Становление профессии дирижёра в Китае: влияние российской школы, обретение самобытности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Чэнь Сицзэ

  • Чэнь Сицзэ
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 270
Чэнь Сицзэ. Становление профессии дирижёра в Китае: влияние российской школы, обретение самобытности: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки». 2022. 270 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чэнь Сицзэ

Введение

Глава 1. Становление оркестровой инфраструктуры в Китае

1.1. Национальные инструментальные традиции и современность

1.2. Вехи истории симфонических оркестров в Китае

Глава 2. Китайские студенты в Московской консерватории

2.1. «Нам нужны не оценки и дипломы, а знания»

2.2. Личные дела студентов Хуан Сяотуна (кит. и Ду Минсиня (кит.

Глава 3. Первопроходцы, ставшие классиками

3.1. Хуан Сяотун: основоположник дирижерской школы

3.2. Ду Минсинь: портрет композитора в интерьере

Глава 4. Симфонические этюды дирижера

4.1. Исполнительский анализ сочинений Ду Минсиня

4.2. Обучение дирижеров в Китае: методические наблюдения

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Личные дела

Личное дело Ду Минсиня

Личное дело Хуан Сяотуна

Личное дело Чжу Цзяньэра (кит. &ШМ)

Личное дело У Цзуцяна (кит. МШ^)

Приложение 2. Списочный состав оркестров Китая

Китайские оркестры второй половины XX века

Китайские оркестры XXI века

Приложение 3. Образовательная программа. Дирижирование

Приложение 4. Русско-китайские музыкальные связи в 1920-2020 годах

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление профессии дирижёра в Китае: влияние российской школы, обретение самобытности»

Введение

Актуальность темы. В современном российском и китайском музыковедении все большее внимание уделяется истории музыкального образования, одной из составляющих музыкальной науки. Интерес к молодым дирижерским и композиторским школам Китая начал проявляться со второй половины XX столетия в связи с интенсивностью процессов их развития. Установление культурного сотрудничества между Россией и Китаем значительной своей частью обеспечивалось системой педагогических контактов двух стран: изначально по линии созидательной работы российских музыкантов-эмигрантов в городах Китая (Харбин, Шанхай - 1920-е годы), затем во время приезда молодых китайцев разных специальностей на обучение в Москву (1953-1962). Среди них были те, кто участвовал в создании новой музыкальной культуры Китая XX века, окончив с отличием Московскую консерваторию. Исторически им выпала на родине миссия занять место основоположников развивающейся европейской ветви в художественном творчестве Китая. Среди выдающихся музыкантов первого поколения выделились дирижёр Хуан Сяотун и композитор Ду Миньсинь. Наша задача -подойти к теме исторически широко, что оказалось возможным благодаря введению в научный оборот неизвестных архивных материалов из личных дел обучающихся в МГК имени П. И. Чайковского. В таком ракурсе тема не ставилась ни в китайском, ни в российском музыкознании, что свидетельствует о её новизне.

Для дальнейшего развития общей подготовки дирижёров

симфонических и национальных оркестров необходимы исследовательские труды исторического и теоретического профиля, связанные с изучением практического опыта дирижера и композитора. Не только в российском, но и в китайском музыковедении изучение национальной специфики этих взаимосвязанных профессий представляет большой интерес и относится к мало разработанным темам, что и обеспечивает актуальность данной работы.

Объектом исследования является процесс формирования дирижерской школы в Китае в контексте национальных традиций и методической базы русской дирижерской школы.

Предмет исследования: самобытные черты дирижерского искусства Хуан Сяотуна на примере работы с симфоническими партитурами Ду Миньсиня.

Материал исследования. Архивные документы и неопубликованные источники периода обучения молодых китайских музыкантов в Московской консерватории (1953-1962).

К исполнительскому анализу привлечены оркестровых партитуры Ду Миньсиня, написанные в разные периоды его творчества, ныне ставшие классическими: Фортепианный концерт №1 «Весенний поток», симфоническая фантазия «Богиня реки Ло». В работе также отражен личный опыт по созданию дирижёрских интерпретаций сочинений Ду Миньсиня и проведено сопоставление теоретических установок Хуан Сяотуна с трудами российского дирижёра Ильи Мусина (автором диссертации осуществляется перевод на китайский язык книги последнего «Техника дирижёра»).

Цель исследования - дать комплексную характеристику этапов становления профессии дирижера в Китае, ввести научные сведения биографического плана, раскрывающие направленность обучения в Московской консерватории дирижера Хуан Сяотуна и композитора Ду Миньсиня, рассмотреть вопросы исполнительской интерпретации произведений Ду Миньсиня.

Задачи исследования:

- представить период обучения в Московской консерватории 1953-1962 годов китайской молодёжи разных специальностей в контексте архивных источников;

- изучить начальный период образования китайских студентов в русле процесса восстановления культурной памяти;

- выявить аспекты профессионального влияния российских профессоров, дирижёров и композиторов на творческое формирование их китайских студентов, аспирантов, стажёров;

- дать характеристику творческого и педагогического вклада в процесс становления дирижерской профессии в Китае Хуан Сяотуна и Ду Миньсиня как основоположников собственных исполнительской и композиторской школ;

- наметить динамику развития дирижёрской школы Хуан Сяотуна и её роль в современный музыкальный социум Китая;

- проанализировать музыкальный язык оркестровых сочинений Ду Миньсиня с точки зрения индивидуальности его стиля и трактовки национальных традиций, обобщить интерпретации крупных симфонических

полотен Ду Миньсиня современными китайскими дирижёрами;

- кратко представить направленность учебных планов по специальностям «композиция» и «дирижирование» в ведущих китайских высших музыкальных учебных заведениях;

- привести статистические данные по эволюции национального состава исполнителей в китайских оркестрах: народных и симфонических.

Методологическая база связана с комплексностью работы. Она объединяет общенаучные методы системного и научно-типологического подходов, биографического и музыкально-стилевого подходов. Структурно-функциональный анализ обусловлен рассмотрением специфики дирижерской техники. Таким образом, в диссертации применён комплексный подход к исследованию, сочетающий научные традиции музыковедения Китая и России, имеющие международный характер. Определены основы русской школы дирижирования как важнейшей составляющей общеевропейских дирижёрских традиций в сфере обучения дирижёров хора, дирижёров музыкальных театров (опера, балет, оперетта), симфонических оркестров и их предшественников, оркестров народных инструментов. Описательный метод применялся в расшифровке документов архивно-библиографической главы диссертации.

Особое внимание в работе уделено источникам, касающимся работы с оркестром крупнейших дирижеров мира, в том числе трудам Н. Римского-Корсакова, И. Мусина, А. Гаука, Г. Рождественского, Ш. Мюнша, Б. Хайкина, Ю. Файера, Фэн Сяоганя, Пу Дуншеня, У Кэвэя.

По проблеме взаимодействия национальных культур опорой стали труды Г. Головинского, И. Земцовского, Л. Корабельниковой, Н. Шахназарова, Н. Гавриловой, С. Сигиды, В. Юнусовой, М. Сапонова, В. Холоповой. В связи с изучением «словаря» национальной музыки Китая выделены труды А. Черепнина, Ю. Холопова, М. Высоцкой, Т. Будаевой. Существенными для данной работы стали исследования Фань Юя, Цзян Цзына, Дай Юй, Гао Вэя, Ло Шии.

Также учитывались фактологические сведения, связанные с историей Московской консерватории, прежде всего изданий к ее 100-летию в 1966 году, принадлежащие Ю. Келдышу, Н. Туманиной, А. Кандинскому, С. Скребкову.

В диссертации осуществлены:

- общий анализ архивных материалов, связанных с обучением китайских студентов, дирижеров и композиторов в Московской консерватории (19531962);

- анализы личных дел в Архиве МГК Ду Минсиня, Хуан Сяотуна и их сокурсников - У Цзуцяна, Го Шудзинь, Ли Миндо, Ни Хунцин, Чжу Цзяньэра;

- фиксация этапов исторического пути специальностей «дирижера» и «композитора» в первых китайских консерваториях;

- рассмотрение принципов династийности в обучении дирижеров-симфонистов в классе профессора Хуан Сяотуна в консерватории Пекина;

- описание различия художественных задач при обучении дирижеров-симфонистов, дирижеров музыкальных театров.

