Формирование психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Кыштымова Екатерина Сергеевна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 268
Оглавление диссертации кандидат наук Кыштымова Екатерина Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1. Психологическая компетентность как объект научных исследований
1.2. Представления о медиа и их влиянии на личность
1.3. Содержание понятий медиакомпетентность и психологическая медиакомпетентность (ПМК)
1.4. Доверие и его взаимосвязь с психологической медиакомпетентностью личности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РЕКЛАМЫ
2.1. Психологическая медиакомпетентность в структуре профессиональной компетентности специалистов в области рекламы
2.2. Модель формирования психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы
2.3. База и методы исследования
2.4. Реализация программы формирования ПМК студентов
Выводы по второй главе
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ АНАЛИЗ .... 105 3. 1. Доверие личности медиаинформации
3.2. Определение достоверности новостного контента участниками эксперимента
3.3. Психологическая оценка рекламного медиаконтента
3.4. Динамика показателей ПМК: понимание художественных фильмов
3.5. Динамика показателей ПМК: понимание мультипликационных образов 150 Выводы по третьей главе
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Программа формирования психологической медиакомпетентности будущих
специалистов в области рекламы и связей с общественностью
Приложение
Программа Национальной академии медиаграмотности (КЛМЬБ)
Приложение
Примеры работ студентов
Приложение
Стимульный материал развивающих занятий
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Формирование медиакомпетентности будущих учителей средствами смешанного обучения2023 год, кандидат наук Гамисония Саида Сосоевна
Формирование профессиональной Я-концепции будущего специалиста в области рекламы2014 год, кандидат наук Синчурина, Марина Георгиевна
Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции2012 год, кандидат наук Шаблин, Михаил Сергеевич
Педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов вуза2013 год, кандидат наук Чеботарева, Наталия Игоревна
Медиакомпетентность как компонент политической культуры молодежи России2023 год, кандидат наук Медведева Мария Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важность формирования психологической медиакомпетентности студентов определена, во-первых, глобальной информатизацией и усиливающейся вовлеченностью современного человека в межличностные и массовые коммуникации, опосредствованные разными видами медиа, что обусловливает необходимость понимания психологических механизмов влияния медийных сообщений на личность и способов регуляции этих процессов. Во-вторых, одной из важнейших задач является подготовка специалистов, способных эффективно выполнять свои профессиональные функции в условиях медиаопосредствования. В-третьих, дискуссионным остается вопрос о способах определения характера влияния медиапродуктов на личность их потребителей, о критериях оценки психологической продуктивности или деструктивности медиаконтента. В-четвертых, в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года в качестве приоритетной задачи названо повышение информационной безопасности, одной из составляющих которой является информационно -психологическая безопасность. Для ее обеспечения специалисты, создающие медиаконтент, должны обладать такой психологической компетентностью, которая позволит им определять психологические риски, связанные с потреблением медиапродукции, осуществлять прогноз влияния разных видов медиа на психику отдельного человека и общество, создавать психологически безопасные медиасообщения. Психологическая медиакомпетентность, являясь компонентом психологической компетентности личности, определяет ее готовность к продуктивной и психологически безопасной медиакоммуникации.
Особую актуальность приобретают исследования психологической медиакомпетентности как составляющей профессиональной компетентности создателей медиаконтента - будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью. Рекламисты профессионально ориентированы на решение прагматических задач: привлечение внимания целевой аудитории к рекламируемому объекту и актуализацию потребительской мотивации. При этом
задачам определения особенностей воздействия рекламного контента на сознание и поведение детей и взрослых, вовлеченных в медиапотребление, минимизации его негативных последствий не уделяется должного внимания в процессе подготовки специалистов в области рекламы. Подготовка медиапроизводителей, способных реализовывать меры по обеспечению психологической безопасности потребителей медиаконтента, отвечает не только профессиональной этике его создателей, но и требованиям законодательных актов, в частности, Федерального Закона «О рекламе». Участники процессов медийной коммуникации должны осознавать психологические риски и уметь их предупреждать.
Проблема исследования определена противоречием между:
- доминированием опосредствованных медиа межличностных и массовых коммуникаций в жизненном пространстве современного человека и недостаточной разработанностью способов их психологического анализа и регуляции участниками коммуникации;
- законодательно закрепленным требованием психологической безопасности медиаконтента и неготовностью медиапроизводителей к его выполнению в связи с недостаточным уровнем их психологической медиакомпетентности;
- важностью формирования психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью и отсутствием формирующих программ для их реализации в условиях профессионального обучения.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования - «Формирование психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью».
Состояние разработанности проблемы исследования.
Психологической компетентности уделяется большое внимание в научных трудах (А.Д. Алферов, Л.В. Абдалина, Н.С. Аболина, Н.В. Андронова, И.А. Егорова, М.Б. Калашникова, С.С. Катахова, Л.С. Колмогорова, Т.Ю. Коновалова, У.Д. Кадыров, С.Г. Литке, М.И. Марьин, Е.Н. Митракова, Л. Л. Михайлова, С.В.
Пазухина, О.В. Суворова, О.Э. Хайитов, Т.Н. Щербакова) [10, 8, 6, 11, 48, 63, 67, 76, 77, 60, 93, 98, 104, 105, 116, 139, 156, 171]. Ее рассматривают как важный компонент развития профессионализма личности и условие эффективности разных видов профессиональной деятельности: педагогической (А.Д. Алферов, У.Д. Кадыров, М.Б. Калашникова, Л.С. Колмогорова, С.Г. Литке, Т.Н. Щербакова) [10, 60, 63, 76, 93, 171], медицинской (С.С Катахова, И.В. Семчук, Т.В. Огородова, Н.В. Яковлева) [67, 113, 175], управленческой (Л.В. Абдалина, Н.В. Азаренок, Т.Ю. Коновалова, М.И. Марьин, Е.Н. Митракова) [8, 9, 77, 98, 104]. При этом психологическая компетентность не рассматривалась как компонент профессиональной компетентности создателей медиаконтента и фактор, обусловливающий эффективность медиакоммуникаций.
Медиакоммуникации, готовность человека к их анализу и сознательной регуляции являются объектом внимания разных научных дисциплин. Критический дискурс медиаисследований задан Г. М. Маклюэном [96], который указал на возрастающую отчужденность человека от реальности в результате использования медиа. Философские основания психологических медиаисследований заложены в трудах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, С. Жижека, Д. Кампера, Н. Лумана, К. Метца, В. В. Савчука, В. Флюссера, Д. Хэзмондалша [16, 21, 50, 61, 95, 102, 126, 153,157]. Положения Т.Адорно и М.Хоркхаймера об «индустрии культуры» [158], которая, являясь развлекательным бизнесом, посредством медиа определяет представления людей о реальности, получили развитие в теории «культуры реальной виртуальности» [66, с. 316] М. Кастельса и представлениях о тотальности процессов коммодификации культуры Д. Хэзмондалша [157]. Под медиа ученые понимают любые артефакты, опосредующие восприятие, а также «новые медиа», под которыми понимаются цифровые (С. Х. Чаффи, П.Ортис, В. В.Савчук, Л. Манович) [189, 231, 126,97].
