублева // Канонизация святых. Трои-це-Сергиева Лавра, 1988. - С.51-61.
25. Закон Божий. Владимирская Епархия, 1998. - 713 с.
26. Игумен Андроник (Трубачев) Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников // Богословские труды. М.: МП, 1989, сб. 29. - С.225-253.
27. Идеалистическая диалектика в XX столетии. М.: Политиздат, 1987. -330 с.
28. Лосский В. Мистическое Богословие // Богословские труды. М.: МП, 1972, сб. 8.-С.95-115. .
29. Лосский В. Паламитский синтез // Богословские труды. М.: МП, 1972, сб. 8. - С.134-156.
30. Никитин В.А. Русское благочестие и святость // Богословские труды. -М.: МП, 1986, сб. 27. С.257-289.
31. Откровенные рассказы странника своему духовному отцу. Покров: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. - 220 с.
32. Протоиерей Игорь Экономцев. Исихазм и восточноевропейское Возрождение // Богословские труды, сб. 29. М.: МП, 1989. - С.59-73.
33. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. М.: РМ, 1994. - 96 с.
34. Рабинович В.Л. «Божественная комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения-1985. М.: Наука, 1985. - С.235-269.
35. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М.: Книга, 1991.-495 с.
36. Рабинович В.Л. Образ мира в зеркале алхимии. М.: Энергоиздат, 1981.-151 с.
37. Рабинович В.Л. Танатология Блаженного Августина или исповедь у последней черты // Человек, № 5. М.: Наука, 1990. - С.89-105.
38. Серафим (Роуз) Иеромонах. Душа после смерти. М.: МАКАО и Ко, 1991.-246 с.
39. Успенский Н.Д. Византийская литургия (историко-литургическое исследование) // Богословские труды. Вып.22. М.: МП, 1978. - С.68-180.
40. Философия о будущем человечества. М.: Академия наук. Институт философии, 1990. - 115 с.
41. Хоружий С. Подвиг органон. Организация и герменевтика опыта иси-хастской традиции // Вопросы философии. М.: Институт философии РАН. Наука, 1998, № 3. - С.35-119.
42. Чуешов В. Введение в современную философию. Минск: Тетра Системе, 1997. - 127 с.
43. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ На русском языке:
44. Александров А. Жанровые и стилистические особенности «Байки» И.Ф.Стравинского // Из истории русской и советской музыки, вып. 2. -М.: Музыка, 1976.- С.200-243.
45. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Советский композитор, 1986. - 225 с.
46. Арановский М. Симфонические искания. JL: Сов. композитор, 1979.-287 с.
47. Асафьев Б. Книга о Стравинском. JL: Музыка, 1977. - 277 с.
48. Асафьев Б. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. - 198 с.
49. Бакеева Н. Орган. М.: Музыка, 1977. - 143 с.
50. Баранова Т. К проблеме композиции в музыке и живописи Возрождения // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: . ЛГИТМ и К, 1986. - С.42-55.
51. Барсова И. Камерный оркестр Пауля Хиндемита. // Музыка и современность вып.9. -М.: Музыка, 1975. С.226-262.
52. Барсова И. Орган в зеркале романтического оркестра // Музыкальная академия. М.: Композитор, 1993, № 2. - С.91-97.
53. Беляев В. Белорусская музыка. Л.: Гос. научный институт театра и музыки, 1941.- 140.
54. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Вып.Г М.: Музыка, 1989. - 266 с.
55. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978.-287 с.
56. Браудо И. Артикуляция. Л.: Музгиз, 1961. - 197 с.
57. Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.: Музыка, 1976. -152 с.
58. Варунц В. Цикл «Kammermusik» (к вопросу о неоклассицизме П. Хиндемита) // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы. М.: Советский композитор, 1979 - с.143-179.
59. Гиппиус С., Эвальд 3. Песни народов СССР музыкально-фольклор- ' ная серия.-М.-Л.: 1941.- 143 с.
60. Глиэр Р. Статьи и воспоминания. М.: Музыка, 1975. - 218 с.
61. Гозенпуд А. Леош Яначек и русская культура. Л.: Советский композитор, 1984. - 198 с.
