Протестантизм как феномен культуры XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Рудаков, Михаил Валерьевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 346
Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Рудаков, Михаил Валерьевич
Введение.
Глава I Гносеологические корни Реформации в современном обществе.
1.1. Вера и знание в культуре протестантизма.
1.2. Протестантизм как стиль жизни и мировидение.
Глава II Трансформация идеалов протестантизма в социокультурной практике XX века.
2.1. Протестантизм в условиях кризиса современной цивилизации.
2.2. Российский опыт восприятия протестантизма.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии2005 год, кандидат философских наук Волкова, Ольга Николаевна
Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Лавренов, Сергей Эдуардович
Историческая динамика религии как социокультурной системы: на примере христианства2007 год, кандидат культурологии Смирнова, Татьяна Владимировна
Формирование социально-политической доктрины Русской православной церкви2011 год, кандидат политических наук Горкунова, Полина Игоревна
Протестантизм и неопротестантизм в постсоветском Башкортостане: трансформация конфессиональной идентичности2011 год, кандидат исторических наук Кляшев, Александр Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Протестантизм как феномен культуры XX века»
Актуальность темы исследования
В настоящее время в России предпринимаются попытки выстроить концептуальную модель преодоления глубокого кризиса в сфере культуры. При этом следует подчеркнуть, что круг исследований зачастую ограничивается анализом внешних проявлений кризиса, в то время как внимание могло быть сконцентрировано на его предпосылках, заложенных в духовных основах современной цивилизации.
Поэтому автор считает необходимым уделить внимание неразрывно связанной с ее становлением истории христианства и в особенности исследованию феномена протестантизма, поскольку развитие современного государственного устройства, науки, технологии бизнеса и современной профессиональной этики происходит при активнейшем взаимодействии с культурой протестантизма уже на протяжении пяти веков - «протестантизм сталкивался с современностью шире и дольше, чем любая другая религиозная традиция»1
Некоторые ученые признают особое значение протестантизма для современности. Так, социолог П.Бергер считает, что «парадоксальным образом весь мир сделался протестантским»2. Значительная составляющая современного культурного развития - христианство, по мнению теолога Л.Джуссани, «как бы сжато, ослаблено или приглушено тем, что можно было бы назвать «протестантским влиянием»3. Определение источника проблем современного развития в таком случае может зависеть от выяснения их взаимосвязей с протестантизацией общества и индивидуального сознания. Поэтому представляется особенно актуальным исследование этого явления как выразителя позитивных и негативных черт современной цивилизации.
Россия имеет богатый опыт как противостояния, так и общения с западным христианством и культурой на светской и религиозной основах. Несмотря на то, что присутствие протестантизма в недрах современной культуры далеко не всегда носит очевидный характер, структура ее ценностей и парадигм свидетельствует о
1 Бергер П. Религия и общества. - М., 1998. - С. 198.
2 Там же. - С. 213.
3 Джуссани Л. Христианство как вызов. - М.: Христианская Россия,1993. - С. 144. доминирующих в ней позициях протестантизма, по мнению диссертанта, являющегося инвариантом современного развития, организующим многообразие элементов современной западной цивилизации и культуры
В условиях фактического доминирования на Западе протестантской культуры, однако, не следует выделять лишь стремление ее носителей к созданию однополярной модели мирового сообщества. Уже в начале прошлого века С.Н.Булгаков отмечал, что если «многое из духа древней Церкви, живущее в католицизме, не может проявиться во вне вследствие сковывающей дисциплины -гораздо очевиднее это же можно видеть в протестантском мире»4 . Если люди неосознанно, просто следуя повседневному образу жизни, могут стать протестантами, то возможно и становление православного человека в протестантском рационалистическом обществе.
Прерывистость христианской традиции и потому неполнота мышления присуща протестантизму, которому она же на начальном этапе его развития придавала силы для проведения реформ. Но ему же, по словам С.Н.Булгакова, присуще и «стремление к восстановлению полноты церковного предания и, через это, уже значительное приближение к православию»5.
Одним из подтверждений этого является факт многолетних контактов православия с епископальной церковью, англиканской и американской. Если и не примером обращения в православие, то доказательством возможности рационального сотрудничества с ним представителей западной культуры служит такая значимая для развития современной науки фигура, как Макс Вебер, который не только видел в России новую силу прогресса на моральной основе, но и разрабатывал свою теорию рационализации, отталкиваясь от православной мировоззренческой традиции, в частности, от идей A.C. Хомякова.
Но так же, как отечественная наука и мысль прошлых веков способна дополнить современный анализ протестантизации культуры, то и ее собственная позиция, не утрачивая самобытность все же нуждается в уточнении.
Недостаточность» православной культуры на первый взгляд парадоксально связывается с ее самозавершенностью, всеобъемлемостью, полнотой, духовным
4 Булгаков С.Н. Православие. - К.: Лыбидь,1991. - С.232.
5 Там же. - С.233. максимализмом, которые в определенной мере освобождали от необходимости дальнейших поисков, сомнений. Россия - страна, которой не только приходится осваивать динамику современности и критически воспринимать влияние западных стран. Трудность ее задачи заключается в том, что она, в силу богатства своей культуры, ее конфессиональной последовательности и открытости , полифонии и многообразия, еще несет ответственность и за происходящее в мире, особенно в духовной сфере и по этой же причине - ответственность за состояние собственной культуры. Именно в этой связи представляется необходимым привносить в исследования элементы критического подхода к отечественному научному и духовному сознанию. Возможно, что негативные стороны протестантской культуры (рассудочность и утилитаризм, отчуждение и индивидуализм) развиваются так повсеместно, поскольку Россия все еще не открыла для себя в более полном объеме своих же традиций и духовности.
Все более актуальным становится объяснение того, к каким негативным и позитивным результатам ведет современный протестантизм. Конечно, нельзя говорить о его однозначно деструктивном для культуры характере, но следует учитывать возможность и необходимость самокоррекции путем привнесения опыта других культур, тем более, что протестантизм как далеко не инородное тело в христианстве имел опыт не только межконфессиональных споров, но и взаимообогащающих контактов внутри исторической церкви, а значит и источников обновления.
Сейчас протестантизм отчасти позитивен уже потому, что является своеобразным вызовом и, возможно, движущей силой для самокритики в сфере традиционных культур и традиционного мышления.
Однако, продолжая доминировать в развитии христианства, в областях экономики, политики и науки, он зачастую уводит как христианство, так и все общество на пути с непредсказуемыми последствиями. Не имея полноты традиционной духовной культуры, он не имеет и возможности справляться с современным масштабом проблем, способствуя развитию общества в направлении «духовного супермаркета», в то время как на первый план выдвигаются не только вопросы мировой экологии, экономики, политики, образования, но и сохранения культурного и духовного национального наследия многих стран, в том числе и протестантских.
Поэтому в настоящее время изучению протестантской культуры, проникающей в связи с универсальными интеграционными процессами на геополитическое пространство стран СНГ и России в виде литературы по широкому спектру специальностей (маркетинг, бизнес, психология), различных брошюр по демократическому, религиозному и гражданскому «просвещению», а также в формах поп-культуры, должно уделяться больше внимания.
На наш взгляд, рассмотрение культурного опыта и современного состояния протестантизма, раскрытие процесса протестантизации, а также возможностей взаимодействия с протестантской культурой представляется особенно актуальным в рамках культурологии, которая позволяет обеспечить необходимую системность при исследовании глобального кризиса и столь противоречивого феномена, как протестантизм, а также выявить инварианты и специфику развития протестантской культуры.
Таким образом, актуальность исследования феномена протестантизма в XX веке обусловлена: необходимостью изучения истоков культурных, духовных проблем западной цивилизации, принявших универсальный характер и требующих анализа протестантской культуры; задачей отбора позитивных моделей современного развития и негативных образцов западной массовой культуры в их нарастающем воздействии на культуру постсоветских стран; необходимостью тщательной оценки духовной, культурной, а также технологической информации, проникающей в эти страны; теоретическим и практическим интересом к актуальным вопросам современности - аутентичности, пределам роста, творчества, проблемам экологии.
Степень научной разработанности проблемы.
Протестантизм детально и глубоко изучен как религиозное учение, в то же время рассмотрению его как феномена культуры и критическому исследованию его роли в процессе становления современной цивилизации не было уделено достаточно внимани.
Значимую роль в освещении протестантского типа сознания и духовной сущности протестантизма сыграли работы С. Киркегора, К.Барта, Д.Бонхоффера, П.Тиллиха.