Психологические исследования медиакоммуникаций начались с работ по психологии масс (В. Вундт, Г. Лебон, Г. Тард, С. Московичи, З. Фрейд) [30, 90, 122, 107, 155]. Л.С. Выготский [31] и Г.Г. Шлет [170], разрабатывая представление о знаковом опосредствовании развития человека, а также о том,
что формальные особенности произведения искусства определяют характер его влияния на зрителя или читателя, заложили методологическую основу для исследований проблем медиапсихологии. Внимание психологов к проблеме медиаопосредствования привело к появлению медиапсихологии (П.Винтерхофф -Шпурк, М.В.Жижина) [26, 52].
Проблемам влияния медиаконтента на потребителей информации, обеспечения психологической безопасности личности, участвующей в медиакоммуникациях, посвящены исследования отечественных ученых: Т.Я. Аникеевой [99], Е.Л. Вартановой и Ю.П. Зинченко [25], А.Е. Войскунского [29], С.Н. Ениколополова [49], О.А. Карабановой и Ю.В. Мочаловой [99], А.Н. Любимова [91], Л.В. Матвеевой [99], Е.О. Смирновой и М.В. Соколовой [133], В.С. Собкина [130], Г.У. Солдатовой [131], Е.Е. Прониной [121], С.В. Тархова [142], А.М. Руденко [123], А.Ш. Тхостова [145], Л.Н. Федотовой [152].
Деструктивные последствия медийных коммуникаций для личности коммуникатора являются предметом научной рефлексии И.В. Жилавской [51], Т.А. Кубрак [80], С.Н. Хуторного [159], А.А. Пичикова [120], М.И. Яновского [176], С.А. Андерсона [178], С.М. Койна [186], Б.Дж. Бушмана [183]. Изучаются особенности воздействия медиа на семейные отношения (С. Скауг, Л. Уистрем, К.Т. Энглунд) [237]; на физическое здоровье и психику потребителей медиаконтента (А. Мазур [223], Н. МакКрей [225], К. М. Митчелл [229], X. Ву [244], Л.Дж. Шрум [238], К. Фуллер [200], М. Климанс [215], М.К. Лебержуа [220], Ф. Санборн, Р. Харрис [236], М.Р. Хайман [210]); на поведение детей и подростков (Е.О.Смирнова [134], О.А. Карабанова [65], К.П. Диллон и Б. Дж. Бушман [192], Ш С.А. Гилзай [203]).
Для определения готовности человека к медиакоммуникации ученые используют понятие «медиакомпетентность» (А.В. Федоров [150], М.В.Жижина [53], А.Е.Зеленова [55], С.В. Тархов [142], И.Я. Хазанов [206], Г. Тулодзеки [242], А. Перез - Родригес [233], П. Ауфдерхайде [179], Р.Г. Христос и У. Дж. Поттер [188], Р. Хоббс [207], Дж. Мейровиц [228], Д. Е. Алверманн [177], Т. Колтай [214], С. Пёнтинен и С. Раты-Заборски [232]).
Проблемам медиаобразования, подготовки медиакомпетентных специалистов в условиях вуза посвящены работы российских ученых: А.В. Федорова [195], Е.А. Бондаренко [22], И.В. Челышевой [160], И.В. Жилавской [51], А.А. Левицкой [219], В.В. Тулупова [144], И.М. Дзялошинского [41], Т.И. Мясниковой [109], Д.А. Дубовер [46]; а также зарубежных: М. Хогана [209], Р. Хоббса [207], Т. Редмонда [234], Р.Г. Христоса и В. Дж. Поттера [188], , П. Ауфдерхайде [179].
Центрирование на психологической составляющей медиакомпетентности стало основанием для образования конструкта «психологическая медиакомпетентность» и разработки ее структуры (И.М.Кыштымова, Л.В.Скорова) [84, 135]. Осуществляются попытки создания и реализации программы диагностики психологической медиакомпетентности (И.М. Кыштымова, Л.В. Скорова, Т.А. Медведева, Е.В. Черникова) [216, 136], которая предполагает умение производить психологический анализ медиаконтента для определения особенностей его воздействия на потребителя. Проблеме понимания адресатами медийных текстов, зависимости восприятия от их художественных особенностей посвящены исследования В.П. Белянина [18], Д.Матисона [101], В.Ф. Петренко [118], В.С. Собкина [130], Т.А. Гребенщиковой и Т.А. Кубрак [37], И.М. Кыштымовой [83], Е.Е. Прониной [121], М.И. Яновского [176] Алгоритмы психологического анализа при этом разнообразны, их логика определяется особенностями исследуемых медиапродуктов. Способы психологической экспертизы медиатекстов с целью определения потенциала их воздействия на детей и подростков являются предметом исследований, О.А.Карабановой [65], И.М.Кыштымовой [83], Л.В.Матвеевой [100], Е.О.Смирновой [133].
Обоснование принципов и условий формирования психологической медиакомпетентности создателей медиаконтента в условиях образовательного процесса остается нерешенной задачей. Это определило цель нашего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого-педагогическую программу формирования психологической
медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью.
Объект исследования - психологическая компетентность.
Предмет исследования - формирование психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью.
Теоретическая гипотеза исследования: психологическая медиакомпетентность (ПМК) является важным компонентом профессиональной компетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью, обусловливающим их готовность к определению психологического потенциала медиапродукта и обеспечению психологической безопасности его потребителей; ее формирование может быть продуктивным в условиях профессионального образования.
Исследовательские гипотезы:
1. Психологическая медиакомпетентность специалиста связана с целевыми установками его профессиональной деятельности, которые определяют различия выраженности компонентов ПМК у специалистов в области рекламы и связей с общественностью и педагогов-психологов.
2. Психологическая медиакомпетентность имеет отрицательную взаимосвязь с доверием личности медиаинформации и положительную - с доверием себе.
3. Формирование ПМК будущих специалистов в области рекламы и связей возможно в процессе реализации программы, предполагающей знакомство с теориями медиавлияния, обучение навыкам психологического анализа медиапродуктов с целью определения особенностей их потенциального воздействия: деструктивного или созидательного, пониманию возрастной адресации медийных сообщений, овладению способами психологической защиты личности в условиях медиакоммуникации.
