Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения: На материале уроков фортепиано в ДМШ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бычков, Игорь Эдуардович

  • Бычков, Игорь Эдуардович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 141
Бычков, Игорь Эдуардович. Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения: На материале уроков фортепиано в ДМШ: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бычков, Игорь Эдуардович

Введение. с Л

Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы освоениястемных знаний о музыке.

1.1. Музыкальная культура в контексте педагогической науки. (М?

1.2. Системность знаний как проблема музыкальной педагогики. < .а (>

1.3. Межпредметные связи - фактор реализации интегратив-ного содержания уроков фортепиано. t

Глава П. Методы освоения системных знаний о музыке на уроках фортепиано в ДМШ.

2.1. Роль творческих методов обучения в формировании системных знаний учащихся на уроках фортепиано.с

2.2. Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования проблемы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения: На материале уроков фортепиано в ДМШ»

Актуальность проблемы исследования "Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, современнее. Вы увидите жизнь в иных токах и красотах", --- эти слова великого композитора Д. Д. Шостаковича являются своего рода' напутствием для каждого, кто посвятил себя музыкальной педагогике. Став на этот путь, человек должен стремиться почувствовать до конца необыкновенную природу музыки, познать силы ее воздействия на ребенка. И одновременно, находясь в непрерывном поиске, настойчиво учиться тому, как передавать эти тайны своим ученикам. В школе мы учим ребенка любить родной язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки. Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но и слушание шедевров музыкального искусства, их понимание. Музыка, быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе; в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые иногда невозможно выразить словами. Зажечь, заразить ребенка желанием овладеть языком музыки --- главнейшая из первоначальных задач педагога. Разумеется, чтобы найти наилучшие пути для достижения полноценных результатов, педагог должен вести постоянный поиск в области методики преподавания музыки, отыскивать и внедрять в практику такие средства обучения, которые позволяли ученику максимально проявлять себя в любых областях музыкального творчества, в слушании, исполнительстве, сочинении.

Современные исследования в области музыкальной педагогики (Д. В. Кабалевский, Э.В. Абдуллин, О. А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, JI.A. Рапацкая и др.) выделяют в качестве задач музыкального воспитания организацию такого восприятия музыки, при котором она оказывала бы душевный отклик и желание поразмышлять о ней, о жизни, об искусстве живописи, литературы, театра и др. Известно, что музыка по своей природе изначально тяготеет к художественному синтезу. В истории музыкального искусства нет такого перехода, когда бы музыка не синтезировала другие искусства. Этот синтез естественен, т.к. в контексте художественной культуры виды искусства не существуют друг без друга. Вместе с тем, эта природа музыкального искусства не получила достаточного воплощения в теории и практике музыкального воспитания. Лишь за последние годы мы можем наблюдать тенденции к созданию интегративных моделей художественной культуры на уроках музыки в общеобразовательной школе (4-ый класс) на уроках мировой художественной культуры. Однако эти сдвиги пока что не привели к созданию педагогической системы, в которой музыка рассматривалась бы как органичный компонент художественной деятельности человека. Все это приводит к мысли о том, что в области музыкального воспитания и образования есть много нерешенных проблем. В их числе --проблемы содержания музыкального обучения в детских музыкальных школах (ДМШ).

Известно, что ДМШ играют весьма заметную роль в системе массового музыкального воспитания школьников в нашей стране. Сегодня, как явствуют программные установки, перед этими учебными заведениями стоят две основные задачи. Во-первых, дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить их к сокровищам мирового музыкального искусства, воспитать у детей развитый эстетический вкус, привить им навыки игры на музыкальном инструменте (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, игра в ансамблях, умение аккомпанировать легкие фортепианные партии и др.). Во-вторых, ДМШ призваны подготовить наиболее одаренных учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения, к продолжению музыкального образования в музыкальных и музыкально-педагогических училищах, далее --- в вузах.

Содержание обучения в любом учебном заведении определяется целью и задачами. Исходя из проблемы, положенной в основу нашего исследования, мы обратились к анализу программы по фортепиано для ДМШ. Задачи обучения на уроках фортепиано в ДМШ, перечисленные в этой программе (97), весьма четко разграничивают четкую и специальную музыкальную подготовку ребенка в индивидуальном классе. Речь идет о том, что эти задачи четко разграничивают уровень подготовки детей с разными музыкальными способностями. Однако по существу содержания формы и методы работы с детьми разного уровня одаренности в существующей литературе остаются невыделенными. При этом, несмотря на декларативную установку дать всем учащимся общее музыкальное образование, практика работы ДМШ представляет несколько иную картину. Не секрет, что в фортепианной (или другой инструментальной) подготовке учащихся превалирует "концертно-исполнительский уклон". Это означает, что как в специализированных школах для одаренных детей, так и в обычных районных ДМШ преобладает погоня за выращиванием молодых виртуозов в ущерб общему музыкальному развитию большинства детей.

Опыт работы с детьми разных возрастов на уроках фортепиано, а также анализ содержательных сторон обучения показал, что школьники разного уровня одаренности страдают не только из-за "концертно-исполнительского" крена музыкального образования, но и из-за отсутствия согласованности и скоординированнности разных предметов ДМШ. Отсутствие взаимосвязи при предметном освоении музыки на уроках фортепиано (или любого другого музыкального инструмента), сольфеджио, музыкальной грамоты, музыкальной литературы приводит к тому, что учащиеся как первой (общее музыкальное образование), так и второй (первая стадия профессионального музыкального обучения) категорий ДМШ не получают базового образования, показателем которого является сформированные у ребенка основы музыкальной культуры. При этом школьники, которые избрали профессию музыканта, будут доучиваться в музыкальных училищах и восполнят пробелы в интеграции музыкальных знаний. Те же учащиеся, для которых ДМШ явилась первым и последним звеном музыкального образования, останутся "музыкальными недоучками", скоро забывшими обо всем, чему учили в ДМШ и пополнившими армию любителей сомнительных эстрадных шлягеров.

