Идейно-художественное своеобразие поэзии А-В. Сулейманова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Магарамова, Дженет Алевдиновна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Магарамова, Дженет Алевдиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Поэзия А-В. Сулейманова 20-80х гг.
1. Жизненный путь поэта.
2. Поэзия 20-3 Ох гг.
3. Поэзия военных лет.
4. Произведения послевоенного периода.
5. Поэзия 60-80х гг.
ГЛАВА И. Художественно-стилистические особенности поэзии
А-В. Сулейманова.
ГЛАВА III. Звукоизобразительные средства в поэзии
А-В. Сулейманова.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественные особенности и жанровое своеобразие поэзии Казиява Али2005 год, кандидат филологических наук Магомедова, Айханум Магомедгаджиевна
Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова2006 год, кандидат филологических наук Гаджиева, Альфия Мусаевна
Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова2006 год, кандидат филологических наук Изиева, Зарема Казбековна
Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг.: к проблеме традиции и новаторства2008 год, кандидат филологических наук Магомедова, Абидат Зулумхановна
Поэзия Магомеда Атабаева в контексте дагестанской литературы: аспекты новаторства и национального своеобразия2007 год, кандидат филологических наук Минатуллаева, Мадинат Магомед-Шапиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-художественное своеобразие поэзии А-В. Сулейманова»
А-В.Б. Сулейманов — народный поэт Дагестана, основоположник кумыкской советской литературы, без творчества которого невозможно представить историю кумыкской литературы за последние семьдесят лет XX столетия. Он вошел в литературу как представитель нового поколения советских поэтов, беззаветно преданных идеалам социализма, как поэт-фронтовик, воспевший бессмертные подвиги наших воинов, а также мирный созидательный труд советских людей.
Творчество А-В. Сулейманова многообразно по своей тематике. Его стихи и поэмы затрагивают животрепещущие проблемы жизни народа, его борьбы за лучшее устройство жизни, борьбы с фашистскими захватчиками, непоколебимую веру в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее. В стихотворениях А-В. Сулейманова нашли свое отражение самые сложные политические, социальные, этические проблемы. Отражая облик своего времени, он воссоздал не только общие черты современного ему мира, но и свой духовный мир во всех его связях и с настоящим, и с прошедшим, и с будущим. Тем самым, поэт запечатлел своеобразие своей творческой личности, занимающее особое место в общем процессе развития поэзии Дагестана и России.
Без ясного и отчетливого понимания общих законов развития общественной жизни невозможно полное и глубокое осмысление специфики литературы и закономерностей литературного процесса. В тоже время, глубокое исследование процессов литературного развития возможно только в том случае, если будет внимательно изучено творчество каждого из художников слова, определено его место в этом процессе, вклад в становление и развитие литературы.
Из этого следует, что необходимо вычленить важнейшие аспекты изучения исследуемых фактов литературы. Среди этих вопросов на первый план выходят те, которые связаны с природой, генезисом, эволюцией, структурными особенностями творчества писателя.
Современные условия жизни позволяют осуществить объективный, всесторонний анализ, без устаревших стереотипов идеологической и политической конъюнктуры.
В свете вышесказанного, актуальное значение имеет научное осмысление литературного наследия одного из ведущих представителей кумыкской литературы советского периода А-В. Сулейманова.
Когда исследуемые тексты не связаны непосредственно с художественными особенностями произведений А-В.Сулейманова, мы нередко используем художественные переводы его произведений на русский язык, что, как нам представляется, в целом оправдано.
Актуальность темы. Изучение эволюции художественного мышления А-В. Сулейманова, его мастерства, идейно-эстетических особенностей поэтического языка представляет собой важную литературоведческую проблему, связанную с историей кумыкской советской литературы на протяжении 70 лет, с её идейно-тематическими особенностями, а также с лексическими, морфологическими, синтаксическими и звукоизобразительными аспектами языка его произведений.
Недостаточная изученность этой важной проблемы в кумыкском литературоведении обуславливает необходимость исследования данной темы не только в описательном, в сравнительно-сопоставительном, но и в структурном плане.
Степень изученности. Творчеству А-В. Сулейманова посвящено большое количество работ, написанных в разное время. Это и статьи, и разделы литературоведческих книг, и предисловия к поэтическим сборникам и даже отдельная диссертация. Труды, посвященные поэзии исследуемого поэта, заслуживают внимательного изучения. Однако специальному исследованию многогранного творческого наследия А-В.Сулейманова посвящено мало работ. В подавляющем большинстве статей: 3. Герея, И. Хабибова, К. Яхъяева, К. Исламова, С.Абакарова, Р. Ахмедовой, А. Магомедова, Г. Зу-лумова и др. в основном повторяются общие сведения о жизни и творчестве А-В. Сулейманова.1
Рецензионный или обзорный характер носят статьи: А-К.Ю.Абдул-латипова, З.Н. Акавова, С-М.Х. Акбиева, К.Д. Султанова, К.И. Абукова, М.А. Гусейнова, М. Грунина, Г.Б. Мусахановой, Б.Б. Атаева, A.M. Адильха-нова и др.2 Более двенадцати статей было написано к юбилеям писателя. Но есть и отдельные работы, в которых содержатся интересные наблюдения и выводы. Кроме того, эти работы писались в советское время и они отчасти устарели. Исходя из выше изложенного, мы постараемся дать обзор наиболее значительных трудов, посвященных писателю с новых позиций, лишенных партийного и классового подхода к явлениям литературы.
Первой наиболее интересной работой, где говорилось о творчестве А-В. Сулейманова, как о состоявшемся молодом поэте советского периода, была вступительная статья К. Султанова к первой антологии кумыкской советской литературы "Ростки новой кумыкской литературы3". В этой работе содержится ряд интересных наблюдений, касающихся творчества отдельных наиболее популярных кумыкских писателей советского времени. Давая оценку творчеству молодого кумыкского поэта А-В. Сулейманова, К. Султанов рассматривал любовную и пейзажную лирику в творчестве А-В. Сулеймано
1 Герей 3. Йырлар ва поэмалар. //Ленин елу. 1948. И сент.; Хабибов И. По широкой дороге жиз-ни.//Дагестанская правда,1970.7 янв.; Яхяев К. Шаирни насигьаты.//Ленин елу. 1970. 12 февр . №18; Исламов К. Давда язылгъан асарлар.//Ленин елу 1970. 28 март; Абакаров С. Аявлу редакция!//Ленин елу 1970. 28 март; Ахмедова Р. Бупонню бир поню //Дослутсь 1979.№1 С.68-69; Магомедов А.Г. Рецензия на сборник А-В. Сулейманова "Алабай'Уиз личного архива писателя/; Зулумов Г. Путешествие в страну по-эзия.//Дружба. 1982. 13 мая; Комсомолец Дагестана 1982.19 мая.