4. Диагностика психологической медиакомпетентности будущих специалистов возможна в процессе определения выраженности ее компонентов и
сопоставления результатов психологической оценки медиатекста студентами с оценками этого медиатекста экспертами - специалистами в области психологического анализа медиапродуктов.
Задачи исследования:
1. Провести критико-аналитический обзор научной литературы по проблемам психологической компетентности и медиакомпетентности.
2. Выделить и охарактеризовать основные компоненты, входящие в структуру психологической медиакомпетентности специалистов в области рекламы и связей с общественностью.
3. Определить особенности взаимосвязи психологической медиакомпетентности личности с уровнем ее доверия информации, миру и себе.
4. Провести психологический анализ медиатекстов разного жанра и, на его основе, составить алгоритмы психологической оценки этих медиатекстов с целью определения их психологического потенциала.
5. Провести эмпирическое исследование с целью выявления уровня психологической медиакомпетентности у студентов, определить особенности ПМК будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью.
6. Создать модель формирования психологической медиакомпетентности студентов в условиях основного образовательного процесса вуза и, на ее основе, разработать и реализовать в процессе эксперимента программу по формированию психологической медиакомпетентности будущих специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью.
Теоретико - методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные принципы психологии: системности, детерминизма и взаимодействия/развития; концепции медиакоммуникаций М. Маклюэна, М. Кастельса, Д. Хэзмондалша, ВВ. Савчука; положения культурно-исторической психологии о знаковом опосредствовании развития человека Л.С. Выготского, Г.Г.Шпета, В.П. Зинченко, М.Коула, а также о медиаопосредствовании В.В.Абраменковой, Е.О. Смирновой, В.С. Собкина, Г.У. Солдатовой, Л.В. Матвеевой, А.Е. Войскунского, Р. Харриса, П. Винтерофф-Шпурка,
Е.Е. Прониной; педагогическая концепция медиаобразования (А.В. Федоров, И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина); исследования в области психологии рекламы (А.Н. Лебедев-Любимов, Е.Е. Пронина, Х. Кафтанджиев); представления о психологической безопасности личности И.А. Баевой; о психологической компетентности А.Д. Алферова, Н.С. Аболиной, Л.С. Колмогоровой, Т.Н. Щербаковой; о медиакомпетентности Г.У.Солдатовой, А.В.Федорова, И.М.Кыштымовой. При разработке алгоритмов диагностической оценки медиатекстов мы опирались на положения психосемиотики (Б.Ф. Ломов, Г.А.Глотова, И.М.Кыштымова, Е.С. Никитина).
Теоретическая значимость исследования:
1) обосновано представление о психологической медиакомпетентности как составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью;
2) создана модель формирования психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью.
3) обоснован диагностический алгоритм для выявления уровня ПМК специалистов в области рекламы.
Научная новизна исследования:
1) охарактеризована структура психологической медиакомпетентности специалистов в области рекламы и связей с общественностью;
2) обоснованы условия формирования психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью;
3) определена взаимосвязь психологической медиакомпетентности с доверием личности информации, миру и себе;
4) выявлены особенности психологической медиакомпетентности у будущих специалистов в области рекламы, педагогов-психологов и студентов, не изучавших психологию.
Практическая значимость:
1) разработана и апробирована в условиях образовательного процесса в вузе программа формирования медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью;
2) разработан и апробирован алгоритм определения психологической медиакомпетентности у специалистов в области рекламы;
3) результаты исследования применяются в вузе при профессиональной подготовке студентов - будущих специалистов в области рекламы. Они могут быть использованы для организации просветительской работы с субъектами образовательного процесса в образовательных учреждениях других видов, при реализации программ по работе с молодежью.
Методы исследования. Для проверки гипотез и решения поставленных задач использовались:
- теоретический анализ научных работ, посвященных исследуемой проблеме; методы сбора и обработки информации,
- формирующий эксперимент, в процессе которого использованы дидактико-психологические методы, описанные в его программе;
- для решения задачи диагностики психологической медиакомпетентности студентов и ее динамики в процессе эксперимента использованы методика определения выраженности компонентов ПМК в процессе психологического анализа медиатекстов, метод специализированного семантического дифференциала (СД); методика доверия/недоверия личности миру, себе, другим людям (А.Б. Купрейченко); опросник доверия/недоверия личности медиаинформации;
- метод групповой экспертной оценки применялся для получения эталонных психологических оценок медиаконтента, с которыми сравнивались оценки студентов;
- определение психологического потенциала медиатекстов проводилось с помощью метода имманентного психологического анализа медиатекста.
Обработка результатов исследования проводилась с помощью методов математической статистики: для сравнения показателей двух независимых
выборок использовались U-критерий Манна-Уитни и х2 Пирсона; при сравнении более двух независимых выборок - критерий H-Краскела-Уоллеса; оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака производилась с помощью критериев T-Вилкоксона и Мак-Неймара; для проверки внутренней согласованности показателей психологического анализа текста использовался коэффициент а Кронбаха; для сокращения размерности данных семантической оценки медиатекстов применялся факторный анализ. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета SPSS - 11.5.
Эмпирическая база исследования. Всего в исследовании приняли участие 171 человек. Экспериментальное исследование по формированию психологической медиакомпетенции (ПМК) проводилась на базе высшего учебного заведения ФГБОУ ВО «ИГУ», его участники - студенты, обучающиеся по профилю «реклама и связи с общественностью» - 67 человека, из них 11 юношей и 56 девушек. В состав контрольных групп вошли студенты - будущие психологи образования (29 человек) и студенты ИГУ других специальностей, которые на момент исследования не проходили подготовки по каким-либо психологическим дисциплинам (61 человек). В качестве экспертов выступили преподаватели «кафедры рекламы» (5 человек), а также магистры психологии, прошедшие подготовку по дисциплине «психологическая безопасность в медиапространстве» (9 человек).
Этапы проведения исследования:
1. Подготовительный этап (2018-2019 гг.) - проведен критический анализ философской, психологической и педагогической литературы по вопросам содержания понятий «психологическая компетентность» и
«медиакомпетентность», подходов к определению психологического потенциала медиапродуктов, психологической составляющей в структуре медиакомпетентности; способов формирования психологической медиакомпетентности.
2. Констатирующий этап (2019-2020 гг.) состоял в создании модели и разработке программы формирования психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы, выявлении у них начального уровня выраженности компонентов психологической медиакомпетентности.
3. Формирующий этап (2019-2021 гг.) включал реализацию программы по формированию психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью.
4. Контролирующий этап (2019-2021 гг.) включал обработку и анализ полученных данных, оценку эффективности реализации программы формирования психологической медиакомпетентности студентов.
