Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Изиева, Зарема Казбековна

  • Изиева, Зарема Казбековна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 159
Изиева, Зарема Казбековна. Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2006. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Изиева, Зарема Казбековна

Введение.

Глава I. Основные мотивы поэзии А.-П. Салаватова.

1.1. Жизненный и творческий путь.

1.2. Своеобразие лирики А.-П. Салаватова начального периода деятельности («Первая часть»).

1.3. Поэзия зрелого периода: социально-нравственные, просветительские парадигмы.

1.4. Извечные ценности и новации в лирике А.-П. Салаватова.

Глава И. Детская поэзия Алим-Паши Салаватова.

2.1. Стихи просветительского содержания.

2.2. Тема труда и родины.

2.3. Пейзажные стихи.

Глава III. Особенности поэтики Алим-Паши Салаватова

3.1. Субъективно-личностное начало поэзии А.-П. Салаватова.

3.2. Изобразительно-выразительные средства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова»

Литературы народов Дагестана в первые десятилетия советского периода, в 1920 - 1930-е годы, характеризуются симптоматичными общност-ными явлениями, обусловливавшимися социальными преобразованиями, развитием художественного процесса эпохи социалистического строительства. В этот период наблюдается жанровое обогащение, расширение проблемно-тематического диапазона национальных литератур.

Приток в литературы довольно-таки значительного числа молодых авторов, объединение их в единую творческую организацию, проведение первого Вседагестанского съезда писателей, а затем и участие дагестанских авторов в первом Всесоюзном съезде писателей - все это, несомненно, служит показателем роста национальных культур.

В литературе кумыков, как и во всей дагестанской литературе, позиции поэзии, относительно прозы, в эти годы были традиционно сильны. В ряду поэтов, обретших известность и популярность в читательской среде, можно назвать А. Магомедова, Казиява Али, Т. Бейбулатова, Н. Ханмурзаева, А. Баширова, Б. Астемирова, А.-П. Салаватова, А.-В. Сулейманова, А. Аджаматова, А. Аджиева и др.

Первой художественной книгой на кумыкском языке, изданной в советский период, является книга стихов Алим-Паши Салаватова «Биринчи ге-сек», что дословно переводится как «Первая часть», увидевшая свет в 1925 году. Пронзительные по звучанию, трогательные стихи о судьбе ребенка-сироты, глубоко и тонко отражающие внутренний мир, душевные переживания лирического героя, способствовали неимоверной популярности дебютной книги начинающего автора. Затем, в 1930 году, была издана «Вторая часть» («Экинчи гесек»), которая свидетельствовала о А.-П. Салаватова как о зрелом, состоявшемся мастере поэтического слова.

В последующем А.-П. Салаватов в своей творческой деятельности значительное внимание стал уделять драматургии. Им были написаны драмы

Красные партизаны» («Къызыл партизанлар»), «Айгази» («Айгъази»), «Чернокосая» («Къарачач»), первые две из которых удостаивались первых премий на вседагестанских конкурсах пьес в 1932 и 1940 годах соответственно. За весомый вклад, внесенный им в развитие драматургии, сценического искусства, имя А.-П. Салаватова было присвоено Кумыкскому музыкально-драматическому театру. Его пьесы не сходят с репертуара национального театра, пользуются неизменным успехом у зрителей, а драма «Айгази», можно сказать, стала его визитной карточкой.

Алим-Паша Салаватов сегодня известен прежде всего как драматург. В то же время следует отметить, что исследуемый автор начинал свою творческую деятельность как поэт, обрел изначально известность в этом качестве. Его поэтическое наследие составляет одну из ярких страниц дагестанской литературы 1920 - 1930-х годов, к тому же оно довольно значительно по объему. Помимо произведений, вошедших в названные выше поэтические книги, его стихи в последующем публиковались в кумыкской прессе, в частности, газете «Ленин ёлу», напечатаны в школьных учебниках, хрестоматиях, изданных под его авторством в 30-е годы.

В подтверждение значительной роли А.-П. Салаватова в истории национальной литературы можно привести суждение авторитетного дагестанского исследователя Камиля Султанова, кстати, являвшегося его современником. Так, в своей книге «критико-биографических очерков» «Поэты Дагестана», в которой помещен очерк о А.-П. Салаватове (что тоже примечательно), К. Султанов однозначно заявляет о том, что «в 20 - 30-х годах Салаватов был лучшим кумыкским поэтом»1.

Актуальность исследования обуславливается тем, что поэтическое наследие А.-П. Салаватова не введено в должной мере в литературоведческий оборот, не определен его вклад в национальную словесность, не аргументировано на научном уровне его значение в истории кумыкской и всей

1 Султанов К.Д. Поэты Дагестана. - Махачкала, 1959. - С. 120. дагестанской литературы. Его имя фигурирует в обобщающих трудах, поэтические произведения характеризуются в исследованиях, посвященных его творческой деятельности в целом. Однако до сих пор поэзия А.-П. Салаватова не становилась объектом специального монографического изучения. Более того, не посвящено его поэтической деятельности даже отдельных статей.

