Педагогические взгляды Ф. Шопена и современность: На материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мамай, Елена Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мамай, Елена Васильевна
Введение.
Глава I. Категория традиции: теоретический аспект.
1.1. Философско-эстетическая категория традиции.
1.2. Философско-эстетические основы романтической традиции.
1.3. Категория традиции в сфере музыкального исполнительства.
Глава II. Шопеновская художественно-педагогическая традиция и русская фортепианная педагогика ^ 2.1. Шопен - родоначальник фортепианной романтической традиции в исполнительстве и педагогике.
2.2. Развитие шопеновской педагогической традиции в практике отечественных педагогов XIX—XX веков.
Глава III. Экспериментальное исследование эффективности методической модели фортепианного обучения (на материале изучения произведений композиторов-романтиков)
3.1. Основные положения методической модели фортепианного обучения.:.
3.2. Опытно-экспериментальная проверка основных положений методической модели обучения.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Творческое наследие Ф. Шопена в теории и практике преподавания музыки2011 год, кандидат педагогических наук Мордасова, Екатерина Ивановна
Исполнительская и педагогическая деятельность А.Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства2007 год, кандидат искусствоведения Болотов, Юрий Валентинович
Фортепианная музыка Чайковского в учебном процессе музыкальных факультетов педагогических вузов2000 год, кандидат педагогических наук Захаренкова, Елена Ивановна
Национальная романтическая традиция в истории польского фортепианного искусства2006 год, кандидат искусствоведения Буслаева, Нонна Вениаминовна
Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена2000 год, кандидат искусствоведения Самвелян, Тереза Эдуардовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические взгляды Ф. Шопена и современность: На материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений»
Актуальность исследования.
В условиях социального и экономического кризиса общества, резких перемен, связанных с утратой одних и дискредитацией других нравственных и духовных ценностей необходимость гуманизации всех сфер человеческой деятельности стала общепризнанной. Это в первую очередь относится к сфере образования, поскольку она является основным социогенетическим механизмом, в системе которого воспроизводится общественный интеллект, духовные основы личности. Необходимо отметить, что несмотря на многолетнюю декларацию идей гуманизма, они до сих пор не получили широкой интеграции в педагогическую реальность, образование по-прежнему недостаточно ориентировано на личность (Е.ШНиянов). Одна из причин этого явления заключается в «технократической перегрузке образования» (Ю.В.Сенько).
Вузовская дидактика в целом опирается на принципы классической науки (рационализм, детерминизм, редукционизм, механицизм), что способствует реализации «функциональных отношений к человеку» (Б.Д. Критский), усилению стандартизации, поощрению исполнительства, но не творчества. Образование, преследующее функциональные цели «стремится устранить из результата познания всё многообразие субъективно-личностного подхода, «очистить» полученное таким образом знание от духовно-нравственной, художественно-эстетической основы»*. Закономерным следствием этого выступают различные формы отчуждения человека, в первую очередь от духовности.
По мнению И. Субетто, в центре идеала гуманизации образовательной теории и практики нового тысячилетия должен находиться Неклассический гуманизм. Формирование новой неклассической картины мира, расширяет пространство Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. - М., 2000. - С.8. личности, порождает новые смыслы, способствует преодолению «капсулированного субъективизма» (А.В. Торопова). Роль гуманистического потенциала романтизма в этом процессе трудно переоценить. Большие продуктивные возможности романтизма применительно к педагогическим задачам заложены в самой его обращенности к внутренним основаниям жизни человека. Романтизм справедливо называют одним из самых рефлексирующих типов сознания, стремящихся дойти до последних ответов прежде всего в сфере Духа. Философская антропология романтизма рассматривала человеческую личность как самоценное образование, духовно-познавательную структуру, равную Богу и Природе.
Актуальность настоящего исследования определяется потребностями современного педагогического процесса, в котором важное место занимают вопросы нравственной самостоятельности и высокой духовности личности. Высшим проявлением названной педагогической интенции служит деятельность великого польского музыканта Ф. Шопена. Следует отметить, что в то время как различные аспекты композиторской и исполнительской деятельности Шопена получили глубокое и разностороннее освещение в отечественном и зарубежном шопеноведении, его педагогика осталась на периферии исследовательского внимания, несмотря на её подлинно новаторский характер. Существующие работы выдающихся исследователей педагогики Ф. Шопена осуществлены преимущественно с позиций искусствоведения, а не педагогики, что затрудняет их применение в условиях практики обучения музыкально-исполнительскому искусству. Помимо этого остаётся неизученным аспект преемственности шопеновского художественно-педагогического наследия в творческой практике русских пианистов-педагогов XIX - XX веков, а также степень влияния его на современный образовательных процесс.
Всё это свидетельствует об актуальности исследования, проблема которого заключается в разрешении противоречия между высокой значимостью шопеновской педагогической традиции в музыкально-педагогической науке и практике и отсутствием научно-педагогических основ, затрудняющих её трансляцию.
Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в изучении различных форм проявления шопеновской традиции в отечественной фортепианной педагогике XIX-XX веков на концептуальном, образно-эмоциональном и технологическом уровнях, а также раскрытии педагогического потенциала традиции в условиях современной вузовской музыкально-педагогической практики. В соответствии с целью исследования был поставлен ряд основных задач:
- изучить философско-эстетические положения романтизма, лежащие в основе шопеновской художественно-педагогической традиции;
- исследовать формы трансляции шопеновской традиции в русскую фортепианную педагогику;
- изучить шопеновскую традицию в аспекте основных положений гуманистической парадигмы отечественного образования;
- разработать методику обучения музыке в исполнительских классах педагогического ВУЗа, основанную на положениях шопеновской педагогической традиции;
- экспериментально проверить теоретические и методические выводы исследования
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в исполнительских классах педагогического вуза.
Предмет исследования — роль и место шопеновской традиции в современных отечественных теории и практике фортепианного обучения.
Гипотеза исследования заключается в следующих положениях:
1. Традиция шопеновской педагогики находит многообразные проявления в практике ведущих отечественных педагогов-пианистов.
2. Шопеновская педагогическая традиция — это целостная многоуровневая система.
3. Внедрение системы дидактических принципов, генетически связанных с традицией шопеновской педагогики, в современную практику инструментально-исполнительской подготовки студентов педагогических вузов способствует повышению эффективности учебного процесса.
Методологическую основу исследования составляют: —важнейшие философские постулаты о целостности и диалектической природе явлений окружающего мира и человека, о взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социокультурной детерминации образовательных процессов и систем; -идеи феноменологии (Э.Гуссерль, Г.Г.Шпет);
-фундаментальные положения общей теории традиции, получившие освещение с философско-эстетических позиций в трудах -Б.МБернштейна, В.В. Ван слова, В.Б. Власовой, Г.-Г.Гадамера, Ю.Н. Давыдова, Э.С. Маркаряна и др. проблема музыкально-педагогической традиции; раскрытая в исследовании Т.Г. Мариупольской;
-проблема традиции, исследованная в русле исполнительского традициеведения в трудах А.Д. Алексеева, JI.A. Баренбойма, Я.И. Мильштейна, Г.М. Цыпина; положения романтической философии и эстетики, исследованные в работах Н.А.Гуляева, А.С.Дмитриева, В.М.Жирмунского, А.С.Лосева, А.В.Михайлова;
- идеи гуманизации образования, личностно ориентированного обучения и воспитания, нашедшие свое отражение в работах Е.В. Бондаревской, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др.; теоретические положения феноменологической психологии и педагогики (Р.А.Куренкова, КРоджерс, И.Смит, А.-Т.Тименецки, Л.Феррара и др.);
-общедидактические принципы, обусловившие специфику учебной деятельности в современных условиях (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, М.Н.Скаткин, ВЛ.Сластенин и др.).
Существенное место в методологии диссертационного исследования занимают обобщающие фортепианно-методические установки, содержащиеся в трудах музыкантов-исследователей Л.А.Баренбойма, Г.М.Когана, А.В.Малинковской, Г.М.Цыпина, В.П.Чинаева и др.
При исследовании музыковедческих аспектов проблемы традиции автор диссертации опирается на положения отечественного исторического и теоретического музыкознания, сформулированные в трудах Б.В.Асафьева, М.К.Михайлова, Л.А.Мазеля, К.В.Зенкина, В.Цуккермана, С.С.Скребкова.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс методов исследования, взаимосвязанных, взаимодополняющих: метод теоретического анализа с целью обобщения работ по теме исследования в областях - педагогики, музыкознания, философии, эстетики, культурологии и др.; обобщение передового отечественного опыта в сфере преподавания музыкально-исполнительских дисциплин; методы педагогической диагностики (анкетирование, педагогическое наблюдение); анализ и обобщение личного педагогического опыта автора диссертации; специальный обучающий эксперимент; методы статистической обработки данных, полученных в результате эксперимента.
Теоретическая обоснованность и достоверность результатов диссертации обеспечена:
- опорой на фундаментальные научные исследования различных областей гуманитарного знания;
- использованием обширной источниковой базы, образованной трудами российских и зарубежных музыковедов, исследователей творчества Ф.Шопена;
- применением в ходе исследования комплекса методов как теоретического, так и эмпирического уровней, адекватного целям и задачам диссертационного исследования;
- внедрением результатов исследования в практическую деятельность.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые проблема традиции шопеновской педагогики рассматривается в широком социокультурном контексте на уровне методологического и теоретического анализа, а также опыта ее практической реализации в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования определяется следующим. Разработанные теоретические положения позволяют оптимизировать занятия в исполнительских классах, качественно улучшить профессиональную подготовку будущих педагогов-музыкантов. Материалы исследования могут также найти применение в рамках лекционных курсов по методике фортепианного обучения и истории фортепианно-исполнительского искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Шопеновская педагогическая традиция, оказавшая большое влияние на педагогическую практику отечественных пианистов-педагогов XIX-XX веков, проявившись в ней многопланово, на нескольких уровнях — от концептуального до операционально-практического.
