Идейно-тематическое и художественное богатство поэзии Наби Ханмурзаева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Арсланбекова, Умухаир Шугаибовна

  • Арсланбекова, Умухаир Шугаибовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 133
Арсланбекова, Умухаир Шугаибовна. Идейно-тематическое и художественное богатство поэзии Наби Ханмурзаева: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2012. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Арсланбекова, Умухаир Шугаибовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Идейно-тематическое и жанровое многообразие поэзии Наби Ханмурзаева

1.1 Тема патриотизма

1.2 Особенности отражения проблем труда, тунеядства и хищений

1.3 Просветительская лирика

1.4 Стихи на семейно-бытовые темы

1.5 Философская и назидательная поэзия

ГЛАВА II. Изобразительно-выразительные средства поэзии Наби Ханмурзаева

2.1 Тропы

2.2 «Восточно-западный диалог» в иноэтнической художественной лексике поэзии Наби Ханмурзаева

2.3 Повторы как композиционный прием

2.4 Стихосложение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-тематическое и художественное богатство поэзии Наби Ханмурзаева»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена значимостью исследования процесса развития поэзии в дагестанской литературе, а также необходимостью научного осмысления национальной поэзии на материале произведений Н. Ханмурзаева. По неизвестным причинам многогранная поэзия Н. Ханмурзаева до сих пор никем не изучена. В этой ситуации диссертация представляется актуальной в научном аспекте.

Наби Ибрагимович Ханмурзаев относится к числу талантливых кумыкских поэтов, внесших значительный вклад не только в кумыкскую, но и в общедагестанскую литературу. Он был широко известен в Дагестане и как одаренный педагог, организатор народного образования.

Наби Ибрагимович Ханмурзаев родился в 1893 году в сел. Нижнее Казанище нынешнего Буйнакского района в семье крестьянина. В 1916 году он поступил в Темирхан-Шуринское реальное училище, которое окончил в 1919 году.

В 1920 г. по предложению Буйнакского ревкома было решено открыть первую советскую школу в сел. Н. Казанище. Основным организатором этой школы был Наби Ханмурзаев, который вместе с передовыми людьми села развернул широкую борьбу за привлечение детей в школу. Он сочинял стихотворения, призывающие в советскую школу. Исполняя эти стихотворения хором, ученики строем ходили по улицам аула.

Под непосредственным руководством Н. Ханмурзаева здесь построили новое здание школы. Работая в школе, он одновременно трудился в ликбезе, обучая грамоте взрослых односельчан.

В 1920 г. Наби Ханмурзаева командировали на краткосрочные учительские курсы в Москву, по возвращении с которых он с новой энергией взялся за создание 5-классной общеобразовательной школы в Н. Казанище.

В 1925 году состоялся первый выпуск этой школы в количестве 25 человек. Среди выпускников были Ахмед Бучаев, Басир Атаев, Макашарип

Асельдеров, Наби Джанаев и другие, которые впоследствии стали известными деятелями культуры и народного образования.

Вплоть до февраля 1926 года Наби Ханмурзаев ведет большую педагогическую работу в сел. Н. Казанище. Учитывая достижения в этой работе, он был назначен зав. Буйнакским районо, где работал по 1931 год. За короткий срок работы в районо он широко развернул просветительскую работу.

Вскоре Н. Ханмурзаева как энергичного, способного организатора отозвали на более ответственную работу - заведующим Махачкалинским отделом народного образования, затем выдвинули на руководящую должность в Дагестанский обком профсоюза работников народного просвещения, а в 1934 - 1935 г.г. он был избран членом пленума ЦК просвещения г. Москвы и крайпросвещения г. Ростова.

Но Наби Ибрагимовича всегда влекла непосредственно преподавательская работа, ив 1941 году он был назначен директором теперь уже крупнейшей в республике Нижне-Казанищенской средней школы.

Творчество Наби Ханмурзаева как представителя старшего поколения идейно-тематически, естественно, близко прежде всего к творчеству поэтов своего поколения (А. Магомедова, С. Стальского, Г. Цадасы, Т.-Б. Бейбулатова, А.-П. Салаватова, Р. Нурова, А. Гафурова, Т. Хрюгского и др.), но он, несомненно, был в творческой взаимосвязи и с представителями нового поколения, в особенности с кумыками А.-В. Сулеймановым, Аткаем, А. Аджиевым, К. Султановым, Б. Атаевым и т.д.

Хотя деятельность Н. Ханмурзаева была связана прежде всего с народным образованием, просвещением, он всегда оставался поэтом, откликавшимся в стихах и поэмах на наиболее актуальные проблемы жизни.

Сатирические стихи и поэмы Наби Ханмурзаева «Жалоба бочки», «Разве это герои?», «Шейх», «Лопатка и вилы», «Кооператив и мышь» и другие вошли в золотой фонд произведений дагестанской литературы.