Актуальность данной работы определяется и тем, что поэтические книги А.-П. Салаватова давно уже стали библиографической редкостью. Его произведения, даже в усеченном виде, не переиздавались уже более полувека. Современному кумыкскому читателю она малодоступна. При этом она почти не известна русскоязычному читателю, так как его произведения остаются не переведенными, за исключением нескольких стихов, опубликованных на страницах республиканской прессы.

Поэзия Алим-Паши Салаватова представляется знаменательным явлением в истории кумыкской литературы 1920 - 1930-х годов. Исследование его поэтического наследия с учетом современных достижений российского и дагестанского литературоведения дает возможность определить его роль в развитии художественного процесса народов Дагестана, вклад в национальную словесную культуру. Новое прочтение, современное осмысление поэзии исследуемого автора способствует выявлению характерных тенденций его творчества в контексте литературного развития периода социалистического строительства, неутраченную художественно-эстетическую ценность его произведений.

Рассмотрение наследия А.-П. Салаватова в контексте проблемы традиций и новаторства позволяет охарактеризовать типологически общностные свойства исследуемых произведений с литературой Дагестана первых десятилетий советской власти, а также их оригинальность, самобытность.

Изучение проблем поэтики, творческой индивидуальности А.-П. Салаватова позволяет четко высветить характерные художественные особенности, своеобразие его творчества. Национальные истоки незаурядного дарования кумыкского поэта находят проявление в поэтической стилистике, языке его произведений. В этих компонентах отражаются мировиде-ние, склад мышления, философия творчества исследуемого автора, базирующиеся в свою очередь на традиционных национальных ценностях.

Исследование поэзии одного из ярких авторов кумыкской поэзии способствует выявлению характерных тенденций, направлений, проблем национальных литератур 1920 - 1930-х годов, что также обуславливает значимость данной работы.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является всестороннее и объективное исследование поэтического наследия Алим-Паши Са-лаватова, выявление характерных особенностей его творчества, определение вклада в национальную словесность, роли и значения в истории дагестанской литературы 1920 - 1930-х годов. В работе решаются следующие задачи:

- определяются основные мотивы, жанровое, проблемно-тематическое содержание поэзии А.-П. Салаватова;

- выявляются вехи творческой эволюции поэта;

- освещаются характерные средства поэтической стилистики, художественной образности исследуемых произведений;

- вычленяются традиционное и оригинальное, типологическая общность и своеобразие стихов поэта;

- конкретизируется роль поэзии А.-П. Салаватова в развитии национального словесного искусства 20 - 30-х гг.

Объект и источники исследования. Объектом исследования является поэтическое наследие Алим-Паши Салаватова. Источниками исследования являются произведения, опубликованные в книгах «Первая часть» («Биринчи гесек», 1925), «Вторая часть» («Экинчи гесек». Махачкала, 1930), «Избранные произведения» («Сайламлы произведениялары». Махачкала, 1951). Кроме того, нами использованы стихи А.-П. Салаватова, опубликованные в прессе, в составленных им школьных хрестоматиях, изданных при его жизни. Следует отметить, что книга «Первая часть», ставшая раритетом уже при жизни автора, к сожалению, не сохранилась, во всяком случае нами не обнаружена. Произведения из этой книги нами исследуются на основе их последующих изданий, в сборниках его стихов, а также публикаций их в школьных хрестоматиях, кумыкской прессе.

Степень изученности темы. Прежде всего следует отметить, что в целостном виде творческое наследие, и тем более отдельно поэзия Алим-Паши Салаватова до сих пор не становилось объектом специального монографического изучения. В статьях, литературно-критических очерках, посвященных творчеству исследуемого автора, в предисловиях к его книгам освещаются, в основном, драматургические произведения, при этом дается лишь краткая характеристика, целостная оценка его поэзии.

В трудах дагестанских литературоведов обобщающего характера, в частности, в «Очерках дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1957), в «Истории дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1967. В 2-х т.) значительное внимание уделено сценическим произведениям А.-П. Салаватова, а его поэзия опять-таки рассмотрена лишь отчасти, - его имя упоминается при определении основных тенденций литератур народов Дагестана 1920 - 1930-х годов, в ряду имен других авторов. С полным основанием можно говорить о том, что изучение поэзии А.-П. Салаватова остается на периферии дагестанского литературоведения, что ситуация в этом плане может быть определена удручающей.

В то же время надо признать, что отдельными дагестанскими исследователями, занимавшимися изучением наследия кумыкского поэта, дана высокая оценка его стихам, обозначены их некоторые характерные свойства. Придерживаясь хронологического принципа, представляется целесообразным осветить вклад национальных авторов, поэтов, критиков, литературоведов в освещение поэтического творчества А.-П. Салаватова.

