Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Ню Яцянь

  • Ню Яцянь
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 197
Ню Яцянь. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2009. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ню Яцянь

Введение.

Глава I. Теоретические основы интегративной методики обучения игре на фортепиано.

§ 1. Идеи «глобального» образования и «диалога культур» как мировоззренческая основа интегративной методики.

§2. Особенности китайской фортепианной педагогики.

§3. Принципы российской музыкальной педагогики.

Глава II. Практическая реализация интегративной методики обучения игре на фортепиано. Опытно-экспериментальное исследование.

§1. Методика обучения, основанная на интеграции принципов и методов российской и китайской фортепианной педагогики.

§2. Опытно-экспериментальное исследование.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход»

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в среде как российских, так и зарубежных педагогов становится все более популярной идея глобализации образования. Это связано с все большей интеграцией в единое информационное пространство различных стран мира, с проникновением фактически во все уголки земного шара интернета и с все усиливающейся необходимостью людей разных национальностей понять друг друга.

Глобальное образование» - это одно из современных направлений в теории образования и в практике обучения в вузе и школе, возникшее в 70-х годах прошлого века в Соединенных штатах Америки. Идея подобного образования возникла в ответ на стремление общества и, прежде всего, образовательного сообщества к необходимости подготовить человека к жизни во всё более объединяющемся мире. Глобальное образование служит эффективным средством проведения в жизнь идеи «глобализации культуры» (сам этот термин был изобретен американским социологом Дж. Маклином в 1981 году).

По мнению Директора Российского центра по проблемам глобального образования А.П. Лиферова (г. Рязань), «модель глобального образования, разработанная американскими учеными, - философами, социологами, педагогами, — как нельзя лучше подходит для целей гуманизации и демократизации российского образования, интеграции его в мировые образовательные системы»1. И если, как считает автор приведенного высказывания, «модель глобального образования имеет большое будущее в России - стране многонациональной, поликультурной, стремительно меняющейся и готовой к преобразованиям» , то для Китая, который и в экономическом, и в культурном плане все больше входит в мировое з интервью директора Российского центра по проблемам глобального образования, ректора РГПУ им. С.А. Есенина, проф. А.П. Лиферовым («Вузовские вести» №2, февраль 1995 г.).

2Там же. пространство, идея глобального образования оказывается чрезвычайно актуальной. Однако, если в материальном плане идея глобализации решается в Китае с достаточной полнотой, то в сфере духовной, в частности, музыкально-педагогической остается еще значительное поле для деятельности. Сказанное позволяет сделать вывод, что вхождение Китая в мировое музыкально-педагогическое пространство является одной из актуальных проблем современной музыкальной и, в частности, фортепианной педагогики в этой стране.

Проблему глобального образования можно считать проекцией на образовательную сферу более масштабной идеи, а именно, берущей начало в трудах М.М. Бахтина идее «диалога культур». Необходимость в настоящее время культурного диалога, связанная с теми же причинами, что и потребность в глобализации, имеет и собственные основания. Имеется в виду следующее: культура любого народа не может существовать изолированно; будучи, в силу разных обстоятельств, отгороженной от мирового культурного процесса, она имеет тенденцию замыкаться в себе, терять импульс к развитию, к обогащению, что может привести ее к деградации.

Диалог культур, как и глобализация образования, реализуется различными способами. Одной из форм этой реализации может выступить соединение в единой методике обучения принципов и методов, сложившихся в педагогике разных стран. Особый интерес в этом смысле представляет интеграция педагогических установок России и Китая, имеющих разные по своей природе мировоззренческие истоки. Таким образом, необходимость «диалога культур» с Россией в сфере фортепианной педагогики можно также считать одной из актуальных проблем китайской современной музыкальной педагогики.

В Китае сегодня наблюдается небывалый интерес к музыке и, прежде всего, к игре на фортепиано. Однако процесс этот сталкивается с трудностями методического характера. В этой стране активно развиваются многие черты, присущие западноевропейской музыкальной педагогике, в то время как специфика русской пианистической школы остается здесь еще весьма мало освоенной. В связи с этим следует считать еще одной актуальной проблемой китайской музыкальной педагогики отсутствие единой, признанной всем педагогическим сообществом методики обучения игре на фортепиано.