2 Абдуллатипов А-К Ю. Рецензия на диссертацию З.Асекова (рукопись из личного архива); Акавов З.Н. Диалог времен.- Махачкала, 1997.С.62; Акбиев С. Рецензия на рукопись книги "Стихи и поэмы" 1976. 22 янв. (из личного архива писателя); Султанов К Правдивое слово поэта // Дагестанская правда 1959. 30 окт.; Абуков К. Долгожданное раскрытие тайны (из личного архива писателя); Гусейнов M. Слово о земляке // Дружба. Хасавюртовская рай.газета 1980. 10 февр.; Грунин М. Песни сердца.//Дагестанская правда. 1960.17 март.; Мусаханова Т.Б. Партияны, ватанны пагьмулу йыраву уллу поч бере. //Ленин елу. 1970. 28 март; Атаев Б. Абдул-Вагьап шаирге/стихи //Кьарчыгьа. 1994.11 декабрь С.21; Адильханов А. Разилигимни бил-диремен//Ленин елу. 1980.15 янв.
3 Сулейманов А-В//Ростки новой кумыкской литературы.- Махачкала, Даггиз. 1932. 180с. ва, в качестве сохранившегося элемента буржуазного влияния в советской поэзии, не отвечающей социалистической идеологии. Подобный ошибочный идеологический подход в 30-е годы был типичен. В "Дагестанской правде" вышла статья "Правдивое слово поэта", посвященная 50-летию со дня рождения писателя, где он писал: "Стихи А-В. Сулейманова не были двусмысло-выми, он с первых же стихов, опубликованных в 1927 году в газете "Ёлдаш" ("Товарищ"), "Кто я?" занял однозначную позицию певца нового мира1". Заслугой А-В. Сулейманова он считает то, что ему удалось художественно ярче и глубже раскрыть тему современности. В статье говорится о творческом росте писателя, о его времени, о расширении тематического диапазона кумыкской литературы и вместе с тем указываются и некоторые недостатки в его творчестве. В частности, он отмечал ".излишние длинноты и риторические отступления, мешающие художественному раскрытию темы произведения"2. Возможно, в определенных случаях критик прав, указывая на аналогичные недостатки, но он не обосновывает свои выводы конкретными примерами. В целом статья носит обзорный характер.
Большой интерес для читателя представляет статья И. Керимова "Або дул-Вагаб Сулейманов ", где рассказывается не только о жизненном и творческом пути А-В. Сулейманова. Отмечая несомненное своеобразие творчества писателя и исторические вехи в жизни страны, И. Керимов творчество писателя условно делит на три периода. Первый — с 1926 года до начала Великой Отечественной войны. В этот период написаны им стихи и поэмы, вошедшие в книги "Волны революции", "Из тьмы на свет", "Герой победы", "Строить колхозы велел нам сам Аллах", поэмы "Челюскинцы", "Минувшие дни", "Абиссиния", песенник "Журавли" и некоторые сатирические произведения ("Халтурщик", "Подхалим", "Трепач"). Второй - период войны. Он
1 Султанов К. Правдивое слово поэта/ К 50-летию со дня рождения А-В Сулейманова //Дагестанская правда 1959. 30 окт.
2 Там же
3 Керимов И. Абдул-Вагаб Сулейманов//Дослукъ 1959. №3. С 61-67. связывает с появлением стихотворения - воззвания "Друзьям", написанного на вторые сутки после начала войны. Третий - (послевоенный) И. Керимов считает апогеей творчества поэта. К этому периоду относятся сборники стихотворений "Стихи и поэмы"(1948), "Думы"(1955), Тоды"(1957). И. Керимов пытается дать общую характеристику каждому из периодов.
В 1963 году в альманахе «Дружба» была опубликована статья И.Асе-кова "Фольклорные мотивы в творчестве А-В. Сулейманова"1. В ней исследователь пытается раскрыть взаимовлияние и взаимосвязи устного поэтического творчества и литературы кумыков, в частности, в творчестве А-В. Сулейманова. Автор статьи считает, что поэт умело использует элементы фольклорных песен второй половины XIX века. К такому выводу он приходит, исходя из стихотворного строя, использования во втором четверостишии начальных слов "Эй, друзья" ("Гьайт, ёлдашлар!"), употреблявшихся в героических песнях элемент разговора с верным другом-конем, прибегает к традиционной форме обращения и к рассказу от первого лица. В статье не совсем удачно, на наш взгляд, И. Асеков проводит аналогию между героическими песнями об "Эльдаруше", "Айгази" и поэмой А-В.Сулейманова "Минувшие дни". Здесь, как подтверждение фольклорного происхождения, автор в качестве примера приводит единственный эпизод, где герой перед опасной и долгой дорогой разговаривает с конем, но в данном случае мы видим, что А-В. Сулейманов не наделяет животное разумом, не "очеловечивает", как это принято в фольклоре. Автор, вероятнее всего, использовал этот эпизод для дальнейшей завязки сюжета, а возможно - это просто «мысли вслух».
Наиболее емкая и интересная работа была написана К. Султановым в 1964 году. В своей книге «Къумукъланы адабияты» («Литература кумыков») он проводит критический анализ произведений кумыкских поэтов
1 Асеков И.Х. Абдулвагаб Сулеймановну яратывчулугьунда фольклор мердешлери //Дослукь 1963 .№4 С.89-97
2 Султанов К. Къумукъланы адабияты,- Махачкала, 1964. С 231. и писателей. Рассматривая творческую деятельность А-В. Сулейманова, он приходит к выводу, что наиболее интересна его лирика. Многие стихи написаны прекрасно «Турналар» («Журавли»), «Бизде ва олорда» («У нас и у них»), «Мен киммен?» («Кто я?»). Отмечая достоинства одних, К. Султанов вместе с тем указывает и на ряд слабых, по его мнению, стихотворений, таких, как "Годы", "Гуниб". Критик также считает, что повесть "Герой победы" крайне неудачна. По его мнению, поэма "Минувшие дни" в первоначальном варианте была более содержательной и интересной, чем в переработанном виде.
Жанровому разнообразию творчества А-В. Сулейманова посвящены немногие работы. Одной из работ, наиболее интересной в этом плане, является статья Г. Мусахановой «Талантливый певец партии и родины имеет большую силу».'1 Она отмечает расширение тематики и появление стихов философского характера.
В 1972 году вышла книга И. Асекова "Культурное наследие и советская поэзия кумыков". В ней исследователь так же, как и в статье «Фольклорные мотивы в творчестве А-В. Сулейманова», но более детально раскрывает основные закономерности связей литературы с устно-поэтическим национальным наследием, воздействие народнопоэтических принципов изображения действительности на формирование и рост художественного мастерства кумыкских советских писателей.
Естественно, кумыкская советская литература, наследуя традиции, развивает их на новом материале, в новых условиях. Но автор этой работы не отметил одну немаловажную деталь - не все рассмотренные им поэты: А-В. Сулейманов, Н. Ханмурзаев и др., являются прямыми представителями перехода от фольклора к письменной литературе, каким был А. Магомедов.
1 Мусаханова Г.Б.Партияны, ватанны, пахъмулу йыраву уллу поч бере// Ленин елу. 1970. 28 март.
2 Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков.- Махачкала, 1972. 176с.
