Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдурахмана Казиева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Шанавазова, Заира Шихмагомедовна

  • Шанавазова, Заира Шихмагомедовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 163
Шанавазова, Заира Шихмагомедовна. Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдурахмана Казиева: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2013. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шанавазова, Заира Шихмагомедовна

Оглавление

Введение

Глава I. Жизнь и творческая деятельность А. Казиева

1.1. Становление А. Казиева как общественного деятеля и ученого

1.2. Деятельность А. Казиева по сбору древних рукописей

Глава II. Ранняя лирика Абдурахмана Казиева

2.1. Особенности лирики А. Казиева

2.2. Жанр стихотворных писем-назиданий (эпистол) в творчестве А. Казиева

2.3. Жанр палиндрома в творчестве А. Казиева

Глава III. Поздняя поэзия, посвященная героям Кавказской войны

3.1. Принципы воплощения образа Шамиля в поэзии А. Казиева

3.2. Героический цикл стихотворений, посвященный наиболее значимым участникам Кавказской войны

3.3. О некоторых поэтических особенностях цикла героических произведений о Шамиле и его наибах

Глава IV. Идейно-художественные особенности поэмы А. Казиева «Зеркало Кумыкской равнины»

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдурахмана Казиева»

ВВЕДЕНИЕ

А. Казиев - один из оригинальных поэтов 20-30-х годов XX в., творчество которого уникально и вносит существенный вклад в кумыкскую литературу. Произведения А. Казиева отличают от современной ему декларативной поэзии конкретность, предметность, приверженность традициям. К сожалению, его наследие до сих пор остается не исследованным.

В начале нового тысячелетия народы Дагестана столкнулись с очень серьезной проблемой - проблемой сохранения и передачи последующим поколениям культурных ценностей и основ национального самосознания. Национальная культура переживает тяжелые времена, являясь практически не востребованной современной молодежью, которая, увлекаясь новомодными мировыми течениями и направлениями в жизни и искусстве, теряет свои самобытность и своеобразие. Для того, чтобы остановить процесс культурного обнищания нации, необходимо возродить интерес к национальной культуре, а также пропагандировать лучшие национальные поэтические, нравственные традиции, повышая их значимость в современных условиях.

Произведения предыдущих авторов служили примером мужества и самоотверженности, стойкости на пути к достижению высоких идеалов нравственности, доброты, гуманизма и служения людям. Предшествующая литература Дагестана сконцентрировала большой духовный потенциал, который является неотъемлемой частью творчества тех, кто творил на национальных языках. Сами они, их деятельность и творчество свидетельствуют о том, как внутренне богат человек, чья жизнь не ограничивается удовлетворением личных потребностей, а приносит пользу обществу. Такими были А. Абусуфьян, Т.-Б. Бейбулатов, Г. Цадаса, А. Казиев, А.-П. Салаватов, А. Магомедов, С. Стальский, Казияв Али и др.

з

Актуальность исследования. Прошло более ста лет со дня рождения Абдурахмана Казиева. Он жил и творил в нелегкое время становления советской государственности, время ломки старого и формирования нового мировоззрения. Можно сказать, что и мы сейчас живем в такое время: в начале века, в условиях становления новой политико-государственной и социально-экономической системы, развития нового самосознания.

Изучая творчество А. Казиева, можно лучше понять проблемы, волновавшие людей начала XX в., а также вопросы, которые вставали перед ними при осмыслении прошлого. Поэт в своем творчестве обращался и к знаменательным событиям истории Дагестана, и к личностям, оказавшим громадное влияние на дальнейшее развитие его народов. Но в прошлом веке творчество А. Казиева было мало изучено, так как большая часть его литературного наследия не была опубликована, хранилась в виде рукописей в семье. И только в 90-е годы усилиями сына поэта - Абдурагима Абдурахманова - были изданы два небольших сборника его поэтических произведений на кумыкском языке «Къумукъ тюзню позпосю» («Зеркало Кумыкской равнины»)1 (В дальнейшем ссылки на эту книгу будут обозначаться только фамилией автора: Абдурагъманов, с. 8) и «Оьлмес эрлер» («Бессмертные герои») .

В настоящее время в национальной литературе нашей республики и всей России остаются не изученными жизнь и творчество некоторых значительных представителей дагестанской литературы. Известный литературовед Н. Надъярных отмечала необходимость сохранения при этом «осмотрительности в оценках отдельных писательских имен, а подчас всего литературного процесса»3.

1 Абдурагъманов А. Къумукъ тюзню позпосю (Зеркало Кумыкской равнины). — Буйнакск, 1994. - С. 3.

2 Абдурагъманов А. Оьлмес эрлер (Бессмертные герои). — Махачкала, 1997. - С. 4.

3 Надъярных Н.С. Время перечтения // Способность к диалогу. Ч. I. — М., 1993. - С. 6.

Творчество А. Казиева мало изучено. Если не считать отдельных обзорных статей, разбросанных в различных сборниках в виде предисловий или статей, нет сколько-нибудь обстоятельного исследования, посвященного его своеобразной деятельности, поэтическому творчеству. Это относится и к циклу стихотворений «Оьлмес эрлер» («Бессмертные герои»). Мы надеемся, что наше исследование в какой-то мере восполнит имеющийся в науке пробел.

Настоящая диссертация посвящена изучению жизненного пути и идейно-художественных особенностей и жанрового своеобразия творчества А. Казиева.

Будучи талантливым поэтом, А. Абдурахманов бережно отнесся к творческому наследию своего отца. В 80-90-е годы минувшего века А. Абдурахманов издал два сборника собранных прежде А. Казиевым пословиц и поговорок (около 3 тыс.), которые впоследствии, в 2006 г., были опубликованы турецким филологом Четином Пекаджаром в Анкаре на двух языках - в оригинале и в переводе на турецкий язык 4.