В России освещение религиозно-философской проблематики протестантизма после трех веков полемики и противостояния православной церкви протестантизму, а также вынужденной рецепции протестантизма в начале синодального периода следует связать и с деятельностью славянофилов, в частности, A.C. Хомякова, во многом по-новому взглянувшего на взаимоотношения России и Запада, православия и протестантизма, не рассматривавшего их лишь как противоборство взаимоисключающих сторон, но как взаимодополняющие тенденции рационализации и одухотворения культуры.
Диссертант также отмечает работу И.И.Соколова (1880), в которой представлено воздействие протестантизма на становление России Нового времени.
На рубеже XIX-XX веков интерес к исследованию протестантизма вызывается творчеством немецкого социолога М.Вебера. Работавший, в частности, в области социологии религии ученый указал на преемственность «протестантской этики и духа капитализма», обозначив масштабы воздействия данного феномена и включив его в поле разностороннего научного анализа.
В это же время в России, с приходом религиозно-философского возрождения вновь усиливается внимание к вековым христианским проблемам, в частности, месту православной культуры в глобальном развитии. В данном исследовании использованы богословские труды отечественных авторов XIX-XX веков:
-Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского, Филарета, Игнатия Брянчанинова, продолживших традицию рецепции протестантизма Стефана Яворского, Максима Грека, а также давших характеристику протестантской культуры уже в условиях светского общества рубежа веков. На основе их оценок, в частности, мнения св. Феофана о вреде «увлечения новизнами» и неполноте духовных исканий истины протестантами, диссертант осуществляет попытку определить сущность протестантизации современной культуры как неумение и сознательное нежелание духовного собирания человеческой личности и общества, оттачивание лишь некоторых сторон и функций человеческой деятельности. На примере писем Филарета Московского, работ таких религиозных мыслителей, как С.Н. Булгаков, Н.В. Арсеньев, Н.М. Зернов, а также А. С Хомяков анализируется диалог с протестантской, в частности, англиканской церкви.
Об особой роли протестантизма для современной и отечественной культуры писали Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, Г.В.Флоровский, JI. И. Шестов.
Работы В.В.Зеньковского, а в дальнейшем А.Д.Шмемана, О.Серафима (Роуза), А.Кураева применялись при характеристике современного культурного кризиса, а также новых и еще не исполненных задач православной культуры.
Среди зарубежных исследователей культуры современности и ее кризиса автор выделяет Л.Дюмона, К.Лоренца, а также Э.Фромма, отчасти О.Хаксли, обращавших внимание на глубокую обусловленность современного развития протестантизмом. Недостаточность в исследовании протестантизма как феномена культуры и анализа «протестантизации» современного сознания потребовала обращения к трудам зарубежных философов культуры и религии XX века:
- М.Бубера, Р.Гвардини, Г.Зиммеля, Г. Марселя, Э. Мунье, М.Хайдеггера, К.Ясперса.
В рамках исследования аксиологических особенностей современной культуры автор привлекает работы В.В. Бибихина, Г.Буркхардта, Г.Зедльмайра, К.М.Долгова, Ж. Маритена, Г.Маркузе, М. Мерло-Понти, X. Ортега-и-Гассета, Г.Рида, П.А. Флоренского, Ж. Эллюля.
Внимание к историческому пути протестантизма потребовало изучения работ реформаторов, а также истории самой Реформации в трудах таких зарубежных ученых и теоретиков культуры, как Ф.Бродель, Ж. Габрель, Г.Зассе, А.Макграт, X. Г.Миттер, М. Нолл, А.Тойнби, Б. Фонтенель, И. Хейзинга.
Основы современного критического осмысления протестантской истории и теологии закладывались в исследованиях Л.М.Баткина, Р. Ю. Виппера, Л.П.Воронковой, В.И.Гараджи, И.И.Гарина, В.С.Глаголева, П.С.Гуревича, И.В.Девиной, С.С.Зеленского, И.А.Исаева, Ю.А.Кимелева, Б.Д. Порозовской, Н.В.Ревуненковой, К.А.Свасьяна, Э.Ю.Соловьева, А.Н. Чистозвонова, анализировавших проблемы протестантизма в связи с общими вопросами культуры.
В процессе разработки различных аспектов данной проблемы были использованы:
- общетеоретические исследования в области теории и философии культуры С.С. Аверинцева, Ю. Н.Власова, М.Н.Громова, А .Я. Гуревича, М.С.Кагана, В.Ф. Козлова, И.К. Кучмаевой, Г.И.Зверевой, Л.А.Сугай, А.К.Коненковой, А.Кураева, Г.П.Мельникова, В.А.Никитина, Д.В.Пивоварова, В.Н. Расторгуева, В.И.Шамшурина, A.B. Шестопала.
- работы в сфере философии и философской антропологии, а также экологии культуры Э.Мунье, А. Печчеи, Э.Тоффлера, М.Фуко, Г. Хенгстенберга, Г.Честертона, К.Г. Юнга. Большое значение для настоящей работы имели труды богословов по проблемам экологического кризиса и экологической этики, поиска альтернативы современному общественному и духовному развитию в рамках экотеологии (митрополита Антония Сурожского, митрополита Кирилла Смоленского и Калининградского, Я.Кротова, Л. Расмуссена, Д.Хьютона, К.Эбрахема.
- труды по проблемам взаимосвязи христианства и современного лидерства, экономического, политического, идеологического (Р.Бемэ, К.Миллер,). Проблемам взаимосвязи христианства и литературы, христианства и печати, христианства и шоу-культуры посвящены исследования Д.Вайса, К.Майерз, Г.Маркузе, М. Оласки, Современным проблемам социологии, имеющим непосредственное отношение к социокультурной специфике протестантского мировоззрения - труды П.Бергера, Н.Бирнбаума, М.Вебера, Г.Зиммеля, К.Манхейма.
Легко заметить, что в то время, как западные исследователи уделяли особое внимание систематизации эмпирического материала с целью анализа конкретных проблем прошлого и настоящего (семья и общество, профессия и призвание, личность и коллектив и пр.), как правило, не соотнося проявлений современного кризиса с протестантской культурой, отечественные ученые разработали общефилософский подход к выявлению предпосылок современного кризиса, интегральным проблемам современности.
В итоге можно признать, что протестантизм детально и глубоко изучен как религиозное учение, но в то же время рассмотрению его как феномена культуры в связи с анализом вторичных последствий его развития не оыло уделено достаточно внимания.
Цель и задачи работы
Цель диссертационной работы состоит в исследовании протестантизма как уникального культурного явления, определении границ его воздействия на развитие современной культуры, общества и человека и в выявлении возможных путей нейтрализации негативных сторон такого воздействия. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- исследование гносеологических корней Реформации в современном обществе и культуре;
- комплексный анализ принципов организации, особенностей и проблем развития культуры в странах с протестантской конфессиональной ориентацией;
- изучение трансформации идеалов протестантизма в социокультурной практике XX века; определение механизмов трансляции ценностей протестантизма и установление аспектов его влияния на современное общество и индивида;
- обоснование необходимости и рассмотрение возможности культурной альтернативы протестантскому мировоззрению.
Объект и предмет исследования
В качестве объекта исследования избран феномен протестантизма, рассматриваемый в наиболее характерных типических чертах.
Предметом исследования является специфика протестантизма как феномена культуры, его воздействие на европейскую и мировую культуру, рецепция протестантской культуры в России, а также изучение его влияния на системный кризис XX века в ракурсе анализа философских, культурологических и эстетических категорий современности, технологий политики и бизнеса.
Методология исследования
Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и задачами диссертации. Взятые за основу методологии системность и комплексность изучения, присущие культурологическому анализу, позволяют подойти к рассмотрению такого многоуровневого и многостороннего феномена как протестантизм. Применяется метод системного анализа, позволивший исследовать протестантизм как целостную систему определенных инвариантных и динамических элементов со времени его появления до наших дней.
Культурологический анализ протестантской проблематики проводится в опоре на фундаментальные культурологические, религиозно-философские, психологические, социологические и исторические труды отечественных и зарубежных ученых.
Такое неотъемлемое свойство любой культуры как диалогичность, а также специфика зарождения и эволюция протестантизма обусловили применение сравнительно-исторического и сравнительно-культурного методов исследования. Объяснению внутренней логики трансформаций в культуре послужило использование историко-культурного метода.
Выявление типологических моделей в этике, эстетике протестантизма потребовало применения аналитико-описательного метода, предполагающего исследование отдельных элементов структуры, языка, мышления, поведения, быта, профессиональной этики и эстетики протестантизма, а также структурно-функционального метода, что позволило рассмотреть протестантизм в динамике развития и структурной трансформации. При анализе системы ценностей протестантской культуры диссертант опирался на аксиологический и философский подходы; при исследовании ее стилистической модели и анализе духовных основ применялись типологический, герменевтический и феноменологический методы исследования.