Подчеркнем, что проблема формирования музыкальной культуры школьников для отечественной педагогики остается актуальной несмотря на то, что ее анализу посвящены работы многих ученых и педагогов-практиков (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, JI.B. Горюнова, J1.A. Рапацкая и др.). Известно, что еще Д.Б. Кабалевский сформулировал цель начального музыкального воспитания в общеобразовательной школе, --- сформировать музыкальную культуру учащихся как часть всей их духовной культуры ( , с. 4). Категория "музыкальная культура" в ее педагогической интерпретации для общеобразовательной школы наиболее полно разработана в трудах Э.Б. Абдуллина, который проанализировал содержание самого понятия "музыкальная культура", выделив ее основные компоненты ( ) . Феномен музыкальной культуры в аспекте музыкально-педагогической деятельности исследован Л.Г. Арчажниковой ( ) .

Проблемой формирования музыкальной культуры подростков занимались Ю.Б. Алиев и В.И. Петрушин. Музыкальная культура как компонент художественной культуры изучена в трудах JT.A. Рапацкой ( ).

Теоретические положения, выдвинутые этими исследователями, получили отражение лишь в программах общеобразовательных школ и в практике работы музыкально-педагогических факультетов педвузов. Категория музыкальной культуры, интегрирующая разнообразные знания и умения в контексте содержания музыкального обучения в ДМШ осталась неразработанной.

Вместе с тем очевидно, что при установке на базовое музыкальное образование учащихся необходим именно культурологический подход к содержанию, формам и методам обучения. На наш взгляд, музыкальная школа должна формировать основы музыкальной культуры учащихся вне зависимости от уровня одаренности или дальнейшей нацеленности на профессиональное музыкальное образование. Поэтому мы рассматриваем категорию музыкальной культуры в двух аспектах: во-первых, как основу содержания музыкального обучения и, во-вторых, как цель музыкального образования в ДМШ. В контексте указанных методологических установок мы формируем проблему исследования, которая заключается в том, чтобы преодолеть ряд противоречий, сложившихся в теории и практике музыкальной педагогики. К ним мы относим: а) противоречие между предметным освоением музыки в ДМШ и необходимостью формирования у учащихся целостных представлений и системных знаний о музыкальной культуре; б) противоречие между интегративным содержанием уроков фортепиано и отсутствием соответствующих методических разработок, позволяющих осуществлять межпредметные связи различных музыкальных дисциплин; в) противоречие между творческим характером отношений ребенка к музыке, его образным мышлением и необходимостью осваивать в учебном процессе логические структуры основ музыковедения, формировать системные знания о музыке. Системные знания о музыке мы рассматриваем как основной компонент музыкальной культуры, обладающий интегративными качественными характеристиками и позволяющий связать в единое целое разнообразные виды музыкальной деятельности ребенка на начальной стадии обучения.

Освоение системных знаний о музыке на уроках фортепиано в ДМШ связано со спецификой обучения игре на музыкальном инструменте. Эта специфика определяется прежде всего творческим характером музыкального обучения. Ребенок, открывая для себя новые прекрасные мелодии, завораживающие ритмы музыки, развивает свои музыкальные и общие творческие способности. Следовательно, задача педагога использовать такие методы работы с детьми, которые бы помогали, а не мешали раскрепощению творческого потенциала личности.

О важности использования творческих методов обучения в музыкальном воспитании писали многие теоретики музыкальной педагогики XX века. Конкретные методики воспитания детей через музыкальное творчество были разработаны Б.В. Асафьевым и Б.Л. Яворским. Б.В. Асафьев предлагает, в частности, уже на ранней стадии обучения привлекать детей к "композиторству", а не ограничиваться специализацией в области инструментальной игры. Он писал, что, как только у детей накопится "некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ним импровизировать" ( , с. 94). Широкую известность в отечественном музыкальном воспитании приобрела методика и Б.Л. Яворского, в основе которой лежала идея творческого развития ребенка через самые разные формы художественной деятельности в широком смысле этого слова. О необходимости сочетания исполнительства с творчеством, исполнительства с "композиторством", импровизацией, игрой по слуху, писали JT.A. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Я.И. Мильштейн и другие музыканты.

Эти идей педагогов-практиков перекликаются с данными психолого-педагогической науки. Известно, что проявлением творческого начала является образное мышление, которое считается специфической формой мышления школьников младших классов (JT.C. Выготский, А.В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, B.C. Мухина, З.Н. Новлянская, А. А. Мелик-Пашаев, Д. Б. Эльклнин и др.): Изучение особенностей интеллектуального развития детей, начиная с шестилетнего возраста (то есть, с того возраста, когда обычно начинаются занятия фортепиано в ДМШ) показали, что для последующего успешного обучения основам любых наук огромное значение имеет сформированность творческого образного мышления, проявлением которого, в частности, является фантазия и воображение. Развитость логического мышления в этом раннем для обучения возрасте не является гарантией успешного обучения ребенка в дальнейшем. (Д.Н. Богоявленская, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская и др.). Кроме того, как подметили некоторые исследователи, дети младшего школьного возраста необычайно близки к сугубо человеческому, "художественному" типу отражения действительности в мыслительной деятельности. Для этого типа характерны яркость переживаний и восприятия образного мира, отношений людей, образов искусства, наглядная, опять-таки образная память, богатство воображения при некоторой недостаточности абстрактного мышления (А.В. Запорожец, Н.С. Лейтес).

