Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Гаджиева, Альфия Мусаевна

  • Гаджиева, Альфия Мусаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 166
Гаджиева, Альфия Мусаевна. Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2006. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гаджиева, Альфия Мусаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА А. МАГОМЕДО

1. Жизненный путь Абдуллы Магомедова.

2. Обличение дореволюционного прошлого и восхваление советской нови.

3. Тема крестьянского труда, колхозной жизни.

4. Критика негативных явлений действительности.

5. Политическая лирика.^

ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ В ЛИРИКЕ

А. МАГОМЕДОВА.

1. Жанр стихов-посланий в творчестве А. Магомедова.

2. Стихи-назидания в поэзии А. Магомедова.

ГЛАВА III ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ А. МАГОМЕДОВА: ВЗАИМОСВЯЗИ ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Фольклорные истоки.

2. Своеобразие поэтики, обусловленное синтезом опыта предшествующей и современной поэзии.

3. Изобразительно-выразительные средства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова»

История дагестанской литературы на различных этапах своего развития, будь это Средневековье, Новое время, предоктябрьский период и т. д., характеризуется значительными достижениями, именами мастеров слова, которые предстают символами своей эпохи.

На этапе социалистического строительства, в 1920-1930-е годы, национальные литературы народов Дагестана выдвинули на авансцену художественного процесса целую плеяду одаренных и самобытных писателей, в большинстве своем поэтов, в числе которых были молодые, только вступающие на творческий путь авторы, а также более опытные мастера поэтического искусства, представители старшего поколения, начавшие творить в дореволюционный период. Тем не менее подавляющее большинство поэтов, прозаиков, литераj турная деятельность которых приходится на первые десятилетия советской власти, получило известность, обрело популярность в читательской среде именно в эти годы.

В ряду авторов, внесших весомый вклад в становление, развитие дагестанской советской литературы, достойное место занимают представители кумыкской словесности, а именно: Абдулла Магомедов, Темирбулат Бейбулатов, Казияв Али, Алим-Паша Салаватов, Аткай Аджаматов, Багавутдин Астемиров, • Юсуп Гереев, Абдул-Вагап Сулейманов, Юнус Алимханов, Абдуллатип Мол-лаев, Абдурашит Абакаров, Камиль Абакаров, Абдулазим Батырмурзаев, Татам Мурадов, Камиль Султанов, Наби Ханмурзаев, Анвар Аджиев, Аяв Акавов и др. Вместе с другими дагестанскими мастерами слова, такими, как Эффенди Капиев, Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Заид Гаджиев, Раджаб Динмаго-маев, Рабадан Нуров, Азиз Иминагаев, Алибек Фатахов, Курди Закуев, Ибра-гим-Халил Курбаналиев, Муэтдин Чаринов, Алибек Тахо-Годи и мн. др., кумыкские поэты, прозаики, драматурги своим творчеством способствовали дальнейшему развитию словесной культуры, обогащению ее в жанрововидовом, художественно-эстетическом аспектах, стремились решать важные задачи, стоявшие перед обществом, активно участвовать в социально-политической жизни нашей страны, старались помочь читателям разобраться в беспрецедентных процессах, происходивших в нашей стране.

В этой связи следует отметить, что литература 1920-1930-х гг. характеризуется ярко выраженными социалистической идейностью, идеологической направленностью, что сегодня, естественно, воспринимается неоднозначно. Нам представляется, что этот пласт литературного наследия (в данном случае мы говорим о периоде социалистического строительства, к которому относится творчество исследуемого автора) должен рассматриваться с учетом принципа историзма, с выявлением как положительного, так и негативного, выразившихся в художественном процессе. Нельзя не согласиться с мнением о том, что «рушить все опоры, возведенные в недавнем прошлом, в частности, в историографическом изучении литературы, было бы неразумно»1.

К примеру, особое внимание, уделявшееся советской идеологией словесному искусству, литературе, нашло проявление в том, что в 1920-1930-е годы, особенно в преддверии первого съезда советских писателей, было издано значительное количество книг дагестанских национальных авторов, а также альманахов, сборников произведений. Событием большой значимости стало проведение в 1934 году первого съезда писателей Дагестана. На этом форуме старейшие поэты: лезгин Сулейман Стальский, аварец Гамзат Цадаса и кумык Аб-дулла Магомедов были впервые удостоены высокого звания Народный поэт Дагестана.

Абдулла Магомедов, его поэтическое наследие занимают свое, особое место в истории кумыкской и всей дагестанской литературы. Присвоение ему одним из первых столь высокого звания служит признанием его заслуг в развитии национальной словесности, заслуг перед народом, обществом вообще. Однако с сожалением приходится говорить о том, что Абдулла Магомедов остает

1 Надъярных Н. С, Время перечтений // Способность к диалогу. Часть первая. М., 1993. С. 6. ся до сих пор в должной мере неоцененным, а главное, неисследованным дагестанским литературоведением. За исключением статей, отдельных разделов в обобщающих работах, специальных исследований, монографий, посвященных его творчеству, до сих пор не написано.

Это тем более досадно, что поэты одного с ним ряда, например, С. Стальский, Г. Цадаса, изучены достаточно основательно, изданы научные работы по их творчеству, их наследие публикуется на родном и в переводе на русский язык, они обрели широкую известность в масштабе всей страны. А поэзия Абдуллы Магомедова при этом остается непереведенной, - за исключением отдельных стихов, ни одной книги в переводе на русский язык у него не издано, последняя по времени издания книга на родном языке увидела свет в далеком 1958 году.

Такое невнимание к творчеству Абдуллы Магомедова не может не удру-. чать, что диктует необходимость и актуальность целостного изучения его литературного наследия.

Актуальность темы. Роль и значение Абдуллы Магомедова в истории кумыкской, всей дагестанской литературы, в особенной степени поэтического искусства 1920-1930-х годов, так значительны, что в свою очередь обуславливает актуальность специального литературоведческого исследования его наследия в целостном виде. Конкретное и обстоятельное изучение идейно-тематических ориентаций, художественного своеобразия, поэтики и стилистики поэзии исследуемого автора с позиций современных достижений науки о литературе будет способствовать истинной оценке его произведений, внесенного им вклада в развитие национального художественного процесса. Абдулла Магомедов является одним из дагестанских поэтов, от устно-фольклорных форм в начальный период своего творчества перешагнувший в лоно профессиональной поэтической деятельности. По этому поводу Р.Ф. Юсуфов во «Введении» к двухтомной «Истории дагестанской советской литературы» отмечает: «В этом литературном ряду так называемых срединных поэтов (М. Ауэзов), занимающих промежуточное положение между носителями фольклора и письменной или индивидуальной поэтической культурой, должно быть осмыслено и творчество народных поэтов А. Магомедова, Казия-ва Али, А. Гафурова и отчасти Т. Хурюгского»1. В этой связи немаловажное значение обретает освещение его наследия в контексте проблемы традиций и новаторства. Характеристика типологического, общего и особенного, оригинального в его творчестве дает возможность выявить самобытность дарования, особенности художественного мастерства кумыкского поэта.

