Индивидуализм: История и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор философских наук Данилова, Марина Ивановна

  • Данилова, Марина Ивановна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2001, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 221
Данилова, Марина Ивановна. Индивидуализм: История и современность: дис. доктор философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2001. 221 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Данилова, Марина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 .ИНДИВИДУАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ.

1. Индивидуализация, индивидуальность, индивидуализм.

2. Этика индивидуализма.

3. Эстетический аспект проблемы индивидуализма.

ГЛАВА 2.ИНДИВИДУАЛИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ УСТАНОВКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

1. Коллективизм и индивидуализм — два типа организации общества.

2. Индивидуализм и свобода.

3. Атомизированный индивидуализм в эпоху масс.

4. Роль индивидуализма в хозяйственной культуре аграрной сферы россии.

ГЛАВА З.ИНДИВИДУАЛИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ.

1. Методологические основания анализа индивидуализма как феномена культуры.

2. Индивидуализм как проявление ментального социокультурного кода.

3. Национальный менталитет.

4. Коллективное и индивидуальное в христианстве.

5. Эволюция индивидуализма: от "либерального христианства" к "неоортодоксальной" доктрине протестантизма.

6. История и современность: хозяйственная этика и принцип индивидуализма в деловой культуре предпринимателя.

ГЛАВА 4.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗМА.

1. Невротизм как индивидуализм различения.

2. Фашизм как проявление индивидуализма уподобления.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Индивидуализм: История и современность»

Актуальность темы исследования. Поскольку в становлении новой политической и экономической реальности европейской истории индивидуализм сыграл решительную роль, важно в новых социально экономических условиях современной России проанализировать исторически роль этого явления для нашей страны и, соответственно, на широком культурно-историческом фоне рассмотреть само это явление.

Общепризнанным считалось различать общества коллективистские и индивидуалистические, причем, под первыми понимаются преимущественно общества Восточного типа, а под вторыми — Западного. Анализ чаще всего велся по линии противопоставления, чем сопоставления.

В отечественной советской литературе буржуазный индивидуализм подвергался резкой критике, он отождествлялся с установкой, где каждый выступает сам за себя. Индивидуализм был синонимом эгоизма. Преимущества советского коллективизма были неоспоримы и фактически отождествлялись с преимуществами советского строя.

Подобного рода подходы к явлению индивидуализма представляется чрезвычайно ограниченными и неправомерными. В последнее время в изменившихся социальных условиях наметился позитивный сдвиг по преодолению этого одностороннего подхода.

Индивидуализм сыграл чрезвычайно важную роль в становлении идеи суверенности и оригинальности индивида в европейской культуре. Кроме того, каждому обществу присущи как коллективизм, так и индивидуализм, какое начало преобладает, какую наполненость приобретает каждое из понятий, зависит от эпохи, местоположения, уровня материальной и духовной культуры, конкретных условий, научный подход, лишенный политической и идеологической ангажированности, показывает, что в разные социальные эпохи индивидуализм проявлял себя различным образом. В эпоху масс особенностью индивидуализма является его атомизация. В тоталитарных системах он проявляет себя через "принцип фюрера", "вождя". Коллективные и индивидуальные начала, способны причудливо переплетаться. Современные национальные государства обладают всеми атрибутами индивидуальности: представительством, правительственной автономией, суверенитетом. Они отрыли путь становлению современной фигуры индивида. В то же время в разные эпохи "единицей выживания" для индивида были племя, клан, город, нация, империя.

Качество сущностных сил и их проявлений у разных индивидов высвечивает эстетический индивидуализм. В искусстве романтизма и предромантическое время мощно проявил себя индивидуализм гениальности. Этический аспект проблемы индивидуализма высвечивает отношение ко всеобщему этическому идеалу.

Психологический аспект проблемы индивидуализма выявляет особенности индивидуальной позиции отдельного человека в группе и массе. Диспропорции во взаимоотношениях приводят к невротическим проявлениям. Раскрыть симптомы этих "заболеваний" представляется актуальной задачей.

Индивидуализм — философское учение о соотношении личности с обществом, коллективом и государством, утверждающее безграничность потребностей, чрезвычайную полноту прав и абсолютную свободу воли индивида. Это учение имеет много сторон.

Индивидуализм — философско-этическое учение об индивиде как самоцели, о неограниченных потребностях и абсолютных правах личности, о ее полной свободе и независимости от общества и государства.