Научная новизна исследования определяется рядом параметров.

В работе впервые:

- дан параллельно-сопоставительный анализ двух ведущих школ Китая: дирижерской - Хуан Сяотуна, и композиторской - Ду Минсиня;

- введены неизвестные биографические сведения о китайских музыкантах, ставших лидерами-первопроходцами в строительстве европейской линии в культуре Китая XX столетия;

- проанализированы с позиций дирижера-симфониста оркестровые партитуры разных этапов творчества Ду Минсиня, предложены пути дирижерской работы над избранными сочинениями, указаны способы преодоления технических и акустических проблем;

- введен в научный обиход российского музыкознания творческий портрет Ду Минсиня в контексте исторических сведений;

- установлены отсутствующие имена профессоров, руководящих обучением китайских студентов: А. Гаука и Е. Эпштейна.

Положения, выносимые на защиту:

- установление профессий композитора и дирижера в Китае в 20-30-е годы XX столетия обусловлено оформлением новых культурных институций — образовательных учреждений высшего звена (с объединением композиторско-дирижерского факультетов);

- функционирование в современной учебной практике Китая специализаций в их автономии (в крупнейших консерваториях страны), или их объединение в единый факультет (периферийные высшие учебные заведения);

- наличие в современном Китае крупных творческих школ, в их числе —

дирижерская (Хуан Сяотун и его ученики) и композиторская (Ду Миньсинь и его ученики);

- аспектами контактов композитор-дирижер в процессе репетиционной работы на разных ее этапах являются: рождение симфонического произведения, работа дирижера с оркестром с учетом композиторского комментария в нотах или при личном участии автора новой музыкальной пьесы;

- ведущая роль в профессиональном образовании китайских студентов-музыкантов первого поколения принадлежит российской исполнительской и композиторской школам, в частности, Московской консерватории.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении вклада российской дирижерской исполнительской и композиторской школ в становление профессионализации этих специальностей в Китае в первой половине XX века. На примере творчества Ду Минсиня выявлены особенности работы дирижера над его партитурами.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут составить материал для практической подготовки современных композиторов и дирижеров; войти в курсы современной музыки, истории русской и зарубежной музыки, истории внеевропейских музыкальных культур, изучаемых в высших учебных заведениях искусства и культуры; быть использованы в музыкально-просветительской работе.

Степень достоверности и апробация результатов. Диссертация подготовлена на кафедре теории и истории музыки Российской

государственной специализированной академии искусств, неоднократно обсуждалась на заседании кафедры и 4 марта 2021 года рекомендована к защите (протокол № 4 от 04.03.2021 г.).

Достоверность результатов исследования определяется, прежде всего, использованием широкого круга архивных источников, связанных с историей музыкального образования в Китае (в первой половине XX века). Она подтверждается практическими данными, полученными в процессе работы автора диссертации над дирижерским воплощением симфонических партитур Ду Миньсиня. Деятельность соискателя в качестве дирижера и педагога способствовала получению данных и наблюдений в специальной главе, посвященной их обобщению.

Основные положения диссертации опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации и ряде других изданий.

В научных изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Чэнь Сицзэ. Хранить постоянно (из архива Московской консерватории) / Чэнь Сицзэ // Художественное образование и наука. — 2020. — №4 (25). — С. 90-95.

2. Чэнь Сицзэ. Встречи с прижизненным классиком Ду Миньсинем / Чэнь Сицзэ // Художественное образование и наука. — 2021. — №1 (26). — С. 155-165.

3. Чэнь Сицзэ. О системе обучения дирижеров в Китае (методические наблюдения) / Чэнь Сицзэ // Художественное образование и наука. — 2021. — №1 (26). — С.24-29.

В других изданиях:

4. Чэнь Сицзэ. Специфика истории китайских симфонических оркестров / Чэнь Сицзэ // Музыкант-классик. — 2019. — №9. — С. 25-26

Часть материалов диссертации была использована в курсе лекций для студентов разных исполнительских специальностей РГСАИ.

Положения диссертации в виде докладов были изложены на следующих международных конференциях:

- 14.05.2019. V Международная научно-практическая конференция «Искусство, дизайн и современное образование», РГСАИ, Москва, доклад «Из истории становления симфонических оркестров Китая»;

- 26.06.2020. Научная конференция иностранных аспирантов кафедры теории и истории музыки РГСАИ «Российско-китайский диалог в музыкальном искусстве», РГСАИ, Москва, доклад «Многонациональные истоки дирижерской школы Китая»;

- 26.03.2021. Международная научно-практическая конференция «Творчество С. С. Прокофьева в контексте эпохи», Московский педагогический государственный университет, Москва, доклад «Хуан Сяотун - основоположник дирижерской школы Китая».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, четырех глав и Заключения. Каждая из глав имеет свою жанровую специфику:

историческую (первая), архивную (вторая), биографическую (третья) и аналитическую (четвертая). При этом между ними имеют место внутренние связи, благодаря главенству двух фигур: дирижера Хуан Сяотуна и композитора Ду Миньсиня. Так, вторая глава (2.1.) документально повествует о годах обучения выдающихся музыкантов, а в третьей представлена их деятельность в качестве профессоров Центральной Пекинской консерватории. Тематически связаны между собой первая и четвертая главы, ставящие задачи рассмотрения разных составляющих образования дирижеров в Китае.

Список литературы на русском и китайском языках содержит 237 наименований, включая электронные источники. В четырех разделах Приложений объединены материалы личных дел китайцев, обучавшихся в Московской консерватории, исторические и фактологические сведения, схемы, фотографии Ду Миньсиня (р. 1928), и статистические данные по списочному составу симфонических оркестров, и программы обучения по специальности «дирижирование» в Центральной Пекинской консерватории. Полный текст диссертации составляет 270 страниц.

Глава 1. Становление оркестровой инфраструктуры в Китае

1.1. Национальные инструментальные традиции и современность

Обмен в сфере музыкальной культуры между Китаем и Россией имеет приблизительно столетнюю историю. В процессе развития китайской музыкальной индустрии, русская (советская) музыкальная культура предоставила для становления в Китае европейской ветви музыки единственную интернационалистскую помощь. В определенный исторический период — в 1953-1962 годы в СССР, воспитывались большое количество будущих выдающихся китайских музыкантов, которые во второй половине ХХ столетия станут опорой китайской музыкальной культуры. В то же время много ценных русских методов исполнения и концепций обучения дирижёров продолжают использоваться до сих пор, чему благодарны китайские музыканты.

Как и во всём современном мире с развитием и прогрессом нанотехнологий ритм жизни китайского народа становится все быстрее и быстрее. В силу этого, давление современной городской жизни, засилие средств и форм пропаганды масскультуры беспокоит все китайское музыкальное сообщество. Людям трудно быть спокойными, сосредоточиться на чём-либо ценном, наслаждаться не искусственным, а красивым звучанием народной оркестровой или симфонической музыки. Люди привыкли к развлекательной и коммерческой музыке и без понимания отвергают

национальное оркестровое творчество. Понятно, что не имея реальной поддержки, народная оркестровая музыка вообще не может конкурировать с поп-культурой. Приходится признавать, что национальная музыка ныне находится в «маргинальной» позиции во многих странах мира. А дирижер оркестра — это душа музыки и её создатель. Отличный дирижер может не только спасти оркестр, но и оживить партитуру композитора. Напротив, слабый непрофессиональный дирижер может не только уничтожить оркестр, но и нанести вред композитору, его работе, и даже испортить ему жизнь. В настоящее время в Китае подготовка профессиональных дирижеров оркестра, на мой взгляд, все еще находится в зачаточном состоянии. Если не обращать на это внимания, то вряд ли следует ждать позитивных перспектив. Такова ситуация.

Однако не только 1953-1962 годы, но и новый исторический период, характеризовался дальнейшим развитием дружеских отношений между Китаем и Россией: становится всё больше иностранных студентов, которые выбирают музыку своей профессией, предпочитают учиться в России. Я - один из них.