Современное прочтение и осмысление наследия А. Магомедова, стоящего у истоков дагестанской советской литературы, способствует правдивому воссозданию панорамы литературы эпохи социалистического строительства, высвечиванию ее характерных признаков, достоинств и недостатков.

Степень изученности темы. Творчество Абдуллы Магомедова до сих пор не становилось в целостном объеме предметом специального монографического исследования. Тем не менее отдельные проблемы, особенности его поэзии проанализированы в статьях, в предисловиях к его книгам, написанных собратьями по перу, дагестанскими критиками и литературоведами. Должная оценка дана его наследию и в крупных, обобщающих трудах дагестанских исследователей «Очерки дагестанской советской литературы» и «История дагестанской советской литературы».

О творчестве поэта писали такие авторы, как Э.М. Капиев, Н.В. Капиева, К.Д. Султанов, А.-В. Сулейманов, И.Х. Асеков, З.Н. Акавов, К.И. Абуков и др.

Одним из первых оценку стихам исследуемого автора дал активный участник литературного процесса Дагестана 1920-1930-х годов, первый ответственный секретарь Союза писателей нашей республики Эффенди Мансурович Капиев. В статье, напечатанной в газете «Молодой ленинец» и переопубликованной в его книге «Неизданное», он пишет: «Для поэтической деятельности Абдуллы Маго-мадова характерна теснейшая связь его творчества с повседневной практикой

1 История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала, 1967. Т. 1. С. 34. колхозной жизни. Но творческий горизонт поэта не замыкается этими темами кровно-близкой ему крестьянской жизни. Напротив, широчайший интерес ко всему, что творится на земле, отмечает его творческий путь. Он чутко следит за жизнью своих соседей, за классовой борьбой на Западе и Востоке, в капиталистических странах и за происками классовых врагов в своей стране»1.

Нетрудно заметить, что Э. Капиев характеризует поэзию А. Магомедова с позиций своего времени, делая акцент на тематическое ее содержание, классовый характер. В этой статье для нас важно то, что автор первой статьи о кумыкском поэте, как человек лично знавший его, определяет его человеческие качества: А. Магомедова отличала удивительная скромность. И это при том, что он всегда бывал в гуще народа, обладал незаурядными ораторскими способностями, бывал лидером во многих колхозных начинаниях в родном селе Аксай Хасавюртовского района.

Сам факт обращения Э. Капиева к творчеству исследуемого автора представляется красноречивым. Будучи человеком занятым, вовлеченным в организаторскую, переводческую деятельность, занимаясь собственной творческой деятельностью, являясь собирателем литературных сил республики, и по праву стоящий у истоков писательской организации Дагестана, Э. Капиев писал о наиболее значительных явлениях словесного искусства. В этом контексте посвящение им статьи поэзии старейшего кумыкского автора является наглядным свидетельством признания его заслуг в дагестанской литературе.

Определенный смысл, нам думается, заключается и в том, что следующая по времени написания, довольно значительная по объему публикация принадлежит перу Н.В. Капиевой, близкого друга, соратника, единомышленника и супруги Э. Капиева. В этой статье, красноречиво озаглавленной «Певец колхозной жизни» и посвященной 15-летию со дня смерти поэта, исследователь прежде всего выявляет доминанты его творчества: «Для нас особенно ценны реалистически правдивые стихи Магомедова, относящиеся к годам становления и расцвета в Дагестане

1 Капиев Э. Неизданное. Махачкала, 1959. С. 118-119. колхозов. Абдуллу по справедливости можно назвать певцом нового, колхозного аула. Наиболее близка была поэту тема колхозной жизни»1.

Н.В. Капиева пишет с большой теплотой, увлеченностью и верно подмечает, например, следующее: «Страстно влюбленный в жизнь, поэт замечал в ней прежде всего доброе, хорошее, пел о просторе и радостях ее»2.

Публикации супруг Калиевых дают основание предположить, что этой семье А. Магомедов был близок, общался с ними, ибо в них акцент делается, помимо прочего, на личности автора. «В самой внешности Абдуллы было большое обаяние: всегда юношески стройный, приветливый, жизнерадостный и благожелательный», - так чисто по-женски, душевно и восторженно высвечивает Н.В. Капиева внешний облик поэта преклонных лет.

Достаточно основательно освещена жизнь и творческая деятельность Абдуллы Магомедова кумыкским поэтом Абдул-Вагабом Сулеймановым в его предисловии к книге исследуемого автора «Избранные произведения» («Сай-ламлы йырлары». Махачкала, 1958). Здесь впервые сообщается о малоизвестных фактах личной биографии поэта: о том, что у него были тесные связи с известным кумыкским дореволюционным поэтом, просветителем Магомед-Эфенди Османовым, что он был певцом-импровизатором и выступал с группой своих товарищей на свадьбах, вечеринках.

При анализе стихов заслуживает внимания то, что А.-В. Сулейманов, выявляя лучшие произведения поэта, посвященные колхозной жизни, отмечая политическую основу его лирики, стремится охарактеризовать и ее художественные свойства. Так, например, им отмечаются лексическое богатство, гармоничность звучания, ритмичность стихов А. Магомедова3.

В монографии «Литература кумыков» Камиля Султанова довольно конкретно освещается проблемно-тематическое содержание стихов Абдуллы Ма

1 Капиева Н.В. Певец колхозной жизни // Дагестанская правда (газ). 1952. 1 марта.

2 Там же.

3 Сулейманов А.-В. Абдулла Магомедов // Магомедов А. Избранные произведения. Махачкала, 1958. С. 13. На кум. яз. гомедова. Кроме того, исследователь одним из первых обратил внимание на переклички, общность и родство творчества Абдуллы Магомедова и Казиява Али, назвал их в числе лучших поэтов в области колхозной темы.