2. Основные положения шопеновской педагогической традиции созвучны положениям гуманистической традиции в педагогике, в контексте личностно-ориентированного образования.
3. Теоретико-методологическое наследие Ф.Шопена, основные положения его педагогической концепции могут и должны войти органичной частью в современную теорию и практику преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Анализ, обобщение и структурирование опыта отечественных педагогов-пианистов, преломляющих шопеновскую педагогическую традицию, послужили основой построения методической модели обучения, направленной на: 1) формирование духовно-нравственных качеств личности; 2) повышение творческой активности и самостоятельности студентов; 3) развитие комплекса профессиональных качеств будущего педагога-музыканта. Центральным компонентом разработанной методики является анализ музыкального произведения, представленный в двух его видах: историко-стилевой (М.К.Михайлов) и феноменологический. Использование методической модели, базирующейся на положениях шопеновской педагогической традиции, в современной музыкально-педагогической практике способствует повышению качественного уровня учебно-воспитательного процесса.
Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, через опубликование научных материалов по теме исследования (Москва, 2000; Москва, 2001; Москва, 2002), в выступлениях автора на научно-практических конференциях, а также в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов Mill У.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Интонационная культура начинающего пианиста: Теория и практика2003 год, кандидат искусствоведения Назарова, Елена Олеговна
Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании2001 год, доктор педагогических наук Федорович, Елена Наримановна
Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока1989 год, кандидат искусствоведения Дьябелко, Людмила Андреевна
Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма2001 год, кандидат искусствоведения Шайхутдинов, Рустам Раджапович
Стилистика фортепианных произведений Кароля Шимановского2004 год, кандидат искусствоведения Собакина, Ольга Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мамай, Елена Васильевна
Выводы
1. Деятельность Ф.Шопена — образец синтеза творчески переосмысленных традиционных установок предшествующей художественной эпохи и новаторства, приведших к созданию нового фортепианного стиля и открывших новые горизонты педагогической мысли.
2. Шопеновская художественно-педагогическая традиция генетически связана с ментальными основаниями романтической культуры XIX столетия, поэтому ее фундаментальные положения — принципы индивидуализации обучения, сознательности, приоритета художественно-образного начала в исполнительской деятельности, свободы пианистического аппарата, вокальной трактовки фортепиано могут и должны рассматриваться сквозь призму романтического художественного инварианта, имманентно биполярного, представленного в исследовании двумя категориями романтической эстетики — «субъективное» и «бесконечное».
3. Шопеновская художественно-педагогическая традиция рассматриваемая в исследовании в качестве структурно организованного явления (матрицы) для последующей деятельности, обязательно предполагает четкую иерархию, взаимопроникновение и взаимодействие всех ее уровней -концептуального, образно-эмоционального, технологического.
4. Настоящее исследование показало, что относительно незначительные модификации в практике русских педагогов-пианистов XIX-XX веков претерпели верхние уровни шопеновской художественно-педагогической традиции — принципы индивидуализации обучения, сознательности, приоритета художественно-образного начала в исполнительской деятельности, свободы пианистического аппарата, вокальной трактовки фортепиано. Их трансформация была обусловлена особенностями ментальных оснований русской культуры, новой эстетической доминанты, индивидуальностью педагога-пианиста, своеобразно преломившего традиционные установки. Наибольшим изменениям оказался подвержен операционально-практический уровень шопеновской традиции. Каждый выдающийся русский педагог-новатор, из числа рассмотренных в диссертации, значительно обогатил комплекс шопеновских методов и конкретных приемов педагогического воздействия, способствовал дальнейшему развитию заложенных в традиции потенций.
5. Ф.Шопена и представителей русской фортепианной культуры XIX-первой половины XX вв. объединяет их принадлежность к гуманистической традиции, стержневым моментом которой выступает личностное начало. Внимание к личности является также краеугольным камнем личностно-ориентированного образования, актуализированного в отечественной педагогике последнего десятилетия.
6. Целостный музыкально-педагогический процесс позволяет реализовать богатый духовный потенциал творчества композиторов-романтиков с помощью специально разработанной автором диссертации методической модели фортепианного обучения, основанной на положениях шопеновской педагогической традиции.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мамай, Елена Васильевна, 2004 год
1. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений (на основе анализа искусства выдающихся пианистов XX века). —М.:ГМПИ им. Гнесиных, 1984.-91с.
2. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев:Музична Украша, 1974.-163 с.
3. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: в 3-х ч. М.: Музыка. Чч. 1 и 2-1988.-415 с.
4. Алексеев А.Д. О пианистических принципах С.Е.Фейнберга. //Мастера советской пианистической школы: Сб. статей. /Под ред. А.А.Николаева — М.:Музгиз, 1961.-С.204-237.
5. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М.-Л.:Музгиз, 1948.-314 с.
6. Амонашвили IILA. Личности о-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское. 1990.-559 с.