Несмотря на некоторые издержки, упомянутые работы И.Х Асекова представляют большой интерес для литературоведов, так как они являются первыми научно-исследовательскими трудами, посвященными творчеству А-В. Сулейманова.
На страницах газеты "Ленин елу" ("Ленинский путь") была опубликована статья А. Аджаматова "Светлый путь поэта"1, где он поделился своими впечатлениями о творчестве А-В. Сулейманова. В творчестве поэта его порадовал тот факт, что он, как и писатели прежних лет, стал писать стихи-ответы. В сатирических стихотворениях-ответах на стихи Наби Ханмурзаева и Абдуллы Магомедова он увидел возрождение старых забытых традиций, идущих от И. Казака, М-Э. Османова, М. Алибекова, А. Акаева, Н. Батыр-мурзаева. А. Аджаматов их искренне приветствует.
В 1982 году К. Султанов пишет статью «Против вредных адатов»2, в которой рассказывает о поэтах и писателях, уделявших немалое внимание в своем творчестве борьбе с пережитками прошлого, а именно, с теми адатами, которые мешали новой жизни. Он приводит выдержки из стихотворений А-П. Салаватова, М-Э. Османова, М. Алибекова, А.Баширова, Б. Астемирова, Рассказывает о сатирической прозе Ю. Гереева и комедии А. Батырмурзаева, о народном сказителе А.Акавове. Говоря о творческой деятельности А-В. Сулейманова в 30-е годы, К.Султанов выделяет рассказ «Создать колхозы велел нам сам Аллах», переведенный на русский язык Э. Капиевым и опубликованный под названием «В пути».
По мнению автора «в последнее время», т.е. в 60-80 годы, эта тема раскрывается недостаточно, на что следует обратить внимание, так как читатели ждут новых произведений. В работах К. Султанова содержится ряд интересных наблюдений. В них критик большое внимание уделяет творческому росту писателя, широте тематики.
1 Аджаматов А. Шаирни шавлалы ёлу. //Ленин ёлу.1980.15 янв.
2 Султанов К.Зараллы адатлагьа къаршы.//Ленин елу.1982.№109.11 сент.
В 1985 году была опубликована статья К. Султанова "Поэзия военных лет", в которой есть критика и дискуссия, так как в ее основе лежит спорный вопрос: Кто прав? По мнению К. Султанова, многие ученые и критики поэзию разделяют ошибочно на две категории — военную и довоенную. С его точки зрения есть стихи, написанные ранее, но по содержанию сохранившие свою актуальность и в годы Великой Отечественной войны. Например: "Красная Армия" Г.Анвара, "Нартам" (1921г.) Алим - Паши Салаватова. Их также можно отнести к военной лирике.
Из данной статьи трудно понять, по какому принципу происходит определение тем и периодов. Критикуя тех, кто, скорее всего, проводит деление чисто в хронологическом аспекте, сам следует этому же принципу, и стихотворение А-В Сулейманова "Друзьям" относит к числу лучших, написанных в начале войны, и "послужившим фундаментом" кумыкской поэзии военных лет: "А-В. Сулейманов в этом стихотворении умело использовал народные пословицы с целью прославления народного героизма, развития чувства гордости за него и презрения к трусости"1, - пишет критик.
На наш взгляд, некоторые критики, разделяя поэзию на циклы, допускают неточности. Поэзию можно классифицировать условно, с учетом тематики, хронологических вех и с учетом поэтических особенностей.
Первой диссертационной работой в исследовании национальных истоков творчества А-В. Сулейманова стала кандидатская работа З.Асекова "Творчество А-В. Сулейманова в контексте развития кумыкской поэзии".2 Автор рассматривает роль творчества народных певцов-йырчы в становлении и развитии литературы, исследует переход от фольклорных эпических форм к письменным формам, показывает непрерывность литературной эволюции, воздействие творческого опыта поэтов-просветителей на стихи поэтов после
1 Султанов К. Давдевюрню къумукъ поэзиясы. // Дослукь. 1985. №4.
2 Асеков З.И. Творчество А-В Сулейманова в контексте развития кумыкской поэзии. Автореф. дис. канд. филол. наук. -Махачкала, 1996.15с. дующих поколений; роль русской и других национальных литератур в развитии кумыкской литературы.
3. Асеков также рассматривает появление нового героя, национального характера в произведениях А-В Сулейманова и других, выявил новаторство поэта в процессе обращения в разные периоды творчества к народной сокровищнице, показал использование им фольклорных традиций с учетом характера осмысливаемых событий. В данной работе впервые анализируются лирические жанры кумыкской поэзии в целях выявления национального своеобразия.
Однако, как отмечает Абдуллатипов А-К.Ю., указанные выше проблемы рассматриваются 3. Асековым несколько суммарно, не всегда указывается время создания стихотворений, автор проводит аналогию без учета времени создания того или иного стихотворения, произведения. В результате такого осмысления литературного процесса плохо прослеживаются этапы творчества А-В. Сулейманова. Говоря о просветительских мотивах в творчестве поэта, 3. Асеков не рассматривает непосредственных предшественников А-В.Сулейманова, например, Н. Ханмурзаева, А-П. Салаватова, которые, наряду с перечисленными М-Э. Османовым, М. Алибековым, Н. Батырмур-заевым, А. Акаевым, также оказали большое влияние на творчество А-В. Сулейманова. В данной работе не подчеркивается лиро-эпический характер поэзии А-В. Сулейманова. Анализ лирических стихотворений мало увязан с его лиро-эпической поэзией.1
Как видим, в имеющихся статьях и работах содержится ряд интересных наблюдений, но эти работы в большинстве своем носят обзорный или рецен-зионный характер. Они посвящены юбилеям писателя, а кандидатская работа 3. Асекова посвящена другим аспектам многообразной литературной деятельности А-В. Сулейманова. Поэтому нельзя утверждать, что наследие этого весьма плодовитого художника достаточно изучено, по-прежнему есть
1 Абдуллатипов А-К.Ю. Рецензия на дисертацию 3. Асекова (рукопись из личного архива) немало аспектов, требующих более углубленного и всестороннего рассмотрения.
Основные цели и задачи данного исследования заключаются в необходимости изучения эволюции поэтического мышления А-В. Сулейманова на протяжении десятков лет, структуры и функционирования художественных средств языка поэта, в установлении взаимосвязей в стилистическом поле кумыкского поэтического языка. На основании всестороннего анализа поэзии А-В. Сулейманова мы стремимся дать достаточно глубокое представление о творчестве поэта, об идейно-художественных особенностях его поэзии. Поставленную цель реализовываем путем рассмотрения идейно-тематического и художественного своеобразия, развития новаторских тенденций. Осмысления роли поэзии в эстетическом воспитании общества, а также рассмотрения особенностей поэтического языка. Цель исследования также заключается в выявлении характера образности и других изобразительно-выразительных средств языка.