Имею честь представиться: в 2008 году я приехал в Россию, чтобы учиться дирижированию. Прошёл курс обучения у Александра Канторова1, художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра — «Классика», ученика известного русского

1 Выпускник Петербургской консерватории по классу скрипки профессора Михаила Ваймана и И. Мусина по композиции.

дирижера-педагога Ильи Мусина2 . После двухлетнего систематического обучения специальности «дирижирование» я глубоко осознал художественную сущность русской дирижерской школы, являющейся самой выдающейся в мире, воспитавшей много всемирно известных дирижеров и дирижеров-педагогов в течение приблизительно ста лет. Сегодня эта школа имеет свою отличительную художественную специфику, унаследованную ещё от русской классической музыкальной школы. Своё образование я завершил в РГСАИ у профессора А. Н. Якупова, выпускника РАМ имени Гнесиных, (класс профессора В. Федосеева3).

В Китае теория «техники дирижера», новая ветвь национальной

2 Мусин Илья (1904-1999) - в Петроградскую консерваторию поступил в 1919 году в начале как пианист (класс Н. Дубовского и С. Савшинского), с 1925 года учился у Н. Малько и А. Гаука. В 1934 году стал ассистентом Фрица Штидри (Австрия), руководившим филармоническим оркестром. В его карьере симфонического дирижёра всегда упоминается исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича, второе после города Куйбышева. Но главным была педагогика. Мастер терпеливо учил своих подопечных: «Дирижёр должен отобразить музыку в своих жестах. Существуют два контекста дирижирования - образно-выразительный и ансамблево-технический. Эти два компонента находятся в диалектической оппозиции друг другу. Дирижёр должен найти способ их слияния» («Техника дирижирования. Язык дирижёрского жеста». Спб, 1967). Свой огромный педагогический опыт И. Мусин зафиксировал в своих литературных трудах. В Ленинградской консерватории работал с 1935 года, выпустил более 100 дирижёров - Ю. Темирканов, В. Гергиев, Р. Баршай, О. Димитриади, В. Синайский, Т. Курензис, Джерри Корнелиус и многие другие. Народный артист России, педагог и теоретик дирижирования И. Мусин является почётным членом Королевской академии музыки в Лондоне.

3 Владимир Федосеев (р. 1932) — личность особенная на российском дирижёрском небосклоне. Начинал как баянист (окончив РАМ имени Гнесиных), играл в оркестре народных инструментов и дирижировал им. Карьеру симфонического дирижёра начал в оркестре Ленинградской филармонии в 1971 году по приглашению Е. Мравинского с его оркестром. В 1971 году прошёл аспирантуру при московской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования Лео Гинзбурга. В 1974 году встал во главе Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и центрального телевидения. Ныне этот прославленный коллектив получил имя Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского. Им и сегодня руководит маэстро В. Федосеев, Лауреат государственных премий, Народный артист России, полный кавалер ордена «За заслуги перед отечеством».

культуры, родилась лет десять назад. По мере того, как разделение труда в обществе музыкантов становилось все более и более сильным, осознание необходимости специального курса дирижирования появилось в крупных консерваториях и на музыкальных факультетах университетов Китая. Однако, при обилии мест обучения профессионального дирижера китайского национального оркестра — от народного до симфонического, пока не приобрело систематического характера. Напомним важное положение: изначально в Китае имело место формирование либо ансамблей разных составов, вплоть до крупных, либо близких к ним малых оркестров.

На формирование китайского народного музыкального искусства исторически влияло многое. Но, прежде всего — естественность экологической среды, где находятся различные этнические группы и основные методы производства, где вырабатываются традиции и обычаи жизни, язык, религия и другие факторы. Вкупе они отражают эстетические установки жизни и мышления китайской нации.

Китайская народная музыка имеет свой стиль и специфику, которые отличаются от западной музыки. Основная причина заключается в том, что патриархальное общество Китая, основанное на традиционном производстве и образе жизни, определяло социальную идеологию и психологические особенности людей на протяжении тысяч лет.

В качестве неотъемлемой части китайской народной культуры фольклорная музыка передается, развивается и эволюционирует в течение тысяч лет, образуя общую эстетическую основу и художественную парадигму,

которая включает:

- линейное музыкальное мышление,

- упрощенный, динамичный и контрастный способ музыкального выражения,

- сбалансированную ритмическую компоновку,

- уравновешенный и симметричный структурный принцип,

- способ поэтапного расширения симметрии,

- специфику ладового и мелодического слуха.

Как и у многих народов мира мелодика китайской музыки — её главное звено. Она основана на пятиступенных или семиступенных ладах и ориентирована на движение естественное и плавное. Большинство протяжных или выдержанных звуков имеет главным один тон 4 . Для выделения его значения применяются: колоратура, фиоритура, варьирование и т. д. Всё указанное здесь служит главному: украшению мелодии. При этом важную роль выполняет синкрезис — общий образ выражения, соединяющий литературу, язык, танец, оперу и поэзию. Последняя играет особенно значительную роль, наделяя практически любое произведение своим колоритом, нередко, философского плана.

Еще 2000 лет назад в Китае было введено в национальный обиход много инструментов: колокол, гонг, барабан, сюнь, бубенец и т. д. До династии Западного Чжоу (1046 г. до н. э. - 771 г. до н. э.) и период Сражающихся царств (475 г. до н. э. - 221 г. до н. э.) было разработано более 80 видов музыкальных

4 По классификации Ю.Н. Холопова — центральный элемент мелодической системы.

инструментов. В период династии Цинь (221 г. до н. э. - 206 г. до н. э.), Хан (206 г. до н. э. - 220 г. до н. э.), Троецарствия (220 г. н. э. - 280 г. н. э.), Цзинь (317-420 гг.), эпохи Южных и Северных династий (420-589 гг.) и династий Суй и Тан (581-907 гг.) из-за частых обменов между людьми всех этнических групп прибавили хэнчуй (теперь дицзы), цянская флейта (теперь сяо), пипа с изогнутой шейкой (предшественница нынешней пипы), би (теперь трубка), бронзовые барабаны, поясничные барабаны, цзегу и т.д. Они стали важными инструментами среди современных национальных музыкальных инструментах. В период эпохи Пяти династий (907-979 гг.), второй династии Сун (960-1279 гг.), династии Юань (1279-1368 гг.), Мин (1368-1644 гг.), Цин (1644-1911 гг.). В литературе и живописи появились изображения ударных инструментов: юньло, восьмиугольные барабаны, даньгу, муюй, бяньцин. Определили и духовой инструмент: сона, щипковые инструменты: саньсянь, яньцинь, а также струнные смычковые инструменты: эрху, баньху, китайская скрипка, чжуйху и т. д. Типы инструментов постоянно совершенствовались, вплоть до наших дней.

В древние времена, как и сами музыкальные инструменты, китайские инструментальные ансамбли также были очень развиты. В истории китайской музыки наиболее влиятельными группами были ударные и духовые инструменты в династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.) и музыкальная группа, исполняющая музыку на ритуальном пиршестве в династии Тан (618907 гг.). Музыкальная группа, исполняющая произведения на ударных и духовых инструментах, была способна создать безупречную музыку, в то

время как музыкальная группа, исполняющая музыку на ритуальном пиршестве, исполняла изящную и элегантную музыку. Со времени второй династии Сун (960-1279 гг.) из-за развития товарного производства образовался широкий слой граждан, у которых любимой стала традиционная китайская музыкальная драма. В династии Мин (1368-1644 гг.) в народе появилась музыка, исполняемая на духовых и струнных (щипковых) инструментах: например, в церемонии свадьбы, похорон или во время шествия при выносе статуи бога. Такая музыка была особо широко востребована.

