Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Набигулаева, Маржанат Набигулаевна

  • Набигулаева, Маржанат Набигулаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 150
Набигулаева, Маржанат Набигулаевна. Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2015. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Набигулаева, Маржанат Набигулаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГАМЗАТА ЦАДАСЫ

1.1. Просветительские мотивы в поэзии Гамзата Цадасы

1.2. Тема трудового воспитания в произведениях Гамзата Цадасы

ГЛАВА И. НРАВСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ ГАМЗАТА ЦАДАСЫ

2.1. Социальные мотивы в поэзии Гамзата Цадасы

2.2. Нравственно-философский аспект: проблема личности в поэзии Гамзата Цадасы

ГЛАВА III. ЖАНР БАСНИ И ПОЭМА «УРОКИ ЖИЗНИ»: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПОЭТА

3.1. Природа басен Гамзата Цадасы: их национальная специфика

3.2. Нравственные парадигмы поэмы «Уроки жизни»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Творчество Г. Цадасы - значительное явление в аварской литературе конца XIX - первой половины XX вв. Г. Цадаса - поэт, востребованный временем, чье творчество оказало колоссальное влияние на думы и чаяния современников, мастер художественного слова, получивший признание у народа, классик национальной литературы. Его творчество оказало воздействие на все стороны духовной жизни народа. «Гамзат Цадаса - поэт действительно народный. Он народен прежде всего потому, что аварец в его стихе как бы сам выразил себя и не только свою страсть, как в стихах Махмуда, или свою нежность, как в стихах Чанки, а выразил себя всего, со своею гордостью, отвагой, нравственными воззрениями, простодушием, честностью, шуткой, слезой. Стих Гамзата задушевен, как колыбельная песня, ясен и непреложен,

I

как пословица. Аварский народ всегда будет идти с Гамзатом Цадасой, потому что Гамзат - это и есть аварский народ»1.

Проблемы, связанные с исследованием творческого наследия Г. Цадасы, его местом и ролью в художественной культуре общества, а также в решении нравственных, морально-этических и дидактических задач, многогранны, и исчерпывающе охватить их круг сегодня очень сложно. Существует много исследований творчества Г. Цадасы, но некоторые аспекты до сих пор остаются не рассмотренными, в том числе и проблема нравственно-дидактической направленности его художественного наследия.

Отличительной особенностью творчества Г. Цадасы является доминирование в нем произведений нравственно-дидактической направленности, истоки которой обнаруживаются в аварской духовной литературе ХУН-ХУШ вв., в частности в поэзии Мухаммада из Кудутля,

1 Липкин С. Несколько страничек воспоминаний // Гамзат Цадаса в народной памяти / сост., коммент. и прим. Г.Г. Гамзатова. - Махачкала, 2008. - С. 185.

Абубакара из Аймаки, Гасана из Кудали, Сайда Араканского и др. Наиболее полное и всестороннее развитие это направление, по мнению исследователей, получило во второй половине XIX в., в частности в поэзии Али-Гаджи из Инхо. Именно с его именем связано «...глубокое и всестороннее развитие дидактической поэзии, разработка и внедрение в аварскую литературу многих неизведанных ее жанров...»1.

Нравоучительные сюжеты для своих произведений, как отмечают исследователи (Н.В. Капиева, М.Х. Хайбуллаев, М.Р. Халидова ), Г. Цадаса заимствовал из известной книги притч и поучений «Калила и Димна», которую он читал в оригинале на арабском языке. К примеру, основой для таких известных произведений поучительного характера, как «Желание пастуха» («Вехьасул хьул», 1939), «Обезьяна и плотник» («Маймалакги ц1улал устарги», 1939), «Мулла и обманщики» («Х1ажиги жулик1алги», 1940), «Лев и заяц» («Гъалбац1ги г1анк1ги», 1940), «Вор-примиритель» («Щогьорасул маслих1ат», 1946) и др., послужили сюжеты притч из данного сборника. У Г. Цадасы эти сюжеты «превращались в подлинное аварское произведение, насыщенное деталями из родного быта, родной жизни...»3.

В своем творчестве Г. Цадаса выступал в качестве мудрого наставника современного ему поколения. Его произведения назидательного, философско-дидактического характера не потеряли своей актуальности и по сегодняшний день, вызывая к себе пристальный интерес современных читателей. На протяжении десятилетий они служат средством воспитания многих поколений, формирования их эстетических и общественных взглядов.

Творческое наследие Гамзата Цадасы принято подразделять на два периода - дореволюционный и советский. Дореволюционные произведения

1 Юсупова Ч.С. Али-Гаджи из Инхо. Жизнь и творчество. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1997. - С. 83.

2 Капиева Н.В. Творческий путь Гамзата Цадаса. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1953. - С. 176; Хайбулаев М.Х. Гамзат Цадаса и «Калила и Димна» // Дружба. - Махачкала, - 1976. № 4. - С. 81-88. - На авар, яз.; Халидова М.Р. Малые дидактические жанры аварского фольклора. - Махачкала, 1974. - С. 154-

157.