В газете «Дагестанская правда» от 31/VII - 36 г. под заголовком «К вечеру Наби Ханмурзаева» писалось: «Наби Ханмурзаев - один из наиболее выдающихся и популярных среди кумыкского населения ДАССР современных поэтов. Недавно проведенные читательские конференции в колхозах Хасавюртовского и Махачкалинского районов показали, что его книги являются самыми популярными и зачитываются до дыр. Книги Наби Ханмурзаева играют большую роль в деле культурно-политического воспитания крестьянских масс кумыкского аула».

В 1934 г. Н. Ханмурзаева прнимают в Союз писателей СССР.

С 1 января 1935 по 15 января 1936 г. Наби Ибрагимович работает ответственным секретарем Союза писателей Дагестана, ас 1936 года по 1937 год - редактором литдрамвещания.

В эти годы выходит ряд его книг: «Что пережил Дагестан» (1933г.), «Смех сквозь слезы», «Песни и декламации», «Знахарь и повитуха» (1935г.).

В 1941 году он окончил Дагестанский педагогический институт.

В годы Великой Отечественной войны слава о Нижне-Казанищенской средней школе шла по всей республике. В те годы еще сильнее возрос общественный авторитет Наби Ханмурзаева. К его голосу жадно прислушивался читатель, поскольку он, наряду с педагогической деятельностью, снискал себе в республике добрую славу незаурядного поэта. Военная поэзия Наби Ханмурзаева воспитывала народ в духе беспредельной любви к Родине и ненависти к ее врагам. Им были созданы также сильные своей сатирической и патриотической направленностью пьесы «Мстители», «Знахарь и пастухи», которые в годы Великой Отечественной войны ставились на сценах многих селений Дагестана.

В 1943 году вышла из печати его книга «Военные стихи», в которой поэт как пламенный патриот все свои силы направил на воспитание советских людей в духе патриотизма и уверенности в победе над врагом.

Беспредельно любя благородный труд педагога, он создал цикл стихов, посвященных вопросам науки и просвещения, среди них особенно выделяются «В школу», «Школьнику», «Товарищам женщинам» и другие.

С 1942 г. по 1950 г. он бессменно работал директором Нижне-Казанищенской средней школы. Правительство высоко оценило заслуги Наби Ханмурзаева перед Родиной. В 1945 году за заслуги в области воспитательно-педагогической деятельности он был удостоен звания Заслуженного учителя школы ДАССР; он награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», а в 1949 году - орденом «Знак Почета».

Умер Наби Ханмурзаев в 1950 году.

Благодаря своей неутомимой литературной, педагогической и общественной деятельности, он стал видным деятелем Советского Дагестана.

Ходатайствуя перед заместителем Совета Министров ДАССР X. М. Гамзатовой о присвоении имени Н. Ханмурзаева одной из школ его родного села, Расул Гамзатов в 1984 г. писал:

«Наби Ханмурзаев - один из первых дагестанских просветителей, кто в трудные 20-е годы активно боролся за осуществление культурной революции в Дагестане. Всю свою жизнь, весь свой богатый педагогический талант он посвятил делу воспитания подрастающего поколения, основал первую советскую школу в Нижнем Казанище.

Постановлением Бюро Буйнакского РК КПСС и исполкома районного Совета народных депутатов принято решение ходатайствовать перед Советом Министров ДАССР присвоить Нижне-Казанищенской средней школе имя Н. Ханмурзаева.

Правление СП ДАССР просит Вас оказать помощь в положительном решении этого вопроса».

Эти ходатайства были удовлетворены.

Все отмеченное выше обусловливает актуальность нашей диссертации.

Объектом исследования являются стихотворения и поэмы Наби Ханмурзаева.

Предмет исследования - идейное, тематическое и жанровое многообразие произведений Наби Ханмурзаева, их художественное богатство, национальное своеобразие и общедагестанские черты.

Степень разработанности темы. Несмотря на идейно-художественное богатство и популярность среди народа поэзии Н. Ханмурзаева, она монографически практически не исследована. Вместе с тем, ещё первый председатель Союза писателей Дагестана Б. Астемиров в предисловии к сборнику «Поэты Советского Дагестана» в 1936 году отмечал Н. Ханмурзаева как молодого и перспективного поэта. В «Сокровищнице поэзии кумыков» («Къумукъланы йыр хазнасы», 1959), в антологии «Дружба. Сокровищница песен кумыков» («Дослукъ. Къумукъланы йыр хазнасы», 1969), в 3-ем томе «Антологии дагестанской поэзии (1981), в справочнике «Писатели Советского Дагестана» (1984), в хрестоматиях для учащихся даны лишь краткие биографические сведения о Наби Ханмурзаеве. В 1993 году в журнале «Тангчолпан» («Утренняя звезда», №3) выходит статья X. Арсланбекова, явившаяся, можно сказать, первой популярной публикацией о жизни и творчестве Наби Ханмурзаева. В 1998 году в газете «Ёлдаш» (16 января) выходит статья М. Абдуллаевой «Поэт большого таланта», в которой вкратце и популярно гозорится о жизни и творчестве Н. Ханмурзаева. В известной мере вкладом в исследование творческого наследия Наби Ханмурзаева явилась небольшая статья А.-К. Ю. Абдуллатипова, опубликованная в детском журнале «Къарчыгъа» («Соколенок», №6) и посвященная 110-летию Ханмурзаева, особенно его предисловие к сборнику произведений Н. Ханмурзаева «Избранное» («Тегенек чечек» - «Цветок с иглами», 1993). В 2009 году вышла книга М. А. Гусейнова «Национальная литература кумыков 1920 - 1930-х годов», в которой автор вкратце обращается к некоторым произведениям Н. И. Ханмурзаева в общем русле рассматриваемых в работе проблем. Таким образом, творчество Наби