Методологической и теоретической основой исследования настоящей работы послужили известные труды: В.Г.Белинского, И.И.Крачковского, Г.И.Ломидзе, Д.С. Лихачева, Г.Н. Поспелова, Л.Гинзбург, В.В. Виноградова, Н.Н. Амосовой, Г.Х. Ахунзянова, Р.А.Будагова, А. Н. Гвоздева и др.1 В своем исследовании мы опирались и на опыт дагестанских учёных, внесших значительный вклад в исследование литератур Дагестана. Это работы К.Д.Султанова, Г.Г.Гамзатова, Г.Б.Мусахановой, И.А.Керимова, И.Х. Асе-кова, А-К. Ю. Абдуллатипова, К.И.Абукова, З.Н. Акавова, С-М.Х. Акбиева, С.Х.Ахмедова, С.М.Хайбуллаева, А.М.Вагидова, Р.А.Ахмедовой, М.А.Гусейнова.
1 Белинский В.Г. Собр.соч. Т8 -М.,1955.С264; Крачковский И. Собр. соч.Т 6. -М-Л.,1960.С.739; Ломидзе Г.И. В спорах и размышлениях. -М.,1993.С.30-50; Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы -М., 1979. С. 358; Поспелов Г.Н. Лит-ный процесс -М., 1981. С27-101; Гинзбург Л. О лирике.- М-Л., 1964. С407; Виноградов В.В. О языке художественных произведений. -М., 1959.С 653; Амосов Н.Н. Основы английской фразеологии. -Л., 1963 . С. 208; Ахунзянова Г.Х.Идиомы (исследования на материале татарского языка). Авто-реф.дис.доктора филол.наук.-Казань,1974.С.38;Будагов Р.А.Система и антисистема в науке о языке //Вопросы языкознания. №4. 1978. С.3-5; Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.- М., 1955. С.66
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые осмысливается эволюция поэтического мышления А-В. Сулейманова, осуществляется анализ изобразительно-выразительных, композиционных и звуковых средств творчества писателя. Художественное своеобразие поэзии А-В. Сулейманова мы рассматриваем в следующей последовательности: эволюция поэтического мышления А-В.Сулейманова, композиционное своеобразие, стилистические особенности. Анализируем также эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и другие изобразительно-выразительные особенности поэзии, а также звуковые средства. А-В. Сулейманов с самого начала творческого пути стал выступать и как поэт-лирик, и как поэт-эпик. Он автор многих лиро-эпических поэм, самая крупная из которых - роман "Победившая любовь". (Роман состоит из 5000 строк).
В работе описываются основные тенденции формирования и развития системы идейно-художественных средств поэзии А-В.Сулейманова, их главные закономерности и связи в поэтической системе современной кумыкской литературы. Исследование идейно-художественных особенностей поэтического языка представляет собой важную литературоведческую проблему, связанную с лексическими, морфологическими и синтаксическими, и звуко-изобразительными аспектами языка.
Наша работа не претендует на полный анализ творчества А-В. Сулейманова, мы предпринимаем попытку более полно осмыслить и обобщить поэтический опыт А-В. Сулейманова. Научная новизна работы заключается в том, что впервые анализируются идейно-художественные особенности лирических жанров поэзии А-В. Сулейманова в целях выявления его поэтического своеобразия. Лирика А-В. Сулейманова рассматривается на фоне всего творчества изучаемого поэта, а также на фоне и в контексте всей дагестанской и кумыкской поэзии.
Положения и выводы, содержащиеся в работе, расширяют и углубляют представление о круге проблем кумыкской поэзии, связанных с изучением поэзии народов Дагестана.
Практическая ценность работы, прежде всего, заключается в том, что основные научные результаты исследования могут быть использованы при изучении истории, путей развития кумыкской поэзии, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров, при создании учебников и учебных пособий.
В качестве материала для исследования использованы сборники стихов поэта А-В. Сулейманова.
Структура и объем диссертации обусловлены объектом исследования, состоянием разработки темы, целью и задачами диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Судьба и поэзия Йырчы Казака: историко-литературный комментарий2006 год, кандидат филологических наук Асельдерова, Якут Даитбековна
Идейно-тематическое многообразие и художественные особенности поэзии Б. Астемирова2007 год, кандидат филологических наук Алиева, Маржанат Магаматбековна
Жизнь и творчество Шарипа Альбериева2005 год, кандидат филологических наук Акгезова, Гульжанат Калсыновна
Художественные особенности и идейно-нравственные ориентации поэзии Абдуллы Баширова2009 год, кандидат филологических наук Алхасова, Азерина Магомедкаримовна
Кумыкская литература и творчество Аткая Аджаматова2002 год, кандидат филологических наук Пахрутдинова, Рагимат Умакаевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Магарамова, Дженет Алевдиновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенность поэзии А-В. Сулейманова в значительной мере объясняется ее простотой, интересом к жизни наиболее обездоленных и отсталых слоев кумыкского народа. В его творчестве художественное познание жизни идет от явления к сущности, отличается подчеркнутой социальной и гуманистической направленностью, связью с национальной традицией. Даже если в его стихотворениях нет открытых призывов, протестующая мысль содержится в подтексте. Он, как и все его поколение, выросшее при советской власти, отличается нравственным максимализмом. Поэт считал, что ему по плечу осуществление всех планов, преодоление всех трудностей, которые выпадут на долю страны. Его поэзия стремилась быть злободневной, способствовать "преобразованию" мира. Поэт пишет на самые наболевшие, самые горячие и социально-нравственные темы своего времени.
Поэзия А-В. Сулейманова с самого начала ознаменовала яростную защиту нового строя и столь же яростное выступление против "старого" мира, против всего того, что осталось от него. Лирический герой стихотворений А-В. Сулейманова "Сегодня", "Кто я?", "Кто мы?", "Годы" и других явился образом человека, возвестившим о наступлении "нового мира", о строительстве новой жизни, уничтожившей, с точки зрения поэта, угнетение человека человеком, установившим равенство всех людей, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности. Новый мир, по представлениям поэта, был построен на идеях социальной справедливости.
Однако уже в 30-е годы А-В. Сулейманов начал понимать, что и новый строй не создал идеальных условий для развития личности и общества. Поэт видел, как в сельской местности из-за нерадивых руководителей разваливается социалистическое хозяйство, гибнет скот. Возмущение поэта по поводу всего этого вылилось в цикл стихотворений, объединенных под названием "Жалоба в политотдел", куда вошли стихотворения "Племенной бугай", "Жалоба цыплят" и другие.
Своими сатирическими стихотворениями А-В. Сулейманов стремился совершенствовать человеческую природу и исправлять нравы.
В творчестве А-В. Сулейманова есть своя особенность — наличие четко выраженного конфликта прошлого и настоящего. Ярким примером этому служат поэмы "Адаты времени", "Минувшие дни", роман в стихах "Победившая любовь" и др., где автор также ставит своих героев в такие критические ситуации, которые сразу же выявляют главное: в этой борьбе острых противоречий - отстоять в себе человека.
Есть еще одна особенность в поэзии А-В. Сулейманова. Поэт ощущает себя выразителем мыслей и чувств не отдельной личности, а народной массы, ощущает личную ответственность за судьбу народа.