К.Д. Султанов отдельно высказался о стихах поэта, в которых содержалась критика некоторых негативных явлений периода коллективизации. «Аб-дулла Магомедов написал много стихов, раскрывающих некоторые недостатки, призывающих их искоренять. Эти стихи написаны не в форме сатиры; они предстали образцами гражданской лирики»1, - отмечает автор. По мысли исследователя, поэт не высмеивал, а обличал и критиковал, что нам представляется совершенно правомерным.

Поэзия А. Магомедова получила освещение и в коллективном труде дагестанских литературоведов «История дагестанской советской литературы». Правда, здесь его творчество рассматривается лишь в одном аспекте - в аспекте взаимосвязей, взаимовлияний фольклора и литературы. Так, в частности, отмечается:

В двадцатых годах традиции устной литературы в Дагестане продолжали пре имущественно развиваться в творчестве Сулеймана Стальского и Абдуллы Магомедова. Они все еще пользуются манерой и стилем народных песен»2.

Эта мысль развивается дальше и делается следующий вывод: «Однако новое содержание поэзии А. Магомедова способствовало изменению фольклорных традиций. Новые идейные позиции поднимали поэта над традициями, побуждали его к стремлению не отставать от времени, приблизиться к приемам письменной литературы»3.

Таким образом, А. Магомедов, наряду со С. Стальским, признается одним из ярких представителей дагестанской литературы, в творчестве которого умело используются традиции устной народной поэзии, фольклорная образность.

1 Султанов К.Д. Литература кумыков. Махачкала, 1964. С. 137. На кум. яз.

Здесь и далее везде подстрочные переводы с кумыкского языка осуществлены мной - А.Г.

2 История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала, 1967. Т. 1. С. 71.

3 Там же. С. 71.

Значительным явлением в дагестанском литературоведении представляется монография И.Х. Асекова «Культурное наследие и советская поэзия кумыков», в которой впервые на добротном научном уровне рассматривается проблема взаимосвязей и взаимовлияний устного народного творчества и литературы (на примере кумыкской поэзии). Исследователем достаточно обстоятельно освещается использование образности, поэтики фольклора в творчестве Йырчи Казака, М.-Э. Османова, А. Магомедова, Казиява Али, Б. Астемирова и др. Заслуживает внимания выявление им этапов деятельности А. Магомедова, вместе с Казиявом Али. И.Х. Асеков отмечает: «Народные поэты Дагестана Абдулла Магомедов и Казияв Али прошли все три этапа исполнительской деятельности. В молодости они исполняли готовые тексты, впоследствии сами начали создавать произведения, а в советское время стали крупными поэтами». В качестве трех этапов автор монографии определяет певцов-исполнителей, певцов-импровизаторов и певцов-поэтов.

Объектом вдумчивого исследования И.Х. Асекова становится поэтическое наследие А. Магомедова. В указанной монографии ее автор приходит к следующему выводу: «.Главным источником, к которому обращается поэт неустанно, был, естественно, фольклор кумыков. Поэт глубоко знал устнопо-этическое творчество народа, он умел творчески освоить и формы и изобразительно-выразительные богатства родного фольклора»1. И.Х. Асеков отмечает умелое использование исследуемым автором устнопоэтической образности, поговорок, устойчивых выражений, композиционных форм кумыкской песенной лирики (примеры, выявленные исследователем, также указаны в нашей работе).

Жизни и деятельности Абдуллы Магомедова посвятил один из разделов своей книги «Они были первыми» («Биринчилер») З.Н. Акавов. Базируясь на том, что поэт был в молочном родстве (эмчек къардаш) со знатным родом, родом М.-Э. Османова (его двоюродная сестра была вскормлена молоком матери

1 Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. Махачкала, 1972. С. 112. исследуемого автора), литературовед высказывает ряд суждений, которые подводят к новому восприятию биографии А. Магомедова.

Согласно кумыкским традициям, князья были обязаны опекать своих молочных родственников. В этой связи выходец из бедноты А. Магомедов, если можно так выразиться, был застрахован в определенной мере от лишений и жизненных невзгод. Такое родство позволяет автору усомниться в том, как утверждалось ранее, что поэт до революции был абсолютно безграмотным. Кроме того, кумыкский народный поэт в молодые годы не был безработным. Он трудился у своей новой родни приказчиком (эта должность в селе Аксай, уроженцем которого является А. Магомедов, была довольно распространена; об этом свидетельствуют и повести Нухая Батырмурзаева, написанные в дореволюционный период), ездил по делам своих хозяев в Астрахань, Нижний Новгород и другие города России1.

По мнению З.Н. Акавова, А. Магомедов тесно контактировал со своим именитым земляком М.-Э. Османовым, что не могло не повлиять на его поэтическую деятельность.

В связи с демократизацией общественной жизни, берущей отсчет с середины 1980-х годов, стали проявляться новые взгляды на литературный процесс вообще и на творчество А. Магомедова в частности. Это наглядно проявилось в публикациях З.Н. Акавова2 и К.И. Абукова3, приуроченных к 120-летнему юбилею со дня рождения поэта.

Известные исследователи дагестанской литературы, доктора филологических наук З.Н. Акавов и К.И. Абуков прежде всего обратили внимание на не

1 Акавов З.Н. Первый народный поэт Дагестана // Акавов З.Н. Они были первыми. Махачкала, 1981. С. 182. На кум. яз.

2 Акавов З.Н. Певец новой жизни // Ленин ёлу (газ.). 1989. 5 авг. На кум. яз; Народный певец // Литературный Дагестан (жури.). 1989. №. 4. На кум. яз.; Забытый, но бессмертный // Советский Дагестан (жури). 1990. № 1.

3 Абуков К.И. «Как крестьянин, возвращаясь с поля.» // Дагестанская правда. 1989. 24 нояб.; Народный - не указом // Литературная газета. 1989. 20 дек.; С крестьянской добросовестностью // Дагестанская правда. 1990. 8 авг.; Есть о чем радоваться и горевать // Ленин ёлу (газ.). 1990. 9 авг. На кум. яз.; Как заброшенное поле // Литературный Дагестан. 1991. № 1-2. На кум. яз. изученность творчества А. Магомедова, на непреходящую ценность и актуальность его произведений.

А. Магомедов написал немало стихов обличительного содержания, что становится объектом серьезного осмысления З.Н. Акавовым. «Сквозная тревога, как бы рефреном звучащая в большинстве стихотворений 30-х годов, связана с потерей уверенности, оптимизма, присутствовавших и характерных произведениям, написанным в 20-е годы. С немалым для себя риском в условиях тех лет он определяет и «диагноз» - наступившей болезни: первопричина всему, считает поэт, - «бесхозяйственность и вредительство»1, - отмечает автор статьи, выражая новые подходы к творчеству исследуемого автора.