Лучшее произведение А. Казиева - поэма «Зеркало Кумыкской равнины» - впервые было издано усилиями А. Абдуллатипова в 1980 г. в антологии кумыкской поэзии «Дослукъ» («Дружба»), во второй раз — в названном выше сборнике его поэтических произведений с таким же названием, подготовленном сыном. Третью и четвертую публикации этой поэмы также осуществил А. Абдуллатипов в школьном учебнике-хрестоматии по кумыкской литературе для 9 класса в 2003 и в 2008 годах. В них же опубликована его статья, посвященная А. Казиеву.

Абдурахман Казиев имел творческие контакты с В.Д. Бонч-Бруевичем - бывшим Управляющим делами Совнаркома СССР, в то время являвшимся директором Центрального Архива литературы и искусства; академиками И. Крачковским, Н. Покровским; дагестанскими учеными М.-С. Саидовым,

4 Cetin Pekacar. Kumuk turklerinin atasozleri. - Ankara, 2006. - С. 13.

Р. Магомедовым, а также с писателями В. Ставским, А. Аджаматовым, фольклористом А. Назаревичем и др. Он оказал своей деятельностью существенное влияние на творчество ученых-востоковедов, историков и филологов Дагестана. Одно то, что он обнаружил суфийский трактат XI в. Абу-Бакра Мухаммада-ибн-Муса-ибн Фаража из Дербента, а также ряд исторических сочинений и писем Шамиля, свидетельствует о многом.

Без его переводов и разработок немыслимо было бы спустя многие десятилетия создание и издание трудов по средневековой арабоязычной литературе Дагестана такими учеными, как М.-С. Саидов, А. Шихсаидов, Г. Гамзатов. Несомненно влияние А. Казиева и на развитие кумыкской литературы советского времени, имевшее место спустя многие десятилетия после его смерти, хотя его имя и поэзия в силу исторических обстоятельств, как мы выше отметили, оставались неизвестными до 80-90-х годов XX в.

Объектом исследования является необычная деятельность по сбору арабоязычных произведений средневековых дагестанских авторов, фольклора народов Дагестана, а также оригинальная поэзия А. Казиева, многообразная по тематике и своеобразная по своим художественным достоинствам. В работе отражены научные связи поэта-ученого с крупными востоковедами (И. Крачковским, Н. Покровским), писателями, поэтами страны. В качестве основных материалов используются не только отдельные стихотворения, но и высокохудожественная его поэма «Къумукъ тюзню позпосю» («Зеркало Кумыкской равнины»), а также цикл стихотворений «Оьлмес эрлер» («Бессмертные герои»), посвященных Шамилю и его доблестным наибам. Кроме этого, особое внимание нами уделяется анализу стихотворения «Ленин-батыр» («Ленин-богатырь»), созданного в традициях средневековых восточных палиндромов.

Предмет исследования — проблематика, жанровые особенности и идейно-художественное своеобразие поэзии А. Казиева. Особое внимание уделено анализу разнообразных поэтических средств, почерпнутых не

только из родного фольклора, литературы, но и созданных самим поэтом, оригинальных художественных приемов.

Степень изученности. О Казиеве писали многие общественные деятели, писатели, критики, фольклористы и исследователи: государственный деятель В. Бонч-Бруевич, академики И. Крачковский, Н. Покровский, писатели В. Ставский и А. Аджаматов, историк - профессор Р. Магомедов, фольклорист А. Назаревич, литературовед А. Абдуллатипов и др. Одни видели в нем лишь собирателя фольклора, другие — талантливого переводчика арабских текстов, хотя он был автором многих стихотворений, посвященных теме родины, добрым человеческим отношениям, Кавказской войне XIX в., а также замечательной поэмы «Зеркало Кумыкской равнины».

В этом отношении очень важна статья А. Назаревича «Опровергатель Торричелли» 5, опубликованная в газете «Дагестанская правда». В ней говорится об увлеченности А. Казиева законами физики, о его стремлении с помощью примитивных подручных средств опровергнуть закон Торричелли. Автора статьи поражала неутомимость А. Казиева в стремлении освоить законы названной науки.

Очень интересны воспоминания кумыкского поэта А. Аджаматова: «Абдурахман Казиев создал для своего народа много интересных стихов. Написанное им стихотворение о Шамиле до сих пор хранится у меня. Он был физиком и поэтом. Это Казиев создал шахматную систему стиха. Это он создал одно из самых интересных стихотворений о В.И. Ленине «Ленин-батыр» («Ленин-богатырь»), которое читается сверху вниз, снизу — вверх, слева — направо и справа — налево. Его произведения свидетельствуют о поэтическом таланте автора» 6.

Газетная статья С. Малмыгина «По Шамилевским тропам» была опубликована в октябрьском номере 1937 г. в «Дагестанской правде»:

5 Назаревич А.Ф. Опровергатель Торричелли // Дагестанская правда. - 1935. - 8 сентября.

6 Абдурагъманов А. Ученый и поэт // Ленин ёлу. — 1990. — 20 декабря.

«А. Казиев работал в Историческом Музее СССР, собирал редкие и бесценные экспонаты, также рукописи. Сотрудничал с такими научными деятелями, как А. Закс и Ф. Машуков. С ними вместе в 1937 г. посетил Хунзах, Тануси, Ахалчи, Сиух, Голотль, Корода и еще в 16 селениях участвовал в изучении, сборе фольклорных и исторических текстов. В этот музей А. Казиевым было отправлено много бесценных рукописей» .