поэта носят в основном социально-обличительный характер. Однако в них в той или иной степени наблюдаются и морализующие мотивы («Жаровня Иника» («Г1иник1ил коралде», 1912), «Возмездие» («Рец1ел», 1912), «Посевная милостыня» («Магъил садакъа», 1917) и др.). Наиболее ярко они выражены в стихотворении «Возмездие». В нем, по словам Г.Г. Гамзатова, автор делает первую попытку создания образа идеального героя: смелого, решительного, храброго, способного защитить честь своих близких: «В стихотворении «Возмездие» Цадаса сумел бросить острый взгляд не только на социальную сторону, но и на нравственно-этическую сущность явления, а также впервые попытался выразить свой идеал положительного героя»1. Талант позволял Г. Цадасе обычную, распространенную традицию отклика на аульские события превращать в высокую поэзию, ибо он умел видеть общечеловеческий характер конкретного факта.

С установлением Советской власти творчество Г. Цадасы приобрело агитационно-публицистический характер, поэт призывал народ к борьбе за-строительство новой жизни. Эти призывы заключали в себе гуманистическое звучание и были направлены против антисоциальных, негативных явлений в обществе - кровной мести, ношения кинжалов, выдачи девушек замуж против их воли, защите их прав и свобод и др. К этому же периоду относятся и его первые стихи-назидания, вызванные жизненными реалиями: «Кого надо выбирать в Советы» («Советазде щал рищизе кколел», 1921), «Наставление» («Насих1ат», 1925), «Пионеру» («Пионерасде», 1927), «Пора открывать школы» («Мактабал рагьизе къоял щун ругин», 1927), «Мать, дочь и торговец» («Эбел, яс ва базарган», 1928) и др.

Назидательные мотивы развиваются в сочинениях патриотического характера, написанных в годы войны: «Обращение матери к сыну, уходящему на фронт» («Вас унелъул, эбелалъ абурал раг1аби», 1941),

1 Гамзатов Г.Г. Гамзат Цадаса: жизнь и творчество до революции. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1973. -

«Переписка отца и сына» («Инсуцаги васасги цоцаде хъварал», 1941), «С кем дружить?» («Гьудуллъи лъилгун кквелеб?», 1941), «Отец, не уважающий сына» («Васасул адаб тарав эмен», 1944) и т.д.

Послевоенный период творчества Г. Цадасы также широко представлен дидактическими произведениями, к которым относятся басня «Один прохожий и старик» («Цо нухлулавги херав чиги», 1946), лирические наставления «Совет Исбаги» («Исбагьие г1акълу». 1947), «Родина» («Ват1ан», 1947), «Ученик» («Щалдохъан», 1947), «Смотри, брось гордыню...» («Воре, ч1ух1и г1одой рехе», 1948), «Пати, впервые идущей в школу» («ТГоцее школалде уней Пат1иде», 1948), «Разум человека и два его врага - гордыня и злость» («Падамасул г1акълу ва гьесул к1иго тушман — ч1ух1иги ццинги», 1948) и др.

Исследование нравственно-дидактической направленности творчества Г. Цадасы представляет большой интерес в плане наличия в нем морально-этического, нравственного опыта, взглядов на общественные изменения в разные периоды жизни как самого поэта, так и всего народа в целом. В нем обнаруживаются мудрые изречения в форме пословиц и поговорок, различные наставления соответственно ситуации, в которых проповедуются разумность, гуманность, терпимость и т.д. Многие строки даже стали пословицами.

К творчеству Г. Цадасы читатели всегда проявляли большой интерес. Его и сейчас цитируют горцы, земляки, подтверждая свои суждения высказываниями поэта. Вся поэзия Г. Цадасы иллюстрирует историю и психологию народа, его морально-этические навыки и принципы, эстетические вкусы.

Творчество Г. Цадасы, в котором накоплен «богатый нравственный потенциал, значение которого трудно переоценить для современного

общества»1, представлено произведениями малого и крупного объема: стихотворениями, баснями, поэмами.

Актуальность творчества Г. Цадасы обусловлена его эстетико-нравственным, духовным своеобразием, местом, которое оно занимает в истории национальной литературы и художественной культуре современности.

В работах, посвященных творчеству Г. Цадасы, при всесторонней разработанности его различных аспектов, аналитически недостаточно уделено внимание нравственно-дидактической составляющей. По разрозненным фрагментам в этих трудах сложно создать целостное представление о нравственно-дидактической направленности в поэзии Г. Цадасы, что и побудило нас предпринять попытку целостного исследования намеченной проблемы как основы его поэтического творчества.

Степень изученности темы. Творчество народного поэта Дагестана всегда было, объектом пристального, внимания исследователей -представителей различных направлений гуманитарной науки. Особенно плодотворно изучение его наследия велось в 40-80-е годы XX века. Творчеству Г. Цадасы посвящены диссертационные работы, изданы монографические и текстологические исследования, воспоминания современников в периодической печати на русском и национальном языках, научно-аналитические и публицистические статьи о жизни и творчестве поэта.

Творчеству Г. Цадасы посвящены труды известных советских, российских и дагестанских ученых, в частности М.-С.С. Саидова, А.Ф. Назаревича, Н.В. Капиевой, К.Д. Султанова, Г.М. Корабельникова, Г.Г. Гамзатова и др.

1 Абдурахманов A.M. Традиции басенной культуры в творчестве Г. Цадасы: истоки, параллели, интерпретации // Гамзат Цадаса и современный литературный процесс. - Махачкала, 1989. - С. 59.