Ибрагимовича Ханмурзаева, как отмечалось выше, практически научно неисследовано.

Цель работы - исследовать в историко-хронологическом аспекте становление Н. Ханмурзаева как поэта, эволюцию в его творчестве принципов художественного отражения жизни, используя систему жанров и изобразительных средств кумыкской и инонациональной поэзии.

Поставленная цель определила следующие задачи:

- охарактеризовать жизненный путь Н. Ханмурзаева и историческую эпоху его деятельности, детерминировавшие особенности творчества поэта;

- выявить идейно-тематическое содержание поэтического наследия Н. Ханмурзаева;

- описать жанровое многообразие поэзии Н. Ханмурзаева;

- исследовать художественную суть и многообразие выразительных средств поэзии Н. Ханмурзаева;

-проанализировать роль народных традиций, влияние инонациональных и кумыкских авторов и новаторство в поэзии Н. Ханмурзаева.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе впервые подвергается анализу поэзия популярного поэта 30-50-ых годов Наби Ибрагимовича Ханмурзаева. В диссертации на основе достижений современного литературоведения проанализировано жанровое многообразие его поэзии, выявлено своеобразие композиционных приемов. Многосторонний анализ своеобразия поэзии Н. Ханмурзаева позволяет по-новому осмыслить и оценить серьезный вклад его творчества в развитие не только кумыкской, но и всей дагестанской литературы.

Теоретической и методологической базой данного исследования явились труды А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачёва, М. Храпченко и др., а также работы дагестанских литературоведов А.-К. Абдуллатипова, К. Абукова, А. Агаева, 3. Акавова, С. Акбиева, С. Ахмедова,

А. Вагидова, Г. Гамзатова, М. Гусейнова, Г. Мусаханова, К. Султанова, С. Хайбуллаева и др.

Методы исследования, использованные в данной диссертации, диктуют необходимость изучения литературы в её социально-исторической обусловленности, и это прежде всего потому, что творчество Наби Ибрагимовича Ханмурзаева пришлось на переломные периоды в истории Дагестана, объективное осмысление и оценка которых особенно актуализировались в наше время. Поэтому нами использованы, кроме описательного метода, сравнительно-исторический и культурно-исторический методы.

Теоретическая значимость работы определяется прежде всего актуальностью и научной новизной темы исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке теоретических проблем литературы народов Дагестана, в частности первой половины XX века. Выводы и положения в работе способствуют расширению научного представления о творчестве кумыкских поэтов Б. Астемирова, А. Аджаматова, А. Аджиева, Б. Магомедова и др.

Практическая ценность работы определяется тем, что она может быть использована при разработке учебных программ, проведении спецкурсов и спецсеминаров, составлении учебников, учебных пособий, хрестоматий по кумыкской и общедагестанской литературе для школ, педколледжей и гуманитарных факультетов университетов Дагестана. Положения и выводы работы могут быть использованы и в процессе преподавания ряда литературоведческих дисциплин в высших учебных заведениях республики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творчество Наби Ханмурзаева отличается идейно-тематическим и жанровым многообразием, что в совокупности содействует всестороннему художественному отражению многих важных жизненных проблем.

2. Наби Ханмурзаев большое внимание уделяет теме патриотизма, осмысление этой области его творчества важно не только для освещения особенностей художественного воплощения автором своих идей, но и потому, что в последние десятилетия идеи патриотизма у части россиян потеряли былую значимость и осмысленность. Вышеуказанное имеет отношение также к циклам произведений, посвященных проблемам труда, тунеядства, хищений и в особенности просвещения, образования.

3. Наби Ханмурзаев не ограничивается общественно-политическими, социальными и т.п. проблемами - в его творчестве значительное место занимают также стихи на семейно-бытовые темы, которые тоже, естественно, основаны на исторической реальности.

4. Как высокообразованный для своего времени человек Наби Ханмурзаев глубоко задумывается и над общими законами развития общества, человеческой жизнедеятельности, природы и т.п., что стремится отразить в своих произведениях.