Индивидуализм имеет также значение в качестве социологической концепции, заключающейся в субъективно идеалистической трактовке исторического процесса, общественного и государственного устройства, договорно-правовых отношений, экономической жизни общества и развития культуры с позиции определяющей роли деятельности обособленных индивидов — выдающихся исторических личностей, законодателей и творцов культуры.

После второй мировой войны индивидуализм приобрел политический смысл в качестве современной концепции свободы личности. Кроме того, термин индивидуализм нередко применяется в онтологическом плане — для обозначения плюралистической концепции мира и в логическом смысле — для отрицания всеобщности форм абстрактного мышления.

Объект исследования предлагаемой работы — индивидуализм как феномен и как категория культуры, рассматривается на богатом социально-историческом материале. Большое внимание уделено современности: индивидуализм здесь имеет широкий спектр значений как теоретического, так и практического плана.

Предметом исследования является философско-культурологический анализ феномена индивидуализма, выявление его социально-исторических корней, этических и эстетических особенностей, ментальных и психологических модификаций, раскрытие его современного звучания в культуре и образе жизни с использованием социологического материала.

Проблемная область исследования охватывает: осмысление теоретико-методологического инструментария анализа социальной целостности и Индивида; всесторонний охват рассмотрения феномена индивидуализма; специфику проявлений индивидуализма для различных культур; роль и значение явления индивидуализма в современных условиях; оценку перспективных возможностей и стратегий.

Степень разработанности проблемы зависит от: многоплановости объекта изучения, множества герменевтических смыслов понятия "индивидуализм" в культуре: в социальной философии, этике, эстетике, в ментальных и психологических модификациях; в отсутствии интереса к проблеме индивидуализма в советской философии.

Проблемам романтического индивидуализма уделяет внимание Г. Зиммель.

М. Вебер раскрывает роль христианского индивидуализма в формирующемся протестантизме. Последний он называет "духом капитализма", отличительными чертами которого являются предприимчивость, инициатива, трудолюбие. Вебер указывает влияние протестантской этики на формирование хозяйственной культуры капитализма.

Ряд вопросов происхождения, эволюции и сущности индивидуализма затрагивается в работах историков философии Б.Э. Быховского, Г.Н. Волкова, М.А. Кисселя, А.Ф. Лосева, Т.И. Ойзермана, В.В. Соколова.

Процесс формирования ренессансного индивидуализма прослеживает в своих работах JI.M. Баткин. Зарождение интеллигенции, творческой интеллектуальной элиты, вырабатывающей новые цели и знания, также относится к этой эпохе. Интеллигенция — это проявление индивидуальных черт целой группы людей, связанных едиными целями.

Антииндивидуалистическим тенденциям тоталитарных обществ посвящены работы X. Арендт, Р. Арона, Л. ф. Мизеса, Ф. А. Хайека. Растворенность индивида в социуме, потеря индивидуальности в эпоху масс раскрывается в творчестве С. Московичи, X. Ортега-и-Гассета, М. А. Хевеши. Опыт коллективной психологии противопоставляют опыту индивидуальной психологии Ле Бон, В. Вундт, С. Сигеле, В. Райх, 3. Фрейд, К. Юнг. Проблемам индивидуальной психологии посвящены труды А. Адлера, Р.У. Лейнга.

Диалектике коллективного и индивидуального посвящены работы Б.Г. Ананьева, Г.С. Батшцева, Г.М. Гак, Л.Н. Когана, А.Г. Мысливченко, И. И. Резвицкого и др.

А. А. Ивин история человечества рассматривается с точки зрения противопоставления коллективистической и индивидуалистической форм организации общества. В большей степени анализу подверглись коллективистические общества. В центре внимания две разновидности тоталитарного общества — коммунистическое и нацистское, они сопоставляются со средневековым, умеренно коллективистическим обществом. Ивин показывает, что организация общества определяет все сколь-нибудь существенные характеристики социальной жизни, начиная с государства, прав личности, нравов и привычек.

Социально-философским и социологическим концепциям индивидуализма в Германии, Франции и США уделил внимание В.А. Карпу-шин. Он с позиции марксистско-ленинской философии и социологии на обширном материале дает критику буржуазного индивидуализма и указывает на кризисные явления индивидуализма.

Кризису индивидуализма и путям преодоления его в протестантской "неоортодоксии" уделяет внимание Т.А. Кузьмина.