В 1951 году изданы «Избранные произведения» («Сайламлы произве-дениялары») Алим-Паши Салаватова. В предисловии «Алим-Паша Салава-тов», написанном составителем и редактором книги Абдул-Вагабом Сулей-мановым, подвергается анализу ряд стихов поэта, выявляются вехи его творчества. Так, А.-В. Сулейманов отмечает, что после пронзительных, трогательных стихов о своей сиротской доле, написанных в дореволюционный период, А.-П. Салаватов в 20-ые годы стал воспевать происходившие в обществе социалистические преобразования. В заключении, подытоживая рассмотрение его поэтического пути, автор предисловия подчеркивает, что стихотворение «Привет» («Сапам болсун»), написанное от лица известного дагестанского революционера Зайналабида Батырмурзаева, является «одной из самых ярких страниц его творчества» («яратывчулугьуну инг тизив бетлеринден бириси бола»)1.

Значительное внимание поэтическому наследию А.-П. Салаватова уделено в работах известного и авторитетного исследователя национальных литератур Дагестана и Северного Кавказа Камиля Данияловича Султанова, который был современником, хорошо знал, был в дружеских отношениях с исследуемым автором. В своей книге очерков «Поэты Дагестана» (Махачкала, 1959) К.Д. Султанов через освещение творчества наиболее значимых поэтов, писателей попытался высветить магистральные линии развития словесной культуры народов нашего края. Согласно избранной им концепции в научный оборот включается творчество семи видных авторов, в числе которых, наряду с Ирчи Казаком, Махмудом, Сулейманом Стальским, Гамзатом Цада-са, Эффенди Капиевым, Расулом Гамзатовым, фигурирует и Алим-Паша Салаватов. Сам этот факт: включение его имени в ряд лучших дагестанских поэтов авторитетным исследователем, мнение которого считалось веским и бе

1 Сулейманов А.-В. Алим-Паша Салаватов // Салаватов А.-П. Избранные произведения. -Махачкала, 1951. - С. 10. - На кум. яз. зоговорочным, дорогого стоит, служит сам по себе фактом признания его заслуг, высокой оценки.

В очерке «Алим-Паша Салаватов» автор «Поэтов Дагестана» указывает на то, что его стихи «еще в 20-х годах принесли Салаватову славу лучшего кумыкского поэта»1. Ценно в этом очерке и то, что К. Султанов как очевидец свидетельствует о феерическом успехе среди читателей первой поэтической книги А.-П. Салаватова «Первая часть» («Биринчи гесек»), переводимой исследователями и как «Начало». Изданная в 1925 г. эта книга стала сразу же раритетом, передавалась из рук в руки. Особенно трогательными представлялись стихи о сироте, который посещает могилу матери. «На первый взгляд все кажется просто: одинокий обездоленный сирота идет к могиле своей матери . Сила Салаватова - в том, как он передал это сокровенное. Пересказать это невозможно»,2 - пишет автор, пытаясь определить причины эмоционального накала стихов поэта.

К.Д. Султанов выявляет такие особенности его поэзии, как глубокое отражение внутреннего мира, чувств, переживаний лирического героя. Кроме этого, обращается внимание на то, что, в отличие от подавляющего большинства современных ему авторов, А.-П. Салаватов не увлекался идеологическими штампами социалистической эпохи. «В стихах Салаватова о новой жизни также нет ни рифмованных лозунгов, ни кричащих слов с восклицательными знаками»,3 - констатирует К. Султанов. Этот аспект творчества поэта сегодня вызывает повышенный интерес, говорит о его неординарности, что в ходе нашего исследования прослеживается и анализируется на должном уровне, с современных литературоведческих позиций.

Профессиональная деятельность поэта была связана с просвещением. Этим обстоятельством обуславливается известным дагестанским критиком наличие в творческом багаже поэта значительного числа стихов, адресован

1 Султанов К. Поэты Дагестана. - Махачкала, 1959. - С. 115.

2Там же.-С. 112.

3 Там же.-С. 113. ных детям. К.Д. Султанов замечает следующее: «Как учитель и человек с чутким сердцем, Алим-Паша Салаватов любил детей и хорошо знал детскую психологию. Его стихи о школе и детях и сегодня остаются лучшими произведениями детской литературы кумыков»1.

В «Поэтах Дагестана», таким образом, дана достаточно полная и всесторонняя характеристика поэзии исследуемого автора, определены ее примечательные особенности, жанрово-тематическое, идейное содержание. В последующих трудах, в том числе самого К. Султанова, исследование стихов А.-П. Салаватова дополняется и развивается. В «Литературе кумыков» («Къумукъланы адабияты») некоторые суждения уточняются и конкретизируются, наследие поэта рассматривается в контексте литературного процесса 1920- 1930-х годов.

Привлекательным видится то, что прекрасный знаток родной литературы, участник художественного процесса первых десятилетий советской власти, К. Султанов дает весьма лестную оценку поэзии А.-П. Салаватова. Упоминая вместе с ним Темирбулата Бейбулатова, он утверждает: «Этих двух поэтов большой талант и жизненный опыт дали возможность написать глубокомысленные, насыщенные чувствами прекрасные стихи» («Шо эки де шаирни уллу лагьмусу ва яшав сынаву олагъа терен гьакъыллы, къайнар гьисли тизив шиърулар язмагъа имканлыкъ берди»)2.