Все это подтверждает мысли педагогов-музыкантов необходимости разработки методики творческого развития ребенка на начальной стадии обучения музыке. Сам характер педагогического воздействия на школьника должен соответствовать а) особенностям его образного мышления, предрасположенностью к творчеству; б) спецификой музыкального искусства, несущего в себе мощный заряд творческой энергии при его восприятии, исполнении, работе над особенностями музыкальных стилей, жанров, форм, Теория и повседневная музыкально-педагогическая практика показывают, что перевод ученика на начальной стадии постижения музыки из сферы творческого образного мышления в сферу рационального постижения приемов фортепианной игры ведет к невосполнимым утратам в будущем. Все это накладывает особый отпечаток на характер, стиль, методы работы с детьми над рациональной сферой музыки, к которой относятся системные музыкальные знания.

Исходя из сказанного, целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий освоения системных знаний о музыке на уроках фортепиано.

Объектом диссертации является содержание и методы музыкального обучения школьников младшего и среднего возраста в ДМШ.

Предмет исследования --- процесс освоения системных знаний о музыке на уроках фортепиано.

В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что освоение системных знаний о музыке в классе фортепиано зависит от: изменения мотивации учебной деятельности в сторону усиления эстетико-культурологической направленности; включение в содержание уроков фортепиано обучающих понятий, интегрирующих представления о музыкальной культуре как целостности; осуществления межпредметных связей исполнительской и теоретической подготовки учащихся;

- использования специальных творческих методов обучения.

Указанные выше проблема, цель, объект, предмет и гипотеза диссертационного исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Исследовать категорию системных знаний о музыке с культурологических позиций.

2. Проанализировать содержание и выделить виды системных знаний о музыке в контексте уроков фортепиано в ДМШ.

3. Выявить педагогические условия, способствующие освоению системных знаний учащимися на занятиях по фортепиано.

4. Обосновать и экспериментально проверить методику освоения системных знаний о музыке.

Методологическую базу нашего исследования составляют положения современной культурологии, в которой феномен музыкальной культуры предстает как целостность в единстве всех его компонентов --- творчества, исполнительства, восприятия музыки, а также работы в области педагогики и психологии, изучающие проблему знаний как компонента содержания образования. Разрабатывая конкретную методологию, мы опирались на труды в области фортепианного искусства, исполнительства, музыкальной педагогики, раскрывающей особенности обучения ребенка в ДМШ.

Методы исследования: теоретический анализ культурологической, философско-эстетической, психолого-педагогической и музыковедческой литературы;

- изучение опыта работы преподавателей ДМШ в классе фортепиано; анализ учебных планов, учебных программ, методических разработок, авторских программ педагогов ДМШ;

- моделирование учебного процесса, направленного на освоение системных знаний о музыке на уроках фортепиано;

- опытно-экспериментальная работа (педагогическое наблюдение, анкетирование, рейтинг).

Для реализации задач, поставленных в исследовании, потребовалась опытно-экспериментальнаяработа, которая проводилась автором на базе детских музыкальных школ г.Москвы. Эта работа велась в течение шести лет в несколько этапов. Первый этап (1992 - 1994) был посвящен изучению теории вопроса, исследованию уровня сформированности системных знаний о музыке учащихся ДМШ, наблюдению за работой преподавателей ДМШ в классе фортепиано, предварительному эксперименту. Второй этап (1994 -1995) был посвящен обоснованию методики обучения, направленной на освоение системных знаний о музыке. Третий этап (1996 -1997) был связан с освещением теоретического опыта и анализом полученных экспериментальных данных.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась взаимопроверкой данных, полученных в результате теоретического анализа и экспериментальной работы. Интеграция данных осуществлялась методом качественного анализа и математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: исследована категория системных знаний о музыке с культурологических позиций, выделены музыкально-теоретические, музыкально-исторические и культурологические виды системных знаний;

- осуществлен анализ системных знаний о музыке в контексте уроков фортепиано в ДМШ, в содержании которых выделены исполнительский и теоретический компоненты; определены основные педагогические условия (осуществление межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, освоение обобщающих понятий интегративного содержания, использование творческих методов обучения, сочетание групповых и индивидуальных форм работы), способствующие освоению системных знаний учащимися ДМШ;

- научно обоснована и экспериментально проверена методика освоения системных знаний о музыке на уроках фортепиано.

Практическая значимость исследования заключается в том, что методика, разработанная автором, позволяет практически решать задачи формирования музыкальной культуры учащихся ДМШ на уроках фортепиано. Теоретические положения и методические рекомендации данной диссертации могут быть использованы в практике работы с детьми на других музыкальных предметах и в других учебных заведениях (фортепианные кружки общеобразовательных школ, музыкальные классы школ с углубленным изучением музыки и др.). Некоторые положения разработанной методики могут быть полезны для занятий с учащимися музыкальных и музыкально-педагогических училищ, а также использованы в педагогической практике студентов музыкальных и музыкально-педагогических вузов.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Системные знания о музыке представляют собой знания интегративного характера, отражающие целостность музыкальной культуры. В содержании музыкального обучения системные знания формируются на основе межпредметного взаимодействия исполнительской, музыкально-теоретической и музыкально-исторической подготовки учащихся.