Луи Дюмон современную идеологию характеризует как идеологию Индивида, выступающего независимым, моральным и автономным существом. Социальная целостность здесь подчинена индивиду, такая идеология отличает западные общества от других, которые, напротив, ориентированы на социальную целостность и именно ей подчиняют индивида. Формирование западного индивидуализма в ходе его религиозного и политического развития прослеживается с эпохи зарождения христианства.

Этико-философские вопросы рассматривают С.Ф. Анисимов, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, А.И. Титаренко, К.А. Шварцман.

Морали индивидуализма посвящена работа А. Ренд. Она с позиций философии субъективизма утверждает концепцию "человека как существа героического, для которого собственное счастье — это моральная цель его жизни, продуктивное достижение — это наиболее благородная деятельность, а разум — единственный абсолют" (168, С 5).

Ю.А. Замошкин выступает за новый подход к проблеме индивидуализма он указывает на следующие его особенности, это «исторически сложившийся тип социально-мировоззренческой, идейно-психологической, практически-поведенческой жизненной ориентации, в рамках которой основной акцент делается на самоценность индивида, на его свободу и автономию, на его право и реальную возможность самому определять свои интересы и направления своей деятельности, на его ответственность за свою судьбу и благополучие своей семьи, на способность индивидуальной личности активно проявлять самостоятельность, инициативу, предприимчивость» (77, С 4).

В защиту человеческой индивидуальности выступает Г.Г. Дилиген-ский, продолжая высвечивать новые аспекты индивидуализма. В частности, опираясь на социологические исследования он утверждает, что социалистический коллективизм и его связь с общинными чертами, его определяющая роль в поведении советского человека оказываются не столь очевидными и однозначными. Если в первые годы коллективизм играл решительную роль в "строительстве социализма", то в последующие годы его роль была не столь велика.

Спецификой советского менталитета была индивидуалистическая стратегия приспособления к системе Г. Г. Дилигенский усмотрел здесь "адаптационный индивидуализм".

Особенностям индивидуальной формы человеческого бытия, проблемам человеческой субъективности, становлению индивидуальности посвящены работы А.А. Лыскова, И.В. Ватина, Н.В. Просандеевой, О.Ф. Нескрябиной, С.Н. Корсакова.

Перечисленные направления исследования ценны и перспективны. Однако многомерность феномена индивидуализма, множественность интерпретаций этого понятия многосторонность его проявлений в культуре обуславливают необходимость обращения к индивидуализму с новых позиций.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу предлагаемого исследования. Рассмотрение индивидуализма как феномена и категории культуры позволяет выявить один из структурных срезов культуры как целого, определить поле культурологических исследований. Индивидуализм является экзистенциальной характеристикой культуры, представляя собой одно из устойчивых ее состояний. Индивидуализм возник как культурная инновация, он выявил новый способ вхождения в общественную жизнь, явился необходимым условием раскрытия механизма самосознания, осмысления собственной автономности. Даже в эпоху масс стремление к автономии проявляется в атомизации индивидуализма. Индивидуализм часто выступает формой активно преобразующей внешние воздействия, способностью человека овладевать условиями своего бытия, является его самостоянием и самоопределением.Индивидуализм формируется в средневековье, проявляется в эпохе Возрождения и становится материальной силой в Новое время Начиная с этого времени индивидуализм можно считать определенной культурной направляющей развития, своеобразным проявлением паттернов деятельности как Запада так и Востока, этносов и религиозных конфессий. Это позиция позволяет по новому взглянуть на понятийно-категориальный аппарат культуры, с новой точки зрения высветить антропологический блок проблем с выходом в ментальные и социологические измерения, уточнить типологию культур. С этих позиций можно утверждать, что каждому обществу присущи как коллективизм, так и индивидуализм, какое начало преобладает, какую наполненость приобретает каждое из понятий, зависит от эпохи, местоположения, уровня материальной и духовной культуры, конкретных условий, типа культур.

