Художественные особенности и идейно-нравственные ориентации поэзии Абдуллы Баширова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Алхасова, Азерина Магомедкаримовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Алхасова, Азерина Магомедкаримовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПИСАТЕЛЬ И ВРЕМЯ: ТВОРЧЕСТВО А. БАШИРОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
1.1 .Жизненный путь А. Баширова
1.2. Социальная лирика А. Баширова
1.3. Сатирические стихи А. Баширова.
1.4. Эволюционные процессы в лирике А. Баширова.
ГЛАВА II. ЖАНР ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БАШИРОВА.
2.1. Поэма «Мансур» А. Баширова.
2.2. Поэма «Партизан Клыч» А. Баширова
2.3. Изобразительно-выразительные средства поэмного наследия
А. Баширова.
ГЛАВА III. ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ А. БАШИРОВА.
3.1. Стихотворные рассказы А. Баширова.
3.2. Проблемы общества и,мир ребенка в детских поэмах А. Баширова
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественные особенности и жанровое своеобразие поэзии Казиява Али2005 год, кандидат филологических наук Магомедова, Айханум Магомедгаджиевна
Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова2006 год, кандидат филологических наук Гаджиева, Альфия Мусаевна
Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова2006 год, кандидат филологических наук Изиева, Зарема Казбековна
Поэзия Магомеда Атабаева в контексте дагестанской литературы: аспекты новаторства и национального своеобразия2007 год, кандидат филологических наук Минатуллаева, Мадинат Магомед-Шапиевна
Творчество народного поэта Дагестана Аткая Аджаматова: художественная концепция личности и общества2011 год, кандидат филологических наук Магомедова, Альбина Шихсолтановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественные особенности и идейно-нравственные ориентации поэзии Абдуллы Баширова»
Актуальность исследования. Литература периода строительства социализма, 1920-1930-х годов, являет собой важный узловой этап истории национальных культур Дагестана, всей страны. Литературное наследие этих лет нуждается в современном прочтении и осмыслении, в плане выявления эволюции художественного мышления в пору беспрецедентных общественно-политических преобразований.
Неординарность воздействия социальных явлений на литературу сказалась и в том, что целый ряд дагестанских писателей в этот период были репрессированы, подвергались арестам, а их творчество было выключено из художественного процесса. Из кумыкских авторов в этом горьком списке фигурируют, например, выдающиеся деятели национальной культуры А. Акаев, Т.-Б. Бейбулатов, Б. Астемиров, Ю. Гереев и др.
Абдулла Баширов, являющийся автором около десяти поэтических книг, изданных в указанный период, был арестован и репрессирован несколько позже, в 1940-е годы. Несмотря на то, что наследие большинства из необоснованно осужденных деятелей словесного искусства со второй половины минувшего столетий стало возвращаться в литературный обиход, творчество А. Баширова, к сожалению, до сих пор остается неизвестным широкому кругу читателей, неоцененным, по существу, в должной мере и исследователями.
Абдулла Баширов является автором семи поэтических книг, известных на сегодняшний день (не все его книги сохранились). Его перу принадлежат первые авторские книги для детей в литературе кумыков и Дагестана в целом, его произведения стоят у истоков литературной сказки, детской поэмы в национальной словесности. Значителен вклад А. Баширова в развитие крупной стихотворной формы', новаторские решения которого обусловливаются мастерским использованием устно-поэтических традиций, в частности, в исторической, героико-романтической поэмах.
Таким образом, неизученность достаточно значительного по объему, многогранного и самобытного по содержанию поэтического наследия Аб-дуллы Баширова определяет актуальность данной работы, являющейся первым монографическим исследованием, посвященным его творчеству.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы являются систематизация, целостная характеристика поэтического наследия Абдул-лы Баширова в контексте кумыкской, всей дагестанской, литературы 19201930-х годов, выявление при* этом доминантных направлений его творчества в художественно-тематическом, жанровом, идейно-нравственном аспектах, определение его роли в художественном процессе указанного периода. Придерживаясь современных* критериев исследования литературного наследия советской эпохи, представляется важным дифференцировать корпус произведений исследуемого автора: вычленить,тексты, написанные под влиянием идеологии тех лет, созданные на злобу дня и воспринимающиеся ныне как слепок минувшей эпохи, акцентируя внимание на произведениях, истинно талантливых, обладающих глубоким художественно-эстетическим содержанием, переживших свое время и вызывающих интерес и поныне.
В отмеченном контексте в работе решаются следующие задачи: осуществляется систематизация и классификация произведений А. Баширова по жанровый и внутрижанровым признакам; выявляются характерные особенности поэтики А. Баширова, своеобразие его дарования, по сравнению с современными ему авторами; при оценке роли поэта в развитии художественного процесса кумыков и всего Дагестана осмысливается его весомый вклад в развитие детской поэзии-и жанра поэмы; исследуются1 формы использования поэтом традиций национального фольклора, опыта кумыкской героико-эпической поэзии и национальной песенной лирики; освещается творческая эволюция автора в русле развития общественных процессов минувшей эпохи и дагестанской литературы.
Методами исследования являются историко-художественный, аналитический, сравнительный, социокультурный.
Источниками исследования являются поэтические книги автора, изданные при его жизни, а именно: «Сборник стихов» (Шиърулар мажмуасы. Махачкала, 1928), «За новую жизнь» (Янгы яшав учун. Махачкала, 1932), «Мулла и поп» (Молла кешиш. Махачкала, 1932), «Кто что делает» (Ким не эте. Махачкала, 1932), «Партизан Клыч» (Партизан Къылыч. Махачкала, 1932), «Мансур» (Махачкала, 1934), «Пионер Кантив» (Пионер Къантив. Махачкала, 1934), а также публикации его произведений в национальной периодической печати.