2. Механизм освоения системных знаний на уроках фортепиано опирается на взаимосвязь обобщающих теоретических понятий точных, варьирующих, эстетических) с художественно-образным содержанием изучаемого музыкального произведения. Показателем динамики освоения системных знаний учащимися ДМШ является органичное сочетание выразительного исполнения музыки с устным ее анализом (сравнением, пояснением, рассказом, сопоставлением с другими видами искусств).

3. Эффективность освоения системных знаний о музыке в классе фортепиано обеспечивается использованием разнообразных творческих методов обучения (игровые методы, метод интенсивного и развивающего обучения), а также сочетанием индивидуальной и групповой форм работы.

Апробация работы осуществлялась в процессе проведения опытно-экспериментального исследования в детских музыкальных школах №№ г.Москвы; в условиях руководства педагогической практикой студентов музыкально-педагогического факультета МГОПУ в ДМШ № Солнцевского района г.Москвы; через публикацию научных статей. Результаты настоящего исследования докладывались на кафедре музыкальных инструментов МГОПУ (1995, 1996), на конференции студентов, преподавателей и аспирантов МГОПУ "Культура и музыкальная педагогика: проблемы интеграции" (1995) .

В результате проведенной работы автором обнаружена зависимость учебной деятельности школьников на уроках фортепиано от методов, стимулирующих творческую активность (сочинение, импровизация, подбор по слуху, сопоставление музыкального образа с другими видами искусств и др.). Обнаружены и исследованы закономерности действия принципа межпредметных связей в специфических условиях инструментального обучения. В диссертации определены критерии сформированности системных знаний о музыке в их зависимости от претворения компонента музыкальной культуры в содержании обучения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бычков, Игорь Эдуардович

Выводы во второй главе

Опытно-экспериментальная работа подтвердила наше предположение о том, что уроки фортепиано могут являться базой для освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения. Интегративный характер фортепианных занятий позволяет не только постигать основы исполнительства, но и изучать на конкретном и живом материале разнообразные музыкально-теоретические, музыкально-исторические и эстетические знания в их взаимосвязи.

Разработанная методика предполагает сочетание занятий на инструменте с целенаправленным анализом понятийной стороны музыки. При этом следует применять творческие методы обучения, к которым мы отнесли метод интенсивного обучения, игровые методы (сюжетно-ролевые, проблемно-моделирующие) , м'етод развивающего обучения. Применение творческих методов обучения зависит от установки урока, направленного на усвоение системных знаний о музыке. Результаты работы по экспериментальной методике зависят от объема и качества знаний, полученных на занятиях по музыкальной грамоте, сольфеджио, музыкальной литературе, а также от умения учителя подобрать для ребенка музыкальные произведения, наиболее отвечающие его интересам и творческим данным. Применение перечисленных методов способствует интеллектуализации учебного процесса в классе фортепиано, что в конечном итоге означает приобщение учащихся к пониманию ценностей музыкальной культуры.

Сделанные в ходе опытно-экспериментальной работы "срезы" выявили динамику освоения учащимися системных знаний разных видов --- музыкально-теоретических, музыкально-исторических, культурологических. Полученные данные свидетельствуют, что наиболее высоких показателей добивается преподаватель при условии использования разработанной методики во всей ее полноте, в сочетании содержательной стороны занятий с творческими методами обучения. Итоговые данные подтвердили наличие у учащихся первой экспериментальной группы системных знаний межпредметного характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

•В соответствии с целью, задачами, общим замыслом исследования нами были выявлены теоретические предпосылки проблемы освоения системных знаний о музыке на уроках фортепиано в ДМШ, Мы выяснили, что данная проблема является малоразработанной в музыкальной педагогике и методике преподавания музыки. Это потребовало рассмотрения категории системных знаний с позиции разных наук --- культурологии, педагогики, музыкознания. В процессе теоретического анализа было установлено, что системные знания являются базисным основанием музыкальной культуры. Они интегрируют ее компоненты в единое целое, являются важнейшей категорией содержания музыкального обучения. Вследствие этого мы пришли к выводу, что процесс освоения системных знаний о музыке обусловлен культурологическим подходом к содержанию образования в ДМШ. Системные знания призваны аккумулировать опыт учащихся в разнообразных формах теоретической и исполнительской деятельности в их взаимосвязи. Данная методологическая посылка предопределила теоретическое и экспериментальное изучение проблемы на материале занятий фортепиано с учащимися ДМШ. Результатом диссертационного исследования стали следующие выводы:

1. Исследование категорий системных знаний о музыке с культурологических позиций показало, что данная категория имеет интегративный характер, отражающий взаимодействие теоретических понятий и образного содержания музыкального произведения. В учебном процессе освоение системных знаний о музыке предопределяется установкой на формирование музыкальной культуры учащихся.

2. Содержание системных знаний о музыке (музыкально-теоретических, музыкально-исторических, культурологических) на уроках фортепиано включает исполнительский и теоретический компоненты. В учебном процессе исполнительский компонент тесно связан с изучением обобщающих понятий (точных, варьирующих, эстетических).