Из личной переписки у А. Абдурахманова сохранились письма, адресованные А. Казиеву В. Бонч-Бруевичем, Н. Покровским, И. Крачковским, А. Заксом и др. Их копии опубликованы в сборнике Казиева «Зеркало кумыкской равнины» и в газете «Ёлдаш» от 20 декабря 1990 г. (Абдурагьманов, с. 4). О них будет подробнее рассказано в разделе, посвященном жизни и деятельности поэта.

Тепло вспоминал о Казиеве в своем предисловии к «Хронике» и академик И. Крачковский. Автор отмечал, что «А. Казиев в совершенстве владеет арабским языком, не знает русского языка и свою переписку ведет на арабском. Свои письма он излагает в соответствии со старой традицией — в цветистых стихах и рифмованной прозе» 8.

Наиболее ценный материал о его жизни и деятельности был почерпнут нами из публикаций сына поэта - Абдурагима Абдурахмановича Абдурахманова, который также являлся исследователем его творчества. В публикациях А. Абдурахманова представлены копии многих писем, документов от очень крупных деятелей науки, литературы Дагестана. Оригиналы этих материалов, к сожалению, для нас недоступны, поскольку А. Абдурахманов скончался несколько лет назад, наследники же не сохранили его архив. Большую ценность для исследователя имеют материалы, опубликованные в прессе (газетные статьи, заметки) и личная переписка поэта, которые свидетельствуют о признании общественностью

1 Малмыгин С. По Шамилевским тропам // Дагестанская правда. - 1937. - № 4.

8 Абдурагьманов А. Ученый и поэт...

заслуг А. Казиева. Они позволяют понять, осознать разносторонность его научных и художественных интересов.

В статье А. Абдурахманова «Литература вдохновила»9, опубликованной в газете «Ленин ёлу» («Путь Ленина») 15 октября 1968 г., говорится, что его отец родился в 1900 г. в сел. Нижний Дженгутай Темир-Хан-Шуринского округа. Рос он без отца и был на редкость смышленым малышом. У муллы он учился недолго, так как его знания стали превосходить знания учителя. Ему пришлось продолжить свое учение под руководством родной матери Кюсюм, которая, к счастью, была образованной женщиной, знающей арабский, тюркский и персидский языки, и двоюродного брата Магди - знатока арабского языка.

Абдурахман описывается как человек белолицый, высокого роста. Далее сообщается, что в 1920-1923 гг. он работал на выборной должности — председателем кассы взаимопомощи, а с 1924 г. - председателем следственной комиссии по делам бывших старшин и представителей духовенства. Через год он возглавил «Объединенное кооперативное общество» села.

В те годы Абдурахман упорно занимался самообразованием: изучал химию, астрономию, историю и физику. Увлеченный научными интересами, в 1929 г. он уехал в Среднюю Азию и там под руководством известного ученого Горобцова в течение четырех лет работал на астрономической станции.

После возвращения на родину в 1934 г., как сообщается в статье 10, он работал в Махачкале, в школе № 6, заведующим физкабинетом. Через год специальная комиссия рассматривала результаты его работы в области экспериментальной физики. В 1936 г. физики Дагпединститута Мейланов и Галкин сделали следующие выводы: «То, что, не имея специального

9 Абдурагьманов А. Литература вдохновила // Путь Ленина. — 1968. - 15 октября.

10 Там же.

образования, с помощью приборов, изготовленных им самим, он достиг хороших результатов, свидетельствует о том, что в этой области он является весьма ценным человеком» и. Тогда же эти люди постарались направить его на учебу, однако болезнь (туберкулез) не позволила ему осуществить задуманное.

Далее в статье сообщается, что А. Казиев одновременно увлекался фольклором и историей. Об этом свидетельствуют также письма от В. Бонч-Бруевича, а также известного историка, академика Н. Покровского 12.

В заключительной части А. Абдурахманов пишет, что отец увлекался и литературой - создавал стихотворения, сказки, рассказы, что свои стихи, помимо родного языка, он создавал и на арабском языке 13. Занимался Казиев и переводами литературных произведений с арабского и русского на родной язык. Со статьей в газете были опубликованы и два его стихотворения - «Думаю» и «Жизнь», - пронизанные философским ощущением бытия и доли человека на земле.

В обширной статье А. Абдурахманова «Ученый и поэт» и, опубликованной в газете «Ленин ёлу» («Путь Ленина»), более основательно прослеживаются жизненный путь и творчество А. Казиева. В частности сообщается, что в годы гражданской войны он служил в отряде известного революционера М.-Г. Джаякаева; во второй половине 30-х годов он работал научным сотрудником Института истории, языка и литературы; занимался сбором лезгинского фольклора в нагорном Дагестане, исторических и литературных произведений - в северной части края.

В эти годы, как пишется в статье, А. Казиев упорно занимается изучением истории Дагестана, особенно хазарского периода. Он установил связи с крупнейшими учеными страны, в частности с академиком

11 Абдурагъманов А. Литература вдохновила...

12 Там же.

13 Там же.

14 Абдурагъманов А. Ученый и поэт...

Н. Покровским. Автор статьи приводит следующий отрывок из письма ученого к А. Казиеву: «Хотя и поздно, я получил три рукописи для ознакомления, о которых Вы говорили с таким интересом. Хотя я еще не успел основательно ознакомиться с ними, если судить по их тематике, видно, что эти рукописи чрезвычайно интересны. Я снял копии с тех документов, которые Вы прислали мне раньше, теперь я их верну Вам» 15.