Научная новизна диссертации связана с тем, что протестантизм рассматривается как основной побудительный фактор кризиса современной цивилизации в области культуры, психологии, образования, экологии.
Сопоставляя результаты исследований в различных научных дисциплинах, автор исследует круг вторичных последствий распространения протестантизма как лидирующей ветви христианства в многообразных сферах культуры.
На основе сопоставления культуры протестантизма и православия определяются степень необходимости и возможности культурного обмена и взаимодействия в условиях современного кризиса.
В ходе проведенного исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
- При возрастающем внимании к внешней стороне религиозной культуры в наше время остро встает проблема восприятия религиозного опыта. Изучение протестантизма позволяет раскрыть причины такого внимания и оценить возможные негативные последствия распространения протестантского типа религиозности.
- Анализ протестантизма побуждает рассматривать его не только в качестве феномена истории религии и культуры, но в значительной мере и в качестве одной из главных инвариант современного культурного развития. Исследование показывает, что первоначальная и значительная степень тождественности религиозной и практической идеологии протестантизма со временем исчезает. При этом специфика протестантизма все больше определяется последней.
- Традиционное стремление идеологов протестантизма к успеху и очевидному для всех материальному процветанию вырождается в шоу-культуруЛ ведущую к повсеместной эрозии культурной среды, изменению структуры культурных ценностей, а также культурной мнемоники (искусства памяти), в результате чего глубинное духовное знание остаётся за рамками преемственности ценностей.
- В условиях кризиса протестантская культура, сопутствуя дальнейшему техническому и социальному развитию, вместе с тем все отчетливей выступает одним из главных факторов кризиса, оказывающим негативное воздействие на социально-культурную и личностную сферы этого развития. Негативность воздействия видится в ускорении темпов развития и функционирования ее внутри современной модели общества и все более полной и безличной стандартизации культурных и духовных ценностей. В этом смысле протестантизм не только и не столько религия, сколько стиль жизни.
- Изменение основ христианства протестантизмом (новые акценты в учении о спасении, оправдании, свободе воли, благодати, церкви) является одной из важнейших причин развития кризисных явлений в современной культуре(отчуждение, технотронность, «нищета историзма», гипер-индивидуализм, психические болезни). Этому продолжает способствовать в настоящем, с одной стороны, углубление духовной дезинтеграции христианского мира, с другой, навязывание и унификация все более абстрактных культурных стандартов, нивелирующих представления о необходимости многообразия культуры, типов сознания и бытия (то есть субъективизация и релятивизация культурных представлений, с одной стороны, авторитаризм и безличность социокультурных образцов, - с другой).
- Большой вклад в разрешение проблем современного кризиса способно внести национальное культурное возрождение разных стран, среди которых особое место принадлежит России, обладающей многовековым опытом диалога с культурами как католических, так и протестантских стран.
Научно-практическая значимость работы.
В теоретическом плане диссертация способствует систематизации проблем влияния протестантизма на современные процессы социального и духовного развития и в возможности использования ее результатов в научно-исследовательской работе и педагогической практике, например, в курсах культурологии, философии культуры, философии религии, социальной философии. Кроме того, авторская интерпретация данной проблематики позволяет использовать результаты и методологические подходы диссертации в социально-культурной экспертизе современных общественных явлений и организаций.
Апробация
Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в статьях и тезисах научных сборников, а также были представлены автором в выступлениях на научно-практических конференциях:
Международная конференция «Славянство на рубеже тысячелетий»Аксаково, 1997 г.);«Агиологическое древо русской культуры» (Москва, ГАСК, 2000 г.);
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Христианская глобалистика: генезис и эволюция2008 год, доктор философских наук Круглова, Галина Анатольевна
Влияние протестантизма на развитие трудового воспитания в немецкой педагогике: XVI - XX вв.2007 год, кандидат педагогических наук Кузьмина, Юлия Алексеевна
Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв.: по материалам этноконфессиональных исследований2006 год, кандидат исторических наук Ковальчук, Юлия Станиславовна
Религиозная и социокультурная самоидентификация "новых" пятидесятников в России2009 год, кандидат культурологии Куропаткина, Оксана Владимировна
Социально-политические традиции православия и протестантизма в условиях модернизации российской государственности2011 год, кандидат философских наук Осипов, Станислав Константинович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Рудаков, Михаил Валерьевич
Заключение.
Сегодня уже не удивляет тот факт, что еще в XVI веке испанцы обратили внимание на становление протестантизма, заметив, что «нидерландская ересь сильно способствует обогащению», но только с началом нашего века, в ситуации сильнейшего культурного кризиса эта тема вызвала интерес. Возрастанию этого интереса способствовало замечание М. Вебера относительно наиболее процветающего протестантского населения Кельна. Его наблюдение в целом подтверждало приведенное мнение трехвековой давности. Философы современности, в частности, Г. Зиммель, писали о том, что двадцатый век явился апогеем развития всего новоевропейского времени, который выявил многие ошибки и заблуждения нескольких веков развития человечества.
Если ошибки новоевропейской культуры в области философии, мировосприятия, отношения к природе человека и общества признаны, то почему Реформация и протестантская культура, во многом обусловившие специфику этого периода, все еще ждут полноценного критического освещения?
Вставшие с особой остротой вопросы осознания глубины кризиса, поиски путей выхода из него и совершенствования в рамках межкультурного и межконфессионального диалога, внутри отдельно взятой культуры и религии находили отражение в многочисленных трудах рубежа веков. Однако недостаток единой концепции как кризиса, так и его преодоления потребовал рассмотрения феномена протестантизма на новом уровне.
Почему потребовалось несколько веков для возникновения научного интереса к феномену протестантизма сейчас - не потому ли, что только к этому времени протестантская этика и стиль жизни, складывавшийся в религиозной и общественной сферах получили свое наиболее отточенное завершение на практике?
Не потому ли, что сегодня актуализируется переориентация вектора развития человеческой культуры, ибо современная цивилизация выявила множество ошибок и проблем, не решаемых внутри существующих культурных установок, заложенных на заре Нового времени? Не потому ли, что рассмотренный в работе феномен «музейности» как утилитарного и потребительского отношения к культуре и истории уже давно вошел в наши представления о мироздании и лишь очевидные негативные явления современной цивилизации способны пробудить интерес к сфере культуры и духовности?
В настоящей работе дан ответ на указанные вопросы, раскрыты основания такого ответа и восполнены некоторые моменты восприятия современного протестантизма. В ходе проведенного анализа были выявлены причины возрастания научного внимания к феномену протестантизма в прошлом и настоящем, а также истоки и современное русло его негативных проявлений.
В исследовании основное внимание было уделено объяснению того, чем же стал протестантизм к началу нашего века как культурный феномен, в чем главным, а в чем второстепенным носителем культурного и общественного развития. Специфика культурологического подхода обеспечила сочетание аналитических приемов исследования с философским методом осмысления протестантской культуры.
Автор акцентирует внимание на том, что ценности современного западного общества не только не существуют на независимой культурной основе, вырабатываемой сегодня, но, как правило, являются развитием идеалов протестантского вероучения и протестантской буржуазии, прошедших стадии секуляризации.
Но при возросшем внимании к религиозной культуре в наше время особенно остро встает вопрос качественного восприятия религиозного опыта и истории религии в целом.
В работе изучены и систематизированы онтологические особенности бытия протестанта и охарактеризованы процессы трансформации протестантских ценностей в современном обществе, приводящие к некоторым кризисным явлениям в культуре. Так, протестантски окрашенное эстетическое и этическое видение мира в современном обществе во многом способствует отчуждению и подрывает как культуру индивида, так и культуру национальную.
В диссертации показано, что культивируемые протестантизмом ценности, стимулирующие организацию деятельности, достижение материального прогресса, финансовый рост, развиваются в непрерывной динамике и представляют статическую основу для ориентации в современном мире.
При этом ценностям творческим, «поэтическим» как постоянным величинам в культуре общества и индивида, объединяющим и связывающим людей, отводится второстепенное место, как и анализу механизмов, их культивирующих. В то же время, в условиях повсеместного развития контрактной системы взаимоотношений, наложение калькулирующей схемы на все сферы жизни и вытекающий отсюда ценностный плюрализм и релятивизм становятся одними из основных измерений культуры.