5. В творчестве Наби Ханмурзаева важнейшее место занимают сатира и юмор, для создания которых поэт использует самые различные художественные приемы: самоизобличения самонадеянного и циничного антигероя, введение в действие неодушевленных предметов или животных, опора на народные традиции и др. Произведения Н. Ханмурзаева, в особенности сатирические, и в наше время не потеряли свою значимость.

6. Анализ тропов (эпитетов, сравнений, метафор и др.) показывает искусное использование Наби Ханмурзаевым богатого арсенала народных изобразительно-выразительных средств и инновационные оригинальные находки поэта.

7. В целях поэтического обогащения произведения и создания близкого народу стиля Наби Ханмурзаев использует фольклорные сюжеты, мотивы (песен-йыров, причитаний, анекдотов и др.), а также речевые средства (фразеологизмы, устойчивые словосочетания, парные слова и т.д.).

8. Анализ иноэтнической художественной лексики произведений Ханмурзаева с использованием количественных данных показал эволюцию «восточно-западного диалога» в языке поэта с постепенной переориентацией с «Востока» на «Запад».

9. Как композиционный прием Наби Ханмурзаев новаторски использовал художественные повторы (в особенности обрамления), усиливающие идейно-художественное воздействие стихотворений на читателя, придающие произведениям ритмическую отточенность, структурную организованность.

10. Как и в народном кумыкском стихосложении, в поэзии Н. Ханмурзаева рифма обязательна, однако аллитерирование менее характерно, чем рифма; в использовании цезур и строфики поэт следует фольклорно -литературным традициям.

Структура работы обусловлена особенностями исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

12

ГЛАВА I.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ПОЭЗИИ НАБИ ХАНМУРЗАЕВА

1.1. Тема патриотизма

Как гражданин, настоящий поэт, педагог, активный участник многих событий в Дагестане Наби Ханмурзаев, естественно, не мог обойти своим вниманием такую важную проблему, как патриотизм. Осмысление этой области его творчества важно не только для освещения особенностей художественного воплощения автором своих взглядов в поэзии, но и потому, что в последние десятилетия идеи патриотизма у части россиян потеряли былую значимость, а обращение к заветам предков - это лучший урок, особенно для молодежи.

В 1930 году Н. Ханмурзаев написал стихотворение «Дагестан», по-видимому, адресованное не только малограмотной, малообразованной части взрослых дагестанцев, но и школьникам, так как в произведении подробно даются сведения о географии, населении, флоре, фауне и т.п. Дагестана. Все это вроде бы далеко от поэзии, но Ханмурзаев вложил в стихотворение свою огромную любовь к Дагестану, нашел много ярких изобразительно-выразительных средств, например:

.. .Подножия твоих гор С удивительно красивыми лесами, Склоны повыше с пастбищами, Вершины - с вечными снегами.

Между горами (вершинами) - гряды, С крутыми скалами узкие ущелья, С подъемами и спусками извилистые

Новые каменные дороги...

(Здесь и далее подстрочные переводы наши. — У. А.)

... Тавларынгы этеклери Гьайран арив орманлары, Орта бавру - отлавлукълар, Башлары - даим къарлы.

Тав араларынг - тармакълар, Тик къаялы тар къоллар, Оьр-энишли, къайтукъ-къуйтукъ Янгы этген таш ёллар... (44)1

В поэме «Что видел (испытал) Дагестан» («Дагъыстан нелер гёрдю») своего рода поэтическое изложение истории Дагестана, России, а в ряде моментов даже мировой истории - все это, очевидно, было ориентировано, прежде всего, на образовательные, учебные цели, что в конечном итоге было призвано нести и функции патриотического воспитания, так как родина описывалась в светлых тонах и из трудных перипетий истории выходила с честью.

В частности, Н. Ханмурзаев говорит о том, как «окрепший капитализм» с целью передела земель, богатства развязал первую мировую войну, принесшую народам неисчислимые беды:

.. .Пушки, пулеметы, бомбы, танки, смешавшись, Огонь извергают беспрестанно.

'Здесь и далее в скобках указаны страницы, где опубликовано то или иное произведение Н. Ханмурзаева в сборнике «Тегенек чечек» (Колючий цветок. Махачкала, 1993).

И ночью, и днем сыпятся пули, «работает» война, Люди плачут, собаки воют, кони ржут.

День без света, словно туча, надвигается газ, От удушья тысячами гибнут люди.

С майданов текут кровавые реки, Села горят, многие города разрушены ...

... Топ, пулемет, бомба, танка къатышып, От явдура, ара белмей атышып.

Гече-гюндюз гюлле ява, дав «ишлей», Инсан йылай, итлер улуй, ат кишней.

Гюн ярыкъсыз, булутланып газ геле, Минглер булан инсан бувулуп оьле.

Майданлардан къан оьзенлер агъыла, Гентлер янып, кёп шагьарлар дагъыла ... (125).

В итоге, как образно пишет Н. Ханмурзаев, Европа превратилась в «Кладбищестан» (Къабурстан).

Так же образно, ярко описывает поэт героическую борьбу дагестанцев против иноземцев.