Дагестанский критик, высоко отзываясь о детской лирике поэта, выявляет весомую роль в ней пейзажных и назидательных стихов, подчеркивает их такую черту, как увлекательность. Анализируя художественные качества стихов, исследователь выявляет наиболее употребляемые автором стилистические средства. В частности, отмечается следующее: «Неожиданные сравнения, образы делают стих похожим на рисунок талантливого художника»

1 Султанов К. Поэты Дагестана. - Махачкала, 1959. - С. 113-114.

2 Султанов К. Литература кумыков (Къумукъланы адабияты). - Махачкала, 1964. Подстрочный перевод мой - З.И.

-С. 114.

Эсде ёкъ тенглешдиривлер, келпетлер шиъруну уллу пагьмулу художник этген суратгъа ошата»)1.

Символична содержащаяся в книге К. Султанова информация о том, что А.-П. Салаватов в 30-ые годы подвергался резкой критике за написание стихов любовной тематики. Это служит очередным подтверждением тому, что лирика поэта не отличалась социальной ангажированностью, была раскована от политических идеологем своего времени.

Вслед за К. Султановым, авторы «Истории дагестанской советской литературы» поэзию А.-П. Салаватова рассматривают в русле основных тенденций литературы 1920 - 1930-х годов, органично вписывая в контекст не только кумыкской (как это проделано в «Литературе кумыков»), а всей дагестанской словесной культуры. При этом следует отметить, что в этом коллективном труде дагестанских литературоведов имя А.-П. Салаватова упоминается при общностной характеристике национальных литератур, называется при перечислении имен ряда авторов, при определении значимых проблемно-тематических, идейных ориентаций поэтического искусства. Непосредственно проблема своеобразия его лирики никак не ставится и, естественно, не отражается. И этому есть определенные причины. Поэзия А.-П. Салаватова, к сожалению, была (ко времени издания «Истории дагестанской советской литературы») и остается непереведенной на русский язык, за исключением нескольких стихов. А авторы разделов «Истории.», посвященных поэзии 1920-х и 1930-х годов, - а это соответственно Э.Ю. Кассиев и Л.М. Соколова, - насколько нам известно, кумыкским языком не владели. Тем не менее роль поэта в развитии литературного движения в существенных чертах все же отражена.

В ряду примечательных суждений, например, можно привести следующее: «В поэзии С. Стальского, М. Чаринова, А. Иминагаева, А. Салаватова, Н. Ханмурзаева, Т. Бейбулатова тема просвещения тесно свя

1 Султанов К. Литература кумыков (Къумукъланы адабияты). - Махачкала, 1964. - С. 134. Подстрочный перевод мой - З.И. зана с революционным преобразованием действительности»1. Такого рода цитат, с упоминанием А.-П. Салаватова при оценке общего состояния дагестанской поэзии встречается немало. Что касается приведенного примера, то нельзя оставить без внимания то, что исследуемый поэт в ряду кумыкских авторов фигурирует первым. Отсюда следует, - и это действительно так, -что в советский период он первым стал поднимать проблему просвещения.

Во втором томе «Истории дагестанской советской литературы» имеется очерк «Алим-Паша Салаватов» (автор очерка - М.И. Зульфукарова), в котором, пусть и в относительной мере, освещены его поэтические произведения. При характеристике деятельности поэта советского периода, в частности, отмечается: «Уходят безвозвратно (в этот период - З.И.) мотивы одиночества, потерянности. Всю его поэзию, а затем и драматургию пронизывает могучая героическая струя, пафос утверждения революции, ее завоеваний»2. В этом очерке определяются стилевые особенности исследуемой поэзии, к примеру, отмечается, что «в отличие от поэзии Батырмурзаева и Астемирова, представителей романтического направления, поэзия Салаватова развивается как реалистическая с романтической окраской. Его образы конкретны, реальны»3.

В вышеуказанном коллективном труде дагестанских исследователей творчество поэта исследуется в относительной мере, при этом значительное внимание уделяется его драматургии. Впрочем, повторимся, это свойственно почти всем исследованиям, посвященным наследию А.-П. Салаватова.

Определенная лепта в освещении его стихов внесена известным критиком, доктором филологических наук Камалом Ибрагимовичем Абуковым. В своих развернутых, объемных статьях, приуроченных к юбилейным торжествам со дня рождения А.-П. Салаватова, он попытался прочесть по новому,

1 История дагестанской советской литературы. В 2-х т. - Махачкала, 1967. Т. 1. — С. 66.

2 История дагестанской советской литературы. Т. 2. - С. 136. •

3 Там же.-С. 197. осмыслить современно жизнь и деятельность кумыкского мастера слова, по большому счету, понять и объяснить его судьбу. Так, в статье «Шагая в новые десятилетия», написанной в связи с семидесятилетием поэта, <ф К.И. Абуков своеобычно разъясняет истоки его творчества: «Диапазон его представлений и знаний об окружающей действительности изо дня в день i расширялся. Мечты о возвышенном приобретали реальные, зримые очертания, и зыбкое чувство неловкости перед миром постепенно превратилось в заманчивое желание стать поэтом»1.