Как показано в диссертационной работе, религиозная сфера стала таким же объектом «опредмечивания» и формализованной оценки. Причем, заложенная в самом протестантизме возможность «опредмечивания» человека и культуры, осуществляется еще полнее, поскольку давний союз протестантизма с государством, а также соотнесенность с текущими общественными ценностями сейчас, как никогда, основательны. Протестантизм, стараясь сохранить позиции в современном обществе и в культуре, все больше свободы оставляет властным структурам и современным общественным механизмам управления, таким образом, становясь проводником современной политики и современного образа жизни. В таких условиях человек и культура личности как самоценная составляющая культуры оказываются под угрозой унификации и манипулирования, ведь при кажущемся плюрализме чаще утверждается именно утилитарный путь развития и метод достижения успеха.
Главной ценностью становится технология господства и «менеджмент» успеха, что естественно при огромном объеме и знания, и материальной сферы культуры. Этика в таких условиях теряет органичность и развивается в качестве метода управления, как средство для более сложного и прибыльного производства.
Проведенное сопоставление прошлого протестантизма и его настоящей духовной и культурной ситуации позволило прийти к выводу, что степень тождественности религиозной и практической идеологии протестантизма все более относительна.
Смысл сказанного отчасти проясняют слова современного американского исследователя религии Г. Hopea: «Реформация и особенно пуританское мировоззрение принесли идею прогресса на Запад. Пуритане верили, что существует связь между ветхозаветной покорностью и культурным развитием. Это оптимистическое воззрение было секуляризировано мыслителями семнадцатого века и его упадок в двадцатом веке угрожает выживанию западной гуманистической цивилизации»272.
С Реформацией мировидение из статичного, неизменного, превратилось в подвижное; в этом ведущую роль сыграл кальвинизм, перешедший от средневекового понятия о мироустройстве, основанном на вечном и естественном порядке, к современному, основанному на динамике.
Раскрывая специфику взаимоотношений представителей отечественной и протестантской культур, автор проследил ее видоизменение во временной перспективе, что позволило по-новому осветить ряд вопросов о позитивных и негативных сторонах таких контактов, однако в рамках данного исследования не представлялось возможным осветить проблему во всей ее полноте - этот неразработанный аспект заслуживает еще отдельного исследования. Возможно ключевым термином, от которого следует оттолкнуться в дальнейшем, более полном исследовании протестантской культуры, должна стать духовно осмысляемая экология, с каждым годом становящаяся все более весомым фактором в принятии глобальных решений, прогнозов и культурных оценок.
В работе представлен целостный образ культурно-исторического «здания» протестантизма, понятого как один из важнейших инвариантов современного культурного развития. Экспансивное и привлекательное нравственно в виду ригористичного возмущения идеологией и коррумпированной практикой других конфессий - протестантское учение фактически следовало римско-католической церкви. Но реформаторство выделилось из общей системы в отдельную и официальную позицию церкви, причем, христианские революционные изменения протестантизм обратил и в изменения культурные. Быстрые изменения были жизненно необходимы для протестантизма, на начальном этапе своей истории боровшегося за выживание, а не просто за право собственного пути развития, -потому, в частности, укрепление религии происходило за счет установления отношений подчиненности государству, делегированию ему прав, отошедших от привычных полномочий и привилегий церкви, а также новых, установленных протестантской церковью.
Динамика реформ с тех пор становится одной из основных традиций протестантизма, а церковь действительно добивается быстрых результатов, но, при этом, протестантизм способствовал нарушению баланса светской и церковной власти, так как укрепил государство, мирным путем победившее в многовековом споре церковной и светской власти и культуры.
Решением одной из задач диссертации стало расширение представления о путях становления современности, а также исследование того, каким образом в протестантской культуре было по-новому раскрыто соотношение понятий веры и знания, каким образом протестантизм трансформировал коренные для любой культуры понятия и представления - о человеке, смысле жизни, призвании, аутентичности и уникальности, в связи с чем в работе был закономерно затронут также вопрос о «пределах человеческого роста» в рамках развития протестантской и современной культуры.
Наш век настойчиво напоминает о существовании таких пределов, в то время как протестантизм, по мнению автора, способствует нарушению этих границ, что связано с либерализмом современной культуры, в скрытой форме являющегося опорой нигилизма, а также с ускорением социального и технического развития. В таком случае вопросом современности становится выбор - между поддержанием плюралистичное™ и нейтральности как ценностной основе культуры и постоянной работой по духовному осмыслению даже специальных и отвлеченных вопросов культуры общества и индивида, то есть, по словам Д.Бонхеффера, выбор между «плодотворным компромиссом и бесплодным принципом»273.
Сейчас почти забыто, что церковь, богословие и философия - не вторичны по отношению к государству, экономике, современной технологии, между тем, как такое положение приводит к сегментированию представлений о «естественных правах» и «естественных» потребностях человека. Зачастую именно протестантизм - отвлекающий внимание индивида фактор, который направляет его на путь материального и субъективного самоутверждения. Исследование этого феномена раскрывает механизмы образования многих проблем современности и саму необходимость альтернативы, примеры альтернатив культурного развития.
Нужно сказать, что приспособляемость протестантизма делает его легко подверженным трансформации, зачастую делая зависимым от сиюминутных экономических и политических событий и явлений, а значит, и блестящая динамичность развития сама по себе не означает подлинного прогресса.
Способность протестантизма откликаться на требования времени обнаружилась уже во времена Реформации, когда религиозные идеологи ради реализации своих идеалов лишали религиозное учение определенной доли духовного максимализма -в то же время обнаружилась и нехватка сдерживающей извне установки, что приводит, при целенаправленном погружении в светскую сферу, к обмирщению самой религии и неподконтрольности религиозно мотивированной деятельности.
В этой связи диссертант подчеркивает, что, как и потенциалом религиозным, который закалялся в борьбе с католицизмом, протестантизм все еще обладает потенциалом экспансивности, развития вовне и вступает одним их главных факторов кризиса.
Угрозу представляет сама неуклонность такой экпсансивности, а также ее скрытый характер, поскольку сегодня она происходит преимущественно не на открытом полемическом уровне, а на уровне материальном, технологическом, на уровне «ноу-хау», идеологии, науки управления, приводящих к эрозии культуры путем развития рациональных и очевидных законов функционирования в современном обществе, безличных стандартов культурных и духовных ценностей.
Поскольку достижения в мирской сфере протестанты соотносят с престижем и репутацией своего учения - беспрепятственное материальное развитие - одна из первейших обязанностей и первейших потребностей современного человека.
Направленность на осуществление материальных целей, максимальное использование человеческой энергии, духовной, физической в целях достижения успеха исключительно в ракурсе мирского измерения культуры способствуют потере контроля за выхолащиванием ее духовного содержания, неизбежного при протестантской традиции стремления к успеху, которая в настоящем вырождается в шоу-культуру .
Отдавая светской сфере практически весь объем внимания, призывая людей к долгу перед миром общества, протестантизм все еще с трудом может добиться того же в сфере развития идеального. Способствуя изменению самой структуры культурных ценностей, протестантизм вытесняет представление о необходимости глубинного духовного знания и развития за рамки современной преемственности ценностей.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что между жизнеспособностью и жизнетворностью протестантизма нет знака равенства, что делает актуальным поиск механизмов нейтрализации его негативных проявлений, как технотронность, отчуждение, гипер-индивидуализм, которые в XX веке стали не просто более явными, но более деструктивными и универсальными.
Объектом данного исследования являлись и секуляризационные процессы в протестантизме; можно с большой долей уверенности предположить, что жизнь кальвинистской общины изначально была обречена на вырождение в светский стиль жизни. Высокая степень духовной ответственности легко сменяется нацеленностью на успех и утверждение в миру, вне специфической сферы духовной жизни, и на упрочение мирских ценностей. Трезвость духа и мысли не существует вне неудач и испытаний, многообразия опыта позитивных впечатлений и страданий, но именно их протестантизм не смог перенести в опыт своей культуры, как не смог интегрировать идеал подлинной жертвенности и самоотречения.
Протестантизм прошел сравнительно малый отрезок истории, чтобы отнести указанные ценности к своим историческим идеалам и традиции. Но при этом, для самого протестантизма неудачи и неуспех уже стали восприниматься в качестве символов проклятия, а не становления духа.
Феномен протестантизма неразрывно связан с понятием стиля жизни, который в протестантском миропонимании становится атрибутом и характеристикой уже не homo ludens, но homo faber, не внешним средством организации жизнедеятельности и творчества человека, но их сущностным наполнением.
