Детская поэзия Вагита Атаева: вопросы традиции и новаторства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Атаева, Диана Запировна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат наук Атаева, Диана Запировна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Детская поэзия В. Атаева в контексте проблемы преемственности
1.1. Предшественники
1.2. Современники
ГЛАВА II Тематика и идейно-художественные особенности детской поэзии В. Атаева
2.1. Современная кумыкская детская поэзия и ее
идейно-эстетические ценности
2.2. Вагит Атаев как детский поэт
2.3. Тематика и художественные особенности детской поэзии поэта
2.4. Тема добра и любви к матери
2.5. Новаторские искания В. Атаева
ГЛАВА III. Жанровые особенности детской поэзии В. Атаева
3.1. Творческое своеобразие поэта в юмористических произведениях для детей
3.2. Детские загадки и сказки
3.3. Связь детской поэзии В. Атаева с устным народным творчеством
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Творчество народного поэта Дагестана Аткая Аджаматова: художественная концепция личности и общества2011 год, кандидат филологических наук Магомедова, Альбина Шихсолтановна
Идейно-тематическое и художественное богатство поэзии Наби Ханмурзаева2012 год, кандидат наук Арсланбекова, Умухаир Шугаибовна
Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдурахмана Казиева2013 год, кандидат наук Шанавазова, Заира Шихмагомедовна
Художественные особенности и идейно-нравственные ориентации поэзии Абдуллы Баширова2009 год, кандидат филологических наук Алхасова, Азерина Магомедкаримовна
Идейно-художественные особенности лирики А.А. Меджидова2004 год, кандидат филологических наук Меджидова, Инжили Абдулмеджидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детская поэзия Вагита Атаева: вопросы традиции и новаторства»
Введение
Актуальность темы исследования. Известное в науке положение о том, что каждая историческая эпоха выдвигает соответствующие запросы и критерии оценки прошлого опыта, предполагает адекватное его прочтение и осмысление. Действительно, мы живем в другой, социально-исторической и общественно-культурной реальности, когда на смену коммунистической формации с её классово и политически выстроенной риторикой пришло новое, открытое мировому многополярному культурному пространству, гражданское общество. Это структурное смещение уже порождает его новое идеологическое, культурно-историческое объяснение и обеспечение, в результате чего в современном литературоведении возник целый «букет» новых направлений, течений или теорий «множественности модерностей».
В указанном контексте настоящее квалификационное исследование имеет одну примечательную, с точки зрения его автора, особенность, которую для ясности в последующих анализах следует специально подчеркнуть. Она связана с актуальными проблемами формирования у граждан с младенческих лет адекватного наследованного от предков мировоззрения и на этой основе воспитания их в духе патриотизма, любви к Отечеству, уважения традиционной морали и нравственности, честности, порядочности и подобным высоким качествам, - то есть с вопросами о будущности личности и общества в целом. При этом автор сознает, что дагестанская детская литература активно участвовала и участвует в духовно-нравственном воспитании детей и юношей и отмечает весомую лепту в развитие кумыкской детской поэзии с 60-х годов прошлого столетия известного кумыкског поэта Вагита Атаева, который посвятил всё своё творчество детям.
Сборники его стихов, загадок и сказок в стихотворной форме «Бёлелей»
(«Баю-бай»), «Бакъ-бакъ» («Утёнок»), «Гюн, чыкъ!» («Выйди, солнышко!»),
«Вере, айтма папама...», («Ты папе не говори...»), «Яшлыкъны
3
къучагъында» («В объятиях детства»), «Яшлар - яшавну чечеклери» («Дети -цветы жизни», «Кошка и лепёшка» (на русском языке) и другие обогатили не только родную кумыкскую, но и общедагестанскую детскую литературу.
В. Атаев - автор двенадцати книг для детей, победитель Всероссийского конкурса детских сказок им. П.П. Ершова, лауреат конкурса детского журнала «Къарчыгъа» («Соколёнок»), за последние два года награждён двумя Почётными грамотами Правления Союза писателей России, медалью A.C. Грибоедова, заслуженный учитель Республики Дагестан, ветеран труда, почётный гражданин города Буйнакска. По нашему мнению, отмеченные творческие заслуги В.Атаева не получили адекватного научного осмысления и оценки, и настоящая работа в определенной степени восполнит отмеченный пробел.
Степень изученности темы. Важнейшим научным достижением в исследовании данной темы является монография Ф.Х. Мухамедовой «Дагестанская детская литература. Историко-литературный очерк»,1 где представлен идейно-тематический, жанрово-стилевой и художественно-эстетический анализ детской поэзии, прозы и драматургии. А подробному изучению формирования кумыкской детской поэзии посвящена кандидатская диссертация Н.К. Аджаматовой на тему: «Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец XIX — первая половина XX в.»2.
Многие важнейшие и ключевые проблемы кумыкской детской поэзии ограничены характеристикой некоторых особенностей творчества поэтов А. Аджиева, Аткая, А. Меджидова и других, а многогранная, глубоко содержательная поэзия известного кумыкского детского поэта Вагита Атаева до сих пор оставалась не подвергнутой научному исследованию. Именно этим и продиктован выбор темы настоящей диссертации, в которой мы
1 Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература. Историко-литературный очерк / Ф. X. Мухамедова. Махачкала, 2001.
2 Аджаматова Н.К. Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец 19 -первая половина 20 в.) / Н. К. Аджаматова // Автореферат дис... канд. филол. наук. Махачкала, 1994.
задались целью исследовать в его поэзии богатство тематики и жанров, новаторские художественно-стилистические особенности.