Неимоверный читательский успех первой книги «Первая часть» также интерпретируется критиком своеобразно. «Теперь по истечении времени нетрудно догадаться о причине столь широкой популярности этого сборника. • Книга была сплошь пронизана настроением тоски и одиночества, содержала исповедь скорбящей души, была сугубо «личной»,2 - пишет автор статьи. Такой подход представляется знаменательным. Ведь предыдущие исследователи прежде всего акцентировали внимание на социальной обусловленности стихов А.-П. Салаватова, видели в нем автора, закрепившего в своих произведениях достижения метода социалистического реализма. Будучи незаурядным мастером критической мысли, обладающим неординарным дарованием, мыслящим оригинально, К.И. Абуков сумел разглядеть суть стихов начального периода творчества А.-П. Салаватова, дать им верную оценку.

Умение оперировать нестандартными критериями проявляется и в ® оценке детской лирики. По мнению критика, кумыкского поэта «знают и как автора пленительных стихов для детей - сочных, жизнерадостных, теплых»3. Являясь критиком, стремящимся докопаться до сути, до самых корней, К.И. Абуков и в данном случае выражается в присущей ему только манере -говорить о поэзии ярко, образно, избегая избитых и тривиальных клише.

1 Абуков К. Шагая в новые десятилетия // Дагестанская правда. 1971.25 декабря.

2 Там же.

3 Там же.

В другой своей статье «Молнии бьют по вершинам», посвященной 90-летию А.-П. Салаватова, К. Абуков судьбу поэта, драматурга трактует совершенно иначе, высвечивает ее драматизм, обусловленный неоднозначными общественными процессами первых десятилетий советского периода. К примеру, им актуально освещаются факты его творческой биографии, прежде упоминавшиеся вскользь. «Общий творческий подъем был по душе А.-П. Салаватову, но время диктовало такие темпы и требовало проявления своей сыновней преданности стране и большевистским идеям в таких подобострастных формах, что ему кое-что казалось противоестественным»1, - отмечается в этой статье. Далее К.И. Абуков приводит примеры, свидетельствующие о самобытности дарования поэта, за что он подвергался неоправданной критике. «Лирические, пейзажные стихи, стихи-раздумья А.-П. Салаватова были кое-кем истолкованы как общественная слепота, безразличие к ошеломляющим всех социальным преобразованиям»2, - конкретизирует свою мысль исследователь.

Статьи К.И. Абукова, написанные с большой любовью, сочувствием к судьбе А.-П. Салаватова, оборвавшейся трагически, в самом расцвете творческих сил, характеризуются новизной, неординарностью подходов к его творчеству. Они дают новое представление, как в целом о жизни и деятельности исследуемого автора, так и, в частности, о его поэзии. Ценность их заключается и в том, что они стимулируют к поискам, учат избегать шаблонов, клише, стереотипов.

Подводя краткие итоги, представляется целесообразным отметить, что нами освещается наиболее существенное, значительное, касающееся творчества А.-П. Салаватова, его поэзии. О нем писали и другие авторы, например, С.-М. Акбиев, И. Асельдерова-Акаева3; в работах которых стихотворное наследие поэта затронуто лишь отчасти. Кроме того, в 2001 году в Институте

1 Абуков К. Молнии бьют по вершинам // Дагестанская правда. 1992. 9 октября.

2 Там же.

3 Акбиев С.-М.Х. Неувядаемый талант // Советский Дагестан. 1981. № 6; Асельдерова-Акаева И. Его имя - в памяти народной // Советский Дагестан. 1971. № 6. языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра состоялась научная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения

A.-П. Салаватова. К сожалению, ее материалы остались неопубликованными. Что касается рассмотренных нами, процитированных трудов, статей, то они стали подспорьем в данной работе. Суждения, заключения К.Д. Султанова, К.И. Абукова, С.-М. Акбиева и других нами уточняются, дополняются, обретают дальнейшее развитие.

Методы исследования. Основными в работе являются описательный, сравнительный, культурно-исторический и аналитический методы исследования.

Теоретической и методологической основой являются труды классиков русской критической мысли В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, советских и российских литературоведов Г.Н. Поспелова, М.Б. Храпченко, Л.И. Тимофеева, Д.С. Лихачева, В.В. Виноградова,

B.М. Жирмунского и мн. др.

Основу нашего исследования составляют и научные работы северокавказских, в том числе дагестанских, ученых Г.Г. Гамзатова, К.Д. Султанова, З.Н. Акавова, А.-К.Ю. Абдулатипова, К.И. Абукова, С.М. Хайбуллаева, Р.Ф. Юсуфова, А.Г. Гусейнаева, М.-З. Аминова, М.А. Алиевой, Ч.С. Юсуповой, 3.3. Гаджиевой и др.

Научная новизна. В данной диссертации впервые предметом специального исследования становится поэтическое наследие Алим-Паши Салаватова, являющегося автором первой поэтической книги на кумыкском языке, изданной в советский период. В данной работе его поэтическое наследие систематизировано и классифицировано в жанровом, проблемно-тематическом аспектах, определены характерные художественные особенности, средства поэтической стилистики, выявлено индивидуальное своеобразие творчества А.-П. Салаватова.