5. Заключительный этап состоял в анализе и обобщении результатов исследования, изложении полученных результатов в диссертационном исследовании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологическая медиакомпетентность является составляющей профессиональной компетентности специалистов в области рекламы и связей с общественностью, определяющей их готовность к созданию психологически эффективной медиапродукции и прогнозированию особенностей воздействия медиатекстов на потребителей.
2. Структура психологической медиакомпетентности специалистов в области рекламы представлена когнитивным, ценностно - смысловым, рефлексивным, креативным и деятельностным компонентами. Содержание когнитивного определяется системой знаний о способах организации и критериях оценки психологически эффективной медиакоммуникации; рефлексивного -способностью к самоанализу и социальной рефлексии при оценке медиапродуктов; ценностно - смыслового - умением определять транслируемые медиатекстами смыслы, соотносить их с общественными ценностями; креативного - готовностью к созданию оригинальных рекламных медиапродуктов; деятельностного - навыками психологического анализа медиатекстов и организации психологически эффективной коммуникации.
3. Диагностика психологической медиакомпетентности возможна посредством определения выраженности ее компонентов: когнитивного, ценностно-смыслового, рефлексивного и деятельностного - при психологической оценке студентами медиатекстов, прогнозировании особенностей их воздействия на потребителей. Диагностический алгоритм реализации включает инвариантную и вариативную части. Инвариантная составлена из вопросов, направленных на понимание любого медиапродукта; вариативная - из вопросов, составленных, исходя из художественных особенностей оцениваемого медиатекста и результатов его психологического анализа. Уровень ПМК специалистов в области рекламы и связей с общественностью определяется в процессе сопоставления их оценок медиатекстов с эталонной - экспертной оценкой.
4. Психологическая медиакомпетентность взаимосвязана с доверием: «доверие себе» имеет положительную взаимосвязь с ПМК, «доверие медиаинформации» - отрицательную.
5. Целевая установка будущей профессиональной деятельности оказывает влияние на особенности формирования ПМК студентов в процессе их обучения в вузе и определяет различия выраженности компонентов ПМК у будущих специалистов в области рекламы, педагогов - психологов и студентов, не изучавших психологические дисциплины.
6. Формирование психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью является продуктивным при реализации формирующей программы, основные положения которой представлены в модели формирования ПМК и отражают особенности профессиональной деятельности создателей медиаконтента. Модель предусматривает развитие компонентов ПМК: когнитивного, ценностно -смыслового, рефлексивного, креативного и деятельностного - в процессе специально организованных занятий, предполагающих теоретическую и практическую подготовку студентов к созданию психологически эффективных медиапродуктов и прогнозированию особенностей их воздействия на целевую и социальную потребительскую аудиторию.
Достоверность полученных в исследовании результатов и выводов
обеспечены методологической обоснованностью реализуемого научного подхода, тщательностью и всесторонностью теоретического анализа проблемы, научной адекватностью используемых методических средств, междисциплинарным подходом к рассмотрению проблемы влияния медиа; корректным использованием методов сбора и обработки эмпирического материала; соответствием требованиям к планированию, организации и проведению научных исследований; использованием статистических методов обработки эмпирических данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в материалах международных, всероссийских, региональных и вузовских научных и научно-практических конференциях: в международной научно-практической конференции «Развитие и образование личности в современном коммуникативном пространстве», г. Иркутск, 2019г.; международной научно-практической конференции «Массовые коммуникации: интеграция научных парадигм (критерии и методы оценки эффективности коммуникаций)» г. Иркутск, 2019г.; всероссийской научно -практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В. Г. Асеевава, г. Иркутск, 2021г.; всероссийской научно -практической конференцию, посвященную памяти В. Н. Дружинина, г. Сочи, 2021г.
Публикации. По теме исследования опубликовано 15 научных статей, из них 3 статьи - в изданиях, входящих в реферативную базу данных Web of Science; 5 - в научных журналах, рекомендованных ВАК; 7 статей - в изданиях, индексируемых РИНЦ.
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ 1.1. Психологическая компетентность как объект научных исследований
Проблема психологической компетентности занимает важное место в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (А.Д. Алферов, Л.В. Абдалина, Н.С. Аболина, Н.В. Остапчук, М.Б. Калашникова, О.Э. Хайитов, Т.Н. Щербакова, A. Fotiadis, F. B. Tyler) [10, 8, 6, 115, 63, 156, 171, 198, 241], рассматривающих содержание, структуру, механизмы и условия ее формирования. При этом анализ теоретических исследований показывает, что существуют различные трактовки и подходы к структурному содержанию психологической компетентности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью в области рекламного дискурса2012 год, кандидат наук Суворова, Надежда Николаевна
Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования: На материале рекламы2005 год, кандидат педагогических наук Столбникова, Елена Анатольевна
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов2006 год, кандидат педагогических наук Кутькина, Олеся Петровна
Интегративный подход к формированию профессиональной компетентности студентов - будущих специалистов по рекламе2012 год, кандидат педагогических наук Николаева, Марина Алексеевна
Прагматика медиатизации культурного капитала в региональном медиалекте2024 год, кандидат наук Жеребненко Анна Вячеславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кыштымова Екатерина Сергеевна, 2023 год
использую
тся в 5.Какие
рекламном эмоции у
ролике чая зрителя
«Herbaria», вызывает
чтобы как используем
можно ый авторами
сильнеё в первом
воздейство эпизоде З.Выбранный авторами
вать на образ жанр рекламного
ваши темной медиатекста на Ваш взгляд
эмоции? воды? продуктивен?
11.Для 8. Какой
какой основной 6. Трансформация
возрастно мотив привычного для восприятия
й транслирует образа клоуна в рекламном
категории рекламный ролике чая «Herbaria»
годится ролик чая обладает(развивающим/дест
ролик? «Herbaria»? руктивным потенциалом)?
7.Рекламный ролик чая
«Herbaria» способствует
актуализации
потребительской
мотивации?
10.Если бы Вы
принимали
решение о том,
2.К какому 4.Какой принять данный
жанру Вы основной рекламный ролик
Стимул 2: бы смысл к выпуску на
Рекламный отнесли рекламного 1.Понравился ли вам экран в массы,
ролик клея рекламу ролика клея рекламный ролик клея какое решение Вы
"Секунда" клея? «Секунда»? «Секунда»? бы приняли?
9.Какие
приемы
использую
тся в
рекламном 5.Какие
ролике эмоции у
Клея зрителя
Секунда, вызывает
чтобы как используем
можно ый авторами
сильнеё образ
воздейство разбивающе З.Выбранный авторами
вать на йся жанр рекламного
ваши статуэтки в медиатекста на Ваш взгляд
эмоции? виде енота? продуктивен?