Хотя известные кумыкские поэты А. Джачаев, А. Акаев, А. Гамидов, Д. Закавов, Р. Устарханова подвергали анализу творчество В. Атаева на страницах журналов «Тангчолпан» («Утренняя звезда»), «Дагъыстанлы къатын» («Женщина Дагестана»), «Къарчыгъа» («Соколёнок»), газет «Ёлдаш» («Товарищ»), «Буйнакские известия», «Халкъны сеси» («Глас народа»), всё же никаких весомых попыток целостного осмысления поэтического творчества исследуемого автора, определения степени его вклада в развитие современной кумыкской детской поэзии не предпринималось.
Объектом исследования является детская поэзия В. Атаева, опубликованная в его сборниках разных лет изданий.
Предмет исследования - традиции и новаторство в поэзии В. Атаева.
Целью диссертационной работы является выявление новаторства в детской поэзии В. Атаева: а) в стихах; б) в стихотворных сказках. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- выявить влияние кумыкского фольклора и русской детской поэзии на творчество кумыкского детского поэта В. Атаева;
- определить идейно-тематическое многообразие его поэзии;
- провести анализ поэзии В. Атаева в целях выявления своеобразия и новаторских признаков;
- исследовать новые поэтические формы и жанры в творчестве поэта В. Атаева, определить роль и значение в них метрики и рифмы.
Методы исследования, использованные в данной диссертации, диктуют необходимость изучения детской поэзии В. Атаева в её сравнительно-типологической, аналитической, сравнительно-системной, культурно-исторической обусловленности, что позволяет выявить общие и отличительные черты творчества поэта.
Теоретической и методологической базой данного исследования явились труды Лихачева Д., Кожинова В., Круглова Ю., известных писателей М. Горького, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и других.
При рассмотрении ряда литературоведческих проблем, в частности, в поэтике, стилистике, языковых аспектах, автор опирался также на исследования дагестанских литературоведов, критиков, фольклористов К.Д. Султанова, Г.Г. Гамзатова, К.И. Абукова, И.Х. Асекова, Н.В. Капиевой, Р.Г. Гамзатова, A.M. Аджиева, А. Аджаматова (Аткай), Ф.Х. Мухамедовой, Н.К. Аджаматовой, М. Атабаева, А. Джачаева и других.
Научная новизна диссертации, по мнению автора, заключается в том, что в ней предпринята попытка определения реальных масштабов новаторства в поэзии В.Атаева на фоне таких актуальных на сегодня теоретических проблем, как художественный метод, национальное своеобразие, традиции, преемственность и т. д. Всесторонний анализ художественных особенностей и своеобразия поэзии В. Атаева с позиций новых требований позволяет по-новому осмыслить и оценить весомую роль его творчества в развитии не только кумыкской, но и всей дагестанской детской поэзии.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности методологического и технологического (методического) применения научных результатов диссертации для дальнейших исследований произведений поэтов многоязычного Дагестана с позиций использования их эстетического вклада в национальные литературы Дагестана и СевероКавказского региона, определения степени новаторства в детской поэзии современных мастеров художественного слова.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его материалов и выводов на лекциях, спецкурсах и спецсеминарах в вузах, педколледжах, школах при изучению современной дагестанской литературы, при разработке проблем по вопросам взаимосвязей
и взаимодействия национальных литератур, при написании курсовых и дипломных работ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Как показал проанализированный в настоящей диссертации материал, детская литература, в том числе детские стихи Вагита Атаева, занимающие важное место в процессе социализации ребенка, являются универсальным средством адаптации его к взрослой жизни и играют важную роль в процессе формирования детской картины мира.
2. Тексты поэзии для детей исследуемого поэта являются высокохудожественными, и их доходчивый для детской психологии язык, простота обеспечиваются содержательными, сюжетными и композиционными средствами.
3. Произведения (стихи, сказки, стихотворные считалки, азбука и другие жанровые образования) В. Атаева органически вписываются в контекст современной российской детской литературы и заключают в себе социальные и духовные ценности, представленные в виде этноментальных концептов, которые влияют на формирование и развитие детской картины мира, и их исследование позволяет раскрыть сущность этих ценностей.
4. Детская поэзия В. Атаева демонстрирует, что ключевыми понятиями в национальном сознании маленького дагестанца, в частности кумыка, являются ДОМ, СЕМЬЯ, ПРИРОДА и ЖИВОТНЫЕ, их объединяет общий набор маркеров, формирующих эти понятийные сферы. В то же время принципы, которыми они формулируются, характеризуются различным набором признаков:
- в системе поэтики стихов В. Атаева понятие ДОМ расширяется до понятия «родина» и представлено такими его составляющими, как «родимый дом», «семейный очаг», «родное место» и т. д.;
- СЕМЬЯ в рассматриваемых в поэзии В. Атаева социумах вбирает в
себя не только круг близких родственников (родители и дети) - она
идентифицируется с понятием семьи в российском обществе и охватывает
7
еще и старшее поколение. В детской поэзии образ семьи идеализируется и в целом носит положительный характер.
- понятия ПРИРОДА и ЖИВОТНЫЕ в проанализированных произведениях В. Атаева - это сложные многослойные образы, представленные большим набором поэтических средств и актуализирующие обыденное и специфическое знание и отражающие древние сказания и опыт социокультурного развития этноса.