62. Головинский Г. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX-XX в. Очерки. М.: Музыка, 1981. - 279 с.
63. Григорьева А. Приумножать художественную ценность // Советская музыка. М.: Советский композитор, 1982, № 6. - С.7-20.
64. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. - 206 с.
65. Долинский В. О Третьем Всероссийском конкурсе органистов в Кисловодске // Органное искусство. Вып.4. М.-СПб., 1997. - с.94-95.
66. Дроздова О.И. Андрей Волконский. Дисс. .канд. искусствоведения.- М.: МГДОЛГК им.ПИ.Чайковского 1994.-245 л.
67. Друскин М. Иоганн Себестьян Бах. М.: Музыка, 1982. - 382 с.
68. Друскин М. Пассионы и мессы И.С.Баха. JL: Музыка, 1976. - 167 с.
69. Друскин М. Очерки, статьи, заметки. JL: Советский композитор, 1987.-304 с.
70. Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы. Вып.2. М.: Музыка, 1972. - С.55-98.
71. Дурандина Е. Вокальное творчество Мусорского. М.: Музыка, 1985.- 199 с.
72. Екимовский В. Оливье Мессиан. М.: Советский композитор, 1987.- 302 с.
73. Елатов В. Мелодические основы белорусской народной музыки. -Минск.: Наука и техника, 1970. 140 с.
74. Задерацкий В. Сонористические претворения принципа остинатности в творчестве О.Мессиана // Проблемы музыкальной науки. Вып.6. -М.: Советский композитор, 1985. С.283-317.
75. Захарова О. Музыкальная риторика XVII-первой половины XVIII в. // Проблемы музыкальной науки. Вып.З. М.: Советский композитор, 1975. - С.345-379.
76. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII-XVIII вв.: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983. - 77 с.
77. Земцовский И. О творческой природе фольклора // Стилевые тенденции в советской музыке 60-70-х гг. JL: ЛГИТМиК, 1979. - С. 137-147.
78. Земцовский И. Хронотопы музыкального фольклора. Опыт типологии // Пространство и время в искусстве. Л.: ЛГИТМиК, 1988. - С.93-96.
79. Земцовский И. Фольклор и композитор // Советская музыка. М.: Советский композитор, 1984, № 1. - С. 101-103.
80. Ивашкин А.В. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: РИК Культура, 1994.-302 с.
81. Илларионова О. Успех молодых органистов // Советская музыка. -М.: Советский композитор, 1969, № 2. С.99.
82. Казарян Н. О мадригале Джезуальдо // Из истории зарубежной музыки. Вып.4. М.: Музыка, 1980. - С.28-55.
83. Кейдж Д. Из книги «Тишина». История экспериментальной музыки в США // Музыкальная академия. М.: Композитор, 1997, № 2. -С.205-211.
84. Ковалева М. Архангельский звон // Музыкальная жизнь. М.: Советский композитор, 1991, № 11/12. - С.7.
85. Ковалева М. Виртуозы Венеции // Музыкальная жизнь. М.: Композитор, 1996, № 1. - С.47.
86. Ковалева М. Дело мастера Марка // Музыкальная жизнь. М.: Советский композитор, 1991, № 7/8. - С.10.
87. Ковалева М. Звон колокольный // Музыка в СССР. М.: Госконцерт Союз композиторов, 1991, № 4-7. - С.42-45.
88. Ковалева М. Колокола. // РМГ. М.: СК РСФСР, 1990, № 10. - С.7.
89. Ковалева М. Концерт-бенефис // Музыкальная жизнь. М.: Советский композитор, 1990, № 12. - С.11.
90. Ковалева М. Малый марафон // Музыка в СССР. М.: Госконцерт Союз композиторов, 1991, № 4-7. - С.28-29.
91. Ковалева М. Москворецкое рондо в турецком стиле // РМГ. М.: СК РСФСР, 1990, № 11.-С.10.
92. Ковалева М. Музыкальная фреска художника // Информация 2 (50). -М.: ВМ, 2000. -С.9-12.
93. Ковалева М. Олег Янченко в трех ракурсах // Музыкальная жизнь-М.: Советский композитор, 1990, № 2. С. 12.