7. Антология мировой философии, в 4-х т. Т.З -М.: Мысль, 1971 .-760 с.
8. Арановский М.Г. Романтизм и русская музыка XIX века. //Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. M.-JL: Музыка, 1965. - Вып. 4.-С.87-105.
9. Асафьев Б.В. Шопен: Опьгг характеристики.// Шопен, каким мы его слышим: Сб. статей./ Ред. С.М.Хентова,-М, 1970.-С.46-109.
10. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.:Наука, 1969.-294 с.
11. Банковская Н.П. Типология романтического мышления. Киев:УМК ВО, 1992.-117 с.
12. Баренбойм JIA. Антон Григорьевич Рубинштейн: в 2-х т. Л.:Музгиз. Т.- 1957 г.-455 е., т.2- 1962 Г.-492 с.
13. Баренбойм JI.A. Книга Г.Нейгауза и принципы его школы /Сов. музыка, 1959, №5.-С. 115-122.
14. Баренбойм JI.A. Николай Григорьевич Рубинштейн. М.:Музыка, 1982.- 278 с.
15. Баренбойм JI.A. Рубинштейновские традиции и наша современность // Сов. музыка, 1961,№12.-С. 74-81.
16. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. -М.:Прогресс: Универс:Рея, 1994.-615 с.
17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.:Худож. лит., 1975.-502 с.
18. Белинский В.Г. Сочинения А.СПуппсина. // Собр. соч. в 3-х т., т.З -М., 1948.
19. Берковский Н~Я. Романтизм в Германии. — Л.:Художлит. 1973.-565 с.
20. Бернандт Г. Шопен в России. / Сов. музыка, 1960, - №2.
21. Бернштейн Б.М. Традиции и канонУ/ Сов. искусствознание 80 -2, М.:Сов. художник, 1981.-С. 112-153.
22. Бернштейн Б.М. Традиции и социокультурные структуры // Сов.этнография. -1981,-№2, с. 107-109.
23. Бертенсон Н.В. Лешетицкий, его художественный облик и роль в создании русской пианистической культуры. Л., 1947
24. Бирмак А. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973.- 139 с.
25. Блок А. Соч. в 2-х т., т. 2.- М.:Сов. писатель, 1946.-646 с.
26. Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования.// Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-н/Д.: РГПИ, 1995.-С. 5-22.
27. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995, №4. -С. 15-23.
28. Бунин В.В. Педагогика СЕ.Фейнберга. М.:Музыка, 2000.- 80 с.
29. Бэлза И. Шопен. М.:Наука, 1968.- 380 с.
30. Бэлза И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки. М.: Музыка, 1985.-255 с.
31. Бэлза И.Ф. История польской музыкальной культуры: в 3-х т. Т.З -М.:Музыка, 1972.-233 с.
32. Ван слов В.В. О традициях и новаторстве в искусстве. // Проблема наследия в теории искусства: Сб. науч. трудов./ Отв. ред. МЛиршиц. — М.:Искусство, 1981. -С. 45-71.
33. Ван слов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.- 403 с.
34. Виноградова О. На уроках К.Н.Игумнова //Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5: Сб. статей/Ред.-сост. Н.Л.Натансон, ЛВ.Рощина. — М.:Музгиз, 1984.- С.З-13.
35. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980, - №4. -С. 30-40.
36. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. -М.:Искусство, 1988.
37. Вопросы музыкального романтизма. /Ред. кол. Л.Г.Арчажникова и др. -М.:Музыка, 1979.- 134 с.
38. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. научн. тр. Вып. 1-8 /Под ред. А.Н.Малюкова. М., 1997-2002.
39. Вопросы фортепианного исполнительстваУ Общ. ред. МГ.Соколова. Вып. 3 -М.:Музыка, 1973.-230 с.
40. Воспоминания о Московской консерватории. /Под общ. ред. Н.В.Туманиной. -М.:Музыка. 1966.-606 с.
41. Воспоминания о Софроницкому Ред. Я.И.Милыптейн. -М.:Сов.композитор, 1970.-694 с.
42. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.:Лабиринт, 1997. -413 с.
43. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве./Общ. ред. С.М.Хентовой. М.-Л.:Музыка, 1966. - 315 с.
44. Габай Ю. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма. //Проблемы музыкального романтизма: Сб. науч. трудов./Огв. ред. АЛПорфирьева- Л.:ЛГИТМиК, 1987.- С. 5-31.
45. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.:Прогресс, 1988.-699 с.
46. Гегель Г. Лекции по истории философии. //Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14 т. Т. 9. Кн. 1.-М, 1932.
47. Гегель Г. Эстетика: в 4-х т. Т.2. Лекции по эстетике. - М.:Искусство, 1969.
48. Гейне Г. Лютеция: Статьи о политике, искусстве и народной жизни.// Собр. Соч. в 10-ти тт., т.8-М.:Госмузиздат, 1958.
49. Гершунский Б.С. Философия образования. М. Флинта, 1997.- 428 с.