5. Художественные, стилевые и структурно-композиционные характеристики текстов детских стихов В. Атаева напрямую соотносятся с особенностями становления речи и мышления в онтогенезе и отражают их направленность на ребенка как основного реципиента детской поэзии, что проявляется на всех уровнях поэтической речи: фонике, тонике, ритмике, стихосложении и других компонентах художественной организации литературных произведений.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Ряд её положений составили основу докладов по кумыкской детской поэзии, которые изложены в одной монографии, пяти статьях, опубликованных в журналах «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки», «Тангчолпан» («Утренняя звезда»), «Дагъыстанлы къатын» («Женщина Дагестана»), а также в публикации в материалах Международной молодежной научной конференции «Современная наука и молодёжь» (Махачкала, 2008).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Глава I
ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ В. АТАЕВА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
1.1. Предшественники
Детская литература своими корнями уходит далеко вглубь веков. Общепризнано, что истоками детской литературы разных народов мира являются колыбельные песни, бабушкины сказки, которые на определённом этапе жизни ребёнка проникали в его сознание, оседая в душе и памяти на всю жизнь.
Огромное фольклорное и литературное наследие является прямым доказательством того, что в старину вопросы воспитания высокой нравственности, духовности, человечности, художественного, эстетического вкуса подрастающего поколения находились в центре внимания родителей, представителей образования и всего общества.
Поэтому основными факторами зарождения детской литературы разных народов надо считать осознание роли и значения ребёнка в обществе, необходимости защиты его прав и человеческого достоинства, великой ответственности за воспитание будущего поколения, придание воспитанию социально-политической и государственной значимости. В этой связи возрастает роль и ответственность родителей и общества перед будущим поколением.
Важным источником детской литературы любого народа, в частности дагестанской и кумыкской, является устное народное творчество, на основе которого впервые созданы многие произведения для детей известными дагестанскими художниками слова, как М.-Э. Османов, М. Алибеков, Н. Батырмурзаев, А. Акаев, Г. Цадаса, А-В. Сулейманов, А. Аджиев, Т. Бейбулатов, Аткай, А. Акавов, Ю. Хаппалаев, К.Д. Султанов, Ш-Э. Мурадов, Н. Юсупов, Р. Рашидов, А. Абу-бакар и др.
«В процессе своего формирования дагестанская детская литература советского периода прошла трудный путь исканий новых идейно-художественных форм, явившихся результатом творческого осмысления жизни, национального эстетического опыта и богатств общесоюзной детской литературы».1 Серьёзные трудности создались в связи с многоязычием, социально-экономической, культурной отсталостью, неграмотностью не только детей, но и взрослого населения.
Влияние фольклора в большой степени испытывала на себе поэзия, нежели проза. В силу этого использование художественно-эстетических и стилевых особенностей устного народного творчества в поэзии проявилось наиболее ярко и многообразно. Можно смело сказать, что в 30-40-ые годы прошлого столетия благодаря воздействию фольклора и творчества русских поэтов и писателей завершается процесс формирования дагестанской, в том числе и кумыкской детской литературы. В этот период заметное развитие получают стихотворные жанры, загадки и сказки в стихах, которые обогатились новыми формами и содержанием, обрели некоторые важные и специфические особенности детской поэзии.
И во второй половине XX века устное народное творчество имело первостепенное значение. В эти годы дагестанские поэты особенно пристально изучают и осваивают социально-исторический духовный опыт народов, стремятся синтезировать традиции прошлого и современные художественные достижения, новаторски переосмыслить и обогатить их. Использование богатого образного мира фольклора, пристальный взгляд на его художественный арсенал, углубление процесса идейно-эстетических поисков и стремление творчески осваивать опыт многонациональной советской детской литературы, в особенности классиков русской детской литературы, заметно расширили горизонты творческих возможностей
1 Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература. Историко-литературный очерк / Ф. X. Мухамедова. Махачкала, 2001. С.5.
дагестанских поэтов и обусловили рождение нового этапа изучения и усвоения устного народного творчества.
Ощутимое влияние на творчество кумыкского поэта В. Атаева оказали его предшественники: русские поэты К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, дагестанские поэты М - Э. Османов, А. Акаев, С. Стальский, Т. Бейбулатов, А. Аджиев, Аткай, А. Баширов, А-В. Сулейманов, А-П. Салаватов, К. Султанов и другие.
Большую роль в развитии ранней дагестанской поэзии, в том числе и кумыкской, сыграл учёный, тюрколог, поэт, педагог, публицист, общественный деятель Абусупиян Акаев (1872 - 1931). Свои стихи и поэмы он писал на арабском, азербайджанском, персидском и родном кумыкском языках, собрал и издал значительный фольклорный материал, образцы дагестанской поэзии, даже перевёл на кумыкский язык некоторые басни И.А. Крылова. А. Акаев - автор известной «Книги о нравственности», которая издавалась дважды (1908 и 1914), где отмечал он необходимость нравственного воспитания. До сих пор у представителей старшего поколения кумыков хранятся переписанное от руки его произведение «Юз элли суал» («Сто пятьдесят вопросов»), где имеются компетентные и содержательные ответы на многочисленные вопросы социального, правового, семейного, бытового, больше всего нравственного характера.
Оценив большое значение нравственного воспитания молодого поколения, в свое время А. Акаев очень уверенно и смело сказал: «Если кто не воспитан нравственно, - это не человек»1. Удивляет нас то, что ещё в те времена мудрый мыслитель А. Акаев не только придавал очень большое внимание нравственному воспитанию, но, кажется, даже предвидел, что в ближайщем будущем целое общество будет значительно терять нравственность - это жизнетворное, небходимое людям свойство. Он издавал художественные произведения «Стихи об учёбе», «Жалобы от имени девушек» и другие, которые в своё время оказали существенное влияние на
1 Акаев А. Вопросы и ответы. / А. Акаев. Темир-Хан - Шура, 1913. С. 15. (на кум. яз.)