94. Ковалева М. Олег Янченко: О музыке, о себе // Музыкальная академия. М.: Композитор, 1999, № 2 - С.108 - 112.
95. Ковалева М. Свеча бы не угасла // Музыкальная жизнь. М.: Советский композитор, 1990, № 22. - С. 11.
96. Ковалева М. Симфонии Олега Янченко. Рукопись деп. в НИО Ин-формкультура РГБ № 3201. - М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1998. -82 с.
97. Ковалева М. Творческая воля и вдохновение // Информация 1 (49). -М.: ВМО, 2000.-С.6-10.
98. Ковалева М. Слово и музыка // Музыкальная жизнь. М.: Советский композитор, 1990, № 7. - С. 12.
99. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976.-366 с.
100. Комарницкая О.В. Композиция оперы в связи с жанровой и стилевой спецификой в русской классической музыке XIX века. Дисс. .канд. искусствоведения. - М.: МГДОЛГК им. П.И.Чайковского. 1991. - 342 л.
101. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1982. - 182.
102. Конен В. Виртуоз-мыслитель. // Советская музыка. М.: Советский композитор, 1983, №8.-144.
103. Концертное обозрение: 1983 год, октябрь ноябрь. // Советская музыка. -М.: Советский композитор, 1984, № 3. - 64-75, 128.
104. Кудряшов Ю. О некоторых разновидностях жанра советской камерной оперы 70-х гг.7/ Современная советская опера, Л.: ЛГИТ-МиК, 1985.- С.89-110.
105. Кузнецова С. На органных вечерах // Советская музыка. М.: Советский композитор, 1973, №11.- С.67-70.
106. Кюрегян Т.С. К систематизации форм в музыке XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. М.: 1999, сб. 25. - С.67-75.
107. Лаврентьева И. О взаимодействии слова и музыки в советской вокальной симфонии 60-70-х годов (на примере творчества Д.Шостаковича, М.Вайнберга, П.Локшина). Часть 1-я // Проблемы музыкальной науки. Вып.6. -М.: Советский композитор, 1985. С.72-109.
108. Лаврентьева И. О взаимодействии слова и музыки в советской вокальной симфонии 60-70-х годов (на примере творчества Д. Шостаковича, М. Вайнберга, П. Локшина). Часть 2-я // Проблемы музыкальной науки. Вып.7. М.: Советский композитор, 1989. - С.5-35.
109. Laudamus. -М.: Композитор, 1992.-309с.
110. Лаул Р. Мотив и музыкальное формообразование. Исследование. Л.: Музыка, 1987. - 77 с.
111. Лауреаты 1984 года // Музыкальная жизнь. М.: Советский композитор, 1985, № 1. - С.ЗЗ.
112. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. -М.: Музыка, 1991. 165 с.
113. Левая Т. О стиле П. Хиндемита // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы. М.: Советский композитор, 1979. - С.262-300.
114. Лихач Р. Звучит орган // Советская культура. М.: Советская культура, 1983, 16 июня. - С.5.
115. Милешина Н. Страницы органного творчества // Советская музыка. -М.: Советский композитор, 1990, № 1. С.32-35.
116. Милка А. Сергей Слонимский. Монографический очерк. Л.: Советский композитор, 1976. - 109 с.
117. Михалченкова Е.А. Теоретические проблемы симфонического творчества Гии Канчели: драматургия, музыкальный язык. Дисс. .канд. искусствоведения. - М.: МГДОЛГК им. П.И.Чайковского, 1983.-192 л.
118. Михалченкова-Спирина Е. Симфоническая драматургия Гии Канчели. МГК им.П.И.Чайковского. Москва-Бордо: Научно-исследовательский центр «Консерватория» (б. г.). -215 с.
119. Можейко 3. Песни белорусского полесья. М.: Советский композитор, 1983.- 184 с.
120. Московский музыковед. Вып.1. М.: Музыка, 1990. - 285 с.
121. Московская осень 83: проблемы, мнения, перспективы // Советская музыка. - М.: Советский композитор, 1984, № 4. - С.9-53.
122. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.
123. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319 с.