50. Глебов И. Скрябин. Опыт характеристики. -Пг.:Светозар, 1921.- 62 с.
51. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. Сб. статей. -М., 1975.
52. Гофман И. Как Рубинштейн учил меня играть. /На уроках Антона Рубинштейна /Ред. —сост. Л.А.Баренбойм. М.-Л.:Музыка, 1964.- С. 84-89.
53. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. -М.:Искусство, 1938.-132 с.
54. Гофман Э. Т. А. Избранные произведения в 3-х т. Т.1 — М. Гослитиздат, 1962. -588 с.
55. Григорьев В.Ю. Музыкальный романтизм: сущность стиля и проблема интерпретации. // Проблемы романтизма в исполнительской искусстве: Сб. научных трудов. / Ред. сост. Тихонов С.И. - М.ПТЦ «Консерватория», 1994.-С.3-26.
56. Грицевич В.В. История стиля в фортепианном исполнительстве. -М., 2000. -148 с.
57. Гуляев Н.А. Карташева И.В. Введение в теорию романтизма. Тверь: 11 "У, 1991 91с.
58. Гуманистическая парадигма образования и воспитания. /Под ред. З.И.Равкина. -М., 1997.
59. Гуревич АЛ. Категории средневековой культуры. М.:Искусство, 1972. - 318 с.
60. Давыдов Ю.Н. Культура — природа традиция // Традиция в истории культуры: Сб. науч. трудов. АН СССР/Ред. В.А.Карпушин.- М:Искусство, 1978.- С. 41-60.
61. Делакруа Э. Дневник: в 2-х т. — Т. 1.- М. :Акад. художеств, 1961.-451 с.
62. Дельсон В.Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. М.:Музьпса, 1968. - 430 с.
63. Динамика культуры: теоретико-методологические аспектыУОтв.ред. Э.А.Орлова -М., 1989.-118 с.
64. Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. -М.:Изд. Мос.ун-та, 1975.-263 с.
65. Дроздов А.Н. Истоки русского пианизма. //Сов. музыка, 1938, - №8.
66. Друскин М.С. К полемике о романтизме. /М.Друскин. Избранное: Монографии, статьи. М.:Сов.композитор, 1981.- 336 с.
67. Европейский романтизм. /Ред. Неупокоева И. и Шетер И. М.: Наука, 1973.- 506 с.
68. Емельянова Т.П. Тип личности эпохи романтизма: Взгляд с позиции исторической психологии. // Романтизм: Грани и судьбыУНауч. ред. И.В.Карташова Тверь. 1998. Ч.2.- С. 108-118.
69. Ещенко М. Этюды Шопена (исполнительский анализ в классе профессора СЕ.Фейнберга) / Вопросы фортепианного исполнительстваУ Общ. ред. М.Г.Соколова. Вьгп. 3 М.:Музыка, 1973.- С.120-137.
70. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Из-во Axioma 1996. -230 с.
71. Житомирский Д.В. Шопен и Шуман. //Фридерик Шопен: Ст. и исследования советских музыковедов./ Ред. Г.Эдельман М.: Госмузиздат, 1960. -С.296-322.
72. Завадский С.А., Новикова JI. И. Искусство и цивилизация. -М.: Искусство, 1986. -272 с.
73. Зауэр Э. Кто меня сделал музыкантом (Глава из книги «Мой мир»). //Вопросы фортепианного искусства Вып. 4. М.: Музыка, 1976. - С.11-28.
74. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма М., 1997.-415 с.
75. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра Ф.Шопена М.:МГК, 1995.- 151с.
76. Игумнов К.Н. О Шопене //Сов. музыка, 1949,-№10.-С.52-53.
77. Каменский А.А. О смысле художественной традиции. //Сов. искусствознание. -М., 1983.
78. Кандинский-Рыбников А. О связи между исполнительским интонированием и мелодизмом С.Рахманинова/ Проблемы музыкознания (по материалам кандидатских диссертаций). Вып. 1, М.: МПС им.П.И.Чайковского, 1975.-С. 124146.
79. Кандинский-Рыбников А. Эпоха романтического пианизма и современное исполнительское искусство// Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. Сб. статей. — М., 1991.
80. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма М.: Медиум, 1992. - 335 с.
81. Коган Г.М. Заметки об интерпретации Шопена //Сов. музыка, 1959, №6.- С. 128135.
82. Коган Г.М. Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции. М.: Музгиз, 1948. 36 с.
83. Когтева JI.B. СЕ.Фейнбрег — исполнитель и педагог. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. М., 1982.-25 с.
84. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993.-135 с.
85. Корто А. О фортепианном искусстве. — М.: Музыка, 1965.- 362 с.
86. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.: Музыка. 1966. -108 с.
87. Крастинь В.М. Традиции и новаторство в исполнительском искусстве //Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5-М., 1969.- С.65-85.
88. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. - 89 с.
89. Кремлев Ю. Избранные статьи и выступления. М.: Сов.композитор, 1976.- 229 с.