Художественное новаторство поэм А-В. Сулейманова, прежде всего, в показе роста самосознания народа, в его участии в культурном и революционном преобразовании жизни страны. Поэзия А-В. Сулейманова свидетельствует о новом подходе к изображению человека. Произведения, написанные поэтом, содержательны, идейно выдержаны, исполнены большого воспитательного смысла, насыщены горячим чувством, обилием красок.
А-В. Сулейманов творчески использует элементы устного народного творчества. Его поэзия близка и привычна для широкой массы читателей и слушателей.
Своеобразен подход у А-В. Сулейманова к рассмотрению собственной судьбы. Правдиво запечатлевая картины собственной жизни в стихотворениях "О себе", "Кто я?", "Рассказы Дадая", "Отрывок из моего детства", поэт открывает путь к значительным философско-нравственным обобщениям, показу страданий, угнетения народа в прошлом и раскрытию будущего через собственную судьбу. Лирическое "я" поэта в них шире его биографии, его частной жизни, а использование действительных фактов из личной жизни, из жизни народа накладывают на его творчество отпечаток определенной эпохи.
А-В. Сулейманов чутко реагировал на все происходящее. Наверное, поэтому его поэмы — своеобразные вехи, обозначающие узловые точки пересечения его биографии с ходом истории. Под влиянием нового литературно-художественного объединения "ЛЕФ" (Левый фронт искусств) в 1933 году А-В. Сулейманов написал поэмы "Челюскинцы" и "Абиссиния". В них ярко выражен поиск писателем новых языковых форм, переплетение документального материала с художественным вымыслом. В этих поэмах лирическое "я", заменено коллективным "мы", совпадающим с переживаниями автора.
Лирика военных лет А-В. Сулейманова также имеет свои особенности. Необычен в них лиризм, который возникает в душе поэта как прямой и непосредственный отклик на события, очевидцем которых был сам поэт, что делает его поэзию более достоверной, правдивой, точной в изображении войны. Героями его произведений "Герой Днепра", "Песня об Абдуллаеве Умар-Паше" становятся реальные люди. Автор пытается разобраться в поступках человека на войне, обращает большое внимание на нравственный облик человека-воина и показывает истинных победителей. Новаторски вводит множество «старых» понятий из народной героической поэзии (мужество - трусость, родная земля, защита родной земли), а некоторые, как слово "горы", наполнились в его поэзии содержанием, олицетворяющим неразрывную связь народа с родиной.
В годы войны вновь возрождается любовная лирика. Эти стихотворения А-В. Сулейманова насыщены горячим чувством, мозаикой красок, богаты мельчайшими подробностями реальной жизни. В них поэт по-своему, необычно, рисует душевное состояние лирического героя. Здесь состояние взволнованности находит выражение не только в игре конкретных чувств, но и в изображении образа возлюбленной-зыбкой, расплывчатой. Природа описывается одухотворенной, воплощающей эмоции человека. Картины природы усиливают, подчеркивают, раскрывают душевное состояние лирического героя, его любовные переживания.
Поэтичность, выразительность этих стихотворений создаются неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов.
В 60-80 годы мы видим поэта-мыслителя, тяготеющего к искусству широких обобщений, больших духовных исканий, сохранившего веру в существование положительных человеческих ценностей, который пытается все негативное в социалистическом обществе представить как результат людских пороков.
Для создания художественного образа, усиления эмоциональности, экспрессивности, типизации и индивидуализации изображаемого характера А-В. Сулейманов использует различные художественно-стилистические средства: повторы, синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения и другие, а также звукоизобразительные средства.
Синонимы помогают поэту выразить различные оттенки в близких, но не тождественных явлениях и понятиях. В качестве синонимов А-В. Сулейманов использует не только отдельные слова, но и целые выражения, и синтаксические конструкции. Поэт тонко различает семантические оттенки синонимов, что позволяет ему разнообразить поэтическую речь, избежать ненужных повторений и монотонности. Состав используемых синонимов в поэзии А-В. Сулейманова разнообразен. В его поэтическом языке мы встречаем морфологические синонимы. Они используются поэтом в одном и том же произведении, в составе одной строки или же в различных частях этого стихотворения. Часто используются поэтом и семантические синонимы. Они служат средством точного выражения мысли в каждом частном случае речевого употребления. В поэзии А-В. Сулейманова значительное место занимают и парные синонимы: имена существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Но чаще всего в парной форме употребляются существительные.
В творчестве А-В. Сулейманова в качестве синонимов используются слова заимствованные из других языков. Поэт многие арабские и персидские заимствования дает параллельно с собственно - кумыкскими словами, создавая тем самым в четверостишии или поэме своеобразные лексико-семантические конструкции.
Для усиления значения предыдущего слова поэт использует градацию или нанизывание синонимов, что способствует усилению признака действия. В некоторых случаях в целях градации А-В. Сулейманов использует не только синонимы, но и другие слова, связанные между собой общностью значений, но не доходящие до синонимии.
Для оценки или характеристики персонажа, пейзажа или другого явления произведения с отрицательной или положительной стороны, для подчеркивания противоречия внутри одного явления, для создания впечатления контраста, А-В. Сулейманов использует антонимы, в его поэзии немало слов-паронимов, образованных от одного корня или основы, имеющих сходные, но различные значения типа "любовь - влюбленность".
А-В. Сулейманов широко использует эпитеты. Они, как и другие изобразительно-выразительные средства языка, вызывают в нашем сознании целостное представление об изображаемом предмете, рассматриваемом поэтом в том или ином аспекте. В поэзии А-В. Сулейманова эпитеты прямо выражают отношение писателя к изображаемому. Они подразделяются на постоянные, возникшие на основе устного народного творчества: море синее, поле чистое, красивая девица и ряд других, обладающих относительной устойчивостью.
В поэзии А-В. Сулейманова эпитетами выступают различные части речи, но чаще всего они выражены именами прилагательными.
Не менее важным изобразительно-выразительным средством языка поэта является прием сравнения. А-В. Сулейманов прибегает к нему тогда, когда выделение существенных признаков в изображаемом может быть особенно выразительно осуществлено при помощи сопоставления его с чем-то знакомым и похожим. По своей форме сравнения поэта являются прямыми и отрицательными.
Существуют в его поэзии также развернутые сравнения. Сравнения, как и эпитеты, содержат иногда эмоциональную окраску, выражая непосредственное отношение автора к изображаемому.
А-В. Сулейманов с помощью сравнений усиливает выразительность лирического произведения, связывает части его в одно целое. Сравнение может быть в стихотворении использовано один раз или многократно. Одним из основных, морфологических средств сравнения является в его поэзии использование наречного аффикса -дай. Лирическая напряженность стихотворения, его призывный характер создаются А-В. Сулеймановым с помощью параллелизма, широко распространенным в тюркской поэзии.
С целью привлечь внимание к тому или иному явлению, подготовить читателя к восприятию того нового, что изображено в произведении, поэт широко использует прием риторического вопроса. Ту же функцию выполняет и риторическое восклицание. В ходе лирического повествования поэт обращается к читателям, действующим лицам, предметам и явлениям. Это делает он для того, чтобы заострить внимание на объекте обращения и вызвать у читателя определенное отношение к сказанному. Риторические обращения и риторические восклицания поэтом используются как отдельно, так и в сочетании друг с другом.