Изучение творчества исследуемого автора в контексте литературы кумыков 1920 - 1930-х годов, проведение параллелей, сопоставительный анализ стихов А.-П. Салаватова с произведениями известных национальных поэтов Т. Бейбулатова, Н. Ханмурзаева, А. Аджаматова и др. способствует высвечиванию самобытности и уникальности его дарования. В то же время исследование стихов А.-П. Салаватова русле основных направлений художественного процесса первых десятилетий советского периода дает возможность проследить пути развития творчества собственно изучаемого автора и эволюцию идейно-эстетических, социально-нравственных исканий национальной литературы в обозначенные выше годы.

Современное прочтение поэзии А.-П. Салаватова позволяет осветить роль этнохудожественных традиций в его творчестве, выявить произведения, не утрачивающие свою значимость и поныне. Нравственно-эстетические ценности, выраженные в его стихах, служат свидетельством весомого вклада, внесенного исследуемым автором в сокровищницу кумыкской, дагестанской и всей российской литературы.

Научная и практическая ценность работы. Научная ценность работы заключается в том, что поэзия Алим-Паши Салаватова впервые в целостном виде становится объектом специального монографического исследования. В русле современных достижений российского литературоведения рассматривается наследие автора, творческая деятельность которого приходится на годы социалистического строительства, когда идеологическая составляющая словесного искусства была довольно весома. Умелое использование опыта и традиций дореволюционной кумыкской классической поэзии, глубокое постижение внутреннего мира лирического героя, художественное своеобразие, своеобычная поэтика - это некоторые слагаемые творчества А.-П. Салаватова, которые принесли ему популярность и славу в читательской среде еще при жизни, пробуждают исследовательское внимание и по сей день. Обстоятельное изучение поэзии А.-П. Салаватова, осуществленное в данной работе, дополняет сложившееся в дагестанском литературоведении представление о путях развития национальных литератур, диктует необходимость корректировки некоторых подходов, согласно которым движение литературы в 1920 - 1930-ые годы тесно обуславливалось общественными процессами, дает возможность проследить художественную эволюцию поэтической культуры этих лет.

Практическая ценность работы заключается в том, что исследование поэзии Алим-Паши Салаватова, проведенное с учетом современных разработок науки о литературе, способствует воссозданию правдивой и объективной истории кумыкской и всей дагестанской литературы первых десятилетий советской власти. Положения и заключения данной работы могут быть использованы в обобщающих трудах по проблемам дагестанской литературы, в том числе детской; они дают толчок современному осмыслению актуальных вопросов движения художественной мысли нашего края в период беспрецедентных в истории страны социальных, политических преобразований.

Данная работа может быть использована в преподавательской работе, может составить основу спецкурсов гуманитарных факультетов вузов, средних специальных учебных заведений Республики Дагестан.

Апробация работы. Данная работа обсуждена и рекомендована к защите в качестве диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук на кафедре литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения, наблюдения и заключения работы отражены в материалах республиканских научных конференций, статьях, опубликованных в научной периодике.

Структура и объем диссертации продиктованы целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического указателя.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Изиева, Зарема Казбековна

Заключение

Литература народов Дагестана периода социалистического строительства при современном, с учетом новейших разработок российского литературоведения, осмыслении обнаруживает свое многообразие, полифоничность.

Творческое наследие кумыкских авторов, а именно: А.-П. Салаватова, А. Магомедова, удостоенного одним из первых высокого звания народного поэта Дагестана, Т. Бейболатова, А. Баширова, Казиява Али, А. Аджаматова, А.-В. Сулейманова, Н. Ханмурзаева, А. Аджиева, Ю. Алимханова и др., характеризуется социальной направленностью, социалистическим пафосом, что было присуще всей советской литературе. Этот аспект литературного наследия в прежний, советский период обычно выдвигался на передний план. Однако поэтика, художественные особенности словесной культуры, монографическое изучение творчества каждого из авторов, что также способствуют выявлению целостной картины художественного процесса, оставались большей частью вне поля зрения исследователей.

Наряду с общностными чертами, в поэзии кумыкских, как, впрочем, и всех дагестанских, авторов проявляется их индивидуальность, самобытность. Исследование лирики Алим-Паши Салаватова показывает, что он обладал незаурядным художественным дарованием, своеобразием, внес весомый вклад в развитие национального поэтического искусства. Знаменательно, что известный литературный критик, авторитетный исследователь дагестанской литературы К.Д. Султанов назвал его «лучшим кумыкским поэтом» 20-30-х годов1.

Необычайная популярность, обретенная автором по выходу в свет первой книги стихов «Первая часть» (1925), явившейся первой кумыкской художественной книгой, изданной в советский период, определяется глубокой исповедальностью, проникновенным лиризмом его ранней лирики. Стихотворения «На могиле матери», «Сирота», «Со слов нищего ребенка» тонко и пронзительно воспроизводят душевный мир, страдания юноши-сироты, оставшегося наедине со своим горем. Они служат наглядным подтверждением того, что в ранний период субъективное, личностное начало являлось доминирующим в его творчестве.