90. Кремлев Ю. О значении Шопена для нашей современности. /Избранные статьи и выступления. -М.: Сов.композитор, 1959. С.183-195.
91. Кремлев Ю. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. -М.: Музгиз, 1957. -240 с.
92. Кремлев Ю. Фридерик Шопен. Опыт характеристики. /Сов. музыка, 1938, №7.-С.43-53.
93. Кремлев Ю.А. Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества. изд. 3-е. - М.; Музыка, 1971.- 605 с.
94. Кремлев Ю.А. Эстетика Шопена. //Сов. музыка. 1949, - №7. - С.41 -48.
95. Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. М.: Искусство в школе, 2000.- 242 с.
96. Куренкова Р.А Эстетика — Музыка Образование (феноменологическая целостность). - Владимир: ВГПУ, 2001. - 308 с.
97. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера /Пер. с нем. -М.: Музыка, 1975. 550 с.
98. Лазарев В.В., Pay И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. М.: Наука, 1991.-155 с.
99. Левая Г.П. От романтизма к символизму.// Проблемы музыкального романтизма. Сб. науч. трудов. /Ред. А.Л.Порфильева Я: ЛГШМиК, 1987. -С.130-143.
100. Ленинградская консерватория в воспоминаниях (1862-1962) /Гл. ред. Г.Г.Тигранов. Л: Музгиз, 1962.-415 с.
101. Лист Ф. Шопен. 2-е перераб. изд. М.: Музгиз, 1956. - 426 с.
102. Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Изд-во писателей , 1934. -234 с.
103. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. /Собр. текстов и ред. ДмитриеваА.С. -М.: Изд-воМоскв. ун-та, 1980. -638 с.
104. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996. - 463 с.
105. Лихачев Д.С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы //О прогрессе в литературе. Л.: Наука, 1977.—261 с.
106. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии. / Ред. В.В. Сериков. Волгоград: Перемена. 2000. -147 с.
107. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Истоки тысячелетнего развития: в 2-х кн. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. - 603 с.
108. Лосев А.Ф. Конспект лекций по эстетике Нового времени: Романтизм. // Литературная учеба. 1990. № 6. - С.139-145.
109. Лотман Ю.М. История культуры движение в будущее. //Сов. культура - 1987, 7 мая.
110. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры. — Труды по знаковым системам. Вып. 3, Тарту, 1967.
111. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Изд. группа «Прогресс», 1992. - 271 с.
112. Луначарский А Культурное значение музыки Шопена //Шопен, каким мы его слышим: Сб. статей./ Ред. С.М.Хентова- М., 1970. С.35-45.
113. Львова Е.И Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50-х годов (((Московская пианистическая школа») их принципы и методы преподавания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1988. -23 с.
114. Мазель Л.А Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. —М:Сов.композитор, 1978.-354 с.
115. Мазель Л.А. Исследования о Шопене. — М.: Сов. композитор, 1971 .-247 с.
116. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982.328 с.
117. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. Пособие для муз. вузов. -3-е изд. М.:Музыка, 1986.-527 с.
118. Мазель Л А. Шопен Изд. 2-е, испр. и доп. - М.:Музыка, 1960.-37 с.
119. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы анализа музыки и методика анализа малых форм: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1967.-752 с.
120. Малахов В.В. Проблема традиции в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М., 1986.-19 с.
121. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. -М.:Музыка, 1990.-186 с.
122. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М.:Прометей, 2002.-204 с.
123. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурой традиции // Сов. этнография. 1981, №2.-С.78-96.
124. Маркус С. А. История музыкальной эстетики: в 2-х т. т. 2. Романтизм и борьба эстетических направлений. -М.: Музгиз, 1968.- 685 с.
125. Маркус С.А. Эстетика Ф.Шопена /История музыкальной эстетики: в 2-х т. т. 2. - М:Музгиз, 1968.-С.115-216.
126. Маршнссен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М:Музыка, 1966.-220 с.
127. Марченко И.П. Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки. Автореф. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
128. Мастера советской пианистической школы. /Под ред. ААНиколаева — М.:Музгиз. 1961.-238 с.
129. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный быт. М.: Лабиринт. 1993.-126 с.
130. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.-268 с.
131. Микешина ЛИ.Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992.-143 с.
132. Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства -М.:Сов.композитор, 1983.-266 с.
133. Милыптейн Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н.Игумнова //Мастера советской пианистической школы. -М.:Музгиз, 1961.-С. 41-115.
134. К.Н.Игумнов и вопросы фортепианной педагогики //Вопросы фортепианного исполнительства:Очерки, статьи, воспоминания./Ред. М.Г.Соколова. Вып. 1. -М:Музыка, 1965.-С.141-167.
135. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. — М.:Музыка, 1975.-471 с.
136. Мильпггейн Я.И. О Владимире Владимировиче Софроницком. // Воспоминания о Софроницком./ Ред. Я.И.Милыптейн. -М.:Сов.композитор, 1970.-С.З-18.