Объектом исследования является поэтическое наследие Абдуллы Баширова, выразившееся в около десятке книг поэзии, опубликованных в конце 1920 — начале 1930-х годов.
Предмет исследования-— жанровый состав, нравственно-эстетические аспекты, художественное своеобразие, поэтика творчества А. Баширова.
Степень изученности темы. Активный участник литературного процесса 1920-1930-х годов Абдулла Баширов, в числе ряда современных ему дагестанских авторов, как отмечено выше, был необоснованно арестован, осужден и репрессирован. Творчество этих писателей на несколько десятилетий оказалось вычеркнутым из литературной жизни. С определенной демократизацией общественной ситуации в нашей стране, со второй половины 1950-х годов, имена и произведения многих из них стали постепенно возвращаться в литературный обиход, вовлекаться в научный оборот. Однако наследие А. Баширова игнорировалось много дольше.
Произведения А. Баширова, за исключением считанного числа произведений, опубликованных в кумыкской периодике второй половины минувшего столетия, до сих пор остаются неизвестными широкому кругу современных читателей. Аналогично удручающий характер имеет и проблема изучения его творчества. Показательно в этом плане то обстоятельство, что поэтическое наследие А. Баширова, датируемое первой третью столетия минувшего, получило некоторое освещение, - имеются в виду отдельные его произведения, притом в трудах, посвященных проблемам кумыкской, либо дагестанской литератур, в частности, детской поэзии, жанру поэмы, — в конце минувшего — начале нынешнего столетий.
Так, известный дагестанский критик К.Д. Султанов в своей монографии «Литература кумыков» («Къумукъланы адабияты») вовлекает в орбиту своего исследования стихи социального содержания А. Баширова, дает высоt кую оценку егсдетской лирике, поэме «Партизан Клыч». В данном исследовании, являющем собой первую попытку проследить историю развития кумыкской литературы, на фоне исторических поэм 1920 — 1930-х годов, таких, как «Великая революция в Дагестане» («Дагъыстанда уллу инкъылап»), изданной под псевдонимом «Казанищенский агач комуз» («Къазанышлы агъач хомуз»), и-* «Чего5 только не перевидел Дагестан?» («Дагъыстан нелер гёр-дю?») Наби- Ханмурзаева; высоко оценивается поэма «Партизан Клыч» А. Баширова. Так, К.Д. Султанов, определяя вышеназванные поэмы «рифмованной исторической хроникой» («тарихни къапиялашгъан хроникасы»), t противопоставляет им поэму исследуемого автора: «<.> в поэме А. Баши-рова^есть образы живых людей', их мы [словно] видим своими глазами, чувствуем, ощущаем. «Партизан Клыч» - одна из первых кумыкских поэм». («<.> А. Башировну поэмасында жанлы адамланы келпетлери бар, оланы биз гёзюбюз булан гёребиз, гьис этебиз, сезебиз. «Партизан Къылыч» - би-ринчи къумукъ поэмаланы бириси.»)1.
Таким образом, автор «Литературы кумыков» подчеркивает художественное звучание поэмы! Именно в этой связи он называет ее одной из первых поэм в национальной литературе (хотя, как известно, жанр крупной t стихотворной формы у кумыков встречается много раньше, в том числе в досоветский период). К.Д. Султанов отмечает убедительность образов, увлекательный сюжет, мастерское использование монологов, определяющих
1 Султанов К.Д. Литература кумыков (Къумукъланы адабияты). Махачкала, 1964. С. 113. На кум. яз. Подстрочный перевод мой. - А.А. эмоциональную силу воздействия произведения, на читателя. В то же время подмечены и недостатки «Партизана Клыча» - длинноты, необработанность фраз.
В- «Литературе кумыков» подчеркивается, значительная роль, А. Баширова, наряду с А.-П. Салаватовым, в развитие поэзии для детей в первые десятилетия советской власти. К.Д. Султанов, отмечая, что поэт в своей лирике «изобразил новую жизнь детей, природу, диких животных» («яшланы янгы яшавун, табиатны, къыр жанланы суратлагъан»)1, опять же констатирует о некоторой спешке автора, о недостаточной работе над стихом, его формой, техникой исполнения; Поэма «Пионер Кантив» А. Баширова оценивается' следующим; образом: «Изображая, мир глазами Кантива (школьника - А.Л.), поэт расширяет кругозор детей, пробуждает их [читательский] интерес» («Яшланы дюньягьа Къантившо гёзю булан къара-тып, шаир оланы англавун генглешдире, иштагьын артдыра»)2. . . .
В качестве заметных явлений К.Д. Султановым освещаются также стихи социального содержания, сатира:А: Баширова; В целом, «Литература кумыков» способствовала возвращению наследия А. Баширова в литературный процесс, после, двух десятков лет замалчивания; Однако? оно,, это возвращение, в последующем не было подкреплено переизданием- его книг, как,, например, это произошло в' случае с Ю. Гереевым и некоторыми иными репрессированными авторами. То есть реабилитация художественная была, если можно выразиться, неполной, усеченной;
Этим, возможно' обстоятельством определяется то, что очередное обращение исследователей к наследию А. Баширова произошло спустя почти полстолетия после К.Д. Султанова. Дагестанские литературоведы Р.А. Ахме-дова, Ф.Х. Мухамедова, Н.К. Аджаматова уже в постсоветский период дали, более обстоятельную характеристику, отдельных пластов поэзии. исследуемого автора. •
1 Там же. С. 134.