124. Назайкинский Е. Музыкальное исполнительство и наука. Сб. статей. Вып.З -М.: Музыка, 1978. 245 с.
125. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия М.: Музыка, 1972. 383 с.
126. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1958 -319 с.
127. Нисневич И. Музыкально-критические статьи. Л.: Советский композитор, 1984. - 110 с.
128. Новая жизнь традиций в советской музыке. М.: Советский композитор, 1989. - 390 с.
129. Органное искусство. Вестник. Вып.4. М,- СПб., 1997. - 108 с.
130. Паисов Ю. Олег Янченко // Композиторы Москвы. Вып.З. М.: Советский композитор, 1988. - С. 15-40.
131. Пейко Н. Две инструментальные миниатюры (композиционный анализ пьес О.Мессиана и В.Лютославского) // Музыка и современность. Вып. 9.-М.: Музыка, 1975. С.262-311.
132. Ракова Е. Минск. В концертных залах // Советская музыка. М.: Советский композитор, 1968, № 2. - С.92.
133. Ручьевская Е. Формообразующий принцип как историческая категория // История и современность. Л.: Советский композитор, 1981. - С.120-138.
134. Сабинина М. Шостакович-симфонист.-М.: Музыка, 1976.-477 с.
135. Савенко С.И. Ассоциация современной музыки: второй опыт на русской почве. Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научные труды МГК им. П.И.Чайковского, сб. 25. М., 1999. - С.45-52.
136. Савенко С.И. Интерпретация идей авангарда в послевоенной советской музыке. Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научные труды МГК им. П.И.Чайковского. М.: 1999. - С.33-38.
137. Сапонов М. Искусство импровизации. М.: Музыка, 1982. - 75 с.
138. Скребкова-Филатова М. Об организации роли фактуры в современной музыке // Современное искусство музыкальной композиции. Вып. 81. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. - С.68-88.
139. Смирнова М. Артур Шнабель. Л.: Музыка, 1979. - 96 с.
140. Соколов О. О двух основных принципах формообразования в музыке // О музыке. Проблемы анализа. М.: Советский композитор, 1974. -С.51-73.
141. Степанов О. Театр масок в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». -М.: Музыка, 1972. 174 с.
142. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963. - 273 с.
143. Тарнопольский В. Мост между двумя разлетающимися галактиками // Музыкальная академия, 1993, № 2. С.3-14.
144. Теоретические проблемы музыки XX века М.: Музыка, 1978 - 198 с.
145. Теория, история, психология музыкального искусства. Сб. статей. -Петрозаводск: ЛОЛГК, 1990.-71 с.
146. Фишер Э. Иоганн Себастьян Бах // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.8. М.: Музыка, 1977. - С.217-231.
147. Хиндемит П. Статьи и материалы. Сборник статей и исследований. -М.: Советский композитор, 1979. -422 с.
148. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. -510 с.
149. Холопов Ю.Н. Концертная форма у И.С.Баха // О музыке. Проблемы анализа. М.: Советский композитор, 1971. - С. 119-150.
150. Холопов Ю.Н. Музыка России: между AVANT и RETRO. Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, сб. 25. М., 1999. - С.12-33.
151. Холопов Ю. Симметричные лады в системе Яворского и Мессиана // Музыка и современность. М.: Музыка, 1971. - С.247-294.
152. Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. -312 с.
153. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, 1971. - 303 с.
154. Холопова В. Икон. Индекс. Символ // Музыкальная академия. М.: Композитор, 1997, № 4. - С. 159-162.
155. Холопова В.Н. К вопросу о специфике русского музыкального ритма (русские музыкальные дактили и пятидольники) // Проблемы музыкального ритма. М.: Музыка, 1978. - С. 164-228.
156. Холопова В. К проблеме музыкальных форм 60-70-х годов XX века // Современное искусство музыкальной композиции: Вып.81. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. - С.17-37.
157. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: НТЦ «Консерватория», 1994. - 260 с.
158. Холопова В. Музыкальный ритм. Очерк. М.: Музыка, 1980. - 72 с.
159. Холопова В. Музыкальный тематизм. М.: Музыка, 1983. - 60 с.