В поэзии А-В. Сулейманова активно используется и метафора, которая способствует лучшему раскрытию содержания произведения, усиливая выразительность.
В поэзии А-В. Сулейманова не последнее место занимает олицетворение. С помощью олицетворения поэт выделяет в изображаемом наиболее существенные черты. В его поэзии этот поэтический прием не увязан с древним анемическим верованием.
Поэт использует фразеологические сочетания, усиливающие образность и выразительность стиха. Для более точной характеристики образа, исторического периода или исторических событий, поэт использует такие архаизмы, как: "чалма-чалмакъ" (делать чалму), "шавхал бий" (шамхал), "за-лимлер" (угнетатели), "оьзден" (свободный крестьянин), "къул" (раб), "къул-къараваш" (рабы). В его поэзии встречаются заимствованные слова, например: "ал шараплар" (красные вина), "шарап" на арабском обозначает вино, а также архаичные прилагательные.
Большое внимание А-В. Сулейманов уделяет звуковой организации поэтического произведения. Она в поэзии поэта подчиняется закономерностям агглютинативного строя кумыкского языка, так как согласные и гласные кумыкского стиха гармонично сочетаются друг с другом, образуют конструкции из таких компонентов, которые объединяются общими фонетическими признаками.
В поэзии А-В. Сулейманова богато представлены все разновидности анафор, ассонансов, аллитерации.
Аллитерация - один из наиболее распространенных типов звукового повторения в поэзии А-В. Сулейманова. Согласные звуки играют в поэзии автора значительную роль, оттеняя смысловые нюансы различных слов и различных словосочетаний. Поэт умело оперирует консонансным строем кумыкского языка, придавая в необходимых случаях тому или иному особую благозвучность, усиливая тем самым эстетическое воздействие стиха на читателя.
Звуковые повторения придают стихотворениям особую гармонию, которая как бы объединяет все части произведения, подчеркивает его музыкальность, а рифма в поэзии А-В. Сулейманова служит для выразительного подчеркивания основных мыслей стиха и параллельности двух взаимоотрицающих явлений жизни, окружающей реальности и характеров.
Составные рифмы используются поэтом для художественной выразительности слова, и рифмовка в целом сочетается с различными звуковыми аллитерациями и ассонансами.
В поэзии А-В. Сулейманова, как и в поэзии остальных тюркских поэтов, рифма возникает на почве ритмико-синтаксического параллелизма.
Язык лирики А-В. Сулейманова золотой сплав наиболее выразительных средств живого кумыкского народного слова и близких к нему языков. Его поэтическая речь очень богата и разнообразна, но главным остается духовная программа А-В. Сулейманова, его жизненная позиция.
Заметим, что на протяжении многих лет, и в особенности в конце жизненного пути, его продолжали волновать такие вопросы как: смысл бытия, назначение человека, сущность мира. В последние годы жизни в стихотворениях А-В. Сулейманова появились характерные особенности: тяготение к искусству широких обобщений, большой духовной насыщенности, эмоциональность. Мы, прочитывая его поэтические книги: "Моя тропа", "Избранные стихи и поэмы", "Ястреб мой", "Четыре ярких света" убеждаемся, что настоящая поэзия участвует в формировании личности человека, его нравственного мира.
Поэзия А-В. Сулейманова - часть нашей духовной жизни, способная просветить и воодушевить массы, поднять их активность, их волю к обновлению жизни. Как справедливо писал Д.С. Лихачев, поэзия на самом деле врачует, делает нас лучше и способствует возвышению души.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Магарамова, Дженет Алевдиновна, 2003 год
1. Абакаров С. Аявлу редакция! //Ленин елу. -1970. -28 март.
2. Абдуллатипов А.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 г.)- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995.- 208с.
3. Абдуллатипов А.Ю. Рецензия на кандидатскую диссертацию 3. Асекова (из личного архива учёного).
4. Абдуллатипов А.Ю. Формирование соцреализма в кумыкской литературе.- Махачкала: ДГУ, 1982.- 80с.
5. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М.:Просвещение, 1959.-352с.
6. Абуков К. Долгожданное раскрытие тайны (из личного архива писателя).
7. Аджаматов А. Шаирни шавлалы елу//Ленин елу. — 1980. -15 январь.
8. Адильханов А. Разилигимни билдиремен //Ленин елу. 1980. -15январь.
9. Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997. -С.62
10. Акавов З.Н. Насипли къысмат//Дослукъ.- 1979. №1.- С.64
11. Акбиев С. Рецензия на рукопись книги "Стихи и поэмы".-1976. -22 январь. ( из личного архива писателя).
12. Алехина М. Фразеологическая антонимия в современном английском языке: Автореф. дис.канд.филол.наук. Москва, 1968. -21с.
13. Алиев К. Стилистические особенности фразеологии в художественной литературе. — Баку, 1966 . —176с.
14. Алиева М.А. Некоторые вопросы кумыкского стихосложения (рифма) //Советская тюркология. 1990. - № 4. -С.33-40
15. Алиева Ф.Р. Песенное стихосложение карачаевцев и балкарцев. Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1995. -18с.
16. Амиров Г.С. Синонимы в произведениях Г. Тукая //Тюркская лексикология и лексикография. -М., 1971.-С.47-53
17. Амиров Г.С. Язык Г. Тукая: Автореф.дис.докт.филол.наук. Алма-Ата, 1968.-71с.
18. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. Л., 1963.-208с.
19. Амосова Н.Н. Современное состояние и перспективы фразеологии //Вопросы языкознания. М., 1966. -С.65-72
20. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М.: Наука, 1974.-367с.
21. АрнольдИ.В.Стилистика современного английского языка.-М., 1981.-208с.
22. Арнольд И.В. Эквивалентность как лингвистическое понятие //Иностранные языки в школе. -М., 1976. №1.
23. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой картины мира) //Вопросы языкознания. 1987. - № 3. -С17
24. Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. - 167с.
25. Асеков И.Х. Абдулвагап Сулеймановну яратывчулугъунда фольклор мер-дешлери //Дослукъ. 1963 . - № 4.- С.89-97
26. Асеков З.И. Творчество А-В. Сулейманова в контексте развития кумыкской поэзии: Автореф.дис.канд.филол.наук.—Махачкала, 1996. -15с.
27. Атаев Б. Абдул-Вагьап шаирге (стихи) //Къарчыгъа. — 1994.- 11 декабрь.
28. Аханов К. Антонимы в казахском языке. Алма-Ата, 1958. -97с.
29. Ахмедова Р.А. "Бупонню бир поню7/Дослукь. 1979. - № 1.-С68
30. Ахмедова Р.А. Кумыкская поэма: духовно нравственные проблемы. -Махачкала: ДГУ, 1999.-96с.
31. Ахметов З.А. Казахское стихосложение. Алма-Ата, 1964. - 140с.
32. Ахметов З.А. О языке казахской поэзии. Алма-Ата, 1970.-163с.
33. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. -286с.
34. Ахунзянов Г.Х. Идиомы (исследования на материале татарского языка). Автореф.дис.докт.филол.наук. Казань, 1974.-38с.
35. Ахунзянов Г.Х. О стилистических особенностях образных выражений (на материале татарского языка). Автореф. дис. канд. филол. наук. -Казань, 1964.-25с.
36. Байрамов Г.А. Основы фразеологии азербайджанского языка. Автореф. дис.док.филол.наук. Баку, 1970. -42с.
37. Байтанаев Б.А. Традиция повтора в казахской литературе//Советская тюркология. 1988. - № 5. -С.37-38
38. Байтанаев Б.А., Бектуров Ж.Ж. Эстетика устного повтора в казахском фольклоре и литературе //Фольклор и литература Казахстана.- Караганда, 1983.-С.68-69
39. Барлыбаев Р. Расширение и сужение значений слова в казахском языке. Автореф. дис.канд.филол .наук. Алма-Ата, 1963.-18с.
40. Батырмурзаева У.М. Лексико-семантическая структура слова в кумыкском языке. Автореф. дис. канд. филол. наук. 1996. -21с.
41. Батыров А. Пагьмулу таржумачы//Ленин елу- 1959. №109. -10 сентябрь.
42. Белинский В.Г. Собрание сочинений. Т 8. - М.:Из-во Акад. наук СССР, 1953.-728с.
43. Бердимуратов Е. Очерк лексикологии современного каракалпакского литературного языка. Автореф.дис.канд.филол.наук. Ташкент, 1964.-19с.
44. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л.: Наука, 1978. -175с.
45. Будагов Р.А. Система и антисистема в науке о языке //Вопросы языкознания. 1978. - № 4.- С.5
46. Булаховский Л.А. Введение в языкознание. Ч.1.-М.:Госучпедгиз, 1954.- С.45
47. Вейнрейх У.О. О семантической структуре языка //Новое в лингвистике.- М., 1970.-Вып. 5. -€.124
48. Велиев К.Н. Основные принципы азербайджанского народного стихосложения // СТ. 1979. - № 1.- С.30-40
49. Велиев К.Н. Сложное синтаксическое целое и его поэтические конституэнты в эпическом тексте//Советская тюркология. 1990. - №6.
50. Вилюман В.Г. О классификации синонимов //Теория и методы семасиологических исследований. — JL, 1979. -С.9851 .Виноградов В.В. О языке художественных произведений. М.: Гослитиздат, 1959.-654с.
51. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М.: Изд-во Акад. наук СССР,1963.-255с.
52. Вопросы лексики и фразеологии современного русского языка. Ростов-на-Дону, 1968.-240с.
53. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.:Сов. писатель, 1988.-447с.
54. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Из-во Акад. пед. наук СССР, 1952.-336с.
55. Герей 3. Йырлар ва поэмалар//Ленин елу. 1948. - 11 сент.
56. Гинзбург Л. О лирике. Л.: Сов. писат., 1974.-407с.
57. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1976.-208с.
58. Гомборг Е.И. Стилистические функции местоимений в современной английской и американской прозе. Автореф.дис.канд.филол.наук. Рига, 1975. -23с.
59. Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. М.: Наука, 1980.-288с.
60. Гречко В.А.Однокоренные синонимы и варианты слов/Ючерки по синонимике современного русского литературного языка.- М.-Л., 1966. -С.118-134
61. Грунин М. Песни сердца//Дагправда. 1960. - 17 март
62. Гузев В.Г. Семантическая разработка слова в толковых словарях тюркских языков. Нальчик, 1985.-193с.
63. Гусейнов М. Слово о земляке //Дружба: Хасавюртовская районная газета.- 1980. -№23.- 10 февраль
64. Гусейнов М.А. Обретения и потери словесности кумыков периода социалистического строительства./УВозрождение.— Махачкала, 1999.-№5. -С.93-139
65. Даибова К.Х. Фразеология кумыкского языка. Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1971.-23с.
66. Дементьева Г.А. Семантико стилистические особенности фразеологических выражений в современном русском литературном языке. Авто: реф.дис.канд.филол.наук. - Алма-Ата, 1955.-19с.
67. Джанибеков М. Стилистическое употребление лексики и фразеологии в произведениях Джамбула. Автореф.дис.канд.филол.наук. Алма-Ата, 1956.-17с.
68. Дмитриев Н.К. Грамматика кумыкского языка. М.-Л.:Ан. СССР, 1940.-305с.
69. Еремина В.И. Повтор как основа построения лирической песни //Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972.-С54
70. Жирмунский В.М. Ритмико-синтаксический параллелизм как основа древнетюркского народного эпического текста //Вопросы языкознания. 1964. - № 4.
71. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Наука, 1975.-С.9
72. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974.-727с.
73. Исабеков Б.О. Лексическая антонимия в современном узбекском языке. Автореф.дис.канд.филол.наук. Ташкент, 1973.-24с.
74. Исламов К. Давда язылгъан асарлар//Ленин елу.- 1970 28 март.
75. Исламов К. Уллу елда //Дружба. 1979. - № 1.
76. Керимов И.А. А-В. Сулейманов //Дослукъ.- 1959.- № 3.-С.61-67
77. Колесников Н.П. Синонимические словари. Ростов, 1981.-С.20
78. Комиссаров В.Н. Проблема определения антонимов //Вопросы языкознания. -М., 1957. -№ 2.
79. Кононенко В.И. Синтаксические неожиданности //Русская речь.-1975. -№3.-С.97
80. Конрад Н.И. Запад и Восток. -М.: Наука, 1960.-С 290, 336
81. Кравцов Н.ИПоэтика русских народных лирических песен. М.: Из-во Моск.ун-та 1974.-96с.
82. Крачковский И.И. Собрание сочинений. T.VI. - Л.: АН СССР,1960.-739с.
83. Курбатов X. Структурно-линейный анализ языка поэзии//Советская тюркология. 1975.- № 6. —С.57
84. Кушжанов М. Художественность первых стихов Хамзы//Узбекский язык и литература. 1985. - № 6, -С.31-48
85. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука,1979.-358с.
86. Ломидзе Г.И. В спорах и размышлениях//Вопросы литературы. М.: Наука, -1993.-С30-50
87. Лурье А.Н. Поэтический эпос революции. Л.: Наука, 1975.-207с.
88. Магомедов А.Г. Рецензия на сборник А-В. Сулейманова "Алабай" (из личного архива писателя).
89. Мамедов М.Б. Лексика и фразеология прозаических произведений Н. Нариманова. Автореф.дис.канд.филол.наук. Баку, 1964.-18с.
90. Мартынцов А.К. Приблизительная рифма в газелях Юнуса Эмре //Советская тюркология. — 1973. № 6. -С.115-118
91. Махмудов Н. Лингвопоэтика сравнений в поэзии Айбека//Узбекский язык и литература. 1985.-№6.- С.48-50
92. Махмудов Х.Х. Русско-казахские лингвостилистические взаимосвязи. Автореф. дис. докт. филол. наук. Алма-Ата, 1970.-32с.