детей и подростков в правильном понимании ими трудностей в их жизненном пути.
Надо отметить, что в поэзии всех аксакалов дагестанской поэзии, в том числе Абусупияна Акаева, развитие получил жанр наставлений, обращений, характерный дагестанской дореволюционной поэзии, что имело воспитательно-назидательное значение. Например, в стихотворении «Мактапгъа бар, мактапгъа» («В школу иди, в школу») мы читаем:
Эт чи миллетни гьайын, Оьрленсин гьар гюн сайын, Эшит Ватан гьарайын,-Мактапгъа бар, мактапгъа!
Прояви заботу о нации своей, Пусть каждым днём она станет выше, Услышь призыв Родины -В школу иди, в школу!
Дагьыстанны адатын, Унутма гьар-бир затын, Тиргиз аталар атын -Мактапгъа бар, мактапгъа!1
Не забудь адаты Дагестана, Ты ничего не забывай, Восстанови имена славных отцов-В школу иди, в школу!
(Здесь и далее подстрочные переводы Д.З. Атаевой)
В творчестве А. Акаева, С. Стальского и других наших поэтов старшего поколения заметно влияние азербайджанской, турецкой (и других тюркоязычных народов) форм стихосложения, где рифмуются первые три строки четверостишия, а последняя выступает без рифмовки, как обращение, призыв к читателю. Хотя известный композитор Н. Дагиров на упомянутое стихотворение создал замечательную музыку, из-за отсутствия художественной образности, теперь эта песня не пользуется столь большой популярностью.
Такая форма стихосложения характерна поэзии народного поэта Дагестана С. Стальского, который, как делегат от дагестанской писательской организации, во время своего выступления на 1 съезде писателей СССР
1 Акаев А. «Къарчыгъа» («Соколёнок»), № 4. Махачкала, 2008. С. 23. (на кумыкском языке)
подобные стихи читал наизусть. После его блестящего выступления великий русский писатель Максим Горький его назвал «Гомером XX века».
Но впоследствии Абусупиян Акаев написал для детей ещё много стихов, которые уже обрели новую, современную форму стихосложения, например:
Как видно, уже рифмуются вторая и четвёртая строки четверостишия.
В 20-е годы XX века литература для детей в Дагестане ещё только зарождалась. В это время следует особо отметить оживление детской поэзии в кумыкской литературе. Кумыкский поэт А-П. Салаватов в своём сборнике «Начало» посвящает детям многие произведения. В 1930 году он выпустил «Сборник стихов», где выделен специальный раздел «Для детей». В большинстве стихов А-П. Салаватова отмечаются призывы детей учиться. Высокой целью его произведений является воспитание нового человека. Такая идея особенно ярко выражена в его книгах «Эй, юноша!» (1921), «В детском саду» (1922), «От имени школьника» (1923), «Что день говорит» (1923).
Просветительскими традициями богата книга «Сборник стихотворений и песен»1 (1926) известного кумыкского поэта и общественного деятеля Т. Бейбулатова. Она явилась первой литературно-художественной книгой советского времени для учащихся, молодёжи. Его стихи и песни призывали каждого юного дагестанца стать опорой новой власти. Т. Бейбулатов мечтал видеть дагестанцев просвещёнными, культурными людьми, понимающими
1 Бейбулатов Т. Сборник стихов и песен / Т. Бейбулатов. Темир-Хан-Шура, 1926. (на кум.
Гьар ерде сувлар агъар. Мамукъ йимик авлакълар Яшыл болмагъа багъар.
ЯЗБАШ
Язбаш болса, къарлар ирир
ВЕСНА
Если наступит весна, По разным местам потечёт вода. Как вата, мягкие поля Зазеленеют тогда.
музыку, разбирающимися в нотах, знакомыми с европейской культурой, с новыми песнями, гимнами.
Кумыкский поэт А. Баширов выпустил поэтические книги «Поп и мулла» (1931), «Кто что делает» (1934), «Пионер Кантив» (1934) для младшего школьного возраста. Его книга «Кто что делает» была выпущена для учащихся 2 класса тиражом 3000 экземпляров.
Поэт А-В. Сулейманов в поэме-хронике «Челюскинцы» (1935) раскрывал героические черты советского человека.
Во второй половине 40-х годов появилось немало сборников кумыкских поэтов А-В. Сулейманова, А. Аджиева, Аткая, К. Султанова, где явно заметны поиски новых форм поэтического общения с детьми, развития и переосмысления традиционных жанров и приёмов особенно в стихотворных сказках. Они в будущем оказали большое влияние на творчество кумыкского детского поэта В. Атаева.
В свой сборник «Искатель счастья» (1946) А-В. Сулейманов включил цикл сказок, посвящённый изображению темы труда и его значению в повседневной жизни людей.
Свою более известную и запоминающуюся «Сказку о болтливой белой утке» (1942) А. Аджиев написал для самых маленьких детей в соответствии с духом времени и призывал их к бдительности. Она написана богатым родным языком и пронизана детским юмором.
В эти же годы в дагестанской литературе, в том числе и кумыкской, наиболее своеобразной и художественно полноценной областью является стихотворная форма сказок. Развитие именно такой формы сказки, на наш взгляд, объясняется востребованностью детьми, близостью её к особенностям детского восприятия. «Ребёнок воспринимает стихотворный текст как поэзию, как живое поэтическое слово в органическом единстве его формы и содержания»1,- отмечает В.В. Кожинов.