Одним из первых попытку обобщить и систематизировать творческий путь Г. Цадасы предпринял М.-С. Саидов в книге «Гамзат Цадаса и его литературное творчество»1. В ней автор выделяет основные направления его творчества в разные периоды. Так, в дореволюционный период превалирующей, по мнению М.-С. Саидова, является социальная тема, а с установлением Советской власти в горах актуальность приобретают темы всеобщего просвещения, борьбы с невежеством, с вредными адатами, женской эмансипации, растраты и хищения имущества и т.д. Исследователь касается и вклада поэта в детскую поэзию, которая в большинстве своем носит наставительный характер. Как отмечает автор, в его поэзии «отражены способы усиления в молодежи любви к родине, разгорания в них чувств патриотизма»2.

Монографический труд Н.В. Калиевой является наиболее содержательным, он полно отражает развитие творческой мысли Г. Цадасы в советский период, а еще раньше вышла другая ее книга - «Гамзат Цадаса. Критико-биографический очерк»4.

В книге «Творческий путь Гамзата Цадаса», проведя краткий обзор дореволюционного периода, автор переходит к анализу важных этапов творчества Г. Цадасы в советский период. Она подробно анализирует основные темы в творчестве поэта. Это темы коллективизации, просветительства, борьбы с вредными адатами, женской эмансипации, труда и т.д. Отдельные главы посвящены детской поэзии и басням, драматургии, циклу песен о мире и дружбе, об истоках реализма в творчестве Г. Цадасы и его переводческой деятельности.

1 Саидов М.-С.С. Гамзат Цадаса и его литературное творчество. - Махачкала: ИИЯЛ, 1944. - На авар.

яз.

2 Саидов М.-С.С. Указ. соч. - С. 32.

3 Капиева Н.В. Творческий путь Гамзата Цадаса. - Махачкала, 1953.-200 с.

4 Капиева Н.В. Гамзат Цадаса. Критико-биографический очерк. - М.: Сов. писатель, 1952. - 144 с.

Диссертационное исследование Соколовой Л.М. «Сатира народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы»1 одним из первых в литературоведческой критике было всецело посвящено изучению сатирического направления в творчестве Г. Цадасы. Критик в работе ставит цель подробного изучения творчества Цадасы-сатирика, боровшегося против пережитков старины, невежества народа и т.д. Автор исследует сатиру Г. Цадасы от первых стихотворений дореволюционного периода и до послевоенных стихов, выделяет характерные приемы и черты сатиры того или иного периода. К примеру, Соколова Л.М. отмечает, что для дооктябрьского периода характерны склонность к преувеличению, переход от серьезного к нелепости, крепкая связь с устным народным творчеством и т.д. В советский период расширяется тематика произведений, в которых в основном отражается социалистическая действительность, разоблачются ее негативные стороны, возникают новые жанры: комедия, стихи-монологи, басня, стихотворения-фельетоны; новые приемы: гротеск, пародия, ирония, сарказм. В сатире периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет нашли отражение борьба народа с врагами родины, идеи свободы и установления и сохранения мира.

В целом исследователь отмечает поучительность сатиры Г. Цадасы, направленной на критику человеческих недостатков с целью их искоренения и нравственного совершенствования людей. Она, по мнению критика, основана на народной мудрости и содержит элемент нравоучения2.

Л.М. Соколова является автором очерка-портрета о Гамзате Цадасе, опубликованного во втором томе «Истории дагестанской советской литературы»3.

1 Соколова Л.М. Сатира народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы: дис. ... канд. фнлол. наук // Научный архив и рукописный фонд ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. Д. № 1. Ф. 3. Оп. 5. - Махачкала, 1953. - 323 с.

2 Соколова Л.М. Сатира народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. - С. 92.

3 Соколова Л.М. Гамзат Цадаса. История дагестанской советской литературы: в 2 т. - Махачкала, 1967.-Т. 2. - С. 9-34.

В книге «Творчество народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы»1 в сфере внимания К.Д. Султанова также лежат проблемы борьбы поэта с пережитками старины, невежеством, защиты прав и свобод женщины, патриотизма, тема труда. Критик касается и драматургии поэта. Эти и другие аспекты жизни и творчества поэта отражены и в других работах исследователя: «Очерки истории дагестанских литератур XIX - начала XX вв.», «Поэты Дагестана (Критико-биографические очерки)», «Певцы разных народов Дагестана» и др.

В монографии Г.Г. Гамзатова «Гамзат Цадаса. Жизнь и творчество до

л

революции (1877-1917)» анализируется творчество поэта указанного периода: приводятся систематизированные данные о биографии (родословная, детство, многолетняя учеба в различных мечетях), история его жизни и творчества, историческая и социальная обстановка, окружавшая поэта.

В книге «Гамзат Цадаса. Литературный потрет»4 Г.М. Корабельников выявляет некоторые страницы жизни и творчества поэта в разные периоды, определяет творческую манеру и индивидуальный стиль автора.

Кроме монографий и книг, большой вклад в изучение художественного наследия Г. Цадасы внесли сборники статей, освещающие разные аспекты жизни и творчества поэта, такие, как «Гамзат Цадаса и современность»5, «Гамзат Цадаса и современный литературный процесс Дагестана»6 и др.