Если в эпоху становления протестантизма и Нового времени стиль еще крепко связан с самим выживанием протестантской культуры, то в современном обществе он во многом представляет проблему для свободного и полноценного существования, здоровья общества и человека. Вопросы выживания решаются в большей мере уже обществом, государством, но гораздо более актуальной становится проблема сохранения внутренней культуры индивида.
Сегодня стиль - необходимый, эффективнейший механизм, который помогает действовать в современном обществе наиболее естественно и органично, поскольку все больше значение приобретает визуальная, материальная сторона коммуникации.
Если раньше стиль жизни - в большей мере - условность, то сегодня он становится иррациональным в своей последовательной неуклонности, в необходимости его постоянного обеспечения. Он стал предметом пристального внимания антропофилософов, поскольку вошел в противоречие с самой природой и естественными потребностями человека. Социальная ниша уже не вмещает его, как не вмещает его противоречия глобальным ценностям человека и окружающей среды.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что протестантизм создал закрытый вариант культурной модели, которая выглядит как процесс открытого поставления все новых культурных форм и образов. В диссертации предложен взгляд на протестантизм не только как на один из специфичных феноменов современной культуры, но и как на прообраз всего современного развития, в рамках которого анализируется свойственный протестантской культуре стиль продуктов деятельности и стиль самой деятельности.
Вопрос, остающийся для дальнейшей разработки в современной ситуации, заключается в том, насколько современные условия оставляют индивиду место для органического роста, а также насколько далеко расходятся его органические возможности, потребности с темпом, требованиями существующей культуры?
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Рудаков, Михаил Валерьевич, 2001 год
1. Кальвин Ж. О христианской вере. Пер. с фр. Н.В. Ревуненковой. М.: «Протестант», 1995. - 128 с.
2. Мартин Лютер. Лекции о Послании к Римлянам. (1515-1516)
3. Девяносто пять тезисов (1517). Вавилонское пленение Церкви(1520). К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния. Харьков, 1912. - 186с.
4. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: «Андреев согласие», 1994. - 383с.
5. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Т. 1-4. М.: Изд-во РГГУ,1999. -638 с.
6. Кальвин Ж. О христианской жизни. Пер. с фр. Н.В.Ревуненковой под ред. А.Д. Бакулова М.: Протестант, 1995. - 128с.
7. О рабстве воли(1525) // Эразм Роттердамский Философские произведения. М., 1986.
8. Изложение учения православной церкви о Божией матери. Сост. Св. Игнатием Брянчаниновым. М.: Общество «Радонеж», 1990. -32с.
9. Лютер М. Песнь Восхождения. О раскаянии. // Религии мира. Т.6. ч. 2., стр. 414, 425.
10. Валаамские подвижники. Биографический очерк. СПб., 1896. - 96с.
11. О православии с предостережениями от прегрешений против него. Слова еп. Феофана. М.,1991. с. 104
12. Св. Феофан Затворник. Против лжеучителей. СПб.: Шпиль, 1996. 46с.
13. Св. Феофан Затворник. Советы православному христианину и комментарии. М.,1994. 185с.
14. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т. V. -М.,1885.
15. Св. Филарет. Мнения, отзывы и письма. М.: 1998. - 369с.
16. Хомяков A.C. Работы по богословию.т.2 М.,1994.1. Труды по философии:
17. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб.: Алетейя, 1998. - 298с.
18. Аристотель. Поэтика. М., 1957. - 87с.
19. Биографическая библиотека Ф.Павленкова (Дэвид Юм, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Огюст Конт) СПб. Глория-Кристалл, 1998. - 358с.
20. Быховский Б. Людвиг Фейербах. М., Мысль. 1967. - 184с.
21. Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991. - 128с.
22. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб. Наука. 1993. 472с.
23. Гессе Г. Собрание сочинений в 8 томах. М., 1994.
24. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М.,1993. 214с.
25. Мунье Э. Персонализм. М., Искусство. 1992. - 153с.
26. Свасьян К.А. Гете. М.: Мысль, 1989. -190 с.
27. Сумерки богов(Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр),сост. А.А.Яковлев. М.: Политиздат, 1989. - 194с.
28. Философы двадцатого века. М., Искусство, 1999. - 247с.
29. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1996. - 257с.
30. Шестов Л. Соч. в 2-х т. М.: Наука, 1993.
31. Общетеоретические труды по теории, истории и философии культуры отечественных и зарубежных авторов:
32. Аверинцев С.С. Христианство в истории европейской культуры // Проблемы эпохисредневековья. 1997. -Вып.7, № 14
33. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности// «Новый мир» № 8, 1988,с.227-239
34. Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры//Вопросы философии. -1986 -№ 12.-с. 104-115.
35. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность// Вопросы философии. -1969 -№ 9. с.99-108
36. Бондарев Г. Ожидающая культура. М.: ЭКСМО, 1996. - 528с.
37. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск. Полиграмма. 1993. - 124с.
38. Бубер М. Два образа веры. М. Республика. 1995. -464с.
39. Буркхардт Г. Непонятая чувственность // Это человек. Антология. М., 1995. -С. 124- 156
40. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., Юрист. 1994. - 704с.
41. Власов Ю.Н. Феномен реформаторства в переломные эпохи: культурологический аспект. М.: Пропаганда Бизнес МедиаД998. -149с.
42. Власть. Основы отношения к властям, обществу и государству. М.: КАЗАК, 1998.-80с.
43. Вышеславцев Б.П. Сочинения. М.: Раритет, 1997. 265с.
44. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994. -368с.
45. Гвардини Р. Конец нового времени// Феномен человека. Антология. Сост.
46. Гуревич П.С. М.: Высш. шк., 1993. с. 240 - 297
47. Громов М.Н. Монастыри на Руси// Культура и религия: линии сопряжения. -М.,1994,-с.48-52.
48. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь. ЛЕАН. 1997. -280с.
49. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. с.303
50. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. -317с.
51. Гуссерль Э. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. -219с.
52. Дэвис Д. Капитализм и его культура. Сокр.пер.с англ.Ш.А. Богиной М.,1949. 634с.
53. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Дубна. Феникс. 1997. - 204с. 52.3иммель Г. Избранное в 2-х т. Философия культуры. - М.,1996. 53.3лобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М., 1980. - 184с.
54. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996. - 167с.
55. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1986. - 214с.
56. Каган М.С. Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур. - М.: Наука, 1994. - 158с.
57. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. - 175с.
58. Кареев Н. Общий ход всемирной истории. Брокгауз -Ефрон. СПб., 1903. -212с.
59. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре. М., 1995. - 236с.
60. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры//Проблема человека в западной философии. М., 1988. - 164с.
61. Козлов В.Ф. Источники по охране и использовании памятников истории и культуры в Крыму, 1917 -1928 гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. -М., 1984. -25с.
62. Конев В.А. Человек в мире культуры. Самара. 1996. - 118с.
63. Коненкова А.К. Поэтика природы в творчестве М.М. Пришвина и С.Т. Коненкова: сравнительный культурологический анализ: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурол. наук. М.: ГАСК, 1998. - 21с.
64. Корф Г. Критика теорий культуры М. Вебера и Г. Маркузе. М., 1975. - 121с.
65. Культура и судьбы мира./Отв. ред. Кучмаева И.К. М.,АСК, 2000. - 138с.
66. Культура эпохи Возрождения и Реформация. /Под ред. Рутенбурга В.И. Л.: Наука, 1981. -267с.
67. Культура средних веков и нового времени. Отв.ред.Л.В.Кошман М.: МГУ, 1987. -315с.
68. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М.: Наука, 1987. - 119с.
69. Кучмаева И.К. Феномен духовного учительства в России // Россия и славянство. М.: ГАСК, 1996,- с.40-47
70. Кучмаева И.К. Подвиг памяти. М.,АСК,2000. - 97с.
71. Кругликов В.А. Образ «человека культуры». М.: Наука,1988. - 150с.
72. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. - 154с.
73. Лосский Н.О. История русской философии. М., Сов.писатель. 1991. - 468с.
74. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. - 237с.
75. Марсель Г. Я и другой. Homo viator. // Философия культуры. М.: ИНИОН РАН 1998 - с. 167- 186
76. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы. // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991 -с.352 - 366
77. Местр Ж. де рассуждения о Франции. М.: Знание, 1997. - 238с.
78. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992. - 185с.
79. Митрохин Л.Н. Религия и культура. Философские очерки. М., 2000. 318с.