В статье далее сообщается, что А. Казиев, сотрудничая с известным историком профессором Р. Магомедовым, собрал и перевел с арабского, тюркского, персидского языков многочисленные рукописи 16. Среди этих документов 150 писем, которые представляют собой частную переписку князя Шамсутдина Тарковского и капчугаевца Казакбия, казанищенского наиба Биярслана и шамхала Абумуслимхана, Агалархана и князя Аргутинского-Долгорукого, Идриса-Эфенди и имама Шамиля и др.

В статье А. Абдурахманова говорится, что А. Казиев для рукописного фонда Института истории, языка и литературы переводил сказки с тюркского языка и фарси, а по просьбе известного арабиста М.-С. Саидова работал над следующими трудами средневековых авторов: «Китап-эл-китап» Алхамадани, «Альфазул куттаб», «Аль-асами», Аль-Майданини «Мифатих улулум» и др.17.

О ценности проделанной А. Казиевым работы много лет спустя писал ученый Д. Кидирниязов в статье, опубликованной газете «Ленин ёлу» от 6

152

марта 1990 г., как сообщает А. Абдурахманов . Сын А. Казиева также пишет, что его отец еще во время пребывания в Бухаре создал книгу по физике, а также стихотворения, посвященные разным темам.

15 Абдурагъманов А. Ученый и поэт...

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же.

Здесь же в заключение отмечается, что А. Казиев имел рукопись

стихов Мама-Хаджи, в отряде которого он служил, - стихи, посвященные

10

Иырчы Казаку, о времени его пребывания в Сибири .

Упомянутые выше данные повторяются и в других статьях А. Абдурахманова 20. Он еще в начале 80-х годов минувшего века издал собранные А. Казиевым пословицы и поговорки 21. К изданному им в Махачкале первому сборнику пословиц и поговорок предисловие написал известный кумыкский поэт Акай Акаев . Он отмечает, что в рецензируемом сборнике собрано более 1300 пословиц и поговорок кумыков, которые свидетельствуют о базовых понятиях последних: любви к родной земле, к свободе и независимости, к прекрасному и нравственно достойному поступку 23.

В 1991 г. А. Абдурахманов издал второй сборник собранных его отцом пословиц и поговорок - «Айтывлар ва аталар сезлери» («Пословицы и поговорки») 24, к которому написал собственное предисловие. В нем он отмечает, что отец собирал народную мудрость, чтобы спасти ее от забвения, сохранить для грядущих поколений. Здесь же приводится отрывок из письма В. Бонч-Бруевича, адресованного А. Казиеву: «Уважаемый товарищ Казиев! В деле собирания и изучения кумыкских пословиц и поговорок Ваш труд имеет большое значение, так как фольклорное богатство кумыкского народа совершенно не изучено» 25.

19 Абдурагьманов А. Ученый и поэт...

20 Абдурагьманов А. Абдурагьман Казиев // Адабият Дагъыстан (Литературный Дагестан). - 1990. - № 6; Он же. Материалы об Абдурахмане Казиеве из Нижнего Дженгутая и его наследии // Рукописная и печатная книга в Дагестане. — Махачкала, 1991.-С. 176-182.

21 Абдурагьманов А. Айтывлар ва аталар сёзлери (Пословицы и поговорки). - Махачкала, 1991.-С. 5.

22 Там же.

23 Там же.

24 Там же.

25 Абдурагьманов А. Ученый и поэт...

Путем использования дополнительных источников А. Абдурахманов удвоил количество собранных отцом пословиц и поговорок, которые насчитывали до этого около 2000.

В 1994 г. в г. Буйнакске А. Абдурахманов издал первый небольшой сборник произведений своего отца под названием «Къумукъ тюзню позпосю» («Зеркало Кумыкской равнины»). На первой странице дан портрет А. Казиева и высказывания политических деятелей, ученых, писателей — В. Бонч-Бруевича, И. Крачковского, А. Закса, А. Назаревича, А. Аджаматова.

Во вступительной статье А. Абдурахманов более подробно осмысливает жизнь и деятельность своего отца. В частности он пишет, что А. Казиев отправился в Среднюю Азию в поисках следов научного наследия великого астронома Улугбека, а также констатирует, что отец проработал в Институте истории, языка и литературы с 1935 г. до конца жизни (Абдурагъманов, с. 4). Здесь же представлена копия документа о командировании А. Казиева в Касумкентский и Ахтынский районы для сбора произведений лезгинского фольклора, а также произведений Е. Эмина, С. Стальского, Г. Ахтынского (Абдурагъманов, с. 4).

Далее в книжке представлены ранние стихотворения А. Казиева и его замечательная поэма «Зеркало Кумыкской равнины», посвященная классику кумыкской поэзии И. Казаку.

В 1997 г. А. Абдурахманов в Махачкале опубликовал сборник

л/

стихотворений А. Казиева «Оьлмес эрлер» («Бессмертные герои») , в. котором представлены образцы его поздней лирики, посвященные Шамилю и его наибам. В предисловии к этому сборнику составитель повторяет уже известные нам факты из жизни А. Казиева, только кое-где уточняя некоторые детали. Оказывается, поэт работал в Средней Азии секретарем

26 Абдурагъманов А. Оьлмес эрлер (Бессмертные герои). - Махачкала, 1997. - С. 4.

Шахризабидского корреспондентского пункта, а в школе № 6 г. Махачкалы он был лаборантом физкабинета.

В сборнике представлены фотокопии следующих документов: справки НИИ Истории, языка и литературы Дагестана, выданные А. Казиеву и подписанные директором и ученым секретарем; отрывок из письма академика Н. Покровского о том, что наш ученый отправил в Исторический музей СССР ценные рукописи; письмо А. Закса к А. Казиеву о том, что он отправил в Исторический музей СССР ценные документы , позднее высоко оцененные академиком И. Крачковским.