1 Кожинов В.В. Стихи и поэзия / В.В. Кожинов // Советская Россия. М., 1980. С. 7.
Немаловажную роль в становлении дагестанской детской литературы сыграли традиции русской и советской детской литературы, освоение которых происходило с помощью переводов на дагестанские языки лучших её образцов - произведений A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А Крылова, М. Горького, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто и других. Для кумыкских детей привлекательными стали не только их стихи и стихотворные сказки, но и произведения кумыкских поэтов А. Аджиева, Г. Цадаса (в переводах), А. Аджаматова, А-В. Сулейманова, К.Д. Султанова, А-П. Салаватова и других предшественников Вагита Атаева, чьё творчество исследуется в данной диссертации.
Народной поэзии всегда были присущи благозвучие, глубокое содержание и образность, которые соответсвовали природе настоящей литературы. Можно с уверенностью сказать, что дагестанская детская литература, в том числе и кумыкская, имеющая давнюю историю, питаясь из благотворного и богатейшего источника классической и устной народной поэзии, обогащаясь творениями русских и известных поэтов других национальностей, получила мощный импульс для дальнейшего развития.
На творчество В. Атаева большое влияние оказало творчество таких мастеров художественного слова, как Анвар Аджиев, Камиль Султанов и Аткай.
В первую очередь, уместно подробно остановиться на творчестве народного поэта Дагестана, любимца кумыкской детворы А. Аджиева, чьи детские стихи и стихотворные сказки любимы ими, до сих пор в памяти старшего поколения и многие их знают наизусть. Они образны и близки как детям, так и взрослым. По просьбе читателей многие из них вновь печатаются в литературных журналах «Тангчолпан» («Утренняя звезда»), «Дагъыстанлы къатын» («Женщина Дагестана»), «Къарчыгъа» («Соколёнок»), республиканской газете «Ёлдаш» («Товарищ») и других изданиях.
Вот свежий факт. В рубрике «SMS» газеты «Ёлдаш» были такие искренние слова:
«Ассаламу алейкум! Я давно живу за пределами родного Дагестана и России. Когда я учился в школе, очень любил поэзию Анвара Аджиева. До сих пор его стихи в моей памяти. Его поэзия обладает особым богатством родного кумыкского языка, красотой и высокой художественностью. Замечательно, что в вашей газете «Ёлдаш» вы через много лет опять напечатали замечательную сказку в стихах Анвара Аджиева «Авузгъа бош акъ бабиш» («Болтливая белая утка»), за что вам очень благодарен. Эта сказка для моих детей стала большим подарком. Прошу печатать творения этого поэта хотя бы изредка»
Biigishiev@rambler.ru1
Очень искренно отозвался далеко живущий от родимых мест наш соотечественник. Особенно вдали от Родины ему и его семье дороги родная речь, родная поэзия.
Сказки А. Аджиева читал и перечитывал в будущем известный детский поэт В. Атаев, в которых всегда находил народную мудрость, душевную притягательность. Жаль, что они при переводе на другие языки значительно теряют эти качества. Например:
Бабиши бакъ-бакъ болгъан, Его утка была «бакъ-бакъ»2,
Бишлакъдай ап-акъ болгъан, Как снег, стала белой-пребелой,
Къуйругъу къат-къат болгъан Хвост был многослойный,
Авузгъа бош зат болгъан.3 А сама была очень болтливой.
Национальное языковое богатство, неописуемые образы произведений А. Аджиева не подлежат качественному переводу. Зато он блестяще перевёл на кумыкский язык произведения И. Крылова, С. Михалкова, С. Маршака, А.
1 Республиканская газета «Ёлдаш», № 52 от 26.12.2008 г.
2 Бакъ-бакъ - междометие, передающее крики утки.
3 Аджиев А. «Ёлдаш» от 21.12.2007 г.
Пушкина, М. Лермонтова, дагестанских поэтов С. Стальского, Р. Рашидова, Н. Юсупова и других.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Детская проза Магомед-Султана Яхьяева1999 год, кандидат филологических наук Магомедова, Сагидат Ахмедовна
Кумыкская литература и творчество Аткая Аджаматова2002 год, кандидат филологических наук Пахрутдинова, Рагимат Умакаевна
Художественное своеобразие лирики Багаутдина Аджиева2005 год, кандидат филологических наук Азизова, Дина Магомедовна
Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова2006 год, кандидат филологических наук Изиева, Зарема Казбековна
Идейно-художественное своеобразие поэзии А-В. Сулейманова2003 год, кандидат филологических наук Магарамова, Дженет Алевдиновна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Атаева, Диана Запировна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакарова Ф.О. История дагестанской советской литературы. / Ф.О. Абакарова. Т.2. Махачкала, 1967. С. 176
2. Абакарова Ф.О. Русскоязычные этнографические очерки дагестанцев / Ф.О. Абакарова / Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР: сб. статей // сост. 3.3. Гаджиева; отв. ред. Э.Ю. Кассиев. Махачкала, 1985.
3. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года) / А.-К.Ю. Абдуллатипов. Махачкала: Изд-во РАН, 1995. С. 214.
4. Абдуллатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни / А.-К.Ю. Абдуллатипов. Махачкала, 1984. С. 57.
5. Абдуллатипов А.-К.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе / А.-К.Ю. Абдуллатипов. Махачкала, 1979. С. 57.
6. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение / Г.Л. Абрамович. М.: Просвещение, 1975. С. 352
7. Абуков КИ. Выразить характеристические свойства своих соотечественников / К.И. Абуков // Любовь благодарная: Поэзия Магомеда Атабаева: наблюдения, размышления. Махачкала, 2001. С. 23.