Сборник «Гамзат Цадаса и современность», приуроченный к 100-летию со дня рождения Г. Цадасы, состоит из двух частей. В первой помещены

1 Султанов К.Д. Творчество народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. - Махачкала, 1958. - 32 с.

2 Султанов К.Д. Поэты Дагестана (Критико-биографические очерки). - Махачкала: Дагкнигоиздат. 1959. - 178 е.; Певцы разных народов Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. - 460 е.; Очерки истории дагестанских литератур XIX - начала XX вв. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1978. - 184 с.

3 Гамзатов Г.Г. Гамзат Цадаса. Жизнь и творчество до революции (1877-1917). - Махачкала: Дагучпедгиз, 1973.-304 с.

4 Корабельников Г.М. Гамзат Цадаса. Литературный портрет. - М.: Сов. Россия, 1976. - 88 с.

5 Гамзат Цадаса и современность / сост. и отв. ред. С.М. Хайбуллаев- Махачкала, 1978. - 220 с.

6 Гамзат Цадаса и современный литературный процесс / сост. и отв. ред. A.M. Абдурахманов. -Махачкала, 1989.-204 с.

статьи и воспоминания видных государственных и общественных деятелей Дагестана (М.-С.И. Умаханова, Ш.М. Шамхалова, З.М. Хизроевой и др.), а также известных советских и дагестанских поэтов, писателей и литературоведов (А. Аджиева, Ф. Алиевой, Н. Капиевой, Н. Тихонова, Бориса Олейника и др.). Вторую часть сборника составляют материалы (научные статьи и сообщения ученых, исследователей дагестанской литературы) научной сессии Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, посвященной 100-летию со дня рождения поэта.

Авторы статей А. Абуков, М.-Р. У. Усахов, М.Р. Халидова отмечают непреходящую ценность, просветительскую направленность и народность произведений поэта, их связь с народной жизнью, устным творчеством горцев, благодаря которым его произведения пользуются большой популярностью.

В статьях С.М. Хайбуллаева «Дооктябрьское творчество Гамзата Цадасы и формирование метода реализма» и М.-Р. У. Усахова «Художественное своеобразие сатиры Гамзата Цадасы. 20-30-е гг.» выведен образ Гамзата Цадасы как поэта-сатирика, боровшегося против классовых угнетателей, изображавшего в дореволюционном творчестве «трагедию маленького человека»1, противника вредных адатов, приверженцев старины, противодействующих всему новому, что принесла советская власть.

Второй сборник «Гамзат Цадаса и современный литературный процесс Дагестана» был приурочен к 110-летию со дня рождения Г. Цадасы. В него вошли доклады и выступления ученых на научной сессии, состоявшейся в 1987 году. Сборник освещает широкий круг малоизученных в литературе проблем художественного наследия Г. Цадасы. Один из таких аспектов творчества Г. Цадасы — драматургия и ее значение для театрального

1 Хайбуллаев С.М. Дооктябрьское творчество Гамзата Цадасы и формирование метода реализма // Гамзат Цадаса и современность / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 1978. - С. 129.

искусства — рассматривается в статьях Г.А. Султановой и М.И. Зульфукаровой. Отмечены дидактизм и нравоучительность комедий Г. Цадасы, которые «несут морализаторскую "установку"»1.

В последний период, начиная с 90-х годов XX века, исследовательский интерес к творчеству Г. Цадасы несколько снизился. Нами выявлены лишь

л

одна диссертационная работа и несколько сборников статей по творчеству поэта.

Анализу детской поэзии Г. Цадасы посвящен небольшой раздел в монографии Мухамедовой Ф.Х. «Дагестанская детская литература». В ней исследователь, акцентируя внимание на нравственно-дидактическом потенциале поэзии Г. Цадасы, отмечает: «...его поэтическое слово учило любить свою родину, свой край, уважать человека труда, прививало любовь к миру поэзии, воспитывало понимание и стремление к яркому, живому народному слову, помогало поэтическому восприятию окружающего, бережному и внимательному отношению к природе, звало к самосовершенствованию»3.

Среди изданий о жизни и творчестве поэта последнего времени следует отметить сборники «Гамзат Цадаса в народной памяти»4, «Гамзат Цадаса и современная художественная культура»5, а также первый сборник статей о нем на аварском языке «Гамзат Цадаса. Поэт. Мыслитель. Ученый»6, посвященный 135-летию со дня рождения поэта. В него вошли материалы известных советских и дагестанских литературоведов, поэтов и писателей,

1 Зульфукарова М.И. Комедиография Г. Цадасы и фольклор // Гамзат Цадаса и современный литературный процесс. - Махачкала, 1989. - С. 87.

2 Майиндурова P.M. Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы: дис. ... канд. филол. наук.

- Махачкала, 2007. - 181 с.

3 Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература: Историко-литературный очерк. - Махачкала, 2001.-С. 93.

4 Гамзат Цадаса в народной памяти / сост., коммент. и прим. Г.Г. Гамзатова. - Махачкала, 2008. - 564 с. + 64 ил.

5 Гамзат Цадаса и современная художественная культура Дагестана / сост. A.M. Муртазалиев.

- Махачкала: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, 2009.

6 Гамзат Цадаса. Поэт. Мыслитель. Ученый / сост. A.M. Муртазалиев и М.Н. Набигулаева.

- Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2012. - На авар. яз.