2 Там же. G. 135.
В монографии Р.А. Ахмедовой в ряду значительных эпических поэм кумыкской литературы рассматриваются произведения А. Баширова «Партизан Клыч» и «Мансур». Позитивным, ценным в первой из названных поэм отмечается то, что центральные ее образы Клыч и Хажар изображены «с большим поэтическим подъемом, в динамике», их характеры «даны через их действия»1. По мнению исследователя, «поэма «Партизан Клыч» сыграла значительную роль в развитии эпического жанра поэмы в кумыкской поэзии и утверждение в ней национального духа и общечеловеческих принципов жизни»2.
На взгляд Р.А. Ахмедовой, более удачной в художественном плане видится поэма «Мансур», посвященная национально-освободительной борьбе народов Дагестана. На основе этого произведения отмечаются стройность композиции, успешное применение зарисовок природы. Р.А. Ахмедова приходит к выводу: «Творчество А. Баширова - это прежде всего поэзия мысли и ярких красок. Его дарование отмечено четкостью, эмоциональностью изоз бражения» .
Таким образом, Р.А. Ахмедова выявила одни из важных, характерных особенностей поэм А. Баширова, в частности, изображение героя через поступки, показ его внутреннего мира, эмоционального состояния, продуманность сюжетно-композиционных структур и т.д. Все эти указанные аспекты свидетельствовали не только о прогрессивном развитии крупной стихотворной формы, но и национальной литературы вообще.
Достаточно емкая и целостная характеристика детской поэзии А. Баширова дана в научном' труде исследователя дагестанской литературы для детей Ф.Х. Мухамедовой. Называя имя исследуемого автора в ряду дагестанских писателей, внесших значительный вклад в становление дагестанской детской литературы, названный литературовед конкретизирует адресата
1 Ахмедова Р.А. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. Махачкала, 1999. С. 28-29.
2 Там же. С. 29.
3 Там же. С. 31. его произведений: «Все три книги А. Баширова, упомянутые выше («Мулла и поп», «Кто что делает», «Пионер Кантив» — А.А.), имеют точного своего адресата — младшего школьника. Уже в этой определенности сказалась новаторская тенденция дагестанской детской поэзии»1. То есть кумыкский поэт внес весомую лепту в разрешении проблемы, касающейся специфики литературы для детей. Это важно, так как до А. Баширова данная разновидность словесной культуры бытовала среди так называемой «взрослой» литературы, s в которой возрастная категория читателя не учитывалась.
Автор данной монографии характеризует жанр детских произведений А. Баширова стихотворными рассказами, отмечает наличие в его творческом багаже природоведческих, познавательных стихов, выявляет умелое использование сатирических форм. Подчеркивая своеобразие произведения «Пионер Кантив», Ф.Х. Мухамедова пишет: «Найденный поэтом прием описания увиденного глазами ребенка способствовал естественности и непринужденности повествования. Сменяющиеся одно за другим впечатления придают рассказу живость, энергичность, удерживают внимание читателя»2. I
Не обходит вниманием исследователь и вопросы поэтики детского стиха А. Баширова. Так, в частности, Ф.Х. Мухамедова отмечает: «В отличие от 11-сложника, которым А. Баширов пишет свои «взрослые» стихи, для предназначенных детям стихотворных рассказов он использует 7-сложник, Размер этот более соответствует психологии детей, так как он более подвижен и легок»3.
Считаем целесообразным также отметить, что не все суждения Ф.Х. Мухамедовой, равно как и некоторых иных исследователей, труды которых процитированы в данной работе, вызывают удовлетворение. Наприi мер, вызывает сомнение определение всех без исключения произведений А. Баширова стихотворными рассказами, ограничение их адресата младшими
1 Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература. Махачкала, 2001. С. 34.
2 Там же. С. 35.
3 Там же. С. 36. школьниками и др. Эти суждения, представляющиеся нам спорными, будут s рассмотрены в ходе конкретного изучения произведений А. Баширова.
В целом можно констатировать о том, что Ф.Х. Мухамедова в своей монографии «Дагестанская детская литература», являющейся одной из первых и достаточно основательных работ в этой области, четко определяет основную направленность, содержание произведений А. Баширова, вписывает его творчество в общедагестанский контекст, определяя его роль в становлении и формировании литературы для детей в национальных литературах нашего края.
В монографии Н.К. Аджаматовой «Кумыкская детская поэзия: формиI рование и развитие» расширяется диапазон детских произведений А. Баширова, вовлекаются в научный оборот произведения социального характера,, общественного звучания. «А. Баширов, как Т. Бейбулатов, А.-П. Салаватов, Н. Ханмурзаев, А. Магомедов, К. Али, А. Аджиев и другие кумыкские поэты советского периода, искренне поверившие в лозунги новых властей, с большой любовью, неподдельной искренностью воспел Октябрь как избавителя от векового гнета, как вечный источник радостей и счастья»1, - отмечается в названной монографии. Учитывая принцип историзма, исследователь констатирует о том, что такие произведения А. Баширова, как i
Кто есть, Ленин», «Красноармейцы», «Праздник Октября» и др. имели целью идейно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, адресовались юным читателям и могут рассматриваться как один из пластов детской литературы.
Таким образом, поэзия А. Баширова в определенной мере становилась объектом исследования. Труды предшествующих исследователей, в которых высвечены основные направления, жанрово-тематическое содержание его творчества, охарактеризованы отдельные художественные особенности его произведений, стали подспорьем при выполнении данного исследования. 1
1 Аджаматова Н.К. Кумыкская детская поэзия: формирование и развитие. Махачкала, 2004. С. 109.