8. Абуков К.И. За литературу воспитывающую / К.И. Абуков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. - 62 с.
9. Абуков К.И. На посту: Литературно-критические статьи, рецензии, штрихи к портретам / К.И. Абуков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. С. 223
10. Абуков К.И. Национальные литературы народов Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей / К.И. Абуков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993. С. 242.
11 .Абуков КИ. Поэт, который ищет. / К.И. Абуков // Дагестанская правда, 1961. 17 сентябрь.
12. Абуков К.И. Степени роста / К.И. Абуков // Советская Россия. М.:1982.
13. Аджаматова Н.К. Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец 19 - первая половина 20 в.) / Н.К. Аджаматова // Автореферат дис... канд. филол. наук. Махачкала, 1994.
14. Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия: Вопросы типологии и связей в историческом освещении / A.M. Аджиев. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1982. С. 120
15. Айдаев А. Роняет в сердца семена доброты / А. Айдаев // «Буйнакские известия», 11.05.1994.
16. Акавов З.Н Диалог времён: История кумыкской литературы в зеркале современности / З.Н. Акавов. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996. С. 227.
17.Акавов З.Н. Литературное образование / З.Н. Акавов. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996. С. 228
18.Акавов З.Н. Проблема национального и общечеловеческого в литературе народов Дагестана/З.Н. Акавов. Махачкала, 1973.
19. Акаев А. Вопросы и ответы / А. Акаев. Темир-Хан-Шура, 1913. -15. с. (на кум. яз.)
20. Акаев А.З. Хорошее настроение / А.З. Акаев. М., 1987.
21. Акбиев С.Х. Связь времён и дружба литератур / С.Х. Акбиев. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1985. С. 126.
22. Акимов В. В спорах о художественном методе / В. Акимов // Художественная литература. Л.: 1979.
23. Александров В.П. Сквозь призму детства: О Советской многонациональной литературе 70-80-х годов для дошкольников и младших школьников. М.: 1988.
24. Алексеев М.П. Многоязычие и литературный процесс / М.П. Алексеев // Многоязычие и литературное творчество. Л.: Наука, 1981.
25. Алиев С.М. Зарождение и развитие кумыкской литературы: учеб. пособие / С.М. Алиев. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1977.
26. Алиева А. Народные истоки творчества А. Кешокова / А. Алиева // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М.: Наука, 1975.
27. Алиева М. Некоторые вопросы поэтики кумыкского стиха / М. Алиева // Поэтика дагестанской советской литературы. М.: 1986.
28. Аминов М.З. Тенденции развития дагестанского стихосложения / М.З. Аминов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974.
29. Антокольский П. Поэты и время / П. Антокольский // Советский писатель. М.: 1957.
30. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: 2008.
31. Арутюнов Л. Интернационализм и взаимообогащение литератур / Л. Арутюнов // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М.: Наука, 1981.
32. Арутюнов Л. Проблемы исследования художественных форм национального сознания /Л. Арутюнов // Национальное и интернациональное в советской литературе. М.: Наука, 1971.
33. Асеков ИХ. Культурное наследие и современная поэзия кумыков / И.Х. Асеков. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1970. С. 174.
34. Атабаев М. Человек из легенды / М. Атабаев. Махачкала, 2003.
35. Атаев В.А. Бакъ-бакъ / В.А. Атаев. Махачкала, 1983. (на кум. яз.).
36. Атаев В.А. Бёлелей /В.А. Атаев. Махачкала, 1979. (на кум. яз.).
37. Атаев В.А. Гюлайлан / В.А. Атаев. Махачкала, 1987. (на кум. яз.).
38. Атаев В.А. Гюн, чыкъ / В.А. Атаев. Махачкала, 1991. (на кум. яз.).
39. Атаев В.А. Кошка и лепёшка /В.А. Атаев. Махачкала, 1995.
40. Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // «Александровская жизнь» №1, 2009. 10 январь.
41. Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // «Ёлдаш», 2008. 22 август, (на кум. яз.).
42. Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // «Ёлдаш», 2009. 13 ноябрь, (на кум. яз.).
43. Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // «Ёлдаш», № 52 2008. 26 декабрь (на кум. яз.).
44. Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // «Къарчыгъа» («Соколёнок»), № 4. Махачкала, 2008. (на кум. яз.).
45.Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // «Къарчыгъа» («Соколенок»), №3, Махачкала, 2004.
46. Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // Времена. Приложение к газете «Ёлдаш». 2009. 16 январь, (на рус. яз.).
47. Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // Дагестан, № 2. Махачкала, 2010.
48. Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // Детский го декан «Малыш», №№ 4, 5, 6. 2009.
49. Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // Литературный Дагестан, приложение к газете «Дагестанская правда», 2006. 10 июнь.
50. Атаев В.А. Стихи / В.А. Атаев // Халкъны сеси («Глас народа»), 2010. 8 сентябрь.
51 .Атаев В.А. Стихи для детей / В.А. Атаев // Ставроша, №11, 2007. (Тольятти).
52. Атаев В.А. Яшав, сени сюемен / В.А. Атаев. Махачкала, 1997. (на кум. яз.).
53. Атаев В.А. Яшлар - яшавну чечеклери / В.А. Атаев. Махачкала, 2008. (на кум. яз.).
54. Атаев В.А. Яшлыкъны къучагъында / В.А. Атаев. Махачкала, 2004. (на кум. яз.).
55. АтаевХ.И. Суд идёт / Х.И. Атаев. Махачкала, 1998. - 210 с.