80. Митрохин Л.Н. Культура и религия: линии сопряжения//Культурология XX век. Дайджест. 2 т. М.,1997. с. 7- 18
81. Мир культуры. /Отв.ред. Громов М.Н., Кучмаева И.К. М.,АСК,2000. - 208с.
82. Никандоров Н.Ф. Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1992. -83с.
83. Пивоваров Д.В. Религиозная сущность культуры// Культурология XX век. 2т,-М.,1997,- с. 156-161
84. Померанц Г. Страстная односторонность и бесстрастие духа. СПб. Университетская книга, 1998. 617с.
85. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из Хаоса. М.,1986. - 239с.
86. Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М. Юрист, 1995. -623с.
87. Пьянзин Э.П. Взаимодействие культур в условиях современной цивилизации. Автореф.дис.канд.филос. наук/Саранск, 1995. 19с
88. Рассел Б. Мудрость Запада. М., Республика. 1998. - 479с.
89. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М.,1957. - 240с.
90. Расторгуев В.Н. Социальная динамика и духовная культуры: Сб.науч.тр. -Тверь,1991. 119с.
91. Ровнер А. Третья культура. СПб., 1996. - 251с.
92. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе/ Сост. P.A. Гальцева. Пер. и прим. Аверинцев, В.В. Бибихин М., 1991. - 366с.
93. Семенов В.Е. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991. -173с.
94. Сергеев Г.М. Плюрализм и тенденция к унификации как особенности буржуазной философии 70-х -80-х годов XX века. М., 1983 .-22с.
95. Смит П.Е. Выбор современного человека. М.: Буквица,1999. -160с.
96. Смит О.Дж. Проблема миссий. «Советская Сибирь», 1995. -108с.
97. Современные теории познания. Дайджест. М., 1992. -186с.
98. Современная буржуазная философия и религия/ Под ред. Дудкина В.Я.- М.: ИНИОНД984
99. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. Л., 1990. - 198с. ЮЗ.Сугай Л.А. культура и образование. Высшая техническая школа в контексте культуры: Учеб.пособие по курсу «Основы культурологии» - М.: МЭИ, 1993. -93с.
100. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992. - 741с.
101. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., Лань. 1998. - 448с.
102. Философская культура личности и НТР. Под ред.Митрофанова С.С. -Новосибирск, 1987.-131с.
103. Философия и кризис современной цивилизации. М.:Луч,1993. -254с.
104. Философия. Религия. Культура: Критический анализ современной буржуазной философии/Под ред. Тавризяна Г.М. -М.: Наука, 1982. 221с.
105. Франк С.Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. СПб, Жуковский, 1910. - 389с.
106. Ю.Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. - 282с. 1 П.Фромм Э. Душа человека. - М., 1998. - 664с.
107. Фромм Э. Иметь или быть? Киев, 1998. - 400с.
108. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415с.
109. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр., СПб.,1994. 405с.
110. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 487с. Пб.Хаксли О. Двери восприятия. - СПб. Амфора. 1999. - 312с.
111. Хаксли О. Вечная философия. М., 1997. - 336с.
112. Хейзинга И. Осень средневековья: Соч. в 3-х тт. М: Прогресс - Культура,1995.
113. Шамшурин В.И. О русской культуре и русской идее // Вестник славянский культур: научный и литературно-художественный альманах. М.: ГАСК,2000. с. 10-17
114. Шамшурин В.И. С.Н.Булгаков . Два града. Исследование о природе общественных идеалов// Социс.,М.,1998.
115. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. -568с.
116. Элфорд Алан Ф. Боги нового тысячелетия. М., Вече. 1998. - 238с. 123.Это человек. Антология. - М., Высш.шк., 1995. - 320с.
117. Юнг К. Дух Меркурий. М., Канон. 1996. - 384с.
118. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика. 1994. - 527с.
119. Труды по философии религии:
120. Арсеньев Н. С. Православие.Католицизм. Протестантизм. Париж, ИМА -пресс, 1948.
121. Арсеньев Н.С. О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966. - 172с.
122. Антоний Сурожский. Христианство и экологический кризис.(Экотеология. Голоса Севера и юга) под ред. Д.Холмана. М., 1997. с. 237 - 292
123. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. -384с. Ш.Бердяев H .А. Истина и откровение. - СПб.: РХГИД996. -384с.
124. Бердяев H.A. Философия неравенства. -М.: ИМА -пресс, 1990. 286с.
125. Бердяев H.A. The bourgeois mind and other essays. London, 1934. - 130p.
126. Бердяев H.A. Christianisme et realite sociale. «Je sers», 1934. - 253p.
127. Бердяев H.A. The fate of the men in the modern world/ Ann Arbor: Univ. of Michigan press, 1961.-13 lp.
128. Бердяев H.A. Революция и культура. СПб.,Полярная звезда, 1905. - 197с.
129. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. - 246с.
130. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. -289с.
131. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. М.,1994. -194с.
132. Баркер А. Новые религиозные движения. Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. СПб, 1997. - 189 с.
133. МО.Боранецкий П. Религия, материализм и прометеизм. Основания синтетического миросозерцания. Париж, 1991. - 650с.
134. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: наука, 1990. -412с.
135. Булгаков С.Н. Православие. К.: Лыбидь,1991. - 234с.
136. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. - 358с.
137. Джуссани Л. Христианство как вызов. М., 1993. -154с.
138. Джуссани Л. Сущность христианской нравственности. М.: Христианская Россия, 1980. -137с.
139. Ильин И.А. Собр.соч. М.: русская мысль, 1996.
140. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., Алетейя. 1994. - 522с.
141. Карташев A.B. Вселенские соборы. М., Республика. 1994. - 236с.
142. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. M.: «Nota bene», 1998. -422с.
143. Кьеркегор С. Заключительное послесловие к "Философским крохам'7/Философия культуры. М., 1998. - с. 231-289
144. Кьеркегор С. Повторение. М. Лабиринт. 1997. - 160с.
145. Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. - 444с.
146. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. - 239с.
147. Розанов В.В. Религия и культура. Сборник статей.СПб.,1901. -274с.
148. Розанов В.В. Сочинения. М., Советская Россия. 1990. - 592с.
149. Соловьев B.C. О причинах упадка церкви нового миросозерцания. М.,1892. -23с.
150. Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. М., 1988.
151. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Мысль, 1973. - 199с.
152. Шарден Т. де. Феномен человека. М., 1987. - 286с.
153. Шмеман А.Д. Исторический путь православия. М.: Паломник, 1993. -340с.
154. Шмеман А.Д. Церковь, Мир, Миссия. Мысли о православии на Западе. -М.:Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского Института, 1996. -272с.
155. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., Юрист. 1994. - 719с.
156. Флоренский П.А. Из богословского наследия. М., 1977. - 352с.
157. Флоренский П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1995. -253с.
158. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 577с.
159. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997. -294с.
160. Франк С.Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски философии культуры. -СПб., 1910.-287с.
161. Хаксли Д. Религия без откровения.- М.: Знание, 1992 -60с.
162. Христианство и культура сегодня. М.: Путь, 1995. -174с.
163. Честертон Т.К. Вечный Человек. М.: Политиздат, 1991. - 544с.
164. Яковлев И.Н. Религия в Америке 80-х: заметки американиста. М., 1987. -265с.
165. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.,Высш.шк. 1977. - 224с.
166. Исследования в области протестантской теологии, истории и проблематики протестантизма:
167. Баркер А. Новые религиозные движения. Изд.- во Русского Хрстианского гуманитарного института. СПб., 1997. 189с.
168. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. -293с.
169. Барт Р. Философия истории как социология. СПб., 1902. - 185с.
170. Барт К. Очерк догматики. Пер. с нем. Ю.А.Шмелева. СПб.: Алетейя.1997,-266с.
171. Биллхаймер П. Не расточай свои печали. Славянское Евангелическое общество, Чикаго. -1982. 99с.
172. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М. Прогресс, 1994. -344с.
173. Бриджес Д. Стремление к святости. М.: Духовное возрождение, 1997. -123 с.
174. Бриджес Д. Благодать преображающая. М.: Триада, 1998,- 243с.
175. Валаамские подвижники. Биографический очерк. Сост. Валаамский иеромонах. СПб., 1872. - 96с.
176. Валтер К.Ф.В. Бог говорит «нет» и Бог говорит «да». Различия между законом и Евангелием. -СПб, 1996. 119с.
177. Виппер Р.Ю. Жан Кальвин и протестантская республика в Женеве. М.: Исторический журнал №12,1940
178. Виппер Р.Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. М.,1894. -326с.
179. Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. -М.,1894.
180. Воронкова Л.П. Критика теологических буржуазных концепций секуляризации. -М.: Знание,1987. 117с.