Целью диссертационной работы является исследование "индивидуализма" как феномена и как категории культуры, показ разнообразия его проявлений в историко-философском и культурологическом аспектах. Цель конкретизируется в следующих исследовательских задачах: охарактеризовать индивидуализм как философскую концепцию; очертить смысловые варианты понимания индивидуализма; представить общий облик идеологии индивидуализма; зафиксировать его этическое и эстетическое выражение; выявить исторические и социокультурные пласты индивидуализма; дать анализ индивидуализма как социально-экономической доктрины; осветить конфессионально-религиозные трактовки индивидуализма; определить психологические аспекты проблемы индивидуализма.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в следующем: дана интегральная философская характеристика индивидуализма и зафиксированы его модификации в разных системах теоретического отсчета; сформулированы смысловые варианты в определении индивидуализма; представлена идея индивидуализма как целостность; освещены этические и эстетические аспекты индивидуализма; показан индивидуализм как характеристика ряда исторических пластов общественной жизни; высвечены основания индивидуализма как экономической доктрины и проблемы теории экономической жизни; осуществлен исторический и логический анализ соотношения индивидуализма и коллективизма; определены религиозно-конфессиональные варианты индивидуализма; охарактеризован индивидуализм в психологическом аспекте. На защиту выносятся следующие тезисы:

Индивидуализм - одна из интегральных характеристик социокультурного бытия человека. Он выражает особенности его деятельности, выступая как важнейший феномен культуры. Сущность индивидуализма контекстуальна. Его нельзя рассматривать в какой-либо одной системе отсчета. Только в единстве философского, социально-исторического, культурологического, экономического, ментального и других подходов возможно его рациональное осмысление.

В рамках философского видения формулируются смысловые вариации определений: индивидуация, индивидуальность, индивидуализм. Индивидуация полагается как динамический процесс обособления человека, в результате которого он обретает единичную определенность, находя «свой мир». Индивидуальность обнаруживает себя как нахождение собственной идентичности, преобразование социального в форму личной самореализации. Индивидуализм проявляется в возможности для человека овладеть условиями своего бытия, выявляет его самодостаточность и самореализацию.

Идея индивидуализма как целостности обосновывается концепцией и идеологией индивидуализма. Именно она предполагает рассмотрение личности на собственной основе, когда внутренние связи «уравниваются в правах» с внешними. Индивидуализм - это экзистенциальная характеристика культурного мира, задающая смысл и направленность в жизнедеятельности человека.

Особо значим этический аспект индивидуализма. В нем выявляется отношение отдельного человека ко всеобщему социокультурному идеалу, определяется необходимость самостоятельного выбора целей, ценностей, жизненных ориентаций, поступков, дается их внутреннее обоснование. Наиболее ярко индивидуализм обнаруживается в своей эстетической ипостаси, где проявляются уникальность и самобытность творческих потенций личности. В определенной мере это относится и к другим видам творческой деятельности (научное, конструкторское, организаторское и т.д.).

Индивидуализм - устойчивая характеристика ряда исторических пластов общественной жизни. Соотносясь с моментами коллективистской организации, «индивидуализация» проявляет себя через то общее, что присуще определенным формообразованиям общества. Индивидуализм есть идеологическая платформа частнособственнической экономики, гражданского общества, обеспечивая плюрализм мнений, свободу самореализаций. В деловой рыночной культуре четко выявляется позиция экономического индивидуализма, при которой дух соперничества или сотрудничества доминирует в зависимости от конкретных целей предпринимательской активности.

Соотношение индивидуализма и коллективизма глубоко исторично. Оно варьируется в зависимости от инерции культуры, соотношения традиций с новациями. Доминирование индивидуализма или коллективизма является одним из наиболее значимых различий социокультурных норм Запада и Востока.

В этнонациональном облачении индивидуализм принимает форму индивидуалистического группизма, национального эгоизма.

Специфично проявляется индивидуализм в религиозно-конфессиональной сфере. Признание индивидуальной ответственности перед Всевышним, собственного пути спасения в протестантизме открывает широкий путь религиозному творчеству, включение своего «Я» в соборность в православии расширяетет возможности самосовершенствования, направленность на свое

II Ч-» II внутреннее совершенствование в неоортодоксальнои доктрине протестантизма сближает его восточную и западную интерпретации.

Своеобразно проявление индивидуализма, взятого в психологическом ракурсе. В этом случае он соотносится с устремленностью на предельно широкую личную свободу, творческие взлеты. Вместе с тем крайняя степень болезненного проявления психологического индивидуализма может быть охарактеризована как невроз. Современная культура, культивирующая одиночество и разъединение, во многом невротична.

Представленные тезисы, взятые в единстве и взаимодополнении, образуют целостный исследовательский результат настоящей работы.