Существенное саморазвитие национальной инструментальной музыки потребовало и создания национального оркестра. Шанхайское музыкальное общество Датун (основано в 1920 году) является организатором первого народного оркестра нового типа. Его репертуар был посвящён пропаганде классического наследия, а главной задачей стало совершенствование традиционных инструментов. В модернизированном виде они составили национальный оркестр, состоящий из тридцати двух человек. Этот оркестр был разделен на 4 группы: ударные инструменты, духовые инструменты, а также артисты, играющие на щипковых инструментах и струнных смычковых инструментах. Когда все исполнители представили легато из пяти древних песен «Национальную музыку», было показано превосходство этого нового национального оркестра, который послужил прототипом для формирования и развития более крупных национальных оркестров. Национальный музыкальный оркестр добился больших успехов после основания современного Китая. В апреле 1953 года был создан оркестр Центрального

радио, объединённый оркестр национальных музыкальных инструментов, который и сформировал первоначальный штат нового национального оркестра. Для нужд его начального пути дирижёры перекладывали несложные западные оркестровые произведения. Но основой изначально стали партитуры китайских композиторов «Танцевальная музыка народности Яо» (кит. ^Й» ), «Сюита Шаньбэй» (кит. ) и «Увертюра праздника

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чэнь Сицзэ, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аносов Н.П. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников. — М., 1978. — 216 с.

2. Асафьев Б.В. Глазунов: Опыт характеристики. — Л., 1924. — 178 с.

3. Афанасьева О.В. Мстислав Ростропович. Любовь с виолончелью в руках. — М., 2015. — 208 с.

4. Беляев В.М. Александр Константинович Глазунов: Материалы к его биографии. — Петроград, 1922. — 144 с.

5. Ван Юйхэ. История современной китайской музыки. Пекин: Изд-во «Народная музыка», 1994. — 378 с.

6. Вспоминая Мравинского... Воспоминания, материалы, документы. — СПб., 2019. — 400 с.

7. Ганина М.А. А.К. Глазунов. Жизнь и творчество. — Л., 1961. — 388 с.

8. Гаук П.А. Москва — Вена - Москва, или Хроника маменькиного сынка. — М., 2009. — 764 с.

9. Гинзбург Л.М. Избранное. Дирижёры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования. — М.,1981. — 304 с.

10. Глиэр Р.М. Статьи и воспоминания. — М., 1975. — 224 с.

11. Голованов Н.С. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников. — М., 1982. — 296 с.

12. Деревенская А.Б. Виктор Федотов. — Л., 1983. — 16 с.

13. Держановский В.В. А.К. Глазунов. 1882 - 1922. — М., 1922. — 19 с.

14. Ержемский Г.Л. Дирижёру XXI века. Психолингвистика профессии. — СПб., 2007. — 240 с.

15. Ержемский Г.Л. Этюды к обретению дирижёрского мастерства. Психомоторика внутреннего исполнительства. СПб., 2014. — 132 с.

16. Запорожец Н. А.К. Лядов. Жизнь и творчество. — М., 1954. — 216 с.

17. Калужский В.М. Арнольд Кац — дирижёр и человек — Новосибирск,1994. — 142 с.

18. Кондрашин К.П. Мир дирижёра (Технология вдохновения). — Л., 1976.

— 192 с.

19. Кондрашин К.П. О дирижёрском искусстве. — М., Л., 1970. — 152 с.

20. Курцман А.С. А.К. Глазунов. — М. 1977. — 128 с.

21. Михайлов М.К. А.К. Лядов. Очерк жизни и творчества. — Л., Музыка, 1985. — 208 с.

22. Мусин И.А. О воспитании дирижера: Очерки. — Л., 1987. — 247 с.

23. Мусин И.А. Техника дирижирования. — СПб., 1995. — 296 с.

24. Мусин И.А. Уроки жизни: Воспоминания дирижёра. — СПб., 1995. — 230 с.

25. Мусин И.А. Язык дирижёрского жеста. — М., 2007. — 232 с.

26. Николаева-Светланова Н.А. Неожиданный Светланов. — М., 2006. — 472 с.

27. Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) Центральной Пекинской консерватории.

28. Петрова Н.Е. Рейнгольд Морицевич Глиэр. 1875-1956. Краткий очерк жизни и творчества — Л., 1962. — 118 с.

29. Прибегина Г.А. Николай Семёнович Голованов. — М., 1990. — 144 с.

30. Ражников В.Г. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и о жизни.

— М., 1989. — 256 с.

31. Рождественский Г.Н. Дирижерская аппликатура. М., 1974. — 102 с.

32. Рождественский Г.Н. Мозаика. М., 2010. — 320 с.

33. Рождественский Г.Н. Мысли о музыке. М., 1975. — 200 с.

34. Рождественский Г.Н. Преамбулы: Сборник музыкально-публицистических эссе, аннотаций, пояснений к концертам, радиопередачам, грампластинкам. М., 1989. — 304 с.

35. Рождественский Г.Н. Треугольники. М., 2001. — 432 с.

36. Руденко В. И. Вячеслав Иванович Сук. — М., 1984. — 256 с.

37. Ручьевская Е.А. Юрий Фалик. — Л., 1981. — 279 с.

38. Светланов Е.Ф. Музыка сегодня. — М., 1976. — 192 с.

39. Светланов. Вчера. Сегодня. Всегда: к 80-летию Евгения Светланова (альбом). — М., 2008. — 84 с.

40. Слонимский Н.Л. Абсолютный слух: История жизни. — СПб., 2006.— 440 с.

41. Томпакова О.М. Николай Николаевич Черепнин: Очерк жизни и творчества. — М., 1991.— 113 с.

42. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Учебное пособие. СПб.: Планета музыки, Лань, 2011. 544 с.

43. Уилсон Э. Мстислав Ростропович. Композитор. Учитель. Легенда — М., 2011.— 512 с.

44. Фалик Ю.А. Метаморфозы. — СПб., 2010. — 368 с.

45. Хентова С.М. Ростропович. — СПб., 1993. — 303 с.

46. Холопов Ю. В. Из рода Раковых. — Калуга, 2004. — 144 с.

47. Холопова В.Н. Китайский авангард: от Сан Туна до Тан Дуна // М.Е. Тараканов: Человек и фоносфера: Воспоминания. Статьи. М.; СПб., 2003. -С.244-269.

48. Цзо Чженьгуань. «Русские музыканты в Китае». Издательство «Композитор СПб», 2014, с. 485.

49. Черепнин Н.Н. Воспоминания музыканта. — Л., 1976. — 128 с.

50. Чэнь Седзе. Интернациональная основа дирижерской специальности в Китае. Издательство «Музыкальное образование и наука», 2020, №4, с.

51. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. М.: Советский композитор, 1983.- 152 с.

52. Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. М.: Гос. муз. изд., 1952. 252 с.

53. Элиасберг К.И. Воспоминания. Исследования. Документы. — СПб., 2012. — 367 с.

54. Юнусова В.Н. Изучение китайской музыки в России: К проблеме становления отечественной музыкальной синологии// Сборник 44-я научная конференция "Общество и государство Китая". Том 44, часть 2 // Ред. колл.:

А.И. Кобзев и др. М.: ФГБУН ИВ РАН, 2014, (учёные записки ИВ РАН, Отдел Китая, Вып. 15) С. 780-788.

55.

2013: 54. Дин И. Изучение педагогического развития и исторических

изменений дирижерского факультета. дис. ... магистра искусствоведения. -Пекин, 2013. - 54 с.

56. тш.шля&мштшшш&тшшт&шшш

(±)//^^£^.2017(05):72-73. Хоу Цзиньхун, Лю Ин, Ван Цзыжан. О

влиянии современного музыкального образования России на северо-восток Китая (часть 1) // Музыкальная жизнь. - 2017. № 5. С. 72-73.

57. тт&мълЕш.ттштшшштттыьшт^т

(Т)//^^£^.2017(06):56-58. Хоу Цзиньхун, Лю Ин, Ван Цзыжан. О

влиянии современного музыкального образования России на северо-восток Китая (часть 2) // Музыкальная жизнь. - 2017. № 6. С. 56-58.

58. (17): 135. Хоу

Цзе. О формировании и реализации концепции дирижера симфоническим оркестром // Массовая литература и искусство. -2013. № 17. С. 135.

59. штя. Ш'Ь^жжШтШ&ё: // ш&т^. 2013 (05): 100102. Фу Лиминь. О личности Ду Минсиня и его авторском концерте // Музыкальное творчество. -2013. № 5. С. 100-102.

60. —пшыя&тштт&ъ—фш

// Лй^^.2013 (11): 85-87. Лю

Зайшэнь. Возвышение дирижерской практики до теории - краткий отзыв о статье Пяо Дуншэна «Очерки репетиций дирижера: звуковая интеграция и тембровое регулирование» // Народная музыка. - 2013. № 11. С. 85-87.