Следует отметить, что данные произведения, к слову сказать, впервые вводимые в научный оборот в нашей работе (в предыдущих исследованиях им давалась оценка, констатировалась их высокая художественная ценность, однако непосредственно предметом анализа они не становились), дают возможность говорить, что литература 20-х годов не была однонаправленной, однолинейной. Этой литературе, наряду с актуальным социальным содержанием, был присущ и лиризм, трогавший читателя за живое, пробуждавший в нем чувство сопереживания, сострадания.

Глобальные преобразования, происходившие в обществе, героика построения новой жизни нашли отражение в стихах «Приветствую», написанном от имени революционера 3. Батырмурзаева. «Сынам Дагестана», «Свободной женщине» и др. Наблюдающееся в них мастерское использование фольклорной образности, средств художественной выразительности - метафор, эпитетов, параллелизмов свидетельствует о яркой их экспрессивности, усиливает их эмоциональное воздействие на читателя.

У А.-П. Салаватова не встречается лозунговой дидактики, излишней риторики, идеологической ретуши. В этой связи его стихи при нынешнем прочтении видятся привлекательными, при сопоставлении с произведениями социально ангажированными, имевшими широкое бытование в предшествующий период.

В зрелый период деятельности поэтом написаны произведения любовного характера («Поручение северному ветру»), пейзажные стихи («Радости лета», «Звезд не видать, утро настало», «Орех» и др.). Сама тематика их была непривычной, не отвечала требованиям, предъявлявшимся официальной пропагандой искусству слова. А.-П. Салаватов в этой связи подвергался резкой, обличительной критике. Сам этот факт говорит о неординарности, своеобычности его творчества.

Оригинальными видятся и стихи «Нищий старик», «Поможем немощным», «Услышь», «Клеветникам», в которых выражены извечные национальные нравственные ценности. Опубликованные книги «Вторая часть» (1930) они служат свидетельством продолжения, преемственности художественных традиций, - традиций дореволюционной литературы. Мотивы сострадания, помощи ближнему, вопросы этики, оказания поддержки больным и престарелым, выраженные в указанных стихах, показывают, что вопросы духовности в литературе были востребованы и в этот переломный период жизни общества.

Значительный пласт поэзии А.-П. Салаватова составляет детская лирика. Являвшийся по профессии педагогом, автором учебных пособий для школ, поэт демонстрирует в стихах «Со слов учащегося», «Резиновый мяч», «На работе» прекрасное знание детской психологии. Умение видеть окружающий мир глазами ребенка придает стихам убедительность, незаурядное звучание. Не лишено смысла то обстоятельство, что поэтом включаются в оборот созданные им неологизмы, базирующиеся на звукоподражаниях (ин-гылдаша - лепечут; гьоп - гьобумсан - ты мой хоп-хоп (мяч). В этом явственно отражается глубокое понимание автором как души ребенка, так и тонкостей художественного творчества.

Пейзажные стихи А.-П. Салаватова адресованы прежде всего детям. В произведениях «Орех», «На сенокосе», живописуя природу родного края, автор стремится пробудить у юных читателей любовь к отчему краю, чувство патриотизма. В то же время картины пейзажа А.-П. Салаватова выполняют роль эстетического воспитания детей.

Эволюция творчества поэта от произведений исповедальных в ранний период к пейзажным стихам (и интимным в той же мере) в поздний период нам представляется символичной. Если прежде он устами лирического героя высказывал личную боль, то теперь его миропонимание отражается в зарисовках пейзажа (а также в его отношении к женщине), - отражается образно, метафорично.

При комплексном рассмотрении поэтического наследия исследуемого автора, можно однозначно заключить о том, что субъективное, лирическое начало является для него характерным. Значительное число его произведений, как показано в работе, может быть отнесено в разряд медитативной лирики. Определенный смысл, на наш взгляд, заключается и в том, что многие произведения А.-П. Салаватова написаны от чьего-либо лица: революционера, нищего старца, солнца и т. д. Это придает им в некоторой степени исповедальный характер, определяет их субъективное, личностное начало.

Характерные особенности поэтики А.-П. Салаватова проявляются в частотности тех или иных тропов, фигур речи. Часто используются в стихах метафоры, эпитеты, сравнения. К примеру, на основе четверостишия «На юге моем спят века» нами продемонстрировано мастерское использование поэтом метафоры. Умело применяются в пейзажной лирике необычные сравнения, имеющие целью высветить величие природы, олицетворения, призванные придать картинам определенную одухотворенность.

Умело применяются автором богатые ресурсы родного языка. В частности, об этом свидетельствуют идиоматические выражения, фразеологизмы, малоупотребительная лексика и просторечия. Через народность языка выражается отчасти и народность поэзии А.-П. Салаватова.

Весома у поэта роль средств поэтического синтаксиса. Повтор, градация, параллелизм, как проиллюстрировано нами на примерах творчества А.-П. Салаватова, придают поэтической речи ритмичность, плавность, напевность. Их применение очень уместно, если учесть, что эти свойства исконно присущи лирике.