137. Мильштейн Я.И. О воспитании техники пианистаУ/Методические записки по вопросам музыкального образования./ Ред.-сост. Н.Л.Фишман.-Вьт. 1 -М:Музыка, 1966.-С.181-200.
138. Мильштейн Я.И. О фортепианной фактуре Шопена и Листа // Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М.:Музыка, 1987.-С.109-119.
139. Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М:Музыка, 1987.-176 с.
140. Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам.// Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене.-М.:Музыка, 1987.-С. 19-71.
141. Михайлов А.В. Романтизм У/ Музыкальная жизнь. 1991, №5,6.
142. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л. :Музыка, 1981.-262 с.
143. Московская консерватория (1866-1966) /Ред. Л.СГинзбург, А.И.Кандинский, А.А.Николева, В.В.Протопопов, Н.В.Туманина. -М. .-Музыка. 1966.-726 с.
144. Мотрошилова. НС. Специфика феноменологического метода. Рига, 1976.
145. Музыкальная эстетика Германии ХЕХ века, в 2-х тт. Т. 1. - М.Музгиз, 1981. -411с.
146. Музыкальное исполнительство и педагогика-История и современность: Сб. статей./ Сост. Г.А.Гайдамович-М.: Музыка, 1991.- 238 с.
147. На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. Л.А.Баренбойм. М.: Музыка, 1964. -100 с.
148. Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. Киев: Мистецтво, 1981. -287 с.
149. НейгаузГ.Г. Об искусстве фортепианной игры.-М.: Музгиз, 1958.-319с.
150. Нейгауз Г.Г. Поэт фортепиано И Сов. музыка, -1949, №10. - С.54.
151. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. М.: Искусство, 1991. - 396 с.
152. Немченко JI.M. Художественная традиция: сущность и функционирование. Автореф. диссканд. филос. наук. Свердловск. 1987. 18 с.
153. Николаев А.А. Взгляды Г.Г.Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. М.: Музгиз, 1961. - С.113-167.
154. Николаев А.А. Г.Г.Нейгауз и С.Е.Фейнберг о фортепианном искусстве / Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5.-М.,1969.-С.134-164.
155. Николаев А.А. Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители //Вопросы фортепианного исполнительства:Очерки, статьи, воспоминанияУРед. М.Г.Соколова Вып. 1. М:Музыка, 1965. - С.11-34.
156. Николаев А.А. Московская школа пианизма//Сов. музыка,-1947,- №4, С.75-80.
157. Николаев А.А Основы советской пианистической школы. /Мастера советской пианистической школы. /Под ред. А.А.Николаева. — М.:Музгиз. 1961 .-С.5-39.
158. Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М: Музыка, 1980. - 112 с.
159. Николаев В.А. Шопен — педагог. — М.: Музыка, 1980. — 93 с.
160. Николаева А.И. К проблеме понимания музыкального стиля. — М.: Mill У, 1999. -61с.
161. Николаева А.И. Особенности фортепианного стиля А.Н.Скрябина. — М.: Сов.композитор, 1983. — 104 с.
162. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепиано-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. М.: Прометей, 2003. — 252 с.
163. Николаева Н.С. Романтизм и музыкальное искусство / Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 1. М., 1975.
164. Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов С.Е. -М., 1998. 512 с.
165. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др. М.: Педагогика, 1988. - 367 с.
166. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.
167. Проблема наследия в теории искусства. /Отв. ред. МЛившиц. М.: Искусство, 1984. -300 с.
168. Проблемы романтизма: в 2-х т. /Сост.: Фохт У.Р., Гуревич А.Н. -Т.2.- М.: Искусство, 1971. 302 с.
169. Рабинович Д.А Исполнитель и стиль: Избр. статьи. М.: Сов.композитор, 1979. -320 с.
170. Рабинович Д.А. Портреты пианистов. -М., 1970.
171. Рабинович Д.А. Шопен и шопенисты //Фридерик Шопен: Ст. и исследования советских музыковедов./ Ред. Г.Эдельман М.: Госмузиздат, 1960. -С.361-402.
172. Равкин З.И. Образование: идеалы и ценности. М., 1995.
173. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4, Спб., 1997.
174. Романтизм: Грани и судьбы. Тверь: ТГУ. 1998.4.2 -160 с.
175. Рубинштейн А.Г. Лекции по истории фортепианной литературы. М., 1979.
176. Рубинштейн А.Г. Музыка и ее представители: Разговор о музыке. — М. 1921.
177. Рубинштейн С.Л. Человек и Мир. М.: Наука, 1997. - 189 с.
178. Русские музыканты и критики о Шопене // Сов. Музыка, 1939, №5.
179. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Academia, 2000. — 232 с.
180. Скребков С .С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.446 с.
181. Скрябин А. Письма./Сост., ред. А.В.Кашпертса-М.: Музыка, 1965.-720 с.
182. Смирнов М.А. Русская фортепианная музыка. М: Музыка, 1983. - 335 с.
183. Советские пианисты о Шопене. // Сов. музыка. 1960. № 2.