61. шт.шшшмтштш^т // Фт^^.2019 : ш±\£

88 Ш Лю Сыюй. Исследование о модели управления народных оркестров. дис. ... магистра искусствоведения. - Пекин, 2019. - 88 с.

62. яткмш&мт&шш&шмш—

ШЙ®%/^Ж^Ш.2014(02):60-61. Лю Юну, Юй Чжэнминь. Размышление о

существующих проблемах системы музыкального образования Китая - на примере музыкального образования России // Художественное образование. -2014. № 2. С. 60-61.

^^.2016 (11): 32-34. Лю Ша. Краткий анализ о применении

дирижерских техник Ильи Мусина в народных оркестрах Китая // Народная музыка. -2016. № 11. С. 32-34.

(05) :58-59. Лю Чан. Об исторической общности Шанхайского симфонического оркестра и Харбинского симфонического оркестра // Художественное образование. - 2016. № 5. С. 58-59.

65. -Ш^ЯШШ&Шёт®

шттяш&ш^ттъ // (03): 77-81.

Лю Сицзинъ. Размышление о нынешнем состоянии и развитии творчества китайской народной музыки - стремление к сочинению классики, остающейся вечной на сцене народной музыки // Вестник Чжэцзянского профессионального колледжа искусств. - 2016. № 3. С. 77-81.

66. тшя&шмщщжтмт// гж^^.2018 ш): 5356. Лю Ин. Анализ о реформе и развитии китайских народных оркестров // Художественная оценка. - 2018. № 11. С. 53-56.

(10): 4-7. Пу Давэй. Ли Дэлунь: один из основоположников симфонической музыки в Китае // Народная музыка. - 2011. № 10. С. 4-7.

68. ^Ш#.2010 (03): 9-15. Бянь

Зушань. Обзор симфонического оркестра материкового Китая 2010 г. // Художественная оценка. - 2011. № 3. С. 9-15.

69. (05): 51-53.

Бянь Зушаань. Возрождение симфонической музыки и классики в Китае // Художественная оценка. - 2006. № 5. С. 51-53.

70. -

Бянь Зушань. «Я отдаю всю

свою жизнь популяризации китайской симфонической музыки» — отзыв после концерта в честь 50-летнего юбилея творческой жизни Чэнь Сеяна // Народная музыка. - 2016. № 2. С. 2-10.

71. // ^ЖШ.2014 (11): 86.

Ши Хайфэн. Узкие места в процессе развития китайских народных оркестров нового типа // Музыкальный обзор. - 2014. № 11. С. 86.

72. (03): 67-68. ЛюйЯоу. Об

истории развития симфонической музыки // Время и пространство музыки. -2012. № 3. С. 67-68.

73. (01) :70-82.

Люй Цзиньзао. Обзор истории развития дирижерского искусства // Вестник Цзилиньского института искусств. - 1984. № 1. С. 70-82.

74. ШШ.^п^^Фт^Й^М // 2012 : 68. У Яоу. Александр Николаевич Черепнин и история развития музыкальной

культуры современного Китая. дис. ... магистра искусствоведения. -Шанхай, 2012. - 68 с.

75. У

Чжэн. Краткое обсуждение о влиянии западной симфонической музыки на музыкальное развитие Китая // Оценка искусства. - 2015. № 11. С. 197.

76. Ш^.^ФтШйШ^й"4821п+ш^£шй.2018(07):4-8. У

Юенун. План 4821 о направлении первой группы студентов Нового Китая в СССР // Обзор истории КПК. - 2018. № 7. С. 4-8.

77. ь.2016(03):109-110. У

Сюесун. Об исследовании музыкального образвования России // Пограничная экономика и культура. - 2016. № 3. С. 109-110.

78. твва.фт&жш&шш^жшш // езд?Бж¥.2012 : ш±

36 ш. Чжоу Сяоманъ. Первый анализ об истории становления и

развития китайских народных оркестров. дис. . магистра искусствоведения. - Ляонин, 2012. - 36 с.

79. // ^№^.2019

(04): 40-41. Чжоу Хайтао. Об изменениях народных оркестров и их репетиционной организации // Северная музыка. - 2019. № 4. С. 40-41.

80. тШ.ФтШ^Й^а^ш7ш5^/ШМ?Еж¥.2013: ш±. Чжоу

Чи. Исследование о процессе развития симфонических оркестров в Китае. дис. ... магистра искусствоведения. - Тяньцзинь, 2013. - 44 с.

81. шш.^ё// ЛЕ^.2014 (09): 77-81. Сунъ

Чжаожун. Музыкальный род Черепниных // Народная музыка. -2014. № 9. С. 77-81.

82. м^г.шй 21 -щвфт^тт^шштш // шх^жет^

^.2013 (02): 1-10. Сунь Кэжэнь. Краткий анализ о перспективах

китайских народных оркестрах XXI века // Вестник Чжэцзянского профессионального колледжа искусств. - 2013. № 2. С. 1-10.

83. —ч^-Фт^т^ш^шт&ш

(01): 18-20. Сунь Хуэй, Ли Чжун. Китайская музыка с полными чувствами - размышление после Шанхайской выставочной недели в рамках I Китайского симфонического сезона (Обзора столетней китайской симфонической музыки) и Форума симфонической музыки Китая // Народная музыка. - 2009. № 1. С. 18-20.

^.2018 (24): 18. Суй Минхань, Ван Ин. Анализ трех фортепианных

произведений, написанных Чжу Цзяньэром во время обучения в СССР // Северная музыыка. - 2018. № 24. С. 18.

^.2017,37(01):48. Мэн Нань, Ма Хуа. Распространение и влияние системы

музыкального образования России в Китае // Северная музыка. - 2017. № 37 (1). С. 48.

86. -// ш&ш.

2012 (01): 23-28. Ань Лусинь. Прекрасная музыка идет из сердца — о музыкальной жизни Ду Минсиня // Музыкальное творчество. -2012. № 1. С. 23-28.

87. ^щдаши^^ш^й—ътжшм&ш*

^ЦШМШМШ&Ш1РЖт.2010 (04): 74-76. Сун Юецзюнь.

Известный китайский педагог, профессор Центральной консерватории Го Шучжэнь: пение делает жизнь молодой навсегда // Пекинское образрование. - 2010. № 4. С. 74-76.

88. -// Ж^^^.2012

(20): 15-16. Сун Сяоминъ. Гань Тао: первопроходец симфонизации народных оркестрах Китая //Массовая литература и искусство. - 2012. № 20. С. 15-16.

^.2019 (04): 66-76. Гун Хунюй. Личные дела пяти дирижеров в начале

создания оркестра администрации Шанхая // Музыкально-культурное исследование. - 2019. № 4. С. 66-76.

93. Цуй Цзяюе. Влияние русской музыки на развитие музыкальной культуры Харбина // художественное образование. - 2017. № 1. С.92-93.

91. (01) :16-18.

Чжан Чжэнянъ. О дирижировании оркестром традиционных оперных театров и его функциях // Искусство Внутренней Монголии. -2016. № 1. С. 16-18.

92. (17): 76. Чжан

Вэйго. Анализ об особенностях дирижирования оркестром традиционных опер // Дом театра. - 2018. № 17. С. 76.

93. &ШШ. --// 2011 (01

): 125-127. Чжан Цзянъчэн. Идеальный пример творчества с китайскими и

европейскими спецификами - анализ концерта для фортепиано «Весеннего сбора» Ду Минсиня // Музыкальное творчество // Музыкальное творчество. -2011. № 1. С. 125-127.

94. —

^.2006(06): 120-121. Чжан Шучжэнь. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского - гордость русского народа // Голос желтой реки. - 2006. № 6. С. 120-121.

95. ^Ш#.ЙЙ^^1Шн^^//ЛК^.2006(04):66-69. Чжан

Шучжэнь. В Московскую консерваторию // Народная музыка. - 2006. № 4. С. 66-69.

96. (±&) ^ш^.2019: 305.

Чжан Лэй. Вековой обзор симфонического творчества. -Шанхай, 2019. -305 с.