Нельзя сказать, однако, что методическая мысль педагогов-пианистов Китая, страны с многовековой культурой, остается пассивной. Здесь реализуются, например, весьма интересные идеи, берущие начало в мировоззренческой сфере этого народа и потому незнакомые и во многом чуждые европейским музыкантам. «Сращение» этих идей с установками российской музыкальной педагогики, доказавшей на практике свою эффективность, может дать интересный для обеих стран результат, двигая вперед музыкально-педагогическую науку и практику. Можно сказать, что отсутствие интеграции между методами, позаимствованными в европейской «школе», и сугубо национальными методами обучения игре на фортепиано, является еще одной актуальной проблемой китайской музыкальной педагогики.

Несмотря на то, что к вопросу глобализации образования обращались ученые разных стран, а проблема «диалога культур» уже многие десятилетия является объектом внимания философов и педагогов, интеграция педагогических установок в области музыкальной педагогики России и Китая еще не стал предметом специального исследования. Настоящая диссертация призвана восполнить этот пробел. Таким образом, проблему данного исследования составило противоречие между все более возрастающей в Китае потребностью в современных научно-методических разработках в области музыкального обучения и недостатком методик, воплощающих сегодняшние педагогические идеи, в частности, идею глобализации образования.

Целью настоящего исследования явились: теоретическая разработка и практическое обоснование интегративной методики, объединяющей в себе российские и китайские принципы и методы музыкального обучения.

Объектом исследования выступил педагогический процесс в фортепианном классе педагогического вуза.

Предмет исследования - функционирование интегративной методики, содержащей российский и китайский компоненты.

Гипотеза исследования: процесс обучения в музыкально-исполнительском классе станет более успешным, если будет применена интегративная методика, объединяющая в себе:

1. Принципы музыкального обучения, выработанные в России, такие как принципы «слуховой активности», «содержательности», «творчества», «верности авторскому стилю», «подчинения технических задач художественным» и другие;

- принципы развивающего обучения (увеличения объема проходимого репертуара, отхода от пассивных способов деятельности, «интеллектуализации» урока); принципы стилевого педагогического подхода («согласования педагогического процесса со стилем изучаемой музыки»; «опоры на стиль как философскую и историческую категорию» и др.).

2. Российские методы музыкального обучения (метод «сознательного преодоления трудностей», «словесный» метод и метод «показа», игры «про себя», «дирижерский метод» и др.);

- формы и методы развивающего обучения («эскизное разучивание», «чтение с листа»);

- методы и приемы стилевого педагогического подхода (метод «введения в контекст стиля», «интонационно-стилевой анализ», «стилизация», «межстилевое сопоставление» и др.).

3. Методы фортепианного обучения, применяемые в настоящее время в Китае (учет стилей игры «Вэн» и «Ву», свободное дыхание и расслабление по оздоровительной системе «Цигун»).

В соответствии с целью исследования и гипотезой ставятся следующие задачи:

1. Выявление наиболее эффективных принципов и методов российской музыкальной и, в частности, фортепианной педагогики.

2. Изучение особенностей китайской фортепианной педагогики в исторической перспективе.

3. Выявление возможностей интеграции двух национальных методик - России и Китая.

4. Изучение способов реализации целей и задач «глобального образования» как проекции идеи «диалога культур».

5. Проверка эффективности авторской методики в процессе опытно-экспериментального исследования.

Методологической основой исследования явились:

• разработки в области глобального образования, принадлежащие В.М. Данильченко, Я.М. Колкер, JI.B. Левчук, А.П. Лиферову, 3. Мальковой, В. Спасской и др.;

• исследования, опирающиеся на научную концепцию «диалога культур» (М.М. Бахтин, М. Бубер, И.С. Кобозева, Л.Н. Колесникова и др.);

• работы китайских педагогов-музыкантов: У Теин, Сунь Минчжу, Фэн Дэган, Чжао Сяошен, Чжоу Минсу и др.