184. Соловцов А.А. Фридерик Шопен. -М.: Музгиз, 1956. 324 с.
185. Соколов А.Н. К спорам о романтизме. // Проблемы романтизма. Сб. статей/ Ред. У.Р.Фохт. Вып. 1.- М: Искусство, 1967. -С.5-40.
186. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры. — М.: Наука, 1978.-С.5-25.
187. Стажиньский Ю. Делакруа, Шопен и романтический орфизм. // Славяне и запад. Сб. статей к 70-летию И. Бэлзы./ Ред. Б.А.Рыбаков -М.: Наука, 1975- С. 130-139.
188. Сухова Л.Г. Педагогические принципы Н.Г.Рубиншгейна и их реализация в современной практике преподавания музыки. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1997.
189. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А.И.Пискунова. -М., 1979.
190. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования. Учебное пособие: В 2-х ч. СПб.: Образование, 1994.4.1. - 67 с. 4.2. -148 с.
191. Тертерян И. Романтизм как целостное явление. // Вопросы литературы. 1983. -№4.-0.151-181.
192. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: материалы Международной научно-практической конференции. — М., 1999.
193. Традиция в истории культуры: Сб. науч. трудов. АН СССР/Ред. В.А.Карпушин.-М:Искусство, 1978.- 259 с.
194. Тюлин Ю. О программности в произведениях Шопена. М.:Музыка. 1968.-66 с.
195. Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы: Сб. науч. трудов./ Отв. ред. В.И.Молчанов М.:РГГУ, 1998.-87 с.
196. Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов. Учебное пособие. ЕкатеринбурпУрГПУ, 1998.-80 с.
197. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.:Музыка, 1965.-546 с.
198. Фридерик Шопен: Статьи и исследования советских музыковедов. /Сост. Эдельман Г. М., 1960.
199. Хитрук А.Ф. Проблема взаимодействия композиторского и исполнительского творчества. Автореф. дисканд. искусствоведения. JL, 1987. 25 с.
200. Хлудрва Т. О педагогических принципах Г.Нейгауза //Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. l.-M, 1965.-С. 167-202.
201. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.:Б.и., 1990. -138 с.
202. Цуккерман В. Виды целостного анализа. // Сов. музыка, 1965.- №7.
203. Цуккерман В.А. Заметки о музыкальном языке Шопена. // Фридерик Шопен: Ст. и исследования советских музыковедов./ Ред. Г.Эдельман М: Госмузиздат, 1960.-С.44-182.
204. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. M.:Academia, 1999.-185 с.
205. Цыпин Г.М. Портреты советских пианистов. — М.:Сов. композитор, 1982.-239 с.
206. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Учеб. Пособие.- М.:МПГИ, 1975,- 106 с.
207. Цыпин Г.М. Шопен и русская пианистическая традиция. М.:Музыка,1990.- 95 с.
208. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 2 М.:Аллегро-пресс, 1994.-173 с.
209. Чинаев В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХУШ-ХХ веков: Дисс. д-ра искусствоведения. М, 1995.
210. Чистов К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования. //Сов. этнография. 1981, -№2. С105-107.
211. Шахназарова Н.Г. Художественная традиция в музыкальной культуре XX в. -М.ГИИС, 1997.-134 с.
212. Шацкий Е. Утопия и традиция. -М.Прогресс, 1990.-695 с.
213. Шиянов Е.Н. Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Росгов-н/Д.:АО «Цветная печать», 1995.-310 с.
214. Шлегель Ф. Люцинда //Избранная проза немецких романтиков. М., 1979.
215. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1.- М.:Искусство, 1983.-479 с.
216. Шопен Ф. Письма: в 2-х т. /Сост. Кухарский Г.С. М.:Музыка.-Т.1- 1976 г. -462 е., т.2-1986 г.-460 с.
217. Шопен, каким мы его слышим: Сб. статей /Сост. ред. Хентова С.М. -М.:Музыка, 1970.218. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественныйобраз.-М.:Музыка, 1986.-124 с.
218. Щедровицкий Г.П.Очерки по философии образования. М., 1992.
219. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.Худож. лит., 1981.-687 с.
220. Энциклопедический словарь по культурологии. /Под ред. НРадугина. -М.:Центр, 1997.-477 с.
221. Яворский Б. Романтизм: Переход к психологической эпохе. Эпоха непрерывно-психологического мышления. // Яворский Б. Избр. труды. Т. 2. Ч. 1. -М.:Сов. композитор, 1987.- С. 129-188.
222. Якиманская И.С. Разработка технологии личносгно-ориентированного обучения. // Вопросы психологии, 1995. № 2.
223. Cortot A. Aspects de Chopin. Paris. 1949. 324 p.
224. Hedley A Chopin. London. 1974. 214 p.
225. Smith F. Joseph. The Experiencing of Musical Sound. // Prelude to a Phenomenology of Music. №4, London, Paris, 1979. 256 p.
226. Tymieniecka Anna-Teresa. Logos and Life. Book 3. London. 1988. 496 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.