Вдумчивое прочтение стихов дает возможность литературоведу высветить их характерную особенность: «А. Магомедов состояние всякого человека, в основном крестьянина, в новых условиях изображает сквозь призму жизни народа, народной судьбы» . Эта особенность определяется З.Н. Акавовым как «искусство целого».

Им выражаются оригинальные оценки наследия поэта. Так, в частности, З.Н. Акавов отмечает: «Абдулла Магомедов далек от призывной, лозунговой поэзии, как считают некоторые ученые, он социальный лирик»3.

Весомый вклад в изучение творчества А. Магомедова внесен Камалом Абуковым. Как и З.Н. Акавов, прежде всего К. Абуков выражает удрученность по поводу почти полного забвения А. Магомедова. В статье с символичным названием «Как заброшенное поле» («Ташлангъан тарлав йимик») он пытается выяснить причину этого. Приводя в пример факты из жизни С. Стальского и Г. Цадасы, удостоенных вместе с кумыкским поэтом высокого звания, критик отмечает особо почтительное отношение к ним властных органов, чего был лишен А. Магомедов. При этом он не снимает вины и с исследователей (и с себя в том числе), и с кумыкской интеллигенции, проявивших безразличие к

1 Акавов З.Н. Забытый, но бессмертный // Советский Дагестан. 1990. № 1. С. 28.

2 Акавов З.Н. Певец новой жизни // Ленин ёлу (газ.). 1989. 5 августа. На кум. яз.

3 Акавов З.Н. Народный певец // Литературный Дагестан. 1989. № 4. С. 5. На кум. яз. его литературной судьбе. «Я не ищу виновных, лишь выражаю запоздалую досаду, подстегивая тем самым и свою собственную совесть, и призывая к чуткости коллег»1, — пишет К. Абуков.

Как бы восполняя этот пробел дагестанский критик высказал немало значительных суждений, способствующих новому осмыслению поэзии А. Магомедова и литературы 1920-1930-х годов. К.И. Абуков в своих публикациях акцентирует внимание на то, что поэт, даже будучи признан всенародно, постоянно проживал в родном селе Аксай, продолжал заниматься крестьянским трудом. В связи с этим К.И. Абуков пишет: «Абдулла Магомедов не был звездой, вдруг приковавшей к себе взоры. В литературу он не ворвался, а вошел неторопливо, как входит крестьянин в свой двор, возвращаясь с поля. Он оставался крестьянином, верным земле, земледельческому труду и после того, как был официально признан народным поэтом Дагестана, членом ДагЦИКа, продолжал работать в колхозе» . Он писал о том, что видел, что хорошо знал, однако через события из его жизни отображается судьба страны, эпохи. «Действительно, Абдулла Магомедов - певец колхозной жизни, но он и политический лирик <. .>. В лице А. Магомедова мы имели поэта масштабного, государственно мыслящего»3, - отмечает критик.

А. Магомедов был «человеком личного достоинства», он «не писал о каждом новшестве своего времени». Более того, по мнению К. Абукова, «поэт оказался внутренне зажат» репрессиями, раскулачиванием и иными неординарными коллизиями 30-х годов. В этой связи в облике А. Магомедова ценно то, что он не пел дифирамбов всему тому, что происходило в общественной жизни, он замечал и недостатки, «поэта многое и печалило». «Его больше всего привлекало духовное самочувствие общества, моральный климат. А в радость по поводу «фронтального наступления социализма» примешивалась горечь от ожесточавшейся день ото дня кампании «беспощадной борьбы против кула

1 Абуков К.И. С крестьянской добросовестностью // Дагестанская правда. 1990. 8 авг.

2 Абуков К.И. Народный - не указом // Литературная газета. 1989.20 дек.

3 Абуков К.И. С крестьянской добросовестностью //Дагестанская правда. 1990. 8 авг. ков», преследования ученых-арабистов, обвиняемых в «одурманивании трудящихся масс», частого появления в ауле неизвестных лиц с кобурами на боку, неумолчного лая собак на налоговых и всяких других агентов.»1, - так с современных позиций освещается К. Абуковым наследие автора 20-30-х годов.

Абдулла Магомедов был колхозником. Но прежде всего был крестьянином, верным земле, земледельческому труду. Это важно знать о народном поэте. Не случайно и названия статей К. Абукова о нем звучат «Как крестьянин, возвращаясь с поля.», «С крестьянской добросовестностью».

Знаменательным также видится, например, то, что непреходящая ценность его произведений К. Абуковым усматривается в том, что в них нашли отражение национальные нравственные ценности: «Через наследие аксайского поэта мы можем познать нравственно- этические традиции (подчеркнуто автором - А.Г.) кумыков. А это очень трудное (для поэта), но очень полезное для народа, для его будущего»2.

К 120-летнему юбилею поэта приурочена и статья С.-М. Акбиева «Сорняки» под плугом его поэзии», в которой высвечиваются истоки его мастерства. «Связь творчества А. Магомедова с народной поэтической традицией проявилась не только в резком сближении фольклорной символики с условиями жизни, бытом и психологическим складом революционных масс, но и в самом характере нравоучительности, идейной направленности и восторженной величавости, свойственной его гражданской лирике»3, - отмечает исследователь.

Таким образом, подытоживая освещение публикаций в прессе в связи со 120-летием поэта, можно говорить о том, что эти статьи стали новым шагом в изучении его наследия. В их современной интерпретации Абдулла Магомедов предстает автором, чье творчество было актуально в свое время в проблемно-тематическом плане, а ныне ценно правдивым воспроизведением действитель

1 Абуков К.И. «Как крестьянин, возвращаясь с поля.» // Дагестанская правда. 1989. 24 ноября.

2 Абуков К.И. Как заброшенное поле // Литературный Дагестан. 1991. № 2. С. 63. На кум. яз.

3 Акбиев С.-М.Х. «Сорняки» под плугом его поэзии // Дагестанская правда. 1989.24 ноября. ности периода строительства советской власти. Оно ценно также своими незаурядными художественными качествами, умело использованными устно-поэтическими, фольклорными свойствами.