• исследования российских педагогов-музыкантов: Э.Б. Абдудлина, Р.Н. Гржибовской, А.Г. Каузовой, A.B. Малинковской, А.И. Николаевой, Е.В. Николаевой, Г.М. Цыпина и др.;

• педагогические концепции, представляющие лучшие традиции российской фортепианной педагогики: А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Т.Л. Беркман, М.Г. Когана, Г.Г. Нейгауза, A.A. Николаева, С.И. Савшинского, А.П. Щапова и др.;

• концепции ведущих российских педагогов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Подласова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др.).

Новизна исследования заключается в следующем:

1. Создана методика обучения в музыкально-исполнительском классе, основанная на интеграции российских и китайских педагогических принципов и методов, а также доказана ее эффективность.

2. В результате исследования идея глобализации образования, распространившись на сферу музыкального обучения, обрела новую форму реализации.

3. Доказана правомерность новой формы реализации идеи «Диалога культур» через интеграцию педагогических установок, выработанных в контексте культур разных стран.

Теоретическую значимость обеспечивают следующие положения:

1. На конкретном примере доказана возможность интеграции в единой методической модели педагогических установок, представляющих различные национальные культуры.

2. Выявлены свойства взаимного усиления действия педагогических методов разной мировоззренческой природы, что доказывает новые возможности интеграции.

3. Доказана возможность реализации задач глобального образования как выражения идеи «Диалога культур».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интеграция в единой методической модели принципов и методов различных национальных педагогических систем дает позитивный результат.

2. Разработанная в настоящем исследовании методика может выступить средством реализации идеи «диалога культур».

3. В процессе реализации интегративной методики развивающий педагогический эффект достигается в работе как с китайским контингентом обучающихся в музыкально-исполнительском классе, так и с российскими студентами.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы в педагогическом процессе, проходящем в музыкально-исполнительских классах колледжей и музыкальных школ, а также в лекционных курсах, посвященных вопросам истории музыкально-исполнительского искусства и педагогики.

Исследование проходило в течение трех лет, т.е. с октября 2006 года по октябрь 2009 года на базе кафедры музыкальных инструментов музыкального факультета Московского педагогического государственного университета.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения на заседаниях кафедры музыкальных инструментов Mill У. Результаты исследования отражены в восьми публикациях, как в сборниках научных трудов кафедры, так и в ряде журналов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Ню Яцянь

Заключение

1. В процессе изучения специальной литературы, а также практики преподавания фортепиано в современной России нами были выявлены наиболее эффективные принципы и методы обучения этому предмету, которые были включены в разработанную нами интегративную методику.

2. Китайская музыкальная и, в том числе, фортепианная педагогика в процессе своего становления, с одной стороны, испытала на себе европейское влияние и, с другой, - обнаружила специфические национальные черты. Ими являются: а) согласование музыкально-исполнительского процесса с некоторыми положениями национальной оздоровительной системы «Цигун»; б) учет исполнительских стилей «Вэн» и «Ву».

3. Основой интеграции в единой методической модели принципов и методов обучения игре на фортепиано двух национальных систем выступили: а) единая цель обучения, которую имеют педагогики двух народов -России и Китая, а именно, воспитание нравственного и духовного человека; б) два условия: единая смысловая основа национальных принципов и методов, а также возможность реализации педагогических установок, принятых в одной культуре, через принципы и методы другой культуры. В результате подобной интеграции происходит взаимное обогащение каждой из национальных музыкально-педагогических систем.

4. Разработанную нами интегративную методику можно считать одной из эффективных форм реализации задач глобального образования, так как она: а) дает знание культуры другого народа; б) формирует способность уважать ценности другого народа; в) воспитывает способность осознавать взаимозависимость разных национальных культур.

5. Интегративная методика служит также выражением культурологической концепции диалога культур, так как объединяет в себе педагогические устремления, свойственные двум различным культурам.

6. Исследование доказало, что интегративная методика выступает эффективным средством решения актуальных проблем китайской фортепианной педагогики. Этими проблемами являются: а) необходимость вхождения китайской фортепианной педагогики в мировое музыкально-образовательное пространстве; б) необходимость культурного диалога с Россией как со страной, у которой все более укрепляются экономические и политические контакты с Китаем; в) отсутствие в современном Китае единой методики обучения игре на фортепиано, сохраняющей в себе, с одной стороны, специфику национальных традиций и, с другой, находящейся на уровне современных принципов и методов обучения.