Теоретической и методологической базой исследования являются труды классиков русской критической мысли В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др., советских литературоведов М.Б. Храпченко, Ю.Н. Тынянова, Д.С. Лихачева, В.М. Жирмунского, Л.И. Тимофеева, Г.Н. Поспелова, В.В. Виноградова, Л.И. Гинзбург и мн. др.
Литературоведческие исследования последних десятилетий российских ученых Н.С. Надъярных, Н.М. Федь, В.Е. Хализева, Э.Я. Фесенко, а также северокавказских, дагестанских исследователей Г.Г. Гамзатова, Р.Ф. Юсуфо-ва, К.К. Султанова, К.И. Абукова, З.Н. Акавова, А.-К.Ю. Абдуллатипова, С.М. Хайбуллаева, С.Х. Ахмедова, Ч.С. Юсуповой, Р.А. Ахмедовой, М.А. Гусейнова и др., в которых на новом уровне осмысливаются проблемы изучения художественного наследия, также являются основой данной работы.
Научная новизна работы заключается в том, что она являет собой первое монографическое исследование, посвященное творчеству А. Баширова, являющегося одним из ярких и активных участников литературного процесса 1920-1930-х годов. По существу, многие поэтические произведения исследуемого автора впервые вводятся в научный оборот, что способствует воссозданию полновесной и объективной истории развития национальной поэзии на одном из ее переломных, узловых этапов.
Исследование наследия А. Баширова дает возможность проследить формы применения достижений предшествующей, дореволюционной словесности, устно-поэтических традиций в литературе периода становления советской власти, эволюцию художественного мышления в годы идеологического диктата. Творчество А. Баширова способствует высвечиванию путей становления, формирования отдельных жанров, разновидностей литературы, в частности детской.
Поэзия Абдуллы Баширова представляет ценность в аспекте изучения взаимодействий литературы и власти, их притяжений и отталкиваний в годы строительства социализма. В данной работе актуальным представляется рассмотрение использования художественных традиций как фактора определенного преодоления однобокого влияния на литературу господствовавшей официальной идеологии, способствовавшего созданию произведений, имеющих художественную ценность, а не только идейную.
Практическая ценность работы заключается в том, что объемное по количественным показателям, своеобразное, самобытное, многогранное по художественному содержанию поэтическое наследие А. Баширова, впервые столь полновесно вводимое в научный оборот, при том осмысливающееся в i русле современных литературоведческих концепций, несомненно, способствующее воссозданию реальной, объективной картины национального художественного процесса периода строительства социализма, послужит подспорьем при написании истории кумыкской литературы в частности и истории дагестанской литературы вообще. Проведенное нами исследование может быть использовано в качестве основы для спецкурсов на филологических факультетах дагестанских вузов. !
На базе данного исследования, посвященного творчеству А. Баширова, в преподавательской работе, в том числе на спецкурсах, могут быть разрабоi таны такие проблемные направления, как пути развития кумыкской и других литератур Дагестана в плане расширения их жанрово-тематического диапазона; формы влияния идеологии на литературу и ее последствия; творческое осмысление устно-поэтических традиций в пору формирования метода социалистического реализма; истоки дагестанской детской литературы и т. д. Основные положения, выносимые на защиту:
Абдулла Баширов, издавший в первые два десятилетия советской власти поэтических книг, к слову сказать, больше всех среди дагестанских авторов этих лет, внес значительный вклад в развитие литературного процесса.
А. Баширов своим творчеством способствовал расширению жанрового состава национальной литературы, внутрижанровых модификаций крупной стихотворной формы. Им созданы по существу первые образцы литературной сказки, героико-романтической поэмы.
А. Баширов, как и многие современные ему молодые авторы, в начальный период своей деятельности творил в русле идеологических задач, как свидетельствуют об этом прежде всего, социально-политическая лирика, его стихи антирелигиозного содержания (1920-е гг.). В последующем его поэзия эволюционировала, обретая полновесное художественно-эстетическое звучание.
Наследие А. Баширова являет собой один из ярких примеров творческой переработки устно-поэтических традиций. В частности, им успешно использовались опыт и достижения кумыкской фольклорной детской лирики, героико-эпической поэзии^ жанра сказки.
А. Баширов внес весомый вклад в становление и развитие детской поэзии в литературе кумыков и всего Дагестана. Его перу принадлежат первые авторские книги, адресованные детям. Таким образом, исследуемый поэт способствовал своим творчеством «отпочкованию» литературы для детей в отдельную разновидность национальной словесности.
Апробация работы. Данное исследование в качестве диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук, обсуждено на кафедре литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения диссертации нашли отражение в научных статьях, опубликованных в реферируемом журнале, сборниках статей, а также изложены в докладах, прочитанных на конференциях республиканского масштаба.