политиков и журналистов о жизни и творчестве поэта, написанные на аварском языке, а также переведенные с русского на аварский язык и опубликованные в различных изданиях, начиная с 1940-х годов и по настоящее время.

Цель исследования - изучение творчества Г. Цадасы, выявление, анализ и актуализация нравственно-дидактического аспекта, духовного своеобразия как основы эстетической системы поэта.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- проанализировать художественные истоки, нравственные идеалы, поэтику, стиль поэзии Г. Цадасы;

- выявить социально-философские, морально-дидактические и просветительско-дидактические традиции в творчестве Г. Цадасы;

- определить суть нравственно-дидактических исканий в творчестве Г. Цадасы;

- выявить эволюцию системы нравственно-дидактических представлений поэта в его творчестве;

- определить место поэзии Г. Цадасы нравственно-дидактического направления в истории аварского, дагестанского литературного процесса.

Объект исследования - творчество Г. Цадасы, в частности его поэтические произведения разных жанров: стихи, поэмы, басни.

Предмет исследования - художественное своеобразие нравственно-дидактической направленности творчества Г. Цадасы как источник морально-этических норм личности и общества.

Теоретической и методологической основой работы послужили энциклопедические1 и общетеоретические труды по литературоведению Б.В.

1 Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987; Краткая литературная энциклопедия: в 8 т. / под ред. A.A. Суркова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1962. - Т. 1; Краткая литературная энциклопедия: в 8 т. / под ред. A.A. Суркова. - M.: Сов. Энциклопедия, 1971. - Т. 6; Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. A.M. Прохорова. - M.: Советская энциклопедия, 1978. - Т. 29; Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. A.M. Прохорова. - M.: Советская энциклопедия, 1970. - Т. 3;

Томашевского1, А.Б. Есина2, М.Ю. Лотмана3, Г.Н. Поспелова4, В.Е. Хализева5; научные работы советских, российских и дагестанских

С. П о

исследователей Н.В. Капиевой , Г.Г. Гамзатова , Г.М. Корабельникова , А.Ф. Назаревича9, М.-С.С. Саидова10, М. С. Саидова11, К.Д. Султанова12, С.М. Хайбуллаева13, Ч.С. Юсуповой14, 3.3. Гаджиевой15 и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые делается попытка целостного монографического исследования нравственно-дидактических воззрений Г. Цадасы, выявляются особенности их реализации в его произведениях посредством использования различных поэтических средств (аллегория, иносказание, сравнение, метафора, антитеза и т.д.), анализируется роль знаний и разума в нравственном совершенствовании человека, определяется влияние его поэзии на творчество

Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. A.M. Прохорова. - M.: Советская энциклопедия, 1975. -Т. 21.

1 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. -М.: Аспект Пресс, 1996.

2 Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Избранные труды. - М.: Флинта: Наука, 2002; Его же. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта: Наука, 2003.

3 Лотман М.Ю. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л.: Просвещение, 1972.

4 Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1978; Его же. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1988.

3 Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009.

6 Капиева Н.В. Творческий путь Гамзата Цадаса. - Махачкала, 1953; Ее же: Гамзат Цадаса. Критико-биографический очерк. - М.: Сов. писатель, 1952.

Гамзатов Г.Г. Гамзат Цадаса. Жизнь и творчество до революции (1877-1917). - Махачкала, Дагучпедгнз, 1973; Его же: Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. - М.: Наука, 1982.

Корабельников Г.М. Гамзат Цадаса. Литературный портрет. - М.: Сов. Россия, 1976; Сулейман Стальский и Гамзат Цадаса. - Махачкала, 1977.

9 Назаревич А.Ф. Аварская литература и Гамзат Цадаса. Вст. ст. к кн. Г. Цадасы «Избранное» (отдельный оттиск). - Махачкала, 1947; Его же: Гамзат из аула Цада. - Махачкала: Даггосиздат, 1944.

10 Саидов М.-С.С. Цадаса Гамзат и его литературное творчество. - Махачкала: Даггосиздат, 1944. -На авар. яз.

11 Саидов М.С. Третья струна пандура. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. - На авар. яз.

12 Султанов К.Д. Творчество народного поэта Дагестана. - Махачкала, 1958; Султанов К.Д. Поэты Дагестана (Критико-биографические очерки). - Махачкала: Дагкнигоиздат. 1959; Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур XIX - начала XX вв. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1978.

13 Хайбуллаев С.М. Народные истоки аварской поэзии. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966; Современная дагестанская поэзия. - Махачкала: Дагучпедгнз, 1996; История аварской литературы XVII-XIX веков. - Махачкала, 2007.

14 Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма: становление и развитие жанра. - М.: Наука, 1989; Ее же: Аварская поэзия: история и современность. Избранные статьи. - Махачкала: Алеф; ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2013.

15 Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. Ч. 1. - Махачкала, 1997; Аварская элегическая лирика. 4. 2. - Махачкала, 1999; Ее же в соавторстве с Гаджиахмедовой М.Х. История аварской советской литературы (1920-1950 гг.). - Махачкала, 2004.

других аварских поэтов и читателей в целом. Приоритетными являются поэтические произведения наставительного, поучительного характера (лирические стихи, басни, сатира, элегии).