11.Для 8.Какой
какой основной 6.На Ваш взгляд реклама
возрастно мотив клея обладает
й транслирует развивающим/деструктивны
аудитории рекламный м потенциалом?
годится ролик? ролик клея?
7.Рекламный ролик клея способствует актуализации потребительской мотивации?
Стимульные новостные сообщения
1. «Звезда Гремлинов» Гизмо подал иск в верховный суд Лос-Анджелеса против Disney и «Малыша Йода», также известного как The Child, из популярного сериала Disney «Мандалорец». Гизмо утверждает, что Дисней украл его образ для создания симпатичного, приятного персонажа маленького Йоды. «Мой клиент, несомненно, является прототипом для нового персонажа Диснея, всем известного как Бэби Йода, и дизайнеры Disney точно знали, что они делали, когда разрабатывали окончательную форму Дитя», - сказал адвокат Крис Данте, представляющий Gizmo. «Мы требуем возмещения ущерба за стресс, потерю работы и эмоциональные потрясения, которые Малыш Йода причинил моему клиенту. Я уверен, что у нас есть веские основания для требования компенсации». Связаться с юристами Disney не удалось, однако анонимный сотрудник, работающий над сериалом «Мандалорец» сообщил, что при создании малыша Йоды, действительно, использовались наработки с фильма Гримлены» [204].
Ответ: это фейк. Вымышленный персонаж не может подать в суд.
2. «На этой неделе научно-исследовательский центр в Вайоминге сделал поразительное открытие, которое, несомненно, изменит взгляд миллионов американцев на движение по защите окружающей среды. Ученые нашли убедительные доказательства того, что солнечные панели не только преобразуют солнечную энергию в полезную энергию, но что они также истощают солнце своей собственной энергии, что может иметь катастрофические последствия, намного худшие, чем глобальное потепление. Ученые из Технологического
института, частного аналитического центра, расположенного в Шайенне, штат Вайоминг, обнаружили, что энергия, излучаемая солнцем, не просто улавливается солнечными панелями, но эта энергия напрямую физически отбирается от солнца этими панелями, в процессе, который они называют «принудительный фотоэлектрический дренаж». «Говоря простым языком, солнечные панели улавливают солнечную энергию, но со временем притягивают солнце, вынуждая высвобождать больше энергии, чем солнце на самом деле производит», -утверждает специалист. «Представьте себе водопад, сбрасывающий воду. Но вы не собираете воду ведрами, а всасываете ее пылесосом. В конце концов, вы втянете столько воды, что полностью осушите реку над водопадом». Солнечные батареи, разрушающие солнце, потенциально могут стать самой серьезной антропогенной климатической катастрофой в истории мира» [240].
Ответ: это фейк. Отсутствуют фамилии ученых, область их специализации, ссылки на специалистов так же без указаний фамилий и должностей.
3. «Основатель Amazon Джефф Безос, который во вторник объявил о своих планах уйти с поста генерального директора гиганта электронной коммерции в конце 2021 года, объяснил причину своего решения в электронном письме сотрудникам компании. В длинном сообщении Безос сказал, что его переход к роли исполнительного председателя «не связан с уходом на пенсию». Хотя миллиардер планирует и дальше играть активную роль в руководстве Amazon, он указал на желание уделять больше времени работе над другими своими проектами. «Быть генеральным директором Amazon - это серьезная ответственность, и это требует усилий», - написал Безос. «Когда на вас возложена такая ответственность, трудно сосредоточить внимание на чем-то еще. В качестве исполнительного председателя я буду продолжать участвовать в важных инициативах Amazon, но у меня также есть время и энергия, которые мне нужны, чтобы сосредоточиться на других моих увлечениях». Энди Ясси, давний руководитель Amazon, который в настоящее время возглавляет прибыльное подразделение веб-сервисов, заменит Безоса на посту генерального директора» [205]. Ответ: новость содержит достоверную информацию.
Стимульные художественные фильмы Пояснительная записка
В качестве стимулов использованы два фильма сериала «Черное зеркало»: «Звездолет Каллистер» и «Белый медведь». Герой «Звездолета Каллистер» -главный инженер крупной корпорации Роберт Дели, который создал свой собственный виртуальный космический мир по аналогии с любимым телесериалом. В этот мир он помещает цифровые копии симпатичных или, наоборот, неприятных ему сотрудников собственной компании, чтобы вымещать свою злость за то, что происходит в его реальной жизни, а также реализовывать собственные фантазии. При этом цифровые копии являются клонами реальных людей, у них сохраняется память о реальной жизни, они чувствуют, испытывают эмоции настоящих людей. Попавшая в этот мир коллега Роберта Нанет Коул взламывает код игры с целью выбраться из нее, что для цифровых копий в виртуальном мире означает смерть. Для участников игры смерть кажется лучшим исходом, чем жизнь в виртуальном пространстве в качестве марионеток. История заканчивается тем, что наказан сам создатель игры: он остается запертым в одиночестве в своем собственном виртуальном мире, без возможности вернуться в мир реальный.
Процесс просмотра фильма, в центре которого, с одной стороны, находится социально неуспешный герой, вынужденный создать целый мир, чтобы удовлетворить свою потребность в признании, так как не способен реализовать эту потребность в реальном мире; с другой - поставленный в экстремальные условия человек, вынужденный принимать определяющие жизнь решения, готовый пожертвовать собой, лишь бы не жить жизнью виртуальной, выполняет смыслообразующую функцию - идентификация зрителя с героями серии обусловливает его личностную динамику.
После реализации программы по формированию ПМК для диагностики выраженности ее компонентов у участников исследования была использована серия «Белый медведь» того же сериала [165]. В центре данного повествования находится женщина (Виктория Скилейн), которая ничего о себе не помнит. Она
просыпается в доме и находит фотографию маленькой девочки, которую принимает за свою дочь. Но в доме ребенка нет. Отправившись на поиски, женщина выходит из дома, после чего становится объектом «охоты» со стороны окружающих, которые постоянно снимают её на телефон. Она начинает кричать, чтобы съемка прекратилась, но на неё нападает вооружённый мужчина в балаклаве со странным символом. В конце зритель узнает, что все страшные события, происходящие с Викторией, являются хорошо срежиссированным спектаклем для развлечения аудитории, которая все это время снимала женщину на телефоны. Девочка, которую Виктория приняла за свою дочь, на самом деле жертва похищения жениха Виктории, который пытал и убил девочку, а Виктория снимала всё это на свой мобильный. «Белый медведь» — это игрушка девочки, которая стала национальным символом её поисков и расследования убийства, а символ на экранах и на масках охотников — это тату, которое было у жениха Виктории. Женщине было назначено наказание за преступление - каждый день переживать то ощущение беспомощности и ужаса, которое переживала похищенная девочка. При этом героине перед каждым новым днем стирают память, и она начинает проживать повторяющееся событие заново.