181. Воронкова Л.П. Критический анализ теологической антропологии Р.Нибура. -М., 1977. -254с.
182. Великие мыслители Запада.(Жан Кальвин, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт), -М., Крон Пресс, 1998. 363с.
183. Виппер Р. Учебник Новой истории. M., s.l., 1908. - 395с.
184. Гараджа В.И. Религия и мифология в современном мире. М.: МГУ, 1991. -78с.
185. Гараджа В.И. кризис современного протестантизма и поиск «новой теологии». М: Знание, 1974. - 64с.
186. Гараджа В.И. Критика новых течений в протестантской теологии. М.: Знание, 1977. -115с.
187. Гараджа В.И. Социология религии. М. : Аспект - пресс, 1995. -314с.
188. Гарин И.И. Лютер. Харьков.: Фолио. 1994. - 286с.
189. Гарин И.И. Кальвин. Харьков.: Фолио. 1994. - 197с.
190. Гарнак А. Сущность христианства. Шестнадцать лекций. Вып.1 СПб., 1906. -314с.
191. Гиллквист П. Возвращение домой: от протестантизма к Православию. -М: «АРИКО», 1996. -246с.
192. Глаголев B.C. Христианские организации и духовная жизнь общества. М.: Знание, 1991. - 112с.
193. Глаголев B.C. религиозный модернизм и культура. М.: знание,1988. - 109с.
194. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. М., 1993. - 182с. 205.3ассе Г. На том стоим. - СПб., 1994. - 324с.206.3вервева Г.И. История Шотландии. М.: Высш.шк., 1987. - 207с.
195. Исаев С.А. Теология смерти: очерки протестантского модернизма. -М.Мысль, 1992. -283с.
196. Керне Э. Дорогами христианства. М.: Протестант, 1992. 354с.
197. Кован М. В ответ на заявления мормонов.s.l. Библейское братство св. апостола Павла, 1999. -176с.
198. Кураев А. Протестантам о православии. М., 1999. - 264с.
199. Кураев А. Особенности религиозной ситуации в России//Культурология XX век.-М., 1997.-с. 147-152
200. Леви Стросс К. Раса и культура// Новая литература по культурологии. Дайджест. I. - М.,1995. - с. 26-38
201. Лобье, П. де. Время конца времен. Мн.: Тетра. 1995. - 224с.
202. Ловас Э. Властолюбие и церковь. Пер. с норв. - Вестник мира, 1996. - 82 с.
203. Лютер. Избранные сочинения. СПб., 1997. - 336с.
204. Мартин Лютер реформатор, проповедник и педагог /Сост. Куримо О.В. -М.: РОУ, 1996,- 240с.
205. Макграт А. Богословская мысль Реформации. Пер. с англ. -Одесса: Богомыслие,1994,- 315с.
206. Макграт А. Понимание Троицы. Одесса.: Богомыслие,1995. - 188с.
207. Мак-Маон Т.А. Окланд Р. Понять это время,- М.: Либрис ЛТД, 1992. 133с.
208. Мельников Г.П. Культура зарубжных славянских народов: для учащихся гимназий гуманитарного профиля. М.: Интерпракс, 1994. - 188с.
209. Миттер X. Г. Основные идеи кальвинизма. М.: «Христианский мост», 1995. -223с.
210. Мыслители Запада.(ст."Мартин Лютер", Л.Хандерсмарк, с.213-219, ст."Жан Кальвин", Л.Аллен, стр. 220-225), под ред. Мак-Грила.М., 1998.
211. Нейхауз Р. Бизнес и Евангелие. Пер. с англ. Кротова Я. Познань: Вера и мысль, 1994.
212. Нибур Р. и X. Христос и культура. М., Юрист, 1996. -575с.
213. Порозовская Б.Д. Кальвин. Биографический очерк// Лютер. Кальвин. Паскаль. М.: Республика, 1995. 320с.
214. Пинк А. Божественный суверенитет. М. 1998. - 297с.
215. Полкинхорн Д. Вера глазами физика 8.1.Пер. с англ. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1998. 226с.
216. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. -М.: Мысль, 1988. -215с.
217. Религии мира.(Энциклопедия в 6 т-ах. Т. 6. Протестанство. Реформация, стр.413-474). -М. 1998.
218. Родес Р. Вразрез со святым писанием. Мн.: Библейская школа, 1998. -126с.
219. Роуз С. Православие и религия будущего. М.: Православная книга, 1991. -190с.
220. Роуз С. Человек против Бога. М., 8.1.,1995. -77с.
221. Роуз С. по стопам св.Патрика, просветителя Ирландии и св. Григория Турского. -М., 8.1.1991. 34с.
222. Роуз С. Православное монашество в Галлии 5-6 веков. М,8.1.,1987. - 29с.
223. Самралл Л. Воинственная церковь. СПб., 1996. 179с.
224. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик:Мартин Лютер и его время.-М., 1984. 322с.
225. Соловьев Э.Ю. Политико-юридические завоевания Реформации.// Философия эпохи ранних буржуазных революций.) М., 1983.
226. Стедмен Р. Подлинное христианство. Пер. с англ., Новосибирское христианское изд.- во, 1995. -144 с.
227. Тиллих П. Избранное:Теология культуры. М., 1995. - 479с.
228. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. -М.: ГУП «Облиздат», ТОО «Алир», 1999. 616с.
229. Тозер. А.У. Величие Бога/Пер.с англ. СПб.: «Мирт», 1996. - 176с.
230. Уитни Д. Духовное возрастание в христианской жизни. СПб, 1997. - 265с.
231. Хомяков A.C. Сущность западного христианства. s.l., 1974.
232. Христианство вчера и сегодня. М.,.Э.Франк, 1985. - 35с.
233. Цвейг С. Совесть против насилия. М., Мысль. 1986. - 321с. 252.Чистозвонов А.Н. Вопросы морали и семьи у анабаптистов XVI века// Средние века. Вып.23. -М., 1963,с.64-90
234. Чистозвонов А.Н. Историческое место XVI века в процессе генезиса капитализма в Европе. М.,1975. - 247с.
235. Чистозвонов А.Н. Роль кальвинизма в Нидерландской буржуазной революции XVI века// Средние века. М.,1971. - с. 171-192
236. Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии. М., 1995. - 307с.
237. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. М., Республика, 1995. -489с.
238. Справочно библиографическая литература.
239. Антология культурологической мыс ли(авт. -сост. С.П.Мамонтов,А.С.Мамонтов) М., РОУ, 1996. - 352с.
240. Антология мировой философии в 4-х т. М., Мысль. 1970.
241. Введение в культурологию (под ред. В.Сапрыкина). М., 1995. - 217с.
242. Введение в культурологию (под ред. Е.В.Попова). М., 1996. - 225с.
243. Гуревич П.С. Шульман О.И. Ментальность. Менталитет// Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. - 273с.
244. Гуревич П.С. Культурология. М., Знание. 1996.-288с.
245. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995. - 248с.
246. Крывелев И.А. История религий: очерки в 2 т. М. : Мысль. 1998.
247. Культурология (под ред. Г.В.Драча). Ростов-на Дону, Феникс, 1995. - 576с.
248. Культурология. Основы теории и истории культуры (под ред.И.Ф.Кефели). СПб. 1996. - 316с.
249. Культурология XX век. Дайджест. М., 1997. -307с.
250. Культурология XX век: Антология. М.,1995. - 673 с.
251. Лики культуры. Альманах/ ред. и сост. С.Я.Левит. М.: Юрист, 1995. -624с.
252. Михайлов A.B. Языки культуры.Учебное пособие по культурологии. М.: «Языки русской культуры», 1997. -912с.
253. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М., 1977. - 284с.
254. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека вчера и завтра. - Ростов-на-Дону. :Феникс. 1996. - 576с.
255. Религии мира. Энциклопедия в 6 т-ах. Т.6. Протестантство. Реформация. М.,1998 С. 413-474
256. Розин В.М. Культурология. М. Форум. 1998. - 291с.
257. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.,Политиздат, 1976. -560с.
258. Феномен человека: Антология. /Сост., вступ.ст. П.С.Гуревича. М.: Высш.шк.,1993. -349с.
259. Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л.Н.Митрохина и др. М.: Республика, 1994. - 559 с.
260. Хроника человечества./Сост. Б. Харенберг. М.: «Большая энциклопедия», 1996, с. 1200
261. Это человек: Антология/Сост., вступ.ст. П.С. Гуревича. М.: Высш. шк.,1995. -320с.