Положения, выносимые на защиту:

- творчество Г. Цадасы продолжает традиции аварской классической литературы. Реализованные, в частности, в поэзии Мухаммеда Кудутлинского, Абубакара Аймакинского, Гасана Кудалинского, Сайда Араканского, Али-Гаджи из Инхо и др. нравственно-дидактические, морально-этические мотивы нашли в поэзии Г. Цадасы художественно яркое, своеобразное, личностное продолжение. Его поэзия - органическая часть национальной культуры аварцев и дагестанцев в целом;

- нравственно-эстетические, философские искания поэзии Г. Цадасы сопряжены с исконно национальным образом мышления;

- нравственно-дидактический контекст в поэзии Г. Цадасы позволяет рассматривать его творчество как пронизанное мотивами утверждения принципов социальной справедливости, добра и мира, совершенствования общества и личности;

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Набигулаева, Маржанат Набигулаевна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Монографии и книги

1. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей.

- Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.

2. Абдурахманов A.M. Научные публикации разных лет. - Махачкала: Наука ДНЦ, 2010.

3. Абдуллаев М. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1963.

4. Аварские народные песни / сост. Хайбуллаев С.М., Гимбатов М.-К. -Махачкала: Новый день, 2001.

5. Аварские народные сказки / сост. и коммент. М-С. Саидов.

- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958.

6. Аварские народные загадки / сост. и коммент. М. Муртазалиев.

- Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. - На авар. яз.

7. Аварские пословицы и поговорки / записали Зайирбег и Сайд Алихановы; сост. коммент. послесл. С. Алиханова. - Махачкала: Эпоха, 2012.

8. Али-Гаджи из Инхо. Сочинения. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. - На авар. яз.

9. Али-Гаджи из Инхо. Произведения. - Махачкала, 2001. - На авар. яз.

10. Алиханов З.К. Воспоминания о Гамзате Цадасе. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. - На авар. яз.

11.Арабская поэзия средних веков / пер. с арабск.; вступит, ст. К. Яшена; сост., послесл. и примеч. И. Фильштинского. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. - М., 1975. - Т. 20.

12.Ахмедов С.Х. История лакской литературы: в 3 т. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2008.-Т. 1.

13.Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.

14.Брагинский И.С. Абу Абдаллах Джафар Рудаки. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.

15.Воспоминания современников / сост. Г.Г. Гамзатов. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968.

16.Воспоминания о Гамзате Цадасе: 1877-1951 / сост. Г.Г. Гамзатов, Е.В. Спивак. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991.

17.Гаджиева 3.3. Песни борьбы и побед. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.

18.Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. - Махачкала, 1997. - Ч. 1.

19.Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. - Махачкала, 1999. - Ч. 2.

20.Гаджиева 3.3., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы (1920-1950 гг.). - Махачкала, 2004.

21.Гамзат Цадаса. Воспоминания современников / сост. и прим. Г.Г. Гамзатова. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968.

22.Гамзат Цадаса и современность /сост. и отв. ред. С.М. Хайбуллаев. -Махачкала, 1978.

23.Гамзат Цадаса и современный литературный процесс /сост. и ответ, ред. A.M. Абдурахманов. - Махачкала, 1989.

24.Гамзат Цадаса в народной памяти / сост., коммент. и прим. Г.Г. Гамзатова. - Махачкала, 2008.

25.Гамзат Цадаса и современная художественная культура Дагестана / сост. A.M. Муртазалиев. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2009.

26.Гамзат Цадаса. Поэт. Мыслитель. Ученый / сост. A.M. Муртазалиев и М.Н. Набигулаева. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2012. - На авар. яз.

27.Гамзатов Г.Г. Гамзат Цадаса. Жизнь и творчество до революции (18771917). - Махачкала: Дагучпедгиз. 1973.

28.Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. - М.: Наука, 1982.

29.Гаспаров М.Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). — М.: Наука, 1971.

30.Гизбулаев М.А. Абубакар-Хаджи из Аймаки. Жизнь, творчество и научное наследие. - Махачкала, 2005.

31.Гусейнов М.А. Кумыкская проза начала XX века: проблемы художественного стиля. - Махачкала, 2003.

32.Гусейнов М. Национальная литература кумыков 1920-1930-х годов.

- Махачкала, 2009.

33.Дементьев В.В. Гамзат Цадаса (Страницы творчества и биографии) / пер. М.К. Патахова. - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2008. - На авар, яз.

34.Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Избранные труды. - М.: Флинта: Наука, 2002.

35.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.

- М.: Флинта: Наука, 2003.

36.История дагестанской советской литературы: в 2 т. - Махачкала, 1967.

- Том 1.

37.История дагестанской советской литературы: в 2 т. — Махачкала, 1967. -Т. 2.

38.История всемирной литературы: в 9 т. / отв. ред. Х.Г. Короглы и А.Д. Михайлов. - М.: Наука. 1984. - Т. 2.

39.Капиева Н.В. Гамзат Цадаса. Критико-биографический очерк. - М.: Сов. писатель, 1952.

40.Капиева Н.В. Творческий путь Гамзата Цадаса. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1953.

41.Корабельников Г.М. Гамзат Цадаса. Литературный портрет. - М.: Сов. Россия, 1976.

42.Корабельников Г.М. Сулейман Стальский и Гамзат Цадаса. -Махачкала, 1977.

43.Краткая литературная энциклопедия: в 8 т. / под ред. A.A. Суркова. -М.: Сов. энциклопедия, 1962. - Т. 1.