Идеи патриотизма так или иначе проводятся и в других произведениях Н. Ханмурзаева. Так, в стихотворении «Мусульмане, давайте проснемся!..» («Бусурманлар, уянайыкъ!», 1920г.), в целом посвященном идее просвещения, патриотизм дан в очень широком плане: культуру в древности европейцы заимствовали у мусульман, у народов Востока, а теперь

восточные народы отстали от европейцев и надо стремиться догнать их. Конкретно к дагестанцам, к их патриотическим чувствам поэт обращается в просветительских стихотворениях «Школе» («Мактапгъа», 1921 г.), «Дорогие трудящиеся» («Азиз загьматчылар», 1922 г.), «Товарищу женщине» («Къатын ёлдашгъа», 1924 г.) и др.

Как поэт-сатирик Ханмурзаев использует и такой довольно своеобразный прием: антигерои, бахваляясь, показывают свою отрицательную суть, что придает произведению особую эффектность и агитационную эффективность.

Так, в стихотворении «Какое мне дело до бедного народа, пусть пропадет ...» («Кьайгъымы мисгин халкъ, къой, пасат болсун...», 1919 г.) антигерой безразличен к обществу, к своему народу, к родному краю, чем, разумеется, вызывает у читателя лишь отвращение.

В стихотворении «Разве может быть на свете народ мужественный, как мы!» («Биздей игит халкъ болурму дюньяда!», 1929 г.), если судить по названию, вроде бы речь должна идти о положительной характеристике своего народа, своей страны, но на самом деле как бы от противного разоблачаются некоторые отрицательные явления в Дагестане:

На поясах у нас кинжалы в полтора аршина,

Через их острия текут наши смерти,

Все мы готовы и убить, и умереть -

Разве может быть на свете народ мужественный, как мы!

Ударив кинжалом, мы разрубаем тело,

Кровь соотечественника проливаем на землю,

Под конец судную кару испытываем -

Разве может быть на свете народ мужественный, как мы!..

Аршын ярым белде хынжалларыбыз,

Учларындан агъа ажжалларыбыз, Оьлтюрме, оьлме гьазир барыбыз -Биздей игит халкъ болурму дюньяда!

Хынжал булан чабып, биз сан сёгебиз, Ватандашны къанын ерге тёгебиз, Ахырында суд жазасын чегебиз -Биздей игит халкъ болурму дюньяда!.. (107).

Тема борьбы против ношения кинжала, его использования поднималась и в даргинской поэзии 20 - 30-х годов.

Ф. О. Абакарова пишет: «В произведениях «Долой кинжал» («Агворбакъая къинжал») и «Уберите кинжал» («Гаражъбакъая къинжал») А. Иминагаев выступает против стародедовских традиций кровной мести...

...Поэт не только ставит вопрос о зле, которое несет кинжал, но и обращает внимание на тех, кто является истинным врагом. А. Иминагаев пишет:

Раньше, когда недругов было много, Чтоб защитить себя, был он нужен, И поэтому горцы носили кинжал. Теперь нет в этом нужды, товарищ!

Поэт призывает горцев отбросить ветхий адат и обратиться к науке. Только она может дать человеку достойное место в обществе».1

Таким образом, А. Иминагаевым верно отмечено то, что кинжал, являвшийся чуть ли не основным оружием дагестанца, с помощью которого он защищал не только честь свою, своего рода, но защищал и родину, в мирное время стал не нужен, а при учете пережитков адата кровной мести,

'История дагестанской советской литературы. Т.2. Махачкала, 1977. С. 133-134

темперамент, ментальность дагестанцев и ношение кинжала стало даже опасным.

Г. Цадаса также писал:

Пора спросить у нашего народа -Какую пользу видит он в кинжале? Пора спросить - зачем кусок железа Болтается на животе его?

Доколе, путаясь между ногами И подшибая брюхо рукоятью, Заржавленный, иззубренный, никчемный, Оттягивать он будет пояса?1

Далее автор говорит, что для выполнения хозяйственных работ есть более подходящие орудия труда, но главное - кинжал приносит беды, и поэт считает, что нужно отказаться от ношения кинжала.

Несмотря на убедительность этих доводов, назиданий Цадасы, более художественно, эффектно звучит другое его стихотворение «Разговор с кинжалом», где с использованием приема неожиданности вытекает по сути упомянутая выше идея: в первой части произведения дается обращение к кинжалу как к источнику всяких зол, на что тот вполне резонно, логично отвечает:

Нашел себе поваляться пыльное место осел. Вот так же и ты со мною пустой разговор завел.

1 Цадаса Г. Избранное: Поэзия, драматургия, проза. Махачкала, 1947. С.70.

В потемках, вижу, ты бродишь, чужими глазами глядишь, Оправдываешь виновных, а неповинных - винишь.

Я крови людей не жаждал, но вырваться я не мог Из рук, что меня держали, мой направляя клинок.

Но чист я останусь, хотя бы весь род людской истребил. Хозяин мой кровной местью и хмелем охвачен был.