7. Опытно-экспериментальное исследование доказало эффективность разработанной нами интегративной методики обучения игре на фортепиано.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ню Яцянь, 2009 год

1. АбдуллинЭ.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: Программа-конспект высших педагогических учебных заведений. Специальность 030700 - Музыкальное образование. -М., 1996. -111с. •

2. Ай Эр Разговор с Фу Чуном о музыке. Пекин: Саньлянь, 1984.

3. Алексеев А.Д. О проблеме стильного исполнения // О музыкальном исполнительстве. М., 1954. - С. 159-170

4. Алексеев А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища. М., 1957. - 190 с.

5. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. М., 1991. - 104 с.

6. Алексеев В.М. В старом Китае. Дневники путешествий 1907 года. М., 1958.

7. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М., 2002. - 668 с.

8. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? М., 1986. - 175 с.

9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. -494 с.

10. Антология гуманной педагогики. Сухомлинский. М., 1997. - 224 с.

11. Ардимирова Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя. -М., 1994.

12. Арзаманов Ф.Г. О некоторых особенностях многоголосия в китайской народной музыке. / Музыка народов Азии и Африки. Под ред. В.Виноградова. Вып. 5. -М., 1987.

13. Артемьева Т.И. Способности и условия их развития. Автореф. дисс. М., 1969.

14. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учеб. пособие: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1986. - 3 8 с.

15. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие. -М., 1994. 160 с.

16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-ое. Кн. 2. Д., 1971. -163 с.

17. Баренбойм Л. За полвека. Очерки, статьи, материалы. Л., 1989. - 366 с.

18. Баренбойм Л. Путь к музицированию. М., 1973. - 270 с.

19. Баренбойм Л. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М. Блуменфельда. -М., 1964. 58 с.

20. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л. 1974. -336 с.

21. Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс. Л., 1986 - 32 с.

22. Бахтин М.М. Гуманитарное мышление на пороге XXI века. Тезисы III саранских международных бахтинских чтений. В 2 частях. Часть 2. -Саранск, 1995.-239 с.

23. Бахтин М.М. Собр. Соч. т. 5. -М., 1997.-731 с.

24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 422 с.

25. Бейлина С. В классе профессора В.Х.Разумовской. Л., 1982. - 62 с.

26. Белоусов В.Н. Диалог национальных культур и межнациональное общение в странах СНГ и Балтии. //Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999.

27. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. М. 1977. - 103 с.

28. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории. Вып. 1. М., 1992. -59 с.

29. Библер B.C. От наукоученюг- к логике культур. М., 1991.

30. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания. М., 1988. - 298 с.

31. Блинов В.И. Развитие образования в России в XVIII начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. - М., 2001. - 224 с.

32. Богуславский М.В., Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежья // Педагогика, 2000, №9. С. 66-74.

33. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. - 60 с.

34. Батусь Б.С. Аномалии личности М., 1999. - 304 с.

35. Бянь Мэн Образование и развитие китайского фортепианного искусства. -Пекин: Хуалэ, 1996.

36. Бянь Мэн Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры. Дисс. . канд. искусств. СПб., 1994. - 142 с.

37. В классе А.Б.Гольденвейзера. /Сост. Д.Д.Благой, Е.П.Гольденвейзер. -М., 1986.-213 с.

38. Ван Бинь Чжао, Го Тянь-Чи, Лю Дэ Хуа и др. Очерки истории педагогики в Китае. — Пекин, 1997 (на китайском языке).

39. Ван Дон Мэй Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры. Дисс. . канд. искусств. СПб., 2004.

40. Васильченко Е.В. Музицирование на цине и его место в китайской культуре. / Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986. - С. 99-130.

41. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1965.

42. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. СПб., 1998. - 672 с.

43. Волков А.И. Творческий стиль и процесс творчества. // Процессы музыкального творчества. Вып. 2. М., 1997. - С. 21-39.

44. Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. М., 1983.

45. Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. М.-Л., 1965.-124 с.

46. Вопросы музыкального стиля. Л., 1978. - 175 с.

47. Вопросы музыкальной педагогики. М., 1984. - 135 с.

48. Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей под общей ред. В. Натансона. Вып. 4. М., 1976. - 272 с.

49. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997. - 413 с.

50. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избранные психологические исследования. М., 1956.

51. ВэйТингэ Справочник по обучению на фортепиано: ответы на 388 вопросов. — Пекин: Народная музыка, 1997.

52. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. -М., 1999.-32 с.

53. Гат Й. Техника фортепианной игры. М., 1973. - 244 с.

54. Гессен С.Н Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие. -М., 1995 . 447 с.

55. ГетьманВ.В. Творчество Д.Д.Шостаковича и духовно-нравственное становление личности музыканта. -М., 2003. 108 с.

56. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М., 2002. - 175 с.

57. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ., фр. — М., 1990.

58. Глобальные проблемы современности: региональные аспекты: Сб. тр. -М., 1988.

59. Го Чи-Тянь История китайской педагогической мысли. Пекин, 1987 (на китайском языке).

60. Гофман И. Фортепианная игра. Пекин: Народная музыка, 1984.

61. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. -М, 1961.-224 с.

62. Григорьев В. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации. / Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. М., 1988. - С. 69-86.

63. Григорьев В. Исполнительское искусство: состояние, некоторые перспективы. / Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 2. -М., 1997.-С. 15-25.

64. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. Под общей ред. академика РАО B.JL Матросова. М., 1999. - 116 с.

65. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под ред. П.Л. Селивановой. М., 1998. - 333 с.

66. Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование. СПБ., 1992.

67. Гущина В.А. Проблема стиля и стилевого многообразия в искусстве. Дисс. канд. философ, наук. -М., 1984. 175 с.

68. Гэ Дэюэ Чжу Иган о фортепианном обучении. Пекин: Народная музыка, 1989.

69. Давыдов В.В. О теориях развивающего обучения. / Magister, 1996, №1. -С. 7-21.

70. Джуан Сунн Фортепианная музыка для детей(детская музыка) в творчестве китайских композиторов XX столетия. Дисс. . канд. искусств. - Минск, 2006.

71. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. - 37 с.

72. Доценко A.C. Проблема стиля в советской эстетике 20-х годов Дисс. . канд. философ, наук. -М., 1970. - 166 с.

73. ЗакЯ. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов//Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968. — С. 81-99.

74. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968. - 175 с.

75. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование. / Педагогика. 2002. №3. С. 16-21.

76. ЗинченкоВ.П. Образование, культура, сознание. / Философия образования для XXI века. М., 1992. - С. 87-103.

77. Ин Шичжэнь Методика преподавания фортепиано. Пекин: Народнаямузыка, 1990.

78. История педагогики и образования. (От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века). / Под ред. А.И. Пискунова. -М., 2001.-510 с.

79. Карелин А.Я. Освоение музыкальных стилей в процессе обучения игре на фортепиано. -М., 2002. 20 с.

80. КинелевВ.Г. Университетское образование: его настоящее и будущее. / Магистр. 1995, №3.-8 с.

81. Киященко Н.И. Эстетика жизни. Ч. 3. М., 2000. - 117 с.

82. Коган Г. Вопросы пианизма. М., 1968. - 461 с.

83. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1979. - 200 с.

84. Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1977. - 174 с.

85. Коган Г.М. Ферруччо Бузони. М.: Музыка, 1971. - 190 с.

86. Колесникова JI.H. Языковая личность в аспекте диалога культур. Орел, 2001. -287 с.

87. Колесникова JI.H. М. Бахтин слове в жизни // Бахтинские чтения. Наследие М.М. Бахтина в контексте мировой культуры: Материалы научно-теоретической конференции Орел, 1997.

88. Компаниченко Г.Н. Индивидуальный стиль и истоки стилевых тенденций: Дисс. . канд. философ, наук. -М., 1971.-171 с.

89. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. - 383 с.

90. Корнетов Г.В. Гуманистическое образование: тенденции и перспективы. -М., 1993.-135 с.

91. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Д., 1979. - 207 с.

92. Красовская Е.П. Проблемы формообразования в музыкально-исполнительской деятельности. Учебно-методическое пособие. — М., 2003. -87 с.

93. КремлевЮ. Стиль и стильность. / Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. Л., 1965. - С. 53-68.

94. Критская Е.Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки. / Теория и методика музыкального образования детей. М., 1998. - С. 108139.

95. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. М., 1999.-235 с.

96. Л.Н.Оборин педагог. / Сб. статей. -М., 1989.

97. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977. 304 с.

98. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. / Вопросы психологии. -1980. №1.- С.

99. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М., 1985. - 136 с.

100. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.-235 с.

101. ЛиферовА.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. - М., 1997.

102. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода. //Педагогика. 1994. №2.-С. 35-40.

103. Лу Гуаньхуа О двойственности фортепианного обучения в высшем музыкальном образовании. Пекин, 2003.

104. Лукьянов А.Е. Истоки Дао (древнекитайский миф). М., 1992. - 156 с.

105. ЛюЛян Влияние фольклора на фортепианную музыку китайских композиторов XX века. // Материалы Интернет-конференции. Харьков, 2007.

106. Лю Сяодун Правдивые слова Лю Шикуня к детям, изучающим фортепиано. / Фортепианное искусство, №45, 2002, с. 44.

107. ЛюЦзинь-Тао Нерегулярная ритмика в фортепианной музыке китайских композиторов (теория и исполнительская практика). Дисс. . канд. искусств. - Минск, 2007.

108. Малинковская А.В. Искусство фортепианного интонирования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700 «Музыкальное образование». — М., 2005. - 382 с.

109. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. М., 1990.-187 с.

110. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М., 2002. - 203 с.

111. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., 1977. - 127 с.

112. Мастера советской пианистической школы. М., 1954. - 229 с.

113. МедушевскийВ. Музыкальный стиль как семиотический объект. //Сов. музыка. 1979. №3. С. 30-39.

114. МедушевскийВ.В. Интонационная форма музыки. — М., 1993. -266 с.

115. МедушевскийВ.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей. // Муз. современник. Вып. 5. М., 1984. - С. 5-17.

116. Методологическая культура педагога-музыканта. Под ред. Э.Б. Абдуллина. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700 «Музыкальное образование. - М., 2002. - 269 с.

117. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев, 1977. - 78 с.

118. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Советский композитор, 1983. - 260 с.

119. Микешина JI.A., ОпенковМ.Ю. Новые образы познания и реальности -М., 1997-240 с.

120. Михайлов М. Стиль в музыке. -JL, 1981. -261 с.

121. Михайлов М. Этюды о стиле в музыке. JL, 1990. - 284 с.

122. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Научно-практическая конференция 17-21 ноября 1992 года. Вып. 1. М., 1994. - 126 с.

123. Назайкинский E.B. Стиль и жанр в музыке. М., 2002. - 246 с.

124. Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование школьников. Алматы, 1995.-42 с.

125. Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование. Алматы, 1997. - 126 с.

126. Наушабаева С.У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бэнкса) //педагогика. -1993, №1. -С. 104-109.

127. Не На Становление и развитие фортепианного искусства в Китае (до 70-х гг. XX столетия). Дисс. . канд. искусств. - Минск, 2002.

128. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. -М., 1961. 318 с.

129. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. -М., 2000. -526 с.

130. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., 1980. - 112 с.

131. Николаева А.И. К проблеме понимания музыкального стиля. М., 1999. -60 с.

132. Николаева А.И. Категория стиля в педагогике. / Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 2. М., 2001. - С. 66-77.

133. Николаева А.И. Категория стиля и музыкальная педагогика. //Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 3. М., 2001. - С. 46-56.

134. Николаева А.И. О некоторых особенностях работы над произведениями И.С. Баха. / Сб. науч. трудов МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1986. - С. 62-70.

135. Николаева А.И. Основы метбдики стилевого подхода к обучению в классе фортепиано. / Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя-музыканта: Сб. науч. тр. Вып. 3. -М., 1999. С. 31-45.

136. Николаева А.И. Особенности фортепианного стиля А.Н.Скрябина. М.,1983.- 103 с.

137. Николаева А.И. Работа над музыкальным стилем как средство развития творческого мышления. / Творческая педагогика накануне нового века: Материалы I научно-практической конференции. М., 1997. - С, 92-94.

138. Николаева А.И. Развитие комплекса общих и музыкальных способностей ребенка в классе фортепиано: Авторская программа. М., 1998. - 32 с.