56. Атаева 3. Женщины моего села / 3. Атаева. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1980. (на кум. яз.).
57. Аткай. Белый голубь / Аткай. М.: Детская литература, 1989.
58. Аткай. Избранное / сост. Н.К. Аджаматова. Махачкала: Дат. кн. изд-во, 2002.
59. Аткай. Постоянство. Стихи и поэмы: пер. с кум. М.: Современник, 1977.
60. Ахмедова М.А. Писатели Дагестана: из века в век / М.А. Ахмедова. Махачкала, 2009.
61. Ахмедова P.A. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы / P.A. Ахмедова. Махачкала, 1999.
62. Батыргишиев Х.У. Хрестоматия педагогического репертуара для общеобразовательных школ по музыке / Х.У. Батыргишиев. Махачкала, 1998.
63. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М.: 1975.
64. Бахтин М.М. Слово в поэзии и прозе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы № 6, 1972.
65. Бегак Б. Дети смеются / Б. Бегак // Детская литература, 1971. - 156 с.
66. Бегак Б. Неиссякаемый родник / Б. Бегак // Детская литература и народное творчество. М.: Знание, 1973.
67.Бейбулатов Т. Сборник стихов и песен / Т. Бейбулатов. Темир-Хан-Шура, 1926. (на кум. яз.).
68. Бейбулатова У.И. Чечеген ёмакълар, киритлемелер, айтывлар / У.И. Бейбулатова // Сборник. Махачкала, 2000. (на кум. языке.).
69. Белинский В.Г. Поное собрание сочинений. Т. 8 / В.Г. Белинский. М.: ГИХЛ, 1948.
70. Берестов В. О моём друге Нуратине Юсупове: Предисловие / В. Берестов // Юсупов Н. Кто кого любит. М.: Детская литература, 1959.
71. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства/ А.И. Буров. М., 1956.
72. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы / А. Бушмин. Л.: Наука, 1975.
73. Васильев С.А. Проза про поэзию / С.А. Васильев. М.: Советский писатель, 1967.
1 А.Виноградов В. Проблема авторства и теория стилей / В. Виноградов. М.: Художественная литература, 1961.
75. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство / П.С. Выходцев. Л.: Советский писатель, 1973.
76. Выходцев П.С. Об исторической закономерности взаимосвязей литературы и фольклора / П.С. Выходцев // Русская литература № 2, 1977.
77. Гаджиева А. Реализм в литературах Советского Востока / А. Гаджиева. Баку, 1978.
78. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс / Г.Г. Гамзатов // Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.
79. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы / Г.Г. Гамзатов. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986.
80. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность / Г.Г. Гамзатов // Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1982.
81 .Гамзатов Р. Г. Собрание сочинений / Р.Г. Гамзатов. Т.1. - М.: 1993.
82. Гамзатов Р.Г Верность таланту / Р.Г. Гамзатов. Махачкала:
Дагучпедгиз, 1980. С. 126.
83. Гамзатов Р.Г. Антология дагестанской поэзии: Т.4 / Р.Г. Гамзатов // Поэты Советского Дагестана. Махачкала, 1983.
84. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан / Р.Г. Гамзатов. М.:1989.
85. Гамзатов Р.Г. Собрание сочинений / Р.Г. Гамзатов. Т.З. - М.: 1993.
86. Гусейнаев А.Г. Воспитание поколений / А.Г. Гусейнаев // Литература и жизнь Дагестана. Махачкала, 1975.
87 .Гусейнов Ч.О. Двуязычие художественного творчества: История, теория, практика / Ч.О. Гусейнов // Вопросы
литературы, 1987, №9.
88.ДагановА. Интервью / А. Даганов // «Дагестанская правда», 2008. 29 октябрь.
89. Дагестанская народная лирика. М.: 1957.
90.Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты
/ У.Б. Далгат. М.: Наука, 1981. С. 303
91. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана / У.Б. Далгат. М.: Изд-во вост. лит., 1962. С. 206.
92. Джафаров А. Детское творчество Вагита Атаева / А. Джафаров // «Будни Буйнакска», 2009. 29 май.
93. Джафаров А. Предисловие к книге В. Атаева «Доброта» / А. Джафаров. (В плане издания Даг. кн. изд-ва на 2011 год), (на рус. яз.).
94.Джачаев A.M. Избранные произведения: Т.2 / A.M. Джачаев. Махачкала, 1994.
95. Джачаев A.M. Статья «Бёлелей» («Баю-бай») / A.M. Джачаев // «Ленин ёлу» («Ленинский путь»), № 143, 1979. 29 ноябрь.
96. Ершов Л.В. История Советской литературы / Л.В. Ершов. М.: 1988.
97. Жирков Л.И. Поэты Дагестана / Л.И. Жирков. М.: 1944.
98 Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур / В.М. Жирмунский // Взаимосвязи и взаимодествия национальных литератур. М.: Изд. АН СССР, 1961.
99. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. / В.М. Жирмунский. М.: Наука, 1977.
100. Забора П.Ф. Писатели Советского Дагестана (1934-1984гг.) / П.Ф. Забора // Справочник. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.
101. Зацепина М.А. Заметки из дневника сельской учительницы / М.А. Зацепина // Сенсация номер один. Ежегодник АПН. М., 1965. С. 112115.
102. Зубарева Е. Несущие тягу земную / Е. Зубарева. М.: Детская литература, 1980.
103. Исрапилова С. Живые ручейки детских голосов / С. Исрапилова // «Буйнакские известия», 2009. 18 сентябрь.
104. Историческая поэтика: Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974.