Проведение в 1990 году юбилейной сессии в Институте ЯЛИ им. Г. Цадасы, на которой с докладами выступили известные деятели науки и культуры И.Х. Асеков, A.-K.IO. Абдуллатипов, A.M. Аджиев, К.И. Абуков, З.Н. Акавов, С.-М.Х. Акбиев и др., стало подтверждением солидного вклада А. Магомедова в развитие кумыкской и всей дагестанской литературы, в неубывающей значимости его наследия.

Подводя краткие итоги, можно констатировать и то, что хотя творчеству исследуемого автора и не посвящено до сих пор специальных работ, однако дагестанскими критиками и литературоведами оно в определенной мере освещено. О нем писали известные, авторитетные специалисты по литературе, которые отметили наиболее характерные особенности, выявили достоинства его стихов, дали им высокую оценку. Их труды, статьи оказали огромную помощь в проведении нашего исследования.

Цели и задачи исследования заключаются во всестороннем и обстоятельном исследовании поэзии Абдуллы Магомедова. Освещение на научном уровне, с современных литературоведческих позиций основных мотивов, проблемно-тематического содержания, художественного своеобразия, жанрового многообразия, поэтической стилистики, образности творческого наследия незаурядного мастера слова, являющегося в определенной мере символом кумыкской литературы эпохи строительства советской нови, дает возможность продемонстрировать типологические особенности национальной словесности и оригинальное дарование Абдуллы Магомедова.

Представляет научный интерес также изучение влияний устнопоэтиче-ских традиций на творчество исследуемого автора, форм использования им средств художественной выразительности кумыкской народной песенной лирики.

Современное исследование классика поэзии советского периода, как, впрочем, литературного наследия вообще, диктует необходимость объективного, аргументированного выявления роли и места его в истории как родной, кумыкской, так и дагестанской литературы вообще. В этом ракурсе видится важным акцентировать внимание на произведениях, прошедших испытание временем, способных вызвать интерес сегодняшних читателей.

Объект и источники исследования. Литературное наследие Абдуллы Магомедова не очень велико по объему. Во всяком случае на сегодняшний день известно более полусотни его стихов. Они опубликованы в прижизненных и переопубликованы в посмертных поэтических изданиях, которые и легли в основу нашего исследования. Это следующие книги: «Советские птицы» («Совет къушлар»), Махачкала, 1935; «Произведения» («Йырлар»)1, Махачкала, 1940; «Избранные произведения» («Сайламлы йырлар»), Махачкала, 1953; «Избранные произведения» («Сайламлы йырлары»), Махачкала, 1958. Книгу стихов А. Магомедова «Послушайте, о чем говорит старик» («Тынглагъыз, къарт нелер сёйлей»), датируемую началом 1930-х годов, и упоминаемую, например, А.-В. Сулеймановым в его вступительной статье к книге «Советские птицы», нам нигде обнаружить не удалось, в связи с чем она не включена в этот список использованной литературы. Кроме того, нами используются стихи поэта, опубликованные на страницах кумыкской периодики при его жизни, но по тем или иным причинам не вошедшие в сборники его стихов.

Данное исследование базируется на оригиналах произведений. Однако по мере надобности привлекаются для анализа и переводы его стихов на русский язык (а их, как уже отмечалось, совсем небольшое количество), например: «На

1 Название этой книги на ее последней странице в переводе на русский язык сформулировано как «Стихотворения». Однако в последующих изданиях слово «йырлар», что в дословном переводе означает «песни», переводится как «произведения». Так формулируются названия книг А. Магомедова и в трудах предшествующих исследователей. Руководствуясь целью привести в единообразие названия поэтических книг исследуемого автора, нам представляется целесообразным использовать в данном случае и в последующих ссылках на это издание определение «Произведения». ставление хлеборобу», «Женщины, на поля», «Весы», «Без труда не проживешь», «Государственная копейка» и др., которые опубликованы в антологиях дагестанской поэзии, на страницах дагестанской русскоязычной прессы.

Теоретической и методологической базой данной работы являются труды русских критиков XIX века В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, советских и российских ученых В.М. Жирмунского, М.Б. Храпченко, Г.Н. Поспелова, В.В. Виноградова, Д.С. Лихачева, Л.И. Гинзбург и др.

Исследования в области поэзии северокавказских, дагестанских ученых также являются основой нашей работы. В их числе можно назвать Г.Г. Гамзатова, К.Д. Султанова, К.И. Абукова, А.-К.Ю. Абдуллатипова, Г.Б. Мусаханову, З.Н. Акавова, И.Х. Асекова, З.А. Магомедова, И.А. Халипаеву, С.М. Хайбул-лаева, Ч.С. Юсупову, P.M. Кельбеханова, Ш.А. Мазанаева, Х.М.-З. Аминову, 3.3. Гаджиеву и мн. др.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предметом специального монографического изучения становится творчество известного представителя дагестанской литературы являющегося символом словесной культуры нашего края 1920-1930-х годов, Абдуллы Магомедова.

Творческое наследие кумыкского автора рассмотрено нами конкретно и всесторонне в жанровом, проблемно-тематическом, художественно-эстетическом аспектах. Детально освещены нами характерные особенности его лирики, поэтика и стилистика, аргументированы его роль и место в истории дагестанской литературы, вклад в национальную словесность.

Изучение творчества А. Магомедова, при этом проведение параллелей с поэзией современных ему авторов, например, с Казиявом Али, С. Стальским, Наби Ханмурзаевым и др., дает представление об отличительных свойствах художественной литературы на одном из крутых поворотов общественного развития. В этой связи видятся важными наблюдения по эволюции поэтического мышления авторов, стоящих у истоков словесности советского периода, суждения о некоторой трансформации традиционных мотивов, образов, лексики в национальной поэзии 1920-1930-х годов.

Научная и практическая ценность работы. Научная значимость исследования обуславливается тем, что в наиболее широком формате, в целостном виде литературное наследие Абдуллы Магомедова впервые становится объектом специального монографического рассмотрения. С учетом современных концепций российского, дагестанского литературоведения охарактеризованы отличительные свойства лирики исследуемого автора и, сквозь призму его творчества, национальной поэзии того периода, на который приходится его литературная деятельность. Значительное внимание уделено проблеме традиций и новаторства, средствам художественной выразительности, стилистике, лексическому богатству, образности произведений А. Магомедова, то есть всему тому, что предстает актуальным в современной науке о литературе.

Практическая ценность работы, в которой всесторонне и обстоятельно проанализировано поэтическое наследие Абдуллы Магомедова, состоит в том, что она может послужить подспорьем в создании истории кумыкской литературы. Данное исследование дает материал дагестанским исследователям для современного, деидеологизированного осмысления как творчества кумыкского автора, так и всей литературы нашего края периода построения советской власти.