262. Общетеоретические труды по эстетике:
263. Банфи А. Философия искусств. М., 1989. - 361с.
264. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. М. 1995. - 484с.
265. Баумгартен А.-Г. Эстетика. М., Искусство. 1992. - 329с.
266. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 288с.
267. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - 317с.
268. Белый А. Символизм как миропонимание. М., Республика, 1994. - 528с.
269. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. М. :Наука. 1998. - 496с.
270. Буржуазная эстетика сегодня./ Под ред. Овсянникова М.Ф. М.: Знание, 1987. -265с.
271. Валери П. Об искусстве. М., Искусство. 1996. - 417с.
272. Гёте В. Об искусстве. Л.-М. Искусство. 1986. 287с.
273. Дюфрен М. Вклад эстетики в философию. // Феномен человека: Антология. -М., 1993 -с.341 -349
274. Еремеев А.Ф. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества. М., 1987. - 216с.
275. Западноевропейская эстетика XX века. Сборник переводов. М.Д991. 237с.
276. Ильина Т.В. История искусств. М. Высш. шк. 1993. - 466с.
277. Карлейль Т. История эстетики. В 5 т-ах. Т.З, М., 1994.
278. Маритен Ж. Ответственность художника. // Самосознание европейской культуры XX века. М.,1991 - с. 171-208
279. Мерло Понти М. Око и дух. - М.: Знание, 1997. - 72с.
280. Нордау М. Вырождение. М., Республика. 1995. - 400с. 298.0ртега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. - М., 1991. -269с.299.0ртега-и-ГассетХ. Философия. Эстетика. Культура. М., 1993. -394с.
281. Раскин Д.(Рескин) Современные художники. Т. 1,2. М., 1901.
282. Пико делла Мирандола Д. Речи о достоинстве человека.(в кн. Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981).
283. Французская философия и эстетика XX века. А.Бергсон, Э. Мунье. -М.,1989. -179с.
284. Труды по социологии и антропологии:
285. Антропология и антиномии равенства культур//Новая литература по культурологии. Дайджест.1 М.1995
286. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М. Республика. 1998,- 393с.
287. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. Юрист. 1994. - 672с.
288. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. - 233с.
289. Медушевский А.Н. демократия и авторитаризм. М.: Мысль, 1997. - 497с.
290. Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. 174с.
291. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. - 285с. ЗЮ.Спенсер Г. Основания социологии. - СПб., 1896.
292. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Т. 1, в. 2. М., 1993.(сборник статей)
293. Тодоров А. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций. М.,1989
294. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT,1999. - 784с.
295. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: лекции и интервью.-М.: Наука, 1992.-175С.
296. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности социально-психологические подходы. -М., 1999, с
297. Литература на иностранных языках:
298. Abray J.L. The people s reformation:magistrates,clergy and commons in Strassburg, 1500-1598. N.Y.,Cornell univ.press,1985, 272p.
299. Aranguren J. Catolicismo y protestantismo como formas de existencia. Madrid,Rev. de Occidente, 1963, 246p.
300. Atherton J. Christianity and the market. SPCK, 1992, 232p.
301. Barnett S.J. Where was your church before Luther? // History today. 49(12) dec., 1999
302. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. L., 1976, 162p.
303. Berger P. The capitalist revolution. N.Y., Basicbooks,1986, -187p.
304. BirnbaumN. Toward a critical sociology. Oxford univ.press, N.Y., 1971, 308p.
305. Birnhaum J. The management revolution. N.Y., 1941, 71p.
306. The British journal of sociology. Vol.50/ № 2, june, 1999
307. Boehme R. Leadership for the 21st century. Frontline communications, Seattle, 1989, 276p.
308. Bonhoeffer D. Ethics. Collier books,N.Y., 1986, 3 46p.
309. Bouwsma W.J. John Calvin, a sixteenth century portrait. Oxford univ. press., 1988,-119p.
310. Brady T. New studies on the protestant Reformation. The journal of modern history,vol.71 №2, jun., 1999
311. Braudel F. Civilisation materielle et capitalisme (Xve-XVIIIe siecle) T.l -Paris,Libr. Colin, 1967.-463p.
312. Calian C. The protestant orthodox encounter. -Philadelphia, Westminster press, 1968, - 220p.
313. La Cambre-Mialet Les Protestants a travers rhistoire. Brunoy. Nouvelles ed.,nationals,1933, -113p.
314. Campbell D. The puritan in Holland, England and America. In 2 vol.Harper,1893, 223p.
315. Christian faith and the world economy today. WCC publications,Geneve, 1992, -58p.
316. Church history. Studies in Christianity and culture. Sep. 1999.
317. Clark W.H. The psychology of the religion . N.Y.,Macmillan,1959, 485 p.
318. Curry D. A world without tyranny. Christian faith and international politics. Crossway books., Illinois, 1998, 249 p.
319. Dricker P. Practice of management. L.,1970, 13p.
320. Dumont L. From Mandeville to Marx. The genesis and triumph of economic ideology. Chicago-London, the univ. of Chicago press, 1977, -139p.
321. Dumont J. L'eglise au risqué de Thistoire/Pref. De J. Duchesne. Limoges: Criterion, 1984. -413p.
322. Ecology and religion in history. Ed. By D. and E.Spring. N.Y., Harper and Row, 1974, 154p.
323. EM J. Le bluff technologique. P., Hachette, 1988, 193p.
324. Evangelical anglicanism. Their role and influence in the church today. Ed. By R.T. France and A.E. Macgrath. SPCK, London. 1994, 174 p.
325. Gaberel J. Calvin a Geneve. Geneve, 1836, -258p.
326. Garrisson J. L'homme protestant. -Bruxelles: Lomplexe,1986, 254p.
327. Garrisson J. Les protestants au XVI-e siecle.-Paris,Fayard, 1988, 413p.
328. Gascoigne B. The Christians. Jonathan Cape,London. 1977, 301p.
329. Guyau J.M. L'irréligion de l'avenir. Etude sociologique. Paris,Alcan,1902, -479p.
330. Holloway R. Evangelical church. N.Y., 1996, -144p.
331. Harned D.B. Theology and the arts. Philadelphia, Westminster press, 1966, 204p.
332. Heron A.I.C. A century of protestant theology. Philadelphia, Westminster press, 1980, -215p.
333. Janton P. Voies et visages de la Reforme au XVI siecle. Desclee,Paris. 1986, -211p.
334. Leonard G.E. Histoire generale du protestantisme. Quadrige/ PUF, 1988, 382p.
335. Macfarlane A. The culture of capitalism.-Oxford: Blackwell,1987, 254p.
336. Marquet C. Le protestantisme. Paris, 1998. 121p.
337. Miller C. Leadership. Navpress,Colorado, 1987, 178p.
338. Miller R.C. The American spirit in theology. Philadelphia, Pilgrimpress book, 1974, 253p.
339. Millip J.Woganan Economy and Ethics: a Christian enquiry. SCM press ltd. 1986, -141p.
340. Mitchell B. Morality: religious and secular. Clarendon press,Oxford, 1985, -164p.
341. Monter E.W. Calvin s Geneva. N.Y., a.o. Wiley, 1967, 14lp.
342. Myers K. All god's children and blue suede shoes. Christians and popular culture. Crossway books,Illinois., 1995, -209 p.
343. Noica C. Six maladies de l'esprit contemporain. Criterion, Paris,1991,- 201p. 363.01asky M. Prodigal press: the antichristian bias of the American news media. Crossway books,Westchester, 1988, - 241p.
344. Palm F.C. Calvinism and the religious wars. N.Y., Kolt,1932, 242p.
345. Palmstierna E. The world s crisis and faiths. London, The society head, 1942, -192p.
346. Parker T.M. The English reformation to 1558. L.,1966,- 214p.
347. Pupp G. The reformation in Zurich, Strassburg and Geneva. C.M.H.,1957, 219p.
348. Ratzinger J. Church, ecumenism and politics. Slough, 1988, p.275
349. Ronchi S. Le protestantisme. MAME,1983, 127p.
350. Tillich P. Love, power and justice. Oxford univ.press.London, 1954, 127p.
351. Tillich P. Ultimate concern. SCM press ltd.,1965, 227p.
352. Histoire et theologie chez E. Troeltsch/H.Ruddies D.Horsch U.Barth Ed. By Gesel P. Geneve: Labor et fide, 1992 - 430p.
353. Troeltsch E. Writings on theology and religion. Duckworth, 1977,- 260p.
354. Veith G.E. Reading between the lines: a Christian guide to literature. Crossway books,Wheaton, 1990, 264p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.