Методологическим основанием предлагаемой работы является культурологический подход, примененный к феномену индивидуализма, позволяющий исследовать и выявить факты для культурологического объяснения и теоретически их осмыслить. Культуры (общества, идеологии, менталитет, психологические основания) индивидуалистические сопоставляются с коллективистскими культурами, в результате выявляются особенности культуры индивидуализма. Подобное сопоставление предполагает обращение к философии, социологии, психологии, религиоведению, истории. Культурологический метод дополняется принципом системности и целостности. Функциональный подход дополняется методом социологических исследований и историческим подходом. Социологический подход позволяет выйти на уровень фактов и выявить современный модификации индивидуализма в реформируемом обществе. В работе представлен синтезирующий философско-культурологический подход к явлению индивидуализма. Автор опирается на широкий круг источников современной философской и научной литературы, а также на результаты различных форм духовно практического освоения действительности (искусство, религиозно-этические учения, психологические исследования, социологические опросы и результаты изучения хозяйственной культуры и т.д.). Используется материал мировой и отечественной культуры, философии, литературы. Объединение широкого круга источников является основой концептуального исследования.

Научно-практическая значимость работы: использованные в работе методологические приемы позволяют преодолеть упрощенные трактовки в понимании явления индивидуализма, дают возможность корректнее раскрыть взаимоотношения индивида и социума, части и целого. Практическая значимость диссертационного исследования определяется предлагаемым в ней решением мировоззренческих вопросов. Кризисные явления, вызванные научно-техническим прогрессом, особенностями социально-экономического развития страны могут быть преодолены благодаря новому мировосприятию людей. Процессы индивидуализации, проходящие в нашей стране расширяют выбор вариантов ответа в поисках "личностного смысла". Данная работа поможет справиться с этой задачей. Отдельные выводы диссертанта могут быть использованы в практической социологии, философии хозяйства, в стратегии исследования и регулирования современным обществом, в формировании новой трудовой морали, в выработке критериев деловой культуры, эвристических навыков и лидерских качеств, а также практической психологии и религиоведении. В чтении спецкурсов соответствующих данной тематике.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на Втором Всероссийском философском конгрессе в Екатеринбурге в 1999 году ("XXI век: Будущее России в философском измерении"), на Первом Всероссийском социологическом конгрессе в Санкт-Петербурге в 2000 году ("Социология и общество: новые реалии и новые идеи"), на Всероссийской научной конференции "Новая Россия: духовность, гражданственность, возрождение", 2000 год г. Новороссийске; на международных конференциях: "Деловая культура и экономика Юга России" в пос. Небуг Туапсинского района Краснодарского края, 2000 год; "Человек в информационном пространстве цивилизации. Культура. Религия. Образование", Краснодар-Новороссийск 2000; "Новые способы мотивации труда и производства", Краснодар, 1998; "Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы", Краснодар-Новороссийск. 1997, а также на межрегиональных, региональных, межвузовских, вузовских конференциях и совещаниях, круглых столах, на студенческих конференциях. Основные положения работы были использованы для чтения спецкурсов в рамках предмета культурологии: "Индивидуализм как явление культуры"; "Трудовая этика"; "Основы эвристики". В преподавании курса философии в разделе "Философия Возрождения", "Познание", "Бытие", "Личность и общество", а также в учебном пособии: "Философия", Краснодар, 1997.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, состоящих из 15 параграфов и заключения, включает список литературы из 221 источников на русском, 7 на иностранных языках. Объем работы составляет 221 страниц текста в компьютерной верстке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Данилова, Марина Ивановна

Заключение,

Диалектический материализм считал возможным выбросить однажды мелкобуржуазный индивидуализм на свалку истории. Общественно-политические изменения в XX веке привели к отказу от буржуазного строя на пространстве, занимающем две трети планеты. Считалось, что капитализм обречен на гибель. Сейчас, в конце двадцатого века, когда прошли процессы десоветизации и деколонизации, и получил всемирное распространение либерализм, многие впали в другую крайность, утверждая, что наступил триумф индивидуализма над холизмом.

Результаты проведенного диссертационного исследования показывают, ни индивидуализм, ни коллективизм в отдельности, а взаимодействие этих двух противоположных начал приводит к развитию демократии и прогресса. Итак, подведем итоги проделанной работы.

Дан обобщающий философско-культурологический анализ индивидуализма. Определены его модификации в разных системах теоретического отсчета: философской; социально-экономической; культурологической; психологической.