3. Педагогическими условиями освоения системных знаний о музыке являются: осуществление межпредметных связей (категориально-понятийных, образных, художественно-исторических) уроков фортепиано с музыкально-теоретическими (сольфеджио, музыкальная грамота) и музыкально-историческими (музыкальная литература) дисциплинами; сочетание индивидуальных и групповых форм работы в исполнительском классе; использование творческих методов обучения (игровые методы, методы интенсивного и развивающего обучения).

4. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность методики освоения системных знаний о музыке в классе фортепиано, разработанной на основе вышеперечисленных положений.

5. Диссертационное исследование не претендует на исчерпывающую полноту характеристики данной проблемы. Категория системных знаний о музыке может быть исследована в контексте содержания иных дисциплин, входящих в учебный план ДМШ. Перспективными для дальнейшего изучения нам представляются следующие направления: разработка целостной системы формирования музыкальной культуры учащихся в условиях обучения в ДМШ; создание теории освоения системных знаний о музыке на уроках музыкальной грамоты и музыкальной литературы; исследование проблемы влияния творческих способностей ребенка на процесс освоения системных знаний о музыке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бычков, Игорь Эдуардович, 1998 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 111 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. - 186 с.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1971. - 287 с.

4. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1988. - 415 с.

5. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М.: 1987.- 32 с.

6. Андреев В.И. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. - 255 с.

7. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функционирования систем. М.: Издательство АН СССР, 1971.- 61 с.

8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение. 222 с.

9. Апраксина О.А. Музыка и воспитание творческой личности//Музыкальное воспитание в школе. М.: Музгиз, 1975. Вып. 10 - С. 20 - 26.

10. Артоболевская А.Д. Личность ученика иобучение//Хрестоматия маленького пианиста. М.: Советский композитор, 1991. - 3 с.

11. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. -М.: 1982. 82 с.

12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

13. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. . д-ра пед. наук / АПН СССР. Ин-т общей педагогики. -М., 1986. 37 с.

14. Архангельский С.И., Овакимян Ю.О. О системных исследованиях учебного процесса//Проблемы педагогики высшей школы. М.: Изд-во пед. общ. РСФСР, 1973. - С. 27 -28 .

15. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках удетей//Музыкальное воспитание в школе. М.: Музгиз, 1970 Вып. б. - С.12 - 16.

16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1-2. -*Л.: Музгиз, 1963. 378 с.

17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., Л.: Музыка, 1965. - 151 с.

18. Асеев В.Д. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.

19. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 386 с.

20. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

21. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидакт. аспект. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

22. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1973. - 184 с.

23. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

24. Баженова Л.М. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов подростков. Методические рекомендации. М.: МП СССР, 1981. - 31 с.

25. Баранова Т.Б. Музыка в системе искусства как актуальная проблема музыкознания. М.: НИО Информкультура, 1983.

26. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М.: 1937.- 212с

27. Баренбойм Л.А. Музыкальное образование//Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М.: Сов. энциклопедия, 1976. - с. 763 -787.

28. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 197 4. 336 с.

29. Баренбойм JT.А. О музыкальном воспитании в СССР//Музыкальное воспитание в СССР. М.: Советский композитор, 1978. Вып. 1. - С. 5-57.

30. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.

31. Бирзкопс Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепиано исполнительских качеств. Дис. . канд. пед. наук. - М. 1978. - 127 с.

32. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.С. Системный подход в современной науке//Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 197 0. - С. 7 - 49.

33. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 270 с.

34. Блауберг И.В. Философско-методологические проблемы системного исследования. Дис. . д-ра филос. наук. -М., 1983. - 304 с.

35. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Педагогика, I960. - 347 с.

36. Богоявленская Д.Б., Гинзбург М.Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления//Советская педагогика. М. : Педагогика, 1977. № 1. - С. 69 - 78.

37. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. -272 с.

38. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

39. Борухзон Л.М. Некоторые вопросы обучения импровизации на фортепиано//Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах ДМШ. М.: 1976. - 31 с.

40. Брушлинский А.В. Воображение и творчество//Научное творчество. М.: Наука, 1969. - С. 341 - 347. ^ 42. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и видыискусства. М.: Сов. художник РСФСР, 1966. - 118 с.

41. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка.: Очерки. 2-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - 233 с.

42. Васина Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово: Ч. 1. Ритмика. - М.: Музыка, 1978. - 368 с.

43. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: 1972.

44. Взаимодействие и синтез искусств/Ред.: Д.Д. Благой, Б.Ф. Егоров и др. Л.: Наука, 1978. - 269 с.

45. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/Отв. ред. Н.А. Яковлева. Л.: Ленингр. пед. ин-т, 1989. - 156 с.

46. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 268 с.

47. Воронова Т.Н. К вопросу о развивающем обучении в советской музыкальной педагогике//Вопросы фортепианной педагогики. -М.: Изд-во МГПИ, 1980. С. 32 - 38.

48. Восприятие музыки. Сборник статей/Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. - 256 с.

49. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления//Психология » мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 255 - 258.

50. Выготский Л.С. Избр. психол. исследования. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

51. Выготский Л.С. Психология искусства. 3 изд. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.

52. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

53. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческихзадач//Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1980, № 1. -С. 31 - 39.

54. Гальбер Jl.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей//Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 214 - 228.

55. Гоголадзе К.А. Проблема отражения основных закономерностей музыки графическими средствами. Дис. . канд. искусств. наук. - Тбилиси, 1987.-147с.

56. Гришанович Н.Н. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки. -Дис. . канд. пед. наук. Минск, 1980. - 206 с.