Структура и объем работы обусловливаются поставленными в ней целями и задачами, степенью изученности темы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественное своеобразие лирики Багаутдина Аджиева2005 год, кандидат филологических наук Азизова, Дина Магомедовна
Идейно-художественные особенности лирики А.А. Меджидова2004 год, кандидат филологических наук Меджидова, Инжили Абдулмеджидовна
Пути развития кумыкской духовной литературы: XVII - нач. XX в.2012 год, доктор филологических наук Акамов, Абусупьян Татарханович
Идейно-художественное своеобразие поэзии А-В. Сулейманова2003 год, кандидат филологических наук Магарамова, Дженет Алевдиновна
Творчество Абасил Магомеда в контексте современной аварской литературы2002 год, кандидат филологических наук Гаджиахмедова, Маржанат Ханмирзаевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Алхасова, Азерина Магомедкаримовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История кумыкской, всей дагестанской литературы свидетельствует о том, что в ее прогрессивном развитии творчество отдельных авторов на определенных этапах сыграло весомую роль. Объективное, всестороннее изучение поэзии кумыков и всего Дагестана 1920-1930-х годов невозможно без должного освещения наследия Абдуллы Баширова, естественно, наряду с другими именитыми авторами: Г. Цадаса, С. Стальским, А. Магомедовым, А.-П. Салаватовым, Т.-Б. Бейбулатовым и др. Дело в том, что в указанный период А. Баширов издал наибольшее количество поэтических книг, по сравнению с иными дагестанскими авторами. Однако не только количественные показатели, но и незаурядные художественные достоинства его произведений свидетельствуют о значительности его вклада в национальную словесность.
С сожалением приходится констатировать о том, что в результате неординарных событий прошлого, его наследие на долгие годы оказалось выключенным из литературного процесса, оставалось не введенным в научный оборот в целостном виде. А. Баширов, как и целый ряд собратьев по литературному цеху, был необоснованно репрессирован. В результате этого его книги были изъяты из библиотек, уничтожены; не все изданные им книги сохранились на данный момент. Но и чудом уцелевшее дает о нем достаточно полное представление, что и отражено в данной работе.
В его книгах стихов «Сборник стихов» (1928), «За новую жизнь» (1932), книгах поэм «Партизан Клыч» (1932), «Мансур» (1934), в поэтических книгах, адресованных детям: сборнике стихотворных рассказов «Кто что делает» (1934), поэмах «Мулла и поп» (1931), «Пионер Кантив» (1934) находят выражение отдельные тенденции, направления словесной культуры периода социалистического строительства, новаторские художественные концепции А. Баширова.
В развитии поэзии А. Баширова наблюдается определенная эволюция. Сначала им был издан сборник стихов с одноименным название («Сборник стихов», 1928), позднее были опубликованы произведения крупной стихотворной формы («Партизан Клыч», «Мансур»). В 1930-е годы активизируется его интерес к детской поэзии. В указанный период А. Башировым внесена весомая лепта в ее становление и формирование, в «отпочкование» ее от «взрослой» литературы, в выделение в отдельную разновидность словесного искусства. Им были изданы первые детские книги в литературах Дагестана, в том числе произведения крупной стихотворной формы для детей («Кто что делает», «Мулла и поп», «Пионер Кантив»).
В годы социалистического строительства, на которые приходится поэтическая деятельность А. Баширова, художественной литературе были свойственны социальный пафос, идеологическая направленность. Подтверждением этого служит и поэзия исследуемого автора. А. Баширов является первопроходцем в освоении важных социальных тем того времени. Восхваление советской нови на фоне отрицания дореволюционного прошлого', критика служителей духовенства имели актуальное в тот период значение. А. Баширов является первым дагестанским автором, создавшим циклы стихов указанного содержания, которые нашли выражение в его дебютной книге «Сборник, стихов».
Учитывая то, что при современном, прочтении произведения отмеченного характера воспринимаются неоднозначно, тем не менее, надо признать, что А. Баширов стремился' облечь социальные идеи в художественную форму. Так, стихи антиклерикального содержания «Кто чего хочет», «Какое значение имеют слова» и др. написаны в форме словарной; при этом трактовка слов и терминов религиозных имеет юмористический характер, свидетельствуя об умелом применении поэтом, форм комизма: подмену сути явления его внешней атрибутикой.
Подвергая стихотворное наследие А. Баширова современной интерпретации, при проведении сопоставительного анализа стихов из книг 1928 и 1932 года изданий («Сборник стихов», изданный на аджаме в 1928 году был переиздан в 1932 году на латинице под названием «За новую жизнь»), мы обнаруживаем примеры корректирования текстов, правок, сокращений, вызванных целью усиления социальной составляющей. Стихи А. Баширова «Голос совести», «Себе», «Мое назидание» и некоторые другие не совсем вписываются в контексте литературы советского периода. Так, стихотворению «Мое назидание» характерна апелляция к ценностям религиозным, что, несомненно, заставляет задуматься, учитывая наличие в творческом багаже поэта произведений антиклерикальных, которые, к слову сказать, в советский период выносились на передний план, а их автор символизировался в качестве борца с религией.
В этой связи, принимая во внимание наличие в творчестве поэта произведений с ярко выраженной религиозной составляющей, религиозной символики во многих стихах (в работе эти примеры приведены), а также внелите-ратурные факторы (А. Баширов был из рода священнослужителей), нами высказывается мнение, что написание стихов, направленных против религии, было, возможно, актом не столько осмысленным, сколько данью «моде». Ведь в период антирелигиозной кампании многие дагестанские авторы посвящали этой теме свои произведения, так как это было принято, считалось само собой разумеющимся.
Поэтика, изобразительно-выразительные средства: метафоры, образы-символы, устойчивые выражения кумыкского языка определяют художественное звучание поэтических произведений малой и крупной форм А. Баширова. Поэмное его наследие по ряду параметров также может быть определено новаторским.
Поэмы «Мансур» и «Партизан Клыч» посвящены борьбе за национальную независимость с царизмом и гражданской войне соответственно. В этой связи на передний план выходит изображение героического характера. Своеобразие данных произведений продиктовано тем, что А. Баширов умело использует традиции фольклорных героико-эпических песен. Именно в такого рода произведениях в литературе 1920-1930-х годов (наряду с произведениями А. Баширова, сюда следует отнести поэмы Т.-Б. Бейбулатова, К. Султанова и др.) находят выражение ментальные черты национального характера, а через это и национальное своеобразие литературы.