Освещен этический аспект индивидуализма как идеал положения отдельного человека в мире для различных культур, как отношение индивида к всеобщему этическому идеалу. Раскрыто решающее значение индивидуализма в формировании парадигмы этической автономии, провозглашающей свободу мысли, право сознательно распоряжающегося собой и нести ответственность за свои поступки.

Раскрыта двойственность свободы и трагизм человеческой души в эстетической концепции индивидуализма. Позитивным результатом рассуждений явилось выработка концепции «качественного индивидуализма», >где каждый человек предстает как уникальный мир. Отличие людей в своем бытии друг от друга стало представляться решающей ценностью.

Определены основания индивидуализма в становлении экономической доктрины и хозяйственной культуры. Являясь идеологией частнособственнической экономики и гражданского общества, индивидуализм определяет принципы хозяйственной культуры и поведения предпринимателя.

Осуществлен исторический и логический анализ соотношения индивидуализма и коллективизма. Каждая новая эпоха воспроизводит коллективизм и индивидуализм в новой форме. Тоталитарным обществам присущи атомизированный индивидуализм, или индивидуализм приспособления к системе. Индивидуалистические общества не лишены чувства солидарности, корпоративизма, сотрудничества. Благополучие общества обеспечивается благополучием составляющих его индивидов.

Раскрыто содержание, индивидуализма как феномена культуры. Индивидуализм трансформируется из инновационных результатов действия отдельных творческих натур (на заре капитализма протестантские предприниматели ) в установку культуры и далее в паттерны деятельности, в своеобразные социокультурные коды, в стереотипы поведения. (Индивидуализм Запада и Востока, стереотип этнического национализма).

Представлены религиозно-конфессиональные варианты индивидуализма. Если индивидуализм является интегрирующим принципом протестантизма, и предпринимательских слоев на Западе, то на Востоке происходит «скрытая Реформация». Это обстоятельство, а также подвижность и предприимчивость русского старообрядчества вела Россию к «своему» социально-рыночному хозяйству нетрадиционным путем. Пересмотр индивидуализма как ценности выявлен в «неоортодоксальной» доктрине протестантизма.

Дана критика деструктивных форм индивидуализма в психологическом аспекте. Чрезвычайная противопоставленность себя другим, может привести к развитию невротизма, который рассмотрен как индивидуализм различения. Психология «маленького человека» может проявиться как индивидуализм уподобления в фашизме.

Философия культуры современной России — это философия ищущая себя в знакомой системе координат Восток-Запад с новыми поисковыми основаниями, рожденными новыми экономическими, политическими и геополитическими реалиями. Прийти к единству могут разные явления, феномены, культуры сумевшие реализовать себя, способные к самовыживанию.

Культуры выживают только на своей собственной основе и благодаря своим внутренним силам. У нас есть все основания надеяться, что мы обладаем необходимым потенциалом и способностями к саморазвитию.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Данилова, Марина Ивановна, 2001 год

1.А. Неопределенность свободы // Вопросы философии № 10, 1996, С 58-71.

2. Авторханов А. Духовные предтечи Ленина // ж. Слово № IV, 1991, С 71-79.

3. Агламишьян В. Особенности национального индивидуализма // Новая газета 24.09.98

4. Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995, 284 С.

5. Апокрифы древних христиан. Исследование, тексты, комментарии. М„ "Мысль", 1989, 329 С.

6. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996, С.407

7. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Пер с фр. М., Текст, 1993, 300 С, С 81.

8. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.П. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы.—М., 1972. — Вып. 2.—С.З6-42.

9. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля // Вопросы философии № 1,1995, С 52-70.

10. Баллестрем К.Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии № 4,1999, С 42-53.

11. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты; стиль жизни, стиль мышления. Изд. "Наука" М., 1978, С 53.

12. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., "Наука", 1989.

13. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии № 9, 1969, С 99-101.

14. Белла Р., Мэдсен Р^ Салливен У,, Суидлер Э. и Типтон С. Привычки и нравы. Индивидуализм и служение обществу в жизни американцев. Реферативное изложение. Ж. Наука и техника. №№ 8-12, № 9 С 85-87.

15. Бердяев Н. А. Судьба России. Философское общество СССР, М., 1990, 240 С.

16. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.—М., 1990.— 222 с.17

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.