44.Краткая литературная энциклопедия: в 8 т. / под ред. A.A. Суркова. -М.: Сов. энциклопедия, 1971. - Т. 6.

45.Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. - M.-JL, 1956. - Т. 2.

46.Крылов H.A. Басни. - JL: Худ. лит, 1983.

47.Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия,

1987.

48.Лотман М.Ю. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л.: Просвещение, 1972.

49.Магомедов Б.М. Очерки аварской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1961.

50.Магомедов Б.М., Соколова Л. Очерки аварской советской литературы (1920-1960 гг.). Рук. фонд ИИЯЛ. Ф. 3. Оп. 5. Д. 207. - Махачкала, 1964.

51.Магомед из Чиркея. Стихи. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. - На авар. яз.

52.Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература. - Махачкала, 2011.

53.Назаревич А.Ф. Аварская литература и Гамзат Цадаса / вступ. ст. к кн. Г. Цадасы «Избранное» (отдельный оттиск). - Махачкала, 1947.

54. Назаревич А.Ф. Гамзат из аула Цада. - Махачкала: Даггосиздат, 1944. 55.Омар Хайям. Рубай: пер. с перс.-тадж. / вступ. ст. З.Н. Ворожейкиной и

А.Ш. Шахвердова; сост. и примеч. А.Ш. Шахвердова. - Л.: Сов. писатель, 1986.

56.Поспелов Г.Н. Теория литературы. -М.: Высшая школа, 1978.

57.Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа,

1988.

58.Проповеди и турки / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 1997.

59.Саидов М.-С.С. Цадаса Гамзат и его литературное творчество. - Махачкала: Даггосиздат, 1944. - На авар. яз.

60.Саидов М.С. Третья струна пандура. - Махачкала: Дагкнигоиздат,

1977. - На авар. яз.

61.Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004.

62.Спивак Р. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. -Красноярск: Изд-во Красноярск, университета, 1985.

63.Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века / отв. ред. Г. Н. Моисеева. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1985.

64.Султанов К.Д. Творчество народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. -Махачкала, 1958.

65.Султанов К.Д. Поэты Дагестана (Критико-биографические очерки). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.

66.Султанов К.Д. Певцы разных народов Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.

67.Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур XIX - начала XX вв. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1978.

68.Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. - М.: Сов. писатель,

1978.

69.Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 1996.

70.Хайбулаев М.Х. Фразеология в поэзии Гамзата Цадасы. - Махачкала, 2006.

71.Хайбуллаев С.М. Народные истоки аварской поэзии. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966.

72.Хайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.

73.Хайбуллаев С.М. История аварской литературы XVII-XIX веков. - Махачкала, 2007.

74.Хайбулаева Н.М. Творчество Магомеда Чиркеевского. - Махачкала, 2003.

75.Халидова М.Р. Малые дидактические жанры аварского фольклора. -Махачкала, 1974.

76.Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 5-е изд, испр. и доп. - М.: Академия, 2009.

77.Шигабудинов М.Ш. и др. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. - Махачкала: Юпитер, 1997.

78.Шидфар Б.Я. Абу-Аля аль-Маари. -М.: Наука. 1985. 79.Эбрахими Торкаман А. Мудрецы Востока. - Махачкала, 2009. 80.Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века (VIII—IX вв.).

-М.: Наука, 1978.

81.Энциклопедический словарь. - М.: Большая советская энциклопедия, 1955.-Т. 2.

82.Юсупова Ч.С. Али-Гаджи из Инхо: жизнь и творчество. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1997.

83.Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма: становление и развитие жанра. -М.: Наука, 1989.

84.Юсупова Ч.С. Аварская поэзия: история и современность. Избранные статьи. - Махачкала: Алеф; ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2013.

Авторефераты, диссертации

85.Абдурахманов A.M. Формирование и развитие жанра басни в дагестанской литературе: дис. ... канд. филол. наук. Научный архив и

рукописный фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 5. Д. № 561. -Махачкала, 1986.

86.Акавов З.Н. М. Османов и проблемы просветительства в кумыкской литературе XIX века: дис.... канд. филол. наук. - Махачкала, 1974.

87.Аллахярова Э.А. Сатира и юмор в творчестве Жамидина: автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Махачкала, 2005.

88.Гамзаев М.А. Проблема нравственности в аварской духовной литературе ХУШ-ХГХ вв.: дис.... канд. филол. наук. - Махачкала, 2013.

89.Ибрагимхалилова Л.А. Сатирические жанры лезгинской литературы: автореф. дис.... канд. филол. наук. - Махачкала, 2005.

90.Испагиева Б.Г. Реалистические тенденции дореволюционной аварской поэзии: дис.... канд. филол. наук. - Махачкала, 1973.

91.Майндурова Р.М. Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы: дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 2007.

92.Соколова Л.М. Сатира народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы: дис. канд. филол. наук // Научный архив и рукописный фонд ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 5. Д. № 1. - Махачкала, 1953. - 323 с.

93.Раджабова А.Г. Арабо-мусульманское влияние на литературное творчество народов Дагестана: На примере аварской литературы: дис. ... канд. филол. наук. -М., 2005.

94.Черкесова П.С. Философская и любовная лирика Расула Гамзатова: Особенности мировосприятия лирического героя: автореф. дис.... канд. филол. наук. - Махачкала, 2006.