97. // ^5^.2014 (06):

112-118. Чжан Личжун. Изменения концепции творчества и реформа народных оркестров Китая // Музыкальное исследование. - 2014. № 6. С. 112118.

98. ЗШ. Чжан

Хуэй. История преподавание советских специалистов в Центральной консерватории. дис. ... магистра искусствоведения. - Пекин, 2011. - 67 с.

99. (06): 108-109.

Чжан Цзиньсинь. Исследоление разнообразных форм дирижирования оркестром // Современная музыка. - 2018. № 6. С. 108-109.

100.

(03): 21-24. Сюй Чжилянь. Илья Мусин - маестр русского дирижерского искусства // Вестник Нанькинского института искусств. - 2011. № 3. С. 21-24.

101. —гйФв//

(В^^ШШШ) .2007 (03): 1-15. Дай Цзяфан. Сильный

исторический резонанс-о музыке во время «Культурной революции»

Китая и ее влиянии в новую эпоху // Вестник Нанькинского института искусств. -2007. № 3. С. 1-15.

102. жтт^шнтт%^тнтт№т^//^мш.2019{0в):70-

71. Ху Ицзюнъ. Откровение русского музыкального образования для китайского музыкального образовании // Оценка искусства. - 2019. № 6. С. 70-71.

103. Ж«Й.ф^н&^ШЯОД0Ш^Ш//В&ЙЖ2017(10):158-160.

Ху Ицзюанъ. Размышление об исследованиях музыкального образования в России // Музыкальное творчество. - 2017. № 10. С. 158-160.

104. (05): 8. Сыфу. Интервью у Ли Дэлуня о симфонической музыке // Музыкальный мир. - 1994. № 5. С. 8.

105.

(05) :65-66. Фан Кэцзе. О развтии дирижирования оркестром и искусством оркестровки в традиционных местных операх Китая на примере Ли Хунцюаня // Оперное искусство Китая. - 2020. № 5. С. 65-66.

106. —

// АКВ^. 2013 (05): 30-32. Ши Ванчунъ.

«Модернизм не должен стать основным направлением преподавания композиции в вузах» -- о I композиционном конкурсе «Голос Китая» // Народная музыка. -2013. № 5. С. 30-32.

107. // ш^й.2019

(11)

13-14. Цзинъ Цзинъ. Скромные мнения о взаимоотношениях

народных оркестров нового типа и традиционных народных оркестров // Голос желтой реки. - 2019. № 11. С. 13-14.

108. =

(05): 14-17. Цзин Цзожэнь. Интервью у дирижера Хуан Лифэня: дирижирование - самое серьезное искусство // Любители музыки. - 2006. № 5. С. 14-17.

109. (18): 251252. Ли Яньцзюнь. Исследование о дирижировании симфоническим оркестром и форме дирижирования Китая и Запада // Северная музыка. -2020. № 18. С. 251-252.

110. ЗДЮ.^ВЯ^^А^-

// ^55^.2019 (06): 96-105. Ли Лиминь. О

распространении и развитии народных оркестров Китая в Гонконге, Макао, на Тайване и за рубежом: обновление традиций и культурная идентичность // Музыкальное исследование. - 2019. № 6. С. 96-105.

111. здю.ш^Фт^ш^т^ши -щ^и^омьим—шж

ШШШгШ^ // ЛК^^.2015 (02): 55-57. Ли Лиминь. Повторное

обсуждение состава, организации, и стандартизации китайских народных оркестров - интервью у дирижера Янь Хуэйчана // Народная музыка. - 2015. № 2. С. 55-57.

112. 0£Х*к*^^//03ШЙ.2002

(02): 36-40. Ли Пэйлун. Ли Дэлунь: отец симфлнической музыки Китая и знаток культуры народности Хуэй // Исследование народности Хуэй. - 2002. № 2. С. 36-40.

113. —шяте^бадйдашшй // ак

В^. 2008 (07): 12-17. Ли Цзити. Анализ двух концертов для фортепиано с

оркестром Ду Минсиня - для себя и слушателей // Народная музыка. -2008. № 7. С. 12-17.

114. Ф^&иц^шзтщ&штшт&щ 2019(05^4-15. ли

Бэйбэй. О понимании и изучении русского музыкального образования // // Образование г. Хэйхэ. - 2019. № 5. С. 14-15.

115. теташшш&т—2013 ^т^^те^шй

// АКВ^.2014 (10): 36-37. Ли Цзыцзинъ. Обзор всекитайского

симпозиума по музыкальным инструментам 2103 г.: Улучшение народных музыкальных инструментов с плюралистической точки зрения // Народная музыка. - 2014. № 10. С. 36-37.

116. -

// Ш^в^.2017 (04): 67-69. Ли Шиин. Исторические

ограничения развития музыкальной акустики в эпоху Чжэн Цзиньвэня на примере звукового динамического баланса народных оркестров // Современная музыка. - 2017. № 4. С. 67-69.

117. ^ъ.&в&жш&ш^шш&шшшшшт&щ 2019(05^12-13.

Ли Ин. Изучение различий в музыкальном образовании в Китае и России из истории развития музыки // Образование г. Хэйхэ. - 2019. № 5. С. 12-13.

118. жш.щшш—\ът%штт^//Акв^.1998 (05): 10—

11. Ли Юе. Интервью у дирижера Ли Дэлуня: все для развития и процветания // Народная музыка. - 1998. № 5. С. 10-11.

ФШЯШ^.2011(05):76-80. Ли Сяоин, Чжан Цинюнь. Влияние советско-

русской музыки на музыкальную культуру Китая в первой половине ХХ века // Исследования России, Центральной Азии и Восточной Европы. - 2011. № 5. С. 76-80.

120. $^.-+Ш£±¥+$^Ш&£Фт//!№^&.2009(05):56-58.

Ли Сяоин. Русская музыка в Китае в первой половине ХХ века // Северная музыка. - 2009. № 5. С. 56-58.

121. тш&тшшт—

111х/^^^{Ь.2011(11):130-131. Ли Сяоин. Влияние музыкального

образования России на Китай в первой половине ХХ века // Пограничная экономика и культура. - 2011. № 11. С. 130-131.

122. Ф^^^ЙШ^ШШШШ // ЛЕв^. 2001(10):38-42.

Ли Шуцин. Обзор достижений преподавания по композиции в Центральной консерватории // Народная музыка. -2001. № 10. С. 38-42.

123. яйж®—птжхшш 2016-фш^^^^ш ф

Ш£ПЙШЖ"^1]^#//ЛК^.2016(06):9-13. Ли Шуцинь.

«Оглядываемся на историю и идем вместе вперед»-комментарии к серии

концертов «Китайская симфоническая весна ■ китайская симфоническая память» 2016 г. в Национальном центре исполнительских искусств // Народная музыка. - 2016. № 6. С. 9-13.

124. (08): 67. Ли Тун.

Необходимые способности дирижера симфоническим оркестром и его подготовка // Северная музыка. -2018. № 8. С. 67.

125. ;$Ш¥Ж-^ЮТ^//Ф^Л£.2014(08):26-30. Ли

Ханъданъ, Чэнъ Сеян. Страсть к солнечному дню // Сыны и дочери китайского народа. - 2014. № 8. С. 26-30.

126.

Ли Исюанъ. Размышления о концепции русского музыкального образования // Музыкальный мир. - 2018. № 6. С. 13-16.

127. (02) :92-

94. Ли Даопин. Краткий анализ о формировании стиля дирижерского искусства // Вестник Чжэцзянского педагогического университета. -1994. № 2. С. 92-94.

128. шшш // гжт 2018 (03):

32-36. Ли Линъ. Краткий анализ о музыке для скрипки с оркестром «Путешествие по Синьцзяну» Ду Минсиня // Художественная оценка. -2018. № 3. С. 33-36.

129.

(04): 133-137. Ян Сяотин. Исследование о дирижерском искусстве и педагогической концеиции Хуан Сяотуна // Вестник Лэшаньского педагогического института. - 2007. № 4. С.133-137.

130. ^\Т.Ш^Ш^ШШ//В^Ж.2007 (04): 78-84. Ян Сяотин.

Интерпретация явления Хуан Сяотуна // Музыкальное искусство. - 2007. № 4. С. 78-84.