Таблица 3
Стимул/Компоненты Когнитивный Ценностно-Смысловой Рефлексивный
Стимул 1 / "Звездолет Каллистер" 4.Кому бы Вы рекомендовали просмотр этого фильма? 1.Какова основная мысль (идея) фильма? 7.Можно ли назвать фильм реалистичным?
5. Как вы думаете зачем автор фильма создал его и предложил зрителям? 2.Отметьте те ценности, которые утверждает данный фильм. 8.Можно ли сохранить личность неизменной в виртуальной реальности?
б.Отметьте те характеристики, которые, по вашему мнению, есть у автора (рассказчика этой истории) данного фильма. З.Отметьте утверждения, которые заключают в себе общечеловеческие ценности, ценности культуры вашего народа. 9.Герой Роберт Дейли болен?
10.Каковы причины наслаждения, испытываемого в виртуальной реальности? 11.Является ли выход из ВР сложным для всех? Почему?
17.Какие приемы, на ваш взгляд, используются в фильме, чтобы как можно сильнее воздействовать на ваши эмоции? 12. Можно ли быть свободным в ВР?
13.Каково значение концовки фильма?
14.Подумайте, изменились ли ваше мнение о себе и о других после просмотра фильма?
15. Что дал вам просмотр этого фильма?
Стимул 2/ "Белый медведь" 4.Кому бы Вы рекомендовали просмотр этого фильма? 1.Какова основная мысль (идея) фильма? 7.Можно ли назвать фильм реалистичным?
5. Как вы думаете зачем автор фильма создал его и предложил зрителям? 2.Отметьте те ценности, которые утверждает данный фильм. 8.Можно ли сохранить личность неизменной в виртуальной реальности?
б.Отметьте те характеристики, которые, по вашему мнению, есть у автора (рассказчика этой истории) З.Отметьте утверждения, которые заключают в себе общечеловеческие ценности, ценности культуры вашего народа. 9.Герой Виктория Скилейн больна?
11.Каковы причины наслаждения, испытываемого в ВР? 17.Подобный вид наказания имеет смысл? 10.Зрители, которые пришли понаблюдать за шоу, кто они?
19. Какие приемы, на ваш взгляд, используются в фильме, чтобы как можно сильнее воздействовать на ваши эмоции 12. Можно ли быть свободным в ВР?
13.Каково значение концовки фильма?
14.Подумайте, изменились ли ваше мнение о себе и о других после просмотра фильма?
15. Что дал вам просмотр этого фильма?
16. Хотелось бы Вам принять участие в качестве зрителя в таком шоу?
ИМЯ_ПОЛ_ВОЗРАСТ_
Оцените ролик по предложенным качествам. Например, если вы считаете, что оцениваемый объект «очень успешный», то обведите (3), если «успешный» - (2), если «немного успешный» - (1), если он «ни успешный, ни неуспешный», то отметьте (0), если немного неуспешный - (-1), если неуспешный (-2), если «очень неуспешный» - (-3).
1. успешный 3 2 1 0 1 2 3 неуспешный
2. честный 3 2 1 0 1 2 3 лживый
3. обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 непривлекательный
4. сформированный 3 2 1 0 1 2 3 расформированный
5. созидающий 3 2 1 0 1 2 3 разрушающий
6. твердый 3 2 1 0 1 2 3 мягкий
7. уважаемый 3 2 1 0 1 2 3 неуважаемый
8. свой/родной 3 2 1 0 1 2 3 чужой
9. дружелюбный 3 2 1 0 1 2 3 враждебный
10. добрый 3 2 1 0 1 2 3 злой
11. хитрый 3 2 1 0 1 2 3 простодушный
12. продуктивный 3 2 1 0 1 2 3 непродуктивный
13. высокие запросы 3 2 1 0 1 2 3 низкие запросы
14. уравновешенный 3 2 1 0 1 2 3 неуравновешенный
15. приятный 3 2 1 0 1 2 3 противный
16. уверенный 3 2 1 0 1 2 3 неуверенный
17. свобода 3 2 1 0 1 2 3 зависимость
18. понимающий 3 2 1 0 1 2 3 непонимающий
19. жизнерадостный/оптимист 3 2 1 0 1 2 3 унылый/пессимист
20. любимый 3 2 1 0 1 2 3 ненавистный
21. умный 3 2 1 0 1 2 3 ограниченный
22. душевный 3 2 1 0 1 2 3 бездушный
23. скромный 3 2 1 0 1 2 3 тщеславный
24. противоречивый 3 2 1 0 1 2 3 логичный
25. этический 3 2 1 0 1 2 3 аморальный
26. вызывающий доверие 3 2 1 0 1 2 3 не вызывающий доверие
27. гедонист 3 2 1 0 1 2 3 альтруист
28. справедливый 3 2 1 0 1 2 3 несправедливый
29. современный 3 2 1 0 1 2 3 консервативный
30. образованный 3 2 1 0 1 2 3 неквалифицированный
31. осмысленный 3 2 1 0 1 2 3 бессмысленный
32. сдержанный 3 2 1 0 1 2 3 протестующий
33. сложный 3 2 1 0 1 2 3 простой
34. саморазвивающийся 3 2 1 0 1 2 3 неразвивающийся
35. импульсивный 3 2 1 0 1 2 3 рефлексивный
36. гармоничный 3 2 1 0 1 2 3 дисгармоничный
37. коммуникабельный 3 2 1 0 1 2 3 необщительный
38. сотрудничающий 3 2 1 0 1 2 3 доминирующий
39. жесткий 3 2 1 0 1 2 3 гибкий
40.эстетический 3 2 1 0 1 2 3 безвкусный
41открытый миру 3 2 1 0 1 2 3 сдержанный
42.творческий 3 2 1 0 1 2 3 рутинный
43. активный 3 2 1 0 1 2 3 пассивный
44. хаотичный 3 2 1 0 1 2 3 упорядоченный
45. мудрый 3 2 1 0 1 2 3 глупый
ИМЯ_Пол_Возраст_
Пожалуйста, оцени героя мультфильма по предложенным качествам. Например, если он очень радостный, то поставьте галочку в клеточке 3 возле слова «радостный». Если он просто радостный - в клеточке 2, если немного радостный - в клеточке 1. Если он кажется очень печальным, поставь галочку в клеточке 3 возле слова «печальный», если немного печальным - в клеточке 1 справа._
3 2 1 0 1 2 3
радостный печальный
большой маленький
сильный слабый
хороший плохой
светлый темный
активный пассивный
приятный противный
холодный горячий
упорядоченный хаотичный
гладкий шершавый
простой сложный
напряженный расслабленный
влажный сухой
родной чужой
мягкий твердый
дорогой дешевый
быстрый медленный
добрый злой
жизнерадостный унылый
любимый ненавистный
свежий гнилой
умный глупый
острый тупой
чистый грязный
хитрый простодушный
правильный неправильный
красивый уродливый
свой чужой
Имя_Пол_Возраст_
Уважаемый респондент! Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы и выберите те ответы, которые соответствуют Вашему мнению или с которым Вы согласны.