О, если б я был оставлен простым железа куском! В огне меня раскалили, мучили долго потом.

Как звезды, брызгали искры, молоты били, звеня; В воде меня закалили, сдирали шкуру с меня.

На камне сталь отточили, отправили в рукоять, -Назвали меня кинжалом и вынесли продавать.

А я бы хотел быть плугом, и молотом, и серпом, Помощником вашим, другом, а не убийцы рабом.

Несчастен я, обездолен. Куда от беды уйду! Врагом меня сам считает, бегущий за мной в Куяду1.

Отношение к оружию, в частности к кинжалу, к патриотизму, естественно, изменилось в годы Великой Отечественной войны, что отражено и в поэзии.

Там же. С. 74-75.

Особенно много патриотических произведений написано Наби Ханмурзаевым в годы Великой Отечественной войны. В связи с возрастом он не мог непосредственно участвовать в войне, однако своими произведениями внес достойный вклад в борьбу с фашизмом, вдохновляя воинов и мобилизуя находящихся в тылу на самоотверженный труд (не случайно он, как отмечалось выше, награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.»).

В начале войны он обращается к читателям со стихотворением-призывом «На фронт, товарищ, на фронт!» («Фронтгъа, ёлдаш, фронтгъа!»), в котором говорит о злых намерениях гитлеровцев, выражает убеждение, что советские люди победят:

Наше дело - правое, У нас - героизм, твердость! Победителями станем мы, В этом нет никаких сомнений ...

Наша Родина - золото, алмаз, Земли её - бахча, сад! Против того, кто на неё нападет, Будем вести нещадную войну!

Бизин ишибизде - тюзлюк, Бизде - игитлик, беклик! Уьстюн болажакълар - бизбиз, Бугъар ёкъдур гьеч шеклик...

Бизин Ватан - алтын, алмаз, Топуракълары - бахча-бав! Огъар къатылгъан душмангъа

Этербиз рагьмусуз дав! (52).

В 1942 году, когда фашисты уже рвались к Кавказу, Н. Ханмурзаев обращается к кавказцам со страстным призывом встать против врага, брать пример с отцов, которые никогда не покорялись иноземцам, выполнить намус - долг чести, подобно Айгази, и сама структура, поэтика стихотворения во многом сходны с фольклорными традициями:

Кавказцы, оседлаем коней, Полы (одежды) засучив за пояса, Давайте, как батыры-мужи, ринемся на врага! Враг уже входит в наши края.

Не будем же ныне подобными тем мужчинам, Которые, когда война, опускают головы1, Когда нужно сражаться за родину, Которые умолкают (спрятавшись) в объятиях матери.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Арсланбекова, Умухаир Шугаибовна, 2012 год

Список использованной литературы

1. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы. Махачкала: Издательство ДФ АН СССР, 1969.

2. Абдул-Вагаб Сулейманое - поэт, прозаик, драматург. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2010.

3. Абдуллатипов А.-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.

4. Абдуллатипов А.-К. Ю. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе XIX века. Махачкала: Изд-во Даггосуниверситета, 1981.

5. Абдуллатипов А.-К. Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала: Изд-во Даггосуниверситета, 1979.

6. Абдуллатипов А.-К. Ю.История кумыкской литературы. Ч 1. Махачкала, 1995.

7. Абдуллатипов Абдулкадыр сын Юсупа из Тарков. История кумыкской литературы (до 1917года), 1 часть. Махачкала, 1995.

8. Абдуллатипов А.-К. Ю. Художественный мир Т. Бейбулатова. Махачкала, 2005.

9. Абдуллатипов А.-К. Ю., Шабаева Л.А. Средневековая литература кумыков. Махачкала, 2010.

10. Абуков КИ. На посту. Махачкала, 1979.

11. Абуков КИ. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993.

12. Абуков КИ. От песни ашугов к романам // Дон, 1972, №2. С. 174-179 13 .Абуков КИ. Разноязычное единство: обретения и потери.

Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992.

14. Агаев А.Г. Сулейман Стальский. Махачкала, 1975.

15. Аджаматов Аткай. Дос уьюне дос тюшген (В кругу друзей). Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

16. Аджаматов Аткай. Тамада. М.: Советский писатель, 1972.

17. Аджаматое Аткай. Простые слова. М.: Советский писатель, 1960.

18. Аджаматоеа Н. К, Гаджиева A.M. Абдулла Магомедов: Жизнь и творчество. Махачкала, 2009.

19. Аджиее A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005.

20. Аджиее Анвар. Энемжая (Радуга). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963.

21.Акавов З.Н. Биринчилер (Они были первыми). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

22. Акавов З.Н. Гражданские мотивы в кумыкской литературе начала XX в. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.

23. Акавов З.Н. Акавов Р.З. Проблемы литературного евразийства: теория и практика. Махачкала: ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», 2011.