Статьи

95.Абдулхалимов Магомед. Народные пословицы в произведениях Гамзата Цадасы // Дружба. - Махачкала, 1997. - № 4. - С. 50-53. - На авар. яз.

96.Абуков К.И. Уроки жизни и творчества (110-летию народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы) // Блокнот агитатора и информатора.

- Махачкала, 1987. - № 16. - 565 с.

97.Гайдарбегов М. О Гамзате Цадасе // Дружба. - Махачка, 1969. - № 4.

- С. 78-92. - На авар. яз.

98.Гамзатова Х.М. Наш мудрый современник // Гамзат Цадаса и современный литературный процесс. - Махачкала, 1989. - С. 6-23.

99.Горнфельд А.Г. Элегия, литературный жанр // http: ru. wikisource. org / wiki/. 18 июня 2014 г.

100. Жирнов Е. Ликвидация неграмотности в 1920-1930-е годы: сталинские мифы и реальность // http://www.kommersant.ru/. 4июня 2014 г.

101. Капиева Н.В. Уроки жизни // Дагестанская правда. - Махачкала, 1987.-№ 196.-С.З.

102. Капиева Н.В. Гамзат Цадаса. Предисловие в кн.: Гамзат Цадаса. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. - Л.: Сов. писател, 1958. - С. 3-35.

103. Каташ С.С. Алтайские народные песни и их дидактические мотивы, http://sci.informika.ru/. 13 апреля 2010 г.

104. Магомедова З.М. «Уроки жизни» - научный памятник воспитания и народного образования // Литературный Дагестан. -Махачкала, 1987. - №. 4. - С. 68-72. - На авар. яз.

105. Мастинская Ф. О многовековых традициях дидактической поэзии, http://www.pereplet.ru/text/mastinskaya. 13 июня 2006 г.

106. Микаилов Ш.И. Аварские писатели детям // Дружба. -Махачкала, 1958.-№ 3. - С. 101-110.-На авар. яз.

107. Микаилов Ш.И. О жизни и творчестве Гамзата Цадасы // Ученые записки института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы

Дагестанского филиала АН СССР. - Махачкала. 1956. - Т. 1. - С. 173181.

108. Муртазалиев A.M. Дети читают с удовольствием // Красное знамя. - Махачкала, 1987. 16 апреля. - На авар. яз.

109. Усахов М.-Р.У. Творчество поэта // Дружба. - Махачкала, 1997.

- № 4. - С. 10-21. - На авар. яз.

110. Хайбулаев М.Х. Гамзат Цадаса и «Калила и Димна» // Дружба.

- Махачкала, 1976. - № 4. - С. 81-88. - На авар.яз.

111. Хашаев Х.-М.О. Человек прекрасной души // Гамзат Цадаса в народной памяти / сост., коммент. и прим. Г.Г. Гамзатова. - Махачкала, 2008.-С. 146-150.

112. Шамхалов М.Ш. Несколько слов о Гамзате Цадасе // Предисловие к собранию сочинений в двух томах. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965. - Т. 1. — С. 5-36. - На авар. яз.

ИЗ. Шашуков И.П. Материнская поэзия // http://yandex.ru/ 6 ноября, 2010 г.

114. Шуайбов М.Д. Назидательные произведения // Красное знамя.

- Махачкала, 1977. - № 87. - С. 3. - На авар яз.

115. Юсупова Ч.С. Труд и человек в аварской современной поэзии // Ученые записки института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы Дагестанского филиала АН СССР. Серия филологическая. -Махачкала. 1968. - Т. XVIII. - С. 96-116.

Сборники произведений

116. Гамзат Цадаса. Метла адатов. - Махачкала: Даггиз. 1934. — На авар. яз.

117. Гамзат Цадаса. Трудовая птичка. - Махачкала: Даггиз. 1948. — На авар. яз.

авар. яз.

119. Гамзат Цадаса. Избранное / перевод с аварского. - М.: Худ. лит. 1955.

120. Гамзат Цадаса. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. — JL: Сов. писатель, 1958.

121. Гамзат Цадаса. Стихотворения. Басни и сказки. Поэма / пер. с аварского. -М.: Худ. лит. 1959.

122. Гамзат Цадаса. Живые цветы. - Махачкала: Дагестанское учебно-педагогическое издательство, 1966. — На авар.яз.

123. Гамзат Цадаса. Собрание сочинений: в 6 т. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. - Т. 1. - На авар. яз.

124. Гамзат Цадаса. Собрание сочинений: в 6 т. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. - Т. 2. - На авар. яз.

125. Гамзат Цадаса. Собрание сочинений: в 6 т. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988. - Т. 3. - На авар. яз.

126. Гамзат Цадаса. Собрание сочинений: в 6 т. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988. - Т. 4. - На авар. яз.

127. Гамзат Цадаса. Собрание сочинений: в 6 т. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. - Т. 5. - На авар. яз.

128. Гамзат Цадаса. Собрание сочинений: в 6 т. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2008. - Т. 6. - На авар. яз.

129. Гамзат Цадаса. Уроки жизни. Предисл. Г.Г. Гамзатов. -Махачкала: ДНЦ РАН, 1997.

130. Гамзат Цадаса. Избранное. - Махачкала, 2007. - На авар. яз.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.