57. Горюнова JI.B. На пути к педагогике искусства//Музыка в школе. 1988. - № 2. - С. 7 - 17.

58. Готсдинер А.JI., Луковников Н.Н. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания: Учебн. пособие/Калин. ун-т. Калинин, 1985. -16 с.

59. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. - 77 с.

60. Давиташвили А.А. Особенности эмоционального воспитания учащихся-пианистов ДМШ: Автореф. дис. . канд. искусст. наук. Тбилиси, 1987. - 16 с.

61. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972. - 423 с.

62. Данилова В.Л. Практическое обучение решению творческих задач в США//Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1976. № 4. - С. 160 - 170.

63. Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

64. Дмитриева Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания//Музыкальное воспитание в школе. М.: Музгиз, 1976. Вып. 11. - С. 70 - 74.

65. Дмитриева Л.Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников. Дис. . канд. пед. наук- М., 1979. 193 с.

66. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Изд-во СПГИ, 1974. - 153 с.

67. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления//Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. - С. 86 - 235.

68. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. - 184 с.

69. Журавлев Г.Е. Обучение творчеству//Число и мысль. М.: Знание, 1983. Вып. б. - 190 с.

70. Журавлев И.К. Система познавательных задач по учебному предмету//Сов. педагогика. 1981. - № 9. - С. 14-17.

71. Загвязинский В.И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания//Сов. педагогика. 1984. - № 12.- С. 45 50.

72. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 148 с.

73. Заринь Д.В. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано- Дис. . канд. пед. наук. М., 1986. - 159 с.

74. Зверев Д.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. - 64 с.

75. Зверев И.Д. К вопросу о системе обучения основам наук//Сов. педагогика, 1970, № 6. С. 44 - 56.

76. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. - 159 с.

77. Зись А.Я. Искусство система искусств - художественная культура//Сов. музыка. - 1983. - № 12. - С. 27-35.

78. Зорина Л.Я. Системность качество знаний. - М.: Знание, 1976. - 64 с.

79. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. - 128 с.

80. Искусство и творческая деятельность/Отв. ред. В.И. Мазепа- Киев: Наук. Думка, 197 9. 209 с.

81. Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников. Сб. науч. тр./Под ред. Е.К. Чухман. - М.: НИИ Худож. воспитания, 1986. - 119 с.

82. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1073. - 337 с.

83. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы//Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1981. - С. 3 - 36.

84. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

85. Кабанова Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 376 с.

86. Каганович Г.П. Импровизация и обучение игре на фортепиано. Минск, 1977. - 28 с.

87. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

88. Каган М.С. Музыка в мире искусств//Сов. музыка. 1987. -№ 1. - С. 26 - 32. - № 3. - С. 56 - 66.

89. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе//Музыка в,школе. 1987, № 4. - С. 28 -32.

90. Карелин А.Я. Формирование художественной культуры студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе обучения в классе фортепиано: Автореф. дис. . . . канд. пед. наук. М., 1996. - 144 с.

91. Карпова Н.К. Система искусствоведческих знаний как средство совершенствования художественного восприятия музыкальных произведений старшеклассниками: Автореф. дис. . канд. пед. .наук. М., 1988. - 16 с.

92. Карпова Э.Э. Формирование системности знаний у студентов ггедвузов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Одесса, 1982. - 16 с.

93. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования/Под. ред. М.Н. Скаткина и В.В. Кревского. М. : Педагогика, 1978. - 208 с.

94. Класс специального фортепиано: программа для ДМШ, М.:1973.

95. Книга о музыке/Сост. М. Головинский, М. Ройтерштейн. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Сов. композитор, 1988. - 221 с.

96. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 1961.115 с.

97. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. - 656 с.

98. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования/Отв. ред. В.П. Фомин. М.: Моск. консерватория, 1986. - 111 с.

99. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях//Сов. педагогика. М.: Педагогика, 1970, № 3. - С. 103 - 116.

100. Котырло В.К., Ладывир С.А., Приходько Ю.А. О влиянии эмоций на деятельность ребенка//Личность и деятельность. -М.: Изд-во МГУ, 1977. С. 65 -66.

101. Кременштейн Б.Л. О педагогике Г.Г. Нейгауза. М.: 1978.

102. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1981. 96 с.

103. Куракин А.Т., Новикова Л.И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания//Сов. педагогика. М.: Педагогика, 1970, № 10. - С. 96 - 107.

104. Курбанов Б.О. Взаимосвязь музыки и литературы. Баку, 1972. - 139 с.

105. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. - 63 с.

106. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 48 с.

107. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. Алма-Ата: Мехтеп,1974. 140 с.

108. Леонтьев A.H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

109. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Наука, 1972. - С. 7 - 44.

110. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

111. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики//Сов. педагогика. 198 9. - № 11.с. 10 17.

112. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

113. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.

114. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 125 с.

115. Лысина Н.И. Принципы взаимодействия музыки и литературы в процессе формирования музыкальных интересов старших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982.- 16 с.

116. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224 с.

117. Ляховицкая С.С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся//Вопросы фортепианной педагогики.- Л.: 1979. 29 с.

118. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. - 534 с.

119. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

120. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

121. Мальцев С.М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству. - Тбилиси: 1980.- 58 с.

122. Медушевскмй В.В. Музыка в семье искусств//Музыка в школе, 1964, № 1. С. 31 - 35.

123. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплекс, подход: опыт, поиски, перспективы. -М.: Искусство, 1985, 318 с.12 9. Мелик-Пашаев А. А. Личность и эстетическое отношение к действительности//Коммунист, 1984, № 3. С. 67-78.

124. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников//Вопр. психологии. 198 9. - № 1. - С. 15-23.

125. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 128 с.

126. Мильштейн Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К. Игумнова//Мастера советской пианистической школы. М. 1954. - 74 с.

127. Мировая художественная культура. 8-10 классы: Прогр. средней общеобразовательной шк./М-во просвещения РСФСР; Предтеченская Л.М. М.: Просвещение, 1988. - 80 с.

128. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. - 2 62 с.

129. Методы системного педагогического исследования: Учебн. пособие/Под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -172 с.

130. Морозова С.Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л. Яровского: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982. - 16 с.

131. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

132. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

133. Натансон В. Заметки педагога//Вопросы фортепианной педагогики, вып. 1. М.: 1963. - 18 с.

134. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Музыка, 1967. - 310 с.

135. Нейгауз Г.Г. Творчество пианиста//Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.: 1966. - 46 с.

136. Нестеренко Г.П. Основы художественного воспитания учителя начальных классов с дополнительной специальностью

137. Музыка". Автор, дис.канд. пед. наук. М., 1990.16 с.

138. Никитин А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. Дис. . канд. искусств, наук. Хабаровск,1981. 269 с.

139. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: Высшая школа, 1984. - 87 с.

140. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

141. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Автореф. дис. . док. пед. наук. М., 1991. -44 с.

142. Полевой Ю.Л. Применение системного подхода к построению учебного предмета: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1975. 16 с.

143. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. -М.: Просвещение, 1967. 264 с.

144. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303 с.

145. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.

146. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/Ред.: Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверев, Э.И. Моносзон. М.: Педагогика, 1980. - 224 с.

147. Проблемы методологии системного исследования/Ред. кол.: И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. М.: Мысль, 1970. - 455 с.

148. Проблемы мышления в современной науке/Сб. сост. М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. - 253 с.

149. Проблемы эстетического воспитания в современном обществе/Отв. ред. Долгов К.М. М.: ИФ АН СССР, 1988. -124 с.

150. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой)1.3 классы (научн.рук. Д.Б.Кабалевский) М.: Просвещение, 1981 - 112 с.

151. Пути и средства эстетического воспитания/Отв. ред.: Киященко Н.И., Коников И.А. М.: Наука, 198 9. - 191 с.

152. Рабинович Д.А. Портреты пианистов. М.: Сов. композитор, 1962.

153. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. - 96 с.

154. Равкин З.И. Историзм как методологический принцип педагогики//Сов. педагогика, 1985, № 5. С. 47-54.

155. Pare Ю., Назайкинский Е. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета//Музыкальное искусство и наука. -М.: Музыка, 1970. Вып. 1. С. 166 - 190.

156. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики//Педагогика и психология. М.: Педагогика, 1980. № 7. - 40 с.

157. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. - 139 с.

158. Рапацкая J1.A. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования. Автор, дис. . д-ра пед. наук/Москва, 1991.- 43 с.

159. Рапацкая JI.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников. М.: 1992.-92с.

160. Раппопорт С.Х. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Сов. художник, 1978. - 237 с.

161. Ригина Г.С. Творческая деятельность в системе музыкального воспитания младших школьников. Дис. . докт. пед. наук. -М.: 1993. 412 с.

162. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/Отв. ред. Б.Ф, Егоров. Л.: Наука, 1974. - 299 с.

163. Ройтерштейн М.И. Выразительные средства музыки. М.: Сов. композитор, 1962. - 56 с.

164. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества/Сост. А.Л. Готсдинер. М.: Музыка, 1980. - 104 с.

165. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

166. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -504 с.

167. Семенов О.С. Взаимоотношения автора, произведения и зрителя (читателя, слушателя) в искусстве//Музыкальное искусство и наука. Вып. 3: Сб. статей/Ред.-сост. Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1978. - С. 78 - 106.

168. Система эстетического воспитания школников/Под. ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. 261 с.

169. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. - 96 с.17 9. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя//Сов. педагогика, 1975, № 1. С. 83.

170. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 197 6. - 160 с.

171. Смирнов А.А. Вопросы психололии усвоения понятий школьниками. М.: 1982. - 13 с.

172. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. М.: 1992.

173. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т1 -JI. : Сов .Композитор, 1980 - 295с.

174. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т 2. -J1.: Сов.композитор, 1980. - 295 с.

175. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. - 192 с.

176. А.Стоковский Л. Музыка для всех нас. М.: Музгиз, 1963.

177. Талызина Н.Ф. Управление процессом освоения знаний. М. :1975. 343 с.

178. Творческий процесс и художественное восприятие/Отв. ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука, 1978. - 278 с.18 9. Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред.

179. А.И. Пискунова и Г.В. Воробъева. М.: Педагогика, 1979. -208 с.

180. Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 352 с.

181. Тельчарова Р.А. Музыка и культура: (Личност. подход). -М.: Знание, 1986. 62 с.

182. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания//Известия, АПН РСФСР, 194 9, № 11.

183. Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1. - М.: Педагогика, 1985. - 329 с.

184. Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества//Психологические исследования мышления. М., 1981. - С. 298 - 305.

185. Файнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965.- 516 с.

186. Фейгин М.И. Музыкальный опыт учащихся/Вопросы фортепианной педагогики. М.: 1971. - 36 с.