131. М£Ф. -т^ШШ^

// ФЛВ^^^^Ж. 1990(03):88-90. Ян Вэйчжун. Классические

приемы композиции потеряли совю позицию? - товарищу Дай Цзяфану // Вестник Центральной консерватории. -1990. № 3. С. 88-90.

132. ^.ФШК^&тшм^м // шл^ш020 (05) :93-94. Ян

Фэй. История о становлении и развитии народных оркестров Китая // Ежемесячник «Призрак оперы». - 2020. № 5. С. 93-94.

133.

(24): 54-55. Линь Вэйсин. Краткий анализ о дирижерском искусстве русского дирижера Ильи Мусина // Современная музыка. - 2016. № 24. С. 5455.

134. Ж^.ФШ£ПЙ^м^//ЛК^жш±.2010: 258. Лян

Маочунь, Гао Вэйцзе. Обзор симфонической музыки Китая. - Пекин, 2010. -258 с.

135. м//ш2

ж.2015(08):265-266. Лян Юйхуэй. Об управлении симфоническими

оркестрами в городах современного Китая // Дом театра. - 2015. № 8. С. 265266.

136. // ЛК^.1990 (01): 54-56. Оян Мэйлун.

Александр Николаевич Черепнин в Китае // Народная музыка. - 1990. № 1. С. 54-56.

137. // й^^^.2011

(23): 29-30. Пань Сяохун. Краткий анализ о истории и развитии китайской народной оркестровой музыки с культурологической точки зрения // Голос желтой реки. - 2011. № 23. С. 29-30.

138. шфг.^ййн^щ^ш^фтетш^йжй!^ //

^.2015 (01): 106-109. Сюн Сяоюй. Музыкальные концепции Александра

Черепнина и их влияние на современных композиторов Китая // Музыкальное творчество. -2015. № 1. С. 106-109.

^.2019(07):134-135. Ван Кэсин. Анализ о необходимых способностях

дирижера симфоническим оркестром и методах тренировки // Обзор национальностей Китая. - 2019. № 7. С. 134-135.

140. -Ш^Ш^РА!^

/й» // ^^.2020 (07): 70-72. Ван Аньчао. Новое развитие теории

народной оркестровой музыки - отзыв о работе Чжу Сяогу «Методы инструментовки народной оркестровой музыки» // Музыкальные инструменты. - 2020. № 7. С. 70-72.

141.

^^//ЛК^^.2000(04):13-14. Ван Энти. Ожидание и размышления о деле

китайской симфонической музыки - впечатления после прослушивания Симфонии № 2 Гуань Си // Народная музыка. - 2000. № 4. С. 13-14.

142. // гмж^вд

(И^ЭД-^Ю) .2011 (06): 53-56. Ван Вэнь. О формировании основных концепции музыкальной педагогики Александра Черепнина и их применении // Вестник Гуанчжоуского университета. -2011. № 6. С. 53-56.

143. те^дашадш^ж» //

2015 (01): 5-7. Ван Вэньтао. О замысле и культурном содержании

Концерта для фортепиано с оркестром «Весенний сбор» Ду Минсиня // Современная музыка. -2015. № 1. С. 5-7.

144. гвяа.шшдаяет^ь

Я ).2013(06):59. Ван Минлэй. Вклад советской культуры в музыкальное образование Китая на заре становления Нового Китая // Дом театра. - 2013. № 6. С. 59.

145. 1Ш/^Ж^Й.2017 (01):

204. Ван Чунъюй. Краткий анализ о состоянии развития народных струнных и духовых оркестров и дирижировании // Художественные техники. - 2017. № 1. С. 204.

146. (12): 173. Ван

Чунъюй. Краткий анализ об истории развития дирижирования симфоническим оркестром // Художественные техники. - 2016. № 12. С. 173.

147. гШ. 20 50

Ж2018(14):15-16. Ван Е. Обзор музыкального творчества китайских

композиторов, обучившихся в Советском Союзе в 1950-е гг. // Оценка искусства. - 2018. № 14. С. 15-16.

148. г№.20

^.2018(03):32-33. Ван Е. Техники музыкальной структуры произведений

китайских композиторов, учившихся в Советском Союзе в ХХ веке // Художественное исследование. - 2018. № 3. С. 32-33.

149. ^#^.1957-1965 ^Фт£^Й6№ШШ//^Ж5^.2007(01):133-

134. Ван Пучжу. Особенности творчества симфонической музыки Китая с 1957 по 1965 г. // Художественное исследвание. - 2007. № 1. С. 133-134.

150. // 1№В&.2017 (17): 42. Ван

Цзинцзин. О развитии китайских народных оркестров // Северная музыка. -2017. № 17. С. 42.

151. 20 -шв 50 ^ъФттшшшмшя.тм'теж

^.2017.44. Ван Цзехуэй. Исследование группы китайских пианистов,

учившихся в Советском Союзе в 1950-е годы. дис. ... магистра искусствоведения. - Хэбэй, 2017. - 44 с.

152. (09):

68. Ван Хунлян. Краткий анализ о развитии народных струнных и духовых оркестров и дирижировании // Дом театра. -2018. № 9. С. 68.

153. 239.

Ван Янь, Цзян Ли. Исследование о дирижере и педагоге Хуан Сяотуне. -Шанхай, 2013. -239 с.

154. гШ^Рп^^О^Ш^ШШШ/Ш^Ш. 2016(22):91-92. Ван

Шуан. О нынешнем состоянии Харбинского симфонического оркестра // Дом театра. - 2016. № 22. С. 91-92.

155. гш.20

^.2017(14):20-21. Ван Чи. Исследование влияния русской музыкальной культуры на музыкальное образование в провинции Хэйлунцзян в ХХ веке // Голос желтой реки. - 2017. № 14. С. 20-21.

156.

^.2015(01):34. Ван Линь. Изучение будущего развития музыкального образования Китая на основе музыкальной педагогической практики России // Голос желтой реки. - 2015. № 1. С. 34.

86. Ван Тун. Сравнительный анализ музыкального образования в Китае и России // Вестник Тайаньского педагогического института. - 2011. № 15 (4). С. 85-86.

158. шф^й—60я^а^шт (-) //^^

>>.2017 (12): 45-48. Ван Гэн. Интервью о праздновании 60-летия

Национального симфонического оркестра Китая (1) // Музыкальная жизнь. -2017. № 12. С. 45-48.

159. Фтя^&а 60я^а^шт (=)

>>.2018 (2) :44-51. Ван Гэн. Интервью о праздновании 60-летия

Национального симфонического оркестра Китая (3) // Музыкальная жизнь. -2018. № 2. С. 44-51.

160. Фт£й&а 60я^а^шт (-)

>>.2018 (1) :47-53. Ван Гэн. Интервью о праздновании 60-летия

Национального симфонического оркестра Китая (2) // Музыкальная жизнь. -2018. № 1. С. 47-53.

161. гиФ^а—ФИ£^а 60яад^шт (га)

>.2018 (3) :47-53. Ван Гэн. Интервью о праздновании 60-летия

Национального симфонического оркестра Китая (4) // Музыкальная жизнь. -2018. № 3. С. 47-53.

162. гш^&х^ш/тшмшадш/фтв^. 2011(01^55-62. Ван

Янъли. Предварительное исследование организации оркестра администрации Шанхая // Китайское музыковедение. - 2011. № 1. С. 55-62.

163. гшшгё20

2014(03):86-87. Ван Янъли. О профессионализации китайских

симфонических оркестров в первой половине ХХ века // Художественное исследование. - 2014. № 3. С. 86-87.

164. (01): 12-15. Ван Чжэнъя.

Симфоническая музыка до образования Нового Китая // Новая музыка. -2003. № 1. С. 12-15.

165.

(02) : 120-121. Тянъ Юй. Краткий анализ о важности профессионального

дирижирования для развития народных оркестров // Художественные оценки. -2016. № 2. С. 120-121.

166.

(02): 108-117. Лю Шэн. Оркестр администрации Шанхая до и после Тихоокеанской войны // Вестник Тяньцзиньской конерватории. -2017. № 2. С. 108-117.

167.

:=^.2014(16): 169-170. Цинъ Янътао. Исследование влияния русского

музыкального образования на формирование системы музыкального образования в Китае // Время и пространство музыки. - 2014. № 16.С. 169170.