24. Акавов З.Н. Диалог времен. История кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

25. Акавов З.Н. Нравственные истоки. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

26. Акаев А. Пайхамарны ёлу булан. (Тропою пророка). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992.

27. Акаев А. Пайхамарны ёлу булан. (Тропою пророка). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997.

28. Акбиев С.Х. Верность дружбе: межнациональные связи дагестанской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.

29. Акбиев С.Х. Подвижники духа. Махачкала, 2000.

30. Алиев С.М. Дорога в современность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.

31. Амаев М. Писатели Советского Дагестана. Махачкала, 1960.

32. Антология дагестанской поэзии. Т. I: Песни народов Дагестана. Махачкала, 1980.

33. Антология дагестанской поэзии. Т. II: Дореволюционные поэты Дагестана. Махачкала, 1980.

34. Антология дагестанской поэзии. Т. III: Поэты Советского Дагестана. Махачкала, 1981.

35. Антология дагестанской поэзии. Т. IV: Поэты Советского Дагестана. Махачкала, 1983.

36. Асеков И. X. Советская поэзия и культурное наследие кумыков. Махачкала, 1972.

37. Астемирое Б. «Жизнь я прожил, веря в правду ...» (Сборник материалов). Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2004.

38. Астемирое Б. Яшмын (Молния). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970.

39. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. Махачкала, 1978.

40. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. Махачкала, 1990.

41 .Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: история и современность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

42. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. литература, 1975.

43. Баширов А. Янгы яшав учун (За новую жизнь). Махачкала: Даггиз, 1932.

44. Бейбулатов Т.-Б. Бугъав уьзген йыр (Песня, разорвавшая основы). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

45. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. М., 1982.

46. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН АН СССР, 1970.

47. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX в. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005.

48. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.

49. Вагидов A.M. Восхождение к единству. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

50. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.

51. Варисова П.Г. И штыку равнялось слово. Махачкала: ДНИ РАН, 2007.

52. Васильев С.А. Проза про поэзию. М.: Советский писатель, 1967.

53. Введение в литературоведение /Сост. Кадимов Р. Г., Ахмедов А. X. Махачкала, 2001.

54. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.,1989.

55. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана. Махачкала, 1986.

56. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978.

57. Вопросы дагестанской литературы: Сборник статей. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН АН СССР, 1969.

58. Гаджиева 3. 3. Песни борьбы и побед. Махачкала, 1980.

59. Гаджиева 3. 3., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы. Махачкала, 2004.

60. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М.: АН СССР, 1961.

61. Гаджикулиев Б.В. В созвездии братских литератур. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.

62. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996.

63. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.

64. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

65. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала, 1985.

66. Гамзатов Р.Г. Верность таланту. М., 1982.

67. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы: Краткий очерк. Махачкала, 1983.

68. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. М., 1964.

69. Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры. М., 1960.

70. Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН АН СССР, 1964.

71. Гусейнов М.А. Картины эволюции кумыкской прозы 60-80-х годов. Махачкала: Наука - Сервис, 1996.

72. Гусейнов М.А. Проза кумыков в художественно-стилевом освещении (1920 - 1941гг.) Махачкала, 2006.

73. Гусейнов М.А. Национальная литература кумыков 1920 - 1930-х годов. Махачкала: ИЯЛИ, 2009.

74. Дагестанская народная лирика. М., 1957.

15.Далгат У.Б. О взаимосвязях дагестанской и северокавказской литератур // В кн.: Пути развития советской многонациональной литературы. М.: Наука, 1966.

76. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.: Изд-во Восточной литературы, 1968.

77. Долматовский Е. Из жизни поэзии. М.: Советская Россия, 1967.

78. Дослукъ. Къумукъланы йыр хазнасы (Дружба. Сокровищница песен кумыков). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.

79. Егорова Л.П. Литературы народов Северного Кавказа. Ставрополь, 2004.

80. Ершов Л. В. История советской литературы. М., 1988.

81. Жанры дагестанской советской литературы: Сборник статей. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН АН СССР, 1979.

82. Жирков Л.И. Поэты Дагестана. М., 1944.

83. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М.: Наука, 1977.

84. Историческая поэтика: Проблемы и методы изучения. Д.: Наука, 1974.

85. История Дагестана: В 4-х т. Т. IV. М., 1969.

86. История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН АН СССр, 1967.

87. История русской литературы: В 4-х т. М.: АН СССР, 1968-1971.

88. История советской многонациональной литературы: В 6-ти т. М.: Наука, 1970-1975.

89. Кадимое Р. Г. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала, 2001.

90. Казияе Али. Заманланы тавушу (Голос времен). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.

91. Капиева Н. Жизнь, прожитая набело: О творчестве Эфенди Капиева. М.: Советский писатель, 1969.

92. Келъбеханое P.M. Тагир Хурюгский (Традиции и новаторство). Махачкала: Изд-во ДГУ, 1995.

93. Кукуееа А. А. Художественный мир Абакара Мудунова. Махачкала, 2008.