1. Понравился ли вам рекламный ролик Чай «Herbaria»?
A. Да Б. Нет
B. Не знаю
А.Свой вариант ответа:_
2. К какому жанру относится реклама «Herbaria»?
A. Фэнтези Б. Драма
B. Ужасы
Г. Приключения
Д. Свой вариант ответа_
3. Выбранный авторами жанр рекламного медиатекста, на Ваш взгляд, продуктивен?
A. Да Б. Нет
B. Затрудняюсь ответить
4. Какой основной смысл рекламного ролика чая «Herbaria»:
A. Чай утоляет жажду
Б. В чае можно утопить страхи
B. Чай помогает забыть травмирующие воспоминания Г. Чай успокаивает
Д. Чай уносит от реальности
Е. Свой вариант ответа_
5. Какие эмоции у зрителя, на Ваш взгляд, вызывает используемый авторами в первом эпизоде образ темной воды:
A. расслабление, безмятежность
Б. сильное эмоциональное напряжение, тревога
B. восхищение, восторг Г. принятие, радость
Д. Свой вариант ответа_
6. Трансформация привычного для восприятия образа клоуна в рекламном ролике чая «Herbaria» обладает:
A. развивающим потенциалом Б. деструктивным потенциалом
B. Свой вариант ответа_
7. Рекламный ролик чая «Herbaria» способствует актуализации потребительской мотивации:
А.Способствует. Поясните
Б. Не способствует.
Поясните_
В. Затрудняюсь ответить
8. Какой основной мотив транслирует рекламный ролик чая «Herbaria»:
A. мотив жизни
Б. мотив достижения высшей цели
B. мотив смерти Г. мотив престижа
Д. мотив избегания неприятности
Е. Свой вариант_
9. Какие приемы, на ваш взгляд, используются в рекламном ролике чая «Herbaria», чтобы как можно сильнее воздействовать на ваши эмоции:
A. Цветовая гамма
Б. Быстрая смена кадров
B. Музыкальное сопровождение
Г. Необычный внешний вид персонажей Д.Ничего из перечисленного
Е. Другое (напишите):_
10. Если бы Вы принимали решение о том, принять данный рекламный ролик к выпуску на экран в массы, какое решение Вы бы приняли:
A. Ролик хороший, выпустить в prime-time . Б. Ролик никуда не годится, переделать.
B. Свой вариант ответа_
11. Для какой возрастной аудитории годится ролик:
A. для любой
Б. для тех, кто старше 3 лет
B. для тех, кто старше 7 лет
Г. для подросткового и более старшего возраста Д. для взрослых Е. ни для какой
Имя_Пол_Возраст_
Уважаемый респондент! Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы и выберите те ответы, которые соответствуют Вашему мнению или с которым Вы согласны.
1. Понравился ли вам рекламный ролик клея «Секунда»?
A.Да Б. Нет
B. Не знаю
Г. Свой вариант ответа:_
2. К какому жанру Вы бы отнесли рекламу клея?
A. Фэнтези Б. Драма
B. Ужасы
Г. Приключения
Д. Свой вариант ответа_
3. Выбранный авторами жанр рекламного медиатекста на Ваш взгляд продуктивен:
A. Да Б. Нет
B. Затрудняюсь ответить
4. Какой основной смысл рекламного ролика клея «Секунда»:
A. Чтобы не случилось клей поможет Б. В жизни все можно исправить
B. Жить бесценна
Г. Жизнь не имеет смысла без риска
Д. Свой вариант ответа_
5. Какие эмоции у зрителя, на Ваш взгляд, вызывает используемый авторами образ разбивающейся статуэтки в виде енота:
A. расслабление, безмятежность
Б. сильное эмоциональное напряжение, тревога
B. восхищение, восторг Г. принятие, радость
Д. Свой вариант ответа_
6. На Ваш взгляд реклама клея обладает:
A. развивающим потенциалом Б. деструктивным потенциалом
B. Свой вариант ответа_
7. Рекламный ролик клея способствует актуализации потребительской мотивации:
А.Способствует.
Поясните_
Б. Не способствует. Поясните
Г. Затрудняюсь ответить
8. Какой основной мотив транслирует рекламный ролик клея:
A. мотив жизни
Б. мотив достижения высшей цели
B. мотив смерти Г. мотив престижа
Д. мотив избегания неприятности
Е.Свой вариант_
9. Какие приемы, на ваш взгляд, используются в рекламном ролике клея Секунда, чтобы воздействовать на ваши эмоции:
A. Цветовая гамма
Б. Быстрая смена кадров
B. Музыкальное сопровождение
Г. Необычный внешний вид персонажей Д. Ничего из перечисленного Другое (напишите):
10. Если бы Вы принимали решение о том, принять данный рекламный ролик к выпуску на экран, какое решение Вы бы приняли:
A. Ролик хороший, выпустить в prime-time . Б. Ролик никуда не годится, переделать.
B. Свой вариант ответа_
11. Для какой возрастной аудитории годится ролик:
A. для любой
Б. для тех, кто старше 3 лет
B. для тех, кто старше 7 лет
Г. для подросткового и более старшего возраста Д. для взрослых Е. ни для какой
Опросник для анализа печатной рекламы Gerber и Febreze
Уважаемый респондент! Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы и выберите те ответы, которые соответствуют Вашему мнению или с которым Вы согласны.
Пол_Возраст_Имя_
1. Какая из двух реклам Вам понравилась больше?
A. Реклама Gerber Б. Реклама Febreze
B. Затрудняюсь ответить
2. Отметьте те ценности, которые утверждает реклама Gerber
A. Дети нуждаются в защите и любви своей семьи.
Б. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста или социального положения.
B. Справедливость всегда торжествует.
Г. Любовь - это прежде всего объятия и радость. Д. Честность - всегда лучшая политика. Е. Семья-это много домашней работы. Ж. Чтобы иметь единомышленников, их надо убеждать.
3. К родителям всегда надо относиться уважительно.
И. Дети должны с раннего возраста знать, что родители в семье главные, так как зарабатывают на жизнь.
К. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Л. Свой вариант ответа:_
З.Отметьте те ценности, которые утверждает реклама Febreze:
A. Дети нуждаются в защите и любви своей семьи.
Б. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста или социального положения.