Данное исследование может быть использовано в преподавательской работе, на ее основе могут быть прочитаны спецкурсы для вузов, средних специальных учебных заведений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре литератур народов Дагестана и Востока Дагестанского государственного университета. Основные положения и выводы изложены в докладах, прочитанных на республиканских научных конференциях, а также в тезисах и статьях, напечатанных в научной периодике, республиканской прессе.

Структура и объем диссертации продиктованы степенью изученности темы, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Гаджиева, Альфия Мусаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В развитие художественного процесса народов Дагестана 1920-1930-х годов весомый вклад внесен известными поэтами Абдуллой Магомедовым, Сулейма-ном Стальским, Гамзатом Цадаса, Рабаданом Нуровым, Эффенди Калиевым, Тагиром Хурюгским, Темирбулатом Бейбулатовым, Муэтдином Чариновым и мн. др. В этом ряду особое место занимают старейшие авторы этого периода, а именно: А. Магомедов, С. Стальский, Г. Цадаса, которые были удостоены впервые высокого звания народный поэт Дагестана.

Творческое наследие А. Магомедова, ставшее предметом данного исследования, невелико по объему, составляет более полусотни стихотворных произведений. Кроме того, следует отметить, что сохранились его произведения, датируемые 1920-1930-ми годами, а дореволюционное наследие считается утерянным. Две книги его стихов изданы при жизни: «Послушайте, о чем говорит старик» (Махачкала, 1934) и «Советские птицы» (Махачкала, 1935), первая из которых, к слову сказать, не сохранилась, считается утерянной; три книги изданы после его смерти: «Произведения» (Махачкала, 1940), «Избранные произведения» (Махачкала, 1953), «Избранные произведения» (Махачкала, 1958). Все они изданы на родном, кумыкском языке. На русский язык переведены всего несколько произведений, опубликованных в антологиях, республиканской прессе.

Дагестанская литература периода социалистического строительства развивалась в русле всей советской литературы. Происходившие в стране доселе беспрецедентные социальные преобразования являлись основным объектом художественного воспроизведения. При этом важно отметить, что многие дагестанские авторы, в том числе исследуемый поэт, познавшие на себе тяготы прошлой, дореволюционной жизни, искренне верили в советские идеалы, связывали будущность с совершавшимися политическими переменами.

Идейно-тематическое, проблемное содержание произведений Абдуллы Магомедова во многом обуславливается тенденциями словесного искусства 1920-1930-х годов. Ему присуще контрастное изображение дореволюционного прошлого и советской действительности. При этом прославляется советская новь, коллективные формы хозяйствования, утверждавшиеся в жизни села. Однако при исследовании поэзии А. Магомедова важна не только проблематика и тематическая направленность, а художественные формы и изобразительно-выразительные средства, которыми он оперирует, что становится актуальным в данной работе.

А. Магомедов, определенный «певцом колхозной жизни» (Н.В. Капиева), творил в русле официальной идеологии, пропагандировал коллективные формы труда, отстаивал социалистические идеалы, обличал мир капитала, одически прославлял вождей пролетариата. При этом он оставался по сути дела крестьянским поэтом. Сызмальства познавший особенности земледельческого труда, он знал цену хлебу, достатку. В этой связи звучащие в его поэзии актуально мотивы труда («Кто не работает, тот не ест», «Наставление хлеборобу»), призывы беречь народное достояние («Государственная копейка») видятся естественными и органичными. При внимательном прочтении в них не обнаруживается никакой атрибутики социалистической идеологии, что утверждает их вневременную ценность.

Абдулла Магомедов, вместе со С. Стальским и Казиявом Али, относится к числу мастеров слова, которые в своем творчестве осуществили переход с устнопоэтических традиций к письменной литературе. Фольклорная образность, традиции кумыкской песенной лирики, умело используемые поэтом, прежде всего обуславливают своеобразие его творчества.

А. Магомедов, являвшийся с молодых лет участником ансамбля мужского хора родного села Аксай, прозванный в народе «йырав Абдулла» - «певец Абдулла», активно применял фольклорную поэтику. Об этом свидетельствуют персонификации дооктябрьского прошлого, советской действительности, мира капитализма в образах «старья», «младого новорожденного времени», «старых волков» соответственно, контрастное их изображение, характеристика вождей государства в качестве батыров - богатырей, обладающих недюжинной физической мощью; поэтическая символика: советский народ - птицы, советская власть - стремительно мчащийся конь и мн. др.

А. Магомедов развивает также достижения, опыт дореволюционной кумыкской классики. В этой связи нами отмечается, что поэзии его предшественников М.-Э. Османова, М. Алибекова, кстати сказать, являющимся, как и исследуемый автор, уроженцами села Аксай, присущи повествовательность, публицистичность. Обстоятельно и правдиво отображая окружающую жизнь, они смело критиковали уродливые явления. Эти свойства наблюдаются и в творчестве их продолжателя А. Магомедова. Воспевая достижения социалистического строительства, А. Магомедов, будучи крестьянином, стоявшим у истоков колхозного движения, в то же время с горечью и болью писал о недостатках коллективных форм труда. Обличительные стихи («Стих об аксаевском мосте», «Критика племхоза» и др.) служат показателем смелости поэтической мысли, правдивости, объективности его творчества, что заслуживает высокой оценки.

В русле продолжения традиций рассматриваются нами назидательная лирика, стихотворные послания А. Магомедова. Данные жанровые разновидности, нашедшие яркое выражение в предшествующей кумыкской поэзии, в его творчестве наполняются новым, современным содержанием. В стихотворении «Женщины, на поля», обретшем широкую известность, поэт призывал женщин трудиться на полях вместе с мужчинами. По существу «певец Абдулла» бросил вызов устаревшим патриархальным адатам, согласно которым удел женщины ограничивался домашним хозяйством. Умудренный жизненным опытом, кумыкский поэт в своих назиданиях (трудиться добросовестно, учиться, приумножать общественное достояние) пытался обосновать, конкретизировать ценность своих наставлений. Ценным в поэзии А. Магомедова видится то, что им был внесен весомый вклад в разрешение проблемы женской эмансипации.

Стихотворные послания Казияву Али, А.-В. Сулейманову являют пример успешного использования традиций национальной песенной культуры. Стремление обыграть суждения своих оппонентов, легкая ирония, сквозящая в его поэтической речи, наглядно оттеняют самобытность дарования, народные истоки таланта А. Магомедова. Отражением традиций смеховой культуры видится и стихотворение «Атака на сорняки», с доминирующей в нем юмористической интонацией.