93. Медведев П.Н.Формальный метод в литературоведении. М., 1928. -35с.
94. Меметов А. Антонимы в крымско-татарском языке//Советская тюркология. 1970.-№ 1.-€.62-68
95. Митаров М.М. И в памяти, и в сердце. Махачкала: Даг. кн. изд.,1985. -232с.
96. Мусаханова Т.Б. Партияны, ватанны пагьмулу йыраву уллу поч бе-ре//Ленин ёлу. 1970 . -№37. - 28 март.
97. Мухамеджанов Ш. Переносное значение слова в современном казахском языке. Автореф.дис.канд.филол.наук. Фрунзе, 1968.-С. 10
98. Ногайско-русский словарь. М., 1963.-562с.
99. Пинхасов Я. Фразеологические выражения в языке произведений Ха-мида Алимджана. Автореф.дис.канд.филол.наук. Ташкент, 1953.-19с.
100. Писатели советского Дагестана (1934-1984). Махачкала: Даг.кн. из-во, 1984.-256с.
101. Полевская М.Ф. Синонимы в русском языке. М., 1964.-С34
102. Попов Р.Н. Фразеологические единицы современного литературного языка с архаичными элементами в своей структуре. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1970. -34с.
103. Поспелов Г.Н. Литературный процесс.//Лит.процесс.- М.: МГУ, 1981.-С.27-101
104. Реформатский А.А. Введение в языкознание.- М.: Учпедгиз, 1960.-С.71
105. Родионов В.Г. Чувашское и тюркское стихосложение. Чебоксары,1986.-С.46
106. Рузикулиева М. Идиоматика Узбекского языка. Автореф. дис. канд. филол. наук. Самарканд, 1966. -29с.
107. Сайфуллин И.Т. Устойчивые словосочетания в современном уйгурском языке. Автореф. дис. канд. филол. наук. JL, 1953.-19с.
108. Синонимия и функциональная взаимосвязанность на различных уровнях языковой системы. Нальчик, 1976.-С.45
109. Стеблева И.В. Некоторые особенности тюркского стиха//Советская тюркология. 1970. - № 6.-С.99
110. Стеблева И.В. Поэтика "Кутадгу Билиг" //Советская тюркология. 1970. - № 4. -С.94-100
111. Сулейманов А-В. Автобиография. (Из личного архива писателя). —5с.
112. Сулейманов А-В. Ростки новой кумыкской литературы. — Махачкала: Даггиз., 1932.-180с.
113. Сулейманов А-В. Уллу Ватан давну эсделиклери//Дослукъ -1985. -№ 4.-C.3-30
114. Султанов К. Зараллы адатлагъа къаршы //Ленин елу. 1982.- №109. -11сент.
115. Султанов К. Дав девюрню поэзиясы//Дослукъ. 1985. - № 4.-С. 100-108
116. Султанов К. Къумукъланы адабияты. Махачкала: Даг.кн.из-во, 1964. -231с.
117. Султанов К. Правдивое слово поэта//Дагправда. 1959 - 30 октябрь
118. Султанов К. Преемственность и обновление. М.:3нание, 1985.-С.5
119. Султанов К. Уьстюнлюкню йырлары//Ленин елу. 1982. - № 59 -15мая
120. Тагиев М.Т. Глагольная фразеология современного русского языка (опыт исследования фразеологических единиц по окружению).-Баку, -1966.-251с.
121. Татаринцев Б.И. Смысловые связи и отношения слов в тувинском языке. М.: Наука, 1987.-198с.
122. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира //Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. 1983. -С.173-204
123. Телия В.Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке. М.: Наука, 1981.-269с.
124. Тимофеев JI. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.-509с.
125. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. JI., 1959.-С. 103-106
126. Тугушева Л.Ю. О лексико-семантических субстантивно-атрибутивных словосочетаниях в тюркских языках/ZTurkologika. К семидесятилетию академика А.Н. Кононова. Л., 1976.-С.78-87
127. Тулина Т.А. Функциональная типология словосочетаний. — Киев-Одесса: Вица школа, 1976.-176с.
128. Уфимцева А.А.Слово в лексико семантической системе языка. -М., 1968.-С.34
129. Хабибов И. По широкой дороге жизни//Дагправда. 1970.- 7 янв.
130. Хамраев М.К.Основы тюркского стихосложения. Алма-Ата: Изд-во Акад. наук Каз. СССР 1963. -215с.
131. Ханбикова Ш.С. Татар теленде синонимдер. Казань, 1961.-С.39
132. Хэзерге татар эдэби теле. Казань, 1965.-С. 34-35
133. Шапиро А.Б. Некоторые вопросы синонимов//Доклады и сообщения института языкознания АН СССР. Вып. 8. 1955.-С.76-77
134. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М., 1964.-75с.
135. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М.: Просвещение, 1977.-335с.
136. Щербак A.M. Огуз-наме. Мухаббат-наме. Л.: Наука, 1959.-120с.
137. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма: становление и развитие жанра. М.: Наука, 1989.-408 с.
138. Яхяев К. Шаирни насигьаты//Ленин ёлу -1970. -№ 18.-12 фев.1. Художественные тексты.
139. Сулейманов А-В. Инкъылап толкъунлары. Махачкала: Даг. кн. из-во,1930.-56с.
140. Сулейманов А-В. О задачах, стоящих перед селькорами. .//Ёлдаш. —1931.-30 янв.
141. Сулейманов А-В. Ростки новой кумыкской литературы. — Махачкала: Даг.кн. изд., 1932. -180с.
142. Сулейманов А-В. Оьтген понлер. Махачкала: Даг. кн. изд., 1934.-52с.
143. Сулейманов А-В. Челюскинчилер (Яшлар учун). Поэма. Махачкала: Даг. кн. изд., 1935.-55с.
144. Сулейманов А-В. Сайламлы йырлар. Шиърулар ва поэмалар. -Махачкала: Даг. кн. изд., 1937.-368с.
145. Сулейманов А-В. О кумыкской писательской секции//Ленин елу.- 1939 -№ 3. 3 январь.
146. Сулейманов А-В. Дав гечелер. Махачкала: Даг. кн. изд., 1944. -45с.
147. Сулейманов А-В. Йырлар ва поэмалар. Махачкала: Даг. кн. изд., 1948. -435с.
148. Ю.Сулейманов А-В. Солнце над горами. Махачкала: Даг. кн. изд., 1948. -94с.11 .Сулейманов А-В. Ойларым. Махачкала: Даг. кн. изд., 1955. -92с.
149. Сулейманов А-В. Йыллар. Шиърулар. Махачкала: Даг. кн. изд., 1957. -156с.
150. Сулейманов А-В. Песни сердца (стихи). Махачкала: Даг. кн. изд., 1959.-148с.
151. Сулейманов А-В. Сайламлы асарлары. Биринчи китаб.- Махачкала: Даг. кн. изд., 1960.-348с.
152. Сулейманов А-В. Унутулгъан тептер. Махачкала: Даг. кн. изд., 1969.-204с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.