B. Справедливость всегда торжествует.
Г. Любовь - это прежде всего объятия и радость. Д. Честность - всегда лучшая политика. Е. Семья-это много домашней работы. Ж. Чтобы иметь единомышленников, их надо убеждать.
3. К родителям всегда надо относиться уважительно.
И. Дети должны с раннего возраста знать, что родители в семье главные, так как зарабатывают на жизнь.
К. Мы в ответе за тех, кого приручили
Л. Свой вариант ответа:_
4. Отметьте утверждения, которые заключают в себе общечеловеческие ценности, ценности культуры вашего народа.
А. Дети нуждаются в защите и любви своей семьи.
Б. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста или социального положения.
В. Справедливость всегда торжествует.
Г. Любовь - это прежде всего объятия и радость.
Д. Честность - всегда лучшая политика.
Е. Семья - это много домашней работы.
Ж. Чтобы иметь единомышленников, их надо убеждать.
З. К родителям всегда надо относиться уважительно.
И. Дети должны с раннего возраста знать, что родители в семье главные, так как зарабатывают на жизнь.
К. Мы в ответе за тех, кого приручили Л.Свой вариант ответа:_
5. Какую возрастную категорию Вы бы присвоили рекламе Gerber?
A.детям любого возраста Б. детям с 6 лет
B. детям с 12 лет Г. Детям с 16 лет Д. Взрослым
Е. Никому
6. Какую возрастную категорию Вы бы присвоили рекламе Febreze?
A. детям любого возраста Б. детям с 6 лет
B. детям с 12 лет Г. Детям с 16 лет Д. Взрослым
Е. Никому
7.Какие эмоции на Ваш взгляд вызывает у зрителя реклама Gerber?
A. положительные. Б. отрицательные.
B. не вызывает никаких эмоций
Г. Свой вариант ответа:_
8. Какие эмоции на Ваш взгляд вызывает у зрителя реклама Febreze?
A. положительные. Б. отрицательные.
B. не вызывает никаких эмоций
Г. Свой вариант ответа:_
9. Какой из двух рекламных плакатов, на Ваш взгляд, актуализирует потребительскую мотивацию
А. реклама Gerber
Поясните_
Б. Реклама Febreze Поясните
В. Оба Поясните
Г. Ни один
Поясните_
10. Если бы Вы принимали решение о том, принять данный рекламный плакат к выпуску в массы, какое решение Вы бы приняли относительно рекламного плаката Gerber:
A. Плакат хороший, принять к печати.
Б. Плакат никуда не годится, переделать.
B. Свой вариант ответа_
11. Если бы Вы принимали решение о том, принять данный рекламный плакат к выпуску в массы, какое решение Вы бы приняли относительно рекламного плаката Febreze:
A. Плакат хороший, принять к печати.
Б. Плакат никуда не годится, переделать.
B. Свой вариант ответа_
Приложение 10 «Звездолет Каллистер»
ИМЯ_Пол_Возраст_
1. Какова основная мысль (идея) фильма?
A. Виртуальная реальность лучше жизни в реальном мире
Б. Уход от реальности может привести к тяжелым последствиям
B. Виртуальная реальность - это только игра, и ничего больше
Г. Виртуальная реальность позволяет быть кем хочешь и делать все, что хочешь без последствий
Д. Зло всегда наказывается
Е. Виртуальная реальность дает возможность реализовать себя Ж. Виртуальная реальность помогает наладить общение, развить коммуникативные навыки
З. Свой вариант ответа_
2. Отметьте те ценности, которые утверждает данный фильм:
A. Главное в жизни - прожить жизнь в своё удовольствие.
Б. Каждый человек требует уважительного отношения независимо от пола и возраста.
B. Для достижения цели любые средства хороши
Г. Надо уважать право других людей жить так, как они считают правильным, и не навязывать им свою точку зрения. Д. Жизнь дана на добрые дела.
Е. Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия и нести ответственность за принимаемые решения
Ж. Свой вариант ответа:__
3. Отметьте утверждения, которые заключают в себе общечеловеческие ценности, ценности культуры вашего народа.
A. Главное в жизни - прожить жизнь в своё удовольствие.
Б. Каждый человек требует уважительного отношения независимо от пола и возраста.
B. Для достижения цели любые средства хороши
Г. Надо уважать право других людей жить так, как они считают правильным, и не навязывать им свою точку зрения. Д. Жизнь дана на добрые дела.
Е. Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия и нести ответственность за принимаемые решения Ж. Свой вариант_
4. Кому бы Вы рекомендовали просмотр этого фильма?
A. всем
Б. детям с 6 лет
B. детям с 12 лет
Г. зрителям с 16 лет Д. Взрослым (18+) Е. Никому
5. Как вы думаете, зачем автор фильма (рассказчик истории) создал его и предложил зрителям:
A. Чтобы таким образом выразить себя и рассказать о своём представлении о будущем, которое ожидает общество.
Б. Чтобы заработать на прокате.
B. Просто развлечь зрителей.
Г. Чтобы навязать зрителям свои идеи о том, как люди должны относится к миру виртуальной реальности.
Д. Чтобы предложить зрителям свою точку зрения на главные жизненные ценности и чтобы зрители задумались о них.
Е.Свой вариант ответа:_
6. Отметьте те характеристики, которые, по вашему мнению, есть у нарратора (рассказчика) кинематографической истории:
A. Он любит жить в своё удовольствие, развлекаясь. Б. Он постоянно трудится.
B. Он не считается с мнением других людей. Г. Он уважает других людей.
Д.Он глупый. Е. Он умный. Ж. Он хитрый
З. Он очень открытый и искренний.
И. Он эгоист.
К. Он живёт для других.
Л. Свой вариант ответа:_
7.Можно ли назвать фильм реалистичным? А.Да.
Поясните_
Б.Нет.
Поясните_
8. Можно ли сохранить личность неизменной в виртуальной реальности?
A. Конечно, виртуальная реальность не влияет на личность
Б. Невозможно, потому что меняется мировосприятие и начинаешь мыслить иными категориями
B. Бывает по разному, в зависимости от типа виртуальной реальности
Г. Зависит от возраста. Поясните_
Д. Зависит от личности. Поясните_
9. Герой Роберт Дэйли болен? А.Да.
Б. Нет.
10. Каковы причины наслаждения, испытываемого в ВР?
А. Возможность вести себя как хочешь и делать все, что хочешь (то, что неприемлемо в реальности)
Б. возможность на короткий промежуток времени уйти от проблем реального мира
В.виртуальная реальность не приносит наслаждение
Г. Свой вариант ответа_
11.Является ли выход из ВР сложным для всех? Почему?
А.Да.Поясните_
Б. Нет. Поясните_
12. Можно ли быть свободным в ВР?
А. Да. Поясните_
Б. Нет. Поясните_
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.