Детальное и обстоятельное рассмотрение изобразительно-выразительных средств (сравнений, эпитетов, метафор, олицетворений, идиоматических выражений, афоризмов) убеждает в том, что А. Магомедов являлся истинно народным поэтом. В поэтической стилистике его произведений отражается мироощущение, склад мышления народа. По существу, старейший кумыкский поэт 30-х годов оперирует национальными художественно-эстетическими, нравственно-философскими категориями, что придает его наследию особую значимость, обуславливает его непреходящую ценность.

Следует отметить также, что в поэзии А. Магомедова прослеживается определенная эволюция. В частности, в строфической организации стихов поначалу (1920 - начало 1930-х гг.) отдавая предпочтение четырехстрочной строфе с перекрестной рифмой, написанной семисложником, как это присуще жанру кумыкских сарынов и такмаков, в последние годы (1933-1936 гг.) поэт все чаще использует десяти- одиннадцатисложные стихи, в которых уже фигурируют и двустишия. Если первоначально его творчеству была присуща повествователь-ность, событийность, то в последующем активизируется метафоричность его произведений. Базируясь на материале поэзии А. Магомедова мы акцентируем внимание на то, что исследуемый автор с течением времени совершенствовал свое мастерство, искал и находил адекватные для изображения поэтические средства, синтезировал в своем творчестве устно-поэтические традиции и достижения современной литературы.

Поэтическое наследие Абдуллы Магомедова, органично вписывающееся в контекст литературы социалистического строительства, характеризуется в то же время оригинальностью и своеобразием. Глубоко национальные истоки, народность его поэзии обуславливают значительность вклада незаурядного мастера слова в развитие художественного процесса кумыков и всего Дагестана.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гаджиева, Альфия Мусаевна, 2006 год

1. Абдуллатипов А.-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984. - 127 с.

2. Абдуллатипов А.-К. Ю. История кумыкской литературы. Часть первая. -Махачкала, 1995. 214 с.

3. Абдуллатипов А.-К. Ю. Темирболат Бейболатов. Махачкала, 1995. - 288 с.

4. Абдуллатипов А.-К. Ю. Художественный мир Темирбулата Бейбулатова. -Махачкала, 2005. 300 с.

5. Абуков К.И. У костра, зажженного Горьким. Махачкала, 1972. - 108 с.

6. Абуков К.И. Выход на магистраль. Махачкала, 1976. - 175 с.

7. Абуков К.И. На посту. Махачкала, 1978. - 224 с.

8. Абуков К.И. Ступени роста. Москва, 1982. - 208 с.

9. Абуков К.И. «Как крестьянин, возвращаясь с поля.» // Дагестанская правда. 1989. 24 ноября.

10. Абуков К.И. Народный не указом // Литературная газета, 1989. 20 декабря.

11. Абуков К.И. С крестьянской добросовестностью // Дагестанская правда. 1990. 8 авг.

12. Абуков К.И. Есть о чем радоваться и горевать // Ленин ёлу. 1990. 9 авг.

13. Абуков К.И. Как заброшенное поле // Литературный Дагестан, 1991. № 1-2. На кум. яз.

14. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1992.-236 с.

15. Абуков К.И. Любовь благодарная: поэзия Магомеда Атабаева. Махачкала, 2001.- 160 с.

16. Аджаматова Н.К. Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1994. - 46 с.

17. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971. -46 с.

18. Аджиев A.M. У золотых родников. Махачкала, 1991. - 144 с.

19. Акавов З.Н. Они были первыми (Биринчилер). Махачкала, 1981. -192 с. - На кум. яз.

20. Акавов З.Н. Народный певец // Литературный Дагестан. 1989. № 4. На кум. яз.

21. Акавов З.Н. Певец новой жизни // Ленин ёлу. 1989. 5 авг. На кум. яз.

22. Акавов З.Н. Забытый, но бессмертный // Советский Дагестан. 1990. № 1.

23. Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. - 232 с.

24. Акавов Р.З. Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1998.-28 с.

25. Акаев А. Тропою Пророка. Махачкала, 1993. - 376 с. - На кум. яз.

26. Акбиев С.-М.Х. От рукописной книги к печатной (Къол языв китапдан басмагьа ерли). Махачкала, 1982. - 74 с. - На кум. яз.

27. Акамов А.Т. Суфийские художественные традиции в кумыкской литературе и творчество Абдурахмана из Какашуры. Махачкала, 2003. - 160 с.

28. Акбиев С.-М.Х. Связь времен и дружба литератур. Махачкала, 1985. -128 с.

29. Акбиев С.-М.Х. «Сорняки» под плугом его поэзии // Дагестанская правда. 1989. 24 ноября.

30. Алигер М.И. Тропинка во ржи: о поэзии и о поэтах. Москва, 1980. - 399 с.

31. Алиев С.М.-С. Дорога в современность. Махачкала, 1977. - 147 с.

32. Алиев С.М.-С. Зарождение и развитие кумыкской литературы. Махачкала, 1979.- 124 с.33: Алиева М.А. Песни о счастье. Махачкала, 1988. - 111 с.

33. Антология дагестанской поэзии. Махачкала, 1981. - Т. III. - 318 с.

34. Асеков З.И. Творчество А.-В. Сулейманова в контексте развития кумыкской поэзии: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1996. - 15 с.

35. Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. Махачкала, 1972.-174 с.

36. Ахмедова Р.А. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. Махачкала, 1999. - 96 с.

37. Ахмедова Р.А. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала, 2002. - 208 с.

38. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.-280 с.

39. Байрумакова Н.М. Кайсын Кулиев. Москва, 1975. - 270 с.

40. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва, 1972. - 318 с.

41. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Москва, 1975. - 502 с.

42. Белинский В.Г. Избранные статьи. Москва, 1979. - 384 с.

43. Биттирова Т.Ш. Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев. -Карачаевск, 1999. 66 с.

44. Бочаров А.Г. Литература и время. Москва, 1988. - 383 с.

45. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. Москва, 1974. - 494 с.

46. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Ленинград, 1978. -223 с.

47. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала, 1987. 237 с.

48. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Махачкала, 2000. - 464 с.

49. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Ленинград, 1940. - 648 с.

50. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: сб. статей. Махачкала, 1986. -143 с.

51. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. Москва, 1963.-255 с.