Любовь к родине, готовность отстоять ее свободу, даже ценой своей жизни, являются доминантными качествами центральных образов поэм Мансура и Клыча. Национальные нравственно-этические понятия находят полновесное выражение в их отношениях к родине, врагу, женщине. Ситуация выбора, в которой оказываются герои изначально (свобода — неволя; жизнь-смерть), свидетельствует о романтических чертах поэм А. Баширова. Поэтике А. Баширова свойственны последовательное развитие сюжета, мотивация героев через поступки, композиционная стройность изложения. Значительное место в поэмах отводится монологам персонажей, способствующим раскрытию их внутреннего мира, психологического состояния. По своему характеру многие из них также восходят к фольклору: песням-плачам, песням-проклятиям и т.д. Важна роль в поэмах и пейзажных зарисовок. В этом компоненте А. Баширов видится продолжателем уже современных для того времени традиций кумыкской литературы, нашедших выражение в поэмах героического характера Т.-Б. Бейбулатова, датируемых первыми десятилетиями минувшего столетия, являющихся по своим основным показателям предтечами произведений крупной стихотворной формы А. Баширова.
По сравнению со стихами, в поэмах А. Баширова существенно расширяется арсенал изобразительно-выразительных средств. Приводимые в работе сравнения, метафоры, параллелизмы, идиомы, созвучия и т.д. служат свидетельством их осмысленного применения в целях усиления эмоционального, эстетического звучания произведений. Кроме того, строгое следование автора традициям героического фольклора способствовало тому, что в них влияние идеологии ощущается в намного меньшей степени, чем в стихах А. Баширова, и, следовательно, оттеняет их художественную ценность.
Совершенно оригинальным и новаторским явлением видится детская поэзия Абдуллы Баширова. Его весомый вклад заключается, прежде всего, в том, что им были изданы первые авторские книги для детей в дагестанской литературе. В первой половине 30-х годов увидели свет его сборник стихотворных рассказов «Кто что делает» и детские поэмы «Мулла и поп» и «Пионер Кантив».
Его произведения ценны тем, что написаны в увлекательной форме, с учетом возрастной психологии юных читателей. Так, в произведениях природоведческого, познавательного характера «Шапи делает скворечник», «Джамав и зайчонок», «Бажив и коршун» автор рисует с теплотой и задушевностью взаимоотношения детей и животных. И это было ново в кумыкской поэзии. До него пейзажные стихи, адресованные детям, создавались Т.-Б. Бейбулатовым, А.-П. Салаватовым. Новизна произведений А. Баширова заключается в том, что он изобразил животный мир, кроме того, в качестве персонажей изобразил самих детей.
Изображая детей трудолюбивых, пекущихся о здоровье птиц, оберегающих «братьев меньших», автор пробуждает в детях светлые чувства — любви, добра, милосердия. Если говорить в широком аспекте, своими произведениями он способствовал нравственно-эстетическому воспитанию детей.
Поэмам для детей А. Баширова характерны увлекательные сюжеты. В них основу составляют поиски, поездки, путешествия. Так, например, школьник Кантив едет учиться в город, а по возвращении рассказывает об этом своим сельским друзьям-сверстникам. Неведомый прежде ему мир — большой город, поезд, фабрика, завод, зоопарк, море, впервые им увиденные, воспроизводятся через мировидение ребенка, с детской непосредственностью отражая его восторг, что определяет эмоциональную силу самого произведения, сообщает ему живость и динамику.
Учет возрастных особенностей читателя детской книги отражается, в частности, в языке произведений. Они написаны простым языком, доступным для юных читателей. Заметим, в поэзии «взрослой» А. Баширова активно применяются метафоры, идиомы, арабизмы и т. д. В детской же поэзии они отсутствуют, что говорит опять же об определенной авторской концепции.
Поэтическое наследие Абдуллы Баширова, впервые полновесно вводимое нами в научный оборот, видится значительным явлением в литературе 1920-1930-х годов. Хотя оно до сих пор оставалось, по существу, вне поле зрения исследователей, по сравнению с поэзией ряда признанных дагестанских мастеров слова, его творчество дает возможность определения истоков отдельных тенденций, выявления путей развития дагестанской литературы указанного периода.
Современная интерпретация поэзии А. Баширова позволяет говорить о ее многогранности, многомерности. В ней сосуществуют, казалось бы, противоположные вещи: критика религии и воспевание ее нравственной ценности, обличение досоветского прошлого и возвеличивание ее героики, негативное отношение к отдельным представителям общества по политическим мотивам (муллам, богатеям) и сострадание к животным. В этом отражается сама эпоха, в которой он жил, «драма творческого сознания художника» (К.К. Султанов). Правдивая оценка литературного наследия в этом и заключается: помимо выводов, она заставляет задуматься. Творчество А. Баширова этим и привлекательно.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Алхасова, Азерина Магомедкаримовна, 2009 год
1. Абдуллатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984. - 127 с.
2. Абдуллатипов А.-К.Ю. Абдулла Баширов // Адабият Дагъыстан (журн.) 1987. №3. С. 71.-На кум. яз.
3. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы. Часть первая.- Махачкала, 1995. 2Г4 с.
4. Абдуллатипов А.-К.Ю. Темирболат Бейболатов. — Махачкала, 1995. -288 с.
5. Абдуллатипов А.-К.Ю. Художественный мир Темирбулата Бейбулатова.- Махачкала, 2005. 300 с.