В этом сборнике опубликовано более тридцати пронизанных духом героизма стихотворений А. Казиева, посвященных героям Кавказской войны.

Известный дагестанский литературовед, профессор А. Абдуллатипов также исследовал творческое наследие А. Казиева. В 1980 г. он впервые представил поэму А. Казиева «Къумукъ тюзню позпосю» («Зеркало Кумыкской равнины») в антологии кумыкской поэзии «Дослукъ» («Дружба»). Впоследствии А. Абдуллатипов включил ее в школьный

ло

учебник-хрестоматию для 9 класса по кумыкской литературе и опубликовал в нем же свою статью, посвященную творчеству исследуемого поэта. Названный учебник был издан в 2003 и 2008 годах.

В своей статье профессор описал нелегкий жизненный путь поэта и ученого, его деятельность по собиранию произведений фольклора и редких арабоязычных рукописей, по их переводам для выдающихся деятелей науки29. Говоря о характере поэтической деятельности А. Казиева, А. Абдуллатипов отмечает, что он был из тех редких поэтов, кто не поддался эйфории 20-30-х годов, не стал создавать риторические, ура-

27 АбдурагъмановА. Оьлмес эрлер ... С. 4.

28 Абдуллатипов А.Ю. Абдурагьман Къазиев // Къумукъ адабият (учебник-хрестоматия). 9 класс. - Махачкала, 2003. - С. 10-12.

29 Там же.

патриотические стихи и остался верен национальным поэтическим традициям, основанным на идеях гуманизма, добра и милосердия.

Исследователь отмечает, что поэтическим произведениям А. Казиева присущи философское осмысление явлений жизни и неповторимое художественное своеобразие. Одной из вершин поэзии А. Казиева А. Абдуллатипов считает его поэму о И. Казаке «Зеркало Кумыкской равнины» и цикл стихотворений о Шамиле и его мюридах «Оьлмес эрлер» («Бессмертные герои»).

Литературовед сообщает, что кумыкские пословицы и поговорки, дважды изданные А. Абдурахмановым в 80-х годах минувшего века, позже были опубликованы в переводе на турецкий язык литературоведом Читином Пекаджаром.

А. Абдуллатипов пишет и о влиянии А. Казиева на современную кумыкскую литературу30.

Цель и задачи исследования. Настоящее исследование ставит целью изучение жизненного и творческого пути Абдурахмана Казиева и научное осмысление его литературного наследия в органическом соотнесении с народными героико-историческими песнями, традициями ближневосточных литератур и творчеством его современников.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1) исследование фольклорных, героико-исторических и литературных истоков и специфики лирики А. Казиева;

2) выявление новаторства поэта в кумыкской литературе в сфере использования им сюжетов, художественных образов, поэтических средств фольклора, способов применения традиций назидательной восточной поэзии, а также сопоставления с творчеством его современников;

3) осмысление тематики, проблематики, поэтики цикла стихотворений, посвященных Кавказской войне;

30 Абдуллатипов А.Ю. Абдурагьман Къазиев... С. 10-12.

4) раскрытие художественных особенностей и жанрового своеобразия поэмы Абдурахмана Казиева «Зеркало Кумыкской равнины», ее типологической общности с произведениями других авторов.

Каждое поколение по-своему воспринимает и оценивает художественные достижения прошлого, поэтому нам представляется важным проанализировать произведения А. Казиева с позиций современности, раскрыть их патриотическое, гуманистическое содержание и художественное своеобразие, проследить процесс глубокого осмысления жизни, выяснить роль его творчества в тематическом и жанровом обогащении кумыкской и всей дагестанской литературы.

Творчество А. Казиева можно сопоставить с творчеством его современников - таких известных поэтов, как Т.-Б. Бейбулатов, Казияв Али, А. Магомедов и др.

Ситуация с популяризацией и изучением наследия А. Казиева на сегодняшний день продолжает оставаться неудовлетворительной.

В предлагаемой диссертационной работе нами впервые предпринята попытка монографического исследования творчества талантливого поэта с учетом требований современного литературоведения.

Выбор темы данной диссертационной работы объясняется тем, что творчество кумыкского поэта А. Казиева представляет собой довольно оригинальное явление и выступает неотъемлемой частью кумыкской и всей дагестанской литературы. Оно своеобразно отражает характерное для всей дагестанской поэзии - неразрывность ее связей с устным народным творчеством, с национальными традициями письменной литературы.

Поэзия Абдурахмана Казиева представляет собой синтез, достигнутый удачным использованием достижений устной поэзии и предшествующей литературы кумыков с их развитыми жанровыми формами и изобразительно-выразительными средствами. В этом плане чрезвычайно

интересна его поэма «Зеркало Кумыкской равнины», а также цикл стихотворений о Шамиле и мюридах.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой попыткой монографического исследования жизни и творчества одного из видных представителей кумыкской поэзии первой половины XX в. - А. Казиева. В настоящей работе впервые объектом научного анализа стали произведения А. Казиева, ранее не подвергавшиеся специальному исследованию.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шанавазова, Заира Шихмагомедовна, 2013 год

Список использованной литературы

I. Общетеоретические и литературоведческие источники

1. Абдуллатипов А.Ю. Абдурагьман Къазиев // Къумукъ адабият (учебник-хрестоматия). 9 класс. - Махачкала, 2003.

2. Абдуллатипов А.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 г.) — Махачкала, 1995. - Часть I. - 214 с.

3. Абдуллатипов А.Ю. Литература правды жизни. - Махачкала, 1984. — 127 с.

4. Абдуллатипов А.Ю. Темирбулат Бейбулатов. - Махачкала, 1995. - 288 с.