105. История русской литературы: В 4х Т. М.: АН СССР, 1968-1971.
106. Казимов К. Статья о творчестве В. Атаева / К. Казимов // «Ёлдаш», 2008. 24 октябрь, (на кум. яз.).
107. Капиева Н.В. Заметки о дагестанской литературе / Н.В. Капиева // «Дагестанская правда», 1954. 18 август.
108. Капиева Н.В. По тропам времени. О писателях Дагестана / Н.В. Капиева. М.: Советский писатель, 1982. С. 224.
109. Карпенко JI.K Поэт родом из детства / Л.К. Карпенко // «Луч коммунизма», № 97, 1980. 17 июнь.
110. Кожинов В.В. Стихи и поэзия / В.В. Кожинов. - М.: Советская Россия, 1980.
111. Краспова Т. В ладу со сказкой: Традиции фольклорной сказки в творчестве русских писателей 20 в. / Т. Краспова. 1993.
112. Круглое Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г. Круглов. М.: Просвещение, 1999.
113. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки, пословицы, поговорки / Ю.Г. Круглов. М.: Просвещение, 1990.
114. Литература Дагестана и жизнь: сб. статей. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
115. Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы / Д.С. Лихачев. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1952.
116. Лихачев Д.С. Диалог в природе как признак жизни и одухотворения в литературе / Д.С. Лихачев // Русская литература, №3. 1997.
117. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. М.: Детская литература, 1989.
118. Магомедов 3. Кружатся мысли мои и слова / 3. Магомедов // «Буйнакские известия», 2005. 19 март.
119. Мамаева С. Ай-яй-яй / С. Мамаева. Махачкала, 2005. (на кум. яз.).
120. Маршак С.Я. О большой литературе для маленьких: Материалы о Первом Всесоюзном съезде писателей и Первом совещании по детской литературе / С.Я. Маршак // «Дагестанская правда», 1934. 22 август; «Дагестанская правда», 1936. 30 январь; «Комсомолец Дагестана», 1934. 8 мая.
121. Мейлах Б. О Преемственности тем в литературном процессе / Б. Мейлах // Искусство слова. М.: Наука, 1973.
122. Методологические вопросы науки о литературе. Л.: 1984.
123. Методология современного литературоведения. М.: 1978.
124. Мусаев К. Межнациональные связи и развитие национальных литератур / К. Мусаев. Баку: Элм, 1989.
125. Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература / Ф.Х. Мухамедова // Историко-литературный очерк. Махачкала, 2001.
126. Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. Дагестанкие тетради / А.Ф. Назаревич. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962.
127. Новицкая Г. В зоопарке шёл урок / Г. Новицкая. Л.: Детская литература, Ленинградское отделение, 1988.
128. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика/ Л.В. Овчинникова//Монография. 2001.
129. Очерки истории Дагестанской Советской литературы. Махачкала, 1957.
130. Поспелов Г.П. Вопросы методологии и поэтики / Г.Н. Поспелов. М.: 1978.
131. Поэзия народов Дагестана. Антология, Т.2. М.: 1960.
132. Пути развития Советской многонациональной литературы. М.: Наука, 1967.
133. Рашидов Р. Разбудить хочу я эхо / Р. Рашидов. М.: Советская Россия, 1983.
134. Севастьянова И. Грани светлого таланта / Н. Севастьянова // Александровская жизнь, 2010. 3 февраль.
135. Сивоконъ С.И. Весёлые наши друзья. Очерки о юморе в советской литературе для детей / С.И. Сивоконь. М., 1986.
136. Сивоконь С.И. Научился я быть весёлым.../ С.И. Сивоконь // Детская литература, № 2. М., 1973.
137. Смирнова М. Волшебные мотивы в литературной сказке / М. Смирнова // Детская литература, № 9. 1977. С. 33.
138. Сокровищница песен кумыков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. (на кум. яз.)
139. Соловьёв Б.И. Поэзия и критика / Б.И. Соловьёв. М.: Советская Россия, 1966.
140. Султанов К. Достоинство слова / К. Султанов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.
141. Султанов К. По законам художественности / К. Султанов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.
142. Султанов К.Д. История литературы кумыков / К.Д. Султанов. Махачкала: Дагкнгоиздат, 1964. С. 190. (на кум. яз.).
143. Султанов К Д. Национальное самосознание и ценностные ориентиры литературы / К.Д. Султанов. М.: 2001.
144. Султанов КД. Поэт-поленист / К.Д. Султанов // Этюды о литературах Дагестана. М.: 1978.
145. Султанов К.Д. Поэты Дагестана / К.Д. Султанов. Махачкала: Дакнигоиздат, 1959.
146. Султанов К.К. Свет звезды детства / К.К. Султанов // Детская литература, № 4, 1977. С. 10.
147. Теория литературы. Жанры литературы. М.: Просвещение, 1966.
148. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. М.: Просвещение, 1966.
149. Тихонов Н.С. Поэты старого Дагестана / Н.С. Тихонов. Махачкала, 1973.
150. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1996.
151. Устарханова P.A. Билмей оьтмегей эдим / P.A. Устарханова. Махачкала, 2003. (на кум. яз.).
152. Хайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия: Система жанров / С.М. Хайбуллаев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. С. 213
153. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М.Б. Храпченко. М.: Советский писатель, 1970. С. 392
154. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтика / Л.В. Чернец. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
155. Юсупов Н. Три подарка / Н. Юсупов. М.: Советская Россия, 1987.
156. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэзия / Ч.С. Юсупова. М.: Наука, 1988. С. 408.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.