168. // ЖШ.2020 (07): 28-29. Чэн

Сюй. Особенности оркестровки народных оркестров Китая // Обзор. - 2020. № 7. С. 28-29.

169. (04): 158-159. Чэн

Чан. Наследование и развитие китайской симфонии // Ведомость науки и образования. - 2010. № 4. С. 158-159.

170. (14): 74-77. Чэн

Цупэй. Пробный анализ о важности дирижерских рисунок // Современная музыка. -2016. № 14. С. 74-77.

171. 373. Ло Чжунжун. Современный музыкальный словарь. -Пекин, 1994. -373 с.

172.

^).2004 (03) :24-26. Ху Литан. Краткий анализ о становлении и развитии

современного дирижерского искусства // Новый голос Юефу: вестник Шэньянской консерватории. -2004. № 3. С. 24-26.

173. (ю): 191192. Ху Куньпэн. Краткий анализ об обязаностях и музыкальном образовании дирижера симфоническим оркестром // Литераторы и художники Китая. -2020. № 10. С. 191-192.

174. ХЩ.20 -Щ5Ф // ^№^.2018

(06): 1-2. Ай Ин. История улучшения и развития китайских народных инструментов и размышление о ней // Северная музыка. - 2018. № 6. С. 1-2.

175. -

(04): 8-14. Жуй Вэньюань. Краткая биография

дирижера Сюй Лисина: музыка жизни, отражающей пульс дела симфонической музыки современного Китая // Вестник Нанькинского института искусств. - 2011. № 4. С. 8-14.

176. (01): 71. Юань

Чуньлэй. О эридиции и способностях дирижера симфоническим оркестром // Северная музыка. -2016. № 1. С. 71.

177. Ж.^ПЙ^ШШ^Шё^Ш/даШП (05): 70-73. Цзинь Лан.

Дирижер симфнической музыкой Ли Дэлунь и оперное искусство // Опера. -2017. С. 70-73.

178.

^.2019(12):4-11. Мо Ци. От великого мастера Ли Дэлуня до направления развития китайской симфонической музыки // Голос желтой реки. - 2019. № 12. С. 4-11.

S.2011(05):46-48. Дун Моли. Развитие системы музыкального образования в

России с ХХ века (часть 1) // Музыкальное образование Китая. - 2011. № 5. С. 46-48.

180. жт20

S.2011(06):42-45. Дун Моли. Развитие системы музыкального образования в

России с ХХ века (часть 2) // Музыкальное образование Китая. - 2011. № 6. С. 42-45.

181.

(05): 10-14. Цзян Ли, Ван Янь. Хуан Сяотун: дирижер и педагог // Любители музыки. - 2011. № 5. С. 10-14.

182. (09): 4-8.

Цзян Ли, Ван Янь. Дирижерское мастерство и педагогические деятельности Хун Сяотуна // Народная музыка. - 2013. № 9. С. 4-8.

183. (05): 28-30. Цай

Цяочжун. Симфоническое творчество Чжу Цзяньэра // Народная музыка. 2010. № 5. С. 28-30.

184. (07): 170. Цай

Миньчао. Анализ о значении эридии гуманитарных наук для дирижера симфоническим оркестром // Голос желтой реки. - 2020. № 7. С. 170.

185. Цай Чан.

Исследование особенностей базового музыкального образования в России // голос желтой реки. -2017. № 10. С. 23.

Сай Чан. Распространение и влияние русской системы музыкального образования в Китае // Голос желтой реки. - 2017. № 23. С. 63.

187. й^и.Фш^^^й^^т^Ф^пш!//

Рл.2020 Линь Сипэн. Звуковая обработка при пользовании

китайскими народными музыкальными инструментами в западных симфонических оркестрах : дис. ... канд. искусствоведение. - Шанхай, 2020. - 174 с.

188. // ^ЖЭШ.2009 (03): 8184. Сюе Ибин. О музыкальной системе современных китайских народных оркестров // Сотни школ искусства. - 2009. № 3. С. 81-84.

189. ёё. //

2013 (03): 66-69. Юань Юй. Исследование траектории симфонического

творчества Ду Минсиня // Вестник Академии искусств НОАК. -2013. № 3. С. 66-69.

190. .2011:Щ±.

67 Ш. Юань Юньцзя. Краткая история о развитии симфонического оркестра

Китая в первой половине ХХ века. дис. ... магистра искусствоведения. -Шаньдун, 2011, - 67 с.

191. fr/Ж // 2012 (04)

: 108-110. Сюй Чунь. Музыкальный анализ Соло для фортепиано «TOCCATA» Ду Минсиня // Музыкальное творчество. -2012. № 4. С. 108110.

// 2002 (04): 117-141. Се Тао. Сравнительный анализ Симфонии

№2 Чжу Цяньэра и концерта для фортепиано «Весеннего сбора» Ду Минсиня // Китайское музыковедение. -2002. № 4. С. 117-141.

193. Тань

Шэнь. Краткий анализ о развитии современных симфонических оркестров Китая и его значении // Музыкальные инструменты. - 2017. № 8. С. 52-53.

194. Цзя

Жуйцзя. Исследование русского классического музыкального образования // Современная музыка. - 2016. № 1. С.17-20.

195.

1^.2017(07):276-279. Цзя Жуйцзя. Откровения российского музыкального

образования для развития китайского музыкального образования // Фронт социальных наук. - 2017. № 7. С. 276-279.

11. Цзя Жуйцзя. Влияние российского музыкального образования на китайское музыкальное образование // Современная музыка. -2017. № 16. С.10-11.

197. шт.шшщ&шшящ&штштшшт // йя^.2019

(10): 29-30. Чжао Бо. О разницах в репетициях дирижеров между китайскими народными оркестрами и западными симфоническими оркесрами // Голос желтой реки. - 2019. № 10. С. 29-30.

198.

^.2018(07):19-20. Чжао Вэньюань. Влияние русского музыкального

образования на преподавание китайской музыки // Вестник Хэйхэского института. - 2018. № 7. С. 19-20.

199. ШЯ. // 2005(10): 4-5. Чжао Мин.

Встреча учителя и ученика после сорокалетней разлуки // Северная музыка. -2005. № 10. С. 4-5.

200.

Чжао Сяотун. Влияние западной симфонической музыки на китайскую музыку // Учебное исследование. - 2016. № 36. С. 256.

201. щ^ш^таФй^^т^шм^т —

ШТО Ш±, 2017: 45. Чжао Чучу. Сравнительный

анализ применения дирижерских техник китайскими и русскими симфоническими оркестрами -на примере «Отражение луны в двух родниках» и «Лянчжу». дис. ... магистра искусствоведения. - Цзянсу, 2017. -45 с.

202. шй.$м^ьмттш¥ажшшшя/шь^й.2020 (17): 3334. Чжао Нанъ. Анализ основных способностей дирижеров симфоническим оркестром в новую эпоху // Культурная индустрия. - 2020. № 17. С. 33-34.

203. ш&^.мШ^&Й*—^МФтййБй&РА^модщ^ // я

П^.2003 (03): 32-36. ЧжаоЯнъфан. Из глубины истории в будущее: размышление о становлении и развитии народных оркестров Китая // Симфоническая музыка. - 2003. № 3. С. 32-36.

204. ШШ. дай «^«тй^^Я^ЗДШ! // 2020

(01): 54-58. Чжао Ин. Музыкальный анализ и исполнительские приемы фортепианной пьесы «Чанцин отдает жизнь за правое дело» // Северная музыка. -2020. № 1. С. 54-58.

205. ^Шв№^ЖШМ^М//^№^.2019(08):85-86. ЧиМэнди.

История становления и развития дирижерского искусства // Северная музыка. -2019. № 8. С. 85-86.

206. ЗДЭТ.ай^ййШ-

// ^Ш^.2015 (20): 45. Дэн Сюанъ. Диалог между

разумом и чувством - Сравнительный анализ культурных различий в составе между западными симфоническими оркестрами и китайскими народными оркестрами // Время и пространство музыки. - 2015. № 20. С. 45.

207. шш.ш^Фтяпй^ш^ш^}»—шШ^Й-^Ж^

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.