Стилистические фигуры используются поэтом осмыслено, способствуя активизации звучания стихов. Так, например, в ранней исповедальной лирике и в пейзажных стихах часто фигурируют повторы, однородные слова, градационные ряды, риторические вопросы и восклицания, которые способствуют достижению определенной звуковой выразительности речи. О важности звуковой инструментовки стиха для автора говорит и то, что в поздний период он чаще всего пользовался семистрочным катреном с перекрестной рифмой, свойственной песенным традициям кумыков. Заметим, в начальный период, в стихах социального характера он оперирует бейтной формой (двустишиями), одиннадцатисложником.

Средства изобразительной выразительности, стилистические фигуры речи дают представление о художественной манере, стиле и поэтике Алим-Паши Салаватова. Однако и темы, мотивы, затронутые в его стихах, также отражают своеобразие, оригинальность его поэзии. Он является одним из первых кумыкских авторов 20 - 30-х годов, вместе с Т. Бейбулатовым, в чьем творчестве находят яркое выражение тонкий лиризм, полновесные пейзажные зарисовки.

Поэзия А.-П. Салаватова, привлекавшая внимание современных ему читателей новаторством, неординарностью, и сегодня видится привлекательной. Она актуальна и поныне, так как в них отразились его взгляды на мир, на прекрасное, отразились его мировоззрение и идеалы, отразилась его судьба. Его поэзия личностна, она о человеке, она для человека. Прозорливость А.-П. Салаватова, а вместе с тем и своеобразие его лирики, заключается в осознании им приоритета ценностей индивидуума перед общественными. Это тем более значимо, если учесть, что его творческая деятельность приходится на эпоху, когда общественные, идеологические ценности ставились превыше всего.

Поэтическое наследие А.-П. Салаватова составляет одну из ярких страниц кумыкской литературы периода социалистического строительства. Не столь большое по объему, в качественном плане оно обогатило ее, способствовало эволюции национальной поэтической мысли. Можно по праву говорить о том, что им внесен весомый вклад в развитие художественного процесса кумыков в частности и в целом Дагестана.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Изиева, Зарема Казбековна, 2006 год

1. Абдуллатипов А.-К. Ю. История кумыкской литературы. Часть первая. -Махачкала, 1995.-214 с.

2. Абуков К.И. Величавое дерево добра // Литературная Россия. 1971.24 декабря. С. 11.

3. Абуков К.И. Шагая в новые десятилетия // Дагестанская правда. 1971.25 декабря.

4. Абуков К.И. Ступени роста. Москва, 1982. - 208 с.

5. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1992.-236 с.

6. Абуков К.И. Молнии бьют по вершинам // Дагестанская правда. 1992. 9 октября.

7. Абуков К.И. Любовь благодарная: поэзия Магомеда Атабаева. Махачкала, 2001.- 160 с.

8. Аджаматова Н.К. Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Махачкала, 1994. - 46 с.

9. Аджаматова Н.К. Кумыкская детская поэзия: формирование и развитие. -Махачкала, 2004. 181 с.

10. Аджиев A.M. У золотых родников. Махачкала, 1991. - 144 с.

11. Акавов З.Н. Они были первыми (Биринчилер). Махачкала, 1981. -192 с. - На кум. яз.

12. Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. - 232 с.

13. Акбиев С.-М.Х. Неувядаемый талант// Советский Дагестан. 1981. № 6.

14. Акбиев С.-М.Х. На русский язык переведены пьесы А.-П. Салаватова// Дагестанская правда. 1988. 8 июля.

15. Алиев С.М.-С. Дорога в современность. Махачкала, 1977. - 147 с.

16. Алиев С.М.-С. Зарождение и развитие кумыкской литературы. Махачкала, 1979.- 124 с.

17. Алиева М.А. Песни о счастье. Махачкала, 1988. - 111 с.

18. Антология дагестанской поэзии Махачкала, 1981. - Т. III. - 318 с.

19. Асеков З.И. Творчество А.-В. Сулейманова в контексте развития кумыкской поэзии: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Махачкала, 1996. -15 с.

20. Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. Махачкала, 1972.- 174 с.

21. Асельдерова-Акаева И. Его имя в памяти народной // Советский Дагестан. 1971. № 6.

22. Ахмедова Р.А. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. -Махачкала, 1999. 96 с.

23. Ахмедова Р.А. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала, 2002. - 208 с.

24. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Ленинград, 1990. - 320 с.

25. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. Москва, 1978. - 394 с.

26. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Москва, 1975. - 502 с.

27. Белинский В.Г. Избранные статьи. Москва, 1979. - 384 с.

28. Биттирова Т.Ш. Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев. Карачаевск, 1999. - 66 с.

29. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала, 1987. - 237 с.

30. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Махачкала, 2000. - 464 с.

31. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. Москва, 1966. - 403 с.

32. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Москва, 1989. - 406 с.

33. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: сб. статей. -Махачкала, 1986. 143 с.

34. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. Москва, 1961. -614 с.

35. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. Москва, 1963. - 255 с.36

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.