187. Фейгин М.И. Индивидуальность ученика и искусство педагога.• М.: Музыка, 1975. - 110 с.

188. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/Ред. Г.Н. Филонов. М.: Педагогика, 1983. - 256 с.

189. Формирование учебной деятельности школьников/Ред.: В.В. Давыдов, И. Ломпшиер, А.К. Маркова. М.: Педагогика, 1982. - 216 с.

190. Хохлов Ю.Н. О музыкальной программности. М.: Музгиз, 1963. - 146 с.

191. Художественное восприятие/Отв. ред. Б.С. Мейлах. Л.: Наука, 1971. - 387 с.

192. Художественное и научное творчество/Отв. ред. Б.С. Мейлах.- Л.: Наука, 1972. 336 с.

193. Художественная культура и гармоническое развитие личности/Отв. ред. Н.В. Гончаренко. киев: Наук, думка, 1982. 240 с.

194. Цатурян К.А. Первоначальный художественный образ и структура музыкально исполнительской деятельности//Вопросы музыкальной педагогики и исполнительской культуры в подготовке учителя музыки. Владимир: ВГПИ, 1988. - С. 33- 34.

195. Цыпин Г.М. Обучение игре на фориепиано. М.: Просвещение, 1984. - 76 с.

196. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М. 197 8. - 29 с.

197. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано//Учебное пособие. М., 1975.- 105 с.

198. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сой. композитор. 1988. - 384 с.

199. Человек в зеркале культуры и образования/Под. ред. Л.П. Буевой и др. М.: ИФ АПН РСФСР, 1989. 213 с.

200. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. - 209 с.

201. Шапоренский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. - 208 с.

202. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

203. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. - 123 с.

204. Шевчук Л.Э. Формирование музыкально-исторических знаний кольников в процессе внеклассных занятий: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 187 с.

205. Шевченко Г.П. Общекультурное и эстетическое развитие школьников//Сов. педагогика, 1986, № 11. С. 30-34.

206. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. дис. . д-ра пед. наук/Киев пед ин-т. Киев, 1986. - 48 с.

207. Шнабель А. Вопросы ответы//Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 3. М.: Музыка, 1958. - 60 с.

208. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.

209. Шульгина В.Д. Музыкально-творческое развитие учащихся 1-7 классов в процессе обучения игре на фортепиано: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1972. - 23 с.

210. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. -160 с.

211. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. - 142 с.

212. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. -304 с.

213. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода/Под. ред. Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. -136 с.

214. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методол. проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. -391 с.

215. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка/Сост. И.С. Рабинович. Общая ред. Д.Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1972. - 711 с.

216. Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления//Вопросы психологии. 1985. - № 5. -С. 5 - 16.

217. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М. Искусство, 1964. - 86 с.

218. Яковлева Э.В. Системный подход и материалистическая диалектика//Диалектика познания и современная наука. - М

219. Мысль, 1973. С. 197 - 221.1. Анкетасоставлена для выяснения знаний студентов по проблеме использования межпредметных связей на уроке фортепиано

220. Считаете ли вы необходимым использовать на уроке фортепиано знания музыкально-теоретических предметов?

221. Имеете ли вы представление о методике межпредметного взаимодействия?

222. Что такое "дидактический анализ" фортепианного сочинения? Будете ли вы заранее планировать освоение музыкально-теоретических понятий на уроке?

223. Примерная тематика творческих заданий

224. Тема 1. Освоение обобщающих понятий. Точные музыкально-теоретические понятия (например, гамма, октава). Варьирующие музыкально-классические понятия (например, мажор, минор, каденция). Обобщающие эстетические понятия (например, музыкальная форма).

225. Методы работы: метод интенсивного обучения на основе постановки "сверхзадач", метод игры, метод развивающего обучения.

226. Виды учебной деятельности: транспонирование мелодий, чтение с листа, эскизное разучивание, импровизация, сочинение, рисунки.

227. Тема 2. Музыкально-исторические и культурологические знания (например, жанр, художественный и музыкальный стиль, художественный и музыкальный образ).

228. Методы работы: метод интенсивного обучения на основе постановки "сверхзадач", метод развивающего обучения.

229. Формы учебной работы: индивидуальные занятия в сочетании с групповыми уроками, синтезирующими умения учащихся обобщать полученные системные знания о музыке.

230. Примерное содержание творческих заданий

231. Нахождение общности эмоциональных состояний, выраженных в музыке разных композиторов какого-либо жанра ( например, "Сурок" Бетховена, "Старинная французская песенка" Чайковского как образцы песенности в инструментальной музыке).

232. Импровизация, основанная на "ролевой игре" --сочинение мелодий с позиций освоения разных жанров и форм. При этом каждая "роль" является выражением какого-либо образа или эмоционального переживания (грусть, радость, размышление идр.) ■

233. Сочинение мелодии на предложенные стихи, или, наоборот, сочинение стихов к мелодии с последующим ее теоретическим анализом.

234. Цветовое воплощение музыки. Игра в "художника", который должен "нарисовать музыку". В рисунках закрепляются обобщающие понятия (точные и варьирующие).

235. Игра в "волшебные краски" с целью освоения музыкальных форм (обобщающих эстетических понятий).

236. Графическое изображение обобщающих музыкальных понятий;регистр --- красный карандаш, динамика --- синий, темп --зеленый, звуковысотность --- черный.

237. Воплощение своих эмоций и переживаний в средствах музыкальной выразительности (ритм, лад, динамика, темп и др.).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.