5. Абдуллатипов А.Ю. Темирболат Бийболатовну сайламлы асарлары. — Махачкала, 2011. - 237 с.

6. Абдуллатипов А.Ю. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе 2-й половины XIX века. - Махачкала, 1981. - 105 с.

7. Абдуллатипов А.Ю. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. - Махачкала, 1982. - 105 с.

8. Абдуллатипов А.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. - Махачкала, 1979. - 57 с.

9. Абдуллатипов А.Ю., Шабаева Л.А.-К. Средневековая история кумыков. -Махачкала, 2010. - 200 с.

10.Абдуллатипов А.Ю. Йырчы Къазакъ // Девюр-девюр, питне девюр заманда...-Махачкала, 2010.-175 с.

11. Абдурагьманов A.A. Абдурахман Казиев (1900-1942 гг.) // Литературный Дагестан. - 1990. - № 6.

12. Абдурагьманов A.A. Алим ва шаир (Ученый и поэт) // Путь Ленина. -1990.-20 декабря.

13. Абдурагьманов А. Жизнь и творчество А. Казиева: Личный архив автора. - Махачкала, 1970.

14. Абдурагьманов А. Литература вдохновила // Путь Ленина. - 1968. - 15 октября.

15. Абдурахманов A.A. Материалы об Абдурахмане Казиеве из Нижнего Дженгутая и его наследии // Рукописная и печатная книга в Дагестане. — Махачкала, 1991. - 188 с.

16. Абуков К.И. За литературу воспитывающую. - Махачкала, 1969. - 62 с.

17. Абуков К. На посту. Литературно-критические статьи, рецензии, штрихи к портретам. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. - 224 с.

18. Абуков К.И. Ступени роста. - М.: Сов. Россия, 1982. - 208 с.

19. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. - 236 с.

20. Абуков К.И. У костра, зажженного Горьким. - Махачкала, 1972. - 108с.

21. Абуков К.И. И Судный день впереди: Проза, литературная критика, публицистика.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998.

22. Абуков К.И. Любовь благодарная: поэзия Магомеда Атабаева. -Махачкала, 2001. - 160 с.

23. Аджаматова Н.К. Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 1998.-21 с.

24. Аджаматова Н.К. Кумыкская детская поэзия: формирование и развитие. - Махачкала, 2004. - 181 с.

25. Аджиев A.M. Народная эпическая поэзия кумыков: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 1971. - 25 с.

26. Аджиев A.M. У золотых родников. - Махачкала, 1991. - 144 с.

27. Акавов З.Н. Гражданские мотивы в кумыкской литературе начала XX века-Махачкала, 1975. - 58 с.

28. Акавов З.Н. Нравственные истоки - Махачкала, 1978. - 93 с.

29. Акавов З.Н. Диалог времен: история кумыкской литературы в зеркале современности. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 228 с.

30. Акавов З.Н. Забытый, но бессмертный // Советский Дагестан. -1990. -№ 1.-С. 274.

31. Акавов З.Н. Они были первыми (Биринчилер) (на кум. яз.). -Махачкала, 1981. - 192 с.

32. Акъай Акъаев. Асхар-Тав. — Махачкала, 1973. - 87 с.

33. Алиев Дж. Дагестанская литература: между трагедией и сатирой // Настоящее время. - 2009. - № 46 (27 ноября).

34. Алиева П. Темирбулат Бейбулатов (на кум. яз.) // Дослукъ («Дружба»). -1966.-265 с.

35. Алиев С.-М.С. Дорога в современность. - Махачкала, 1977. — 147 с.

36. Алиев С.-М.С. Слово, испытанное веками (Асрулар сезе гелген асыл сёз) (на кум. яз.). - Махачкала, 1989. - 152 с.

37. Алиева М.А. Песни о счастье. - Махачкала, 1988. - 111 с.

38. Алхасова A.M. Идейно-художественное своеобразие поэзии А. Баширова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 2006. — 20 с.

39. Аджиев A.A. Мени харшым (Моя борозда). - Махачкала, 1985. -100 с.

40. Аджиев A.A. Терезе ярыкълар (Свет в окнах). - Махачкала, 1980. — 74 с.

41. Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. -Махачкала, 1972. - 174 с.

42. Аткъай. Юрек ювукъ, ел айланч (Тропою надежды). - Махачкала, 1991. -205 с.

43. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. - Махачкала, 1996.-280 с.

44. Ахмедова P.A. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. - Махачкала, 2002. - 208 с.

45. Ахмедова P.A. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. — Махачкала, 1999. - 96 с.

46. Ахмат Жачаев. Арагъызда яшайман. (Живу среди вас). - Махачкала, 1990.-272 с.

47. Бадрутдин Магомедов. Тюш намаз. Полуденная молитва. - Махачкала, 1994.-305 с.

48. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. - Л., 1990. - 320 с.

49. Бартольд В.В. Сочинения. - М., 1968. - Т. 2. - 535 с.

50. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики - М., 1975. - 502 с.

51. Белинский В.Г. Избранные статьи. - М., 1979. - 384 с.

52.Бушмин А. Наука о литературе. - М.: Современник, 1980. - 333 с.

53.Вагидов A.M. Претворение заповеди. -М.: Современник, 1988.-238 с.

54. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. - 268 с.

55. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. -Махачкала, 2005. - 568 с.

56. Вагидов A.M. Поиск продолжается. - Махачкала, 2000. - 464 с.

57. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. - Махачкала, 1987. - 237 с.

58. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1966. - 403 с.

59. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М., 1989. - 406 с.

60. Вестник кафедры литератур Дагестана и Востока ДГУ: Сб. ст. -Махачкала, 2004. - № 3-4. - 361 с.

61. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб. ст. -Махачкала, 1986. - 143 с.

62. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1961. - 614 с.

63. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.-255 с.

64. Вопросы поэтики литературы и фольклора: Сб. ст. - Воронеж, 1974. -152 с.

65. Гаджиева A.M. Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Махачкала, 2006. - 20 с.

66. Гаджиева 3.3., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы (1920-1950 гг.). - Махачкала, 2004. - 372 с.

67. Гайдаров Р.И. Язык и стиль Стальского. —Махачкала, 1997. - 180 с.

68. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. - Махачкала, 1990.-310 с.

69. Гамзатов Р.Г. Верность таланту. - М., 1970. - 128 с.

70. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. - М., 1989. - 256 с.

71. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М., 1975. -471 с.

72. Григорьев В.П. Поэтика слова. - М., 1979. - 343 с.

73. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М., 1959. - 532 с.

74. Гусейнов М.А. Проза кумыков в художественно-стилевом освещении (1920-1940-е гг.). - Махачкала, 2006. - 175 с.

75. Гусейнов М.А. Национальная литература кумыков 1920-1930-х годов. — Махачкала 2009. - 365 с.

76. Дадаев Ю.У. Наибы и мудиры Шамиля. - Махачкала, 2009. - 629 с.

77. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР: Сб. ст. - Махачкала, 1985. - 150 с.

78. Даниялов Г.Д. Этапы развития национально-освободительной борьбы горцев // Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах 19 века. - Махачкала, 1989. - 265 с.

79. Добролюбов H.A. Вопросы, заданные жизнью. - М., 1986. -351 с.

80. Дубин Б. Риторика преданности и жертвы // Знамя. - 2002. -№4.

81. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. -Л., 1979.-492 с.

82. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977. -364 с.

83. Зульфукарова М.И. Дагестанская драматургия о кавказской войне // Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах 19 века. - 265 с.

84. Изиева З.К. Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 2006. - 18 с.

85. История дагестанской советской литературы: В 2-х тт. - Махачкала, 1967. - Т. 1. - 418 е.; Т. 2. - 499 с.

86. История национальных литератур: перечитывая и переосмысливая. Вып. I. - М., 1995. - 199 е.; Вып. II. - М., 1996. - 288 е.; Вып. III. - М., 1998. -240 с.

87. Иллюстрационная энциклопедия. Шамиль. -М., 1997. - 193 с.

88. Кадимов Р.Г. Поэтический мир Етима Эмина. - Махачкала, 2001. - 503 с.

89. Казбекова З.Г. Дагестан в европейской литературе. - Махачкала, 1994. — 160 с.

90. Капиев Э.М. Дагестанская антология. «Дагестан». - М., 1934. - 105 с.

91. Капиева Н.В. По тропам времени. - М., 1982. - 233 с.

92. Капиева Н.В, Огнев В. Дагестанские лирики. - Л., 1951. - 254 с.

93. Кельбеханов Р.М. Сулейман Стальский (традиции и новаторство). — Махачкала, 1995. - 140 с.

94. Керимов И. Йырчы Къазакъ //Альманах «Дослукъ». - 1959. — №3.

95. Краткая литературная энциклопедия. - М., 1975. - Т.8.

96. Ломидзе Г.Л. Ленинизм и судьбы национальных литератур. — М., 1974. - 327 с.

97. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1953. - 333 с.

98. Литература Востока в новейшее время. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 558 с.

99. Луначарский A.B. Литература Нового мира. - М.: Сов. Россия, 1982. — 319 с.

100. Литературные направления и стили. - М.: Изд-во МГУ, 1976. — 390 с.

101. Магомедов А. Советские птицы. - Махачкала, 1935. - 98 с.

102. Магомедова A.M. Художественные особенности и жанровое своеобразие поэзии Казиява Али: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Махачкала, 2005. - 21 с.

103. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. - Махачкала, 1984.-132 с.

104. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. - Махачкала, 1997. - 264 с.

105. Малмыгин С. По шамилевским тропам // Дагестанская правда. —

1937.- №4.

106. Материалы об Абдурахмане Казиеве из Нижнего Дженгутая и его

наследии // Рукописная и печатная книга в Дагестане. - Махачкала, 1991. —

С.176-182.

107. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. — Л., 1969. — 446 с.

108. Методология современного литературоведения. - М., 1978. - 367 с.

109. Михайлов A.A. Тайны поэзии. - М., 1980. - 335 с.

110. Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. — Махачкала, 1959. - 116 с.

111. Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература. — Махачкала, 2001.-377 с.

112. Назаревич А.Ф. Опровергатель Торричелли // Дагестанская правда. -1935.-22 сентября.

113. Наследие, возвращенное народу: Сб. ст. - Махачкала, 1990. - 226 с.

114. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана: Сб. ст. - Махачкала, 1973. - 258 с.

115. Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. Дагестанские тетради. — Махачкала, 1962. — 215 с.

116. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. - М., 1972. -247 с.

117. Надъярных Н.С. Время перечтения // Способность к диалогу. 4.1. — М., 1976.-493 с.

118. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. -Казань, 1970.-212 с.

119. Основы литературоведения / Под общ. ред. В .П. Мещерякова. - М., 2003. - 416 с.

120. Оразаев Г.М.-Р. Деятели кавказской войны в исторической литературе и поэзии кумыков // Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах 19 века. - Махачкала, 1989. - 265 с.

121. Оразаев Г.М.: Мухаммед Аваби Акташи. Дербент-наме. - Махачкала, 1992.-157 с.

122. Очерки дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1957. - 407 с.

123. Пахрутдинова Р.У. Кумыкская литература и творчество Аткая Аджаматова: Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Махачкала, 2002. - 16 с.