160. Холопова В. Об одном принципе хроматики // Проблемы музыкальной науки. Вып.2. М.: Советский композитор, 1973. - С.331-345.
161. Холопова В. О теории Эрнё Лендваи // Проблемы музыкальной науки. Вып.1. М.: Советский композитор, 1972. - С.326-357.
162. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983. - 208 с.
163. Холопова В. София Губайдулина.-М.: Квадривий, 1992.-30 с.
164. Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина. М.: Композитор, 1996.-324 с.
165. Холодова В.Н. Формы музыкальных произведений. С-Пб.: Лань, 1999.-490 с.
166. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. М.: Советский композитор, 1990. - 348 с.
167. Цветаева Н., Сараджев Н. Мастер волшебного звона. М.: Музыка, 1988.- 105 с.
168. Ценова B.C. Музыка из бывшего СССР // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научные труды Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского, сб. 25. -М., 1999. С.38-45.
169. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1987. - 238 с.
170. Цыпин Г. Святослав Рихтер. -М.: Музыка, 1977. 25 с.
171. Чигарева Е.И. Два полюса в творчестве Альфреда Шнитке // Музыка XX века. Московский форум: Материалы международных научных конференций // Научные труды Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского, сб. 25. М., 1999. - С. 142-148.
172. Шалтупер Ю. О стиле Лютославского в 60-е годы // Проблемы музыкальной науки. Вып.З. М.: Советский композитор, 1975. - С.238-279.
173. Шантырь Г. Молодые композиторы Белоруссии // Музыкальная жизнь. М.: Советский композитор, 1972, № 17. - С. 17.
174. Шахназарова Н. Современность как традиция // Музыкальная академия. -М.: Композитор, 1997, № 2. С.3-15.
175. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1964. - 725 с.
176. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. М.: Советский композитор, 1990. - С.327-331.
177. Шульгин Д. Годы неизвестности А.Шнитке. М.: Деловая лига, 1993.-110 с.
178. Эволюционные процессы музыкального мышления // Сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1986. - 158 с.
179. Юденич Н. Надежды и сомнения // Советская музыка. М.: Советский композитор, 1967, № 5. - С. 10-16.
180. Южак К. Теоретические очерки полифонии свободного письма: Учебное пособие. Л.: Музыка, 1989. - 83 с.
181. Янченко О. Авторы рассказывают // Советская музыка. М.: Советский композитор, 1984, № 4. - С.130-131.1941. На иностранных языках:
182. Gaidamaviciute R. М. К. Ciurlionio curiniu fortepijonui ritmas // Meno-tura, -12. Vilnius: Mokslas, 1984. - C. 19-32.
183. Grigorieva G. Du vieno modelio variantai (V. Barkausko ir A. Snitkes concerti grossi ) // Menotura, -12. Vilnius: Mokslas, 1984 - C.48-61.
184. Галеминов M. Проблемы на оркестрацията. София: Наука и изку-ство, 1966.-518 с.
185. Златанова Р. Развитие на оркестора и оркестрацията. София: Наука и изкуство, 1966. - 106 с.
186. Janeliauskas R. Dinaminiai akordikos aspektai// Menotura, -12. Vilnius: Mokslas, 1984- C.62-82.
187. Gerlach. H. Intermorial Mickelandgelo. Musikand Gesellshft, 1971 № 11. -S.109.
188. Hansler G. Interview mit D.Ligeti. Melos, 1970, № 2. - S.32.
189. Herman B. Four sumphonies by Charles Ives. Modern music. May Lune, 1945, Vol. XXII, № 4. - P.215-222.
190. Lukas V. Organ Music in the 20-th century // A guide to organ music. -Portland Oregon Amadeus press, 1986. P.215-228.
191. Stockhausen K. Texte zur electronischenund instrumentalen Musik. -Koln, 1963, Band 3.-259 S.
192. Stoi'anova I. Deste texte - musique. - Paris: Union generald'edition, 1978.-282 S.
193. Stone K. Ives's fourth symphonie: a review. Musical Quarterly, January, 1966, Vol. L II, № 1.-P.1-16.
194. Strawn G. Raum und Klangmasse in Vares's «Integrales". Melos, 1975, № 6. - S.3-15.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.