52. Вопросы поэтики литературы и фольклора: сб. статей. Воронеж, 1974. -152 с.

53. Гайдаров Р.И. Язык и стиль Стальского. Махачкала, 1997. - 180 с.

54. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990.-310 с.

55. Гамзатов Р.Г. Верность таланту. Москва, 1970. - 128 с.

56. Гарунов Р. Можно порадоваться // Ленин ёлу. 1990. 1 мая. На кум. яз.

57. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Москва, 1989. - 256 с.

58. Гинзбург JT.B. О лирике. Ленинград, 1974. - 407 с.

59. Григорьев В.И. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии. -Москва, 1979.-343 с.

60. Гринберг И.О. Три грани лирики. Москва, 1975. - 407 с.

61. Дагестанская литература: закономерности развития (1965-1985). Махачкала, 1999.-456 с.

62. Добролюбов Н.А. Вопросы, заданные жизнью. Москва, 1986. - 351 с.

63. Жанры фольклора народов Дагестана: сб. статей. Махачкала, 1979. -233 с.

64. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. -Ленинград, 1979. 492 с.

65. Зайцев В.А. Русская советская поэзия. Москва, 1984. - 177 с.

66. История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала, 1967. Т. 1.-418с.; Т. 2.-499 е.;

67. История национальных литератур: перечитывая и переосмысливая. -Вып. I. Москва, 1995. - 199 е.; Вып. И. - Москва, 1996.-288 е.; Вып. III. -Москва, 1998.-240 с.

68. Йырчи Казак. Лирика / Перевод Н. Ханмурзаева. Махачкала, 1988. -176 с.

69. Кадимов Р.Г. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала, 2001. - 503 с.

70. Казбекова З.Г. Дагестан в европейской литературе. Махачкала, 1994. -160 с.

71. Капиев Э.М. Неизданное. Махачкала, 1959. - 116 с.

72. Капиева Н.В. Певец колхозной жизни // Дагестанская правда. 1952. 1 марта.

73. Капиева Н.В. По тропам времени. Москва, 1982. - 233 с.

74. Квятковский А.П. Поэтический словарь. Москва, 1966. - 375 с.

75. Кельбеханов P.M. Сулейман Стальский (традиции и новаторство). Махачкала, 1995.-140 с.

76. Кельбеханов P.M. Тагир Хурюгский (традиции и новаторство). Махачкала, 1995.- 153 с.

77. Кельбеханов P.M. Алибек Фаттахов (традиции и новаторство). Махачкала, 1995.- 113 с.

78. Лесневский С.С. Я к вам приду: Поэты. Поэзия. Время. Москва, 1982. -367 с.

79. Ломидзе Г.Л. Ленинизм и судьбы национальных литератур. Москва, 1974.-327 с.

80. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Москва, 1953. - 333 с.

81. Магомедов А. Советские птицы (Совет къушлар). Махачкала, 1935. -111 с. - На кум. яз.

82. Магомедов А. Произведения (Йырлар). Махачкала, 1940. - 111 с. - На кум. яз.

83. Магомедов А. Избранные произведения (Сайламлы йырлар). Махачкала, 1953.- 122 с.-На кум. яз.

84. Магомедов А. Избранные произведения (Сайламлы йырлары). Махачкала, 1958. - 182 с. - На кум. яз.

85. Магомедов А. Без труда не проживешь. Государственная копейка // Дагестанская правда. 1990. 8 авг.

86. Магомедов А. Большевик, нет сомнений в твоей правоте и победе // Советский Дагестан. 1990. № 1. С. 29-30.

87. Магомедов З.А. Композиция песенной лирики народов Дагестана. Махачкала, 2003. - 202 с.

88. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Москва, 1976. - 190 с.

89. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала, 1984. -132 с.

90. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997. - 262 с.

91. Методология современного литературоведения. Москва, 1978. - 367 с.

92. Михайлов А.А. Тайны поэзии. Москва, 1980. - 335 с.

93. Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959. - 116 с.

94. Огнев В.Ф. Горизонты поэзии. Москва, 1982. - 535 с.

95. Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957. - 407 с.

96. Павловский А.И. Советская философская поэзия. Ленинград, 1984. -180 с.

97. Пахрутдинова Р.У. Кумыкская литература и творчество Аткая Аджаматова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 2002. - 16 с.

98. Писарев Д.И. Исторические эскизы. Москва, 1989. - 608 с.

99. Поляков М.Я. Цена пророчества и бунта. Москва, 1975. - 566 с.

100. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. Москва, 1986.-479 с.

101. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. Москва, 1976. - 208 с.

102. Поспелов Г.Н. Теория литературы. Москва, 1978.-351 с.

103. Русская советская поэзия: традиции и новаторство. Ленинград, 1978. -285 с.

104. Соколов А.Н. Теория стиля. Москва, 1968. - 221 с.

105. Способность к диалогу: сб. статей. Москва, 1993. Ч. I. - 224 с.

106. Султанов К.Д. Поэты Дагестана. Махачкала, 1959. - 178 с.

107. Султанов К.Д. Литература кумыков (Къумукъланы адабияты). Махачкала, 1964. - 230 с. - На кум. яз.

108. Султанов К.Д. Певцы разных народов. Махачкала, 1971. - 460 с.

109. Ю.Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. Москва, 1978. - 270 с.

110. П.Султанов К.К. По законам художественности. Махачкала, 1979. - 128 с.

111. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Москва, 1959. - 448 с.

112. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Москва, 1977. - 574 с.

113. Урбан А. А. Образ человека образ времени. - Ленинград, 1979. - 323 с.

114. Хайбуллаев С.М. Наследия и открытия. Махачкала, 1983. - 190 с.

115. Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. Махачкала, 1998. -254 с.

116. Хайбуллаев С.М. Художественный строй аварской поэзии. Махачкала, 2000. - 240 с.

117. Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтический роман. Махачкала, 1998. -332 с.

118. Ханмурзаева Н.К. Ирчи Казак и современная кумыкская поэзия. Махачкала, 1997.- 152 с.

119. Хидуев З.А. Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 2004. -24 с.

120. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. Москва, 1986. -439 с.

121. Чамсединова Г.Ш. Проблема народности в поэзии М. Атабаева: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 2000. - 23 с.

122. Чернышевский Н.Г. Литературная критика. Москва, 1981. - 367 с.

123. Чупринин С.И. Крупным планом. Москва, 1983. - 288 с.

124. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной. Москва, 1990. - 303 с.

125. Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии. Махачкала, 1998. -232 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.