94. Курбаное М.М. Душа и Память народа: Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. Махачкала, 1996.

95. Къумукъланы йыр хазнасы (Сокровищница песен кумыков). Махачкала, 1959.

96. Къумукъланы халкъ авуз яратывчулугъу (Кумыкское народное устное творчество). Хрестоматия. Махачкала: Идательство ДГУ, 2002.

97. Къумукъланы йырлары (Песни кумыков). Махачкала, 2001.

98. Литература Дагестана и жизнь: Сборник статей. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

99. Литература великого подвига Великой Отечественной войны в советской литературе. М., 1970.

100. Магомедов Б. Очерки аварской литературы. Махачкала, 1961.

101. Магомедова З.К. Дагестанские публицисты XX в.// Формирование, развитие, тенденции. Махачкала, 2005.

102. Мамакаев A.M. Золотое сечение. О современной прозе и поэзии. М.: Молодая гвардия, 1985.

103. Методологические вопросы науки о литературе. JL, 1984.

104. Методология современного литературоведения. М., 1978.

105. Мусаханова Г.Б. Очерки дореволюционной кумыкской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.

106. Назаревич А.Ф. Героический эпос горцев и его влияние на дальнейшее развитие литератур народов Дагестана // В кн.: Труды первой научной сессии Дагбазы АН СССР. Махачкала, 1948.

107. Наследие, возвращенное народу: Сборник статей. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1990.

108. Национальное и интернациональное в литературах народов Дагестана: Сборник статей. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН АН СССР, 1973.

109. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах советского Востока: Традиция и современность. М.: Наука, 1972.

110. Очерк истории азербайджанской литературы. М.: Наука, 1963.

111. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1978.

112. Очерки истории дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957.

113. Писатели Советского Дагестана (1934-1984гг.). Махачкала, 1984.

114. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1978.

115. Поэзия народов Дагестана. Антология, Т.2. М., 1960

116. Проблемы развития литератур народов СССР. М.: Наука, 1967.

117. Пути развития советской многонациональной литературы. М.: Наука, 1967.

118. Пути становления литератур народов СССР: Дискуссия // Вопросы литературы, 1965, №8. С. 48-83.

119. Совет къушлар (Советские птицы). Махачкала: Даггиз, 1935.

120. Соловьев Б.И. Поэзия и критика. М.: Советская Россия, 1966.

121. Стальский С. Избранное. М., 1986.

122. Сулайманов А.-В. Моя тропа. М.: Советский писатель, 1974.

123. Султанов К.Д. Поэт - полемист// Этюды о литературах Дагестана. М., 1978.

124. Султанов К.Д. Поэты Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.

125. Султанов К.Д. Къумукъланы адабияты. Магьачкъала: Дагкнигоиздат, 1964.

126. Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур XIX-начала XX века. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

127. Султанов К.Д. Достоинство слова. Махачкала, 1976.

128. Султанов К.Д. Национальное самосознание и ценностные ориентиры литературы. М., 2001.

129. Твардовский А. Стихотворения. Поэмы. М., 1971.

130. Теория литературы. Роды и жанры литературы. М.: Просвещение, 1966.

131. Теория литературы: Основн. пробл. в истор. освещении. В 2-х кн. М.: Изд-во АН СССР, 1962, 1965.

132. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1966.

133. Тихонов Н. С. Поэты старого Дагестана. Махачкала, 1973.

134. Томашевский Б. Теория литературы: Поэтика, 5-е изд., испр. и дополн. М.: Д.: Гослитиздат, 1930.

135. Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991.

136. Узденова Ф.Т. Поэма в литературах народов Северного Кавказа: Формирование парадигмы жанра. Нальчик, 2001.

137. Хайбуллаев С.М. Наследия и открытия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.

138. Хайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия: Система жанров. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.

139. Халипаева НА. Мифологическая проза кумыков: исследования и тексты. Махачкала, 1997.

140. Ханмурзаев Н.И. Дагъыстан нелер гёрдю (Что повидал Дагестан). Махачкала: Даггиз, 1929.

141. Ханмурзаев Н.И. Тегенек чечек (Колючий цветок. Избранное). Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.

142. Храпченко М.Т. Горизонту художественного образа. М.: Художественная литература, 1982.

143. Художественные искания дагестанской литературы: Сборник статей. Махачкала, 1982.

144. ЦадасаГ. Избранное. Махачкала, 1947.

145. Эфенди Капиев и его роль в развитии дагестанской советской литературы: Сборник статей. Махачкала, 1981.

146. Эфендиев М.М. Звезда надежды. Махачкала, 1998.

147. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала, 1994.

148. Юсуфов Р. Ф. Дагестан и русская литература. М., 1961.

149. Юсуфов Р.Ф. Национальные литературы: Диалектика развития//Литература Дагестана и жизнь, 1975. С. 71-76.

150. Юсуфов Р.Ф. Проблемы развития литератур малых народов // Советский Дагестан, 1970, №6. С. 51-54

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.