6. Абдуллатипова Л.А.-К. Амир Курбанов: основные мотивы и жанры творчества: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1998. - 16 с.
7. Абуков К.И. У костра, зажженного Горьким. Махачкала, 1972. — 108 с.
8. Абуков К.И. Выход на магистраль. Махачкала, 1976. - 175 с.
9. Абуков К.И. На посту. Махачкала, 1978. - 224 с.
10. Абуков К.И. Ступени роста. М., 1982. - 208 с.
11. Абуков К.И. С крестьянской добросовестностью // Дагестанская правда (газ.). 1990. 8 авг.
12. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1992.-236 с.
13. Аджаматова Н.К. Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии: Автореф. дис. . канд. филол. наук. — Махачкала, 1994. — 46 с.
14. Аджаматова Н.К. Кумыкская детская проза: формирование и развитие. -Махачкала, 2004. 181 с.
15. Аджиев А. Мост-радуга (Дарай кёпюр). Махачкала, 1975. - 127 с. - На кум. яз.
16. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971. —45 с.
17. Аджиев A.M. У золотых родников. Махачкала, 1991. - 144 с.t
18. Аджиев A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005. -428 с.
19. Акавов З.Н. Они были первыми (Биринчилер). Махачкала, 1981.- 192 с. — На кум. яз.
20. Акавов З.Н. Забытый, но бессмертный // Советский Дагестан (журн.). 1990. № 1.С. 26-28.
21. Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. - 232 с.
22. Акбиев С.-М.Х. От рукописной книги к печатной (Къол языв китапдан басмагъа ерли). Махачкала, 1982. - 74 с. - На кум. яз.S
23. Акбиев С.-М.Х. Связь времен и дружба литератур. — Махачкала, 1985.- 128 с.
24. Алигер М.И. Тропинка во ржи: о поэзии и о поэтах. М., 1980. -399 с.
25. Алиев С.М.-С. Дорога в современность. Махачкала, 1977. - 147 с.
26. Алиев С.М.-С. Зарождение и развитие кумыкской литературы. — Махачкала, 1979,- 124 с.
27. Алиева М.А. Песни о счастье. Махачкала, 1988. - 111 с.
28. Алиева М.М. Идейно-тематическое многообразие и художественные особенности поэзии Б. Астемирова: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- Махачкала, 2007. 23 с.
29. Антология дагестанской поэзии. Махачкала, 1981. - Т. III. - 318 с.
30. Асеков З.И. Творчество А.-В. Сулейманова в контексте развития кумыкской поэзии: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1996.- 15 с.
31. Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. Махачкала, 1972.-174 с.
32. Ахмедова Р.А. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. Махачкала, 1999. - 96 с. '
33. Ахмедова Р.А. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала, 2002. - 208 с.
34. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.-280 с.
35. Байрамукова Н.М. Кайсын Кулиев. М., 1975. - 270 с.t
36. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. — 502 с.
37. Белинский В.Г. Избранные статьи. М., 1979. - 384 с.
38. Биттирова Т.Ш. Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев.- Карачаевск, 1999. 66 с.
39. Болыная советская энциклопедия. М., 1975. - Т. 22. - 628 с.
40. Бочаров А.Г. Литература и время. М., 1988. - 383 с.
41. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. М., 1974. - 494 с.
42. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. -М., 1979.-263 с.
43. Вагидов А.М. Социалистический реализм и развитие даргинской литераIтуры. Махачкала, 1987. - 237 с.
44. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Махачкала, 2000. - 464 с.
45. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. - 648 с.
46. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: сб. статей. -Махачкала, 1986. 143 с.
47. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.-255 с.
48. Вопросы поэтики литературы и фольклора: сб. статей. Воронеж, 1974.- 152 с.t
49. Гаджиева 3.3., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы (1920-1950 гг.). Махачкала, 2004. - 372 с.
50. Гаджиева 3.3. Заид Гаджиев: жизненный и творческий путь. Махачкала, 2005.-344 с.
51. Гаджиева A.M. Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 2006. - 21 с.
52. Гайдаров Р.И. Язык и стиль Стальского. Махачкала, 1997. - 180 с.
53. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990.-310 с.
54. Гамзатов Р.Г. Верность таланту. М., 1970. - 128 с.
55. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. М., 1989. -256 с.
56. Гинзбург Л.В. О лирике. Л., 1974. - 407 с.
57. Григорьев В.И. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии. — М., 1979.-343 с.
58. Гринберг И.О. Три грани лирики. М., 1975. - 407 с.
59. Гусейнов М.А. Проза кумыков в художественно-стилевом освещении (1920-1941-е гг.). Махачкала, 2006. - 175 с.
60. Гусейнов М.А. Искренняя поэзия Алим Салавата // Вопросы тюркологии (журн.). Махачкала. 2007. С. 118-192.
61. Дагестанская литература: закономерности развития (1965-1985). Махачкала, 1999.-456 с.
62. Добролюбов Н.А. Вопросы, заданные жизнью. М., 1986. - 351 с.,
63. Изиева З.К. Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Са-лаватова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 2006. - 18 с.
64. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. -Л., 1979.-492 с.
65. Зайцев В.А. Русская советская поэзия. М., 1984. — 177 с.
66. История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала, 1967. Т. 1.-418 е.; Т. 2.-499 е.;
67. История национальных литератур: перечитывая и переосмысливая.- Вып. I. М., 1995. - 199 е.; Вып. И. - М., 1996. - 288 е.; Вып. III. - М., 1998.-240 с.г
68. Кадимов Р.Г. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала, 2001. - 503 с.
69. Казбекова З.Г. Дагестан в европейской литературе. Махачкала, 1994.- 160 с.