124. Писарев Д.И. Исторические эскизы. - М., 1989. - 608 с.

125. Поляков М.Я. В мире идей и образов. - М., 1983. - 368 с.

126. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. — М., 1986.-479 с.

127. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М., 1978. - 351 с.

128. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. - М, 1990. — 344 с.

129. Поэтика дагестанской советской литературы: Сб. ст. - Махачкала, 1986.-156 с.

130. Пропп В.Я. Русский героический эпос. - М., 1958. - 604 с.

131. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. - М., 1977. - 165 с.

132. Рудякова H.A. Основы стилистического анализа художественного произведения. - Кишинев, 1972. - 179 с.

133. Салаватов А.-П. Иырчы Къазакъ // Чечеклер (Цветы). - Махачкала, 1940.-245 с.

134. Словарь литературоведческих терминов. — М., 1974. - 510 с.

135. Соколов А.Н. Теория стиля. - М., 1968. - 221 с.

136. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 2000. - 253 с.

137. Султанмурадов A.M. Публицистика Абусуфьяна. — Махачкала, 2009.

138. Султанов К.Д. Поэты Дагестана. - Махачкала, 1959. - 178 с.

139. Султанов К.Д. Литература кумыков (Къумукъланы адабияты) (на кум. яз.). - Махачкала, 1964. - 230 с.

140. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. - М., 1978. - 270 с.

141. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. - М., 2001. - 196 с.

142. Султанов К.Д. Певцы разных народов. - Махачкала, 1971. - 460 с.

143. Султанов К.К. По законам художественности. - Махачкала, 1979. -128 с.

144. Темирболат Бийболатов. Бугъав уьзген йыр. - Махачкъала, 1990. -133 с.

145. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1963. - 454 с.

146. Тихонов Н.С. Поэты старого Дагестана // Дагестанские лирики. - Л., 1951.-425 с.

147. Урбан A.A. Образ человека, образ времени. - Д., 1979. - 323 с.

148. Фесенко Э.Л. Теория литературы. - М., 2005. - 336 с.

149. Хайбуллаев С.М. .Духовная литература аварцев. - Махачкала, 1998. -254 с.

150. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. - Махачкала, 1983. - 190 с.

151. Хайбуллаев С.М. Фольклор и литература народов Дагестана о борьбе горцев // Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах 19 века. - Махачкала, 1989. - 265 с.

152. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2005. - 405 с.

153. Халилов А.М. Освободительное движение горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля в западноевропейской литературе 19 века // Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах 19 века. - Махачкала, 1989. - 265 с.

154. Хамзаева Х.М. Становление историко-революционного романа в дагестанской литературе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Махачкала, 1968. - 157 с.

155. Ханмурзаев Г.Г. Национально-освободительное движение горцев под руководством Шамиля в русской литературе // Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах 19 века. - 265 с.

156. Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтический роман. - Махачкала, 1998. -332 с.

157. Ханмурзаева Н.К. Иырчы Казак и современная кумыкская поэзия. -Махачкала, 1997. - 152 с.

158. Хидуева З.А. Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 2004. - 20 с.

159. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. - М., 1986. -439 с.

160. Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи: о дагестанских войнах в период Шамиля / пер. с араб. А. М. Барабанова; предисл. акад. И.Ю. Крачковского; АН СССР. Ин-т востоковедения. - М., JL, 1941. - 333 с.

161. Чаринова М.Ш. Художественное своеобразие лирики Муэтдина Чаринова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Махачкала, 2005. — 22 с.

162. Чернышевский Н.Г. Литературная критика. - М., 1981. - 367 с.

163. Числов М.М. Время зрелости - пора поэмы. - М., 1982. - 256 с.

164. Чупринин С.И. Крупным планом. - М., 1983. - 288 с.

165. Щербина В.Р. Пути искусства. - М., 1970. - 416 с.

166. Энштейн М.Н. Природа, мир, тайны вселенной. - М., 1990. - 303 с.

167. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. - М., 1988. - 408 с.

168. Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии. - Махачкала, 1998. — 232 с.

169. Юсуфов Р.Ф. Введение // История дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1967. - 420 с. - Т. I.

170. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. - М., 1970. - 168 с.

171. Янгы къумукъ адабиятны оьсюмлюклери (Ростки новой кумыкской литературы). - Махачкала, 1932. - 250 с. (На кум. яз.).

172. Cetin Pekacar. Kumuk turklerinin atasosleri. - Ankara, 2006. -418c.

II. Тексты

1. Абдурагьманов А. Айтывлар ва аталар сёзлери. Кумыкские пословицы и поговорки. - Махачкала, 1983. — 135 с.

2. Абдурахманов. А. Айтывлар ва аталар сёзлери. Кумыкские пословицы и поговорки. Махачкала, 1991.- 120 с.

3. Абдурагьманов А. Къумукъ тюзню позпосю. - Буйнакск, 1994. — 31 с.

4. Абдурагьманов А. Оьлмес эрлер. - Буйнакск, 1997. - 63 с.

5. Алкадари Г.Э. Асари Дагестан. - Махачкала. 1994. - 222 с.

6. Йырчи Казак. Лирика / Сост. А.-К.Ю. Абдуллатипов, К. Ханмурзаева. -Махачкала, 1988, 2005, 2011. - 150 с.

7. Капиев Э.М. Неизданное. - Махачкала, 1959. - 116 с.

8. Магомедов А. Избранные произведения. - Махачкала, 1958. -162 с.

9. Магомедов А. Произведения. - Махачкала, 1940. - 88 с.

10. Ханмурзаев Н. Сборник стихов (на кум. яз.). - Махачкала, 1959. - 160 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.