139. Николаева А.И. Роль категории стиля в фортепианной педагогике // Профессиональная направленность инструментального обучения будущих учителей музыки: Межвузовский сб. науч. тр. Самара, 1992. - С. 70-78.

140. Николаева А.И. Стилевой подход в музыкально-исполнительском классе как средство формирования личности // Сб. науч. тр. МШ'У: Гуманитарная серия. -М., 2002. С. 356-358.

141. Николаева А.И. Стилевой подход в обучении игре на фортепиано // Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. М., 2001.-С. 200-366 с.

142. Николаева А.И. Стилевой подход в практике педагогов-пианистов // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. Вып. 8. - М., 2002. - С. 75-83.

143. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. Монография. М., 2003. - 349 с.

144. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. — М., 2002. 343 с.

145. Новое мышление в географии: Сб. тр. / Под ред. В.М.Котлякова. М.:1. Наука, 1991.

146. НюЯцянь История и современность китайского фортепианно-исполнительского искусства и педагогики // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. научн. тр. Вып.13. часть 2.-М., 2006, с. 15-24.

147. НюЯцянь Мировоззренческая основа китайской педагогики. //Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. научн. тр. Вып. 14. -М., 2008, с. 64-68.

148. НюЯцянь О концепции китайского фортепианного искусства (теоретический аспект) // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских и теоретических дисциплин. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 7.-М., 2007, с. 30-35.

149. Ню Яцянь Принципы целостного педагогического процесса в фортепианно-исполнительском классе // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. науч. тр. Вып.14.-М., 2008, с. 56-64.

150. Ню Яцянь Некоторые проблемы и противоречия в обучении пианистов в ВУЗах КНР на современном этапе // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта Сб. науч. тр. - Вып.15.-М., 2009.-С. 42-48.

151. НюЯцянь О перспективах оптимизации процесса обучения игре на фортепиано в ВУЗах Китая // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта Сб. науч. тр. - Вып. 15.-М., 2009.-С. 148-152.

152. Один мир для всех: контуры глобального сознания. -М.: Прогресс, 1990.

153. Орлов В.И. Методологические основы обучения. -М., 2000. 71 с.

154. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева. М., 1984. - 302 с.

155. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М., 1965. - 344 с.

156. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. //Сб. статей. Вып. 1. -М., 1955.-230 с.

157. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 1. Под ред. A.A. Николаева. -М., 1950.-217 с.

158. ПалаткинаГ.В. Мультикультурное образование в полиэтническом пространстве. Монография. Астрахань: АГПУ, 2001. - 74 с.

159. ПанВэй О некоторых стилистических особенностях китайской фортепианной музыки XX века (сонаты Ван Цзян-чжуна, Ван Ли-пиня и Ло Чжун-жуна). // Вести Белорусской государственной академии музыки. -№9,2006.-С. 76-82.

160. ПанВэй Черты «сонатинного» стиля первых десятилетий XX века в музыке китайских композиторов. // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. №2, 2007. - С. 35-7.

161. Перельман Н. В классе рояля. Л., 1986. - 79 с.

162. ПечкоЛ.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991. -100 с.

163. Пиличяускас A.A. Познание музыки как воспитательная проблема. М., 1992.-38 с.

164. ПлоховаМ.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917 1987 гг.). Автореф. . дисс. д-ра пед. наук. -М., 1989.-41 с.

165. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В двух книгах. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения. М., 2000. - 574 с.

166. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В двух книгах. Книга 2. процесс воспитания. М., 1999. - 256 с.

167. Психолого-педагогический словарь Ростов-на-Дону, 1998.-541 с.

168. Проблемы музыкальной педагогики. Сб. тр. -М., 1981. 138 с.

169. Раабен Л.Н. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве. / Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. Л., 1962. - С. 20-51.

170. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. Л., 1979. - 320 с.

171. Рабиновичи. О работе с учеником над музыкальным произведением // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М., 1955. - С. 52-115.

172. Рожков И.И., Байбородова JI.B. Теория и методика воспитания. М., 2004.-382 с.

173. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.

174. Седракян JIM. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры. -М., 2007. 94 с.

175. СенькоЮ.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.-235 с.

176. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.-448 с.

177. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов А.Н. Педагогика: Учеб. пособие. -М., 1997. 512 с.