70. Капиев Э.М. Неизданное. — Махачкала, 1959. — 116 с.
71. Капиева Н.В. По тропам времени. М., 1982.-233 с.
72. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966. - 375 с.
73. Кельбеханов P.M. Сулейман Стальский (традиции и новаторство). — Махачкала, 1995. 140 с.
74. Кельбеханов P.M. Тагир Хурюгский (традиции и новаторство). Махачкала, 1995.- 153 с.
75. Кельбеханов P.M. Алибек Фатахов (традиции и новаторство). Махачкала, 1995.- 113 с.
76. Кельбеханов P.M. Два крыла. Махачкала, 2002. - 341 с.
77. Лесневский С.С. Я к вам приду: Поэты. Поэзия. Время. М., 1982. -367 с.
78. Ломидзе Г.Л. Ленинизм и судьбы национальных литератур. М., 1974. -327 с.
79. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1953. — 333 с.
80. Магарамова Дж.А. Идейно-художественное своеобразие поэзии А.-В. Су-лейманова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 2003. — 26 с.
81. Магомедова A.M. Художественные особенности и жанровое своеобразие поэзии Казиява Али: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 2005.-21 с.
82. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала, 1984. - 132 с.
83. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997. - 262 с.
84. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976. - 190 с.
85. Методология современного литературоведения. М., 1978. - 367 с.
86. Михайлов А.А. Тайны поэзии. М., 1980. - 335 с.
87. Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959. - 116 с.
88. Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская поэзия. Махачкала, 1991. - 111 с.
89. Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература. Махачкала, 2001. -377 с.
90. Наследие, возвращенное народу: сб. статей. Махачкала, 1990. - 226 с.
91. Огнев В.Ф. Горизонты поэзии. М., 1982. - 535 с.
92. Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957. — 407 с.
93. Павловский А.И. Советская философская поэзия. Л., 1984.- 180 с.
94. Пахрутдинова Р.У. Кумыкская литература и творчество Аткая Аджамато-ва: Автореф. дис. . канд. филол. наук. — Махачкала, 2002. 16 с.
95. Писарев Д.И. Исторические эскизы. М., 1989. - 608 с.
96. Поляков М.Я. Цена пророчества и бунта. М., 1975. - 566 с.
97. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986.- 479 с.
98. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. — М., 1976. -208 с.
99. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978. - 351 с.
100. Русская советская поэзия: традиции и новаторство. Л., 1978. -285 с.
101. Соколов А.Н. Теория стиля.-М., 1968.-221 с.
102. Способность к диалогу : сб. ст. М., 1993. - Ч. I. - 224 с.
103. Султанов К.Д. Поэты Дагестана. Махачкала, 1959. - 178 с.
104. Султанов К.Д. Литература кумыков (Къумукъланы адабияты). Махачкала, 1964. - 230 с. - На кум. яз.
105. Султанов К.Д. Певцы,разных народов. Махачкала, 1971. - 460 с.
106. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М., 1978. - 270 с.
107. Султанов К.К. По законам художественности. Махачкала, 1979.- 128 с.
108. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М., 2001. - 196 с.
109. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1959. - 448 с.
110. Ю.Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.- 574 с.
111. Урбан А.А. Образ человека образ времени. - Л., 1979. - 323 с.
112. Хайбуллаев С.М. Наследия и открытия. Махачкала, 1983. - 190 с.
113. Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. — Махачкала, 1998. -254 с.
114. Н.Хайбуллаев С.М. Художественный строй аварской поэзии. — Махачкала, 2000.-240 с.
115. Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтический роман. Махачкала, 1998. -332 с.
116. Ханмурзаева Н.К. Ирчи Казак и современная кумыкская поэзия. Махачкала, 1997. - 152 с.
117. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. — М., 1986.-439 с.
118. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра. М., 1989.-409 с.
119. Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии. Махачкала, 1998. -232 с.
120. Юсуфов Р.Ф. Историософия и литературный процесс: средние века и новое время. М., 1996.,- 301 с.
121. Юсуфов Р.Ф. История литературы в культурфилософском освещении. -М., 2005.-435 с.
122. Список произведений А. Баширова
123. Баширов А. Сборник стихов (Щиърулар мажмуасы). Махачкала, 1928. -26 с. - На кум. яз.
124. Баширов А. Мулла и поп (Молла кешиш). Махачкала, 1931. - На кум. яз.1. ХЫЛ^
125. Баширов А. Кто что делает (Кйм не эте). Махачкала, 1932. - 43 с. - На кум. яз.
126. Баширов А. За новую жизнь (Янгы яшав учун). Махачкала, 1932. - 46 с.- На кум. яз.
127. Баширов А. Партизан Клыч (Партизан Къылыч). Махачкала, 1932.- На кум. яз.
128. Баширов А. Кто такой Ленин? (стихи) // Ростки новой кумыкской литературы (Янгы къумукъ адабиятны оьсюмлери). Махачкала, 1932. - С. 59-61.- На кум. яз. t
129. Баширов А. Пионер Кантив (Пионер Къантив). Махачкала, 1934.- На кум. яз.
130. Баширов А. Мансур (Мансур). Махачкала, 1934. - 23 с. - На кум. яз.
131. Баширов А. Два вопроса муллам // Дагестанская правда (газ.). 1935. 12 мая.
132. Баширов А. Какое значение имеют слова (стихи) // Дослукъ (журн.). 1984. № 3. С. 75-77. На кум. яз.
133. Баширов А. Партизан Клыч // Адабият Дагьыстан (журн.). 1987. № 3. С. 71-79.-Накум. яз.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.