178. Сохор В. Стиль, метод, направление (к определению понятий) // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. Л., 1965. - С. 3-15.

179. СуЩя Фортепианная музыка Дин Шаньдэ // Об известных мастерах и современных музыкальных произведениях Китая, 2005.

180. Сунь Вэйбо Полифонический цикл в фортепианном творчестве китайских композиторов: традиции и новаторство. Дисс. . канд. Искусств. -Минск, 2006.

181. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Л., 1971.

182. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общей ред. А.Г. Каузовой и А.И. Николаевой. М., 2001. - 366 с.

183. Теория и практика глобального образования. Рязань, 1994. - 189 с.

184. ТепловБ.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

185. Терентьева H.A. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учеб. пособие: В 2 ч. СПб., 1994.

186. ТимакинЕ.М. Воспитание пианиста. М., 1984.-144 с.

187. У Теин, Сунь Минчжу Краткая методика фортепианного обучения. -Пекин: Хуалэ, 1997.

188. Уроки мастерства. В классе А.Б. Гольденвейзера. М., 1986.

189. УшинскийК.Д. Нравственное влияние как основная задача воспитания / Собр. соч.: В 2 т. T. 1.-М., 1953.-639 с.

190. ФейгинМ. Индивидуальность ученика и искусство педагога.-М., 1968.

191. Фейнберг С.Е. Пианист, композитор, исследователь. М., 1984. - 231 с.

192. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965. - 516 с.

193. ФростЭ.Л. Что такое глобализация? // Государственная служба за рубежом. Глобализация, проблемы, перспективы. / Реферативный бюллетень. -М.: РАГС, 2002.

194. Фу Минь Письма Фу Лай из дома. Пекин: Саньлянь, 1981.

195. Фэн Дэган О расширении учебных содержаний и системы предметов для обучения на фортепиано в педвузах. Пекин, 2000.

196. ХаньПейдун Глубокое чувство к Китаю. О концерте китайских произведений Чжоу Гуанжэнь и ее учеников. / Фортепианное искусство, 2005, №74.

197. Цивилизации. Вып. 2. -М., 1993.

198. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984. - 174 с.

199. Цыпин Г.М. Развитие учащегося фортепианного класса: формы и методы // Вопросы музыкальной педагогики. Редактор-составитель В.А. Натансон. Вып. 1.-М, 1979.-С. 44-58.

200. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М, 1975. - 106 с.

201. Цыпин Г.М. С. Рихтер. Творческий портрет. М., 1987. - 25 с.

202. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994. - 368 с.

203. Чжао Сяошэн Путь к фортепианному исполнительству. Пекин: Мироваякнига, 1999.

204. Чжоу Гуанжень Памяти выдающегося китайского пианиста Шуй Фэйпин. / Фортепианное искусство, №37, 2002, с. 35.

205. Чжоу Минсу Новое слово в обучении детей фортепиано. / Музыкальная жизнь, №6, 2005, с. 52.

206. ЧжоуЧжэнмао Основные пути совершенствования фортепианной подготовки специалистов в вузах КНР. -М., 2008.

207. Чинаев В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХУШ XX веков. Автореф. дисс. . д-ра искусств. - М., 1995. -48 с.

208. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1985.-70 с.

209. ШнеерсонГ.М. Музыкальная культура Китая. М., 1952.211. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. - М., 1960. - 171 с.

210. ЯнХэпин Как реформировать изучение истории музыки в педвузах. -Пекин: Народная музыка, 2003, №4.

211. ЯньЧжэн Периоды становления и развития общего музыкального образования в Китае в XX веке. // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. №3, 2007, с. 44 - 51.

212. Li-ang Mingyue Music of the Billion. An introduction to Chinese musical culture, N.Y., 1985.

213. Tucker J.L. Global Education. Partnerships Between Schools and Universities. // Global Education: From Thought to Action. Alexandria: ASCD, 1990.

214. Tucker J.L. Global Awareness Through Global Education. //Promising Practices in Global Education: A Handbook with Case Studies. /Ed. By R.E. Freeman, N.U., 1980.

215. Туе К.A. A Look to the Future. //Global Education: From Thought to Action. Alexandria: ASCD, 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.